Многие опыты и эксперименты мы проводим на кухне, используя то, что найдется в кухонных шкафчиках. Сегодня нашелся уксус. Предлагаю вашему вниманию опыты с уксусом , которые очень нас порадовали.

С помощью уксуса:

  • надуем воздушный шарик;
  • сделаем вулкан;
  • растворим ракушку;
  • сделаем резиновое яйцо.

Вулкан в бутылке

Используя реакцию взаимодействия соды и уксуса, мы сотворили вулкан в бутылке.

Для опыты использовали:

Резиновое яйцо

С помощью уксуса куриное яйцо, а при желании и перепелиное, можно превратить в «резиновое». Уксус вступает в реакцию не только с содой, но и с многими другими веществами, одно из них — это кальций. В состав скорлупы яйца входит кальций.

Чтобы наблюдать реакцию взаимодействия необходимо поместить яйцо в стакан с уксусом. Мы использовали 9 % уксус. Уже через 12 часов, яйцо изменилось, оно потеряло свою твердую скорлупу. Из стаканчика мы достали куриное яйцо, способное прыгать, как мячик. Но не перестарайтесь! Наше подопытное яйцо прыгало, прыгало и лопнуло прямо на ковре в комнате Конечно, яйцо не превращается в резиновое, просто под воздействием кислоты растворяется скорлупа, а белок с желтком остаются «укутанные» в тоненькую пленочку, которая и раньше существовала, но не была видна. Яйцо без скорлупы очень красиво светится, если направить на него луч фонарика.

После опытов с яйцом мы задумались, а что бы еще можно растворить в уксусе?

Растворяем ракушку

Бабушка с моря привезла нам красивые ракушки. Одной из них мы решили пожертвовать для изучения ее растворимости. Мы почитали, что раковины состоят преимущественно из карбоната кальция и предположили, что кальций вступит в реакцию с уксусом и наша ракушка раствориться. Проверили опытным путем. Погрузили ракушку в уксус, но за сутки значительных изменений не произошло. Думаете, что мы разочаровались? Нет! Раз в уксусе не растворяется, значит концентрация кислоты маловата. Замочили ракушку в уксусной кислоте 70%. За 18 часов раковина значительно истончилась, а через 48 часов совсем растаяла.

С уксусной кислотой нужно быть предельно осторожными!

На этом наши растворительные настроения не закончились. В поле зрения оказался кусочек мела. Вот он то, наверное, здорово раствориться! Оказалось, что мы ошиблись. Погрузив школьный мелок в стаканчик с уксусом, мы наблюдали красивую реакцию выделения газа, маленькие пузырьки окутали мелок. Но реакция быстро закончилась, разочаровав нас. Как мы потом узнали, в школьные мелки добавляют гипс, а он в уксусе не растворяется.

Надуваем воздушный шарик с помощью уксуса и соды

Всем любителям выпечки известно, что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Пользуясь этими знаниями можно надуть воздушный шарик.

Для этого нам понадобятся:

  • пластиковая бутылка,
  • уксус,
  • сода,
  • шарик,
  • воронка.

Наливаем в бутылку около 100-150 мл уксуса. В еще не надутый воздушный шарик насыпаем 1 столовую ложку соды . Легче это сделать воспользовавшись пластиковой воронкой или смастерить воронку из бумаги. Далее надеваем шарик на горлышко бутылки и расправляем его. Сода начинает высыпаться в уксус, происходит бурная реакция взаимодействия двух веществ с выделением углекислого газа, который и надувает воздушный шарик. Радость на лице ребенка обеспечена! Вот видео нашего эксперимента.

Уксус в наших опытах мы используем часто. Например, в опытах с индикаторами под воздействием уксуса жидкости меняют цвет или с его помощью мы чистили монетки.

Друзья, а какой из сегодняшних опытов больше всего понравился вашему ребенку? Эксперименты простые, но доставляют массу положительных эмоций малышам. Мне нравится фотографировать улыбки детей, их радость и восторг. Присылайте фотографии ваших опытов и делитесь впечатлениями в комментариях.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей дома, фокусы для детей, занимательная наука… Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?

Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка» №1. Подводная лодка из винограда

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка» №2. Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды?

Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа

Если вам понадобилось разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто.

Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Водяной подсвечник

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички

Вам понадобится 5 спичек.

Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник. Сделать умывальник — это просто

Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая — вы «закроете кран» своего умывальника.

Куда делись чернила? Превращения

В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

Делаем облако

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю

Приготовьте три миски с водой: одну — с холодной, другую — с комнатной, третью — с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую — с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш — и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Всем поровну

Возьмите обычную вешалку-плечики, два одинаковых контейнера (это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из-под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть). В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше.

«Паинька и ванька-встанька». Послушное и непослушное яйцо

Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту.

Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного-двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной.

Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие.

Чтобы сделать «ваньку-встаньку» (неваляшку), нужно вместо песка набросать в яйцо 30-40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе.

Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа.

Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы.

Вареное или сырое?

Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку — ему будет интересно.

Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может.

«Стой, руки вверх!»

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

«Волшебные зеркала» или 1? 3? 5?

Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко.

Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.

Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.

Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт.

Как оттереть зеленую от травы коленку?

Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой (на водяную баню), но не прямо на дно, а на какой-нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно-зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям «питаться» солнечной энергией.

Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую — такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, — может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый?

Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий.

А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: «Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий».

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Понятие об электрических зарядах

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное — к ребенку.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Танцующая фольга

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вися на голове, или Можно ли висеть на голове?

Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка.

Потомки Шерлока Холмса, или По следам Шерлока Холмса

Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой-нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца.

Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Вдвоем веселее

Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне — фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями.

А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом.

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги — на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон?

Необычное рисование

Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани (белой, голубой, розовой, светло-зеленой).

Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит.

Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные «краски», натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов!

Получился прекрасный подарок маме и бабушке.


Приложение 2: «Кусочки мела»

Приложение 3: «Школьный мел»

Приложение 4: «Цветной мел»

Приложение 5


1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на больших школьных досках.

2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

3. Широкое применение мел нашел в промышленности:

3.1. его используют для очистки свекловичного сока;

3.2. при изготовлении стекла;

3.3. для производства спичек;

3.4. для изготовления питьевой соды;

3.5. при изготовлении резины;

3.6. для производства цемента, лаков, красок;

3.7. для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;

3.8. в полиграфии и бумажной промышленности.

4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.

5. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст.

6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.

Приложение 6


- чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады;

Чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2-3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

Чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:

Учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;

Дежурным - чаще проветривать класс;

Вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

В конце рабочей недели работник школы может промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.

Приложение 7: Результаты анкетирования

Приложение: 8

Эксперимент 1


Эксперимент 2. «».



Эксперимент 3. «Взаимодействие мела с йодом»




Эксперимент 4. «Взаимодействие мела с водой и растительным маслом»

Приложение 9 «Игры для детей»

1. Игра с мелками и водой

Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом - это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.

2. Игра на асфальте «Лондон »


В процессе этой игры с мелом дети развивают навыки логического мышления и начинают понимать, что такое стратегия, раздумывая, как им лучше поступить и что за этим последует.

В игре «Лондон » нужно заполнить игровое поле, состоящее из расчерченной мелом на асфальте площадки размером приблизительно 1х1,5 метра, разделенной на семь прямоугольников, тремя нарисованными человечками.

На одном из концов площадки необходимо нарисовать полукруг, сделав в нем надпись «Лондон ». Участники по очереди бросают камень на игровую площадку, находясь у ее основания. Если он приземляется в границах одного из прямоугольников, то в нем начинают рисовать человечка: сначала голову, а в следующие удачные ходы – туловище, затем руки и ноги, если камень упадёт там же.

Когда один житель дорисован, начинают рисовать следующего, пока их не станет трое. Если попасть в ячейку «Лондон » (самая дальняя часть игрового поля в виде полукруга), то дорисовывается уже начатый человечек или начинается новый в любом прямоугольнике. Такая игра очень нравится ребятам младшего школьного возраста, так как испытывает их на сообразительность.

3. Игра на асфальте «Тик-так »

Есть игры с мелом, в которые дети могут играть, разделившись на две команды. Командные игры учат детей совместной работе и дружелюбию, ведь разрозненный состав не договорится между собой и вряд ли выиграет. Для игры командой подойдет игра на подобии крестиков-ноликов, которая называется «Тик-так ».

Мелом нарисуйте область для игры на дорожке или тротуаре (квадрат со стороной приблизительно 1 метр, разделенный на 9 квадратов). Двумя цветными мелками раскрасьте 10 камешков, должно получиться по 5 каждого цвета. Дети могут играть, как поодиночке, так и в группах; цель игры – выставить камешки своего цвета 3 в ряд раньше соперника.

Стоя за специальной чертой, команды по очереди кидают камни на сетку, предварительно посовещавшись с членами своей команды, куда лучше. Вариант игры: пятый камень может называться «заменяющим » и иметь другой цвет, его предназначение – мгновенно изменить результат, он кидается всего один раз, чтобы попытаться захватить клетку соперника.

Игроки в любом случае теряют его, и даже если не попадают в задуманную цель, они не имеют возможности кидать его снова.

4. Игра на асфальте «Классики »

Все знают игру в «Классики », она пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. С помощью «классов » дети младшего возраста могут совершенствовать навыки счета. Начертите мелом на асфальте игровую площадку и предложите детям по очереди бросать камень на клетки от 1 до 10.

Если камень попадает в нужную клетку, то нужно прыгать до нее на одной ноге, если число нечетное, или на двух, если чётное. Первый достигший десятки выигрывает. Существует множество разновидностей этой игры: можно, к примеру, не кидать биту, а толкать её ногой при каждом прыжке или пронумеровать клетки не по порядку, а в случайном порядке, чтобы прыгать приходилось и вправо, и влево, и назад, и вперёд.

Детям младшего школьного возраста можно предложить включить в игру примеры, пусть дети складывают и вычитают по ходу развлечения.

5. Учимся, играя

Рисование мелками можно использовать для освоения учебного материала. Используйте детские мелки для закрепления нотной грамоты во время урока на открытом воздухе. Раздайте детям цветные мелки и дайте задание рисовать мелом на асфальте музыкальные ноты, которые вы называете.

Если вы проводите урок чтения, то попросите учеников нарисовать мелом на асфальте рисунки, иллюстрирующие изучаемое произведение. Или дайте ученикам задание практиковаться в правописании, переписывая слова на школьном дворе. Также дети могут переписать мелом на асфальте небольшое стихотворение (или его отрывок) по памяти.

Приложение 9: Вопросы к викторине «Знакомый незнакомец»

Обведите правильный ответ

А) Правила этикета

Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка

В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка

Вопрос 2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

А) совершенно не обязательно

Б) нужно, чтобы не растворилась

В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных » дождей

Вопрос 3. В чем нельзя «купать » жемчуг и кораллы?

А) в мыльном растворе

Б) в растворе уксуса

Вопрос 4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

А) вносится для уменьшения кислотности почвы

Б) как элемент паркового декора

Вопрос 5. Как удалить накипь в чайнике?

А) Отскоблить острым предметом

Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты

В) залить моющим средством

Интересные опыты для детей

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Опыт №1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт №2. «Извергающийся вулкан»


Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;
Опыт №3. «Лава – лампа»


Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт №4. «Дождевые облака»



Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт №5. «Краснокочанная химия»



Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.
В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.
Опыт №6. «Надуй шар»


Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт №7. «Цветное молоко»



Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Он может быть цветной и белый,Им дети любят рисовать,Художник он, в руках умелых,Картины может создавать!Нам без него ремонт не сделать,И потолок не побелить,И в целой уйме дел полезныхЕго мы можем применить.Выводит им слова учитель,Детишкам в школе на доске,Кто он, загадки этой житель,Живущий в маленьком куске?

Этот загадочный житель - школьный мел. Да, это тот простой кусочек мела, который с детства знает каждый человек.

Мел - это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником. На каждом уроке, выходя к школьной доске, мы с волнением берём в руки кусочек мела. Иначе как можно научиться чему-то новому?

Почему мелом так удобно писать и рисовать? Откуда он появился? Из чего он состоит? Почему учителя жалуются на мел, а дети в восторге от него?

Мне стало интересно, и я решила провести исследование, чтобы узнать, что такое мел и в чем его секреты.

Цель: изучить строение школьного мела и раскрыть его свойства

Задачи:

Изучить историю возникновения мела;

изучить свойства мела и его строение;

выяснить, как использование мела влияет на здоровье школьников и педагогов;

представить одноклассникам результаты исследований.

Гипотеза:

мел имеет полезные свойства и незаменим в повседневной жизни;

Предмет исследования: школьный мел

Основная часть

История возникновения мела

Чтобы узнать всё про мел, я изучала энциклопедическую литературу, и анализировал материалы из интернета. Оказывается, на Земле существовал Меловый период, именно тогда начал образовываться мел.

Мел имеет как растительное, так и животное происхождение. Он состоит из известковых водорослей, а также рачков и улиток, которые извлекали из морской воды кальций и строили свои раковинки и скелетики.

Погибая, эти растения и животные опускались на дно и накапливались там. Со временем образовался толстый слой из этих останков. Конечно, на это уходили миллионы лет. Постепенно этот слой цементировался на дне океана и превращался в мягкий известняк, который мы называем мелом.

Состав природного и школьного мела

Мел - это известняк, состоящий из микроорганизмов и водорослей. То есть мел - осадочная порода - полузатвердевший ил, в котором встречаются раковины моллюсков, улиток.

В природе это химическое вещество встречается в разных формах — из него состоят раковины моллюсков и кораллы, жемчуг и яичная скорлупа, школьный мел и мрамор, известняк и прозрачные кристаллы исландского шпата.

Натуральный мел, используемый для производства школьных мелков, добывается в карьерах. Он абсолютно безопасен и не содержит посторонних примесей. Для производства хорошего школьного мела природный белый мел специально готовят. Сначала его разбивают на мелкие кусочки, сортируют, убирают все примеси и растирают на жерновах с добавлением воды.

Получившуюся массу отстаивают, дав тяжелым примесям, таким как песок и камни осесть на дно сосуда. Раствор более чистого материала переливают во второй сосуд, а затем в следующий, до тех пор, пока вся ненужная примесь не опадет на дно и не удалится из мелового раствора.

Полученную массу долго отстаивают в чане, затем сливают воду, а оставшуюся массу переливают в обтянутый полотном ящик. Стекшую массу просушивают на решетке. Если высушенный мел становится излишне рассыпчатым, то в него добавляют немного клея. А с помощью различных красителей можно получить мелки любого цвета.

Использование мела человеком

Мела добывают много. А где он находит применение? Мел применяют во многих областях:

Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на больших школьных досках.

В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

Широкое применение мел нашел в промышленности:

при изготовлении стекла;

для производства спичек;

для изготовления питьевой соды;

при изготовлении резины;

для производства цемента, лаков, красок;

для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;

в полиграфии и бумажной промышленности.

В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.

В парфюмерии - мел - это составная часть зубных порошков и паст.

А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.

Вот видите: мел необходим всем и везде!

Влияния школьного мела на здоровье человека

Из сми мы узнали, что российские педагоги выступают против работы учителя с мелом: опасно для здоровья!

Дело в том, что это продукт, содержащий в своем составе, помимо основных безопасных компонентов (известняка, гипса и крахмала), склеивающие вещества и красители.

Кроме того, в процессе использования школьный мел начинает пылить, оседать на одежде и мебели, забиваться в нос, пачкать руки.

Меня заинтересовало - действительно ли мел так опасен для здоровья?

Практическая часть

Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний про школьный мел

Узнав много интересного про мел, я подготовила анкету (Приложение№ 1) ,для опроса одноклассников и учителей, чтобы понять, что знают одноклассники о таком полезном материале и что они чувствуют, когда работают с мелом. Я провела анкетирование по следующим вопросам:

Влияет ли мел на здоровье?

Из чего состоит мел?

Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?

Какие ощущения Вы испытываете при работе с мелом?

В опросе участвовали 29 учеников и 3 учителей.

Результаты опроса расположены в таблице: (Приложение №2 ). После опроса мы убедились, что учителя школы о происхождении и составе мела знают много, а учащиеся - мало. А вот о возможностях защиты рук от мела и способах применения мела в быту будет интересно узнать и педагогам.

Вывод: учащимся будет полезно и интересно послушать наше сообщение о происхождении, свойствах и применении мела.

Изучение состава и свойств мела

Если потрогать руками школьный мел - он твердый и шероховатый. Когда мы пишем на доске - он крошится, сыплется, значит, он хрупкий. Если провести мелом на руке, он оставляет след, значит, он пачкается.

Если опустить в воду мел, она мутнеет, значит, мел не растворяется в воде. Из чего же он состоит?

Эксперимент 1 (Приложение №3 «Мел под микроскопом »)

Мы решили рассмотреть мел под микроскопом.

Взяли кусочек мела, поместили в ступку и размяли его. Затем перемешали мел с водой. Полученную кашицу положили на стекло. Стекло поместили под микроскоп.

Мы увидели белые комочки, это крупные кусочки мела. Нам показалось, что они действительно напоминали кусочки ракушек.

А те кусочки, которые поменьше, они были темными. Возможно, это просто песчинки.

Вывод: мел состоит из останков микроорганизмов и водорослей и различных примесей.

Если мел образовался из ракушек с панцирями из извести, значит, мел состоит из известняка. Действительно ли это так? Мы решили провести еще один опыт.

Эксперимент 2 (Приложение №4 «Взаимодействие мела и кислоты»)

В стакан налили немного уксуса. Мы положили туда мелок. Уксус сильно забурлил. Затем от мела начали откалываться небольшие кусочки. Мама мне подсказала, что уксус - это кислота. Мел состоит из известняка, который при взаимодействии с кислотой разрушается и выделяется углекислый газ, что мы и увидели при проведении опыта. Взаимодействие уксуса с мелом.

Выводы:

- мел состоит из известняка (кальция);

Кальций разрушается кислотой.

Еще мы узнали, что жемчуг, мрамор, яичная скорлупа и зубы тоже содержат кальций. Значит, их необходимо оберегать от воздействия кислот.

Например, соки нужно пить через трубочку, мраморные скульптуры в парке хорошо бы укрывать от дождя. А вот накипь в чайнике можно удалять с помощью лимонной кислоты!

У нас в классе есть кусочки мела разной формы. Круглый мел пишет на доске не очень хорошо, сильно крошится и пачкает руки.

Другие мелки, в том числе и разноцветные, на доске оставляют очень яркий след, не так сильно крошатся, да и руки после них чище. Я задумалась: «Почему это происходит? »

Эксперимент 3 (Приложение №5 «Взаимодействие мела и йода»)

Мы взяли мелки разной формы и капнули на них по капле йода. Оказывается, крахмал может изменить цвет йода. Окраска пятнышка йода на цилиндрическом мелке изменилась на сине - фиолетовый цвет.

На остальных образцах мела окраска спиртового раствора йода не менялась. Значит, в разных видах мела есть разные добавки: в одних, например, крахмал, а в других, наверное, клей.

Взаимодействие мела с йодом

Вывод : в мелках круглой формы есть крахмал.

Изучение влияния школьного мела на здоровье человека

Меня заинтересовал вопрос, влияет ли мел на здоровье человека. Этот вопрос я задала 3 учителям и 29 одноклассникам.

«Да » - ответили 19 учащихся, «нет » - 3 педагогов, и 4 учащихся, не знаю - 5 учащихся

Мне кажется, что наши одноклассники так ответили на этот вопрос, потому что им мел очень нравится, они любят им рисовать на доске и на асфальте.

Я задала еще вопросы:

Из чего состоит мел?

Здесь ответы разделились почти равномерно.

Из известняка - 5 человек, из кальция - 9 человек, из минералов - 9 человек, не знаю - 9 человек.

«Ничего» ответили 5 человек, «они содержат кальций» - 20 человек, «не знаю» - 6 человек.

Какие ощущения вы испытываете при работе с мелом?

Большинство опрошенных отметили, что школьный мел негативно влияет на кожу рук:

Сохнет кожа рук - 26 человек;

Вызывает аллергию -0 человек;

Проблемы с дыханием - 2 человека;

Приступы кашля - 2 человека

Часть опрошенных учителей отметили, что из-за трещинок на коже постоянно пользуются увлажняющим кремом для рук.

Прочитав книгу «Главное чудо света », мы узнали, что у человека под кожей находятся потовые желёзки. Если после использования мела кожа рук становится сухой, значит, мел впитывает в себя влагу и жир.

Мы провели опыт.

Эксперимент 4 (Приложение №6 «Взаимодействие мела с водой и маслом»)

Взяла 2 тарелочки. В первую налили воду, во вторую - немного растительного масла. В каждую положили по кусочку мела. Воду мел впитал очень быстро, масло - помедленнее, но тарелочка тоже оказалась почти сухой.

Вывод: мел сушит кожу рук, потому что он хорошо впитывает воду и жир.

Чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады

Чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его на батарее и хранить в сухом месте.

Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

Учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;

Дежурным - чаще проветривать класс;

Вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

Заключение

Выполнив, работу я узнала, как появился мел и из чего он состоит;

провела ряд экспериментов и изучила свойства мела;

выяснила, как использование мела влияет на здоровье человека;

собрала сведения о применении мела в жизни человека;

провела опрос среди учителей и одноклассников с целью изучения их знаний про школьный мел.

Гипотеза оказалась верна, я выяснила, что мел оказывает влияние на здоровье человека и незаменим в повседневной жизни. Его область применения очень широка: это и повседневная жизнь человека, и медицина, и промышленность, и сельское хозяйство, а также мел пока еще незаменим и на уроках в школе. Но несмотря на важность, мел может быть опасным и причинять вред здоровью человека, поэтому при использовании его нужно быть аккуратным и соблюдать рекомендации по безопасному использованию мела.

Список использованных источников и литературы

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. - М.: АСТ, 1999.

Энциклопедии юного химика.

«Главное чудо света» Г.Юдин /М.:Издательство «Интересная книга», 2017

Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав.ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2000

Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз»

Мел Википедия

Приложение №1

Анкета

Влияет ли мел на здоровье человека

Да________ нет________ не знаю_______

Из чего состоит мел?

Известняк______ кальций________ минералы______ не знаю_______

Что общего у мела с жемчугом, скорлупой куриного яйца и зубами?

Ничего_______

не знаю _______

Сохнет кожа рук_____

у меня аллергия на мел_____

проблемы с дыханием_____

приступы кашля_______

приступы кашля_______

Приложение №2

Результаты анкетирования

п/п

Вопрос

Результат

Влияет ли мел на здоровье человека?

Да -19

Нет- 5 уч., и 3 педагога

Не знаю -5

Из чего состоит мел?

- Из известняка - 4 человек;

- Из кальция - 11 человек;

- Не знаю - 8 человек;

- Из минералов - 9 человек

Что общего у мела с жемчугом,

скорлупой куриного яйца и зубами

Ничего: 5 уч

Не знаю: 6 уч

Они все состоят из кальция: 20 уч

3 педагога - 100%

Какие неприятные ощущения Вы испытываете при работе с мелом?

- Сохнет кожа рук - 22 уч., и 3 педагога

- У меня аллергия на мел - 0 чел.,

- Проблемы с дыханием - 2 учащихся

- Приступы кашля - 2 учащ.

Приложение №3

Мел под микроскопом

Приложение №4

Взаимодействие мела с кислотой

Приложение №5

Взаимодействие мела с йодом

Приложение №6

Взаимодействие мела с водой и маслом

чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады;

чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2—3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его на батарее и хранить в сухом месте.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:

во время работы пользоваться влажными салфетками;

дежурным - чаще проветривать класс;

вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

в конце рабочей недели работник школы может промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.