В средневековые времена жизнь была не легкой, одежда играла важную роль, в плоть до сохранения жизни.
Простая одежда из непрочной ткани была обычным делом, кожа считалась редкостью, а вот доспехи носили только состоятельные джентльмены.

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год

Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.

Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:

Или доспехи, или ничего
Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.

Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге - результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.

Средневековая гонка вооружений
Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.

Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):

Причудливые монстры
Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.

Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.

Англия выдвигает идеи
Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.
1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.

Фэнтези-авторы нередко обходят стороной возможности «дымного порошка», предпочитая ему старые добрые меч и магию. И это странно, ведь примитивные огнестрельные орудия - не только естественный, но и необходимый элемент средневекового антуража. Воины с «огненной стрельбой» отнюдь не случайно появились именно в рыцарских армиях. Распространение тяжелых лат закономерно повлекло за собой и повышение интереса к оружию, способному пробивать их.

Древние «огни»

Сера. Распространенный компонент заклинаний и составная часть пороха

Секрет пороха (если, конечно, здесь можно говорить о секрете) заключается в особых свойствах селитры. А именно - в способности этого вещества при нагревании выделять кислород. Если селитру смешать с каким-либо горючим и поджечь, начнется «цепная реакция». Выделяемый селитрой кислород увеличит интенсивность горения, и чем сильнее разгорится пламя, тем больше кислорода будет выделяться.

Использовать селитру для повышения эффективности зажигательных смесей люди научились еще в 1 тысячелетии до нашей эры. Вот только найти ее было совсем непросто. В странах с жарким и очень влажным климатом белые, похожие на снег кристаллики иногда можно было обнаружить на месте старых кострищ. Но в Европе селитра встречалась лишь в смрадных тоннелях канализации или в населенных летучими мышами пещерах.

Прежде чем порох стал применяться для взрывов и метания ядер и пуль, составы на основе селитры долгое время служили для изготовления зажигательных снарядов и огнеметов. Так, например, легендарный «греческий огонь» представлял собой смесь селитры с нефтью, серой и канифолью. Загорающаяся при низкой температуре сера добавлялась для облегчения воспламенения состава. Канифоль же требовалась для загущения «коктейля», чтобы заряд не вытекал из трубы огнемета.

«Греческий огонь» действительно нельзя было погасить. Ведь растворенная в кипящей нефти селитра продолжала выделять кислород и поддерживать горение даже под водой.

Для того, чтобы порох стал взрывчатым веществом, селитра должна составлять 60% его массы. В «греческом огне» ее было вдвое меньше. Но и такого количества было достаточно, чтобы сделать процесс сгорания нефти необычайно бурным.

Византийцы не были изобретателями «греческого огня», а заимствовали его у арабов еще в 7 веке. В Азии приобретали и необходимые для его производства селитру и нефть. Если же принять во внимание, что сами арабы именовали селитру «китайской солью», а ракеты - «китайскими стрелами», догадаться, откуда к ним пришла эта технология, не составит труда.

Распространение пороха

Указать место и время первого применения селитры для зажигательных составов, фейерверков и ракет очень трудно. Но честь изобретения пушек определенно принадлежит китайцам. О способности пороха выбрасывать снаряды из металлических стволов сообщают китайские летописи 7 века. К 7 веку относится и открытие способа «выращивания» селитры в специальных ямах или валах из земли и навоза. Эта технология сделала возможным регулярно применять огнеметы и ракеты, а затем и огнестрельное оружие.

Дуло Дарданелльской пушки - из аналогичной турки расстреляли стены Константинополя

В начале 13 века, после захвата Константинополя, в руки крестоносцев попал рецепт «греческого огня». К середине 13 века относятся и первые описания европейскими учеными «настоящего», взрывающегося пороха. Арабам же применение пороха для метания камней стало известно не позже 11 века.

В «классическом» варианте черный порох включал в себя 60% селитры и по 20% серы и древесного угля. Древесный уголь с успехом мог быть заменен молотым бурым углем (бурый порох), ватой или сушеными опилками (белый порох). Существовал даже «синий» порох, в котором уголь заменяли цветами васильков.

Сера также присутствовала в порохе далеко не всегда. Для пушек, заряд в которых воспламенялся не искрами, а факелом или раскаленным прутом, мог изготовляться порох, состоящий только из селитры и бурого угля. При стрельбе же из ружей сера могла не подмешиваться в порох, а насыпаться сразу на полку.

Изобретатель пороха

Изобрел? Ну и отойди в сторону, не стой, как осел

В 1320 году немецкий монах Бертольд Шварц, наконец, «изобрел» порох. Теперь невозможно установить, сколько людей в разных странах изобретали порох до Шварца, зато с уверенностью можно сказать, что после него это не удавалось уже никому!

Бертольд Шварц (которого, кстати, звали Бертольд Нигер) конечно же, ничего не изобретал. «Классический» состав пороха стал известен европейцам еще до его рождения. Но в своем трактате «О пользе пороха» он дал ясные практические рекомендации по изготовлению и использованию пороха и пушек. Именно благодаря его труду в течение второй половины 14 века искусство огненной стрельбы стало стремительно распространяться в Европе.

Первый пороховой завод был построен в 1340 году в Страсбурге. Вскоре после этого развернулось производство селитры и пороха и в России. Точная дата этого события не известна, но уже в 1400 году Москва первый раз горела в результате взрыва в мастерской по изготовлению пороха.

Огнестрельные трубы

Первое изображение европейской пушки, 1326 год

Простейшее ручное огнестрельное оружие - ручница - появилось в Китае уже в середине 12 века. Этим же периодом датируются и древнейшие самопалы испанских мавров. А с начала 14 века «огнебойные трубы» стали постреливать и в Европе. В летописях ручницы фигурируют под множеством названий. Китайцы называли такое оружие пао, мавры - модфа или караб (отсюда пошло «карабин»), а европейцы - ручная бомбарда, хандканона, склопетта, петриналь или кулеврина.

Ручница весила от 4 до 6 килограммов и представляла собой высверленную изнутри болванку из мягкого железа, меди или бронзы. Длина ствола составляла от 25 до 40 сантиметров, калибр мог быть 30 миллиметров и больше. Снарядом обычно служила круглая свинцовая пуля. В Европе, впрочем, до начала 15 века свинец был редок, и самопалы часто заряжали небольшими камнями.

Шведская ручная пушка 14 века

Как правило, петриналь насаживали на древко, конец которого зажимали под мышкой или вставляли в ток кирасы. Реже приклад мог охватывать плечо стрелка сверху. На такие хитрости приходилось идти потому, что упереть приклад ручницы в плечо было невозможно: ведь стрелок мог поддержать оружие только одной рукой, второй он подносил огонь к запалу. Заряд поджигался «палительной свечкой» - пропитанной селитрой деревянной палочкой. Палочку упирали в запальное отверстие и поворачивали, перекатывая в пальцах. Искры и кусочки тлеющего дерева сыпались внутрь ствола и рано или поздно поджигали порох.

Голландские ручные кулеврины 15 века

Крайне низкая точность оружия позволяла вести эффективную стрельбу только с дистанции «в упор». А сам выстрел происходил с большой и непредсказуемой задержкой. Уважение вызывала только убойная сила этого оружия. Хотя пуля из камня или мягкого свинца в то время еще уступала арбалетному болту в пробивной силе, но уж дыру выпущенный в упор 30-миллиметровый шарик оставлял такую, что любо-дорого было посмотреть.

Дыра-дырой, но попасть все-таки было надо. А удручающе низкая точность петринали не позволяла рассчитывать на то, что выстрел будет иметь какие-либо иные последствия, кроме огня и шума. Может показаться странным, но этого было достаточно! Ручные бомбарды ценились именно за сопровождающие выстрел грохот, вспышку и облако воняющего серой дыма. Заряжать их еще и пулей далеко не всегда считали целесообразным. Петринали-склопетты даже не снабжалась прикладом и предназначалась исключительно для холостой стрельбы.

Французский стрелок 15 века

Рыцарский конь не боялся огня. Но если его, вместо того, чтобы честно колоть пиками, ослепляли вспышкой, оглушали грохотом, да еще и оскорбляли смрадом горящей серы, он все-таки терял бодрость духа и сбрасывал всадника. Против лошадей, не приученных к выстрелам и взрывам, этот метод работал безотказно.

А рыцари сумели познакомить своих коней с порохом далеко не сразу. В 14 веке «дымный порошок» в Европе был товаром дорогим и редким. А главное, по первому времени страх он вызывал не только у коней, но и у всадников. Запах «адской серы» повергал суеверных людей в трепет. К запаху, впрочем, в Европе быстро привыкли. Но громкость выстрела значилась в числе достоинств огнестрельного оружия вплоть до 17 века.

Аркебуза

В начале 15 века самопалы еще были слишком примитивными для того, чтобы составить серьезную конкуренцию лукам и арбалетам. Но огнестрельные трубы быстро совершенствовались. Уже в 30-х годах 15 века запальное отверстие перенесли вбок, а рядом с ним стали приваривать полку для затравочного пороха. Этот порох при соприкосновении с огнем вспыхивал мгновенно, и всего через долю секунды раскаленные газы воспламеняли заряд и в стволе. Ружье стало срабатывать быстро и надежно, а главное, появилась возможность механизировать процесс опускания фитиля. Во второй половине 15 века огнестрельные трубы приобрели заимствованные у арбалета замок и приклад.

Японская кремневая аркебуза, 16 век

Одновременно совершенствовались и технологии металлообработки. Стволы теперь уже изготавливались только из самого чистого и мягкого железа. Это позволяло свести к минимуму вероятность разрыва при выстреле. С другой стороны, освоение техники глубокого сверления позволило делать ружейные стволы легче и длиннее.

Так появилась аркебуза - оружие калибром 13–18 миллиметров, весом 3–4 килограмма и длиной ствола 50–70 сантиметров. Обычная 16-миллиметровая аркебуза выбрасывала 20-граммовую пулю с начальной скоростью около 300 метров в секунду. Отрывать людям головы такие пули уже не могли, зато с 30 метров дырявили стальные доспехи.

Точность стрельбы возросла, но все еще оставалась недостаточной. В человека аркебузир попадал лишь с 20–25 метров, а на 120 метрах стрельба даже по такой цели, как баталия пикинеров, превращалась в пустую трату боеприпасов. Впрочем, приблизительно такие же характеристики сохраняли легкие ружья до середины 19 века - менялся только замок. Да и в наше время стрельба пулей из гладкоствольных ружей эффективна не далее чем на 50 метрах.

Даже современные пули для гладкоствольных ружей конструируются в расчете не на точность, а на силу попадания.

Аркебузир, 1585 год

Заряжение аркебузы представляло собой довольно-таки сложную процедуру. Для начала стрелок отсоединял тлеющий фитиль и убирал его в прикрепленный к поясу или шляпе металлический футляр с прорезями для доступа воздуха. Затем откупоривал одну из нескольких имевшихся у него деревянных или жестяных гильз - «зарядцев», или «газырей» - и высыпал из нее в ствол заранее отмеренное количество пороха. Затем прибивал шомполом порох к казне и запихивал в ствол предотвращающий высыпание пороха войлочный пыж. Затем - пулю и еще один пыж, на этот раз для удержания пули. Наконец, из рожка или из еще одного зарядца стрелок насыпал немного пороха на полку, захлопывал крышечку полки и снова крепил фитиль в губки курка. На все про все у опытного воина уходило около 2 минут.

Во второй половине 15 века аркебузиры заняли прочное место в европейских армиях и стали быстро теснить конкурентов - лучников и арбалетчиков. Но как это могло случиться? Ведь боевые качества ружей по-прежнему оставляли желать лучшего. Состязания между аркебузирами и арбалетчиками приводили к ошеломляющему результату - формально ружья оказывались хуже во всех отношениях! Пробивная сила болта и пули была примерно равной, но арбалетчик стрелял в 4–8 раз чаще и при этом не давал промаха по ростовой мишени даже со 150 метров!

Женевские аркебузиры, реконструкция

Проблема арбалета заключалась в том, что его преимущества не имели практической ценности. Болты и стрелы летели «мухе в глаз» на состязаниях, когда мишень была неподвижна, а расстояние до нее известно заранее. В реальной же ситуации аркебузир, которому не приходилось учитывать ветер, движение цели и расстояние до нее, имел лучшие шансы попасть. К тому же пули не имели привычки застревать в щитах и соскальзывать с доспехов, от них нельзя было уклониться. Не имела большого практического значения и скорострельность: по атакующей кавалерии и аркебузир, и арбалетчик успевали выстрелить только раз.

Распространение аркебуз сдерживала только их высокая по тому времени стоимость. Даже в 1537 году гетман Тарновский жаловался, что «в польском войске аркебуз мало, одни только подлые ручницы». Казаки же пользовались луками и самопалами до середины 17 века.

Жемчужный порох

Носившиеся на груди воинами Кавказа газыри постепенно стали элементом национального костюма

В средние века порох приготовлялся в виде пудры, или «мякоти». При заряжении оружия «мякоть» прилипала к внутренней поверхности ствола и ее приходилось долго прибивать шомполом к запалу. В 15 веке для ускорения заряжения пушек из пороховой мякоти стали лепить комки или небольшие «блинчики». А в начале 16 века был изобретен «жемчужный» порох, состоящий из маленьких твердых зерен.

Зерна уже не приставали к стенкам, а скатывались к казенной части ствола под собственным весом. Кроме того, зернение позволяло повысить мощность пороха почти вдвое, а длительность хранения пороха - в 20 раз. Порох в виде мякоти легко впитывал атмосферную влагу и за 3 года портился необратимо.

Тем не менее, из-за дороговизны «жемчужного» пороха мякоть нередко продолжала применяться для заряжения ружей вплоть до середины 17 века. Казаки же использовали самодельный порох и в 18 веке.

Мушкет

Вопреки бытующему мнению, рыцари вовсе не считали огнестрельное оружие «нерыцарским».

Достаточно распространено заблуждение, согласно которому появление огнестрельного оружия положило конец романтической «рыцарской эпохе». На самом деле, вооружение 5–10% воинов аркебузами не повлекло заметного изменения тактики европейских армий. В начале 16 века луки, арбалеты, дротики и пращи использовались по-прежнему широко. Тяжелые рыцарские латы продолжали совершенствоваться, а главным средством противодействия кавалерии оставалась пика. Средневековье продолжалось как ни в чем не бывало.

Романтическая эпоха средневековья окончилась только в 1525 году, когда в битве при Павии испанцы впервые применили фитильные ружья нового типа - мушкеты.

Битва при Павии: музейная панорама

Чем мушкет отличался от аркебузы? Размером! При весе 7–9 килограммов мушкет имел калибр 22–23 миллиметра и ствол длиной около полутора метров. Только в Испании - самой технически развитой стране Европы того времени - могли изготовить прочный и сравнительно легкий ствол такой длины и калибра.

Естественно, из настолько громоздкого и массивного ружья стрелять можно было только с подпорки, и обслуживать его приходилось вдвоем. Зато пуля весом 50–60 граммов вылетала из мушкета со скоростью свыше 500 метров в секунду. Бронированную лошадь она не только убивала, но и останавливала. Мушкет бил с такой силой, что стрелок должен был носить кирасу или кожаную подушку на плечо, чтобы отдача не расколола ему ключицу.

Мушкет: убийца Средневековья. 16 век

Длинный ствол обеспечивал мушкету относительно хорошую для гладкого ружья точность. В человека мушкетер попадал уже не с 20–25, а с 30–35 метров. Но намного большее значение имело увеличение эффективной дальности залповой стрельбы до 200–240 метров. На всем этом расстоянии пули сохраняли способность поражать рыцарских лошадей и пробивать железные доспехи пикинеров.

Мушкет объединил в себе возможности аркебузы и пики, и стал первым в истории оружием, дающим стрелку возможность отразить натиск кавалерии на открытой местности. Мушкетерам не приходилось убегать от конницы за баталию, потому, в отличие от аркебузиров, они широко использовали доспехи.

Из-за большого веса оружия мушкетеры, как и арбалетчики, предпочитали передвигаться конными

На протяжении всего 16 века мушкетеров в европейских армиях оставалось немного. Мушкетерские роты (отряды по 100–200 человек) считались элитой пехоты и формировались из дворян. Отчасти это было связано с дороговизной вооружения (как правило, в экипировку мушкетера входила и верховая лошадь). Но еще большее значение имели высокие требования к стойкости. Когда кавалерия устремлялась в атаку, мушкетеры должны были отбить ее или погибнуть.

Пищаль

Стрельцы

По своему назначению пищаль русских стрельцов соответствовала испанскому мушкету. Но наметившееся в 15 веке техническое отставание Руси не могло не сказаться и на боевых свойствах ружей. Даже чистое - «белое» - железо для изготовления стволов в начале 16 века все еще приходилось завозить «из немец»!

В результате при том же, что и у мушкета, весе пищаль была значительно короче и имела в 2–3 раза меньшую мощность. Что, впрочем, не имело практического значения, учитывая, что и восточные лошади были значительно мельче европейских. Удовлетворительной была и точность оружия: с 50 метров стрелец не давал промаха по двухметровой высоты забору.

Кроме стрелецких пищалей, в Московии производились и легкие «завесные» (имеющие ремень для переноски за спиной) ружья, бывшие в ходу у конных («стремянных») стрельцов и казаков. По своим характеристикам «завесные пищали» соответствовали европейским аркебузам.

Пистоль

Тлеющие фитили, конечно же, доставляли стрелкам массу неудобств. Тем не менее, простота и надежность фитильного замка заставляла пехоту мириться с его недостатками вплоть до конца 17 века. Другое дело - кавалерия. Всаднику требовалось оружие удобное, постоянно готовое к выстрелу и пригодное для удержания одной рукой.

Колесцовый замок в чертежах Да Винчи

Первые попытки создать замок, в котором огонь извлекался бы с помощью железного огнива и «кремня» (то есть куска серного колчедана или пирита) были предприняты еще в 15 веке. Со второй половины 15 столетия известны «терочные замки», представлявшие собой обычные хозяйственные огнива, установленные над полкой. Одной рукой стрелок наводил оружие, а второй ударял напильником по кремню. Ввиду очевидной непрактичности распространения терочные замки не получили.

Намного большую популярность в Европе приобрел появившийся на рубеже 15–16 веков колесцовый замок, схема которого сохранилась в рукописях Леонардо да Винчи. Рубчатому огниву была придана форма шестеренки. Пружина механизма взводилась прилагаемым к замку ключиком. При нажатии на спуск колесико начинало вращаться, высекая искры из кремня.

Немецкий колесцовый пистоль, 16 век

Колесцовый замок очень напоминал устройство часов и не уступал часам в сложности. Капризный механизм был очень чувствителен к засорению пороховой гарью и осколками кремня. Через 20–30 выстрелов он отказывал. Разобрать же его и почистить стрелок собственными силами не мог.

Поскольку достоинства колесцового замка представляли наибольшую ценность для кавалерии, оснащенное им оружие изготавливали удобным для всадника - одноручным. Начиная с 30-х годов 16 века в Европе на смену рыцарским копьям приходят укороченные и лишенные приклада колесцовые аркебузы. Так как изготовлять такое оружие начали в итальянском городе Пистоль, именовать одноручные аркебузы стали пистолями. Впрочем, к концу столетия пистоли производили и на Московском оружейном дворе.

Европейские военные пистолеты 16–17 веков представляли собой весьма громоздкие конструкции. Ствол имел калибр 14–16 миллиметров и длину не меньше 30 сантиметров. Общая же длина пистолета превышала полметра, а вес мог достигать 2 килограммов. Тем не менее, били пистоли очень неточно и слабо. Дальность прицельного выстрела не превышала нескольких метров, и даже выпущенные в упор пули отскакивали от кирас и шлемов.

В 16 веке пистолеты часто объединялись с холодным оружием, - навершием палицы («яблоком») или даже лезвием топора

Кроме больших габаритов, для пистолей раннего периода были характерны богатство отделки и причудливость конструкции. Пистолеты 16 - начала 17 века нередко делались многоствольными. В том числе и с вращающимся, как у револьвера, блоком из 3–4 стволов! Все это было очень интересно, очень прогрессивно… И на практике, конечно же, не работало.

Сам по себе колесцовый замок стоил таких денег, что отделка пистолета золотом и жемчугами существенным образом на его цену уже не влияла. В 16 веке колесцовое оружие было по карману только очень богатым людям и имело скорее престижное, чем боевое значение.

Азиатские пистолеты отличались особым изяществом и высоко ценились в Европе

* * *

Появление огнестрельного оружия стало переломным моментом в истории военного искусства. Впервые человек стал использовать для нанесения урона противнику не мускульную силу, а энергию сгорания пороха. И эта энергия по меркам средних веков была ошеломляющей. Шумные и неуклюжие хлопушки, не способные ныне вызвать ничего, кроме смеха, несколько веков назад внушали людям большое почтение.

Начиная с 16 века, развитие огнестрельного оружия стало определять тактику морских и сухопутных сражений. Баланс между ближним и дистанционным боем стал смещаться в пользу последнего. Значение защитного снаряжения стало падать, а роль полевых укреплений - возрастать. Эти тенденции сохраняются до нашего времени. Оружие же, использующее химическую энергию для выбрасывания снаряда, продолжает совершенствоваться. По всей видимости, оно будет сохранять свои позиции еще очень долго.

Меч – является разновидностью холодного орудия, им наносились колющие, режущие или рубящие ранения. Его базовая конструкция была незамысловатой и представляла собой продолговатый, прямой клинок с эфесом. Отличительной особенностью орудия является установленная минимальная длина клинка составляла около 60 см. Разновидность меча представляла множество вариаций и зависела от времени, региона, социального положения.

Достоверной информации по поводу даты возникновения первого меча нет. Принято считать, что его прообразом послужила заточенная дубина из дерева, а первые мечи изготовлялись из меди. Ввиду своей пластичности, медь в скором времени заменили на бронзовый сплав.

Меч несомненно является одним из самых авторитетных и исторически значимых орудий древности. Принято считать, что он символизирует справедливость, достоинство и мужество. Сотни народных легенд слагались о боевых схватках и рыцарских поединках, а мечи их были неотъемлемой частью. Позднее, писатели, вдохновляясь этими преданиями, в своих романах создавали главных персонажей по образу и подобию легенд. К примеру, история короля Артура издавалась бесконечное количество раз, и всегда неизменным было величие его меча.

Кроме того, мечи нашли свое отражение в религии. Благородство холодного оружия тесно переплеталось с духовным и божественным значением, которое интерпретировалось каждой религией и учением по-своему. Например, в буддистских учениях, меч символизировал мудрость. В христианстве, толкование «обоюдоострого меча» напрямую связано со смертью Иисуса Христа, и несет в себе значение божественной правды и мудрости.

Отождествляя меч с божественным символ, жители того времени с трепетом относились к владению таким орудием, так и применением его образов. Средневековые мечи имели крестообразную рукоять по образу христианского креста. Таким мечом проводили обряд посвящения в рыцари. Также, образ этого орудия нашел широкое применение в области геральдики.

Кстати говоря, в исторических документах, сохранившихся до нашего времени имеются сведения о стоимости мечей. Так, цена одного орудия стандартной комплектации равнялась стоимости 4 голов крупного скота (коров), а если работу выполнял знаменитый кузнец, сумма конечно была гораздо выше. Житель среднего класса, мог с трудом себе позволить затраты такого уровня. Высокая цена обусловлена дороговизной и редкостью используемых металлов, кроме того сам процесс изготовления был довольно трудоемким.

Качество изготовленного меча напрямую зависит от мастерства кузнеца. Его искусность заключается в умении правильно сковать клинок из разного сплава металлов, чтобы в результате лезвие получилось ровным, вес легким, а сама поверхность идеально ровной. Сложный состав изделия создавал трудности в массовом выпуске. В Европе стали выпускать хорошие мечи большим потоком только к концу эпохи Средневековья.

Меч можно по праву назвать элитным оружием и связано это не только с перечисленными ранее факторами. Универсальность в применении и легкий вес выгодно отличали меч на фоне своих предшественников (топор, копье).

Стоит также отметить, что владеть клинком дано не каждому. Желающие стать профессиональными бойцами, годами оттачивали свое мастерство в многочисленных тренировках. Именно по этим причинам каждый воин гордился удостоенной чести обладать мечом.

  1. эфес — совокупность компонентов: рукояти, крестовины и навершия. В зависимости от того, открытый был эфес или нет определялась степень защиты пальцев;
  2. клинок — боевая часть ружья с зауженным концом;
  3. навершие — верхушка орудия, выполненная из тяжелого металла. Служила для балансировки веса, иногда украшалась дополнительными элементами;
  4. рукоятка — элемент из дерева или металла для удержания меча. Зачастую, поверхность делали шероховатой, чтобы оружие не выскальзывало из рук;
  5. гарда или крестовина — возникла в период развития фехтовального искусства и позволяла обезопасить руки в бою;
  6. лезвие — режущий край клинка;
  7. острие.

Общее разграничение мечей

Касаясь тематики определения разновидностей данного орудия, нельзя обойти стороной научные труды исследователя из Англии Э. Оукшотта. Именно он ввел классификацию мечей и сгруппировал их по временным периодам. В общем понятии можно выделить две группы видов средневековых и более поздних мечей:

По длине:

  • короткий меч — клинок 60-70 см, бойцы носили его на поясе с левой стороны. Подходил для боя на близкой дистанции;
  • длинный меч — его клин составлял 70-90 см, в боях, как правило, носили в руках. Был универсальным для схваток на земле и верховых;
  • кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

По весу орудия и типу рукоятки:

  • одноручный меч – самый легкий, около 0,7 – 1,5 кг, что дает возможность управлять одной рукой;
  • полуторный меч или «меч-бастард» — длина рукояти не позволяла поместить обе руки свободно, отсюда и название. Масса около 1,4 кг, размер 90 см;
  • двуручный меч — его вес которого от 3,5 до 6 кг, а длина доходила до 140 см.

Несмотря на общую классификацию видов, меч является скорее индивидуальным оружием и создавался с учетом физиологических особенностей война. В связи с чем, невозможно встретить два идентичных меча.

Орудие всегда хранилось в ножнах и крепилось на седло или ремень.

Становление меча в эпоху античности

В раннюю эпоху античности бронзу стали активно использовалась в создании клинков. Этот сплав, несмотря на пластичность отличается своей прочностью. Мечи этого времени примечательны следующим: бронзовые клинки изготавливали способом литья, что позволяло создавать различные формы. В некоторых случаях, для большей устойчивости, клинкам добавляли ребра жесткости. Кроме того, медь не подается коррозии, поэтому множество археологических находок сохраняют прекрасный внешний вид вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, в Адыгейской Республике, при раскопках одного из курганов был найден меч, который считается одним из самых древнейших и датируется 4 тыс. до нашей эры. Согласно древним обычаям, при захоронении, вместе с усопшим в курган помещали его личные ценные вещи.

Самые известные мечи того времени:

  • меч гоплитов и македонцев «Ксифос» — короткое орудие с листообразным клином;
  • римское орудие «Гладий» – клинок 60 см с массивным навершием, эффективно наносил колюще-рубящие удары;
  • древнегерманская «Спата» – 80-100 см, масса до 2 кг. Однорукий меч имел широкую популярность у германских варваров. В результате переселения народов, стал популярен на территории Галлии и послужил прообразом многих современных мечей.
  • «Акинак» – короткое колюще-режущее оружие, весом около 2 кг. Крестовина исполнена в сердцеобразной форме, навершие в виде полумесяца. Признан элементом скифской культуры.

Расцвет меча в средние века

Великое переселение народов, захват Римских земель готами и вандалами, набеги варваров, неспособность власти управлять огромной территорией, демографический кризис – все это в конечном счете спровоцировало падение Римской империи в конце V века и ознаменовало становление нового этапа во Всемирной истории. Ему впоследствии гуманисты присвоили название «Средние века».

Историки характеризуют данный период как «мрачные времена» для Европы. Упадок торговли, политический кризис, истощение плодородности земель неизменно привели к раздробленности и бесконечном междоусобным распрям. Можно предположить, что именно эти причины способствовали расцвету холодного оружия. Особенно стоит отметить использование мечей. Варвары германского происхождения, будучи в численном преимуществе, привезли с собой мечи «Спата» и способствовали их популяризации. Такие мечи просуществовали вплоть до XVI столетия, уже позднее, им на замену пришли шпаги.

Разнообразие культур и разобщённость переселенцев порядком снизили уровень и качество боевого искусства. Теперь сражения проходили все чаще на открытой местности без применения какой-либо оборонительной тактики.

Если в привычном смысле, боевая экипировка война состояла из снаряжения и оружия, то в раннем Средневековье, обеднение ремесленнического дела повлекло за собой дефицит ресурсов. Мечами и довольно скудным снаряжением (кольчуга или пластинчатые доспехи) владели только элитные войска. Согласно историческим данным, в тот период практически отсутствовали доспехи.

Разновидность меча в эпоху Великих нашествий

Разные языки, культура и религиозные взгляды германских поселенцев и местных римлян неизменно привели к негативным отношениям. Романо-германский конфликт укрепил свои позиции и способствовал новым нашествиям на Римские земли со стороны Франции и Германии. Список желающих завладеть землями Галлии на этом, увы, не заканчивается.

Вторжение гуннов в Европу под предводительством Аттилы имело катастрофически разрушительные масштабы. Именно гунны положили начало «Великому переселению народов», безжалостно сокрушая земли одну за другой, азиатские кочевники дошли до Римских земель. Завоевав на своем пути Германию, Францию, Северную Италию, гунны также прорвали оборону в некоторых частях границы Рима. Римляне, в свою очередь, были вынуждены объединиться с другими народностями для поддержания обороны. К примеру, некоторые земли были отданы варварам мирным путем в обмен на обязательство охранять границы Галлии.

В Истории этот период получил название – «Эпоха Великих нашествий». Каждый новый правитель стремился внести свою лепту в модификации и усовершенствования меча, рассмотрим самые популярные виды:

Королевская династия Меровингов начала свое правление с V века и закончила в VIII, когда свергли с престола последнего представителя этого рода. Именно выходцы из великого рода Меровингов внесли значительный вклад в расширение территории Франции. С середины V века король Франского государства (позднее Франция) – Хлодвиг I вел активную завоевательную политику на территории Галлии. Большое значение уделялось качеству орудий, поэтому и возникли мечи меровингского типа. Орудие эволюционировало в несколько этапов, 1-ая версия подобно древнегерманской спате не имела острия, окончание клинка было негранёным или округлым. Зачастую такие мечи щедро украшались и были доступны только верхним сословиям общества.

Основные характеристики меровингского орудия:

  • длина клинка -75 см, вес около 2 кг;
  • меч ковался из разных сортов стали;
  • широкий дол небольшой глубины проходил с обеих сторон меча и заканчивался в 3 см от острия. Появление дола в мече значительно облегчило его вес;
  • рукоятка меча короткая и с тяжелым навершием;
  • ширина клинка почти не сужалась, что позволяло наносить режущие и рубящие удары.

Всем известный король Артур существовал именно в эту эпоху, а его меч, обладающий немыслимой мощью, был меровингским.

Викинги знатного рода Каролинги пришли к власти в VIII веке, свергнув с престола последних потомков Меровингской династии, тем самым положив начало «эпохе викингов», по-другому именуемая «Эра правления Каролингов» во Франции. Множество легенд слагались о правителях из Каролингской династии в то время, а некоторые из них известны нам и по сей день (к примеру, Пипин, Карл Великий, Людовик I). В народных преданиях чаще всего упоминаются и мечи королей. Хочется рассказать одну из истории, которая посвящена становлению первого короля Пипина Короткого из Каролингов:

Будучи невысоким, Пипин получил название «Короткий». Он прославился храбрым солдатом, но люди считали его недостойным занимать место короля из-за своего роста. Как-то раз, Пипин велел привести голодного льва и громадного быка. Само с собой, хищник вцепился в шею быка. Будущий король предложил своим насмешникам убить льва и освободить быка. Люди не осмелились приблизиться к свирепому животному. Тогда Пипин вынул свой меч и одним махом срубил головы обоих животных. Тем самым доказав свое право на престол и завоевав уважение жителей Франции. Так Пипин был провозглашен королем, свергнув с престола последнего меровинга.

Последователем Пипина стал Карл великий, при котором Франское государство получило статус Империи.

Мудрые политики знаменитого рода продолжили укреплять позиции Франции, что естественным образом сказалось на оружии. «Меч-каролинг», по-другому известный как «меч викингов» славился следующим:

  • длина клинка 63-91 см;
  • одноручный меч весом не более 1,5 кг;
  • дольчатое или треугольное навершие;
  • острое лезвие и заточенное острие для нанесения рубящих ударов;
  • глубокий двусторонний дол;
  • короткая рукоять с небольшой гардией.

Каролинг, в основном использовали в пеших схватках. Обладая изяществом и легким весом, он был оружием для знатных представителей викингов (жрецов или вожаков племен). Простые викинги чаще пользовались копьями и топорами.

Также, Каролингская Империя импортировала свои мечи в Киевскую Русь и способствовали значительному расширению оружейного арсенала.

Совершенствование меча на каждом историческом этапе, сыграло значимую роль в становление рыцарского орудия.

3. Романовский (рыцарский) меч

Гуго Капет (он же Карл Мартелл) – аббат, первый король, избранный вследствие кончины последнего потомка Каролгинов в VIII веке. Именно он был прародителем крупной династии королей во Франкской Империи – Капетинги. Данный период ознаменован множеством реформ, к примеру формирование феодальных отношений, появилась четкая иерархия в структуре в правлении. Новые изменения породили и конфликты. В это время происходили самые масштабные религиозные войны, которые взяли свое начало с Первого крестового похода.

Во времена правления Капетингской династии (примерно начало – середина VI века) берет свое начало становление рыцарского меча, также известного под названиями «меч для вооружения» или «романский». Такой меч являлся модифицированной версией каролинга, и отвечал следующим характеристикам:

  • длина клинка составляла 90-95 см;
  • значительное сужение кромок, которое позволяло наносить более точные удары;
  • уменьшенное монолитное навершие с закруглённым краем;
  • изогнутая рукоять размером 9-12 см, такая длина давала возможность рыцарю защитить руку в боевой схватке;

Стоит отметить, что перечисленные изменения компонентов эфеса давали характеризуется возможность вести бой в положении верхом на коне.

Популярные рыцарские мечи:

Постепенно, орудие эволюционировало с одноручных спат до двуручных мечей. Пик популярности владения мечом двумя руками пришелся на эпоху рыцарства. Рассмотрим наиболее известные виды:

« » — волнистый меч с пламеобразным клинком, некий симбиоз меча и сабли. Длина 1,5 метра, вес 3-4 кг. Отличался особой жестокостью, потому как своими изгибами наносил удары глубоко и оставлял рваные ранения надолго. Против фламберга протестовала церковь, но тем не менее он активно использовался германскими наемниками.

Рыцарство как привилегия

Рыцарство возникло в VIII веке и тесно связано с возникновением феодального строя, когда пешие войны переквалифицировались в конные войска. Под религиозным влиянием, рыцарство было титулованным дворянским статусом. Будучи неплохим стратегом, Карл Мартелл, раздавал церковные земли свои соотечественникам, а взамен требовал конской службы или уплаты налога. В целом, система вассалитета была жестко и иерархично структурирована. Кроме того, получение такой земли ограничивало свободу человека. Желающие быть свободными получали статус вассала и вступали в ряды армии. Таким образом собиралась рыцарская конница для Крестового похода.

Чтобы получить желаемый титул, будущий рыцарь начинал тренироваться с малых лет. Примерно к семи годам, его дружинникам для освоения и улучшения техники ведения боев, к двенадцати годам он становился оруженосцем, а к совершеннолетию принималось решение. Мальчика могли оставить в том же ранге либо посвятить в рыцари. В любом случае, служение рыцарскому делу приравнивалось к свободе.

Военное снаряжение рыцаря

Прогрессивное развитие ремесленнических дел способствовало не только модернизации орудий, но и в целом военному снаряжению, теперь появились такие атрибуты, как защитный щит и доспехи.

Простые войны носили для защиты панцири, изготовленные из кожи, а знатные войска пользовались кольчугами или кожаными панцирями с металлическими вставками. По такому же принципу был устроен и шлем.

Щит создавался из прочного дерева толщиной в 2 см, сверху покрывался кожей. Иногда использовали металл для усиления защиты.

Мифы и домыслы о мечах

История существования такого орудия полна загадок, наверно именно поэтому остается интересной и на сегодняшний день. На протяжение множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть:

Миф 1. Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр до 1,4 кг.

Миф 2. У меча отсутствовала острая заточка, и он подобно зубилу мог проломить защитное снаряжение. Исторические документы содержат сведения о том, что мечи были настолько острозаточенными, что разрубали жертву на две части.

Миф 3. Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов.

Миф 4. В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу.

Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и исторически важное значение.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.



Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Боевой кинжал путио солдаты носили на поясе у левого бедра. Часто его железные ножны были инкрустированы эмалью. Изображения солдат с такими кинжалами встречаются сишь с 1 века до н.э. по 1 век н.э. Это позволяет предположить, что кинжал не был основным видом оружия.

Доспехи , состоящие из железных пластин были распространены с 1 по 3 века и предшествовали кирасе. Такие доспехи частично вытеснили кольчугу и чешуйчатый панцирь. Пластины соединялись изнутри кожаными ремнями, а снаружи бронзовыми креплениями.

Самыми большими были двуручные мечи (~1300 год). Их использовала средневековая пехота. Вероятно, этот огромный меч предназначался для церемоний, так как для боевого он слишком тяжелый.

Второй двуручный меч называется клеймор (~1620 год). Это было оружие шотландских горцев в 15 - 17 веках. Его название происходит от гэльского выражения "большой меч".

Этот африканский метательный нож из Заира (Западная Африка). В полете нож поворачивается вокруг центра тяжести и ранит противника, каким бы концом ни пришелся удар.

Джамбия (вверху) - кинжал арабского происхождения - используется на Ближнем Востоке и в Индии как боевое и парадное оружие.

Нож-браслет с острым как бритва лезвием носили на запястье. Изображенный снизу нож-браслет принадлежал племени саков (Кения). Острое лезвие закрыто чехлом.

Этот легкий и прочный цельнокованый нагрудник (~1620 год) работы знаменитого итальянского оружейника представляет собой технически совершенный пластинчатый доспех. Формой он напоминает колет - узкую куртку 16 века.

Латные рукавицы (~1580) защищают кисти и запястья. Эта рукавица из Северной Германии - образец тонкого искусства оружейных мастеров.

Латные башмаки (~1550) должны были обеспечивать свободу движения. Подобно латной рукавице, он состоял из подвижных пластинок.

Шлем защищал голову рыцаря. Этот закрытый шлем повторяет контуры лица и соединен с прикрывающей шею горловой защитой.

Ожерелье - начиная с 13 века на всех типах лат для защиты шеи носили такие ожерелья.

Кирасой называется доспех, прикрывающий верхнюю часть тела. Он состоит из нагрудника и наспинника, соединенных ремнями. К подолу нагрудника крепится набедренник, защищающий живот и верхнюю часть бедер.

Плечо закрывала специальная пластина - наплечник . Ниже руку защищал наруч с налокотником посередине.

Ляжку защищал налядвенник , а голень - наголенник . Совокупность пластин, прикрывающих колено, называлась наколенником .

С начала 13 века горшкообразные шлемы носили крестоносцы и другие европейские рыцари. Шлем усилен скрещенными металлическими полосами.

С середины 14 века на турнирах чаще встречались горшкообразные шлемы с коническим верхом (~1370). Этот шлем, вероятно, надевали поверх бацинета, перенося основную тяжесть на плечи.

В 16 веке распространился закрытый шлем - армет . От своих предшественников он отличался выпуклым подбородником и горловым прикрытием.

Во время битвы лошадь защищал полный конский доспех . На турнире же обычно ограничивались одной его частью - налобником. Налобник представлял собой конструкцию из металлических пластин, прикрывавшую лоб и морду животного. Посередине распологался щиток с торчащим шипом.

Вторым этапом турнира был ближний бой. В нем использовали вспомогательное оружие - например, такую тяжелую булаву (шестопер ).

Пластина, защищавшая левую латную перчатку, называлась по-французски манифер ("железная рука"). Это была важная деталь доспехов, так как левой рукой держали щит или вспомогательное оружие.

Нож кукри - традиционное оружие гуркхов (Непал). С помощью кукри обычно прорубают дорогу в джунглях, но тяжелый изогнутый клинок ножа может стать смертоносным оружием.


На рекомендательном сервисе www.сайт только зарегистрированные пользователи могут комментировать и оставлять рецензии. Авторизованный пользователь так же может ставить отметки книгам, фильмам и другим постам. Вести учет прочитанных книг и просмотренных фильмов. Добавлять посты в избранное и иметь к ним быстрый доступ.