Класс: 2

Цели:

  • Закрепить написание и произношение слов с двойными согласными,
  • Пополнять словарный запас детей
  • Развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
  • Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Оборудование:

  • учебник Л.В. Кибирева “Русский язык” 2 класс, 2 ч. – М.: ООО “Русское слово”;
  • ноутбук, проектор

Ход урока

1. Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1 - Запишите сегодняшнее число.

(Поставьте ударение в словах, назовите встретившиеся орфограммы.)

2. 2 Минутка чистописания.

Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, отгадайте загадку:

Плещет тёплая волна
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате? (ванна)

Какой звук в отгадке произносится долго? (н )

Какими буквами на письме обозначается этот звук? (нн)

Вот эти буквы мы и будем сегодня отрабатывать.

Откуда мы начинаем писать букву н? (сверху вниз) (Слайд 2)

3. Работа по теме урока.

Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?

Да, мы будем работать со словами с двойной согласной.

1. Выборочная работа (Слайд 3)

Выпишите слова с двойными согласными, выделите орфограмму.

Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна ?

Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .

Кто получит низкий балл ,
Не придет на школьный бал.

Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора .

Приятней найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

Проверка написанных слов.

2. Работа по рисунку. Тетрадь к учебнику “Русский язык” с.8 упр.9

(Рассмотри рисунок, найди на нём предметы, в названиях которых есть двойные согласные. Запиши их, разделяя черточкой для переноса) (Слайд 4)

Вспомните, как переносятся слова с двойными согласными?

3. Проверка.

Ответ: кас - са, пас-сажир, кол -ли, тен -нис, антен - на, трол- лейбус, пер-рон, ал-лея, шос –се.

(Слайд 5)

4. Физкультминутка (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ) (Слайд 6-11)

5. Работа по учебнику (с. 14 упр. 21)

Дети читают задание. Выполняет один ученик у доски, остальные в тетрадях.

6. Игра “Из каких слов убежали двойные согласные?” (Слайд 12- 13)

(Работа по вариантам: первый вариант – записывает слова с двойными согласными - сс, бб, рр; второй вариант – с двойными – пп, лл, нн, мм, жж)

1 вариант 2 вариант
Россия группа
рассказ миллион
шоссе тонна
русский конница
бассейн грамматика
суббота вожжи
перрон дрожжи
терраса жужжит
территория

7. Лингвистическое задание.

На слух определите слова с двойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,
Ссора, теннис и рассказ,
Пассажир, шоссе, программа,
Группа, касса, телеграмма.
Мы слова такие слышим
И с двойной согласной пишем.

А вы знаете имена, в которых тоже есть двойные согласные? Назовите их. (Алла, Анна, Виолетта, Римма, Жанна, Кирилл)

8. Итог урока

Ребята, кому из вас понравился урок?

Что интересного на уроке вы узнали? С какими словами познакомились? (Слайд 14)

9. Домашнее задание

т. С. 10 упр. 11 (Может кто-то тоже сочинит двустишия)

«Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда».

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

  • тонна – мера веса, тона – падежная форма слова тон – оттенок звука или цвета;
  • касса – устройство для хранения денег, касание – соединение в какой-либо точке;
  • балл – единица оценивания, бал — вечер отдыха с танцами.
  • На корабль уже погрузили тонну угля.
  • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
  • Сегодня касса не работает.
  • Касание было слабым.
  • На экзамене я получил высокий балл.
  • Наталья была приглашена на бал.
  • 2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна — пятитонка.

    Удвоенных согласных нет

    Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква «л». Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

  • апартаменты;
  • балюстрада;
  • галерея;
  • гуманист, гуманистический;
  • децибел;
  • дилер, дилерский;
  • дилетант, дилетантский;
  • драма, драматический, драматичный;
  • имитация, имитировать;
  • коридор, коридорный;
  • лилипут;
  • продюсер, продюсерский.
  • Перенос слов с удвоенными согласными

    Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. Правила переноса удвоенных согласных таковы:

    • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
    • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.
    • К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

      Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

      На стыке морфем

      Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

    • бессменный;
    • бесстрашный;
    • беззаветный;
    • беззубый;
    • беззаконный;
    • раззадорить;
    • раззява;
    • рассказ;
    • рассвирепеть;
    • рассусоливать;
    • рассекать;
    • иссушить;
    • иззябнуть;
    • преддверие;
    • поддать;
    • поддеть;
    • оттаять;
    • отток;
    • оббить;
    • вводить,
    • вверх;
    • вверенный;
    • искусство;
    • русский;
    • матросский;
    • новочеркасский;
    • картинный;
    • старинный;
    • истинный;
    • картонный;
    • подстаканник;
    • подоконник;
    • сторонник;
    • странник;
    • избранник;
    • карманник;
    • малинник;
    • осинник.
    • Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

    • главврач;
    • роддом.
    • В суффиксах прилагательных

      В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

      Удвоенные согласные. Правила для прилагательных

      Ин-: осиный, орлиный, соколиный;

      Ан-(-ян-): полотняный, кожаный;

      Онн-: станционный, лекционный;

      Енн-: клюквенный, соломенный;

      Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

      Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

      В суффиксах причастий

      Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

    • исходить – исхоженный;
    • выкрасить – выкрашенный;
    • написать — написанный;
    • изгнать — изгнанный;
    • желать — желанный;
    • купить — купленный;
    • искоренить — искоренённый;
    • избрать — избранный;
    • раскалить — раскалённый;
    • поджарить — поджаренный;
    • разбудить — разбуженный;
    • разграничить — разграниченный;
    • распечатать — распечатанный;
    • начертить – начерченный;
    • опросить — опрошенный;
    • схватить — схваченный.
    • Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

      В кратких причастиях

      Все задания выполнены.

      В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

      Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

      Есть зависимые слова

      Скамейка, крашенная вчера.

      Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

      В суффиксах наречий

      В словах-наречиях пишется столько же Н , сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

    • искренний – искренне;
    • нечаянный – нечаянно;
    • прекрасный – прекрасно;
    • интересный – интересно.
    • Теперь, когда изучена тема «Удвоенные согласные», правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

      А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

      2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

      А. Нужно оставить обе буквы на строке.

      Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

      В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

      3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

      А. Обязательно нужно проверить.

      А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

      5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

    • бры…жущая жидкость;
    • задребе…ало железо;
    • прое…жать через мост;
    • надоедливая и…жога;
    • ра…жать капкан;
    • ра..жалобить маму;
    • вы…женная земля;
    • вые…жанная лошадь;
    • ви…жащий ребёнок.
    • буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

      Задания в формате ГИА

    • Снег уже по..таял.
    • Берега по…тапливаются весной.
    • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
    • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
    • Ручьи и..сохли.
    • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
    • Все ра..селись вокруг костра.
    • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
    • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
    • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
    • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
    • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
    • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
    • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
    • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
    • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
    • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти. ые штаны.
    • Афиши были расклее. ы по всему городу.
    • Все уехали, и только холё. ые лица лакеев мелькали в коридорах.
    • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка. ой золотом скатертью.
    • 3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

    • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
    • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
    • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
    • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
    • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
    • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)
    • 1. Какое слово написано неправильно?

      Б. Нет, нужно запомнить.

      4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

      5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

      6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

      Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

      1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

    • Ручьи иссохли.
    • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
    • Все расселись вокруг костра.
    • 2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

    • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
    • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
    • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
    • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.
    • На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

      Слова с двойными (удвоенными) согласными

      Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

      Двойными в словах могут быть следующие согласные:

    • бб — пп — субботний, группа, труппа, аппарат
    • фф — дифференцировать
    • кк — аккуратный, аккордеон, хоккей
    • сс — профессия, искусство, русский
    • тт — аттракцион, аттестат
    • рр — терраса, перрон
    • жж — жужжание, жжение
    • лл — коллекция, аллея, миллион
    • мм — грамматика, килограмм
    • нн — ванна, колонна, лимонный
    • Двойные согласные могут стоять:

    1. В начале слова — жжение
    2. В середине слова — мировоззрение
    3. В конце слова — килограмм

    Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня : бес сроч ный, воз зрен ие, под держ ать

    Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса : камин н ый, лимон н ый.

    Двойные согласные могут находится и в самом корне : искусств о, грамм.

    Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

    Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.

    ! Обрати внимание:

    Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

    При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются : суб-бота, ап-петит.

    «Правописание слов с двойными согласными. Состав слова. Обобщение» (3 класс)

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    «Правописание слов с двойными согласными.

    Учитель начальных классов

    Московская обл., г. Чехов

    Тема урока : «Правописание слов с двойными согласными. Состав слова. Обобщение».

    Цель : научатся переносить слова с удвоенными согласными, разбирать слова по составу с удвоенными согласными; развивать внимание; воспитывать интерес к русскому языку.

    Предметные УУД: научатся писать слова с удвоенными согласными, различать произношение слов с удвоенными согласными и правильно обозначать их на письме.

    Регулятивные УУД: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, планировать с помощью учителя свои действия при написании удвоенных согласных

    Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его .
    Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

    Личностные УУД: осознание своей этнической и национальной принадлежности; проявляют навыки сотрудничества, умеют избегать конфликтов и находить выход из спорных конфликтов.

    Тип урока: обобщение и систематизации знаний

    Формы: индивидуальная, в парах

    Оборудование: компьютер, интерактивная доска, у каждого ученика карточки с текстом.

    I Организационный момент

    II Адаптационный этап

    — Вспомните, с какой орфограммой знакомились и работали в течение последних уроков?

    — С какими правилами познакомились?

    (Долгий согласный звук слышится один, а пишется две буквы.)

    — Еще с каким правилом познакомились?

    (Правилом переноса слов с двойными согласными.)

    Как надо переносить слова с двойной согласной?

    Проверка домашнего задания

    (Ак – ку – рат — но, ал – лея, бас – сейн, ис – кус – ство, ки – ло – грамм, ко – лон – на, мед – лен – но, ме – талл, от – те – нок, рас – сказ, рас – стоя — ние, хок – кей, шос – се.)

    — На какое правило слова?

    — Кто справился с заданием?

    — Какая удвоенная согласная чаще других встречалась в словах? Ответы детей.

    Пропишите целую строчку.

    Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс Сс

    — Запишите слово, поставьте ударение, выделите безударную гласную, разделите слово на слоги.

    — Какая орфограмма встретилась в слове?

    — Объясните значение слова аппарат.

    Учитель на доске выставляет карточки

    для для делает снимки

    под изображения быстро выполняет пробивает для разговора

    водой на расстоянии математические действия чеки на расстоянии

    — Сравните буквы, когда пишем слово с удвоенной согласной и звуки, когда произносим. В чём отличие?

    — Какой вывод можно сделать?

    (Долгий звук слышим, пишем две буквы)

    — Расшифруйте ещё одно слово.

    К О С Р Р П О Е Н Д Е Т Н

    Запишите слово, разделив на слоги для переноса, поставьте ударение, выделите безударную гласную.

    Кор – рес – пон – дент

    — Какая орфограмма встретилась в слове? Как переносим слова с удвоенной согласной?

    — Объясните, кто такой корреспондент?

    (Корреспондент пишет статьи, заметки в газеты и журналы)

    — Как называют корреспондента, который делает фотографии для газет и журналов?

    Придумайте предложение со словом корреспондент.

    (Корреспондент написал интересную статью.)

    — Выделите грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи над каждым словом.

    — С какими новыми словами познакомились?

    — Как их будете писать? Почему?

    Сообщение темы урока

    — Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

    (Правописание двойной (удвоенной) согласной. Обобщение изученного)

    III Основной этап

    Обобщение правописания слов с двойной согласной

    Работа с текстом. Озаглавливание текста.

    (У детей текст на карточках)

    — Прочитайте статью, которую написал корреспондент.

    Подумайте, как доказать, что это текст.

    На интерактивной доске дан текст.

    «Ущелье имело удивительно живописный и праздничный вид! Образующие его горы стояли то вертикальными стенами, то сбегали уступами. Несмотря на позднюю осень, казалось, что едешь по а__ее какого-то сказочного сада. Дно ущелья представляло широкую дорогу, посыпанную песком. По сторонам её росли гру__ы крупных тополей, перевитых каким-то вьющимся растением. Местами встречались посадки роскошного шиповника с дли___ыми белыми, точно когти кошки, шипами.

    — К какому типу относится текст?

    — О чём говорится в тексте?

    Назовите тему текста.

    — Запишите заголовок в тетрадь.

    В тексте слова с пропущенными буквами. Какое правило надо знать, чтобы написать слова правильно?

    Выпишите слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы. Разделите слова на слоги для переноса. Удвоенные согласные выделите одной линией.

    — Найдите в тексте слова с двойными согласными.

    Разберите по составу.

    (Посыпанную, длинными, рассказ)

    — Как могут образовываться слова с двойными согласными?

    (С помощью приставок, суффиксов)

    — Какая ещё орфограмма встретилась в тексте?

    (Разделительный мягкий знак)

    — Найдите в тексте слова на это правило.

    — Прочитайте первое предложение. Спишите.

    Ущел ь е – 6 б., 6 зв.

    Ущел ь е имело уд и вител ь но ж и вописный и праз д ничный ви д !

    — Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?

    — Определите в слове ущелье количество букв и звуков.

    — Какую роль выполняет разделительный мягкий знак в слове?

    Найдите в тексте предложения с разделительным мягким знаком. Спишите предложения. Выделите орфограммы.

    Дно ущел ь я предст а вляло ш и рокую д о рогу, посыпа нн ую п е ском.

    По ст оро нам её р о сли гру пп ы крупных т о п о лей, перевитых каким-то в ь ющимся р а стением.

    — Какие правила повторили на уроке?

    IV Творческий этап

    — Запиши слова, разделяя на слоги для переноса.

    Сотрудник газеты, журнала.

    (Кор – рес – пон – дент)

    Помещение в школе.

    По долинам, по отрогам

    Мчит широкая дорога,

    И она, как знают все,

    Называется (шос – се)

    Вдоль дороги по бокам

    Липы, клёны тут и там.

    Всем идти здесь веселее

    Этот путь зовут (ал – лея)

    (дрес – си – ров – ка)

    Рисунки в журнале, газете, книге.

    (ил – лю – стра – ции)

    — Составьте по одному слову к схемам с двойными согласными.

    У класса классный удлинённый

    VI Домашнее задание

    Выписать из словаря 10 слов с удвоенными согласными.

    Слова С Двойными Согласными Словарь

    (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне) А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова. Учи слова. Двойные согласные могут быть в корнях: русских слов: вожжи, жужжать,; заимствованных слов: аттестат, терраса. Определяй производящую.

    Правописание двойных согласных в слове – один из слов с двойными согласными надо за поминать. ва с двойными согласными): Словарь с. В 1990 г. в Москве, в издательстве ‘Русский язык’ вышел его словарь — справочник ‘ Слова с двойными согласными ‘. Автор учебных пособий для. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, См. словари на Яндексе. Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, С одной согласной пишутся слова: акустика СЛОВАРИ на GRAMMA.

    «Удвоенная согласная в корне слова». 3-й класс. Презентация к уроку. Загрузить презентацию (1,2 МБ). Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными. Образовательные. ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;. способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;. развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;. развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;.

    Воспитательные. воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;. совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь. воспитывающего обучения;. активности (игровой момент);. учет возрастных особенностей. Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:.

    словесный (рассказ, беседа);. практический (упражнения);. исследовательский;. информационно-коммуникативный. Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий). Контроля и самоконтроля:. устный и письменный;.

    фронтальный и групповой;. Самостоятельность ученика:. под руководством учителя;. самостоятельная учебная деятельность. Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление). Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов. Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2 квадратика - желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).

    Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний. Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический). Форма работы: коллективная, в парах, в группах. Организационный момент. Мотивация.

    Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

    Введение в игровой сюжет. Работа по теме урока. Физкультминутка. Работа в группах. Итоги урока. Рефлексия.

    Домашнее задание. Вопросы и задания: по ходу урока. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

    – Начинаем урок русского языка. Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3). Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Запись даты урока в тетрадях уч-ся.

    – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня Четырнадцатое февраля.

    Классная работа. II.

    Чистописание. Актуализация знаний. (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).

    – Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный). – Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук). – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р).

    1) Где доска и парты есть. Чтоб всем детям сразу сесть. 3) Вдоль дороги по бокам. Липы, клены тут и там.

    Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея). – Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного. – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую. – Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах. III. Постановка учебной задачи.

    – Сегодня мы отправимся в город, который называется (СЛАЙД 5) УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями. – Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне). – Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная). – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением).

    Например, …. – О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук). Например, …. – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …. Проблемный вопрос: Как проверить написание слов с удвое нн ой согласной? (СЛАЙД 14). – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей).

    – Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова. – Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу). – А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте). IV.

    Физминутка для глаз (СЛАЙД). V. Работа по теме урока. 1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант.

    «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов. – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет. 1) Если в доме много (с, сс)ора. Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.

    – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. – Объясните их значение (сор - мусор, ссора - разлад, разногласие).

    Написание двойных согласных в корне слов

    В рус­ском язы­ке в ряде слов суще­ству­ет двой­ное напи­са­ние соглас­ных в корне.

    Двойные согласные в словах исконно русского происхождения

    В сло­вах искон­но рус­ско­го про­ис­хож­де­ния пишут­ся двой­ные соглас­ные «жж» в корне:

  • во жж и, дро жж и, мо жж евель­ник, мо жж евё­ло­вый, жу жж ать, жу жж ание;
  • в обра­зо­ва­ни­ях от гла­го­ла жечь - со жж ённый, жж ёнка, жж ёт, жж ение .
  • Следует отли­чать эти напи­са­ния от слов, в кото­рых пишет­ся соче­та­ние соглас­ных «зж» , зву­ча­щее как длин­ное [ж ‘]:

    В корне этих слов про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соче­та­ний соглас­ных «зг» и «зж» :

  • брю зг а - брю зж ать
  • ви зг - ви зж ать
  • мо зг - мо зж ечок
  • дре­бе зг - дре­бе зж ать
  • Двойное «сс» пишет­ся в кор­нях слов « сс ора», « сс орить­ся», «Ро сс ия», «ро сс иянин» и дру­гих одно­ко­рен­ных сло­вах.

    Написание двойных согласные в сложных словах

    Двойные соглас­ные пишут­ся в слож­ных сло­вах на сты­ке кор­ней, если пер­вая часть сло­ва закан­чи­ва­ет­ся, а вто­рая начи­на­ет­ся одной и той же соглас­ной, напри­мер:

    ро дд ом, гла вв рач

    Если осно­ва сло­ва закан­чи­ва­ет­ся напи­са­ни­ем двой­ных соглас­ных, то в про­из­вод­ном сло­ве тоже пишут­ся две бук­вы перед суф­фик­сом, напри­мер:

    • гру пп а - гру пп ка;
    • теле­гра мм а - теле­гра мм ка;
    • ба лл - пяти­ба лл ьный;
    • про­гра мм а - про­гра мм ка;
    • ком­про­ми сс - ком­про­ми сс ный.

    Исключения

    В рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют сло­ва- исклю­че­ния из пра­ви­ла напи­са­ния двой­ных соглас­ных в корне сло­ва.

    Слово «кри­сталл» и все его про­из­вод­ные име­ют двой­ные напи­са­ние соглас­но­го «л» :

    кри­ста лл ик, кри­ста лл иче­ский, кри­ста лл изи­ро­вать­ся,

    кри­ста л ьный, кри­ста л ьно, кри­ста л ьчик, кри­ста л ьность.

    Продолжим этот спи­сок слов-исключений:

  • опе­ре тт а - опе­ре т ка, опе­ре т очный;
  • коло нн а, коло нн ада - коло н ка, бензо-, водо­ко­ло н ка;
  • ма нн ая (кру­па), ма нн ик - ма н ка;
  • фи нн ы - фи н ка, фи н ский, Фи н лян­дия;
  • то нн а, то нн аж - трех­то н ка, полу­то­ра­то н ка;
  • анте нн а - анте н ка, анте н щик.
  • В сло­вах, заим­ство­ван­ных из дру­гих язы­ков, напи­са­ние двой­ных соглас­ных запо­ми­на­ем, напри­мер:

    дре сс иров­щик, ко мм ерсант, а сс истент, а пп арат, те рр аса, ба лл ада, э фф ект, а нн ули­ро­вать, о пп ози­ция, си мм етрия, пе рр он, сте лл аж, ре сс ора, те нн ис, тро лл ейбус.

    В слу­чае затруд­не­ния справ­ля­ем­ся об их напи­са­нии в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре.

    Следует пом­нить, что в сле­ду­ю­щих заим­ство­ван­ных сло­вах пишет­ся толь­ко один соглас­ный в корне сло­ва:

    адре с, а л юми­ний, актри с а, а т рибут, а ф ера, ба л юстра­да, бизне с, га л ерея, га л ета, гу м анизм, га л анте­рея, де с ерт, и м ита­ция, имп­ре с арио, ка л ория, кава л ерия, кари­ка­ту р а, ко р идор, при­ви л егия, про­дю с ер, ра с а, ра с ист, пано­ра м а, пу д инг и пр.

    Видеоурок «Слова с удвоенными согласными. Перенос слов с двойными согласными»

    Двойные согласные. Слова с двойными согласными.

    В русском языке слова с двойными согласными в корне встречаются достаточно часто в иностранных словах, а также в некоторых русских словах. Наиболее часто в русских словах удвоенная согласная встречается на стыке корня и суффикса, а также на стыке приставки и корня.

    Двойные согласные в корнях

    В корнях русских слов употребляются лишь двойные согласные сс и жж . Таких слов немного.

    Буквы сс пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: посс орить, посс ориться ; а также в словах Росс ия (от устаревшего росс ), росс ийский, Белорусс ия (но Русь, белорус ).

    Буквы жж пишутся в словах вожж и, дрожж и, жужж ать, можж евельник и образованных от них родственных словах, например: жужж ание, можж евеловый . Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут ), например: жж ение, сожж ение, жж ешь, жж ет, сожж ет .

    Двойные согласные на стыке приставки и корня

    Двойные согласные в русских словах пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: бесс порный, восс тание, возз рение, подд ержать, отт еснить .

    Примечания:

    1. С буквами сс пишутся слова, образованные от корня -счит- при помощи приставки рас -, например: расс читать, расс читывать . Слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с , например: расчет, расчетливый (но бессчетный , от без счета ).

    2. Двойные согласные могут встречаться в суффиксах и на стыке корня и суффикса, например: традиционн ый, единственн ый, матросс кий . Эти случаи рассмотрим позже.

    Двойные согласные в иностранных словах

    Большинство сдвоенных согласных встречается в иноязычных словах, например: апелляция , интеллигент , оккупант . Эти слова, как и слова с непроверяемыми написаниями, нужно запоминать. Ниже приводится список наиболее встречающихся слов с двойными согласными.

    Слова с двойными согласными

  • агрессор
  • аппарат
  • ассоциация
  • аллегория
  • аппетит
  • атташе
  • аннотация
  • артиллерия
  • аттестат
  • аннулировать
  • ассистент
  • аттракцион
  • апелляция
  • баллада
  • баррикада
  • беллетристика
  • баллотировка
  • бассеин
  • бюллетень
  • классик
  • Слова с удвоенными согласными в корне подчиняются простым правилам русского языка, которые изучают в средней школе. Для грамотного написания орфограммы, следует заранее научиться разбирать слово составляющие: корни, суффиксы.

    Вконтакте

    Двойные буквы на стыке между приставкой корнем

    1. Если приставка и корень начинаются на одну и ту же букву, то пишутся удвоенные согласные. Разобрав слова на морфемы, легко понять, как пишутся эти слова. Правило действует для таких слов, как: преддверие, воззвание, беззаконный, ввести, поддержать, восстановить, рассердить, раззадорить, бессовестный.
    2. Слова с приставками, которые оканчиваются на –с и однокоренные слову «ссора» также пишутся с удвоенными согласными .

    Примеры: рассориться, поссориться.

    Обратите внимание! Несмотря на то, что в однокоренных слову «ссора», вместе с приставкой образуется три буквы С, пишется только две. В русском языке не может быть тройной . Это же правило с отсутствием утроенной согласной действует и для остальных слов .

    Cложные существительные с удвоенной согласной

    Существительные с удвоенной согласной могут быть сложносочиненными , состоять из двух смысловых корней или основ. Удвоенная согласная пишется в том случае, если между корнями нет соединительной гласной, а начинаются они с одной буквы.

    Пример таких слов: Моссовет (Московский совет), главврач (главный врач), Компартия (Коммунистическая партия)

    Правописание удвоенных согласных в зарубежных словах

    Заимствованные существительные, которые пишутся с удвоенными буквами — самый распространенный тип слов.

    Проверить их невозможно, можно только запомнить, или пользоваться орфографическим словарем.

    Вот несколько таких слов: , балласт, гиппопотам, массажист, миллиметр, оккупант, оттоманка, оффшор, палаццо, пассажир, пессимизм, пицца, плиссе, попурри, программист, профессор.

    Слова с удвоенной РР — одна из самых обширных групп слов. Примеры: терраса, перрон, терроризм, аррозия, корректор, геморрой, цирроз, терракотовый, баррикада. Эти слова связаны с латинскими и греческими словами, представляют собой медицинские или узкопрофессиональные термины.

    Определить основу слова тяжело в таких словах, как шоссе, аттракцион, коллекция. Корень в слове аллея тоже пишется с двумя –ЛЛ-. Все эти слова являются иноязычными по происхождению, их производные также имеют две одинаковых буквы в основе.

    Важно! Производные от слов с парой удвоенных согласных в корне обычно тоже пишутся с двумя согласными.

    • Шоссе – шоссейный.
    • Коллекция – коллекционный.
    • Компромисс – компромиссный.

    Исключением из этого правила являются образования, русифицировавшиеся с течением времени. Обычно двойное –НН- превращается в одиночное, если после него используется суффикс –К-.

    • Колонна – колонка.
    • Манна – манка.
    • Кристалл – кристальный.

    Для проверки этих слов лучше воспользоваться словарем.

    Более того, в некоторых случаях, даже при отсутствии суффикса –К- производные от иноязычных слов с удвоенной буквой в корне образуют формы с одной буквой . Примеры этих исключений:

    Оперетта – опереточный, опереточник.

    Колонна – колончатый, колонковый, колонка, колоночный. Другие производные пишутся с двумя –Н-. Для сравнения: колоннада, колонный.

    Кристалл – кристальный, кристальчик. Это правило действует только в тех случаях, когда в словах возникает сочетание –ЛЬ-. Для сравнения: кристаллический, кристаллик.

    Двойная согласная в словах с русским происхождением

    Правописание слов с традиционно русскими корнями определяется исторически. Существуют правила, которые помогут проверить слова с удвоенной согласной.

    Удвоенная –ЖЖ-:

    • В словах, образованных от «жечь». Примеры: жжение, сожжённый, жжёт.
    • В исконно русских словах удвоенные согласные есть в таки словах, как: вожжи, можжевеловый, жужжать.

    Совет ! Как двойные согласные в исконно русских словах на слух могут восприниматься сочетания букв зж-зг-зд.

    Пример таких слов: брюзжать (брюзга), визжать (визг), дребезжать (дребезг).

    Исключением из правила являются также слова жужелица, брыжи. Их написание связано с историческим развитием.

    Удвоенные согласные в корне слова Россия и его производных.Правописание этих слов не проверяется правилом, запомните их . Некоторые из этих слов: Россия, российский, великоросс. Но когда корень меняется на рус, в корне остается одна согласная: русист, обрусеть.

    Это правило используется, если только вторая –С- не появляется в суффиксе.

    Примеры таких исключений: Белоруссия, русский.

    Удвоенная согласная в именах собственных

    Имена с удвоенной согласной часто встречаются , поэтому необходимо помнить об их написании.

    Женские имена: Алла, Анна, Римма.

    Мужские имена с удвоенной буквой: Кирилл, Савва.

    Уменьшительное-ласкательные формы имен собственных с суффиксом –К- пишутся без удвоения согласной.

    Анна – Анка.

    Римма – Римка.

    Кирилл – Кирилка.

    Если уменьшительно-ласкательная форма образовывается с помощью частиц, женские и мужские имена используются с удвоенной буквой. Например: Кириллушка, Аннушка.

    Правописание двойной согласной на стыке суффикса и основы

    Между корнем и суффиксом часто встречается сочетание СС или НН. В этом случае одна буква находится в основе слова, другая – в суффиксе. Чаще всего эта орфограмма наблюдается там, где есть суффиксы -СТВ-, -Н-, -СК-.

    Этому правилу подчиняются такие слова, как: лимонный, чугунный, семенной.

    Изучаем удвоенные согласные в корне слова, примеры

    Наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда".

    Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

    в заимствованных словах

    Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

    1. Некоторые Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

    2. терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

    3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

    4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

    Различия слов с разным количеством согласных

    Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

    1. Если различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

    • тонна - мера веса, тона - падежная форма слова тон - оттенок звука или цвета;
    • касса - устройство для хранения денег, касание - соединение в какой-либо точке;
    • балл - единица оценивания, бал - вечер отдыха с танцами.

    Примеры предложений:

    • На корабль уже погрузили тонну угля.
    • Никогда Игорь не слышал ещё такого чистого тона.
    • Сегодня касса не работает.
    • Касание было слабым.
    • На экзамене я получил высокий балл.
    • Наталья была приглашена на бал.

    2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла - Алка, кристалл - кристальный, искусство - искусный, корреспондент - юнкор, колонна - колонка, финн - финский, тонна - пятитонка.

    Удвоенных согласных нет

    Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква "л". Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

    • апартаменты;
    • балюстрада;
    • галерея;
    • гуманист, гуманистический;
    • децибел;
    • дилер, дилерский;
    • дилетант, дилетантский;
    • драма, драматический, драматичный;
    • имитация, имитировать;
    • коридор, коридорный;
    • лилипут;
    • продюсер, продюсерский.

    с удвоенными согласными

    Обычно слова переносятся по слогам: ма-ши-на. удвоенных согласных таковы:

    • Часть слова с одной согласной остаётся на одной строке, а часть слова со второй согласной переносится на другую: колон-на, тон-на, Ал-ла, Рос-сия.
    • Перенос слов с удвоенными согласными осуществлять по возможности в месте, где нет удвоенного согласного: искусст-во, терра-са, коррес-пондент.

    К сожалению, даже взрослые иногда ошибаются, ну или не знают, как правильно переносить такие слова. Чтобы конфуза не случилось с вами, давайте обсудим, в каких случаях перенос слов с удвоенными согласными недопустим. Примеры:

    • алл-ея;
    • те-рраса;
    • искусс-тво.

    Кроме того, правила переноса удвоенных согласных запрещают переносить слова с одним гласным звуком: класс, балл, жжёт.

    На стыке морфем

    Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс - одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

    • бессменный;
    • бесстрашный;
    • беззаветный;
    • беззубый;
    • беззаконный;
    • раззадорить;
    • раззява;
    • рассказ;
    • рассвирепеть;
    • рассусоливать;
    • рассекать;
    • иссушить;
    • иззябнуть;
    • преддверие;
    • поддать;
    • поддеть;
    • оттаять;
    • отток;
    • оббить;
    • вводить,
    • вверх;
    • вверенный;
    • искусство;
    • русский;
    • матросский;
    • новочеркасский;
    • картинный;
    • старинный;
    • истинный;
    • картонный;
    • подстаканник;
    • подоконник;
    • сторонник;
    • странник;
    • избранник;
    • карманник;
    • малинник;
    • осинник.

    Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

    • главврач;
    • роддом.

    В суффиксах прилагательных

    В русском языке одна из самых сложных орфограмм - одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

    Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

    Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

    • свиной;
    • бараний;
    • юный;
    • багряный;
    • синий;
    • зелёный.

    В суффиксах причастий

    Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

    • исходить - исхоженный;
    • выкрасить - выкрашенный;
    • написать - написанный;
    • изгнать - изгнанный;
    • желать - желанный;
    • купить - купленный;
    • искоренить - искоренённый;
    • избрать - избранный;
    • раскалить - раскалённый;
    • поджарить - поджаренный;
    • разбудить - разбуженный;
    • разграничить - разграниченный;
    • распечатать - распечатанный;
    • начертить - начерченный;
    • опросить - опрошенный;
    • схватить - схваченный.

    Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

    В кратких причастиях

    Все задания выполнены.

    В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

    Скамейка крашеная.

    Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

    Есть приставки

    Расставленные столы.

    Есть зависимые слова

    Скамейка, крашенная вчера.

    Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

    В суффиксах наречий

    В словах-наречиях пишется столько же Н , сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

    • искренний - искренне;
    • нечаянный - нечаянно;
    • прекрасный - прекрасно;
    • интересный - интересно.

    Тест

    Теперь, когда изучена тема "Удвоенные согласные", правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

    А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

    А. Нужно оставить обе буквы на строке.

    В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

    А. Обязательно нужно проверить.

    Б. Нет, нужно запомнить.

    А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

    5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

    • бры…жущая жидкость;
    • задребе…ало железо;
    • прое…жать через мост;
    • надоедливая и…жога;
    • ра…жать капкан;
    • ра..жалобить маму;
    • вы…женная земля;
    • вые…жанная лошадь;
    • ви…жащий ребёнок.

    буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

    Задания в формате ГИА

    • Снег уже по..таял.
    • Берега по…тапливаются весной.
    • Солнце бе…жалостно съедает снежные наносы.
    • Лучи бе…жалостно жгут пожелтевшие поля.
    • Ручьи и..сохли.
    • Путники брели по дороге по…держивая друг друга.
    • Все ра..селись вокруг костра.
    • Одно удовольствие идти с наполне…ым ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворё…о трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинстве…ых свойствах.
    • Его загорелое лицо было изборожде…о глубокими морщинами.
    • Хозяин говорил необыкнове…о нежно, разговаривая с голубями.
    • Подходим мы к дому и видим, что калитка распахнута: хлопает от ветра, а щеколода оторва…а.
    • На следующий день калитка была покраше…а, петли у неё смаза…ы.
    • В сквере у самого входа деревя…ая скамейка стоит.
    • Возле скамейки были новые столбы вкопа..ы.
    • Волны лениво наползали на песок и медле…о отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опуще…ым хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медле…о жевала хлеб.
    • Собака была огромная, с большой головой и льви…ыми лапами.
    • На нём были выцветшие, невероятно широкие холсти...ые штаны.
    • Афиши были расклее...ы по всему городу.
    • Все уехали, и только холё...ые лица лакеев мелькали в коридорах.
    • В центре комнаты стоял стол, покрытый тка...ой золотом скатертью.

    3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

    • На столе расставле(1)о множество ваз с цветами и наброса(2)а куча веток, так что блюда стоят, как будто в таинстве(3)ой чаще. (3)
    • В конце девятнадцатого века был изобретён термометр переме(1)ого наполнения. За таким мудрё(2)ым названием скрывался приборчик, предназначе(3)ый для измерения температуры в небольшом интервале. (1, 3)
    • В жаркий день я сидел у деревя(1)ого причала и ел мороже(2)ое с толчё(3)ыми орешками. (1)
    • На столе разложе(1)ы персики, приготовле(2)ые для компота, ещё не чище..ые. (2)
    • Застеклё(1)ые двери были расшата(2)ы, и постоя(3)ый их звон сливался со звоном люстры. (1, 3)
    • В конце дли(1)ого коридора была отгороже(2)а каморка, служившая гости(3)ицей. (1)

    Ответы

    1. Какое слово написано неправильно?

    Д. Галерея.

    2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

    Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

    3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

    Б. Нет, нужно запомнить.

    4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

    В. Рассказ.

    5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

    6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

    Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

    Задания в формате ГИА

    1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

    • Ручьи иссохли.
    • Путники брели по дороге, поддерживая друг друга.
    • Все расселись вокруг костра.

    2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

    • Одно удовольствие идти с наполненным ведром по еле видной тропке к шалашу.
    • Всё ему нравилось здесь и приводило в восторг: как шлёпались крупные капли, срываясь с листьев деревьев, как умиротворённо трещал костёр и умопомрачительно пахла лесная земля.
    • Бабушка собирала травы: зверобой, подорожник, папоротник, и всегда рассказывала мне о их целебных таинственных свойствах.
    • Хозяин говорил необыкновенно нежно, разговаривая с голубями.
    • В сквере у самого входа деревянная скамейка стоит.
    • Волны лениво наползали на песок и медленно отползали, оставляя после себя кромку белоснежной пены.
    • Собака стояла и смотрела в даль моря, оцепенелая, с опущенным хвостом.
    • Бабушка сидела за столом, молчала и медленно жевала хлеб.

    На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

    Тема: «Слова с удвоенными согласными»

    Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

    УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

    Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

    Планируемые результаты:

    предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

    личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

    Универсальные учебные действия:

    регулятивные

    Определяет цель деятельности на уроке;

    Учиться работать по предложенному учителем плану;

    познавательные

    Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

    коммуникативные

    Слушает и понимает речь других;

    Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

    Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
    формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
    способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

    учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
    совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    – Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

    Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока.

    Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать. Нужно много нам трудиться, Книг читать, писать, учиться.

    Как вы его понимаете?

    Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

    (Трудиться, работать самому.)

    Зачем нужны знания?

    (Чтобы быть умным, образованным.)

    Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

    2.Чистописание .

    К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

    На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.

    Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

    Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

    Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы , парами, по две)

    На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

    Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

    Проверьте с образцом.

    бб жж кк лл мм нн пп СС

    Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

    Пчёлки довольны вашей работой.

    3. Актуализация знаний.

    Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром». Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте заполним соты нектаром.

    П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. (карточки – 3 чел) (помещают нужную капельку мёда в соты) - Найдите слова, которые отличаются от других. Чем? - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? (На чистописании писали удвоенные согласные)

    4. Самоопределение к деятельности

    Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

    Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)

    5. Постановка цели и задач урока .

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

    • Познакомиться… со словами с удвоенной согласной
    • Научиться… правильно, писать эти слова
    • Повторить… правило перенос слов с удвоенной согласной

    - Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

    6. Физминутка для глаз

    7. Работа по теме урока. 1) -В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некото рые из них.

    1. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он И называется…. перрон.

    2. Проста загадка и легка Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… хоккей.

    3. В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… кассу. -Прочитаем слова. - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось? -Как произносятся звуки? - Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

    Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. 2) Работа по учебнику. Упр. 188 - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Аппетит – желание есть.

    Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

    Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

    Доллар – денежная единица США.

    Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

    Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

    Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

    Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

    Ссора – состояние взаимной вражды.

    Тонна – единица массы равна 1000 кг

    Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу знаками (!, +,-) - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

    3) Работа со словарем

    А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

    Прочитайте правило на стр. 117.

    Итак, как поступать со словами?

    Значит, это орфограмма, какая?

    Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

    Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

    Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

    Класс, Россия, русский, суббота.

    С каким из этих слов мы не знакомы?

    Суббота. (Слайд 24)

    Выпишите это слово.

    Кто знает лексическое значение слова?

    Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. - Составим транскрипцию слова

    Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

    Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

    Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

    8. Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 9.Закрепление изученного материала.

    Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

    1)Работа в группах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

    мас

    сум

    груп

    шос

    рас

    пер

    хок

    тен

    кей

    рон

    па

    нис

    са

    ма

    се

    сказ

    Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах. (устно, на карточках)

    Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

    Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

    (Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

    Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод. Физкультминутка. -Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. И вид у них довольно грозный, чужих не запустят. (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.) Сумма, сумка, те нн ис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея

    2). Работа в парах . Упр. 189 (5 слов – у доски, 5 –в парах) - Выберите слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу.

    – Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса. Проверка. Самооценка!, +, -.

    10.Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону

    Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

    1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

    Масса, группа, сумма.

    2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

    Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

    Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

    Проверка

    Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.

    справился

    сомневался

    нужно ещё потренироваться

    Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.

    Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

    У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

    (Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

    11. Включение в систему знаний и повторение.

    Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

    Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ - + + +.)

    12 . Рефлексия учебной деятельности. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? - Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика , а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками. 13. Итог. Домашнее задание. Упр.190.

    С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

    Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

    Как перенести такие слова?

    Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о двойных согласных получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «пчёлка». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на цветок на доске.

    Удвоенные согласные

    Слова из других языков

    Звук один, а буквы две

    Непроверяемые орфограммы