Выделение социального государства в особый эволюционный тип предполагает определение и описание его специфических свойств.

В то же время сложность, многоуровневость, многовариантность взаимодействий элементов социального пространства существенным образом затрудняют анализ отдельных феноменологических единиц. По сути дела обозначение «социальная сфера» представляет собой «черный ящик» бихевиористов, когда исследователю, политику, управленцу доступны только исходные обобщенные условия и конечный результат.

Среди многих методологических подходов изучения социального пространства, реализуемых в настоящее время, нет ни одного, который бы позволил получить адекватное описание его структуры и системной организации. Данное положение можно объяснить многими причинами, главными из которых, на наш взгляд, являются объяснимое существование определенного табу на использование естественно-научных и системных методов при исследовании социального, междисциплинарный характер подходов к его изучению и многоуровневость и мультимодальность данного объекта.

Однако, на наш взгляд, изучение функциональной и структурной организации социальной сферы при всей специфике социального не имеет принципиальных ограничений для применения методологических принципов системного анализа сложных открытых систем. Использование общесистемного подхода является вполне оправданным в целях исследования общих характеристик социальной сферы, её структуры, внутрисистемных отношений и функций. Аппарат общей теории системы позволяет «использовать универсальные понятия и методы исследования любых объектов с учетом их внутреннего многообразия и целостности, вытекающей из фактической взаимосвязи их подсистем, элементов и внешней среды».

Начиная с работ В.Порето, выделивших «социальные системы» в особый класс, и классических работ Берталанфи, Боулдинга, Катца и Кана о социальных системах, и Бира, Черчмена, Хортца и Морзе в области исследования операций, социальные системы рассматриваются как телеологические, и основным методом их изучения является функциональный подход. Рассмотрение социальной сферы как функциональной системы позволяет определить её сущностные характеристики и архитектонику элементов, а также основные внутрисистемные отношения. Данный подход дает возможность совместить формальное описание системы и содержание её активности.



Формальное описание социального государства как системы возможно только через выделение данного явления как особенной онтологической единицы. В связи с этим необходимы ответы на вопросы: является ли социальное государство относительно закрытой системой, позволяющей продуцировать специфическую целенаправленную активность, и каковы системообразующие параметры (цели) данной системы.

Феноменологическое описание природы социального государства позволило нам выделить существенные, инвариантные свойства, фиксирующие новые, появляющиеся только у социального государства качества, которые мы обозначили как атрибуты. Эти атрибуты фиксируют качественные различия между социальным государством и другими государствами, а также уровни его развития, которые представляют различные типы социального государства, отличающиеся функциональными структурами.

Становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный выше набор констант определяет свойства современного социального государства в его континууме - от возникновения специфического родового качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества.

Устойчивые свойства, атрибуты, параметры социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств - например, такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, наличие социального бюджета, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру. Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций.

Функции и функциональные системы направлены на достижение определенной иерархии целей. Социальное государство как особая форма имеет ряд присущих только ему целей. В наиболее обобщенной форме данные цели закреплены в виде атрибутов, а достижение их осуществляется через функции социального государства, каждая из которых реализуется посредством определенных механизмов. Под механизмами функций понимаются конкретные способы их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают система социального страхования; пенсионная система; система занятости, система социальной защиты и др.

С учетом того, что социальные цели государства, как и любые обобщенные цели, представлены иерархизованной системой, деревом целей, их реализация так же осуществляется через сложные функциональные системы, обеспеченные, в свою очередь, системой механизмов. Таким образом, при анализе социальных функций мы имеем дело с многоуровневым взаимодействием сложных систем, детерминированных иерархией целей.

Механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Поскольку как социальные государственные функции, так и систем механизмов их реализации сложны, данные системы состоят из элементов различной природы – организационных, экономических, технических, идеологических. Не существует собственно социальных механизмов, так как сами по себе механизмы непосредственно не связаны с общественной полезностью, а обеспечивают эту полезность через реализацию социальных функций. Другими словами, социальные механизмы – это всегда целостная система действий, в результате которых реализуется конкретная социальная функция определенного структурного уровня.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными.

Рассмотрение специфических функций социального государства, их механизмов и институтов позволяет конкретизировать их содержание, определить условия эффективности, провести инвентаризацию и описать их.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Формальная схема элементов системы социального государства в виде замкнутой цепи представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема элементов системы социального государства

Формальное описание функциональной системы социального государства не позволяет рассмотреть содержание конкретных её элементов, но дает возможность провести структурный анализ качественных единиц и отношений между отдельными составляющими. Дает ключ к идентификации различных составляющих. В практическом плане формализация социальной сферы дает возможность поэлементного анализа эффективности системы и адекватного управления ею.

Функциональный подход к исследованию государства и, в частности, социального государства не нов и выдвигается рядом авторов как наиболее продуктивный. В отечественной науке социальные функции исследовались в трудах М.В.Баглая, Г.И.Денисова, В.Н.Княгинина, Т.П.Подоровой, Е.А.Смолинского и др. В настоящее время интерес к социальным функциям во многом определяется изучением природы социального государства.

В то же время можно констатировать, что уровень изученности данного вопроса соответствует общему уровню представления о социальном государстве, т.е. имеется множество противоречий. Отсутствуют классификации социальных функций государства, общепринятый перечень их, смешиваются задачи, функции, механизмы, права и свойства, нет критериев выделения собственно функций социального государства. Показательно, что некоторые авторы вообще не дифференцируют социальные функции, а говорят о единой социальной функции государства. Важным является вопрос об иерархии социальных функций, который остается открытым.

Ранее при рассмотрении развития структуры функций государства мы констатировали, что собственно социальные функции появляются у государства только на определенном этапе его эволюционного развития, не связаны непосредственно с первичными его функциями и имеют тенденцию к образованию сложных функциональных систем, включающих не только социальный, но и экономический и политический компонент.

Проведенный ранее анализ привел нас к выводу об этапности формирования и развития социальных функций государства. На первом этапе социальные цели, изначально присущие государству, достигаются через правовые, административные, политические и в первую очередь экономические функции. Можно говорить о том, что на этом этапе у государства нет собственно социальных целей. В качестве таковых выступают цели экономического выживания и безопасности.

Позже появляются собственно социальные цели, которые носят достаточно обобщенный характер и адресованы большим социальным группам и целым сословиям. Данные цели достигаются через стимулирование социальной активности общественных институтов и в форме единичных государственных актов.

И только с середины XIX в. в развитых странах социальная активность государства приобретает устойчивый целенаправленный характер и оформляется в систему государственных функций.

Возникновение и развитие социальных функций характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, возрастает количества социальных функций, а с другой – происходит включение социальных функций в сложные функциональные системы и в результате – «социализация» иных функций.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства, например перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Особенностью социальных функций социального государства является их направленность на достижение специфических целей, в других формах государственности не существующих. Общественные гарантии выживания, поддержка малоимущих и бедствующих существовали всегда, но только для социального государства удовлетворение социальных потребностей своей - цель.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для социального государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

4. Социальные функции социального государства – обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные критерии. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. В связи с этим необходимо найти критерии выделения специфических социальных функций, являющихся системообразующими для социального государства, и вычленить их из огромного перечня других функций государства, приобретающих в социальном государстве социальное значение.

Можно предположить, что к собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные и характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов, или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Такой подход обеспечивает выделение присущих только социальному государству функций, позволяет провести их инвентаризацию, описать основные функциональные системы и предложить некоторые основания для классификации.

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, выделенные нами ранее атрибуты социального государства:

· доступность социальной поддержки для всех;

· правовая природа социальной политики;

· наличие системы социальных бюджетных выплат;

· наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

· принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

· наличие гражданского общества

– являются основанием выделения собственно социальных функций социального государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями.

Вопрос о соотношении инвариантных признаков, атрибутов социального государства и его социальных функций осложняется гетерохронностью их генезиса.

Пользуясь функциональным подходом к динамике развития государства, мы должны исходить из положения, что новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

При изучении истории возникновения и становления социального государства мы видим, что исходным константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки всем членам общества. Этот принцип реализуется через социальное обеспечение, обеспечение доступного здравоохранения и образования, социальную защиту.

Выше было показано, что функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства.

Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем она получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение - обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – система социального страхования.

Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты.

Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.

Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Принцип общедоступности здравоохранения и образования в той или иной форме реализуется значительно раньше возникновения социального государства, но он стал функцией государства только тогда, когда появилось государственное финансирование, реально обеспечивающее равные права любого человека. Социальная защита и социальное обеспечение как функции государства также появились в результате принятия государством на себя обязательств по обеспечению доступности социальной поддержки всем членам общества, введения этого положения в правовое поле и появления социального бюджета. Однако эти три условия ещё не позволяют реализовать функцию социальной защиты, для этого необходим ещё один атрибут социального государства – специализированные государственные структуры.

Таким образом, можно констатировать, что функции социального государства, вызванные к активности необходимостью реализации одного константного признака, в процессе развития начинают опираться на другие атрибуты социального государства и даже формировать их.

Исторически первичный набор атрибутов социального государства – доступность социальной поддержки для всех, правовая основа социальной политики, наличие социального бюджета и специализированных государственных социальных структур – связан с таким набором социальных функций, как социальное обеспечение (социальное обеспечение для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п.), обеспечение доступного здравоохранения и образования, социальной защиты, выражающейся в стремлении социального государства обеспечить достойное существование тем членам общества, которые не имеют средств производства и основным источником существования которых является продажа физических и интеллектуальных способностей. Этот набор атрибутов и связанных с ним специфических функций является признаком государства, которое уже можно обозначить как социальное, поскольку оно имеет принципиальные отличия от государств, не имеющих социальных функций, но в то же время это ещё только прототип собственно социального государства, в котором социальные функции становятся определяющими.

Появление во второй половине ХХ в. у ряда промышленно развитых государств конституционно закрепленной государственной ответственности за уровень благосостояния граждан повлекло за собой возникновение функции сглаживания социального неравенства. Эта функция опирается на все возникшие к этому моменту принципы социального государства – доступность социальной поддержки для всех, правовое обеспечение, социальный бюджет, наличие специализированных структур, но только принятие государством ответственности за всеобщее благосостояние предоставляет возможность для её реализации, позволяет осуществить сглаживание социального неравенства в целом.

Атрибут государственной ответственности за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с принципом создания условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.

Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны.

Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства в последние десятилетия ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека.

Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Никоим образом не ставя перед собой задачу анализа эффективности демократичного способа правления, следует подчеркнуть, что гражданское общество является необходимым условием реализации, атрибутом социального государства.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему. Исходя из этого можно сделать вывод, что дальнейшее развитие функциональной системы социального государства обеспечивается разным уровнем развития, активности, мощности отдельных его атрибутов в рамках одной системы.

Такой вывод полностью корреспондируется с предлагаемыми моделями классификации социальных государств, в частности ранее рассмотренной нами классификации В.Милецкого.

Приведенное выше сопоставление функций и атрибутов социального государства в динамике их становления позволяет сделать вывод, что социальное государство исторически развивается за счет возникновения новых социальных функций и механизмов их реализации, что существует возможность построения иерархии функций социального государства по последовательности их появления.

В обобщенном виде эти данные представлены в табл. 3.

Таким образом, иерархия становления функций социального государства представлена следующим образом:

1. Социальное обеспечение;

2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

3. Социальная защита;

4. Сглаживание социального неравенства;

5. Обеспечение занятости;

6. Предоставление социальных услуг;

7. Проведение государственной социальной политики.

Возникает естественный вопрос: насколько полным является данный перечень функций социального государства?


Таблица 3

Последовательность формирования специфических функций социального государства
Функции социального государства Последовательно возникающие атрибуты социального государства Социальное обеспечение Обеспечение доступного здравоохранения и образования Социальная защита Сглаживание социального неравенства Обеспечение занятости Предоставление социальных услуг Проведение государственной социальной политики
1. Доступность социальной поддержки для всех х + + + + + х
2. Правовая природа социальной политики х + + + + + х
3. Финансирование социальных программ из бюджета х + + + + х
4. Наличие социальных структур социального обеспечения, социальной защиты и обеспечения занятости х + + + х
5. Государственная ответственность за уровень благосостояния х х + х
6. Создание условий для развития гражданского общества х х
х – атрибут социального государства, обуславливающий появление конкретной функции
+ – атрибут социального государства, реализующийся через конкретную функцию

Сама история становления социальных функций государства свидетельствует о том, что с приобретением государством новой социальной сущности перечень его функций постоянно расширяется. Можно только констатировать, что данные семь функций являются базовыми, отражающими родовую природу социального государства на современном этапе его развития. Можно также сделать вывод, что данный перечень –необходимый и достаточный для отнесения конкретного государства к категории социального в его развитом виде. Дифференциация же социальных государств идет по степени выраженности данных семи функций и за счет их конкретных проявлений.

Выраженность данных функций в различных странах различается как по уровню активности их реализации, так и по формам их проявления. Каждая из обозначенных нами функций при реализации дробится на ряд более конкретных, что создает трудности в их классификации. Например, некоторые авторы в качестве самостоятельной функции в социальном обеспечении выделяют установление государственных пенсий; обеспечение доступного здравоохранения трактуется как охрана труда и здоровья; социальная защита описывается как государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан или – в иной терминологии - как «социальная защита внеэкономических субъектов общества: детей сирот, инвалидов и других категорий населения, не способных к самообеспечению, а также через функции установления минимального размера оплаты труда и гарантированного прожиточного минимума и иных гарантий; сглаживание социального неравенства часто определяется как функция перераспределения в обществе; предоставление социальных услуг конкретизируется через функции социального патронажа, программ реабилитации отдельных социальных групп, создание необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов, в том числе формирование жизненной среды для инвалидов.

Естественно, в конкретных социокультурных условиях различных стран этот раскрывающий содержательную сторону набор частных функций будет различен, как различна и интенсивность их проявления.

Критерием выделения данных семи функций является их связь с устойчивыми инвариантными свойствами, атрибутами социального государства. Разумеется, перечень социальных функций государства значительно шире. Вопрос в том, отражают ли иные социальные функции государства специфику именно социального государства.

Эволюция общества в ХХ в. привела к существенному изменению внутренней политики всех государств. Главным вектором этих изменений стала гуманизация и приобретение государствами социальных функций, ранее им не свойственных. Однако это не значит, что цивилизационное развитие в рамках глобализации привело все государства к одинаковому уровню развития и их можно считать социальными государствами.

Исходя из понимания социальных функций как целенаправленной деятельности государства по удовлетворению конкретных потребностей людей к социальным следует отнести ряд функций, не отражающих специфические качества социального государства.

Изменения цивилизации за последние сто лет, связанные с демократизацией, гуманизацией и глобализмом, привели к росту значения социальной составляющей внутренней политики абсолютного большинства стран, что проявилось в реализации ими социальных функций. Однако далеко не все современные государства являются социальными, поскольку они не имеют необходимого и достаточного набора атрибутов.

В связи с этим встает два вопроса – реализуются ли выделенные нами специфические функции социального государства в государствах не социальных и что представляют собой другие социальные функции?

Помимо обозначенных выше семи функций ряд авторов называет и иные социальные функции. Например, улучшение жизни людей; обеспечение достойного существования; повышение личного потребления; обеспечение роста благосостояния; создание условий для жизни; обеспечение большей защиты перед лицом жизненных рисков; защита от стихийных рыночных сил и недостаточного уровня доходов населения; создание условий для экономической и социальной жизни; поддержание стабильного социально-экономического положения граждан, социальный мир в обществе.

Данные функции по своей сути представляют набор задач, определяемых ответственностью государства за уровень благосостояния. Специфика этого набора синонимов состоит в том, что они, являясь достаточно абстрактными задачами, не могут выступать в качестве функций, поскольку не содержат способов реализации.

В социальном государстве ответственность за благосостояние реализуется через систему конкретных функций, обеспеченных конкретными механизмами, в частности через функцию сглаживания социального неравенства, в том числе посредством справедливого перераспределения социальных благ.

К декларируемым целям государства относятся задачи, которые ряд авторов рассматривает как функции. Например, гармонизация отношений в обществе, качественное улучшение общественной среды; создание благоприятного психологического климата в обществе; регулирование социально-трудовых отношений и другие.

Достаточно распространенным является отождествление с социальными функциями таких политических задач, как: достижение социального мира и сплоченности в обществе; арбитраж в отношениях между социальными стратами и группами; обеспечение формального равенства.

Отсюда можно сделать вывод, что одним из критериев выделения социального государства из прочих является наличие реальных социальных функций, обеспеченных соответствующими механизмами реализации, и что наличие декларируемых социальных целей ещё не делает государство социальным.

К социальным функциям многие относят также ответственность за социальную стабильность; социальное регулирование; обеспечение личной безопасности.

Безусловно, эти функции являются социальными, поскольку удовлетворяют реальные потребности людей. В то же время с тем же правом их можно назвать и политическими, поскольку через них реализуется задача стабильности власти. И в любом случае они не являются прерогативой исключительно социального государства.

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО -особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.


В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Этапы развития:

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) – социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) – правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) – государство социальных услуг;

третий этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) – государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.

  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  • СГ – государство, политика которого обеспечивает благосостояние всех членов

    общества (Холостова).

    СГ – правовое, демократическое государство, политика которого направлена на

    саморазвитие и самореализацию всех членов общества, обеспечивающее социальную

    справедливость и социальную защиту, которое минимизирует социальные риски,

    обеспечивает полную реализацию прав и свобод человека.

    Направления деятельности СГ: Социальная защита, Социальное обеспечение,

    Социальное страхование.

    Признаки СГ: Правовая основа СГ, Наличие системы социального страхования,

    Наличие системы бюджетных и социальных выплат, Наличие государственной системы

    социальной защиты, социального обеспечения, обеспечения занятости, Обеспечение

    социальной поддержки всем нуждающимся без исключения, Принятие государством на

    себя ответственности за обеспечение (уровень) благосостояния граждан, Наличие системы

    институтов гражданского общества.

    Функции СГ (это те направления, которые реализует государство): Обеспечение

    занятости и постоянный рост доходов населения, Обеспечение социального страхования

    для всех граждан, Обеспечение доступности образования, здравоохранения, духовно-

    культурного развития, Социальная защита населения (система мер и институтов по

    реализации прав нуждающихся слоев населения), Предоставление социальных услуг,

    Сглаживание социального неравенства, создание благоприятных условий по средствам

    распределения благ, Создание условий для восходящей социальной мобильности.

    Принципы СГ: Приоритет прав и свобод человека; Солидарность (любые члены

    любого общества взаимосвязаны между собой, ответственны друг за друга, поэтому

    решать социальные риски лучше совместными усилиями, то есть различные объединения

    и организации); Субсидиарность = поддержка (государство берет на себя ответственность

    за создание благоприятных условий для граждан, по социальной защите и поддержке, по

    средством объединений и ассоциаций, люди активный субъект).

    Методы, средства реализации функций СГ: Создание законодательной базы,

    содействующей решению социальных проблем; Обязательность предварительной научной

    и общественной экспертизы законов и других нормативных актов на их соответствие



    социальным требованиям; Усиление общественного контроля за деятельностью всех

    государственных органов, связанных с решением социальных проблем; Активная

    деятельность профсоюзов за соблюдением трудового законодательства; Активизация

    экономического поведения людей, посредством обеспечения занятости, содействие

    занятости и предпринимательства; Организация государственной системы служб

    социальной работы и помощи, которые призваны адаптировать людей к новым рыночным

    условиям.

    Понятие "социальное государство", введено в научный оборот Лоренцом фон Штайном

    в 1850 г. Он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное

    равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной

    самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать

    экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете

    развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится

    о социальном государстве".

    6 основных этапов развития СГ:

    1. 70е г. 19в по 30е г. 20в. Социалистический этап: государственный патернализм, его



    цель создание абсолютного равенства. Государство главный гарант благосостояния

    2. 30е г. по 40е г. 20в. Социально-правовое государство: формирование законодательной

    базы в социальной сфере (социальное страхование, пенсионное страхование, и отнесчастных случаев). Констатация правовой природы СГ, то есть формирование

    социальной нормативно-правовой базы. В 1930 г. Г.Геллер ввел понятие "социальное

    правовое государство»

    Которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях

    со стороны государства.

    3. 1940-1960гг. этап социальных услуг, связано с выполнением государством

    принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный

    патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для

    отдельных социальных групп). Переход от пассивных мер к активной социальной

    политике.

    4. Конец 50х г. до середины 80х г. 20в. Этап государства всеобщего благоденствия.

    Принцип солидарности. Система страхования социальных рисков практически полностью

    компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия

    наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных

    социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом

    функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало

    эту функцию доминирующей.

    5. Начало 80х г. до середины 90х г. 20в. Этап кризиса государства всеобщего

    благосостояния (этап деструкции). Полное отрицание принципа солидарности

    социального страхования, поэтому каждая личность самостоятельно должна

    минимизировать последствия от социального риска.

    6. Середина 90х г. до настоящего времени. Либеральное социальное государство.

    Полный отказ от государственного патернализма в социальной сфере, включение других

    субъектов в решение социальных проблем. Предотвращение и устранение иждивенчества.

    Переход к рыночной экономике – сложный процесс, СГ призванное его сгладить.

    Патернализм - политика государства в отношении своих граждан, направленная на

    всестороннее развитие и благополучие всех граждан. Система дополнительных льгот,

    субсидий и выплат на предприятиях за счет предпринимателей с целью закрепления

    кадров, повышения производительности, смягчения напряжения.

    В Конституции РФ провозглашен приоритет интересов личности перед государством,

    высшей ценностью признается человек, его права и свободы и Россия определяется как

    социальное государство, задачей которого является создание условий, обеспечивающих

    достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Предпосылки развития СГ в РФ: Опыт многих европейских стран, которые встали на

    путь СГ и уже имели хорошие результаты (Германия); Многие международные документы,

    которые ратифицировала РФ, требовали создания условий для реализации прав и свобод

    граждан (всеобщая декларация прав человека, пакт о социальных, экономических,

    культурных правах человека и т.п.).


    Процесс возникновения, становления и развития социального государства

    I. Первобытнообщинный строй

    Понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических основ, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим и для познания и уяснения сущности государства и права. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе предмета истории государства и права. В курсе общей теории государства и права дается лишь обобщенная картина главных закономерностей происхождения государства и права.

    К числу таких закономерностей, выявленных и подтвержденных современной наукой, относится тот факт, что государство и право существовали не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества1. Примерно 40--35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, завершилось превращение людей типа палеоантропов в людей современного типа - неоантропов. Завершение становления человека (антропогенеза) было невозможно без завершения становления общества (социогенеза). Это даёт основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита «первобытное человеческое стадо» трансформировалось в подлинное сформировавшееся человеческое общество. Иными словами, десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная государства и права, равно как и иных категорий цивилизации. Этому периоду соответствовали другие формы организации человеческого общества. Их остатки сохраняются у некоторых народов и в настоящее время.

    Ранние формы объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные «семьи», но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской, олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни.

    Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10--15 тыс. лет тому назад, первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века): грубо обработанные каменные копья, топоры, скребки, костяные и каменные крючки для рыбной ловли, стали добывать огонь, строить примитивные жилища.

    В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека.

    Так называемые «дородовые» объединения не были устойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Изготовление и совершенствование орудий труда требовало развития не только инстинктов, но и памяти, навыков сознания, членораздельной речи, закрепления и передачи их последующим поколениям.

    Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека.

    Кровнородственная организация соответствовала и потребности здорового физического развития человека, поскольку кровосмешение не давало здорового потомства. Установление экзогамии (брачных отношений только между членами разных родов) явилось, поэтому, одной из важнейших закономерных форм эволюции человечества Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗОВ. / Под ред. А.С. Пиголкина,- М.: ОАО «Издательский Дом «Городец». 2003. Стр. 107..

    Возникший кровнородственный принцип объединения первобытной общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К тому же собирание плодов, а затем и мотыжное земледелие, которым занимались женщины, давало постоянный, хотя и более скромный доход, нежели не всегда удачная охота мужчин. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Древнем Египте, Иудее, Индии, у скифов и восточных славян). Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде. Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства.

    Таким образом, род представлял собой первичную ячейку организации первобытнообщинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающими из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

    1) Экономические отношения

    Ученые едины во мнении о том, что экономической основой первобытно-общинного строя являлась коллективная собственность на средства производства. Этому строю соответствовали определенные формы человеческого общежития. Наиболее устойчивой формой была родовая община2. Она представляла собой объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

    Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство было добывающим, т.е. люди получали готовый продукт от дикой природы благодаря охоте, собирательству плодов, рыбной ловле. Лишь на позднейших этапах родового строя появляются зачатки мотыжного земледелия. Такое хозяйство могло обеспечить только минимальные потребности родовой общины. Все члены родовой общины, включая подростков, должны были трудиться на общее благо, коллективно защищать интересы своего рода. Полученный продукт, добытый охотой и рыбной ловлей, собирательством плодов, делился среди членов рода поровну, с учетом заслуг каждого охотника, добытчика первобытного хозяйства. Однако прибавочного, избыточного продукта такое хозяйство, как правило, не приносило.

    Неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад, значительно изменила уклад жизни. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность присвоения накапливаемых богатств отдельными группами индивидуумов.

    Конечно, процесс этот шёл крайне медленно и постепенно. Ни один человек, ни одна семья на данной стадии не могли существовать, не делясь продуктами своего труда с другими людьми, не получая от них постоянной помощи. Пока отсутствовало требование более или менее точного соответствия между тем, что человек давал другому, и тем, что он от него получил, эти отношения были формой уравнительного распределения. При трудовом способе распределения предполагалось возмещение всего полученного (продуктов, услуг и др.), то есть произошло превращение этих отношений из распределительных в обменные. Появление его способствовало зарождению обмена, при котором продукт начинает постепенно превращаться в товар. На первых этапах обмен товарами происходил только между членами разных общин. Первоначальной его основой было различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении разных общин. Сфера действия обмена последнего расширялась постепенно. Сначала она охватывала избыточный продукт. Затем в неё стали втягиваться и жизненно необходимые продукты.

    Усовершенствование труда имела своим неизбежным следствием утверждение индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как определённой экономической ячейки и возникновение известного имущественного неравенства. Избыточный продукт начал в своей массе сосредоточиваться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления расслоения. Возрастали размеры общин. В их состав теперь нередко уже входили сотни людей. Усложнялась структура общин. Они состояли из нескольких более или менее обособленных подразделений, которые, в свою очередь, могли делиться на части. Укреплялись связи между общинами.

    3) Социальные нормы

    В первобытном обществе действовали и определенные правила поведения. К ним прежде всего относились обычаи.

    Обычаи, т.е. устоявшиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате постоянного применения, играли огромную роль в родовой общине, потому как с помощью них регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. Закрепляющие существующий порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права.

    На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, на отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в цивилизованных обществах. Обычаи рода, племени носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов.

    Характерной особенностью данного этапа развития общества было то, что не сформировались еще отдельные институты - религия, искусство, этика. Поэтому не существовало отдельных видов норм, а были нормы, которые органически включали в себя комплекс религиозных, эстетических и социальных представлений о человеке и окружающем его мире. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название «мононорм», специфичных для этого периода истории человечества.

    Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период, имеют ряд признаков3:

    1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной;

    2) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

    3) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

    4) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

    5) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

    6) выражали интересы всех членов рода и племени.

    7) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

    8) не наблюдалось различия между правами и обязанностями: право воспринимается как обязанность, а обязанность как право.

    На поздних стадиях существования родового строя начался процесс «отпочкования» новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.

    В процессе развития род постепенно утрачивает многие свои первоначальные функции, в том числе экономические, и перестаёт быть основой общины. Он ещё долгое время мог продолжать существовать, но уже главным образом в качестве общественного института, регулирующего брачные отношения, обеспечивающего защиту своих членов, соблюдение традиций, культа, ритуалов и т. п.

    По мере развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.

    II. Социально-экономические предпосылки возникновения государства

    Рассматривая данную тему о предпосылках возникновения государства, я считаю, что в первую очередь следует привести понятие государства, потому что, как мне кажется, трудно говорить о таком сложном социальном явлении, не зная, как минимум, понятия государства. В настоящее время существует огромное количество понятий государства, фактически каждый ученый юрист-теоретик имеет свое собственное представление о понятии государства, основанное на собственном опыте, научной работе. Наиболее близкие мне и, как мне кажется, наиболее понятные для незнакомого с юридической наукой читателя определения государства приведены в научных работах таких ученых-юристов как М.Н. Марченко и А.Б. Венгеров:

    Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

    Государство - выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти.

    Формирование государственности (политогенез) в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько тысячелетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов.

    С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия («неолитическая революция»). Они в целом правильно обобщены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс в соответствии с марксистской концепцией отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. / М., 1955. Т. 21. Стр. 160..

    Как мы выяснили, родоплеменному строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

    Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

    Прежде всего, следует отметить появление ранних земледельческих общин в регионах, благоприятных для проживания и успешной хозяйственной деятельности, а также резкое увеличение численности и плотности населения в этих регионах. Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной (сельской) общины - т.е. более поздней формы родовой общины, сочетавшей в себе индивидуальное и общинное землевладение,- и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но уже не родовая община, а семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации совместных дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

    Процесс разрастания соседской общины сопровождался укрупнением поселений, которое наряду с ростом и оживлением хозяйственной жизни вело к созданию прообразов поселений городского типа.

    Со временем усложняется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены приобретают новые культурные и производственные навыки. Постепенно начинается разделение труда. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. Первоначально он реализовывался по принципу внутриродового обмена, но постепенно все чаще стали поступать в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Начался этап становления товарного производства.

    Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

    В то же время становление товарного производства вело к дальнейшему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства. Появилась объективная основа для возникновения имущественного неравенства между отдельными общинами, а также внутри самих родовых групп.

    В новых условиях занятие родовых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только престиж и авторитет, но и особый, более высокий статус. Лидер в изменившихся условиях получал все более увеличивающиеся имущественные и иные привилегии. Сначала они рассматривались лишь как эквивалент тем возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и увеличившейся ответственности, которую в связи с этими функциями он принял. Но самое главное, что глава рода кроме традиционных функций, таких как организация общественных работ, перераспределение земельных участков, поддержание отношений с соседями и т.п., приобрел новую и важнейшую функцию - функцию перераспределения прибавочного продукта, производимого усилиями всего рода.

    Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности » (на Востоке).

    Пути возникновения государства (западный или восточный пути) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

    Рассматриваемый этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. Чужаки могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Между тем интересы пришлого населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров между членами разных родовых групп. Новые условия требовали и новой - территориальной - организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

    Важным этапом в предыстории государства и права наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции стало формирование принципиально новых основ управления обществом, являющихся по своему типу предгосударственными.

    Новый тип управленческой деятельности выделяет наряду с другими видами общественного разделения труда еще одну группу людей, занимающихся профессиональной деятельностью - это управленцы, администраторы, руководители. Обособление подобного вида профессий явилось одной из последних ступеней в создании структуры государства. Управленческие посты дают их обладателям большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка, не желая расставаться с властью и привилегиями, стремилась закрепить ее за своими семьями и кланами. Организационная деятельность постепенно приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в протогосударственную. Меняется и положение вождя. Он все больше опирается на административную иерархию, усиливая тем самым свою власть.

    В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности, на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы «военной демократии» в виде выборных военных вождей дружины, войска.

    Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V--VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

    Почти во всех литературных и научных источниках войны признаются вторичным фактором образования государства. В целом можно согласиться с этой точкой зрения.

    Параллельно с усилением функций профессионального войска происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских «царей». Главной задачей вооруженных сил стала охрана благосостояния и жизни образовавшейся знати не только от внешних врагов, но и от притязаний своих соплеменников.

    Еще один немаловажный фактор заключается в том, что войны являлись и являются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технического прогресса. Все новое, открытое в процессе познания мира, в первую очередь апробировалось на полях сражений. А только потом, и то частично, использовалось в повседневной хозяйственной жизни. В то же время большая часть как прибавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности Н.И. Матузов, А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ. 2004. Стр. 57..

    Военная демократия была одним из этапов формирования государственности при которой появились зачатки военно-насильственного принуждения Морган Л. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. / Л., 1935. Стр. 121… Термин «военная демократия» был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был воспринят Ф. Энгельсом, который соединил воедино три непременных элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / М., 1955. Т. 21. Стр. 107… Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В руках органов «военной демократии» постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

    Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы Теория государства и права: учебник для юридических вузов. / Под ред. А.С. Пиголкина.- М.: ОАО «Издательский Дом «Городец». 2003. Стр. 108… В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (своего идола). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти «царей», базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

    Процесс перехода от родового строя к государственному устройству сопровождался заменой матриархата, характерного для раннеземледельческих обществ Льюис Мамфорд. Миф машины. / М.: Логос. 2001. Стр. 241., патриархатом. Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / М., 1966. Т. 21. Стр. 161 - 162… Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства - скота, орудий земледелия и продуктов нового производства становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей) Соловьев С.М. Сочинения. / М., 1988. Т. 1. Кн. 1. Стр. 90 - 96… Тем самым не только закреплялась частная собственность семей, но и устанавливалось имущественное неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Однако, следует учесть, что большинство современных исследователей считает, что патриархат господствовал и на ранних стадиях развития человеческого общества.

    Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных. Наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евро-азиатских племен Н.С. Венгеров А.Б, Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. / М., 1985. Стр. 270 - 272… Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

    Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

    В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.

    Таким образом, государство как новая организация формы жизни общества возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений и, прежде всего, совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

    С течением времени в результате имущественной и социальной дифференциации в рамках родовой организации постепенно создавался аристократический совет старейшин, который сосредоточивал в своих руках значительную власть и рассматривал все важнейшие вопросы, выносимые на решение общего собрания. Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура.

    Необходимость совершенствования управления обществом связана с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами; необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

    Переход от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождался образованием территориальной общины, состав которой определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности.

    Государство не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма - город-государство - также обусловлена в основном земледельческим развитием «неолитической революции».

    Ранее в догматизированной отечественной теории государства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме: на этапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочный продукт, частная собственность, общество раскалывается на классы, возникает господствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с его помощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемый класс.

    В свое время Ф. Энгельс указал на две пути образования политически господствующих классов: «во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным» Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. / Соч. Т. 2. - М., 1996. Стр. 223..

    Изложенная в настоящей работе концепция происхождения государства существенно отличается то доминировавших ранее в отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики.

    Итак, раннеклассовое город-государство было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытнообщинного строя, обладало сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики. В конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

    Рабовладельческие государства возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многие народы, в том числе российский народ, создавали свою государственность, не зная рабовладельческого этапа Комаров С.А. Общая теория государства и права / СПб.: изд-во «Питер». 2006. Стр. 33..

    Для возникновения Греческого и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов. Возникшая в обществах Греции и Рима частная собственность сделала необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме.

    Хотя возникновение и развитие государственности у различных народов шло по-разному, государство выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества» Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / М., 1955. Т. 25. Стр. 422… Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.