Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов. В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Постоянно действующий рабочий орган Организации, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Организации Договора о коллективной безопасности

(справочная информация)

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:

«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка) , на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;

Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;

Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.

2. Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Союзным государством, Планом Коломбо, Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ, других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными лицами ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе посредством видео-конференц-связи.

3. Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала, готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную (силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и Миротворческие силы, а также региональные группировки сил и средств коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а также формирования сил специального назначения, которые объединяют подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года главами государств – членов принято решение по включению в состав КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельностисозданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и кризисных ситуаций .

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию интегрированных систем военного назначения: объединенных систем противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы управления силами и средствами коллективной безопасности, информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных дорог.

Организация наряду с реализацией своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами Соглашением об основных принципах военно-технического сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно, превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько десятков соответствующих образовательных учреждений.

4. Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой вклад в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиковпроводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного действия «Канал» , цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций: ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

5. Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка) , которая, по сути, является второй после инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов, прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно: незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере информационного сотрудничества, противодействия пропаганде насилия, идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир» организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов, касающихся Организации. Бюро Института ОДКБ действует в Армении, открыто его представительство на Украине. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной безопасности в современных геополитических условиях.

    Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек . Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

    При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы - братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, - шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, - заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Цели и задачи[править | править вики-текст]

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Деятельность ОДКБ в сфере борьбы с наркоугрозой[править | править вики-текст]

Одним из важных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности является противодействие современным вызовам и угрозам. Весьма серьезное внимание в этой работе уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.Устав ОДКБ

Практически все государства-члены Организации в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территории проходит, так называемый «Северный маршрут» афганского наркотрафика. «Помимо этих, ставших традиционными наркоугроз, в последнее время правоохранительные органы регистрируют стремление наркоторговцев продвинут наркотики синтетического ряда произведенные в Европе на рынки России и Центральной Азии. Что подтверждается изъятиями достаточно крупных партий этих препаратов в некоторых городах этого региона».

«Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и использование коллективных мер организационного, правового и практического характера». 23 июня 2003 года решением СКБ был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и Положение о нем.

«Ежегодно под эгидой ОДКБ проводится комплексная оперативно профилактическая операция под условным название «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, государственной безопасности, таможни, милиция и пограничной охраны государств-членов Организации».

Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотических средств из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса.

5 сентября, 2008 года в Москве в целях дальнейшего развития проекта «Канал» на сессии Совета коллективной безопасности Решением Президентов государств-членов ОДКБ оперативно-профилактической операции «Канал» был придан статус Региональный антитеррористической операции ОДКБ постоянного действия. Это решение позволить более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки связанной с распространением наркотиков, решать практические проблемы на нескольких уровнях. А именно, на первом уровне это будет двух-трех-четырех сторонние операции регионального и субрегионального характера, проводимые на отдельных наркоопасных направлениях в рамках единого замысла.

«В интересах борьбы с наркобизнесом налажены рабочие контакты Секретариата ОДКБ с Управлением по наркотикам и преступности ООН, организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой. Кроме того, обеспечено и развивается взаимоотношения с Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, а также с Оперативным комитетом Совета государств Балтийского моря. Активизируется взаимовыгодное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков с ОБСЕ, ведется диалог в формате процесса «Париж-2 –Москва-1». В 2012 г. в Астане обсуждалось контрабанда наркотиков из Афганистана. Страны, которые входят в ОДКБ, намерены приложить все усилия в борьбе с наркотрафиком.

Формирование системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве началось практически сразу после распада СССР. Так, 14 февраля 1992 года было принято решение о создании Совета министров обороны (СМО) и Главного командования Объединенных вооруженных сил Содружества Независимых Государств (ОВС СНГ), а 20 марта того же года подписано Соглашение об ОВС на переходный период.

Тем самым была предпринята попытка сохранить общее оборонное пространство и трансформировать бывшую Советскую Армию в единые для всех членов СНГ вооруженные силы. Однако параллельно с этим развивались и усиливались диаметрально противоположные тенденции - многие бывшие республики СССР начали формировать свои собственные армии. Это фактически привело к разделу и национализации новыми независимыми государствами вооруженных сил, техники и имущества Советской Армии, дислоцированных на их территориях.

Таким образом, уже весной 1992 года стало ясно, что сохранить централизованную армию СНГ под единым контролем невозможно. Причин этому было немало: от усиления центробежных сил и развала системы управления войсками до разгоревшихся между бывшими республиками СССР конфликтами. Вместе с тем, у руководства большинства республик росло понимание того, что необходимы качественно новые формы и механизмы интеграции в военно­политической сфере, которые позволили бы создать более эффективную систему безопасности со значительно меньшими экономическими и научно-техническими издержками, снизить эскалацию вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве. Именно с учетом этих факторов 15 мая 1992 года в Ташкенте представители Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана заключили Договор о коллективной безопасности. В течение сентября - декабря 1992 года к Договору присоединились Азербайджанская Республика, Грузия и Республика Беларусь.

20 апреля 1994 года, сразу после сдачи ратификационных грамот подписавшими его государствами, Договор вступил в силу. 1 ноября 1995 года договор был зарегистрирован в Секретариате Организации Объединенных Наций, в соответствии с 51 Статьей Устава которой ДКБ и был заключен.

После вступления Договора в силу был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-

политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию. Среди них следует отметить принятые в 1995 году «Декларацию государств-участников ДКБ» и «Концепцию коллективной безопасности государств-участников ДКБ». В том же году был принят «План реализации Концепции коллективной безопасности» и «Основные направления углубления военного сотрудничества», которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году «План второго этапа формирования системы коллективной безопасности» уже предусматривал формирование региональных коалиционных группировок войск на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан, а затем ратифицирован «Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности». Протоколом предусматривалось автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды.

Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году «Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации», реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.

Тогда же были утверждены «Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности», «Модель региональной системы коллективной безопасности», «Основные положения коалиционной стратегии», призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств- участников.

Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах «Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности» и «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ».

Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, которые были укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана (по одному от каждого государства) общей численностью в полторы тысячи человек с органом военного управления.

Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ - Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Был создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников, их полномочных представителей при Генеральном секретаре СКБ.

Наконец, осенью 2002 года в жизни Договора о коллективной безопасности произошло эпохальное события - на основе договора была создана новая международная организация. 7 октября 2002 года президенты государств-участников ДКБ от 15 мая 1992 года подписали два важнейших документа - «Устав Организации Договора о коллективной безопасности» и «Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности». Спустя почти год, 18 сентября 2003 года, эти документы вступили в силу. Согласно им участниками ОДКБ являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

Официальной целью ОДКБ стало предотвращение совместными усилиями, а при необходимости и ликвидация, военной угрозы суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Для противодействия новым вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности Россия, Беларусь, Армения Казахстан, Киргизия и Таджикистан договорились активизировать деятельность на этом направлении, предпринимая конкретные действия, направленные на решительную борьбу против международного терроризма. Таким образом, осенью 2003 года сотрудничество в рамках Договора было преобразовано в полноценную международную межправительственную региональную организацию, которая призвана играть ведущую роль в обеспечении безопасности на евразийском пространстве в целом, и пространстве СНГ в частности.

На самом деле, решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную организацию стало ответом на вызовы меняющейся геополитической конъюнктуры. Возникла острая необходимость адаптировать Договор к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Главной задачей создаваемой Организации стала координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии.

Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности является координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности. При этом было зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.

Создание Организации Договора о коллективной безопасности стало также важным политическим событием в жизни государств- участников Договора. Не вызывает сомнения тот факт, что членство в новой региональной организации реально содействует укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе и обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.

По формулировкам основополагающие документы ОДКБ являются достаточно сильными. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. В Статье 2-й Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В то же время, в Статье 4-й предусмотрено: «В случае

совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51-й Устава ООН». При этом Устав Организации Договора о коллективной безопасности предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение.

Таким образом, главный документ Организации Договора о коллективной безопасности выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-участников при приоритете политических средств предотвращения и ликвидации военных конфликтов. По своему содержанию Договор является прежде всего фактором военно-политического сдерживания.

Государства-участники Договора особо подчеркивают, что никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. Договор остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Отдельным государствам или международным организациям Устав предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.

Сама суть Организации Договора о коллективной безопасности, заложенные в его Уставе принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции государств-членов предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии. «В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, - записано в Статье 1 Договора, - и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ.

Преобразование межгосударственного договора в полноценную международную организацию не могли не сказаться на внутренней структуре последней. Еще 28 апреля 2003 года на сессии СКБ в Душанбе были разработаны положения, регламентирующие деятельность организации и четко оформлена структура ОДКБ. Компетентность основных органов Договора о коллективной безопасности значительно расширилась - СМИД, СМО и КССБ отныне стали не только консультативными, но и исполнительными органами.

На данный момент структура ОДКБ выглядит следующим образом. Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств- членов для реализации этих целей. В состав Совета входят главы государств-членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами. Консультативным и исполнительным органом Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики является Совет министров иностранных дел (СМИД).

В свою очередь, консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно­технического сотрудничества - является Совет министров обороны (СМО). Место консультативному и исполнительному органу ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности отведено Комитету секретарей советов безопасности (КССБ).

Высшим административным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, который осуществляет руководство Секретариатом ОДКБ. Генсек организации назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен Совету.

Наконец в целях активизации работы по укреплению военной составляющей ОДКБ был сформирован Объединенный штаб ОДКБ.

За свою недолгую, но насыщенную событиями историю, Организация Договора о коллективной безопасности не раз давала повод говорить о себе. На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств- участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства.

Непосредственно возможности Договора задействовались осенью 1996 года и летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.

Важную военно-политическую роль ДКБ сыграл и в процессе достижения национального примирения в Таджикистане. Более того, и в середине первого десятилетия XXI века в рамках ОДКБ этой стране оказывается существенная политическая, военная и военно­техническая помощь.

В целом, можно с уверенностью утверждать, что Организация Договора о коллективной безопасности является значимой международной региональной организацией на просторах Евразии. Причем ОДКБ является евразийской организацией не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле благодаря универсальности своих принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в

первую очередь, ОБСЕ и «Шанхайской организации сотрудничества».

В заключение следует отметить, что после развала СССР баланс сил в мире оказался нарушен, а новая архитектура безопасности еще не создана. Более того, ситуацию на постсоветском пространстве, еще двадцать лет назад жестко контролировавшуюся Москвой, сейчас также нельзя назвать стабильной. В этом плане России просто необходима мощная интеграционная группировка, состоящая из стран-союзников, способная адекватно отвечать на вызовы современности. В этом плане ОДКБ действительно способствует решению задач национальной безопасности Российской Федерации на ее передовых рубежах, созданию фактически под эгидой России обширного политического, оборонного пространства и общего военно-технического потенциала.

В более широком плане Договор, особенно с созданием Организации Договора о коллективной безопасности, может содействовать укреплению позиций России и общих союзнических коллективных позиций государств-членов ОДКБ в мире, формированию весомого евразийского полюса безопасности и стабильности.

Долгосрочной целью политики России в отношении ОДКБ, а по возможности и всего СНГ, призвано быть создание сообщества государств, способного стать в XXI веке одним из ведущих мировых центров устойчивого политического, социально-экономического и научно-технического развития, зоной мира, национального и социального согласия. Здесь военно-политические факторы тесно переплетаются с необходимыми внутренними реформами.

Поддержание стабильности по периметру собственных границ, создание и укрепление пояса добрососедства, мира и безопасности является одним из ключевых приоритетов внешней политики Российской Федерации. Более того, данный фактор приобретает особое значение с появлением новых вызовов и угроз, усилившимся использованием международными террористами и наркодельцами российской территории для достижения своих трансграничных целей. В этих условиях представляется, что именно ОДКБ может стать той структурой, которая в наибольшей степени будет соответствовать национальным интересам России в стремительно меняющейся международной обстановке.

Название:

Организация Договора о коллективной безопасности, ОДКБ

Флаг/Герб:

Статус:

военно-политический союз

Структурные подразделения:

Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Деятельность:

Обеспечение безопасности, интеграция вооруженных сил

Официальные языки:

Страны-участницы:

Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан

История:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Беларусь - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3 апреля 2009 представитель секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

2 октября 2009 года информационные агентства, распространили новость о том, что Республика Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР на основании заявления Президента РБ. Все процедуры по подписанию документов о КСОР на сегодняшний день завершены. Тем не менее, уже 6 октября выяснилось, что Беларусь так и не подписала соглашение о КСОР. Кроме того, Александр Лукашенко отказался от наблюдения за заключительной фазой учений сил оперативного реагирования ОДКБ, которые прошли 16 октября 2009 года на полигоне Матыбулак в Казахстане.

В июне 2010 года, в связи с ситуацией в Киргизии, связанной с противостоянием киргизской и узбекской диаспор, фактически приведшей Киргизию к состоянию гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности. КССБ был созван для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся в введении в страну частей КСОР. С этой просьбой к Президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву обратилась и президент переходного периода Киргизии Роза Отунбаева. Следует отметить, что с аналогичным призывом ранее выступал президент Киргизии Курманбек Бакиев. Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве-члене ОДКБ, резкой критике эту организацию подверг президент Беларуси Александр Лукашенко. . Между тем, ОДКБ помогала Кыргызстану: организовывала поиски зачинщиков беспорядков и координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана, борьбу с наркомафией, работающей на юге Киргизии, контроль всех информационных источников, работавших на юге страны. Некоторые эксперты полагают, что ОДКБ поступила верно, что не послала силы КСОР в Киргизию, поскольку это бы ещё больше усугубило межнациональную ситуацию в стране.

28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
В состав Совета входят главы государств-членов.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Военный комитет - создан 19.12.2012 при Совете министров обороны Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Секретариат Организации - постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

Организации Договора о коллективной безопасности (справочная информация)

1. История создания, основы деятельности, организационная структура

Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало в заключении Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Позднее к нему присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия (1993 г.). Договор вступил в силу по завершении процессов национальной ратификации 20 апреля 1994 года. Ключевой статьей Договора является четвертая, гласящая, что:


«Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора.

В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

Кроме того, в статье 2 Договором устанавливается региональный механизм консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, а также предусматривается заключение дополнительных соглашений, регулирующих отдельные вопросы сотрудничества в сфере коллективной безопасности между государствами-участниками.

Договор о коллективной безопасности заключался на пять лет с возможностью последующего продления. В 1999 году Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызской Республикой, Россией и Таджикистаном был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности (ссылка), на основании которого сформировался новый состав стран – участниц и установлен автоматический порядок продления действия Договора на пятилетние периоды.

Дальнейшее развитие сотрудничества в формате Договора потребовало качественных институциональных изменений, что и привело к подписанию 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) Устава Организации Договора о коллективной безопасности, которая с точки зрения международного права является региональной международной организацией безопасности.

В соответствии со статьей 3 Устава ОДКБ целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

На основании статьи 5 Устава ОДКБ Организация в своей деятельности руководствуется следующими принципами: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.

К настоящему моменту в формате ОДКБ наработана разветвленная правовая база, регламентирующая деятельность Организации по всем основным направлениям обеспечения безопасности. К настоящему моменту заключено и в своем большинстве ратифицировано 43 международных договора по наиболее принципиальным вопросам межгосударственного взаимодействия в сфере коллективной безопасности, подписано 173 решения Совета коллективной безопасности по отдельным направлениям сотрудничества, утверждению планов и программ работы по конкретным проблемам коллективной безопасности, решению финансовых, административных и кадровых вопросов.

Органы ОДКБ, их полномочия и компетенция, а также порядок и процедуры взаимодействия определяются Уставом ОДКБ и принятыми в его развитие решениями Совета коллективной безопасности.

1. Уставные органы осуществляют политическое руководство и принимают решения по основным вопросам деятельности Организации.

Совет коллективной безопасности является высшим органом Организации и состоит из глав государств-членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения.

Совет министров иностранных дел является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности, противодействия современным вызовам и угрозам.

Парламентская ассамблея является органом межпарламентского сотрудничества Организации, который в различных формах рассматривает вопросы деятельности ОДКБ, обстановку в зоне ее ответственности, ход выполнения решений уставных органов и задачи по их правовому обеспечению, обсуждает практику работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.

Постоянный совет ОДКБ занимается вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами ОДКБ в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.

2. Постоянно действующие рабочие органы.

Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной ротационной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников). Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация.

Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой.

3. Вспомогательные органы, которые могут создаваться на постоянной или временной основе для решения задач, стоящих перед ОДКБ:

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию нелегальной миграции;

Координационный совет руководителей компетентных органов по чрезвычайным ситуациям;

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

Рабочая группа по Афганистану при Совете министров иностранных дел ОДКБ;

Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ.

Членство: Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия Таджикистан
Объединённый штаб: Москва
Тип организации: Военно-политический союз