Гонка вооружений - это не атрибут нескольких последних десятилетий. Она началась давно и, к сожалению, продолжается в настоящее время. Вооружение государства - один из основных критериев его обороноспособности.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века стремительно начало развиваться воздухоплавание. Осваивались воздушные шары, а чуть позже - дирижабли. Гениальное изобретение, как часто бывает, было поставлено на военные рельсы. Беспрепятственно попадать на территорию противника, распылять над позициями противника отравляющие вещества, забрасывать диверсантов в тыл врага - предел мечтаний военных деятелей того периода.

Очевидно, что для успешной обороны своих границ любое государство было заинтересовано в создании мощного оружия, способного поражать летающие цели. Именно такие предпосылки и обозначили необходимость в создании зенитной артиллерии - вида вооружения, способного ликвидировать воздушные объекты противника, не позволяя им проникнуть на свою территорию. Следовательно, неприятель лишался возможности нанести войскам серьезный урон с воздуха.

В статье, посвященной зенитной артиллерии, рассматривается классификация этого вооружения, основные вехи его развития и совершенствования. Описаны установки, состоявшие на вооружении Советского Союза и Вермахта в годы Великой Отечественной войны, их применение. Также рассказывается про разработку и испытания этого зенитного оружия, особенности его использования.

Возникновение артиллерии для борьбы с воздушными целями

Представляет интерес само название данного вида вооружения - зенитная артиллерия. Свое название данный вид артиллерии получил благодаря предполагаемой зоне поражения орудий - воздуху. Следовательно, угол обстрела таких орудий, как правило, составляет 360 градусов и позволяет вести огонь по целям, находящимся в небе над орудием - в зените.

Первые упоминания о данном виде вооружения относятся к концу девятнадцатого века. Причиной появления такого вооружения в российской армии была потенциальная угроза атаки с воздуха со стороны Германии, с которой у Российской империи постепенно обострялись отношения.

Не секрет, что Германией давно велись разработки летательных аппаратов, способных участвовать в боевых действиях. Фердинанд фон Цеппелин, немецкий изобретатель и конструктор, значительно преуспел в этом деле. Результатом плодотворной работы стало создание в 1900 году первого дирижабля - цеппелина LZ 1. И хоть данный аппарат еще был далек от совершенства, определенную угрозу он уже представлял.

Дабы иметь оружие, способное противостоять немецким аэростатам и дирижаблям (цеппелинам), Российская империя начала свои разработки и испытания. Таким образом, в 1891 первом году проходят первые испытания, посвященные стрельбе из имеющегося в стране оружия по крупным воздушным целям. В качестве мишеней для таких стрельб выступили обыкновенные воздушные баллоны, перемещаемые с помощью лошадиных сил. Несмотря на то что стрельбы имели определенный результат, все военное командование, задействованное в учении, было солидарно в том, что для эффективной противовоздушной обороны армии необходимо специальное зенитное орудие. Так начались разработки зенитной артиллерии в Российской империи.

Пушка образца 1914-1915 годов

Уже в 1901 году отечественные оружейники вынесли на обсуждение проект первой отечественной зенитной пушки. Тем не менее высшее военное руководство страны отвергло идею создания такого оружия, аргументируя свое решение отсутствием в нем крайней необходимости.

Однако в 1908 году идея зенитной пушки получила "второй шанс". Несколько талантливых конструкторов разработали техническое задание к будущему орудию, а реализовывать проект доверили конструкторской группе под руководством Франца Лендера.

В 1914 году проект был реализован, а в 1915-м подвергся модернизации. Причиной тому послужил закономерно возникший вопрос: как перемещать такое массивное орудие в нужное место?

Решение было найдено - оснастить пушкой кузов грузового автомобиля. Таким образом, к концу года появились первые экземпляры пушки, смонтированные на автомобиль. Колесной базой для перемещения пушки послужили российские грузовики "Руссо-Балт-Т" и американские "Уайты".

Так была создана первая отечественная зенитная пушка, получившая в народе название "Пушка Лендера" по фамилии ее создателя. Оружие неплохо зарекомендовало себя в сражениях Первой мировой войны. Очевидно, что с изобретением самолетов данное оружие постоянно утрачивало свою актуальность. Тем не менее последние образцы этого орудия были на вооружении до конца Великой Отечественной войны.

Применение противовоздушной артиллерии

Зенитные орудия использовались при ведении боевых действий для достижения не одной, а нескольких целей.

Во-первых, стрельба по воздушным объектам противника. Это то, ради чего и создавался этот вид вооружения.

Во-вторых, ведение заградительного огня - специального приема, используемого неожиданно при отражении атаки либо контратаки неприятеля. В таком случае орудийному расчету давались конкретные участки, которые должны были простреливаться. Такое применение также оказалось достаточно эффективным и наносило значительный урон личному составу и технике противника.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации зенитной артиллерии. Рассмотрим наиболее распространенные из них: классификацию по калибру и классификацию по способу размещения.

По типу калибров

Принято различать несколько типов зениток в зависимости от размера калибра ствола пушки. По такому принципу выделяют оружие мелкого калибра (так называемая малокалиберная зенитная артиллерия). Он варьируется от двадцати до шестидесяти миллиметров. А также среднего (от шестидесяти до ста миллиметров) и крупного (более ста миллиметров) калибров.

Для данной классификации характерен один закономерный принцип. Чем больше калибр пушки, тем она массивнее и тяжелее. Следовательно, крупнокалиберные пушки сложнее перемещать между объектами. Зачастую крупнокалиберные зенитки размещались на неподвижных объектах. Мелкокалиберная зенитная артиллерия, напротив, обладает наибольшей мобильностью. Такое орудие легко транспортируется при необходимости. Следует отметить, что зенитная артиллерия СССР так и не пополнилась крупнокалиберными пушками.

Многие орудия времен Великой Отечественной войны стоят в музеях, парках и скверах, посвященных Победе. Часть зениток до сих пор используется в горной местности как противолавинные орудия.

Перед началом Второй мировой войны основным средством войсковой ПВО были пулемётные установки MG .34 калибра 7.92, обладавшие эффективной дальностью стрельбы до 800-1000м и скорострельностью 600 выстр/мин. Оружие использовалось на легкой алюминиевой зенитной треноге, образца 1934 года или же монтировалось на зенитно-пулеметной спаренной тумбовой установке.

Пулемет был оснащен быстросменным стволом, что обеспечивало высокий темп стрельбы, при относительно небольшой массе оружия. В польской, норвежской и французской компаниях, расчёты ЗПУ обеспечивали вполне приемлемый уровень защиты подразделений от авиации противника. Ситуация изменилась на территории СССР, пулемёты оказались малоэффективны при отражении атак советских бронированных самолётов. Задачи обороны наземных войск были поручены истребительной авиации Люфтваффе.

Основные силы зенитной артиллерии входили в состав люфтваффе, тем не менее каждая дивизия вермахта имела в распоряжении 12 20-мм автоматов Flak.30/38. Автоматическая пушка Flak.30 была разработана фирмой «Рейнметалл» в начале 20-х годов, Калибр 20 мм: начальная скорость снаряда (осколочный), м/с: 900 Практическая скорострельность 120 выстр/мин, максимальная досягаемость по высоте - 3700м. Действие автоматики было основано на использовании отдачи ствола и затвора при коротком откате ствола. Спусковой механизм позволял вести одиночный и автоматический огонь. Спуск производился нажатием педали, а для питания автомата применялись коробчатые магазины емкостью 20 снарядов. В походном положении зенитная установка транспортировалась на двухколесной подрессоренной повозке.

Пушка Flak.30 имела небольшой вес и простое устройство. Ствол-моноблок легко отделялся от ствольной коробки, благодаря чему быстро осуществлялась его замена при непрерывной стрельбе. Главным недостатками автомата была недостаточная скорострельность из-за отсутствия непрерывного ленточного питания.
Первые зенитные пушки этого типа начали поступать в немецкие войска в 1935 году, а три года спустя на вооружение был принят новый вариант этого оружия, Flak.38, имевший ту же баллистику и боеприпасы, но отличавшийся более высокой скорострельностью за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения скорости их движения. Автоматы Flak.38 появились на фронте в 1940 году, и в том же году была создана счетверенная установка на их базе.

Зенитные пушки Flak.30/38 монтировались также и на различных типах самоходного шасси, например в кузовах грузовиков Опель «Блитц» и Форд «Маультиир», на полугусеничных транспортерах SdKfz 10/5. В середине 1944 года в составе немецких войск имелось свыше 26 тыс. зенитных установок этого типа.

Наряду с 20-мм зенитными пушками, для борьбы с самолетами противника летящими на высотах до 2 000-3 000 м и для поражения наземных целей частями вермахта и люфтваффе широко использовалась 37-мм зенитная пушка Flak.18. Вес в боевом положении: 1750кг, начальная скорость снаряда(осколочный), м/с: 820, скорострельность80 выстр/мин.

Позже на ее основе были созданные усовершенствованные модификации Flak.36 и Flak.43. В мае 1944 года части вермахта располагали 775 пушками этих типов, части люфтваффе имели 3 400 таких пушек.
37-мм пушки представляли собой автоматические орудия, установленные на лафете кругового вращения с отделяемым колесным ходом. Осколочный снаряд весом 0,623 кг имел вертикальную дальность 4 800 м. Бронебойный снаряд на расстоянии 100 м при угле встречи 60° пробивал броню толщиной 36 мм, а на расстоянии 800 м — 27 мм. Питание патронами при стрельбе осуществлялось из обойм емкостью 6 или 8 патронов. Обойма с 6 патронами весила 12,5 кг. Использовавшиеся частями вермахта 37-мм зенитные пушки снабжались щитовым прикрытием для защиты от пуль и осколков.
Модификация Flak.36 отличалась от базовой модели Flak.18 практической скорострельностью, доведенной до 120 выстрелов в минуту. 123 такие пушки были использованы при создании 37-мм зенитных самоходных установок на базе 8-т полугусеничного тягача. Скорострельность Flak.43 была повышена до 150/180 выстрелов в минуту. В конце 1944 года был начат выпуск спаренных 37-мм пушек Flak.43 под названием Flakzwilling.43. массой в 2 500 кг, скорострельность — 300/360 выстрелов в минуту. В феврале 1945 года части вермахта имели на вооружении 390 таких пушек.
Наряду с 37-мм зенитными пушками собственного производства на вооружении германской армии состояли и 37-мм советские зенитные пушки обр. 1939 г. Они имели немецкое обозначение Flak.39(r), в январе 1944 года их число составляло 642 единицы.
37-мм зенитные пушки всех модификаций широко использовались для создания самоходных зенитных установок на шасси легких и средних танков и бронетранспортеров. Они были достаточно эффективным средством борьбы с самолетами, летящими на малой и средней высоте со скоростью до 540-600 км/час, и с легкими бронированными целями.

Уже во время Сталинградского сражения Ил-2 несли значительные потери от огня МЗА Вермахта. И причины были не только в хорошей подготовке зенитных расчётов. Сказывалась и недостаточная подготовка пилотов Ил-2. Например - "пеленг звеньев" уже после первого захода на цель, как правило, превращался в разомкнутую "колонну" одиночных самолетов (как тогда говорили - "в цепочку"). В результате между заходами группы Ил-2 на цель получался большой временной "разрыв", а между самолетами нарушалось огневое взаимодействие. Последнее позволяло немецким зенитчикам встречать Ил-2 при повторных заходах хорошо организованным, сосредоточенным огнем. Вместо эффективного противозенитного маневра в районе цели летчики-штурмовики часто выполняли лишь рыскание по курсу в плоскости полета. В результате немецкие зенитчики легко брали "Илы" в "вилку" и уверенно поражали четвертый, пятый и шестой самолеты

в группе.http://www.23ag.ru/html/il2_page_8.html

Анализ распределения боевых потерь штурмовой авиации в период Курского сражения показывает, что наибольшие потери в штурмовиках Ил-2 воздушные армии понесли «прежде всего в результате зенитного огня» — 49% всех потерь. На долю истребительной авиации пришлось около 37% потерь. Обычно на наиболее опасных участках немцы сосредоточивали до 3-4 батарей МЗА, до 20-24 установок крупнокалиберных зенитных пулеметов на 1 км фронта. Среднекалиберная зенитная артиллерия располагалась из расчета в среднем одна батарея на 2 км фронта. Кроме этого, немцы довольно широко использовали и так называемые «кочующие» зенитные батареи, засады и т.п., которые внезапно обстреливали штурмовики и наносили серьезные потери.

Если штурмовики подходили к цели на высоте порядка 800-1000 м, то они уже за 3-4 км от линии фронта могли быть обстреляны огнем среднекалиберной зенитной артиллерии и за 1-1,5 км — огнем МЗА.

Таким образом, Илам уже при подходе к целям на поле боя приходилось преодолевать сплошную стену зенитного огня. Плотность огня на высотах боевого применения Ил-2, не считая орудий среднего калибра, доходила до трех-пятислойного огня. Как следует из документов, «МЗА обычно бьет по высотам 200-300-400-600-800-1000 м и далее...»

По данным Управления воздушно-стрелковой службы ВВС КА, во время атаки Ил-2 наземных целей в полосе немецкой обороны по штурмовику в секунду могло быть выпущено свыше 8000-9000 пуль крупного калибра и 200-300 малокалиберных зенитных снарядов со всеми вытекающими для Ил-2 последствиями.

Если теперь учесть, что группы Ил-2 находились над полем боя в среднем по 10-15-20 минут на высотах 200-1000 м, то большие потери от зенитного огня были вполне закономерны. Летчики и воздушные стрелки получали ранения или погибали, деревянные плоскости и фюзеляж Ил-2 превращались в щепу, перебивались тросы и тяги системы управления и т.д. — штурмовик падал, шел на вынужденную посадку или выходил из боя в результате повреждений. http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/15.html

Активное участие штурмовиков Ил-2 в операциях по прорыву немецких укрепрайонов, весьма сильно оснащенных огневыми средствами ПВО, привело к резкому росту боевых потерь "Илов" от огня зенитной артиллерии противника.
Так, если в 1943 г. от огня немецкой зенитной артиллерии всех калибров ВВС РККА потеряли 1468 Ил-2, то в 1944 г. (Яссо-Кишиневская, Севастопольская, Выборгская, Белорусская и др. наступательные операции) "Илов" было потеряно 1859 машин, а за первые шесть месяцев 45-го (Висло-Одерская, Кенигсбергская и Берлинская операции) число сбитых "Илов" составило 1048 самолетов. При этом рост потерь Ил-2 от огня немецкой зенитной артиллерии сопровождался неуклонным снижением потерь от действий истребителей люфтваффе. Если в 43-м в воздушных боях было сбито 1090 Ил-2, то в 44-м - 882 машины, а в 45-м (на 1 мая) - 369 "Илов". То есть в воздушных боях в небе 44-го "ильюшиных" было потеряно в 2,1 раза меньше, чем от огня ЗА всех калибров, а в 45-м -уже в 2,8 раза меньше.
Суммарные же боевые потери штурмовиков Ил-2 практически остались на прежнем уровне: в 1943 г. ВВС КА потеряли на фронтах 3515 Ил-2, в 1944 г. - 3344 боевые машины, а в 45-м (на 1 мая) - 1691.

Наибольшую опасность для Ил-2 представляли малокалиберная (20-37 мм) зенитная артиллерия и крупнокалиберные зенитные пулеметы, поскольку их огонь был наиболее губительным на тех высотах, с которых обычно действовали Ил-2. штурмовых авиачастей 3-й ВА (Витебская, Полоцкая, Двинская, Белорусская и Шауляйская операции) на один поврежденный зенитной артиллерией "Ил" приходилось 2-3 боевых самолето-вылета при общей живучести Ил-2 в этот период около 36 самолето-вылетов (41 час налета) на одну боевую потерю. Средний процент пробития брони от огня зенитной артиллерии оказался почти вдвое больше, чем от огня истребителей противника.

Высоты эффективной стрельбы МЗА составляли от 500 до 2000 м, а для пулеметов - не более 600-800 м. Наклонная дальность эффективной стрельбы МЗА существенно зависела от высоты выхода Ил-2 на цель. Так, если штурмовики подходили к цели на высоте порядка 1000 м, то уже в 1-1,5 км от ЛБС они могли быть обстреляны огнем МЗА, поскольку наклонная дальность, например, для немецкой 37-мм зенитной пушки 3.7cm FlaK36 составляла около 3000 м, а для 20-мм зенитной пушки 2cm FlaK38 - 2000 м.
Практическая стрельба велась немцами осколочно-фугасными и осколочно-зажигательными снарядами.
Боевой опыт и полигонные испытания показали, что для поражения штурмовика Ил-2 в среднем было достаточно 1 -2 попаданий снарядов калибра 37 мм. Боевой опыт показал, что при стрельбе 9-12-орудийной батареи МЗА на дистанцию 2000 м с прицеливанием по "среднему самолету" с одинаковой вероятностью могли быть поражены все Ил-2, удаленные от него на 50-70 м.
Маневр только курсом, высотой или скоростью не давал желаемого результата - "Илы" несли потери. Дело в том, что орудия МЗА обладали высокой маневренностью, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. То есть эффективное противодействие огню МЗА штурмовики могли обеспечить лишь путем резкого и одновременного изменения курса, высоты и скорости. Повышение маневренности требовало увеличения максимальной скорости полета Ил-2 минимум на 100 км/ч и вертикальной скорости на малых высотах на 50% по сравнению с существующими.
Зенитные орудия калибра 37 и 20 мм были для "Илов" весьма и весьма опасными противниками, так как, кроме значительной поражающей силы снарядов, эти пушки имели и достаточно высокую скорострельность, что и позволяло им обеспечивать довольно приличную вероятность поражения Ил-2.
МЗА противника играла особенно решающую роль в боевых потерях Ил-2, открывая огонь перед самым заходом "ильюшиных" на цель, губительный, если экипажи "Илов" пренебрегали противозенитным маневром, поскольку в момент перестроения самолетов в "круг" (ввод в пикирование Ил-2 ведущего группы с последующим замыканием "круга") штурмовики, следовавшие за командиром группы, продолжали некоторое время лететь неизменным курсом, а затем разворачивались по одному за впереди идущим. Расчеты немецкой МЗА быстро вводили поправки в свою стрельбу и наносили тяжелые поражения "Илам".

Наименьшего противодействия со стороны МЗА и ЗА штурмовики могли достигнуть построением "круга" не в горизонтальной плоскости, а в наклонной, приближающейся, в предельном случае, к вертикальной плоскости. Однако для построения оптимального с точки зрения уменьшения вероятности поражения самолета (угол наклона приблизительно 50-40°, угол пикирования - 50°) "круга" самолет Ил-2 не обладал необходимой для этого вертикальной маневренностью.

Самым же радикальным способом снижения потерь Ил-2 от огня ЗА на заключительном этапе войны оставалось огневое подавление зенитных средств силами самих "Илов".
Для подавления зенитного огня выделялись специальные экипажи, количество которых зависело от общего числа штурмовиков в группе и от предполагаемого прикрытия цели ЗА. В каждом штурмовом авиаполку ряд экипажей стали специальным образом "натаскиваться" на подавление огневых точек немецкой зенитной артиллерии. Эти экипажи и составляли ядро группы подавления.
При действиях по целям сильно насыщенными средствами ПВО в группу подавления выделялось в среднем до одной трети всего состава "Илов", а в случаях особо сильной ПВО и до 50-100% всего состава.

В Севской операции 1944 г. (18.08-02.09) во время действия в районе Шведчиковы командир 9-го шак генерал И.В.Крупский, ввиду беспрецедентной плотности немецкого зенитного огня на участке прорыва наземных войск (до 4-х батарей ЗА малого и среднего калибров на один км фронта), был вынужден перед вводом в действие основных сил корпуса нанести массированный бомбоштурмовой удар по средствам ПВО немцев с целью разрушения его огневой системы. К удару были привлечены 50 Ил-2 (10 групп по 5 машин каждая), которые в общем боевом порядке "круг групп" в течение 35 минут "утюжили" позиции немецких зенитчиков. Сила удара была настолько высока, что уже после 3-го захода расчеты немецкой ЗА повсеместно прекратили огонь. 9-й же шак в течение почти четырех дней выполнял боевые задания на поле боя практически без противодействия со стороны немецкой ЗА.

Экипажи, выделяемые для подавления зенитных точек противника, обычно следовали впереди ударной группы, если расположение ЗА противника было известно, и сзади на 400-500 м и с превышением на 100-150 м, если расположение зенитных огневых средств было заранее неизвестно.

Огонь из стрелково-пушечного вооружения по зенитным точкам "ильюшины" открывали, как правило, с дистанций 1200-1500 м. Несмотря на то, что эти дистанции почти в 3 раза превышали дальности действительного огня из пушек ВЯ и ШВАК (400-500 м), такой прием, как показал боевой опыт, не давая высокой эффективности поражения, существенно мешал расчетам вести прицельный огонь по штурмовикам, снижая тем самым потери "Илов". С выходом же на дальность действительного огня немецкие зенитчики получали "по полной программе".

Результатах полигонных испытаний и анализе боевого опыта, показывают, что для гарантированного уничтожения штурмовиками Ил-2 зенитной точки с уязвимой площадью порядка 2х2м при дальности открытия огня 300-400 м и угле пикирования 30° (летчик имеет хорошую летную и стрелковую подготовку) в среднем необходимо было израсходовать 300-400 снарядов к пушкам ШВАК или ВЯ. То есть для уничтожения зенитной точки противника стрелково-пушечным огнем штурмовика Ил-2 необходимо было выделять наряд сил в составе не менее 6-7 машин. http://www.airpages.ru/ru/il2_18.shtml

Ил-2 не были беспомощными мишенями, штурмовики очень эффективно атаковали вражеские транспортные колонны. Лучше всего могут свидетельствовать об этом непосредственные участники - ефрейтор 3-й роты 677-го рабочего железнодорожного батальона Фридрих Альфред, взятый в плен 2 июля 1944 г., показал: “Немецкие колонны, двигавшиеся по шоссе Орша — Минск, повернули на юг на шоссе Могилев — Минск. На лесных дорогах мы подвергались непрерывным атакам штурмовиков, которые наносили нашим колоннам ужасные потери. Так как автомашины двигались по дорогам в 2-3 ряда, потери при налетах часто равнялись 50-60%. Считаю, что в нашей колонне до 50% всего состава было потеряно от налетов русских самолетов...”

Генерал-майор Инзель Иоахим — командир 65-й пехотной дивизии, взятый в плен 11 июня в районе восточнее Минска, —дал следующую оценку действиям штурмовой авиации Красной Армии: “В настоящих операциях русских войск и в их успехе авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла на ход всей кампании на данном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики являлись эффективным средством, нарушившим планомерный отход наших войск по дороге на новые оборонительные рубежи. Расстроив нормальное движение отходящих колонн и вызвав панику, русская авиация не дала возможности нашим войскам оказать организованное сопротивление на таком мощном и естественном рубеже, как Березина. Моральное действие авиации исключительно большое. Наше командование было бессильно бороться с таким превосходством в воздухе”.

Справедливости ради необходимо отметить, что в описываемых событиях путь отступления немцев проходил через лесисто-болотистую местность с крайне ограниченным числом дорог. Это вынуждало войска вермахта совершать отход по двум-трем основным дорогам, которые нередко были забиты колоннами в два-три, а в отдельных случаях и в четыре ряда. . В обычной ситуации, зенитные расчёты, сопровождающие колонну на полугусенечных грузовиках, рассредотачивались по обочинам и приступали к отражению атаки. При этом немцы не смогли организовать прикрытие отходящих войск зенитными средствами и истребителями. Условия для боевого применения штурмовиков Ил-2 сложились особенно благоприятно. Колонны совершенно не имели возможности рассредоточиться. Штурмовики же, создав на дорогах пробки и заторы, непрерывным «висением» над остановившимися колоннами добивались максимального успеха. http://militera.lib.ru/memo/russian/drabkin1/15.html

Командование Вермахта и войск СС ясно осознавало нарастающую мощь воздушных ударов по наземным войскам и колоннам снабжения. Так было положено начало созданию первых бронированных ЗСУ. В начале 1943 года было внесено предложение о разработке столь необходимого на передней линии фронта зенитного танка на базе шасси Panzer IV. Изначально Flakpanzer IV Möbelwagen, вооруженный «четверкой» 20мм. орудий Flak.38, был разработан компанией Krupp, но 14 мая 1943 года ее проект был закрыт и модель не пошла в производство. В дальнейшем машина получила название 2cm Flak. Panzerkampfwagen IVна модифицированном шасси Panzerkampfwagen IV.. Стандартный корпус был изменен под установку широкой, открытой сверху, надстройки из четырех бронещитов толщиной по 20мм. Щиты могли опускаться при ведении огня по низколетящим или наземным целям - это было крупным недостатком машины, расчет не имел броневой защиты от сколков и пуль. К октябрю 1943 года был готов единственный прототип, который был представлен Адольфу Гитлеру 7 декабря того же года. Но 28 января 1944 года в производство пошел очередной «временный вариант», вооруженный 37 мм орудием Flak.

К 7 апрелю 1944 года первые 20 машин были собраны и 15 июня 1944 года были включены в состав танковой дивизии, дислоцировавшейся в Западной Европе. Планировалось начать выпуск Möbelwagen в феврале, но по техническим причинам производство было начато компаниями Deutsche-Eisenwerke и BMM, только в марте 1944 года и продолжалось до марта 1945 года. За все время было выпущено 240(250) таких танков, которые были приписаны к Flugabwehrzug (батальоны ПВО), входящим в состав танковых дивизий на Западном фронте.http://asww.org/content/view/62

Концепцию Wirbelwind предложил Karl Wilhelm Krause, офицер 12-й танковой дивизии SS “Hitler Jugend”. Летом 1944 года он предложил установить на шасси Panzer IV 4х ствольное 20 мм орудие Flak.38 L/112.5. , в бронированной башне. На Wirbelwind и Ostwind использовались очень похожие (специально разработанные) открытые сверху башни установленные на стандартное крепление башни Panzer IV.

Основная разница состояла в вооружении - Wirbelwind вооружался 4-х ствольным 20мм. орудием Flak.38 L/112.5, а Ostwind — одноствольным 37 мм орудием Flak.43 L/89 (оба орудия могли с успехом использоваться и против наземных целей). 20 мм Flak. оказались менее эффективными, чем 37 мм Flak.

Всего с июля 1944 года по март 1945 года было произведено 44 Ostwind и 106 ЗСУ Wirbelwind. Этот вариант ЗСУ направлялся в распоряжение танковых дивизий. На Восточный фронт было отправлено 90 единиц ЗСУ Wirbelwind, а на Западный - 16. Они вошли в состав Flugabwehrzug танковых дивизий. Танк был очень эффективным против низколетящих воздушных целей. Интересным фактом является боевое испытание прототипа Ostwind в составе 1-й танковой дивизии Waffen SS «Leibstandarte SS Adolf Hitler» в ходе наступления в Арденнах (с 16 по 22 декабря 1944 года) Машина была возвращена на завод без единого повреждения. Были планы по расширению выпуска и увеличению огневой мощи Ostwind. Окончание войны закрыло этот проект.

Первой британской зенитной системой среднего калибра стала 76,2-мм зенитная пушка Q. F. 3-in 20cwt образца 1914 года. Первоначально она предназначалась для вооружения кораблей и была запущена в производство в начале 1914 года. Для стрельбы по воздушным целям применялись шрапнельные снаряды, после модернизации орудия для повышения эффективности стрельбы разработана осколочная граната с дистанционным взрывателем массой 5,7 кг, которая имела скорость у дульного среза 610 м/с. Скорострельность орудия - 12-14 выстр./мин. Досягаемость по высоте - до 5000 м.


76,2-мм зенитная пушка Q. F. 3-in 20cwt

Всего британская промышленность выпустила около 1000 76-мм зенитных орудий модификаций: Mk II, Mk IIA, Mk III и Mk IV. Кроме британских вооруженных сил, орудия поставлялись в Австралию, Канаду и Финляндию.

Когда стало ясно, что армии требуется более мобильное орудие, для пушки сконструировали специальную четырехопорную платформу, вместе с которой она могла перевозиться в кузове тяжелого грузовика. Позже для орудия создали вывешиваемую четырёхколёсную повозку.

Хотя к началу Второй мировой войны орудие явно устарело, оно продолжало пользоваться популярностью в войсках. Зенитка была основой батарей ПВО в составе Британского экспедиционного корпуса во Франции. К 1940 году некоторые батареи были оснащены более новыми, 3,7-дюймовыми зенитками, но артиллеристы по-прежнему предпочитали более легкие и универсальные 3-дюймовые орудия, с которыми они были хорошо знакомы. При эвакуации остатков Британского экспедиционного корпуса все 3-дюймовые зенитки были уничтожены или захвачены немцами.

Значительное количество этих орудий устанавливалось на стационарных бетонных основаниях вдоль британского побережья, для защиты портовых сооружений.

Они также монтировались на железнодорожные платформы, что позволяло в случае необходимости осуществлять быстрое перебазирование зенитных батарей для прикрытия транспортных узлов.

Вскоре после Первой мировой войны стало ясно, что прогнозируемое повышение боевых возможностей авиации потребует замены существующих 76,2-мм зениток более мощными орудиями. В 1936 году концерн «Виккерс» предложил прототип новой 3,7-дюймовой (94-мм) зенитки. В 1938 году первые производственные образцы были представлены для войсковых испытаний. Только в 1939 году орудия, получившие обозначение 3.7-Inch QF AA, начали поступать на вооружение батарей ПВО.


Зенитное 94-мм орудие 3.7-Inch QF AA

Зенитка производилась в двух вариантах. Наряду с возимой установкой орудия монтировались на стационарные бетонные основания, у последнего варианта позади казенника имелся специальный противовес. Из-за довольно значительного веса повозки с орудием (9317 кг) артиллеристы после знакомства в войсках встретили их довольно прохладно.

Для облегчения и упрощения лафета было выпущено несколько вариантов. Первые серийные лафеты получили индекс Mk I, лафеты для стационарной установки стали именоваться Mk II, а последняя версия - Mk III. При этом для каждой модификации существовали подварианты. Всего выпущено около 10000 орудий всех модификаций. Производство продолжалось до 1945 года, в среднем по 228 орудий в месяц.


Британские зенитчики ведут огонь из 94-мм зенитного орудия

Однако нельзя было не признать, что боевые характеристики 94-мм зениток, несмотря на некоторые недостатки, значительно превосходили аналогичные показатели старых трехдюймовок. К 1941 году орудия данной марки стали основой зенитной артиллерии Великобритании. 94-мм зенитные орудия обладали отличной досягаемостью по высоте и хорошим поражающим действием снаряда. Осколочный снаряд массой 12,96 кг с начальной скоростью 810 м/с мог поражать цели на высоте до 9000 м.

Постепенно разработчики усовершенствовали систему управления огнем, снабдили орудие механическим досылателем и устройством автоматизированной установки взрывателя (в результате скорострельность повысилась до 25 выстрелов в минуту). К концу войны большинство орудий этого типа получило-таки эффективное дистанционное управление, после чего на долю орудийной прислуги оставалась только чистка орудий и обслуживание автомата заряжания.

Во время Североафриканской кампании 94-мм зенитные орудия применялись для борьбы с немецкими танками, однако из-за чрезмерного веса и низкой маневренности оказались в этой роли не слишком удачными, хотя своим выстрелом они могли уничтожить практически любой танк противника.

Кроме того, 94-мм зенитные орудия задействовались в качестве средств дальнобойной полевой артиллерии и как орудия береговой обороны.

В 1936 году на испытания поступило 113-мм морское орудие QF 4.5-inch Mk I. Вскоре стало ясно, что оно может с успехом использоваться в качестве зенитного. В 1940 году начались поставки первых 113-мм зенитных орудий. Ordnance, QF, 4.5 in AA Mk II.

При начальной скорости 24,7-кг снаряда 732 м/с дальность стрельбы по воздушным целям превышала 12000 м. Скорострельность - 15 выстр./мин.
В большинстве случаев орудия вели огонь осколочными снарядами. Правда, иногда применялись специальные шрапнельные снаряды, предназначавшиеся для уничтожения самолетов, летавших на малых высотах.

Для транспортировки орудий массой более 16000 кг требовались специальные трейлеры, по причине чрезмерного веса все они монтировались на укреплённых стационарных позициях. Всего к 1944 году было развёрнуто более 370 орудий. Как правило, в состав зенитной батареи входило четыре орудия. Для защиты от осколков орудие прикрывалось щитом.


113-мм зенитное орудие Ordnance, QF, 4.5 in AA Mk II

113-мм зенитка обладала многими признаками морского орудия, доставшимися ему по наследству: станком башенного типа, установленным на тяжелом стальном основании, механическим досылателем, тяжелым противовесом над казенной частью ствола и механическим установщиком взрывателя на зарядном лотке. Устройство для подачи боеприпасов было тоже отнюдь не лишним, что особенно ценилось прислугой в условиях длительного ведения огня, поскольку вес полного боевого заряда доходил до 38,98 кг.


Британские 113-мм зенитные пушки на позиции в окрестностях Лондона

На первом этапе развёртывания зенитные батареи размещались в непосредственной близости от военно-морских баз и больших городов, поскольку именно в этих местах требовались наиболее мощные и дальнобойные зенитные орудия. В 1941 году британское адмиралтейство несколько ослабило строгость требований относительно обязательного размещения 4,5-дюймовых (113-мм) орудий возле находившихся в его ведении объектов. Было разрешено устанавливать зенитки на береговых укреплениях. Здесь 4,5-дюймовые пушки могли использоваться одновременно в качестве зениток и орудий береговой обороны.

Однако количество использованных в подобном качестве орудий оказалось относительно невелико, поскольку их перебазирование было связано с большими трудностями и затратами.

В 1942 году в окрестностях Лондона на бетонных основаниях было установлено три башни со спаренными 133-мм универсальными орудиями 5,25" QF Mark I.

Монтаж башен потребовал создания инфраструктуры для их использования, аналогичной имеющейся на боевом корабле. Впоследствии из-за больших сложностей с установкой на берегу от двухорудийных башен отказались.

Башни с одним 133-мм орудием монтировались на побережье и в районах военно-морских баз. На них возлагались задачи береговой обороны и борьбы с высоколетящими самолётами. Эти пушки имели скорострельность 10 выстр./мин. Большая досягаемость по высоте (15000 м) при угле возвышения 70° позволяла вести огонь 36,3-кг осколочными снарядами по высоколетящим целям.

Однако в связи с тем, что для стрельбы на большие дистанции использовались снаряды с механическими дистанционными взрывателями, вероятность поражения цели была небольшой. Зенитные снаряды с радиовзрывателями начали массово поступать на вооружение британской зенитной артиллерии только в 1944 году.

Рассказ о британских зенитных средствах ПВО был бы неполным без упоминания о неуправляемых зенитных ракетах. Незадолго до начала войны британское военное руководство решило компенсировать недостаточное количество современных зенитных орудий простыми и недорогими реактивными снарядами.

В 2-дюймовой (50,8-мм) зенитной ракете использовалась боевая часть с тонкой стальной проволокой. В высшей точке траектории вышибной заряд выбрасывал стальную проволоку, которая медленно опускалась на парашюте. Проволока по замыслу разработчиков должна была запутаться в винтах вражеских самолетов, вызывая таким образом их падение. Существовал также вариант с 250-гр. осколочным зарядом, на котором имелся самоликвидатор, настроенный на 4-5 с полёта - к этому времени ракета должна была достигать расчетной высоты порядка 1370 м. Было выпущено небольшое количество 2-дюймовых ракет и ПУ для них, которые использовались исключительно в учебных и тренированных целях.

Более перспективной оказалась 3-дюймовая (76,2-мм) зенитная ракета, боевая часть которой имела ту же массу, что и зенитный 94-мм снаряд. Ракета представляла собой простую трубчатую конструкцию со стабилизаторами, в двигателе применялся заряд бездымного пороха - кордита марки SCRK. Ракета UP-3 длиной 1,22 м была не вращающейся, а стабилизировалась только за счет оперения. Она несла осколочную боевую часть с дистанционным взрывателем.

Для запуска использовалась одиночная или спаренная пусковая установка, обслуживаемая двумя солдатами. Боекомплект установки составлял 100 ракет. Запуск ракет с этих первых установок не всегда был надежным, а их точность такой низкой, чтобы был возможен только заградительный зенитный огонь.

Зенитные реактивные установки использовались для обороны наиболее важных объектов, где ожидались массированные налёты вражеских бомбардировщиков. На лафете от 76,2-мм зенитных пушек были созданы мобильные установки, которые с 36-рельсовых направляющих могли давать залпы по 9 ракет. К декабрю 1942 года таких установок было уже 100.

В дальнейшем повышение эффективности зенитных реактивных установок шло путём увеличения количества ракет на пусковых устройствах и совершенствования неконтактных взрывателей ракет.

А самой мощной была стационарная установка береговой обороны, стреляющая 4 залпами по 20 ракет, вступившая в строй в 1944 году.

Совершенствовались и сами зенитные ракеты. 3-дюймовая (76,2 мм) модернизированная ракета имела длину 1,83 мм, стартовый вес около 70 кг, вес БЧ - 4 кг и достигала высоты порядка 9 км. При стрельбе на высоты до 7,5 км ракета снабжалась дистанционным взрывателем, а при стрельбе на большие высоты - неконтактным фотоэлектрическим взрывателем. В связи с тем, что фотоэлектрический взрыватель не мог работать ночью, в дождь, в туман, во второй половине войны был разработан и принят неконтактный радиовзрыватель.

В конце 30-х годов британская зенитная артиллерия явно не соответствовала современным требованиям, как по численности, так и по техническому состоянию. На 1 сентября 1938 года в британской ПВО было только 341 зенитное орудие среднего калибра. В сентябре 1939 года (объявление войны) зенитных орудий стало уже 540, а к началу «Битвы за Британию» - 1140 орудий. Это с учётом того, что несколько сот орудий среднего калибра были потеряны во Франции. Однако британское руководство понимало важность зенитного прикрытия городов, промышленных предприятий и военно-морских баз и не жалело средств на производство новых зениток и обустройство позиций для них.

Люфтваффе в своих налетах на Англию пришлось столкнуться и с активным противодействием зенитной артиллерии противовоздушной обороны. Справедливости ради надо признать, что в ходе «Битвы за Британию» основная нагрузка по борьбе с немецкой авиацией легла на истребители, и зенитки сбили сравнительно немного немецких бомбардировщиков. Большие потери, понесённые Люфтваффе в ходе дневных налётов на британские острова, вынудили их перейти к действиям ночью. Ночных истребителей у англичан было недостаточно, оборона Лондона, как и других городов, в этот решающий период зависела в основном от зенитной артиллерии и прожекторов.

Зенитная артиллерия метрополии входила в состав сухопутных войск (точно так же, как и в английских экспедиционных силах), хотя в оперативном отношении была подчинена истребительному командованию ВВС. Залогом сопротивляемости Великобритании стало то, что не менее четверти зенитных орудий прикрывали авиационные предприятия королевства.

В ходе «Битвы за Британию» зенитная артиллерия сбила сравнительно немного немецких бомбардировщиков, но ее действия в значительной степени затрудняли полеты немецкой бомбардировочной авиации и, во всяком случае, снизили точность бомбометания. Плотный зенитный огонь заставлял подниматься на большую высоту.

Вскоре после начала воздушного сражения над Англией выяснилось, что британское прибрежное судоходство и порты со стороны моря очень уязвимы от маловысотных действий вражеских бомбардировщиков и торпедоносцев. Поначалу с этой угрозой пытались бороться патрулированием на пути вероятного пролёта самолётов британских боевых кораблей. Но это было весьма затратно, да и не безопасно для моряков. Позже эту угрозу решили нейтрализовать путём создания специальных стационарных фортов ПВО размещенных на удалении от берега.

В августе 1942 года компания «Братья Холлоуэй» приступила к выполнению заказа армии на строительство нескольких армейских зенитных фортов сконструированных инженером Гаем Маунселлом. Зенитные форты было решено установить со стороны устьев рек Темзы и Мерси, а так же защитить подходы с моря к Лондону и Ливерпулю. Была построена 21 башня в составе трёх фортов. Укрепления возвели в 1942-43 году и вооружили зенитными орудиями, радиолокаторами и прожекторами.

На армейских фортах орудия расположены рассредоточенно, подобно обычной сухопутной зенитной батарее, на расстоянии около 40 метров друг от друга. Зенитное вооружение башен состояло из орудий L/60 Bofors калибра 40 мм и QF калибра 3,7 дюйма (94 мм).

Было принято решение использовать группу из семи отдельно стоящих башен и соединить их с помощью мостков, расположенных высоко над водой. Данная компоновка позволяла сосредоточить огонь всех орудий в любом направлении и делала укрепление гораздо более живучим в целом. Форты предназначались для противодействия вражеской авиации и входили в систему ПВО страны. Они комплектовались различными средствами связи, чтобы заранее извещать о вражеском налёте и перехватывать немецкие самолёты.

В конце 1935 года начали работу первые 5 радиолокационных станций, установленных на восточном побережье Британии. Летом 1938 года сеть защиты от воздушного нападения состояла из 20 РЛС. К 1940 году вдоль побережья располагалась сеть из 80 радиолокаторов, обеспечивавших систему ПВО.

Первоначально это были громоздкие РЛС Chain Home (AMES Type 1) антенны, которых подвешивалась на металлических мачтах высотой 115 м. Антенна была неподвижной и имела широкую диаграмму направленности - самолёт мог быть обнаружен в секторе 120°. Приёмные антенны размещались на 80-метровых деревянных вышках. В 1942 году началось развёртывание станций с вращающейся антенной, которые осуществляли поиск целей в круговом секторе.

Британские радары могли обнаруживать вражеские бомбардировщики на дальности до 200 км, высота самолёта, находящегося на расстоянии 100 км от РЛС определялась с точностью до 500 м. Зачастую самолёты Люфтваффе обнаруживались сразу после взлёта со своих аэродромов. Роль радаров в отражении вражеских налётов трудно переоценить.

13 июня 1944 года по Лондону был нанесён первый удар немецкими самолётами-снарядами Фау-1. Зенитная артиллерия сыграла большую роль в отражении этих ударов. Прорыв в военной электронике (применение радиовзрывателей в сочетании с ПУАЗО, информация на которые поступала от РЛС) позволил довести количество уничтоженных Фау-1 при обстреле их зенитками с 24 % до 79 %. В результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась, 1866 германских «летающих бомб» были уничтожены зенитной артиллерией.

В течение всей войны ПВО Великобритании непрерывно совершенствовалось, достигнув пика своего развития в 1944 году. Но к тому моменту даже разведывательные полёты немецкой авиации над Британскими островами практически прекратились. Высадка войск союзников в Нормандии сделала налёты германских бомбардировщиков ещё менее вероятными. Как известно, в конце войны немцы сделали ставку на ракетную технику. Перехватывать Фау-2 британские истребители и зенитки не могли, наиболее действенным способом борьбы с ракетными ударами стала бомбёжка стартовых позиций немецких ракет.

По материалам:
http://www.vickersmachinegun.org.uk/
http://www.barrels-n-bullets.ru
http://www.navweaps.com
http://mailer.fsu.edu
http://www.westwoodworks.net

ПВО МОСКВЫ И ЛОНДОНА ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Истории известно немного случаев эффективной организации и осуществления противовоздушной обороны крупных административных и промышленных центров страны, подвергшихся массированным воздушным ударам. Наиболее показательными в этом смысле являются действия войск ПВО по прикрытию Москвы и Лондона.

Общие черты и отличия.
Первое — массированный характер применения авиации. Документы свидетельствуют: уже в первом налете на Москву 22 июля 1941 года участвовало 220 бомбардировщиков . Во втором, ровно через сутки — 200 самолетов. До конца августа, чередуя массированные и групповые удары, противник применил 1700 боевых машин. Аналогично высокая степень массирования наблюдалась в период так называемой «Битвы за Англию». 7 сентября 1940 года 550 бомбардировщиков люфтваффе сбросили на британскую столицу в течение нескольких часов более 100 тысяч бомб. В этот период немецкая авиация совершала от 1000 до 1500 самолетовылетов в день. Второе — эшелонированное построение воздушных ударов. Например, удар по Москве 22 июля 1941 года был построен в 4 эшелона с интервалами 40 минут и продолжался в течение 5 часов. Аналогично строились удары и по Лондону. В массированном налете на Лондон 7 сентября интервал между эшелонами составил 2 часа. Третье — преимущественно ночной характер боевых действий. Достаточно сказать, что из 31 налета, предпринятого фашистами в октябре 1941 года на советскую столицу, 18 были ночными.

Города Великобритании, включая ее столицу, в начальный период воздушной агрессии были подвергнуты бомбардировкам 57 ночей подряд. Вместе с тем в характере воздушных ударов по двум столицам были и отличия.

Первое. Лондон подвергался бомбардировкам гораздо более продолжительное время. А именно — в течение 5 лет с 1940 по 1945. Интенсивность и способы действий люфтваффе были различными. Наибольшая плотность ударов авиации наблюдалась в 1940-1941 годах. В дальнейшем гитлеровская авиация осуществляла в основном систематические беспокоящие удары. А в период с 1944 по 1945 удары совершались принципиально новым средством воз- душного нападения крылатыми ракетами ФАУ-1 и баллистическими ракетами ФАУ-2. Напротив, Москва подвергалась воздействию немец- кой авиации относительно недолго. Основные действия фашистских бомбардировщиков отмечены в период с конца июля 1941 по октябрь 1941 г. За октябрь — ноябрь 1941 г. противник совершил 72 налета на Москву. В январе 1942 г. налетов было всего четыре. В марте — 7, причем одиночными самолетами. С апреля 1942 г. воздействия по Москве прекратились. Второе — различные условия воздушных ударов. Германские войска наносили удары по Лондону, используя одну и ту же аэродромную сеть Германии и оккупированной Польши. Поэтому их удары были в основном предсказуемыми. Препятствием для приближения мест базирования авиации к объектам поражения была морская акватория, отделявшая завоеванные фашистами земли от непокоренной Великобритании. Условия бомбардировок Москвы находились в тесной зависимости от результатов общего наступления. Первоначально немецкая авиация действовала с аэродромов Кенигсберга, Бобруйска, Барановичей, Радома. Позже — с аэродромов Смоленского аэроузла. Чем ближе фашистская армия подходила к столице СССР, тем лучшие условия создавались для бомбардировок. И наоборот, когда Красная армия перешла в наступление, аэродромная сеть люфтваффе удалялась от Москвы. Войскам ПВО надо было постоянно приспосабливаться к этим изменениям в группировке противника.

Это действия немецкой авиации. Теперь поговорим непосредственно об организации ПВО. Общими чертами были сами подходы к ее организации. С началом войны ПВО г. Москвы осуществлялась 1-м корпусом ПВО и 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. ПВО Лондона осуществлялась крупными войсковыми формированиями — истребительными авиационным группами, зенитно-артиллерийскими дивизиями, прожекторными бригадами, королевским корпусом наблюдателей, группами отрядов заграждения.

Истребители и зенитная артиллерия при обороне обеих столиц действовали в разных зонах. В основу организации ПВО Москвы (рис. 1 ) были положены принципы: территориальности, эшелонированности, кругового построения с усилением на западном и южном направлениях. По своему характеру противовоздушная оборона столицы СССР была общевойсковой, то есть разнородной. Пространство обороны Москвы было разделено на шесть секторов действий ЗА. Истребители действовали на дальних подступах к Москве .

ПВО Лондона также строилась на принципах комплексного использования всех сил и средств ПВО, на их тесном взаимодействии, эшелонирования в глубину при централизованном управлении. Она также была круговой с неравномерным распределением усилий. Наибольшее внимание уделялось южному и юго-восточному направлениям. Пространство обороны Лондона также делилось на сектора. Но различий в организации ПВО двух городов было больше.

Во-первых, Великобритания имела богатый опыт организации ПВО Лондона, накопленный в Первую мировую войну, и многие ее черты перенесла на Вторую мировую. Москва ранее не нуждалась в подобной защите от воздушного нападения, поэтому соответствующего опыта не накопила.

Во-вторых, к началу Второй мировой войны войска ПВО Великобритании уже представляли собой самостоятельный вид вооруженных сил с четко выраженной стратегической задачей — обороной Британских островов от ударов авиации противника. В СССР такой вид вооруженных сил формировался уже в ходе военных действий.

В-третьих, Британия опережала Россию технически, что отразилось на некоторых видах военной техники. В частности, отмечался больший процент современных истребителей «Харрикейн» и «Спитфаер» в общей численности самолетов. В Красной армии современных Миг-3 было еще очень мало. В британских войсках ПВО было больше зенитных орудий малого калибра, современных приборов ПУАЗО, а главное — радиолокационных станций, чего так недоставало нашим войскам.

В-четвертых, британским вооруженным силам при- шлось, по сути, организовывать две системы ПВО Лондона: противосамолетную, о ней было сказано выше, и противоракетную, создавать которую пришлось с началом применения совершенно нового оружия вермахта — ракет Фау-1 и Фау-2.

В-шестых, при обороне Лондона было реализовано уникальное техническое решение — построены так называемые форты ПВО (рис. 4 ). Они были построены прямо в акватории моря — на наиболее опасном направлении действий воздушного противника. Каждый форт представлял собой единый комплекс, в котором центральная башня управления оснащалась радиолокатором и была окружена пятью боевыми — артиллерийскими, расположенными вокруг нее. Одна башня оснащалась мощным прожектором. Баш- ни соединялись мостиками между собой.

Сравнение результатов.

Интерес представляет сравнение результатов действий двух систем ПВО — Лондона и Москвы. Сначала о Москве. За период с 22 июня по 31 декабря 1941г. немецкая авиация совершила 122 налета на Москву, из них 90 налетов но- чью. В налетах участвовало более 8300 самолетов. К сто- лице прорвалось 229 самолетов (всего 2,7%). С января по апрель 1942 г. включительно противник совершил только 11 налетов, после чего нале- ты на Москву прекратились.

За весь период ПВО Москвы и Московского промышленного района части ПВО уничтожили 1305 самолетов противника (60% из них - бомбардировщики), 450 танков, до 250 артиллерийских батарей, до 5000 автомашин и более 50 000 военнослужащих вермахта. В ходе налетов немецкой авиации на Москву потери населения города составили 1356 человек убитыми. При этих налетах было разрушено 2 предприятия и 167 домов. В целом жизнедеятельность населения города и работа предприятий продолжали функционировать в режиме военного времени. Москва оказалась надежно защищена. Теперь о Лондоне. По данным английских историков, воздушное наступление против Англии в 1940 — 1941 гг. обошлось Германии в 1733 уничтоженных самолета. Интенсивность бомбардировок с средины 1941 года резко уменьшилась, а с 1944 года немцы возобновили удары, но уже ракетами ФАУ-1 и Фау-2.

Количество ФАУ-1, обнаруженных системой ПВО, — 763. Уничтожено 493 ракеты. Баллистические Фау-2 оказались неуязвимыми для оружия ПВО того времени. Впрочем, они были и весьма неточными ракетами.

В результате налетов немецкой авиации в Англии было разрушено более миллиона жилых домов, убиты около 40 тыс. и ранены 46 тыс. человек, в основном это было мирное население. Однако главная цель наступления — подавить английскую истребительную авиацию, сломить дух английского народа — достигнута не была. Немецкой авиации также не удалось нанести и серьезного ущерба промышленности. Английские ВВС потеряли 915 самолетов. Таким образом, по показателю ущерба противнику более эффективной была ПВО Лондона. По показателю сохранения объекта — ПВО Москвы.

Но справедливости ради следует признать, что объективное сравнение организации ПВО двух столиц невозможно ввиду принципиально разных условий ведения войны. Стратегический расчет гитлеровского командования — сломить сопротивление Англии и Советского Союза посредством уничтожения с воздуха их главных городов — оказался несостоятельным. И это главный вывод проведенного авторами анализа.

ЛИТЕРАТУРА:

1. 100-летие противовоздушной обороны России. Т. 2. — М.: Русские витязи, 2014. — 632 с.

2. Ашурбейли И.Р., Волков С.А. История вооруженной борьбы в воздушном пространстве в ХХ веке. — М., 2014. — 446 с.

3. Войска противовоздушной обороны страны в Великой Отечественной войне. Т. I. М.: Воениздат, 1954.

4. Д. Ричарде, X. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне 1939— 1945 гг. М., Воениздат, 1963. С 115.

5. Изотов В.И. Противовоздушная оборона Англии и фашистской Германии во Второй мировой войне. М.: ВАГШ, 1962.

После поражения в Первой мировой войне, Версальским договором Германии было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Поэтому с конца 20-х годов до 1933 г. немецкие конструкторы работали над зенитными орудиями тайно как в Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. В начале 30-х годов в Германии создаются и зенитные части, которые в целях конспирации до 1935 г. носили название «железнодорожные батальоны». По той же причине все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в 1928-1933 гг., носили название «обр. 18». Таким образом, в случае запросов правительств Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 г. во время первой мировой войны.

В начале 30-х годов, в связи с бурным развитием авиации, увеличением скорости и дальности полёта, созданием цельнометаллических самолётов и применением авиационной брони, остро встал вопрос прикрытия войск от штурмовой авиации.
Имеющиеся зенитные орудия созданные в годы Первой мировой мало соответствовали современным требованиям по скорострельности и скорости наводки, а зенитные пулемёты винтовочного калибра не удовлетворяли по дальности и могуществу действия.

В этих условиях востребованными оказались малокалиберные зенитные автоматы (МЗА), калибра 20-50-мм. Имеющие хорошие показатели скорострельности, дальности эффективного огня и поражающего действия снаряда.

Зенитный автомат 2,0 cm FlaK 30 (нем. 2,0 cm Flugzeugabwehrkanone 30 — 20-мм зенитная пушка образца 1930 года). Разработана фирмой "Рейнметалл” в 1930 году. В Вермахт пушки стали поступать с 1934 г. Кроме того, 20-мм Flak 30 фирма "Рейнметалл” экспортировала в Голландию и Китай.

Достоинствами 2-см автомата Flak 30 были простота устройства, возможность быстрой разборки и сборки, и сравнительно малый вес.

28 августа 1930 г. с германской фирмой БЮТАСТ (подставной конторой фирмы "Рейнметалл”) было подписано соглашение о поставке в СССР среди других орудий 20-мм зенитной автоматической пушки. Фирма "Рейнметалл” поставило всю документацию на 20-мм зенитную пушку, два образца пушки и одну запасную качающуюся часть.
После испытания 20-мм пушка фирмы "Рейнметалл” была принята на вооружение под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки Московской области), где ей присвоили индекс 2К. Серийное производство пушек было начато заводом №8 в 1932 г. Однако качество выпускаемых автоматов оказалось крайне низким. Военная приёмка отказывалась принимать зенитки. В итоге бракоделы с завода им.Калинина (№8) не сумели справиться с производством пушки.

По результатам боевого применения 20-мм Flak 30 в Испании фирма "Маузер” провела ее модернизацию. Модернизированный образец получил название 2,0 см Flak 38 . Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы.

Все изменения в устройстве были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 245 выстр/мин до 420-480 выстр/мин. Имела досягаемость по высоте: 2200-3700 м, дальность стрельбы: до 4800 м. Масса в боевом положении: 450 кг, масса в походном положении: 770 кг.
Легкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°.

Принцип действия механизмов автомата обр.38 остался прежним - использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.
Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером.

Изменения в лафеты были минимальные, в частности была введена вторая скорость в ручных приводах наведения.
Существовала специальная разбирающаяся «вьючная» версия для горных армейских частей. В данном варианте орудие Flak 38 осталось прежним, однако использовался маленький и, соответственно, более легкий лафет. Пушка называлась 2-см горной зениткой Gebirgeflak 38 и являлась орудием, предназначенным для поражения как воздушных, так и наземных целей.
В войска 20-мм Flak 38 начала поступать во второй половине 1940 г.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Кроме буксируемых, было создано большое количество самоходных пушек. В качестве шасси использовались грузовики, танки, различные тягачи и бронетранспортёры.
Кроме прямого назначения, к концу войны они все больше использовались для борьбы с живой силой и лёгкой бронетехникой противника.

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 г. сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20000 пушками калибра 20-мм.

Для увеличения плотности огня на базе Flak-38 была разработана счетверённая установка 2-cm Flakvierling 38 . Эффективность зенитной установки оказалась весьма высокой.

Хотя немцы в течении всей войны постоянно испытывали нехватку этих зенитных установок. Флаквирлинг 38 находили применение в армии Германии, в противовоздушных частях люфтваффе и в немецком ВМФ.

Для повышения мобильности, на их базе было создано немало различных зенитных самоходок.

Существовала версия, предназначавшаяся для установки на бронепоездах. Разрабатывалась установка, огнем которой предполагалось управлять с применением радара.

Кроме Flak-30 и Flak-38 в ПВО Германии, в меньших количествах применялся 20-мм автомат 2 cm Flak 28 .
Это зенитное орудие ведёт свою родословную от германской «пушки Беккера», которая была разработана ещё в Первую мировую. Фирма «Эрликон», названная так по месту расположения — пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки.
К 1927 году фирма «Эрликон» разработала и поставил на конвейер модель, названную Эрликон S (тремя годами позже ставшую просто 1S). По сравнению с первоначальной моделью, она созданна под более мощный патрон 20×110 мм и характеризовалась более высокой начальной скоростью снаряда в 830 м/с.

В Германии орудие получило широкое применение в качестве средства противовоздушной обороны кораблей, однако существовали и полевые варианты пушки, широко применявшиеся в Вермахте и зенитных войсках Люфтваффе, под обозначением - 2 cm Flak 28 и 2 cm VKPL vz. 36 .

В период с 1940 по 1944 годы объём сделок головной компании Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon (WO) только с державами оси — Германией, Италией и Румынией — составил 543,4 млн шв. франков, и включали поставки 7013 20-мм пушек, 14,76 млн. штук патронов к ним, 12 520 запасных стволов и 40 тыс. патронных ящиков (вот такой швейцарский ”нейтралитет”!).
Несколько сотен этих зенитных автоматов было захвачено в Чехословакии, Бельгии и Норвегии.

В СССР слово “Эрликон”, стало именем нарицательным для всей малокалиберной зенитной артиллерии периода Второй мировой войны.

При всех своих достоинствах, 20-мм зенитные автоматы оказались неспособны гарантировать 100% пробитие бронирования штурмовиков Ил-2.
Для исправления этой ситуации в 1943 году, фирмой «Маузер», путем наложения 3-см авиационной пушки МК-103 на лафет 2-см автоматической зенитной пушки Flak 38, была создана зенитная установка Flak 103/38. Пушка имела двухстороннее ленточное питание.Действие механизмов автомата было основано на смешанном принципе: отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизмов подачи производилась за счет энергии откатывающегося ствола.

В серийное производство Flak 103/ 38 запущена в 1944 году. Всего произведено 371 орудие.
Кроме одноствольных в небольшом числе были выпущены спаренные и счетверенные 30-мм установки.

В 1942―1943 гг. предприятие «Ваффен-Верке» в Брюне на базе 3-см авиационной пушки MK 103 создало зенитную автоматическую пушку MK 303 Br . От пушки Flak 103/38 ее отличала лучшая баллистика. Для снаряда весом 320 г начальная скорость его у MK 303 Br составляла 1080 м/с против 900 м/с у Flak 103/38. Для снаряда весом 440 г эти величины составляли 1000 м/с и 800 м/с соответственно.

Автоматика работала как за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, так и за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Затвор — клиновой. Досылка патронов производилась досылателем на всем пути движения патрона в камору. Дульный тормоз имел эффективность 30 %.
Производство пушек MK 303 Br началось в октябре 1944 г. Всего до конца года было сдано 32 пушки, а в 1945 г. — еще 190.

30-мм установки были значительно эффективней 20-мм, однако развернуть широкомасштабное производство этих зенитных автоматов немцы не успели.

В нарушение «Версальских» соглашений, фирмой «Рейнметалл» в конце 20-х начались работы по созданию 3,7-см автоматической зенитной пушки.
Автоматика пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие устанавливалось на четырехколесную повозку.

37-мм зенитная пушка предназначалась для борьбы летящими на небольших высотах (1500-3000 метров) самолётами и для борьбы с наземными бронированными целями.

3,7-см пушка фирмы «Рейнметалл» вместе с 2-см автоматической пушкой в 1930 г. были проданы конторой БЮТАСТ Советскому Союзу. Фактически были поставлены только полная технологическая документация и комплект полуфабрикатов, сами же пушки не поставлялись.
В СССР пушка получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.». Иногда ее называли 37-мм пушкой «Н» (немецкой). Производство пушки было начато в 1931 г. на заводе № 8, где пушка получила индекс 4К. В 1931 г. были предъявлены 3 пушки. На 1932 г. план составлял 25 пушек, завод предъявил 3, но военная приемка не приняла ни одной. В конце 1932 г. систему пришлось снять с производства. В РККА не попало ни одной 37-мм пушки обр. 1930 г.

3,7-см автоматическая пушка фирмы «Рейнметалл» поступила на вооружение в 1935 г. под названием 3,7 cm Flak 18 . Одним из существенных недостатков была четырехколесная повозка. Она оказалась тяжелой и неповоротливой, поэтому на смену ей был разработан новый четырех станинный лафет с отделяющимся двухколесным ходом.
3,7-см зенитная автоматическая пушка с новым двухколесным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата получила название 3,7 cm Flak 36 .

Существовал еще один вариант, 3.7-cm Flak 37 , отличавшийся только сложным, управлявшимся прицелом со счётно-решающим устройством и упреждающей системой.

Кроме штатных лафетов обр. 1936 г., 3,7-см автоматы Flak 18 и Flak 36 устанавливались на железнодорожных платформах и различных грузовиках и бронетранспортёрах, так же на танковые шасси.

Производство Flak 36 и 37 велось до самого конца войны на трёх заводах (один из них находился в Чехословакии). К концу войны в люфтваффе и вермахте имелось около 4000 37-мм зениток.

Уже в ходе войны на базе 3,7 cm Flak 36 фирма «Рейнметалл» разработала новый 3,7-см автомат Flak 43 .

Автомат обр. 43 имел принципиально новую схему автоматики, когда часть операций производилась за счет энергии отводимых газов, а часть — за счет откатывающихся частей. Магазин Flak 43 вмещал 8 патронов, а у Flak 36 он был рассчитан на 6 патронов.

3,7-см автоматы обр. 43 устанавливались как на одиночных, так и на двухорудийных установках.

Во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитных орудий уровень высот от 1500 м до 3000. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для пушек тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

Немецкие конструкторы фирмы «Рейнметалл» предложили военным пушку, известную под индексом 5-cm Flak 41.

Действие автоматики основано на смешанном принципе. Отпирание канала ствола, экстракция гильзы, отбрасывание затвора назад и сжатие пружины накатника затвора происходили за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе. А подача патронов осуществлялась за счет энергии откатывающегося ствола. Кроме того, в автоматике использовался частичный фиксированный выкат ствола.
Канал ствола запирался клиновым продольно скользящим затвором. Питание автомата патронами боковое, по горизонтальному столу подачи с помощью обоймы на 5 патронов.
В походном положении установка перевозилась на четырехколесной повозке. В боевом положении оба хода откатывались.

Первый экземпляр появился в 1936 г. Процесс доработки шел весьма неспешно, в результате орудие было запущено в серийное производство лишь в 1940 году.
Всего было выпущено 60 зениток данной марки. Как только первые из них поступили в действующую армию в 1941 г., выявились крупные недостатки (как будто их не было на полигоне).
Основной проблемой являлись боеприпасы, которые были мало приспособлены для использования в зенитном орудии.

Несмотря на относительно большой калибр, 50-мм снарядам не хватало мощности. Кроме того вспышки выстрелов ослепляли наводчика, причем даже в ясный солнечный день. Лафет оказался слишком громоздким и неудобным в реальных боевых условиях. Механизм горизонтальной наводки был слишком слабым и работал медленно.

Flak 41 выпускался в двух версиях. Мобильная зенитка передвигалась на двухосном лафете. Стационарная пушка предназначалась для обороны стратегически важных объектов, таких, как Рурские дамбы. Несмотря на то, что орудие получилось, мягко говоря, неудачным, оно продолжало нести службу до конца войны. Правда, к тому времени их осталось всего 24 единицы.

Справедливости ради стоит сказать, что орудия такого калибра так и не были созданы ни в одной из воюющих стран.
Зенитная 57-мм С-60 была создана в СССР В.Г. Грабиным уже после войны.

Оценивая действия немецкой малокалиберной артиллерии, стоит отметить её исключительную эффективность. Зенитное прикрытие германских войск было значительно лучше советского, особенно это относится к начальному периоду войны.

Именно зенитный огонь погубил большую часть потерянных по боевым причинам Ил-2.
Сами же высокие потери Ил-2 следует объяснить, прежде всего, спецификой боевого применения этих штурмовиков. В отличие от бомбардировщиков и истребителей, они работали исключительно с малых высот - а значит, чаще и дольше, чем другие самолеты, находились в сфере действительного огня малокалиберной зенитной артиллерии немцев.
Чрезвычайная опасность, которую представляли для нашей авиации немецкие малокалиберные зенитки, была обусловлена, во-первых, совершенством материальной части этого оружия. Конструкция зенитных установок позволяла очень быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях, каждое орудие было оснащено прибором управления артиллерийским зенитным огнем, который выдавал поправки на скорость и курс самолета; трассирующие снаряды облегчали корректировку огня. Наконец, немецкие зенитки обладали высокой скорострельностью; так, 37-мм установка Flak 36 выпускала 188 снарядов в минуту, а 20-мм Flak 38 - 480.
Во-вторых, насыщенность этими средствами войск и ПВО тыловых объектов у немцев была очень высокой. Количество стволов, прикрывавших объекты ударов Ил-2, непрерывно возрастало, и в начале 1945 г. по штурмовику, работающему в полосе немецкого укрепленного района, в секунду (!) могло выпускаться уже до 200—250 20- и 37-мм снарядов.
Очень небольшим было время реакции, с момента обнаружения, до открытия огня. Первый прицельный выстрел малокалиберная зенитная батарея была готова дать уже через 20 секунд после обнаружения советских самолетов; поправки на изменение курса Ил-2, угла их пикирования, скорости, дальности до цели немцы вводили в течение 2—3 секунд. Применявшаяся ими концентрация огня нескольких орудий по одной цели также увеличивала вероятность поражения