По традиции мы собрались в Европу на зимние распродажи и, узнав о том, что где-то в Париже сейчас находится авторитетнейший историк моды Александр Васильев, встретились с ним. Он рассказал, как преподносить себя в обществе, когда умрёт гламур и какие носки надевать на бал

На интервью Александр Васильев пришёл не один – его гордо сопровождал чёрный мопс по имени Котик, который с важным видом прослушал весь наш диалог. С мэтром стиля и демиургом моды мы беседовали больше часа. Обаятельный человек в охристом шарфе отвечал на каждый вопрос по нескольку минут, и складывалось впечатление, что сидишь на одной из его лекций. Заказав свой любимый чай Earl Grey, Александр заметил, что не ответит на все сто вопросов, можно даже не пытаться все их ему задавать. Но в конце концов мы получили 117 ответов. И если бы наш герой не спешил на следующее интервью, то уверены, что смогли бы заполнить его ответами целый номер.

Текст: Алексей Зимин

1 Вас называют историком моды. Но это слишком расплывчатое определение...
Я занимаюсь историей моды, это определение абсолютно точное, ничего расплывчатого в нём нет.
2 Расскажите, как проходит ваш день.
Я встаю обычно в семь утра, мой день длится до двух часов ночи. Много времени я провожу в Интернете – отвечаю на письма поклонников и журналистов, рассматриваю всевозможные предложения. Потом гуляю со своим мопсом и еду вести лекции. В Москве бываю пять дней в месяц – за это время читаю одну-две лекции и даю несколько интервью.
3 Где вы читаете лекции?
У меня школы в Риме, Париже, Венеции, Стамбуле и даже в Королевстве Камбоджа. В России я читаю лекции в рамках программы "MBA моды" при философском факультете МГУ.
4 Сколько человек уже прослушало ваш курс?
В Москве – не меньше десяти тысяч человек.
5 Как к вам записаться?
У меня есть сайт vassiliev.com, где всё подробно изложено.
6 Что вы могли бы делать не за деньги?
Недавно во Владивостоке я проводил благотворительный бал в пользу роддомов, на котором мы собрали 3,5 млн. рублей.
7 Чтобы быть модным, обязательно знать историю моды?
Конечно! Иначе вы будете выглядеть как вахлак.
8 А с какого времени ведётся отсчёт моды?
С доисторического, когда люди носили украшения из зубов животных, одевались в шкуры. Тогда не существовало источников информации о моде, но даже в Средние века или эпоху Ренессанса мода очень быстро менялась. Правда, это касалось в основном двора и аристократии.
9 Почему вы живёте за границей?
У меня несколько домов в Европе. Я живу во Франции с 1982 года, моя коллекция антикварной одежды находится там. Но в России я тоже провожу немало времени, бываю во Владивостоке, Мурманске, Самаре, Новосибирске.
10 Как относятся к отечественным модельерам на Западе?
Там никто не догадывается, что они вообще существуют.
11 А нашу страну там как воспринимают?
Дикой, что, собственно, правда. Страной преступности, где каждый день убивают какого-нибудь журналиста. Наша страна – это абсолютный вестерн , где процветают безнравственность, коррупция и беззаконие. Какой уж тут русский стиль ?!
12 А что такое русский стиль?
На этот вопрос трудно ответить. Мы слушаем иностранную музыку, носим импортные вещи, ездим только на иномарках, потому что свои машины сделать не смогли, разговариваем по телефонам иностранных фирм, потому что за 90 лет после революции не сумели собрать ни одной трубки. За что бы мы ни брались, у нас выходит танк.
13 Вы не считаете себя патриотом?
Дело не в этом. Россия не сохранила свой лик. Нет даже такого понятия, как русская кухня, ведь мы ничего не выращиваем – все продукты покупаем в супермаркете, в который ту же морковь привозят из Израиля. И если крохотный по сравнению с Россией Израиль кормит нашу громадную страну морковкой, это говорит лишь о том, что мы форменные идиоты, которые не смогли построить теплицы. У нас нет места для них или что?
14 Наша страна выглядит немодно по сравнению с Европой?
Ой, наши люди выглядят супермодно! Это европейцы не следят за модой, потому что следовать ей немодно.
15 Какого человека можно назвать модным?
В русском представлении человек является модным, если он скупил последние изделия разных марок, имеет много одежды, ездит на дорогие курорты. Но мода и стиль – это разные вещи. Можно быть стильным и не потратить на это ни копейки. Правда, это уже не о русских.
16 Но самые модные люди живут в России?
Именно! 27% мирового экспорта класса люкс идёт в нашу страну. 27% – в Арабские Эмираты, 20% – в Китай, 15% – в США, 10% – в Японию и только 5% остаётся в Европе, где знают, что есть заморские дураки, которым можно продавать шмотки по любым ценам.
17 А сами европейцы выглядят лучше?
Они выглядят прекрасно. Просто там никто не будет бегать с сумками Hermes или Louis Vuitton, потому что это безумно дорого, непрактично и злит клошаров на улице. У нас же все эти лейблы – знак власти, денег и статуса.
18 Незазорно покупать вещи на распродажах?
Конечно! На блошином рынке в Париже я вижу Катрин Денёв, Йоджи Ямамото, сестёр Фенди, которые роются в старых вещах. Поверьте, у них намного больше денег и вкуса, чем у этих рублёвских снобок. Но они же не идиоты ходить в магазин за новыми вещами – вещь должна быть немного старая, с историей.
19 Бабушкина камея – писк моды?
Ещё бы! Ведь приятно сказать, что эта брошь осталась вам от прабабушки, а в этих перчатках ваша мама ходила в театр. Но наши "элегантки" не могут этим похвалиться, так как зачастую их бабушки были учётчицами в колхозе.
20 Парижский рынок и Черкизовский всё-таки трудно сравнивать.
Почему же? Туда привозят те же турецкие вещи. Армани, например, отшивает свои вещи в двух местах – в Литве и Белоруссии.
21 Правда, что Армани начал создавать одежду чуть ли не в сорок лет?
Да. Кристиан Диор родился в 1905 году. А открыл свой дом моды в 1947-м в возрасте 42 лет.
22 Когда красота уже наконец спасёт мир?
Она спасает его ежеминутно благодаря моим книгам, передачам, лекциям. Я в одиночку сделал Россию гораздо лучше, уютнее и прекраснее.
23 Вы можете определить, на какую сумму одет человек?
Нет, это меня никогда не интересовало.
24 Вы ходите по магазинам в Москве?
Недавно был в ЦУМе. Посмотрел цены на мужскую обувь. Меньше чем за 23 тыс. рублей я не нашёл пары ботинок. А средняя цена была в пределах 40 тыс. Я был поражён. Таких цен нет на Западе, иначе мы бы ходили босиком! А как может пальто стоить около 200 тыс. рублей?!
25 Как отличить подделку от настоящей вещи?
Я далёк от мира брендов, но в своё время покупал много подделок.
26 У вас есть любимый бренд?
Да, чай Earl Grey, который я пью каждый день. Я не пью кофе.
27 Любимая марка одежды?
Я предпочитаю вещи дома Hermes, потому что они носятся долго.
28 Какая марка стоит неоправданно дорого и при этом выглядит непривлекательно?
Cavalli. Это пример самого плохого вкуса. Дальше падать некуда. (Задумался.) А потом Versace.
29 Сколько у вас шейных платков?
Больше ста, но я никогда не считал. Мне много их дарят. Если не попадают в цвет, я их передариваю.
30 Платки каких марок вы предпочитаете?
Из европейских – Hermes, Paul Smith, Lanvin. А так я больше люблю экзотику – камбоджийские, узбекские, индийские.
31 Почему вы сегодня оделись именно так (тёмная шерстяная кофта, тонкий коричневый шарф, синие джинсы)?
Вышел так погулять с собачкой. К вам на встречу я не наряжался.
32 Какой аксессуар должен быть у каждого мужчины?
Слово "должен" необходимо исключить из лексикона любого модника. Как только начинается долг – заканчивается мода. Это понятие осталось у нас от тоталитарного коммунистического режима. У нас нет никаких долгов, мы все разные. Есть мужчины-футболисты, а есть актёры; есть банкиры, а есть шахтёры. Их объединяет только форма полового органа. Но по сути они все разные, поймите.
33 Переформулируем: на что следует обращать внимание мужчине?
Прежде всего должно быть чистое нижнее бельё: никто не знает, когда и где вам придётся раздеться. И ещё всегда нужно следить за ногтями и зубами. Носки чтоб не дырявыми были.
34 Это главная проблема, когда приходишь к кому-то в гости?
Главная проблема в том, что в России почему-то принято в гостях, как в мечети, разуваться. Особенно для женщин это ужасно: пришла она, понимаете, к вам на каблуках, и вдруг её приземляют и дают какие-то жёваные тапки из турецкого отеля. Это мусульманство надо искоренять. Нужно решить, что вы цените больше – полы или гостей.
35 А правда, что чёрные носки – это для пролетариата?
Если вы в чёрной обуви, то к ней не очень идут белые носки – вот это пролетариат. А к бальным или вечерним туфлям вы не можете надеть носки никакого другого цвета. Они должны быть высокими и шелковыми.
36 Белые носки разрешены только для занятий спортом?
Теннисные белые носки только для спортзала. Не хотите носить чёрные – подберите под цвет платка в пиджаке, галстука или цвета ваших глаз.
37 Туфли лакированные или матовой кожи?
Смотря куда. На бал – только в лакированных.
38 Назовите три самых модных места в мире.
Париж, Милан и Лондон. Потом я вам дам адреса увеселительных заведений.
39 Вы ходите в клубы?
Нет. Берегу своё здоровье. Во-первых, я не курю, во-вторых, не пью. В-третьих, мне не требуется танцевать и не нужно ни с кем заводить знакомства – я уже со всеми, с кем нужно, подружился. К тому же клубные отношения лучше не выносить в реальную жизнь, так как многие девушки хороши только при приглушённом освещении.
40 Финансовый кризис ударил по миру моды?
Очень. Это пока не ощущается в коллекциях, но скоро всё станет очевидно.
41 Какой литературный герой стал для вас эталоном моды и стиля?
Евгений Онегин – это настоящий денди.
42 А кого из мира людей можете отметить?
(Задумался.) Принц Чарльз, конечно.
43 Кто из наших политиков выглядит нестильно?
Я не хочу ни с кем поссориться, поэтому этот вопрос лучше опустить.
44 Что будет в тренде этой весной?
Гламур выйдет из моды. Вместе с ним – блондинки, стразы, каблуки, золото, серебро.
45 Почему мода возвращается?
Мы с вами живём в эпоху декаданса и дурного стиля. А предыдущие эпохи были интереснее, и нам остаётся только им подражать. Мода возвращается раз в 25 лет. До кризиса была тенденция к моде 80-х. А сейчас, думаю, одежда будет более закрытой. Порношик отойдёт.
46 Как понять, обладает ли человек вкусом?
В первую очередь это слышно в речи. Когда мне говорят, что сами "с Москвы", живя там всего пару лет, это свидетельствует, что у людей нет никакого вкуса.
47 В каком возрасте закладывается чувство стиля, вкус?
Он передаётся по наследству, как и слух.
48 Почему среди модельеров так много геев?
Эстетика XX века придумана геями. Среди творческой элиты 95% мужчин с нетрадиционной ориентацией. Гетеросексуальный мужчина способен женщину раздеть, а гомосексуальный – одеть!
49 Говорят, чем дороже вещь, тем она лучше. Это так?
Есть масса дураков, которые трёхгрошовую вещь готовы купить втридорога.
50 Как вы относитесь к узким галстукам?
Это было модно в 20-е и 80-е годы. Галстук – это же фаллический символ, их носят, чтобы у женщин рождалась мысль, будто габариты галстука соответствуют габаритам мужского достоинства. Как правило, это обман. Так же, как с машинами, – обычно недееспособные мужчины ездят на огромных джипах.
51 Какая у вас машина?
Маленький серенький автомобиль Renault.
52 Вы ездите за рулём?
Это не барское дело. Для этого есть извозчики и шофёры.
53 Вы метросексуал?
Нет, метросексуал должен быть стройным, ходить в спортклуб, куда я не заглядываю. Скорее, я бонвиван.
54 На сколько сантиметров должен...
...это секрет! Но если хотите, я вам потом вышлю по почте информацию. Или вы о чём?
55 О рукаве рубашки, выглядывающем из-под рукава пиджака.
Зависит от эпохи, но два сантиметра – нормально.
56 Какой цвет никогда не должен присутствовать в одежде?
Таких цветов нет. Только нужно следить, чтобы они тебе шли.
57 Самое убийственное сочетание в одежде?
Спорт и классика. Не нужно надевать кроссовки под пиджак и брюки. И не стоит приходить в мастёрке с тремя полосками на совещание в Думе. Это для мытья автомобиля.
58 В чём вы никогда себе не откажете?
В моём любимом чае.
59 Золото или серебро?
Я ношу и то и другое. Но в городе предпочтительнее серебро, а на курорте в сочетании с загорелой кожей золото очень неплохо смотрится. Не люблю бриллианты в золоте – это вульгарно, на мой взгляд.
60 Можете оценить своей коллекции антикварной одежды?
Её оценили страховщики. Это несколько миллионов евро.
61 Давно её собираете?
Около тридцати лет.
62 Сколько вы тратите на одежду в месяц?
По нескольку тысяч евро – главным образом на коллекционную одежду для своего музея. А одежду для себя в основном ношу дареную, ведь у меня много друзей-модельеров, которые шьют для меня вещи по моей фигурке.
63 С кем из модельеров вы тесно общаетесь?
С Бартеневым, Симачёвым, Ахмадуллиной...
64 Вы критик моды. А сами прислушиваетесь к критике?
Я её обожаю! Но хотел бы, чтобы критика была внятной. С удовольствием слушаю конструктивные замечания, касающиеся моих лекций, выступлений или книг.
65 Когда выйдет ваша новая книга?
Моя новая книга "Русский Голливуд" выйдет как минимум через полтора года.
66 На чём вы заработали первые деньги?
Я читал лекции в школе моды. А потом начал оформлять спектакли, которые шли во многих странах мира.
67 У какого мероприятия выше уровень – у Russian Fashion Week или у Moscow Fashion Week?
Да никакой разницы. И там и там участвуют талантливые дизайнеры.
68 Вы посещаете эти показы?
Нет, у меня не хватает на это времени. Там нужно потерять час в ожидании начала действа, которое не всегда гениально.
69 Кто безусловные лидеры на рынке обуви, одежды, аксессуаров?
Я не заморачиваюсь на этом.
70 Шёлк или бархат?
Я ношу шёлк и бархат. Но всё это выйдет из моды. Например, в 70-е годы бархат был страшно популярен, а в 80-е ну никак ни к чему не шёл.
71 Самая сексуальная вещь женского гардероба помимо белья?
Корсет. Он создаёт фигуру, которая не у всех есть. Очерчивая контур талии, приподнимая грудь, он делает женщину более привлекательной – объектом мечты и желания.
72 В чём не имеет права ходить женщина?
Да во всём они могут ходить! Зависит только от возраста, габаритов, рода деятельности. Следует избегать бесформенной одежды, но это не табу.
73 На что в первую очередь женщине следует обращать внимание?
Она должна больше следить за телом, нежели за одеждой. И в первую очередь она должна быть другом мужчины, а не куском говорящего мяса.
74 Что делает наших девушек вульгарными?
Ну, ещё украинки в этом жанре. У наших женщин нет шарма и загадки – только бьющий в точку секс, и всё.
75 А что можете сказать о молодых людях?
А парни, как правило, не следят за собой. Большая часть мужчин у нас – братки. Немножко пивка, немножко футбола...
76 Джинсы или брюки?
Я сегодня в джинсах, но я не могу часто в них появляться, так как от меня ждут чего-то изысканного.
77 Воротник-стойка или обычный?
Зависит от длины и пропорций шеи.
78 В каких случаях футболка под сорочкой имеет право на жизнь?
Если холодно – да. Но не нужно, чтобы она выглядывала из-под рубашки и была не в цвет. Не стоит носить голубую футболку под полосатой рубашкой.
79 Какую вещь вы никогда не наденете?
Я не очень люблю спортивные костюмы. В них я выгляжу каким-то карапузом.
80 Мода на что вас особенно раздражает?
В принципе, ни на что. У моды есть начало и конец. Поэтому нужно набраться терпения и дождаться, когда она пройдёт. Мода – это игра, и всегда есть альтернатива.
81 С вами консультировались, когда создавали новую военную форму?
Нет, советовались только с Валентином Юдашкиным. Он прекрасно всё сделал, но всё же он по большей части женский модельер, а в армии служат в основном мужчины.
82 Форму каких структур вы бы реформировали?
Я бы вообще не влезал в это. Форменная одежда не имеет отношения к моде. К тому же она создаётся не на сезон, а на целые десятилетия.
83 Какой фильм вы могли бы смотреть бесконечно?
В основном это картины, снятые до 1975 года. Сколько раз я смотрел "Касабланку", "Завтрак у Тиффани", "Мою прекрасную леди", "Звуки музыки"...
84 Вы создаёте костюмы для кино и театра. В каких постановках можно увидеть образы, придуманные вами?
Сейчас я работаю с МХТ имени Чехова, готовлю премьеру "Метели" по Пушкину. В "Табакерке" работаю над "Женитьбой Фигаро" по Бомарше. А в Национальной опере Анкары делаю декорации и костюмы для "Анны Карениной", как вы догадываетесь, по Толстому.
85 Самая ценная вещь в вашей коллекции?
Я сам.
86 Чем должно пахнуть пахнуть от настоящего мужчины?
Ну, не потом точно. Мне нравятся Tom Ford, Comme des Garcons, Dior. Сейчас очень популярны запахи ириса, сандала. Но нужно подобрать что-то своё, чтобы запах не вызывал рвотный рефлекс у девушки, которая рядом с вами.
87 Вы большой любитель всего старинного. А в нашем мире вам что-нибудь нравится?
Да, например, Интернет. Без него я многое бы не успел в жизни. Мобильный телефон – великолепная вещь! А также самолёты, телевидение, которое никогда не смотрю, но на котором постоянно снимаюсь.
88 Ругаетесь ли вы матом?
Никогда. Я знаю все эти слова, но обхожусь без них.
89 Вспомните самое ужасное зрелище, которое вы видели.
Это новостные программы на ТВ, где рассказывается о человеческом горе, и передачи, где отдельно сообщается о всевозможных происшествиях. Омерзительно.
90 Самые ужасные сооружения в Москве?
Кремлёвский дворец съездов. Новый Арбат – это драма нашего города. И портящий общий пейзаж столицы стеклянный комплекс в районе метро "Международная".
91 Столичная публика изменилась за последние десять лет?
Да, причём сильно. Москва стала магнитом, приехало много людей из других городов. Коренные москвичи растворились среди приезжих.
92 Самое нелепое предложение, поступившее вам от телеканалов?
Например, просят принять участие в конкурсе на лучший костюм разных девичьих групп. Зачем? Я ж в этом ничего не понимаю.
93 Ваш стиль как-то называется?
Не знаю. По-моему, нет.
94 Какой вопрос вам задают чаще всего?
Какая самая дорогая вещь в коллекции, кто я такой, у кого одеваюсь... Это стандартный джентльменский набор.
95 Это о чём говорит?
О том, что, хотя у меня есть свой сайт, меня ещё плохо знают.
96 Чего хотят женщины?
Судя по тому, как вы за собой следите, – вас.
97 Если бы вы были вещью, то какой фирмы?
Я бы не подписывал название.
98 Как расшифровывается FHM?
Не помню. Дешёвый GQ?
99 Какое издание вы могли бы назвать библией моды?
Разве что мои книги.
100 А можно на "ты"?
Можно, мой хороший.

FHM февраль 2009

Вчера полдня просидела в Останкино на съемках программы "Модный приговор".
Нужен мне был один человек на интервью...историк моды Александр Васильев.
И знаете, готовясь к разговору, я пришла в шоковое состояние...
Человек читает лекции по истории моды по всему миру, у него самая большая в мире коллекция антикварных костюмов и он собирается сделать в России музей нарядов, у него обалденного чувство юмора, он около 20 лет работает ведущим телепрограмм, он является сценографом-постановщиком и дизайнером костюмов более чем в 29 театрах мира....и все эти театры...Лисабон, Монте-Карло,...Национальный театр в Лондоне, Шотландский балет в Глазго; Королевский балет Фландрии; Опера Бонна и опера Висбадена, Германия, Национальный балет Лиссабона; Театр Коммунале и Театр балета Тосканы; Фонд барона Тиссена в Лугано, Гуанджоу балет и Балет Гонконга..и т.д.
Сплошь и рядом королевские дворы. Ощущение,что человек родился в другую эпоху!!
И количество его талантов на это не задерживается...
Знаете, мне очень стала интересно его позиция,относительно моды...ибо этот человек реально объективно оценивает стиль и одежду!
И почитав несколько старых его интервью вытащила интересные советы и рассуждения)))
Оказывается, вся наша яркость,вычурность,старание одеть на себя как можно больше бижутерии...это все обусловлено подсознательным инстинктом женщины найти себе партнера в такой слодный период времени, как перевес женское населения, по численности, над мужским)
а еще, его отношение к кризису;)



- Как в кризис выглядеть стильно?

Стильность идет изнутри. Избегайте лишних вещей, линию силуэта соблюдайте. Не надо, чтобы все было в облипку. Как правильно заметила Рената Литвинова, между одеждой и телом должно быть пространство. Сэконд-хэнд - лучший подарок женщинам. Там вы можете найти массу ценного, интересного, даже оригинального и за небольшие деньги. Ну и можете вернуться к швейной машинке. Если вы умеете шить, вязать, вышивать, как это делали многие раньше, это хорошо выручит. Хотя сейчас в России очень много лентяев. Если бы у нас все были трудолюбивые, то наши дома моды не шили бы модели в Китае.

- В общем, те, кто умеет рукодельничать, кризис, наверное, переживут...

А еще те, кто умеет делать консервы, разводить кур, полоть грядки с картошкой. Они еще лучше переживут кризис. Самая ужасная глупость людей - когда думают, что государство им поможет. Никогда. Надейтесь только на себя, а не на доброго дядю и не думайте, что вам свалится на голову мешок с пряниками.

- Вы не боитесь кризиса совсем?

Извлекайте из этого пользу! Солнце все равно светит, весна пришла, цветы распустились. И мы можем даже в эпоху кризиса позволить себе массу недорогостоящих удовольствий: любование природой, изучение искусств, языков, уход за своим телом. Возможно, придется меньше есть, но это нам пойдет только на пользу. Потому что все так разъелись, что уже стали думать только о том, как похудеть. Вот реальный шанс! Я вижу в кризисе только пользу! Уйдет пена и накипь - множество бессмысленных брендов, дутых персон, которые были связаны лишь с золотом, стразами и голыми пупками. Думаю, людям придется больше работать. Зато они перестанут тратить деньги на глупости и бессмысленные вещи. Какая проблема у русских женщин? Не в чем выйти, хотя гардероб забит. Умно поступать, как Шанель: умерла при трех собственных костюмчиках.

Osinka: Александр, Ваш совет женщинам. Как всегда выглядеть стильной и хорошо одетой?

Александр Васильев: Когда они смотрят на себя в зеркало, они должны всегда думать о том, что можно было бы убрать, а не о том, что бы такого добавить. Лучше меньше, да лучше. И потом, дамы все-таки всегда должны ориентироваться на свой социальный статус, на свой возраст, на свои возможности. И стараться не выглядеть смешной, потому что это убивает женщину.

Осинка: Есть ли беспроигрышные варианты?

Александр Васильев: Нет. Но я могу кое-что посоветовать. Конечно, широкие вещи более элегантны, чем обтягивающие. Черное платье тоже всегда выглядит элегантно. Нитка белого жемчуга и черное платье - это почти всегда хорошо!

А вот это Александр Васильев в молодости!))

Osinka: Я бы хотела Вас спросить о влиянии, так сказать, "голубой культуры" на моду...

Александр Васильев: Оно огромное, всепоглощающее... Вы знаете, это ни для кого не секрет, что приблизительно 95% всех дизайнеров-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию. Я даже с трудом назову трех, которые были бы традиционными... Большинство дизайнеров творит для себя. Они, рисуя женский силуэт, одевают себя. Себя, но не мужчину. Поэтому они часто делают утрированный силуэт, который женщине не был бы свойственен, но мужчине-трансви очень бы подошел. И это очень важно.

Osinka: Но почему нетрадиционно ориентированные мужчины создают именно женскую моду?

Александр Васильев: Ну как же! Натуральные мужчины, как их называют в России, созданы для того, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы для того, чтобы женщину одевать. Вот и все! Вот в этом и вся загадка! Почему гетеросексуальный мужчина не может ничего создать для женщины? Потому что он хочет ее видеть раздетой. У него другая направленность. А вот сублимировать женщину, ее причесывать, украшать, возвеличивать, делать из нее диву - кто будет? Ведь все парикмахеры, стилисты, гримеры - тоже почти все геи.

Надо любить моду такой, какая она есть. Она не изменится. Я знаю, что в России очень странное ко всему этому отношение. Многие мои студентки говорят: "О! Какой кошмар! Я и не знала, что он голубой. Но теперь уж точно не буду у него покупать трусики или юбку". Это глупо! Потому что другого не будет. Я вам расскажу пример. Когда убили Джанни Версаче, то конечно же везде, во всех СМИ было написано, что его убил его любовник. В Москве тогда был бутик Джанни Версаче. И один из его покупателей, очень таких популярных покупателей, сказал: "Какой кошмар! Это я одевался, столько денег потратил на этого педика! Никогда больше не буду. Перехожу от вас к Жан Франко Ферре". Но Жан Франко Ферре - точно такой же гомосексуалист как Джанни Версаче!

Если женщина подходит к моде с точки зрения сексуальной ориентации мужчины-дизайнера - это полная глупость. Она должна любить или не-любить результат его творчества, а не его сексуальную ориентацию. Она же с ним спать не собирается, и самое главное, он - с ней тоже! Она для него только клиентка. Поэтому, милые девушки, выбирайте больше то, что подходит вам по стилю, по вашей комплекции, по цвету ваших глаз, по цвету ваших волос. И старайтесь не выглядеть вульгарно, потому что вульгарных девушек на улицах очень много.

Александр Васильев является популярным человеком. Он занимается историей русской и европейской моды, коллекционирует различные предметы, которые собирает буквально по мелочам на блошиных рынках по всему миру.

Наш сегодняшний герой занимается преподавательской деятельностью, пишет книги и статьи, в которых рассказывает о модных тенденциях современного мира. Лекции читаются Александром Александровичем по всему миру.

В течение 8 лет популярный искусствовед работал в «Модном приговоре», в котором делился с телезрителями своими знаниями по этому вопросу.

Судьба и биография нашего сегодняшнего героя привлекают многих людей, которые интересуются миром моды. Они хотят знать о нём всё, в том числе какой рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Васильеву тоже интересно. Он обладает ростом в 177 см. Искусствовед ведёт здоровый образ жизни, следит за своим питанием, что благоприятно сказывается на его весе. Он равен 78 кг.

В следующем году Александр Александрович Васильев отметит свой 60-летний юбилей. Недавно он заявил, что это будет нечто грандиозное с большим количеством приглашённых гостей. Знаток мира моды желает в преддверии этого события подготовить телепередачу о себе и своей судьбе. Он говорит, что многие не знают его лично, а это порождает много слухов и сплетен.

Совсем недавно Александр Васильев: фото в молодости и сейчас разместил на своей страничке в Инстаграм. Поклонники его таланта отметили, что он совсем не изменился за это время. Только стал несколько брутальным и экстравагантным за последние годы.

Биография Александра Васильева (Модный приговор)

Александр Васильев родился в декабре 1958 года в Москве незадолго до наступления Нового года. Его отец – Александр Павлович работал в одном из Московских театров, где занимал должность художника. Мать – Татьяна Ильинична была драматической актрисой. Всё это привело к тому, что мальчик стал интересоваться искусством и миром моды, а в будущем решил связать с этой деятельностью свою жизнь.

В два годика мальчик был помощником отца, работал над эскизами костюмов. В 5-летнем возрасте он создал коллекцию одежды, которая была представлена на одном из модных показов, проходивших в столице Советского Союза. В это время о нём заговорили, как о начинающем модельере. С этого же возраста Александр Александрович принимает участие в съёмках хорошо известных советским телевизионным зрителям телепередач.

Начинает он декорировать детские театральные спектакли уже с двенадцатилетнего возраста. Хотя Александр Васильев был неимоверно занят разработкой костюмов, это никоим образом не сказалось отрицательно на его учёбе. Он отлично постигал различные науки. В особенности ему нравилась литература, история и математика.

После окончания школы решает связать свою профессиональную деятельность с модой и искусством. С первой попытки поступил Александр Васильев в школу-студию МХАТ, в котором учится на факультете постановок. В течение студенческих лет знаток мира моды показал отличные знания, получив диплом с отличием. Молодого человека с удовольствием пригласили работать в Театре в качестве художника по костюмам.

Биография Александра Васильева (Модный приговор) в это время приобретает романтические очертания. Молодого модельера сразила в самое сердце любовь. Но вскоре молодые влюблённые расстались. Возлюбленная Александра Васильева вместе с мамой переезжает на постоянное место жительства во Францию. Наш герой страдает, он рвётся в Париж, но в те времена выехать за пределы Советского Союза было очень сложно. Вскоре Васильеву представился удобный случай: он познакомился с девушкой, которая приехала в страну, чтобы постигать тонкости русского языка. Декоратор заключил брак с этой девушкой. Между ними не было никакой любви. Отношения были фиктивные. Александр радовался как ребёнок, он стремился к своей любимой. В этот момент модельер не представлял, что оставляет свою Родину на длительное время.

Во Франции оказалось, что любимая девушка его не дождалась. Она связала свою судьбу с другим мужчиной.
Александр прожил в Париже несколько лет, после чего получил уведомление, предписывающее модельеру вернуться в Советский Союз. В это время политическая обстановка в родной стране была щекотливой: советские войска были введены в Афганистан. Иностранные государства выступили против этого. Страна оказалась на краю изоляции. Все граждане, проживающие вне СССР, должны были вернуться назад. Александр принял решение не возвращаться в Советский Союз, он подаёт документы на разрешение ему остаться в Париже. Французские власти оформляют ему гражданство в течение короткого срока.

Васильев трудится над оформлением театральных спектаклей и фестивалей. Он саморазвивается в декораторском искусстве. Кроме того, молодой человек учится в школе Лувра, после обучения получив диплом профессионала дизайнерского мастерства дворцового интерьера.
В это же время он работает с Рондом Пуантом, Королевской Оперой, Студии Оперы де Бастия и другими. Кроме того, преподаёт в Русской театральной школе и различных школах моды.

Всего через несколько лет Васильев начинает работать с британскими, исландскими, турецкими театральными труппами. Хотя Александр Александрович был очень занят, это не помешало ему отлично выучить французский, испанский и итальянский языки к уже знакомому ему английскому языку. Выучив эти языки, знаток моды занимался переводами и чтением своих лекций по всему миру.

После распада великой страны (Советского Союза) Васильев принимает решение возвратиться на Родину. Через несколько лет он начинает вести передачу, посвящённую моде. Она называлась «Дуновением Века». Занимается активно преподаванием и преподаванием истории моды для студентов различных ВУЗов и школ мод. С 2009 года ведёт телевизионную шоу-программу «Модный приговор», которую до него вёл Вячеслав Зайцев. Известный историк моды занимается и написаем книг, число которых в настоящее время приближается к пятидесяти. Васильев является и коллекционером. Он занимается собиранием шейных платков и шарфов, число которых приближается к 250.

Знаток моды принимает участие в подготовке декораций для различных кинофильмов и театральных спектаклей. К примеру, он работал в фильме Роберто Энрико.

Недавно всем известный декоратор и искусствовед оставил программу «Модный приговор». В настоящее время он занимается открытием музейной экспозиции, которая будет помимо столицы Российской Федерации ещё в Париже, Лондоне и Риме. Музеи в этих европейских столицах будут постоянно пополняться, рассказывая об истории моды.

Личная жизнь Александра Васильева

Многие поклонники деятельности знаменитого историка моды не знают почти ничего об его личной жизни. Известно, что в молодости Васильев влюбился в девушку, которая вскоре уехала во Францию. Оформив фиктивный брак, будущей звезде истории моды удалось уехать вслед за ней. С этого времени личная жизнь Александра Васильева скрыта под покровом тайны. По некоторым данным со своей фиктивной женой он прожил в течение 5 лет. С бывшей возлюбленной отношения не удались, хотя он несколько раз пытался.

В конце 80-х годов у историка российской и мировой моды состоялся краткосрочный роман с исландкой Стефанией. Но всего через 2 месяца им пришлось расстаться, так как Александр не хотел оставаться в Исландии, а его возлюбленная не желала переезжать в Париж.

В последние годы про Васильева некоторые говорят, что он имеет нетрадиционную ориентацию, поэтому не может ужиться не с одной представительницей прекрасного пола. На все сплетни и наговоры звезда мира моды не обращает внимания, предпочитая держать своё мнение при себе.

Семья Александра Васильева

Семья Александра Васильева была интеллигентной. Всё своё внимание родители уделяли единственному сыну. Отец и мать нашего героя оказали большое влияние на его профессиональный выбор. В течение многих лет отец проработал в качестве театрального художника и модельера одного из Московских театров. Папа Васильева каждый год проводил презентацию разработанной им одежды. С его мнением считались многие признанные модельеры страны. Васильев-старший награждён большим количеством различных наград. Александр Васильев-младший гордится тем, что отцу было присвоено звание - Народный Художник России. Государственный музей имени Александра Сергеевича Пушкина хранит некоторые из работ знаменитого театрального художника.

Мама популярного декоратора была актрисой. Спектакли, в которых играла женщина, пользовались популярностью. В 80-е годы она стала преподавать в театральных столичных институтах. Её бывшие студенты до сих пор вспоминают её уроки сценической речи как школу мастерства.
В настоящее время своей семьёй Васильев в шутку называет собаку Пальму, которая живёт в его квартире.

Дети Александра Васильева

Александр Александрович не любит отвечать на вопросы по поводу детей. Известно, что у популярного знатока моды своих детей нет. Но он
крестил троих детей у своих друзей. Крёстные дети Александра Васильева в настоящее время проживают в трёх европейских государствах.

Общается он только с Марфой Миловидной, которая проживает в Российской Федерации. они созваниваются очень часто. Александр Александрович часто бывает у неё в гостях, а также дарит небольшие презенты-сюрпризы после посещения других стран.

В своих интервью декоратор и искусствовед заявляет, что многие женщины предлагают ему родить ребёнка. Но наш герой считает, что фиктивного ребёнка ему не надо.

Бывшая жена Александра Васильева – Анна

Впервые Александр увидел будущую жену в середине 70-х годов. Она приехала в Советский Союз, чтобы совершенствовать знания в русском языке. Девушка поступила в Московский Государственный университет имени М.В.Ломоносова. Она была дочкой русских эмигрантов.

Александр Васильев в это время искал пути отъезда из страны. Он предложил Анне заключить фиктивный брак. После непродолжительного раздумья девушка согласилась. Молодые люди поженились и уехали в Париж. Но брак так и остался фиктивным, хотя и продлился около 5 лет.

Бывшая жена Александра Васильева – Анна после развода с бывшим мужем не поддерживает никаких отношений. Они не встречаются и не общаются. В настоящее время, по признанию самого декоратора, абсолютно не имеет представления, что делает сейчас его бывшая жена.

Инстаграм и Википедия Александра Васильева

Васильев следует современным традициям, он имеет странички во всемирной паутине. Но активнее всего он работает на страничке в Инстаграм. И Википедия Александра Васильева содержит большое количество информации об его жизненном пути и родителях. На страничке в Инстаграм содержится большое количество снимков популярного искусствоведа, начиная с повседневно-бытовых и заканчивая фото в роли ведущего «Модного приговора».

Здесь же Александр Александрович анонсирует свои будущие выступления, имеющие отношение к моде и её истории. К примеру, вскоре Васильев в очередной раз выступит перед аудиторией в городе Риме.

Количество подписчиков страницы постоянно растёт. Сейчас оно приблизилось к 5 миллионам активных пользователей социальных сетей, интересующихся модными тенденциями и новинками.

Я сейчас читаю тему про него на другом сайте. Там есть девушка, которая ездила в его выездную школу стиля, читаю ее рассказ, какой же он все-таки хам((а когда-то очень нравился.
вот часть ее рассказа:

возвращаюсь к рассказу

история, которая потрясла меня до глубины души, случилась во время одной из экскурсий с Сашей.

Чтобы было понятно начну издалека. Как вы все помните, публика была несколько разношерстной. И часть "кошечек" являлись большими фанатками Саши. Для встречи с кумиром они припасли свои лучшие наряды, что было их стратегической ошибкой.
Особенно не повезло даме из Казахстана. Она была русской, занималась сетевым маркетингом или чем-то подобным, волосы были покрашены в весьма яркий блонд, ходила на шпильках, а в довершение всего носила норковый жилет. Норковый жилет был, кстати, классный. А еще было так холодно, что он был весьма уместен. На всякий случай добавлю, что она не выглядела как проститутка или содержанка.

Вот эту даму Саша и избрал некоей мишенью для острот. Выходит она утром на экскурсию в черных лаковых ботинках - а Саша сразу начинает рассказывать о том, что черную лаковую обувь первыми начали носить проститутки, и что по сей день проститутку легко опознать по лаковым черным туфелькам. Дама в краску, богатое меньшинство в недоумении, но формально послать его нафиг вроде не за что, поэтому все молчат, чтобы не усугублять ситуацию. Более бедное большинство поддакивает и хихикает в кулачок.

Выходит солнце из-за туч, дама достает солнечные очки, через полчаса сдвигает их на голову... что нас ждет? Правильно, лекция про то, что русским женщинам недодали кокошников и корон, поэтому они сублимируют очками. Дама понуро убирает очки.

Адский холод. Дама в норковом жилете. Что мы получаем? Правильно, очередную тираду на тему того, как избыточны русские в их стремлении к роскоши, и как они задолбали мир своими баргузинами. "Ваши баргузины" стало еще одним мемом этой поездки. "а где же ваши баргузины?" - спрашивал Саша ту яркую блондинку, когда вместо жилета она была в пуховике. "Конечно, вам нужен хороший платочек к вашим баргузинам" слышала я, когда спрашивала, где же есть винтажные платки в идеальном качестве. Баргузин здесь, баргузин там. В какой-то из дней он настолько меня достал этими баргузинами, что я предложила ему организовать кампанию среди "кошечек": "Подайте Васильеву на баргузины!" Мол, на пару шкурок он точно насобирает, а это хоть куцеватый, но шарфик.

Но той историей, после которой историк моды Александр Васильев превратился в ходячую нелепость Сашу, стала вот эта.
Экскурсии обычно перемещались с магазинами. Ну, то есть пока мы пешком шли из одного музея в другой, Саша периодически делал небольшие передышки и показывал всем нам, что же он любит во Франции. И мы зашли в магазин чая Kusmi. я его видела в первый раз, поэтому история о том, что эта компания принадлежала купцам Кузьмичевым, у которых после революции уцелел один склад в Гамбурге, и они с тем, что было на этом складе, начали новую жизнь, мне понравилась. Немедленно захотелось что-то купить. Это же произошло с остальными 30 "кошечками", которые порядком устали перемещаться между музеями под снегом и дождем, которые уже несколько дней мои купить под Сашиным присмотром исключительно тряпичный хлам, и это в Париже! И вот, наконец что-то, сделанное в 21 веке! И нет риска подвергнуться обструкции со стороны маэстро! В общем, кошечки пошли в атаку (и я с ними).

Тем временем Александр купил себе два стограммовых пакетика с чаем на развес и (пока "кошечки" пытались сориентироваться в ассортименте) начал обсуждать внешность нашей яркой блондинки... с продавцом. По-французски. Рассчитывая, что никто не поймет. Обороты были примерно следующие "только русские женщины считают, что им подходит этот вульгарный выжженный цвет волос", "казалось бы, что это дама легкого поведения: ярко-белые волосы, красная помада и норковая шуба, но нет, это русская женщина постаралась одеться модно"

И вот тут меня прорвало. Я вежливо извинилась, что прерываю столь интересную беседу, и спросила Сашу, как он себя ощущает, оскорбляя женщину, заплатившую ему немалую сумму за работу, точно зная, что она не может ему ответить. Считает ли он это профессиональным и достойным поведением? Продавец сразу сделал вид, что у него возникли срочные дела в подсобке, а Саша промолвил "а я и не знал, что вы так хорошо говорите по-французски", после чего вышел на улицу, прижав к груди пакетик с чаем.

После того, как я рассказала об этом инциденте матушке и нашим знакомым, их первой реакцией был шок, а потом все начали троллить Сашу. "Кампания "подайте на баргузин!" как раз из этой оперы.

Безусловно, Александр Васильев - историк моды, которого знают практически все, поскольку он человек публичный. Он преподает в университетах, ведет известную всем передачу на телевидении, выступает перед широкой аудиторией, рассказывая о том, какие предметы гардероба сегодня наиболее актуальны.

Вероятно, многие согласятся с тем, что Александр Васильев - историк моды с большой буквы. Как известно, мода - дама переменчивая и капризная. Ее история является отражением того, как менялись представления о женской красоте на протяжении столетий. И очень важно научиться улавливать малейшие изменения в том, какая одежда будет популярна завтра.

И следует отметить, что Александр Васильев - историк моды, который в совершенстве овладел этим мастерством. Он с самого детства мечтал посвятить себя творческой профессии. Кто же он, каков был его путь к славе? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Биография

Александр Васильев - историк моды - появился на свет 8 декабря 1959 года в семье интеллигентных людей, живших в российской столице. Его отец был народным художником, а мать служила в одном из московских театров. Маленький Саша воспитывался в атмосфере любви к искусству и творчеству.

Сегодня Александр Васильев - историк моды, советы которого для многих российских кутюрье - это бесценный дар.

Детство

Сам Александр с восторгом и ностальгией вспоминает о годах своей юности: «Мой отец был настоящим мастером кисти, а мать великолепно играла роли в театре. Все мои предки были так или иначе связаны с творчеством. Папа сам создавал костюмы и декорации для театра. Он был настоящим профессионалом своего дела. У нас была огромная библиотека, поэтому я много читал. Я с удовольствием ходил на спектакли и художественные выставки.

Уже в детстве мне было понятно, что моя жизнь также будет связана с творчеством».

Историк моды Александр Васильев, биография которого просто уникальна, будучи юношей, настолько прикипел к театру, что самостоятельно начал шить костюмы и придумывать декорации для своих кукол. В 12 лет он уже ставил спектакли.

Студент МХАТа

Вполне естественно, что после окончания школы он захотел связать свою жизнь с театром, подав документы для поступления на постановочный факультет школы-студии МХАТ. Мечта осуществляется, он становится студентом данного театрального вуза. После получения диплома он некоторое время работает художником по костюмам в

В 1982 году будущий историк моды Александр Васильев, биография которого необычайно интересна и примечательна, отправляется за границу в столицу Франции, где впоследствии учится и работает. И именно здесь его ждет успех.

Путь к славе

Необходимо отметить: несмотря на то, что семья Александра Васильева, историка моды, была очень известна в российской столице, в Париже начинающего театрального художника заметили далеко не сразу. Было время, когда в материальном плане он едва сводил концы с концами. Он не мог себе позволить даже приобрести стул, а деньги зарабатывал тем, что пел русские песни вместе с уличными музыкантами.

Однако черная полоса в жизни не могла продолжаться бесконечно. Спустя какое-то время Васильеву стали заказывать декорации несколько известных парижских театров. Будущий коллекционер и писатель длительное время учился во Франции: он с успехом окончил школу Лувра по специальности «дизайнер интерьеров больших дворцов». Также он много времени уделял самосовершенствованию, регулярно читая книги о моде.

В итоге 1994 году он подготовил собственный курс лекций на эту тему, который был переведен на несколько языков. И сегодня ведущий программы «Модный приговор» активно занимается преподавательской деятельностью. Его знают студенты университетов и колледжей разных стран мира.

Возвращение на Родину

В начале нулевых годов текущего столетия историк моды возвращается в Россию и разворачивает активную деятельность. Он становится телеведущим на канале «Культура». Александр ведет авторскую передачу под названием «Дуновение ветра». Его приглашают преподавать в Московский Государственный Университет. Он же организовывает для студентов туры для знакомства с европейской культурой. Слушатели его курса отправляются в Испании, Италии, Англии и Франции.

В 2003 году Александр Васильев создает дизайн-студию, стилисты которой в своей работе комбинируют уникальные традиции русской культуры с

Спустя несколько лет писатель и коллекционер становится главой Академии моды, которая была учреждена при институте телевидения и радиовещания «Останкино». В настоящее время Александр Васильев ведет известную россиянам телепередачу под названием «Модный приговор».

Отношение к противоположному полу

Несмотря на то, что Александр Васильев - публичная личность, раскрывать секреты личной жизни он явно не намерен. И тот факт, что он успел многого добиться (стал успешным декоратором, искусствоведом, телеведущим, коллекционером, историком моды, писателем), для представительниц противоположного пола не остается незамеченным, поэтому они проявляют к Васильеву особый интерес.

Безусловно, в его личной жизни были взлеты и падения, иначе просто невозможно, поскольку путь к славе был сложен и тернист.

В связи с тем, что ведущий «Модного приговора» не любит афишировать свои личные отношения с противоположным полом, некоторые российские печатные издания начали активно распускать слухи о том, что, дескать, наш Александр Васильев - историк моды - гей. Так это или нет, неизвестно.

Сам театральный художник ранее заявлял о том, что ему нравится точка зрения, которая оправдывает мужскую полигамность.

Александр Васильев признался, что он может испытывать страсть сразу к нескольким женщинам одновременно. При этом он ничуть этого не стесняется. Такое эпатажное поведение еще больше притягивает противоположный пол. Безусловно, у известного телеведущего, писателя и коллекционера огромное количество поклонниц.

Связан ли сегодня Александр Васильев брачными узами

Весьма любопытен тот факт, что первая жена Александра Васильева (историка моды) была француженкой. Поговаривают, что только благодаря этой женитьбе он и оказался за границей.

Следует отметить, что брак с ней был фиктивным и просуществовал недолго - всего три года.

Спустя какое-то время театральный художник женился во второй раз. Его избранницей стала исландка, с которой он также впоследствии развелся.

Дети Александра Васильева (историка моды) так и не появились на белый свет, о чем ведущий «Модного приговора» очень сожалеет. Причина заключается в том, что ему так и не удалось жениться на любимой женщине. Сегодня Александр Васильев не связан брачными узами.

Александр Васильев гордится тем, что он смог доказать, что девушка с ярко окрашенными белыми волосами - это уже не так стильно и модно, как раньше. Он также доволен, что сумел разубедить представительниц слабого пола в необходимости оголять перед окружающими животы и надевать джинсы, декорированные стразами.

Театральный художник мастерски владеет семью иностранными языками, три раза путешествовал вокруг света. Он твердо уверен в том, что человеку не имеет смысла засиживаться на одном месте, поскольку жизнь очень коротка.

Александр Васильев - владелец уникальной коллекции нарядов русской культуры. Он неоднократно демонстрировал ее в европейских и азиатских странах, США и Австралии. Коллекция собиралась на протяжении трех десятков лет. Она представлена эксклюзивными моделями, начиная от 17 века и до сегодняшнего дня. К их числу относятся экспонаты, которые создавались Домами моды Chanel, Doucet, Givenchy, Valentino, Paco Rabanne, Gaultier.

Некоторые модели из коллекции носили в прошлом известные дамы своего времени, такие, как баронесса Галина Дельвиг, графиня Ольга фон Крейц, княжна Мария Щербатова. Много эксклюзивных вещей было подарено знаменитостями: Натальей Фатеевой, Кларой Лучко, Майей Плисецкой, Людмилой Зыкиной, Натальей Дуровой, Людмилой Гурченко.

Еще и писатель

Александра Васильева знают как талантливого писателя. Его произведение под названием «Красота в изгнании» переиздавалось более шести раз, оно было переведено на английский язык и удостоилось звания «Лучшая иллюстрированная книга 1998 года». Также он написал серию статей об истории русской моды, которая получила название «Русская мода. 150 лет в фотографиях». Васильев также является соавтором произведения «Людмила Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний», изданное в 2003 году.

Награды

Ведущий «Модного приговора» награжден медалью за то, что ему удалось обратить еще большее внимание общества на русское искусство, а также он получил золотую медаль Академии Художеств, медаль В. Нижинского, орден «Меценат».