Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Ракеты для малышей из Цветочного города».

Интеграция образовательных областей «художественно-эстетическое развитие»,
«познавательное развитие».

Цель: ознакомление детей с проекцией « вид сверху» конструкции из 5 деталей и использованием её при построении этой конструкции.

Задачи:
Закреплять умение называть объёмные фигуры- детали конструктора;
Развивать умение подбирать схемы- развёртки к объёмным фигурам;
Познакомить с проекцией « вид сверху» конструкции;
Развивать умение отбирать строительные детали для конструкции согласно проекциям;
Развивать умение построения конструкции из 5 деталей по проекциям;
Содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез;

Содействовать развитию
зрительного восприятия, внимания, памяти, воображения, пространственных представлений;
— самоконтроля;

Создать условия для формирования ориентиров:
— интереса к окружающему миру;
-чувства гордости за выполненную работу (предпосылка формирования веры в себя);

Содействовать развитию
— чувства сопереживания, желания оказать помощь;

Предварительная работа:
знакомство с частями ракеты- верхушка, корпус, крылья;
чтение рассказов Н. Носова « Приключения Незнайки и его друзей».

Материалы к занятию.
Демонстрационный:
письмо от малышей с картинкой малышей на конверте, чертёж проекции « вид спереди» (с красной точкой) и «вид сверху» ракеты в масштабе 1:1 на разных листах, папка чертежей, запись звука движущегося поезда; крупные пластмассовые фигуры- куб, параллелепипед, высокая призма, конус, запись Знайки с благодарностью.

Раздаточный: 2 куба, 2 параллелепипеда, 2 призмы, 2 конуса; поднос на пару детей, элементы конструктора на пару детей- 2 куба, 2 низкие призмы, 1 конус, 1 высокая призма, круги, прямоугольники с наклеенным на одной стороне двусторонним скотчем.

Также интересный сценарий образовательной ситуации:

Оформление образовательной ситуации.
8 стульев для детей с наклеенными на спинках схемами- развёртками куба, параллелепипеда, высокой призмы, конуса; 4 пуфика,1 низкий стул для педагога, 3 таблички: 1- изображены строительные инструменты, 2- изображены инструменты доктора, 3 – изображены музыкальные инструменты,арка, декорированная цветами; 4 стола, мольберт, проектор, экран
ноутбук.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.

Задачи этапа:
создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
сформировать и зафиксировать « детскую цель» — помочь сделать новые ракеты для малышей из Цветочного города;
формировать у детей веру в собственные силы.

Дети и педагог стоят рядом с экраном.
-Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Как вы думаете, от кого оно? (Письмо от Незнайки, малышей.)
-Как вы догадались? (На письме нарисованы малыши из Цветочного города.)
« Здравствуйте, ребята. Это письмо пишем вам мы- малыши из Цветочного города. Наш друг Знайка придумал чертёж и по нему сконструировал ракету. На ней Знайка отправился на Луну для проведения исследований, но ракета разбилась о поверхность Луны, и теперь наш друг ждёт, когда мы- малыши- его заберём Ребята, мы не можем сами построить ракету и боимся, что Знайка навсегда останется на Луне.».

Ребята, какая неприятность случилась в Цветочном городе. Что же теперь делать? (Нужно помочь жителям Цветочного города.)
— Вы хотите помочь малышам? (Да. Мы хотим им помочь.)
— Вы сможете им помочь? (Да. Мы сможем.)
-Что для этого нужно сделать? (Нужно сделать ракету.)
— Хватит ли одной ракеты для всех жителей Цветочного города? (Нет. Ракет нужно много, ведь жителей тоже много.)

Актуализация в игровой ситуации.
Задачи этапа:
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:
актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
-Куда мы с вами, ребята, должны отправиться? (Нам нужно в Цветочный город.)
-На чём можно добраться до Цветочного города? (До Цветочного города можно добраться на машине, самолёте, на автобусе, на поезде.)
-Давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. (Да, поехали на поезде.)
-Это поезд не простой, он тронется в путь только тогда, когда мы верно займём свои места. Возьмите, пожалуйста, фигуры. Детям раздать фигуры в зависимости от уровня развития: детям с низким и средним уровнем развития по параметру « нахождение проекций деталей» предложить куб, параллелепипед, с высоким уровнем развития- предложитьвысокую призму и конус.

— Ребята, как вы думаете, как же вам найти своё место? (Нужно найти фотографию фигуры.)
-Давайте попробуем найти паспорт той фигуры, какая у вас в руках.

Игра « Найди паспорт фигуры»
Дидактическая задача: закрепить умение детей находить схемы- развёртки куба, параллелепипеда, конуса и призмы.
Дети занимают места. Педагог присаживается на стул.
-Все правильно заняли свои места? Если задание детьми выполнено верно, включается запись звука движущегося поезда. Предложить детям поставить фигуры на пуфики между стульями.
— Вот мы с вами и отправились в путь. Чтобы нам было веселее ехать, давайте посмотрим в окошко. (Давайте посмотрим в окошко.)
— Чтобы лучше разглядеть всё вокруг, чем можно воспользоваться? (Можно взять бинокль.)
— Давайте возьмём бинокль. Дети и педагог подносят руки к глазам, изображая бинокль.
— В какую сторону сначала посмотрим? Направо или налево? (Посмотрим налево. Посмотрим направо.)

Игра « Назови фигуру»
Дидактическая задача: закрепить умение называть детали конструктора- куб, параллелепипед, призму, конус; закрепление пространственных понятий – направо, налево.
— Сначала посмотрим направо. Какую красную фигуру мы видим? (Мы видим красный параллелепипед.)
— Давайте посмотрим налево. Какую зелёную фигуру мы видим? (Мы видим зелёный куб.)
— Снова посмотрим направо. Какую синюю фигуру мы видим? (Мы видим синюю высокую призму.)
— Давайте посмотрим налево. Какую жёлтую фигуру мы видим? (Мы видим жёлтый конус.)
— Молодцы, ребята. выключается.
-Кажется, мы приехали. Давайте выйдем из поезда. Дети и педагог «выходят» и оказываются рядом с аркой, декорированной цветами.

— Ребята, как вы думаете, куда мы приехали? (Мы приехали в Цветочный город)

3.Затруднение в игровой ситуации.
Задачи этапа:
смоделировать ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением в продуктивном виде деятельности ;
зафиксировать затруднение в речи под руководством педагога и выявить его причины.
— Давайте зайдём в ворота. Дети и педагог заходят.
— Зачем мы приехали в Цветочный город? (Мы должны помочь малышам построить ракету, чтобы забрать с Луны Знайку.)
-Как вы думаете, где сейчас малыши? (Наверное, они гуляют, играют, или занимаются какими- нибудь делами)
-У кого из жителей Цветочного города мы можем найти необходимые материалы для ракеты? (Мы можем найти все материалы у Винтика и Шпунтика.)
-Тогда давайте поищем мастерскую Винтика и Шпунтика. Педагог обращает внимание детей на таблички.
— Как вы думаете, где мастерская Винтика и Шпунтика? (Вот здесь мастерская Винтика и Шпунтика.) Дети указывают на табличку с изображением строительных инструментов.
-Как вы догадались, что это их мастерская? (Здесь нарисованы строительные инструменты.)
-Это то, что нам нужно. Дети и педагог проходят к мольберту, на котором изображена проекция « вид спереди» ракеты. Рядом стоят коробочки со строительным материалом.
-Ребята, из чего мы будем строить ракету? (Мы будем строить ракету из конструктора).
— Как вы думаете, что это такое? (Это, наверно, ракета, которую придумал Знайка. Это фотография ракеты.)
— Да, действительно, это фотография ракеты. С какой стороны здесь сфотографирована ракета? (Она здесь сфотографирована спереди.)
-Как вы догадались, что это фотография ракеты спереди? (Мы догадались по красной точке.)
-Мы можем начать строить ракету? (Да, можем.)
-Займите, пожалуйста, место за столом. Что будем делать сначала? (Сначала нужно выбрать необходимые детали.)
-Давайте посмотрим на фотографию ракеты. Из каких деталей сделан корпус ракеты?(Корпус ракеты сделан из кубов.)
— Сколько нужно приготовить на поднос кубов? (Их нужно два.)
-Возьмите, пожалуйста, по два куба.
-Из каких деталей сделаны крылья ракеты? (Они сделаны из низких призм.)
-Из какой детали сделана верхушка ракеты? (Она сделана из высокой призмы. Она сделана из конуса.)
-Ребята, мы можем точно сказать, из какой детали сделана верхушка ракеты? (Нет, не можем.)
— Почему мы не можем этого сделать? (Мы не знаем, какая деталь сфотографирована.)

4. Открытие нового знания.
Задачи этапа:
организовать подводящий диалог с детьми с целью открытия нового знания;
зафиксировать новое знание в речи с помощью педагога;

Что же нам теперь делать? (Взять любую деталь. Посмотреть на другие фотографии.)
— У нас есть фотография ракеты спереди. С каких сторон ещё можно фотографировать детали или постройки? (Можно фотографировать сбоку, сверху.)
— Ребята, если мы посмотрим на фотографию ракеты сбоку или сверху, мы сможем точно узнать, из какой детали построена верхушка ракеты? (Наверно, сможем.)
-Давайте у Винтика и Шпунтика поищем в чертежах, может найдём фотографии этой ракеты с других сторон? Педагог в папке чертежей находит проекцию ракеты « вид сверху».
-Вот, ребята, кажется нашла. С какой стороны здесь сфотографирована ракета? (Ракета здесь сфотографирована сверху.)
— Теперь мы можем точно сказать, какая деталь сфотографирована сверху, из какой детали построена верхушка ракеты? (Да, сможем. Это конус.)
— Тогда приготовьте, пожалуйста, на поднос ещё по 1 конусу.

5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.

Требования:
соответствие используемых игр цели занятия;
индивидуальные затруднения в играх;
ситуация успеха в совместной деятельности
— Теперь мы можем начать строить ракеты для Знайки и других малышей? (Да, можем.)
Дети начинают строить ракеты.

Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на фотографию ракеты спереди. Все правильно построили ракеты? Дети, допустившие ошибки, исправляют их.
— Ребята, какая фотография помогла нам правильно выбрать детали для ракеты? (Фотография сверху).
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, может у наших ракет чего- то не хватает?(Не хватает дверей, окон, иллюминаторов.)
-Давайте дополним наши ракеты иллюминаторами. Предложить детям круги, прямоугольники с двусторонним скотчем для обыгрывания ракет. Дети приклеивают иллюминаторы и двери.

Как вы думаете, наши ракеты понравятся малышам? (Ракеты понравятся малышам.)
-Теперь малыши спасут Знайку? (Теперь малыши смогут забрать с Луны Знайку.)
-Какие вы, ребята, молодцы.
-Ребята, нам пора, наверное, возвращаться в детский сад. Занимайте места в поезде. Включается запись звука движущегося поезда.
-Дорога домой всегда кажется быстрее. Запись звука движущегося поезда выключается.
— Вот мы и приехали. Дети и педагог «выходят из поезда».

Ребята, пока мы возвращались домой, к нам пришло сообщение с Луны.
На экране появляется Знайка.»Ребята, спасибо вам большое за ракеты. Мои друзья добрались до Луны, и мы все вместе возвращаемся в Цветочный город.»

6. Осмысление.
Задачи этапа:
создать ситуацию успеха;
организовать фиксирование детьми достижения детской цели;
-Ребята, расскажите, пожалуйста, нашим гостям, где мы сегодня были.(Мы были в Цветочном городе.)
-Зачем мы туда ездили? (Чтобы построить ракеты.)
— Кто попросил нас об этом? (Нас попросили малыши.)
-Ребята, вы смогли помочь малышам из Цветочного города? (Да, мы помогли им.)
-Вы, ребята, молодцы.

Название: Сценарий образовательной ситуации по конструированию в средней группе «Ракеты для малышей из Цветочного города»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, конструирование и ручной труд, Средняя группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад №47»
Месторасположение: город Ярославль

Конспект ООД "Путешествие в космос" для детей средней группы.

Широкова Алёна Алексеевна, воспитатель МДОАУ д/с №10 города Свободного.
Данный конспект будет полезен воспитателям средних групп в подготовке к занятию по теме "Космос". К конспекту ООД прилагается видео с постановкой проблемы. Приятного просмотра!

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, конструирование из различных материалов.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.
Задачи:
- развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-
модельной);
- удовлетворение потребности детей в самовыражении;
- развивать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками;
- вызывать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности; активизировать воображение детей;
- формировать элементарные представления о космосе и космическом пространстве;
- побуждать к активной речи.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Звезды светят», физ. минутки «Космонавты»; рассматривание иллюстраций о космосе; беседа на тему «Космонавт»; постройка из бросового материала ракеты.
Планируемые результаты: Дети выражают интерес к творческой деятельности, доброжелательны по отношению друг к другу и педагогу; имеют элементарные представления о космосе и космическом пространстве; активно выражают свои мысли посредством речи. 1. Введение в игровую ситуацию
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Нужно сказать им здравствуйте.
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю
На соседней улице.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,

Мне здороваться не лень.
Педагог: Дети, сегодня утром мне пришло необычное, а электронное письмо. Давайте просмотрим его вместе.

О чем просит нас Незнайка? Мы ему поможем?

2. Открытие нового знания. Беседа о космосе
Педагог: Ребята, посмотрите, это макет космоса. И мне кажется что чего-то в нем не хватает? Чего, вы знаете?
Дети: Звезд.
Педагог: Правильно, детки. Космос – это мир звёзд, он очень разнообразен. Звезды кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Возьмите каждый по звезде, давайте поместим их в наш макет космоса. Еще чего не хватает?
Дети: Солнца.
Педагог: Найдите солнце. Посмотрите, какое на самом деле огромное солнце. А звездочки по сравнению с ним кажутся совсем маленькими. Ребята, а возле солнца есть и необычные шары. Это планеты. Повторите... Вокруг солнца вращается девять планет, послушайте, как они называются: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Посмотрите на каждую планету, они все разные, очень красивые и необычные. Теперь незнайка знает, какие бывают планеты.

Педагог: А на какой планете живем мы?
Дети: Земля
Педагог: Правильно, ребята. А почему нашу планету Земля называют голубой планетой? Потому что большая часть нашей планеты покрыта водой – морями и океанами, реками и озерами.


3. Дидактическая игра «Ракета». Физминутка «Космонавты».

Педагог: Ребята, незнайка, который ничего не знает о космосе, очень любит загадки. Но одну загадку разгадать не может. Послушайте.
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться.
Лишь распустит птица хвост,
И поднимется до звезд (ракета).
Педагог: Ребята, Вы такие знатоки космоса. Я предлагаю вам построить ракету для полета в космос незнайке из геометрических фигур. Посмотрите у нас есть шаблон ракеты. Давайте попробуем выложить такие же ракеты. Вы молодцы! А давайте с вами отдохнем.
Педагог: Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой им не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из них атлет (сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею (разводит руки в стороны)
Ей передадут привет. (поднимает руки вверх и машет)

4. Игра «Собираем Незнайку в полет»
Педагог: Ракету для незнайки смастерили, а багаж для него собрать забыли. На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и прятать ручки за спину, если этот предмет не нужен (скафандр, санки, половник, аптечка, фонарик, кукла).

5. Практическая часть занятия. Изготовление космоса в баночке
Педагог : Ребята, незнайка теперь знает много о космосе. И он готов стать настоящим космонавтом. У нас с вами ещё нет возможности полететь в космос, мы маленькие. Я предлагаю Вам сделать свой космос. Космос в баночке.
Педагог: Что бы наши пальчики отдохнули проведем пальчиковую гимнастику.
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
(Поочередное соединение большого пальца с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцем на ударные слоги.)
Дети, внимательно посмотрите на стол. Перед каждым стоит пустая баночка. Как же сделать так что бы в баночке появился космос. Я буду говорить и показывать. А вы выполняйте вместе со мной. Договорились?
Педагог: Для создания космоса в баночке нам необходимы: звезды, вата, палочка и вода двух цветов. Возьмем вату и разделим ее на две одинаковых части. Одну часть помещаем в нашу баночку при помощи палочки. А теперь возьмем немного звезд и опустим в баночку поверх ваты. Молодцы. Заливаем вату и звезды водой из пробирки фиолетового цвета. А теперь повторим то же самое. Возьмем оставшийся кусочек ваты и аккуратно поместим в баночку при помощи палочки, расположим немного звезд, и зальем водой синего цвета, из второй пробирки. Давайте закроем наш космос крепко крышечкой.


Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Педагог: Посмотрите, как здорово получилось? Вы настоящие умницы.
6. Итог ООД
Педагог: Ребята, смотрите, нам пришло еще одно электронное письмо. Посмотрим?

Незнайка говорит нам спасибо. Дети, что нового мы сегодня узнали. Как называется наша планета? Как называется космический костюм? Кто из вас хочет быть космонавтом? Молодцы, ребята, вы были очень внимательны на занятии. Из Вас получатся хорошие космонавты.

Киршева Ирина Валериановна, ПДО «Авиамоделирование» МАУ ДО «СЮТ»

при МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района

Конспект занятия

Тема : Наши первые ракеты.

Цель занятия: научить конструировать ракету из бумаги, используя шаблон.

Задачи:

Познакомить с технологией изделия ракеты

Научить пользоваться готовым шаблоном

Закрепить навыки детей по работе с бумагой

Упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы

Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности, бережного отношения к материалам и инструментам, воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива.

Совершенствование сенсорной сферы, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи.

Оборудование : аудио запись речи Гагарина перед стартом, песен о космосе;плакаты с изображением космонавтов, солнечной системы; схема последовательного изготовления ракеты; таблица по технике безопасности, шаблоны деталей ракеты.

Для изготовления модели нам потребуются:

Материалы:

    цветная бумага;

    ватман;

    цветной картон;

    клей ПВА.

Инструменты: кисти, ножницы, карандаш, ластик, фломастеры.

Прежде всего, мы должны приготовить шаблоны: крыло, стабилизатор (половина), пилон и киль. Для этого увеличиваем чертеж до реальных размеров и вырезаем шаблоны (Приложение 1)

Ход занятия

1.Орг. момент

Учитель: С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скрепленных воском. В сказках люди поднимались в воздух на ковре-самолете, в ступе. И только развитие науки и техники способствовало воплощению мечты в жизнь.
Впервые в России в начале ХХ века учитель из Калуги обосновал возможность межпланетных полетов с помощью ракеты. Это был Константин Эдуардович Циолковский, которого можно считать основоположником российской теоретической космонавтики. Под руководством ученого С.П. Королева конструкторское бюро начало работу над созданием космической ракеты. В 1957 году был создан первый космический спутник Земли. Впоследствии была создана космическая ракета "Восток".

Дети.

Мы спешим скорей в кружок,
Поспеши и ты, дружок.
Много дел больших и новых
Здесь нас ожидают.
Будет день, дорогой света
Полетим мы на край света.
К тайнам сказочным

К планетам дальним.

У. И вот наступил великий день первого космического полета – 12 апреля 1961 г. Поднялся в космос первый посланец Земли Юрий Алексеевич Гагарин на корабле "Восток".

(включаем «Речь Гагарина перед стартом»)

Космонавтика незаметно вошла в нашу жизнь. Вы говорите по телефону с другом из далекого города. Его голос доносится к вам из космоса; спутник транслирует телефонные переговоры. Вы смотрите телевизор в средней Азии или на Дальнем Востоке, читаете газеты – все это транслирует спутник. Спутники помогают предсказывать погоду, ориентироваться в океане и при полетах на самолете, просматривать строение земных недр, движение ледников, активность вулканов. Однако, несмотря на столь широкое использование космонавтики в интересах науки и хозяйства, она еще очень молодая и впереди у нее много побед и открытий. Вам, подрастающему поколению, осваивать звездные миры.

Д. Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век,
И первый из первых в ракете
Российский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один по Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле!
Не зря потрудились умелые руки
Во славу народа, во славу страны!
Рабочие люди и люди науки
Содружеством мирным сильны!

Ребята, сегодня на занятии мы будем изготавливать модель ракеты. Наш класс превращается в конструкторское бюро. Для изготовления ракеты нужны бумага, клей, ножницы, карандаши,. Все это у нас на столе.
Сначала повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

2.Подготовка рабочего места

(Дети называют правила.)

Д. Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
– Нельзя ножницы близко подносить к лицу.
– Ножницы передавать друг другу кольцами вперед, а не кончиком.
– При работе с клеем нужно пользоваться кисточкой. Посмотрите, сколько опасных предметов лежит вокруг! Если не соблюдать техники безопасности, то можно пораниться самому или поранить соседа!

Прочитайте плакат, который весит на доске:

« Ножницы, ножи, иголки они очень-очень колки!»

-Анализ конструкций образца

Давайте посмотрим, из скольких частей (деталей) состоит ракета? Что еще есть в ракете?

Объяснение нового материала

Дети работают со словами "корпус", "обтекатель" (носовая часть), "иллюминатор", "стабилизатор", "сопло".

Учитель вместе с детьми анализирует модель.

У. Ракета имеет цилиндрическую удлиненную форму, состоит из носовой части конической формы (обтекателя), корпуса (удлиненный цилиндр), стабилизаторов (четыре детали треугольной формы).

Дети рассматривают схему последовательного изготовления ракеты, вывешенную учителем на доске, затем изготовляют ракету.

Корпус ракеты изготавливаем из плотной бумаги.

Носовую часть (конус) изготавливаем из цветной бумаги (полукруг).

Стабилизаторы изготавливаем из бумаги, сложив заготовки квадратной формы по диагонали, срезаем с одной из сторон кончик треугольника. На глубину среза отгибаем края детали.

Теперь работаем кисточкой и клеем, склеиваем корпус, носовую часть, стабилизаторы, иллюминаторы.

Во время изготовления изделия учитель уделяет внимание экономным и рациональным приемам работы при использовании материала, оказывает детям индивидуальную помощь.
Далее макеты ракет, изготовленных детьми, используются для проведения сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Мы находимся на космодроме "Дружба". Все готовы к полету?

Д. Команда к полету готова!

У. В полете каждый космонавт должен выполнять наши космические правила. Назовите их.

Д. Космонавтом хочешь стать –
Должен много-много знать!
– Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
– Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
– Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.

Д ( хором ).
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.

У. Какие планеты Солнечной системы вам известны?

Д. Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон, Уран, Земля.

У. Какую планету выберем? На какую полетим?

Дети выбирают планету.

Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Д. Есть приготовиться к запуску!

У. Пристегнуть ремни!

Д. Есть пристегнуть ремни!

У. Запустить двигатели!

Д. Есть запустить двигатели!

У. Включить контакты!

Д. Есть включить контакты!

У. Пять, четыре, три, два, один – пуск!

Д. Закончился

Космический полёт,

Корабль спустился

В заданном районе,

И вот уж целиной

Пилот идёт,

Чтоб снова, землю

Взять в свои ладони…

И в космосе

Он думал лишь о ней,

Из-за неё

Летал в такие дали -

И лишь о ней

Все двести долгих дней

Писал в своём

Космическом журнале!

***************************************************************************

Итог занятия

У. Вы заинтересовались космосом и профессией космонавта?

Ответы детей.

Проверка и оценка работ

Все сделали ракеты. Посмотрите, какие у нас красивые они получились. И я думаю, сейчас мы с вами можем пойти и подарить свои поделки группе дет.сада, чтобы они смогли поиграть с ними.

Примечание: учитель проходит по рядам и устно выставляет оценки.

Уборка рабочего места

Уберите все свои принадлежности в папку, по - одному положите мусор в корзину.

Приложение Нам нравятся красивые фейерверки. Тр-рах! Бах! Красные, белые, зелённые звёзды вспыхивают в вечернем небе и медленно падают. Эту забаву придумали на Востоке ещё тысячу лет назад. Бамбуковую трубку набивали порохом и поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх, пламенной дугой прочерчивала небо.

Первые ракеты были изобретены в древнем Китае– бамбуковые трубки, начиненные порохом. Они использовались для забавы.

Согласно легенде, китайский изобретатель Ван-Гу (ок. 1500), построив два коробчатых воздушных змея с сиденьем между ними, снабдил свою конструкцию сорока семью пороховыми ракетами, поджигавшимися при старте сорока семью слугами, и пытался совершить первый в мире пилотируемый полет, используя реактивную тягу. Но ракеты взорвались, и Ван-Гу погиб. Его именем назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

В 10-12 в.в. в Индии и Китае их стали применять при осаде крепостей. Прикреплённые к ракетам стрелы перелетали через самые неприступные стены и не только убивали защитников крепости, но и вызывали пожары.

В 19 в. пороховые ракеты были в русской армии и армиях других европейских стран. Их использовали в войнах с Наполеоном, в русско-турецких войнах. Но пушки становились всё лучше, снаряды из них летели дальше и попадали в цель точнее, чем тогдашние боевые ракеты. И ракеты остались для подачи сигналов.

Через какое-то время пушки достигли предела своих возможностей. Самые мощные посылали снаряд за 100-120 км. Но это были уже огромные стальные чудища, которые перевозили с места на место только в разобранном виде. Да ещё направление ветра может измениться, сказывается и изменение температуры воздуха, или на снаряде окажется маленькая царапина – вот и промах.

А ракета, которую успели за это время усовершенствовать, могла лететь хоть за тысячи километров, хоть в космос! И в цель она теперь попадала гораздо точнее, чем снаряд. Почему же так получилось?

Пушка сбрасывает снаряд так, как мы бросаем снежок. Короткий разгон – в вашей руке или в стволе орудия, - а дальше свободный полёт, который подправить невозможно. Как бросили, так и полетело. Ракета же имеет собственный реактивный двигатель, который всё время её подгоняет. Она словно снаряд, который несёт свою пушку с собой. И управлять ракетой можно на лету. Дополнительные двигатели подтолкнут её правее или левее, выше или ниже. Им можно посылать команды по радио. А можно встроить в ракету компьютер, который сам будет управлять, вести точно в цель.

S 1 – на высоту полёта (высотные);

S 2 – на высоту полёта со стандартным грузом (транспортные);

S 3 – на продолжительность полёта с парашютом;

S 4 – на продолжительность полёта ракетопланов;

S 5 – модели-копии на высоту полёта (масштабные высотные);

S 6 – на продолжительность полёта с лентой;

S 7 – модели-копии на реализм полёта (масштабные);

S 8 – на продолжительность полёта ракетопланов.

Чертеж ракеты

Звучит песня "Я, Земля!" На фоне песни дети рассказывают стихотворение .

Д. Когда над Землею
Летит космонавт,
Глядят ему вслед
Миллионы ребят.
Вечерней порою
Глядят в небеса,
Сияют, сияют
Ребячьи глаза.
И в них отражаются,
Ярко горят
Те звезды,
К которым они полетят!
Мчатся ракеты
К дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым,
Как песня, словам,
Тот цели своей добьется!

Д В космической ракете

С название «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Д. Летит, летит ракета

вокруг земного света,

а в ней сидит Гагарин-

простой советский парень

Д. Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть

и нас с тобой!

Интеграция образовательных областей: Конструирование

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о космосе
  2. Развивать у детей мышление, воображение, речь.
  3. Закреплять умение строить из конструктора, модулей. (конструирование)

Методы и приемы:

Наглядные: Мультфильм про Лунтика, схема постройки «ракета» , домики Лунтика.

Словесные: повторение названий геометрических фигур, названий строительного материала, стих про ракету, дид. игра (самая-самая) .

Материалы и оборудование:

Игрушка Лунтик, конструктор, строительные модули, обручи, насос, шарик, звезды на магнитной ленте.

Логика образовательной деятельности

1 Дети вместе с воспитателем заходят в группу.

В: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, а давайте с ними поздороваемся.

В:А давайте вместе с гостями посмотрим мультфильм

А про кого он? Дети стоят в группе с воспитателем

Дети здороваются с гостями

Дети садятся на ковер смотреть мультфильм

Дети отвечают

2 Сюрпризный момент:

Появляется игрушка Лунтик.

В: Ребята, а посмотрите кто пришел к нам в гости. Кто это? Почему его так зовут?

Где он живет?

Лунтик хочет позвать вас в гости к себе на луну.

Посмотрите вместе с ним прилетели из космоса звездочки.

Давайте выберем себе звездочку и скажем какая она? И прикрепим на небо (магнитная доска)

Ответы детей

Дети выбирают себе звездочку и прикрепляют на доску

Дети дают определение звездочке (какая она)

3 Теперь у нас получился кусочек звездного неба.

А как же можно туда попасть?

Опыт: Сейчас я вам покажу, как летит ракета в космос. (воспитатель надувает шарик насосом и отпускает его) Как летела наша ракета?

Ответы детей

4 А давайте построим свои ракеты. Из чего можно построить?

Посмотрите Лунтик нам что-то приготовил.

(конструктор, схемы)

Предлагаю построить по схеме ракету. Ответы детей

Дети садятся за столы, строят ракету.

Тренируются правильно по схеме строить ракету.

5 А себе мы ракеты построили, а как же Лунтик? Из чего мы ему построим ракету? Посмотрите, какой строительный материал у нас есть в группе, кроме конструктора.

Дети отвечают.

Дети с воспитателем строят ракету из модулей для Лунтика. Строят ракету для Лунтика

6 Ну все наши ракеты готовы к полету. Теперь можно отправляться.

Физ. минутка.

«космонавты» Дети вместе с воспитателем выполняют упражнение

7 Ребята, вот мы и оказались на Луне. А Лунтик, что то очень расстроился, он не может вспомнить, где его дом. Давайте поможем ему.

Его дом зеленый с синей крышей и круглыми окнами.

Дети ищут дом Лунтика, выбирают правильную картинку. Правильно называют геометрические фигуры.

8 Молодцы. Вы помогли Лунтику найти его домик. И за это он вам хочет подарить книгу про космос и космонавтом.

А теперь пора домой.

Физ. мин. «космонавты» Дети вместе с воспитателем выполняют упражнения.

Программное содержание:

1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.

2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.

3.Активизировать словарь: космос, космонавт, космодром, космическая станция, невесомость.

4.Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них, развивать познавательные интересы у детей.

5.Индивидуальная работа с Ксюшей, Алиной и Алёной учить отвечать на вопросы полными предложениями.

6.Развивать способности к творчеству.

Материал к занятию:

Иллюстрации о космонавтах, фотографии Ю.А.Гагарина и космического корабля «Восток»

Ход занятия

1.Ребята, отгадайте загадки:

На чёрный платок

Просыпано просо,

Пришёл петушок,

А склевать-то не просто. (Звёзды).

Чудо-птица – алый хвост

Полетела в стаю звёзд. (Ракета).

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто скажите это? (Космонавт).

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Показываю портрет Ю.А.Гагарина, спрашиваю:

Знаете ли Вы кто изображен на портрете? (Ответы детей)

12 апреля 1961 года: наш лётчик Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом мира. Человек смог увидеть Землю из космоса. Полёт проходил на космодроме Байконур.

Космодром - это место, где готовят и откуда запускают космические ракеты, спутники, пилотируемые корабли и межпланетные станции.

Как это было? Друзья проводили космонавта до корабля. Гагарин занял место в кабине. Прозвучала команда «Пуск». Взревели двигатели. Основание ракеты окуталось дымом и огнём.

Поехали! - раздался по радио голос первого космонавта. Огромная ракета, вздрогнув, медленно оторвалась от Земли. Постепенно скорость нарастала – ракета «Восток» пошла в небо, наконец она превратилась в светящуюся точку и скрылась. Первый полёт человека в космос продолжался около двух часов. За это время Юрий Алексеевич один раз облетел вокруг Земли. После полёта он рассказывал: ” Когда корабль вышел на орбиту, появилась невесомость. Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Всё вокруг стало легче”.

Невесомость – это состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки). Плавают в корабле словно рыбы в аквариуме. Там пролитая вода не растекается лужицей на полу, а собирается в шар, и он весит в воздухе.

Полёт прошел успешно. Гагарин первый доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия – космонавт. С тех пор прошло немало времени и многое сделано в области освоения космоса.

Для длительной работы в космосе используют станции «Салют» и «Мир». В них могут находится несколько человек.

Люди каких профессий побывали в космосе? – Врачи, инженеры - конструкторы, исследователи.

Ученые каких стран изучают тайны космоса? - Россия, Франция, Германия и другие.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, принимать правильные решения, здоровым и образованным. Должны пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами? Тогда давайте потренируемся.

Дети встают.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Влево – вправо наклоняться, даже боксом заниматься.

И зарядку по утрам очень нужно делать нам.

Чтение стихов (заранее подготовленных):

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В. Степанов

Космонавт

На Луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной!

О.Высотская

В ракете

Я в космической ракете,

Я быстрее всех на свете.

Рядом с солнцем полечу…

“Здравствуй, солнце!”- закричу!

Мы сегодня с вами говорили о космосе и космонавтах. 12 апреля каждый год наша страна Родина Россия отмечает День космонавтики и чествует героев космоса.

Ребята, давайте представим, что мы на космодроме и создадим космические ракеты.

После аппликации провести упражнение « Ракета».

А сейчас мы с вами, дети, (Дети маршируют.)

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, (Тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их.)

А потом руки вниз. (Опускают руки.)

Раз, два, три, потянись. (Тянутся.)

Вот летит ракета ввысь! (Бегут по кругу.)