Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса.
Человек и время года – это все вокруг….

Это всё вокруг ПРИРОДА .

Именно о ней мы и поговорим на нашем интернет-уроке по окружающему миру.

Что ты знаешь о природе? И что такое природа?

Природа — это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

Посмотри на рисунки и найди объекты природы…


Что скажешь об этих картинках?


Верно, это всё природа. На какие две группы можно разделить объекты природы?

Природа бывает ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ

Как ты думаешь, как отличить живую природу от неживой природы?….

Итак, живая природа ДЫШИТ, ПИТАЕТСЯ, РАСТЁТ, РАЗМНОЖАЕТСЯ.

Как дышат рыбы? животные? растения? Как и чем питаются растения? животные? птицы? рыбы? Как размножаются растения (яблоня, пихта), животные (кролик, рыба, птица, бабочка)?

Играем в игру «Живая природа-неживая природа».

Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то ты показываешь, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоишь на месте.

Ворона, снег , дождь, белка, гора , берёзовый листочек,гром , солнце, медведь, обезьяна, облако , цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ.

Деньги – давай подумаем, это природа или нет?….

Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.

Деньги называют богатством. Если у человекамного денег, как его называют? …..Богатым.

Значит, деньги — это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ!


Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.

У меня в руках стакан воды…

А вода это богатство? ….

Без колец, без золота прожить мы сможем? А без ВОДЫ мы сможем?…Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живое существо не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством .

Наша природа очень богата. Природа — наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.

На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природные богатства можно разделить на следующие группы: живые природные богатства и неживые природные богатства. Приведи пример каждой группы.

Подумай, может ли живая природа существовать с неживой природой?

Проведи опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотри, куда тянутся их веточки. Поверни растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотри, куда будут направлены веточки растения.

Интересно, но н екоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.

Игра «Живое- неживое»

— Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

3. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто не подбирает:

Ни царь, ни девица,

Ни красная девица. (Град)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево)

5. Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)

6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

А теперь — подумай,

— что ты знал ……,

— что узнал….,

— что хочешь узнать…

Мы с самого рождения окружены природой, ее красота и богатство формируют внутренний мир человека, вызывают восхищение и упоение. Да что говорить, сами мы также ее часть. И наряду с животными, птицами, растениями являемся составляющими так называемой живой природы. Сюда же относятся грибы, насекомые, рыбы и даже вирусы и микробы. Но каковы в таком случае объекты неживой природы?

Изучением этой части мира занимаются естественные науки. И если, как можно логично предположить, к живой природе относится все, чему присуща жизнь, то к неживой можно причислить все остальное. Что именно, обсудим далее. И самое первое, о чем стоит рассказать, это четыре основные стихии.

Объекты

В первую очередь, неживая природа - это сама земля, а также части земного ландшафта: песок, камень, ископаемые и минералы. К этой же "компании" можно отнести даже пыль, ведь она является скоплением мелких частичек всего вышеперечисленного. Также неживая природа - это мировой океан и каждая капля воды в нем. Вообще, наша планета покрыта влагой на 71%. Она встречается и глубоко под землей, и в которым мы дышим. И все это - тоже объекты неживой природы.

Воздух тоже относится к данной категории. А вот населяющие его микроорганизмы - это уже природа вполне живая. Зато запахи и ветер попадают под описываемые нами явления. Также неживая природа - это огонь. Хотя его, пожалуй, чаще других стихий представляют одушевленным в человеческой культуре.

Примеры

Ну и хочется наглядно показать, что представляет собой неживая природа. Примеры ее объектов крайне разнообразны: это и все ветры, дующие на планете, и каждое озеро или лужа, и горы, и пустыни. К неживой природе относится солнечный свет и лунное сияние. Она же представлена всеми видами погодных явлений: от дождика до торнадо и В общем и целом неживая природа - это та совокупность факторов и условий, в которых мы с вами проживаем.

Заключение

При этом отделять ее от живой природы было бы неправильно: обе разновидности являются симбионтами и влияют друг на друга. Так, люди, животные, бактерии - все виды в процессе своего существования эволюционируют, то есть приспосабливаются к существующим условиям. В свою очередь, жизнедеятельность каждого существа формирует и изменяет природу неживую. В случае с животными - это удобрение почвы, рытье нор. В случае с людьми - более глобальная обработка ландшафта, использование полезных ископаемых, строительство городов. Практически вся деятельность человека направлена на изменение неживой природы в угоду собственным целям. К сожалению, именно такого рода поступки не всегда приводят к положительным результатам. Из-за человеческого воздействия пересыхают водоемы, истощается слой почвы в результате неправильно организованной сельскохозяйственной деятельности, разрушается А потому следует помнить, что не только животные и птицы требуют защиты от вымирания. Объекты неживой природы также нередко нужно ограждать от варварского использования человеком.

Природа — это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. В этом множестве прекрасно взаимосуществуют объекты живой и неживой природы. Если все живое дышит, питается, растет и размножается, то тела неживой природы практически всегда остаются неизменными, статичными.

Если осмотреться вокруг, то нас повсюду окружают объекты неживой природы: вот струится ручей, вдали видятся высокие горы, ветер шуршит опавшей листвой, по небу плывут облака, ласково пригревает Солнышко. Все это: воздух, вода, облака, опавшие листья, ветер и Солнце являются объектами неживой природы.

Более того, неживая природа первична, именно из нее зародилась жизнь на Земле. Все живые организмы пользуются дарами неживой природы, существуют за счет нее и, в конце концов, после умирания сами становятся ее объектами. Так, срубленный ствол дерева, опавшие листья, труп животного — это уже тела неживой природы.

Признаки объектов неживой природы

Если сравнивать объекты неживой природы с живыми организмами, то легко перечислить основные признаки неживых объектов: они не растут, не размножаются, не дышат, не питаются и не умирают. Так, например, горы, однажды появившись, тысячелетиями устремляют свои пики к небу. Или планеты, миллиарды лет назад выстроившись в стройную Солнечную систему, так и продолжают свое существование.

Поэтому к главным отличительным признакам объектов неживой природы можно отнести следующие:

  • Устойчивость
  • Слабую изменчивость
  • Неспособность дышать, питаться. Им попросту не нужно питание.
  • Неспособность к размножению. При этом сами объекты неживой природы, однажды появившиеся на земле, не исчезают и не умирают. Разве что под воздействием окружающей среды способны перейти в другое состояние. Например, камень со временем может превратится в пыль. А самый яркий пример перевоплощения — круговорот воды в природе, в котором объект неживой природы (вода) проходит все этапы своего состояния, превращаясь из воды в пар, потом опять в воду и, наконец, в лед.
  • Неспособность к движению. Большинство объектов неживой природы инертны. Так, камень движется, если его только столкнуть. Да и вода в реке течет только потому, что элементы, из которых она состоит, имеют слабые внутренние связи и стремятся занять самое низкое место, образуя течение.
  • Неспособность к росту. Несмотря на то, что объекты неживой природы способны изменятся в объеме (например, "растут" горы, увеличиваются кристаллы соли и т.д.), но при этом увеличение происходит не потому, что образуются новые клетки. А потому что к старым прикрепляются "вновь прибывшие".

Объекты неживой природы: примеры

Объектов неживой природы настолько много и они настолько разнообразны, что одна наука просо не в силах изучать их все. Этим занимается сразу несколько наук: химия, физика, геология, гидрография, астрономия и др.

По одной из существующих классификаций все объекты неживой природы делятся на три большие группы:

  1. Твердые тела . Сюда относятся все горные породы, минералы, вещества, составляющие почву, ледники и айсберги, планеты. Это камни и залежи золота, скалы и алмазы, Солнце и Луна, кометы и астероиды, снежинки и град, песчинки и хрусталь.

Эти объекты имеют четкую форму, им не нужно питание, они не дышат и не растут.

  1. Жидкие тела — это все объекты неживой природы, находящиеся в состоянии текучести, не имеющие определенной формы. Например, роса и капли дождя, туман и облака, вулканическая лава и река.

Все эти виды объектов неживой природы тесно взаимосвязаны с другими телами, но также не нуждаются в пище, дыхании и не способны к размножению.

  1. Газообразные тела — все вещества, состоящие из газов: воздушные массы, водяной пар, звезды. Атмосфера нашей планеты — вот самый большой объект неживой природы, который если и изменяется, то только под воздействием окружающей среды. Но при этом не питается, не растет, не размножается. Однако именно воздух жизненно необходим для жизни.

Какие объекты неживой природы необходимы для жизни

Мы уже упоминали, что без объектов неживой природы жизнь на нашей планете невозможна. Из всего обилия для существования живой природы особую важность имеют следующие тела неживой природы:

  • Почва. Понадобилось несколько миллиардов лет прежде чем почва стала обладать теми свойствами, которые позволили появиться растениям. Именно почва связывает атмосферу, гидросферу и литосферу, в почве происходят самые важные физические и химические реакции: отжившие растения и животные разлагаются, трансформируются в полезные ископаемые. А еще почва защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя ядовитые вещества.
  • Воздух — крайне необходимая субстанция для жизни, так как все объекты живой природы дышат. А растениям воздух необходим не только для дыхания, но и для образования питательных веществ.
  • Вода — основа основ и первопричина зарождения жизни на Земле. Все живые организмы нуждаются в воде, для кого-то это среда обитания (рыбы, морские животные, водоросли), для других — источник питания (растения), для третьих — важнейший компонент питательной схемы(животные, растения).
  • Солнце — еще один объект неживой природы, ставшей причиной зарождения жизни на нашей планете. Его тепло и энергия необходимы для роста и размножения, без солнца не будут расти растения, замрут многие физические и химические реакции и циклы, которые поддерживают жизненный баланс на земле.

Связь неживой природы с живой весьма многогранна. Все природные тела, окружающие нас, неразрывно связаны тысячью нитей. Например, человек — объект живой природы, но ему нужны воздух, воды и Солнце для жизни. А это объекты неживой природы. Или растения — их жизни невозможна без почвы, воды, солнечного тепла и света. Ветер — объект неживой природы, заметно влияет на способность растений к размножению, разнося семена или сдувая сухие листья с деревьев.

С другой стороны и живые организмы неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав, растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

Урок № 1

Тема: Природа вокруг тебя. Природа живая и неживая

· Познакомить учащихся с задачами курса "Человек и мир", с учебным пособием, в процессе закрепления и расширения понятий «природа», «живая», «неживая» природа развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать;

· учить видеть красоту окружающей природы, стимулировать желание познавать, беречь и охранять природу родного края.

Оборудование:

Таблицы, картины, на которых изображены предметы природы и орудия труда человека, книги о природе, разборная таблица-схема «Природа неживая и живая», плакаты «Природа – наш дом», «Природа – наш учитель»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Знакомство с задачами курса «Человек и мир», учебным пособием.

III. Актуализация знаний.

Учитель. В 1-м классе мы узнали, что такое природа. Давайте вспомним, что же это такое? (Ответы).

Мы живем на земле. На ней растут деревья, кустарники и травы. Живут разные животные, птицы, насекомые, рыбы, лягушки и змеи. Нас окружает прозрачный воздух, по земле текут ручьи и реки. По небу плывут облака. В ясную погоду можно увидетз»?ол4ще, а ночью - Луну и звезды; в пасмурную - тучи. Все это природа. Не относится к при­роде лишь то, что сделано руками человека.

Изучение природы поможет нам полюбить ее.

Для чего нужно знать и любить природу? (Чтобы становиться счастливее, добрее, умнее, укреплять свое здоровье. Мы все - дети матери-природы. Природа - главный наш учитель!)


Учитель. Сегодня на уроке перед нами стоит задача вспомнить, что такое живая и неживая природа, а также учиться сравнивать, делать вы­воды, работать с учебником.

Работа с учебным пособием.

Чтение стихотворения учителем; ответы на вопросы (с. 3). Игра «Природа живая и неживая».

Учитель-раздает карточки, на которых написаны названия предме­тов неживой и живой природы; предметов, сделанных человеком: пе­сок, береза, глина, крапива, синица, вода, воздух, Солнце, Луна, белка, лягушка, растения, животные, парта, учебник, ручка.

Примечание: каждое слово записано на отдельной карточке; пары учеников получают карточки с частью этих слов, чтобы не было пере­грузки.

Задание.

Все предметы нужно разделить на две группы. Естественно, воз­никнет проблема: к чему отнести предметы, сделанные руками челове­ка? После игры и проверки результатов работы учащимся предлагается составить схему:

Схема I

Затем ее можно прокомментировать:

Природу составляют отдельные предметы (тела). Дерево, почва, воздух, вода, животные и т. д. - это предметы, тела природы.

Природа делится на живую и неживую.

К живой природе относятся: человек, растения, животные. Они рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают.

К неживой природе относятся: Солнце, Луна, звезды, почва, вода, воздух.

Почему? (Эти тела не питаются, не дышат, не размножаются, не умирают.)

Физкультминутка.

Стали мы ученикам,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Беседа «Что дает природа человеку?».

Природа дает человеку все необходимое для жизни - воду и пищу, материал для одежды и жилья. Человек открыл запасы угля, нефти, же­леза, торфа; научился выращивать овощи, фрукты. Люди изучают при­роду. Знания о ней помогают им правильно использовать ее богатства, сохранять и умножать их.

Скажите, может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы.)

Как вы думаете, без чего вообще не было бы жизни на нашей планете? (Без Солнца.)

Затем предлагается вывод учителя или сравнение ответов учащихся с текстом учебного пособия.

-

-Работа с учебным пособием.

Чтение текста детьми по цепочке; ответы на вопросы 1-3 (с. 4 -5).

V. Закрепление.

-Игра «Назови нужное».

В игре используется мяч. Например, учитель произносит: «Неживая природа» и бросает мяч одному из учащихся, который должен назвать объ­ект, относящийся к предметам неживой природы. Также называются сло­восочетания: «природа», «живая природа», «предметы труда человека».

-Дидактическая игра «Свари борщ».

Среди детей выбирается «повар». Он должен сварить борщ. Дети на­зывают овощи для борща: картофель, морковь, перец, капуста, свекла, помидоры, петрушка, лук, чеснок. Советуют, как готовить: «Заливаем водой, солим. Закрываем кастрюлю крышкой и варим на огне».

-Учитель. Пока борщ варится, давайте определим, предметы какой природы мы туда положили.

Таблица 1

Учитель. Вот и готов наш борщ. Можно его есть. В какую же груп­пу мне поместить борщ? (Ответы.)

Вывод: В природе существует то, что сделано руками человека, но из природных материалов. Отгадывание загадок.

Ягоды не сладость,

Зато глазу - радость,

Садам - украшение,

Друзьям - угощение.

(Рябина.)

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка,

И сверкает солнце.

(Ромашка.)

Каким одним словом можно назвать все загаданные предметы? (Растения.)

Как вы думаете, растения умеют двигаться? (Ответы.)

Растения тоже умеют двигаться. Рост растения - это тоже движение, но очень медленное. Растения могут совершать и другие движения.

Многие цветы к вечеру закрываются, а утром раскрываются. То же происходит и с листьями. Так, у мимозы листки сворачиваются, если к ним прикоснуться.

VI. Подведение итогов урока.
Игра «Доскажи словечко».

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поля, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг - ... (природа).

Учитель. Что же такое природа? (Это все, что нас окружает, а так­же то, что сделано руками человека.)

Какой бывает природа? Приведите примеры.

Как вы понимаете выражение: «Живая и неживая природа вза­имосвязаны»? (Например, без солнца невозможна жизнь на нашей планете.)

-Работа с учебным пособием.

Рассмотреть рисунки и ответить на вопросы (с. 6).

Какое значение имеет природа для человека? (Природа - источ­ник жизни, дает пищу, воздух, одежду и т. д. Природа - источник пмнаним, дает нам радость открытий. Изучая животных, растения, человек создает сложные аппараты, приборы. Природа способствует сохранению нашего чдоровья.)

VII. Рефлексия.

Учитель. Возьмитесь за руки. Чувствуете тепло, которое исходит от каждою из вас? Дарите его окружающим! Чтобы вы пожелали друг другу после нашего урока? Понравился ли вам наш урок?

VIII. Домашнее задание.

Урок 2 Строение растений. Условия, необходимые для роста и развития растений

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Что такое природа? (Ответы.)

Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

Что относится к живой природе? Почему? (Растения, живот-
ные, человек; они рождаются,питаются, дышат, размножаются
и умирают.)

Приведите примеры. \

Что относится к неживой природе? Почему? Приведите примеры.

III. Изучение новою материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучать царство растений. Узнаем, и I киких частей состоят растения, познакомимся с условиями, необходи­мыми для их роста и развития.

Практическая работа.

На партах у детей - гербарий, где видны части растений. На доске - картинки различных растений.

Что вы видите на этих картинках? (Называются растения.) Как назвать их одним словом? (Растения.) - На какие три группы можно их разделить? (Деревья, кустарни­ки, травы.)

Что общего у всех растений? (Корни, листья.) Правильно. Но растения имеют и другие общие части. Рассмотрите спои растения. Большинство из них имеет стебель. Найдите его у ва­ших растений.

Покажите стебель растений на картинках, расположенных на доске. Чем отличаются стебли этих растений? (У яблони и других дере­вьев, у кустарников, например, смородины, малины, они прочнее, по­крыты корой, а у остальных растений мягкие, травянистые. Стебель у дерева называется стволом.)

Рассмотрите свои растения. Какую часть вы еще можете выделить? (Дети показывают цветы, плод с семенами.)

Вывод: У растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

Работа с учебным пособием.

Рассмотреть рисунок. Назвать части растения (с. 20).

Игра «Угадай части растения».

1. Орган (часть) растения, который растет вниз; находится в почве.
(Корень.)

2.Часть растения, которая растет вверх. (Стебель.)

3.Части растения, которые растут на стеблях. (Веточки, листья.)

4.Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветки.)

5. Орган, который развивается из цветка. В нем находятся семена. (Плод.)
Учитель. Зачем же нужны растениям их корни, стебли, листья, цве-
ты, плоды с семенами?

Физкультминутка.

На доске схема:

Солнце - растения * человек Схема 2

Как вы можете объяснить эту схему? (Ответы детей.) Учитель. Очень долго человек старался выяснить, как растут растения,

чем они питаются, какие условия им нужны для роста и развития. Год за годом человек наблюдал за растениями, проделывая множество опытов, пока не разобрался.

Своими корнями растения высасывают из почвы воду с раство­ренными в ней питательными веществами. Это еще и опора растения. По стеблю питательные вещества разносятся к другим частям расте­ния. Листья - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету - солнечный свет несет энергию. С ее помощью образуются не только питательные ве­щества, но и кислород. Растения выделяют его в воздух.

Цветки - это орган размножения у растений. На их месте потом по­являются плоды с семенами.

IV. Закрепление.

Учитель. Посмотрите еще раз на схему 2. Как слова «солнце», «рас­тение», «человек» распределить на две группы? (Солнце - неживая природа; растение, человек - живая.)

Что еще нужно растениям для роста и развития? (Вода, тепло.)

Может ли живая природа обойтись без неживой? (Ответы.)

V. Подведение итогов урока.

На парте у каждого ученика конверт с частями растений. Игра «Собери растение». Работа в парах.

Из каких частей состоит растение? (Ответы.)

Какие условия нужны растениям для роста и развития? (Ответы.)

VII.Рефлексии.

VIII.Домашнее задание.

Нарисовать части растений.

УРОК № 3 ТЕМА: Растения сада и огорода. Экскурсия на огород осенью

Цели: формировать, у школьников конкретные представления о растениях огорода и сада, о поня­тии «культурные растения»; содействовать осознанию учащимися, какой большой труд человека необходим для тою, чтобы вырастить культурные растения; развивать умение наблюдать за осенними изме­нениями в природе и труде людей.

Ход урока

I. Оргмомент.


Учитель. Что такое природа?

Какой бывает природа?

Как вы понимаете слова: «в природе все взаимосвязано»?

Какое значение в нашей жизни имеет Солнце? (Ответы.)

Когда это бывает?

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень.)

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает - когда это бывает?

(Поздней осенью.)

Знакомство с темой и задачами урока. (Урок проводится в случае невозможности провести экскурсию.)

Учитель. Сегодня мы совершим с вами воображаемую экскурсию в город и в сад. Как вы думаете, погода нам не помешает? (Ответы.)

Обсуждение результатов наблюдений за погодой.

Работа с пословицами:

® «Осенью и воробей сытый».

® «Осень - всех за стол просим».

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Почему всех за стол просят? Не потому ли, что стол богат и есть чем угостить - много фруктов и овощей? (Ответы.)

IV. Экскурсия на огород.

Что такое огород?

Где он расположен?

Как он освещен солнцем? Какое значение это имеет для растений?

Какого цвета почва на грядках?

Как называются растения, которые растут на грядках? (Овощи.) Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие овощи растут на ого­роде. (Ответы.)

Над землей - трава, Прежде чем его мы съели,

Под землей - бордовая голова. Все наплакаться успели!

(Свекла.) (Лук.)

* * * * * *

Красная девица Раскололся тесный домик

Росла в темнице. На две половинки,

Люди в руки брали, И посыпались в ладони

Косы срывали. Бусинки-дробинки.

(Морковь.) (Горох.)

* * * * * *
Закатилась под забор, Родился я среди грядки,
Легла в борозенке, Был шершавый, вырос гладкий.
Полосатый живот И лежу под кустом,
Выставив на солнце. Прикрепившись кривым хвостом.

(Тыква.) (Огурец.)

Как можно назвать загаданные предметы одним словом? (Овощи.)

Какие овощи еще созрели на грядках? (Помидоры, фасоль, кар­тофель и т. д.)

А какой овощ самый лучший, ценный? (Ответы.)

Чтение стихотворения.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Петрушка и свекла. Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

И суп овощной получился неплох!

(Ю. Тувим.)

Гак можно ли сказать, что какой-то из овощей нужней, лучше, ценней? (Ответы.)

А какой из овощей многие называют «вторым хлебом»? (Картофель.) Рубрика «Для любознательных».

Картофель в Европу (наша республика находится в Европе) был завезён из Южной Америки. Уже более 150 лет мы выращиваем это цен­ное растение. Поначалу крестьяне с недоверием отнеслись к картофелю, неохотно брались за его выращивание.

Физкультминутка.

Игра «Ищи овощи и фрукты».

Учитель называет растения. Если это овощ, дети встают; если фрукт, поднимают руки вверх.

1.Яблоня, груша, свекла, вишня, крапива, огурец, осот.

2.Лук, лебеда, тыква, крыжовник, брусника.

3.Пырей, капуста, репа, лук, морковь, фасоль, чеснок, горох. Что еще растет на огороде, кроме овощей? (Ягоды, зелень.)

Назовите лишние растения среди названных. Определите их одним словом. (Сорняки.)

А что такое сад? Чем сад отличается от огорода? (В саду растут деревья и кустарники. В огороде выращивают овощи - травянистые растения.)

- А чем похожи сад и огород? (И в саду, и в огороде человек выращива­ет культурные растения, которые сам садит и за которыми ухаживает.)

Кого можно увидеть летом и ранней осенью в огородах и садах? (Птиц и насекомых.) Отгадывание загадок.

Мой хвост не отличить от головы, На шесте - дворец,

Меня всегда в земле найдете вы. Во дворце - певец.

(Дождевой червь.) (Скворец.)

В ярком платье модница, Домовитая хозяйка

Полетать охотница. Полетает над лужайкой,

От цветка к цветку порхает, Похлопочет над цветком -

Утомится - отдыхает. И поделится медком.

(Бабочка.) (Пчела.)

Почему их называют друзьями сада и огорода? (Птицы уничто­жают вредителей, насекомые опыляют растения, рыхлят почву.)

Что делают люди осенью в огородах и садах? (Ответы.)

Чтение учителем рассказа-зарисовки.

Убирают овощи

Дни стали короче. Холодеют ночи. На полях начали овощи убирать, чтобы не портились, не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, петрушку.

Одна капуста осталась. Ее позже всех убирают. У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.

(Э. Шим.)

Учитель. Какие образные названия писатель Э. Шим дал овощам? Попробуйте сами придумать слова-характеристики к другим овощам. Например, к моркови, свекле, петрушке, репе. (Дети выполняют задание.)

Почему капусту убирают позже всех других овощей?

В каком месяце завершают уборку урожая? (В сентябре.)

Сентябрь является не только первым осенним месяцем, но и вре­менем завершения уборки урожая, началом очень красивой поры года - осени.

Осень - очень щедрая пора. Ни одному времени года не посвящено столько произведений.

Давайте подарим друг другу стихотворения, посвященные осени - этой щедрой и красивой поре года. (Дети читают стихотворения.)

Загадка.

Опустел наш славный сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли,

Распахнулись двери школ -

Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь.)

V. Рефлексия.

Учитель. Что сегодня вам особенно понравилось на уроке? Что но­вого узнали? Что заинтересовало? (Ответы.)

VI. Домашнее задание.

Подготовить зарисовки овощей, фруктов, загадки к ним.

УРОК № 4 ТЕМА: Культурные растения огорода и сада

Цели: расширить и закрепить знания учащихся об овощных растениях и фруктовых деревьях, о значе­нии овощей и фруктов в укреплении здоровья человека; формировать умение распознавать и описывать растения; содействовать поддержа­нию интереса к изучению растений; вызвать чувство восхищения уди­вительным миром растений, желание ухаживать за ними.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель. Каждая пора года по-своему прекрасна, но осень мы лю­бим особенно. Ею всегда восхищались поэты и композиторы, писатели и художники. А осенние дары огорода и сада - это просто чудо.

Но прошлом уроке мы совершили экскурсию на огород, вспомнили и растения сада.

Так что же растет в саду и огороде? (Фрукты и овощи.)

III. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы закрепим знания об овощных рас­тениях и фруктовых деревьях, будем учиться распознавать и описы­вать растения, а также, как и всегда, будем учиться рассуждать, делать выводы.

Отгадывание загадок. * * *

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

(Помидор.)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

(Картофель.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи.

(Подсолнух.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

(Вишня.)

* * * Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине сладко.

(Слива.)

Учитель. На какие группы можно разделить растения, загаданные в загадках?

Вывод: В огороде растут овощи, а в саду - фрукты.

Кроме фруктов, что еще может расти в саду? (Ягоды.) Приведи­те примеры.

Есть сказка и мультфильм о медведе и мужике, которые делили выращенные растения: вершки и корешки. Мужику все время удавалось обмануть медведя, которому постоянно доставались несъедобные части растений. Как вы думаете, чего не знал медведь? (Не знал, какая часть растения является съедобной). Давайте вспомним части растения.

Учитель предлагает для наблюдения комнатное растение, в котором хорошо выражены корень, стебель, листья, цветки. С помощью педаго­га дети называют и показывают части растения.

Какая часть растения съедобна у моркови, свеклы, томата, капу­сты? (Ответы.)

Учитель обобщает и дополняет ответы детей: «У картофеля съедоб­ная часть - клубни; у помидора - плоды; у моркови - корнеплод;

у капусты -- листья; у петрушки, укропа, салата - листья, стебли; у лука луковица, листья; у чеснока - головка, зубчики».

Что же такое клубни? Корнеплоды? Луковицы? Клубни, луко­вицы - видоизмененные стебли. Корнеплоды - это видоизмененный корень, а не плод. Почему не плод? Плод всегда имеет внутри семена. Давайте разрежем яблоко и морковь. Что видим внутри яблока? (От­четы.) Значит, это что? (Плод).

Назовите еще известные вам плоды. Чего нет в корнеплоде моркови? (семян.) Значит, морковь - это корнеплод - видоизмененный корень. А так как она внешне очень похожа на плод, ее и называют корнеплодом.

У каких еще растений также съедобные корнеплоды? (Свекла, репа, редька, редис). А огурец - это что? (Плод, внутри есть семена.)

Загадка.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная... (картошка).

Дополнительный материал.

Ученик. Мы часто слышим слово «картошка»: в разговорах близких людей, по радио и телевидению. Мы можем прочитать его в газетах. Мы знаем песню про «бульбу». Даже есть танец с таким названием.

А вот раньше картофель называли «чертово яблоко». Трудно предста­вить себе, что можно жить без картошки. Издавна у белорусов она была любимой едой. Она спасала людей от голода в разные времена. Карто­фель называют «вторым хлебом». Картофель и хлеб - два важных про­дукта питания. Из картофеля можно сделать 700 блюд. Это очень много.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Работа с учебным пособием.

Чтение текста по цепочке (с. 7 -9).

Почему мы говорим, что растения сада и огорода - это культур­ные растения? (Ответы.)

Все овощи и фрукты вкусные и очень полезные. Их едят свежими и в приготовленном виде.

В капусте, моркови, яблоках есть много необходимых для организма витаминов. Нужно больше есть овощей и фруктов. Но перед едой необ­ходимо хорошо промыть их в проточной воде, так как в почве и на самих.В растениях могут быть микробы, яйца глистов.

На месте цветков образовываются плоды, в плодах есть семена. Что съедобно у картофеля? (Клубни.) Плоды картофеля - ягоды, Й клубни - это видоизмененная часть стебля.

Задание.

Найдите ошибку в рассказе мальчика:

Мама, как сегодня интересно было в школе! Мы узнали, что на ме­сте цветочков у растений появляются плоды. Плоды моркови, свеклы, огурцов, помидоров не только вкусные, но и очень полезные - в них много витаминов.

IV. Подведение итогов урока.
Вывод (с. 9).

V. Рефлексия.

УРОК № 5 ТЕМА: Дикорастущие растения Экскурсия в лес

Цели: расширить знания младших школьников о дикорастущих растениях ближайшего окружения; сформировать конкретные представления о наиболее распространен­ных дикорастущих деревьях и кустарниках; учить устанавливать от­личительные признаки растений; содействовать формированию эколо­гически ориентированного поведения, оценочных умений, развитию интереса к познанию природы, наблюдательности.

Ход урока-экскурсии

I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. А вот куда - отгадайте.

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.

(Лес.)

Так куда же мы с вами отправимся? (В лес.)

А что такое лес? (Ответы.) Лес - это множество деревьев, растущих на большом пространстве.

Как вы думаете, порадует ли нас прогноз погоды? (Ответы.)

II. Инструктаж во время проведения экскурсии.

III. Задания.

Учитель дает детям программу наблюдения и называет примерные объекты:

1группа - наблюдения за деревьями (ель, сосна, осина, рябина); 2 группа - наблюдения за кустарниками (орешник, ежевика, кру­шина, калина);

2 группа - наблюдения за травянистыми растениями {клевер, ты­сячелистник, вереск).

IV. Беседа в лесу.

Учитель. Какие деревья мы наблюдали в лесу? Какие кустарники? Чем деревья отличаются от кустарников? Какие травянистые растения мы видели в лесу? (Ответы.)

Что можно сказать о сосне и ели? (Это хвойные, вечнозеленые деревья.)

К какой породе относятся остальные деревья? (Лиственные.)

- Какие кустарники растут в лесу? (Калина, крушина малина ежевика)

- Какие травы? (Клевер, лютик, тысячелистник, вереск и др.)

Отгадайте, что еще можно увидеть в лесу?

Стоит Антошка

На одной ножке.

Его ищут,

А он не откликается.

(Гриб.)

Какие грибы растут в лесу? Все ли они съедобны?

Что нужно делать, если найденный вами гриб вам не знаком? (Ответы.)

А еще лес - это дом для многих животных. Кто живет в лесу? Опери, птицы, насекомые и т. д.)

V. Закрепление.
Игра «Узнай дерево».

1.Каждая группа получает коробку с листьями и веточками хвойных деревьев. Листья и веточки дети выбирают произвольно. По команде учи­теля дети бегут к тому дереву, лист или веточка которого у ребенка в руке. Затем учащиеся меняются коробками, и игра продолжается.

2.Листья и веточки дети берут из коробки, закрыв глаза.

3.VI. Подведение итогов урока-экскурсии.

4. Учитель. Что мы узнали на экскурсии? Какие растения мы научились распознавать? Что особенно понравилось на экскурсии? (Ответы.)

5.VII. Домашнее задание.

6.Сделать зарисовки, подготовить небольшой рассказ об увиденном.


УРОК № 6 ТЕМА: Дикорастущие деревья и кустарники. Практическая работа по описанию веточек деревьев и кустарников

Цели: углубить представления учащихся о разнообразии дикора­стущих растений (деревьях и кустарниках); развивать умение описы­вать и распознавать растения; создать условия для осознания богатства и разнообразия растительного мира, значения каждого растения для животных и человека; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы и обобщения, осуществлять классификацию предметов по существенным признакам; вызвать чувство удивления и восхищения красотой окружающего растительного мира.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Обсуждение наблюдений за погодой.
Учитель. Отгадайте, о каком месяце эта загадка?

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ, Что за месяц к нам пришел?

(Сентябрь.)

Что вы знаете об осеннем месяце сентябре? (Ответы.)

23 сентября - знаменательный день, день осеннего солнцестояния, равноденствия, когда день равен ночи. А затем ночи будут увеличивать­ся по времени, вплоть до самого зимнего солнцестояния - 22 декабря.

Народные приметы.

© Холоден сентябрь, да сыт.

® Чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступит зима.

® Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла.

© 26 сентября - Корнилов день. С этого дня прекращается всякий рост растений. Корень не растет, а зябнет.

© 27 сентября - Воздвиженье. Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет. На Воздвиженье начинают уборку капусты.

III. Актуализация знаний.

Какие деревья растут в лесу?

Как называются одним словом деревья сосна и ель? (Хвойные.)

Какие деревья называются лиственными?

Какие кустарники растут в лесу? Какие травы?

Чем отличаются деревья от кустарников?

Почему все эти деревья и кустарники называются дикорастущими?

Какие рассказы вы подготовили об увиденном на экскурсии? (Ответы.)

IV. Изучение нового материала.
Знакомство с темой и задачами урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать различ­ные растения и описывать их.

Практическая работа.

Сравнивание веточек липы и сосны. Их описание. Анализ сходства и различия.

Работа с учебным пособием.

© Знакомство с орешником (с. 15) - 1ряд.

© Чтение рассказов о сосне и ели -II ряд, о липе - ///ряд (с. 12,14).

Самостоятельное чтение текста детьми; ответы на вопросы 1-2 (работа в парах).

Физкультминутка «Лесная лужайка». (Движения выполняются согласно тексту.)

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки

Кто высоко так шагал

Не споткнулся, не упал!

Рассказ учителя о сосне, ели, липе.

Еловый лес

Мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затемне­ние, и под ее пологом могут существовать только достаточно теневы­носливые растения, например, кислица, мхи.

Под пологом ельника почти никогда не бывает ветра. Весной в ельнике очень много белых цветков. Это приспособление к очень скудному освещению под пологом елового леса. Белые цветки заметнее в полумраке,их легче всего замечают насекомые-опылители.

Ель - изящное, стройное дерево. Древесина ели идет на изготовле­ние бумаги, целлюлозы, искусственного шелка, в качестве строительно­го материала. Из ели также делают музыкальные инструменты.

Сосновый лес

Сосна - одно из самых распространенных деревьев в нашей стра­не. Очень светолюбивое растение.

Ствол сосны покрыт в верхней части тонкой оранжевой корой, в ниж­ней части кора толстая и ствол имеет серо-коричневый оттенок. Кора большей толщины предохраняет живые ткани ствола от ожога при силь­ном нагревании солнцем или при пожаре в лесу, когда горит сухая хвоя на поверхности почвы. Сосна не переносит ядовитых газов.

Сосна - ценная древесная порода. Это строительный материал, а также топливо. Смола выделяет пахучие вещества - фитонциды, полезные для здоровья человека, вследствие чего воздух напоен чу­десным ароматом.

В сосновых лесах строятся санатории, дома отдыха, детские летние оздоровительные лагеря, больницы для людей с легочными заболева­ниями. Корни у сосны в 10-12 раз длиннее, чем у ели.

Учитель. Чем сосновый лес отличается от елового? (Он светлый, теплый, сухой. Богатый растительный мир: вереск, черника, брусника, много цветущих растений.) Рубрика «Это интересно».

Сосновая роща выделяет в год 540 кг кислорода, 1 га леса за 1 год - 28 т кислорода, 1 га хвойного леса за одни сутки - 5 кг фитонцидов, отфильтровывает за 1 год 30-35 т пыли.

Что вы знаете о липе? Когда цветет липа? Почему ее называют ароматным медоносным деревом? (Ответы.)

Учитель (дополняет ответы детей). Липа цветет много позднее всех остальных деревьев - только в середине лета. Цветки ее мелкие, бледно-желтые, невзрачные, но имеют замечательный аромат и богаты нектаром. Это один из лучших наших медоносов. Настой сухих цветков - липовый чай - пьют при простуде.

Липа широко распространена и используется человеком. Раньше из ее мочалистой коры получали лыко, необходимое для плетения лап­тей, изготовления рогож, мочалок. Из древесины делали ложки, миски, скалки, веретена и другую домашнюю утварь.

Сейчас древесина используется для изготовления разнообразных поделок.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Методика «Обучи соседа».

Почему в лесу нельзя убирать опавшие листья? (Опавшие ветки и листья как теплый одеялом укрывают лесную почву. Они защищают корни растений от вымерзания зимой. А перегнивая, удобряют почву.)

V. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

УРОК № 7 ТЕМА: Лекарственные растения. Части растений. Практическая работа «Узнай растение по описанию»

Цели: формировать у детей представления о лекарственных растени­ях, их значении в природе и жизни человека; учить различать и описывать лекарственные растения, бережно относиться к ним; познакомить с правилами сбора лекарственных растений; продолжить формирование пред­ставлений о строении растения и значении его частей.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

(Учитель приносит бутылочку с валериановыми каплями.) ~- Какие растения называют дикорастущими?

Что вы узнали о хвойных растениях - сосне и ели?

Что вы узнали о липе?

По каким признакам можно узнать орешник?

Какое значение для человека и животных имеют деревья и ку­старники? (Ответы.)

III. Обсуждение результатов наблюдений за погодой.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Эхо». (Родные просторы / сост. II. Ф. Лапицкая. Мн., 1983. С. 89.)

■ - Так что же происходит в лесу? (Пришла осень.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Люди давно разгадали тайны многих растений и часто ис­пользуют «зеленую аптеку».

Что такое аптека? (Место, где хранятся, изготавливаются и про­даются лекарства.)

Сегодня мы поговорим о лекарственных растениях.

А что значит «лекарственные растения»? (Растения, которые ис­пользуются для лечения.)

Какие лекарственные растения вам известны?

Какие растения мама применяла для вашего лечения?

Вы уже не раз убеждались, что растения не только красивы, но и по­лезны. В лесу растут такие лекарственные растения, как ландыш, зверо­бой, сосна и многие другие; на лугах - валериана.

Лекарственные вещества образуются в разных частях растений: у липы - в цветках и почках, у малины - в ягодах и листьях, у кон­ского щавеля - в корнях.

Подумайте, о каком лекарственном растении говорится в стихотво­рении (с. 17 - читают дети).

Учитель. А знаете ли вы, какое самое древнее лекарство? (Касторка.)

Что такое живая и неживая природа: признаки, описание, примеры

Порой дети загоняют родителей в глухой угол, ставя каверзные вопросы. Иногда даже не знаешь, как на них ответить, а порой просто не находишь подходящие слова. Ведь детям нужно не только правильно объяснять, но и говорить на доступном для них языке.

Тема живой и неживой природы начинает интересовать детвору еще до начала школьной жизни, да и она имеет огромное значение в правильно восприятии окружающего мира. Поэтому, нужно хорошенько разобраться в теме природы и понять, почему выделяют и что это такое – живая и неживая природа.

Что такое живая природа: признаки, описание, примеры

Давайте первым делом разберемся (или же просто вспомним), что такое природа в целом. Вокруг нас очень много живых организмов и неживых объектов. Все то, что может появляться и развиваться без участия человека и называется природой . То есть, например, леса, горы, поля, камни и звезды относятся к нашей с вами природе. А вот машины, дома, самолеты и прочие постройки (а также техника) не имеет никакого отношения даже к неживой области природы. Это то, что создал сам человек.

По каким же критериям выделяют живую природу.

  • Живой организм в любом случае будет расти и развиваться . То есть, он обязательно будет проходить жизненный цикл от рождения и до смерти (да, как печально это не звучит). Давайте рассмотрим пример.
    • Возьмем любое животное (пусть это будет олененок). Он рождается, учится ходить через определенное время, растет. Потом уже во взрослой особи появляются свои детки, такие же оленята. И в завершающем этапе олень стареет и покидает этот мир.
    • Теперь возьмем семечко (любое, пусть это будет зерно подсолнуха). Если его посадить в землю (кстати, природой этот процесс тоже продуман). Через определенное время появляется небольшой отросток, который постепенно растет и увеличивается в размерах. Он начинает цвести, у него появляются семена (которые потом же падают на землю и повторяют новый цикл жизни). В завершение подсолнух сохнет и погибает.
  • Размножение , как составляющий и важный компонент любого живого объекта. Мы уж выше немного на примерах дали информацию о том, что все живые организмы размножаются. То есть, у каждого животного появляются детки, каждого дерево пускает отростки, с которых вырастают новые деревья. А цветы и различные растения рассыпают свои семена, чтобы те проросли в земле и с них получились новые и молодые растения.
  • Питание является неотъемлемой частью нашей жизни. Все те, кто питаются какой-либо пищей (это может быть другие животные, растения или вода) относятся к живой природе. Для поддержания жизни и развития, живым организмам пища просто необходима. Ведь из нее мы находим силы развиваться и расти.
  • Дыхание – еще один важный компонент живой природы. Да, некоторые животные или маленькие организмы делают эту функцию так же, как и человек. Мы вдыхаем кислород с помощью легких. А выдыхаем углекислый газ. У рыб и других обитателей, которые живут под водой, для этих целей имеются жабры. Но вот, например, деревья и травы дышат через листики. Кстати, им нужен не кислород, а, наоборот, углекислый газ. Более того, через специальные малюсенькие клетки (они еще и делают важные обменные процессы) выделяется кислород, который необходим животным и человеку.
  • Движение – это жизнь! Есть такой девиз, и он полностью характеризует живой мир. Попробуйте просидеть или пролежать весь день. У вас просто заболят руки и ноги. Мышцам нужно работать и развиваться. Кстати, у детворы часто возникает вопрос – как же двигаются деревья или цветы на клумбе. Ведь у них нет ног и они не передвигаются по городу. А вот обратите внимание, что растения поворачиваются за солнцем.
    • Проведите эксперимент! Даже дома, на подоконнике понаблюдайте за цветком. Если его развернуть в другую сторону от окна, то через некоторое время он снова будет смотреть в окошко. Просто растения делают свои движения очень медленно и плавно.
  • И последний, завершающий этап – это умирание . Да, мы затронули еще в первом пункте, что все завершают свой жизненный цикл. Кстати, в этом вопросе тоже существует тонкая грань.
    • Например, дерево, которое растет, относиться в живой природе. А вот уже срубленное растение не будет дышать, двигаться или размножаться. Значит, автоматически оно уже будет относиться к неживой природе. Кстати, то же самое относиться и к сорванному цветку.

Теперь немного углубимся в тему, какие еще бывают признаки живой природы:

Мы оговорили важные и обязательные условия. А теперь еще добавим несколько научных фактов. Скажем так, для того, чтобы ваш ребенок еще больше блистал умом и сообразительностью. Ведь не забываем, что информация в плане учебы лишней не бывает.

  • Мы упоминали, что представители живой природы должны двигаться, дышать, питаться и проходить жизненный цикл. Но хотелось бы еще добавить один небольшой нюанс. Это отходы жизнедеятельности и экскременты. Экскреция – это возможность организма избавляться от токсинов и отходов. Проще говоря, все живые организмы ходят в туалет. Это просто необходимая цепочка, чтобы не отравить наши клетки. Деревья, например, сбрасывают листья, меняют кору.
  • Кстати, о клетках . Все живые организмы состоят из клеток! Есть простые существа, которые складывается только с одной или нескольких клеток (это, так называемые, бактерии). Но об этом немного позже.
    • Множество клеток же группируются в ткань. А те, в свою очередь, складывают целый орган. Органы же, точнее их композиция (то есть, совокупность, группа) и делают готовый организм. Кстати, все живые существа, которые состоят из органов, относятся к классу высших представителей. И они являются очень сложными организмами.


ВАЖНО: Чтобы ребенку стала понятней данная тема, смастерите человека или другого живого существа из конструктора. Пусть он представит, что каждая деталь и является клеткой.

  • Нельзя не отметить еще и энергию Солнца и Земли. Все живые существа просто нуждаются в солнечном свете и пользуются дарами земли. Например, минералы. Самые доступные и понятные – это соль или уголь, которые добывают из ее почвы.
  • У каждого из нас есть свои повадки в поведении. Это называется реакцией на окружающую среду. Поведение же представляет собой очень сложный комплект реакций. Кстати, у каждого живого существа они различаются друг от друга.
  • Мы все можем приспосабливаться к любым изменениям. Человек, например, придумал в период дождя использовать зонт, а другие животные просто прячутся под навес или дерево.

Какие виды живых существ выделяет биология?

  • Микроорганизмы. Это самые древние представители живой природы. Они могут развиваться там, где есть вода или влага. Даже такие малюсенькие представители могут расти, размножаться и проходить целый комплекс цикла жизни. Кстати, они могут питаться водой и прочими питательными веществами. К ним, как правило, относятся бактерии, вирусы и грибы (но не те, что мы с вами едим).
  • Растения или флора (если говорить научным языком). Разнообразие просто огромное – это и трава, и цветы, и деревья, и даже одноклеточные водоросли (и не только). Дайте ребенку полную информацию о том, почему они принадлежат к живому миру.
    • Ведь они дышат. Да, вспоминаем, что растения вырабатывают кислород, а поглощают (или впитывают в себя) углекислый газ.
    • Они двигаются. Поворачиваются за солнцем, скручивают листочки или сбрасывают их.
    • Они питаются. Да, одни делают это через почву (например, цветы), получают питательные вещества из воды или делают это все из двух ресурсов.
    • Они растут и размножаются. Мы не будем повторяться, поскольку выше уже приводили примеры подобного объяснения.
  • Это просто огромный комплекс, который включает в себя диких или домашних зверей, насекомых, птиц, рыб, земноводных или млекопитающих. Они могут дышать, питаться, расти, развиваться и размножаться. Более того, им присуща еще одна черта – это умение приспосабливаться к условиям окружающей среды.


  • Человек. Стоит на самой вершине живой природы, поскольку ему присущи все вышеуказанные признаки. Поэтому, не станем их повторять.

Что такое неживая природа: признаки, описание, примеры

Как уже догадались, неживая природа не может дышать, расти, есть, размножаться. Хотя есть и некоторые нюансы в этих вопросах. Например, горы могут расти. А огромные плиты земли могут двигаться. Но об этом более подробно мы позже поговорим.

Поэтому, давайте выделим основные признаки неживой природы.

  • Они не проходят жизненный цикл . То есть, они не растут и не развиваются. Да, горы могут «вырасти» (увеличиться в объеме) или кристаллы соли, или других минералов могут увеличиться. Но это не из-за размножения клеток. А из-за того, что появляются «вновь прибывшие» части. Также, нельзя не отметить пыль и прочие слои (это то, что непосредственно связанно с горами).
  • Они не питаются . Горы, камень или наша планета не кушают? Нет, неживой природе не нужно получать дополнительную энергию (например, Солнца и той же Земли) или какие-либо питательные вещества. Да им это попросту не нужно!
  • Они не двигаются . Если пнуть человека, то он начнет давать сдачи (здесь еще будет задействована и реакция на окружающую среду). Если толкнуть растение, то оно либо останется на месте (поскольку имеет корень), либо потеряет свои листики (которые потом отрастут). А вот если пнуть камень, то он просто переместиться на какое-то расстояние. И дальше будет там обездвижено лежать.
    • Вода в реке движется, но не потому, что он живая. Играют роль ветер, склонность местности и не забываем о такой малюсенькой детали, как частицы. Человек, например, состоит из клеток, а вот вода (и прочие неживые элементы) из крошечных частиц. И в тех местах, где связь между частицами наименьшая, они пытаются занять самое низкое место. Передвигаясь, они и образуют течение.
  • Конечно, нельзя не выделить их устойчивость . Да, в голове может возникнуть вопрос, что песок и земля имеют сыпучее состояния (из них можно слепить куличики). Но ведь они запросто выдерживают вес не только одного человека, а и целого миллиарда (даже нескольких). А про камень даже и объяснять не нужно.


  • Слабая изменчивость – еще один признак неживой природы. Камень может изменить свою форму, например, под влиянием течения. Но на это потребуется даже не месяц или два, а несколько лет.
  • И нужно еще отметить пункт отсутствия размножения . Неживая природа не заводит детенышей, она не имеет потомства или у нее не появляются дополнительные отростки. А все дело в том, что их жизненный цикл не заканчивается. Взять даже нашу планету – ей уже множество лет. А Солнце, звезды или горы. Все они тоже находятся на своем месте в неизменном состоянии уже много-много лет.

ВАЖНО: Единственное изменение природы – это переход из одного состояния в другой. То есть, например, камень со временем может стать пылью. А самым ярким примером выступает вода. Она может испаряться, затем скапливаться в облаках и выпадать в виде осадков (дождя или снега). Также она может становиться льдом, то есть принимать и твердую форму. Напоминаем, что существует три состояния – газообразная, жидкая и твердая формы.

А какие существуют виды неживой природы?

Ребенок уже в начальных классах должен иметь элементарные представления не только о живой природе, но и о неживых элементах. Чтобы было их легче воспринимать, нужно сразу выделить три группы. Тем более, в дальнейшем на уроке географии это будет только плюсом.

  • Литосфера. Мы все обитаем в таком огромном доме, как Земля (кстати, это единственная планета в космосе, где есть жизнь). Она не состоит только из земли, песка и растительности. Это сравнительно небольшой (хотя его слой минимум 10 км) поверхностный слой.
    • А под ним находятся еще слоя мантии (они находятся в расплавленном состоянии и в десятки раз толще самого верхнего слоя), внутри же планеты расположено ядро (оно состоит расплавленных металлов).
    • И не забываем о таком важном условии, что наша земная кора состоит из пазлов. Да, они называются литосферными плитами. Но для более понятного восприятия, их можно приставить в виде кусочков картины. Вот они и разделяют земной шар на континенты и океаны.
      • Где происходит их опускание, образуется водоемы (моря, реки и океаны).
      • В местах возвышения образуются поверхности земли и даже горы (они появляются в результате того, что одно плита пошла внахлест другой).
    • Гидросфера. Естественно, это водная часть Земли. Кстати, она занимает практически 70% от всей поверхности. Это реки, озера, ручьи, моря и океаны.
    • Атмосфера . Это иными словами, воздух. Он имеет несколько слоев и в нем есть две основные составляющие – азот (занимает целых 78%) и кислород (всего лишь 21%).

ВАЖНО: Кислород необходим нам для поддержания жизни. А вот азот, разбавляя его, не допускает лишнего вдыхания кислорода. Так что эти компоненты очень важны для нас, и они поддерживают в балансе друг друга.



Кстати, еще нужно выделить отдельно . Ведь без него не было бы ничего живого. Да, в принципе, наступила бы просто тьма. Он дарит нам тепло, свет и энергию.

Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы: сравнения, особенности, сходства и отличия

Мы уже выше дали полное понятие каждому аспекту, выделив главные отличия между живой и неживой природой. То есть, показали их основные характеристики. Тем более, предоставили в развернутом виде, поэтому не станем повторяться.

Хочется лишь добавить, какие же сходства есть между живой и неживой природой:

  • Мы все подвергаемся одним физическим законам. Бросьте вниз камень или ящерицу. Они будут падать вниз. Единственно, птица взлетит в небо. Но это благодаря наличию крыльев. Под водой она все равно пойдет на дно.
  • Все химические реакции одинаково действуют на живую и неживую природу. Удар молнии оставляет схожий след. Или еще более простой пример – появление соляного налета. Что на камне, что на человеке останется белые полосы от высыхания морской воды.
  • Конечно же, не забываем и про законы механики. Опять же им все подвергаются одинаково, без исключения. Например, под влиянием сильного ветра мы начинаем идти быстрее (если следовать за ним), а облака начинают быстрее плыть по небу.


  • Мы все имеем какие-то изменения. Просто человек или любое другое животное растет, изменяет форму. Камень тоже стачивается, облако меняет форму и цвет в зависимости от содержания количества капелек воды (то есть, влаги).
  • Кстати, цвет. Некоторые животные имеют или могут становиться такого же окраса, как и предметы неживой природы.
  • Форма. Обратите внимание на схожесть ракушки или лишайника на камень, или структуру графита на пчелиные соты. А снежинки с морскими звездами, например, ни у кого не вызывают некой симметрии в формах?
  • И, безусловно, нам требуется свет и энергия Солнца.

Как показать связь между живой и неживой природой? Невидимые нити между живой и неживой природой: описание

Мы дали не только отличия между живой и неживой природой, но и показали общие черты между ними. Но нужно еще выделить и то, что в природе все взаимосвязано.

  • Например, самое простое – это вода. Она необходима всем живым представителям. Будь-то человек, лев, белка или цветок. Отличие лишь в том, что растения получают влагу через корень, а животные ее пьют.
  • Солнце. Относится к неживой природе, но оно просто необходимо зеленым растениям, чтобы происходила выработка кислорода. Живым же существам нужно оно для того, чтобы видеть и нормально развиваться. Кстати, звезды и Луна ночью выполняет подобную функцию, например, чтобы освещать путь.
  • Некоторые животные живут в норах, которые роют в земле. А другие, например, утки живут в камышах. Мох же растет на камне.
  • Некоторые минералы служат для питания многих животных и человека. Даже возьмем самую банальную соль. Уголь помогает согреться, а его добывают из недр земли. Кстати, сюда же можно отнести и газ, который поступает в наши конфорки и трубы.


  • Но животные играют немаловажную роль. Например, опавшие листья, перегнивая, питают почву. Даже некоторые отходы животных и людей способствуют ее обогащению. Но не имеется в виду бытовой мусор, он не перегнивает.
  • Растения служат укрытием для большинства животных, а те, в свою очередь, опыляют растения, разбрасывают семена и отгоняют вредителей. Например, дерево или камень служит для человека домом (если его построить).
  • Это далеко не все примеры. Каждая цепочка нашей жизни тесно взаимосвязана с другими аспектами природы. Кстати, еще хотелось бы выделить кислород, без которого не существовал бы ни один представитель живой природы.

Что указывает на общность живой и неживой природы?

Для этого нужно вспомнить курс физики. Все живые и неживые объекты состоят из частиц. А точнее, из атомов. Но это уже немного другая, более сложная наука. И еще хотелось бы подключить знания из химии. У всех представителей природы одинаковый химически состав. Нет, все они по-своему разные.

  • Но в любом живом представителе найдется такой же элемент, который встречается и в неживой природе . Например, даже вода. Она содержится во всех растениях, животных, человеке и даже в микроорганизмах.

Роль почвы во взаимосвязи живой и неживой природы: описание

Роль воды и кислорода просто огромная для живой природы. Но вот саму почву просто невозможно переоценить. Поэтому, сразу начнем с самого главного.

  • Почва служит домом для большинства представителей животного мира. Некоторые в ней живут, а другие – просто строят дома. Растения же тоже «живут» в почве, ведь по-другому они и не смогут расти.
  • Она самая питательная. Да, с ней просто никто не сравниться. Ведь в ней есть все необходимые минералы и элементы. Причем иногда связь может иметь и непрямой контакт.


Например, почва питает растения и вместе с водой способствуют их росту. А те уже становятся пищей для других животных. Кстати, некоторые животные являются пищей для представителей высшей цепочки.

ВАЖНО: Мы уже упоминали об этом, что животные и растения тоже ее обогащают, после своей гибели. И начинается цепочка снова, полученные вещества становятся пищей для микроорганизмов и других растений.

  • Для людей, например, она служит еще и основой добычи все минералов и полезных ископаемых. Даже тот же самый уголь. А также, нефть, газ или руды металлов.

Факторы неживой природы, влияющие на живые организмы: описание

Да, все факторы неживой природы влияют на живые организмы. Причем в прямой степени. Их можно найти целое множество, но выделим самые основные и главные.

  1. Свет и тепло. Относится к одному пункту, поскольку получают его живые организмы от Солнца. Да, его роль тоже тяжело переоценить, ведь без Солнца просто не было бы жизни на Земле.
    • Без света многие бы организмы просто погибли. Свет дает возможность проходить многим химическим процессам в организмах. Например, растения могут вырабатывать кислород только под влиянием солнечного света. Да и мы бы с вами совершено не так бы выглядели.
    • Температура в каждом климатическом поясе разная. Например, на экваторе (посредине земного шара) она максимальная. Там совершенно другая растительность и, к примеру, цвет кожи жителей темнее. Да и животные там обладают другими характеристиками.
    • На севере же, наоборот, живут люди с более бледной кожей. И вряд ли встретишь жирафа или крокодила в Арктике. Растения также меняются в степени изменения температуры. Меняется окрас и форма листьев.
    • А холод, вообще, может стать губительным для многих живых существ. При очень низких температурах долго не выживет ни человек, ни животное, ни растение, ни даже бактерия.
  2. Влажность. Она также важна для всего живого на планете. Без нее точно так же погибнут и животные, и растения. Если влажность упадет ниже необходимого предела, то начнет уменьшаться жизнедеятельность.
    • Кстати, в жарком климате водяные пары лучше сохраняются. Поэтому, и наблюдаются частые осадки в виде дождя. Например, в тропиках они могут быть в огромном количестве и идти несколько дней.
    • В холодных регионах примерно 40-45% влаги уходит на образование росы или снега. Можем сделать вывод, что, чем холоднее местность, тем реже бывает дождь. Зато в жарком климате редко встретишь выпавший снег.
  3. На севере земля покрыта слоем снега. Поэтому, она и не будет такой богатой. В жарких странах же чаще встречаются пески. Самым же плодородным считается именно чернозем (то есть, черная земля).
    • Кстати, форма почвы также немаловажна. В горах опять же будут другие растения и животные, которое приспособились жить на склонах. А на низкой местности, возле болот, царят свои правила.

Почему человека относят к живой природе?

Человек не просто относится к живой природе, он находится на вершине всей цепочки! Мы говорили в самом начале о признаках. Вот и делаем по этому поводу выводы. Человек, дышит, питается, растет и развивается. У всех появляются свои детки, а в завершающем этапе мы покидаем этот мир.

  • Более того, человек умеет приспосабливаться к климатическим изменениям и прочим переменам окружающей среды.
  • У всех нас есть своя реакция на происходящее. Да, когда нас толкают, мы не отлетаем в сторонку, а даем сдачи.
  • Мы максимально используем ресурсы не только земли, но и океана, и космоса.
  • Человек использует тепло, свет и энергию солнца.
  • Человеку присущи все черты живой природы, он имеет ум и душу. Более того, он максимально использует данную возможность.


Например, животные не могут сами построить себе дом. А человек даже делает целое произведение искусства. И это лишь небольшой пример его деятельности. Мы максимально используем растения, деревья и прочих животных. Даже, если взять льва – царя зверей. Его человек может запросто победить (да, для этих целей он использует такие изобретения, как кинжал или пистолет).

Видео: Живая и неживая природа: объекты и явления