Конспект НОД для детей подготовительной группы: "Берегите елочку красавицу"

Программное содержание:
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.). Закреплять отличительные признаки. Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовка.
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни хвойного леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; Развивать фантазию, логическое мышление, умение решать противоречия, умение делать умозаключения и открыто высказывать свои идеи.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; Воспитывать желание защищать природу.
Методические приемы: художественное слово, загадывание загадок, игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, музыкальное сопровождение, игра ТРИЗ «Хорошо – плохо», дидактические игра «Какая ель», мультфильм «Простоквашино», продуктивная деятельность.
Предварительная работа: разучивание слов с детьми.
Оборудование:
семена ели;
деревянные палочки;
горшочки с землей;
материалы на фланелеграф;
шишки ели;
сосны;
кедра;
веточки;
картинки с изображением деревьев;
экологическое полотно;
лисенок "Тёпа";
плоскостные изображение деревьев;
маски лесных обитателей;
видеозапись мультфильма «Зима в простаквашино».

Ход занятия:

Худ. Слово
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.

Воспитатель: Ребята к нам в гости сегодня пришел Лисенок «Тепа». Он мне рассказал, что у них каждый раз под новый год уменьшается количество елок. И лесные обитатели от этого очень страдают.
Воспитатель: Ребята, а что за обитатели леса? Кто это такие?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Все правильно, молодцы ребята.
А давайте мы с вами попробуем попасть в зимний лес, но для этого мы превратимся в лесных обитателей. Одеваем маски. Вот как здорово, сколько вас стало много, но чтобы не нарушить их покой, мы тихонько с вами совершим прогулку по зимнему лесу. Выберите себе домик под любым деревом.
- Зайчик! Ты под каким деревом выбрал себе домик?
- а ты волк?
Ответы детей.
Воспитатель: А что же это за полянка? это волшебная полянка и на ней за каждый ваш правильный ответ будет вырастать елочка.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется лес, в котором растут елки, сосны, туи.
Дети: (ответы детей) хвойный лес.
Воспитатель: Дети, лисенок Тепа приготовил для нас загадку, послушайте пожалуйста:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Елочка)
Воспитатель: Ребята, давайте мы расскажем лисенку, все что мы знаем о ели.
Дид. игра « Какая ель»
Вопросы детям:
чем ель отличается от сосны?
Чем настоящая елка отличается от искусственной?

Дети: (ответы детей) иголочками, кроной.
Воспитатель: (Сообщение нового материала детям о ели)

Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус.
Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели.
У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево.
Физминутка «Есть в лесу»
Есть в лесу три полочки:
(Хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки.
(Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели)

Воспитатель: Тюпа, а что ты делаешь?
Воспитатель: Ребята Тёпа, мне сказал что он считает сколько лет ёлочке. Как узнать, сколько ей лет?
Воспитатель: Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разныe стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько лет ели (количество мутовок плюс один). Ёлочка 5-7 лет ещё не высокая, ниже ребёнка, которому столько же лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь.
А ещё ель очень полезное дерево. Оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым.
Существуют специальные питомники, где выращивают ёлочки. Еловые посадки улучшают экологическое состояние природы, пока они растут. Пока ель достигнет 1-2 м проходит 10-15 лет. И всё это время молодые деревца очищают воздух от пыли и вредных газов, выделяют кислород, украшают нашу землю, служат кровом и пищей для многих зверей и птиц.

Воспитатель:
Ребята, а давайте с лисенком поиграем в игру « Хорошо, плохо» (ТРИЗ)
Воспитатель: В лесу и так очень много деревьев, может елочки лишнее, поэтому их и вырубают.
Воспитатель: А давайте мы теперь посмотрим, что думают по этому поводу герои мультфильма «Простоквашино»
Воспитатель: А что вы думаете лесные гости, нужны лесу елки?
(подготовленные дети высказывают свои ответы)
Ребенок «Лиса»: Мне нужна елочка для того, что моя нора находится под корнями старой ели.
Ребенок «Заяц»: Я люблю в зимнюю пору грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезна для меня.
Ребенок «Белка»: А я всю зиму прыгаю с елки на елку и лакомлюсь еловыми шишками.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!»

Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Воспитатель (Вывод): в лесу очень важны и полезны елки, и поэтому люди специально для новогоднего праздника выращивают елки в специальных питомниках.
Воспитатель: Ой, что ты там шепчешь Тепа? Ребята, а мне Тепа предложил, что бы мы с вами сделали мини-питомники.
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.

Посадка семян ели.
(Перед посадкой необходимо вспомнить, как производить посадку, что такое дренаж, какая нужна земля, нужна ли вода.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше занятие, что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
Рефлексия (Елочка зеленая – мне очень понравилось, Елочка желтая – мне не понравилось)

Конспект занятия по экологии в старшей группе

«Зимушка – зима»

Подготовила: Акименко О.Н.
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад №4 «Солнышко»

Г. Урюпинск

Цели и задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; о зимних изменениях в живой и неживой природе.
Закрепить знания о зимующих птицах, о жизни животных зимой.
Развивать навыки учебной деятельности: умение логично отвечать на вопросы, доказывать свою мысль.
Воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому.

Материалы и оборудование:
Иллюстрации, картинки с пейзажами о зиме; эмблемы командам; элементы снеговика для эстафеты (круги, нос-морковка, метла, глаза-пуговицы); следы животных, нарисованных на альбомных листах.
Сказочный герой: Зима
Ход занятия:
Организационный момент: Загадка о зиме.
Воспитатель:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
- Какие зимние месяцы вам знакомы?
- Какие приметы зимы вы знаете, назовите?

Ребенок:
Вот зима пришла, серебристая
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
Р.Кудашева

Одна из зимних примет – это снег. А что такое снег?
-В каком состоянии еще может превратиться вода?
- А кто знает, что такое ИНЕЙ?
ИНЕЙ образуется на поверхности земли при резкой перемене температуры. А увидеть его можно утром на ветках деревьев, кустарников, на траве.
Сюрпризный момент:
(Звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». Входит Зимушка-зима.)
Зимушка-зима: - Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы говорите обо мне и решила заглянуть к вам в гости. Давайте немножко отдохнем и споем веселую песенку. Становитесь в хоровод.
(Дети поют песню «Снег-снежок» Слова и музыка Е.Макшанцевой. Во время пения дети изображают все, о чем поют: как лепят снежки, как их кидают, как снег тает на ладошках)
Зимушка-зима: - А давайте-ка, дети, немного подвигаемся и устроим небольшие соревнования.
Воспитатель: Но для этого нужно разделиться на две команды. Одна команда- «Снегопад», а другая – «Льдинки».
Зимушка-зима: - А за правильные ответы и быстроту выполнения задания, я буду вручать ажурные снежинки.
Задание 1
Назовите зимние народные приметы, пословицы и поговорки.
Урожай на рябину - к морозной зиме.
Туман зимой – к оттепели.
Звездное небо зимой, к морозной ночи.
Береги нос в большой мороз.
Солнце на лето, зима на мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Задание 2
«Зимние загадки»
(Загадывает Зимушка-зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром. (Зима)

Запорошила дорожки,
Разукрасила дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летало, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Он пушистый, легкий, белый
Выпал первый раз несмело.
Застелил он все дороги,
Мягко в нем шагают ноги.
Белит крыши и у всех
Называют его.. (Снег)

Гуляло в поле, летало на воле,
Кричу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья убирает. (Иней)

Задание 3
Эстафета «Собери снеговика»
(Дети собирают снеговика из отдельных элементов: 3 круга большого, среднего и маленького диаметра, морковка, ведро, метла, глаза, рот.)
Воспитатель: -Зимушка-зима, а наши детки знают загадки. Попробуй-ка отгадать.
Дети:
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый, краса
А зовут ее лиса.

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык! Заяц
Зимушка-зима: - Дети, а в зимнем лесу можно увидеть много разных следов на снегу. Я хочу, чтобы вы угадали, что за животное оставило свой след.
Задание 4
«Угадай, чей след»
(Демонстрация рисунков следов животных)
Задание 5
«Зимующие птицы»
Воспитатель: - Назовите зимующих птиц.
Дети: синица, воробей, ворона, сорока.
Практическая часть.
Зимушка-зима: Посмотрите в окошко, дети. Снега в этом году выпало мало. Деревьям и растениям зябко и холодно на морозе. А давайте сделаем резные, ажурные снежинки и украсим ими нашу комнату.
(Дети садятся за рабочие столы. Выполняют аппликацию из салфеток.)
Ребенок:
Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая
Какая смелая.
Дорогой бурною
Легко проносится
Не в высь лазурную-
На землю просится.
Но вот кончается
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда хрустальная.
К.Бальмонт

Конспект по экологии в старшей группе на тему: «Зимушка-зима»

Задачи. Закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы. Расширять кругозор детей и познавательный интерес.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, культуру поведения в лесу.

Материал. Иллюстрации с изображением зимы, картинки зайца, волка, медведя, лисы, белки, алгоритмы жилища животных, картинки зимующих птиц, алгоритмы с изображением корма.

Сегодня нас ждет необычное путешествие.

Мы пойдем всей гурьбой

Стихотворною тропой

Друг за другом надо встать

И загадку отгадать:

«Запорошила все дорожки,

Разукрасила окошки,

Детям радость подарила

И на санках прокатила»

Вот мы и в зимнем лесу. Зимой необходимо заботиться о своем здоровье.

Массаж «Неболейка»

Но чтобы нас в свое царство впустил Старичок-Лесовичок необходимо вспомнить правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Как вести себя в лесу»

Сегодня мы поговорим о зиме. Давайте рассмотрим иллюстрации с изображением зимы.

Куда не посмотришь везде бело. Неужели жизнь в природе остановилась? Конечно же нет! Снег словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает.

Какие вы знаете природные явления, происходящие зимой? (идет снег, реки покрыты льдом, солнце светит, но не греет, на деревьях нет листьев)

Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

Долго длится зима. Мудрый народ дал каждому месяцу свое название. Давайте подумаем, почему.

    Декабрь зиму начинает, год кончает.

    В декабре зима стелет холсты, а мороз через реки наводит мосты.

    Декабрь – студенец.

    Январь году начало, зиме середина.

    Январь – крыша зимы.

    Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей.

    В феврале два друга – мороз и вьюга.

Динамическая пауза «В зимнем лесу»

Зимовать тяжело в лесу животным и птицам.

Дидактическая игра «Где чей дом?»

    Летом шубку серую, а зимою белую

Носит попрыгайчик, боязливый зайчик.

Домик у зайчика заросли.

    Он в берлоге спит зимой под огромною сосной,

А когда придет весна просыпается от сна. (Медведь)

Дом медведя берлога.

    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Дом лисы нора.

    Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (Волк)

Дом волка логово.

    Это кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)

Дом белки дупло.

Дети отгадывают загадки, выставляют на ковролин картинки животных и алгоритмы их жилища.

С наступлением холодов многие птицы улетели в теплые края, но некоторые остаются с нами зимовать.

    Кто в лесу деревья лечит, постучит, им станет легче. (Дятел)

    Чернокрылый, красногрудый, он зимой найдет приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

    В серой шубке перовой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, не орел, а все же птица. (Воробей)

    Он с утра воркует тут. Эта птица почтальон, пролетит любой маршрут. (Голубь)

    Прыгает у дома, зовут ее … (Ворона)

    Спинкою зеленовата, хвостиком желтовата,

Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Теперь послушайте такую загадку:

«Что за стол среди берез под открытым небом

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом» (Кормушка)

С наступлением холодов птицам тяжело добывать себе пропитаниеи они прилетают к людям за помощью.

Давайте расселим птиц по кормушкам.

Дидактическая игра «Кого чем угостим?»

Подведение итогов.

Физкультурная минутка «Зима»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЗИМЫ»

ЦЕЛЬ: Продолжить расширять знания детей о природных явлениях зимы.

ЗАДАЧИ:

Образовательные задачи :

Закрепить с детьми явления природы зимой, сезонные изменения в природе , связанные с зимним периодом ;

Закреплять знания о зимних месяцах ;

- продолжить знакомство со свойствами снега и его строением.

Развивающие задачи :

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать воображение детей .

Продолжить формировать элементарные навыки экспериментирования.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к изучению природы , любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, ноутбук, разрезные картинки с изображением зимы, ванночки 2 шт., воронка, фильтровальная бумага, стакан, лупы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что сегодня мне пришло на почту (показывает конверты, в которых находятся разрезные картинки). Какие-то конверты. Давайте заглянем.

Воспитатель открывает конверты, вынимает разрезные картинки и предлагает детям собрать их. (2 слайд). Дети принимаются за работу. После окончания воспитатель задает детям вопрос.

Воспитатель: как вы думаете, какое время года изображено на картинках?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, ребята. Это зима! Послушайте загадку и отгадайте, о чем идет речь. (3 слайд).

Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня … (зима).

Ответы детей.

Воспитатель: правильно! Сегодня мы поговорим о зиме и ее явлениях. Давайте с вами вспомним названия зимних месяцев.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. (4 слайд) Декабрь самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь он самый первый, самый младший месяц нового года. Видите, он стоит с новогодней елочкой. Февраль последний зимний месяц. Он второй по счету месяц в году.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. (слайд 5). На ней изображена зима. А скажите, какое время года бывает перед зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: а какое время года будет после зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно. Одним из первых признаков зимы является как вы думаете, что?

Ответы детей.

Воспитатель: одним из главных признаков зимы является снег. (слайд 6). Давайте посмотрим на снег под микроскопом. Посмотрите, снег состоит из маленьких кристалликов – снежинок. Нет ни одной одинаковой снежинки. Каждая снежинка уникальна. Скажите, а из чего снег состоит?

Ответы детей.

Воспитатель: снег - это замерзшая вода. (слайд 7). И сейчас с вами мы проведем опыты со снегом. Посмотрите, в ванночках находится снег. Что произойдет со снегом, если мы его оставим в комнате.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно он растает. Ребята, подскажите, а можно есть снег?

Ответы детей.

Воспитатель: вы все верно говорите, снег есть нельзя, он грязный. И сейчас мы с вами в этом убедимся. Для этого нам с вами понадобится талая вода, которая образовалась от растаявшего снега, воронка, фильтровальная бумага и прозрачный стакан. В воронку мы положим фильтровальную бумагу. И нальём воды. Смотрите, что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: вода стекает вниз в стакан, а все что было в воде остаётся на бумаге. Давайте, посмотрим, что осталось на бумаге через лупу.

Дети внимательно рассматривают бумагу через лупу и комментируют свои наблюдения.

Воспитатель: скажите, а что произойдет с водой, если ее снова вынести на улицу.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно она замёрзнет и превратиться в лед.

Воспитатель: посмотрите на картинку (слайд 8) внимательно. Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это изображение луны и солнца. Как называется время суток, когда светит солнце светло?

Ответы детей.

Воспитатель: а как называется время суток, когда светит луна и темно?

Ответы детей.

Воспитатель: что вы можете сказать о продолжительности дня и ночи в зимние время года.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! Зимой день становится короче, а ночь длиннее. А теперь, давайте, вспомним какие зимние явления в природе есть и как они называются?

Ответы детей.

Воспитатель: я вам помогу. Ответы на мои загадки будут как раз-таки явлениями в природе зимой.

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится?

Стелет белую постель,

Это снежная … (метель)

Под ногами все куда-то
Ускользает и плывет.
И смешно, и страшновато:
На дороге …(гололед)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (северное сияние)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём...(узоры)

Воспитатель: правильно, ребята! Какие вы молодцы! Сегодня с вами мы вспомнили и узнали какие природные явления бывают зимой. А теперь расскажите, какое из явлений природы зимой вам понравилось больше и почему?

Ответы детей.

Цель: обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние ребенка.

1. Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.

2. Учить концентрировать свое внимание на 1 – 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).

3. Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к природе.

Ход занятия

В. Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.

Интересная игра будет сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.

В. Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание.

Среди букв находятся два нужных слова, отыщите их.

А Ф М У З Е Й Б У С

Ы И Т О Д Э Ф С Щ У

Й В Р Д Ц М Х Ж Г Э

П Р И Р О Д Ы О Е Р

М Т П А Ф Э Л Р О Т

В. Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Д. В музей природы.

В. Совершенно верно, а вы согласны?

О том в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь.

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес………(мороз).

В. Объясни, почему ты так думаешь?

В белом бархате деревья -
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет………(иней).

В. Почему ты считаешь, что это иней?

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту ………..(снег).

В. Объясни, почему это снег?

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром,
Поспешила к нам сама
Белоснежная……….(зима).

Молодцы! Конечно, наш путь лежит в Зимний зал музея природы.

(Дети проходят и садятся на стулья, на экране слайд с зимнем пейзажем).

В. Ребята, тише! Иначе вы не сможете услышать прекрасные звуки зимы. (звучит музыка – фортепианная миниатюра “Утро” С. Прокофьева ).

В. Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Д. Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега.

В. Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

Д. Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

В. Как вы думаете, о чем ведут разговор зимой птицы?

Д. Холодно, скорей бы весна, нужно выводить птенцов, очень ветрено.

В. Какой бывает зимний ветер?

Д. Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.

Физминутка.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так, как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил ).

Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер (дети поеживаются, постукивают ногами ).

А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок).

В. А сейчас сядем на свои места. Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?

Д. Вьюга, метель, пурга.

В. А что является самым главным признаком зимы?

В. От куда же берется снег?

Д. Он подает из тучи, снег это замерший дождь.

В. А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей).

В. Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея (Дети проходят к столам , встают вокруг. На экране слайд со снежинками .)

Опыт “Замерзание жидкости”.

В. Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?

Д. Сегодня утром мы заморозили воду, соленую воду и растительное масло.

В. Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось (дети рассматривают емкости с замороженными жидкостями).

Вода замерзла. Соленая вода замерзла, но не совсем. Растительное масло не замёрзло, а лишь загустело.

Вывод: значит простая вода замерзает быстрее, чем соленая, а для замораживания растительного масла потребуется еще больше времени.

У меня есть 3 схемы, они рассказывают нам о том, как заморозить воду, соленую воду и растительное масло. Сейчас посмотрите внимательно, подумайте какая схема подходит к какому виду жидкости (дети читают схемы).

(Новый слайд – зимний пейзаж).

В. Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…
Зверюшек и пичужечек –
Всех спрятала зима.

В. Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?

Д. Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки.

В. Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы.

Д. Очень холодно, много снега, нахватает корма, образуется наст.

В. Вывод : значит зимой всем животным очень трудно жить.

Сюрпризный момент (звуковое письмо, на экране птица ).

В. Посмотрите ребята! У меня для вас письмо. Прочтем? (воспитатель открывает конверт с изображением птицы и достает от туда аудиокассету).

Что это, послушаем?

“Дорогие ребята! Я прилетела к вам из леса за помощью. Вы же поможете птицам?”

В. Ребята, как можно помочь птицам зимой?

Д. Повесить кормушки, каждый день кормить птиц, синицам давать сало, снегирям ягоды рябины.

“Спасибо вам за знания и заботу о нас и я вас приглашаю на птичий танец”.

Звучит музыка.

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там,
Все порхают, поют,
Гнезда теплые вьют.

Дети танцуют, по окончанию танца садятся на стулья.

В. Ребята вам интересно в музее природы? А что нового и интересного вы сегодня узнали? Каждый ли может удивиться богатству этого музея?

Д. Нет, это могут сделать только внимательные, чуткие ребята.

В. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание).

(слайд с зашифрованными животными).

В. В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их.

(белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).

В. Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу? А каких зимой в лесу нет?

Творческая работа. (Звучит инструментальная музыка, на экране слайд “Зимний пейзаж”)

В. Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?

Д. Высказывают свои ответы.

В. Давайте в память об этой экскурсии оставим на кормушке птиц (дети наклеивают на кормушку силуэты птиц - коллективная работа ).

Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

Используемая литература.

  1. В. Ю. Дьяченко, О. П. Власенко “Окружающий мир” - В.: учитель, 2008 – 138с.
  2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина “Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников” - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.