Из истории детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.


Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде.


Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Насилие в семье может иметь различный вектор направленности: со стороны мужа по отношению к жене; со стороны жены по отношению к мужу; со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям; со стороны старших детей по отношению к младшим; со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам; со стороны одних членов семьи по отношению к другим.




Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
















Защита детей государством Конвенция о правах ребенка; Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних«; З акон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«; Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними.


Кроме того, авторы законопроекта обращают внимание на то, что в ныне действующем законодательстве предусмотрено более строгое наказание за жестокое обращение с животными - лишение свободы на срок до двух лет, чем за жестокое обращение с несовершеннолетними - лишь ограничение свободы на срок до трех лет. За жестокое обращение с несовершеннолетними предлагается ввести уголовную ответственность - лишение свободы до трех лет.


Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.







Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.


Сексуальное насилие над детьми Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.


Психологическое насилие Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.


К психологическому насилию относится угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).


Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.




Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов

Презентация посвящена острой социальной проблеме современного общества.

Содержит:

Факторы риска для жестокого обращения с детьми.

Типы сексуального насилия в семье.

Дети в роли обидчиков.

Психологические факторы риска ребенка.

Как защитить ребенка?

Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Насилие в семье

Насилие в семье - это отдельная большая тема, которой посвящено множество исследований. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, мужчины - сильный пол, реже становятся жертвами насилия. Насилие обычно происходит в семьях с размытыми границами между членами семьи. Страдают от насилия физического, психологического, сексуального обычно самые слабые члены семьи, не способные защитить себя.

Факторы риска для жестокого обращения с детьми Психологические факторы риска для родителей Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности. В. Стил подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

А. Басс указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек: частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен, частое достижение успеха агрессией, культурные и субкультурные нормы, темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью. По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения.

Типы сексуального насилия в семье ОТЕЦ - ДОЧЬ. Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина. Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

ОТЕЦ - СЫН Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом. Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации. Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.

МАТЬ - СЫН Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют: Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина. Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия. В случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо -сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков Олвеус дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков: Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Признаки обидчика: Дразнит, высмеивает, толкает; Физически сильнее, чем сверстники; Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими; Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный; Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим; Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.); Отставание от сверстников по количеству оконченных классов. Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности.

Психологические факторы риска ребенка Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны. Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения.

Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой. Итак, черты жертвы: Подвергается высмеиванию; Подвергается толчкам, пинкам; Попадает в драки, которых старается избежать; Его вещи отнимают или уничтожают; У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда; Исключается из групп сверстников; Выбирается для игр последним; Держится вблизи от учителя.

Женщины, подвергающиеся насилию в семье Психологи описывают классический цикл взаимодействия партнеров, когда женщина подвергается насилию, оскорблениям, состоящий из трех фаз: Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.

Основная профилактика насилия: В супружеских отношениях - это установление правил не допускающих агрессивных форм решения конфликтных ситуаций. Если при знакомстве вы чувствуете, что партнер может быть грубым и вспыльчивым, если в его прошлом известны случаи, что он на кого-то поднимал руку - то это сигнал опасности, говорящий о том, что и в ваших отношениях этот человек может вести себя также. Если в каком-то из аспектов своей жизни человек проявляет определенное поведение, то это же поведение будет легко переносится и в другие аспекты жизни. В таком случае, вам предстоит решить для себя, сможете ли вы связать свое будущее с таким человеком.

Как защитить ребенка? В первую очередь, ваш ребенок должен знать о том, что не стоит вступать в разговоры и следовать за чужими людьми на улице. Нельзя также позволять чужим людям смотреть или дотрагиваться до интимных мест. Если ребенок жалуется на насмешки в саду или в школе со стороны сверстников, если его регулярно кто-то обижает, то родитель должен вмешаться в эту ситуацию и решить проблему, обсуждая ее с детьми, преподавателями и родителями обидчиков ребенка.

Принципы реабилитации ребенка - жертвы насилия Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь. Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения. Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка. Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии. Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.

Лечение должно соответствовать этапам развития. Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка. Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением.

Литература 1. Проект "Доверие" по оказанию помощи детям - жертвам насилия, интернет - ресурс: http://www.psyonline.ru/info/article/violence/84/. 2. Из брошюры "За безопасность семьи". Методические материалы из опыта работы центра социально-психологической помощи семье г. Арзамаса, Арзамас, 1999 г., интернет-ресурс: http://www.harmony.baikal.ru/center/cycle.htm. 3. А,Я. Варга "Насилия в семье. Насильники по неволе", интернет - ресурс "Психологический навигатор", http://www.psynavigator.ru/articles.php…. 4. "Насилия, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование". (ВНИИ Проблем исследования (М. 1990)) 5. "Руководство по предупреждению насилия над детьми" под редакцией Н.К. Асановой (М. 1997) 6. "Дети и психология агрессии" С.Н.Ениколопов (журнал "Школа здоровья" № 3 1995 г.) Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия Меньшикова Е.С. (Психологический журнал, том 14 № 6, 1993 г.)





Физическое насилие - это реальное или потенциальное применение физического вреда, под которым понимается нарушение анатомо-физической целостности человека. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на человека посредством применения физической силы, холодного или огнестрельного оружия либо иных предметов.










От произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а кончают жизнь самоубийством.



По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (%), запирание в темноте (%), изгнание из дома (12,6%).








Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей. 21

Насилие Применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям

Около 40% всех убийств и тяжких телесных повреждений в России происходят в семье По данным МВД за 2007 г., каждые 2 минуты (!) в России муж избивает свою жену, а каждый час муж убивает свою жену По данным ООН, в России ежегодно (!) гибнет от рук мужей и партнёров 14 000 женщин 75% мужей хотя бы раз ударили свою жену

Спасаясь от домашнего насилия, ежегодно 50000 детей уходят из дома, а 2 000 детей сводят счёты с жизнью Каждая седьмая женщина России боится своего мужа, ожидая от него «внезапного срыва» 57% женщин систематически испытывают насилие в виде оскорблений, унижений, издевательств 30% женщин вынуждены выпрашивать деньги у мужа на каждую мелочь и отчитываться за покупки Около 70% детей в семьях, где практикуется насилие над матерью, переживают такое же насилие

Критерии насилия намеренное действие асимметрия сил нарушение человеческих прав действие, которое причиняет физическую боль и психические страдания жертве насилия

Черты насилия ЭСКАЛАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ЦИКЛИЧНОСТЬ ПОВТОРЯЕМОСТЬ

Виды насилия Физическое Психологическое Экономическое Сексуальное Использование физической силы или орудий для причинения вреда другому человеку Тотальный контроль над другим человеком Постоянная критика Шантаж Оскорбления Изоляция жертвы Отказ в доступе к средствам к существованию Утаивание доходов Трата семейных денег единолично Самостоятельное решение большинства финансовых вопросов Насильственный половой акт (изнасилование) Сексуальное домогательство Принуждение

Стадия 1 – Нарастание напряжения ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ 1979 г. – Леонор Уолкер, книга «Женщина, подвергшаяся насилию»

Стадия 2 – Акт насилия ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

Стадия 3 – «Медовый месяц» ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

ЦИКЛИЧНОСТЬ НАСИЛИЯ

НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм) I уровень

I уровень потеря чувства безопасности ощущение себя маленьким ребёнком желание изолировать себя от окружающей среды чувство бессильного гнева ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О МИРЕ I уровень II уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

II уровень = вторичная травма подвергание сомнению мысли о том, что она – жертва насилия отрицание или уменьшение испытаний обвинение жертвы в насилии отказ от помощи безразличие по отношению к проблемам домашнего насилия ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

ПРИНЯТИЕ ТОЖДЕСТВЕННОСТИ ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ НАРУШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЕБЯ И МИРА I уровень II уровень III уровень ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

III уровень мышление о себе как об обречённой на насилие обвинение себя во всём подвергание сомнению всяких личных трудностей создание свойственной для жертвы философии жизни непризнание собственных прав ВИКТИМИЗАЦИЯ (травматизм)

Алкоголизм Наркозависимость Физическая оборона Словесная оборона Сведение к минимуму контактов с насильником Угрозы СТРАТЕГИИ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ Бегство Р азговор Обещания

РОЛЬ ОБЩЕСТВА СЕМЬЯ ПАРТНЁР ДРУЗЬЯ Развенчание стереотипов и предубеждений, связанных с домашним насилием

Миф: Только пьющие мужчины бьют жен

Факт: алкоголь не является причиной насилия алкоголь может стать лишь сопутствующей причиной, когда ситуация насилия уже существует алкоголь может стать и удобным оправданием насилия некоторые женщины убеждают себя, что этого никогда бы не случилось, если бы мужчина был трезв

Домашнее насилие типично только для семей рабочих Миф:

Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение обидчиков. Избивают женщин, делающих блестящую карьеру, и домработниц. Данные исследования показали, что более половины женщин имеют высшее и неполное высшее образование. Факт:

Наверно, все не так плохо, иначе женщины бы не оставались с такими мужчинами Миф:

Стыдно рассказать посторонним о случившемся Боятся осуждения со стороны окружающих Некоторые считают, что дети должны расти в семье, где есть оба родителя Некоторые женщины боятся остаться совсем без денег (экономическая зависимость) Страх, что обидчик станет более агрессивным Некуда идти (жилищные проблемы) Факт:

Своим поведением женщины сами напрашиваются на то, чтобы их избили – они заслуживают побоев Миф:

Ни одно человеческое существо не заслуживает побоев Обидчик всегда найдет оправдание своим действиям - независимо от того, как вела себя жертва. Факт:

Пощечина не ранит серьезно Миф:

Даже единичный факт насилия приносит боль и горе Остается унизительным и оскорбительным событием в жизни человека Становится серьезной психологической травмой Факт:

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ? ИСПЫТЫВАЕТ РЕАЛЬНЫЙ СТРАХ ПЕРЕД ЭСКАЛАЦИЕЙ НАСИЛИЯ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА ЖЕРТВА ЧАСТО ЗНАЕТ, ЧТО КАК ТОЛЬКО ОНА ПЫТАЕТСЯ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЬЕЙ-ТО ПОМОЩЬЮ, ИНТЕНСИВНОСТЬ НАСИЛИЯ ВОЗРАСТАЕТ ИЗОЛЯЦИЯ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЁ ВЕРУ В ЕГО ВСЕМОГУЩЕСТВО СЧИТАЕТ СЕБЯ ВИНОВАТОЙ ВО ВСЁМ

СЧИТАЕТ, ЧТО ЕЙ НЕ ПОВЕРЯТ - ИСПЫТЫВАЕТ СТЫД ЖЕНЩИНА МОЖЕТ БЫТЬ УВЕРЕНА, ЧТО ТОЛЬКО ОНА ОКАЗАЛАСЬ В СТОЛЬ ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСК И ЗАВИ СИТ ОТ НАСИЛЬНИКА БОЛЕЗНЬ, ОДИНОЧЕСТВО ВЕР ИТ В ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, ТАКИЕ КАК НЕРУШИМОСТЬ СУПРУЖЕСТВА - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ НАДО СТРЕМИТСЯ СПАСТИ СЕМЬЮ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

ВЕР ИТ В ОБЕЩАНИЯ ПАРТНЁРА, ЧТО ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИТСЯ - ЦИКЛЫ НАСИЛИЯ ЛЮБОВЬ К ПАРТНЁРУ И ВЕРА, ЧТО ЕСЛИ ОСТАВИТ ЕГО, ТО ПРОИЗОЙДЁТ ЧТО-ТО УЖАСНОЕ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО НИКТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПОМОЧЬ ЕЙ ИЛИ МОЖЕТ БЫТЬ В ПРОШЛОМ ОНА УПОМИНАЛА О СВОЕЙ ПРОБЛЕМЕ, ОДНАКО НИКТО ЕЙ НЕ ПОМОГ ОН А НЕ ДУМА Е Т О СЕБЕ КАК О ЖЕРТВ Е НАСИЛИЯ ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНА ОСТАЁТСЯ С ОБИДЧИКОМ?

Общие характеристики женщин – жертв насилия Низкая самооценка; Приверженность традиционным представлениям о семье, роли женщины в семье и обществе, «женском предназначении»; Присвоение себе ответственности за действия обидчика; Чувство вины и отрицание чувства гнева, которое они испытывают по отношению к обидчику;

Общие характеристики женщин – жертв насилия Выраженные реакции на стресс и психофизиологические жалобы; Вера в то, что сексуальные взаимоотношения могут стабилизировать взаимоотношения в целом; Чувство беспомощности и неверие в то, что кто-то может им помочь; Психологическая зависимость от партнёра

Психологическая характеристика насильника Низкая самооценка; Низкая толерантность к фрустрации; Желание власти и контроля над другим человеком; Эмоциональная нестабильность (неумение адекватно справляться с сильными эмоциями); Вероятность злоупотребления алкоголем или наркотиками; Наличие в прошлом травмирующих событий (сам был жертвой или свидетелем насилия)

Последствия домашнего насилия Разрушается уверенность в себе Снижается самооценка Развивается безответственное отношение к своей жизни, и параллельно принимается на себя ответственность(самообвинения) за насильственное поведение партнёра, за его склонность к оскорбительному, насильственному поведению

Последствия домашнего насилия Развивается тревожность Формируется ноогенный невроз (потеря смысла жизни) Утрачивается реалистичное восприятие ситуации, окружающей действительности Формируется искажённый «портрет» партнёра и искажённое восприятие себя и своих чувств Решения относительно своих действий, удовлетворения различных потребностей принимаются в зависимости от реакций партнёра

Последствия домашнего насилия Оценка действий окружающих людей происходит в соответствии с оценками партнёра Возникает желание «спасти» партнёра, когда тот попадает в неприятное или трудное положение, при этом часто присутствует радостное возбуждение как ожидание смягчения отношений в качестве ответа за заботу (чего а самом деле никогда не происходит)

Последствия для детей, подвергшихся мужскому насилию 1) сразу же после насилия они испытывают состояние травмы; 2) изменяется ход нормальных процессов детского развития; 3) они живут в страхе за себя и за своих матерей и страдают от других проблем, связанных со стрессом; 4) их ролевыми моделями становятся жестокие мужчины; 5) в дальнейшей взрослой жизни могут продемонстрировать более высокий риск появления таких проблем, как физические и психические проблемы, химическая зависимость, проблемы во взаимоотношениях, включая насилие и дурное обращение с детьми, вовлеченность в криминальную деятельность. Материалы из книги Барнетта (Barnett), Миллер-Перрина (Miller-Perrin) и Перрина (Perrin) «Семейное насилие в течение жизни»

первый разговор интервенция полиции первый разговор со специалистом ПЛАН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ Б ЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕРТВЫ семья друзья направление в центр помощи помощь социальных работников ю ридическая помощь помощь полиции медицинская помощь терапия группы взаимопомощи постоянные консультирование ПЛАН ПОМОЩИ

НИКОГДА НЕ ОБВИНЯЙ ЖЕРТВУ

ЗА НАСИЛИЕ ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ НАСИЛЬНИК

Рекомендуемая литература Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь - М.: ПЕР СЭ, 2009 Савина Е.А. Возвращение Кая - М.:Изд-во Адрус, 2006 Савина Е.А. «Я люблю его…» -М.: Изд-во Адрус, 2008 Джонсон В. Метод убеждения. Как помочь наркоману или алкоголику принять решение – М.: ИОИ, В.Секачёв, 2007 Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости – М., «Физкультура и спорт», 1997 Смит У. Внуки алкоголиков: проблемы взаимозависи-мости в семье – М., Просвещение, 1991 Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб, Речь, 2004 Емельянова Е.В. Как общаться с пьяным мужем. Практичные советы женщинам – СПб, Речь, 2008 Емельянова Е.В. Женщины в беде. Программа работы с жертвами домашнего насилия «Достоинство любви» - СПб. Речь, 2008

Эти книги можно заказать по электронному адресу: http://kseniya-steps.ucoz.ru/