Путей, ведущих к бездомности, много, а дорог, позволяющих выбраться из этой ситуации, почти нет. Став бездомным, человек попадает в замкнутый круг бесправия и дискриминации: он должен преодолеть массу преград, чтобы получить какую-либо услугу или решить какую-либо проблему. Елена Коваленко и Елена Строкова , авторы книги «Бездомность: есть ли выход», изданной фондом «Институт экономики города», рассматривают возможности преодоления социальных преград для бездомных и способы изменить сложившуюся ситуацию

Отношение общества к бездомным характеризуется равнодушием и агрессией, выяснили Елена Коваленко и Елена Строкова . При этом они признают, что причина ущемления прав этих людей кроется в низком уровне благосостояния населения в целом, в неравномерном социально-экономическом развитии территорий и в недостаточной доступности социальных благ для большинства граждан. Низкое качество жизни способствует распространению рискованных стратегий поведения, которые нередко ведут к бездомности.

  • охарактеризовать ситуацию, в которой оказались бездомные (это поможет понять их проблемы, а, значит, и найти пути их решения);
  • обозначить обстоятельства, которые мешают выйти из состояния бездомности;
  • проанализировать проблемы, которые приводят людей из группы риска бездомности на улицу (это важно для профилактики бездомности);
  • представить примеры лучшей практики решения проблем бездомный в России и за рубежом;
  • разработать рекомендации по решению проблем для госчиновников.

В ситуации бездомности могут оказаться очень разные люди, и по абсолютно несхожим причинам, подчеркивают авторы книги. Однако можно выделить две группы риска. В первой группе находятся те, у кого есть крыша над головой, но нет юридических прав на это жилье, а, значит, они в любой момент могут оказаться на улице. Во вторую группу попали члены «коллективных домохозяйств» – воспитанники детских домов, заключенные, и т.д., которые не являются бездомными по юридическому статусу, но рискуют остаться без дома после выхода из учреждения. В аналогичной ситуации оказываются те, кто, имея право на жилье и регистрацию, утрачивают их по каким-либо причинам. Бывают случаи, когда ухудшение здоровья или потеря работы могут ввергнуть человека в состояние фактической бездомности.

Барьеры для бездомных

В России, оставшись без жилья, человек оказывается отделенным от общества и от системы государственных услуг, доступных всем прочим гражданам. На его пути возникают сразу несколько труднопреодолимых барьеров.

Прежде всего, это институциональный барьер – возможностей системы соцзащиты недостаточно для того, чтобы помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. Даже когда просто потеряны документы, получить государственные услуги очень трудно.

Не менее сложно преодолеть бюрократический барьер. Государство постоянно создает для граждан риски быть ущемленными при получении государственных услуг (кстати, люди приезжающие из других городов на заработки, сталкиваются с теми же проблемами, что и бездомные без регистрации).

Наконец, существует социально-психологический барьер – общество не готово принять социально исключенные группы. К тому же длительное пребывание в кризисном состоянии (в том числе жизнь на улице или в условиях риска бездомности) накладывают сильнейший отпечаток на психику человека, мешают выйти из сложившейся ситуации.

Полиция должна оказывать помощь

Авторы книги, приводя наиболее удачные примеры решения проблем бездомности, отметили, что носителями необходимых знаний и опыта часто являются негосударственные некоммерческие организации (НКО). Их опыт полезно было бы перенять государственным и муниципальным структурам. Ведь собственных сил НКО, как правило, хватает лишь на то чтобы поддержать бездомного человека, но кардинально решить проблему под силу лишь госструктурам.

Проблема помощи бездомным требует комплексного подхода, включающего неотложную помощь, работу с госструктурами и профилактику бездомности. Например, для оперативной поддержки бездомных предлагается распространять информацию о доступности мест в ночлежках, облегчить бездомным прием в стационарные учреждения и предусмотреть в них отделения, где мог бы переночевать любой человек вне зависимости от наличия документов и состояния. Относительно недорогими и быстрыми мерами поддержки могут стать открытие в городах бесплатных пунктов, где бездомные могли бы принять душ и постирать одежду. В холодное время годы нужно открывать теплые убежища, например пункты обогрева в виде армейских палаток.

Кроме того необходимо изменить отношение к бездомным со стороны госструктур. В частности, стремиться к тому, чтобы полиция в работе с бездомными выступала в качестве службы быстрого реагирования и связи бездомного со службами помощи.

В целях профилактики бездомности предлагается наладить систему внеочередного получения жилья (или арендовать жилье за счет бюджетных средств) погорельцам и проживающим в аварийных домах, контролировать процесс предоставления жилья выпускникам детских домов и т.д.

Еще одна мера профилактики – информирование групп риска о последствиях утраты регистрации, а также о том, как можно получить регистрацию. Кроме того, авторы считают необходимым уменьшить влияние факта регистрации на возможность реализации прав граждан, прежде всего, на возможность получить работу.

По разным оценкам, сегодня в России от 1,5 до 4,2 миллиона бездомных, что составляет около трех процентов россиян. Наибольшая их концентрация наблюдается в больших городах. В Москве сегодня насчитывается от 10 до 30 тысяч бомжей, при этом ряд экспертов верхнюю границу поднимают до 70 100 тысяч человек.

Из них: 8% - бывшие жители столицы, потерявшие жилье;
71% - выходцы из регионов, приехавшие в Москву на заработки;
21% - жители соседних республик (в основном Украины и Белоруссии).

По словам экспертов, все эти цифры приблизительные, на самом деле сосчитать всех бродяг, находящихся по столице, просто невозможно .

Санобработка

Дезотделение № 6
Адрес: Ярославское шоссе, 9 (работает с 9 до 15, суббота женский день.)

Санпропускник № 2
Адрес: ул. Ижорская, 21

Санпропускники ЦАО
Адрес: Нижний Сусальный пер., 3; ул. Гиляровского, 65 стр.3

Поликлиника №7
Адрес: Нижний Сусальный пер., д. 4

Санропускник ЮВАО
Адрес: Курьяновский б р, 2/24

В санпропускниках можно пройти санитарные процедуры (мытьё, дезинфекция, дезинсекция тела и одежды)

Ночлежки

Для бездомных москвичей с документами (паспорт, выписка из домовой книги, справка об утере документов (форма 9), направление) функционируют дома ночного пребывания (ДНП)
B ДНП нужна справка о санобработке и медсправка из поликлиники или от «Врачей без границ» (в холодные дни принимают всех по разрешению Департамента)

ВАО
«Косино Ухтомский» (для взрослых), ул. Михельсона, д.6, для несовершеннолетних: ул.Муромская 1 стр.1

ЗАО
«Востряково» (для взрослых), ул. Матросова, 4

ЮАО
«Канатчиково» (для взрослых), Канатчиковский проезд, 7,
для несовершеннолетних: Борисовский пр д, 15, к. 3

СВАО
«Марфино» (для взрослых), Гостиничный проезд, 8а
для несовершеннолетних: ул. Декабристов, 22а

СЗАО
для взрослых: 3 й Силикатный пр д, 4, стр.1, для несовершеннолетних: ул. Новопоселковая, 36

ЮВАО
для несовершеннолетних: ул. Новомарошская, 3

ЮЗАО
для взрослых:Голубинская ул., 32, корп.2
На базе ночлежек и санпропускников, пройдя санобработку, бомж получает справку, дающую право на полноценный горячий обед: первое, второе и третье (в одноразовой посуде).

Центры социальной адаптации (ЦСА)

ЦСА«Филимонки» (принимает только по путевке Департамента социальной защиты населения и при наличии медицинской справки с указанием диагноза основного и сопутствующих и результатами анализов: рентген грудной клетки, ВИЧ, RV, гепатиты В и С, на дифтерию и кишечную группу. Отсутствие контакта с инфекционными больными.)

Адрес: Московская область, Ленинский р н, пос. Филимоники

ЦСА «Люблино»

Адрес: ул. Иловайская, д.2
При угрозе жизни и здоровью принимают всех нуждающихся, число мест - 450, питание 1 раз в день, в ОВД «Люблино» проводят дактилоскопию.

Кормление бездомных при храмах

Храм святых бессребренников Космы и Дамиана (Благовещения в Шубине) (среда, пятница с 14.00 до 16.00)
Адрес: Столешников пер., 2

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (вторник, четверг с 15.00)
Адрес: Газетный пер., 15

Храм Владимирской иконы Божией Матери (ежедневно с 13.00 до 15.00)
Адрес: Московская область г. Мытищи, Ярославское ш., 93

Католический благотворительный фонд «Каритас»
Адрес: ул. Мясницкая, 13

Храма Вознесения Господня на Гороховом поле (ежедневно в 13:00)
Адрес: ул., Радио, 2

Я знаю, что создал прецедент для России, - гордо заявил мне Юрий, - но мы лесопед-то не изобретаем. Давно известно, как нужно помогать людям. Надо прежде всего интересоваться ихней судьбой, а не требовать всякие справки. Потом дать возможность зарабатывать деньги, то есть устроить на работу. И, главное, уничтожить всю бумажную волокиту, которая обложила чиновничьи кабинеты.

Свой "лесопед" Потапенко изобретал на протяжении последних семи лет. Именно столько нелегально существовала в Екатеринбурге созданная им служба трудоустройства бездомных. Выйдя из мест не столь отдаленных, где Потапенко отсидел без малого тридцать лет, Юрий на своей шкуре оценил, каково жить без дома и документов. В то время как чиновники из социальных служб разводили руками, реальную материальную поддержку оказали бывшие зэки, выделив "братану" солидные подъемные и пристроив на работу. Возвращаться в преступный мир Юрий не собирался, но именно тогда понял, что необходимо создавать свою, общественную альтернативу неповоротливой государственной социальной структуре.

Вплотную взялся за создание общественной организации бомжей, когда в Екатеринбурге его попросили освободить комнату в единственной на весь город ночлежке для бездомных. Руководству ночлежки Юрий пригрозил судебными разбирательствами за дискриминацию его гражданских прав, но бой за права начал с того, что создал собственную биржу труда: договорился с прорабами нескольких строек, что обеспечит объекты рабочей силой. Рабочий коллектив собирал по вокзалам и подвалам. Обещал крышу над головой и приличные заработки, но при одном условии: на работе не пить.

Уже через несколько месяцев сам Потапенко и все его подопечные обзавелись собственными сотовыми телефонами - новыми русскими символами материального благополучия. В это время я впервые встретилась с Юрием в тесной комнатке общежития, которую он снимал вместе с гражданской женой Марией. В комнатушке, недавно оклеенной обоями с золотым тиснением, Потапенко показывал свою коллекцию представительских галстуков и вдохновенно рассказывал о дальнейших планах "бомжовской" альтернативы. Перво-наперво он мечтал добиться от местных властей разрешения на строительство в Екатеринбурге нормального реабилитационного центра для бездомных. Существующая ночлежка, рассчитанная всего-то на 45 человек, для миллионного города явно маловата. Тогдашние доводы Потапенко и сейчас не потеряли актуальность:

Лица без определенного места жительства по большому счету у нас никому не нужны. Чиновники постоянно сообщают о планах избавления больших городов от подобных личностей. Но все планы в конечном итоге сводятся к зачисткам улиц от неприятных и подозрительных личностей. Так или иначе претворяется в жизнь лозунг, что место таких людей на помойке. Подобные чистки бесперспективны и показушны. Бродяжек всегда будет тянуть туда, где можно заработать кусок хлеба. Этим людям действительно нужен реабилитационный центр, чтоб на равных вернуться в общество. Но не где-то на выселках, а ближе к городу, чтобы люди беспрепятственно могли выходить в цивилизацию, находить работу и при помощи кураторов обустраивать свою жизнь.

Минул не один год с этой нашей первой встречи, а мечта Потапенко пока так и осталась мечтой. Реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства в области начали строить, но опять-таки "на выселках" - в селе Лебяжьем, что расположено в сотне километрах от Екатеринбурга, близ города Каменска-Уральского. Против выселок бомж активно протестует, хотя и Каменск-Уральский и еще несколько крупных городов Среднего Урала уже входят в схему экономического развития его биржи труда. Сейчас на различных строительных объектах области работают более семи сотен бомжей, устроенных Потапенко. Причем, по его утверждению, получают бездомные не менее 500 долларов в месяц и обеспечены пусть временной, но крышей над головой.

Сам Потапенко опять же объезжает объекты на новенькой "девятке", и это уже вторая машина за время его общественно-организационной бомжовской деятельности. Но, несмотря на новенькую "Ладу", пополнившуюся коллекцию представительских галстуков и дорогие костюмы, лидера гражданского движения бомжей в чиновничьих кабинетах принимать все равно не любят. Присылать к нему из отделений милиции или управления соцзащиты бродяжек могут запросто. Дескать, в государственной структуре вам ничем пособить не могут, идите в общество бомжей.

Вот такой получается парадокс: присылать присылают, а встречные предложения Потапенко игнорируют. Более того, силовые органы недавно предприняли попытку ликвидировать одно из отделений бомжовской биржи труда: дескать, какое право работать имеют люди без определенного места жительства. Если бы не своевременное вмешательство уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой, инициативных бездомных точно бы разогнали по подвалам и вокзалам. Потому-то Юрий и решил ударить по существующему парадоксу своим "лесопедом": он сделал ход конем и легализовал бюро помощи бомжам. Уже несколько недель общественная организация бездомных существует на равных со всеми государственными структурами правах: имеет собственный банковский счет, в том числе валютный, отчисляет казне от заработка бомжей налоги, имеет юридическую службу и право на рекомендацию законодательной инициативы.

Бомж в законе Потапенко очень надеется, что за легализацией структуры последует и легализация самих бомжей, а также планов их гуманного включения в общество.

Сколько в России бездомных, точно сейчас не знает никто. Некоторые правозащитники называют ужасающую цифру в 5 млн человек, а это означает, что примерно каждый 29-й россиянин - «человек улицы». Но даже если этот показатель сильно завышен, в условиях социально-экономического кризиса есть все основания ожидать, что число бездомных будет расти. Проблема усугубляется тем, что эта категория людей оказывается выключенной из сферы внимания общества и государства. Между тем удачный опыт помощи таким людям существует, и его можно и нужно использовать.

Подаяние неэффективно

В России часто и много говорят об инвалидах, пенсионерах, многодетных семьях. Приносят ли эти разговоры пользу, вопрос отдельный, но бездомных для нас как бы вообще не существует. Но ведь многие из них оказались на улице не по своему выбору, а в результате каких-то мошеннических действий, став, например, жертвами черных риелторов. Они нуждаются в медицинской, социальной, юридической помощи.

Даже те из нас, кому не жалко «всяких бомжей и оборванцев», вынуждены признать, что эта проблема затрагивает всех. Находясь на улице, бездомные представляют собой непосредственную угрозу для окружающих: это и кражи, и попрошайничество, и уличные драки, и порча имущества, и антисанитария - на вокзалах, в общественном транспорте, парках, дворах, подъездах, и распространение заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции. И все это реалии жизни больших городов, в первую очередь Москвы.

Бездомные существовали всегда, и при разных государях к ним применялись разные меры воздействия. В одни времена «гулящих людей» считали правильным отлавливать, забривать в солдаты или даже показательно вешать. В другие, наоборот, преобладало милосердие - бездомных кормили, лечили, одевали. Но ни кнутом, ни пряником искоренить бродяжничество не удавалось.

Настоящую революцию в подходе к этой проблеме произвел святой Иоанн Кронштадтский. В его времена Кронштадт был местом административной ссылки из столицы нищих, бродяг и преступников. Жили они в землянках и полуразвалившихся домах, летом добывали пропитание поденной работой, зимой воровали и попрошайничали. Отец Иоанн обратил внимание на их бедственное положение и стал тратить на них все свои доходы, иногда возвращался домой без пальто и сапог.

Однако вскоре он понял, что раздача милостыни неэффективна, поскольку развращает людей и лишает их стимула трудиться. А именно праздность - причина многих грехов. Гораздо полезнее дать бездомным возможность работать. В 1882 году открылся Дом трудолюбия отца Иоанна, и благодаря этому множество людей оказались избавлены от порочной жизни на улице.

К счастью, идеи Иоанна Кронштадтского живы и в наши дни. Именно они положены в основу деятельности Емилиана Сосинского, руководителя межрегиональной общественной организации социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Дом трудолюбия "НОЙ"».

По заветам Иоанна Кронштадтского

Емилиан Валерьевич вполне вписывается в образ русского благотворителя-энтузиаста. Он рассказал «Русской планете», что работал старшим пионервожатым в школе, педагогом-организатором в клубе для трудных подростков. А еще в течение 12 лет был автоинструктором - это дало ему стрессоустойчивость, столь необходимую в социальной работе. В 2003 году уверовал в Бога, во крещении принял имя Емилиан (по паспорту он Эмиль) и стал служить в храме города Красногорска, где отвечал за помощь нуждающимся, в основном бездомным. Так постепенно забота об этих людях стала главным делом его жизни.

О работе дома и своем видении проблемы бездомных Емилиан Валерьевич рассказал на слушаниях «Проблемы социальной адаптации и интеграции лиц без определенного места жительства», состоявшихся 6 октября в Общественной палате РФ.

Точной статистики по бездомным россиянам нет даже в столице: озвучиваемые разными структурами цифры различаются в разы. «По данным Министерства труда и соцзащиты, их число в Москве колеблется от 12 до 18 тысяч, - отмечает Сосинский. - Полиция называет цифру в 40 тысяч. Некоммерческие организации, которые рассчитывают число бездомных на основе показателей смертности, говорят о 100 тысячах».

В центре дезинфекции бездомных. Фото: Иван Гущин / ТАСС

Сотрудники дома «НОЙ» ведут собственную детализированную статистику. Согласно ей, 95% бездомных в Московском регионе составляют приезжие, 90% из них оказались на улице из-за алкоголя и наркотиков, 50% не имеют документов, удостоверяющих личность, 30% освободились из мест лишения свободы. 20% из них отказываются трудиться («я не лошадь, чтобы работать», говорят они, и, что интересно, еще несколько лет назад таких было только 10%), 90% не желают покидать Московский регион: не для того они сюда ехали. 80% всех бездомных - мужчины.

По мнению руководителя Дома трудолюбия, с началом кризиса число «людей улиц» увеличилось, но, так как четкой централизованной статистики нет, никто не может точно сказать на сколько. Зато уже выявляется очень опасная тенденция: ряды бомжей пополняют теперь не столько алкоголики в третьей стадии, сколько самые обычные граждане, лишившиеся работы…

Дисциплина и взаимопомощь

Емилиан Сосинский и его товарищи занимаются поддержкой бездомных более 10 лет. Можно сказать, они заново прошли путь Иоанна Кронштадтского, испробовав самые разные способы помощи. Например, бесплатно кормили бездомных, раздавали им одежду, лекарства, оказывали медицинскую помощь. Но сытый, подлеченный и переодетый человек тут же возвращался туда, откуда пришел, - в холод, подвалы, канализационные люки - и вскоре вновь оказывался в прежнем состоянии. Еду большинство бездомных вообще рассматривает в основном как закуску. Задача дня для них - найти выпивку, а поесть где-нибудь да дадут.

Были и попытки помочь людям вернуться из Москвы домой. Почти в 100% случаев деньги, которые бездомным давали на дорогу, те немедленно тратили на выпивку. Если же им вручали билеты, то они их сдавали (даже электронные билеты как-то ухитрялись сдать!) и вырученные деньги опять-таки пропивали.

Кому-то помогали с восстановлением документов, но через некоторое время человек почему-то вновь оставался без них. Пробовали бомжей трудоустраивать, но уже через месяц они были уволены с работы.

Предоставление жилья, по словам Емилиана Сосинского, тоже не выход из положения. Бездомным снимали комнаты, дома где-то в ближних от Москвы деревнях, надеясь, что вскоре человек встанет на ноги и заживет самостоятельной жизнью, но в большинстве случаев этого не происходило.

Негативный опыт был учтен, и в 2011 году под духовным руководством храма Космы и Дамиана в Шубине Сосинский и его коллеги открыли Дом трудолюбия «НОЙ». Непременное условие пребывания в нем - ведение трезвого трудового образа жизни, как в православной общине. Придя в дом, люди получают работу, причем такую, которая не требует особой подготовки и которую сразу же может выполнять любой. Для мужчин это в основном строительные, любые подсобные работы. Для женщин - пошив спецовок, постельного белья, изготовление свечей.

Таким образом, у людей появляется возможность прокормить себя. Но есть в доме и те, кто по возрасту и состоянию здоровья работать не может: это дети, старики, инвалиды, женщины с маленькими детьми. Они живут за счет остальных, хотя тоже не бездельничают - занимаются уборкой дома, благодаря чему в комнатах всегда чисто.

Если другие учреждения для бездомных человек обычно обязан через какое-то время покинуть и начать самостоятельную жизнь, то здесь никаких сроков не ставят. Зато есть правила: если человек прожил в Доме трудолюбия месяц, добросовестно трудясь и не совершая каких-либо нарушений, ему помогают восстановить паспорт (у некоторых бездомных последним документом был еще «серпастый и молоткастый»), еще через полгода - регистрацию.

В отличие от Дома трудолюбия Иоанна Кронштадтского, обслуживание «НОЯ» осуществляется самими бездомными, иначе в нынешних условиях все рабочие места заняли бы гастарбайтеры. Приглашенных специалистов всего несколько: юрист, соцработник, врач.

Сейчас действует девять Домов трудолюбия «НОЙ» и еще один социальный дом для людей, которые не в состоянии работать и живут за счет заработков насельников девяти «рабочих» домов. Дома трудолюбия располагаются в арендуемой коммерческой недвижимости, причем аренда оплачивается из двух источников - частных пожертвований и заработков самих подопечных «НОЯ». Всего в этих организациях проживают около 500 человек.

Главная идея, по мнению Емилиана Сосинского, заключается именно в том, чтобы бездомные получали помощь не деньгами или бесплатной едой, а работой. Благодаря общинному труду человек вновь становится человеком.

Итак, рецепт решения проблемы имеется: дисциплина, контроль, труд и взаимопомощь с участием Церкви. Налицо и успешная практика его использования. Но пока действовать сотрудникам «НОЯ» приходится практически в одиночку.

Нужен закон о бездомных

Никакой финансовой помощи от государства они не видят: ни грантов, ни субсидий. «Вы просто не умеете выигрывать гранты» - такой комментарий, по словам Сосинского, ему пришлось услышать от кого-то из чиновников. Далеко не все представители власти были готовы сотрудничать с «НОЕМ». Более того, его руководителя обвиняли в насильственном удержании людей, незаконном предпринимательстве и других злоупотреблениях. Несколько раз приходилось судиться. Потом взаимоотношения с правоохранителями и другими госструктурами понемногу наладились. Однако финансовой поддержки от властей «НОЙ» по-прежнему не получает.

Акция «Мраморные люди против каменных сердец» в поддержку бездомных в Летнем саду. Фото: Андрей Пронин / ТАСС

Недоволен позицией государства в отношении бездомных и руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ Валерий Доронкин. По его словам, пока что спасение бездомных - это проблема лишь их самих и еще небольшой кучки людей, которые их жалеют и пытаются им как-то помочь: «Я не видел первых лиц государства, которые ходили бы кормить бездомных, смотреть, как они живут. Если бы это было, наше восприятие "людей улиц" могло бы существенно поменяться. Предлагаю следующие заседания по этой теме проводить в учреждениях реабилитации бездомных. Минтруда и соцзащиты может провести там коллегию с участием представителей Общественной палаты».

Один из важнейших аспектов проблемы с бездомными - законодательный. Как отмечает член Общественного консультативного совета при Мосгордуме, председатель регионального общественного движения «Мамы Москвы» Кристина Симонян, четкая законодательная база необходима, чтобы иметь полный инструментарий для работы. Попытки создать закон предпринимались на уровне и Москвы, и всей Федерации, но провалились, потому что мнение экспертного сообщества не было учтено и законопроект носил исключительно карательную направленность. Суть его вкратце сводилась к тому, что бомжей насильно убирают с улиц и помещают в спецучреждения. Сначала на полгода, если они попадаются на улице вторично, то уже на год, а дальше наступает уголовная ответственность. Понятно, что такими путями людей в общество не вернешь…

«В результате вот уже 10 лет прошло, а воз и ныне там. Поэтому необходимо сделать третью попытку, и я как член Общественного консультативного совета Мосгордумы вновь внесу этот вопрос на рассмотрение», - пообещала Кристина Симонян.

Недавно вступивший в силу закон «О социальном обслуживании» не содержит понятия социальной реабилитации бездомных. Нет ясности и в вопросе, какой государственный орган должен заниматься бездомными: эти функции размыты между целым рядом ведомств - Минтруда и соцзащиты, ФМС, ФСКН…

Пора отменить прописку

По словам адвоката, специалиста по правовым вопросам в области социальной адаптации лиц без определенного места жительства Григория Колесникова, власть зачастую отказывается сотрудничать с благотворителями. Поэтому было бы полезно внести в федеральный закон «О благотворительной деятельности» несколько уточнений. В частности, о том, что поддержка благотворительной деятельности должна осуществляться государственными органами на основании официальных соглашений. В настоящий момент все целиком зависит от воли руководителя - ушел он с поста, и все сотрудничество тут же может прекратиться. При наличии официального соглашения этого можно избежать. В случае если органы власти и местного самоуправления отказываются от такого сотрудничества, то этот отказ должен быть мотивирован официально.

Сотрудничество благотворительных организаций и власти может иметь разные формы. Например, обмен информацией. Так, «НОЙ» информирует полицию о своем контингенте, в том числе о любых правонарушениях своих подопечных. Есть в этом и воспитательная функция: люди знают, что безнаказанными в случае чего не останутся. В дальнейшем, если такая договоренность будет достигнута, сотрудники полиции станут сообщать бездомным о Домах трудолюбия «НОЙ».

С УФСИН сотрудники «НОЯ» пришли к соглашению о том, что руководство ведомства рассылает информацию о Домах трудолюбия в администрации колоний, а те доводят ее до сведения заключенных, которым скоро предстоит выйти на свободу. В свою очередь, из УФСИН в Дом трудолюбия приходят письма, что такой-то человек освобождается в такое-то время. Благодаря этому бывшие заключенные уже заранее могут знать, куда им пойти после освобождения.

Григорий Колесников также отметил, что среди бездомных немало инвалидов, которые не могут получить пенсию по инвалидности, так как для этого необходимо иметь место жительства. По мнению юриста, эту норму следовало бы отменить. И вообще неправильно, что без прописки у нас никуда. Поэтому Колесников предложил вообще отказаться от института прописки, как это сделано для жителей Крайнего Севера, которых приписывают к органам местного самоуправления. Тем более что Конституция РФ гарантирует гражданам право на свободу перемещения.

Участники слушаний пришли к тому, что решить проблему бездомных людей можно только путем создания некоммерческого социального партнерства с участием государства, бизнеса, Церкви и благотворителей. Причем роль Церкви здесь очень важна, так как религиозное сознание, в отличие от светского, не отгораживается от таких «неудобных» вопросов, как жизнь бездомных людей.

Ну а «НОЙ» Емилиана Сосинского мог бы стать пилотным проектом для создания такого социального партнерства. Советник-наставник мэра Москвы Михаил Москвин-Тарханов считает, что опыт Домов трудолюбия должен быть взят на вооружение государством как магистральный. Члены Общественной палаты обещали, что постараются включить обсуждение этого опыта в повестку предстоящей встречи Владимира Путина с представителями Общероссийского народного фронта.

Бомжи-невидимки

Общество не может решить, как относиться к бездомным

2011-03-21 /

Марина Образкова, зав. отделом "Столица"

Не так давно в доме возле Курского вокзала поселились бомжи. Нашли себе кров чуть менее десятка человек. Хотя, это довольно условная цифра. Потому что подсчитать их жителям подъезда не удавалось. Приходили группы граждан чаще всего вечером и удалялись рано утром. Люди возвращающиеся домой поздним вечером могли натолкнуться на стихийную спальню, те же, кто возвращался домой раньше, могли лишь догадываться о новооткрывшейся ночлежке. Хорошо с ними успели познакомиться те, кто выходил покурить на лестничную клетку.

Интеллигентные старушки, проживающие в подъезде, очень боялись непрошеных гостей и часто вызывали как милицию, так и жаловались в управу. Все властьимущие разводили руками, мол, стихийное бедствие, но, конечно, займемся. Видимо, занимались, но эффект не появлялся. Некоторые жители даже изобрели собственные средства против ночевок бомжей на своих лестничных клетках. Например, вечером перед предполагаемым визитом на площадку выливали ведро воды с хлоркой. Этот не хитрый способ отбивал желание прикорнуть возле двери в вонючей луже.

Определенность в месте жительства бездомных появилась надолго. Слыша обрывки их разговоров, законопослушные граждане даже побаивались возвращаться домой. И снова, и снова продолжали жаловаться в ДЭЗ. Не помогало.

Одна из прописанных в этом подъезде дам оказалась знакома с телевизионщиками и рассказала им эту историю. Новостники сделали сюжет, и тут случилось чудо оперативности в работе чиновников и правоохранительных органов. Бомжи словно испарились, зато появились человек двадцать уборщиков и в мгновение ока отмыли подъезд.

Получается, что жалобы жителей слышны только с телеэкрана, в ином случае бомжами мало интересуются и возможно намеренно игнорируют. Во всяком случае, логика событий намекает именно на это.

Проблема бездомных была и есть, но если на Западе ее стараются как-то решать, то наши чиновники откровенно не скрывают своего равнодушия и даже непринятия существования данного феномена. Дело в том, что в конце прошлого года российских региональных чиновников Минрегион вывез на коллоквиум во французский Страсбург, где в ходе обсуждений предполагалось познакомить россиян с западным способом решения мелких городских проблем. Кроме разговоров были экскурсии, чтоб самим можно было увидеть и пощупать, как новации работают. Так вот, одна из экскурсий была в поселок для французских бездомных. Домики симпатичные, даже огородики. Просто волшебная сказка. Но впечатления, услышанные от людей после экскурсии, были еще более волшебными. Саркастичные замечания сводились к тому, что, мол, и сами пожили бы так. Даже французы русского происхождения без энтузиазма отнеслись к заботе о бомжах.

Но дело-то ведь не только и не столько во вложении средств в жилье для бездомных, сколько в признании в них человечности. Да, иногда это не простая задача, но если их принять за граждан страны, то скандальные заявления о физическом избавлении от неопрятных людей даже в голову не придут (а ведь некоторым высокопоставленным чиновникам иногда приходят подобные мысли). И люди, живущие в престижном доме, будут обращаться в ДЕЗ не из страха, а за помощью незваным гостям. Полицейские будут вовремя реагировать на сообщения об инцидентах между бездомными. Медики опять же полечат иногда.

Не стоит думать, что я предлагаю считать себя их должниками и откупаться: жильем, деньгами или едой. Но нужно хотя бы выработать механизм работы с ними и некие концептуальные ценностные установки.

Пока же московские власти разводят руками и называют бездомных «сложным вопросом». В последнюю перепись их даже подсчитали, говорят, 6 067 асоциальных элемента живут на улицах мегаполиса, хотя сами тут же оговариваются, что на самом деле их в два раза больше. То есть больше 10 тыс. человек живущих в столице, не вызывают у миллионов законопослушных человеческих чувств. И бездомных собак жалеют чаще, чем бездомных людей.


Источник:

http://www.ng.ru/columnist/2011-03-21/100_bomzh.html

Ангелина Вовк смогла выселить бомжей из подъезда только при помощи милиции

Известная телеведущая Ангелина Вовк смогла выселить бомжей, оккупировавших подъезд ее дома, только вызвав милицию, сообщает Life.ru.

По словам Ангелины Вовк, несколько дней назад на лестничной клетке появилось какое-то тряпье и соответствующий запах. Поначалу телеведущая пожалела бродяг, но когда их число стало увеличиваться в геометрической прогрессии, она поняла, что пора принимать меры.

В четверг вечером звездная жительница дома в Староконюшенном переулке позвонила в милицию.

"Я давно стала замечать, что в нашем подъезде поселились бомжи, но сегодня их стало уж слишком много - сразу пять, - сообщила Ангелина Михайловна оперативникам. - Неизвестно, что они могут сделать, когда возвращаешься ночью домой. Еще ограбят".

По ее словам, она стала бояться заходить в подъезд. В дом знаменитости тут же выехал наряд милиции, и бродяг отправили в ночлежку.

Где спят бомжи?

Тема про жизнь бомжей увлекательна. Как я понял, ты бомж и живешь ниже плинтуса в своем Мухосранске. Замечу, что большинство бомжей в Москве все из тех же регионов, что и ты.
В Москве кормят не только бомжей, но и бездомных собак. Как и собаки, бомжи спят там, где сухо и тепло - в подъездах, подвалах... Правда есть еще и ночлежки для них. Но в Москве таких ночлежек мало. Там даже кормят бомжей и дезинфицируют. Если твоя жизнь в твоем городе невыносима, приезжай в Москву. Пополни их ряды и узнаешь. Узнаешь, что такое педикулез, что такое унижение по полной. Очутишься на дне.
Но у тебя все же есть надежда. Специалисты насчитали в Москве 26 тысяч бездомных собак, а бездомных людей - около 100 тысяч. Говорят, что и тех и других значительно больше. Московские финансы позволяют запускать многообещающие проекты: стерилизация бездомных животных (стоимость проекта 1,5 млрд. руб.), социальная адаптация бомжей (по 10000 руб. в месяц на каждого), строительство новых суперсовременных приютов для животных (всего в столице их скоро будет 15 - на 30000 бродяжек), торжественное открытие восьмой по счёту социальной гостиницы для бомжей (теперь в городе есть 1500 койко-мест для бездомных). 26 000 собак и 15 приютов на 30000 мест, 100 000 бомжей и 8 ночлежек на 1500 мест… Почему такая странная пропорция? Всё просто - у собак не спрашивают прописку.
Как и собаки, ночлег бродяжки ищут тоже по одному принципу: где теплее, там и дом. Обитают и спят обычно стаями или группами - так безопаснее. Болеют и дичают, живут недолго и голодно.
Но отличия от бродящих псов у московских бомжей в том, что быть бездомным псом холодно и больно, но не унизительно. Кому придёт в голову обвинить собаку в бродяжничестве? Да и жалеют их больше. Есть даже памятник бездомной дворняжке у станции метро "Менделеевская" в Москве. В защиту бездомных животных, против жестокого с ними обращения проходят митинги. Можете себе представить памятник бомжу в России? А вот в Польше и Норвегии такие уже есть. А про митинги в защиту бомжей слышал? На одном сайте проводилось голосование "Ваше отношение к бездомным детям". Из 472 человек 329 ответили "Мне всё равно", 105 - "Нечего было рожать", 8 - "Мне их искренне жаль", 5 - "Я им помогаю". А ведь речь шла о детях! Взрослых часто обвиняют в том, что они сами выбрали себе такой образ жизни, хотя по неофициальной статистике более 70% бездомных людей готовы были бы вернуться к нормальной жизни. По той же статистике среди бомжей подавляющее большинство - люди трудоспособного возраста, почти все имеют образование - среднее специальное или высшее.
Но прежде всего бомжи - это люди. Не собаки или кошки, а люди, у которых в отличие от животных есть не только мышление, но и сознание - сознание того, что они принадлежат к роду человеческому.
Надеюсь, что ответ мой удовлетворил твое любопытство. Если тебе в твоем городе живется еще хуже, если не хватает экстрима, хочешь новых унижений, пополняй ряды московских бомжей.

Михась

http://www.allorus.ru/cat/question/430

P/S

Бомжи оккупировали подъезды!

Проблема весьма актуальная для территории всей России и она становится с каждым годом все насущнее, вред от бомжей на лицо, это и визитная карточка города и гигиена, (запах, педикулез, клещи, кожные заболевание) это и вонь и отходы их жизнедеятельности на улицах, в подъездах, шум и визуальный дискомфорт, они везде и на улицах и в общественных заведениях, метро и подъездах. Созерцать их не приятно и даже дышать одним воздухом, а какой пример молодежи! Если эту проблему не решать, то она выйдет из под контроля и может вылиться во всевозможные правонарушения и даже преступления .

Если кто-то скажет, что жалко вот их выгоднять они тоже люди, то таким "добродушным" я посоветую пригласить бомжей пожить у вас в квартире или на лестничной клетке!

Какие бы деньги не выделялись бы из бюджета на решение этой проблемы, без принятия соотвествующего закона ничего не получится, пример, борьба с бездомными собаками, деньги выделяются, вакцины, препараты, якобы закупаются, меры принимаются, но собак меньше не становится!

Поэтому нужен жесткий , но справедливый закон , хочешь быть на свободе будь социальным, не пей, иди работать, тогда получишь крышу над головой, почему-то таджики работают снимают квартиры, а бомжи нет?

Дело в том, что психология бомжа отрицает всякую социальную активность, они хотят, чтобы их не трогали, а взамен они могли бы продолжать пить, бродяжничать и вести прежний образ жизни!

Что делать?

В СССР борьба с алкоголизмом, была объявлена преоритетной наряду с перестойкой и при всем том, что велась она с перегибами и при этом были нарушены многочисленые права граждан, пьющих на улицах было меньше. Я не предлагаю вернуться к старому порядку, но как мне думается,если люди ведут аморальный, антисоциальный образ жизни на подобее животных, то их надо изолировать от общества! При всем том перечне, практически все эти люди являются алкоголиками и наркоманами, не имеющие ни прописки ни крышы над головой. Поэтому для их же благо и на основании закона, (решения суда) специального медзаключения, необходимо отправлять таких людей в специальные лечебно-профилактические трудовые подразделения! Для этого нужно создавать трудовые коммуны, где осужденные на излечения, будут заниматься трудом и получать бесплатную медицинскую помощь!

Ну вот к примеру представим, что такой человек вылечился и стал на путь трезвости и хочет стать полезным для общества, куда ему податься, если у него нет ни работы, ни крыши над головой.

как стать ему социальным?

Мы заложники экономического курса, поэтому таких людей мало вылечить их надо еще и обучить профессиям, например, почему бы их не научить токарному делу или слесарному, научить делать ремонт, у нас уже сейчас не хватка рабочих профессий и мы остро нуждаемся в хороших сантехниках, ремонтниках, строителей и т.д!

Я думаю, что этот вопрос скорее всего не будет решен в полной мере и власть будет открещиваться от этой проблемы всякими отговорками и полумерами, носящими скорее популисткий характер, ибо чиновники от власти не имеют удовольствия лицезреть их у себя в подъездах и не сталкиваются с ними в общественном трансорте.

Но если беда ходит рядом, то значит надо запирать ворота!

Но у правительства Москвы другой подход!


Помощь бомжам:

не много "отсебятины"

"Граждане если вы увидели в вашем доме, так называемых бомжей, не гоните их, а лучше пожалейте, дайте им еды и питья, поговорите с ними по душам, а лучше дайте денег и водки, они ведь тоже люди и у них нет другой альтернативы, у них нет ничего, если у собаки есть шерсть, чтобы не замерзнуть, то у них нет ни дома, ни здоровья, ни теплой одежды, не мамы, не папы, ни детей, ничего! Люди охотнее подкармливают бездомных кошек и собак, а ведь бродячие собаки нападают на людей и очень часто со смертельным исходом, а бомжи тихие такие никого не трогают просто они сильно воняют, грязные и справляют нужду в мусорпровод или на лестничную площадку, потому что в мусорпровод "по-большому" не удобно, так дайте им горшочек и туалетную бумагу, французский парфюм и всем будет счастье!"

Cоциальный патруль


Сегодня в столице прошла беспрецедентная акция - всемосковская перепись бездомных

Более 2000 человек - сотрудники московского Департамента соцзащиты и волонтеры профильных общественных организаций (включая Добровольные народные дружины), вооруженные «Справочником бездомного человека» вышли в «Социальный патруль» по местам наибольшего скопления бомжей и бродяг. Подобные акции проводились Департаментом раз в квартал и раньше, но в таком масштабе она проводится впервые.