Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Природа современных международных конфликтов

В современной жизни мы всё чаще и чаще слышим термин "международные конфликты". И, честно говоря, мы уже привыкли, что любая программа новостей начинается с сообщений о том, что где-то что-то случилось. И верно то, что конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Но что такое международные конфликты, каковы их причины и существуют ли пути их разрешения?

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Конфликты пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Проблема международных конфликтов, наверное, одна из самых актуальных проблем современного мира.

Двадцатое столетие как никакой иной период всемирной истории было насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них, сыгравшими огромную роль в судьбе человечества, были две мировые войны. С распадом колониальной системы между новыми суверенными государствами начали возникать военные противоборства на этно-конфессиональной и социально-экономической основе, из-за территориальной разделенности этносов, принадлежности элиты и населения к разным этносам.

После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в стадию длительного бесконфликтного существования. В академических кругах эта позиция была выражена в публикациях американского ученого Фукуямы о конце истории как эре соперничества идей и утверждения либеральных принципов организации человеческого общества. Однако события развивались в ином направлении. Резко увеличилось количество локальных и региональных конфликтов, они ужесточились и усложнились. Большинство конфликтов возникло на территории развивающихся стран и бывшего социалистического содружества. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессе их урегулирования превратилось в ключевую проблему деятельности крупнейших международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав. Резко возросли масштабы международных операций по поддержанию мира, а сами эти операции имеют преимущественно военизированный характер и направлены на "силовое умиротворение" противоборствующих сторон.

В условиях глобализации конфликты создают серьезную угрозу мировому сообществу в связи с возможностью их расширения, опасностью экологических и военных катастроф, высокой вероятностью массовых миграций населения, способных дестабилизировать ситуацию в сопредельных государствах. Поэтому со всей остротой встает вопрос об изучении природы современных конфликтов и особенностей их протекания, способов предотвращения и урегулирования.

На протяжении длительного времени международные конфликты изучались главным образом исторической наукой, вне сравнения с другими видами социальных конфликтов. В 1940-1960-х годах XX века в работах К. Райта и П. Сорокина оформился иной подход к международным конфликтам - как к разновидности социальных конфликтов.

Представители так называемой общей теории конфликтов (К. Боулдинг, Р. Слайдер и другие) не придают существенного значения специфике международного конфликта как одной из форм взаимодействия между государствами. К этой категории они нередко относят многие события внутренней жизни в отдельных странах, влияющие на международную обстановку: гражданские волнения и войны, государственные перевороты и военные мятежи, восстания, партизанские действия и прочее.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: "враждебность", "борьба", "кризис", "вооруженное противостояние" и прочее. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера.

Ряд исследователей пытаются выработать понятие международного конфликта, которое могло бы служить средством изучения этого феномена. Одно из признанных в западной политической науке определений международного конфликта дано К. Райтом в середине 1960-х годов XX века: конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях. В широком смысле конфликт может быть подразделен на четыре стадии:

1) осознание несовместимости;

2) возрастающая напряженность;

3) давление без применения военной силы для разрешения несовместимости;

4) военная интервенция или война для навязывания решения.

Конфликт в узком смысле относится к ситуациям, в которых стороны предпринимают действия друг против друга, то есть к двум последним стадиям конфликта в широком смысле.

Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях является Международный Суд ООН, Региональные органы (такие, как Межпарламентская ассамблея СНГ, Лига арабских государств, Организация африканского общества, Организация американских государств) также являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов.

2. Динамика международного конфликта

Любой реальный международный конфликт состоит из множества сменяющих друг друга стадий, проходит в процессе своего развития через определенные фазы.

Как правило, используемые сталкивающимися государствами средства поведения объясняют динамику международного конфликта - определенную последовательность сменяющих друг друга стадий (фаз). Столкновение поведения государств с помощью средств дипломатии приводит в данном случае к возникновению спора - мирной (невоенной) стадии конфликта. Степень несовместимости целей, преследуемых сторонами спора, может заставить их (или одну из них) пренебречь своими международными обязательствами и обратиться к угрозе силой или применению силы. Соответственно международный конфликт, переходя с дипломатических на силовые средства поведения сторон, может после мирной стадии (спора) сначала эволюционировать в промежуточную фазу, а затем в военную стадию.

В конфликтологической литературе практически воспринимается именно такой подход к динамике (анатомии) международного конфликта. Так, В. Гоулд и М. Баркан вкладывают тот же смысл в содержание стадий международного конфликта, когда говорит о начальной фазе, конфронтационной стадии и стадии прямой конфронтации. Р. Барринджер говорит в данном случае о споре (невоенной фазе), конфликте (довоенной фазе) и военной фазе. Практически эта же терминология, но в более развернутом виде используется Л. Блумфелдом и А. Лейс при построении структуры "анатомии конфликта".

Таким образом, возможности решения конфликта предоставляются сторонам:

1) либо на мирной стадии с помощью средств правового или политического характера;

2) либо на военной стадии, когда борьба завершается победой одной из сторон;

3) либо, наконец, по окончании послевоенного этапа, в результате которого в игре закрепляется преобладание одной из сторон.

Если же послевоенный этап не увенчался решением, может наступить новый цикл функционирования конфликта - его возвращение в любую стадию развития.

3. Стороны международного конфликта в определении его причин и источников

Все конфликты, происходящие в международной системе или выходящие на ее уровень, неизбежно связаны с поведением государств как основных участников (сторон, субъектов, акторов) этой системы - международных отношений. Однако в зависимости от того, представлены ли обе противостоящие стороны в конфликте государствами, либо лишь одна из них является государством, либо государство выступает в качестве третьей стороны во внутреннем конфликте на территории другого государства, появляется возможность для первичной классификации международных конфликтов, для выделения их отдельных видов (категорий, типов).

С международным (межгосударственным) конфликтом связывается прежде всего такое понятие, как "агрессия", которой в соответствии с определением агрессии, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году, является "применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства". Как пишет, комментируя эту формулировку, специалист из Стокгольмского университета А. Рифаат, агрессия, в соответствии с этим определением, существует только в том случае, когда реальная вооруженная сила применяется одним государством против другого государства.

Определение агрессии относит к актам агрессии такие, в частности, межгосударственные действия, как:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения либо нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;

2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;

4) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы либо морские и воздушные флоты другого государства;

5) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения.

Если действия одного государства в международном конфликте классифицируются как агрессия, то ответные действия другого или других государств оцениваются в качестве самообороны или международных санкций, поскольку, как пишет американский исследователь М. Уальцер, все агрессивные акты имеют одну общую черту: они оправдывают насильственное сопротивление.

Международное право имманентно воспринимает присущий системе международных отношений дуалистический механизм конфликтного взаимодействия государств, облекая его в присущие праву юридические формы. Так, разграничение в международно-правовой доктрине и практике наряду с агрессией и самообороной санкционного и несанкционного принуждения, международных правонарушений и самопомощи, деликтов и репрессалий, недружественного акта и реторсии, выделение международных споров как политического, так и правового характера - все это указывает на идущую из веков традиционную функцию международного права быть регулятором межгосударственных конфликтов.

Национально-освободительные войны как особая категория международных конфликтов приобрели это качество после второй мировой войны. Если ранее подобные конфликты оценивались как внутренние, то, согласно Дополнительному протоколу № 1 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года, "вооруженные конфликты, в которых народы борются против колониального и расистского господства и оккупации, за осуществление их права на самоопределение, являются международными вооруженными конфликтами".

1) войны колониальных стран и народов, под которыми понимаются войны народов несамоуправляющихся, а также подмандатных и подопечных территорий, находящихся под колониальным господством;

2) войны народов, борющихся против расистского господства;

3) войны, которые ведутся народами против правительств, хотя и не являющихся колониальными или расистскими, однако действующих в противоречии с принципом равноправия и самоопределения.

Первая группа из этих конфликтов - "колониальные войны" - была связана с послевоенной эпохой деколонизации и велась колониальными народами против государств-метрополий. По подсчетам Л. Блумфелда и А. Лейс, из 54 вооруженных конфликтов, происшедших в мире в 1946--1965 гг., 12 были колониальными войнами. По статистике Э. Луарда, таких конфликтов было 17 из 127 "значительных войн", случившихся в первые 40 послевоенных лет. Естественно, что по мере приобретения независимости колониальными странами и народами эта группа национально-освободительных конфликтов перестает существовать. Такова же судьба национально-освободительных войн, направленных против расистского господства.

Иные перспективы у национально-освободительных конфликтов типа войн в Палестине, в Восточной Бенгалии и Сахаре, которые возникли на почве нацеленных на изменение "политической общности" (целостности) государств внутренних этнополитических или "легитимных" конфликтов. Поразившие весь мир на пороге 80-90-х годов XX века этническо-религиозные или, как их еще называют, межнациональные либо "идентичностные" конфликты питают легитимную нестабильность многих современных государств, ставят под угрозу их целостность. Как сообщает К. Рупесингх, из зафиксированных в 1989 году 75 вооруженных конфликтов большая часть принадлежала к "идентичностным", нацеленным на существенное перераспределение власти, получение территориальной автономии или независимости.

Внутренние интернационализированные конфликты, или "смешанные войны", - это особый вид международного конфликта, появившийся в послевоенный период как своего рода свидетель процесса трансформации межгосударственных отношений в действительно международные.

Традиционные военные исследования игнорировали революции и войны, происходившие в отдельных государствах, поскольку они выходили за рамки межгосударственных войн и международных отношений. Считалось, что принцип невмешательства во внутренние дела как бы отделял международную сферу от внутренней, оставляя гражданские конфликты за пределами поля международного рассмотрения. И только после второй мировой войны ученые стали уделять значительно большее внимание гражданским войнам, осознав, что они заменили международную войну в качестве войн ядерного века.

Действительно, практически все крупные международные кризисы, происшедшие после 1945 года, имели свои корни в гражданских войнах, перераставших в смешанные конфликты. Как утверждают Блумфелд и Лейс, в первые два десятиления после второй мировой войны из 26 гражданских войн лишь 10 были "преимущественно внутренними", а 16 - "внутренними со значительным внешним вовлечением". Роль этой категории конфликтов еще более возросла в последующие годы, и это видно из того, что почти каждые два из трех "режимных", или "идеологических", внутренних конфликтов (34 из 54), происшедших после 1945 года, были интернационализированы путем прямого или косвенного вовлечения чаще всего "сверхдержав". Любопытно, что в это время подвергался интернационализации лишь один из трех этнополитических конфликтов (12 из 41), причем уже со сравнительно редкой вовлеченностью "сверхдержав".

4. Причины международного конфликта

Причины международных конфликтов могут быть самыми разными, но чаще всего это неудовлетворенность государств своим положением, войны, террористические акты. В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Вот, например, турецко-греческий конфликт. Вооруженный конфликт между общинами на Кипре разгорелся в 1974 году, когда правивший в Афинах режим провоцировал на острове военный переворот. Президент страны был свергнут, а в ответ на это Турция ввела в северную часть острова (район проживания турок) 30-тысячный экспедиционный корпус для защиты турецкого населения. Кипр был поделён на две части - северную и южную. В 1983 году в турецкой, северной части, была провозглашена Турецкая республика северного Кипра, признанная только Турцией. Сейчас государства-члены Европейского Союза решительно намерены поставить точку в истории Греко-турецкого противостояния на Кипре. Если остров не удастся объединить, то финансовая поддержка ЕС будет оказываться только греческой общине, а такой исход является крайне нежелательным для Турции.

Не менее ярким примером является конфликт в Чечне. Официальное начало конфликта - 31 декабря 1994 года - дата ввода войск в Чечню. А уже 26 ноября был организован первый танковый штурм Грозного - военные действия против Чечни начались. Основными причинами конфликта принято считать нефтяные интересы политической и экономической элит, но немалую роль сыграл и религиозный конфликт. Множество попыток было принято для разрешения конфликта (например, переговоры на высшем уровне и т.д.), но к миру это не привело. Сейчас война приобрела так называемый "скрытый характер".

Актуальность приобретает так же и конфликт в Югославии.

Таким образом, причинами международных конфликтов ученые называют:

1) конкуренцию государств;

2) несовпадение национальных интересов;

3) территориальные притязания;

4) социальную несправедливость в глобальном масштабе;

5) неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

6) глобализация;

7) негативное восприятие сторонами друг друга;

8) личную несовместимость руководителей и прочие.

Нередко международные конфликты вырастают из внутренних (региональных) конфликтов, среди которых выделяют политические конфликты. Причинами политических конфликтов являются:

1) вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2) нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и так далее, что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3) следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4) несовпадение индивидуальных и общественных интересов;

5) различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий;

6) зависть;

7) ненависть;

8) расовая, национальная и религиозная неприязнь и прочее.

5. Структура международного конфликта

Все более прочно утверждающаяся в конфликтологической литературе категория "структура международного конфликта" позволяет описать взаимодействие таких основных его элементов, как конфликтная ситуация, конфликтные установки и конфликтное поведение.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой два или более государства осознают, что обладают взаимно несовместимыми целями.

Степень несовместимости, или конкуренции, целей во многом зависит от того, является ли конфликтная ситуация результатом "конфликта ценностей" или "конфликта интересов". В первом случае принципиальная разница в системе ценностей, которыми руководствуются стороны, приводит к возникновению "ситуаций глубоко разделенных сообществ" (или к так называемому идеологическому конфликту), порождающих столкновение взаимоисключающих целей. Во втором случае источником несовместимости целей служит, как правило, недостаток в единых для взаимодействующих государств материальных или статусных ценностях, порождающий конкуренцию интересов или их несовместимость по системе приоритетов.

Хотя практически в каждом международном конфликте сочетается столкновение как ценностей, так и интересов, мера такого сочетания объясняет, почему в одних конфликтах стороны нацелены на победу, тогда как в других их цели ограничиваются преобладанием и даже реальным стремлением к миру.

Если реализация ценностей одной стороны исключает возможность реализации ценностей другой стороны, то основанная на этой ситуации цель - победа - либо никогда не будет достигнута, либо приведет к "игре с нулевой суммой", когда выигрыш одной стороны становится возможным за счет уничтожения, разоружения или подчинения оппонента. Ориентация на победу характерна для "завоевательных" войн, направленных на установление господства над территорией или ресурсами другого государства, а также "режимных" войн, нацеленных на свержение правительства в другом государстве. По подсчетам американского исследователя В. Домке, из 61 межгосударственной войны, происшедшей с 1815 по 1986 г., 17 были "завоевательными" и 8 - "режимными". После второй мировой войны практика "завоевательных" войн сходила на нет (последний случай - попытка аннексии Ираком Кувейта в 1991 г.), тогда как удельный вес "режимных" войн возрос (15 из 37 межгосударственных войн).

Что касается "конфликта интересов", то теоретически и практически важное значение продолжает играть предложенное в начале XVIII в. известным швейцарским юристом-международником Э. Ваттелем деление интересов (прав) государства на основные (жизненные, существенные) и производные (специальные). Ваттель считал, что при угрозе первым из них "нация должна последовать совету только своего мужества", тогда как при столкновении вторых она "должна показать готовность обратиться ко всем средствам примирения".

С этих позиций при столкновениях жизненных интересов, следствием которых является возникновение политических споров и нередко "легитимных" войн, направленных на обладание, например, спорными территориями (по данным Домке, с 1815 по 1986 г. таких войн было 36 из 61 межгосударственной войны), каждое из конфликтующих государств стремится занять более выгодную позицию по сравнению с оппонентом, иначе говоря, стремится к преобладанию, получению в свою пользу уступок от оппонента. В отличие от победы, которая рассчитана на изменение существующей структуры отношений конфликтующих сторон путем ликвидации одной из них, достижение преобладания в конфликте сохраняет существующую структуру отношений, не исключая вместе с тем будущего изменения этой структуры в пользу преобладающей стороны.

Наконец, целью сторон может быть мир, когда конфликтующие государства подтверждают незыблемость существующей структуры международных отношений без ущерба для позиций каждого из них. Ориентация на мир чаще всего возникает в конфликтных ситуациях, ведущих к правовым спорам, в которых общие или совпадающие интересы сторон как участников международной системы берут верх над столкновением их специальных интересов.

Таким образом, победа, преобладание и мир как цели государства опосредуют противоречия, в которых в первом случае на передний план выходят столкновения их ценностей, во втором - их жизненные интересы и в третьем - интересы специальные.

Конфликтная ситуация как элемент структуры международного конфликта предполагает, что одно из сталкивающихся государств преследует активные (позитивные) цели изменения существующего status quo, тогда как другое - пассивные (негативные) цели сохранения существующего положения, противодействия каким-либо изменениям или инновациям. Это различие проявляется, например, при оценке поведения государств в качестве агрессии или самообороны. Если цель самообороны состоит в обеспечении территориальной неприкосновенности и политической независимости государства от актов применения силы в форме вооруженного нападения, то вооруженные действия государства оцениваются как агрессия, если они не просто предприняты первыми, но совершены в целях:

1) сокращения территории или изменения границ другого государства;

2) изменения согласованных в международном плане демаркационных линий;

3) нарушения ведения дел другого государства или вмешательства в ведение его дел;

4) достижения изменения в правительстве другого государства;

5) нанесения вреда для получения каких-либо уступок.

С вопросом о целях конфликта тесно связана проблема предмета конфликта, отвечающая на вопрос о том, в связи с чем (по поводу чего) конфликтуют государства.

Одним из распространенных является деление конфликтов на "ресурсные", в которых одна сторона абсолютно или относительно выигрывает, а другая проигрывает, хотя обе они продолжают существовать по окончании конфликта, и на "конфликты выживания", в которых существование одной из сторон ставится под вопрос.

К. Митчелл помимо этого проводит следующую классификацию предметов конфликта:

1) использование ресурсов или собственность на них;

2) исключительное право на ресурсы или контроль как над существующими, так и над потенциальными ресурсами (приобретение юридических прав или "суверенитета", политической власти или контроля);

3) продолжение существования одной из сторон конфликта в прежней форме или в форме, приемлемой для отдельных членов этой стороны;

4) статус, престиж или старшинство сторон;

5) убеждение, установки, поведение и социально-экономическая организация какой-либо общности, не отвечающие желательным стандартам другой стороны.

Конфликтные установки - психологическое состояние сторон, которое возникает и сопровождает их в связи с вовлеченностью в конфликтную ситуацию.

Осознание факта несовместимости своих целей с целями другого государства порождает как в массах, так и, что особенно важно, в руководстве оказавшегося в конфликтной ситуации государства определенные эмоциональные реакции и восприятия, которые с неизбежностью воздействуют на процесс принятия политических решений по поводу идентификации конкретного соперника, оценки важности для себя предмета разногласий и выбора на этой основе формы и средств конфликтного поведения.

В контексте анализа конфликтных установок сторон принято различать:

1) эмоциональные оценки, такие, как чувства страха, недоверия, гнева, зависти, негодования и подозрения, в отношении намерений противной стороны;

2) познавательно-ориентационные процессы определяющие отношение к сопернику, такие, как создание стереотипов или отказ принять неприемлемую для себя информацию, чтобы сохранить уже сложившуюся структуру восприятия внешнего мира и особенно своего оппонента.

Цели, которые ставят перед собой стороны в конфликтной ситуации, как и внутреннее восприятие ими факта несовместимости этих целей, являются предпосылкой конфликтного поведения.

Конфликтное поведение - предпринятые одной стороной в любой конфликтной ситуации действия, направленные на ее оппонента.

В отличие от соперничества, при котором государства стремятся к достижению целей, находящихся вне границ возможностей друг друга, действия государств в конфликте нацелены на "командование чем-либо, представляющим ценность для каждого из них, хотя лишь одно может осуществлять такое командование". Иначе говоря, конфликтное поведение государства призвано воздействовать на оппонента либо в форме его подчинения, либо реакции на его действия, либо с намерением заставить оппонента отказаться от своих целей или модифицировать их. Выбор государствами в конкретном конфликте средств и самого типа поведения объективно предопределяется характером конфликтных целей и лежащих за ними сталкивающихся интересов сторон.

А. Рапопорт разграничил такие типы поведения в конфликте, как борьба, игра и дебаты. Если государство ориентировано на победу, то его поведение выражается в борьбе, которая в свою очередь немыслима без ставки на применение силы. Преследуя цель преобладания, государство в своем поведении использует модель игры, предполагающую комплексное использование дипломатических и силовых средств из расчета получения преимущества по окончании конфликта, в том числе на основе взаимно согласованных правил поведения. Наконец, ставя целью достижение мира, государство с самого начала конфликта рассчитывает на дебаты, осуществляя их мирными средствами, включая использование услуг третьей стороны.

международный конфликт военный интервенция

6. Среда международного конфликта и источники его возникновения

Как и любой другой конфликт, международный конфликт "живет" в определенной среде. Функции среды по отношению к нему выполняют как международные, так и внутригосударственные отношения - социальная система в широком смысле слова. Взаимодействуя с различными уровнями и компонентами социальной системы, международный конфликт приспосабливает к ним свои структуру и процесс.

Из множества проблем взаимодействия международного конфликта и среды выделим вопросы о влиянии на него структуры международной системы, об источнике международного конфликта и о цивилизационном его контексте.

Структура международной системы имеет инвариантное измерение, условно подразделяющее любую международную систему на центр и периферию, и вариантное измерение, идентифицирующее конкретную композицию балансов сил, складывающихся на всех уровнях международной системы.

В инвариантном смысле в универсальной международной системе в любой исторический период выделяются государства, называемые великими, чей статус свидетельствует о способности оказывать глобальное (центросиловое) воздействие на всю эту систему. Происходящие между великими державами или на их территориях "центросиловые" войны, вовлекая в процесс истребления с помощью самой передовой для своего времени техники огромные человеческие ресурсы, являются основным индикатором уровня нестабильности международной системы.

Ретроспективная оценка происходящих в мире процессов с этих позиций выявляет две тенденции. С одной стороны, отмечена тенденция возрастания масштабов тотальности и жестокости "центросиловых" войн. Если в XIX веке человечество впервые в своей истории и сразу дважды (наполеоновские войны и тайнинское восстание в Китае) понесло военные потери в размере более чем 10 млн. жизней, то в XX столетии этот уровень был превышен уже в четырех случаях - в первой и второй мировых войнах, а также в годы террора в СССР и Китае. С другой стороны, наблюдается снижение частоты "центросиловых" войн, увеличение временного интервала между ними. По подсчетам Дж. Леви, если за весь период с 1495 по 1982 г. между великими державами произошло 64 войны, или примерно по одной "центросиловой" войне в каждые 8 лет, то в последние 200 лет таких войн было 11 - по одной в каждые 19 лет. Последняя же война, в которой противоборствовали великие державы (корейская война), произошла уже более 40 лет тому назад, и даже с момента последней кризисной ситуации глобального уровня (кубинский ракетный кризис) уже прошло более 30 лет.

К концу 60-х годов XX века вариантная структура центра международной системы окончательно приобрела биполярную конфигурацию, когда с установлением военно-стратегического паритета между США и СССР возникла ситуация "взаимно гарантированного уничтожения", в которой ни одна из сторон (несмотря на ее намерения и цели) не оказалась способной выиграть ядерную войну. Этим объясняется перенос противоборства "сверхдержав" на периферию международной системы - в зону "третьего мира". Поскольку же к этому времени процесс деколонизации уже заканчивался, соперничество "сверхдержав" стало осуществляться в форме либо "центро-периферийных" конфликтов, нацеленных на изменение регионального баланса сил (Гренада 1983 г., Ливия 1986 г.), либо прямого или через клиентов вовлечения в локалыные (периферийные) конфликты с целью, например, создания зависимого режима в том иди ином неприсоединившемся государстве (Вьетнам, Афганистан, Ангола, Никарагуа и др.). Отсюда и возникла конструкция региональных конфликтов, которые, воспроизводя функционировавшую в то время биполярную структуру международной системы, могли рассматриваться, как пишет Р. Барринджер, "и как внутренние конфликты между соответствующим правительством и поддерживаемой извне восставшей организацией, и одновременно как "представительские" межгосударственные конфликты вовлеченных великих держав".

Вовлечение одной "сверхдержавы" в локальный конфликт поднимало его на региональный уровень, что, с одной стороны, ограничивало возможности другой "сверхдержавы", если она хотела избежать глобального противоборства, пойти на прямое вовлечение в этот конфликт, а с другой - создавало возможность для его совместного разблокирования - обратного возвращения на локальный уровень путем выхода этих государств и/или их клиентов из состава участников базисного конфликта.

Этот механизм перемещения конфликтов с одного уровня международной системы на другой меняется в условиях распада биполярной системы и появления взамен ее новой глобальной структуры. Хотя рано еще делать выводы о характере воздействия новой структуры на международные конфликты, здесь возможны два варианта рассуждений. В соответствии с одним из них, если новую структуру оценивать в прежних "реалистских измерениях", то ее следует считать однополюсной ввиду как социокультурной общности центра (США, Западная Европа, Япония), так и его органичной ориентации на военно-политическую интеграцию. Поскольку же в международных отношениях действует единое для любой социальной системы правило, согласно которому уменьшение числа полюсов силы повышает стабильность соответствующей системы, следует ожидать снижения уровня конфликтности, что подтверждается специальными расчетами охватывающими статистику войн за последние пять столетий. Такой прогноз несомненно будет ближе к действительности, если великие державы, отказавшись от практики негативной вовлеченности в локальные конфликты, активизируют уже просматривающуюся в их политике стратегию позитивной вовлеченности, нацеленную на наращивание потенциала управления конфликтами и их решение с использованием механизмов ООН и региональных объединений.

В соответствии же с другим, "плюралистским" измерением, вводящим в оценку конфигурации новой структуры социально-экономические критерии, она выглядит трехполюсной, а следовательно, менее устойчивой. Однако, если придерживаться такого подхода, основная проблема сводится к тому, удастся ли великим державам коллективными политическими средствами предотвратить перевод своих социально-экономических противоречий в еще один, новый виток глобального военного противоборства.

Источники (причины) международных конфликтов, как первым заметил К. Уольц, по мнению одних исследователей, находятся в международной системе, тогда как по мнению других - внутри государств - в их социальных, экономических или политических структурах.

При "международном" объяснении основное внимание исследователей направляется на изучение конфигурации международной структуры или взаимоотношений государств и влияний, которые они оказывают друг на друга, на состояние норм международного права и создаваемых ими международных институтов, прежде всего механизмов коллективной безопасности типа ООН. С точки зрения же "национального образа" для исследователя важен механизм структуры поведения конкретных государств, способы и формы, с помощью которых они принимают политические решения, а также их концепции национальных интересов, внешнеполитические цели и материальные ресурсы, используемые ими для ведения вооруженных действий.

"Международный" и "национальный" подходы к причинам международных конфликтов при несомненном различии между ними едины в том, что их приверженцы видят международный, как и любой другой, конфликт в общем контексте социального развития и объясняют его происхождение внешними по отношению к человеку социальными факторами, исходят из "инструментальности" конфликтного поведения - его обусловленности необходимостью реализации детерминированных социальной средой целей. В частности, материалистическая философия, объясняющая причины социального (или международного) конфликта фактическим неравенством людей (государств) в возможностях реализации их материальных интересов, или системный анализ, рассматривающий конфликт как следствие, например, цикличности мировых процессов или неустойчивости экономической системы, обусловленной ее дисбалансом с окружающей средой, - все это примеры "инструментальных" представлений о природе социального конфликта.

В противовес "инструментальным" подходам "экспрессивные" теории видят источник любого социального конфликта во внутренних психологических процессах человека, детерминирующих в конечном счете его внешнее, в том числе групповое, поведение. Так, Р. Шоу и Ю. Вонг утверждают, что:

1) люди обладают предрасположенностью к агрессии и войне;

2) эта предрасположенность имеет биологические (эволюционные) корни;

3) она является результатом попыток максимизировать "включающее соответствие" индивидов собственной "атомизированной этнической" группе, которые изначально конкурировали друг с другом в борьбе за ресурсы.

В политической науке традиция "экспрессивного" объяснения природы социального конфликта обычно связывается с философией Гоббса, который доказывал необходимость концентрации власти и принуждения в руках государства именно предрасположенностью человека к конфликтному. Другая традиция состоит в том, что международная война рассматривается как неразрывно связанная с агрессивностью индивидов и даже являющаяся прямым ее следствием. По этой причине, если "инструменталисты" исходят из подчиненности конфликтным целям всех других элементов структуры конфликта, то для "экспрессивных" подходов приоритетны конфликтные установки, особенно лиц, принимающих политические решения.

Экспрессивные теории хотя и приближают сферу политического анализа к личности человека, но сами по себе недостаточны для понимания механизма социальной конфликтности. Проведенные на Западе в последние годы эмпирические исследования свидетельствуют о том, что ценность этих теорий "находится в критической зависимости от ее связи с другими подходами к изучению поведения человека.

Один из таких подходов представлен "стратегической" теорией войн, выдвигающей на первый план уже не цели или установки, а действия сторон в конфликте, способствующие или препятствующие процессу его рационального развития и решения.

Действительно, универсальное понимание природы социальной конфликтности вытекает из разработанной Т. Парсонсом теории "системы социального действия", согласно которой "центральным феноменом динамики социальных систем", "фундаментальной динамической теоремой социологии" является правило, ставящее стабильность любой социальной системы в прямую зависимость от степени интеграции заложенных в нее культурных символов с внутренней структурой потребностей, а в более широком плане - с личностными системами индивидов. Если индивид лишен возможности реализовать свои потребности через разделяемую им систему социокультурных ценностей, а вынужден сообразовывать свои действия с чуждыми его ценностям культурными, этическими, политическими или правовыми нормами, то неизбежен процесс его (группы, государства) отчуждения от существующей социальной системы, включая ее политические структуры.

Процесс отчуждения индивида, приобретая пассивные или агрессивные формы, вызывает в последнем случае конфликтное - индивидуальное или групповое - поведение, направленное на устранение причин отчуждения, на восстановление комфортных для него социальных условий существования. Отсюда выводится еще одно правило, в соответствии с которым источник любого социального конфликта заложен в том разрыве, который возникает в процессе развития между разделяемой индивидом (группой, государством) системой социокультурных ценностей и отчуждаемыми им социальными (включая политические) структурами. Поскольку же разделяемые индивидом (группой, государством) системы ценностей могут быть различны, возникает проблема цивилизационного контекста международного конфликта.

Цивилизационный контекст международного конфликта выступает, в частности, в разных, по выражению Уольца, образах, или уровнях, международных отношений, с позиций которых осуществляется конфликтный анализ. Переход от одного из них к другому при объяснении, например, механизма влияния на конфликт структуры международной системы или проблемы источников конфликта приводит к той куновской "смене парадигм", когда наблюдается как бы сдвиг объекта, смещение точки отсчета, принятие философии миропонимания, которая просто иная, а потому не может быть в качественном отношении соотнесена с предшествующей философией.

Зафиксированное многими теоретиками движение международной системы от "государственноцентричности" к "многоцентричности", от "реалистокой" к "плюралистской" парадигме - свидетельство переживаемого в настоящее время человечеством изменения самого типа международных отношений. Ведь плюрализм, как заметил М. Бэнкс, нацелен на поведение всех политически значимых групп в мировом сообществе, тогда как реализм ограничивает себя поведением государств, особенно могущественных. Именно сменой парадигм международных отношений объясняется развал биполярности и появление новой структуры международных отношений, так как, по наблюдениям Р. Кеохейне и Дж. Ная, нынешняя ситуация комплексной взаимозависимости в отличие от существовавшего ранее реалистского предположения характеризуется:

1) множественностью каналов связи между отдельными сообществами;

2) отсутствием строгой иерархии между решаемыми вопросами;

3) уменьшением роли военной силы.

Состояние международной системы отражает в этом смысле процесс цивилизационного развития человечества - это последовательное, хотя и неравномерное для отдельных этнических и социальных групп, движение от одной системы социокультурных ценностей к другой.

Решающее значение для осознания сути происходящих в мире событий имеет принцип неравномерности цивилизационного развития, который помогает понять цивилизационный процесс не только во временном, но и в "кросс-секторальном" измерении, увидеть, что разная скорость развития, провоцирующая конфликты отдельных частей человеческого общества, не признает государственных границ. Из неравномерности цивилизационного развития возникают асимметричные конфликты ценностей - наиболее сложные для решения конфликты с разными структурами поведения сторон и размерами их конфликтного поля, инициирующие возникновение ситуации глубоко разделенных сообществ. С неравномерностью цивилизационного развития постсовременной цивилизации связано, далее, понимание процесса постепенного стирания существовавших ранее четких граней между международными и внутригосударственными отношениями, уже проявившегося в феномене интернационализированного внутреннего конфликта.

Использованная литература

1. Колосов Ю., Кузнецов В. Международное право. М., 2000.

2. Ланцанов С. Политическая конфликтология. С.-Петербург, 2008. - 320 с.

3. Левин Д. Б. Международное право и сохранение мира. М., 1971.

4. Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1980.

5. Ривье А. Учебник международного права. М., 1893.

6. Цыганков П. Политическая социология международных отношений - электронный ресурс - http://www.gumer.info

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие криминального конфликта. Классификация конфликтов, связанных с сущностью преступления. Соотношение причин и поводов криминальных конфликтов. Механизм возникновения и динамика конфликта. Проблемы предотвращения и разрешения криминальных конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2009

    Понятие и особенности конфликтов в сфере физической культуры и спорта. Причины их возникновения и пути предупреждения и разрешения. Примеры спортивных конфликтов в юридической сфере (прецеденты и коллизии). Нормы права, регулирующие спортивные споры.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Определение, причины возникновения, классификация и обнаружение корпоративных конфликтов. Реорганизация: виды, последствия и законодательное регулирование. Слияние компаний ТНК-ВР и Роснефть (история и причины конфликта, методы действия сторон).

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Подготовка, созыв и работа международных конференций, правовое значение их актов. Источники правого регулирования вооружённых конфликтов. Правовые последствия начала войны, средства и методы ее ведения. Уголовная ответственность военных преступников.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2009

    Принципы международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Обеспечение гуманитарной помощи и доступа к жертвам. Механизм имплементации международного гуманитарного права, применяемого во время обострений конфликта.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2016

    Понятие, источники и предмет регулирования права вооруженных конфликтов. Международный вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года: разрешение конфликта и его трагические последствия. Жёсткое пресечение военной авантюры руководства Грузии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2011

    Понятие войны и вооруженного конфликта. Права участников вооруженного конфликта и гражданского населения, права и обязанности военнопленных. Защита мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов. Право вооруженных конфликтов.

    реферат , добавлен 10.04.2010

    Понятие и история развития источников международного воздушного права. Либерализация источников международного воздушного транспорта. Источники международного воздушного права - основа регулирования международных воздушных сообщений Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Медиация как альтернативный способ разрешения юридического конфликта. Теоретические аспекты ее развития и последствия применения. Медиация в разрешении корпоративных конфликтов, основные принципы ее осуществления. Органы, управомоченные разрешить спор.

    реферат , добавлен 18.08.2011

    Разработка военно-правовых проблем на основе признания концепции военного права как отраслевой военно-юридической науки. Развитие военной администрации как науки и как учебной дисциплины. Основные источники военной администрации. Система курса и предмет.

Конфликт в международных отношениях - это взаимодействие двух или более субъектов, которые преследуют взаимоисключающие цели при помощи прямых или косвенных мер принуждения.

Типы конфликтов зависят от международного положения участников конфликта: могут быть внутренние, межгосударственные и внутренние интернационализированные конфликты. Возможны межгосударственные (международные) конфликты, которые могут быть вооруженными и невооруженными; дву- и многосторонними; краткосрочными и длительными; глобальными, региональными и локальными; идеологическими, экономическими, территориальными, религиозными и т.п. В зависимости от реализации интересов сторон различают конфликты с нулевой суммой (когда один участник получает ровно столько, сколько теряет другой); конфликты с положительной суммой (когда оба остаются в выигрыше, поскольку в результате конфликта стремятся получить и получают различающиеся выгоды); конфликты с отрицательной суммой (когда в результате конфликта оба участника не только ничего не приобретают, но и теряют). Можно выделить симметричные и асимметричные конфликты в зависимости от объема мощи участников.

Источником международного конфликта считается:

  • 1) изменение равновесия сил мировых держав (глобальное неравновесие);
  • 2) изменение равновесия сил в регионе (региональное неравновесие);
  • 3) сознательное действие того или иного актора мировой политики, направленное на достижение односторонних долговременных преимуществ, которые создают реальные или мнимые угрозы жизненно важным интересам других субъектов международных отношений. У действий субъектов есть объективная и субъективная стороны.

Объективная

  • - интересы;
  • - ролевая функция и международный престиж;
  • - блоковые обязательства.

Субъективная составляющая конфликтного действия:

  • - самопонимание участников конфликта;
  • - эмоциональная составляющая (психологический образ контрагента; архитепические символы);
  • - когнитивная составляющая; мисперцепции.

При описании международного конфликта исследователи выделяют структурные элементы: источник конфликта, объект конфликта, стороны конфликта. Нод объектом конфликта понимают разные материальные активы и символический капитал: территория, природные и людские ресурсы, объекты экономики, власть, авторитет, престиж и др. Объект конфликта проявляет себя как цель, к которой стремятся конфликтующие стороны.

Конфликт возникает между двумя или более сторонами , которые являются основными или прямыми участниками конфликта. Наряду с основными действуют и косвенные участники, которые не предпринимают непосредственных действий в самом конфликте, но тем или иным образом по,одерживают одну из сторон политическими, экономическими методами, предоставлением военного и невоенного оборудования и т.д. Формулирование претензии участником и предложений по решению проблемы представляет собой позицию участника. Позиция может быть жесткой, если она представлена в виде окончательных и недвусмысленных требований и ультиматумов, не допускающих для контрагента ничего, кроме согласия с ними. Позиция будет признана мягкой , если она не исключает взаимоприемлемых уступок. Различия в позициях сторон объясняются различием в интересах сторон (условиях своего выживания и существования) и целях (представлениях о желательном международном статусе контрагентов). Таким образом, за внешними проявлениями конфликта, а также за позициями их участников стоят противоречия в их интересах и ценностях.

Международные конфликты являются следствием нарушения структурного равновесия (баланса сил) в международной системе. Условно выделяют несколько групп международных конфликтов: так называемые классические конфликты (например, национально-освободительные войны); территориальные (например, отделение или присоединение отдельных территорий); ^территориальные (социально-экономические, идеологические, этнические, религиозные и т.п.).

Развитие конфликта имеет определенную последовательность (фазы конфликта).

Первая фаза международного конфликта - это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.

Вторая фаза международного конфликта - субъективное определение непосредственными сторонами конфликта своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и международной ситуации. На этой фазе сторонами определяется или частично реализуется система взаимных практических действий, носящих характер борьбы или сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах той или иной стороны или на основе компромисса между ними.

Третья фаза международного конфликта заключается в использовании сторонами (с последующим усложнением системы политических отношений и действий всех прямых и косвенных участников данного конфликта) достаточно широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, международно-правовых, дипломатических и даже военных средств (не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного насилия). Речь идет также о вовлечении в той или иной форме в борьбу непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально, через военно-политические союзы, договоры, через ООН). Можно выделить целую цепь последовательно развивающихся действий - «давление на контрагента» (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Действия государств перед началом военного конфликта

Наименование

действия

Претензии

  • Официальные заявления об озабоченности действиями;
  • обмен нотами

Обвинения

  • Обмен нотами;
  • отзыв посла для консультаций
  • Снижение уровня дипломатического представительства;
  • предупреждение о серьезности намерений;
  • враждебная пропаганда

Демонстрация силы

  • Угроза или применение бойкота и эмбарго;
  • разрыв дипломатических отношений;
  • запрещение контактов;
  • военные приготовления;
  • блокада территории контрагента

Четвертая фаза международного конфликта связана с возрастанием борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса. Он может охватить отношения непосредственных участников, государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав, вовлечь ООН, а в ряде случаев - стать мировым кризисом, что придаст конфликту невиданную ранее остроту и вероятность того, что одной или несколькими сторонами будет использована военная сила.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество союзников и их мировой статус). Военные действия - насильственные действия государств с применением регулярных или нерегулярных войск или наемников (добровольцев):

  • а) ограниченное применение силы (локальный конфликт малой интенсивности и скоротечности);
  • б) полномасштабный конфликт - война - насильственные действия государств с применением регулярных войск, сопровождающиеся необратимыми международно-правовыми последствиями .

Затем, при определенных обстоятельствах, он развивается до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими сторонами. Если рассматривать эту фазу международного конфликта в динамике, то в ней можно выделить целый ряд подфаз, означающих эскалацию военных действий. Эскалация конфликта - последовательный рост интенсивности дву- или односторонних действий государств во времени и в пространстве. Она различается: по применяемым средствам, количеству субъектов, длительности, охвату территории. Эскалация снижает свободу действий участников, оставляя им на выбор все меньше вариантов поведения. Самый опасный результат - попадание сторон в «эскалационную ловушку», т.е. ситуацию, когда остается только возможность дальнейшего наращивания конфликта.

Шестая фаза международного конфликта - это фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, интенсификацию дипломатических средств, определение возможных компромиссов, уточнение позиции. При этом урегулирование конфликта инициируется сторонами конфликта либо оказывается результатом давления других международных акторов: мировой державы , международной организации либо мирового сообщества в лице ООН. Все это требует наличия материальных, военных и моральных ресурсов.

В урегулировании и предупреждении международных конфликтов выделяют традиционные методы: переговоры, использование услуг третьей стороны, создание комиссий но расследованию и примирению, и институциональные методы: с помощью межправительственных организаций, как мирным путем, так и с применением силы. Основными направлениями предотвращения межгосударственных конфликтов являются: интернационализация зреющего конфликта мировым сообществом; международный арбитраж; снижение уровня военного противостояния (сокращение вооружений), действие региональных международных организаций.

Существует несколько вариантов урегулирования конфликта: затухание конфликта (потеря мотивации, переориентация мотивов, истощение ресурсов, сил и возможностей); разрешение путем активности обеих сторон (сотрудничество, компромисс, уступки); урегулирование с помощью третьей стороны; перерастание в другой конфликт; победа одной из сторон. Таким образом, выделяют основные стратегии выхода из конфликта: соперничество (навязывание своего решения); компромисс (частичные уступки); сотрудничество (конструктивное обсуждение проблемы); избегание (уход от решения проблемы); приспособление (добровольный отказ от борьбы). Собственно говоря, способами выхода из конфликта являются силовое давление (прямое в виде вооруженного конфликта, войны, террора и т.п.) и структурное (ущемление базовых потребностей человека, ограничение информации, разрушение жизнеобеспечивающей инфраструктуры и т.п.) и переговоры. Основная проблема урегулирования конфликтов состоит в том, что многими конфликтами в лучшем случае удается только управлять (т.е. деэскалировать их), причем на какое-то время. Если удается устранить причины конфликта, то можно говорить о разрешении конфликта.

Переговоры являются способом ненасильственного урегулирования/раз- решения конфликта. Они могут быть дву- и многосторонними, прямыми и непрямыми (с привлечением третьей стороны). Выделяют основные стратегии переговоров: жесткого прессинга, когда каждая сторона хочет только выиграть; взаимных компромиссов - возможных уступок с учетом сильных и слабых позиций оппонента; затяжных переговоров и нечестных игр, когда стороны затягивают переговоры, чтобы выиграть время и получить одностороннюю выгоду. Этапы международных переговоров: признание наличия конфликта; утверждение процедурных правил и норм; выявление основных спорных вопросов; исследование возможных вариантов решения проблем; поиск соглашений по каждому вопросу; документальное оформление всех достигнутых договоренностей; выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в будущем устранить саму причину конфликта. В случае если такого баланса достичь не удастся или интересы одной из сторон вследствие военного поражения ущемлены, конфликт переходит в латентную форму и способен интенсифицироваться при благоприятных внутренних и международных условиях. В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой из сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений.

На любой из рассмотренных первых пяти фаз международного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскали- рующий ход развития, воплощающийся в предварительных контактах и приостановке военных действий, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта. При подобном альтернативном развитии может произойти ослабление, «замораживание» или ликвидация данного кризиса или даже конфликта на основе достижения компромисса между сторонами но поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с тем на этой фазе возможен, при определенных условиях, и новый цикл эволюционного или взрывного развития конфликта, например от мирной к вооруженной фазе, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не будет изжито целиком и на достаточно длительный период. Возможное развитие международного конфликта весьма трудно поддается не только урегулированию, но и прогнозированию.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Предложите собственное понимание термина «международный конфликт».
  • 2. Перечислите источники международного конфликта.
  • 3. Назовите варианты классификации международных конфликтов.
  • 4. В чем заключается объективная и субъективная составляющие конфликта?
  • 5. Чем характеризуется объект международного конфликта?
  • 6. Изобразите схематически стадии возникновения и развития международного конфликта.
  • 7. Перечислите известные вам типы (варианты) международного вооруженного конфликта.
  • 8. В чем проявилось различие подходов основных школ теории международных отношений к классификации войн?
  • 9. Что понимается под урегулированием международного конфликта?
  • 10. Перечислите методы и формы урегулирования международных конфликтов. Какие из них вы отнесли бы к традиционным, а какие - к новаторским?
  • См.: Дериглазова Л. В. Асимметричные конфликты: уравнение со многими неизвестными. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2009. С. 5.
  • См.: Основы общей теории международных отношений: учеб, пособие / под ред.А. С. Маныкина. М.: Изд-во МГУ, 2009. С. 458.
  • Существуют устоявшиеся классификации войн, используемые преимущественномарксистами, реалистами или политическими идеалистами (либералами). Широко применяется аксиологическая классификация. Марксизм использует представления о справедливых и несправедливых войнах. Ее уточненный вариант присущ либералам, которые выделяютлегитимные войны - обоснованные международным правом, ведущиеся конвенциональнымисредствами против вооруженных сил для наказания и разоружения агрессора или для защитыправ человека, и нелегитимные - захватнические или карательные. Реалисты выделяют:1) политически целесообразные и нет («спазматические», вышедшие из-под политическогоконтроля и управляемые иррациональной мотивацией); 2) интервенции и бесконтактныевойны; 3) локальные, региональные и мировые; 4) ведущиеся с нелетальным вооружением,с конвенциональным вооружением и ABC-conflict.
  • При наличии материальных, военных и моральных ресурсов мировая держава можетреализовать «стратегию вовлечения», целью которой является превращение побежденного противника в партнера или союзника. В основе ее лежит принцип «6R»: Reparation,Reconstruction, Retribution (возмездие), Restoration justice, Reconciliation (примирение), Resolution (разрешение конфликта).

Международный конфликт – столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса.

Этапы конфликта: противоречия, спор, кризис, конфронтация, урегулирование.

Типы конфликтов:

– количество участвующих сторон (двух- и многосторонние конфликты);

– международно-правовой статус сторон. межгосударственные, в которых все участники являются субъектами международного права, и внутренние, в которых статусом субъекта обладает лишь одна

– территориальный охват (локальные, региональные и глобальные конфликты);

– предмет спора (территория, ресурсы, сферы влияния);

– наличие идейной стороны (этнические, религиозные, идеологические);

– соотношение интересов сторон. конфликты с нулевой суммой, в которых интересы сторон полностью противоположны и выигрыш одной из них точно равен проигрышу другой, и конфликты с ненулевой суммой, не имеющие столь однозначной зависимости.

– легальность: конфликты, разрешенные правом (антиколониальные, национально-освободительные, оборонительные) и запрещенные им (агрессивные, превентивные войны);

– степень применения силы (террористические акты, использование обычного вооружения, ограниченная или глобальная ядерная война);

– характер протекания: конфликты низкой интенсивности (протекающие в форме массового терроризма, партизанских войн против правящей политической элиты, движений сепаратистского типа, приграничных конфликтов из-за спорных территорий) и высокой интенсивности (уровень войны);

– участие великих держав (периферийные, внутриблоковые, региональные, мировые войны).

Функции конфликтов:

Положительные: предотвращение стагнации в международных отношениях; стимулирование созидательных начал в поисках выходов из слож­ных ситуаций;определение степени рассогласованности интересов и целей госу­дарств;предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение ста­бильности путем институционализации конфликтов малой интен­сивности.

Отрицательные : вызывают беспорядок, нестабильность и насилие; усиливают стрессовое состояние психики населения в странах-участницах; вызывают неблагоприятные демографические процессы; порождают возможность неэффективных политических решений.

Особенности современных конфликтов: интернационализация локальных и региональных конфликтов; расширение состава и рост многообразия участников международных конфликтов; неравенство сил участвующих в конфликтах сторон; увеличение тяжести последствий конфликтов для гражданского населения; возрастание трудности урегулирования конфликтов традиционными дипломатическими средствами.

В рамках политических методов предупреждения и урегулирования конфликтов различают традиционные и институциональные методы.

Традиционные методы. Наиболее распространенными методами урегулирования конфликтов являются переговоры, использование услуг третьей стороны и посредничества с целью помочь сторонам прийти к согласию. Гаагские Конвенции 1899 г . сделали в этом отношении шаг вперед, создав комиссии по расследованию с целью установления фактов, которые могли лежать в основе межгосударственного конфликта и быть его причиной. метод примирения характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны».

Институциональные процедуры. странам - членам ООН вменяется в обязанность до любого применения силы использовать только мирные средства урегулирования. В соответствии с Уставом ООН конфликтующие стороны должны сначала прибегнуть к одной из традиционных процедур урегулирования конфликта. использование институциональных механизмов позволило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация.

Механизмы урегулирования сейчас. в условиях уменьшения роли государства-нации наблюдается снижение эффективности дипломатических методов урегулирования конфликтов, растет роль экономических механизмов и финансовых средств. Все более заметную роль в составе механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. Растет роль информационного элемента.

Остается бесспорной роль военного элемента в предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). Во-первых, это участие в военных операциях. Вторая задача формулируется как оказание помощи местной гражданской администрации и включает в себя обеспечение правопорядка в зоне поддержания мира. Третья задача - оказание гуманитарной помощи населению при стихийных бедствиях, поддержка НПО. четвертая задача связана со спасением насильственно удерживаемого персонала, по эвакуации мирного населения.

миротворческие операции:

1. Собственно миротворество (или установление мира) - дипломатические усилия, связанные с организацией посредничества и/или переговоров.

2. Поддержание мира -операции небоевого характера, осуществляемые с согласия сторон в целях выполнения достигнутых соглашений.

3. Принуждение к миру - боевые операции или угроза применения силы по принуждению или сдерживанию воюющих сторон.

4. Построение мира - деятельность, осуществляемая после завершения боевых действий и направленная на восстановление экономики и политической стабильности в регионах конфликта.

Проблемы: Малая эффективность международного регулирования конфликтов. разрыв между военной стороной операции и политическим урегулированием приводил к затягиванию процесса постконфликтного миростроительства. Несоблюдение принципа непредвзятости в урегулировании конфликтов. Отсутствуют четкие правовые критерии для определения случаев, когда возможно применение силы для достижения мира. Таким образом, операции по международному вооруженному вмешательству с целью принуждения к миру не могут не рассматриваться лишь как крайняя мера.

Регионализация в МО

Необходимо отличать регионализацию от регионализма: если регионализм, как особая стратегия региональных элит и политических партий, говорит о намерении перераспределить власть, то регионализация описывает реальный процесс ее перераспределения.

Регионализа́ция - процесс перераспределения властных компетенций от национального на региональный уровень, появление и развитие новых институциональных форм, отвечающих новой роли регионов в процессе принятия решений на национальном и наднациональном уровнях. Наглядным примером процесса регионализации является Европейский союз.

Важной вехой на пути совершенствования механизмов координации региональных политик стали Маастрихтский и Лиссабонский договоры. Центральным моментом в этом контексте явилось создание Комитета регионов. Комитет регионов – это консультативный орган Европейского Союза. В него входят представители местных и региональных органов власти. В 2007 г. Европейская Комиссия подготовила Белую книгу о надлежащем управлении. большое внимание уделяется созданию так называемых Европейских групп по трансграничному сотрудничеству. Естественное развитие процесса регионализации в Европейском союзе привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Во второй половине 90-х годов Европейским союзом началась разработка инициативы INTERREG в целях развития межрегионального сотрудничества и стимулирования полноценного участия приграничных регионов в экономике Европы.

Первопроходцем новой архитектуры региональной парадипломатии стал в 1984 году Бирмингем. Муниципальный совет этого города принял тогда решение открыть свое представительство в Брюсселе. В 1985 г. в Брюсселе появились офисы федеральных земель Германии.

постепенно к регионам переходит роль факторов международных отношений, в частности посредством заключения рамочных международных договоров о сотрудничестве. Появляется такое понятие, как международный маркетинг региона

Для признания организации региональной необходимо: пространственное единство государств-членов; пространственное ограничение целей, задач и действий.

Одна из особенностей ОБСЕ - ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. Противоречивыми, с позиций регионального регулирова­ния, являются черты НАТО. Сформированный в 1949 г. блок объединил как государства Северной Америки, так и Западной Европы; а затем и Юго-Восточ­ной Европы. Судьба НАТО тесно соприкасается с состоянием ОБСЕ.

региональная интеграция является игрой с положительной суммой. региональное объединение выделяется из остального мира и обосабливается от него. региональная интеграция - сознательный и добровольный процесс. интеграция охватывает внутреннюю и внешнюю политику государств-членов. региональная интеграция охватывает многие сферы общественной жизни. обычно региональная группировка имеет общие органы и нормативную базу. региональная интеграция базируется на представлении об общей будущей судьбе ее участников.

Наиболее распространенное определение трактует интеграцию как постепенное сращивание национальных рынков и формирование на основе этого целостного хозяйственного комплекса, а потом и политического союза. Сторонники федерализма полагают, что интеграция должна вести к созданию сверхгосударства. В теории коммуникации интеграция рассматривается как сплоченное и безопасное сообщество, исповедующее общие ценности. Неофункционалисты полагают, что интеграция - процесс формирования нового сообщества, полезного для его членов, с центральными органами власти. региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе глобальной стратификации мира. Ее главная общая цель - создание максимально успешной страты.

Под региональными конфликтами мы будем понимать конфликты, которые возникают на основе противоречий, скла­дывающихся между отдельными государствами, коалициями государств, и охватывают большие географические и социальные пространства. Региональные конфликты непосредственно связаны с глобальными. В основе региональных конфликтов лежат противоречия в сфере экономики, политики, религии и идеологии, и они, как правило, про­текают в русле национально-этнических и религиозных столкнове­ний. Региональные конфликты отличаются составом субъектов, в ка­честве которых выступают административно-территориальные обра­зования или этнические группы внутри государства. Региональные конфликты отличаются также зонами распро­странения и влияния. Региональные конфликты носят затяжной характер.

В настоящее время складывается принципиально новое качество влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. Региональные процессы могут выдаваться за глобальные или альтернативные глобальным.

Конфликт – это столкновение сторон, мнений, сил; это крайняя форма обострения противоречий.

Международный конфликт – это крайняя форма проявления противоречий между участниками международных отношений, это столкновение между ними по поводу ценностей, статусов (положения), власти, обладания редкими ресурсами, а также по поводу перспектив их развития. Цели, которые преследует каждый из участников конфликтов заключается втом, чтобы устранить или ослабить соперника.

Важно усвоить, что конфликты возникают, существуют и развиваются с возникновением, существованием и развитием человеческого общества. Поэтому необходимо и важно выяснить причины международных конфликтов.

К числу основных причин вызывающих и обостряющих международные конфликты в настоящее время необходимо отнести следующие:

1. неравенство участников международных отношений (прежде всего государств) с точки зрения обладания территориальными, материально-природными, людскими, научно-техническими, производственными и другими потенциалами (ресурсами);

2. изменение баланса сил на мировой арене;

3. формирование особой «полярности» в мировом сообществе: одно-, двух-, многополярный мир;

4. наличие и формирование новых этнических, религиозных, идеологических течений, организаций.

Эти и другие причины предопределяют классификацию международных конфликтов. С учетом различных критериев выделяются следующие типы конфликтов:

В зависимости от применяемых средств конфликты подразделяются на:

– силовые конфликты;

– несиловые конфликты:

В зависимости от степени используемого насилия:

– военные конфликты;

– конфликты, основанные на терроризме, захвате заложников.

В зависимости от масштабов конфликтов:

– локальные конфликты (внутри государства);

– региональные конфликты (в отдельных регионах);

– глобальные конфликты (мировые).

В зависимости от мотивов конфликта:

– территориальные конфликты;

– нетерриториальные конфликты (идеологические, экономические, политические).

Из всех перечисленных категорий конфликтов наиболее опасны для человечества войны и другие насильственные конфликты. Поэтому чрезвычайно важно найти средства недопущения или разрешения международных конфликтов.

Важнейшим средством разрешения международных конфликтов являются переговоры между враждующими (конфликтующими) субъектами международных отношений, которым могут предшествовать консультации и работа посреднических миссий.

Роль и значение переговоров в системе международных отношений, в разрешении международных конфликтов в настоящее время возрастает в сравнении с другими. Это обуславливается тем, что:


2) переговоры стали постоянным и универсальным инструментом международных отношений;

3) переговоры являются основной формой взаимодействия государств, поскольку сопровождаются обязательным совместным принятием решений и поскольку активно воздействуют на дальнейшее уменьшение роли силовых, особенно военных способов решения вопросов;

4) увеличивается объем и количество международных переговоров. Их объектами становятся все новые области международных отношений (в т.ч. экология, социально-политические процессы, научно-техническое сотрудничество и т.д.);

5) возрастает роль международных организаций, в т.ч. неправительственных, общественных, а также специалистов, не имеющих дипломатического опыта, но располагающих значительной компетенцией в различных областях) сложных научно-технических, экономических, экологических и т.д.);

6) вырабатывается новая «переговорная стратегия», которая предусматривает классификацию субъектов международных отношений в соответствии с их обязанностями; повышение координирующей роли дипломатических служб; более четкое выявление категорий ценности для каждой из сторон международных отношений; анализ соотношения между целями, которых хотят достичь субъекты международных отношений, и средствами, которыми они располагают и могут использовать при разрешении конфликтов.

В результате использование различных средств, способов разрешения международных конфликтов, заключаются определенные международные соглашения. Эти соглашения классифицируются по следующим группам:

– соглашения, достигаемые в результате совпадения мнений всех участников переговоров (или конфликтов);

– соглашения, заключаемые в соответствии с законодательными или моральными принципами международных отношений;

– соглашения, которые одна сторона навязывает другой стороне;

– соглашения, которые констатируют, что конфликт потерял свою актуальность и разрешился сам собой.

В заключение изучения данной темы следует, прежде всего, усвоить, что:

1. Наиболее существенными характерными чертами системы международных отношений являются сотрудничество и конфликты. Между ними существует неразрывная связь и взаимосвязь. Это проявляется в том, что процессы международного сотрудничества включают конфликтные элементы. А конфликты предполагают и требуют определенного сотрудничества.

2. С развитием мирового сообщества, мировой цивилизации изменяются соотношения и характер связей между этими категориями международных отношений. Возрастает роль и значение отношений сотрудничества и системы переговоров, как средства разрешения конфликтов.

Американо-российские отношения в конце XX-XXI вв.

Проблема региональных конфликтов в современном мире представляет собой совокупность трудноразрешимых вопросов, имеющих жизненно важное значение для всех регионов планеты...

Безопасность в АТР

В данном пункте для дальнейшего расширения понимания контекста, в котором происходит эволюция военной стратегии КНР, будут рассмотрены ключевые конфликты в регионе, в которые вовлечен Китай...

Влияние религиозного фактора на региональные конфликты

Темой данного реферата является религиозный фактор в региональных конфликтах. Следует понимать, что не всегда религия будет единственным фактором к образованию конфликтной ситуации. Необходимо рассмотреть региональные конфликты...

Газовые конфликты между Россией и Украиной

КИЕВ, 17 февраля. Президент Украины Виктор Ющенко больше всех ответственен за газовый конфликт с Россией. Об этом, как передает «Новый Регион»...

По данным Центра оборонной информацииCenter of Defense Information, 1 января 2009 года в мире протекало 14 крупных вооруженных конфликтов (столько же, сколько годом раньше, но вдвое меньше, чем в 2003 году). Крупным конфликт считается в том случае...

География вооруженных конфликтов в современном мире

Кроме этих, в мире насчитывается несколько десятков конфликтов, острота которых по разным причинам снизилась, однако при определенном стечении обстоятельств, они могут вновь вспыхнуть. Европа Грузия против Абхазии и Южной Осетии...

Конфликт как международная проблема

В настоящее время в России отсутствует стратегия развития межэтнических отношений. Действия федерального центра напоминают пожарную команду, которая пытается тушить уже вспыхнувший пожар...

Как уже отмечалось, вооруженный конфликт определяется как борьба между вооруженными силами двух сторон, одной из которых является правительство какого-либо государства, за установление контроля над правительством и/или территорией...

Милитаризация как негативное мировое явление

Негосударственный конфликт определяется как применение вооруженных сил между двумя организованными группами (при этом ни одна из них не является правительством какого-либо государства)...

Многонаправленная дипломатия по урегулированию региональных конфликтов

Особым видом региональных конфликтов можно назвать «центропериферийные", т.е. конфликты между центросиловыми и периферийными государствами. Центропериферийные конфликты, в отличие от глобальных...

Организация договора о коллективной безопасности

Конфликт -- столкновение, серьезное разногласие, спор . Сейчас на территории бывшего СССР существуют государства, на территории которых имеют место военные конфликты. Чаще всего это происходит в государствах...

Роль ООН, Совета Безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов

Роль ООН, совета безопасности ООН в урегулировании международных конфликтов

Всю историю международных конфликтов, решаемых ООН, можно условно поделить на два периода. Начиная с момента своего основания и до 1990х годов, ООН решала в основном межгосударственные конфликты...

Специфика внешнеполитической доктрины Франции как наиболее активного участника международных отношений

Особое внимание Франции к ближневосточному конфликту объясняется тем, что он развивается в зоне ее особых интересов - в средиземноморском регионе. Франция всегда стремилась играть активную роль в урегулировании этого конфликта...

Территория

Морские пространства земного шара соединяются, как правило, между собой проливами и искусственными каналами. Режим каждого пути определяется в зависимости от его положения в системе морских путей и значения для международного мореплавания...