Специально для читателей «Защищать Россию» независимый военный эксперт Алексей Хлопотов объясняет, что лучшие образцы китайской промышленности — танки ZTZ-99 и VT-4 — построены на технологиях Советского Союза из 1970-х годов.

Считается, что сухопутные войска Китая — одни из самых мощных в мире. Однако подавляющее большинство танков, стоящих на вооружении народно-освободительной армии Китая, давно устарели и морально, и физически. Основу парка бронетехники армии Китая составляют танки WZ-120 и WZ-121 — более известные как «тип 59» и «тип 69». Эти машины представляют собой неоднократно модернизированные клоны советского .

В конце 50-х годов прошлого века Китай приобрел в СССР лицензию на выпуск этого, уже тогда считавшегося устаревшим танка.

Советские специалисты строили завод, передавали технологию и документацию, учили китайцев работать. С единственным отличием: в СССР танки строились на конвейере, а соседям эту технологию отдавать побоялись. Производство в Китае было запущено по иному, менее производительному пути. Со временем это послужило мощным сдерживающим фактором, так как из-за охлаждения межгосударственных отношений военно-техническое сотрудничестно между двумя крупнейшими странами соцлагеря было свернуто. Попытка получения технологической помощи на Западе тоже ни к чему не привела. США, Франция, Германия, Израиль — все эти страны отметились в сотрудничестве с Китаем в области производства бронетехники. Однако в передаче новейших технологий они не были заинтересованы.

Танк Т-54. Фото: Сергей Фазульянов

В итоге небольшой технологический рывок китайцы смогли сделать лишь после распада СССР. В странах Восточной Европы и на Ближнем Востоке они закупили образцы советского танка , производившегося с 1974 года.

Разобраться с его конструкцией и технологией помогли оставшиеся без работы танкостроители Украины.

Это привело к тому, что в конце 1990-х в Китае появились относительно современные танки ZTZ-98 и ZTZ-96 . Если первый представлял собою копию Т-72 в том виде, в котором его смогли воспроизвести китайцы, то второй был гибридом Т-72 и WZ-121 , более приспособленным для выпуска в больших количествах на китайских предприятиях. С этими конструкциями Китай и вошел в новый век. ZTZ-96 стал основным танком НОАК, а также послужил прототипом для экспортных версий — пакистанкой «Аль-Халид» и его развитием — VT-1 (MBT-2000). На основе ZTZ-98 был создан более сложный и тяжелый танк ZTZ-99 , который в небольших количествах до сих пор выпускается исключительно для НОАК. Экспортный VT-1 был заказан Марокко (150 ед.), Бангладеш (44 ед.) и Мьянмой (несколько десятков единиц). Попытка продать его Перу провалилась из-за отказа Украины поставлять Китаю свои двигатели 6ТД.

У КНР нет собственного хорошего танкового дизеля. После отказа Украины для обеспечения экспорта государственной машиностроительной корпорации NORINCO пришлось срочно перерабатывать конструкцию VT-1 .

Ранее они обходились модернизацией и форсированием советского дизеля В-54 , но его потенциал не бесконечен. Попытки купить танковый дизель на Западе не увенчались успехом. Единственное чего удалось добиться, это приобрести старый «тепловозный» двигатель у немецкой фирмы MTU. Судя по всему, именно его версии и ставятся на самых последних китайских танках. Об этом свидетельствуют значительные габариты их моторно-трансмиссионных отделений. Естественно, такой двигатель перетяжеляет танк, и, несмотря на повышенную мощность, не обеспечивает требуемой подвижности. Все это было отмечено экспертами на прошлогодних соревнованиях по танковому биатлону в России. Выставленный от Китая ZTZ-96 в гонках с преодолением препятствий, как правило, на целый круг отставал от старых российских .

Подвижность китайских танков так же сильно ограничивает и ходовая часть, скопированная полностью с советского Т-72 ранних серий выпусков. Изначально она была рассчитана на массу чуть более 40 тонн и оптимизирована на средние скорости движения до 45 км/ч.

При возрастании скоростей и нагрузок ходовая часть китайских танков будет попросту рассыпаться.

Китайцы рекламируют вооружение и электронные системы своего новейшего экспортного танка VT-4 . В этом есть безусловное лукавство. Факт: китайская 125-мм гладкоствольная пушка является безлицензионной копией российского танкового орудия 2А46 принятого на вооружение Советской Армии еще в 1970 году — 45 лет назад! Точно так же был скопирован устаревший автомат заряжания и система стабилизации. В разработке микропроцессоров Китай отстает как минимум на 5 лет. Вопросы вызывает и надежность работы китайской электронной элементной базы.

Еще хуже в Китае обстоят дела с прицельной оптикой и тепловизионными камерами для приборов ночного видения. Все более-менее современные китайские танки имеют соответствующую прибористику от французского SAGEM.

Нет, и пока не предвидится в Китае появления комплексов активной защиты танков, подобной израильской «Trofy». Это особенно печально для китайских танков на фоне отсутствия в КНР качественных современных броневых сталей, что связано с устаревшими технологиями их производства. Что касается китайской динамической защиты, то ввиду крайней закрытости темы сделать адекватную ее оценку невозможно, однако множество вопросов вызывает установка ДЗ на самих танках. В ряде случаев, в лобовой броне башни образуются значительные по площади неприкрытые зоны («Аль-Халид» , VT-1), и практически всегда ДЗ не защищает крышу башни (включая ZTZ-96 , ZTZ-98 , ZTZ-99), что очень странно, в силу все большей распространенности средств поражения, атакующих с верхней полусферы.

Самым значительным недостатком китайских танков является их недостаточная надежность.

В 2006 году Саудовская Аравия проводила международный тендер, в ходе которого проходил оценку китайско-пакистанский танк «Аль-Халид» . Он был единственной машиной, которую подвергли испытаниям не в аравийской пустыне, а на родных пакистанских полигонах. Причина отказа демонстрировать танк на чужой территории вскрылась практически сразу после начала программы тестов. Танк регулярно ломался. Причем с такой частотой, что завершить полный цикл испытаний просто не было никакой возможности. Напомним, «Аль-Халид» — это прототип экспортного китайского танка VT-1 . Второй прототип VT-1 — танк ZTZ-96 , показал свою «надежность» во время соревнований по танковому биатлону. На этих соревнованиях не проходило и дня, чтобы на китайских танках что-нибудь да не ломалось, иногда и не по разу. В результате экипажи регулярно были вынуждены просить о замене танка. Вероятно, проблемами с надежностью и объясняется крайне незначительное число проданных VT-1 . Это же побудило китайцев к совершенствованию машины, что привело к созданию усиленно рекламируемого в последнее время танка VT-4 , он же MBT-3000 .

Танк VT-4

Впервые о VT-4 заговорили в июне 2012-го. Тогда китайская газета «Шицзе бао» опубликовала статью, согласно которой MBT-3000 «обречен стать звездой мирового танкового рынка, потеснив российские Т-90С ».

В единственном числе этот танк пребывает и поныне. На кадрах видео эксперты обнаружили следы ржавчины в его боевом отделении. Это было следствием большой спешки при изготовлении опытного образца, на роль которого взяли одну из старых машин. Вызывает недоумение еще одно обстоятельство: что на IDE X-2012 , что на IDE X-2014 NORINCO так и не продемонстрировала этот танк в натуре. Показана была только модель. «Вживую» VT-4 был продемонстрирован единожды — в августе 2014 года на китайской выставке. Тогда заявлялось, что серийное производство новых танков будет запущено до конца 2014 года. Позже выяснилось, что первые серийные машины выйдут из сборочного цеха лишь через два года. Такая задержка вполне объяснима. Вероятно, китайские инженеры так и не могут решить ряд проблем, из-за наличия которых пришлось существенно скорректировать сроки реализации программы.

Стоимость китайских танков отнюдь не маленькая. Она вполне соответствует цене на современный, надежный и проверенной российский танк Т-90С, который был продан в количестве, превышающем 1,5 тысячи экземпляров. Даже в самой бюджетной версии один китайский танк стоит столько же, сколько два или три бывших в употреблении, но капитально отремонтированных Т-72Б модели 1984 года. Последние хоть и не имеют современной системы управления огнем, что сказывается при ведении боевых действий ночью, по всем прочим параметрам существенно превосходят новые китайские машины.

Можно уверенно заключить, что китайским танкостроителям еще очень далеко до уровня своих соседей по региону: Южной Кореи с их танком К2 «Черная пантера» и Японии — танк «Тип 10». Конечно, Корея и Япония не сравнятся с Китаем по количеству выпускаемых машин, но вот разница в технологическом и конструкторском уровне просто гигантская. Сравнивать китайские танки с европейскими или, тем более русскими, вообще бесполезно — налицо прогрессирующее технологическое отставание как минимум на четверть века.

В 2009 г. мировую военную общественность взбудоражило сенсационное интервью китайского генерального конструктора основного боевого танка «Тип 99» Чжу Юйшэна. В нём заявлялось, что «созданный в Китае новый танк «Тип 99» среди десяти танков мира занимает ведущее место по трём важнейшим показателям боевого потенциала – огневой мощи, подвижности, защищённости, и с ним могут соперничать лишь немецкий «Леопард» 2 и американский «Абрамс».

Чжу Юйшэн отмечал также, что «Тип 99» полностью разработан китайцами и представляет собой «итог работы трёх поколений людей».

Однако, хотя китайские танкостроители и заявляют, что «мы не должны рабски следовать чужим тенденциям, иначе будем обречены на отставание», они не прошли мимо усовершенствования существующих конструктивных разработок и даже прямого копирования отдельных частей и агрегатов, комплексов вооружения, управления стрельбой, защиты современных машин Украины, России, Израиля.

И всё же несомненно – новая машина является прорывом в китайском танкостроении и демонстрирует высокий сегодняший уровень военно-промышленного потенциала Поднебесной.

Основной боевой танк «Тип 99» (ZJZ-99) является последним из цепочки образцов «Тип 90». Северокитайский институт машиностроения № 21 (NEVORI) в Пекине и Первая машиностроительная компания (FIRMACO, бывший завод № 617 в Баотоу во Внутренней Монголии) продолжил и дальнейшую модернизацию машины «Тип 98», явившейся, по сути дела, прототипом нового танка. Основными направлениями доработки являлись: повышение подвижности путём установки более мощного двигателя, повышение защищённости за счёт установки встроенной динамической защиты, усовершенствование системы управления огнём.

Технические решения обкатывались на образцах «Тип-90II/МВТ-2000». Первые 40 танков китайская промышленность выпустила в 2000 г. За последние годы на вооружение частей Народно-освободительной армии Китая поступило 200 (по другим данным, 100 или даже 400) единиц «Тип 99». Они находятся в танковых соединениях Пекинского и Шэньяньского военных округов.

ОБТ «Тип 99», по мнению иностранных специалистов, несмотря на заверения китайцев, что это целиком китайский танк, имеет облик массового советского танка Т-72 и разработан согласно концепции советской школы танкостроения.

Компоновочная схемы машины -традиционна: отделение управления находится в передней части, двигатель – в корме. Корпус его несколько удлинён – спереди для установки массивной башни и сзади – для размещения более объёмного двигателя (по сравнению с Т-72). Верхняя лобовая деталь корпуса практически идентична нашему танку. Пушка -китайский вариант советской 125-мм. Башня по своей конструкции весьма напоминает иностранные танковые башни, а двигатель создан на базе немецкого.

«Тип 99» имеет низкий силуэт: на 400 мм ниже немецкого «Леопарда» 2А6 и на 200 мм ниже американского «Абрамса» М1А2, что свидетельствует о компактности расположения его агрегатов и механизмов. Такое очертание уменьшило лобовую проекцию и, следовательно, снизило вероятность поражения, повысило выживаемость.

Корпус и башня имеют цельносварную стальную конструкцию. Бронирование – композиционное: слой композитного материала находится между листами броневой стали. Для усиления бронезащиты лобовой части корпуса применена установка встроенных пакетно-модульных блоков динамической защиты (ДЗ) поверх основной брони. На башне блоки расположены «углом». Дополнительно ими закрыты борта и удлинённая кормовая ниша. ДЗ также является многослойной и обеспечивает защиту от бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Подобную схему бронирования имеют модернизированный танк «Тип 96» и пакистанский «Аль-Халид».

Конфигурация башни в процессе выпуска танка изменялась. Так, на первых образцах броня на её «скулах» наращивалась вперёд, а затем скашивались с боков, усиливаясь блоками ДЗ. Блоки стали устанавливать и на крыше, защищая её от кумулятивных снарядов, действующих с верхней полусферы. Применение модульных блоков в бронировании позволяет в случае их повреждения производить быструю замену.

Специалисты обращают внимание на то, что за счёт размещения дополнительного оборудования и ПТУР в башне, её пришлось сделать более массивной, чем у прототипа «90». В результате образовался некоторый подзор между корпусом и башней, при попадании снаряда в который увеличивается возможность поражения танка за счёт отрыва башни от корпуса.

Толщина лобовой брони корпуса составляет 500 – 600 мм, лобовой части башни – 700 мм. С установкой элементов активной защиты потенциальная толщина брони может достигнуть 1000 – 1200 мм.

На машине поставлен дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 1500 л.с., жидкостного охлаждения, созданный на базе немецкого МВ871ка501. Он позволяет развивать максимальную скорость по шоссе до 80 км/ч и до 60 км/ч – на пересечённой местности при удельной мощности 25 (27,8) л.с./т. Разгон с места – до 30 км/ч всего за 12 с. Отметим, что у «Абрамса» удельная мощность меньше – 23,8 л.с./т.

Силовая установка танка «Тип 99» подобна размещённой на образце «Тип 90-II», но прошла значительную перекомпоновку, в результате чего была существенно снижена высота моторно-трансмиссионного отсека.

Трансмиссия машины – механическая планетарная с ручным управлением, с семью скоростями вперёд и одной назад. Подвеска торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узлах подвески. Имеет по шесть двускатных обрезиненных бандажами опорных катков и четыре поддерживающих ролика с каждого борта. Ведущее колесо – сзади, зацепление – цевочное.

Гусеница снабжена резинометаллическим шарниром.

Иностранные специалисты считают, что такая трансмиссия полностью заимствована у нашего танка Т-72М.

Основное вооружение танка -125-мм гладкоствольная пушка, являющаяся переработкой нашей танковой пушки 2А46. Ствол её накрыт теплоизоляционным кожухом.

Заместитель главного конструктора танка «Тип 99» Ван Чжэжун считает, что по своим характеристикам китайский вариант пушки существенно превосходит зарубежные аналоги – немецкую КН-120, установленную на «леопардах» 2А5 и «абрамсах» М1А1, и нашу российскую 2А46М-1.

1 – 125-мм гладкоствольная пушка; 2 – башенный 12,7-мм пулемёт; 3 – квантовый генератор ZМ-87; 4 – бортовой экран; 5 – ведущее колесо; 6 – опорный каток; 7 – направляющее колесо; 8 – лобовые блоки динамической защиты корпуса; 9 – труба ОПВТ; 10 – решётки радиаторов моторно-трансмиссионного отсека; 11 – дополнительный топливный бак; 12 – кормовая ниша башни; 13 – патронная коробка башенного пулемёта; 14 – амбразура спаренного 7,62-мм пулемёта; 15 – блоки динамической защиты башни; 16 – блок дымовых гранатомётов; 17 – фара; 18 – крышка люка командира; 19 – крышка люка наводчика

1 – штыревая антенна радиостанции; 2 – датчик предупреждения о лазерном облучении LWR; 3 – танковый квантовый генератор ZМ-87; 4 – люк выброса поддонов гильз; 5 – люк наводчика; 6 – панорамный прицел командира; 7 – крышка люка командира; 8 – блок дымовых гранатомётов; 9 – противокумулятивная решётка ниши башни

Боекомплект составляет 42 (41) выстрела раздельно-гильзового заряжания. Снаряды – кумулятивные, осколочно-фугасные, бронебойные подкалиберные. Имеются сведения, что изготовляются боеприпасы с сердечниками из обеднённого урана по технологии, предоставленной Израилем. Они имеют соотношение длины к диаметру 20:1, длину сердечника – около 680 мм и диаметр -33,9 мм. Начальная скорость такого снаряда – 1700 м/с.

Тот же Ван Чжэжун утверждает, что их танковая пушка при использовании снарядов с вольфрамовыми сердечниками способна с дистанции 2000 м пробить гомогенную броню толщиной 850 мм, тогда как пушка «Абрамса» М1А2, например, с той же дистанции – 810 мм, японского танка «Тип 90» – 650 мм.

Гидромеханический автомат заряжания карусельного типа рассчитан на 22 выстрела. Он также подобен автомату заряжания советского производства, хотя и в него внесены определённые изменения.

На танке справа от пушки смонтирован спаренный 7,62-мм пулемёт «86», а на башне перед люком командира на турельной установке – зенитный 12,7-мм «W-85». Турель «QJC-88» – ручного управления с углами наведения в вертикальной плоскости от -40 до +75°. Огонь с её помощью ведётся в переднем секторе на дальности: до 1500 м – по воздушным целям и до 1600 м – по наземным. Боекомплект патронов: 7,62-мм – 2000, 12,7-мм -300. Кроме того, по бортам башни находятся два блока 76-мм пятиствольных дымовых гранатомётов «Тип 84».

Возможно также размещение комплекса управляемого вооружения с противотанковыми управляемыми ракетами ПТУР 9М119 «Рефлекс».

Система управления огнём танка включает панорамный комбинированный прицел командира, прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером и телевизионным каналом, двухплоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель и датчики атмосферных условий, износа канала ствола и др. Танк оснащён системой обработки информации от средств наблюдения, которая отображает обстановку на цветных дисплеях, позволяя в реальном времени следить за полем боя. Тепловизор даёт возможность отслеживать обстановку в тёмное время суток и при сильном задымлении. Кроме того, установленная система навигации с инерциальным и спутниковым каналом GPS также выводит на дисплей данные, которые накладываются на цифровую карту местности. Огонь может вести не только наводчик, но и командир танка, который, кроме того, имеет для наблюдения шесть панорамных перископов.

«Тип 99» оснащён интегрированным лазерным комплексом активного противодействия JD-3, состоящего из встроенного лазерного дальномера, датчика предупреждения о лазерном облучении LRW, квантового генератора ZM-87. При получении сигнала об облучении машины лазерным лучом противника система предупреждения выдаёт команду на разворот башни в сторону источника. При этом включается собственный лазерный луч, но малой мощности, который определяет точное местонахождение противника. Далее мощность луча скачком возрастает до критического уровня, выводя из строя обнаруженные оптические средства. Датчик LRW и генератор ZM-87 размещены на крыше башни в её корме. Максимальная мощность лазера – 100 МДж. По сообщениям, лазерный комплекс танка действует на расстоянии 2 – 3 км. Утверждается, что он поражает и головки подлетающих противотанковых ракет.

Возможно размещение на танке также активной динамической защиты, уничтожающей противотанковые ракеты и снаряды уже на подлёте к машине.

Китай ведёт модернизацию танка «Тип 99». В последние годы здесь разработана модификация «Тип 99А2», оснащённая активной бронёй, улучшенными двигателем, электроникой и механикой. Однако считается, что он создан на базе российского Т-80, являющегося, по сути дела, развитием Т-72.

Несомненно, что китайская промышленность создала свой перспективный танк третьего поколения. По мнению западных военных специалистов, «Тип 99» может создать серьёзную конкуренцию всем находящимся в настоящее время на вооружении машинам. Однако Китай изготовляет новые танки в небольших количествах, мелкими сериями. Видимо, сказывается дороговизна производства. Стоимость одной единицы вдвое выше, чем других основных китайских танков. Кроме того, тяжёлую машину массой 50 – 54 т не выдерживают мосты на местных дорогах, она имеет ограничения по железнодорожной перевозке. Новый танк, видимо, пойдёт на вооружение только элитных танковых частей.

В стране налажен массовый выпуск двух типов более дешёвых в производстве танков – «Тип 88В», оснащённых 105-мм пушкой, и «Тип 88С» со 125-мм пушкой, заменяющих в настоящее время в войсках устаревшие «Тип 69».

В. БОРЗЕНКО

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Усилия китайских конструкторов, затраченные ими в течение последних шестидесяти лет, принесли определённые плоды. Страна смогла стать одним из основных мировых производителей танков, и хотя сегодня Китай не является лидером по качеству разрабатываемой техники, по количеству экспортируемых танков он давно находится в первой пятёрке. Сможет ли КНР в ближайшее время оставить позади всех своих конкурентов, сказать трудно. Несомненно одно – китайские конструкторы значительно продвинулись вперёд на своём «особом пути» и могут сказать ещё не одно веское слово в мировой гонке танковых вооружений

Первая половина XX века складывалась для Китая крайне драматично. Страна сотрясалась от масштабных восстаний – население не могло мириться с тем, что чужеродная маньчжурская династия Цин предала интересы страны. Императоры сдали часть китайских городов и земель в долгосрочную аренду европейским государствам, открыли рынок для свободной торговли иностранными товарами и разрешили продажу опиума. В конце концов, в 1911 году династия пала в результате Синьхайской революции, но спокойствия Поднебесной это не принесло. Страна погрязла в войнах между милитаристскими кликами, а в 1927 году между силами Китайской Республики и китайскими коммунистами началась долгая гражданская война , которая с небольшими перерывами продолжалась до 1950 года. Кроме того, в 1931 году значительную часть страны оккупировали японские войска.

В многочисленных боевых столкновениях все противоборствующие стороны пытались добыть новейшие виды вооружений, в особенности авиацию и бронетехнику. Танки иностранного производства начали поступать в Китай уже в 20-х годах – устаревшие, но вполне соответствовавшие дальневосточным условиям ведения войны. Ситуация кардинально изменилась после окончательной победы коммунистов – помимо поставок новейших типов военной бронетехники СССР помог китайцам организовать собственное производство, которое поначалу просто копировало советские танки Т-54 . Однако после смерти Сталина отношения КНР и Советского Союза резко испортились, и китайская танковая промышленность вынужденно пошла по собственному пути. Используя свои связи с западным миром и возможность получать информацию о советских разработках, китайские инженеры развили уникальную линейку основных боевых танков (далее – ОБТ). На сегодня Китай по праву считается одной из самых мощных танковых держав мира, продолжая наращивать свой потенциал.

Дальневосточная свалка для европейского старья

Внешне новая машина сильно походила на Т-10, отличаясь расположением эжектора на стволе орудия, хотя пушка использовалась всё та же – советская 122-мм Д-25Т с боекомплектом в 32 снаряда. Китайцы установили на танк форсированный двигатель В-54, благодаря чему его мощность выросла с 580 до 750 л. с. В 1965 году первый и единственный экземпляр WZ-111 изготовили и начали его испытания, которые выявили большое количество недочётов в конструкции машины. Пока китайские разработчики трудились над их устранением, стало известно, что тяжёлые танки более не нужны, так как им на смену пришли основные танки, и от дальнейшей разработки WZ-111 отказались. Его единственный экземпляр, у которого башня заменена весовым муляжом, до сих пор экспонируется в Пекинском танковом музее.


Танк WZ-111 в экспозиции музея
Источник – wikimedia.org

Туре 62 (WZ-131): Мощный, но… лёгкий

Ландшафт южных провинций Китая сильно отличается от северных, центральных и восточных регионов страны, изобилуя реками, через которые переброшено множество мостов, чья грузоподъёмность в 60–70-х годах не была рассчитана на массу танка Туре 59 (36 тонн). Осознав масштаб проблемы, китайское руководство решило разработать и наладить производство облегчённых танков Туре 62, чья конструкция в общих чертах повторяла бы Туре 59, но в силу облегчённого бронирования и менее мощного вооружения (85-мм пушка вместо 100-мм) весила бы на 15,5 тонны меньше. Разработка нового танка началась на харбинском заводе №674 ещё в 1958 году под индексом «Туре 59-16» – первый экземпляр изготовили в 1960-м, а в серию он пошёл в 1963 году. Всего танковая промышленность КНР произвела около 1200 этих машин, треть из которых пошла на экспорт (в основном, в страны Африки и Юго-Восточной Азии). Танки Туре 62 активно применялись НОАК в Китайско-вьетнамской войне 1979 года и Угандийско-танзанийской войне 1978–79 годов.


Рота танков Туре 62 в развёрнутом строю. На башнях над стволами пушек установлены лазерные дальномеры
Источник – armor.kiev.ua

Китайский основной боевой танк – Тип 99 (заводской индекс ZTZ-99) был впервые показан публике во время военного парада в Пекине 1 октября 1999 года. Появление танка 3-го поколения, представленного Китаем, вызвало немалый ажиотаж. Данный танк стал прорывом для китайского танкостроения . По своим боевым возможностям данный танк приближается к ОБТ ведущих танкопроизводящих стран.

Всего на параде было показано 18 машин. За последующие годы было выпущено еще около 200 танков. При этом массового производства развернуто не было из-за относительной дороговизны танка и конструктивных сложностей. Несомненно, данный танк стал своеобразным техническим прорывов для Поднебесной.

Китай наконец-то смог создать свой перспективный танк. При этом инженеры КНР пошли по проторенному ранее пути с заимствованием и усовершенствованием чужих разработок. Наибольшее влияние на КНР до сих пор оказывается советская/российская школа танкостроения. Специалисты отмечают ряд сходств китайского танка с Т-72М . Его носовая часть и ходовая фактически повторяют советскую разработку. Были подозрения, что и 125-мм орудие танка разработано не без влияния советской 125-мм пушки 2А46. Помимо всего прочего китайский танк получил автомат заряжания (АЗ) карусельного типа, близкий к советским и российским аналогам. Применение АЗ позволило сократить экипаж танка до 3 человек.

Компоновка и бронирование

Танк выполнен по классической компоновке с задним расположением МТС – моторно-трансмиссионного отделения. В передней части танка находится отделение управления – место механика-водителя. Боевое отделение находится в средней части машины. Корпус танка примерно на 1 метр удлинен по сравнению с корпусом танка Т-72. Удлинение корпуса сзади связано с высвобождением места для размещения более объемного немецкого дизеля. Увеличение корпуса спереди связано с размещением более массивной башни с большим бронированием.

По своей конструкции башня танка Тип 99 напоминает западные аналоги. Следует отметить, что верхняя лобовая деталь корпуса танка практически идентична советской, устанавливаемой на танки Т-72 и унаследовала от нее все ослабленные зоны.

Бронирование танка Тип 99 напоминает по своей структуре бронирование советских танков Т-80 и Т-90. Броня представляет собой слой композитного материала, в роли которого выступает корунд, стеклотекстолит или другой, помещенный между двух слоев стали. Башня танка имеет сварную конструкцию и выполнена из бронелистов различной толщины.

Бронезащита лобовой проекции ОБТ Тип 99 поздних образцов была усилена за счет использования блоков динамической защиты, размещенных поверх основного бронирования танка. При этом на башне блоки динамической защиты расположены «уголком» дополнительно была усилена задняя ниша башни, где блоки динамической защиты были смонтированы поверх решетчатой корзины.

По заявлению китайской стороны используемая динамическая защита является многослойной и обеспечивает танку защиту как от бронебойных подкалиберных, так и кумулятивных боеприпасов.

Вооружение танка

Главной огневой мощью китайского танка является гладкоствольная танковая пушка калибра 125 мм. По утверждениям китайских специалистов данная пушка по своим характеристикам превосходит не только свой советский аналог 2А46 на 45%, но и немецкое орудие RH-120, устанавливаемое на танки и , на 30%.

Основным средством борьбы с танками противника являются бронебойные подкалиберные снаряды – БПС, с сердечником из обедненного урана. По всей видимости, технологию их производства Китай получил из Израиля, который в свое время поставлял в страну такие снаряды.

Поставляемые Израилем снаряды М711 имели соотношение длины к диаметру 20 к 1 и начальную скорость снаряда – 1700 м/с. Их бронепробиваемость достигала 600 мм. В настоящее время китайские инженеры заявляют о разработке нового БПС, который значительно превосходит имеющиеся аналоги.

Новый снаряд имеет соотношение длины к диаметру 30 к 1 и начальную скорость в 1780 м/с. Его бронепробиваемость достигает 850 мм. Такой китайский БПС может создать существенную угрозу всем существующим танкам, включая Абрамс М1А2 и Т-90. По утверждению ряда специалистов, в состав вооружения танка может включаться и комплекс управляемого вооружения (КУВ), основанный на российском комплексе 9М119 «Рефлекс».

Пушка танка работает в связке с автоматом заряжания карусельного типа на 22 выстрела . Предполагается, что АЗ разработан на основе советской модели с внесением ряда изменений и устранения недостатков. Общий боекомплект танка составляет 42 выстрела. Стоит отметить, что в отличие от западных аналогов боекомплект танка не отделен от экипажа.

В качестве вспомогательного вооружения на танке используется спаренный с оружием 7,62-мм пулемет, располагается справа от пушки (боекомплект 2000 патронов) и зенитный 12,7-мм пулемет, смонтированный на башне перед люком командира (боекомплект 300 патронов). Стрельба из спаренного пулемет производится с помощью электроспуска, турельная зенитная установка имеет лишь ручное управление и обеспечивает стрельбу лишь в переднем секторе. Углы наведения зенитного пулемета от -4 до +75 градусов. По бокам башни смонтировано по одному 5 ствольному дымовому гранатомету.

Эксклюзивной особенностью китайского ОБТ является наличие лазерной системы активной защиты танка JD-3 , которая состоит из комплекса предупреждения о лазерном облучении LRW (гибридный датчик, смонтированный на башне позади люка командира) и боевого квантового генератора – LSDW (в коробчатом корпусе на башне за люком наводчика).

JD3 можно отнести к ослепляющему лазерному оружию , разработка, производство и испытания которого, ровно, как и применение, запрещено ООН. Запрет содержится в 4-м протоколе Конвенции о конкретных видах обычного оружия (13.10.1995).

При получении сигнала об облучении танка лазерным лучом противника, данный комплекс обеспечивает поворот танковой башни в сторону источника облучения, после чего включается лазерный луч ослабленной мощности, который определяет точное месторасположение вражеской цели. После того как цель вычислена, мощность луча возрастает до критического уровня и выводит из строя оптические средства или органы зрения вражеского оператора.

По сообщениям экспертов, данный комплекс способен поражать зрение человека и оптические устройства на расстоянии в 2-3 км, при использовании устройства 7-кратного увеличения до 5 км, а на расстоянии до 10 км может вызвать кратковременное ослепление вспышкой. Помимо боевой функции данный комплекс может выполнять роль лазерной связи между танками.

Система управления огнём

СУО танка состоит из комбинированных прицелов командира и наводчика с независимой стабилизацией. Прицел наводчика оснащен лазерными дальномером и тепловизионным каналом. Изображение с тепловизора выводится на 2 цветных дисплея наводчика и командира (кратность х5 и х11,4). Командир может вести огонь из орудия без участия наводчика. Прицел командира танка панорамный.

Танковое орудие стабилизировано в 2-х плоскостях. Танк оснащается цифровым баллистическим вычислителем, набором датчиков (показателей атмосферных условий, износа канал ствола и т.д.), многофункциональной цветной панелью командира. На танке смонтирована система навигации со спутниковым (GPS) и инерциальным каналами, данные от которых поступают на командирский дисплей и накладываются на цифровую карту местности.

Меткость стрельбы достигается за счет использования баллистического вычислителя, лазерного дальномера, системы датчиков, а также теплового кожуха ствола танка. Стабилизация орудия в двух плоскостях гарантирует высокую эффективность стрельбы в движении. Скорострельность орудия при использовании АЗ достигает 8 выстрелов в минуту, без него — 2 выстрела в минуту.

Двигатель и трансмиссия

На танке устанавливается дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, выдающий мощность в 1500 л.с. Данный дизель был разработан на основе немецкого двигателя MB871ka501. При массе танка в 54 тонны данный двигатель позволяет ему развивать скорость в 80 км/ч при движении по шоссе и до 60 км/ч при движении по пересеченной местности. Удельная мощность двигателя – 27,78 л/с на тонну. До 32 км/ч с места танк способен разогнаться всего за 12 с.

Танк оснащен механической планетарной трансмиссией с 7-ю скоростями для движения вперед и 1 для движения назад, данная трансмиссия почти полностью заимствована с советского танка Т-72М. В полевых условиях замена двигателя может быть выполнена за 30-40 минут.

Ходовая часть танка состоит из 6 опорных катков и 4 поддерживающих роликов на каждый борт. Двускатные катки оснащаются резиновыми бандажами, подвеска танка торсионная с гидроамортизаторами на первых двух и последнем узле подвески. Ведущее колесо расположено сзади (зацепление цевочное). Гусеница танка оснащается резинометаллическим шарниром.

/По материалам pro-tank.ru , btvt.narod.ru и otvaga2004.narod.ru /

На сегодняшний день в World of Tanks имеется широкий ассортимент легких, средних, тяжелых танков и огромный выбор ПТ и САУ. Всего в этой онлайн-игре насчитывается девять веток: советская, немецкая, американская, французская, английская, японская, чешская, шведская и китайская. Последнюю мы как раз и рассмотрим в данной статье.

Краткий обзор ветки

Вся линейка имеет довольно высокую популярность среди игроков, и связано это в первую очередь с тем, что китайские танки имеют схожесть с представителями легендарных машин СССР. Основным отличием является броня, которая менее рикошетная и немного хуже, чем у советских аналогов. Кроме того, у них более слабые орудия. Но в сравнении с другими ветками китайские танки обладают рядом преимуществ, которые отсутствуют у других машин.

Отзывы о «китайцах» довольно неоднозначные. Многие утверждают, что их ветки средних и легких танков самые лучшие, но это нельзя считать фактом, потому что немало и тех, кто не считает достойными китайские танки. Отзывы игроков выделили в этой довольно непростой ветке машины, которые представлены в таблице ниже.

Рассмотрим китайские танки, приведенные в таблице выше, более подробно. Начнем, конечно же, с отличного ЛТ 4-го уровня.

M5A1 Stuart - быстрый мститель

Данный легкий танк в китайской ветке занимает четвертую позицию. По своему внешнему виду машина напоминает американца M5 Stuart и обладает не менее хорошей подвижностью. Кроме того, у китайца отличное орудие с неплохим пробитием и уроном. Из недостатков следует выделить черту, характерную для всех легких танков в игре, - очень слабая броня. Однако M5A1 имеет отличный обзор, что позволяет качественно светить на всех картах. Далее идёт первый средний танк китайской ветки, который можно считать хорошим.

Отзывы об этой машине в основном положительные. Многие танкисты берут первых мастеров именно на M5A1, и это неудивительно. Несмотря на хорошие характеристики, у этой машины довольно плохие общие показатели статистики на сервере, что предполагает её использование игроками, которые хотят поднять свой WN8. Характеристики к этому располагают отлично.

Type T-34 - брат легенды

Данный СТ - это отличная копия советского Т-34, имеющая похожее вооружение и подобное бронирование корпуса. Группа танков способна натворить много шороха в команде противника, их дыроколы имеют отличное пробитие и достаточно высокий урон для этого типа машин. К недостатку относят обычно плохие УВН, но это не так критично. Танк проходной и ведет к двум отличным представителям китайской ветки. Отзывы об этой машине в основном положительные. Орудие помогает набивать статистам неплохой WN8, при этом средняя статистика на сервере очень занижена. На данной машине часто берут первых воинов и колобановых, и это неспроста - она на самом деле довольно неплоха, но её нельзя считать лучше легендарного Т-34.

59-16 - если вцепится, то до смерти

Это очень интересная машина для любителей динамичной игры и активного света. Данный легкий танк обладает интересным барабаном и возможностью установки орудийного досылателя (что обычно барабанным танкам недоступно). Начинающие игроки спрашивают: а почему так? На самом деле всё просто. Легкий танк 59-16 имеет стоковое орудие на голдовых снарядах, и досылатель очень пригодится в этом случае. Обзор этого ЛТ хорош и позволяет светить на всех картах в игре достаточно комфортно. А вот на 7-м уровне ветки легких машин вас будет ждать настоящий дамагер - WZ-131, но он не такой интересный, как следующий после него WZ-132, о котором мы расскажем позже.

У большинства игроков, согласно отзывам, именно на данном светлячке стоит рекорд по насвеченному урону. Если в виде оборудования использовать просветленную оптику и стереотрубы, то вы, безусловно, будете пересвечивать 100 % своих врагов, что, конечно, является огромным плюсом данной машины. Динамичность этого китайца поражает. Благодаря ей машина не только активно светит, но и настреливает много урона в карму врагов.

Type 58 - только вперед!

Данный средний танк шестого уровня имеет схожие характеристики со своим советским прототипом Т-34-85. У него менее рикошетная броня и иной геймплей из-за устанавливаемого вооружения, но он довольно интересный представитель в китайской ветке, который стоит выкачать. Достоинства тайпа - высокие показатели ДПМ, хорошая динамика и достойная точность для шестого уровня. В слоты оборудования стоит установить досылатель, просветленную оптику и усиленные приводы наводки. Это позволит достаточно комфортно играть и наносить большое количество урона в каждом бою. Данный средний китайский танк ведет сразу к двум машинам, которые по-своему интересны - T-34-1 и IS-2. Все представители ветки довольно интересны, но, как всегда, важны 6-й и 8-й уровни, а также самый основной - 10-й. Поэтому именно танки этих уровней мы рассматриваем в статье.

WZ-132 - зубодробительный светляк

Несмотря на свои большие размеры, данный ЛТ очень подвижен и динамичен. Его главным достоинством считают отличное вооружение с большим разовым уроном и высоким бронепробитием. Танк очень схож с советским прототипом Т-54 «облегченный», но обладает более слабой броней и менее пробивным орудием. Несмотря на это, его качество обзора удивляет всех игроков - оно одно из лучших в игре. К недостатку причисляют плохие УВН.

Оборудование здесь такое же, как на любом китайском светляке: оптика, досылатель, стереотрубы. Если вы делаете из этого ЛТ дамагера, то поставьте вместо труб стабилизатор вертикальной наводки. Данный легкий китайский танк похож на предыдущую машину - WZ-131, разве что обладает во всем более высокими показателями. Конечно, если сравнить данный прототип с облегченкой, то безусловно советский собрат окажется победителем в споре. Отзывы о данной машине исключительно положительные, а все благодаря огромному обзору, одному из лучших в игре, и отличному вооружению, которое позволяет не только светить, но и настреливать урон.

T-34-2 - прорвемся!

Как и ЛТ WZ-132, данный танк является предшественником СТ 9-го уровня - WZ-120. Эта машина является динамичной и мобильной, но обладает сравнительно слабой броней и вооружением. Единственным достоинством данного танка, отличающим его от всех похожих машин, является высокий разовый урон в 390 ХП. Машина похожа на предшественника T-34-1, как и полагается во всей китайской ветке.

Если у вас нет в ангаре мечты 90 % танкистов - Type 59, - то 34-2 может стать отличной заменой. Конечно, у этого среднего танка хуже броня башни и не такое комфортное вооружение, но он с легкостью справляется в игре как против 8-х, так и против 9-х уровней. Кроме того, на данный китайский танк запчасти стоят недорого, что тоже является преимуществом.

110 - найдем и убьем!

После отличного тяжелого танка 7-го уровня IS-2 в китайской ветке идёт 110. Данный железный монстр обладает хорошей крепкой броней и сравнительно высокой динамикой. Недостатком является слабое вооружение, которое компенсируется быстрой перезарядкой. Техника имеет отличный обзор, несмотря на то что достаточно тяжелая. Это делает ее идеальной машиной прорыва, как советский ИС.

Конечно же, это не советская мощь в виде ИС-3, но тоже неплохая машина. Данный китайский танк имеет огромное количество положительных оценок от игроков, и его полюбили многие танкисты. Несмотря на свои отличные характеристики, средний WN8 на нем довольно низкий, поэтому поднять его на своем аккаунте при помощи данной машины не составит большого труда.

121 - альфа-самец

СТ 10-го уровня в игре имеют сравнительно невысокий урон. Но китайские средние танки обладают иными характеристиками. Например, 121-й обладает отличным вооружением - самым лучшим среди аналогов. Кроме того, он динамичен и неплохо бронирован. Недостатком 121-го являются его УВН и сравнительно низкая скорость полета снарядов. Данную машину часто используют как танк прорыва, особенно хорошо он действует на городских картах.

Высокий урон 121-го удивляет многих игроков, получивших оплеуху от этого СТ. Его орудие одно из лучших на своем уровне, динамика отличная, а бронирование сравнительно неплохое. Обзор танка китайского 121 интересует многих геймеров, которые могут оценить положительные стороны этой машины.

113 - победитель по жизни

Тяжелый китайский танк 10-го уровня очень хорош. 113-й имеет отличное вооружение, крепкую броню и высокий ДПМ. Кроме того, он динамичен. Но из недостатков танка выделяют его УВН и наличие большого количества ослабленных мест в бронировании. Данная машина применяется в различных ситуациях, в основном для прорыва вражеской обороны. Китайская ветка танков заканчивается отличными машинами, и 113-й, безусловно, включен в список лучших азиатских машин. Но для хорошей и комфортной игры необходим экипаж с перками. Его можно получить при помощи премиумных китайских машин. Давайте рассмотрим их.

Премиумные китайские танки

Для прокачки экипажа необходимы хорошие машины, купленные за золото или полученные в акции. В китайской ветке их немало, но в основном они акционные. Так, например, китайский премиум-танк Type-59 уже давно не продается. Однако он имеет огромную популярность и самые высокие оценки. Этот китайский танк отзывы получает просто восторженные. На сегодняшний день это самая дорогая техника, которую можно купить за реальные деньги. Цена на код активации начинается с 20 тысяч рублей и достигает значения в 60 000.

Конечно, в игре немало и других китайских премиум-машин:

  • ЛТ - Type 64, Type 62;
  • СТ - T-34-3, 59-Patton, 121B;
  • ТТ - WZ-111, 112.

Некоторые из них до сих пор находятся в продаже, и их можно приобрести за золото. Китайские танки VT - это удивительные машины, которые предполагают активный геймплей и постоянное движение. Их используют как технику прорыва, и отзывы о китайской ветке в основном только положительные. Играйте и выигрывайте! Надеемся, вам понравился обзор. Успехов вам и больших побед!