5 (100%) 1 vote

Япония не поддерживала Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, и жестокие тюремщики вольны были творить с пленниками что угодно: морить их голодом, пытать и издеваться, превращая людей в истощенные полутрупы

Когда после капитуляции Японии в сентябре 1945 года войска союзников начали освобождать военнопленных из японских концентрационных лагерей, их глазам предстало ужасающее зрелище.

Японцы, не поддерживавшие Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, издевались над попавшими в плен солдатами, превращая их в живые скелеты, обтянутые кожей.

Истощенных пленных японцы постоянно подвергали пыткам и издевательствам.

Обитатели лагерей с ужасом произносили имена надзирателей, прославившихся особым садизмом. Некоторые из них впоследствии были арестованы и казнены как военные преступники.

Заключенных в японских лагерях кормили чрезвычайно скудно, они постоянно голодали, большинство из оставшихся в живых к моменту освобождения находились в крайней степени истощения.


Десятки тысяч голодающих военнопленных постоянно подвергались издевательствам и пыткам. На снимке — пыточные приспособления, обнаруженные в одном из лагерей военнопленных освобоившими лагерь войсками союзников.

Пытки были многочисленными и изобретательными. К примеру, большой популярностью пользовалась «водяная пытка»: надзиратели сначала заливали пленному в желудок через шланг большой объем воды, а затем прыгали на его раздувшемся животе.


Некоторые надзиратели особенно прославились своим садизмом. На снимке — лейтенант Усуки, известный среди пленных как «Черный принц».

Он был надсмотрщиком на строительстве железной дороги, которую военнопленные называли «дорогой смерти». Усуки избивал людей за малейшую провинность или даже безо всякой вины. А когда один из пленных решился бежать, Усуки лично отрубил ему голову на глазах у остальных заключенных.

Еще один жестокий надсмотрщик — кореец по прозвищу «Безумный полукровка» — также прославился жестокими избиениями.

Он буквально забивал людей до смерти. Впоследствии он был арестован и казнен как военный преступник.

Очень тмногие британские военнопленные в плену подверглись ампутации ног — как из-за жестоких пыток, так и из-за многочисленных воспалений, причиной которых в условиях влажного теплого климата могла стать любая ранка, а при отсутствии адекватной медицинской помощи воспаление быстро перерастало в гангрену.


На снимке — большая группа пленных-ампутантов после освобождения из лагеря.


Многие пленные к моменту освобождения буквально превратились в живые скелеты и уже не могли самостоятельно встать.


Ужасающие снимки делались офицерами союзнических войск, освобождавших лагеря смерти: они должны были стать свидетельствам военных преступлений японцев в ходе Второй мировой.

Во время войны в плену у японцев оказались более 140 тысяч солдат союзнических войск, включая представителей Австралии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Нидерландов, Великобритании, Индии и США.

Труд заключенных японцы использовали на строительстве шоссе, железных дорог, аэродромов, для работы в шахтах и на фабриках. Условия труда были невыносимыми, а количество еды — минимальным.

Особенно ужасной славой пользовалась «дорога смерти» — железнодорожная ветка, строившаяся на территории современной Бирмы.

На ее строительстве были задействованы более 60 тысяч военнопленных союзников, около 12 тысяч из них умерли в ходе строительства от голода, болезней и издевательств.

Японские надсмотрщики, как могли, издевались над заключенными.

Около 36 000 военнопленных были перевезены в центральную Японию, где работали на шахтах, судоверфях и заводах по производству боеприпасов.


Пленники оказывались в лагере в той одежде, в которой были захвачены японскими войсками. Других вещей им не выдавали: лишь иногда, в некоторых лагерях они получали рабочую одежду, которая надевалась лишь во время работы.

Остальное время пленники донашивали собственные вещи. Поэтому к моменту освобождения большинство военнопленных оставались в совершенных обносках.


Япония является очень развитой страной, однако ее народ известен нам своими странностями, которые могут понять только сами японцы. Немало странностей связано с традициями этого народа, о чем свидетельствуют интересные факты о древней Японии, которые ждут вас далее.

Более двух с половиной веков Япония была закрытой страной.

В 1600 году после долгого периода феодальной раздробленности и гражданских войн, в Японии пришёл к власти Токугаве Иэясу - основатель и первый глава сёгуната в Эдо. К 1603 году он окончательно завершил процесс объединения Японии и начал править своей «железной рукой». Иэясу, как и его предшественник, поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам. Это привело к тому, что в 1624 г. была полностью запрещена торговля с Испанией. А в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.

Японцы были низкими потому что не ели мясо.

С VI по XIX век средний рост японских мужчин составлял всего 155 см. Связано это с тем, что именно в VI веке китайцы «по-соседски» поделились с японцами философией буддизма. Так и не ясно почему, но новое мировоззрение пришлось по душе правящим кругам японского общества. Вегетарианство стали считать путем к спасению души и лучшей реинкарнации. Мясо было полностью исключено из рациона японцев и результат не заставил себя долго ждать: с VI по XIX век средний рост японцев уменьшился на 10 см.

В древней Японии была распространена торговля «Ночным золотом.

Ночное золото - фразеологизм, которым обозначается продукт жизнедеятельности человека, его фекалии, используемые в качестве ценного и сбалансированного удобрения. В Японии эта практика применялась довольно широко. Притом отходы богатых людей продавались по более высокой цене, потому что их питание было обильным и разнообразным, поэтому в получаемом «продукте» оставалось больше питательных веществ. Различные исторические документы начиная с IX столетия подробно описывают порядок процедур для туалетных отходов.

Порнография в Японии процветала всегда.

Сексуальные темы в японском искусстве возникли много веков назад и восходят к древним японским мифам, среди которых самый известный - миф о возникновении японских островов в результате сексуальной связи бога Идзанаги и богини Идзанами. В древних памятниках нет и намёка на неодобрительное отношение к сексу. «Эта откровенность в рассказе о сексе и литературных материалах, - пишет японский культурантрополог Тосинао Ёнэяма, - сохранилась вплоть до нашего дня… В японской культуре не было в отношении секса сознания первородного греха, как это имело место в христианских культурах».

Рыбаки в древней Японии использовали прирученных бакланов.

Происходило всё примерно так: ночью рыбаки выходили на лодке в море и зажигали факелы, чтобы привлечь рыбу. Далее, выпускали около дюжины бакланов, которые были привязаны к лодке с помощью длинной верёвки. При этом шея каждой птицы была слегка перехвачена гибким воротником, чтобы та не смогла проглотить пойманную рыбу. Как только бакланы набирали полные зобы, рыбаки вытаскивали птиц на лодку. За свою работу каждая птица получала вознаграждение в виде небольшой рыбёшки.

В древней Японии была особая форма брака - цумадои.

Полноценная малая семья - в виде совместного проживания - в Древней Японии не была типичной формой брака. Основу семейных отношений составлял особый японский брак - цумадои, при котором муж свободно посещал жену, сохраняя, по сути, раздельное жительство с ней. Для основной массы населения брак заключался по достижении совершеннолетия: в 15 лет для юноши и в 13 – для девушки. Заключение брака предполагало согласие многочисленной родни, вплоть до дедов и бабок со стороны жены. Брак цумадои не предполагал моногамности, и мужчине не возбранялось иметь нескольких жен, а также наложниц. Однако вольное отношение со своими женами, оставление их без причины, чтобы жениться на новой жене, законами не допускалось.

В Японии было и остаётся достаточно много христиан.

Христианство появилось в Японии в середине 16 века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск - иезуит Франциск Ксаверий. Но мессионерство длилось не долго. Вскоре сёгуны стали видеть в христианстве (как вере иностранцев) угрозу. В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих. В качестве оправданий своих действий он указывал на то, что некоторые новообращенные японцы оскверняли и разрушали буддийские и синтоистские святилища. Репрессивную политику продолжил и политический преемник Хидэёси Токугава Иэясу. В 1612 году он запретил исповедание христианства в своих владениях, а в 1614 году распространил этот запрет на всю Японию. В эпоху Токугава было замучено около 3000 японских христиан, остальные претерпевали заключение в тюрьмы или ссылки. Политика Токугавы обязывала все японские семьи регистрироваться в местном буддийском храме и получать свидетельство, что они не являются христианами.

Японские проститутки делились на несколько рангов.

Помимо всем известным гейш, которые по большому счёту были просто ведущими церемоний, в Японии существовали и куртизанки, которые в свою очередь, делились на несколько классов в зависимости от стоимости: таю (самые дорогие), коси, цубонэ, сантя и самые дешёвые - уличные девки, банщицы, прислужницы и т. п. Негласно существовало следующее соглашение: раз выбрав девушку, нужно было её придерживаться, «остепениться». Поэтому мужчины нередко содержали собственных куртизанок. Девушки ранга таю обходились в 58 моммэ (около 3000 рублей) за раз и это не считая обязательных 18 моммэ для прислуги - ещё 1000 рублей. Проститутки самого низшего ранга стоили примерно 1 моммэ (около 50 рублей). Помимо непосредственной оплаты услуг существовали ещё сопутствующие расходы - еда, питьё, чаевые множеству слуг, всё это могло доходить до 150 моммэ (8000 рублей) за вечер. Таким образом, мужчина, содержащий куртизанку, вполне мог выложить за год около 29 кэммэ (около 580 000 рублей).

Японцы часто совершали парные самоубийства от несчастной любви.

После «реорганизации» проституции в 1617 году, вся внесемейная интим-жизнь японцев была вынесена в отдельные кварталы по типу «квартала красных фонарей», где девушки жили и работали. Покидать квартал девушки не могли, если только их не выкупали состоятельные клиенты себе в жёны. Стоило это очень дорого и чаще случалось так, что влюблённые просто не могли себе позволить быть вместе. Отчаяние доводило такие парочки до «синдзю» - парных самоубийств. Японцы не видели в этом ничего плохого, потому как издавна чтили перерождение и были полностью уверены в том, что в следующей жизни они обязательно будут вместе.

Пытки и казни в Японии долгое время были прописаны в законе.

Для начала следует сказать, что в системе японского судопроизводства времён Токугавы не существовало презумпции невиновности. Каждый человек, пападавший в суд скорее считался заранее виновным. С приходом к власти Токугавы в Японии остались законными лишь четыре вида пыток: бичевание, сдавливание каменными плитами, связывание верёвкой и подвешивание на верёвке. При том пытка не была наказанием сама по себе, а её целью являлось не причинение максимальных страданий заключенному, а получение чистосердечного признания в совершенном преступлении. Тут также следует отметить, что применять пытки было разрешено только лишь к тем преступникам, которым за их деяния грозила смертная казнь. Поэтому после чистосердечного признания, бедолаг чаще всего казнили. Казни тоже были самые разные: от банального отсечения головы до ужасного сварения в кипятке - так наказывали ниндзя, которые проваливали заказное убийство и были схвачены в плен.

японский триллер жестокость кино

Прежде чем начать обзор темы жестокости в японском кинематографе, на мой взгляд, стоит обратить внимание на то, как жестокость и насилие проявлялись в Японии в реальной жизни, и можем ли мы сказать, что жестокость - это часть японского характера. Стоит отметить, что проявление жестокости мы можем увидеть в разных периодах японской истории - от древности до сегодняшних дней. Жестокость проявлялась в разных сферах японской жизни.

Вещи, которые будут описаны выше, например поведение самураев, пытки, казни, и прочие проявления насилия являлись, частью повседневной жизни японцев на протяжении долгого времени. Все это нашло отражение в искусстве кинематографа, так как оно зачастую изображает реалии общества.

Ярким примером проявления жестокости может служить поведение самураев. Самурай мог убить абсолютно любого человека, который как, показалось самураю, проявил к нему неуважение или совершил какую-либо ошибку в своих действиях. Абсолютно нормальной были ситуации, когда самураи без видимой причины отрубали обычным людям головы. Их варварская жестокость не осуждалась и не наказывалась. Во время военных действий самураи прибегали к различным пыткам, издевательству и унижениям врага. Абсолютно обычной практикой считалось изнасилование и убийство женщин. Для самураев это не было чем-то слишком жестоким и аморальным, это был один из способов унизить врага.

Также ярким примером проявления жестокости могут послужить пытки эпохи Эдо (1603 - 1868). В средневековой Японии пытки были распространены в качестве наказания заключенного или его допроса. Они были довольно обычным явлением для жителей и не воспринимались японцами как проявление жестокости. Чаще всего к человеку применяли пытки для получения от него признания в совершении преступления. До 1742 года в Японии существовали слишком жестокие пытки, такие как вырывание ноздрей, отрубание пальцев, опускание конечностей в кипящее масло. Но в 1742 году был принят «Кодекс из ста статей», который отменил столь жестокие меры. После этого осталось лишь четыре вида пыток Прасол А.Ф. От Эдо до Токио и обратно. - М.: Астрель, 2012. - 333.. Самой легкой было битье палками. Жертву раздевали по пояс, ставили на колени и начинали бить ее по плечам и спине. При проведении данной процедуры в помещении присутствовал врач. Пытка применялась к заключенному до тех пор, пока он не скажет правду или не сознается в содеянном Там же. С. 333..

Также применялась пытка давлением. Жертве на колени клали каменные плиты, вес каждой плиты был 49 килограмм. Описывается случай, когда заключенный выдержал давление 10 плит - считается что это максимальный вес, который смог выдержать заключенный Там же. С. 333..

Пытка связыванием веревкой считалась третьей по степени жестокости. Подсудимого скручивали в позу «креветки» и оставляли так примерно на 3-4 часа.

И последний вид пытки - подвешивание на веревке. Этот прием использовался крайне редко Там же. С. 334 - 335. .

Также хочется сказать несколько слов относительно смертной казни. Существовало шесть основных видов казни, которые зависели от тяжести совершенного преступления. Виды смертной казни:

отсечение головы, когда тело передавали родственникам;

отсечение головы, когда тело не передавали родственникам;

отсечение головы и публичная демонстрация;

сжигание на костре;

казнь на кресте;

отрезание головы бамбуковой пилой и публичная демонстрация 5 Прасол А.Ф. От Эдо до Токио и обратно. - М.: Астрель, 2012. - 340 - 341. .

Стоит отметить, что жестокость японских пыток отметил в своих дневниках Василий Головнин: «… в японском уголовном законоположении повелено, в случае запирательства обвиняемого, употреблять пытки самые ужасные, какие только могла изобрести злоба во времена варварские…» Головнин В. М. Записки капитана флота Головнина о приключениях его в плену у Японцев. М.: Захаров, 2004.. Помимо Головнина жестокость японцев по отношению к провинившимся также отмечали и американцы, которые участвовали в насильственном открытии Японии во второй половине XX века.

В 1893 году Сакума Осахиро, представитель семейства служащих городского управления составил трактат «Подлинное описание практики проведения пыток», который содержал описание практики применения пыток по отношению к заключенному. В трактате автор дал описание основным пыткам до эпохи Эдо - пытка водой, огнем, пытка в «водяной тюрьме» и пытка «деревянной лошади». Отказ от этих методов и переход к новым видам пыток, которые мы описали ранее, автор трактата рассматривал как настоящую эволюцию. Важной информацией для нас является та роль, которую отводит автор трактата пыткам. Пытка не считалась наказанием или местью за совершенное преступление. Пытка была одной из частей расследования преступления. Пытки были направлены на то, чтобы привести заключенного к раскаянию, и не считались варварской практикой. Это была одна из частей судебного процесса Сакума Осахиро. Подлинное описание практики проведения пыток. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XIX/1880-1900/Sakuma_Osahiro/frametext.htm.

Жестокость применялась также по отношению к людям, которые обучались различным ремеслам и искусствам. Преподаватель мог наказать ученика самым жестоким образом, но делалось это только во благо ученика. Например, к провинившейся гейше могли применять самые разные пытки, главное было не причинять никакого вреда ее лицу и не уродовать девушку.

Конечно, самым показательным кровавым периодом проявления жестокости японцами является первая половина XX века, когда страна вела активную военную деятельность. Жестокость проявлялась как к врагам, так и к близким людям. Например, во время русско-японской войны (1904-1905) некоторые солдаты убивали своих детей и жен, чтобы не обрекать их на голодную смерть. Но стоит отметить, что японцы не считали это проявлением жестокости, а наоборот, это было проявлением благородства, преданности своему императору.

Безумную жестокость проявляли японские воины к своим врагам. Цифры говорят сами за себя: во время операции в Нанкине по средним подсчетам погибло около 300 000 человек, во время Чжэцзян-Цзянсийской операции погибло 250 000 человек, помимо этого японские солдаты убили около 100 000 филлипинцев и 250 000 жителей Бирмы. Считается, что у японских солдат военных времен была политика «трех дочиста», а именно «выжигай дочиста», «убивай всех дочиста», «грабь дочиста». И глядя на то, что творили японские солдаты, становится понятно, что данные лозунги японские солдаты соблюдали очень четко.

Абсолютно нормальным для японских солдат было полное уничтожение целых городов и деревень. Японский исследователь Тэруюки Хара писал об интервенции в Сибири следующее: «Из всех случаев «полной ликвидации деревень наиболее крупным по своим масштабам и наиболее жестоким стало сожжение деревни Ивановки».

В 1937 году произошло событие, которое получило название «Нанкинская резня». Началось все с того что японцы закололи штыками около 20 тысяч молодых людей призывного возраста, чтобы они в будущем не смогли воевать против Японии. Японцы не щадили ни стариков, ни детей, ни женщин. Их не просто убивали, над ними издевались самыми грязными способами. Женщины подвергались жестокому насилию, людям вырывали глаза и другие органы. Очевидцы говорят, что японские солдаты насиловали всех женщин подряд: и совсем молодых девушек и старух. Оружие, которое было у солдат, практически не применяли для убийства жертв, так как применялись другие, более кровавые виды убийства Терентьев Н. Очаг войны на Дальнем Востоке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://militera.lib.ru/science/terentiev_n/05.html.

Жесткость проявили японцы и в Маниле. Множество людей было застрелено, некоторых сжигали заживо, предварительно облив бензином.

Со своими жертвами солдаты фотографировались «на память». Лица солдат на этих фотографиях не выражают ни капли угрызения совести.

Во время войн японцы активно создавали и использовали «станции утешения» - места, где японские солдаты «расслаблялись» с женщинами. По подсчетам через «станции утешения» прошло около 300 000 женщин, многим из которых не было и 18 лет. Но, как отмечают японские ученые, никто не принуждался к проституции насильно, девушки шли работать на станции утешения только по своей собственной воле.

Стоит также отметить спецподразделение по разработке бактериологического оружия или отряд 731. Бактерии чумы, тифа, дизентерии и других смертельных заболеваний испытывали на мирных жителях. Японские ученые по отношению к подопытным использовали термин «бревна». Ученые проводили эксперименты не только в научных целях, но и ради интереса. Степень зверства установить невозможно. Но можно также посмотреть на это и с другой стороны, многие ученые говорят о том, что японцы творили все эти бесчинства для блага своих же соотечественников. Они не хотели, чтобы их солдаты болели и искали варианты лечения различных болезней.

Объяснить жестокость солдат можно еще одним фактом. В то время порядки внутри японской армии были очень суровы. За любую оплошность солдата моги наказать. Чаще всего это были удары или пощечины, но иногда наказание могло быть и более суровым. Во время учений в армии также царили жестокость и унижения. Молодые солдаты были для верхушки «пушечным мясом». Естественно, что выплеснуть накопившуюся агрессию молодые офицеры могли только на враге. Это собственно и была одна из задач такого жестокого воспитания Сэйити Моримура. Кухня дьявола. - М.: Прогресс, 1983. .

Не стоит забывать о факторе преданности императору. Ради того, чтобы показать императору свою преданность, японские солдаты шли на все. Ударные отряды специальных атак или камикадзе шли на верную смерть ради императора.

Если говорить о современности, то жестокость проявляется и в наши дни. Конечно это не те зверства, которые происходили в средневековой Японии или во время Второй Мировой Войны. Но порой очень странно видеть, что в одной из самых развитых стран мира проявляют такие странные порывы жестокости по отношению к своим гражданам.

Ярким примером могут служить современные развлекательные передачи. В них людей заставляют плавать в кипятке, выполнять различные задания, которые наносят вред здоровью. На многих телешоу можно видеть, как люди ломают себе конечности и, что самое странное, зрителям подобные телешоу приносят огромное удовольствие. Во время данных программ мы можем слышать задорный смех публики. Излюбленной шуткой японцев является проваливающийся пол - когда человек наступает на него, пол проваливается и человек падает в кипяток. Подобные шутки японцы любят применять во время различного рода награждений. Известность получил тест-проверка, когда люди приходят на собеседование и через некоторое время к ним в тишине подходит «мальчик-утопленник». Работодатели, таким образом, изучают реакцию претендента на рабочее место.

Не стоит забывать о серьезной проблеме в жизни японских школьников. Давно известно, что в японской системе образование существует школьный буллинг или идзимэ - издевательство, притеснение, травля. Некоторых школьников издевательства сверстников доводят до самоубийства. Идзимэ направлено на психологическое подавление личности. Для издевательств обычно выбирают ребенка, который чем-то отличается от других. Причем в издевательствах участвуют дети довольно успешных родителей. Год за годом число издевательств над школьниками продолжает расти, и решить эту проблему пока не очень удается Нурутдинова А.Р. По ту сторону «японского чуда», или «Идзимэ»: социальная болезнь японской жизни и системы образования. - М.: 2012. .

Последнее время в мире все чаще обсуждается жестокость японцев по отношению к дельфинам. С сентября по апрель в стране открыт сезон охоты на дельфинов, и японцы за это время убивают огромное количество рыб. Мировая общественность возмущается поведением японцев. Но стоит отметить, что для японцев - это давняя традиция, которая стала частью повседневной жизни, а не проявлением жестокости по отношению к животным.

Таким образом, мы видим, что жестокость присутствовала в жизни японцев еще с давних времен и зачастую то, что для западного человека считалось жестоким и аморальным, для японцев таковым не являлось. Поэтому мы можем говорить о том, что у японцев и западных людей разные понятия и отношения к жестокости.

Также стоит отметить принципиальные отличия восприятия жестокости японцами и западными людьми. Для японцев проявление жестокости, как мы уже упоминали, было довольно обычным делом, поэтому они относились к нему со спокойствием. Помимо этого людям с детства внедряли осознание того, что может возникнуть необходимость жертвовать собой ради других. Это также оказывало влияние на довольно спокойное восприятие смерти. В отличие от западных людей смерть для японцев не была чем-то страшным и ужасным, она была переходом на новый этап и поэтому ее воспринимали практически без страха. Видимо именно поэтому японские режиссеры в своих работах изображают сцены жестокости, так как не видят в них ничего ужасного. И японский зритель также относится к сценам насилия в фильмах довольно спокойно.

Для нашей работы анализ проявления жестокости важен тем, что он показывает различие в понятии жестокости у западных людей и у японцев. Мы увидели, что часто то, что кажется жестоким западным людям, для японцев кажется абсолютно нормальным. Кроме того, исторические события, которые мы описывали выше, послужили материалом для работ многих режиссеров.

Лица в возрасте от 14 лет подлежат уголовной ответственности, если они совершили убийство, причинили тяжкие телесные повреждения, совершили изнасилование, грабеж, распространение наркотиков, поджог, взрыв, отравление либо другие преступления, серьезно нарушающие общественный порядок. Соучастием в преступлении признается совместное умышленное участие двух и более лиц в совершении преступления.

Смертная казнь, как мера наказания, применялась в Китае за смешные и достойные того поступки.

В Древнем Китае, кроме обычных для этого поводов, существовал закон, грозивший смертной казнью всякому, кто посягнет на пользование шафрановой краской, им окрашивали царские одежды. За ношение одежды или украшений с фигурами дракона.За искажение исторической правды.

Позже, применялась на похитителей скота, контрабандистов сигарет, сутенеров, продающих порнографию и показывающих ее - последнее резонно.

В I тыс. до н.э., каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, попавшемуся второй раз рецидивисту другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение.

Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, выламывали ребра, варили в котлах, распинали (часто просто ставили на колени и привязывали руки и оставляли под лучами солнца).


Особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Часто, таким образом, расправлялись с пленными, археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле).





Очень широко применялась кастрация, заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови.

Древний Китай был царством того, что на китайском называется “жоу син” -“членовредительские наказания”: топоры и секиры, ножи и пилы для отпиливания конечностей, долота и сверла для удаления коленных чашечек, палки, плети, иглы.

В эпоху династии Хань (II век до н.э. -- II век н.э.) появилось избиение бамбуковыми палками или отправка на каторгу.

В VII век н.э., во времена правления династии Тан, было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало до начала 20-го века.

Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: клеймить, отрубить руки или ноги, забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение.




За особо тяжкие преступления полагалось казнить не только виновного, но также вырезать всю его семью - его отца, мать, жену, наложниц, братьев с женами, сестер с мужьями, детей.

В тюрьмах осужденных не держали - слишком дорого. Тюрьма представляла из себя довольно хилое сооружение без особой охраны, потому главным способом защиты от побегов были колодки.

Самый распространенный тип колодки - “канга” (или “цзя”). Применялась она очень широко: в эту шейную колодку заковывали несколько заключенных.



В эпоху императоров династии Цин (1644-1911) колодки представляли из себя прямоугольную доску размером метр на метр, с круглым вырезом для шеи в центре. Доска эта состояла из двух раздвижных частей и, после того, как в нее вставляли шею преступника, она закрывалась на замок, весом примерно 10-15 кг.
В дополнение к шейной применялись и ручные колодки, а также и металлические наручники.

Если преступник хоть раз пытался сбежать или была цель помучить, его на долгое время приковывали к доскам с шейной колодкой, иногда оставляли на нем надрезы, чтобы его мучили крысы, клопы и вши.



Со времен династии Тан, закон признавал три вида допустимых пыток:
1) Избиение палками . Допрашиваемого клали на землю либо привязывали стоя, и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, иногда по пяткам. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным.


2)Тиски для костей рук и ног - что-то вроде китайской ловушки для пальцев,соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки, ломая фаланги пальцев, тоже с ногами.

3) Пытка водой, промывание мозгов. От европейской пытки отличалась тем, что воду вливали в нос, перед пыткой человека подвешивали за ноги, чтобы вызвать отек мозга.

Иногда применялась дыба, пытки огнем, раскаленным железом, заставляли глотать иглы, вырывали ногти. Подвешивали за руки и перетягивали сухожилия всех суставов.


Казни:

1) Обезглавливание - его боялись больше, чем удушения, хотя оно было самое безболезненное. Китайцы верили, что в загробном мире они будут выглядеть такими, какими встретили свою смерть. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.



2) Удавление. Осуществлялось двумя способами:

А) Преступника привязывали к столбу, вокруг шеи обворачивали веревку, концы от которой находились в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденного. Удавление могло длиться очень долго, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю.

Б)«Клетка»,или “стоячие колодки” (“Ли-цзя”) - устройство для этой казни представляет собой шейную колодку, которая была укреплена поверх, сплоченных в клетку бамбуковых или деревянных шестов, на высоте примерно двух метров. Осужденному помещали в клетку, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу, чтобы затем их медленно убирать. Палач убирал кирпичи, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его, так продолжаться могло месяцами, пока не убирались все подставки.






3)Распиливание пополам. Для этого тело преступника крепко зажимали в незакрытый гроб, который потом ставили вертикально вниз головой. После этого распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. Чаще же на картинах можно увидеть горизонтальное распиливание.








4) Лин-Чи 凌遲 - «смерть от тысячи порезов» или «укусы морской щуки» — самая страшная казнь путём отрезания от тела жертвы маленьких кусочков в течение длительного периода времени. Такая казнь следовала за государственную измену и отцеубийство, применялась со средних веков до 1905 года, при династии Цин.Линчи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. В некоторых случаях, жертву, накачивали опиумом, чтобы продлить пытки, от которого бывало, жертвы даже начинали смеяться, не чувствуя невыносимых пыток, но так случалось редко.



В начале XIX века, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно, в древности - больше.

Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу, палачи брали ножи и пилы-ножовки. Потом начинали отрезать у преступника кусочки кожи.



Суд обычно заранее определял, сколько отрезанных кусков должны изъять у преступника, бывало мало, а бывало очень много:

1,2 - отрезать левую и правую брови;

3,4 - срезать мясо с левой и правой ягодицы,

5,6 - срезать левый и правый соски и мясо с груди - применялась чаще всего.



7,8 - отрывать мясо на руках и отпилить в конечном итоге кисти рук;

8,9 - отпилить затем руки по локоть;

11,12 - стопы;

13,14 - отрывать куски с ноги по колено и затем отрубить;

15 -живот с вырыванием кишок;

16 - шея с перерезанием горла в конце;

17,18 - вырывание с рук по плечи;

19,20 - с ног по пах.

Смерть, как правило, наступала еще в середине казни.



В цинскую эпоху применялись и 36, 72, 120 и 1000, а то и больше отрывания кусков плоти.
В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого другой палач отхватывал его острым ножом.

В виде милости, казнь иногда производилась над мертвым преступником.

О китайском самоубийстве:

Доведенный до отчаяния человек, желая отомстить за нанесенное ему оскорбление или поругание, совершал самоубийство в доме или возле дома обидчика.

Самоубийство из мести часто было связано с суевериями, что человек после смерти, обратившись в духа/демона, мог с большей легкостью, чем при жизни, отомстить врагу,предпочитали в этом случае яд, голодную смерть или удушение.

Душа самоубийцы не могла подняться на небо и навсегда оставалась в доме обидчика, навлекая на виновных проклятие.

Какими были японские "лагеря смерти".

В Британии опубликована коллекция снимков, сделанных во время освобождения пленных из Японских лагерей смерти. Эти фотографии шокируют не меньше, чем снимки из немецких концлагерей. Япония не поддерживала Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, и жестокие тюремщики вольны были творить с пленниками что угодно: морить их голодом, пытать и издеваться, превращая людей в истощенные полутрупы, передает Фишки .

Когда после капитуляции Японии в сентябре 1945 года войска союзников начали освобождать военнопленных из японских концентрационных лагерей, их глазам предстало ужасающее зрелище. Японцы, не поддерживавшие Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, издевались над попавшими в плен солдатами, превращая их в живые скелеты, обтянутые кожей.

Истощенных пленных японцы постоянно подвергали пыткам и издевательствам. Обитатели лагерей с ужасом произносили имена надзирателей, прославившихся особым садизмом. Некоторые из них впоследствии были арестованы и казнены как военные преступники.

Заключенных в японских лагерях кормили чрезвычайно скудно, они постоянно голодали, большинство из оставшихся в живых к моменту освобождения находились в крайней степени истощения.

Десятки тысяч голодающих военнопленных постоянно подвергались издевательствам и пыткам. На снимке - пыточные приспособления, обнаруженные в одном из лагерей военнопленных освобоившими лагерь войсками союзников. Пытки были многочисленными и изобретательными. К примеру, большой популярностью пользовалась "водяная пытка": надзиратели сначала заливали пленному в желудок через шланг большой объем воды, а затем прыгали на его раздувшемся животе.

Некоторые надзиратели особенно прославились своим садизмом. На снимке - лейтенант Усуки, известный среди пленных как "Черный принц". Он был надсмотрщиком на строительстве железной дороги, которую военнопленные называли "дорогой смерти". Усуки избивал людей за малейшую провинность или даже безо всякой вины. А когда один из пленных решился бежать, Усуки лично отрубил ему голову на глазах у остальных заключенных.

Еще один жестокий надсмотрщик - кореец по прозвищу "Безумный полукровка" - также прославился жестокими избиениями. Он буквально забивал людей до смерти. Впоследствии он был арестован и казнен как военный преступник.

Очень тмногие британские военнопленные в плену подверглись ампутации ног - как из-за жестоких пыток, так и из-за многочисленных воспалений, причиной которых в условиях влажного теплого климата могла стать любая ранка, а при отсутствии адекватной медицинской помощи воспаление быстро перерастало в гангрену.

На снимке - большая группа пленных-ампутантов после освобождения из лагеря.

Многие пленные к моменту освобождения буквально превратились в живые скелеты и уже не могли самостоятельно встать.

Ужасающие снимки делались офицерами союзнических войск, освобождавших лагеря смерти: они должны были стать свидетельствам военных преступлений японцев в ходе Второй мировой.

Во время войны в плену у японцев оказались более 140 тысяч солдат союзнических войск, включая представителей Австралии, Канады, Новой Зеландии, Австралии, Нидерландов, Великобритании, Индии и США.

Труд заключенных японцы использовали на строительстве шоссе, железных дорог, аэродромов, для работы в шахтах и на фабриках. Условия труда были невыносимыми, а количество еды - минимальным.

Особенно ужасной славой пользовалась "дорога смерти" - железнодорожная ветка, строившаяся на территории современной Бирмы. На ее строительстве были задействованы более 60 тысяч военнопленных союзников, около 12 тысяч из них умерли в ходе строительства от голода, болезней и издевательств.

Японские надсмотрщики, как могли, издевались над заключенными. Пленников нагружали работой, которая была явно не под силу истощенным людям, и жестоко наказывали за невыполнение нормы.

В таких хижинах-развалюхах, в постоянной сырости, скученности и тесноте жили военнопленные в японских лагерях.

Около 36 000 военнопленных были перевезены в центральную Японию, где работали на шахтах, судоверфях и заводах по производству боеприпасов.

Пленники оказывались в лагере в той одежде, в которой были захвачены японскими войсками. Других вещей им не выдавали: лишь иногда, в некоторых лагерях они получали рабочую одежду, которая надевалась лишь во время работы. Остальное время пленники донашивали собственные вещи. Поэтому к моменту освобождения большинство военнопленных оставались в совершенных обносках.