Лидия Вележева много времени отдает служению театру. В кино актриса, когда-то блистательно сыгравшая в сериале "Идиот" Настасью Филипповну, сейчас не увидишь. Вележева объяснила, что причина в плохих сценариях. Впрочем, артистка отметила, что сама не без греха, и призналась, что опозорилась на съемках многосерийного фильма "Аромат шиповника" .

ПО ТЕМЕ

"Я, конечно, какую работу бы не брала, всегда стараюсь относиться к ней серьезно. У меня нет такого – "пошла деньги зарабатывать". Но про "Шиповник" мне не говорите, это мой позор! К сожалению, у нас нет Спилбергов. У нас не развито телевизионное сериальное направление. Актер читает сценарий, вроде, хороший материал, душевный, поучительный. А когда приходишь на площадку, оказывается, что костюмов нет, объекты не готовы, реквизита нет. И сидеть просто головешкой произносить текст – меня это очень раздражает. Представьте, что вы хозяйка дома, но на кухне нет ни сковородок, ни чайника, ни тарелок, ни полотенец. Вот так и у нас в сериалах часто с воздухом работают! И такой подход вызывает ужас. Нет денег, не запускайте! Зрителю ведь потом не скажешь: "А вот нам не дали!" Все хотят, вложив копейки, получить прибыль. И о том, что я попала в "Шиповник", в этот ширпотреб, я очень жалею . Но опять же, актер не знает, что будет на выходе. Рассчитываешь на одно, выходит совсем другое", – рассказала Вележева.

Актриса призналась, что завидует собственному мужу, актеру Алексею Гуськову (артист снялся в таких картинах, как "Мусорщик", "Граница. Таежный роман", и других). Дело в том, что его приглашают на съемки зарубежного кино, а ее нет. "У меня нет знания языка на должном уровне. А чтобы попасть в зарубежные фильмы, необходимо знать английский. У Алексея есть английский. И я ему в какой-то степени завидую, потому что он первый русский актер, который снялся в главной роли в европейском фильме – в итальянско-французском "Концерте". Такого не было. Еще в итальянской картине "Он святой, он человек" сыграл Папу Римского", – цитирует Вележеву "Комсомольская правда".

Лидия вместе с Алексеем играют в спектакле "Люди как люди". Актриса отметила, что с ним очень легко работать. "Он очень податливый, чувствующий. Например, его партнер или партнерша приболели или находятся в каком-то нервном состоянии, он "подхватывает", настраивается на одну волну с партнером, он никогда не пережимает. Если я вдруг где-то забуду текст, он сразу это видит, старается помочь , реплику подкинуть. Мне с ним очень легко – и в кино, и в театре", – констатировала актриса.

В 2018-м отметил свой 60-летний юбилей один из самых популярных актеров современности, снявшийся когда-то в знаковом сериале "Граница. Таежный роман", - Алексей Гуськов. А вместе с супругой - красавицей-брюнеткой Лидией Вележевой - в этом же году они празднуют тридцатилетие совместной жизни. Секретами, как сделать семейный союз прочным и счастливым, звезды отечественного кино поделились с читателями "7 дней. ru".

Судьбоносное знакомство

Оба утверждают, что по жизни навстречу другу другу их вела судьба. Когда-то в одно время они жили в Киеве, причем недалеко друг от друга. Но никогда их пути не пересекались.

Тем не менее Лидия Вележева могла обучаться профессии актрисы в украинской столице, но почему-то решила отправиться в Москву. Здесь и состоялось их знакомство. Сначала будущие супруги встретились на съемках "Государственной границы", где еще студенткой актриса играла небольшую роль. Гуськову она понравилась, но более тесного контакта не случилось.

Вскоре судьба приготовила им новую встречу. На этот раз в спектале "Детектив", где на одной из репетиций студентка 4 курса театрального вуза попросила у Гуськова спички. Он узнал в ней понравившуюся ему девушку и уж более от себя не отпускал. На тот момент актер расстался с 1-й женой и был готов к новым отношениям.

События развивались довольно стремительно, и в 1988-м молодожены уже заехали в театральное общежитие.

Настоящий мужчина

Лидия гордится своим супругом и не скрывает, что для нее он является образцом настоящего мужчины. Сильного и уверенного в себе. С таким не страшно, ибо он всегда способен защитить своих близких женщин - супругу, мать, тещу.

В их биографии был случай, когда ночью на них напали. Гуськов, сын военного летчика, сумел одержать моральную победу над противником уже на этапе словесной перепалки. Он пообещал, что будет не просто драться, а разрывать оппонентов на части.

В трудные 90-е, когда в семье появились два сына - Владимир (1989 г.) и Дмитрий (1994 г.) - актер не стеснялся браться за любую работу, лишь бы обеспечить им достойное существование. В перерывах между съемками даже таксовал на московских улицах.

Алексей Гуськов способен выполнить по дому не только мужскую работу, но и приготовить, помыть полы. Несмотря на бешеный темперамент обоих, Вележева признается - им хорошо вместе. Ибо сложно бывает только со слабыми, а ее супруг - сильный.

Настоящая женщина

Не скрывает своих теплых чувств к 52-летней супруге и Гуськов. Для него Лидия - прочный тыл, в котором он может быть абсолютно уверен.

Актерская профессия по-настоящему утомляет. Оба имеют возможность путешествовать, регулярно бывать за границей, но предпочитают родную природу, где можно и отдохнуть, и силы восстановить.

Оградив супруга от лишних забот, Вележева занялась строительством загородного дома, где сегодня вся семья и их общий любимец - лабрадор по кличке Визирь - имеет возможность провести свободное время.

Актрисе удалось создать в доме ту атмосферу, куда всегда хочется возвращаться. Гуськов не любит уезжать на съемки, ему не очень нравятся гостиницы, его всегда тянет к родному очагу.

В детстве его защитницей была мама, сегодня - любимая жена. После проблем с сердцем некоторое время назад Гуськову поставили стенты. Но он продолжает вести активную жизнь и даже создавать новые проекты, в которых важную роль играет супруга.

Общая профессия

18 октября зрители смогли впервые увидеть "Вечную жизнь Александра Христофорова", где Гуськов выступил не только как актер, но и как сценарист и продюсер. Он рад, что в картине сумел отойти от штампа - исполнения роли героев в форме. Ему впервые удается образ человека светлого, думающего, чью историю можно воспринимать как исповедь.

Роль бывшей супруги главного героя досталась Вележевой. Для мужа и жены данная картина - далеко не первая совместная работа. Когда-то они стали партнерами в киноленте "Волкодав", после чего это превратилось в хорошую традицию.

Оба не скрывают, что рады совместным проектам, но сохранить романтические отношения им помогают частые расставания. На момент интервью Вележева снималась в столице Беларуси, а Гуськов был занят в Москве премьерным спектаклем "Фальшивая нота".

Дети и внуки

И все-таки главный секрет звездной пары - это ее приоритеты. Для обоих супругов именно семья занимает самое важное место в иерархии ценностей. Актеры гордятся своими детьми. Старший Владимир пошел по стопам знаменитых родителей, он актер, уже имеющий первые персональные награды.

Дмитрий - также человек творческий, но выбрал для себя профессию экономиста.

У Владимира подрастает маленькая Стефания, в которой звездные бабушка и дедушка не чаят души. Кстати, имя девочки - это предложение Вележевой, которая совершенно не стесняется своего нового статуса.

Алексей Гуськов - любящий дедушка двух внучек. У его старшей дочери Натальи от предыдущих отношений имеется дочь по имени Лиза. С обеими актер поддерживает великолепные отношения.

Хочется пожелать звездной паре творческих успехов и семейного благополучия.

Лидия Вележева рассказала JustMedia о составляющих счастливых отношений с любимым мужчиной, о своём отношении к кино и театру и о главных ценностях в жизни.

- Вы вместе с мужем Алексеем 22 года. Что для вас является тем фундаментом, основой, которые держат вас вместе?

В первую очередь, нужно не мешать мужу. Точно так же мужу не мешать жене. Ни в коем случае. Потому что надо давать друг другу самореализовываться. Пытаться дать возможность работать и не бить деньгами, что мало получаешь: сегодня мало, завтра - много. Любить, ценить, где-то уступать. Я всегда говорю, что мужчины - они же живые и если на них возлагать очень многое, кто-то может просто не выдержать такой нагрузки. Они так же работают и работают в большей степени, больше, чем женщины. И ответственности у них за семью больше, чем у женщины. И поэтому не нужно на них постоянно давить. Сегодня мы живём не во время войны. Во время войны и в послевоенные годы людям было намного сложнее. Сейчас есть возможность зарабатывать, пусть не миллионы, но всё равно можно прокормить. Всё равно есть период в любой семье, когда существует некая безденежность. Да, сегодня денег мало, завтра - будет больше. Когда ты создаёшь семью, ни в коем случае не ставь корысть впереди чувств. Если ты мужа не любишь, лучше не создавай семью. Лучше найди ту половинку, которую ты будешь любить. Это не значит, что с милым рай в шалаше. Но всё равно женщине надо как-то помогать своему любимому мужчине, подставлять плечо, если ему будет трудно. Всё-таки обоим стараться как-то устроиться нормально и быт обустроить. Ещё должно быть доверие к своей второй половинке. Если мужчина и женщина одной профессии, не тащить все проблемы в дом. Если нужно, можно спросить совета. Я считаю, что муж такой же живой человек, как и я. Он приходит со своими проблемами. Где-то что-то получается, где-то что-то не получается. Если я буду грузить его ещё и своими проблемами, то у него возрастёт процент полученного негатива. Надо как можно меньше пускать негатива. Всё равно мужчин надо оберегать, всё равно надо где-то лишний раз промолчать, где-то что-то не сказать. Всё должно быть так, чтобы не мешать друг другу, грубо говоря. Просто не мешать. Я имею в виду не мешать в работе, какими-то своими проблемами - муж и так увидит какую-то проблему.

Женщина не должна давить, на чём-то настаивать: «дай-дай-дай, дай-дай-дай, мало-мало, мало-мало». Я думаю, что это тоже немаловажно. Я всегда говорю: цените! У мужчин же как? Им 37 - они уже умирают. Женщина в 38 будет стоять у плиты и готовить. Поэтому всё равно женщины должны смотреть через такую призму на мужчину, что он некий такой большой ребёнок. Он мужчина, но всё равно как бы ребёнок. Мужчина смотрит перед собой, идёт вперёд, по прямой, что-то ищет. Он в широту не уходит. Вот он идёт вперёд, рубит тропинку, а женщина уже цветочки рассаживает, видит какой-то уют, дом. А мужчина делает всю такую тяжёлую-тяжёлую-тяжёлую работу. Поэтому тоже надо как-то подставить женское плечо. Лишний раз их не дёргать. С пониманием относится.

- Алексей большой ребёнок?

Я не могу сказать, что Алексей - большой ребёнок. Мужчины тоже хотят, чтобы их где-то в чём-то не то, что пожалели, а пожалели от лишней информации. Чтобы не засоряли их голову вот этими проблемами, лишней бытовой информацией. Глобально - они и так решат это всё. Только женщина начинает: «Ты мне это не сделал, это мне надо» и т.д. - у него начинают плавиться мозги. Не надо засорят лишней информацией своих мужей.

- Сегодня вам много удаётся проводить свободного времени вместе с сыновьями и Алексеем?

Я не могу сказать, что сегодня мы проводим много времени вместе по той простой причине, что мы работаем. У нас старший (актёр Владимир Гуськов - прим.ред.) уже работает. Он взрослый парень, ему 21 год. Мы реже видим его. Младшего (Дмитрий - прим.ред.), конечно, видим чаще, потому что он переходит в 11ый класс. На счёт отдыха - я, конечно, всегда планирую, стараюсь планировать, чтобы всё равно мы вместе с детьми отдохнули. Вот со старшим мы уже мало общаемся, потому что он снимается, а младшего я повезу на море и мы там немножко отдохнём. Порой, даже если есть съёмки какие-то, я стараюсь как-то немножко их сдвинуть заранее, сказать, что дайте мне хотя бы две-три недели. Потому что дети - это святое для меня. Я пожертвую кино и поеду с ребёнком отдыхать. Во всех фильмах не снимешься, точно так же как всех денег не заработаешь. А здоровье детей - это превыше всего.

- А младший, Дмитрий, тоже станет артистом?

Митю спрашивала: «Ты артистом хочешь быть?» Он говорит: «Понимаешь, мам, у нас уже папа артист, мама артистка, и теперь даже брат артист. Я артистом не буду, потому что в этой семье надежда теперь только на меня!» Посмотрим. Старший тоже так до последнего думал: идти - не идти. Потом сказал: «Всё-таки я буду артистом». Они меняют своё мнение несколько раз, поэтому посмотрим.

- Для вас как для актрисы интереснее работа в театре или в кино?

- Мне и в театре нравится, и в кино нравится. В кино нравится ещё и потому, что денег много платят, что скрывать? В кино ты можешь столкнуться с очень хорошими, замечательными партнёрами. То есть их очень много. Хотелось бы иметь такового партнёра или партнёршу, будь то в театре, будь то на съёмочной площадке - кино даёт эту возможность. Это тоже плюс. Но в кино есть свои минусы: дробление материала. Можно снимать с самого конца, перейти в начало, потом в середину. Я такая актриса, которая вообще ничего не монтирует в голове. Не умеет монтировать. Кто-то умеет. У меня муж, например, монтирует, и ему легче собирать сцены. Мне нет. В театре мне легче - ты о начала до конца играешь свой образ. По накатанной идёшь от самого начала до конца. Дробление - сложно. Играешь, а потом думаешь: ёлки-палки! Ну, это уже наши такие кухни актёрские. В кино другая техника. В театре себе под нос не пробурчишь - другая подача совершенно. Здесь работать надо так, чтобы последний ряд зрительного зала тебя услышал. Почему есть спектакли камерные, на малой сцене и на большой. Мне на малой сцене, например, нравится больше, потому что это такой приближенный к кино вариант. Нет вот этой сильной подачи голоса. Голос иногда забирает эмоцию, забирает какую-то внутреннюю душевность эмоции, которую надо было полушепотом сказать, а полушепотом не получается. Потому что этот полушепот нужно немножко подать. Мне и в театре интересно, и в кино интересно. Театр - это такое целое, единое. Есть начало и конец. Вот этот образ, эту женщину - от начала и до конца играешь. А в кино есть дробление. Это как ребёнок, когда он пытается пойти: то сначала на коленках, потом на ножку, падает, поднимается. Вот так и в кино. Я с коленки начну, потом на животике поползу. А в театре - ты встал и уже идёшь.

- Сейчас вы работаете над какими-то теле- или кино-проектами?

- Сейчас у нас будет проект один. Вот-вот уже должны начать.

- Рассказать об этом проекте можете?

Я никогда ничего не говорю. Потому что у меня были очень неприятные ситуации, когда меня, например, утверждали на роли известные режиссеры, и я говорила, что я приступаю к такой-то работе, а потом у меня не получалось по каким-то другим причинам. Я не ревностно отношусь к работам, а многие актрисы очень ревностно относятся. Поэтому я всегда говорю то, что я уже или сделала, или делаю. А о предстоящем я теперь ничего не говорю. Это не значит, что я боюсь отпугнуть, что этого не будет, нет. Не будет - не будет. Если я уже села в самолёт, я скажу: я сижу в Боинге или в ТУ-54. Хотя это такой дурной пример.

- Лидия, что вам кажется самым трудным в жизни актёра?

- (Пауза.) Наверное, ожидание. Ожидание работы. Для актёра - это очень трудно. Потому что он человек эмоциональный, он как лошадь, которая бежит, бежит, бежит и набирает уже и скорость какую-то, и массу в плане актёрском. И когда идёт ступор, он как будто задыхается. Наверно, в любой профессии человек хочет работать. А актёр - он к тому же чересчур эмоциональный, чересчур ранимый, чересчур чувствительный, восприимчивый. И мы же очень много в себя впитываем из внешнего мира, и хочется это выплеснуть в каких-то работах. Потому что при создании образа хочется всё то, что видишь, слепить воедино и выплеснуть. И когда этого выплеска нет, а в тебе всё это внутри сидит, тебе нужно куда-то эту энергию направить.

- У вас были такие периоды ожидания?

Наверное, были. Я говорила себе о том, что, наверно, Бог даёт мне время для того, чтобы я могла взять тайм-аут от большой работы. Там действительно не получалось. Потому что я не могу сниматься в двух-трёх картинах одновременно. Я не могу не потому, что я не смогу сыграть - сыграть я смогу, - но всё равно у меня, как правило, такие серьёзные картины. И я не бегаю с одной съёмки на другую, у меня всё-таки немножко по-другому складывается моя киношная жизнь. Всё равно нужен такой период отдыха. Потому что происходит такая очень большая затрата эмоциональная, душевная. Поэтому тайм-аут - это немножко такой выдох. И выдох, конечно, может немножко затянуться. Но не было такого, чтобы я перезатянула.

- Театр есть всегда, антрепризы.

- Да, есть театр, есть антрепризы. Есть семья - самое дорогое. Мне сколько раз предлагали сделать моноспектакли? Не могу, не могу. Такое ощущение: что, прямо на меня одну придут смотреть? Ну не могу я одна быть.

- Лидия, что вы цените в жизни больше всего?

Порядочность. Я очень не люблю лживых людей. Ужасно не люблю. Я от них чешусь, у меня от них настроение портится. Я не люблю лицемерие. Терпеть не могу. И я, конечно, ценю порядочность и доброту человеческую. Доброту и порядочность. Я лживых людей распознаю. Предательство я терпеть не могу просто. Когда удар в спину. Вот это всё я вижу в жизни. Для меня лицемерие - это кинжал в сердце. Я всегда говорю: или не говори, или не общайся. Лучше скажи правду, но не лицемерь. Потому что всё равно лицемерие - это враньё, это ревность, это такой негатив! Я всегда объясняю детям: это всё равно вернётся. И ты даже не будешь знать. Всё было хорошо и вдруг у тебя что-то заболело или где-то что-то не получается. Это возвращается всё.

- При чём сторицей.

Я сама по себе достаточно требовательный человек. Я требовательна, конечно, к себе в первую очередь, особенно в профессии. И требовательна к окружающим. Меня называют серый кардинал. «О! Пришёл серый кардинал!». Меня спрашивали: кем бы вы были, если бы не были артисткой? Я была бы хорошим организатором. Потому что я люблю, чтобы всё было на своих местах. Чтобы все были готовы, чтобы не было накладок, чтобы всё было чётко. Потому что зритель приходит получить удовольствие от того, что мы показываем на сцене. Будь то трагедия, будь то комедия. Зрителя должны уважать. Точно так же с антрепризой. Мне вот задают вопросы: «Вот, антрепризы - это второй сорт». Где-то в этом есть доля правды. Если так относится к этому. То есть если человек, который антрепризу организовывает, относится к этому подобным образом, то так и получается. А есть организаторы, которые так к этому не относится, они достаточно профессиональны. Например, вывести огромную неподъёмную декорацию - это нереально для антрепризных спектаклей. Поэтому надо приблизить декорации таким образом, чтобы через них тоже создавалось ощущение театра. Пусть и привозного. Понятно, что там не меняются декорации, как в театре - в первом акте, во втором, в третьем. Это нереально. Масштаб я имею ввиду. Всё равно актёр должен выходить с ощущением таким честным по отношению к зрителю. Работать на сто процентов, что бы он ни играл. А уже материал, режиссёра и постановку актёр должен сам выбирать. Потому что иногда думаешь: «Боже мой, как же можно в такой постановке с таким материалом вообще на сцену выходить?» Поэтому я очень требовательна и к выбору антреприз. Мне их достаточно предлагают, но это не значит, что везде буду работать. Как я уже говорила, всех денег не заработаешь.

- Что вы считаете вашим самым главным успехом?

Я никогда не смешиваю работу и личное. Я живу и не думаю о том, успешна я или не успешна? Есть у меня успех, нет у меня успеха? Сегодня он есть, завтра его нет. Если говорить об успешном сериале, в котором я снялась, муж правильно мне сказал: «Забудь и иди вперёд. Не смакуй, не сиди. Снялась - и хорошо, иди дальше». Некоторые ведь как делают? Снялись где-то и сидят: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Я то, я это!». Это так смешно выглядит. То, что судьба подарила и дарит мне замечательные работы - и режиссёров, и материал - вот это вот есть, наверно, какое-то счастье. А вот успех… Не знаю я, правда. Нет во мне такого: успешная я или нет? Нормальная я. Мне хорошо, мне нравится то, что я делаю. И надеюсь, что я на этом не останавливаюсь и будут ещё работы приходить. Это есть такой, знаете, подарок судьбы. Судьба дарит мне подарки. Вот что я могу сказать! Если дарит - говоришь ли ты об этом, что это успех? Нельзя это тоже смешивать. Как говорится, спасибо за то, что есть.

- И за то, что будет.

И за то, что будет хорошего. Всегда надо думать о хорошем, всегда надо верить, надеяться. Потому что вера действительно может просто перевернуть судьбу, перевернуть жизнь, перевернуть всё. Вера. Главное - надо верить. Не злиться, ни в коем случае не ругать ни жизнь, ни судьбу. А идти и не опускать руки. Ну, нет сегодня - будет завтра. Не будет завтра - будет послезавтра. Кто-то может сказать, что так можно прождать всю жизнь. Но всё равно ты должен, если у тебя нет ничего, переключиться на другое: на детей, на самообразование. Узнавай что-то новое. А Боженька - он всё равно нам даёт. Главное это увидеть, понять и услышать. И самое главное, знаете, я вот сейчас смотрю на многих, какие все обозлённые, все какие-то не радостные в основном, и мне так хочется сказать: «Боже мой! Вспомните Великую Отечественную войну. Любую войну, не только Великую Отечественную. То поколение, которому всё-таки не посчастливилось жить в то время. Насколько вы счастливые все. Живите, радуйтесь, будьте добрее друг к другу и берегите друг друга, не злитесь, не уходите в какую-то черноту ревности, в какое-то дай-дай-дай, мало-мало-мало».

JustMedia.Ru благодарит за помощь в организации интервью арт-холдинг «Ангажемент».

На канале «Россия 1» вышел сериал «Березка» о легендарном одноименном хореографическом ансамбле, которому в этом году исполняется 70 лет. Главную роль – руководителя «Березки» Надежды Надеждиной – сыграла Лидия Вележева.

– Лидия, давненько вас не видно на экране. Плохие предложения были?

– Предложений было много, но выбор я всегда оставляю за собой. Зачастую режиссеры видят меня женщиной властной, агрессивной и сильной. И стараются эксплуатировать этот образ. Зритель, наверное, думает, что я такая и есть. А я – разная. И играть одно и то же мне неинтересно. Как любая другая женщина, могу быть и ранимой, и в то же время, как тигрица, способна защитить свой дом, когда появляется угроза извне. Жизнь закалила мой характер. Но интересные работы у меня есть. Уже совсем скоро выйдут кинокартины, например «Вечная жизнь». И вот сериал «Березка».

– Вы ведь сами в детстве занимались народными танцами.

– Да, но это была художественная самодеятельность. В школе занималась, а после пятого класса записалась уже в студию народного танца в доме культуры. Когда я училась в восьмом классе, меня приглашали в профессиональный танцевальный ансамбль – отказалась, поскольку давно уже было решено, что стану актрисой. Но при этом танец в моей жизни присутствовал всегда: и в театральном училище, и в спектаклях. Были и сольные номера, «вертушку» делала. Сейчас в репетиционном зале ансамбля «Березка» попыталась повторить элемент, и голова закружилась, не смогла.

Кстати, когда я готовилась к этой роли, узнала, что племянницей Надеждиной была мой педагог в Театральном училище имени Щукина Людмила Ставская, которая учила меня актерскому мастерству. Вот такой поворот судьбы! И во время съемок я в голове все время держала ее образ.

Надеждина, руководившая ансамблем «Березка» более тридцати лет, была человеком уникальным. Коллектив существовал, что называется, в ежовых рукавицах, но при этом она очень любила своих артистов, как родных детей. В образе Надеждиной я старалась показать не только властную руководительницу, но и женщину.

– Лидия, кстати, а вы сами смогли бы руководить коллективом? Сегодня многие артисты возглавляют т­еатры.

– Не могу сказать определенно, никто не знает своего потенциала. Вопрос в другом: а нужно ли мне это? Сегодня я хочу быть актрисой. Хочется еще поиграть в кино и на сцене.

– Ваш партнер в «Березке» – артист Алексей Серебряков, который сыграл сотрудника КГБ. Недавно его многие осудили за высказывания о стране…

– Да, да, я читала... Понимаете, мы же не знаем ничего о причинах, подтолкнувших человека выступить так резко. И стоит ли в таком случае сразу же предавать артиста анафеме?!

– Алексей говорил о хамстве, о коррупции. Разве он не прав?

– Коррупция вообще-то проблема мировая. То, что мы в авангарде этого списка – сомнительно. Хотя и не в конце, это точно.

Давайте попробуем сначала искоренить коррупцию на бытовом уровне! Перестанем давать взятки врачам, учителям, полицейским и далее по списку. Начнем завтра же с себя. Воспитаем наших детей неравнодушными. А то что же получается – человек упал, ему плохо, а сотни людей прошли мимо. И кто виноват? Государство?

Почему взяточников много? Да потому, что мы сами благоприятные условия для них и создаем. Кто-то свыкается, а кто-то не хочет больше терпеть. И предпочитает путь эмиграции. Это выбор каждого человека.

– Вы давно уже состоите в партии «Единая Россия». Зачем вам это?

– Понимаете, я – человек коллективный, мне с детства нравится защищать слабых. Мой предыдущий директор театра Тартаковский Исидор Михайлович не раз говорил: ты почему для себя ничего не просишь? Не прошу. А вот за других попросить готова. Приходят люди: ветераны, женщины с детьми, пенсионеры. Все со своими проблемами. Естественно, что у артистов-общественников рычагов влияния намного больше, чем у рядовых партийцев. Тут известность помогает.

До недавнего времени я была еще и членом Общественной палаты. Тоже многое удалось. Сегодня общественной работой занимаюсь меньше, сосредоточена в основном на съемках. Впрочем, я понимаю подтекст вашего вопроса. Отвечаю: я – не политик.

– Ну мы же смотрим ТВ и невольно «участвуем» в политических дискуссиях. Кстати, вам не кажется, что сейчас федеральные СМИ уделяют меньше внимания проблемам в нашей стране, а больше ругают другие государства? Почему?

– Наверное, потому, что другие государства сегодня испытывают к нам какой-то нездоровый интерес. Когда Великобритания обвиняет нашу страну в убийстве человека, при этом не предоставляет свои доказательства – как на все это прикажете реагировать?

Впрочем, я не хотела бы говорить о политике. Слишком сложно все с ней сегодня. Все как-то зыбко: одно неосторожное слово – и рушатся отношения между целыми государствами.

Картины «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя»‚ «Воровка»‚ «Идиот» превратили ее в суперзвезду российского кинематографа. Так как популярность пришла к заслуженной артистке России Лидии Вележевой в зрелом возрасте‚ она не страдает звездной болезнью. Для того чтобы сейчас улыбаться с обложек глянцевых журналов‚ она очень много работала - начала сниматься в кино с 13 лет. О том‚ как складывается жизнь за кулисами‚ знаменитая актриса кино и Театра имени Вахтангова рассказала корреспонденту «Красоты & здоровья» Марине Долиной.

Марина ДОЛИНА: Лидия, вы верите в судьбу?
Лидия ВЕЛЕЖЕВА:
Да, и считаю, что судьба меня ведет. Многие важные события происходят в моей жизни благодаря счастливому случаю. Я не раз оказывалась в нужное время в нужном месте. Думаю, это было неспроста.

М. Д.: С каким чувством вы вспоминаете школьные годы?
Л. В.:
Я и моя сестра Ирина учились в школе-интернате. Дело в том, что мама растила нас одна и вынуждена была работать на фабрике в две-три смены. Она рассказывала, что я и сестра росли настоящими маленькими разбойницами и оставлять нас без присмотра практически на целый день дома ей было просто страшно. Устроить детей в хороший интернат ей предложило руководство фабрики, так как она считалась ценным сотрудником. Причем по тем временам наше обучение стоило немалых денег: 120 рублей в месяц, то есть примерно половину маминой зарплаты. Несмотря на огромную нагрузку на работе, каждое утро мама приезжала нас проведать. Она была уверена, что мы проучимся в интернате буквально несколько лет, а потом она обязательно заберет нас домой. Но атмосфера в нашем учебном заведении была настолько теплой и творческой, что, когда после третьего класса мама приехала, чтобы увезти нас домой, мы с сестрой умоляли ее оставить нас учиться в интернате. Для мамы такой поворот событий стал неприятной неожиданностью, но она приняла все как есть, за что я ей благодарна. В интернате я занималась практически во всех кружках, которые там были, и привыкла к насыщенному жизненному графику. В старшем возрасте мне это очень пригодилось.

М. Д.: А как же ужасы, связанные с жестокостью преподавателей и нянечек в интернатах и детских домах?
Л. В.:
Знаете, есть хорошая поговорка «Каков поп, таков и приход», и я абсолютно с этим утверждением согласна. Если директор интерната или детского дома любит детей, его подопечные ни в чем не будут нуждаться. И наоборот. Я сейчас много езжу по детским домам и интернатам, где иногда вижу хороший ремонт, новую мебель, красивые игрушки и… несчастные лица детей. Потому что самое важное во всех начинаниях - пресловутый человеческий фактор. Заставить людей отдавать часть своей души сиротам с помощью щедрых пожертвований спонсоров, к сожалению, нельзя. Именно поэтому отбирать персонал для работы в сиротских учреждениях надо тщательно. За все десять лет моей учебы в интернате только один раз я столкнулась с неадекватным поведением преподавателя. В младших классах у нас появилась воспитательница, которая к детям относилась весьма своеобразно. Если мы сидели за партой сутулясь, она не только страшно ругала, но и била провинившихся линейкой по рукам - пребольно, я вам скажу. Мы с сестрой недолго терпели такое отношение: как только мама приехала нас навестить, сразу пожаловались ей на жестокое обращение. Она поговорила с директором и с воспитателем, после чего эти унизительные сцены навсегда прекратились в интернате.

М. Д.: В чем, на ваш взгляд, отличие ребят, выросших в интернате, от их сверстников, получивших домашнее воспитание?

Л. В.: Мы выросли самостоятельными, дисциплинированными и ответственными людьми. Я всегда мысленно благодарю сотрудников интерната, которые помогли нам на практике ощутить, что все в наших руках. Мы сами наводили порядок в спальнях, классах, рекреациях и на этажах, сажали деревья в саду, строили теплицы и тир. Не у всех ребят из нашего интерната были родители, поэтому воспитатели внушали нам одно: надеяться в жизни надо только на себя. И эта привычка не ждать, когда «волшебник прилетит в голубом вертолете и бесплатно покажет кино», а самостоятельно сесть и придумать план конкретных действий для исполнения своих заветных желаний мне в жизни очень помогает. Думаю, многие одаренные и даже талантливые люди не могут добиться успеха именно потому, что ждут, когда кто‑то устроит их судьбу, вместо того, чтобы самим пробиваться в профессии.

М. Д.: Как вы попали на съемочную площадку?
Л. В.:
Это было счастливое стечение обстоятельств. В 13 лет я решила отвезти свои фотографии на Киностудию имени Довженко, я ведь родилась и выросла в Киеве. Когда я пришла на киностудию, сотрудница, которой я отдала свою фотокарточку, пристально на меня посмотрела и попросила задержаться в приемной. Через несколько минут на меня вышла взглянуть ассистентка режиссера, который как раз искал юную актрису на главную роль в картине «Ожидание». Как ни странно, меня, совсем неопытную девчонку, утвердили, и на съемках этой картины я познакомилась с московским педагогом из Щукинского училища Юрием Васильевичем Катиным-Ярцевым. При встрече он сказал маме, чтобы я обязательно приезжала в Москву поступать в театральный. И хотя в Москву я действительно приехала, напоминать ему о нашем знакомстве постеснялась. Поступила сама, а он меня увидел только на лекциях и страшно удивился, что я не подошла к нему перед вступительными экзаменами.

М. Д.: Что бы вы посоветовали людям, которые мечтают об актерской профессии?
Л. В.: Трезво оценить свои силы. Потому что цветы, аплодисменты и фотосессии для глянцевых журналов - это лишь незначительная, хотя и весьма приятная составляющая нашей профессии. Однако большую часть времени мы проводим на съемочной площадке, причем работаем по 12–18 часов в сутки без выходных и больничных. Не говоря уже о таких «мелочах», как съемки ночью после дневной репетиции и спектакля или летних сцен поздней осенью…

М. Д.: Вы познакомились с мужем актером Алексеем Гуськовым задолго до того, как в вашей жизни появился достаток. С каким чувством вспоминаете первые годы супружеской жизни?
Л. В.:
Сейчас люди буквально помешались на материальных ценностях, а мне кажется, что достаток и семейное счастье - вещи совершенно не взаимосвязанные. Я не понимаю, почему многие девушки, да и взрослые женщины тоже, думают, что если выходят замуж за богатого человека, то застраховывают себя от всех проблем. Деньги же можно не только заработать, но и потерять. И наоборот. Так что когда мы с Лешей начали жить вместе в общежитии, а потом в коммуналке, я знала, что бытовых проблем у нас будет немало. Но не могу сказать, что это помешало нашему семейному счастью. Когда финансы пели романсы, мы быстренько составляли список вещей, от которых в этом месяце придется отказаться совсем, или же урезали свои потребности. И ничего, выкручивались как‑то. В данный момент мы можем позволить себе некоторые радости жизни, но для нас обоих это не главное.

М. Д.: Что необходимо, чтобы мужчине хотелось возвращаться домой каждый день?
Л. В
.: Уверенность в том, что дома его любят и ждут. Всегда. Сегодня женщины крайне требовательны к своим избранникам. Оглядываясь по сторонам, они обязательно находят подругу в шубке поновее и на машине классом повыше. И эта вечная гонка «быстрее, выше, сильнее» для мужчин не только утомительна, но и унизительна, особенно если добиться всех поставленных второй половиной целей супруг не может по разным причинам. Я думаю, если муж знает, что жена любит его и в печали и в радости, это важный аргумент для него в пользу того, чтобы беречь свою семью и дорожить отношениями с женой. Поэтому женщине надо почаще задавать себе вопрос не «что муж мне дал?», а «что я ему дала?». Это отрезвляет и дисциплинирует.

М. Д.: Что вы делаете, если чувствуете, что отрицательные эмоции вас переполняют?
Л. В
.: В себе не коплю. Выплескиваю. Я уже давно поняла: если пытаешься отмахнуться от проблемы или поглубже загнать раздражение или обиду, этот негатив все равно прорвется наружу, только в самое неподходящее время. Поэтому лучше всегда выпустить пар.

М. Д.: Актеры - народ суеверный. Есть ли у вас какие‑то ограничения в профессии, связанные с субъективными соображениями?
Л. В.
: Я действительно в своей профессии человек суеверный, поэтому, например, когда поступило предложение поехать на пробы на главную роль для картины «Мастер и Маргарита», категорически отказалась. Известно же, что это «нехорошее» произведение. По тем же соображениям не стала сниматься в мистическом фильме «Юленька». Испугалась. Еще я считаю, что даже во время съемок нельзя ложиться в гроб. Это создает режиссерам некоторые дополнительные сложности, но они относятся к моему пожеланию с пониманием. Потому что это не звездный каприз, а глубокое внутреннее убеждение.

М. Д.: Часто ли вы бываете на кинопремьерах?
Л. В.:
Мне больше нравится смотреть кино дома на DVD. Я стараюсь покупать диски с картинами, получившими престижные награды на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Берлине. Единственный человек, которому время от времени удается вытащить меня в кино, - мой младший сын Митя. Я, правда, честно его предупреждаю, что, если картина мне не понравится, встану и уйду.

М. Д.: Такие проколы бывают?
Л. В. : Редко. Достаточно посмотреть трейлер, чтобы понять, насколько талантлив режиссер, удачен кастинг актеров и хороша работа оператора.

М. Д.: А когда появляются картины с вашим участием, чье мнение стремитесь выслушать в первую очередь?
Л. В.
: Главный критик для меня - муж. Еще я всегда приглашаю на премьеру близких подруг, которые не принадлежат к миру кино. Простое зрительское «нравится - не нравится» намного важнее сложных рассуждений киноведов о художественном своеобразии картины.

М. Д.: Какие театральные постановки кажутся вам сейчас наиболее интересными?
Л. В.
: Я с большим любопытством наблюдаю за подрастающими актерами. Поэтому довольно часто хожу на спектакли театральных училищ.

М. Д.: Какие телепередачи вы смотрите с удовольствием?
Л. В.
: Люблю познавательные и новостные программы. Больше всего, пожалуй, мне нравится канал «Дискавери».

М. Д.: Ваш старший сын уже закончил театральный институт. Вы помогаете ему пробиться в профессии?
Л. В
.: Я бы и рада помочь, но Володю после окончания Щукинского училища пригласили в несколько известных театров Москвы и Петербурга, в том числе в наш, вахтанговский. В результате сын выбрал Театр имени Маяковского. Потому что не хочет, чтобы все его достижения - если таковые будут, конечно, - приписывали протекции матери…

М. Д.: Младший сын тоже станет актером?
Л. В
.: Митя выбрал продюсерский факультет. Вот подрастет немного и будет заниматься пиаром всех членов семьи. (Смеется.)

М. Д.: Как складываются ваши отношения со второй половиной старшего сына?
Л. В.
: Володя поступает весьма дипломатично - со своими подругами меня пока не знакомит. Я просто знаю, что он не одинок. И ничего плохого в этом не вижу. Пусть выстраивает отношения с женщинами сам, без участия третьих лиц, даже если это мама и папа. Когда сын сделает окончательный выбор, я с радостью познакомлюсь с его избранницей.

М. Д.: У вас есть своя материнская точка зрения, в каком возрасте мальчикам надо жениться?
Л. В.: Я не сторонница ранних браков. Всякое бывает, конечно, - есть примеры очень счастливых семей, созданных в возрасте 17 лет, но таковых меньшинство. И дело не только в материальных проблемах молодой семьи. К разводу в таких браках приводит неготовность молодоженов жертвовать своими интересами ради партнера, ребенка. Все‑таки сохранение отношений в паре - большая работа, и каждый из супругов должен хотя бы теоретически понимать, что у него появятся в браке не только права, но и обязанности. Вот почему я, именно как мама мальчиков, хотела бы, чтобы они психологически дозрели до создания семьи и сделали это осознанно, а не импульсивно. Также мне бы хотелось, чтобы со своими будущими женами они прожили какое‑то время в гражданском браке и их отношения прошли проверку временем. Я понимаю, что, будь я мамой девочки, наверное, рассуждала бы иначе, но у меня двое сыновей.

М. Д.: Какой вам представляется идеальная невестка?
Л. В.:
Нас с сестрой мама всегда учила, что девочка должна быть доброй, сострадательной, умеющей прощать, а также аккуратной хозяйкой дома. Когда женщина встречает любимого вкусным обедом и ужином и держит дом в чистоте - это уже показатель ее отношения к мужчине, который с ней рядом. Если же элементарной женской руки в доме не видно, для меня, как матери, это было бы дурным знаком. Я считаю, что если жена любит своего мужа, она готова о нем ежедневно заботиться. И об этом часто своим сыновьям говорю.

М. Д.: Как у вас складываются отношения со свекровью?
Л. В.:
Я благодарна Лешиной маме Любови Леонидовне, во‑первых, за то, что она родила моего мужа, а во‑вторых, за то, что она много времени и сил отдает нашим детям. Так как вместе мы не живем, мелкие разногласия, если и возникают, быстро сглаживаются. Тем более свекровь ведет себя по отношению к нам не только тактично, но и мудро. Даже если она становится свидетелем какой‑то семейной размолвки, никогда не вмешивается. Я очень уважаю ее и в каких‑то вопросах обращаюсь за советом именно к ней.

М. Д.: Вы в отличной физической форме. Это генетическая особенность вашего организма или же плоды кропотливого труда в тренажерном зале?
Л. В.:
Жизнь - мой тренажерный зал. При такой загруженности в театре и кино времени на фитнес просто не остается. Достаточно вспомнить пластический спектакль «Берег женщин», после которого у каждой из актрис появляется ощущение, что она похудела на несколько килограммов.

М. Д.: Актеры часто снимаются помногу часов без перерыва. Есть ли у вас какие‑то неизменные привычки в питании?
Л. В.
: Главное блюдо дня для меня - это горячее, желательно суп. На мой взгляд, для сохранения нормальной фигуры нужно не отказываться от любимых блюд, а вставать из‑за стола слегка голодной. Такой способ заботы о фигуре мне нравится больше, чем изнурительные диеты, дающие краткосрочный результат.

М. Д.: Чем вы руководствуетесь при составлении гардероба?

Л. В.: Предпочитаю женственные модели, подчеркивающие достоинства фигуры. Причем важно одеваться в соответствии со своими собственными представлениями о прекрасном, а не усредненными рекомендациями глянцевых журналов. Например, женщины средних лет в малиновых мини-платьях кажутся мне… как минимум закомплексованными. Это лишний раз подчеркивает, что даме далеко за 18. Тогда как при современном ассортименте в магазинах и авторских бутиках российских и зарубежных дизайнеров можно в любом возрасте подобрать наряд, который будет смотреться элегантно и стильно. Я люблю вещи от российских модельеров Юлии Яниной и Ирины Аликовой, а также французские и итальянские модные бренды.

М. Д.: Часто ли вы бываете в салонах красоты?
Л. В.:
Три раза в месяц обязательно. В первую очередь стараюсь вырваться к нашему семейному стилисту Оксане Данскир, которая приводит в порядок мою прическу. За 20 лет мы с Оксаночкой научились понимать друг друга без слов, что, согласитесь, очень важно.

М. Д.: Что, по вашему мнению, главное для сохранения молодости кожи?
Л. В
.: Качественное и регулярное очищение кожи - половина успеха в борьбе за красоту. Именно поэтому раз в неделю я делаю глубокий пилинг лица.

М. Д.: Есть ли у вас какие‑то секреты из арсенала народных средств?
Л. В.
: Да, они всем известны, а главное, эффективны. Если состояние кожи вокруг глаз оставляет желать лучшего, я кладу на глаза пакетик спитого чая, а умываюсь по утрам минеральной газированной водой. Она не только освежает лицо, но и помогает проснуться.

М. Д.: Что вы думаете по поводу омоложения с помощью достижений современной пластической хирургии?
Л. В.:
Это серьезный бизнес, о чем нельзя забывать, оказываясь на консультации у доктора. Моя подруга, например, решила сделать омолаживающую операцию, причем врач предупредил ее, что результаты окончательно будут заметны только через четыре месяца. В действительности она приходила в себя вдвое дольше, а результаты… Честное слово, ее страдания не стоили того. Она не помолодела, а просто изменилась. Я буду стареть достойно, не подправляя своих морщин скальпелем. Потому что понимаю: на оперативное вмешательство мой организм может отреагировать как угодно. Так что эксперименты я лучше буду ставить над собой на сцене, а не в реальной жизни.

М. Д.: Ваши пожелания нашим читателям?
Л. В.:
Любви и мира в семье.

БЛИЦАНКЕТА

· Возраст, когда вы почувствовали, что неотразимы? 27–28 лет.

· Профессия, в которой вы принесли бы обществу много вреда? Бухгалтер.

· Любимое время года? не зима, главное, чтобы было тепло - весной, летом или осенью.

· Как долго вы восстанавливаетесь после серьезной роли? От трех месяцев до полугода.

· Любимые русские писатели? Островский и Достоевский.

· Сколько времени вы знакомы с ближайшей подругой? 25 лет.

Совет от Лидии Вележевой

Не завидуйте. Вместо того чтобы рассуждать о чьих-то достижениях, лучше сосредоточьтесь на собственной жизни. Так вы быстрее добьетесь успехов.