«ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

    Правовые основы.

    Организационно-правовые формы.

    Правила открытия бизнеса.

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение прибыли.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (выписка из ГК РФ).

Предпринимательские способности – четвертый фактор производства (после земли, труда, капитала).

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ – общественные отношения, регулирующие сферу предпринимательской деятельности.

ИСТОЧНИКИ: Конституция; ГК РФ, НК РФ, УК РФ; ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», «О лицензировании», «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О защите конкуренции». ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:

    Принцип свободной экономической деятельности;

    Принцип поддержки добросовестной конкуренции (борьба с монополиями);

    Принцип многообразия форм собственности (частная, государственная, муниципальная).

2. СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА – активный участник правоотношений.

ВИД

СОДЕРЖАНИЕ

ИП

Право на осуществление предпринимательства с момента регистрации; право использования наемного труда; защита государства; требование представления отчетности в Инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС) .

ПЛЮСЫ: скорость регистрации; не требует значительных денежных средств. МИНУС: полная имущественная ответственность.

ТОВАРИЩЕСТВА

Учредителями могут быть только ИП; капитал разделен на доли (вклады) учредителей; минимальное число – 2 человека; ответственность за действия друг друга своим имуществом. ВИДЫ: ПОЛНОЕ (полная ответственность); НА ВЕРЕ (рискует только вкладом, не принимает участия в предпринимательской деятельности). «МИНУСЫ»: необходима регистрация ИП; высокая степень доверия; ответственность своим имуществом.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО)

Учредители – физические и юридические лица; участники - от 1 до 50; уставной капитал состоит из стоимости долей участников; доли могут быть не равными; участники не отвечают по обязательствам, связанным с деятельностью ООО. «ПЛЮСЫ»: широкие возможности; простота «входа-выхода» в ООО; человек не рискует своим личным имуществом, только долей;

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (ОАО, ЗАО)

Уставной капитал разделен на акции; учредителями могут быть физические и юридические лица. ВИДЫ: ОТКРЫТОЕ (свободная продажа акций); ЗАКРЫТОЕ (акции распределяются только между участниками).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ГУП) И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МУП)

коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество; имущество – неделимое; руководитель – единоличный глава фирмы; внутренний порядок определяется Уставом предприятия; имущество фирмы не может быть продано или сдано в аренду (собственник - государство).

3.

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ: найти потребность и удовлетворить ее; оригинальность и новизна идеи;

2. ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ.

3. РАЗРАБОТКА НАИМЕНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.

4. ОФОРМЛЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ:

    Устав – цели, предмет деятельности, характеристика материально-технической базы, органы управления и контроля, условия реорганизации и прекращения деятельности.

    Учредительный договор – юридический статус предприятия, уставной капитал, порядок распределения доходов, обязанности сторон.

    Государственная регистрация – регистрация в ИФНС (налоговая): заявление утвержденной формы; решение о создании юридического лица; учредительные документы юридического лица; квитанция об уплате налоговой пошлины; договор аренды помещения.

5. ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ.

После регистрации организация попадает в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Организация получает свой Индивидуальный налоговый номер (ИНН), становится на учет в Пенсионный фонд, Фонд социального и медицинского страхования. Для некоторых видов деятельности нужна ЛИЦЕНЗИЯ – специальное разрешение на осуществление деятельности (образование, биржа, страховая компания, банк, торговля спиртным).

Работа без регистрации – административное (уголовное) преследование.

Аннотация урока для размещения на сайте
1. Тема урока: «Организационно-правовые формы предпринимательства»
2. Предмет: Технология
3. Класс-9
4. Автор урока: Коробьина Луиза Равхатовна, учитель технологии.
5. Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №20 Московского р-на г. Казани.
6. Республика / Татарстан
7. Город / Казань
8. Краткое описание: Раздел: Технология ведения дома. Введение в предпринимательскую деятельность
9. Продолжительность урока: 2х45 мин(спаренный урок)

План-конспект урока по теме «Организационно-правовые формы предпринимательства»

Тема раздела «Введение в предпринимательскую деятельность».
Тема урока «Организационно-правовые формы предпринимательства».
Цели урока:
1) Образовательная – сформировать знания об основных видах и формах предпринимательской деятельности в России.
2) Развивающая – развивать у учащихся интерес к предпринимательской деятельности и умение проводить экономический анализ.
3) Воспитывающая – воспитывать инициативу и предприимчивость при выборе бизнес-идеи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (вступительная беседа, объяснение, рас-сказ); наглядные (схема «Ресурсы и факторы производства», карточки-задания); практические (практиче¬ская работа «Достоинства и недостатки организационно-правовых форм предпринимательской деятельности», тренинг «Предпринимательская идея»).
Оснащение урока:
1) Симоненко, В.Д. Технология: учебник для 10 класса общеобразовательных учре¬ждений / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М. : Вентана-Графф, 2001.
2) Схема «Ресурсы и факторы производства».
3) Канцелярские принадлежности – ножницы, клей, цветная бумага, краски.
4) Нитки, иголки, пряжа, пустые пластиковые бутылки, лоскуты, капро¬новые носки, ленты, пластинки, украшения.
Структура урока:
1) Организационная часть (5мин).
2) Повторение пройденного материала(10 мин): Групповая работа.
3) Сообщение темы и цели урока(2 мин).
4) Изучение нового материала(45 мин).
4.1 Ресурсы и факторы производства.
4.2 Предпринимательская идея
4.2.1 Тренинг «Предпринимательская идея»
4.3 Виды предпринимательской деятельности
4.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятель¬ности (частное предприятие, товарищества, общества, корпорации и др.)
5) Закрепление изученного материала(15 мин).
Практическая работа «Достоинства и недостатки организационно-пра¬вовых форм предпринимательской деятельности»
6) Подведение итогов урока(10 мин).
7) Домашнее задание (3 мин).
Ход урока:
1) Организационная часть. Приветствие, проверка явки учащихся, го¬товность учащихся.
2) Повторение пройденного материала:
Групповая форма работы – учащиеся работают в группах «партнеров по бизнесу», определившихся на первом уроке.
1-ая группа (5 человек) – отгадывает кроссворд «Предпринимательская деятельность». Группе выдается кроссворд, который приведен в приложении.
2-ая группа (5 человек) – выполняют письменную работу по написанию основных определений: предприниматель, физическое лицо, юридическое лицо, рыночная экономика, предпринимательская деятельность;
3-я группа (5 человек) – фронтальный опрос по вопросам:
1) Какой смысл вы вкладываете в понятие «предпринимательство» и «бизнес»? Дать определение этим понятиям (Ответ: Предпринимательство –это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, и под свою ответственность. Бизнес в переводе с английского – это дело, занятие, подразумевается также как лю¬бое занятие, приносящие доход, прибыль»).
2) Какие вопросы должен решить предприниматель при организации своего дела? (Ответ: Что производить? Как производить? Кто будет потреби¬телем товаров и услуг?).
3) Личные качества бизнесмена – это…(Ответ: смелость, инициатив-ность, стремление к созиданию, способность идти на риск, стремление к ус-пеху в экономической деятельности).
4) Человек занимается бизнесом, потому что … (Ответ: он стремится к получению прибыли, это способ проявления творческих возможностей, ха¬рактера, способностей человека).
3) Сообщение темы и цели урока.
4) Изучение нового материала.
4.1Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономической формации необходимы ресурсы. Ресурсы – это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства, для создания товаров и услуг. Все ресурсы подразделяются на природные, материальные, трудовые и финансовые, которые приведены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Схема «Ресурсы и факторы производства»

Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы, возникшие в условиях рынка, получили название производных. А что тогда означают «факторы производства»? В чём их отличие от «ресурсов производства»?
Давая характеристику ресурсам производства, отметим, что это всё то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ресурсы, реально вовлечённые в процесс производства. Следовательно, «ресурсы производства» – это более широкое понятие, чем «факторы производства». В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов.
Факторы – это то, что используется в процессе производства и от чего непосредственно зависит ход производства и его результаты. К ним относятся:
 природные ресурсы (земля и природные богатства);
 производственные ресурсы (здания, оборудование, станки и т.п.);
 трудовые ресурсы (люди, их физические и умственные способности).
В рыночной системе экономисты выделяют четвёртый фактор производства – предпринимательская способность. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения природных, производственных и трудовых ресурсов в единый процесс производства товаров или услуг.
4.2 В основе любого предпринимательства лежит идея. Без идеи предпринимательство существовать не может.
Новая идея – самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой на всю жизнь.
- Как вы думаете, как появляется, рождается, предпринимательская идея?
(Учащиеся могут сделать попытку ответить на данный вопрос: предприниматель изучает потребности рынка и у него появляется идея, каким видом предпринимательской деятельности заниматься; предприниматель может позаимствовать идею у других и др.)
- Сейчас попробуйте представить, что вы решили заняться предпринимательской деятельностью. Вам предстоит принять решение, что производить из того сырья, какое вы можете приобрести в данный момент. (Сырье учащимся предлагает учитель).
Тренинг «Предпринимательская идея»
Учащиеся работают в группах
1-е задание.
Каждой группе предлагается сырье. В течение 5 минут учащиеся должны предложить ряд идей, как можно использовать данное (вторичное) сырье для производства товаров. Каждая группа обеспечивается ножницами, клеем, цветной бумагой, красками и другими материалами (по необходимости).
1-я группа: пустые пластиковые бутылки;
2-я группа: лоскуты, ленты;
3-я группа: пластинки, украшения.
По истечении времени каждая группа проводит презентацию идей, представленных на рисунке 9.

Рисунок 9 – Идеи переработки вторичного сырья.

2-е задание.
Учащиеся продолжают работать в группах.
В течение 5 минут каждая группа должна определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи: место размещения производства, производственные мощности, оборудование; источники финансирования предпринимательской идеи.
По итогам выполненного задания учащиеся описывают детально свою потенциальную идею бизнеса, а также обосновывают ее. В описании учащимся следует отразить следующие моменты:
 Сущность предлагаемой бизнес-идеи.
 Описание продукта (услуги), их перечень.
 Кто является потенциальными клиентами?
 Где находятся мои клиенты?
 Что ценят мои клиенты?
 Какие мои умения, способности будут при этом использованы?
 Месторасположение бизнеса
4.2 Существует несколько видов предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансовая, страховая, посредничество.
Производственное предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель и его фирма работают в сфере непосредственного производства товаров и услуг, продавая которые получают прибыль.
В сфере коммерческого предпринимательства предприниматель выступает в роли торговца, продавая покупателю готовые товары, приобретённые им у других лиц. Прибыль получается за счёт продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
Финансовое предпринимательство – особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги. Прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с взиманием процентов.
Посредничество – специфический вид предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является составной частью производственного, финансового и коммерческого предпринимательства. Посредник стоит между производителем или продавцом с одной стороны и покупателем – с другой, соединяя их в одну цепь предпринимательской сделки. Объектом купли-продажи является информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передаёт покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по договорённости или устанавливаемым нормам.
Страховое предпринимательство – здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых услуг, предлагает лично или через посредников – страховых агентов приобрести услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности становится страховая услуга, которая продаётся за определённую плату.
Следует отметить, что все виды предпринимательской деятельности связаны между собой, так что, занимаясь одним видом, поневоле приходится сталкиваться и с другими видами.
4.4 Существует несколько форм частного предпринимательства.
По типу собственности они подразделяются на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным формам предпринимательской деятельности относятся: индивидуально-трудовая деятельность, единоличное предприятие и семейное предприятие.
Индивидуально-трудовая деятельность осуществляется без применения наёмного труда. Осуществляемая с применением наёмного труда, она регистрируется как единоличное предприятие.
Семейное предприятие отличается тем, что средства для деятельности предприятия формируются из активов семьи и все члены семьи являются собственниками предприятия, прибыль распределяется в зависимости от участия в деятельности или в ранее оговорённых целях.
Преимущества индивидуальной формы: полная самостоятельность; оперативность управления и принятия решений; прямой и непосредственный стимул для эффективной деятельности предприятия; максимум побудительных мотивов и т.д.
Недостатки: трудность привлечения больших капиталов; неопределённость сроков деятельности; неограниченность ответственности за долги; единоличный владелец не может быть специалистом во всех вопросах производства; снабжения, сбыта и др., что приводит к принятию ошибочных решений.
Коллективная форма предпринимательства осуществляется группой граждан на основе собственного имущества и различных форм привлечение имущества других физических лиц. К ней относятся: общества, товарищества корпорации, акционерные общества и др.
По характеру экономических отношений общества бывают двух видов: с ограниченной и неограниченной ответственностью.
Общество с дополнительной ответственностью – форма предпринимательской деятельности, при которой все члены коллектива несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом. Это означает, что необязательно вносить членам коллектива равные части капитала и распределять поровну доходы, но в случае неудачи каждый из них несёт ответственность не только пропорционально своей доле, но покрывает убытки и других партнёров.
Общество с ограниченной ответственностью – это учреждённое одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли, размеры которых определены учредительными документами; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, своими вкладами.
Товарищества – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности, но не капиталов. Различают полное (открытое) товарищество и коммандитное (на вере).
Полное товарищество предполагает, что каждый партнёр участвует в делах товарищества и несёт полную ответственность по обязательствам не только вложенным капиталом, но и всем имуществом.
Коммандитное товарищество – объединение, состоящее из полных товарищей, несущих ответственность только в пределах своего вклада (коммандиты).
Достоинства товариществ: легко организовать; экономические (материальные, трудовые, финансовые) возможности возрастают; возникает возможность привлекать к работе квалифицированных специалистов;
Недостатки: ограниченность в финансовых ресурсах; неоднозначное понимание целей деятельности; неограниченная ответственность партнеров не только за свои собственные решения, но и за последствия действий других; сложность определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, разделе имущества; непредсказуемость, обусловленная выходом из фирмы одного из её партнёров;
Корпорация – это правовая форма бизнеса, созданная для совместного ведения хозяйственной деятельности путем объединения капитала с целью получения прибыли.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделён на определённое количество частей (акций) равной номинальной стоимости. Существуют два типа акционерных обществ: открытое и закрытое.
Открытым акционерным обществом называется общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество – акции распространяются только среди учредителей (среди заранее определённого круга лиц).
Достоинства ОАО: члены общества несут ограниченную ответственность; процедура купли-продажи доли участия (акций) несложная; эта форма является более эффективной для привлечения дополнительного капитала на развитие производства, т.е. можно взять заём.
Недостатки: учреждение акционерного общества – дело сложное и трудоёмкое; является объектом двойного налогообложения (во-первых, как самостоятельное юридическое лицо платит налог с прибыли; во-вторых, часть прибыли, распределяемая между акционерами в качестве дивиденда, облагается налогом ещё раз как личные доходы граждан); трудность в принятии единого решения.
Каждая из предпринимательских форм имеет свои преимущества и недостатки, поэтому, открывая своё дело, предприниматели сами выбирают ту или иную форму деятельности, руководствуясь личными интересами.
5) Закрепление изученного материала:
В качестве закрепления необходимо выполнить:
а) Практическую работу «Достоинства и недостатки организационно-правовых форм предпринимательской деятельности», заполнив таблицу 5.
В тетради и заполните таблицу, перечислив предприятия каждой формы собственности, их достоинства и недостатки.
б) Определите, какие необходимы ресурсы для организации фирмы по выпечке хлебобулочных изделий. Выберите организационно-правовую форму для данного вида деятельности.
6) Подведение итогов урока. Обсуждение ошибок, выставление оценок.
7) Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Новая идея – самый дешёвый ресурс и самый большой дефицит». Материал по учебнику параграф 3, ответить на вопросы на странице 22.

Таблица 24 – Организационные формы предпринимательства

Форма
собственности Достоинства Недостатки
1 2 3
Частная – полная самостоятель-ность и свобода;
– оперативность управ-ления и принятия реше-ний; максимум побуди-тельных мотивов;
– прямой и непосредст-венный стимул для эф-фективной деятельности предприятия. – трудность привлечения больших капиталов;
– неопределённость сроков деятельности;
– неограниченность ответ-ственности за долги;
– единоличный владелец не может быть специалистом во всех вопросах производ¬ства
Общество
с дополнительной
ответственностью
– финансовая сила;
– свобода и оператив-ность действий;
– дополнительные воз-можности в менедж-менте.
- неограниченность ответст¬венности партнёров;
– возможность взаимного недоверия;
– недостаток опыта;
– не находит большого рас¬пространения.
Товарищества
– легко организовать;
– экономические (матери¬альные, трудовые, финансо¬вые) возможности возрас-тают;
– возникает возможность привлекать к работе квали¬фицированных специали¬стов.
– ограниченность в фи-нансовых ресурсах;
– неоднозначное пони-мание целей деятельно¬сти;
– сложность определе¬ния меры каждого в до-ходе/убытке фирмы, разделе имущества
– непредсказуемость, обусловленная выходом из фирмы одного из партнёров.

Окончание таблицы 24

1 2 3
Акционерное
общество
– члены общества несут ог-раниченную ответствен-ность;
– процедура купли–продажи доли участия несложная;
в случае смерти акционера его доля переходит к на-следникам;
– эта форма является эффек-тивной для привлечения до-полнительного капитала на развитие производства, то есть можно взять заём. - учреждение АО дело трудоёмкое;
– является объектом двойного налогообло-жения
1. как самостоятельное юридическое лицо пла-тит налог с прибыли,
2. часть прибыли в виде дивиденда облагается налогом как личные до¬ходы граждан;
– трудность в принятии единого решения.

Урок № 10

Цель: выяснить, что такое предпринимательство, каковы его виды, что такое предпринимательские правоотношения и каковы их источники;

Ход урока

I . Орг. момент

1. Фронтальный опрос по вопросам 1-6 по вопросам к §4.

Налоги, которые платят фирмы:

прямые (налог на прибыль = 35%от валовой прибыли- разницы между всеми доходами и расходами; доходы банков, страховых кампаний, бирж, тех, кто занимается посреднической деятельностью = 43%, игорного бизнеса = 90%; не платят налог с той части прибыли, что используется на инвестиции в развитие производства, на научные исследования, благотворительность; не платят налог с/х производители)

косвенные:

НДС (введен в 1960-гг, в России - с 1992 г., дает 1/3 федерального бюджета. облагается прирост стоимости товара на всех стадиях его производства и по мере продвижения товара к потребителю). НДС=18%, на товары для детей и товары первой необходимости -10%.

Вносы в различные фонды (пенсионные, соц. страхования, ОМС) – это тоже своего рода налоги.

Высокие ставки налогов снижают деловую активность и мотивацию к труду.

    Решение задач

№3 Расчет суммы издержек

постоянных

Сумма(тыс. руб)

Переменных

Сумма (тыс. руб)

Подготовка и переподготовка кадров

Страхование имущества

З/плата рабочих

Транспортные услуги

№4 Рентабельность = прибыль / затраты = 100 млн. руб / 60 млн. руб = 1 666 667 руб.

III . Изучение нового материала:

1. Рассказ учителя

БИЗНЕС (англ. business), - деятельность, дело, занятие, приносящее доход.

Предпринимательство. (предпринимательская деятельность) - инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Попытка создать, придумать что-то новое или улучшить существующее.

Индивидуальное предпринимательство – такая форма предприятия, при которой физическое лицо обладает правом осуществления предпринимательской деятельности. Для данной формы характерно то, что предприниматель занимается коммерческой деятельностью, не регистрируя юридическое лицо, осуществляет всю работу самостоятельно и не имеет права нанимать работников. Индивидуальное предпринимательство осуществляется на базе собственного имущества и денежных средств предпринимателя. ГК РФ предусмотрено два вида подобной деятельности личное предпринимательство , когда бизнес ведет один гражданин, и совместное , при котором деятельность осуществляется несколькими индивидуальными предпринимателями вместе. Совместное индивидуальное предпринимательство: семейное предпринимательство или простое товарищество, основанное на договоре о совместной хозяйственной деятельности. Данная организационно-правовая форма обладает определенными достоинствами и недостатками. К первым можно отнести упрощенный режим получения разрешения на ведение коммерческой деятельности, т. к. с момента государственной регистрации, гражданин имеет право заниматься собственным делом, при этом не образуя юридического лица (ИПБОЮЛ). Безусловным достоинством данной формы является и упрощенная система налогообложения – так называемый, единый налог. То есть предприниматель выплачивает ежемесячно строго фиксированную сумму налога, которая регулируется НК РФ. К недостаткам относится ограничение в кредитовании , кроме того, индивидуальный предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, даже личным.

2.Работа с текстом : Что такое предпринимательские правоотношения? Предпринимательские правоотношения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, связанные с ними некоммерческие отношения по гос. регулированию экономики. Каковы источники предпринимательского права? Конституция РФ (ст.43) ГК РФ НК РФ БК РФ КоАП законы РФ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». «О лицензировании отдельных видов деят-сти», «об АО», «О приз. Кооперативах», «О финансово-промышленных группах»……. + законы, направленные на защиту конкуренции – см. с. 36). Субъекты предпринимательских правоотношений - частники предпринимательских правоотношений. Предпринимательской деятельностью могут заниматься и юридические лица - фирмы (предприятия) - самостоятельно хозяйствующие субъекты, созданные (учрежденные) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации ипризнания ЮЛ фирма обладает следующими признаками : имеет в своей собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество; отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с

кредиторами;

имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими

имеет право быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс и своевременно представляет установленную государственными

органами отчетность;

имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

3. Работа со схемой

Организационно-правовые формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Хозяйственные товарищества и общества - это коммерческие орга­низации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) его участ­ников.

Полное товарищество - это коммерческая орга­низация, участники которой соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. То варищество на вере (коммандитное товарищество) - это коммерческая орга­низация, в которой на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Коммандитисты не обладают правом участвовать в управлении делами товарищества. Количество участников не должно быть меньше 2. Вкладчики - граждане, юридические лица, учреждения. ООО – это такая структура, учредители которой образуют хозяйственное общество с капиталом, разделенным на определенные доли и несут ответственность только в пределах тех сумм, которые были внесены ими в уставной фонд. Это общество может быть учреждено одним или несколькими лицами.

ОДО - общества участники которого несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. В случае, когда данных сумм недостаточно для покрытия убытков, отвечают собственным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном их взносам в уставной капитал. Участники ООО и ОДО принимают решения, касающиеся управления обществом, и получают доходы пропорционально их вкладам в уставной фонд предприятия.

Доли всех участников хозяйственного товарищества или общества пропорциональны их вкладам в уставной капитал организации . Не следует понимать под вкладом только денежные средства, вложить в дело участник может, например, акции и ценные бумаги, технику, недвижимое имущество, права пользования.
Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО). Оно вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Преимуществами АО являются финансовая мобильность, то есть возможность продавать акции и вкладывать полученные средства в развитие дела или его конкретного направления, ограничение ответственности акционеров позволяет привлекать к делу большее количество участников. Недостатки: сложности с оформлением и регистрацией АО, выпуск акций тоже сопряжен с различными сложностями, при выплате дивидендов по акциям возникает двойное налогообложение, то есть первый раз дивиденд облагается налогом, как прибыль предприятия, а второй раз – как прибыль конкретного лица – акционера. Документами, на основе которых осуществляют свою деятельность хозяйственные товарищества и общества, являются учредительный договор и устав. АО действуют на основании устава, ООО и ОДО – на основании учредительного договор и устава , а товарищества – только учредительного договора.

Кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии. в круг участников кооператива могут включаться и те, кто работает в них по трудовым договорам, отдельные юридические лица. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участие Имущественный фонд кооператива складывается из денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, а также доходов, полученных от хозяйственной деятельности. Недостатком данного вида предприятия служит финансовая нестабильность и ограниченность ресурсов, самообеспечение (его деятельность зависит от слаженной работы всех его членов(.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

IV . Д/З. §5 до с. 50, вопросы 1-3, ЗАД.4

Урок № 11 Тема «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Цель: закрепить понятия выяснить по изученной теме,

Развивать навыки преобразующей деятельности уч-ся;

Способствовать совершенствованию экономической и правовой культуры уч-ся.

Ход урока

I . Орг. момент

II . Повторение изученного материала

1. Вводное слово учителя

2.Самостоятельная работа с учебником, составление таблицы (30 мин)

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Участники

Учредительные

документы

Ответственность

Хозяйственное товарищество

Не менее 2.

Учредительный

Разделен на

доли (вклады)

его участ­ников

Неограниченная ответственность

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации

Минимальный размер капитала не установлен

Солидарная ответственность. Участник, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с учредителями по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам, возникшим до момента его выбытия, в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Неполное (товарищество на вере, коммандитное товарищество)

Вкладчики (коммандисты) - граждане, юридические лица, учреждения

Участники-вкладчики (коммандисты) несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов

хозяйственные общества

граждане и юридические лица (от 1 до 50)

Учредительный договор и устав

Разделен на доли (вклады) его участ­ников. Вкладом могут быть деньги, ценные бумаги, материальные ценности

Неограниченная и ограниченная ответственность

Уставной капитал не менее 100 МРОТ

Только в пределах тех сумм, которые были внесены учредителями в уставной фонд.

Субсидиарная ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов. Если данных сумм недостаточно для покрытия убытков, учредители отвечают собственным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном их взносам в уставной капитал.

Граждане и юридические лица

Разделен на определенное число акций

Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив

Физические и юридические лица

Денежные и материальные взносы членов кооператива, стоимость произведенной им продукции, доходы, полученные от хозяйственной деятельности

Субсидиарная ответственность.

Унитарное предприятие

Государство и муниципалитеты

Имущество неделимо и не может быть распределено вкладом (долям, паям) между работниками, продано или сдано в аренду

Имущественную ответственность несут учредители

III . Закрепление изученного материала:

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

Осознание значимости правовых механизмов регулирования экономической сферы общественных отношений;

Формирование правосознания и правовой культуры;

Способность ставить цели и строить жизненные планы в социально-трудовой сфере;

Формирование активной жизненной позиции;

метапредметных:

Умение анализировать и сопоставлять тенденции экономического развития общества с изменениями нормативно-правовой базы;

Формирование уважительного отношения к собственности, предпринимательской деятельности;

Способность анализировать реальные социальные ситуации для осуществления экономических действий, основанных на правомерном поведении;

Формирование навыка выявления причинно-следственных связей при анализе экономико-правовых явлений;

предметных:

Владение понятиями «предпринимательские правоотношения», «принципы предпринимательского права», «лицензирование», «государственная регистрация»;

Анализ предпринимательских правоотношений как особого вида правоотношений;

Умение объяснять явления социальной действительности с опорой на базовые понятия права.

Задачи занятия:

1) сформировать представления о предпринимательском праве как отрасли российского права;

2) охарактеризовать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

3) представить основные проблемы правового регулирования предпринимательства в современном обществе.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема знакомит учащихся с основами правового регулирования предпринимательской деятельности - базовыми знаниями из области предпринимательского права. Изучение материала осуществляется на основе ранее полученных знаний об основных участниках экономики (7 класс), о праве как особом регуляторе общественных отношений (10 класс). Богатый иллюстративный и фактический материал о различных сторонах истории предпринимательства, в том числе отечественного, предоставляют школьные курсы истории, экономической географии, экономики. Всё это позволяет сформировать представление об основных нормах предпринимательского права и регулировании правоотношений предпринимателей на практике. Полученные знания старшеклассники могут применить в реальной жизни, что позволяет действующее российское законодательство. Юноши и девушки имеют возможность заниматься предпринимательской деятельностью в различных сферах (о которых упоминается в тексте) и законным путём зарабатывать деньги.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Конституция Российской Федерации (любое издание).

Ершова И. В. Предпринимательское право. Вопросы и ответы. - М., 2009. - Главы I-IV.

Ефимова О. В. Предпринимательское право. - М., 2013. - Гл. 1, 2.

Обществознание. Школьный словарь (любое издание).

Просветов Г. И. Стратегия и тактика ведения бизнеса. - М., 2012. - Гл. 5.

Райзберг Б. А. Основы бизнеса: учеб, пособие. - М., 2009. - Гл. 2, 4, 5, 11.

Журналы «Свой бизнес», «Профиль», «Итоги», «Коммерсант» и др.

Оборудование

Компьютер, проектор, раздаточный материал для обсуждения, карточки с заданиями к упражнениям и с тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант . Традиционные (комбинированные) уроки - проведение школьной лекции, беседа по основным фрагментам темы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, работа с документами, выполнение заданий, обсуждение проблемных вопросов, анализ реальных ситуаций, итоговое закрепление материала.

2-й вариант . Уроки самостоятельного изучения учащимися учебного текста. Возможна организация как индивидуальной самостоятельной работы учащихся, так и работы в группах.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вводную часть урока целесообразно начать с обращения к понятию «правоотношение», изученному в 10 классе, чтобы подвести учащихся к конкретизации понятия предпринимательских правоотношений. Для этого полезно организовать беседу по следующим вопросам: 1) Что мы понимаем под предпринимательской деятельностью в целом? 2) Когда и в каком блоке тем мы изучали определение «правоотношения»? 3) Почему предпринимательская деятельность требует правовой регламентации? 4) Как связаны экономическая и правовая сферы жизни общества?

В обсуждение могут быть включены и проблемные вопросы, сформулированные в начале параграфа.

Учитель помогает обобщить результаты беседы и сделать необходимые выводы о роли правового регулирования экономической сферы.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Правовые основы предпринимательства.

2. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3. Как открыть своё дело.

1. Учебный материал строится вокруг понимания предпринимательства как правового явления и изучения базового понятия предпринимательских правоотношений. Один из возможных вариантов - беседа с учащимися по следующим вопросам: 1) Предпринимательство как юридический термин. 2) Предпринимательские правоотношения - основное понятие предпринимательского права. 3) Источники предпринимательского права. 4) Принципы правового регулирования предпринимательства в Российской Федерации.

Предпринимательство чаще рассматривается как понятие экономическое (например: Обществознание. Школьный словарь. 10-11 кл.). Рекомендуем сделать акцент на том, что при изучении темы речь пойдёт о понимании предпринимательства как явления с точки зрения права. На основе изученного ранее блока правовых тем (10 класс) конкретизируем понятие предпринимательских правоотношений. Необходимо обратить внимание учащихся также на существенную особенность предпринимательского права - достаточно широкий круг источников. При рассмотрении принципов правового регулирования предпринимательской деятельности можно чуть подробнее остановиться на рассмотрении принципа поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости монополизации рынка. Следует проиллюстрировать материал фактами, связанными с периодом становления предпринимательского права как отрасли: в 1991 г. вышел Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в 1995 г. был издан Закон РФ «О естественных монополиях», а в 1999 г. потребовалось введение Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Рассмотрение принципа многообразия форм собственности позволяет перейти к изучению вопроса об организационно-правовых формах предпринимательства.

2. Учебный материал позволяет более подробно познакомиться с участниками предпринимательских правоотношений - субъектами предпринимательского права, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие организации или государство. При этом организационно-правовые формы коммерческих организаций крайне разнообразны. Систематизировать полученные знания поможет таблица, которая может быть дана учителем по ходу объяснения. Можно попросить учащихся самостоятельно заполнить по мере объяснения учебного материала предложенные учителем столбцы.

Субъекты предпринимательских правоотношений

Достаточно подробное описание ряда наиболее распространённых форм предпринимательской деятельности в тексте учебника ставит целью подвести учащихся к их сопоставлению, сравнению. Организовать работу учащихся с текстом поможет сравнительная таблица, заполнение которой предложено в задании 1.

В зависимости от уровня подготовки учащихся заполнение таблицы может происходить самостоятельно или с поясняющими комментариями учителя. При этом таблица заполняется целиком или частично, а работа учащихся может быть организована индивидуально или в группах. Обратим внимание на то, что заполнить самостоятельно таблицу до конца (раздел «Учредительные документы») учащиеся смогут только после знакомства с материалом раздела параграфа «Как организовать своё дело».

Итоговый вариант заполненной таблицы может выглядеть следующим образом:

Организационно-правовая форма

Участники (кем создаётся)

Учредительные

документы

Ответственность

Индивидуальный предприниматель

Физические лица (граждане)


Не оговорён

По всем обязательствам отвечает своим имуществом

Товарищество полное

Юридические лица (ИП и коммерческие организации)

Учредительный договор

Не оговорён

По всем обязательствам товарищества отвечают своим имуществом солидарно

Товарищество на вере

Юридические лица (ИП и коммерческие организации) и участники-вкладчики

Учредительный договор

Не оговорён

По всем обязательствам товарищества юридические лица отвечают своим имуществом солидарно, участники-вкладчики - в пределах внесённых вкладов

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Устав, учредительный договор

По всем обязательствам отвечают в пределах внесённых вкладов

Открытое акционерное общество (ОАО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации

Не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Физические и юридические лица (граждане) и коммерческие организации. По количеству выпущенных акций

Не менее 100 минимальных размеров оплаты труда

Акционер не отвечает по обязательствам общества

Государственные и муниципальные организации и предприятия

Руководитель предприятия, исполнительный орган

Является государственной или муниципальной собственностью

Отвечает перед государственной или муниципальной властью

Видимо, следует предложить учащимся проанализировать взаимосвязь организационных форм предпринимательской деятельности и степень заинтересованности работающего. Для этого можно обратиться к фрагменту текста ведущего российского экономиста В. Попова «Работник и отношения собственности» (Дидактические материалы, тема 33, текст 2, с. 117).

Закрепить изученный материал о предпринимательских правоотношениях и об организационно-правовых формах предпринимательства позволит рассмотрение первого практического вывода к параграфу. Можно рекомендовать учащимся к уже сформулированным пяти правилам достижения успеха в предпринимательской деятельности добавить своё (шестое, седьмое?) правило. Возможно, учащиеся сами выделят значимость грамотного правового оформления предпринимательской деятельности. Также можно работать с источниками и организовать сравнение условий успешного бизнеса, выделенных М. Смоллом и Дж. Рокфеллером (Дидактические материалы, тема 36, текст 3, с. 129). Также целесообразно вместе с учащимися разобрать высказывание П. Друкера (задание 5) и прокомментировать его. Полезно также использовать задание 4 к параграфу о частном случае неправильного оформления предпринимательской деятельности.

3. Последний вопрос в большей степени касается применения полученных знаний на практике. Учащимся можно предложить следующую информацию. Экономисты выделяют разные виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое и финансово-кредитное, страховое, посредническое и т. д. В зависимости от отрасли хозяйственной деятельности производственное предпринимательство может быть связано с промышленностью, строительством, сельским хозяйством и т. д. Риск, что затраты на продукцию окажутся слишком высокими, товар не будет соответствовать требуемому качеству, а поэтому не найдёт своего покупателя, приводит к тому, что развитие бизнеса в производственной сфере тормозится. Это характерно и для современной России. Российский импорт в 2012 г. составил 312,6 млрд долл., увеличившись по сравнению с 2011 г. на 2,3%. До 50% потребляемой сельскохозяйственной продукции производится за рубежом.

Учёные считают, что именно от производственного предпринимательства зависят экономический рост и уровень социального развития общества (попробуйте обосновать почему). Другой вид предпринимательства (коммерческо-торговое) развивается в России достаточно быстро. Эта деятельность мобильна, быстрее приспосабливается к потребностям общества, так как непосредственно связана с конкретным потребителем. Финансово-кредитное предпринимательство в нашей стране представляет собой достаточно молодой, но быстро развивающийся бизнес. В России активно работают финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Учащимся можно предложить подумать над вопросом: будет ли принципиально различаться правовое оформление предприятия коммерческо-торгового, производственного или финансово-кредитного профиля?

Далее можно перейти к выполнению задания 2 к параграфу - составлению «Памятки начинающего предпринимателя». Это может быть самостоятельная работа учащихся, возможно, при выполнении задания потребуется комментарий учителя.

«Памятка начинающего предпринимателя» может содержать несколько этапов. Мы предлагаем максимально подробное описание, учитель может предложить выделить наиболее значимые этапы.

I. Принятие решения и его оформление

Издание постановления государственной власти о создании предприятия.

Протокол заседания учредителей - решение о создании предприятия.

Единоличное решение человека заняться предпринимательской деятельностью


II. Подготовка учредительных документов

Разработка устава.

Составление учредительного договора

III. Проверка наименования фирмы на неповторяемость

(по желанию заявителя)

IV. Формирование уставного капитала, паевого фонда, уставного фонда

V. Подача документов для регистрации

Необходимые документы: заявление, учредительные документы. Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц.

Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины

VI. Оформление свидетельства о государственной регистрации и внесение юридического лица в Единый государственный реестр

VII. Регистрация в органах статистики

VIII. Открытие расчётного счёта в банке

IX. Изготовление печати

X. Постановка на учёт в налоговом органе

Присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН предприятия).

Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. Занесение в государственный реестр предприятий

XI. Постановка на учёт в государственных внебюджетных социальных фондах

Пенсионный фонд.

Фонд обязательного медицинского страхования.

Фонд государственного социального страхования.

Фонд занятости

«Памятка начинающего предпринимателя» - руководство, содержащее информацию о том, что следует делать. Можно обсудить и вопрос о том, чего делать не следует. Нарушение правил правового регулирования предпринимательской деятельности может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность. Проиллюстрировать это можно, обратившись к фрагментам документов, предложенным в конце параграфа.

Дополнительным вопросом к текстам документов, помимо предложенных в учебнике, может быть вопрос о нарушении правил лицензирования. Предложите учащимся подумать, почему лицензированию профессиональной деятельности государство придаёт важное значение.

Этап закрепления

Завершая изучение темы, можно предложить выполнить в группах следующее задание. Учащиеся должны ответить на вопросы: 1) Какое дело вы решили бы открыть в будущем? 2) Почему выбор остановился на предприятии коммерческо-торговой (производственной или финансово-кредитной) сферы деятельности? 3) Необходима ли для осуществления задуманного государственная регистрация, получение лицензии? 4) Какая организационно-правовая форма наиболее приемлема для реализации задуманного? 5) Каков будет алгоритм создания вашей фирмы?

Если учащиеся затрудняются сами определить сферу возможного применения предпринимательских способностей и открытия своего дела, то учитель может предложить набор ситуаций, анализируя которые учащиеся отвечают на поставленные выше вопросы. Примерами таких ситуаций могут быть:

1. Торговля сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебном участке.

2. Открытие ателье по пошиву одежды.

3. Розничная торговля (книги, аудиодиски и др.) посредством Интернета.

4. Организация досуговой деятельности (дискотеки, тематические вечера, детские праздники, мастер-классы).

5. Организация экскурсий (пешеходных, автобусных).

6. Изготовление сувенирной продукции, изделий прикладного творчества.

Систематизировать полученные знания поможет повторное обращение к практическим выводам по теме - о существующих правилах достижения успеха в предпринимательской деятельности и значимости грамотного правового её оформления. Возможно и обращение к вопросам: зачем человеку открывать своё дело? Чем рискует предприниматель? Может ли быть прибыль без риска? А риск без прибыли? Каждый ли может быть предпринимателем?

В завершение изучения темы можно обратиться к проблемам этики предпринимательства. Данная проблема удачно освещена в учебном пособии Б. А. Райзберга (Райзберг Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М., 2009. - Раздел 11.1).

Проверить результативность усвоения изученного можно с помощью заданий.

1. Физическое лицо становится субъектом предпринимательского права, если оно регистрирует:

2) фермерское хозяйство

3) производственный кооператив

2. Что из перечисленного ниже является коммерческой организацией?

1) общество с ограниченной ответственностью

2) фермерское хозяйство

3) индивидуальное предпринимательство

4) муниципальное унитарное предприятие

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Предпринимательское право - комплексная ____________________ (А) права, нормы которого регулируют отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею. ____________________ (Б) предпринимательского права являются физические лица, ____________________ (В), государство. Предпринимательское право относится к области регулирования ____________________ (Г) права. Основными ____________________ (Д) предпринимательского права являются ____________________ (Е), Гражданский кодекс РФ, другие законы, например «О защите прав потребителей».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) источники

2) Конституция РФ

3) частное

4) Семейный кодекс РФ

5) объекты

6) юридические лица

7) публичное

8) отрасль

9) субъекты

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.







Домашнее задание

Учебник, § 6. Задание 5 и вопросы для самопроверки. Работа над эссе (по образцу работы в материалах ЕГЭ). Тема «Размышления над высказываниями выдающихся людей, представленными в рубрике «Мысли мудрых».

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект «Правовая грамотность граждан России в области предпринимательского права (социологический опрос)».

Конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе

Тема урока: Правовые основы предпринимательской деятельности

Цель урока: способствовать закреплению у учащихся знания правовых основ предпринимательской деятельности через организацию проектной деятельности и решения экономических задач, понимания важности этих знаний в жизни.

Задачи:

1) актуализировать знания учащихся о правовых основах предпринимательской деятельности;

2) развивать у учащихся умение применять на практике полученные знания: составлять проект своего дела, решать задачи; развивать навыки проектной деятельности;

3) способствовать формированию экономической культуры учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний

Форма урока: урок - практикум

Оборудование:

1.Проектор, презентация «Правовые основы предпринимательской деятельности»

2.Конституция РФ

3.Пакет с раздаточным материалом –карточки с заданием, опознавательные карточки.

4. Записи на доске. Эпиграф

За каждым гражданином закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

(Конституция РФ, статья 34)

План содержания урока

Ход урока.

1. Оргмомент

Английский экономист – учёный Адам Смит считал одним из важнейших условий процветания государства – отсутствие препятствий для развития личной инициативы, что является основой предпринимательской деятельности. Рыночные отношения напрямую связаны с проявлением экономической самодеятельности людей. В России предпринимательская деятельность началась в 90 – е годы, а в настоящее время она усилила свою значимость.

Как вы определите цель нашего урока?

Работаем по следующему плану (слайд 1)

1.Мир предпринимательства. (Актуализация знаний)

2. Своё дело (Защита проектов)

3. Правовые основы предпринимательства (Решение практических задач)

2. Работа по теме урока

А) Актуализация знаний учащихся по вопросу о предпринимательстве.

- ? Что же означает термин «предпринимательская деятельность» ? (слайд 3)

-? Предпринимательство и бизнес – это синонимы? (слайд 4)

Что относится к субъектам и объектам предпринимательства? (слайд 5)

- ? Кто может быть предпринимателем? (слайд 6)

- Назовите виды предпринимательства (слайд 7)

- Вспомните основные формы предпринимательства (слайд 8)

Релаксационная музыкальная пауза . (слайд 9)

Учитель : Очень важно не только усвоить теорию, но и применять свои знания на практике. На следующем этапе работы вам предстоит это сделать.

Б) Практикум. Выполнение практических заданий. Групповая работа.

Задание № 1 . Защита проекта

« Моё представление об организационно – правовой форме для осуществления предпринимательской деятельности» (слайд 10)

Задание № 2. Заполните сравнительную таблицу (слайды 10, 11)

Линии сравнения

ООО

ОАО

Производственный кооператив

Количество участников

бизнес

ответ

Линии сравнения

ООО

Общество с ограниченной ответственностью

ОАО

Открытое акционерное общество

Производственный кооператив

Ответственность по обязательствам

Размер вклада

Сумма стоимости акций

Равна паю

Количество участников

Не более 50

Не ограничено

Не менее5

бизнес

средний

крупный

мелкий

Задание № 3 . Решение задач (слайд 13)

№1

Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие ещё права есть у его работников? Назовите 2 таких права. (право на передачу и продажу акций, право на выход)

№ 2

Фирма « Аэлита» возникла в результате объединения лиц и имущества. Учредительным документом фирмы является учредительный договор. Участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Какую организационно – правовую форму представляет собой « Аэлита»? (полное товарищество)

№ 3

Что общего у ООО и АО? (ответ: 3)

№ 4

На общем собрании производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество.Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление овыходе из кооператива. Что должен получить Н. при расчёте? (свой пай и часть имущества, соответствующего этому паю)

Задание № 4 .Назовите условия успешного предпринимательства (слайды 14, 15)

3. Рефлексия

Учитель: Обратимся к эпиграфу урока

Как он связан с содержанием урока?

К каким размышлениям привёл вас сегодняшний урок? Что дал он вам?

Оценка учителем работы класса в целом и каждого ученика в отдельности.

4. Домашнее задание: параграф 6, составить схемы, выписать понятия.

Используемая литература:

1.Л.Н. Боголюбов. Обществознание 11 класс, базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.

2. А.Б. Безбородов, В.В. Минаев. Обществознание в вопросах и ответах.– М.: Проспект, 2012.

3.П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. – М.: АСТ, 2014.

4.Г.О.Аствацатуров. Модульно – редуктивное обучение на уроках истории и обществознания. – В.: Учитель, 2009.

Задача №1

Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход». Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы предприятия. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию.

Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие ещё права есть у его работников? Назовите 2 таких права.

Задача № 2

Фирма « Аэлита» возникла в результате объединения лиц и имущества. Учредительным документом фирмы является учредительный договор. Участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Какую организационно – правовую форму представляет собой « Аэлита»?

Задача № 3

Что общего у ООО и АО?

  1. Минимальное количество участников – 1, максимальное – 50
  2. Уставной капитал состоит из стоимости долей участников
  3. Учредителями могут быть граждане и юридические лица
  4. Общество может быть открытым и закрытым

Задача № 4

На общем собрании производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество.Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление овыходе из кооператива. Что должен получить Н. при расчёте?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правовые основы предпринимательской деятельности 1.Мир предпринимательства. (Актуализация знаний) 2. Своё дело (Защита проектов) 3. Правовые основы предпринимательства (Решение практических задач)

«самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается

Согласно статье 34 Конституции РФ за каждым гражданином закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Бизнес Предпринимательство Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами. Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Экономическая свобода Поддержание конкурентной среды в экономике Создание правового поля для развития предпринимательства Условия успешного развития предпринимательской деятельности в государственном масштабе

Предпринимательство Субъекты Объекты частные лица различные ассоциации (акционерные общества, кооперативы) государство любые виды хозяйственной деятельности коммерческое посредничество торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами

Предприниматели Юридические лица Организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей. Физические лица Человек, участвующий в эко- номической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Он действует от собственного имени, может заниматься предпринима- тельством с момента госу- дерственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Коммерческие юридические лица Некоммерческие юридические лица

Виды предпринимательства Вид Сущность Производственное предпринимательство Осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей Коммерческое предпринимательство Состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции Финансовое предпринимательство Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги. Посредническое предпринимательство Проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. Страховое предпринимательство Особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, которые возвращается только при наступлении страхового случая.

Формы предпринимательства Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы (артели) Государственные и муниципальные унитарные предприятия Полные товарищества Товарищества на вере Акционерные общества Общества с ограниченной ответственностью Общества с до-полнительной ответственнос-тью Открытые акционерные общества Закрытые акционерные общества

Задание № 1 Защита проекта « Своё дело. Моё представление об организационно – правовой форме для осуществления предпринимательской деятельности»

Задание № 2 Линии сравнения Общество с ограниченной Ответственность (ООО) Акционерное Общество (ОАО) Производственный кооператив Ответственность по обязательствам Количество участников бизнес Заполните сравнительную таблицу

Линии сравнения ООО Общество с ограниченной ответственностью ОАО Открытое акционерное общество Производственный кооператив Ответственность по обязательствам Размер вклада Сумма стоимости акций Равна паю Количество участников Не более 50 Не ограничено Не менее 5 бизнес средний крупный мелкий

Задание № 3 Решите задачи (на карточках)

Назовите условия успешного предпринимательства Задание № 4

За каждым гражданином закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. (Конституция РФ, статья 34) Эпиграф