Он появился на свет в Венеции в 1725 году. Его родители были актерами, которые якобы принадлежали к известному дворянскому роду Палафоксов. Джакомо был очень одаренным юношей, который сначала окончил школу в Падуе, а затем начал изучать право.

Тюремные муки

Согласно мемуарам Казановы, в возрасте тридцати лет он был арестован и отправлен в Пьомби в "Свинцовую тюрьму" отбывать срок наказания за преступления против святой веры - у него обнаружили книги по магии, в том числе книгу Зогар.

В тюрьме Джакомо поместили в ужаснейшие условия, где он был измучен "полчищами блох", постоянной темнотой и летней жарой. Но мучения смягчились, когда через пять месяцев такого пребывания по личной просьбе графа Брагадина его переместили к другим заключённым, где выдавали хорошее питание, тёплую постель и деньги на книги.

Казанова сумел сбежать из тюрьмы и спустя тридцать лет он напишет об этом книгу, переведённую на множество языков и получившую высокую популярность - "История моего побега".

Секретная деятельность Казановы

Так как его мать была актрисой, то он с ранних лет вращался в светских кругах. В Венеции хорошо хранили секреты от иностранцев, поэтому знать что-либо было опасно для жизни. Но Джакомо игнорировал все запреты и дружил с такими влиятельными людьми как граф Лионский, аббат Берни и посол Франции в Венецианской республике.

Казанова объявлял себя розенкрейцером и алхимиком, но конкуренцию в этом ему составил сам граф Сен Жермен :

Жизнь юного обольстителя круто меняется после того, как его друг Берни становится министром иностранных дел Франции в 1757 году. В своих мемуарах он писал о том, что Берни всегда принимал его не как министр, а как друг и поэтому не стеснялся просить его выполнять секретные поручения. Таким образом, Джакомо был вовлечен в секретную дипломатическую деятельность.

Казанова не терял времени зря...

Берни старался всеми силами завоевать расположение своего короля, а для осуществления своих планов использовал Казанову. Джакомо в своих мемуарах, таким образом, вспоминает первое секретное поручение. Берни известил его письмом, что необходимо срочно ехать в Версаль, чтобы встретиться там с Аббатом де Лавилем.

А затем поинтересовался, не сможет ли Казанова посетить около десяти военных кораблей французского флота, стоящих на якоре в Дюнкерке, и войти в доверие к тамошним старшим офицерам, чтобы узнать всю важную информацию о вооруженности кораблей, боеприпасах, порядке управления и числе матросов? Казанова ответил Аббату, что готов попытаться выполнить его поручение.

Спустя пару дней он снял номер в гостинице в Дюнкерке. Местный банкир, получивший распоряжение из Франции, отдал Джакомо сто луидоров на расходы, а вечером представил его командиру эскадры, мсье де Барею. Командир, как и положено, для начала расспросил Джакомо, задав несколько вопросов, а затем пригласил поужинать вместе со своей супругой, которая только что вернулась из театра.

Командир и его жена были очень любезны и дружелюбны. Казанова не терял времени за игорными столами и очень быстро перезнакомился со всеми морскими и армейскими офицерами. Он много говорил о военно-морских флотах европейских стран, стараясь выдать себя за большого знатока в этой области. Джакомо действительно разбирался в этой теме, так как служил на флоте. Через несколько дней он не только познакомился с капитанами боевых кораблей, но и подружился с ними.

Тайному агенту раскрывали все тайны

Казанова быстро вошел в доверие, как он сам вспоминает в своих мемуарах, иногда он нес всякую чепуху, а капитаны слушали его с большим интересом. Вскоре один из капитанов пригласил Казанову отобедать на борту его судна. После чего он получил приглашения от остальных капитанов. Это было только на руку тайному агенту.

Капитаны были настолько любезны с ним, что сами рассказывали подобно гидам о своих боевых кораблях. Казанова не терял времени и тщательно изучал каждый корабль вдоль и поперек, не стеснялся задавать вопросы, по его словам всегда находились молодые офицеры, который желая поважничать, делились ценной для него информацией.

Офицеры откровенно рассказывали о своих кораблях, поэтому тайному агенту было не сложно собрать всю нужную информацию, чтобы составить подробный отчет для своего друга. Он перед сном делал заметки и записывал все достоинства и недостатки корабля, на котором побывал. Джакомо очень ответственно подошел к выполнению порученного задания, не отвлекался на флирт и спал всего лишь четыре или пять часов в сутки. Главной его целью было выполнение секретного поручения.

Обедал тайный агент чаще всего у делового партнера Корнмана или у мсье П. Жена последнего часто сопровождала юного обольстителя и была очень довольна его обхождением. Как-то раз они остались с ней наедине, и Казанова показал ей всю свою признательность…



Окончание шпионской деятельности

После успешного выполнения секретного задания он любезно простился со всеми и отбыл обратно в Париж, но выбрал другой маршрут. Пребыв в пункт назначения Джакомо тут же отправился к министру с донесением, он вычеркнул все лишнее из доклада, не пожалев двух часов своего бесценного времени.

Ночью тайный агент заново переписал свой доклад и поехал в Версаль, для того чтобы вручить его аббату Лавилю. Он молча прочел отчет, но его лицо ничего не выражало. Аббат лишь попросил немного подождать, через некоторое время он сам даст знать о том, насколько хорошо было выполнено секретное поручение.

Через месяц Казанова получил долгожданный ответ и пятьсот луидоров. Оказывается, военно-морскому министру очень понравился отчет, он нашел его не только хорошо составленным, но и очень содержательным. Но радость тайного агента была не полной, некоторые весьма обоснованные соображения мешали полностью насладиться своим успехом.

Дело все в том, что это секретное поручение влетело военно-морскому министерству в кругленькую сумму – двенадцать тысяч ливров. Но министр мог сам легко узнать всю интересующую его информацию и при этом не затратить, ни единого су.



Также любой молодой офицер, даже не будучи очень сообразительным и талантливым, мог при необходимости произвести впечатление весьма способного человека.

Казанова прекрасно понимал монархическую бюрократию, она была такова, что все министры, не скупясь, бросали казенные деньги на ветер, щедро осыпая своих любимцев и протеже.

В 1758 году вместо друга Казановы аббата Берни министром иностранных дел стал герцог де Шуазель. К сожалению, после этого события вся шпионская деятельность тайного агента сошла на нет.

Мемуары "История моей жизни"

В 1789 году Джакомо начал активно создавать труд, без которого его популярность не была бы столь масштабной - он пишет мемуары под названием "История моей жизни". Он говорит о произведении как о "единственном лекарстве, чтобы не сойти с ума и не умересть с тоски".

Затем он долго странствовал по Европе, меняя одну страну на другую, и только в 1779 году получил место библиотекаря в поместье графа Вальдштайна Гуд-Дукс. 4 июня в 1798 года тайный агент и блистательный любовник отошел в мир иной.

Легенда Казановы

По легенде священник, который крестил двухнедельного малыша с известной фамилией Казанова, сделал в своем дневнике очень странную запись.

«Мне кажется, я сегодня крестил самого антихриста» - именно такое впечатление произвел младенец на священника.

Несколько днями ранее этот же священник отпевал красивую артистку, мать Казановы, которая умерла во время мучительных родов.

Не понятно, почему младенец произвел такое странное впечатление на священника? Может быть, это было связанно со смертью матери или потому, что мальчик во время церемонии ни разу не заплакал. В любом случае причины не понятны. Но странно то, что этот священнослужитель ровно через год скончался при довольно загадочных обстоятельствах…

Мальчик воспитывался тетей - старшей сестрой матери. Она была очень образованной женщиной, которая дала Джакомо блестящее воспитание и образование. Она сумела воспитать в будущем герое-любовнике гипнотизирующую галантность, которая покорила множество женских сердец.



Искусник любовных утех

  • Согласно легенде первый любовный опыт Казанова получил в одиннадцать лет, от девушки двенадцати лет, которая прислуживала его тетушке. Уже к пятнадцати годам юноша был весьма искушенным в делах любви. У него было много поклонниц включая знатных и взрослых представительниц прекрасного пола.
  • Но есть и другая легенда, по которой Джакомо познал все радости секса намного позже – в двадцать один год. Он снял проститутку на ночь, но из-за отсутствия любовного опыта не смог ничего сделать в постели и тогда жрица любви взялась за его обучение.

Уже после одного месяца усиленной практики проститутка распространила слух об искусном и виртуозном любовнике, который сможет украсить жизнь даже самой придирчивой представительнице прекрасного пола. Спустя какое-то время все аристократки мечтали о Казанове, а все женатые представители сильного пола потеряли аппетит и сон.



Сначала молодой любовник обольщал вдов и старых дев, которые уже давно потеряли надежду найти достоянного спутника жизни и создать семью. Но со временем он умудрился соблазнить около тысячи женщин, которые были замужем за знатными аристократами.

Трагедия Казановы

Оказывается, герой-любовник тоже умел любить по-настоящему. Он пережил жестокую трагедию, которая, возможно, и стала причиной его легкомысленного образа жизни.

Когда ему не было еще двадцати лет, у него была невеста, которую он очень любил, но, к сожалению, судьба трагически разлучила их – она умерла от воспаления легких. Этот удар был настолько сильным для Казановы, что он даже хотел покончить с собой, но вовремя одумался. После перенесенной трагедии он пообещал себе, что никогда ни на ком не женится.

Интересен тот факт, что всех своих женщин, с которыми у него была интимная связь, он предупреждал о том, что не собирается жениться и поэтому не стоит увлекаться им всерьез. Все его многочисленные романы длились не больше месяца. Но в сорок лет, он встретил девушку, которая была очень похожа на его умершую невесту и влюбился. Он нарушил свою клятву, женился на ней и никогда не изменял своей супруге.



Обольститель знал все тайны любви

Почему Казанова был так популярен у женщин, в чем загадка его многочисленных любовных побед? На самом деле он не был красавцем и не обладал сверхъестественной мужской силой. Его любовные победы можно объяснить тем, что он был альтруистом, то есть доставлял удовольствие не только себе, но и женщине в отличие от других мужчин того времени.

Галантный обольститель очень любил заниматься любовью в неожиданных местах, например, на накрытом обеденном столе или в фонтане на глазах у удивленных слуг. Люди, которые близко знали героя-любовника, утверждали, что ему были известны все тайны эротической кухни.

Он знал такие рецепты, которые могли превратить любую монашку в распущенную куртизанку. Например, Маркиза де Руа, вспоминая о Джакомо, говорила, что приготовленные им жульены творили настоящие чудеса, она, отведав их, испытывала такую страсть, которую не могла утолить, даже за целую ночь любви.



«Я всегда любил остро приправленную пищу… Что касается женщин, я всегда находил, что та, в которую я был влюблён, хорошо пахла, и чем больше она потела, тем более сладким мне это казалось».

Обладали большой притягательной силой. Эта обстановка взрастила Казанову и сделала его одним из самых знаменитых венецианцев XVIII века.

Венеция. Церковь святого Самуила, в которой был крещён Казанова

В детские годы Казанову воспитывала его бабка, Марция Балдиссера, в то время как мать гастролировала с театром по Европе. Отец умер, когда Джакомо было восемь лет. Будучи ребёнком, Казанова страдал от носовых кровотечений, и Марция обратилась за помощью к ведьме: «Оставив гондолу, мы вошли в сарай, где обнаружили старую женщину, сидящую на соломенном тюфяке с чёрной кошкой на руках, вокруг неё было ещё пять или шесть кошек» . Хотя применённая ею мазь оказалась недейственной, мальчик был восхищён таинством колдовства . Возможно, для излечения кровотечений, причиной которых, по мнению докторов, была повышенная плотность воздуха Венеции, на свой девятый день рождения Джакомо был послан в пансион, располагавшийся в Падуе , на большем удалении от побережья. Это событие стало горьким воспоминанием для Казановы, который воспринял его как пренебрежение к себе со стороны родителей. «Так они от меня избавились» - се́тует он .

Условия содержания в пансионе были ужасными, поэтому мальчик попросил отдать его на попечение аббата Гоцци, своего первого учителя, обучавшего его наукам и игре на скрипке. В 1734 году Джакомо переехал к священнику и проживал с ним и его семьёй по 1737 год . Дом Гоцци стал местом, где Казанова в возрасте одиннадцати лет имел первый контакт с противоположным полом, когда Беттина, младшая сестра Гоцци, ласкалась с ним: Беттина была «красивой, веселой, увлечённой чтением романов… Девушка мне сразу понравилась, хотя я не совсем понимал, почему. Именно она постепенно разожгла в моём сердце первые искры того чувства, которое потом стало моей главной страстью» . Позднее Беттина вышла замуж, но Казанова на всю жизнь сохранил привязанность к ней и семье Гоцци .

Казанова рано проявил острый и пытливый ум, гигантскую тягу к знаниям. В ноябре 1737 года , когда ему было всего двенадцать лет, он поступил в Падуанский университет и окончил его в семнадцать лет, в июне 1742 года , получив учёную степень юриста, «к которой… ощущал непреодолимое отвращение» . Его попечитель надеялся, что он станет церковным юристом . Казанова также изучал этику, химию, математику, и, кроме того, проявил неподдельный интерес к медицине: «Лучше бы мне позволили сделать то, что я хотел, и стать врачом, для которого профессиональное шарлатанство еще более пригодно, чем в юридической практике» . Он часто назначал свои собственные лекарства себе и своим друзьям . Во время учебы Казанова начал играть на деньги и быстро оказался в долгах, вследствие чего был вызван в Венецию, где имел нелицеприятную беседу со своей бабушкой; но привычка к игре крепко в нём укоренилась.

По возвращении в Венецию Казанова начал карьеру церковного юриста, работая у адвоката Мандзони, а после принятия пострига он был посвящён в послушники Патриархом Венеции (январь 1741 года) . Продолжая свои университетские занятия, он совершал поездки в Падую и обратно. К тому времени он уже стал настоящим щёголем : был черноглазым, смуглым и высоким, с припудренными, надушенными и тщательно завитыми длинными чёрными волосами . Он быстро обзавёлся покровителем (так он поступал на протяжении всей жизни), 76-летним венецианским сенатором Алвизо Гаспаро Малипьеро, владельцем Палаццо Малипьеро (рядом с домом Казановы в Венеции) . Сенатор, который вращался в высших кругах, научил Казанову тому, как вести себя в обществе и разбираться в хорошей пище и вине. Но когда Казанова был уличён во флирте с актрисой Терезой Имер, которую хотел соблазнить сам Малипьеро, последний выгнал обоих из своего дома . Растущая любознательность Казановы в отношении женщин привела его к первому сексуальному опыту с двумя сёстрами, Нанеттой и Марией Саворьян, четырнадцати и шестнадцати лет, которые были дальними родственниками семьи Гримани . Казанова заявлял, что его жизненное призвание окончательно определилось после того первого опыта .

Начало взрослой жизни

Скандалы омрачили короткую карьеру Казановы в церкви. После смерти своей бабки (18 марта 1743 года) Казанова ненадолго поступил в семинарию св. Киприана в Мурано , но уже в апреле 1743 года долги в первый раз привели его в тюрьму - форт св. Андрея . Мать попыталась обеспечить ему место при епископе Бернардо де Бернардис, но Казанова отверг это предложение почти сразу же после посещения Калабрийской епархии . Вместо этого он устроился в Риме секретарём влиятельного кардинала Трояно Аквавивы д’Арагона (январь 1744 года). На встрече с папой Джакомо дерзко попросил у первосвященника разрешения читать «запрещенные книги» и быть освобождённым от требования есть рыбу в пост, заявив, что такая пища вызывает у него воспаление глаз. Казанова также помогал другому кардиналу, составляя для того любовные письма. Но когда Казанова стал «козлом отпущения» в скандале, в котором была замешана пара несчастных любовников, кардинал Аквавива уволил Казанову, поблагодарив за благодеяние, но тем самым навсегда прервав его церковную карьеру .

В поисках новой сферы деятельности Казанова купил патент офицера Венецианской республики . Прежде всего он позаботился о том, чтобы выглядеть подобающе:

Понимая, что теперь я навряд ли преуспею на поприще церкви, я решил примерить на себя одежду солдата... Я затребовал хорошего портного... он принёс мне всё, в чём я нуждался, чтобы стать воплощённым последователем Марса... Моя униформа была белого цвета, с синим передом и серебряными с золотом эполетами... Я купил длинную саблю, и со своей изящной тростью в руке, в нарядной шляпе с чёрной кокардой, с бакенбардами и накладным хвостом вознамерился впечатлить весь город

В августе 1744 года он примкнул к офицерам венецианского полка острова Корфу , откуда совершил непродолжительную поездку в Константинополь , якобы с целью доставить туда письмо от своего прежнего хозяина кардинала . Он нашёл свое продвижение по службе слишком медленным, обязанности скучными, и умудрился потратить бо́льшую часть жалования, играя в фараон . В октябре 1745 года Казанова прервал свою военную карьеру и вернулся в Венецию.

В возрасте двадцати одного года он решил стать профессиональным игроком, но, проиграв все деньги, оставшиеся от продажи офицерской должности, в поисках работы обратился за помощью к своему старому благодетелю Алвизо Гримани. Казанова начинает свою «третью карьеру», уже в театре Сан-Самуэле , в качестве скрипача, «прислужника высочайшего искусства, которым восхищаются те, кто преуспел, и которого презирают посредственности». Он вспоминал: «Моё занятие не было благородным, но меня это не заботило. Называя всё предрассудками, я вскоре приобрёл все привычки моих опустившихся коллег-музыкантов» . Он и некоторые из его коллег «часто проводили… ночи, буяня в разных кварталах города, выдумывая самые скандальные розыгрыши и исполняя их… развлекались, отвязывая пришвартованные у частных домов гондолы, которые потом уносило течением». Они также посылали по ложным вызовам повивальных бабок и врачей .

Палаццо Брагадин - резиденция покровителя и приёмного отца Казановы

Фортуна вновь улыбнулась Казанове, недовольному своей участью музыканта, после того как он спас жизнь венецианскому сенатору Джованни ди Маттео Брагадину, которого хватил удар, когда он возвращался со свадебного бала в одной гондоле с Казановой. Они немедленно остановились, чтобы сделать сенатору кровопускание. Затем, уже во дворце сенатора, врач повторно сделал кровопускание и наложил на грудь больному ртутную мазь (в то время , несмотря на токсичные свойства, считалась универсальным лекарством). Это привело к возникновению сильной лихорадки , и Брагадин стал задыхаться из-за вздувшейся трахеи. Уже был призван священник, так как смерть казалась неизбежной. Однако Казанова взял инициативу в свои руки, изменив ход лечения, и приказав, вопреки протестам присутствовавшего доктора, удалить ртутную мазь с груди сенатора и обмыть её холодной водой. Сенатор оправился от болезни благодаря отдыху и здоровой пище . Поскольку в молодом возрасте Джакомо владел медицинскими знаниями, сенатор и двое его друзей решили, что такой мудрый не по годам юноша должен получить оккультные знания (все трое были каббалистами). Cенатор усыновил Казанову и стал его пожизненным покровителем .

Казанова писал в своих мемуарах:

Я принял самый похвальный, благородный и единственно естественный способ жизни. Я решил поставить себя в такое положение, при котором мне не нужно будет лишать себя предметов первой необходимости. А о том, что именно было мне необходимо, никто не мог судить лучше чем я... Никто в Венеции не мог понять, как может существовать тесная связь между мной и тремя уважаемыми людьми: они, такие возвышенные, и я, такой приземлённый, они, самые строгие в своей морали, и я, ведущий распутный образ жизни .

Последующие три года (с декабря 1745) Казанова провёл под покровительством сенатора, формально числясь его референтом. Он жил как дворянин, великолепно одевался и, что было естественным для него, проводил большую часть своего времени за азартными играми и аморальными поступками . Его патрон был чрезмерно терпимым, но предупреждал Джакомо, что в конце концов придёт расплата за такую распущенность; но тот только «подшучивал над его ужасными пророчествами, не изменяя своего образа жизни». Однако приёмному сыну сенатора всё-таки пришлось покинуть Венецию из-за ещё бо́льших скандалов. Казанова решил отомстить своему недругу, разыграв его, и для этого выкопал труп недавно похороненного человека - но жертву розыгрыша неизлечимо парализовало. В другом случае одна девица обманом обвинила его в изнасиловании и обратилась к властям . Позже Казанова был оправдан из-за отсутствия доказательств его вины, но к тому времени он уже сбежал из Венеции: ему инкриминировались воровство, богохульство и чернокнижие (январь 1749 г.).

Удалясь в Парму, Казанова завязал трёхмесячный роман с француженкой, которую он называл «Генриеттой». По-видимому, это была самая сильная любовь, которую он когда-либо испытывал: эта дама соединяла в себе красоту, ум, хорошее воспитание. По его словам «те, кто верит, что женщина не может сделать мужчину счастливым все двадцать четыре часа в сутки, никогда не знали Генриетту. Радость, наполнявшая мою душу, была значительно бо́льшей днём, когда я разговаривал с ней, нежели ночью, когда она была в моих объятьях. Будучи очень начитанной и обладая врождённым вкусом, Генриетта правильно судила обо всём» . Она так же проницательно судила и о Казанове. Известный исследователь Казановы Дж. Райвз Чайлдз писал:

Вероятно, ни одна женщина так не захватила Казанову как Генриетта; немногие женщины обладали таким глубоким пониманием его. Она проникла внутрь его внешней оболочки в самом начале их связи, сопротивляясь соблазну соединить свою судьбу с его. Она разгадала его переменчивую натуру, отсутствие благородного происхождения и ненадёжность его финансов. Перед отъездом она сунула ему в карман пятьсот луидоров - знак своей оценки Казановы .

Гран-тур

Казанова пробыл в Париже два года, большую часть времени проводя в театре и выучив французский язык. Он завязал знакомства с представителями парижской аристократии. Но вскоре его многочисленные любовные связи были замечены полицией (подобно тому, как это было почти в каждом из посещённых им городов) .

Казанова перевёл трагедию Каюзака «Зороастр » с французского на итальянский , и в феврале 1752-го года её поставили в Королевском театре Дрездена (итальянская труппа). В Дрездене он повстречался со своей матерью, братом и сестрой . С осени 1752 г. по май 1753 г. Джакомо путешествовал по Германии и Австрии. В это время он сочинил собственные комедии «Фессалийки, или Арлекин на шабаше» и «Молюккеида» (в трех актах, ныне утеряна). Последняя была сыграна в Королевском театре Дрездена 22 февраля 1753 года и хорошо принята публикой. Более строгая моральная атмосфера Вены и Праги пришлась ему не по нраву. В 1753 году он вернулся в Венецию, где возобновил свои выходки, чем нажил себе немало врагов и привлёк внимание инквизиции . Его полицейское досье превратилось в растущий список богохульств, соблазнений, драк и ссор в общественных местах . Государственный шпион Джованни Мануччи был привлечён к тому, чтобы разузнать об отношении Казановы к каббализму, его причастности к масонству и наличии запрещённых книг в его библиотеке . Сенатор Брагадин, сам будучи бывшим инквизитором, настоятельно посоветовал своему приёмному сыну немедленно уехать, чтобы избежать самых серьёзных последствий .

Тюрьма и побег

Он находился в одиночном заключении, имея при себе одежду, тюфяк, стол и кресло, в «наихудшей из всех камер» , где ужасно страдал от темноты, летнего зноя и «миллионов блох». Вскоре он был помещён к другим заключённым, и после пяти месяцев и личного прошения графа Брагадина ему выдали тёплую зимнюю постель и ежемесячное пособие на приобретение книг и хорошей еды. Во время прогулок по тюремному двору он нашёл кусок чёрного мрамора и железный прут, которые смог пронести в свою камеру. Он спрятал прут внутри кресла. Временно находясь без сокамерников, Казанова в течение двух недель затачивал этот прут на камне и превратил его в пику (эспонтон). Затем он начал долбить деревянный пол под своей кроватью, зная, что его камера находилась прямо над кабинетом Инквизитора . Казанова задумал побег во время карнавала, когда никого из служащих не должно было быть в кабинете под ним. Но всего за три дня до намеченного срока, несмотря на его протесты и заверения в том, что он был совершенно счастлив там, где находился всё это время, Казанова был переведён в бо́льшую по размерам светлую камеру с окном. Вот что он написал позднее о том, как чувствовал себя при этом: «Я сидел в креслах, словно поражённый громом, и недвижимый как статуя, понимая, что все мои труды пошли прахом, но раскаиваться мне не в чем. У меня отняли надежду, и я не мог доставить себе иного облегчения, кроме как не думать о том, что со мною станется дальше» .

Преодолев своё отчаяние, Казанова разработал новый план побега. Он подговорил помочь ему заключённого из соседней камеры, отца Бальби - священника-отступника. Пика, принесённая в новую камеру вместе с креслом, была передана священнику внутри Библии, которую пронёс в большом блюде пасты одураченный тюремщик. Отец Бальби проделал проём в потолке своей камеры, выбрался наверх и сделал дыру в потолке камеры Казановы. Для нейтрализации своего нового сокамерника-шпиона Казанова воспользовался его суевериями и тем самым принудил его к молчанию . Когда Бальби проделал отверстие в потолке его камеры, Казанова выбрался через него, оставив записку с цитатой из 117-го Псалма (по Вульгате): «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» .

Шпион остался внутри, слишком напуганный последствиями в случае, если он будет пойман вместе с остальными. Казанова и Бальби выбрались через свинцовые плиты на крышу дворца Дожей, окутанную густым туманом. Поскольку крыша располагалась слишком высоко над ближайшим каналом, беглецы проникли в здание через слуховое окно, разломав решётку над ним и разбив его. На крыше они нашли длинную лестницу, и с помощью верёвки, которую Казанова заранее свил из простыни, спустились в комнату, пол которой находился в семи с половиной метрах под ними. Здесь они отдохнули до следующего утра, а затем переоделись, взломали замок на выходной двери, прошли мимо галерей и комнат по коридору дворца и спустились по ступеням. Внизу они убедили стража в том, что их по ошибке закрыли во дворце после окончания рабочего дня, и вышли через последнюю дверь. Было шесть часов утра 1 ноября 1756 года , когда они, взяв гондолу , уплыли на материк . В конце концов Казанова прибыл в Париж. Это случилось 5 января 1757 года , в тот самый день, когда Робер-Франсуа Дамьен совершил неудачное покушение на Людовика XV . Позже Казанова увидел и описал жестокую казнь злоумышленника .

Скептики спорят, что побег Казановы был невероятен, и что он получил свободу подкупом при помощи своего покровителя. Однако в государственных архивах сохранились некоторые подтверждения рассказу авантюриста, в том числе, сведения о ремонте потолка камер. Спустя тридцать лет Казанова написал «Историю моего побега» , получившую большую популярность и переведённую на многие языки. Описание этого события он повторил и в своих мемуарах. Характерно суждение Казановы об этом подвиге:

Так Господь готовил мне всё необходимое для побега, каковой должен был стать если не чудом, то событием, достойным удивления. Признаюсь, я горд, что бежал; но гордость моя происходит не от того, что мне удалось это сделать – здесь большая доля везения, но от того, что я счёл это осуществимым и имел мужество привести свой замысел в исполнение .

Снова в Париже

Он знал, что его пребывание в Париже может затянуться, и поэтому стал действовать сообразно обстоятельствам: «Я видел: чтоб преуспеть, должно мне поставить на кон все свои дарования, физические и духовные, свести знакомство с людьми сановными и влиятельными, всегда владеть собой, перенимать мнения тех, кому, как я увижу, надобно будет понравиться» . Казанова стал зрелым человеком, и на этот раз в Париже он был уже более расчётливым и осторожным, хотя временами всё ещё полагался на свои решительные действия и быстроту мышления. Его первой задачей было найти нового покровителя. Таковым стал его старый друг де Берни , теперь уже министр иностранных дел Франции . Де Берни посоветовал Казанове найти способы изыскания денег для государства, чтобы быстро преуспеть. Очень скоро Джакомо стал одним из распорядителей первой государственной лотереи и лучшим продавцом её билетов (первый тираж лотереи состоялся 18 апреля 1758). Это предприятие незамедлительно принесло ему существенную выгоду . Имея деньги, он стал вхожим в высший свет и завязал новые романы. Своим оккультизмом он одурачил многих знатных господ, в особенности маркизу Жанну д’Юрфе: прекрасная память позволила ему представиться знатоком нумерологии . С точки зрения Казановы «обман дурака является делом, достойным умного человека» .

Де Берни решил послать Казанову в Дюнкерк со шпионской миссией (август-сентябрь 1757). Джакомо хорошо заплатили за его недолгую работу, которая подвигла его впоследствии высказать одно из немногих замечаний против старого режима и класса, от которого зависело его собственное благополучие. Оглядываясь на прошлое, он заметил: «Все французские министры одинаковы. Они расточали деньги, добытые из чужих карманов, чтобы обогатиться самим, и власть их была безграничной: люди из низших классов считались за ничто, и неизбежными результатами этого явились долги государства и расстройство финансов. Революция была необходима» .

За долги Казанова был снова арестован и на этот раз заключён в тюрьму Форлевек , но был освобожден из неё спустя четыре дня благодаря заступничеству маркизы д’Юрфе. К несчастью Джакомо, его покровитель де Берни к тому времени был уволен Людовиком XV , и враги Казановы стали преследовать его. Стремясь отдалиться от этих неприятностей, авантюрист продал остатки своего имущества и добился своей второй отсылки со шпионскими целями в Голландию , куда и отбыл 1 декабря 1759 года .

В бегах

Однако на этот раз его миссия провалилась, и он бежал в Кёльн , а затем (весной 1760 года) в , где удача окончательно отвернулась от него. Он был вновь арестован за долги, но смог сбежать в Швейцарию . Устав от своей распутной жизни, Казанова посетил монастырь в Айнзидельне, где задумался о возможности изменить свою долю и стать скромным высокообразованным монахом. Он вернулся в гостиницу, чтобы поразмышлять о своих намерениях, но там встретил новый объект вожделения, и все его благие помыслы о монашеской жизни тотчас улетучились, уступив место привычным инстинктам . Продолжив странствия, он посетил Альбрехта фон Галлера и Вольтера (последнего дважды), затем побывал в Марселе , Генуе , Флоренции , Риме , Неаполе , Модене и Турине , затевая по пути любовные авантюры .

Возвращение в Венецию

Казанова жил в нескольких городах Италии. Он вспоминал: «В начале апреля 1770 года я задумал попытать счастья и отправиться в Ливорно , чтобы предложить свои услуги графу Алексею Орлову , командовавшему эскадрой, которая направлялась в Константинополь» . Но граф Орлов отказался от его помощи, и Джакомо уехал в Рим.

В Риме Казанова должен был подготовить своё возвращение в Венецию. Ожидая, пока его сторонники добудут для него разрешение на въезд, Казанова начал переводить на итальянский язык «Илиаду » , писать книгу «История смуты в Польше» и комедию. Его принимают в литературных академиях - Аркадианской и Accademia degli Infecondi (). В декабре 1771 года его выслали во Флоренцию , откуда он перебрался в Триест . Чтобы снискать расположение венецианских властей, Казанова занялся коммерческим шпионажем в их пользу. Однако, выждав несколько месяцев, но так и не получив разрешения на въезд, он написал напрямую инквизиторам. Наконец, долгожданное разрешение было прислано, и, разрыдавшись от волнения, Джакомо прочёл: «Мы, государственные инквизиторы, по известным нам причинам даём Джакомо Казанове свободу … наделяя его правом приезжать, уезжать, останавливаться и возвращаться, иметь связи где ему будет угодно без разрешения и помех. Такова наша воля». Казанове было позволено вернуться в Венецию в сентябре 1774 года , после восемнадцати лет изгнания .

Поначалу он был сердечно принят и стал знаменитостью. Даже инквизиторы пожелали узнать, как ему удалось сбежать из их тюрьмы. Из трёх его покровителей только Дандоло был ещё жив, и Казанова был приглашён поселиться у него. Он получал небольшое пособие от Дандоло и надеялся жить продажей своих сочинений, но этого оказалось недостаточно. И он скрепя сердце продолжил заниматься шпионажем в пользу правительства Венеции. Его доклады оплачивались сдельно и касались вопросов религии, морали и коммерции; по большей части они основывались на слухах и сплетнях, полученных от знакомых . Он был разочарован, поскольку не видел для себя заманчивых финансовых перспектив, и для него были открыты лишь немногие двери - так же, как и в прошлом.

Когда Джакомо исполнилось сорок девять, в его облике проявились черты, говорящие о годах безрассудной жизни и тысячах пройденных им миль. Оспины, ввалившиеся щёки и крючковатый нос становились всё более заметными. Его развязные манеры стали более сдержанными. Князь Шарль-Жозеф де Линь, друг Казановы (и дядя его будущего работодателя), так описал его в период около 1784 года :

Он был бы красив, когда бы не был уродлив: высок, сложен как Геркулес, лицо смуглое; в живых глазах, полных ума, всегда сквозит обида, тревога или злость, и оттого-то он кажется свирепым. Его проще разгневать, чем развеселить, он редко смеется, но любит смешить; его речи занимательны и забавны, в них есть что-то от паяца Арлекина и от Фигаро.

Оригинальный текст (фр.)

Ce serait un bien bel homme s’il n’était pas laid ; il est grand, bâti en Hercule, mais a un teint africain ; des yeux vifs, pleins d’esprit à la vérité, mais qui annoncent toujours la susceptibilité, l’inquiétude ou la rancune, lui donnent un peu l’air féroce, plus facile à être mis en colère qu’en gaieté. Il rit peu, mais il fait rire. Il a une manière de dire les choses qui tient de l’Arlequin balourd et du Figaro, ce qui le rend très plaisant .

Венеция переменилась для Казановы. Теперь у него было мало денег для азартных игр, мало сто́ящих женщин, желающих его, мало знакомых, чтобы оживлять его скучные дни. До него дошли известия о смерти матери (в Дрездене в ноябре 1776 года). Ещё более горькие чувства он испытал, когда навестил умирающую Беттину Гоцци: женщина, которая когда-то познакомила его с интимными ласками, теперь скончалась у него на руках. Его «Илиада » была издана в трёх томах ( -), но для ограниченного числа подписчиков, и принесла мало денег. Казанова затеял публичный диспут с Вольтером о религии, опубликовав «Размышления над „Похвальными письмами г-ну Вольтеру“» . Когда он спросил: «Предположим, Вам удастся разрушить суеверие. Чем Вы его замените?» - Вольтер ответил: «Как это мне нравится! Когда я освобожу человечество от свирепого чудовища, пожирающего его, неужели меня спросят о том, чем я заменю его?» С точки зрения Казановы, если Вольтер «был истинным философом, ему следовало бы хранить молчание об этом предмете… народ должен пребывать в невежестве для сохранения общего спокойствия в стране» .

Последнее пристанище Казановы в Венеции

Вынужденный возобновить свои странствия, Казанова прибыл в Париж, и в ноябре 1783 года , во время доклада, посвящённого воздухоплаванию , встретился с Бенджамином Франклином . С февраля г. по апрель г. Казанова служил секретарём Себастьяна Фоскарини, венецианского посла в Вене. Он также познакомился с Лоренцо да Понте , либреттистом Моцарта , который написал о Казанове: «этот необычный человек никогда не любил оказываться в неловком положении» . Записи Казановы свидетельствуют о том, что, возможно, он давал Да Понте советы, касающиеся либретто оперы Моцарта «Дон Жуан » .

Последние годы в Богемии

Семья

Мать Казановы, Дзанетта Мария Казанова, урождённая Фарусси (1708-1776), была актрисой. Братья Джакомо Казановы - Франческо (1727-1802 (1803?)) и Джованни Баттиста (1732-1795) стали известными деятелями искусств. Франческо был художником-пейзажистом, а Джованни Баттиста занимался портретной живописью и археологией; его книга о древнем искусстве была переведена на немецкий. Младший брат, Гаэтано Алвизо Казанова (1734-1783), был священником в Генуе. Танцовщица Дрезденского театра Мария Магдалина Казанова (1732-1800), жена придворного музыканта Петера Августа, приходилась сестрой Казанове.

Творчество

Мемуары

Одиночество и скука последних лет жизни позволили Казанове, не отвлекаясь, сосредоточиться над своими мемуарами, озаглавленными «История моей жизни» (фр. Histoire de ma vie ) -- не будь этого произведения, его известность была бы намного меньшей, если бы память о нём не исчезла совсем. Ещё в преддверии 1780 года он задумал написать свои воспоминания. В 1789 году он серьёзно приступил к этому труду, как к «единственному лекарству, чтобы не сойти с ума и не умереть с тоски». Первый черновик был закончен к июлю г., и он правил его последующие шесть лет. Он выставляет дни своего одиночества счастливым временем, записывая в своем труде: «Я не могу найти более приятного времяпрепровождения, нежели беседовать с самим собой о своих собственных занятиях, выбирая из них то, что может позабавить мою почтенную аудиторию» . Его воспоминания доходят только до лета 1774 года . Ко времени его смерти рукопись всё ещё была в работе. Его письмо, датированное 1792 годом , свидетельствует о том, что он сомневался, стоит ли публиковать её, поскольку находил историю своей жизни жалкой, и осознавал, что может нажить врагов, рассказывая правду о своих приключениях. Но всё же он решил продолжить работу, используя инициалы вместо полных имен и смягчив наиболее откровенные эпизоды. Он писал на французском вместо итальянского: «французский язык более распространён, нежели мой собственный» .

Мемуары открываются так:

Я начинаю, сообщая своему читателю, что судьба уже воздала мне по заслугам за всё то хорошее или плохое, что я совершал в течение своей жизни, и потому я вправе считать себя свободным… Вопреки возвышенным моральным началам, неотвратимо порождённым божественными принципами, укоренёнными в моём сердце, всю жизнь я оставался рабом своих чувств. Я испытывал наслаждение от того, что сбивался с пути, я постоянно жил неправильно, и единственным моим утешением было лишь то, что я осознавал свои прегрешения… Мои безрассудства суть безрассудства юности. Вы увидите, что я смеюсь над ними, и если вы доброжелательны, то позабавитесь над ними вместе со мной .

Казанова писал о цели свой книги:

Я надеюсь на дружеские чувства, уважение и благодарность моих читателей. Они будут мне благодарны, если чтение этих мемуаров станет поучительным и доставит им удовольствие. Они будут уважать меня, если, воздав мне по справедливости, найдут, что я имею более добродетелей нежели грехов; и я заслужу их дружбу как только они увидят, с какой искренностью и честностью я отдаю себя на их суд, ничего о себе не скрывая .

Он также сообщает читателям, что рассказывает далеко не обо всех своих приключениях: «Я опустил те из них, которые могли задеть людей, принимавших в них участие, так как они предстали бы не в лучшем свете. Тем не менее, найдутся такие, кто посчитает, что я порой бестактен; и я прошу прощения за это» . В последней главе текст неожиданно прерывается, намекая на неописанные события: «Через три года я встретил её в Падуе, и там возобновил знакомство с её дочерью куда более нежным образом» .

Мемуары занимают приблизительно 3 500 страниц в десяти томах (первый редактор текста Жан Лафорг разделил их на двенадцать томов) . Несмотря на то, что хронология событий временами страдает беспорядочностью и неточностью, а ряд историй - преувеличением, всё же основная канва сюжета и многие подробности подтверждаются в трудах современников. Казанова хорошо воспроизводит диалоги и подробно пишет обо всех классах общества . Казанова по большей части откровенно признаётся в своих грехах, намерениях и мотивах, он с юмором относится к своим успехам и провалам . Его признания, как правило, свободны от сожалений или раскаяния. Казанова прославляет чувственные удовольствия, особенно музыку, еду и женщин. «Я всегда любил остро приправленную пищу… Что касается женщин, я всегда находил, что та, в которую я был влюблен, хорошо пахла, и чем больше она потела, тем более сладким мне это казалось» . Он упоминает не менее чем о ста двадцати связях с женщинами и девушками, и несколько раз вскользь намекает на отношения с мужчинами . Он описывает свои дуэли и конфликты с негодяями и официальными лицами, свои заключения и побеги, интриги и махинации, муки и вздохи удовольствия. Он убедителен, когда говорит: «Я могу сказать vixi (я пожил)» .

Рукопись мемуаров хранилась у родственников Казановы, пока не была продана издательству Ф. А. Брокгауза . Впервые она была опубликована в сильно сокращённом немецком переводе в -1828 годах , а затем на французском языке в обработке Ж. Лафорга . В редакции Лафорга были значительно сокращены описания сексуальных похождений (в частности, из текста выброшены все гомосексуальные эпизоды), а также изменена политическая окраска мемуаров - из католика и убеждённого оппонента революции, каким Казанова был в действительности, он превратился в политического и религиозного вольнодумца. Во время Второй мировой войны рукопись пережила бомбардировку Лейпцига союзниками. Мемуары были переведены - с нарушением авторских прав - приблизительно на двадцать языков. Полный французский оригинал был издан лишь в 1960 году , а спустя ещё полвека Национальная библиотека Франции выкупила рукопись и начала переводить её в цифровой вид .

Другие сочинения

Джакомо Казанова является автором более двадцати сочинений, включая комедию «Молюккеида» , трёхтомную «Историю смуты в Польше» , пятитомный утопический роман «Икозамерон» - одно из самых ранних научно-фантастических произведений - а также ряда переводов, в том числе «Илиады» Гомера ( -). Интерес представляют письма авантюриста и предложенные Казановой оригинальные решения сложных геометрических задач .

Отношения с женщинами

Для Казановы и современных ему сибаритов из высшего света любовь и интимные отношения чаще всего были случайными, не обременёнными той серьёзностью, которая была свойственна романтизму XIX века . Заигрывания, любовные утехи, кратковременные связи были делом обычным для представителей благородного сословия, которые вступали в брак скорее ради полезных связей, нежели для любви.

Казанова (слева), проверяющий целостность «предохранительных колпачков» надуванием. Гравюра, иллюстрирующая мемуары Казановы (брюссельское издание 1872 г.)

Будучи многогранной и сложной, личность Казановы всё же находилась под властью чувственных страстей, как он сам повествует: «Потворствование всему, что давало наслаждение моим чувствам, всегда было главным делом моей жизни; я никогда не находил более важного занятия. Чувствуя, что я был рождён для противоположного пола, я всегда любил его и делал всё, что мог, чтобы быть любимым им» . Он упоминает, что иногда использовал «предохранительные колпачки» , предварительно проверяя их целостность надуванием, для предотвращения беременности своих любовниц.

Идеальная связь для Казановы включала в себя не только интимные отношения, но и сложные интриги, героев и злодеев, и галантное расставание. По схеме, которую он часто повторял, он находил привлекательную женщину, страдающую от грубого или ревнивого любовника (Действие первое); Казанова избавляет её от затруднения (Действие второе); она выказывает свою благодарность; он соблазняет её; завязывается недолгий бурный роман (Действие третье); чувствуя наступающее охлаждение любовного пыла или скуку, он признаётся в своей несостоятельности и устраивает замужество любовницы или сводит её с богатым мужчиной, покидая за этим сцену (Действие четвертое) . Как замечает Уильям Болито в «Двенадцати против Бога», секрет успеха Казановы у женщин «не содержал в себе ничего более эзотерического , чем [предложить] то, что требует каждая уважающая себя женщина: всё что он имел, всё чем он был, с ослепительным подарком в виде крупной денежной суммы (чтобы компенсировать отсутствие законности) вместо пожизненного содержания» .

Казанова поучает: «Нет такой честной женщины с неиспорченным сердцем, какую бы мужчина не завоевал бы наверняка, пользуясь её благодарностью. Это один из самых верных и быстрых способов» . Алкоголь и насилие не были для него пристойными средствами соблазнения . Наоборот, внимательность, небольшие любезности и услуги должны быть употреблены для смягчения женского сердца, но «мужчина, говорящей о своей любви словами, есть дурак». Вербальная коммуникация необходима - «без слов удовольствие от любви сокращается не менее чем на две трети» - но слова любви должны подразумеваться, а не напыщенно объявляться .

Взаимное согласие важно, по мнению Казановы, но он избегал лёгких побед или слишком сложных ситуаций, считая их неподходящими для своих целей . Он стремился быть идеальным спутником: остроумным, очаровательным, надёжным, любезным, - в Действии первом, прежде чем переместиться в спальню в Действии третьем. Казанова заявляет, что он не вёл себя подобно хищнику: «В мои правила никогда не входило направлять свои атаки против неискушённых или тех, чьи предрассудки скорее всего оказались бы препятствием». Однако завоёванные им женщины по большей части имели непрочное положение или были эмоционально уязвимыми .

Казанова ценил ум женщины: «В конце концов, красивая, но глупая женщина оставляет своего любовника без развлечений после того, как он физически насладился её привлекательностью». Однако его отношение к образованным женщинам было типичным для того времени: «Для женщины обучение неуместно; оно ставит под удар основные качества её пола… ни одно научное открытие не было сделано женщинами… (это) требует энергичности, которой нет у женского пола. Но в простом рассуждении и в тонкости чувств мы должны отдать должное женщинам» .

Во вступительной статье к русскому изданию мемуаров Казановы А. Ф. Строев пишет:

... "донжуанский список" Казановы может поразить воображение только очень примерного семьянина: 122 женщины за тридцать девять лет. Конечно, подобные списки у Стендаля и у Пушкина покороче, и в знаменитых романах тех лет, к которым пристало клеймо «эротические» (как, например, к увлекательнейшему "Фобласу" Луве де Кувре , 1787-1790), героинь поменьше, но так ли это много - три любовных приключения в год?

Казанова и азартные игры

Азартные игры были обычным средством досуга в общественно-политических кругах, в которых вращался Казанова. В своих мемуарах он рассуждает о многих азартных играх XVIII столетия , включая лотерею , фараон , бассет, пикет, приму, пятнадцать , вист , бириби, и о страсти к ним со стороны аристократии и духовенства . К шулерам относились с большей терпимостью, нежели в настоящее время, и они редко подвергались публичному порицанию. Большинство игроков остерегалось шулеров и их трюков. Всевозможные мошенничества были в ходу, и Казанова забавлялся ими .

Казанова играл на протяжении всей своей сознательной жизни, выигрывая и проигрывая крупные суммы денег. Его обучали профессионалы, и он был «научен тем мудрым максимам, без которых азартные игры сокрушают тех, кто в них играет». Он не всегда мог отказаться от жульничества и временами даже объединялся с профессиональными игроками для заработка. Казанова заявляет, что он был «спокоен и улыбался, когда проигрывал, и не был алчен, когда выигрывал». Однако иногда он странным образом обманывал самого себя, и тогда его поведение было неистовым, вплоть до вызовов на дуэль . Казанова признает, что ему не хватало выдержки, чтобы стать профессиональным игроком: «Я был лишён в достаточной мере благоразумия, чтобы остановиться, когда судьба была против меня, и не контролировал себя, когда выигрывал» . Ему также не нравилось слыть профессионалом: «Профессиональные игроки ничем не могут засвидетельствовать, что я был из их адской клики» . Хотя Казанова иногда расчётливо пользовался игрой в своих целях - чтобы быстро разжиться деньгами, для флирта, завязывания связей, действуя как галантный кавалер, или чтобы выставить себя аристократом перед высшим светом, - он также мог играть с маниакальной страстью и без расчёта, особенно находясь в эйфории нового любовного приключения. «Почему я играл тогда, когда я так остро предчувствовал проигрыш? Алчность заставляла меня играть. Мне нравилось тратить деньги, и мое сердце обливалось кровью, когда эти деньги не были выиграны в карты».

Репутация и авторитет Казановы

Современники считали Джакомо незаурядной личностью, высокоинтеллектуальным и любознательным человеком. Казанова был одним из выдающихся хроникёров своей эпохи. Он был истинным искателем приключений, пересекавшим Европу из конца в конец в поисках удачи, авантюристом, который для воплощения своих намерений встречался с наиболее выдающимися людьми XVIII столетия. Служитель власть имущих, и в то же время носитель новой для своего века эстетики и морали , он был членом тайных обществ и искал истину за рамками традиционных представлений. Будучи человеком религиозным, истовым католиком, он верил в молитву: «Отчаяние убивает; молитва рассеивает его; после молитвы человек верит и действует». Но так же как и в молитву, он верил в свободную волю и разум, и явно не был согласен с утверждением, что тяга к удовольствиям не пустит его в рай .

Рождённый в семье актёров, Джакомо обладал страстью к театру и театрализованной, полной импровизаций жизни. Но при всех своих талантах он нередко пускался в погоню за развлечениями и телесными наслаждениями, зачастую уклоняясь от стабильной работы и наживая себе неприятности там, где можно было преуспеть, если действовать осмотрительно. Его истинным призванием было жить, полагаясь на свою находчивость, стальные нервы, удачу, обаяние и деньги, полученные в знак благодарности или с помощью обмана .

Единственными вещами, о которых он ничего не знал, были те, в которых он считал себя знатоком: правила танца, французский язык, хороший вкус, устройство мира, правила хорошего тона. Только его комедии не смешны; только его философским сочинениям не хватает философии - все остальные наполнены ею; там всегда есть что-то веское, новое, пикантное, глубокое. Он - кладезь знаний, но цитирует Гомера и Горация до тошноты. Его ум и его остроты подобны аттической соли. Он чувственен и щедр, но огорчи его хоть чем-нибудь - и он становится неприятен, мстителен и мерзок… Он ни во что не верит, но только лишь в невероятное, будучи суеверным во всем. К счастью, у него есть честь и такт… Он любит. Он жаждет получить всё… Он горд, потому что ничего из себя не представляет… Никогда не говорите ему, что знаете историю, которую он собирается вам поведать - сделайте вид, что слышите её впервые… Никогда не забывайте засвидетельствовать ему своё почтение, иначе из-за этого пустяка вы рискуете нажить себе врага. - Charles Joseph de Ligne. Mémoires et mélanges historiques et littéraires, t. 4 . - Paris, 1828 .

Оригинальный текст (фр.)

Il n’y a que les choses qu’il prétend savoir qu’il ne sait pas: les règles de la danse, de la langue française, du goût, de l’usage du monde et du savoir-vivre. Il n’y a que ses comédies qui ne soient pas comiques; il n"y a que ses ouvrages philosophiques où il n’y ait point de philosophie: tous les autres en sont remplis ; il y a toujours du trait, du neuf, du piquant et du profond. C’est un puits de science; mais il cite si souvent Homère et Horace, que c’est de quoi en dégoûter. Sa tournure d" esprit et ses saillies sont un extrait de sel attique. Il est sensible et reconnaissant; mais pour peu qu’on lui déplaise, il est méchant, hargneux et détestable… Il ne croit à rien, excepté ce qui est le moins croyable, étant superstitieux sur tout plein d’objets. Heureusement qu’il a de l’honneur et de la délicatesse… Il aime. Il convoite tout… Il est fier, parce qu"il n"est rien et qu"il n"a rien… ne lui dites jamais qui vous savez l"histoire qu"il va vous conter; ayez l"air de l"entendre pour la premiere fois... Ne manquez pas de lui faire la révérence, car un rien vous en fera un ennemi…

Трудно представить личность, более многогранную, нежели Джакомо Казанова: юрист и клерикал, военный и скрипач, мошенник и сводник, гурман и деловой человек, дипломат и шпион, политик и врач, математик, философ и каббалист, драматург и писатель. Его творческое наследие включает более двадцати произведений, в том числе, пьесы и эссе, а также множество писем.

Казанова в культуре

Казанова прежде всего ассоциируется с представлениями о его любовных похождениях. Его имя, ставшее нарицательным, стоит в одном ряду с такими литературными персонажами как Дон Жуан или «современники» Казановы - Ловелас и Фоблас . Действительно, мемуары Казановы, отвечающие философии либертинизма , не обходят стороной сексуальную сторону его одиссеи, при этом искажая некоторые факты: так, исследования показали, что неоднократные намёки Казановы о якобы имевшем место инцесте с собственными дочерьми, являются хронологически невероятными . Однако реальная личность Казановы далеко не сводится к его эротическим эскападам, она гораздо сложнее и интереснее. В целом ряде исследований конца XX века сделана попытка нарисовать более целостный образ Казановы - образованного, умного, наблюдательного и находчивого авантюриста.

Знаменитому авантюристу посвящены романы Р. Олдингтона , пьесы А. Шницлера , М. Цветаевой , В. Коркия и А. Лаврина («Казанова: Уроки любви»), эссе С. Цвейга , Р. Вайяна , Ф. Марсо , книга Ф. Соллерса «Казанова Великолепный» (1998).

Казанова - герой оперы И. Штрауса-младшего, фильма Федерико Феллини , нескольких англоязычных телесериалов (см. Казанова) и песни Casanova in Hell из альбома Fundamental группы Pet Shop Boys (2006). Музыкальная композиция Casanova в восьми сценах для виолончели и духового оркестра, написанная нидерландским композитором Йоханом де Мейем

Прославленный венецианский авантюрист, чьё имя стало нарицательным, был блестящим рассказчиком; постепенно он принялся записывать свои рассказы; записи эти переросли в мемуары.

Как всякий истинный искатель приключений, Казанова проводит жизнь в разъездах. Прибыв однажды в Константинополь, он знакомится с почтенным философом Юсуфом и богатым турком Исмаилом. Восхищённый суждениями Казановы, Юсуф предлагает ему перейти в мусульманство, жениться на его единственной дочери и стать его полноправным наследником. Исмаил и сам выказывает гостю свою любовь, отчего тот чуть было совсем не порывает с гостеприимным турком. Пережив ещё ряд приключений, Казанова отбывает обратно в Европу, с заходом на остров Корфу, где успевает влюбиться и завести интрижку.

По дороге в Париж Казанова задерживается в Турине; там он находит «все равно прекрасным - город, двор, театр» и женщин, начиная с герцогинь Савойских. Но, несмотря на это, ни одна из местных дам не удостаивается любви великого сердцееда, кроме случайной прачки в гостинице, а посему вскоре он продолжает свой путь. Остановившись в Лионе, Казанова становится «вольным каменщиком, учеником», а два месяца спустя, в Париже, он поднимается на вторую ступень, а затем и на третью, то есть получает звание «мастера». «Эта ступень высшая», ибо прочие титулы имеют лишь символический смысл и «ничего к званию мастера не добавляют».

В Париже Казанова смотрит, наблюдает, встречается с литературными знаменитостями. Кребийон даёт высокую оценку мастерству Казановы-рассказчика, однако замечает, что его французская речь, хотя и вполне понятная, звучит «словно бы итальянскими фразами». Кребийон готов давать уроки талантливому итальянцу, и Казанова целый год изучает под его руководством французский язык. Любознательный путешественник посещает Оперу, итальянцев, Французскую комедию, а также «Отель дю Руль» - весёлое заведение, возглавляемое мадам Париж. Тамошние девочки производят на итальянца столь сильное впечатление, что он регулярно посещает его до самого своего переезда в Фонтенбло.

В Фонтенбло каждый год охотится Людовик XV, и на те полтора месяца, которые король проводит на охоте, весь двор, вместе с актёрами и актрисами из Оперы перебираются в Фонтенбло. Там Казанова знакомится с августейшим семейством, а также с мадам де Помпадур, искренне влюблённой в своего красавца короля. Вращаясь среди очаровательных придворных дам, Казанова не забывает и о красавицах горожанках. Дочь его квартирной хозяйки становится виновницей его столкновения с французским правосудием. Заметив, что девушка влюблена в него, авантюрист не может не утешить красотку, и вскоре обнаруживается, что у той будет ребёнок. Мать девицы обращается в суд, однако судья, выслушав хитроумные ответы обвиняемого, отпускает его с миром, приговорив лишь к оплате судебных издержек. Впрочем, растроганный слезами девицы, Казанова даёт ей деньги на роды. Впоследствии он встречает её на ярмарке - она стала актрисой в комической опере. Актрисой становится и девица Везиан, юная итальянка, приехавшая в Париж, чтобы разжалобить министра и что-нибудь получить за погибшего отца, офицера французской армии. Казанова помогает юной соотечественнице устроиться фигуранткой в Оперу, где та быстро находит себе богатого покровителя. Казанова устраивает судьбу и случайно встреченной им в балагане тринадцатилетней замарашки. Разглядев острым взором под грязью поразительное совершенство форм девушки, Казанова собственноручно отмывает её и отправляет к художнику - рисовать её портрет. Портрет этот попадает на глаза королю, который тотчас приказывает доставить к нему оригинал. Так девица, прозванная Казановой О-Морфи («Красавица»), на два года поселяется в Оленьем Парке. Расставшись с ней, король выдаёт её замуж за одного из своих офицеров. Сын своего времени, Казанова обладает самыми разнообразными познаниями, включая каббалистические знания. С их помощью он вылечивает герцогиню Шартрскую от прыщей, что немало способствует его успеху в обществе.

В Париже, Дрездене, Венеции - везде, где бы Казанова ни находился, он сводит знакомства как с обитательницами весёлых домов, так и со всеми хорошенькими женщинами, каких только можно встретить окрест. И женщины, удостоившиеся внимания блистательного авантюриста, ради его любви готовы на все. А болезненная венецианская девица, познав любовь Казановы, даже излечивается от своего недуга; девица эта настолько околдовывает великого авантюриста, что тот готов даже жениться на ней. Но тут случается непредвиденное: венецианский трибунал инквизиции арестовывает Казанову как нарушителя общественного спокойствия, заговорщика и «изрядного негодяя». Помимо доносов, написанных ревнивцами и ревнивицами, в доме у Казановы обнаруживают книги заклинаний и наставления по влиянию планет, что даёт основание обвинить его ещё и в чернокнижии.

Казанову сажают в Пьомби, Свинцовую тюрьму. От тоски и благочестивых книг, которые подсовывают ему тюремщики, Казанова заболевает. Вызванный надзирателем врач приказывает узнику одолеть тоску. Казанова решает, рискуя жизнью, добыть себе свободу: «Либо я буду убит, либо доведу дело до конца». Однако от замысла до осуществления его проходит немало времени. Едва Казанова ухитряется изготовить острый стилет и проковырять в полу дыру, как его переводят в другую камеру. Надзиратель обнаруживает следы его трудов, однако изобретательному авантюристу удаётся запугать тюремщика, пригрозив выставить его перед начальством своим сообщником. Желая задобрить узника, надзиратель разрешает ему меняться книгами с другими заключёнными. Пряча послания в книжных переплётах, Казанова завязывает переписку с падре Бальи, сидящим в тюрьме за распутный образ жизни. Монах оказывается натурой деятельной, а так как Казанове необходим помощник, то он заручается его поддержкой. Проделав отверстия в потолках своих камер, а затем в свинцовой крыше, Казанова и Бальби бегут из тюрьмы. Оказавшись на свободе, они стремятся как можно скорей покинуть пределы Венецианской республики. Казанове приходится расстаться со своим товарищем по несчастью, ставшим для него обузой, и, ничем и ни с кем не связанный, он устремляется к границе. И вот Казанова снова в Париже; перед ним стоит важная задача - пополнить кошелёк, изрядно отощавший за время пребывания в тюрьме. Он предлагает заинтересованным лицам устроить лотерею. А так как «нет на свете другого места, где было бы так просто морочить людей», то ему удаётся получить от этого предприятия все возможные выгоды. Не забывает он и о продажных красавицах и знатных поклонницах своих разнообразных талантов. Неожиданно заболевает его новый друг Ла Тур д?Овернь; Казанова, заявив, что в него вселился влажный дух, берётся излечить его, наложив печать Соломона, и чертит у него на бедре пятиконечную звезду. Через шесть дней Ла Тур д?Овернь снова на ногах. Он знакомит Казанову с почтенной маркизой д?Юрфе, страстно увлекающейся оккультными науками. У маркизы имеется прекрасное собрание рукописей великих алхимиков, у себя в доме она устроила настоящую лабораторию, где постоянно что-то выпаривается и перегоняется. У госпожи д?Юрфе часто обедает «славный авантюрист» граф де Сен-Жермен - блистательный рассказчик, учёный, «отменный музыкант, отменный химик, хорош собой». Вместе с маркизой Казанова наносит визит Жан Жаку Руссо; впрочем, знаменитый философ не производит на них ожидаемого впечатления: «ни внешность его, ни ум не поражали своеобычностью».

Желая обрести постоянный доход, Казанова по предложению некоего прожектёра открывает мануфактуру. Но она приносит ему одни убытки: увлёкшись юными работницами, Казанова каждые три дня берет себе новую девицу, щедро награждая её предшественницу. Бросив убыточное предприятие, Казанова уезжает в Швейцарию, где, по обыкновению, чередует возвышенное общение с лучшими умами эпохи с любовными приключениями. В Женеве Казанова несколько раз беседует с великим Вольтером. Далее путь его лежит в Марсель. Там его настигает госпожа д?Юрфе, жаждущая совершить магический обряд перерождения, исполнить который может только Казанова. А так как обряд сей состоит главным образом в том, что Казанова должен заняться любовью с престарелой маркизой, он, чтобы достойно выйти из положения, берет в помощницы некую юную красотку. Изрядно потрудившись и свершив обряд, Казанова покидает Марсель.

Путешествие продолжается. Из Лондона, где Казанове не понравилось, он направляется в германские княжества. В Вольфенбюттеле он все время проводит в библиотеке, в Брауншвейге не отказывает себе в амурных удовольствиях, в Берлине удостаивается аудиенции у короля Фридриха. Затем путь его лежит в Россию - через Ригу в Санкт-Петербург. Всюду Казанова с интересом знакомится с непривычными для него обычаями и нравами. В Петербурге он наблюдает крещение младенцев в ледяной воде, ходит в баню, посещает дворцовые балы и даже покупает себе крепостную девку, оказавшуюся необычайно ревнивой. Из северной столицы Казанова едет в Москву, ибо, по его словам, «кто не видал Москвы, не видал России». В Москве он осматривает все: «фабрики, церкви, памятники старины, собрания редкостей, библиотеки». Возвратившись в Петербург, Казанова вращается при дворе, встречается с императрицей Екатериной II, которая находит суждения итальянского путешественника весьма занимательными. Перед отъездом из России Казанова устраивает для своих русских друзей празднество с фейерверком. Казанову снова влечёт Париж, путь его пролегает через Варшаву... и все продолжается - интриги, аферы, любовные авантюры...

Казанова

Казанова
Джакомо Джироламо Казанова (1725-1798) - известный авантюрист венецианского происхождения, прославившийся своими любовными приключениями, о которых он сам же рассказал в своих мемуарах. Учился в Падуанском университете, в 17 лет защитил диссертацию по праву, был аббатом, солдатом и, будучи энциклопедически образованным человеком, переменил множество занятий - зарекомендовал себя как юрист, поэт, драматург, химик, переводчик, финансист, музыкант и т. д. Он не был дворянином, но, благодаря своим талантам и тонкому знанию человеческой психологии, сумел добиться успеха при дворе многих монархов Европы.
При своей жизни Казанова не имел репутации легендарного любовника, (его друг принц де Линь представлял своим друзьям пожилого Ка-занову лишь как брата известного художника-баталиста): она сложилась уже после его смерти, когда были опубликованы его мемуары «История моей жизни», которые он писал на склоне своих лет (1789-1798). И хотя «донжуанский список» авантюриста, представленный там, относительно невелик (122 женщины за 39 лет), тем не менее имя автора стало нарицательным благодаря литературному мастерству, с которым он рассказывает о своих победах, и своеобразной философии сердцееда, изложенной в его воспоминаниях.
Имя нарицательное для искателя любовных побед и приключений (шутл.-ирон.). Аналог более архаичных Ловеласа и Дон Жуана.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Казанова" в других словарях:

    Джованни Якопо (Джакомо) (Giovanni Jacopo (Giacomo) Casanova, 1725 1798) итальянский авантюрист, автор «Воспоминаний» ценнейшего документа по бытовой истории дореволюционной Европы XVIII в. и увлекательной автобиографии. Сын дворянина и дочери… … Литературная энциклопедия

    - (Casanova) Джованни Джакомо (1725 98), итальянский писатель. Исторические сочинения; фантастический роман Искамерон (1788). Бурная жизнь, полная многочисленных любовных и авантюрных приключений в Мемуарах (тома 1 12, написаны в 1791 98 на… … Современная энциклопедия

    - [ит., имя собств. Casanova Giacomo (1725 1798)] венецианский писатель, автор приключенческих любовных историй. Перен. соблазнитель, донжуан, искатель приключений. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 20 бабник (63) гинекоман (10) дамский угодник (12) … Словарь синонимов

    - (Джованни Джакопо Casanova де Сенгальт дворянский титул,который он себе присвоил) авантюрист (1725 98), родом из Венеции.Изучив право, он хотел принять духовный сан, но запутался в любовныхпохождениях и был исключен из семинарии. Побывав в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (итал. Casanova новый дом) фамилия Мужчины Казанова, Джакомо (1725 1798) известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель, автор мемуаров; имя его стало нарицательным для обозначения любителя любовных приключений … Википедия

    Портрет Джакомо Казановы (Франческо Казанова, 1750 год) Джакомо Джироламо Казанова (итал. Giacomo Girolamo Casanova) кавалер де Сенгальт дворянский титул, который он себе присвоил (2 апреля 1725, Венеция 4 июня 1798, Духцов, Чехия) известный… … Википедия

    I Казанова (Casanova) Даниель (9.1.1909, Аяччо, Корсика, 9.5.1943, Освенцим), героиня французского Движения Сопротивления. Дочь корсиканского учителя. В 1927 приехала в Париж изучать медицину. Принимала активное участие в студенческом… … Большая советская энциклопедия

    М. 1. Итальянский писатель Дж.Дж. Казанова (1725 1798 гг.), запечатлевший нравы современников и многочисленные личные любовные и авантюрные приключения. 2. Употребляется как символ любителя амурных и авантюрных приключений; авантюрист, прохиндей … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Казанова. История моей жизни , Казанова. Издание 1991 года. Сохранность хорошая. "История моей жизни" Казановы - культурный памятник исторической и художественной ценности. Это замечательное литературное творение более захватывающее…

Джакомо Казанова жил в восемнадцатом веке, но слава о его поступках и жизни тревожит наши умы до сих пор.

Восемнадцатый век подарил нам много великих людей, велики и их открытия, кем же был величайший любовник не только беспутной Венеции, но и всей Италии, всего мира? Казанова был не только великим любовником, хитрым малым, но и любопытным путешественником, талантливым писателем и переводчиком. Первым толчком для долгих скитаний и побега из родной Венеции стал его беспорядочный блуд, за который его упрятали за тюремную решетку. Казанова был интриганом и шулером, мошенником и обманщиком, но он никогда не прибегал к изнасилованию. Женщины сами сходили с ума от его атлетического тела, смуглой бархатистой кожи, остроумия и природной живости ума. Для большей части желаемых им женщин этой гремучей смеси было достаточно, однако были и те, которые отказывали ему. Стоило женщине отказаться от близости с ним, Казанова начинал лихорадочно плести сеть интриг, его напор и знаки внимания к женщине не уменьшались, напротив, увеличивались. Он всегда старался, во что бы то ни стало, добиться желаемого. Ему нравился сопернический, обещающий гамму эмоций и приключений, процесс ухаживания. Среди всех величайших любовников истории и литературы Казанове нужно отдать должное. Они никогда не думал в первую очередь о своем наслаждении, он выполнял самые потаенные женские желания. Его искусство соблазнения прославилось благодаря его проницательности, большинство женских желаний он предугадывал, а уже потом воплощал в реальность. Он знал как, чего и сколько женщина хочет. Очень часто Казанова и сам был до потери пульса влюблен в своих женщин. Читая его мемуары, можно убедиться в том, что он очень многих помнит, достоверно описывает события, сквозь строки сквозит не только слабо уловимая грусть, но и преданная нежность к каждой из них. Можно сказать, он не только получал от женщин страсть и любовь, но и отдавал ее в равной мере.

Казанова родился в Венеции 2 апреля 1725 года. Мать его работала на сцене венецианского театра, а об отце Казанова уже сам мог догадываться. На тот момент Занетта Фарусси была женой танцора Казановы, который открещивался от ребенка, указывая на других актеров и мужчин. Такие родители не только никогда не смогли бы воспитать достойного и интеллигентного человека, они не смогли бы дать элементарного, и мальчик был отправлен на воспитание к бабушке. Чуть позже два младших брата повторили его участь. Средний, Франческо Казанова, стал известным живописцем, который учился у лучших мастеров Венеции того времени. Картины Казановы находятся в Эрмитаже и Лувре, Англии и Италии, в лучших музеях Европы. Если Франческо с ума сходил от живописи пейзажей, а портреты рисовал постольку поскольку, то его младший брат Джованни знаменитый археолог рассматривал портретную живопись как свое увлечение.

Мужское вожделение достаточно рано пробуждалось в подростке, не достигшем одиннадцати лет. Во всей красе это безумное желание давало о себе знать рядом с сестрой хозяина дома, в котором жили бабушка с внуком. Несмотря на это, первый раз Джакомо занялся любовью только в семнадцать-восемнадцать лет. В двенадцати томах своих мемуаров Казанова написал очень многое не столько о своей жизни, женщинах, сколько о самом наслаждении, которое они ему дарили. За свою долгую и очень красочную жизнь, он познал совсем юных девиц и почтенных матрон, монахинь и куртизанок, вдов, аристократок и крестьянок, не брезговал он и мужчинами.

Именно так. Джакомо Казанова дарил свою любовь не только женщинам, но и мужчинам. В пору своей юности король авантюр и аферы учился в духовной семинарии, и подготавливался к священному сану, но его пуританским помыслам никогда не было суждено сбыться. За свое аморальное изучение оккультной литературы и беспорядочные гомосексуальные связи он был отчислен. Практически сразу после отчисления он был призван служить Венеции.

В зрелости неутомимый Казанова мог заниматься любовью рекордно долгое время, из-за чуждости к приличиям ему было наплевать на время, место и позицию происходящего. К примеру, во время дневного посещения одного из монастырей, монахиня добровольно сделала ему глубокий минет через отделяющую их решетку.

Для Казановы всегда чувствительной и слабой темой была тема его происхождения, которая не только его смущала, а буквально угнетала. Как было сказано выше, во время подготовки к духовной миссии, юный венецианец достаточно глубоко изучал туманные и необъяснимые науки, в том числе о гомеопатию. Именно изучение последней сыграло для него немаловажную роль. Когда юному авантюристу исполнился двадцать один год, судьба сводит его с властным, но очень больным аристократом Маттео Бригадином. Применив все свои знания и умения, Джакомо удалось излечить старца от верной смерти, и тот в благодарность за спасенную жизнь усыновляет его. Появляется знаменитый шевалье де Сенгальт: «Я не родился дворянином, дворянства я добился сам». Новоиспеченный папа с нетрадиционной ориентацией спонсирует поездки Казановы в Париж, Неаполь, Рим и Константинополь. Однако быть придворным венецианским щеголем ему пришлось быть относительно недолго. Благодаря его любовным победам, приобретенному титулу и сумасбродному чувству юмора, у Казановы было много недоброжелателей. Его схватили солдаты, и посадили в темницу за ересь, при нем находилась кабалистическая литература. Однако, причиной задержания стала не только ересь, но и богохульство, и преклонение перед масонством!

Неизвестно как ему удалось бежать из заключения, на эту тему можно строить только бесчисленные догадки и предположения. Сбежав из Венеции, Казанова узнает Европу. Сначала он направился во Францию, Германию, потом холодную Россию, в Швейцарию… В 1756 году, прибыв Париж, Казанова зарабатывает себе на жизнь организацией государственной лотереи и спекуляциями. Когда Париж с его постоянной суетой наскучил плуту, он перебирается в Берлин, где заводит знакомство с Фридрихом Великим. 1764 -1765 годы, проведенные в России, ознаменовались знакомством с лейтенантом Луниным, с которым Казанова обменивался клятвами в любви и верности. В это же время он был на аудиенции у Екатерины, императрицы Российской империи, по поводу различий в календарях. После России еще очень много стран и городов, где побывал Казанова… Казанова был очень умным образованным и интеллигентным человеком, среди его друзей отмечены: граф Алексей Орлов, Моцарт, Вольтер, Гёте.

Глядя на его любовные связи, то лейтенант Лунин не единственная значительная привязанность. В Женеве, после посещения Вольтера, Джакомо знакомится с француженкой Анриетт. Анриетт была очень красива, образована, хорошо обучена придворному этикету. Они прожили в одном номере гостиницы около трех месяцев, после чего каждый из них пошел своей дорогой. Спустя много долгих лет, оказавшись в этом номере случайно, неутомимый любовник обнаружил надпись: «Забудешь ты и Анриетт», но нет… Анриетт не так просто было забыть.

В 1774 году орден иезуитов перетягивает завязавшиеся политические связи Казановы, его ум и природное обаяние на свою сторону. Следующие семь лет этот плут провел в Венеции на правах шпиона инквизиции. Но должность осведомителя вводила Казанову в уныние, ему изрядно приелся искушенный и надменный венецианский двор, который великий любовник описал в своих очередных сатирических мемуарах. Мемуары были преданы гласности, от чего у верхушки интеллигенции встали волосы дыбом, благодаря уязвленному до самого сердца Гримальди, Джакомо Казанова навсегда был изгнан из родной Италии. Дальнейшие годы своей жизни Казанова посвятил книгам, литературе и своим мемуарам в богемском замке Дю у графа фон Вальдштейна на должности личного библиотекаря.