В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века,более 300 тыс. лет тому назад (в эпоху ашель) . В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.
Главному занятию людей того времени - загонной охоте - благоприятствовали отвесные скалы. Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и югю-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия - ручные рубила длиной до 15-20см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.
Каждое такое пещерное поселение являлось осенне-зимним обиталищем в укрытых узких долинах горных рек, недалеко от выхода их на пониженные участки рельефа - основные охотничьи угодья.
Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2-4 семьи, численностью по 6-7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.
Сравнительно высокая плотность мустьерского населения на единицу площади в Крыму объясняется рядом его преимуществ перед другими, более северными территориями. Крым отличается от них сравнительно мягким климатом, более длительным вегетативным периодом в развитии растений и сезонными скоплениями мигрирующих с севера копытных животных.
В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.
В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба, в нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под вдоздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего.
Древнейшие люди верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 птиц.
Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.
Широкую известность получили и другие стоянки древнейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Стстаросельская - близ Бахчисарая, Заскальная - около Белогорска, Волчий грот - недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы - в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба - на речке Чёрной, Фатьма-Коба - у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке удном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство. (мезолит) существенно изменились орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. Значительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило методы охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретенный в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.
Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свинки и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство. Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский Навес, Кукрек, Фатьма-коба, Мурзак-коба, Таш-Аир I, Замиль-Коба I, Сюрень II и др.
Важнейшим признаком новокаменного века (неолит - с V тысячелетия до н. э. до появления металлических изделий) является широкое использование глиняной посуды. Роль скотоводства в это время увеличивается. Из собирательства возникает земледелие.
В период энеолита и бронзового века (со второй половины IV до начала I тысячелетия до н. э.) ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.
В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозёрская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Представляет собой полуостров на юге Украины, далеко вклинившийся к югу на 207 км в пределы Черного моря. С востока на запад растянулся на 334 км. Крайняя северная точка находится на побережье Сиваша около села Перекоп, южная - мыс Сарыч (Бараний лоб) расположена недалеко к западу от поселка Форос (40 км западнее Ялты). Надо отметить, что от мыса Сарыч до ближайшей точки на турецком берегу расстояние составляет 263 км. По нему античные навигаторы проложили кратчайший путь через Черное море к малоазиатскому берегу и проходили его за сутки. Крайняя западная точка расположена на мысе Кара-Мрун (Прибойный) на Тарханкутском полуострове (Западная оконечность Крымского полуострова), крайнюю восточную точку полуострова представляет мыс Фонарь на Керченском полуострове. С материком Крым соединяется узким Перекопским перешейком длиной около 30 км и шириной 8-23 км. Площадь полуострова невелика, всего 25880 кв. км, но история его богата событиями. На нем еще до нашей эры формировались и долго существовали самостоятельные государства: Боспорское царство, Малая Скифия и независимые города-полисы (Херсонес). Крым был свидетелем и местом величайших трагических событий: Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг., Гражданская война 1918-1920 гг. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Крым, благодаря удачному географическому положению и благоприятным климатическим условиям, стал обживаться значительно раньше, чем другие земли современной Украины. На основании данных географических исследований он был обитаем уже в далекие доисторические времена. Археологами здесь также установлены старокаменный век, мезолит, неолит, металлическая эпоха, но все они наступали и завершали свой исторический путь значительно раньше, чем, например, в Приднепровье и примыкавших к нему регионах. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. В пещерах, гротах, под навесами скал в предгорной и гористой части Крыма найдено и исследовано около 20 стоянок людей эпохи раннего палеолита. Среди них самое древнейшее в гроте Киик-Коба у села Курортное Белогорского района. Здесь найдено погребение человека, позволившее антропологам реконструировать и уточнить внешний облик и общее строение тела неандертальца, представителя ископаемых людей, населявших Крым более чем 100 тысяч лет назад.


В 1957 году крымским археологом А.А. Щепинским в предгорном и горном Крыму открыты стоянки древнего человека, на которых найдены орудия труда из кремня. По заключению специалистов ими пользовались 250 тысяч лет назад. До этого самой древней в Крыму считалась стоянка давностью 100 тысяч лет, найденная в гроте Киик-Коба, южнее поселка Зуя Белогорского района, открытая экспедицией Г.А. Бонч-Осмоловского в сентябре 1924 года. Участнику этой экспедиции московскому археологу Е.В. Жирову посчастливилось найти в этом же гроте останки скелетов двух неандертальцев - женщины, захороненной в согнутом положении на боку, и годовалого ребенка также в согнутом «утробном» положении.

В 1977-1978 годах у скалы Ак-Кая, севернее Белогорска, археолог Ю.Г. Колосов с коллегами открыли еще одно захоронение неандертальца. Они стали считать период, к которому относится это захоронение, новой археологической культурой , которую назвали аккайской.

Таким образом, из четырех известных захоронений неандертальцев на территории бывшего СССР три открыты в Крыму. Теперь уже ни у кого нет сомнений, что здесь обитал человек ранее, чем 100 тысяч лет назад. Первые подтверждения этому сделал археолог Г.А. Бонч-Осмоловский, проводя раскопки в 1924 году в верховье р. Зуи в 25 км к востоку от Симферополя. Было найдено около 500 кремневых орудий охоты и труда (рубильца, остроконечники, пластины, изготовленные из камня) и много костных остатков давно вымершего животного мира. По костным остаткам установили, что среди животных, служащих предметом для охоты в то время, были мамонт, носорог, пещерная гиена, первобытный бык, дикая лошадь, гигантский олень, пещерный медведь. В 15 км от Бахчисарая на реке Альме (с. Малиновка), также обнаружена стоянка человека 100-тысячелетней давности.

Найдены стоянки человека 50-тысячелетней давности около Чокурче (в черте г. Симферополя, в долине реки Качи-Качинский навес). Здесь найдены кремневые орудия для охоты и труда первобытного человека: скребки, резцы и кости мамонта, гигантского оленя, лошади, пещерной гиены. Найдены следы, указывающие на то, что человек уже мог добывать огонь.

Заселявшие Крым в период позднего палеолита (30-13 тысяч лет назад) кроманьонцы занимались охотой и рыболовством. Об этом свидетельствуют найденные кости диких животных, обитавших в тот период, и кости лосося, найденные на стоянке Сюрень I у села Танковского Бахчисарайского района.

К периоду мезолита относятся стоянки, найденные в пещере Сюрень I, II в долине реки Бельбек, в нескольких километрах от Гурзуфа, в горах. Найдены скребки, резцы, проколки, ножевидные пластины, изделия из кости.

При раскопках пещеры Мурзак-Коба в Байдарской долине были открыты захоронения кроманьонцев - людей современного физического типа, пришедших на смену неандертальцам.

Ново-каменный век (неолит) в Крыму представлен большим количеством свидетельств этой эпохи. На Ай-Петринской яйле недалеко от Симеиза найдена стоянка Ат-Баш.

Здесь найдено много скребков, ножей, гарпунов, стрел, дротиков, топоров, наконечников для стрел, изготовленных из полупрозрачного, белого и серо-фиолетового камня.

По данным археологических исследований наиболее заселенной в эту эпоху была южная и юго-западная часть Крыма: Симеиз, Гурзуф, Алуштинская, Симферопольская, Севастопольская зоны, и в восточной части Крыма на Керченском полуострове - земли в пределах Феодосии. Здесь найдены остатки поселений и много предметов быта.

Установлено, что неолитическая культура степной части Крыма развивалась в тесных контактах с приазовско-днепровской культурой.

На смену новокаменному веку приходит бронзовый или металлический век. У обитателей Крыма он наступил ранее, чем в других регионах Украины.

Основным хозяйственным занятием обитателей Крыма в этот период было земледелие, скотоводство, а у расселившихся в прибрежной полосе - рыбная ловля.

При раскопках найдено много предметов, относящихся к этой эпохе: мотыги, серпы, каменные зернотерки. При раскопке кургана вблизи Евпатории найдены уникальные находки - пахотные орудия, наподобие сохи. Широкое распространение в этот период имели кремневые шлифованные топоры, молотки из меди и бронзы, ножи копьевидной формы, украшения из кости, бронзы, амулеты. Найдено много керамической посуды с замысловатым орнаментом.

Связи Крыма с внешним миром, особенно степной его части, усиливаются в период меди и бронзы.

В эпоху раннего железа в начале I тысячелетия до н. э. в быту племен, расселенных в степной части Крыма, появляются первые орудия из железа. Скоро железо становится основным материалом для изготовления оружия, орудий труда и предметов домашнего обихода. Первоначально эти предметы завозились с юга из Турции, Римской империи, Малой Азии. Затем стала развиваться своя металлургическая и металлообрабатывающая промышленность. Появились опытные мастера по обработке бронзы, золота и железа.

Неолитическое население горной части Крыма произошло, по мнению ученых, от местного населения эпохи мезолита.

В III и начале II тысячелетий до н. э. на территории Крыма существовало две группы племен, занимавшихся скотоводством, которым, однако, также было известно и земледелие. Одна из них занимала горные районы Крыма, некоторые ученые считают ее коренной, предками которой были проживающие ранее кроманьонцы. Это представители так называемой кеми-обинской культуры. Другая группа племен занимала степную часть Крыма. Обе группы были тесно связаны между собой и с населением Северного Причерноморья и Черноморского побережья Кавказа.

Племена степной части Крыма в начале I тысячелетия до н. э. стали вытесняться и поглощаться (ассимилироваться) пришедшими сюда киммерийцами.

При знакомстве с археологическими эпохами истории человечества невольно возникает вопрос: были ли религиозные верования у первобытного человека? При изучении соответствующей литературы убеждаемся - были! Но какие?

Мы не можем обойти молчанием этот вопрос, ибо религиозные верования оказали огромное влияние на духовную жизнь и формирование человека с его первых шагов по настоящее время. Причины возникновения этих верований - бессилие первобытного человека перед стихийными силами природы, его неудачи в борьбе за свое существование. Развитие человеческого общества привело к повышению способности к абстрагированию, что подтолкнуло к тому, что человек начал искать причины своего бессилия и своих неудач. На помощь приходит воображение, давшее ему фантастическое истолкование различным природным явлениям (гром, молнии и вызванные ею пожары и убийства человека, наводнения и т.п.). Появляется вера в сверхъестественные силы, существование бога, богов; появляются культы и связанное с этим мистическое, благоговейное, то есть глубочайшее почтение, преклонение перед этим «чем-либо» или «кем-либо» сверхъестественным и сверхвоображаемым.

В эпоху мезолита и неолита, а также в периоды бронзовой и ранней железной культур уже существовали сложные религиозные обряды. Правда, на этом этапе развития человека религиозные верования тесно переплетались с мистикой .

В эти эпохи человек был по-прежнему близок к природе и полностью зависел от нее. По-прежнему он был бессилен против стихийных проявлений природы, ее непредсказуемого поведения, приносившего людям то непрерывные дожди и наводнения, то засухи и неожиданные морозы, землетрясения, которые приводили людей в состояние беспомощности и полной растерянности. Все эти явления нагоняли на первобытного человека страх, а нередко и панический ужас. Люди боялись ночной темноты, так как ночью на них чаще нападали хищные звери и враги, а также тяжелых болезней, которые части приводили к смерти, для них было непонятно - человек был полон сил и здоровья, вдруг заболевал и за короткое время умирал. Умерший иногда являлся во сне. Все это было странным и загадочным и наводило на мысль, что умерший не совсем исчез после его смерти, что он есть где-то совсем рядом, если не весь человек, то его тень или что-то подобное ей, то, что потом стали называть «душой», что эта тень или «душа» имеет силу и пришла помочь или покарать.

Незнание явлений природы, окружающей среды и вообще ничего о жизни человека приводит людей того времени к ложному представлению об окружающем их мире, появляется чувство веры в плохих и хороших божеств, в неограниченную силу солнца и огня. Солнце и огонь у них становятся также божествами. В сознании первобытного человека зарождаются признаки религиозных верований в добрые божества и злые духи. В среде того примитивного общества стали появляться люди, которые занимались знахарством, ворожбой и колдовством, могли вызывать добрых и злых духов, могли отогнать темные силы или призвать их, чтобы наказать провинившегося или непонравившегося им человека, могли помочь от недугов или болезней.

Люди верили в то, что они могут умилостивить разгневанных богов, научить их, что надо делать для того, чтобы боги стали к ним добрее и помогли им. Так стали зарождаться шаманы, жрецы и первые священнослужители, которые определяли места для исполнения религиозных обрядов, жертвоприношений, жертвоприношений, которые стали прообразом будущих алтарей и храмов.

Так зародилось язычество, которое часто называют теперь «политеизмом» («многобожием»).

Примечания

Мистика, мистицизм (гр. Mistika - таинственные обряды, таинство) - вера в таинственное, сверхъестественное, сверхчувственное; вера в возможность непосредственного общения человека со «сверхъестественными» силами. (прим. автора)

Когда появился в Крыму первый человек? В учебниках пишут, что произошло это великое событие от ста до трехсот тысяч лет назад. Однако ялтинский ученый Сергей Жук поставил официальную науку в тупик, найдя на Южном берегу большие коллекции орудий труда, которым не меньше восьмисот тысяч лет.

Неандерталец

Они могли принадлежать только питекантропам . Питекантроп — это обезьяночеловек, «человек выпрямленный». В Восточном Крыму таких находок не было.

Известно, что в удобных для жилья пещерах крымских предгорий селились неандертальцы . Неандертальцы (от названия немецкой долины Неандерталь, где впервые в 1856 году были найдены останки такого человека) — древние люди, жившие 250-35 тысяч лет назад.

В Крыму открыты 15 стоянок древних людей, из них несколько — в восточной части. Самая древняя из таких пещер, под карнизом высокого плоскогорья над рекой Зуя, называется Киик-Коба (Пещера дикаря). В 1924 году археолог Г.А.Бонч-Осмоловский обнаружил здесь следы жизни древнего человека: кремневые орудия, золу доисторических костров, кости животных. Этим находкам 100-150 тысяч лет. В открытой к югу пещере люди укрывались от северных ветров, прятались от дождя и снега. Даже совсем нежаркое зимнее солнце понемногу обогревало их неуютное примитивное убежище. Рядом с Киик-Кобой пробивался родник, а в самой пещере археологи нашли погребение женщины и годовалого ребенка.

В 1879 году студент К.С.Мережковский близ села Мазанка обнаружил еще одну пещерную стоянку людей древнекаменного века — «Волчий грот ». На территории России это был первый памятник времен древнего палеолита. Палеолит — древний каменный век. Это время эволюции от питекантропа до кроманьонца. Позже следы неандертальцев нашли недалеко от Судака, в Новом Свете, у мыса Меганом.

По остаткам окаменелых костей неандертальцев, обнаруженным в разных странах, можно представить себе облик первых поселенцев Восточного Крыма. Неандерталец был невысок, ходил на коротких ногах, слегка сгибая их в коленях, и для большей устойчивости широко расставлял пятки. Небольшие зоркие глаза его прятались в нависающих надбровных дугах, а по форме нижней челюсти, тяжелой и почти не выступающей, определялась явная способность к речи. Коллективная загонная охота и сложные родоплеменные взаимоотношения (а в племени было 50-100 человек) развивали не только сложный и важный инструмент общения, как речь, но и мозг; в ту пору его объем был 1400см³.


Кроманьонец

Постепенно климат в Крыму становился теплее. Ледник отступал на север, а за ним откочевывали привычные к холодам животные. Зато появились новые озера, их заселили водоплавающие птицы. Добывать мясо стало сложнее, охота на мелкую дичь потребовала большей изобретательности, а значит, лучшего развития мозга. Так стал формироваться кроманьонец . Кроманьонцы (по названию грота Кро Маньон во Франции) — люди современного типа. Они жили в Европе 35-8 тысяч лет назад. Он был высок, ходил прямо. В лице его появились тонкие человеческие черты: высокий и широкий лоб без массивного надбровного валика, прямой нос, выступающий подбородок. Он научился мастерски обрабатывать камень, готовить из раздробленной кости острые шила, проколки, наконечники для стрел и дротиков, остроги и гарпуны.

Усложнились не только орудия труда и охоты — изменились общественные и производственные отношения. Возникла родовая матриархальная община, появились зачатки религии, зародились наскальная живопись и миниатюрная скульптура. Люди вышли жить на равнины. Поселки их полуземлянок-полушатров из веток и костей животных располагались вблизи рек, а пещеры служили для них только временными убежищами на случай непогоды или святилищами, где совершались магические культовые обряды.

В эпоху мезолита человек изобрел лук со стрелами, приручил собаку, и охота из коллективной облавы постепенно превратилась в индивидуальный промысел. У одних лучше получалось подстерегать и выслеживать дичь, другие предпочитали добывать с помощью гарпуна или остроги рыбу. А у жилищ, в загонах, подрастали подобранные на охоте жеребята, детеныши горных коз и диких кабанов. Следы таких стоянок обнаружены к северу от Судака и в окрестностях Нового Света.

В пятом тысячелетии до нашей эры начался новый каменный век — неолит . На Керченском полуострове, в степи и в предгорьях Восточного Крыма появились десятки кратковременных, вероятно, сезонных стоянок. Люди жили небольшими поселками в деревянных шалашах, занимались земледелием и загонным скотоводством. Уже одомашнили свиней, коз, овец, лошадей и крупный рогатый скот, а в быту использовали грубую глиняную посуду ручной лепки. Люди еще не перешли к оседлой жизни: весною племена уходили в степи с высокими травами, на ровные, пригодные для земледелия площадки, а на зиму искали приют под навесами скал и в гротах предгорий.

За новокаменным веком пришла эпоха меди — энеолит . В Крыму это первые три века II тысячелетия до нашей эры. Затем наступил бронзовый век (с конца II до начала I тысячелетия до нашей эры). В медный и, особенно, в бронзовый век жители Восточного Крыма занимались скотоводством и земледелием. Они научились впрягать в ярмо быков и лошадей, землю засевали ячменем и пшеницей и получали неплохие урожаи. В эпоху ранних металлов расцвели «аграрные культы» (поклонение Солнцу и божеству плодородия). В Крыму начал распространяться культ самого ценного в стаде животного — быка.

Чокурча (Чокурчинская пещера) , с крымско-татарского «яма» , пещера у подножия невысоких скал берега речки Малый Салгир в Крыму в пределах нынешнего Симферополя. В 1927 году местным краеведом Забниным в пещере были обнаружены следы стоянки человека древнекаменного века: бивень мамонта, кости гиены, носорога, гигантских оленей. На плафоне пещеры археологи обнаружили большое количество различных знаков, геометризованных изображений людей и животных.

Описание

Пещерную стоянку неандертальцев Чокурча на берегу Малого Салгира в Симферополе можно смело включать в Книгу рекордов как самое древнее жилище человека на территории Европы. Здесь впервые в СССР были найдены скелеты неандертальцев. Люди облюбовали этот грот еще во времена палеолита (древнего каменного века), то есть 50–60 тысяч лет назад. Чокурча чуть ли не единственная стоянка древнего человека, находящаяся в черте современного города. Вызывает удивление и тот факт, что это поселение неандертальцев обращено на север, а древние люди, как правило, предпочитали южную, солнечную сторону.

Грот Чокурча достигает 7 метров в ширину и уходит вглубь известнякового массива на 5 метров. Кстати, он был назван так, как и деревушка Чокурча, расположенная неподалеку. В свое время местные жители использовали его в качестве загона для скота. Первые же археологические раскопки здесь проводились в 1927 году.

Мощность археологических отложений внутри грота составила около 1 метра и 4 метра на склоне - перед гротом есть почти ровная площадка, которая круто обрывается к реке. В этом месте были найдены следы очагов костра древнего человека, кости древних животных, живших когда-то на территории Крыма: мамонта, зубра, барана, носорога, бурого медведя. Кроме этого, кремневые остроконечники и скребла, а также костяные орудия. На своде грота ученые отмыли от копоти уникальные наскальные рисунки, выдолбленные в известняке, - полуметровые изображения солнца с лучами, мамонта и рыбы.

В 1947 году грот Чокурча объявили памятником природы.

Исследование

Раскопки в гроте Чокурча начал в 1928–1931 годах Николай Эрнст. Место попалось богатейшее: первобытные люди приходили сюда регулярно и очень долго. Удалось выделить четыре палеолитических слоя. Пачка отложений - «земляная стена», из которой торчали кости животных, обломки каменных орудий, следы очагов, - возвышалась примерно на четыре метра. Эти раскопки были не по воле учёного оставлены в 1933 году: на Николая Львовича написал донос собственный студент, и археолога посадили за «склонность к фашизму». Вышел профессор из лагеря только после смерти Сталина и умер в поезде по дороге домой.

А культурные слои полностью разграбили симферопольцы. Здесь редкий школьник не притащил тогда по полмамонта домой. Ведрами таскали кремневые орудия, кости… Ущерб нанесен был страшный. Самое печальное, что от тех раскопок сохранилась единственная публикация Эрнста о предварительных результатах раскопок. А вот все найденное им исчезло, несколько каменных орудий остались в украинских музеях - тогда была практика обмена экспонатами. Куда пропал богатейший материал, десятки ящиков с находками, никто так и не узнал.

Сейчас Чокурчу можно назвать самой изученной стоянкой: возраст следов людей здесь измеряется более чем 46–47 тысячами лет. В то время Крым смело мог претендовать на звание «страны изобилия» - не в том смысле, что населявшие его люди не знали голода: питались-то они в основном мясом, но его надо было ухитриться добыть. Разнообразие фауны, судя по костям на стоянках, было потрясающим: сайга (самая многочисленная и доступная для охоты), три вида медведей, бизоны, два вида носорогов, мамонты, три вида лошадей, быки, пещерные львы, пантеры, бобры, олени, косули, кошки нескольких видов… Климат тогда не очень отличался от современного, последнее значительное потепление в Крыму случилось около 115–128 тыс. лет назад, и тогда он, возможно, был островом. Правда, ученые не исключают, что глубина Сиваша была небольшой и крупные животные могли переходить его вброд.

Находки почти полностью погибли в годы Великой Отечественной войны. Сейчас о Чокурче можно судить только по статьям Н. Л. Эрнста и по небольшим подборкам находок, уцелевших в краеведческих музеях Симферополя и Одессы. Но, как сказал однажды Ю. Г. Колосов, «как бы компенсацией за этот утраченный материал послужит обнаруженная мустьерская стоянка - Чокурча II».

Современное состояние

Увы, после развала СССР и последовавшей разрухи, которая, в том числе, происходит и в головах, археологический памятник мирового значения превратился в обыкновенную свалку. Жители ближайших улиц годами свозили сюда мусор, а местные бомжи превратили жилище неандертальца в ночлежку. Естественно, они жгли костры и полностью уничтожили древние изображения и культурный слой. Сломали установленную когда-то металлическую решетку перед входом в грот. Памятник был фактически брошен на произвол судьбы.

В последнее время ситуация начала понемногу меняться к лучшему. Решетку восстановили. На территории, прилегающей к Чокурче, периодически проводят субботники.

Эта стоянка древнего человека вызывает удивительные чувства. По соседству с Чокурчой, буквально в пятидесяти метрах, находятся современные жилые постройки - уникальное соседство.

Как добраться?

Из Симферополя добраться до Чокурчи можно маршруткой до Луговской больницы, дальше - пройти через территорию больницы до дырки в заборе, в которую все и пролазят. Если ехать троллейбусом № 3, нужно выйти на остановке «Луговое», перейти через мост и двигаться по грунтовке вверх по реке.

Относятся к древнему каменному веку, делившемуся на ранний и поздний палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV — X веков до н. э. Крымский полуостров находится на юге Европы и почти не был затронут ледником. В Крымских горах было множество пещер, гротов и скальных навесов, удобных для устройства стоянок. Мягкий климат, множество диких животных и богатая разнообразная растительность, создавали благоприятные условия для обитания первобытного человека. В Крыму в доисторические времена обитали мамонты, носороги, северные олени, медведи, песцы, антилопы-сайги, дикие лошади, ослы, белые куропатки, в реках водились лосось и щука, на поверхности земли были кремниевые месторождения, служившие первобытному человеку сырьем для изготовления орудий, необходимых для жизни. Останки первобытных людей, начавших заселять Крым около ста тысяч лет назад, обнаружены во многих местах полуострова. Широко известны древние стоянки Чокурча, Киик-Коба и Бакла вблизи Симферополя, 14 Заскальных стоянок у села Вишенное Белогорского района, Староселье у Бахчисарая, Кизил-Кобинские пещеры. В пещере Волчий грот эпохи среднего палеолита, расположенной в двенадцати километрах к востоку от Симферополя в скале над долиной реки Бештерек, найдены множество кремневых орудий и кости дикого быка, благородного оленя, мамонта, бизона, муфлона, носорога, кабана, дикого осла, дикой лошади, волка, лисицы, косули, барсука, песца, пещерной гиены, россомахи.

Первобытные люди на Крымском полуострове оставили свои следы вблизи (Сюрень), у реки Качи, в долине реки Альмы, у реки Бодрака (Шайтан-Коба). Они уже разводили огонь, жили в пещерах, охотились на существовавших в Крыму в ледниковый период мамонтов, носорогов, диких быков, лошадей, оленей, пещерных львов и медведей с помощью деревянной пики, конец которой заостряли в огне, камней и дубин. Люди собирали нежесткие и неядовитые коренья, грибы, ягоды, дикорастущие плоды, моллюски, занимались рыболовством. Одеждой являлись шкуры быка, оленя, антилопы, пещерного медведя, волка, бобра, лисицы, зайца. На стоянках найдены палеолитические кремневые орудия: остроконечники, скребла-ножи, рубильцы. Впоследствии мамонты, бизоны и шерстистые носороги исчезли, а северные олени с потеплением ушли из Крыма. Основным объектом охоты стали лошади и сайгаки. Крупные общины первобытных охотников распались на мелкие, расселившиеся по долинам рек.

Множество первобытных стоянок почти во всех частях Крыма относятся к периоду среднего каменного века — мезолиту, продолжавшемуся с IX до VI тысячелетия до н. э. Люди жили в пещерных стоянках Алимов навес в долине реки Качи, Сюрень II у реки Бельбек, Водопадный грот, Таш-Аир I, Буран-Кая у реки Бурульчи, Фатьма-Коба в Байдарской долине, Замиль-Коба I и II, Мурзак-Коба в долине реки Черной, Ласпи VII. У входов на стоянки Шан-Коба и Фатьма-Коба обнаружены остатки защитных сооружений. Первобытные люди приручили собаку, одомашнили свинью, из оружия появились лук и стрелы, ставшие основным средством добывания пищи, на стоянках найдена лепная посуда. Основными занятиями первобытного крымского населения были охота, в основном на оленей, косуль м кабанов, собирательство, рыболовство. На стоянках этого периода найдены кости диких животных, остатки съедобной виноградной улитки, двухрядные гарпуны с зубцами, кости судака, лосося и сома. Широко известна пещерная стоянка Шан-Коба в юго-западном Крыму, в которой обнаружены резцы, скребки, ножевидные пластинки. При раскопках также найдены кости оленя, антилопы-сайги, дикого осла, дикой лошади, кабана, бурого медведя, рыси, барсука, бобра, раковины съедобных улиток, костяные гарпуны.

Стоянки в степной части Крыма (Долинка, Ишунь, Мартыновка), в горной (Балин-Кош, Ат-Баш, Бештекне), у Бахчисарая (Таш Аир, Земиль Коба, Кая Арасы), на Керченском полуострове (Луговое, Тосуново), южном берегу (Улу-Узень) относятся к новому каменному веку, неолиту (5000 лет — 4000 лет до н. э.). На Крымском полуострове их более ста пятидесяти. Первобытные люди в Крыму освоили земледелие и скотоводство, одомашнили коз, овец, коров, волов, лошадей, появилась глиняная обожженная посуда, каменные изделия, топоры, молотки. На стоянках обнаружены мотыги, жатвенные ножи, кремневые ножевидные пластины, костяные бусы.

Люди ямной, катакомбной и срубной культуры, жившие в Крыму в эпоху медного века — энеолита (4000 лет — 2000 лет до н. э.) также оставили свои следы в степном и горном Крыму и на Керченском полуострове. Известны курганы Курбан-Байрам у Красноперекопска, Кеми-Оба у Белогорска, Золотой курган под Симферополем, Ласпи I, Гурзуф, Жуковка. В это время большинство племен еще не осело на землю и в поисках удобных мест существования по территории Европы и Азии перемещалось множество народов. Люди медного века в Крыму являлись земледельцами и животноводами. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, коноплю. Питались мясом и хлебом. Приручили овец, коз, свиней, собак, коров и лошадей. Пряли. Появились медные инструменты и оружие: топоры, кинжалы, ножи, долота, скрепки, наконечники копий и стрел. Появился колесный транспорт — повозки, в которые запрягали волов или лошадей.

В период бронзового века, продолжавшегося с 2000 лет до 1000 лет до н. э. в жили представители ямной, кеми-обинской, катакомбной, многоваликовой, срубной, сабатиновской и белозерской культур, умевшие строить каменные жилища и занимавшиеся скотоводством и пашенным земледелием. На стоянках периода бронзового века обнаружено много медных и бронзовых изделий, горшков, чаш, каменных боевых топоров, булав. У Красной Горки в Симферополе найдена большая плита с лунками для возлияний, на которой изображен поединок. У Евпатории, Чокурчи, Бахчисарая, Астанино, у Тиритаки найдены каменные стелы — удлиненные плиты, на которых изображены верхние части головы, глаза, рот, руки. На одной из стел нанесен портупейный пояс, топор, лук и колчан. К этому периоду относятся первые следы меновой торговли населения Северного Причерноморья с племенами юго-западной и западной Малой Азии, а также Эгейского бассейна. В Бессарабском кладе в селе Бородино вблизи Аккермана — Белгорода Днестровского найдено четыре больших каменных секиры из змеевика малоазиатского происхождения. В Щетковском кладе в Побужье у Ингула обнаружены эгейские бронзовые двойные секиры и серпы микенского производства. На стоянках этого периода в Крыму найдена посуда, похожая на обнаруженную у Ингула и в Прикубанье, что говорит о торговых связях крымских племен со степным населением Северного Причерноморья.

В начале I тысячелетия до н. э. бронзовый век в Крыму сменился железным. Древнейшие железные предметы были найдены в одном из курганных погребений у села Зольного. Они датируются VIII веком до н. э. Основными занятиями населения Крымского полуострова стали земледелие и скотоводство при натуральном хозяйстве, удовлетворявшем многие потребности человека продуктами собственного производства.

Примерно к этому историческому периоду относятся первые археологические памятники тавров на Крымском полуострове.