Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов.

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского .

В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка.

Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничестно между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто. Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.

Танк Т-54. Фото: Сергей Фазульянов

В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка , производившегося с 1974 года.

Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины.

Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96 . Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121 , более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99 , который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.

У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1 .

Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54 , но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских .

Подвижность китайских танков так же сильно ограничивает и ходовая часть, скопированная полностью с советского Т-72 ранних серий выпусков. Изначально она была рассчитана на массу чуть более 40 тонн и оптимизирована на средние скорости движения до 45 км/ч.

При возрастании скоростей и нагрузок ходовая часть китайских танков будет попросту рассыпаться.

Китайцы рекламируют вооружение и электронные системы своего новейшего экспортного танка VT-4 . В этом есть безусловное лукавство. Факт: китайская 125-мм гладкоствольная пушка является безлицензионной копией российского танкового орудия 2А46 принятого на вооружение Советской Армии еще в 1970 году — 45 лет назад! Точно так же был скопирован устаревший автомат заряжания и система стабилизации. В разработке микропроцессоров Китай отстает как минимум на 5 лет. Вопросы вызывает и надежность работы китайской электронной элементной базы.

Еще хуже в Китае обстоят дела с прицельной оптикой и тепловизионными камерами для приборов ночного видения. Все более-менее современные китайские танки имеют соответствующую прибористику от французского SAGEM.

Нет, и пока не предвидится в Китае появления комплексов активной защиты танков, подобной израильской «Trofy». Это особенно печально для китайских танков на фоне отсутствия в КНР качественных современных броневых сталей, что связано с устаревшими технологиями их производства. Что касается китайской динамической защиты, то ввиду крайней закрытости темы сделать адекватную ее оценку невозможно, однако множество вопросов вызывает установка ДЗ на самих танках. В ряде случаев, в лобовой броне башни образуются значительные по площади неприкрытые зоны («Аль-Халид» , VT-1), и практически всегда ДЗ не защищает крышу башни (включая ZTZ-96 , ZTZ-98 , ZTZ-99), что очень странно, в силу все большей распространенности средств поражения, атакующих с верхней полусферы.

Самым значительным недостатком китайских танков является их недостаточная надежность.

В 2006 году Саудовская Аравия проводила международный тендер, в ходе которого проходил оценку китайско-пакистанский танк «Аль-Халид» . Он был единственной машиной, которую подвергли испытаниям не в аравийской пустыне, а на родных пакистанских полигонах. Причина отказа демонстрировать танк на чужой территории вскрылась практически сразу после начала программы тестов. Танк регулярно ломался. Причем с такой частотой, что завершить полный цикл испытаний просто не было никакой возможности. Напомним, «Аль-Халид» — это прототип экспортного китайского танка VT-1 . Второй прототип VT-1 — танк ZTZ-96 , показал свою «надежность» во время соревнований по танковому биатлону. На этих соревнованиях не проходило и дня, чтобы на китайских танках что-нибудь да не ломалось, иногда и не по разу. В результате экипажи регулярно были вынуждены просить о замене танка. Вероятно, проблемами с надежностью и объясняется крайне незначительное число проданных VT-1 . Это же побудило китайцев к совершенствованию машины, что привело к созданию усиленно рекламируемого в последнее время танка VT-4 , он же MBT-3000 .

Танк VT-4

Впервые о VT-4 заговорили в июне 2012-го. Тогда китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, согласно которой MBT-3000 «обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С ».

В единственном числе этот танк пребывает и поныне. На кадрах видео эксперты обнаружили следы ржавчины в его боевом отделении. Это было следствием большой спешки при изготовлении опытного образца, на роль которого взяли одну из старых машин. Вызывает недоумение еще одно обстоятельство: что на IDE X-2012 , что на IDE X-2014 NORINCO так и не продемонстрировала этот танк в натуре. Показана была только модель. «Вживую» VT-4 был продемонстрирован единожды — в августе 2014 года на китайской выставке. Тогда заявлялось, что серийное производство новых танков будет запущено до конца 2014 года. Позже выяснилось, что первые серийные машины выйдут из сборочного цеха лишь через два года. Такая задержка вполне объяснима. Вероятно, китайские инженеры так и не могут решить ряд проблем, из-за наличия которых пришлось существенно скорректировать сроки реализации программы.

Стоимость китайских танков отнюдь не маленькая. Она вполне соответствует цене на современный, надежный и проверенной российский танк Т-90С, который был продан в количестве, превышающем 1,5 тысячи экземпляров. Даже в самой бюджетной версии один китайский танк стоит столько же, сколько два или три бывших в употреблении, но капитально отремонтированных Т-72Б модели 1984 года. Последние хоть и не имеют современной системы управления огнем, что сказывается при ведении боевых действий ночью, по всем прочим параметрам существенно превосходят новые китайские машины.

Можно уверенно заключить, что китайским танкостроителям еще очень далеко до уровня своих соседей по региону: Южной Кореи с их танком К2 «Черная пантера» и Японии — танк «Тип 10». Конечно, Корея и Япония не сравнятся с Китаем по количеству выпускаемых машин, но вот разница в технологическом и конструкторском уровне просто гигантская. Сравнивать китайские танки с европейскими или, тем более русскими, вообще бесполезно — налицо прогрессирующее технологическое отставание как минимум на четверть века.

До XVII века Китай был практически изолирован от внешнего мира. Благодаря этому, с одной стороны, он сохранил уникальную культуру и для своего региона однозначно мог называться великой державой. С другой стороны, замкнутость Поднебесной империи в себе привела к тому, что она была как бы вырвана из исторического контекста и развивалась очень медленными темпами. В результате, когда европейцы начали свою экспансию в Китай, противопоставить им оказалось практически нечего.

Поначалу китайцы вообще не очень понимали, чем им грозит контакт с «круглоглазыми варварами». Европейцев принимали всего лишь как представителей ещё одной народности, пришедших, чтобы добровольно признать над собой мудрую власть китайского императора. Но время очень быстро расставило всё по своим местам. Началось противостояние, в котором Китай был заведомо обречён на поражение.

Как ни старались правители династии Цин оградить Китай от иноземцев, в полной мере им этого сделать не удалось. Иезуиты-миссионеры проникали в страну, попутно с обращением жителей в христианскую веру занимаясь изучением государства, фактически — разведкой. Британцы, очень хотевшие расширить свою империю за счёт богатого Китая, начали ввозить в страну опиум. Этот наркотик стал настоящим бедствием для Поднебесной. Запреты и борьба с контрабандой привели к опиумным войнам, в которых Китай потерпел поражение и фактически превратился в полуколонию для европейских стран. Помимо Британии, куски от Китая оторвали Франция, Германия и Япония. Пусть и в несколько меньшей степени, но своё участие в этом процессе приняла и Российская империя. Впрочем, как раз её отношения с Китаем были относительно корректными и порой даже близкими к союзническим.

Начало ХХ столетия оказалось для Китая весьма бурным. В 1911-1913 годах произошла Синьхайская революция, провозгласившая начало Китайской республики. После этого, в 1913 году, произошла так называемая «вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Она была подавлена, и в стране воцарилась военная диктатура под руководством Юань Шикая. В 1915 году была сделана попытка восстановить империю с Шикаем на престоле, однако это «новшество» продержалось всего год. В 1916 году Юань Шикай отрёкся от трона, а вскоре и умер. После его смерти в Китае образовалось большое количество милитаристически настроенных политических группировок. Кто-то из них получал поддержку от Японии, кто-то — от Англии и США.

С 1912 года в Китае существовала партия под названием Гоминьдан. Руководил ей Сунь Ятсен. Через десять лет после этого в стране появилась коммунистическая партия. Ею руководил Чэнь Дусю. С 1922 по 1927 год коммунисты и гоминьдановцы состояли в альянсе, главной целью которого была борьба с милитаристскими группировками. В это время Китай активно сотрудничал с Советским Союзом и Германией. СССР присылал в страну военных советников, которые помогали в обучении местных вооружённых сил, а Германия занималась поставками разнообразной техники, а также наладкой в стране промышленности.

В 1927 году пути Гоминьдана и Коммунистической партии Китая разошлись. Войска Гоминьдана изгнали коммунистов в северные провинции, и партия, которую к тому времени возглавил Чан Кайши, преемник Сунь Ятсена, окончательно захватила власть в стране.

В 1937 году началась война Китая и Японии. На самом деле отношения этих двух стран уже давно были весьма далекими от добрососедских. Но теперь противостояние развернулось в полную силу и продолжалось вплоть до поражения Японии в 1945 году.

В описанный период времени китайские вооружённые силы всех существующих коалиций использовали бронетехнику, произведённую другими государствами. Танки либо закупались, либо захватывались у противников в бою. Приведём примеры танков, которые использовала китайская армия.

Британия, отличавшаяся довольно своеобразными взглядами на концепцию танковых войск, умудрилась не заинтересоваться весьма толковым для тех времён танком «Виккерс шеститонный». В результате львиная доля этих танков, произведённых в Англии, шла на экспорт. И Китай был одним из покупателей наряду с СССР, Польшей, Финляндией, Аргентиной и ещё целым рядом государств.

У французов Китай покупал не менее известную машину — Renault FT 17. Этот танк вообще можно назвать выдающимся явлением, поскольку именно в нём впервые была применена компоновка, ставшая впоследствии классической: двигатель в задней части машины, центральное расположение боевого отделения и орудие, размещённое в полностью вращающейся башне.

Поскольку Китай воевал с Японией, неизбежным было появление в армии Поднебесной некоторого количества трофейных танков
этого государства. Около 1940 года под китайскими знамёнами стали появляться японские танки «Чи-Ха». Эти пятнадцатитонные машины несли 57-мм орудие, имели противопульное бронирование и по пересечённой местности могли развивать скорость до 19 километров в час. По европейским меркам это был не очень высокий показатель, но для Японии «Чи-Ха» являлся довольно-таки продвинутой машиной.

С началом Второй мировой войны ассортимент танков Китая пополнился американскими М5. В рамках программы ленд-лиза эти танки поставлялись в Китай в солидных количествах. Опять-таки нельзя не отметить, что если для европейского театра военных действий эти машины были довольно слабыми, то для Китая — вполне приемлемыми.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз и Китай были в настолько дружеских отношениях, что китайские лидеры напрямую попросили Советский Союз помочь с обновлением бронетанкового парка страны. В Китай начали поступать танки ИС-2, Т-34-85, самоходные противотанковые установки СУ-100 и тяжёлые танки ИС. Но настоящей датой рождения китайского танкостроения как полностью самостоятельного следует считать 1957 год, когда Советский Союз продал Китаю несколько экземпляров танка Т-54 и техническую документацию на его производство.

Т-54 был чрезвычайно удачной боевой машиной. В Советском Союзе он состоял на вооружении в течение 30 лет — очень значительный срок для техники стремительного и динамичного ХХ века. Китаю действительно повезло начать развитие своего танкостроения именно с этой боевой машины.

На основе Т-54 Китай создал средний танк «Тип 59». Серийный выпуск этой машины организовали на заводе в городе Баотоу провинции Внутренняя Монголия. Советские специалисты принимали участие как в строительстве этого завода, так и в запуске танка в производство. Первые модификации машины были полной копией советского Т-54. В дальнейшем конструкцию изменяли в сторону упрощения производства и приспособления машины к действиям в климатических условиях Юго-Восточной Азии.

Существовало около шести разновидностей танка «Тип 59», выпускавшихся в разные годы и различающихся между собой дополнительными цифровыми и буквенными индексами.

Так, «Тип 59-I», который начали выпускать в начале 1960-х годов, был вооружён улучшенной 100-мм пушкой, оснащался более новой системой управления огнём, инфракрасными приборами наблюдения, а также системой стабилизации орудия. В восьмидесятых годах на танк поставили лазерные дальномеры. Правда, расположили их неудачно — над маской пушки снаружи, так что приборы были уязвимы для осколков и пуль. Затем была выпущена серия танков «Тип 59-II», на которые вместо лицензионной копии 100-мм советской пушки Д-10Т установили израильское 105-мм орудие. Оно отличалось высокой точностью стрельбы. Специально для этого орудия китайской фирмой «Норинко» были созданы бронебойно-подкалиберные снаряды с оперением. На дистанции до 2500 метров эти снаряды даже под острым углом пробивали 150 миллиметров брони. В дальнейшем выпускались также опытные модификации танка со 120-мм пушкой, испытывался танк, который дорабатывался британскими конструкторами. В наши дни существует сильно модернизированная разновидность машины под названием «Тип 59D». Она оборудована динамической защитой, весьма продвинутой системой управления огнём, а также орудием, снаряды которого пробивают до 400 мм брони.

Кроме этого, в 1963 году именно на базе Т-54 был запущен в производство его облегчённый вариант «Тип 62». Этот танк массой в 20,5 тонн был выпущен в количестве приблизительно 1200 экземпляров. «Тип 62» производился не только для китайской армии, но и активно продавался в другие государства. Всего он состоял на вооружении около 11 государств мира.

Из любопытных экспериментов китайских конструкторов следует также отметить тяжёлый танк проекта WZ-111. Эта машина разрабатывалась в начале 1960-х годов как замена советским танкам ИС-2 и ИС-3, которые состояли на вооружении китайской армии, но были уже устаревшими. Объективно говоря, необходимость в тяжёлом танке в те годы была уже сомнительной. Однако китайцы всё-таки работали над машиной, которая напоминала ИС-3 конструкцией корпуса с лобовой бронёй, устроенной по принципу «щучьего носа». Вооружаться этот танк должен был 122-мм орудием раздельного заряжания. Дальше постройки одного опытного образца дело не пошло: проект закрыли. Но один экземпляр WZ-111 с макетом башни всё-таки был построен, и в настоящее время он находится в экспозиции музея Народно-Освободительной Армии Китая.

Китай достаточно поздно запустил собственную танкостроительную отрасль. Но использовать бронетанковую технику это государство начало гораздо раньше. И практически всегда это были машины, которые для своего времени являлись одними из лучших. Кроме того, когда китайцы начали строить танки, они не просто копировали чужую технику. Конструкторы активно занимались модернизацией и улучшением танков, по максимуму используя потенциал боевых машин. В результате часто получалось так, что китайская модификация той или иной техники превосходила свой прототип. Динамика развития танкостроения в Китае всегда была только положительной. И к нашему времени КНР выпускает боевые машины очень высокого уровня, которые заслуженно считаются одними из лучших в мире.

Обсудить материал вы можете .

В 2009 г. мировую военную общественность взбудоражило сенсационное интервью китайского генерального конструктора основного боевого танка «Тип 99» Чжу Юйшэна. В нём заявлялось, что «созданный в Китае новый танк «Тип 99» среди десяти танков мира занимает ведущее место по трём важнейшим показателям боевого потенциала – огневой мощи, подвижности, защищённости, и с ним могут соперничать лишь немецкий «Леопард» 2 и американский «Абрамс».

Чжу Юйшэн отмечал также, что «Тип 99» полностью разработан китайцами и представляет собой «итог работы трёх поколений людей».

Однако, хотя китайские танкостроители и заявляют, что «мы не должны рабски следовать чужим тенденциям, иначе будем обречены на отставание», они не прошли мимо усовершенствования существующих конструктивных разработок и даже прямого копирования отдельных частей и агрегатов, комплексов вооружения, управления стрельбой, защиты современных машин Украины, России, Израиля.

И всё же несомненно – новая машина является прорывом в китайском танкостроении и демонстрирует высокий сегодняший уровень военно-промышленного потенциала Поднебесной.

Основной боевой танк «Тип 99» (ZJZ-99) является последним из цепочки образцов «Тип 90». Северокитайский институт машиностроения № 21 (NEVORI) в Пекине и Первая машиностроительная компания (FIRMACO, бывший завод № 617 в Баотоу во Внутренней Монголии) продолжил и дальнейшую модернизацию машины «Тип 98», явившейся, по сути дела, прототипом нового танка. Основными направлениями доработки являлись: повышение подвижности путём установки более мощного двигателя, повышение защищённости за счёт установки встроенной динамической защиты, усовершенствование системы управления огнём.

Технические решения обкатывались на образцах «Тип-90II/МВТ-2000». Первые 40 танков китайская промышленность выпустила в 2000 г. За последние годы на вооружение частей Народно-освободительной армии Китая поступило 200 (по другим данным, 100 или даже 400) единиц «Тип 99». Они находятся в танковых соединениях Пекинского и Шэньяньского военных округов.

ОБТ «Тип 99», по мнению иностранных специалистов, несмотря на заверения китайцев, что это целиком китайский танк, имеет облик массового советского танка Т-72 и разработан согласно концепции советской школы танкостроения.

Компоновочная схемы машины -традиционна: отделение управления находится в передней части, двигатель – в корме. Корпус его несколько удлинён – спереди для установки массивной башни и сзади – для размещения более объёмного двигателя (по сравнению с Т-72). Верхняя лобовая деталь корпуса практически идентична нашему танку. Пушка -китайский вариант советской 125-мм. Башня по своей конструкции весьма напоминает иностранные танковые башни, а двигатель создан на базе немецкого.

«Тип 99» имеет низкий силуэт: на 400 мм ниже немецкого «Леопарда» 2А6 и на 200 мм ниже американского «Абрамса» М1А2, что свидетельствует о компактности расположения его агрегатов и механизмов. Такое очертание уменьшило лобовую проекцию и, следовательно, снизило вероятность поражения, повысило выживаемость.

Корпус и башня имеют цельносварную стальную конструкцию. Бронирование – композиционное: слой композитного материала находится между листами броневой стали. Для усиления бронезащиты лобовой части корпуса применена установка встроенных пакетно-модульных блоков динамической защиты (ДЗ) поверх основной брони. На башне блоки расположены «углом». Дополнительно ими закрыты борта и удлинённая кормовая ниша. ДЗ также является многослойной и обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Подобную схему бронирования имеют модернизированный танк «Тип 96» и пакистанский «Аль-Халид».

Конфигурация башни в процессе выпуска танка изменялась. Так, на первых образцах броня на её «скулах» наращивалась вперёд, а затем скашивались с боков, усиливаясь блоками ДЗ. Блоки стали устанавливать и на крыше, защищая её от кумулятивных снарядов, действующих с верхней полусферы. Применение модульных блоков в бронировании позволяет в случае их повреждения производить быструю замену.

Специалисты обращают внимание на то, что за счёт размещения дополнительного оборудования и ПТУР в башне, её пришлось сделать более массивной, чем у прототипа «90». В результате образовался некоторый подзор между корпусом и башней, при попадании снаряда в который увеличивается возможность поражения танка за счёт отрыва башни от корпуса.

Толщина лобовой брони корпуса составляет 500 – 600 мм, лобовой части башни – 700 мм. С установкой элементов активной защиты потенциальная толщина брони может достигнуть 1000 – 1200 мм.

На машине поставлен дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1500 л.с., жидкостного охлаждения, созданный на базе немецкого МВ871ка501. Он позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 80 км/ч и до 60 км/ч – на пересечённой местности при удельной мощности 25 (27,8) л.с./т. Разгон с места – до 30 км/ч всего за 12 с. Отметим, что у «Абрамса» удельная мощность меньше – 23,8 л.с./т.

Силовая установка танка «Тип 99» подобна размещённой на образце «Тип 90-II», но прошла значительную перекомпоновку, в результате чего была существенно снижена высота моторно-трансмиссионного отсека.

Трансмиссия машины – механическая планетарная с ручным управлением, с семью скоростями вперёд и одной назад. Подвеска торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узлах подвески. Имеет по шесть двускатных обрезиненных бандажами опорных катков и четыре поддерживающих ролика с каждого борта. Ведущее колесо – сзади, зацепление – цевочное.

Гусеница снабжена резинометаллическим шарниром.

Иностранные специалисты считают, что такая трансмиссия полностью заимствована у нашего танка Т-72М.

Основное вооружение танка -125-мм гладкоствольная пушка, являющаяся переработкой нашей танковой пушки 2А46. Ствол её накрыт теплоизоляционным кожухом.

Заместитель главного конструктора танка «Тип 99» Ван Чжэжун считает, что по своим характеристикам китайский вариант пушки существенно превосходит зарубежные аналоги – немецкую КН-120, установленную на «леопардах» 2А5 и «абрамсах» М1А1, и нашу российскую 2А46М-1.

1 – 125-мм гладкоствольная пушка; 2 – башенный 12,7-мм пулемёт; 3 – квантовый генератор ZМ-87; 4 – бортовой экран; 5 – ведущее колесо; 6 – опорный каток; 7 – направляющее колесо; 8 – лобовые блоки динамической защиты корпуса; 9 – труба ОПВТ; 10 – решётки радиаторов моторно-трансмиссионного отсека; 11 – дополнительный топливный бак; 12 – кормовая ниша башни; 13 – патронная коробка башенного пулемёта; 14 – амбразура спаренного 7,62-мм пулемёта; 15 – блоки динамической защиты башни; 16 – блок дымовых гранатомётов; 17 – фара; 18 – крышка люка командира; 19 – крышка люка наводчика

1 – штыревая антенна радиостанции; 2 – датчик предупреждения о лазерном облучении LWR; 3 – танковый квантовый генератор ZМ-87; 4 – люк выброса поддонов гильз; 5 – люк наводчика; 6 – панорамный прицел командира; 7 – крышка люка командира; 8 – блок дымовых гранатомётов; 9 – противокумулятивная решётка ниши башни

Боекомплект составляет 42 (41) выстрела раздельно-гильзового заряжания. Снаряды – кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные. Имеются сведения, что изготовляются боеприпасы с сердечниками из обеднённого урана по технологии, предоставленной Израилем. Они имеют соотношение длины к диаметру 20:1, длину сердечника – около 680 мм и диаметр -33,9 мм. Начальная скорость такого снаряда – 1700 м/с.

Тот же Ван Чжэжун утверждает, что их танковая пушка при использовании снарядов с вольфрамовыми сердечниками способна с дистанции 2000 м пробить гомогенную броню толщиной 850 мм, тогда как пушка «Абрамса» М1А2, например, с той же дистанции – 810 мм, японского танка «Тип 90» – 650 мм.

Гидромеханический автомат заряжания карусельного типа рассчитан на 22 выстрела. Он также подобен автомату заряжания советского производства, хотя и в него внесены определённые изменения.

На танке справа от пушки смонтирован спаренный 7,62-мм пулемёт «86», а на башне перед люком командира на турельной установке – зенитный 12,7-мм «W-85». Турель «QJC-88» – ручного управления с углами наведения в вертикальной плоскости от -40 до +75°. Огонь с её помощью ведётся в переднем секторе на дальности: до 1500 м – по воздушным целям и до 1600 м – по наземным. Боекомплект патронов: 7,62-мм – 2000, 12,7-мм -300. Кроме того, по бортам башни находятся два блока 76-мм пятиствольных дымовых гранатомётов «Тип 84».

Возможно также размещение комплекса управляемого вооружения с противотанковыми управляемыми ракетами ПТУР 9М119 «Рефлекс».

Система управления огнём танка включает панорамный комбинированный прицел командира, прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером и телевизионным каналом, двухплоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель и датчики атмосферных условий, износа канала ствола и др. Танк оснащён системой обработки информации от средств наблюдения, которая отображает обстановку на цветных дисплеях, позволяя в реальном времени следить за полем боя. Тепловизор даёт возможность отслеживать обстановку в тёмное время суток и при сильном задымлении. Кроме того, установленная система навигации с инерциальным и спутниковым каналом GPS также выводит на дисплей данные, которые накладываются на цифровую карту местности. Огонь может вести не только наводчик, но и командир танка, который, кроме того, имеет для наблюдения шесть панорамных перископов.

«Тип 99» оснащён интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3, состоящего из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW, квантового генератора ZM-87. При получении сигнала об облучении машины лазерным лучом противника система предупреждения выдаёт команду на разворот башни в сторону источника. При этом включается собственный лазерный луч, но малой мощности, который определяет точное местонахождение противника. Далее мощность луча скачком возрастает до критического уровня, выводя из строя обнаруженные оптические средства. Датчик LRW и генератор ZM-87 размещены на крыше башни в её корме. Максимальная мощность лазера – 100 МДж. По сообщениям, лазерный комплекс танка действует на расстоянии 2 – 3 км. Утверждается, что он поражает и головки подлетающих противотанковых ракет.

Возможно размещение на танке также активной динамической защиты, уничтожающей противотанковые ракеты и снаряды уже на подлёте к машине.

Китай ведёт модернизацию танка «Тип 99». В последние годы здесь разработана модификация «Тип 99А2», оснащённая активной бронёй, улучшенными двигателем, электроникой и механикой. Однако считается, что он создан на базе российского Т-80, являющегося, по сути дела, развитием Т-72.

Несомненно, что китайская промышленность создала свой перспективный танк третьего поколения. По мнению западных военных специалистов, «Тип 99» может создать серьёзную конкуренцию всем находящимся в настоящее время на вооружении машинам. Однако Китай изготовляет новые танки в небольших количествах, мелкими сериями. Видимо, сказывается дороговизна производства. Стоимость одной единицы вдвое выше, чем других основных китайских танков. Кроме того, тяжёлую машину массой 50 – 54 т не выдерживают мосты на местных дорогах, она имеет ограничения по железнодорожной перевозке. Новый танк, видимо, пойдёт на вооружение только элитных танковых частей.

В стране налажен массовый выпуск двух типов более дешёвых в производстве танков – «Тип 88В», оснащённых 105-мм пушкой, и «Тип 88С» со 125-мм пушкой, заменяющих в настоящее время в войсках устаревшие «Тип 69».

В. БОРЗЕНКО

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Китайская промышленность, а особенно создание танков, напрямую связана с развитием данной сферы в Советском Союзе. Долгое время славянская техника была примером для азиатов, соответственно, и те боевые машины, которые производила Народная Республика, были основаны, как правило, на "T-72". Лучший китайский танк - модель Type 99. Он по праву считается одним из успешнейших среди «иностранцев». До сих пор его используют некоторые государства в своих дискуссиях.

MBT-2000

Как и автомобили, танки выпускаются в нескольких модификациях (поколениях). Данная модель MBT-2000 представляет собой третий вариант серии. Она получила название Al-Khalid. При создании основного боевого танка (такова его классификация) КНР попросила помощи у Пакистана, поэтому машина имеет двойные корни. В соседней страны китайские танки впервые попали в 2000 году и до сих пор там используются. Второе название «Аль-Халид» чаще используется в государствах Ислама.

На данный момент для изготовления моделей используются не французские материалы (как планировалось при разработке), а украинские. Бытует в народе мнение, что так получилось из-за разницы в цене.

WZ-111

Китайские тяжелые танки сходят с конвейера уже давно. Одним из их представителей является модель WZ-111. Данная машина на вооружение не поступала. Общий вес техники составляет 49 т; салон рассчитан на 4 человека. Первые модели танка вышли в далеком 1960 г.

Основной причиной, почему в 1964 году производство WZ-111 прикрыли, является то, что его недостатки могли стать роковыми в сражении. Речь идет о слишком слабом двигателе, корпусе и тесной башне. Перед закрытием проекта были проведены специальные испытания. На данный момент танк находится в одном из музеев НОАК. Помимо выпуска основной машины, было реализовано и несколько опытных шасси.

МВТ-3000

Некоторые китайские танки изготовляются корпорацией NORINCO. Например, модель MBT-3000 - их «детище». Разработка данной машины длилась практически 4 года (с 2012), производство будет запущено лишь в 2016.

Основа для танка была взята с основной боевой техники MBT-2000Ga. Отличия между ними заключаются в том, что в MBT-3000 улучшенный двигатель. Он способен развивать мощность в 1300 лошадиных сил. Помимо этого, машина имеет некоторые новые системы, в частности, функцию тушения пожара, есть навигатор.

По заявлению производителя, танк будет способен развивать скорость 75 км/ч; его масса составит около 50 т. Он также сможет преодолевать глубокие ямы (4-5 метров). Пушка, установленная на машине, способна стрелять как снарядами, так и ракетами. Максимальная дальность выстрела 5 тыс. метров.

"Тип 62"

Type 62 или WZ-131 представляет собой легкую версию советского аналога. Производство осуществлялось 26 лет и остановилось в 1989 году. За это время китайский предприниматель смог презентовать около 1200 вариантов.

Вес танка составлял 20 т, в экипаж могло входить 4 человека. Кроме китайского основного оператора, в работу были приглашены представители Вьетнама и Судана. За все время существования модели она несколько раз поддавалась модернизациям. Изначально, при разработке планировалось, что машина будет использоваться в районах, где заболоченная местность, густые леса и горы. Танк постоянно поставлялся в другие страны и даже принимал участие в двух масштабных войнах.

"Тип 80"

Type 80 - китайские танки, которые впоследствии стали прототипом для машины «Тип 69» и «Тип 79». Катки этой техники имеют средний размер; вооружение показало себя с более мощной стороны. Установлена система а также имеется автоматическая функция управления огнем. Танк является обладателем специального шноркеля. Шноркель - это устройство, благодаря которому машина способна работать под водой. Экипаж находится в башне, а водитель возле отсека с боеприпасами. Помимо этого, данный танк имеет динамическую защиту, которая помогает сохранить «жизнь» техники на поле боя.

"Тип 88"

Второе поколение танка «Тип 80» представляет собой боевую основную машину. В 80-х годах техника попала на вооружение для Народно-Освободительного противостояния. Этот вариант напоминает по техническим характеристикам некоторые китайские танки, также иностранные. Речь идет об "М60" (Америка), "Чифтен" (Великобритания), "АМХ-30" (Франция), "Леопард-1" (Германия). Несколько раз машина поддавалась модернизации. Производство всех вариантов полностью прекратилось в 1995 году. Было выпущено около 500 экземпляров.

Экипаж может состоять максимум из 4 человек. Общая масса составляет 39,5 тонн. В производстве принимали участие разработчики из Китая, Пакистана и Мьянмы.

"Тип 98"

На заводе эта модель получила название ZTZ-98. Этот вариант представляет собой третье поколение. Китайские танки, фото которых ниже, «Тип 98» были созданы для того, чтобы усовершенствовать войска государства в 90-е годы, сделать их мощнее. На самом деле, разработчики хотели воспроизвести такую модель, которая могла быть конкурентоспособной и победить в бою советский танк "Т-80". Некоторые характеристики позаимствовали у немецкой машины «Леопард 2».

Основа техники, а точнее шасси, взята от "Т-72" производства СССР. А башня имеет более современные детали, где расположены оптические приборы.

"Тип 99"

Лучшие современные китайские танки представлены моделью «Тип 99», которые получили рабочее название ZTZ-99. База машины взята от прототипа Type 98G. Как ни удивительно, техника представляет собой немного усовершенствованную версию советского "T-72". ZTZ-99 для китайской промышленности был полным прорывом. Танк оснащен дополнительной защитой башни, корпуса. Схема бронирования имеет сложное строение, которые также можно встретить на технике «Тип 96» и «Аль-Халид». В машину вмещается экипаж из 3 человек.

"Ягуар" (танк)

Когда отношения между США и Китаем стабилизировались, появилась возможность создать новый мощный танк. Сотрудничество этих государств закончились созданием машины под названием Jaguar. В качестве основы для танка были взяты такие модели, как "Т-54/55" и «Тип 59». Изначально планировалось, что техника будет поставляться в, так называемые,

После окончания разработки в 1989 до 1990 года проводились испытания новой машины. Общий проект не принес обеим странам хорошие последствия, наоборот, отношения между Америкой и Республикой снова ухудшились, поэтому данная модель танка - последнее, что было произведено совместно.