Никому не придет в голову спросить: "Какой Янковский?" И ты не ответишь: "Тот самый". "Тот самый" предполагает продолжение - "который". Но Янковский - один… Сменялись эпохи, страна меняла название, рушился политический строй, рядом работали актеры, при жизни считавшиеся гениями. Сам Янковский переходил из возраста в возраст и все эти годы, четыре долгих десятилетия, он оставался первым…

Он никогда не стремился к славе, здраво оценивая переменчивость фортуны актера: "Я давно уже для себя решил: чем шире аудитория у артиста, тем больше он должен чувствовать ответственность за то, что сделает".

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Джезказган — 20 мая 2009, Москва) — советский, российский актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996, 2002).


Наибольшую известность актёру принесла работа в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Тот самый Мюнхгаузен», «Полёты во сне и наяву», «Ностальгия». На театральной сцене его самыми яркими работами стали роли в спектаклях «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Синие кони на красной траве» М. Ф. Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского, «Чайка» А. П. Чехова, «Шут Балакирев» Г. И. Горина.


Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане (Казахстан). Его отец- Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван), офицер лейб-гвардии Семеновского полка, в Первую мировую войну был награждён офицерским Георгиевским крестом, в советское время был репрессирован, а семья сослана в Казахстан. Мать, опасаясь ареста, сожгла все документы и фотографии, свидетельствовавшие о дворянских корнях Янковских.


Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Жили впроголодь - мать в одиночку кормила на жалованье простого бухгалтера троих сыновей и свою мать. Ходили в обносках, впятером ютились в 14-метровой комнатушке, но хранили обширную библиотеку, учили иностранные языки, много читали.


Со временем семья перебралась в Саратов. Старший из братьев, Ростислав, стал актером еще в Джезказгане, потом уехал в Минск, в Русский театр.

Он забрал с собой 14-летнего Олега, там Янковский-младший и дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу.


Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол.

После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. К его разочарованию, приёмные туры были закончены, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора.


Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл все приёмные туры. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем.

Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса.


Олег Янковский как-то признался, что на решение стать артистом его подвигла первая любовь. Когда он жил в Минске и учился в 10-м классе, его друг познакомил его с Лилей Болот, спортсменкой, очень красивой девушкой (она была старше Олега на 3 года).

Чтобы произвести на неё впечатление, он представился ей артистом минского театра. Но обман раскрылся, и он поклялся стать артистом, чтобы доказать Лиле, что он действительно может им быть.


Братья Янковские с матерью

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. Олега его недремлющая судьба настигла на втором курсе училища (Людмила училась на курс старше). Она была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой.

Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.10 октября 1968 года в семье родился сын Филипп.




В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч».

Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?»


Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислав Любшин, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), рассказывал: "Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно.

Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». И Басов согласился: «да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».


В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим».


После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Серьезные роли в театре, интересные предложения в кино сыпались одно за другим.

На съемках одного из фильмов - "Гонщики" - он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.


В 1973 году по приглашению Марка Захарова Олег Янковский перешёл в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком). Олег Янковский вспоминал о том времени: «Мой переход в Москву был труден в основном в бытовом отношении. Пятиметровая комната в общежитии, маленький сын… Но профессионально я не чувствовал никаких опасений».


В 1976 году Марк Захаров должен был приступить к съёмкам фильма «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Снять её предложили Марку Захарову. В роли Волшебника Марк Захаров видел только Олега Янковского. Но перед началом съёмок актёра сразил сердечный приступ, и он оказался в реанимации.

Когда Марк Захаров пришёл в больницу к Янковскому, актёр сказал, что готов отказаться от роли. Но режиссёр ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». Съёмки были приостановлены. И начались только после того, как актёр вышел из больницы. Марк Захаров потом признался: если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона.


В 1979 году Марк Захаров приступил к съёмкам фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Худсовет не утверждал Янковского, мотивируя тем, что он слишком молод для роли барона, у которого есть взрослый сын. Григорий Горин был тоже против кандидатуры Янковского.

Он писал в своих воспоминаниях: " Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей. Я не верил в его барона. Началась работа, и он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!"


Правда, затем вновь возникли проблемы. Как вспоминал потом Горин — «во время озвучивания фильма выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые слова и выражения, присущие германской аристократии».

Горин не присутствовал во время озвучения в тон-студии финальной сцены, где барон Мюнхгаузен говорит фразу, ставшую впоследствии знаменитой: «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа». В сценарии фраза звучала так: «Серьёзное лицо — это ещё не признак ума, господа», но Олег Янковский оговорился, и так эта фраза, к неудовольствию Горина, стала крылатой.


31 декабря 1979 года состоялась премьера. Этот фильм стал визитной карточкой Олега Янковского. Несмотря на большое количество великолепных ролей, сыгранных актёром после этого фильма, его лучшей ролью часто называют роль барона Мюнхгаузена.

Олег Янковский часто вспоминал в своих интервью о «формуле роли», которую нашёл для него Марк Захаров: "Когда мы с Марком обсуждали, как играть Мюнхгаузена, он вспомнил такую притчу: Распяли человека и спрашивают: «Ну, как тебе там?» — «Да ничего… Только улыбаться больно».


Из воспоминаний- «По-настоящему я захлебнулся от счастья только в 1983-м году. Тогда всё совпало! Я снимался в Италии, у самого Тарковского." Главную роль в фильме «Ностальгия» должен был сыграть Анатолий Солоницын, но он умер от рака лёгких в июне 1982 года, и Тарковский предложил эту роль Олегу Янковскому.

Солоницын умер ещё до написания сценария, и поэтому сценарий был написан специально «под Янковского». Тарковский решил подготовить актёра к роли. Янковского поселили в гостинице и просто бросили — без знания языка, без денег.

Прошла одна неделя, другая, никто не появлялся. Восторг от встречи с капиталистической заграницей сменился тоской. Янковский был уже в отчаяньи, и тут явился, наконец, Тарковский. Увидев потухший взгляд актёра, он сказал: «Теперь тебя можно снимать».


Фильм был снят за три месяца. В 1983 году Италия выставила фильм на Каннский фестиваль с расчётом на Гран-при. Но фильм приза не получил, Тарковский обвинял во всём Сергея Бондарчука, который входил в жюри. Режиссёр решил остаться в Италии, «Ностальгия» была запрещена к показу в СССР.

В 2000 году Олег Янковский вместе с Михаилом Аграновичем поставил собственный фильм «Приходи на меня посмотреть» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала…» и сыграл в нём главного героя, Игоря — «нового русского», который по ошибке попал к «старым русским» — старой деве, ухаживающей за умирающей матерью.


В июле 2008 года Олегу Янковскому стало плохо на репетиции, он был госпитализирован, врачи диагностировали ишемическую болезнь сердца. В Ленкоме прошёл спектакль «Шут Балакирев», где он играл главную роль. Чтобы актёр мог выдержать нагрузку, врачи вводили сильнодействующие лекарства.


В конце 2008 года, когда его состояние сильно ухудшилось, он вновь обратился к врачам. Актёр жаловался на постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище, он сильно похудел. Диагноз подтвердил самые худшие опасения — болезнь (рак поджелудочной железы) была выявлена на поздней стадии.

В конце января 2009 года актёр вылетел в немецкий Эссен для лечения у немецкого онколога профессора Мартина Шулера, специалиста по терапевтическим методам лечения рака. Лечение не помогло, и Янковский, прервав лечение, менее чем через 3 недели возвратился в Москву.

В феврале актёр вернулся в театр и 10 апреля 2009 Олег Янковский сыграл свой последний спектакль(Женитьба).


В конце апреля состояние актёра ухудшилось, у него открылось внутреннее кровотечение, и он был опять доставлен в клинику. Утром 20 мая 2009 года Олег Янковский скончался в одной из московских клиник.

Олег Янковский был похоронен 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище в Москве. Тысячи людей пришли проводить его в последний путь…


30 июня 2009 года в Саратовском академическом театре драмы им. И. А. Слонова была открыта мемориальная доска Олегу Янковскому (авторы проекта — Юрий Наместников, Фёдор Юрченко).


20 мая 2010 года памятные доски были открыты на здании школы № 67 в Кировском районе Саратова, где О. И. Янковский учился с 1951 по 1958 год, и на бывшем здании Саратовского театрального училища (ныне корпус Духовной семинарии). Автором проекта является саратовский скульптор Николай Бунин.


29 сентября 2010 года на могиле актёра, был установлен памятник. Он представляет собой стелу с крестом из белого мрамора.








Среди известных актеров, певцов, спортсменов, шоуменов много людей, чьи фамилии известны не только молодежи, но и их родителям, а также бабушкам и дедушкам. По наследству этим творческим личностям передались не только внешнее сходство, но и талант. А еще – установка на успех. В общем, гены решают все! «СтарХит» выбрал 10 самых влиятельных династий российского шоу-бизнеса, вспомнил их историю и узнал, о чем мечтают самые младшие, но уже во многом успешные наследники громких фамилий.

Пугачева - Орбакайте-Пресняковы

Когда два влиятельных клана объединились, стало понятно, что вместе они – сила. Союз дочери Аллы Пугачевой и сына Владимира и Елены Пресняковых принес замечательные плоды, и даже сейчас, несмотря на развод Кристины и Владимира, это большая и дружная семья, где все друг за друга горой. Достаточно вспомнить празднование 65-летия Аллы Пугачевой на Первом канале на шоу «Один в один», где вместе на одном снимке позировали сама Примадонна, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков с женой Натальей Подольской в образе молодой Аллы и Никита Пресняков, загримированный под собственного отца.

Никите Преснякову с такими генами сложно было стать инженером, таланты у него начали проявляться в юности. Он снимал семейное любительское видео, и увлекался музыкой. Парень говорит, что никто из родных никогда ничего ему не навязывал. « В детстве, лет в 12-13, я хотел стать рокером, таким жестким вроде Limp Bizkit. Бабушка углядела мое желание, посмотрела на меня и сказала: «Хватит в нашей семье певцов». Пожалуй, это и была единственная реакция моих родственников на мои профессиональные планы», - вспоминал Никита. Но, естественно, что все родственники поддерживают все начинания Преснякова. До 17 лет Никита жил с мамой, а потом уехал подальше от назойливого внимания прессы и «доброжелателей». Он поступил в нью-йоркскую киноакадемию. «Курс назывался Filmmaking. За годы учебы я и микрофон держал, и звукачом был, и монтировал, и снимал, и режиссировал, и менял линзы, и был ассистентом по камере… То есть прошел через все виды деятельности, которые касаются работы над фильмом», - рассказывает Никита. Именно, оказавшись далеко от родителей, в Америке парень повзрослел: «Там и началась моя самостоятельная жизнь. Каждую неделю мне высылали долларов двести на еду. Были случаи, когда я неправильно контролировал расходы, спускал все до цента, а после 3-4 дня голодал, «стрелял» у друзей доллар взаймы. Потом работал барменом. На чаевые жил. Тогда же я понял, что надо самому выбирать свой путь. Как захочешь, так и будет. Тяжело было, но интересно». Отучившись, Никита Пресняков вернулся в Россию и стал самостоятельной звездой. Он участвовал и побеждал в нескольких популярных музыкальных шоу, снялся уже в семи клипах, а год назад создал группу MULTIVERSE. В планах у самого молодого продолжателя сразу двух династий добиваться успеха именно с этим коллективом.

Запашные

Основатель династии Михаил Запашный был портовым грузчиком в Ейске, там-то после гражданской войны его и приметил легендарный боец Иван Поддубный и предложил попробовать себя в цирке, в популярном тогда жанре французской борьбы. Вскоре Запашный освоил другие цирковые жанры и стал уважаемый в цирке человеком. Самый молодой на сегодняшний день успешный представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении - заслуженный и народный артист России 37-летний Аскольд Запашный. Впервые в клетку с тиграми он вошел в десять лет. Вместе со старшим братом Эдгардом объездил с гастролями полмира. В 1998-м, на праздновании юбилея, их отец Вальтер Запашный передал сыновьям по наследству аттракцион «Среди хищников».

Сейчас братья ездят со своими тиграми по стране и миру, ставят яркие современные цирковые шоу. Младший Аскольд, кстати, получивший в ГИТИСе образование по специальности «Режиссер цирка», с детства увлекался съемками видео и мечтает снимать фильмы профессионально: «Цирковым людям нужно подстраховывать свою жизнь дополнительными профессиями, поскольку наша работа довольно травматична. Моя мама достаточно наглядно обрисовала для меня последствия нападения хищника или неудачно выполненного акробатического трюка и вероятную после это профнепригодность. Мои увлечения монтажом и 3D-дизайном сначала выливались в короткометражные фильмы, в большинстве своем документальные, для «внутреннего» пользования. Потом я ставил уже небольшие художественные фильмы, а затем получил финансово обязывающий заказ, который позволил мне эволюционировать и проверить, насколько мои амбиции соответствуют возможностям. Мне кажется, что это очень верный подход в выборе альтернативной профессии. Я решил, что хочу заниматься режиссурой всерьез. Вызов самому себе, как профессионалу, я бросил, согласившись взяться за работу над фильмом «5 лет» для группы «Кипелов», потому что рок-аудитория считается требовательной, циничной и очень честной». Аскольд успешно справился с этим заказом, также ему нравится цирковая режиссера. Безусловно на первом месте пока цирковые представления. У Аскольда две дочки: Ева и Эльза, несмотря на юный возраст девочек, их судьба решена – они продолжат цирковую династию. «Я столько лет провел на манеже, как же я могу никому не передать свой бесценный опыт? Моим детям даже не придется учиться в цирковом училище - я сам подготовлю их к работе. Мы с братом начинали с акробатики и жонглирования, и своих дочерей я поведу тем же путем», - говорит Аскольд. Кстати, имена девочкам Аскольд с супругой выбирали яркие и красивые, подходящие для арены. Кстати, Эдгард из двух своих дочек также собирается вырастить цирковых артистов. Братья обязаны продолжать династию в наследниках.

// Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Татьяна Тимирханова

Пьеха

77-летняя певица Эдита Пьеха души не чает во внуке. И так было всегда. Когда ее дочка Илона Броневицкая родила мальчика, Эдита Станиславовна решила назвать его в честь своего отца – Стасом. Ребенком он носил фамилию своего отца джазового музыканта Пятраса Герулиса. Но когда Стас в возрасте 7-ми лет переехал к бабушке, тогда он получил ее фамилию – Пьеха. Эдита Станиславовна сказала, что род Пьеха из-за войны оборвался, и Стас должен его возродить. «Я ее всю жизнь Дитой называю. Обижается, если я говорю бабушка. Сейчас, правда, смирилась, потому что я говорю не бабушка, а бабон, бабулевич. Словом, так, чтобы это выглядело шуткой. А раньше она этого на дух не переносила: Никакая я вам не бабушка, я - Эдита! Дита была очень строгая. Она могла купить мне хороший велосипед, но его нужно было долго выпрашивать, подлизываться. Став постарше, я говорил: Бабушка, дай мне это сейчас, а когда я вырасту, обеспечу тебя всем-всем-всем! Иногда она сдавалась. Но ничего супердорогого я и не просил: куртки, магнитофоны». Сейчас Стас сам может одарить бабушку любым подарком. После того, как он вошел в первую тройку победителей четвертой «Фабрики звезд», его карьера пошла в гору. Кстати, именно на «Фабрике» появился его первый хит - песня «Одна звезда», которую написал Виктор Дробыш. В самом начале проекта, когда все участники заполняли анкеты, Стас на вопрос: «С кем бы вы хотели спеть дуэтом?», написал: «с Валерией». И эта его мечта сбылась - песня «Отпусти меня» в дуэте с Валерией была исполнена на одном из отчётных концертов. В качестве приза за успешное участие в телепроекте, он получил продюсирование сольного альбома, съемку клипа и мотороллер.

Сейчас Стас Пьеха гастролирует по российским регионам. И уже готова его новая песня «Несовместимая любовь». «От прогнозов, понравится ли песня слушателю, воздержусь. Не оставлю надежду, что она доползет до первых строчек «Золотого граммофона» и других хит-парадов страны», - рассказал о новой композиции Стас Пьеха. Кстати, в багаже внука легендарной певицы уже восемь статуэток «Золотого граммофона». Несмотря на то, что у Стаса все время уходит на исполнение творческих планов, он не только построил карьеру, но и исполнил главную мечту любого мужчины. Недавно 34-летний исполнитель стал отцом, у него родился сын. Так, что возможно когда-нибудь и правнук Эдиты Станиславовны выйдет на сцену.

Янковские

Первым актером в роду потомственных военных Янковских стал Ростислав. Его младший брат Олег пошел по стопам Ростислава, ему удалось прославить свою семью и стать великим актером. Сын Олега Ивановича – Филипп вырос в известного режиссера и актера. И теперь уже его с Оксаной Фандерой сын штурмует кинематограф 21 века. Иван Янковский впервые появился на экране в шестилетнем возрасте в картине Андрея Тарковского «Зеркало» еще вместе со своим дедом актером Олегом Янковским, а его первой серьезной работой стала роль в фильме «Индиго», в котором он сыграл в восемнадцать лет. Минувшим летом Иван снялся в главной роли в фильме «Любовь с акцентом и без: Однажды в Армении». Партнершей по этому фильму у Янковского была популярная актриса, звезда сериала «Оттепель» Анна Чиповская. Но романа на съемках не случилось, ведь сердца Анны и Ивана заняты. Ваня встречается с начинающей актрисой Верой Панфиловой-Кинчевой, дочкой лидера группы «Алиса». Парень окончил режиссерско-актерское отделение ГИТИСа, в котором он активно играл в студенческом театре. «Я обычный, у меня нормальная жизнь, нормальные устремления, хочу стать настоящим актером и сыграть много ролей», - планирует Иван. Кстати, его младшая сестра Лиза Янковская - студентка ГИТИСа. Так что, династия продолжается!

Бондарчуки

Основатель династии - выдающийся кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук. У Сергея Федоровича было две жены – актрисы Инна Макарова и Ирина Скобцева. В обоих браках были рождены дети, которые тоже стали артистами. А потом и их дети. От первого брака с петербургской актрисой театра и кино Инной Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Самый популярный из молодых наследников династии Константин Крюков – сын актрисы Алены Бондарчук и доктора философских наук Василия Крюкова. В детстве по настоянию деда окончил с отличием художественную школу в Цюрихе. Затем – московский филиал Американского института геммологи, став специалист по драгоценным камням. А в 2006 году получил диплом МГЮА. Роль, которая принесла ему известность, Крюков сыграл в фильме «9 рота». Режиссером этого популярного проекта стал дядя Константина Федор Бондарчук. Сейчас на счету у популярного актера около полусотни картин. Кроме того, он очень увлечен живописью и ювелирным искусством. На вопрос, не хочет ли он получить профессиональное образование, актер отвечает так: «Мне кажется, его уже поздновато получать, да и объективно мне не позволяет этого сделать моя занятость. Потом я не очень люблю учиться в учебных заведениях: на мой взгляд, они все очень унифицированные и не сильно эффективные. Сегодня мы живем в эпоху абсолютной доступности информации, и легче заниматься самообразованием. Читать, познавать, общаться и делать это в частном порядке. Не думаю, что я сейчас смог бы себе позволить пойти где-нибудь отучиться пять лет. Если у меня есть задача поработать с голосом, я могу нанять педагога. Более того, на съемках практически каждой картины мне приходится обязательно чему-нибудь учиться, начиная от фридайвинга и езды на лошадях до различных игр. Вот к примеру, снимался я у Григория Константинопольского и даже записал три песни, хотя терпеть не могу петь в караоке. И одна из них мне даже очень понравилась!» Константин воспитывает дочь Юлию от первого брак. Станет ли она продолжать знаменитую династию? «Мы с ее мамой сознательно все обставили так, что Юлю моя популярность не касается. Мы не даем никаких интервью о ней. Если она захочет развиваться в этом направлении, иметь какую-то публичность, заниматься творческой профессией, которая предполагает афиширование себя, - мы будем ей помогать и давать советы. А пока у нее должна быть своя частная жизнь, которая ценнее, чем все остальное».

Ефремовы

Театральная династия Ефремовых насчитывает уже три полноценных поклоения: начинаясь от актера и Режиссера Олега Ефремова, продолжаясь Михаилом Ефремовым, который во многом превзошел своего талантливого отца, и замыкаясь – но лишь пока – на 23-летнем Николае Ефремове, сыне Михаила Ефремова и Евгении Добровольской. Вместе с отцом он успел сняться в «Книге мастеров», а с мамой в своей первой крупной роли в телесериале «Белая гвардия». Про работу с родителями молодой актер отзывается так: «На съемочной площадке мы взаимодействуем именно как коллеги, мы работаем. Могу и я что-нибудь дельное сказать». О своей принадлежности к великой династии Коля говорит вот что: «Наконец-то я в свои двадцать лет, недавно буквально, избавился от какого-то тяготения, зависти к кому-то. Потому что мы все - разные люди, отдельные личности, и у каждого свой путь. Я помню раньше, лет в 16-17, я думал: «Ой, какая у меня высокая планка! Мама, папа, а дедушка – ой, что же делать? Умереть - не встать!». А потом понял, что надо просто работать и все. Но да, всю свою жизнь я чувствую ответственность, и мне все время напоминают об этом. Посторонние люди где-нибудь в магазине могут попрекнуть… Я запомнил такую вещь еще с учебы в киношколе: нам сказали, что люди, которые говорят "ты молодец, все отлично, ты классный", - им вообще наплевать на тебя. А люди, которые ругают, - делают это во благо, потому что хотят, чтобы ты понял». Николай стремится к серьезным ролям, и станет достойным сыном своих родителей. Кстати, его родной брат по отцу Никита Ефремов, тоже успешный молодой актер, так что растет достойная смена.

Михалковы

Поэт Сергей Михалков в 1936 году женился на литераторе Наталье Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского и внучке художника В.Сурикова. Так была основана эта династия. Дети Сергея и Натальи: режиссеры Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и Никита Михалков. Их наследники от разных браков давно состоялись в искусстве: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова. Младшая из известных продолжателей династии – 28-летняя актриса Надя Михалкова. Муж Надежды – режиссер, сценарист, кинопродюсер Резо Гигинеишвили, поэтому вполне вероятно, что дети пары - дочь Нина и сын Иван -пойдут по стопам родителей. «Наша дочка Нина еще маленькая, и я пока не думаю о том, кем она станет, когда вырастет. Ей есть на кого равняться, но не обязательно, что она выберет творчество, захочет быть режиссером, актрисой или моделью. К примеру, я бы не расстроилась, если бы Нина стала врачом, как отец и дядя Резо», - считает Надежда. Карьера самой Нади началась в детстве: в восемь лет она снялась в картине отца Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», играла дочь комдива Котова. Спустя несколько лет снялась в картине режиссера Тиграна Кеосаяна «Президент и его внучка», где сыграла двух сестер-близняшек. Сейчас Надежду снимает ее супруг Резо Гигинеишвили, но и в продолжении «Утомленных солнцем» она успела блеснуть. «В моей жизни рано появились работа, муж, дети. Я все свое время этому отдаю», - говорит актриса.

Виторганы

Театральная династия Виторганов берет начало от актера Эммануила Виторгана, продолжается в его сыне Максиме, и далее – во внучке Полине Виторган, которая уже выбрала творческую профессию. 18-летняя Полина снималась в сериале «Дневник Доктора Зайцева» (сыграла главную героиню в подростковом возрасте) и проекте Валерии Гай Германики «Майские ленты». Внучка Эммануила Виторгана, дочка Максима Виторгана и актрисы театра Виктории Верберг уже второкурсница, студентка РАТИ ГИТИСа. Говорят, что когда Полина решила продолжить артистическую династию, Максим переживал и не одобрил такого выбора дочери. «Внутренне я был против. Но она к этому шла несколько лет, очень целеустремленно, была абсолютно уверена. И даже заставила меня в какой-то момент начать болеть за то, чтобы она поступила», - рассказал Максим. Известный актер искренне радуется первым победам любимой дочери. Однажды он пошутил в соцсетях: «Вот меня не утвердили к Германике (и правильно сделали - пробы я провалил и надежд не питал), а дочь мою, Полину, утвердили! По блату, наверное». Кстати, супруга Максима Ксения Собчак поддерживает Полину и говорит, что иногда дает ей советы по выбору одежды.

Урганты


Фамилия Ургант на слуху уже много лет, хотя в каждое из прошедших десятилетий ее прославляли самые разные люди – двое мужчин и одна женщина, родоначальница династии актриса Нина Ургант. А сейчас ее внук, 37-летний телеведущий программ «Вечерний Ургант» и «Смак» Иван активно снимается в кино, поет. Ивану Урганту все дается легко и талантливо. Да и немудрено с такими-то корнями! Бабушка Нина Ургант и отец Андрей Ургант – известные и любимые актеры. Все силы младший представитель династии отдает своему шоу «Вечерний Ургант». «Когда мы только начинали, я не верил, что наше ток-шоу сможет выходить каждый день на протяжении длительного периода. Но мы все еще находим силы выдумывать что-то новое – гостей, события и даже места. Научились мигрировать с шоу по городам – переезжали в Сочи на Олимпиаду и в Санкт-Петербург на время белых ночей», - рассказывает телеведущий. Кстати, свою дочку Иван Ургант назвал в честь бабушки Ниной, так что, быть может, подрастает еще одна любимая артистка.

// Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель

Тихоновы

Это единственная спортивная династия в нашем списке. Она берет начало от легендарного хоккейного тренера Виктора Тихонова. Виктор Тихонов-младший - его полный тезка. Виктор в составе сборной России по хоккею в прошлом году стал чемпионом мира, и был назван лучшим бомбардиром турнира. Сейчас он выступает за питерский СКА.

Сын хоккейного тренера Василия Тихонова родился в Риге, где отец тренировал «Динамо». В конце 90-х Виктор жил в США, где отец работал тренером в клубе НХЛ. Там Витя начал профессионально заниматься хоккеем, играя в детской лиге Санта-Клара. Постоянные тренировки и спортивные гены сделали из Виктора Тихонова-младшего талантливого хоккеиста, который с честью поддерживает уровень отца и деда, которых уже, к сожалению нет в живых. 26-летний мужчина женат, у него есть сын Лев, который, скорее всего, также продолжит династию. Ну а Виктор Тихонов на пути к новым победам. Когда парня включили в олимпийскую сборную России, первым его поздравил дед. К сожалению, на Играх в Сочи команда выступила неудачно, а внук знаменитого тренера выходил на лед нечасто. Зато спустя несколько месяцев Тихонов-младший стал чемпионом мира и лучшим бомбардиром этого турнира. После завершения финального матча Тихонов-старший зашел в раздевалку команды и поздравил внука. Тот в свою очередь снял золотую медаль и надел ее на шею дедушки. «Это и твоя награда, дед»! - сказал чемпион мира.

Профессиональные семейные династии существовали практически со дня превращения обезьяны в человека. Ну или может быть чуть позже. В диких племенах до сих пор сохраняется строгое семейное разделение: одни занимаются охотой, другие земледелием. В средневековье и представить невозможно было, чтобы кожевенник, например, стал бочаром или кондитером.

Однако когда одним делом занимаются творческие люди, пословицу про природу и детей, на которых она отдыхает, вспомнят обязательно. У талантливого столяра, пожарника или сталевара может быть бездарный продолжатель профессии? У успешного бизнесмена посредственный наследник? Вполне. Но, согласитесь, мало кто заметит это и в праздной беседе за дружеским столом будет сравнивать умения совершенно посторонних отцов и родителей. Если, конечно, наследник капиталов в пух и прах не разорится в короткое время.

И только продолжатели творческих профессий обречены на постоянное со своими предками. За ними следят, их обсуждают с особым пристрастием всегда и везде. К счастью, в России в большинстве известных актерских династий природа трудится без передыха по нескольку десятилетий подряд. Вот лишь десятая доля из существующих ныне актерских семей - династий. По .

Актерско-режиссерская династия Бондарчуков

Основатель династии - выдающийся кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук. У Сергея Федоровича было две жены – актриса Инна Макарова и актриса Ирина Скобцева. В обоих браках были рождены дети, которые тоже стали артистами. А потом и их дети.

От первого брака с актрисой театра и кино Инны Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Сын Алены Константин Крюков и дочь Натальи Мария Бурляева – пока? – самые молодые члены большой актёрской династии.

Актерская династия Боярских

‎Одна из самых старейших актерских династий России. Ее основателем был священник, многочисленные дети которого при советской власти выбрали иное служение – другой храм. Почти все они, так или иначе, имели отношение к театральному искусству Петербурга. Самые известные из большой, разветвленной семьи артисты это: Сергей Боярский, Николай Боярский, Михаил Боярский, его жена Лариса Лупиан и их дочь Елизавета Боярская.

Династия Ефремовы‎х

Основатель династии – человек-эпоха: и актер Олег Ефремов. У его детей Анастасии (от гражданского брака с актрисой Ириной Мазурук) и Михаила (от брака с актрисой Аллой Покровской), имеющих самое непосредственное отношение к театру и кино, уже свои взрослые дети Ольга Ефремова и Никита Ефремов, которые также продолжают нести тяжелый крест , ежедневно доказывая свою состоятельность и уникальность рода.

Клан Михалковых-Кончаловских

Основатели: художник Петр Кончаловский, его дочь – литератор Наталья Кончаловская и ее муж - поэт Сергей Михалков. Их дети: кино- и театральный режиссер Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и актер Никита Михалков. Их дети от разных браков давно состоялись в искусстве: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.

Актерская династия Ургантов

Основатели династии: актеры Лев ‎Милиндер и Нина Ургант. Их сын Андрей - известный петербургский актер и шоумен в браке с актрисой Валерией Киселевой родил сына, ныне известного телеведущего Ивана Урганта.

Династия Янковских

Основатели: братья Ростислав и Олег Янковские. Первым на актерскую стезю вступил старший брат Ростислав – кино- и театральный артист, большую часть жизни проживший в Белоруссии и служивший в Минском драматическом театре. Его сыновья Игорь и Владимир тоже стали артистами, но впоследствии ушли из профессии. Младший брат Олег стал основателем московской ветви актерской династии: в браке с актрисой Людмилой Зориной у него родился сын Филипп. Ныне у уже известного кинорежиссера и актера Филиппа Янковского и его жены актрисы Оксаны Фандеры первые шаги в актерской профессии делает их старший сын Иван.

Актер Ростислав Иванович Янковский всю жизнь находился в тени своего брата, знаменитого актера Олега. Но он и сам был выдающимся человеком, его фильмография насчитывает более 50 картин, он сыграл множество ярчайших ролей в театре. Янковский прожил долгую и интересную жизнь, наполненную творчеством, любовью и успехами.

Детство и семья

5 февраля 1930 года в семье потомственного дворянина появился первенец - Янковский Ростислав Иванович. Отец мальчика принадлежал к белорусско-польскому роду, его имя Ян в Красной армии было переделано на русский манер в Ивана. До революции Ян Янковский был штабс-капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, после переворота служил в рядах Красной армии, довелось ему воевать под началом Тухачевского. Но эти факты биографии не помогли избежать ему репрессий, начавшихся в 30-х годах. Семья Янковских некоторое время была вынуждена переезжать, пока не осталась в Рыбинске, здесь отец строил водохранилище. В этом городе проживало огромное количество ссыльных: актеров, ученых, литераторов. В эту среду органично вписалась семья с дворянскими корнями. Детство Ростислава проходило в замечательной атмосфере, несмотря на бытовые трудности, в Рыбинске постоянно ставились самодеятельные спектакли, читались стихи, обсуждались книги. В этой обстановке мальчик рос развитым и творческим. Во время Второй мировой войны семья отправилась в Казахстан, затем в Таджикистан, где отец работал на стройках крупных промышленных объектов. За несколько лет семья объехала почти все союзные республики. Во время войны в семье появилось еще два мальчика - Николай и Олег. В 50-х годах Янковские перебрались в Саратов, где отец семейства умер, и заботы о мальчиках легли на плечи старшего брата Ростислава и его матери, которая обучилась бухгалтерии.

В школе Янковскому учиться не очень нравилось, он рос немного замкнутым, очень много читал, размышлял, занимался боксом, даже побеждал в соревнованиях. В подростковом возрасте стал активным участником школьной самодеятельности. Родители поддерживали увлечение сына театром, но трудные времена и необходимость зарабатывать деньги не позволили Ростиславу пойти учиться дальше.

Начало взрослой жизни

После школы, которую Янковский Ростислав Иванович окончил без блеска, юноша начал работать диспетчером автобазы в Ленинабаде. В 19 лет он уже обзавелся собственной семьей и не видел для себя никаких перспектив в жизни. Времени и желания учиться не было, и по-прежнему главной отдушиной в его жизни была самодеятельность. Он вообще никогда не рассматривал всерьез возможность стать актером. Семья, хоть и любила музыку и театр, никогда не была близка к театральной деятельности. Однако родители братьев Янковских всегда и во всех начинаниях поддерживали своих детей, поэтому Ростиславу не мешали идти своим путем, а помогали советами и подбадривали.

Путь на сцену

Янковский занимался в драмкружке при Дворце культуры, там его и увидел руководитель местного драматического театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий. Янковский Ростислав, биография которого меняла свое направление, покорил его талантом и непосредственностью, и он сразу предложил ему поработать в театре. Но Ростислав начал отказываться, ссылаясь на отсутствие образования и опыта, Лиховецкий оказался настойчив. Янковский начал работать в театре, а параллельно учился в актерской студии. Этот опыт оказался для него пропуском в новую, настоящую жизнь. В это время он играл в таких спектаклях, как «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М. Горького. В 1957 году Янковский Ростислав Иванович, биография которого теперь уже навсегда связана с актерской профессией, переезжает в Минск вместе с семьей. Там он поступает на службу в труппу Русского драматического театра им. М. Горького. Этот театр стал судьбой Ростислава Янковского, в нем он проработал до конца своих дней.

Образование

Ростислав Иванович Янковский всю жизнь переживал о том, что не получил столичного театрального образования. Но обучения в театральной студии в Ленинабаде, природного таланта и домашнего образования оказалось достаточно, чтобы театр приобрел мощного, зрелого актера.

Работа в театре

Начав работать в Минске, Янковский практически сразу стал местной звездой. Ему удалось переиграть лучший репертуар в театре, сначала режиссеры видели его только в амплуа героя-любовника, но постепенно он доказал всем, что может играть и характерные роли. Расцвет его творчества в театре приходится на 70-80-е годы. В это время он востребован и в кино, и в театре. С гастролями Минского драматического он объехал все уголки СССР, посещал братские государства. Всюду ему сопутствовал невероятный успех. Природный аристократизм, статная фигура, бесконечное обаяние и огромный талант стали причиной такого стабильного, многолетнего успеха.

Актер всегда говорил, что он счастливый человек, и это, видимо, действительно было так, и доказательство тому - его биография и роли. Ростислав Иванович Янковский прослужил в одном театре почти 60 лет (не хватило года до такого знаменательного юбилея). Его неоднократно пытались переманить в другие театры. Однажды во время гастролей в Ленинграде он получил сразу три приглашения: одно от знаменитого Игоря Владимирова, второе - от Табашникова, главного режиссера питерского театра Ленинского комсомола, третье - от из Малого театра в Москве. Но Янковский остался верным своему родному театру и ни разу не пожалел об этом. Верность и порядочность - это вообще две главных черты Ростислава Ивановича. Однако в качестве приглашенного актера Янковский нередко играл во многих театрах России.

Кинокарьера

В 1957 году состоялся дебют актера в кино, его пригласили для съемок в приключенческой ленте на историко-революционную тему «Красные листья» на киностудии «Беларусьфильм». Молодой актер попал тогда в ансамбль к уже известным и опытным актерам, но это испытание он выдержал с честью, и приглашения стали поступать достаточно регулярно. Режиссеры ценили Янковского за то, что он не просто исполнял роль, а буквально жил на экране. Он любил сниматься и редко отказывался даже от небольших ролей. Ростислав Иванович Янковский, фильмография которого насчитывает более 50 лент, перестал сниматься в 2008 году. Ему перестали предлагать хотя бы относительно достойные роли, а в халтуре работать Янковский не желал, не хотел позорить фамилию.

Лучшие роли Ростислава Янковского в театре

Всего актер сыграл около 160 разноплановых ролей в театре, в его репертуаре были классика, мелодрамы, комедии, трагедии, пьесы отечественных и зарубежных авторов. Такое разнообразие доказывает, что он ему по плечу была любая роль, к счастью, он не стал заложником одного амплуа и смог полностью реализоваться в любимой профессии. На вопрос: «Каковы ваши лучшие роли в театре?» Ростислав Иванович Янковский всегда отвечал: «Они еще впереди». Действительно, выбрать лучшие трудно - уж слишком их много. К несомненным удачам актера относят спектакли: «Дети Солнца», «Баня», «Гнездо глухаря», «Варшавская мелодия», «Доходное место», «Мнимый больной», «Горе от ума». Впрочем, у Янковского не было проходных ролей и каждая его работа - это большое достижение мастера.

Лучшие фильмы

Янковский Ростислав Иванович много и успешно работал в кино. На его счету достаточно хороших работ, хотя с ролями ему не очень везло. Кинематограф не смог предложить ему какую-то звездную, большую работу, которая бы вывела его в эшелон звезд. К его лучшим работам киноведы относят такие ленты, как: «Служили два товарища» (реж. это редкий случай, когда в одной ленте встретились братья Янковские, «Сказка о звездном мальчике» (реж. Л. Нечаев), «Битва за Москву» (реж. Ю. Озеров), «Море в огне» (реж. Л. Сааков), «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович), «Вся королевская рать» (реж. Н. Ардашников, А. Гуткович), «Статский советник» (реж. Филипп Янковский) - еще один редчайший случай, когда на площадке работали вместе дядя и племянник.

Награды и звания

Ростислав Иванович Янковский, награды которого довольно многочисленны, всегда стеснялся, когда ему вручали очередной знак уважения и высокой оценки его заслуг. Он был очень скромным человеком, может быть, поэтому перечень его наград не так уж и велик. Он был заслуженным и народным артистом Беларуси, народным артистом СССР, имел ордена: «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, два ордена «За заслуги перед Отечеством» (Беларусь), несколько медалей и премий, в том числе от правительства Беларуси. Наиболее значимыми наградами сам Янковский Ростислав, биография которого была богата почестями, считал театральную премию «Золотая маска» - за выдающийся вклад в искусство, премию «Человек года» (1997 года), премию фестиваля «Листапад».

Личная жизнь и семья

Янковский Ростислав Иванович, творчество для которого считалось самым важным, был очень счастливым в семейной жизни. Свою жену Нину Чеишвили он встретил еще в 19 лет. Это была очень сильная любовь, которую пара смогла пронести через всю жизнь. Жена стала для Янковского близким другом, поддержкой и лучшей женщиной на свете. В своих интервью актер неизменно подчеркивал, что они с женой очень любят друг друга. У пары родились два сына: Игорь и Владимир. стал актером, он окончил училище им. Б. Щукина, работал в театре На Малой Бронной, много снимался в кино, в рекламе. Он женился на немке, которая родила двоих внуков Янковского. Владимир тоже пошел в искусство, работает клипмейкером, у него также растет сын Иван, о котором дедушка говорил, что он, вероятно, сможет продолжить династию.

Красавцу Янковскому часто приписывали романы, особенно с партнершами по сцене, но он говорил, что не способен предать жену. Нина, с которой он прожил более 65 лет, всю жизнь проработала учителем географии, все тяготы быта всегда лежали на ее плечах, но она была счастлива, что рядом с ней любимый муж и ее «мальчишки».

Актерская династия

Янковский Ростислав Иванович невольно стал основателем творческой династии. До него никто отношения к искусству не имел. Но, глядя на старшего брата, к сцене потянулись и младшие. Олег стал знаменитейшим актером, Николай был заместителем директора кукольного театра в Саратове. Братья всю жизнь были очень близки, они обязательно собирались на каждое Рождество вместе, всю жизнь оказывали друг другу поддержку. Никаких соревнований или зависти в их семье не было и в помине, каждый искренне радовался за успехи других.

Следующее поколение Янковских также продолжило традицию творческой жизни. Сын Олега - Филипп, стал режиссером, сыграл несколько ролей в кино, женился так же, как и отец, на актрисе. И их дети пошли по стопам предков: Иван стал актером, он сыграл несколько ролей в кино, учится в РАТИ, дочь Елизавета - студентка московской киношколы. Дочери Николая тоже пошли в искусство, Ольга - музыкант, Наталья - балерина, хореограф.

Янковский Ростислав Иванович, биография которого полна интересных событий и фактов, всегда существовал немного в тени знаменитого, младшего брата. Но, будучи старшим из трех братьев, он прожил самую долгую жизнь, пережив Николая на год, Олега - на 7 лет.

Ростислав Янковский был одним из создателей и бессменным президентом кинофестиваля «Листапад» в Минске.

Актер прожил с женой более 60 лет, он говорил, что Янковские женятся один раз и на всю жизнь и, действительно, все три брата имели лишь по одному браку.

Виктор Порфирьевич Петров (1907-2000) – профессор географии, исследователь истории Русской Америки, писатель и общественный деятель, – родился и вырос в Харбине. В 1930-1940-х годах жил в Шанхае, где занимался репортёрской работой. Тогда и состоялось его знакомство с семьей Янковских, о трех поколениях которых он рассказывает в этом очерке, иллюстрированном архивными фотографиями. Янковские – пионеры освоения русского Приморья, успешные предприниматели-создатели первого крупного предприятия в регионе (оленеводство и коневодство), а также знаменитые охотники, энтомологи, орнитологи, покровители науки и искусств, писатели. После бегства в 1922 г. в Корею семья начала все заново и за короткий срок создала в окрестностях Вонсана новое большое оленеводческое предприятие, имение и курорт, что было важным событием не только для русской общины Кореи и Восточного Китая, но и для деловой жизни Кореи.

Администрация сайта (РАУК) благодарит Кирилла Сергеевича Чиркина (Хэйворд, Калифорния) за предоставление ей этого текста.

ДИНАСТИЯ ЯНКОВСКИХ

  1. Приморье

Кто на Дальнем Востоке не знал фамилии Янковский? Если не из­вестна вся история семьи Янковских, то, конечно, были известны мно­гочисленные предприятия этих пионеров Приморья: оленеводческие хо­зяйства, конные заводы, плантации жень-шеня, рыбные промыслы - вот результаты многогранной деятельности этих удивительных людей, которых, может быть, можно сравнить с пионерами Дикого Запада Америки, сумевших своей энергией, предприимчивостью и смелостью создать теперешний благодатный край - Калифорнию и другие штаты Запада.

Вероятно, сравнение пионеров Янковских с американскими пионерами-ковбоями – только поверхностное. Как те, так и другие оживили край, населили, создали предприятия - все это без чьей-либо помощи, без правительственных субсидий, только своими средствами, своими мозолистыми руками, а главное - неусыпной верой и энергией.

На этом, однако, сравнение заканчивается. В то время, как амери­канские пионеры занимали свой Запад главным образом грубой силой, жестокостью по отношению к местному индейскому населению, Янков­ские, поселившиеся на полуострове, в районе только что основанного Владивостока, создали первое крупное хозяйство в Приморье мирным трудом и смекалкой.

Американские ковбои в кабаках развлекались стрельбой не только по зеркалам, люстрам и бутылкам на полках баров, устраивали дуэли на улицах: кто быстрее выхватит револьвер из кобуры и выстрелит в противника первым. Пионеры Янковские тоже владели оружием, но стреляли не в людей, а в диких зверей: тигров и диких кабанов, изоби­ловавших в то время в Приморье. Если и приходилось иногда стрелять в людей, то только для самозащиты от нападавших ’’лесных рыца­рей” – хунхузов.

Но начнем сначала. Основатель дальневосточной семьи Михаил Ива­нович Янковский попал в Восточную Сибирь и затем на Дальний Восток совсем не по своему желанию или выбору. Польский националист, он, после подавления восстания 1863 года, был сослан в Восточную Сибирь.

После отбытия срока на каторге и ссылке на Олекме, на Ленских зо­лотых приисках, М. И. Янковский в 1874 году переселился ”на воль­ное поселение” в Приморье. Там первые пять лет жизни в краю он про­вел на острове Аскольд, где занимал должность управляющего золоты­ми приисками. Проживая на острове Аскольд, он все время совершал поездки по побережью океана, выискивая идеальное место для того, чтобы поселиться там. Поиски его оказались успешными, и он нашел для себя то, что он долго искал: уединенный, пустынный полуостров в

Амурском заливе, недалеко от Владивостока. На этом полуострове он основал свое имение, ставшее со временем знаменитым. Этот полуост­ров до сих пор носит его имя - полуостров Янковского.

Здесь, на полуострове размером в 8 тысяч десятин, М. И. Янковский, путем долголетних опытов, вывел замечательную дальневосточную по­роду лошадей, которой стали пользоваться не только крестьяне, но и военное ведомство, приобретавшее этих коней для нужд кавалерии и конной артиллерии. Нужно отметить, что его достижения в коннозавод­стве получили широкое одобрение. Выведенные на его заводе кони за­воевали многочисленные призы на бегах и скачках, получили медали на сельскохозяйственных выставках.

М. И. Янковский получил широкую известность и как крупный уче­ный – орнитолог и энтомолог, открывший много новых, до этого не­известных, видов птиц и насекомых. Он нашел около ста видов новых для науки дневных и ночных бабочек, из которых нескольким было присвоено его имя. Одним из его замечательных открытий было описа­ние им совершенно нового вида весьма редкой птички – овсянки, жи­вущей на юге Приморья. Через сто лет, уже в советское время, в 1981 году, в Советском Союзе была выпущена специальная почтовая марка, стоимостью в 15 копеек, названная ’’Овсянкой Янковского”.

Деятельность М. И. Янковского была чрезвычайно многогранной. Кроме любимого им коннозаводства, он много времени и труда поло­жил на защиту приморского пятнистого оленя, стараясь защитить жи­вотное от хищнической охоты на него браконьеров, старающихся до­быть ценные панты. М. И. Янковскому удалось увеличить поголовье пятнистого оленя. Нужно отметить, что этот олень славился, да и теперь славится своими пантами, неокостеневшими рогами, содержащими цен­ное лекарственное вещество, носящее название ’’пантокрин”. Дело, на­чатое им, в настоящее время продолжается советскими учеными на Дальнем Востоке. Там сейчас вырабатывают в больших количествах препарат ’’пантокрин”.

Мало того, М. И. Янковский занялся разведением знаменитого кор­ня женьшеня. Им была создана первая в России плантация этого, как тогда называли, корня жизни, весьма популярного в восточной меди­цине.

И это не все. М. И. Янковский занимался также археологическими раскопками, результаты которых публиковались в ’’Известиях” Рус­ского географического общества. Особенно большое внимание при­влекла его работа: ’’Кухонные остатки человека каменного века”. За другую работу - ’’Остров Аскольд” - он получил серебряную медаль Русского географического общества.

Самое замечательное в деятельности этого пионера Приморского края то, что он создал большое дело, добился крупных достижений в науке без какой-либо субсидии со стороны правительственных орга­нов или научных обществ. Его деятельность протекала в весьма труд­ных, если не сказать опасных, условиях, когда ему приходилось иметь дело не только с дикими животными еще девственного края, но и с уг­розой постоянных нападений людей-хищников, хунхузов.

Дело, начатое им, в годы революции оказалось разгромленным. С те­чением времени, однако, его исследования и практическая работа полу­чили признание в Советском Союзе, дело, заложенное им, явилось ба­зой для теперешнего советского хозяйства: оленеводства и производ­ства пантокрина. Там, в бывшем имении Янковского, на полуострове, названном его именем, теперь продолжает дело Янковского крупный приморский совхоз ’’Амурский”.

Будучи еще на острове Аскольд, в первые годы жизни в Приморье, Михаил Иванович Янковский женился на сибирячке, жительнице Ир­кутска, Ольге Лукиничне Кузнецовой.

Дело, начатое М. И. Янковским, продолжал его сын Юрий Михайло­вич, прославившийся в Приморье, а позже и в Корее, как замечатель­ный охотник на тигра и дикого кабана. Основанное отцом оленеводчес­кое дело – разведение пятнистого оленя – продолжало процветать и превратилось в самое большое в мире,

В таежной глуши, на полуострове Янковского, семья Янковских жи­ла поразительной жизнью интеллигентных людей, интересующихся лите­ратурой, музыкой, изобразительным искусством. Для детей были наня­ты учителя, готовившие их по программам гимназий. Экзамены они сдавали экстерном во владивостокских гимназиях.

В имении устраивались вечера и балы, ставились пьесы. Там вечерами одевались, дамы и мужчины, в туалеты прошлых веков. Там танцевали па-де-катр, па-д’эспань, миньон, шаконь и другие салонные танцы на­всегда ушедшего мира.

Свое повествование я пишу по тем отрывочным сведениям, которые мне посчастливилось позаимствовать из писем ныне здравствующей внучки М. И. Янковского, дальневосточной поэтессы Виктории Юрьев­ны Янковской.

Указанные выше спектакли в имении на острове Янковского стави­ла мать Виктории, жена Юрия Михайловича. В молодости она училась в Москве, где жила в доме своей тетки А. Сабашниковой, сестра которой, Екатерина Алексеевна Андреева, была первой женой Бальмонта. С ли­тературным миром тогдашней России семья была связана также через кузину матери, Маргариту Васильевну Сабашникову - первую жену Максимилиана Волошина. Другая кузина матери, Екатерина Карнако- ва-Битнер, была артисткой МХАТа и любимой ученицей Станиславско­го. Ее пасынок – Юлий Бриннер – один из знаменитейших американ­ских актеров.

Наконец на территории Приморья появляется третье поколение - дети Юрия Янковского: две дочери – Муза и Виктория и три сына: Ва­лерий, Арсений и Юрий. Жизнь на природе, в тайге, сделала их искус­ными охотниками, не боявшимися ходить на кабана и тигра. Отец, Юрий Михайлович, его сыновья и дочь Виктория известны были на Дальнем Востоке как опытные следопыты.

Здесь нужно вернуться к тем ’’окаянным годам”, о которых пишет Бунин. Налетел шквал революции и гражданской войны. Даже после окончания гражданской войны на Юге России Приморье еще держалось: национальная русская, белая власть просуществовала там до октября 1922 года. С приходом красных произошел разгром всего того, что бы­ло накоплено тремя поколениями Янковских, создавших благополучие края.

Оставаться в имении ’’Сидеми” было уже нельзя. Началась эвакуа­ция. Семья Янковских решила покинуть родное имение, бросить почти все свое имущество и, пока не поздно, перебраться в Корею. После ее отъезда в заповеднике осталось три тысячи пятнистых оленей.

В последние дни, перед самым приходом красных, Ю. М. Янковский посадил жену, детей и остальных родственников на собственный паро­ход, и они поплыли в корейский порт Сейсин. Взяли с собой служащих имения – всего выехало 68 человек. Пароход тянул на буксире не­сколько огромных барж, на которые были погружены лошади, коровы и автомобиль.

  1. Корея

С октября 1922 года началась для семьи Янковских новая жизнь в изгнании, в Корее. Здесь Юрий Михайлович сам, ’’голыми руками”, как писала его дочь Виктория, создал новое громадное предприятие, имение и курорт. Семья вновь начала жить нормальной жизнью, продолжавшей­ся 23 года, вплоть до прихода красных в 1945 году, когда семья ’’осно­вателей” Приморья была окончательно разгромлена.

Ю. М. Янковский труда не боялся. В молодости побывал он в Амери­ке, был ковбоем в Техасе. Некоторое время жил в Калифорнии, откуда вывез чистокровных лошадей для своего конного завода.

Оказавшись в Корее, он энергично взялся за создание своего нового гнезда. Семья вначале жила в палатках или в скалах под навесами. Эти первые невзгоды были не страшны. Может быть, сказалась многолет­няя охотничья тренировка. Им приходилось во время охотничьих экс­педиций много дней проводить в тайге, и не только летом, но и зимой.

С годами было приобретено имущество – земельные угодья, вклю­чающие огромную долину с рекой и великолпеный морской пляж. Свои имения в Корее Ю. Янковский превратил в первоклассный курорт, ко­торый включал имения ’’Лукоморье” на берегу Японского моря и ’’Но­вину” – в горах. Неподалеку находился радиоактивный горячий источ­ник, который стал привлекать летом курортников из крупных центров русского дальневосточного зарубежья: Шанхая, Харбина, Тяньцзина, Мукдена, Дайрена, Циндао. Зимой стали наезжать охотники на дикого зверя и птицу. Зверья всякого было вдоволь – тигров, диких кабанов, барсов.

Дело процветало, жизнь семьи улучшалась. И не только в материаль­ном отношении, но и в культурном. Летом в имения Янковских съез­жался цвет литературного и артистического мира. Был создан свой театр, построена церковь. Буквально все известные на Дальнем Востоке актеры, музыканты, писатели, журналисты побывали на ’’Лукоморье” или в ’’Новине” Янковских. Это был волшебный мир, будто перенесен­ный на ковре-самолете из Приморья в Корею. Здесь ставились всевоз­можные спектакли при участии лучших артистов Харбина и Шанхая, ба­лет, шарады. Это был мир литературных вечеров и ’’цехов поэтов”. В то же время это был мир деловой инициативы, предприимчивости, мир не изнеженных комфортом созданий, а энергичных людей, не боящихся тяжелого труда и этим трудом создавших себе комфорт и все блага жизни.

Но опять налетел шквал, обрушился на беженцев из Приморья и раз­рушил созданное на чужой земле семейное гнездо. В 1945 году страну наводнили советские войска, появились чекисты, разные СМЕРШи и прочие атрибуты советского строя. И, как опять пишет Виктория, ’’вдаль уходили долины на десятки верст, извивалась река и змеилась вдаль дорога, по которой все ушли августовским утром 1945 года и ни­когда не вернулись”.

Чекисты забрали людей, никогда не живших под советской властью, никогда не бывших советскими гражданами. Увели главу семьи, Юрия Михайловича, двух его сыновей, Валерия и Юрия, двоюродную сестру. Виктории повезло, может быть, потому, что она в это время жила в Маньчжурии. Последние восемь лет в Маньчжурии Виктория прове­ла в совершенной глуши, в тайге. Одному из братьев, Арсению, уда­лось перебраться через 38-ую параллель в Южную Корею, откуда он по­пал в США.

Виктории, одной из всей семьи оставшейся в Маньчжурии, пришлось много испытать: подвергнуться ’’народному суду” с ’’исповедями”, ’’раскулачиванию” и другим притеснениям. Только в пятидесятых го­дах она связалась с внешним миром. Нашлась ее сестра Муза в Чили и брат Арсений в США. 9 марта 1953 года, в день похорон Сталина, Викто­рия выехала на пароходе из Тяньцзина в Гонконг. Дальнейшие этапы: Индия, Италия и Чили (через Панамский канал). Восемь с половиной лет в Чили и наконец – тихая пристань в США, где она поселилась на Русской реке, в Калифорнии.

Тяжела была судьба родных, увезенных в советские истребительные лагеря. Все они как ’’враги народа” были осуждены на 10 лет лагерей.

Юрий Михайлович не дожил до освобождения, умер в тюрьме в Тюме­ни.

Пока он отбывал тюремное заключение, в Советском Союзе вспом­нили его отца, Михаила Ивановича, орнитолога и энтомолога, которого теперь признали крупным ученым. К сыну, Юрию Михайловичу, приез­жали в тюрьму ученые, чтобы познакомиться с его идеями по оленевод­ству и выращиванию женьшеня. Обещали издать его сочинения по отбы­тии им тюремного срока. Но смерть Юрия Михайловича в тюрьме поме­шала этим планам. Правда, позже вышла книга в двух частях: ”По Дальнему Востоку”, в которой была помещена сноска: ”по трудам из­вестного натуралиста и охотника Ю. М. Янковского”. Еще осталась кни­га: ”Полвека охоты на тигров”, изданная в Харбине в 1944 году - се­рия рассказов из охотничьей жизни Юрия Михайловича и его сыновей.

Отца Юрия Михайловича, Михаила Ивановича Янковского, из поль­ского националиста превратили в польского социалиста, сосланного в Сибирь. Вспомнили, что им было открыто около ста видов птиц и насе­комых. Выпустили в честь М. И. Янковского почтовую марку сто­имостью в 15 копеек и даже решили поставить ему памятник во Влади­востоке. Память отца чествуют, а сына сгноили в тюрьме. Все же имя Янковских осталось в названии полуострова и на почтовой марке.

На Русской реке в Калифорнии до сих пор живет и здравствует пред­ставительница третьего поколения Янковских, талантливая поэтесса Виктория Янковская. В 1978 году вышла в свет новая книжка ее сти­хов ”По странам рассеяния”. К присланному мне экземпляру приложе­на фотография молодой ’’дикарки”, когда-то, давно-давно, жившей в приютившей ее Корее. Глядя на фотографию, так и представляешь ее бесшумно идущей по следам тигра или кабана в корейской глуши, ска­чущей на диком коне, дни и ночи проводящей в тайге с верным винчес­тером. Она и сама знает, что она дикарка!

Пусть косматая я, пусть вихрастая – Стричь таких под гребенку нельзя;

Как поток из-под горного пласта я Пробиваюсь, журча и скользя…

Написанное здесь – только малая часть истории пионеров Янков­ских.

Александрия, Виргиния Февраль 1983 г.

’’Замок” Янковского в Сидеми на полуострове Янковского в Приморье