Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

О состоянии ВВС Индии

События последних дней приковали внимание к состоянию индийских ВВС. Отечественная публика несколько удивлена ходом очередного обострения затяжного конфликта между Индией и Пакистаном. Казалось бы, оснащенные сотнями современных самолетов ВВС Индии объективно проиграли первый раунд противостояния многолетнему противнику. Более того, вместо применения современных боевых машин, вроде поставленных из России Су-30, в первые дни обострения в бой пошли устаревшие МиГ-21 и «Мираж-2000». 27 февраля в приграничном с Пакистаном штате Кашмир были потеряны вертолет Ми-17, возможно упавший по причинам, не связанным с действиями противника, кроме того, истребитель МиГ-21-90 был сбит пакистанскими F-16. Подобный результат выглядит несколько странным на фоне технического превосходства Индии над авиацией соседа. Однако, стоит разобраться в состоянии ВВС страны более детально.

Действительно, самолетный парк Индии является, пожалуй, самым современным в регионе. На вооружении местных ВВС имеется минимум 220 истребителей Су-30МКИ, произведенных по лицензии на территории страны. Еще 50 самолетов этого типа были поставлены из России в собранном виде.

Су-30МКИ ВВС Индии

Кроме того, на вооружении индийской авиации имеются свыше 60 истребителей МиГ-29, поставленных еще из СССР. В начале 2019 стало известно о том, что индийское руководство ведет переговоры с РФ о поставке дополнительной партии истребителей МиГ-29.

Наряду с российской авиационной техникой, Индия пытается закупать современные самолеты и в западных странах. В частности, во Франции должна была быть закуплена партия из 36 истребителей «Рафаль». Однако, по сей день самолеты этого типа на вооружение индийских ВВС не поступили в следствии многочисленных скандалов, связанных с коррупционными схемами.

Помимо закупок авиационной техники за рубежом, Индия пытается наладить выпуск собственных самолетов. В частности, на вооружении местных ВВС планируется принять истребители Tejas, которые в перспективе должны заменить устаревшие МиГ-21. Длина истребителя Tejas составляет 13,2 м, размах крыла - 8,2 м, высота - 4,4 м. Пустой самолёт весит 5,5 т, его максимальная взлётная масса составляет 15,5 т. Самолёт вооружён 23-мм двухствольной пушкой ГШ-23 и имеет 8 точек подвески для бомб, ракет и вспомогательного оборудования. Однако пока производство самолетов этого типа идет достаточно медленными темпами.

Истребитель Tejas

Ударная составляющая индийских ВВС представлена авиационной техникой 70-х-80-х годов. В частности, истребителей МиГ-21 насчитывается свыше 200, кроме того, на вооружении ВВС Индии имеются свыше 60 истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Большое распространение в стране получили французские самолеты. Так, в состав ВВС входят свыше 100 французских истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», часть и которых выпущена в Индии по лицензии, а также около 50 многоцелевых истребителей «Мираж-2000». Именно «Миражи» нанесли удар по лагерям террористов в Кашмире 26 февраля этого года. Наличие огромного парка устаревших истребителей-бомбардировщиков приводит к высокому проценту аварийности в ВВС Индии, но об этом будет рассказано отдельно.

Индия обладает самолетами ДРЛО и радио-электронной разведки. Что существенно увеличивает потенциал ВВС страны. В частности на вооружении индийской армии состоят 3 российских самолета А-50, которые были задействованы в операции против боевиков в Кашмире 26 февраля, а также 5 машин DRDO AEW&CS бразильского производства и 3 машины радиоэлектронной разведки Gulfstream и 3 Bombardier 5000, полученные из Израиля.

Довольно мощно выглядит парк индийской военно-транспортной авиации. Индия обладает 6 самолетами-заправщиками Ил-78, которые использовались для дозаправки «Миражей-2000» в ходе ударов в Кашмире, 27 самолетами Ил-76, примерно 100 транспортными самолетами Ан-32, прошедшими модернизацию, а также 10 американскими транспортными самолетами С-17 и 5 машинами С-130 «Геркулес». В условиях горной местности военно-транспортная авиация страны способна в короткие сроки обеспечить переброску подкреплений в район конфликта воздушным путем.

ВВС Индии располагают значительным количеством учебно-тренировочных самолетов. В частности, в состав индийской авиации входят свыше 80 машин BAE Hawk Mk.132 , 75 Pilatus PC-7, свыше 150 HAL Kiran , а также 80 HAL HPT-32 Deepak. Примечательно, что машины двух последних типов являются местной разработкой. В случаи начала масштабной войны эти самолеты могут быть использованы в качестве легких штурмовиков.

BAE Hawk Mk.132 на параде

Ударных вертолетов у Индии не много. Так, вертолетов Ми-35,вполне отвечающих боевым действиям в горной местности насчитывается около 20. Однако, в состав индийской армии входят свыше 220 машин Ми-17, которые вполне могу нести неуправляемое вооружение. В частности, в ходе боевых действий против Пакистана в 1999 машины этого типа применялись в Кашмире в качестве ударных. Ми-17 неплохо показали себя в условиях высокогорья. К слову, 27 февраля по неизвестным причинам в Кашмире был потерян вертолет этого типа, вероятнее всего использовавшийся для снабжения приграничной группировки. Кроме того, на вооружении индийской армии состоят 40 легких вертолетов Aérospatiale SA 316B (HAL SA316B) , лицензию на производство которых купили у Франции, и около 120 легких машин HAL SA315B и HAL Dhruv индийской разработки. Однако, использование легких многоцелевых вертолетов в условиях высокогорья представляется сомнительным. Наряду с состоящими на вооружении машинами, Индия заключила договор о поставке свыше 20 вертолетов АН-64 «Апач» из США.

Наряду с ВВС Индии, боевой авиацией обладает и ее военно-морской флот. Так, в России были заказаны в общей сложности 45 истребителей МиГ-29К,способные решать боевые задачи различного профиля.

Казалось бы, потенциал ВВС Индии, обладающей сотнями современных боевых самолетов, а также способной как собирать авиационную технику по лицензии, так производить собственные боевые самолеты, не оставляет Пакистану никаких шансов на успех. Однако, наряду с современной авиационной техникой, в составе местных ВВС имеются сотни устаревших еще в 80-х годах самолетов. По иронии судьбы, именно эти машины, которые дислоцированы в Кашмире и столкнулись 27 февраля с пакистанскими истребителями F-16. МиГ-21 был передовым самолетом своего времени, и даже сейчас способен наносить удары по наземным целям, но в противоборстве с истребителями следующих поколений фактически не имеет шансов на успех.

Кроме наличия устаревшей техники в индийской авиации имеются серьезные проблемы с человеческим фактором. Так, высокая аварийность стала настоящим бичом местных ВВС. В течении 2018 года в авариях было потеряно не меньше 13 летательных аппаратов. Еще 5 самолетов разбились с начала нового, 2019 года. Да и само руководство ВВС страны довольно легкомысленно отнеслось к потенциалу пакистанских ВВС. Размещение устаревших МиГ-21 в зоне конфликта и отправка их в бой против истребителей F-16 Пакистана очевидно вызвана банальной недооценкой противника, которая и привела к потерям авиационной техники.

Дмитрий Валюженич для ANNA-News

Главный маршал авиации ВВС Индии Бирендер Сингх Дханова назвал условия закупки Су-57 у России. Об этом он рассказал в интервью газете «Красная звезда». По словам военачальника, Нью-Дели готов вернуться к вопросу о сотрудничестве с Россией…

14.07.2019

«Штерн»: Кремль избрал тактику демпинга на авиационном рынке, чтобы оттеснить американцев Германский журнал «Штерн» решил разобраться: что же происходит с завершившим цикл испытаний и готовым к передаче в войска российским истребителем пятого поколения Су-57? Почему его судьба столь разительно отличается…

05.03.2019

Почему пакистанский перехватчик JF-17 опасен для индийских истребителей «Made in in Russia» 27 февраля во время воздушного боя между F-16 и МиГ-21, ставшего знаменитым на весь мир, с пакистанской стороны в небо над Кашмиром были подняты легкие истребители JF-17 Thunder («Гром» - авт.). «Громы»,…

03.03.2019

Плохая новость для США: пакистанский истребитель мог сбить не только Су-30МКИ, но и МиГ-21−93 Результаты столкновения между истребителями ВВС Индии и Пакистана довольно неоднозначны и не поддаются точному учеты. Многое в воздушном бою 27 февраля покрыто мраком и неизвестностью благодаря стремлению…

02.03.2019

Плохая новость из Кашмира превратилась для российского самолетостроения в хорошую сенсацию Сведения о столкновении 27 февраля 2019 года между индийскими истребителями МиГ-21 «Бизон» и пакистанскими перехватчиками F-16 Fighting Falcon («Атакующий сокол») поступают крайне противоречивые и искаженные встречными заявления. Само…

28.02.2019

В воздушном бою между индийской и пакистанской авиацией 27 февраля участвовали в общей сложности 32 самолета, сообщает телеканал NDTV. По информации его источников, ВВС Индии задействовали восемь истребителей - четыре Су-30МКИ, два модернизированных Dassault Mirage…

28.02.2019

Обмен авиаударами между Индией и Пакистаном не приведет к полноценной войне между двумя странами – ядерные державы не воюют друг с другом, в этом и есть главный смысл обладания атомной бомбой. Тем не менее нынешнее…

27.02.2019

Американцы отвернулись от Исламабада, это место займет Россия Традиционно Дели для Москвы был ближе, чем Исламабад. С Индией мы дружили, с Пакистаном были в натянутых отношениях. Джавахарлалу Неру, Махатме и Индире Ганди памятники до сих пор стоят, а вот премьера Зия-уль-Хака только недобрым словом поминали. Легко объяснимо - Пакистан…

27.02.2019

Пакистанская армия утверждает, что в среду утром сбила два индийских военных самолета, нарушивших воздушное пространство страны в спорном регионе Кашмир. «Один из самолетов упал на территории Азад Кашмира, другой — в районе линии контроля», —…

13.02.2019

Индия покупает эскадрилью российских многоцелевых истребителей Дели экстренно потребовались русские МиГ-29. Сейчас ВВС Индии ведут переговоры с Москвой о приобретении в срочном порядке 21 многоцелевого истребителя. 12 февраля об этом сообщила газета The Economic Times. По данным издания, стороны еще в прошлом…

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

По количеству самолетов находятся на четвертом месте среди крупнейших военно - воздушных сил стран мира (после США, России и КНР).
ВС Британской Индии были созданы 8 октября 1932 года. В годы Второй мировой войны они участвовали в боях с японцами на Бирманском фронте. В 1947 году Индия получила независимость от Великобритании. Из-за несправедливого проведения границ сразу же начались столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, которые привели к гибели более полумиллиона человек. В 1947-1949, 1965, 1971, 1984 и 1999 годах Индия воевала с Пакистаном, в 1962 году - с Китайской Народной Республикой. Неурегулированность границ вынуждает государство на полуострове Индостан с населением в 1,22 млрд человек тратить на содержание вооруженных сил огромные средства. В 2014 году на эти цели было выделено около 40 млрд долларов США.
ВВС Индии военно-воздушные силы структура

Пилотажная группа ВВС Индии SURYA KIRAN Сурья Киран, что в переводе на наш солнечные лучи

ВВС Индии (численностью свыше 150 тысяч человек) организационно являются составной частью объединенного вида вооруженных сил - ВВС и противовоздушной обороны (ПВО). Руководство ВВС осуществляет начальник штаба. Штаб ВВС состоит из отделов: оперативного, планирования, боевой подготовки, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), метеорологического, финансового и связи.
Штабу подчинены пять авиационных командований, осуществляющих руководство подразделениями на местах:

  1. Центральное (г. Аллахабад),
  2. Западное (г. Дели),
  3. Восточное (г. Шиллонг),
  4. Южное (г. Тривандрум),
  5. Юго-западное (г. Гандинагар), а также учебное (г. Бангалор).

ВВС имеют 38 штабов авиационных крыльев и 47 эскадрилий боевой авиации. Индия обладает развитой аэродромной сетью. Основные военные аэродромы расположены вблизи городов: Удхампур, Лех, Джамму, Сринагар, Амбала, Адампур, Халвара, Чандигарх, Патханкот, Сирса, Малаут, Дели, Пуна, Бхудж, Джодхпур, Барода, Сулур, Тамбарам, Джорхат, Тезпур, Хашимара, Багдогра, Барркпур, Агра, Барейли, Горакхпур, Гвалиор и Калайкунда.

Военно-транспортный многоцелевой самолет Ан-32 ВВС Индии

В настоящее время ВВС республики находятся в стадии реорганизации: количество летательных аппаратов сокращается, старые самолеты и вертолеты постепенно заменяются новыми или прошедшими модернизацию моделями, улучшается летная подготовка пилотов, поршневые учебные заменяются новыми реактивными.

Учебно-тренировочные УТС «Киран» ВВС Индии

На вооружении ВВС Индии стоят 774 боевых и 295 самолетов вспомогательной авиации. Истребительно-бомбардировочная авиация включает в себя 367 самолетов, сведенных в 18 эскадрилий:

  • одна -
  • три - МиГ-23
  • четыре - «Ягуар»
  • шесть - МиГ-27 (большинство МиГ-27 индийцы планируют списать к 2015 году)
  • четыре - МиГ-21.

В составе истребительной авиации 368 самолетов в 20 эскадрильях:

  • 14 эскадрилий МиГ-21 (120 МиГ-21 намереваются эксплуатировать до 2019 года)
  • одна - МиГ-23МФ и УМ
  • три - МиГ-29
  • две - « »
  • восемь эскадрилий самолетов Су-30МК.

В разведывательной авиации имеется одна эскадрилья самолетов «Канберра» (восемь машин) и одна - МиГ-25Р (шесть машин), а также по два МиГ-25У, Боинг-707 и Боинг-737.

В состав авиации РЭБ входят: три американских «Гольфстрим III», четыре самолета «Канберра», четыре вертолета HS-748, три самолета ДРЛО А-50ЭИ российского производства.

Ил-38SD-ATES ВВС Индии и военно-морского флота

На вооружении транспортной авиации состоят 212 самолетов, сведенных в 13 эскадрилий: шесть эскадрилий украинских Ан-32 (105 машин), по две-Do 228, ВАе 748 и Ил-76 (17 машин), а также два самолета Боинг-737-200, семь ВАе-748 и пять американских C-130J «Супер Геркулес».
Кроме того, на вооружении авиационных частей находятся 28 самолетов ВАе-748, 120 «Киран-1», 56 «Киран-2», 38 «Хантер» (20 Р-56,18 Т-66), 14 «Ягуар», девять МиГ-29УБ, 44 польских TS-11 «Искра», 88 учебно-тренировочных НРТ-32 и административный большегрузный Боинг-737-700 BBJ.

Вертолетная авиация включает 36 ударных вертолетов, сведенных в три эскадрильи Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и Ми-35, а также 159 транспортных и транспортно- боевых вертолетов Ми-8, Ми-17, Ми-26 и «Читак» (индийская лицензионная версия французского «Алуэтт III»), сведенных в одиннадцать эскадрилий.

Вертолеты Ми-17 ВВС Индии. 2010 год

Основная проблема ВВС Индии - крайне высокая аварийность, вызванная изношенностью техники, большой интенсивностью полетов и недостаточной квалификацией новых пилотов. Большинство летных происшествий приходится на старые советские истребители МиГ-21 индийского производства. Так с 1971 по 2012 год разбились 382 МиГа данной серии. Но в Индии падают и самолеты западного производства.
ВВС Индии военно-воздушные силы программа реорганизации


ВВС Индии планируют ввести в свой состав в ближайшие 10 лет 460 единиц вновь построенных боевых самолетов, в том числе:

  • собственного производства легкие истребители LCA (light combat airctaft) «Теджас» (148 единиц) для замены старых МиГ-21,
  • французские «Рафали» (126 единиц),
  • 144 истребителя 5-го поколения FGFA (создаются в рамках межправительственного соглашения между Россией и Индией)
  • и дополнительные 42 российских Су-ЗОМКИ (после реализации этой программы общее количество Су-ЗОМКИ достигнет 272 единиц).
  • Кроме того, ВВС закупили шесть собранных в Европе самолетов- заправщиков «Эрбас» А300 MRTT (в дополнение к шести уже имеющимся российским Ил-78 МКИ), десять американских транспортников Боинг С-17 «Глоубмастер III» и другие модели различных самолетов и вертолетов разных стран мира.