Конспект занятия для старших дошкольников. Откуда хлеб пришел.


Николаева Ольга Ивановна
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Данный конспект занятия для детей 6 - 7 лет "Откуда хлеб пришел" позволяет познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, воспитывает бережное отношение к хлебу. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Формирование представлений детей о выращивании хлеба.
Задачи: Познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, объяснить, что хлеб- итог большого труда многих людей, воспитывать к хлебу бережное отношение.
Материал: картинки пшеницы и ржи, серп, цеп, каравай, рушник.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте, ребята, загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети: Хлеб


Воспитатель: Верно, это хлеб. Этот продукт есть на столе у нас всегда, и его мы очень все любим. А хлеб делают из чего?
Дети: Из муки
Воспитатель: А мука какая бывает?
Дети: Ржаная и пшеничная
Воспитатель: Скажите, из ржаной муки какой хлеб получается?
Дети: Темный
Воспитатель: А из пшеничной?
Дети: Белый
Воспитатель: Нам ребята известно, как люди выращивают рожь и пшеницу. Много машин - помощников у них:комбайны, сеялки, трактора. Сегодня мы с вами узнаем как на Руси раньше хлеб люди выращивали.
Готовились к севу заранее. Сначала в бане мылись, чистую рубаху надевали и выходили в поле на груди с лукошком. Лежали в лукошке семена ржи и пшеницы. Сеятель идет по полю и разбрасывает через каждые два шага пригоршню зерна слева направо. А теперь представьте, что вы сеятели.


Дети показывают, как зерно разбрасывать.
Воспитатель: Как вы считаете, погода какая должна быть в этот день?
Дети: Погода должна быть безветренной.
Воспитатель: Ребята, а что для жизни и для роста растений необходимо?
Дети: Дождей и солнца в меру.
Воспитатель: Совершенно верно. Послушайте, как люди кликали дождик:
Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- Народ на Руси не только заклички пел про хлеб, но и много пословиц сложил о хлебе.
Скажите, какие пословицы о хлебе вам известны?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот выросли рожь и пшеница, настало время урожай убирать. А убирали в старину урожай так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья серпом срезали и их в снопы собирали.


Но колосья необходимо было обмолотить, то есть вынуть зерна из колосьев. Для этого брали люди цеп - ручное орудие, чтобы молотить - и им били по колоскам.


Зерно, которое выбили цепом, просеивали и на мельницу везли, где зерно мололи, получалась мука. Из муки много вкусного готовили, но главное - хлеб.
Мы с вами узнали, как в поле народ работал. А отдыхал народ где?
Дети: Дома отдыхал
Воспитатель: Как дома назывались на Руси?
Дети: Избы
Воспитатель: Правильно. А избы все одинаковыми были?
Дети: ответы
Воспитатель: Ребята, а русский народ трудолюбивый?
Дети: ответы
Физкультминутка "Колос растет".
Воспитатель: Представьте, ребятки, что вы маленькие зернышки и зернышки посадили в землю
(дети приседают на корточки)
Солнце землю согревало, дождик землю поливал. Росли, росли зернышки и превратились в колоски.
Дети медленно встают, поднимая руки вверх
Колоски к солнцу тянутся,
Дети напрягают руки
Солнце сильно припекло, и наши колоски завяли,
Дети расслабляются, опускают руки, голову
Но вдруг дождик полил, ожили колоски и снова к солнышку тянутся,
В поле выросли чудесные колоски!
Дети улыбаются друг другу
Воспитатель: Мы с вами размялись, отдохнули. Сейчас продолжим разговор о хлебе. Чтобы в каждом доме был хлеб, нужно много труда приложить людям. Как к хлебу нужно отнситься?
Дети: ответы
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Хорошие слова, правда?
- На Руси хлеб называли "каравай".


В дверь стучат и входит повар.
Здравствуйте, ребята. Я услышала, что вы говорите о хлебе, и пришла к вам с сюрпризом, но прежде такие слова послушайте:
Ветер спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят! (Л.Дегутите)
Повар: Скажите, что за золотые руки?
Дети: ответы
Повар: Умеет, вижу я, к хлебу бережно относиться, а в подарок принесла я вам каравай.
Дети угощаются караваем.

«Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!». А. С. Пушкин

На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола. Использование хлеба относится к временам, более давним, чем отделение славян от общеиндоевропейского корня. То, что славянская культура всегда была земледельческой, подтверждают многочисленные археологические находки. Главным доказательством служат зерна злаков (и их следы), найденные при раскопках, а также многочисленные предметы, имеющие отношение к хлебопашеству и приготовлению хлеба.

Действительно, ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси: издавна путешественники, приезжавшие в нашу страну, замечали, насколько много хлеба едят русские. Этому есть разные причины, в том числе древняя земледельческая традиция, большая потребность в калорийной пище, пригодной к длительному хранению, обусловленная холодным климатом, а также необходимость, (чтобы прокормиться в суровых условиях), много работать, а значит, тратить больше энергии.

Итак, на юге и в центральной части Руси выращивали пшеницу, севернее – рожь и ячмень. Ячмень также был в почете у финно-угорских народов: примечателен своей неприхотливостью и приспособленностью к северному климату, по этим качествам ячмень превосходит и рожь и пшеницу.

Однажды А.С. Пушкин во время своего путешествия по Кавказу написал: «До Карса оставалось мне еще 75 верст. К вечеру надеялся я увидеть наш лагерь. Я нигде не останавливался. На половине дороги, в армянской деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чюрек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золою, о котором так тужили турецкие пленники в Дариальском ущелии. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен».


Популярный в Армении хлеб а-ля чурек

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба.

Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, «Боярский» хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались «пушные» виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был «крупчатый» белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

Кстати, помните знаменитое обращение Жеглова к друзьям в фильме «место встречи изменить нельзя»? Иногда он говаривал с иронией, а порой и всерьез — «друг ты мой ситный». История этого народного выражения весьма интересна:


- У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности…

Считается, что друга так величают по аналогии с ситным хлебом, как правило - пшеничным. В пшеничном хлебе применяется мука куда более тонкого помола, чем в ржаном (при грубом помоле из пшеничного зерна получится манная крупа, непригодная для выпечки хлеба). Чтобы удалить из нее примеси, а главное, насытить кислородом и таким образом улучшить ее кулинарные качества, используется не решето, как в случае с ржаной мукой, а приспособление с более мелкой ячейкой - сито. Поэтому такой хлеб назывался ситным. Он был дорог, считался среди крестьян символом достатка и выставлялся на стол для угощения самых дорогих гостей. Вот такая история…

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки — морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие — желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт.

В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.

В уставах византийских цехов X века было оговорено: «Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб». Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал «подмес» или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

Согласно переписи в 1638 году в Москве было 2367 ремесленников, из которых 52 являлись хлебными пекарями, 43 — выпекали пряники, 12- пекли ситный хлеб и 7 — пекли блины.

В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.

Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету «на калач».

Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная — от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.


Празднование 25-летия булочной Филиппова (1874 — 1899). Значит, фотография сделана в 1899 году. Перед булочной на улице сфотографированы работники этой булочной.

Когда у Филиппова спрашивали, почему «хлебушко черненький» только у него хорош, он отвечал: «Потому что хлебушко заботу любит», добавляя свое любимое выражение: «И очень просто!»

Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.

Каждый владелец хлебопекарен был убежден, что люди никогда не насытятся хлебом, поэтому его всегда будет не хватать. Также известно, что хлеб невозможно чем-либо заменить. Потому открывать пекарни становилось очень прибыльным делом.

ХЛЕБ И НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу.

  • Без соли, без хлеба - половина обеда.
  • Без хлеба куска везде тоска.
  • Хлеб - всему голова.
  • Без хлеба не обедают.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

… Не будет также лишним вспомнить, какое место хлеб занимает в русской литературе. Для многих произведений хлеб и все, что с ним связано – своего рода культурный фон повествования.

Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
(Конек-Горбунок П.П. Ершов)

Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с хлебом, которая неукоснительно соблюдается до сегодняшнего дня и передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце-рушнике преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает. По русской церковной традиции, хлебом-солью встречают архиерея.


Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль Александру II. 1861.

В военные годы блокадный хлеб состоял из 15% бумаги, 9% жмыха, 3% остатков из мешков, 1,5% пыли от обоев, 1,5% хвои и т.д. Формы для выпекания смазывали соляровым маслом. Такой хлеб отправляли на фронт и в блокадные города.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа - победителя. Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь.

На Руси всегда хлеб считался настоящим народным сокровищем, в котором заложен труд целого народа. Именно поэтому в России к хлебу всегда испытывали огромное уважение и почитание.

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский самарской области станция юных техников

Методическая разработка

«ЖАТВА В СТАРИНУ»

ДУНИНА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

с. Кинель-Черкассы

1.Введение…………………………………………………………3

2.Жатва в старину…………..……………………………………..4

3.Заключение………………………………………………………7

4.Литература……………………………………………………… 8

5.Приложения……………………………………………………. 9

I . ВВЕДЕНИЕ

Жатва –время дорогое, никому тут нет покоя .

Народная пословица

Хлеб на протяжении всей истории человечества был важнейшим продуктом. Древние приписывали пшеничному зерну сверхъестественное происхождение.И в наше время зерно так же дорого, как и во все времена.

Золото и серебро, говорили в старину, всего лишь металлы. Рожь и пшеница – сама жизнь.

Но выращенные в поле колосья ещё не хлеб. Их нужно сжать. На полях происходит битва за урожай. «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах» – гласит народная пословица.

Однажды по телевизору я увидела, как в наше время в поле убирают хлеб различными современными машинами. У меня возник вопрос – а как убирали его в те времена, когда их не было? И я спросила об этом у родителей. Они мне посоветовали найти подробную информацию в библиотеке.

Проблема: не владею информацией об уборке урожая в старые времена.

Гипотеза: убирать урожай в старые времена было очень трудно, потому-что не было машин.

Цель: исследовать, как убирали урожай хлеба в старые времена

Задачи:

    изучение литературы по данной теме

    познакомиться с трудом людей во время уборки урожая в старые времена;

    узнать этапы уборки зерна:

    создать презентацию «Жатва в старину»

Объект исследования : хлебное поле

Предмет исследования: уборка урожая

Методы исследования:

Изучение литературы

Интернет - ресурсы

План работы:

1.Анкетирование учащихся по теме «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

2Проведение бесед.

3.Чтение литературных произведений по темеи рассматривание иллюстраций.

4.Использование интернет – ресурсов.

5.Словарная работа.

6.Создание и презентация исследовательской работы «Жатва в старину».

II .ЖАТВА В СТАРИНУ (описание хода исследования)

Сначалая поинтересовалась, что знают об уборке урожая в старину школьники и провела анкетирование. В нем приняли участие 50 человек.

Анкета «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты ты используешь на своем огороде?

4.Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

Ответы на вопросы получились такими:

№ вопроса

Проанализировав результаты опроса, было понятно, что школьники мало знают о том, как в старину убирали урожай пшеницы, но хотели бы об этом узнать.

В библиотеке я записала интересующий меня материал из различных книг, энциклопедий и словарей. Но этой информации мне было недостаточно, и я обратилась к компьютеру, чтобы найти её в Интернете.

В ходе исследования я узнала о том, что в 17-18 веках большую часть населения составляли крестьяне, которые занимались сельским хозяйством. Культуры, которые они выращивали: рожь, овес, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо. Уборка хлеба начиналась в первых числах августа и продолжалась до глубокой осени.

Раньше жители сел обрабатывали земельные наделы вручную или с помощью лошадей. Сельскохозяйственные орудия были примитивные - уборка урожая осуществлялась вручную.

Процессуборки урожая или горячее время уборки хлебовназывается жатва (Приложение №2).

Переспелый хлеб убирали с помощью серпов. Серп предназначается для уборки зерновых культур.Он состоит изизогнутого ножа с рукояткой (Приложение №3) .

С раннего утра работал на поле жнец илижница . Жнец - тот, кто в поле жнет хлеб (Большой толковый словарь). Женщина левой рукой сжимала несколько колосьев и подрезала их серпом, на уровне 5-6 сантиметров от земли. От слова сжимать колосья и пошло слово «жать», сжать хлеб, сжатое поле, поскольку хлеб действительно нужно было сжать рукой, прежде чем срезать колосья.

Из первой сжатой горсти колосьевжница делает пояс и кладёт его на землю справа. Затем другие сжатые пучки на пояс, пока не получится целый сноп (Приложение №4).И всё это завяжет поясом. Сноп готов.Сноп - стебли, связанные толстым поясом (Большой толковый словарь) . Обвязка на нем называлась: поясло, свясло, перевясло или скрута; низ снопа: брит, срез, комель, гуза, гузо, гуз, гузло, гузов, гузовка, гузовье; верх: колосье, колос, борода, волотка (Приложение №5).

Иногда косили хлеба косой (Приложение №6). Но хлеб, особенно перезревшую перестоявшую в поле рожь, пшеницу, очень редко косили косой. Поскольку лишние движения с колосьями наносили урон урожаю. Просто зерно из колосьев высыпалось на пыльную землю, где его собрать уже было трудно.

Коса- сельскохозяйственное орудие, служащее для ручной уборки сена и хлеба, состоит из длинного, слегка изогнутого и к свободному концу заостренного клинка , насаженного на длинную рукоятку с особой посередине приделанной малой рукояткой для правой руки рабочего, который левой рукой придерживает за свободный конец большой рукоятки (Большой толковый словарь) . Тот, кто косит траву, злаки называется косарь (Приложение №7).

Готовые снопы собирали в груды – копны. К опна - куча сена или снопов, сложенная в виде конуса (Большой толковый словарь) (Приложение №8).И так работаликаждый день пока не закончится жатва.

Последний сноп девушки жали молча. И была такая примета: если кто заговорит, у той жених будет слепой. Когда сжат последний сноп - это была большая радость. Жнеи и жнецы поздравляли друг друга. Последний сноп – именинник. Его ставили в избе под иконы. Или раздавали по горсточке курам, овцам, коровам, лошадям. В поле оставляли несколько несрезанных колосьев, заплетали их, перевязывали лентой и пригибали к земле. Потом низко кланялись. В это день пели жнивские песни. А в домах и дворах устраивали застолье. Можно было передохнуть ненадолго. Ведь впереди ещё было много работы.

Молотьба является процессом отделения зерна от ее стебл я (Большой толковый словарь). Раньше эту работу выполняли вручную. Чтобы выбить из пшеничных стеблей (или снопов) зерно, на определённом месте расчищали ток (ладонь, гумно) .

Ток -расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, очистки и просушки зерна. (Большой толковый словарь) (Приложение №9).

Гумна - производственные постройки, предназначенные для сушки иобмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха (Большой толковый словарь) ). Они были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук (Приложение №10).

Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы. По лежащим стеблям ходили взад и вперёд 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу.

Ц еп - примитивное сельскохозяйственное орудие для обмолота зерновыхкультур (Большой толковый словарь) . Состоит изподвижно связанных концами палок: более длинная (до 2 м) рукоятка и более короткая (до 0,8 м) рабочая частьударяющая по злакам, соединенных ремнем. Рукоятка называлась держало, держалкою, кадцея, цеповище, цепник , связь между ними - приуз, привуза, привза, приузд, гужик и делалась из кожи. Палка, ударяющая по злакам, имела названия боёк , билень, бич, битчик, приузень, киок, батог, навязень, висяга, молотило, молотильник, типок, типинка . (Приложение №11). С целью облегчения и ускорения молотьбы, также использовался и скот (Приложение № 12).

Надругом току крестьяне веяли ворох обмолоченной пшеницы, чтобы отделить хорошие семена от мусора,то есть обдувают ветром, чтобы мякину и мусор уносило воздухом.В старину это делалось специальной лопатой - веялом . Ей подкидывали зерно вверх, бросая его против ветра. Ветерок далеко относил всякий мусор и мякину (Приложение №13).

Мяки́на (полова) - отброс, получающийся при молотьбе хозяйственных растений. Состоит из мелких, легкоопадающих частей колосовых и бобовых растений, вроде обломков колосьев, цветочных и кроющих пленок колосков, стручьев, обрывков, стеблей и пр. (Толковый словарь русского языка) (Приложение №14).

Полные и тяжелые зерна падали на землю (Приложение №15).

Для хранения запасов зерновых и других культур на Руси использовались амбары .

Амбар - сооружение для хранения зерна, муки и др. Строится из кирпича, бутового камня, брёвен и пр. местных строительных материалов (Большая советская энциклопедия) (Приложение №16).

III .ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы:

Уборка зерна - это процесс состоящий из нескольких последовательных этапов: жатва, вязание снопов, молотьба, веяние, сушка.

Во время уборки применяли ручные сельскохозяйственные орудия: серп, коса, цеп, веяльная лопата. Зерновой ток предназначался для обмолота и сушки зерна, а амбар - для хранения

Это очень тяжелый труд, потому, что хлеб убирали ручными сельскохозяйственными орудиями.Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Результатом работы по теме проекта стало создание презентации «Жатва в старину». Данная презентация может использоваться в детских творческих объединениях начального технического моделирования, сельскохозяйственного моделирования, а также на уроках технологии, окружающий мир и других занятиях.

«Хлеб стал для нас символом величия труда» - говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. (А.Владимиров, Земля на зернышке стоит, М., «Детская литература» 1984.)

Любовь к своей Родине начинается с любви к своему краю. Изучение предметов старины расширяет наше знание о жизни и быте россиян. Мы должны знать и уважать историю своего народа.

Дальнейшее развитие работы :

Рассказать ребятам, как убирали хлеб в старые времена.

Начать создание мини музея «Сельскохозяйственные орудия».

ЛИТЕРАТУРА

1.Большая советская энциклопедия

2.Большой толковый словарь.

3.Владимиров А,.Земля на зернышке стоит, М., «Детская литература» 1984.

4.Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 77–83.

5.Латышина Д.И Живая Русь М.,Интерпракс 1994.

6.Найдич. Д.В. Орудия и способы молотьбы и веяния. Русские.

7.Историко-этнографический атлас. М., 1967

8.Полная энциклопедия русского сельского хозяйства. Т.9. СПб., 1903.

9.Сельское хозяйство. Википедия

10.Толковый словарь Даля

11.Толковый словарь русского языка

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Анкета «Знаешь ли ты, как убирали хлеб в старину?»

1.Знаешь ли ты, что такое жатва?

2.Знаешь ли ты, в какое время проводится жатва?

3.Знаешь ли ты, какие сельскохозяйственные инструменты используешь на своем огороде?

4Знаешь ли ты, как убирали урожай пшеницы в поле, когда не было машин?

5.Хотел бы ты узнать, как убирали урожай пшеницы в старину?

Приложение №2

«Жатва»

Приложение №3

«Серп»

Приложение №4

«Вязание снопов»

Приложение №5

«Сноп»

Приложение №6

«Коса»

Приложение №7

«Косарь»

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь? Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже И за обеденным столом Не делим хлеб, а просто режем, Притом, забыв про нож неострый, Ворчим, что хлеб немного черствый, А сами, может, в этот час Черствей его во много раз. Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень. Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто. Как наши предки выращивали хлеб «Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья. При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг) * * * Посеешь в пору – соберешь зерна гору. Лучше голодай, а добрым семенем засевай. Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто. Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит. Некогда лежать, когда пришла пора жать. Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 2. СЕВ На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками. В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев. Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний. Хлеб на Руси День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя. Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ Две недели зеленится, Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает. (Рожь) * * * В поле едет на спине, По полю – на ногах. (Борона) * * * Хлеб – батюшка, водица – матушка. Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска. Появились комары – пришла пора сеять рожь. Лягушка квачет – овес скачет. 3. ХЛЕБ РАСТЕТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. «Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота. Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь; На бабушкину пшеницу, На дедушкин ячмень Поливай весь день. Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку: Радуга-дуга, Перебей дождя, Подай солнышка. Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик. Хлеб на Руси В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней». «Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки. Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей. Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели. ЗАГАДКА Один льет, Другой пьет, Третий зеленеет Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 4. ЖАТВА Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели. День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года». «Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу. Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем». Как наши предки выращивали хлеб Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве. Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ А между тем досужий селянин Плод годовых трудов сбирает; Сметав в стога скошенный злак долин, С серпом он в поле поспешает. Гуляет серп. На сжатых бороздах Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский * * * Говорило ядреное жито: Не могу я в поле стояти, Колосочки держати. Надо житу стояти В поле копнами, В гумне стогами В клети коробами, А на стол пирогами! * * * Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса) Не море, а волнуется. (Поле) Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп) Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп) Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива) Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле) Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса) Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса) * * * Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится. Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь. Зимой снег рыхлый – урожай обильный. Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь. Пахать да боронить – часочка не обронить. Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать. Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки. Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500. Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу. Как наши предки выращивали хлеб А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин) Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин) * * * Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе. Ждут летней порою, а жуют холодной зимою. Не шуба греет, а хлеб. Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять. Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха. Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)». Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай. Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы. * * * Лады, лады-ладушки, Рада нам хозяюшка, Мы о хлебушке поем, Разговор ведем о том. Убран хлеб, и тише стало, Жарко дышат закрома, Поле спит, оно устало, Приближается зима. Над селом дымки плывут, Люди хлеб в домах пекут. Заходите, не стесняйтесь, Хлебом нашим угощайтесь. 6. НА МЕЛЬНИЦЕ Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса. Хлеб на Руси С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли. «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!» До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский * * * Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать. Не жди урожая, сей жито, хлеб будет. Не земля хлеб родит, а небо. Пересев хуже

Нина Мороз
Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию «Как наши предки выращивали хлеб»

Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта

«Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребёнка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Старшая группа

Тема: «Как наши предки выращивали хлеб»

Образовательные задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

Вы любите с мамами ходить по магазинам?

А какой магазин вам нравится больше всего?

Почему нравится?

А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

Сможете?

2. Актуализация знаний

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На экране появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

Как называется этот магазин?

Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)

А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.

Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

Хотите помочь Незнайке?

Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.

Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?

Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)

4. Открытие нового знания

Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?

Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:

Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

Запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут

Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

НА МЕЛЬНИЦЕ

Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.

Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)

Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом

А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.




2. СЕВ

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,

Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
* * *
В поле едет на спине,
* * *


3. ХЛЕБ РАСТЕТ

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.

Один льет,

Другой пьет,
Третий зеленеет

4. ЖАТВА

А между тем досужий селянин

Плод годовых трудов сбирает;

Е. Баратынский * * *

Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *




* * *


5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.



Не шуба греет, а хлеб.


* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.


С. Погореловский * * *



Пересев хуже недосева.





* * *

* * *
Всю жизнь крыльями машет,
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Слушаю, послушаю -


* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
* * *

* * *
Стоит изба из кирпича,
* * *

* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
* * *
* * *

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

СТИХИ И ЗАГАДКИ


* * *

Г. Виеру * * *



В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…

С. Погореловский * * *

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Кухня → Русский хлеб

Традиции → Славянские обычаи трапезы

Кухня → Русский хлеб

Кухня → Бездрожжевой хлеб

Кухня → Хлеб сдобный

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха)

Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
Некогда лежать, когда пришла пора жать.
Ломота в спине, да зато хлеб на столе.

2. СЕВ На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,

Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает. (Рожь)
* * *
В поле едет на спине,
По полю – на ногах. (Борона)
* * *

Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.
Появились комары – пришла пора сеять рожь.
Лягушка квачет – овес скачет.

3. ХЛЕБ РАСТЕТ С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь;
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень
Поливай весь день.

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга,
Перебей дождя,
Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

Один льет,

Другой пьет,
Третий зеленеет
Да растет. (Дождь, земля, хлеб)

4. ЖАТВА Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин

Плод годовых трудов сбирает;
Сметав в стога скошенный злак долин,
С серпом он в поле поспешает.
Гуляет серп. На сжатых бороздах
Снопы стоят в копнах блестящих…

Е. Баратынский * * *

Говорило ядреное жито:
Не могу я в поле стояти,
Колосочки держати.
Надо житу стояти
В поле копнами,
В гумне стогами
В клети коробами,
А на стол пирогами!
* * *
Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
Не море, а волнуется. (Поле)
Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)
Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)
Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)
Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)
Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)
Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)
* * *
Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.
Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.
Зимой снег рыхлый – урожай обильный.
Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.
Пахать да боронить – часочка не обронить.
Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку».

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Стоит Фрол, и рот пол. (Овин)

Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)
Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.
Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.
Не шуба греет, а хлеб.
Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.
Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.
Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».
Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.
Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.
* * *
Лады, лады-ладушки,
Рада нам хозяюшка,
Мы о хлебушке поем,
Разговор ведем о том.
Убран хлеб, и тише стало,
Жарко дышат закрома,
Поле спит, оно устало,
Приближается зима.
Над селом дымки плывут,
Люди хлеб в домах пекут.
Заходите, не стесняйтесь,
Хлебом нашим угощайтесь.

6. НА МЕЛЬНИЦЕ Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,

Но сломить его за лето так они и не смогли.
«Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»
До того он загордился, вырос кверху бородой.

С. Погореловский * * *

Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
Не земля хлеб родит, а небо.
Пересев хуже недосева.
Хата была, да без хлеба беда.
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Не уродится рожь – по миру пойдешь.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Каждое семя знает свое время.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в пору – соберешь хлеба с гору.
Сей хоть в песок, да в свой часок.
Посеешь в погоду – больше приплоду.
* * *
Гречиха любит сухую теплую землю.
За бороною пыль – будет и блин.
Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.
* * *
Весь мир кормит, сама не ест.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Мельница)
* * *
У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая
Мать по имени… (мука).

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю -

Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)
* * *
Полон хлев бесхвостых овец;
Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)
* * *
Велика звезда на печи взошла.
Без рук, без ног – на гору ползет.
Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)
* * *
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
* * *
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)
* * *
Из-под липова куста
Бьет метелица густа.
Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)
* * *
Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)
* * *
Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто)

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены.

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб)
* * *
Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Г. Виеру * * *

Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский * * *

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
* * *
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Елена Стрельникова Славянская Культура