Учебное пособие позволит быстро усвоить всю необходимую информацию для тех, кто собрался практиковать этот вид китайской методики.

Узнать об искусстве боевого цигуна, постичь его тайны и ознакомиться с упражнениями можно в книге Ань Цзайфэн «Железный воин: боевая техника жесткого цигуна». Стоит отметить, что начинающим ученикам подобные тренировки могут показаться чрезмерно жесткими, сложными и даже опасными.

Жесткий цигун – упражнения, которые не зря получили свое название. Они позволяют в сжатые сроки закалить свое тело, сделать его выносливым и крепким настолько, насколько это вообще возможно. Разумеется, начинающим практикам заниматься боевым цигуном лучше всего под руководством опытного Мастера. Однако, несмотря на кажущуюся сложность практики, специалисты китайского твердого цигуна уверены – именно данный вид тренировок несет в себе самый мощный эффект.

Боевой цигун – упражнения, направленные еще и на то, чтобы заставить тело перестать воспринимать боль. Достигая ее пика во время тренировок, ученик в конечном итоге утрачивает эту способность, рецепторы и нервные окончания блокируются мозгом, болезненные и неприятные ощущения остаются в прошлом.

Практика не зря дала такие название упражнениям – «Железный кулак», «Алмазные пальцы», «Орлиные когти» — все занятия жесткого цигуна действительно закаляют кисти рук настолько, что они в буквальном смысле каменеют, становятся железными.

Наработка железного кулака

Первый этап

«Золотой бык пашет землю»

  1. Занять упор лежа, стоя на кулаках, чтобы ладони были обращены друг к другу.
  2. Сделайте глубокий вдох.

Повтор упражнения 49 раз.

«Удары по тысячеслойной бумаге»

  1. Стопку бумаги, состоящей из тысячи листов разместить на стене на уровне груди.
  2. Глубокий вдох, встать левым боком к бумаге, кулаки у живота, ладони направлены вверх. Ци перетекает от внешних краев рук в Дань-Тянь.
  3. Ударить бумагу, Ци из Дань-Тянь перетекает через Шань-Чжун, подмышку, внутреннюю сторону руки и вывести через кулак.
  4. Повторить для правой руки.

Второй этап

«Архат ложится спать»

  1. Вдох, правым кулаком упереться в пол, рука прямая, правая нога внешней стороной лежит на земле, а левая рука выпрямлена и направлена вверх.
  2. Резкий выход Ци и возврат в исходное положение. Ци перетекает из Дань-Тянь через подмышку, затем через внутреннюю поверхность руки в Правый кулак.

«Удары по мешку с железными опилками»

  1. Мешок наполнить наполовину железными опилками и наполовину фасолью.
  2. Повесить на уровень груди.
  3. Вдыхать через нос и резко выдыхать через рот выпуская Ци.
  4. Вдох, повернуться левым боком к мешку, кулаки около живота, ладонями вверх.
  5. Ци перетекает от внешних сторон рук в Дань-Тянь.
  6. Нанести удар левой рукой, резкий выход Ци, тело немного разворачивается вправо по инерции. Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун, подмышку, по внутренней стороне левой руки в кулак.
  7. Возврат в исходное положение.
  8. Повтор упражнения для правой руки.

Повторять упражнение пока боль станет нестерпимой, а кулаки не станут горячими.

Третий этап

  1. Перенесите вес тела на один только кулак, вторую руку уберите.
  2. На выдохе из подмышки той руки, на которой стоите, вдоль внутренней стороны руки в кулак.

«Удары по кирпичной стене»

  1. Вдох через нос, резкий выдох через рот, вместе с выдохом выходит Ци.
  2. Глубокий вдох, встать левым боком к стене, кулаки у живота, ладони направлены вверх. Ци перетекает от внешних краев рук в Дань-Тянь.
  3. Ударить стену, Ци из Дань-Тянь перетекает через Шань-Чжун, подмышку, внутреннюю сторону руки и вывести через кулак.
  4. Вернуть руку в исходное положение.
  5. Повторить для правой руки.

Повторять упражнение пока боль станет нестерпимой, а кулаки не станут горячими.

«Удары кулаками из мабу»

  1. Встаньте так, чтобы ноги были согнуты в коленях до полуприседа.
  2. Кулаки расположить около живота ладонями вверх.
  3. Правый кулак совершает удар горизонтально вперед. Ци вырывается через нос вместе с выдохом.
  4. Вдох, возврат руки в исходное положение
  5. Повтор для левой руки.
  6. Выполнить по 100 ударов каждой рукой, стараясь делать это как можно быстрее.

Также данное упражнение можно выполнять с партнером, который держит ручную мишень и удары приходятся по ней, а не по воздуху.

Наработка железной ладони

Первый этап

«Золотой бык пашет землю»

  1. Занять упор лежа, стоя на ладонях.
  2. Сделайте глубокий вдох.
  3. Параллельно со вдохом поднимите ягодицы вверх, а тело отводите назад, вытягивая руки. Ци перетекает от внешних сторон рук в Дань-Тянь.
  4. Задержка дыхания, руки сгибаются в локтях, тело опускается вниз. Ци перетекает из Дань-Тянь через Хуэй-Инь в Бай-Хуэй, а затем из Бай-Хуэй в Шань-Чжун.
  5. Выдох с продолжением движения.
  6. Руки распрямляются, корпус возвращается в исходное положение. Ци перетекает из Шань-Чжун через внутренние стороны рук в точки Лао-Гун.

Повтор упражнения 49 раз.

«Алмазное сдвигание горы»

  1. Прикрепите к стене полуметровый квадратный лист наждачной бумаги на уровне груди.
  2. Встать лицом к листу.
  3. Вытяните руки вперед, пальцами упритесь в лист, чтобы ладони были опущены вниз.
  4. Одновременно с резким выдохом через нос выпустить Ци и совершить удар основанием ладоней по листу. При этом Ци поднимается из Дань-Тянь до Шань-Чжун, разделяясь надвое, и через подмышки по внутренним сторонам рук доходит до ладоней, изливаясь через Лао-Гун.
  5. Сделать вдох, вернуть ладони в исходное положение, а всё тело расслабляется. Ци возвращается в Дань-Тянь.

Повторять упражнение пока боль станет нестерпимой, а ладони не станут горячими.

Второй этап

«Архат ложится спать»

  1. Вдох через нос и резкий выдох через него же.
  2. Вдох, правой ладонью упереться в пол, рука прямая, правая нога внешней стороной лежит на земле, а левая рука выпрямлена и направлена вверх.
  3. Ци неба и Ци земли перетекает вдоль внешней стороны рук до Бай-Хуэй.
  4. Правая рука сгибается в локте, грудь касается земли. Ци перетекает из Бай-Хуэй в Дань-Тянь.
  5. Резкий выход Ци и возврат в исходное положение. Ци перетекает из Дань-Тянь через подмышку, затем через внутреннюю поверхность руки в правую ладонь.

Выполнить упражнение 49 раз для каждой руки.

«Стирающая женщина выбивает белье»

  1. Подберите или изготовьте квадратный мешок со стороной 60 см.
  2. Наполовину наполните его фасолью, а наполовину железными опилками.
  3. Встаньте на полусогнутых коленях лицом к табурету, руки прижмите к животу ладонями вверх.
  4. Прямая рука продолжает движение, по полукругу возводится над мешком. Ци перетекает из Дань-Тянь до Шань-Чжун, затем через правую подмышку по внутренней стороне правой руки в ладонь.
  5. Резкий выдох с выпуском Ци, напряжение тела, удар ладонью по мешку сначала внешним ребром, затем центром, в конце — тыльной стороной ладони. Ци перетекает из Дань-Тянь в правую ладонь на протяжении всего упражнения.

Третий этап

«Алмазное перевернутое стояние»

  1. Встаньте на руки вниз головой, спиной к стене и обопритесь ногами на стену.
  2. Перенесите вес тела на одну только ладонь, вторую руку уберите.
  3. На вдохе вести Ци из Дань-Тянь в Шань-Чжун.
  4. На выдохе из подмышки той руки, на которой стоите, вдоль внутренней стороны руки в ладонь.

Стоять в таком положении по 15 минут на каждой руке.

«Ладонью разрубить каменную плиту»

  1. Положите каменную плиту на две подпорки, чтобы она располагалась на уровне живота.
  2. Встаньте лицом к плите на полусогнутых коленях, кулаки прижмите к животу, ладони направлены вверх.
  3. Расслабьте тело, правый кулак разожмите в ладонь и отведите вниз и назад за свое тело.
  4. Ци неба и земли от внешней стороны правой руки перемещается в Бай-Хуэй, затем по Жэнь-Май в Дань-Тянь.
  5. Прямая рука продолжает движение, по полукругу возводится над плитой. Ци перетекает из Дань-Тянь до Шань-Чжун, затем через правую подмышку по внутренней стороне правой руки в ладонь.
  6. Резкий выдох с выпуском Ци, напряжение тела, удар ладонью по плите сначала внешним ребром, затем центром, в конце — тыльной стороной ладони. Ци перетекает из Дань-Тянь в правую ладонь на протяжении всего упражнения.
  7. Повторять пока правая ладонь не станет горячей, а боль – невыносимой.

Проделать то же упражнение для левой руки.

Методы вспомогательной тренировки

«Толчок ладонью»

  1. Встать ровно, ноги вместе, кулаки прижаты к животу, ладони направлены вверх.
  2. Резкий выдох вместе с выпуском Ци, при этом правая нога делает шаг вперед и сгибается в колене. Правый кулак разжимается в ладонь и совершает толчок вперед, пальцы направлены вверх.
  3. Происходит вдох носом, левая нога делает шаг вперед и все повторяется идентично упражнению с правым шагом.

Повторить данное упражнение 100 раз.

Наработка орлиных когтей

Первый этап

«Золотой бык пашет землю»

  1. Занять упор лежа, стоя на десяти пальцах.
  2. Сделайте глубокий вдох.
  3. Параллельно со вдохом поднимите ягодицы вверх, а тело отводите назад, вытягивая руки. Ци перетекает от внешних сторон рук в Дань-Тянь.
  4. Задержка дыхания, руки сгибаются в локтях, тело опускается вниз. Ци перетекает из Дань-Тянь через Хуэй-Инь в Бай-Хуэй, а затем из Бай-Хуэй в Шань-Чжун.
  5. Выдох с продолжением движения.

Повтор упражнения 49 раз.

«Крутить бамбуковые палочки для еды»

  1. Возьмите несколько бамбуковых палочек и свяжите их вместе.
  2. Возьмите их в руки и поднимите перед собой.
  3. На выдохе правой рукой крутите палочки вверх и влево.
  4. Вытяните правую руку под левым запястьем, чтобы обе руки были ладонями вниз. Ци при это перетекает из дань-Тянь в Шань-Чжун и разделяется надвое, попадая в кисти рук до точек Лао-Гун.
  5. Сделайте вдох, примите исходное положение, Ци возвращается в Дань-Тянь.

Повтор упражнения 49 раз.

«Силой поднять тысячу цзиней»

  1. Возьмите кувшин с небольшим горлышком и наполните его песком.
  2. Поставьте кувшин перед собой, а сами встаньте, согнув колени наполовину. Корпус при этом вертикален.
  3. Сделайте вдох и, схватив кувшин большим, указательным и средним пальцами за горлышко, вберите энергию Ци неба и земли.
  4. Задержите дыхание и поднимите кувшин до уровня груди. При этом Ци перетекает из Дань-Тянь в пальцы.
  5. Выдохните, расслабьте тело и опустите кувшин на место.

Повторить упражнение 49 раз для каждой руки.

«Втыкать и вытаскивать руки из фасоли»

  1. Наполните бочонок фасолью.
  2. Выдох и одновременно воткните ладони в фасоль. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.

Второй этап

«Архат ложится спать»

  1. Вдох через нос и резкий выдох через него же.
  2. Вдох, пальцами правой руки упереться в пол, рука прямая, правая нога внешней стороной лежит на земле, а левая рука выпрямлена и направлена вверх.
  3. Ци неба и Ци земли перетекает вдоль внешней стороны рук до Бай-Хуэй.
  4. Правая рука сгибается в локте, грудь касается земли. Ци перетекает из Бай-Хуэй в Дань-Тянь.
  5. Резкий выход Ци и возврат в исходное положение. Ци перетекает из Дань-Тянь через подмышку, затем через внутреннюю поверхность руки в пальцы правой руки.

Выполнить упражнение 49 раз для каждой руки.

«Алмазное подвешивание»

  1. Подвесьте мешок с песком к палке диаметром 2-3 сантиметра и длиной полметра.
  2. Встаньте прямо, ноги шире плеч, колени полусогнуты, а спина прямая.
  3. Вытяните руки вперед перед собой, держа в них палку.
  4. Начните крутить палку вперед, при этом Ци перетекает из Дань-Тянь в Шань-Чжун, разделяется надвое, протекает по внутренним сторонам рук в ладони, а затем в точки Лао-Гун.
  5. Вдохните и начните разворачивать веревку с палки, в это время Ци перетекает обратно в Дань-Тянь.

Выполните упражнение 49 раз.

«Втыкать и вытаскивать руки из песка»

  1. Наполните бочонок песком.
  2. Сделайте вдох, встаньте лицом к бочонку, ноги полусогнуты в коленях, руки прижаты к животу, ладони вверх. Ци перетекает в Дань-Тянь.
  3. Выдох и одновременно воткните ладони в песок. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.
  4. Сделайте вдох, расслабьте тело, руки возвращаются в исходное положение. Ци перетекает в точку Бай-Хуэй, а затем в Дань-Тянь.

Повторять, пока боль не станет нестерпима, а руки не онемеют.

Третий этап

«Алмазное перевернутое стояние»

  1. Встаньте на руки вниз головой, спиной к стене и обопритесь ногами на стену.
  2. Перенесите вес тела на пальцы одной руки, вторую руку уберите.
  3. На вдохе вести Ци из Дань-Тянь в Шань-Чжун.

Стоять в таком положении по 15 минут на каждой руке.

«Два дракона борются за жемчужину»

  1. Возьмите железный мяч весом до 10 килограмм.
  2. Встаньте ровно, ноги шире плеч, колени наполовину согнуты, правая рука держит мяч около живота, ладонь направлена вверх.
  3. Сделайте вдох, при этом правая рука поднимает мяч до уровня плеч. Ци перетекает из Бай-Хуэй в Дань-Тянь.
  4. Задержите дыхание, правая ладонь переворачивается, левая рука хватает падающий мяч. Ци при этом перетекает из Дань-Тянь в Шань-Чжун, разделяется надвое и перетекает к точкам Лао-Гун, а при падении мяча следует за ним.

Повторить упражнение 49 раз.

«Втыкать и вытаскивать руки из железных опилок»

  1. Сделайте вдох, встаньте лицом к бочонку, ноги полусогнуты в коленях, руки прижаты к животу, ладони вверх. Ци перетекает в Дань-Тянь.
  2. Выдох и одновременно воткните ладони в опилки. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.
  3. Сделайте вдох, расслабьте тело, руки возвращаются в исходное положение. Ци перетекает в точку Бай-Хуэй, а затем в Дань-Тянь.
  4. Повторять, пока боль не станет нестерпима, а руки не онемеют.

Методы вспомогательной тренировки

  1. Встать ровно, ноги на ширине плеч, колени полусогнуты, кулаки у живота, ладони направлены вверх.
  2. Выдохнуть через нос, выпуская резко Ци. Одновременно правый кулак превращается в когти, а сама рука распрямляется вперед.
  3. Вдохнуть носом, сжать когти в кулак и вернуть руку на исходную позицию.
  4. Повторить то же самое для левой руки.
  5. Повторить упражнение 100 раз.

Наработка алмазных пальцев

Первый этап

«Золотой бык пашет землю»

  1. Занять упор лежа, стоя на указательном и среднем пальцах.
  2. Сделайте глубокий вдох.
  3. Параллельно со вдохом поднимите ягодицы вверх, а тело отводите назад, вытягивая руки. Ци перетекает от внешних сторон рук в Дань-Тянь.
  4. Задержка дыхания, руки сгибаются в локтях, тело опускается вниз. Ци перетекает из Дань-Тянь через Хуэй-Инь в Бай-Хуэй, а затем из Бай-Хуэй в Шань-Чжун.
  5. Выдох с продолжением движения.
  6. Руки распрямляются, корпус возвращается в исходное положение. Ци перетекает из Шань-Чжун через внутренние стороны рук в пальцы.

Повтор упражнения 49 раз.

«Втыкание в фасоль»

  1. Наполните бочонок фасолью.
  2. Сделайте вдох, встаньте лицом к бочонку, ноги полусогнуты в коленях, руки прижаты к животу, ладони вверх. Ци перетекает в Дань-Тянь.
  3. Выдох и одновременно воткните указательный и средний пальцы в фасоль. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.
  4. Сделайте вдох, расслабьте тело, руки возвращаются в исходное положение. Ци перетекает в точку Бай-Хуэй, а затем в Дань-Тянь.

Повторять, пока боль не станет нестерпима, а руки не онемеют.

«Тычки в черепицу»

  1. Положите кусок черепицы на опору, чтобы она находилась на уровне живота.
  2. Встаньте перед черепицей, колени полусогнуты, руки у живота, ладони направлены вверх.
  3. Пальцы идут вниз, резкий выдох, кончики пальцев наносят толчковый удар по поверхности черепицы. Ци из Дань-Тянь по Жэнь-Май перетекает в Шань-Чжун, а затем, через правую подмышку и внутреннюю часть руки в указательный и средний пальцы.

Второй этап

«Архат ложится спать»

  1. Вдох через нос и резкий выдох через него же.
  2. Вдох, указательным и средним пальцами правой руки упереться в пол, рука прямая, правая нога внешней стороной лежит на земле, а левая рука выпрямлена и направлена вверх.
  3. Ци неба и Ци земли перетекает вдоль внешней стороны рук до Бай-Хуэй.
  4. Правая рука сгибается в локте, грудь касается земли. Ци перетекает из Бай-Хуэй в Дань-Тянь.
  5. Резкий выход Ци и возврат в исходное положение. Ци перетекает из Дань-Тянь через подмышку, затем через внутреннюю поверхность руки в указательный и средний пальцы правой руки.

Выполнить упражнение 49 раз для каждой руки.

«Втыкание в песок»

  1. Наполните бочонок песком.
  2. Сделайте вдох, встаньте лицом к бочонку, ноги полусогнуты в коленях, руки прижаты к животу, ладони вверх. Ци перетекает в Дань-Тянь.
  3. Выдох и одновременно воткните указательный и средний пальцы в песок. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.
  4. Сделайте вдох, расслабьте тело, руки возвращаются в исходное положение. Ци перетекает в точку Бай-Хуэй, а затем в Дань-Тянь.

Повторять, пока боль не станет нестерпима, а руки не онемеют.

«Тычки в кирпич»

  1. Положите кирпич на опору, чтобы он находился на уровне живота.
  2. Встаньте перед кирпичом, колени полусогнуты, руки у живота, ладони направлены вверх.
  3. На вдохе на правом кулаке выпрямляются указательный и средний пальцы, а сама рука поднимается вверх. Ци неба и земли перетекает из внешней стороны правой руки в Бай-Хуэй по Жэнь-Май и перетекает в Дань-Тянь.
  4. Пальцы идут вниз, резкий выдох, кончики пальцев наносят толчковый удар по поверхности кирпича. Ци из Дань-Тянь по Жэнь-Май перетекает в Шань-Чжун, а затем, через правую подмышку и внутреннюю часть руки в указательный и средний пальцы.

Выполнять упражнение до тех пор, пока пальцы не станут горячими и не заболят.

Третий этап

«Алмазное перевернутое стояние»

  1. Встаньте на руки вниз головой, спиной к стене и обопритесь ногами на стену.
  2. Перенесите вес тела на указательный и средний пальцы одной руки, вторую руку уберите.
  3. На вдохе вести Ци из Дань-Тянь в Шань-Чжун.
  4. На выдохе из подмышки той руки, на которой стоите, вдоль внутренней стороны руки в пальцы.

Стоять в таком положении по 15 минут на каждой руке.

«Втыкание в железные опилки»

  1. Наполните бочонок железными опилками.
  2. Сделайте вдох, встаньте лицом к бочонку, ноги полусогнуты в коленях, руки прижаты к животу, ладони вверх. Ци перетекает в Дань-Тянь.
  3. Выдох и одновременно воткните указательный и средний пальцы в железные опилки. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, затем разделяется надвое и по внутренним сторонам рук доходит до кистей, а из них в кончики пальцев.
  4. Сделайте вдох, расслабьте тело, руки возвращаются в исходное положение. Ци перетекает в точку Бай-Хуэй, а затем в Дань-Тянь.

Повторять, пока боль не станет нестерпима, а руки не онемеют.

«Тычки в камень»

  1. Положите камень на опору, чтобы он находился на уровне живота.
  2. Встаньте перед камнем, колени полусогнуты, руки у живота, ладони направлены вверх.
  3. На вдохе на правом кулаке выпрямляются указательный и средний пальцы, а сама рука поднимается вверх. Ци неба и земли перетекает из внешней стороны правой руки в Бай-Хуэй по Жэнь-Май и перетекает в Дань-Тянь.
  4. Пальцы идут вниз, резкий выдох, кончики пальцев наносят толчковый удар по поверхности камня. Ци из Дань-Тянь по Жэнь-Май перетекает в Шань-Чжун, а затем, через правую подмышку и внутреннюю часть руки в указательный и средний пальцы.

Выполнять упражнение до тех пор, пока пальцы не станут горячими и не заболят.

Методы вспомогательной тренировки

  1. Встаньте ровно, ноги шире плеч, колени полусогнуты, кулаки у живота, ладони направлены вверх.
  2. Резкий выдох, на кулаках выпрямляются средний и указательный пальцы, руки совершают делают удары одновременно влево и вправо, ладони направлены вниз.
  3. Согнуть руки в локтях и вернуть в исходное положение.

Повторить упражнение 100 раз.

Наработка железных рук

Первый этап

«Толкание кирпичей»

  1. Встаньте ровно, ноги шире плеч, колени полусогнуты, руки у живота и держат по кирпичу, ладони направлены вверх.
  2. Совершите резкий выдох через нос, также выпуская Ци, и выполните толчок вперед руками на уровне плеч, в конце движения руки направлены ладонями вниз, кирпичи крепко сжаты руками. Параллельно Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун, затем в подмышки и попадают в кисти рук.

Повтор упражнения 100 раз.

«Опирающиеся удары рукой по столбу»

  1. На ствол дерева плотно намотать веревку, чтобы толщина составляла около 2 сантиметров.
  2. Встать левым боком к стволу дерева.
  3. На резком выдохе с выпуском Ци совершить удар внутренней стороной левого предплечья. Ци при этом перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, а затем по внутренней стороне руки в предплечье.
  4. Рука уходит влево и вверх, Ци возвращается в Дань-Тянь, происходит вдох.
  5. Резкий выдох, аналогичный удар внешней стороной левого предплечья, энергия Ци перетекает по тому же пути, что и в первом случае.
  6. Повторять упражнение до тех пор, пока рука не станет горячей и не заболит.

Сделать то же для другой руки.

«Удары локтем по мешку с песком»

  1. Мешок с песком повесить на уровень груди.
  2. Встать левым боком к мешку.
  3. Резкий выдох с выпуском Ци, тело поворачивается вправо, а правый локоть производит удар по мешку. Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун в правую подмышку, затем по внутренней стороне руки в локоть.

Второй этап

«Толкание гантелей»

  1. Встаньте ровно, ноги шире плеч, колени полусогнуты, руки у живота и держат по гантели, ладони направлены вверх.
  2. Совершите резкий выдох через нос, также выпуская Ци, и выполните толчок вперед руками на уровне плеч, в конце движения руки направлены ладонями вниз, гантели крепко сжаты руками. Параллельно Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун, затем в подмышки и попадают в кисти рук.
  3. Глубокий вдох, руки сгибаются в локтях и занимают исходное положение. Ци возвращается в Дань-Тянь из рук.

Повтор упражнения 100 раз.

«Царь обезьян размахивает дубиной»

  1. Возьмите небольшую деревянную палку в одну руку.

«Удары локтем по тысячеслойной бумаге»

  1. Тысячу листов закрепить на стене на уровне груди.
  2. Встать левым боком к бумаге.
  3. На вдохе тело поворачивается влево, а правая рука сгибается в локтевом суставе. Ци неба и земли перетекает по внешней стороне рук в Бай-Хуэй, затем в Жэнь-Май и возвращается в Дань-Тянь.
  4. Резкий выдох с выпуском Ци, тело поворачивается вправо, а правый локоть производит удар по бумаге. Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун в правую подмышку, затем по внутренней стороне руки в локоть.
  5. Повторять пока локоть не станет горячим, а рука не заболит.

Аналогичный повтор упражнения левой рукой.

Третий этап

«Прыжки с толчками штанги»

  1. Возьмите в руки не слишком тяжелую штангу.
  2. Поднимите её, согнув руки в локтях, чтобы она оказалась на уровне груди.
  3. Резкий выдох и выпуск Ци, в это время совершите прыжок, а в верхней точке разведите ноги в стороны.
  4. Приземление на носки, в этот момент толчок штанги вперед. Ци перетекает из Дань-Тянь по Жэнь-Май в Шань-Чжун, а затем перетекает по внутренним сторонам рук в кисти.
  5. Ноги сходятся вместе на вдохе, руки возвращаются в исходное положение. Ци возвращается в Дань-Тянь

Выполняется упражнение 100 раз.

«Пахарь машет хлыстом»

  1. Возьмите в одну руку небольшую «метелку» с несколькими десятками проволочек.
  2. Начните обхлопывать ею другую руку. Ци при этом перетекает из Дань-Тянь в руку, которая получает удары, вся энергия тела должна быть сконцентрирована в ней.
  3. Повторять, пока боль не станет слишком сильной.

Сделать то же упражнение для другой руки.

«Удары локтем в стену»

  1. Встать левым боком к стене, отметьте для себя уровень груди.
  2. На вдохе тело поворачивается влево, а правая рука сгибается в локтевом суставе. Ци неба и земли перетекает по внешней стороне рук в Бай-Хуэй, затем в Жэнь-Май и возвращается в Дань-Тянь.
  3. Резкий выдох с выпуском Ци, тело поворачивается вправо, а правый локоть производит удар по стене. Ци перетекает из Дань-Тянь через Шань-Чжун в правую подмышку, затем по внутренней стороне руки в локоть.
  4. Повторять пока локоть не станет горячим, а рука не заболит.

Аналогичный повтор упражнения левой рукой.

Методы вспомогательной тренировки

«Опирания руками»

  1. Встаньте с партнером на расстоянии шага друг от друга, лицом к лицу, ладони сжаты в кулаки и расположены вдоль тела.
  2. Начните выполнять соударения правыми предплечьями сначала перед животами, затем перед лицами.

Повторите то же самое левыми предплечьями.

Система Цзайфэн «Железный воин: боевая техника жесткого цигун» — это именно та практика, которая наделяет физическое тело немыслимыми возможностями, прочностью и стойкостью. Данный комплекс занятий позволит натренировать руки и кулаки, чтобы повысить не только силу удара, но и научиться новым оборонительным трюкам.

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений - тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» - нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу» .

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и, максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Основная задача воинского цигуна - накопление, перераспределение, использование различных видов энергий в теле человека и в окружаю- -щей его среде. Он применяется для усиления атаки и защиты, для контроля над противником. Сейчас насчитывается около 600 различных видов воинского цигуна, но наиболее распространены следующие: «18 упражнений», «8 кусков парчи», «Трактат об изменении мышц», «Эмейский цигун», «Цигун Белый Журавль».

На протяжении веков были выработаны особые правила, помогавшие ученику освоить технику цигун. Считалось, что лучшее время для таких занятий с 23 часов до 1 часа ночи или с 3 до 5 часов утра. Нельзя упражняться ни слишком сытым, ни слишком голодным. Перед занятиями необходимо расслабиться, освободить голову от посторонних мыслей, вымыть руки и лицо, прополоскать рот. Заниматься нужно в широкой одежде, не стесняющей движений. После тренировки нельзя купаться в холодной воде.

Осваивая новые виды упражнений, следует постепенно переходить от простых к сложным, от медленных к быстрым, от легких ударов к тяжелым. В течение первых 4-5 месяцев занятий необходимо специальными лекарственными кремами и мазями смазывать кожу, чтобы защитить ее от повреждений.

Во время тренировок нужно держать туловище вертикально, концентрируя волю в нижней области живота (чуть ниже уровня пупка), стараться освободиться от излишних напряжений. Распределение энергии в теле должно быть равномерным.

Очень важно уметь регулировать дыхание. От этого во многом зависит способность накапливать и использовать энергию. Существует два способа дыхания: диафрагменное, то есть дыхание животом, когда во время вдоха живот расширяется, а во время выдоха вбирается, и парадоксальное, когда все происходит наоборот: во время вдоха живот вбирается, а во время выдоха мышцы живота расслабляются и живот естественным образом распускается. При необходимости нужно моментально менять один вид дыхания на другой.

Более конкретное представление об упражнениях жесткого цигуна дают два примера:

«Железная бочка»

Перед тренировкой нужно выбрать какой-нибудь тяжелый груз (лучше каменный), вес его должен быть чуть больше того, что вы можете поднять.

Встаньте перед грузом прямо и примите стойку всадника. Напрягите колени внутрь. Расправив грудь, опустите дыхание вниз и вберите ягодицы. Сконцентрируйтесь на низе живота.

Вытяните вперед кисти обеих рук и сожмите ладонями камень. Используя парадоксальное дыхание, с силой вдохните воздух через нос и задержите выдох. Прижмите кончик языка к верхнему нёбу, пальцами ног вцепитесь в землю, пальцы рук прижмите к камню. Всем телом с силой поднимите камень. Поднимайте его до тех пор, пока не выпрямятся ноги в коленях. Затем медленно опустите камень на прежнее место, одновременно потихоньку выдыхая воздух через нос.

Выполнение упражнения следует довести до 36 раз. Затем нужно немного увеличить груз. Для овладения этим упражнением понадобится 18-24 дня.

«Удары по бочке»

Это упражнение фактически является продолжением предыдущего. Перед тренировкой нужно обязательно выполнить массаж живота ладонями.

Приняв вертикальную позицию (ноги на ширине плеч), сожмите кисти рук в кулаки и приставьте их к линии пояса так, чтобы центр кулаков был вверху. Кончик языка прижмите к зубам. Смотреть надо прямо. Мысленно направьте всю вашу энергию в верхнюю часть макушки. Используя парадоксальное дыхание, носом вдыхайте, ртом выдыхайте.

При вдохе поднимите кисти обеих рук до уровня уха, центрами кулаков вниз. Приподнимитесь на носках, затем быстро опуститесь в стойку всадника. Разведя руки в стороны, ребрами ладоней резко ударьте в нижнюю часть живота с криком «Хэ!». Одновременно вберите анус. Удары вначале наносятся в область низа живота, а затем по всему животу, груди, ребрам.

На следующем этапе удары наносятся связкой прутьев, затем палкой. Когда вы не будете чувствовать боли от ударов палкой, то берите кирпич и наносите удары по животу кирпичом. Тренироваться нужно до тех пор, пока кирпич не начнет разбиваться об живот.

Следующий этап - удары по животу мешком, наполненным песком. Здесь зам понадобится помощь товарища. Когда все части тела перестанут испытывать боль от ударов, вы овладеете искусством железной бочки.

Конечно, освоение этих и подобных упражнений невозможно без опытного наставника. День за днем, год за годом рука об руку с учителем ученик шел по пути познания себя и окружающего мира, чтобы, поняв его, научиться использовать скрытую в нем могучую силу. Известный древнекитайский философ Ле-Цзы учил: «Посвятив долгое время работе со стихиями, человек становится подобен другим вещам. Ничто не может ни поранить, ни остановить его. Он может все - проходить через камень и металл, ступать по воде и пламени».

Чего только не услышишь, когда люди начинают рассуждать о внутренней энергии. Одни рассказывают истории о магах, движением брови повергающих наземь целые полчища нападающих, другие ни во что подобное не верят и ссылаются на школьный курс физики и биологии. Одни заявляют, что если для достижения результата необходимы годы ежедневных тренировок, то этим не стоит и пытаться заниматься, другие лишь в таких вещах и видят истинную ценность. Я попытаюсь обобщить существующие точки зрения и рассмотреть вопрос с точки зрения применения внутренней энергии (что бы под этим ни понималось) в бою. Опираться я намерен на факты, свидетелем которых был сам либо на свидетельства очевидцев и литературу, которым у меня нет оснований не доверять. Использоваться будут в основном материалы связанные с Китаем, так как остальной мир в подобных вещах идет по его стопам.

Вначале некоторые общие замечания. Очень многие путают такие понятия как `цигун" и `нэйгун". `Цигун" в переводе с китайского означает `работа с ци", то есть именно оперирование с внутренней энергией. `Нэйгун" - это `внутренняя наработка", то есть все виды тренировки, не связанные напрямую с тренировкой комплексов, поединками, общеразвивающими упражнениями и специальной закалкой. К нэйгун относятся, например, `наработка легкости" - искусство легких прыжков и беганья по стенам, `наработка тяжести" - выработка устойчивости позиций, то что называют `врастанием в землю", и т.п. Такие методики могут использовать ци, а могут и не использовать.

Согласно исследованиям китайских историков методики цигун появились еще до появления письменности. Они описываются еще в самом раннем медицинском памятнике Китая - "Каноне о внутреннем Желтого императора". В боевых искусствах изучение цигуна пошло по двум направлениям - применительно к занимающемуся, чтобы сделать тренировки боле эффективными, и применительно к нанесению вреда противнику.

Самое простое применение цигуна по отношению к себе - это применение методик работы с ци для приведения себя в нормальное состояние. Очевидно, что тренировка даст лучший эффект, если приступить к ней с ясной головой, полностью сосредоточенным на предстоящей работе. Например в трактате стиля cаньхуан паочуй (Пушечный удар трех императоров) о методах укрепления ударных поверхностей и противоударной закалке тела говорится, что перед началом тренировки следует встать в позицию "столбового стояния" и прикрыв глаза заниматься дыхательными упражнениями до тех пор, пока ци не наполнит ноги и не поднимется до даньтяня. А в трактате "Разъяснение истинного смысла шаолиньского кулачного искусства" говорится, что приступать к набивке тела можно лишь после того, как накопление ци достигнет такой стадии, что она начнет "сочиться сквозь поры тела".

Наши поклонники рукопашного боя могут посмеяться над этими "причудами", но китайские любители жесткого цигуна (подчеркиваю - любители, а не профессионалы, я общался с одной такой группой, в которой люди занимаются в свободное время, как в кружке самодеятельности) могут хлопком ладони расколоть кирпич, держащийся в другой руке, или безо всякого ущерба для себя быть поднятым на воткнутом в живот трезубце. Занимающиеся традиционными боевыми искусствами обратили, наверное, внимание, что примерно такие же действия рекомендуется выполнять перед началом тренировки комплексов, и это не случайно. Постепенно время такой регуляции организма начинает сокращаться, а "включателем" для нее становятся какие-нибудь жесты или мысленные образы, связанные с началом комплекса или тренировки. В реальной боевой ситуации одно такое исполненное действие мгновенно переводит ваш организм в состояние боеготовности. Поклонники ушу тут в выгодном положении, ибо устрашающие ритуальные приветствия многих комплексов отлично подходят как для запугивания противников перед началом схватки (не раз проверено на улице), так и для приведения себя в боевое состояние.

Другое применение внутренней энергетики основано на восточном учении о меридианах и коллатералях, причем знание теории тут очень важно. Европа познакомилась с китайским искусством иглоукалывания и прижигания еще в xvii веке, а уже в следующем столетии отдельные приемы этих методик стали широко применяться в терапевтических целях. Однако в отрыве от теоретических знаний они оказались малоэффективны (известен случай, когда в конце xix века в одной из французских больниц пациенты взбунтовались против "врачей-колольщиков"), и после прохождения моды на китайские методики они в Европе (включая Россию) исчезли бесследно. Благодаря тесным связям СССР и КНР в 40-50-е годы началось возрождение этих методик, много советских врачей ездили на учебу или на практику в Китай. На рубеже 50-60-х годов их усилиями был издан целый ряд оригинальных и переводных работ по китайской медицине как теоретического, так и сугубо практического характера, сформировались признанные центры по восточной (пунктурной) рефлексо терапии в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Горьком (Нижнем Новгороде), Казани и Улан-Удэ. На рубеже 80-90-х годов произошел новый всплеск моды на Восток, и на русском языке стали появляться новые работы, касающиеся уже не только медицинских, но и боевых аспектов применения учения о биологически активных точках. Таким образом в настоящее время из стран невосточного мира Россия стоит на первом месте по количеству качественной информации, связанной с этими вопросами.

При изучении вопросов, связанных с китайским учением о внутренней энергии сразу же встала проблема о том, что такое ци. Существует несколько десятков вариантов перевода этого термина на русский язык - "воздух", "дыхание", "лимфа", "эфир", "атомы", "нервная регуляция", "жизненная энергия" и т.д., каждый из которых отражает лишь небольшую часть его значения и ни один из которых не исчерпывает его полностью. К тому же этот термин может соединяться с бесконечным количеством определений. Создается впечатление, что как только китайским специалистам требовалось объяснить какое-либо физиологическое или психическое явление, они сразу же придумывали новый вид ци. В то же время все эти виды являются проявлением одного единого ци. Многие китайские авторы, похоже, сами не очень вникают в суть взаимодействия различных проявлений единого ци, удолетворяясь знаниями о выполняемых ими функциях. В принципе для практического использования этого достаточно. В русскоязычной литературе применительно к задачам медицинской практики самое удачное определение предложил В.Г.Вогралик: ци - это интегральная функция всей деятельности организма, его энергии, тонуса, жизненности. Ци каждого из органов или системы органов выражает обмен и функции в данный момент; равнодействующая всех этих проявлений и составляет единое ци организма. Данное определение было принято большинством российских рефлексотерапевтов. С моей точки зрения оно ничем ни хуже определений из системы Кадочникова "человек - это механическая система с конечным количеством степеней свободы", "прием есть использование своих степеней свободы для уменьшения числа степеней свободы противника".

Представление о пронизывающих тело каналах и коллатералях, по которым непрерывно циркулирует ци, и о возможностях воздействовать на эту циркуляцию через избранные точки составляет основу специальной теории китайской медицины и китайских боевых искусств. Каждое тело есть ци, облеченное в некоторую форму. Все физиологические процессы в организме в конечном счете сводятся к взаимодействию различных видов ци как внутри, так и вне заданной формы. Однако прохождение ци по замкнутому контуру сквозь некоторые знаменательные точки и области, соединенные сетью каналов, выполняет важную контролирующую функцию. Данная теория разрабатывалась на протяжении многих веков. В настоящее время она описывает около 36 точек, расположенных на 12 главных и двух "чудесных" каналах. Кроме того, течение ци прослеживается еще по шести "чудесным" каналам. Выделяют также примерно 280 внеканальных точек.

Если на Востоке эту систему принимают как нечто данное, то на Западе попытались поместить под нее очевидное материалистическое обоснование. Простейший вариант - совмещение канальной сети с сосудисто-нервными стволами --- не прошел: совместить удалось лишь очень небольшие отрезки. В настоящее время разрабатывается более тонкая теория о том, что структурную основу главных точек и каналов составляют межклеточные щелевые контакты. С этой теорией близко связана гипотеза о связи "каналов тела" с межмышечными щелями, которые в основном совпадают с линиями контурирования мышц.

Сложность определения места каналов на привычном анатомическом атласе человека привела некоторых исследователей к мысли о том, что каналы - чисто функциональная система, без определенного реального носителя. Однако лабораторные исследования с применением современных методик опровергли это мнение. Например, китайские специалисты установили, что при электростимуляции точек вдоль канала может возникнуть красная или белая линия, вызванная гиперемией (красный дермографизм) или спазмом кожных сосудов (белый дермографизм).

В 1986 году были опубликованы материалы уникального эксперимента, осуществленного в парижском институте Неннера. В определенные точки методом акупунктуры вводилась жидкость, содержащая технеций. Испускаемые ею лучи фиксировались при помощи электронной фотокамеры. В результате выявилось, что радиоактивная жидкость распространялась строго вдоль "каналов", выделяемых традиционной китайской медициной. Когда ту же жидкость вводили в произвольные точки на теле, не связанные с акупунктурой, то она вообще не распространялась по организму.

Итак, подведем итог этого теоретического отступления: между различными частями орагнизма человека существуют определенные взаимосвязи и взаимовлияния. Для объяснения этого механизма существует теория, описываемая в терминах энергии ци. От современных объяснений эта теория в положительную сторону отличается краткостью и проверенностью временем. С точки зрения практического применения нам абсолютно не важно знать что стоит за нею.

В медицине обычно нужна тонкая регулировка хода ци для приведения организма в норму. В бою же требуется мгновенный результат (если вы только не тайный убийца, которому требуется чтобы жертва скончалась от недомогания через 3 суток 7 часов и 28 минут), причем важен именно результат - смерть противника - а не механизм его получения. Потому в теории боевых искусств обычно изучали не шесть сотен точек, в каждой школе складывался свой ограниченный набор - как правило 36 точек, от школы к школе эти наборы различались. Глубокая теория тоже была не нужна, важно лишь было знать где эти точки находятся. Однако в наших современных условиях обычно убивать людей не требуется, поэтому если вы хотите уметь применять искусство воздействия на точки в обычной драке, то вам необходимо четко представлять, что будет после воздействия на определенную биологически активную точку - у человека остановится сердце или просто тут же опорожнится кишечник (первое, конечно, мгновенно завершит бой, но и второе может решить схватку в вашу пользу). Для этого же необходимо некоторое знакомство с теорией. В качестве примера приведу историю, рассказанную в частной беседе президентом Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань Анатолием Ковганом.

Когда он несколько лет назад был в Шаолиньском монастыре и активно завязывал знакомства с монахами и другими мастерами ушу, то про одного из его новых знакомых ему рассказали, что тот является одним из крупнейших современных мастеров воздействия на точки. Во время обеда в одной из окрестных забегаловок А.Ковган спросил самого монаха, правда ли это. Монах ответил что правда, и сказал что сейчас продемонстрирует свое искусство. Заметив беспокойство собеседника он сказал, что тот может не бояться, демонстрировать будут не на нем, и они пошли к хозяину заведения. Посмотрев на хозяина монах сказал тому, что он (хозяин) не совсем здоров, и спросил, не замечал ли тот у себя таких-то и таких-то симптомов. Хозяин ответил, что замечал, и согласился чтобы монах его полечил. Монах тут же ударил пальцами в какую-то точку, и хозяин с грохотом упал на месте без сознания на стоявшую в той комнатушке кушетку (грохот произошел из-за того, что он что-то сшиб при падении). Монах действительно провел сеанс лечения, понажимав некоторые точки, после чего нажатием на нужную точку привел хозяина в чувство. Тот принялся благодарить за лечение и очень удивился, когда прибежали соседи и стали выяснять, что тут был за шум - он не помнил ничего.

Однако на искусство воздействия на точки есть и противоположная точка зрения. В 1991 году в СССР приезжал один из крупнейших мастеров ушу современности - Ма Минда. Во врмя общения с любителями ушу на вопрос об искусстве смертельного касания он ответил, что сомневается, что кто-либо сумеет применить это искусство в бою против него. Его сомнения были вполне обоснованы - по моим визуальным оценкам в бою он действовал в темпе 3-5 ударов в секунду. Чтобы подойти к такой мельнице на дистанцию хотя бы удара, одного владения искусством смертельного касания недостаточно.

Итак, применимо ли искусство воздействия на точки в рукопашной схватке? На мой взгляд, владение этим искусством можно сравнить с наличием ножа в руке. Если у вас есть нож, то это серьезное преимущество, но это еще недостаточно для победы: если у вас слабый удар, то вы можете даже не порвать одежду противнику, если противник хорошо умеет драться, то вы не сможете применить против него нож вообще. Так и с искусством воздействия на точки. Если вы хотите применять его в бою, то помимо заучивания наизусть располложения нужных точек и вызываемого ими эффекта вам нужно уметь мгновенно находить их на ощупь (чтобы знать, каким пальцем жать когда вы взяли захват приблизительно за нужное место), укреплять пальцы (чтобы нажимать на нужную точку даже сквозь одежду и чтобы уметь наносить удары пальцами на нужную глубину), учиться хватать подброшенные мешочки с песком (для выработки умения мгновенно и крепко хватать), ну и владеть хотя бы элементарными навыками обычного рукопашного боя, иначе пока вы будете брать свой захват или прицеливаться для удара пальцами, вы рискуете нарваться на прямой в челюсть.

Более удивительным способом обращения с внутренней энергией является так называемое "испускание внешнего ци". Теоретическое определение такого: путем длительных тренировок с использованием какого-либо метода гармонизировать внутреннее ци человеческого организма, накопить его внутри тела, а в нужное время используя определенные биологически активные точки испускать его наружу. Реальность его у меня сомнений не вызывает: будучи пару лет назад в Красноярске я познакомился с господином Чжан Цзюньци из Сианя, который занимался по школе цигун "испускание ци сквозь указательный палец" и по приглашению Красноярской Краевой Ассоциации Шаолиньцюань вел группы цигун. Для красноярского телеканала "Афонтово" он согласился провести публичную демонстрацию своего искусства, на которой я присутствовал.

Дело происходило в обычном спортзале, в демонстрации приняли участие все желающие - как из числа занимающихся, так и просто зашедшие с улицы, прослышав о происходящем - всего человек 30. Чжан предупредил, что он не намерен испускать полные "боевые" порции ци, что это только демонстрация, и потому как только кто-либо почувствует что ему трудно стоять и хочется упасть - пусть тут же садится на пол. После этого он начал с короткими промежутками производить "выстрелы" по толпе (по крайней мере так это смотрелось - он вытянул по направлению к участвующим в демонстрации руку с выпрямленными указательным и средним пальцами, и каждый раз когда он со звуком `ц!" содрогался, в толпе кто-нибудь опускался на пол). После того, как на полу оказалось человек 15, мы сказали что для демонстрации достаточно, но тут один из зашедших участников с вызовом сказал, что он так ничего и не почувствовал и потому ни во что это не верит. Чжан подошел на несколько метров и произвел в него еще один "выстрел" - никакого эффекта. Тогда Чжан спросил, действительно ли тот хочет почувствовать эффект и в порядке ли у него сердце и печень. Получив утвердительный ответ на оба вопроса Чжан тут же произвел "выстрел" по полной программе. Парень как подкошенный рухнул на месте в скрюченном положении - у него свело все мышцы.

Страшное искусство, не правда ли? Однако для овладения им действительно нужны годы и годы занятий, а применение его в бою сравнимо с использованием однозарядных пистолетов: после выстрела из одного вам нужно доставать следующий, а за это время противники могут приблизиться на дистанцию рукопашного контакта. Так что на мой взгляд оно применимо лишь в качестве вспомогательного умения - как пираты использовали пистолеты во время абордажной схватки. Если вы все же захотите овладеть таким искусством - ищите учителя. Более-менее нормальная методика для самостоятельных занятий приведена в книге Линь Хоушэна и Ло Пэйюя "300 вопросов о цигуне" (вопрос 116), выдержавшей уже 2 издания на русском языке за последние годы, но так как она издавалась в Новосибирске, то я сомневаюсь, что эта книга окажется доступной желающим заниматься из других регионов.

И последнее, самое известное применение внутренней энергии в боевых искусствах - для усиления удара. Его использование сравнимо с применением кастета. Как ответил основатель стиля багуачжан Дун Хайчуань на вопрос ученика, "нанесение удара с использованием внутренней энергии базируется на нанесении удара с помощью силы". В китайских боевых искусствах обычно выделяют три уровня овладения использованием энергии в ударе - удар с помощью усилия-цзин, удар с применением ци и удар с применением шэнь. Понятия цзин, ци и шэнь встречаются в любой теоретической работе по цигуну, все они относятся к субстанциям, присутствующим в организме от рождения, однако с помощью специальных методик одни субстанции можно перегонять в другие. В боевых искусствах под цзин понимают силу, идущую "от костей и сухожилий", комплексное усилие всего тела, в противоположность силе ли, возникающей от сокращения мышц и могущей появляться даже если тело неподвижно.

Считается, что ученик овладевает выбросом усилия-цзин, если в его движениях присутствуют так называемые "три внешние координации", то есть "координируются движения плеч и бедер, координируются движения локтей и коленей, координируются движения кистей рук и стоп". Достичь этого можно за пару лет тренировок. Движение с использованием ци происходит, когда в нем участвует весь организм всеми своими возможностями (см. приводившееся ранее определение ци, принятое среди российских рефлексотерапевтов). Это достигается уже за более длительный срок, необходимо овладение "тремя внутренними координациями". Шэнь отождествляется с духом, удар с использованием шэнь становится как бы одушевленным, это уже не рядовой удар, а произведение искусства.

Те, кто помнят демонстрировавшийся короткими отрывками в телепередаче "Клуб путешественников" китайский художественный фильм "Южный и северный Шаолиньские монастыри", или видели его на видеокассетах (он известен в варианте с переводом с японских субтитров как "Арахан - буддийский монах"), могут вспомнить финальный бой, где наставник Шаолиня по боевым искусствам Чжирэн (его играет Юй Хай из сборной ушу провинции Шаньдун) и монах Чжимин (его роль исполнил многократный чемпион КНР по ушу Ли Ляньцзэ) применяют одну и ту же технику стиля богомола. Несмотря на то, что Ли Ляньцзэ вроде бы все движения делает абсолютно правильно, все равно ему далеко до Юй Хая, который стилем богомола занимается всю жизнь. Как добиться такого мастерства, спросите вы? Нужно тренироваться, тренироваться и тренироваться, годами и десятилетиями. Но ведь это долго, воскликните вы! Ну что ж, Восток - дело тонкое, не зря те, кого на Западе считают мастерами, на Востоке в лучшем случае отождествляются с продвинутыми учениками...

Все системы так называемого жесткого цигун (иньцигун) относятся к упражнениям высшего типа сложности. Долгое время большинство из них хранилось в глубоком секрете в даосских, буддийских сектах и школах ушу. Жесткий цигун мог обеспечить практически полную неуязвимость при ударах противника, позволял безболезненно принимать удары мечом и копьем, дробить голыми руками камни и черепицу. В ушу жесткий цигун заменял также то, что мы сегодня называем общей и специальной физической подготовкой.

Так же как и в мягком цигун, жесткий цигун насчитывает несколько десятков основных систем, самыми известными из которых являются «Шаолиньский цигун», «Стеклянный колокол», «Железная рубашка», «Восемь великих алмазных упражнений», «Цигун алмазных пальцев», «Алмазный архат» и другие. Согласно легендам непобедимость шаолиньских монахов во многом обусловливалась необычайной крепостью их тел, что достигалось в течение 10-15-летней практики.

Сегодня нам известны некоторые из этих упражнений, но современных поклонников жесткого цигун смущает небольшая фраза в конце описания комплекса «...и делайте так в течение 30 лет». Жесткий цигун - это не только точное выполнение всех указаний во избежание внешней и внутренней раны, но это и неимоверное терпение и безграничное доверие к силам, потаенным внутри собственного организма.

Жесткий цигун был создан на соединении практики мягкого статичного даосского цигун и ряда укрепляющих упражнений ушу и воинской подготовки. Он основан на использовании циркуляции «истинного ци». Предполагается, что занимающийся уже в полной мере овладел мягким цигун, в частности методами «Небесного круговорота» и «регуляции сердца». Без этого жесткий цигун превратится в простой вид атлетической гимнастики и его эффект как «внутренней системы» будет сведен к нулю. Прежде чем использовать ци, необходимо накопить его и наладить его свободную циркуляцию. Это позволяет направить ци Прежденебесного в необходимую точку во время удара или защиты.

Жесткий цигун может быть рекомендован людям любого возраста после соответствующей предварительной подготовки. Он позволяет не только научиться управлять своим внутренним состоянием, но овладеть «выбросом силы», то есть моментом максимального приложения силы всего тела, а также мобилизации ци в экстремальной ситуации. Умение управлять своим телом поможет вам в сотнях жизненных ситуаций. Особенно полезен инь цигун тем, кто занимается спортом, единоборствами, восточными боевыми искусствами.

Ниже приводятся три комплекса жесткого цигун, которые сочетаются друг с другом, при этом их надо изучать последовательно, не мешая упражнения между собой. «Восемь великих алмазных упражнений» и «Алмазный архат» относятся к разделу «Железная рубашка» и позволяют не только значительно укрепить тело, но после долгих занятий сделать его малочувствительным к внешним воздействиям - ударам, падениям, а также изменениям погоди - холоду, жаре и т. д.

Комплекс №1: «Восемь великих алмазных упражнений»

Переплетать корни кипариса

Встаньте прямо. Правая нога делает полшага вперед, ступни располагаются на расстоянии 10-20 см. Руки опущены вдоль тела, ладони обращены вниз, пальцы направлены друг к другу (рис. 42). Сделайте выдох через нос, медленно наклонитесь к правой ноге, достав обеими ладонями пол. В момент касания закончите выдох и немного напрягите корпус (рис. 43). Ладони разворачиваются вверх, сделайте медленный вдох, расслабляя мышцы и разгибаясь в пояснице. Ладони приближаются к животу, будто поднимают с пола какой-то предмет (рис. 44). Проделайте 3 раза с левой и правой сторон.

Представляйте, что, когда вы наклоняетесь и напрягаете мышцы, верхняя часть тела заполняется ци, делая его крепким как скала.

Достать месяц со дна моря

Ноги расставлены на ширину плеч, ладони обращены вниз и располагаются у бедер. Выполните это упражнение так же, как и предыдущее, однако на этот раз наклоняйтесь не вбок, а перед собой. Проделайте по 3 раза (рис. 45).

Ци проникает в даньтянь

Встаньте прямо. Обе руки выпрямлены и разведены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз (рис. 46).

Сделайте полный ровный выдох. Ладони по дуге опускаются к бедрам, пальцы чуть сгибаются, образуя как бы «когти» (пальцы согнуты в первых и вторых фалангах, центр ладони немного втянут, пальцы не соприкасаются друг с другом). Начните медленный вдох (рис. 47). Руки сгибаются в локтях, «когти» обращаются вверх. Вдох завершается. Медленно напрягите верхнюю часть тела (рис. 48). Задержав дыхание, нанесите правым кулаком 3 удара по левой части груди в разные зоны (избегайте область сердца), затем нанесите 3 удара левым кулаком по правой стороне груди (рис. 49).

Сконцентрируйте внимание на даньтянь и на месте нанесения ударов, направляя ци в эти зоны. Регулируйте силу ударов и не переусердствуйте. Постепенно увеличивайте резкость и хлесткость ударов. Опустив руки, сделайте выдох.

Архат поддерживает Небо

Встаньте прямо, ступни на ширине плеч. Обе руки вытяните в стороны, ладони обращены вниз, начните выдох через нос. Пальцы немного сгибаются, образуя «когти». Руки медленно опускаются вниз (рис. 50). Сделайте медленный ровный вдох на полном расслаблении. Плечи чуть разводятся. Руки сгибаются в локтях, ладони подходят к груди, обращаясь вверх, пальцы направлены вперед, большой палец отставлен в сторону, остальные собраны вместе (рис. 51).

Обе ладони на вдохе поднимаются вверх к голове, будто толкают тяжелый предмет. Предплечья медленно поворачиваются наружу, пальцы направлены в стороны. Подъем рук и вдох заканчиваются одновременно. Задержите дыхание и опустите ци в дань-тянь, сглотните слюну, представляя, что она проходит в даньтянь, омывая каналы (рис. 52).

Руки медленно опускаются вниз по дуге через стороны. Сделайте медленный выдох через нос, одновременно расслабьте все тело, сконцентрируйте внимание на даньтянь. Повторить 6 раз.

Гневный взгляд алмазного архата

Во многом это упражнение схоже с предыдущим. Руки выпрямлены в стороны на уровне плеч, ладони обращены вниз. На медленном выдохе левая ладонь сжимается в кулак, а правая образует «орлиный коготь» (пальцы собраны вместе и согнуты в первых и вторых фалангах). Ладони медленно опускаются к бедрам (рис. 53).

Язык поднимается к верхнему нёбу. Сделайте медленный вдох, все тело напрягается. Левый кулак обращается центром вверх, а правый - «орлиный коготь» - центром влево, пальцы направлены вверх. Одновременно кисти медленно поднимаются к груди, локти прижаты к ребрам, расстояние между кулаком и «орлиным когтем» 10-15 см (рис. 54).

Закончив вдох, сглотните слюну, опустите ци в даньтянь. Одновременно взгляд направляется вверх, насколько это позволяют глаза. Когда вы полностью проследите движение ци в даньтянь мысленным взором (а фактически, движение слюны), прикройте глаза. Чуть задержите дыхание, откройте глаза, расслабьте руки, опустите ладони по дуге вниз к бедрам. Одновременно выполните медленный выдох. Повторить 6 раз.

Обхватить Луну и сунуть ее за пазуху

Встаньте прямо, разведите руки в стороны на уровне плеч, ладони обращены вперед (рис. 55). Ладони складываются в «когти», которые сводятся перед грудью центрами друг к другу. Расстояние между «когтями» 20-25 см. Руки в локтях не сгибать. Затем согнуть руку в запястье, ладони обращаются внутрь будто вы обхватываете шар. Сделать медленный вдох (рис. 56).

Руки сгибаются в локтях, завершая обхват шара, одновременно закончите вдох (рис. 57). Опустите ци в даньтянь. Нанесите резкий удар кулаками назад, буд¬то разбивая что-то о живот (после месяца упражне¬ний можно наносить удар по животу). Одновременно произведите резкий выдох со звуком «хай» (рис. 58). Выдохнув полностью воздух, опустите руки вдоль бе¬дер и расслабьтесь. Повторить 6 раз.

Император натягивает лук

Встаньте прямо. Левая нога делает полшага вперед. Правая рука вытягивается в сторону - вправо, ладонь обращена вверх. Левая рука согнута в локте, ладонь обращена вниз и располагается перед даньтянь. Произведите короткий неполный выдох (рис. 59). Правая рука сгибается в локте, ладонь идет влево, останавливаясь над левой ладонью. Левая ладонь обращается вверх. Одновременно сделайте глубокий ровный вдох (рис. 60). Правое предплечье проворачивается внутрь таким образом, что правая ладонь обращается вниз. Завершая движение влево, правая ладонь делает хлопок по левой ладони сверху. Затем на мощном выдохе сделайте рубящее в горизонтальной плоскости движение правой ладонью слева направо. Во время рубящего удара ладонь обращается вверх. Делайте выдох со звуком «хай» (рис. 61). Повторить 6 раз.

200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. Тарас Анатолий Ефимович

ЦИГУН БОЕВОЙ

ЦИГУН БОЕВОЙ

Характерным элементом традиционного ушу было выполнение комплексов упражнений – тао, или таолу. Они имели характер ритуала, приобщавшего к всемогуществу природных либо божественных сил, мудрости и совершенству легендарного основателя школы ушу. Одновременно тао служили средством отработки приемов единоборства, психической и физической закалки.

Во многих школах ушу задачи подготовки к рукопашному поединку отходили далеко на задний план, а доминировали цели «совершенствования тела-личности». В этом случае комплексы (тао) сами по себе служили средством психофизиологического тренинга.

Ряд стилей ушу, в том числе тайцзи-цюань, принято относить к «внутренним» (нэйцзя). Считается, что в них приемы «внутренней работы» – нэйгун, нацеленной на управление внутренними психосоматическими процессами, доминируют над «внешней» формой движения. Такие стили противопоставляются «внешним» (вайцзя), в которых акцентируется правильность и эффективность физического действия, «внешней работы» (вайгун). Это противопоставление, отражающее соперничество разичных школ и направлений ушу, достаточно условно. В обоих направлениях «внутренняя работа» сочетается с «внешней». Движение служит и для создания необходимого внутреннего состояния, тогда как последнее позволяет правильно и результативно выполнять «внешнюю работу».

Термин «нэйгун» иногда применяют как синоним слова «цигун». И все же методики цигуна в боевых искусствах обычно принято отделять от таолу как вспомогательные приемы, служащие развитию специальных качеств. С этой целью обычно применяют «жесткие» методики. Они нацелены на воспитание навыков «включения» функциональных систем организма на полную мощность, мгновенной и максимальной реализации психических и физических возможностей. «Жесткие» системы цигуна позволяют, в частности, демонстрировать приемы «разбивания», способность противостоять нажиму режущей кромки или острия холодного оружия, выдерживать давление на грудь огромных тяжестей, удары твердыми и тяжелыми предметами и т.д. Такие методики могут требовать интенсивного выполнения упражнений в быстром темпе, предусматривать значительные физические и психические нагрузки. Им обычно противопоставляют «мягкие» системы, имеющие целью лечение и оздоровление. Но функциональную грань между «жесткими» и «мягкими» методиками не всегда можно провести достаточно отчетливо.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Из книги Карате-до: мой жизненный путь автора Фунакоси Гитин

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

Боевой дух Перетягивание каната – очень популярное состязание на нашем острове. Оно часто бывает главным событием всех наших праздников. Окинавское перетягивание каната отличается от подобных состязаний в других префектурах. Прежде всего, наш вариант гораздо

Из книги Да-цзе-шу [Искусство пресечения боя] автора Сенчуков Юрий Юрьевич

БОЕВОЙ СТИЛЬ Общее название систем рукопашного боя, противопоставляемых спортивным единоборствам и так называемой «военизированной гимнастике» (типа условно-игровых стилей каратэ и ушу).Подразделяются на системы ограниченного боя и тотального. В системах первой

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Из книги Танцующий феникс: тайны внутренних школ ушу автора

Особенности боевой стойки Принятая вами стойка пригодна для ведения боя в том случае, если вы постоянно находитесь в устойчивом равновесном положении, из которого можете атаковать, контратаковать или защищаться без подготовительных движений. Характерные особенности

Из книги Оздоровительно-боевая система «Белый Медведь» автора Мешалкин Владислав Эдуардович

На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало ХХ в.) Сила и мудрость «Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

Из книги Дао шахмат. 200 принципов изменить вашу игру автора Курцдорфер Питер

Из книги Тайные коды боевых искусств Японии автора Маслов Алексей Александрович

Глава 31 БОЕВОЙ ДУХ Среди прочих способностей ваше умение подчинять позицию своей воле, быть может, является наиболее важным.Принцип 148: Ни одна партия не была выиграна путем ее сдачи.Это еще один и весьма очевидный принцип. И все же некоторые знаменитые гроссмейстеры

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

«Забыть о боевой сути» Своя школа ко многому обязывает. Продолжение ли это традиции или разрыв с нею? Словно оправдываясь, Уэсиба пишет: «Дело в том, что понятия гармония, единение могут выражаться иероглифом «ай», поэтому я и решился назвать свою школу боевых искусств

Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

Из книги Боевая добродетель [Секреты боевых искусств Китая] автора Маслов Алексей Александрович

Глава 1 Боевой нож Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть

Из книги Центральная ось пути кулака (Ицюань, Yiquan) автора Сянчжай Ван

Современный боевой нож Собственно боевым ножом можно считать только нож, официально принятый на вооружение армией или другой силовой структурой.Остальные ножи отличаются от них не только юридическим статусом, но и функциональностью, и могут быть классифицированы как

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка автора Махов Станислав Юрьевич

На пути боевой добродетели Следуя путем ушу, прежде воспитывай характер и искренность души, очищай сознание и пестуй добродетель, и лишь затем изучай приемы. Мастер Хо Юаньцзя (начало XX в.) Сила и мудрость«Большая сила побуждает к великой мудрости». В афоризме тонко

Из книги автора

Из книги автора

3 Боевой этап Он очень короток. Начинается с момента обнаружения противника и заканчивается с началом атаки. Другими словами, это период психологического противостояния. Тут представляется последняя возможность для самоовладения, так как во время боя не до