Название проекта

«Золотая осень»

Тип проекта

Познавательно-творческий

Возрастная группа

Старшая группа

Наличие межпредметных связей

Познание,

Художественно-эстетическое развитие,

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Физическое развитие.

Цель

Расширять представления детей об осени, как времени года.

Задачи

  • Развивать связную речь.

Мероприятия

Формы работы с детьми

1.Беседа и рассматривание иллюстраций «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты», «Что мы знаем о ядовитых грибах».

2.Дидактические игры:

-«С какой ветки детки?»

- «Найди дерево по семенам»

- «Что сажают в огороде?» «Волшебный мешочек»,

«Узнай по вкусу и запаху»

«Кто где живет?»

«Кто прилетел?».

3. Конструирование (из бумаги) «Яблоко».

4. Игровая ситуация «В магазин за покупками», « Если ты оказался в лесу один».

5. Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин», «Фруктовый магазин», «Пекарня», «Путешествие в лес».

6. Инсценировка «Гуси-лебеди», «Веселый хоровод».

7. Словесные игры «Подскажи словечко», «Опиши, я отгадаю», «Что лишнее?», «Чей хвост?», «Один-много».

8. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Урожай яблок», «Отлет птиц». 9.Отгадывание и толкование загадок о фруктах, овощах, грибах.

10. Чтение Н. Сладков «Осень на пороге», В. Сутеев «Мешок яблок», Л.Толстой «Косточка», «Старик сажал яблоки», рус. нар. сказка «Гуси-лебеди», Н.Самкова «О хлебе», Я. Дагутите «Каравай», В. Зотов «Лесная мозаика», В.Сутеев «Под грибом», А. Толстой «Грибы», «В. Каратай «Уборка урожая», У. Рашид «Наш сад», Ю. Ждановский «Нива», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», С. Маршак «синьор Помидор», Н. Носов «Огурцы», Джанни Родари «Чиполлино».

11. Заучивание скороговорки: «Петр - пекарь пек пироги в печи.

12. Рисование «Осеняя природа», «Грибы на полянке», «Хлебо-булочные изделия», «Облака», «Фрукты в вазе», «Птицы улетели».

13.Лепка «Осенние деревья», «Хлебо-булочные изделия».

14.Ручной труд «Старичок-лесовичок».

15. Слушание и разучивание песен

«Кленовые кораблики» (сл. и муз. Г. Вихаревой), «Отчего плачет осень» (сл. и муз. Е. Соколовой).

16. Хороводные игры: «Груша» (рус. нар. песня), «Здравствуй, осень!», «Собираем урожай».

17. Прослушивание: П. И. Чайковский «Осень», Я. Френкель, В. Арзуков «Блины», Л. Абелян « По грибы», Е. Соколова «Осень к нам пришла».

18. Подвижные игры «Поймай листок», «Листопад», «Сортируем овощи», «Огород у нас в порядке», «Раз, два, три, к колоску беги…», «Охотники и птицы», « Солнышко и дождик», «Перелетные птицы», «ручеек». :

19. Физкультминутки «Встало утром солнышко», «Птицы», «Звери на зарядке».

20. Пальчиковые игры: «Компот», «Пекарь», «Мельница», «Колосок», «Ладушки – ладушки, испечем оладушки».

Формы работы с родителями

Информация для родителей:

«Овощи и фрукты – полезные продукты», Календарь осени», «Готовим из овощей и грибов».

Выставка поделок

из природного материала «Осенняя фантазия».

Результат

Форма презентации

Паспорт проекта.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №49 Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Воспитатель: Маслаева А. В.

2015

«Золотая осень».

Тип проекта : познавательно-творческий.

Возраст детей : 5 лет (старшая группа).

Цель проекта: расширять представления детей об осени, как времени года.

Длительность: 3 месяца.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей по теме «Осень» (природные изменения, «дары осени», труд людей).
  • Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами.
  • Продолжить знакомство с миром природы, используя разные приемы и ситуации, вызвать устойчивый интерес к природе.
  • Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.
  • Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение.
  • Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе.
  • Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

1 этап – подготовительный.

Подбор методической литературы по данной теме, разработка конспектов занятий, подбор настольно – печатных и дидактических игр.

Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).

Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.

Подбор аудиозаписей по данной теме.

Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).

2 этап – Основной этап.

. Перспективное планирование работы с детьми по проекту.

Социально-коммуникативное развитие .

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Фруктовый магазин», «Пекарня», «Путешествие в лес». Беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?», Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты», «Что мы знаем о ядовитых грибах». Экскурсия по участку детского сада. Игровая ситуация: «В магазин за покупками», « Если ты оказался в лесу один». Театрализованная игра: «Гуси-лебеди», «Веселый хоровод». Сбор листьев на участке для поделок.

Познавательное развитие.

Рассказ воспитателя: «Об осени, изменениях, происходящих в природе», «Что посеешь, то и пожнешь», «Вот он, хлебушек душистый», «Съедобные и несъедобные грибы, «Красная книга наших лесов – перелетные птицы». Рассматривание фотографий, репродукций, иллюстраций по теме. Дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Найди дерево по семенам», «Что сажают в огороде?», «Волшебный мешочек», «Узнай по вкусу и запаху», «Кто где живет?», «Кто прилетел?». Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру), овощей и фруктов, наблюдение за листопадом. Экспериментирование: «Тонет – не тонет», «Как услышать воздух?». Просмотр мультфильмов: «А что ты умеешь?», «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Колосок».

Речевое развитие.

Чтение: Н. Сладков «Осень на пороге», В. Сутеев «Мешок яблок», Л.Толстой «Косточка», «Старик сажал яблоки», рус. нар. сказка «Гуси-лебеди», Н.Самкова «О хлебе», Я. Дагутите «Каравай», В. Зотов «Лесная мозаика», В.Сутеев «Под грибом», А. Толстой «Грибы», «В. Каратай «Уборка урожая», У. Рашид «Наш сад», Ю. Ждановский «Нива», Е. Трутнева «По лесным тропинкам», С. Маршак «синьор Помидор», Н. Носов «Огурцы», Джанни Родари «Чиполлино». Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Урожай яблок», «Отлет птиц». Речевые игры: «Подскажи словечко», «Опиши, я отгадаю», «Что лишнее?», «Чей хвост?», «Один-много». Загадывание и составление загадок об овощах и фруктах. Заучивание стихотворений: Я.Акима «Яблоко», И. Токмаковой «Яблонька». Заучивание скороговорки: «Петр - пекарь пек пироги в печи. Пантомима «Поднимающееся тесто». Беседы: «Народные пословицы о хлебе», «Подбери синонимы», «У дедушки в саду». Речевые логические игры «Можно ли взять лягушку домой?», «Нужно ли ловить бабочек?».

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: «Осеняя природа», «Грибы на полянке», «Хлебо-булочные изделия», «Облака», «фрукты в вазе», «Птицы улетели». Аппликация: «Осенний букет в корзинке», «Груши и яблоки», «Овощи на тарелке», «Натюрморт». Лепка: «Осенние деревья», «Хлебо-булочные изделия». Ручной труд: «Старичок-лесовичок». Хороводные игры: «Груша» (рус. нар. песня), «Здравствуй, осень!», «Собираем урожай». Прослушивание: П. И. Чайковский «Осень», Я. Френкель, В. Арзуков «Блины», Л. Абелян « По грибы», Е. Соколова «Осень к нам пришла». Музыкальные игры «Апельсин», « Мы делили апельсин». Разучивание песен: «Кленовые кораблики» (сл. и муз. Г. Вихаревой), «Отчего плачет осень» (сл. и муз. Е. Соколовой).

Физическое развитие.

Подвижные игры: «Поймай листок», «Листопад», «Сортируем овощи», «Огород у нас в порядке», «Раз, два, три, к колоску беги…», «Охотники и птицы», « Солнышко и дождик», «Перелетные птицы», «ручеек». Игра – соревнование: «Кто быстрее соберет грибы?». Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Пекарь», «Мельница», «Колосок», «Ладушки – ладушки, испечем оладушки». Физкультминутки: «Встало утром солнышко», «Птицы», «Звери на зарядке».

Взаимодействие с семьей.

Информационный материал для родителей: «Овощи и фрукты – полезные продукты», Календарь осени», «Готовим из овощей и грибов». Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».

Итог проекта.

Фотовыставка «Прогулка в осеннем парке». Праздник «Осенний бал».

3 этап. Заключительная часть.

Результаты нашей работы.

1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень.

2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.

3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети ознакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Стали более умело передавать свои ощущения:

В своих рассказах;

В рисунках;

В музыкально-ритмических движениях.

Реализация данного проекта научила детей.

С огромным желанием участвуют в продуктивной деятельности.

Дети обогатили активный словарь образными эпитетами, поговорками и стихами на осеннюю тему.

Они расширили свой кругозор и закрепили знания о деревьях, их строение и внешнем виде.

Закрепили информацию о пользе деревьев для здоровья, узнали о лечебных свойствах.

Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость и бережное отношение в общение с деревьями.


Вид проекта: творчески — информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный. месяц.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность темы: одним из важнейших направлений в работе с детьми младшего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.

Проблема: в период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь.

Цель проекта: расширить и систематизировать знания детей об осени.

Задачи проекта:

  • познакомить детей с понятием «время года – Осень» , с сезонными изменениями в природе происходящими осенью, с цветовой гаммой присущей осенью. расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
  • вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
  • воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Подготовительный этап:

  • сообщить детям о наступившим времени года – осень.
  • обратиться с просьбой к родителям принять активное участие в конкурсе «Дары осени» (поделки из овощей, природного материала, составление осенних букетов)

Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
Развитие игровой деятельности.

Коммуникация:
Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру
Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формировать у детей моральные и нравственные ценности.

Труд:
Безопасность:
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Познавательное развитие:
Познание (Целостная картина мира):
Воспитывать культуру поведения.
Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал

Речевое развитие:
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени
Продолжать работу над развитием связной речи.
Формировать умение отвечать на вопросы.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
Формировать навыки аккуратной работы.

Физическое развитие:
Здоровье:
Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.

Физическая культура
Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
Приучать действовать совместно.

Возраст участников: дети 3 — 4 года.

Тип проекта: краткосрочный (месяц).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:
Дети: Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности. поисковую деятельность, связную речь
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД.
3. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Проведение развлечений «Грибы для Ёжика» «Осень, я иду играть с тобой!», праздника «Осенины»
6. Выставки «Дары Осени», «Падают, падают листья»
7. Фотовыставки.
8. Создание альбома.

Оборудование:
компьютер,
магнитофон,
принтер,
сканер,
мультимедиа,
фотоаппарат.

Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме.
2. Определение целей и задач.
3. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о времени года «осень»
2. Утренник «Осенины»
3. Выставка: «Дары Осени».
4. Выставка детских рисунков: «Падают, падают лисья».
5. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап — заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Золотая Осень».
По окончании проекта «Золотая Осень» деятельность в выбранном направлении будет продолжена в следующих проектах «Вот Зима – кругом бело», «Весна -красна», «Лето –пора чудес», так как необходимо, чтобы дети младшего возраста, увидели красоту мироздания, воспринимали окружающий мир как единое целое.
Детский проект будет представлен на конкурсе проектов в детском саду.

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.