Очень часто можно встретить вопрос: «Что такое катана?». Многие интересующиеся не могут найти разницу и считают, что это простой На самом деле катана - очень интересное и непростое оружие, которое необходимо знать немного лучше.

Отличие

В японском языке это слово используется для обозначения формы с одним лезвием. Катаной можно назвать клинок любого происхождения, но она имеет некоторые отличия:

  1. Одно лезвие.
  2. Тонкость.
  3. Квадратная или круглая конструкция защиты руки.
  4. Рукоять имеет достаточную длину, позволяющую держать меч двумя руками.
  5. Очень высокая острота.
  6. Клинок имеет особенный изгиб, который упрощает разрезание.
  7. Большая разновидность клинков.

История создания

Для того чтобы в полной мере ответить на вопрос, что такое катана, необходимо изучить появление легендарного меча. Клинок был придуман как конкурент прямому тати и берет свое начало в период Камакуры.

В те времена, чтобы выиграть бой, хватало доли секунды. Поэтому катана получила широкое распространение за счет скорости при вынимании из ножен.

Длина меча практически не изменялась. Она стала немного меньше в XV веке, но к концу XVI столетия снова вернулась к своим размерам (70-73 см).

Сегодня настоящие катаны - это серьезное оружие, которое имеет убийственную остроту.

Изготовление

Чтобы понять, как сделать катану, следует внимательно изучить процесс ее изготовления. Он состоит из большого количества этапов:


Использование и хранение

Настоящие катаны являются грозным оружием. Они отличаются уникальной остротой и требуют очень аккуратного обращения. Существует несколько техник фехтования для этого клинка.

  • Кэндзюцу. Приходится на IX век и совпадает с появлением отдельного класса воинов в Японии.
  • Иайдо. Эта техника основана на внезапных атаках и молниеносных контратаках.
  • Баттодзюцу. Акцент ставится на обнажение меча и отражение удара во время быстрого обнажения.
  • Iaijutsu. Основана на приемах вытянутой руки.
  • Синкэндо. Наиболее молодая техника, появившаяся в 1990 году.

Хранить клинок необходимо только в чехле и в определенном положении, при котором лезвие направлено вверх. При долгом неиспользовании клинок следует отполировать, покрыть маслом и пудрой. Меч не любит долгое хранение, поэтому его необходимо периодически доставать.

Связав воедино все рассмотренные положения, можно ответить на вопрос, что такое катана. Это мощное и грозное оружие, которое в умелых руках может стать смертельным для любого человека. Требуется внимательно относиться к мечу, а также понимать, что без опыта и мастерства он может не только поранить, но даже покалечить простого человека.

О японских мечах сложено немало легенд, зачастую не оправданных. Наверное, немало людей на вопрос о том, как называется японский меч, ответят — Катана. От части это правильно, но только отчасти. Классификация японских мечей дело непростое. Наиболее проста классификация, на мой взгляд, по длине.

Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий . Такая пара называлась Дайсё (букв. «больший и меньший») и состояла из Дайто («большего меча»), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето («меньшего меча»), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу — кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) — 95-120 см, короткий — Сето (Вакадзаси) — 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она «цуба».

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них — Ко-катана (кокатана) — вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта — кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана — это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

    Тати — меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.

    Танто — малый самурайский меч.

    Козука — японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.

    Та-чи — однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было — поражение конных войск.

Нодати

Катана — самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна — специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана — самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи — часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский — на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука . А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Тати — меч по длине равный Катана

Японский длинный меч тати. Хорошо виден волнистый узор хамон на клинке.

Самые древние катана ручной работы (ножны для катана тоже ручной работы украшались орнаментом), ценятся больше всего и передаются из поколения в поколения как семейная реликвия. Такие катана стоят очень дорого, особенно если на ней можно увидеть Мэи — клеймо с именем мастера и годом изготовления на хвостовике японского клинкового оружия — какого ни будь известного мастера.

Многие мастера оружейники из разных стран пытались скопировать катана, в результате этого получились такие известные мечи как: Три — тибетский меч, копирующий самурайский; Тайцзиньцзянь (китайский меч великого предела) разновидность цзяня; Меч корейский, японское название катана в VII-XIII вв.; и др. Но, настоящие катана можно найти только в Японии, а если катана изготовлен не в Японии — это уже не катана!

Составные части катаны:

  • Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) - Фути (Fuchi),
  • Шнур - Ито (Ito),
  • Лезвие - Ками,
  • Верхнее кольцо (головка) рукояти - Касира (Kashira),
  • Вход в ножны - Коигути (Koiguchi),
  • Оконечность ножен - Кодзири (Kojiri),
  • Петля для завязок - Куриката (Kurikata),
  • Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти - Мэкуги (Mekugi),
  • Украшение на рукояти под (или над) оплеткой - Мэнуки (Menuki),
  • Хвостовик - Накаго,
  • Завязки - Сагэо (Sageo),
  • Кожа ската на рукоятку - Самэ (Same),
  • Ножны - Сая (Saya),
  • Прокладка между гардой и кольцом (шайба) - Сэппа (Seppa),
  • Молоточек для разборки меча - Тэцу,
  • Клинок - Тосин,
  • Гарда - Цуба (Tsuba),
  • Рукоять - Цука (Tsuka),
  • Оплетка - Цукамаки,
  • Муфта для фиксации меча в ножнах - Хабаки.

Японский короткий меч вакидзаси. Клинок и меч в ножнах.

Вакидзаси - короткий традиционный японский меч.

В основном использовался самураями и носился на поясе. Длина клинка - от 30 см до 61 см. Общая длина 50-80 см. Вакидзаси похож по форме на катану. Его носили в паре с катаной, также затыкая за пояс лезвием вверх.

В паре дайсё (два основных меча самурая: длинный и короткий) вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории малый меч танто носился вместо вакидзаси. А так же когда самурай одевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто. Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ. Вакидзаси всегда носился при себе и его снимали только в случае, если самурай оставался на длительный период времени. Буси часто называли этот меч «хранителем своей чести». Некоторые школы фехтования учили использовать и катану и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия, ибо по статусу не имели права носить катану.

Более правильная классификация: Hесколько условно можно произвести классификацию оружия по длине клинка. «Танто» должен иметь клинок не короче 30 см и не длиннее 40 см, «вакидзаси» — от 41 до 60 см, «катана» — от 61 до 75 см, «тати» — от 75 до 90 см. «Одати» от 3-х сяку 90,9 см. Самый большой сохранившийся до наших дней одати имеет длину 3 м 77 см.

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.


  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части:

  • Ха - режущая кромка
  • Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира - головка рукояти
  • Кои гучи - вход в ножны
  • Моноучи - бьющая поверхность
  • Мунэ - тупой конец клинка
  • Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго - основание лезвия
  • Сагэо - веревка
  • Сая - ножны
  • Цуба - гарда
  • Цука - рукоятка
  • Синоги - ребро клинка



Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати - край Ха
  • Хамон - линия закалки
  • Боти - линия закалки на острие
  • Екоте - разделяющая линия острия
  • Дзи-ада - лезвие
  • Ицу - канавка для Кодзука (нож)
  • Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки - острие
  • Кодзири - оконечность ножен
  • Ко-синоги - ребро клинка на острие
  • Куриката - петля для Сагэо
  • Мунэ мати - край Мунэ
  • Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана - отверстие для штыря
  • Мэнуки - орнамент рукоятки
  • Нагадза - длина клинка
  • Накаго-дзири - оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
  • Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ - отверстие для Куриката
  • Сори - прогиб
  • Сэпа - шайбы
  • Фути - муфта рукоятки
  • Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи - плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго


Катана.

Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.

Катана и Вакидзаси в паре.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-105 см (сам клинок в среднем был 70-75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.


Подставка — Катанакакэ

Тамахаганэ-Японская сталь.


куски стали после первичной выплавки

Уникальная технология тамахагане имеет удивительную историю. Она совершенно чудесным образом оказалась не потеряна для нас, современных ценителей ножевого искусства, и была возрождена в 70-х годах XX века. В чем же уникальность знаменитой японской стали tamahagane, и почему ее - имеющую такие древние корни - столь высоко ценят во всем мире, в век роботов и нано технологий?
Сталь тамахагане имеет неоднородную структуру, то есть различную степень твердости в разных участках полотна, что позволяет лезвию ножа лучше поглощать удар, а значит, обеспечивает ему долгую жизнь. Неоднородная структура тамахагане объясняется неравномерным содержанием углерода, что присуще только данной технологии. Помимо высоких технических характеристик сталь тамахагане обладает невероятно роскошным внешним видом (конечно же, уже на финальной стадии - после полировки) - необыкновенные узоры на поверхности тамахагане завораживают любого - от профессионала до обычного пользователя. Именно эти качества легендарной тамахагане легли в основу создания серии кухонных ножей Samura Tamahagane.
Тамахаганэ, тамахагане, tamahagane - это основная и базовая японская сталь для изготовления клинков мечей, катан и ножей. На западном побережье Японии, в префектуре Симанэ на о.Хонсю в 6-7 века н.э., где в руслах рек добывали железный «черный песок» - сатэцу, начинается история происхождения стали тамахагане. Именно здесь, в уникальных плавильных печах татара, рождались первые куски легендарной стали для мечей японских самураев. Производство тамахагане - интересный, сложный и довольно дорогой процесс.

Татара

Тамахагане изготавливали в специальных одноразовых печах татара, для осуществления одной выплавки требуется 5 дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. По существу татара - это желоб, сделанный из глины, приблизительно 5 футов шириной, 15 футов длиной и 48 дюймов высотой.В специально приготовленное место, непосредственно под будущей печью, засыпается древесный уголь, который будет сжигаться до тех пор, пока все это место не заполнится пеплом до краев. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно, в течение трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления железа и древесного угля повторяют каждые полчаса в течение трех суток! В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.


Рисунок художника Нагасио Сэцудзана (1774-1833) на шелковом свитке изображает работу печи татара.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка. За счёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения - в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Цуба


гарда японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочей бижутерии. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым формально без нарушения кодекса показывались вкус и богатство самурая.
Ошибочно мнение, что цуба выполняла роль гарды. Гарда - поперечная перекладина, деталь европейского меча. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие руку целиком с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану имели высокие шансы разлететься. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее.

Терминология.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
История Катаны.


Катана - Тати.
Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Боевые качества катаны.


Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей.



После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.

Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.

Особо важный меч.

Важный меч.

Особо оберегаемый меч.

Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу. В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.