«Каждая женщина рождается с мечтой стать фавориткой короля», - именно эта фраза характеризует положение дел при дворе французских монархов. Титул официальной фаворитки короля позволял дамам не только вольно распоряжаться государственной казной, но и вмешиваться в политические дела страны, и даже влиять на личные взаимоотношения королевской четы. Людовик XV вошел в историю как монарх, который позволил своим фавориткам руководить страной. Это время назвали «правлением трех юбок».

Герцогиня де Шатору



Мари-Анн де Майи-Нель больше известна как герцогиня де Шатору. У нее было четыре сестры, трое из которых успели стать фаворитками Людовика XV. Когда Мари-Анн рано овдовела, она переселилась к своей старшей сестре в Версаль. Король тут же заприметил красавицу, но та, наоборот, вела себя очень сдержанно с Его Величеством. Но королям не принято отказывать. Тогда Мари-Анн де Майи-Нель поставила монарху несколько условий: удаление со двора ее старшей сестры (бывшей фаворитки), назначение пенсии в 50000 экю и официальное признание возможных совместных детей. Согласившись с требованиями строптивой красавицы, Людовик XV в 1743 году также даровал ей титул герцогини де Шатору.



Герцогиня имела огромное влияние на короля. В 1744 Людовик XV лично возглавил французскую армию, желая предстать в более выгодном свете перед своей фавориткой. Герцогиня поехала за ним тайно. Во время стоянок она селилась через два дома от королевской обители. Причем заранее в домах пробивались тайные сквозные проходы, чтобы влюбленные могли беспрепятственно встречаться.

В возрасте 27 лет Мари-Анн внезапно скончалась. Многие говорили, что ее отравили, но женщина умерла от гнилой горячки (тифа). Недоброжелатели радовались преждевременной кончине влиятельной любовницы, но появление последующих фавориток – мадам Помпадур и мадам Дюбарри – заставило их пожалеть об этом.

Маркиза де Помпадур



В 1745 году на королевский бал-маскарад прибыла мадам д’Этиоль. Она была одета в костюм богини Дианы. Луи XV познакомился с ней, пригласил поужинать, а ночь она провела в королевских покоях. Через полгода мадам д’Этиоль была объявлена официальной фавориткой короля, теперь ее звали маркиза де Помпадур.
Удивительно, но на протяжении многих лет маркиза являлась центром любовных утех короля, будучи совершенно фригидной. Она была прекрасной актрисой: могла разыграть вожделение, страсть и оргазм в любой момент. А ведь король, который имел ненасытный сексуальный аппетит, часто запирался с маркизой в своих покоях по несколько раз в день. Надеясь стимулировать свое либидо, маркиза де Помпадур, ввела в рацион сельдерей, трюфели, ваниль.



Но чтобы оставаться фавориткой короля на протяжении многих лет, одной постели недостаточно. Маркиза могла предугадывать настроение Людовика с одного только взгляда, удивляла его, восхищала. Со временем эта женщина заменила монарха на заседаниях. Она влияла на внутреннюю и внешнюю политику. Семилетнюю войну историки называют «войной разгневанных женщин», т. к. Фридрих II (Пруссия) противостоял Елизавете Петровне (Российская империя), Марии Терезии (Австрия) и мадам Помпадур (Франция). Сам Фридрих II окрестил антипрусскую коалицию «союзом трех баб».

Когда маркиза стала понимать, что не удовлетворяет сексуальные потребности короля, она стала сама подбирать для него любовниц, оставаясь при этом в статусе официальной фаворитки. Когда же любовь угасла, их отношения переросли в крепкую дружбу. Людовик XV продолжал посещать маркизу и советоваться по многим вопросам вплоть до ее смерти в 1764 году.

Мадам Дюбарри



После смерти маркизы де Помпадур ее сменила мадам Дюбарри. Эта женщина была незнатного происхождения, но, благодаря своему женскому обаянию и раскованности в постели, в 1769 году она оказалась в фаворитках стареющего Людовика XV. Придворных очень возмущала неряшливость Дюбарри, но, как ни странно, ее «стиль» ненадолго вошел в моду.

Специально эта женщина не вмешивалась в политику, но с ее мнением считались все. Сам же король был в восторге от Дюбарри. Он говорил, что эта женщина – единственная, кто мог заставить его забыть о 60-летнем возрасте. В период революции, уже после смерти Людовика XV, мадам Дюбарри обвинили, как и многих, в политических преступлениях и отправили на гильотину.

Самой Она смогла стать не только постоянной любовницей Карла VII, но и подругой его жены, королевы Марии Анжуйской.

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, - портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь, самый загадочный жест, самые изящные стихи, самый выигрышный ракурс, самые интеллектуальные занятия -- кто победительницы в этих номинациях?




Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII - того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума - восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, - крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась - подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину.

Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной - однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего - прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль - но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой - ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы.

Сохранилось несколько портретов Габриэль - на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо - возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа - Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности - в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции - Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов.

Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине - дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц - и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия - любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур "нежными" отношениями Гортензии с подругами.

Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута - обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц - и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое.

Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели - знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов - королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, - для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи - дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку».

Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV - правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748-1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции - государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи.

Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда - она слишком уважала себя.

3 сентября 1499 года (хотя есть версия и о 9 января 1500-го) родилась знаменитая фаворитка Генриха II Диана де Пуатье, «некоронованная королева» Франции, имевшая в стране влияние даже большее, чем Екатерина Медичи. Сегодня вспомним самых известных фавориток в истории.

1. Диана де Пуатье

Благодаря своему аристократическому происхождению юная Диана рано попала ко двору. В 13 лет она вышла замуж, но в 31 год осталась вдовой. Прославилась красавица тем, что стала фавориткой тогда еще не короля, а его сына, принца Генриха. По преданию, 10-летний мальчик, увидев 29-летнюю статную красавицу в свите короля, влюбился в нее на всю оставшуюся жизнь. Влияние Дианы на принца было неограниченным, Генрих осыпал ее драгоценностями, дарил дворцы. Во время его свадьбы с Екатериной Медичи, Диана занимала более почетное место, чем невеста. По воспоминаниям современников, время было не властно над красотой этой женщины, которая оставалась возлюбленной короля до самой его смерти.

2. Роксолана

Наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, была славянкой, родом из Украины. В юном возрасте она была похищена из родного дома татарами и продана в султанский гарем. Красотой и обаянием она в очень короткое время привлекла внимание монарха, сумев противостоять коварству и мести со стороны других наложниц. Роксолане удалось добиться невозможного: она стала официальной женой султана и получила имя Хюррем. Жена была не только любимой Сулеймана, но и его ближайшим советником в государственных делах. Образованнейшая женщина своего времени, она принимала иностранных послов, отвечала на письма, поддерживала связи с представителями искусства.

3. Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон

Интересно, что эта знаменитая фаворитка Людовика XIV покорила его сердце отнюдь не красотой и искусством любви, а добродетелью и любовью к его детям. Король-Солнце, двор которого отличался богатством и великолепием, был весьма любвеобильным и имел несколько официальных фавориток. Франсуаза была воспитательницей его детей от мадам де Монтеспан, которая была фавориткой короля на протяжении многих лет. Заметив в скромной гувернантке внимательное и заботливое отношение к своим детям, король все чаще стал искать повод остаться с ней наедине и побеседовать. Она была умна, обладала большим кругозором и тактом. После смерти своей законной супруги король сочетался с Франсуазой морганатическим браком. Бывшая фаворитка сумела обратить помыслы мужа к Богу, и со временем самый блистательный двор Европы превратился обитель благочестия и добродетели.

4. Маркиза де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон была официальной фавориткой короля Людовика XV на протяжении 20 лет. Красота, образованность и живой ум этой женщины не оставлял равнодушными окружающих мужчин. Знакомства с ней искал сам Вольтер. Прибыв на один из балов в костюме богини охоты, она покорила сердце короля красотой и обаянием. Комнаты маркизы в Версале находились над покоями короля и были соединены с ними потайной лестницей. Со временем мадам приобрела столь неограниченное влияние на короля, что, по сути, правила страной вместо него. Ее имя стало символом расточительности: король дарил ей дорогие подарки в виде замков и ювелирных украшений. Даже после того как король и маркиза перестали быть любовниками, они сохранили прекрасные отношения.

5. Уоллис Симпсон

Красавица американка приехала в Англию вместе со своим вторым мужем, бизнесменом Эрнестом Симпсоном. В Лондоне она подружилась с Тельмой Фёрнис, которая была любовницей принца Уэльского Эдуарда. Тельма пригласила Симпсонов в свой загородный дом, где они и познакомились с престолонаследником. Между Уоллис и Эдуардом начался бурный роман. Эта связь шокировала общественность, и близкие ко двору люди намекнули королю на недопустимость такого адюльтера. Эдуард подписал отречение от престола для себя и своих потомков. Свое решение он объяснил в радиообращении к нации, сказав, что не может выполнять обязанности короля, если рядом не будет любимой женщины. В 1937 года пара сочеталась браком во Франции.

10.07.2017

Говорят, французы лучше всех разбираются в любви. Взглянем же на тех, с кем короли Франции изменяли своим женам, – портреты этих прекрасных дам создавали лучшие художники Европы.

Самая красивая грудь

Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем», «Меленский диптих». 1450 г. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Агнесса Сорель была современницей Жанны д’Арк и любовницей Карла VII – того самого монарха, за которого орлеанская дева так храбро сражалась. Король был от Агнессы без ума – восхищался не только совершенными чертами ее лица (красоту этой дамы ценил даже папа римский), но и умением подавать себя. Например, Агнесса осмеливалась носить платье с вырезом, обнажающим одну грудь, – крайне вызывающе для Средневековья. Она родила королю трех дочерей, а во время четвертой беременности 28-летняя красавица скончалась – подозревали, что ее убили враги. Какое-то время Карл был безутешен, а потом взял в любовницы ее кузину. В 2005 году ученые провели анализ останков Агнессы и подтвердили, что ее отравили ртутью. Считается, что именно Сорель изображена в образе Богородицы в «Меленском диптихе» кисти придворного живописца Жана Фуке. Обнаженная грудь дамы на картине действительно отличается совершенством. А вот прическа покажется современному зрителю странной – однако в XV веке именно высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты.

Самый загадочный жест

Неизвестный художник школы Фонтенбло. «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». Ок. 1594 г. Лувр, Париж

Веселый король Генрих IV Наваррский любил многих женщин. Но больше всего – прекрасную и остроумную аристократку Габриэль д’Эстре. Она родила ему троих детей, причем двоих мальчиков, что было особенно важно для Генриха, чей брак с королевой Марго оставался бездетным. Король развелся с женой и собирался обвенчаться с Габриэль – но невесту отравили. В итоге Генрих женился на Марии Медичи, которая позже родила Людовика XIII. Фаворитка отличалась необыкновенной красотой – ее кожа была такой светлой, что в сравнении с ней белый атлас платья казался серым. Современники воспевали и блеск ее глаз, и чувственные губы. Сохранилось несколько портретов Габриэль – на самом знаменитом она изображена сидящей в ванне с другой женщиной, которая щиплет ее за сосок. Согласно наиболее популярной версии это ее сестра Жюли, а жест, скорее всего, намекает на беременность Габриэль. Кстати, фаворитка держит в руках кольцо – возможно, знак обещанной свадьбы с Генрихом.

Самые изящные стихи

Тинторетто (?). «Портрет Вероники Франко». Ок. 1575 г.
Вустерский музей искусств, Массачусетс

Последний из династии Валуа – Генрих III, как известно, предпочитал фаворитов, а не прекрасных дам. Но все-таки одно женское имя из его списка любовных связей известно точно. Возвращаясь в родную Францию из Польши, где ему довелось поцарствовать, Генрих (тогда еще герцог Анри Анжуйский) заехал в Венецию. Ему показали все достопримечательности – в том числе познакомили с одной из самых знаменитых куртизанок Венеции – Вероникой Франко, которая была прославлена не только красотой, но и поэтическим даром. Будущий король провел с поэтессой ночь и уехал, забрав в качестве туристического сувенира ее миниатюрный портрет. Она же посвятила ему пару сонетов. Миниатюра, подаренная Генриху, не сохранилась. Но облик Вероники Франко сохранил портрет, приписываемый кисти Тинторетто. На женщине – дорогое платье и ценные украшения. Розоватый сосок, чуть выглядывающий из декольте платья, намекает на вольный нрав натурщицы.

Самая красивая из сестер

Якоб Фердинанд Фут. «Портрет Гортензии Манчини» (?). 1670-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У кардинала Мазарини, который вместе с Анной Австрийской растил юного короля Людовика XIV, было семь племянниц – и все они отличались красотой и изяществом. Их называли «мазаринетки». Король-Солнце поочередно влюблялся в нескольких из сестер. Самой красивой считалась Гортензия – любимица дяди-кардинала, унаследовавшая от него герцогский титул. Одно время она была любовницей Людовика. А затем, скрываясь от деспота-мужа, сбежала в Англию, где ее приютил король Карл II, когда-то безуспешно просивший ее руки. Мазарини ему отказал, потому что английский принц был изгнанником без короны. Ныне же герцогине Гортензии де Мазарэн пришлось побороться за то, чтобы стать официальной фавориткой Карла. Впоследствии английский владыка ее оставил, недовольный чересчур нежными отношениями Гортензии с подругами. Сохранилось несколько ее изображений кисти Якоба Фердинанда Фута – обосновавшегося в Италии фламандца, одного из самых модных портретистов той эпохи. По ним видно, что главную красоту девушки составляли большие живые глаза, пышные волосы и нежная улыбка.

Самые ангельские дети

Питер Лели. «Портрет Луизы де Лавальер с детьми». 2-я пол. XVII в. Музей изящных искусств, Рен

У Людовика XIV было еще множество самых разных любовниц – и благонамеренных ханжей, и участниц сатанинских месс… Среди них была и хромоножка Луиза де Лавальер. Она отличалась кротким, стеснительным характером, долго сопротивлялась ухаживаниям короля, а когда он спустя несколько лет к ней охладел, ушла в монастырь. Лавальер родила пятерых детей, из которых до взрослого возраста дожили двое. Их семейный портрет за пением и музицированием оставил Питер Лели – знаменитый английский художник того времени. Эта картина, предположительно, была заказана для обители Валь-де-Грас бабушкой бастардов – королевой Анной Австрийской. Аллегорический портрет изображает детей в виде крылатых ангелов, подчеркивая, насколько прекрасны их внешность и голоса. Однако неясно, с кого написан старший ангел, играющий на органе, – для детей Лавальер он (или она) слишком взрослый.

Самый выигрышный ракурс

Франсуа Буше. «Отдыхающая девушка». 1752 г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Король-Солнце жил так долго, что его преемником на престоле стал не сын и не внук, а правнук, прославившийся как Людовик XV Возлюбленный. Как и предок, он имел множество фавориток. Любопытна история Луизы О’Мерфи – дочь ирландского солдата и проститутки, в юности она оказалась в Париже и стала натурщицей. 15-летнюю девушку заметил Франсуа Буше, один из творцов стиля рококо, и написал с нее свою «Отдыхающую девушку». Картина шокировала современников не только позой обнаженной натурщицы, но и тем, что не имела никаких мифологических аллюзий, оправдывающих игривый сюжет. «Сладострастное» полотно было куплено одним из придворных и понравилось королю, который захотел познакомиться с моделью. Так Луиза оказалась любовницей Людовика XV – правда достаточно скоро получила отставку. Умерла она в 1814 году в Париже в возрасте 77 лет, несколько раз побывав замужем и благополучно пережив революционный террор. Ну а полотно с ее изображением стало одним из символов галантной эпохи.

Самые интеллектуальные занятия

Морис Кантен де Латур. «Портрет мадам Помпадур». 1748–1755 гг. Лувр, Париж

Официальной фавориткой Людовика XV была маркиза де Помпадур. Два десятилетия она диктовала Парижу моду, а Франции – государственную политику. Умная, образованная и властолюбивая, маркиза обладала отличным вкусом и умела разбираться и в людях, и в искусстве. Королем вертела, как хотела, долгие годы сохраняя свое влияние, несмотря на то, что врачи запретили ей разделять с ним ложе. Помпадур писали многие художники, в том числе и игривый Франсуа Буше, запечатлевший ее соперницу Луизу О’Мерфи. Но на всех этих портретах, как и на этом полотне де Латура, маркиза написана так, как никогда бы не написали О’Мерфи. Подобно министрам и государственным деятелям она изображена в кабинете, за рабочим столом, в окружении книг Монтескье и Вольтера, карт, глобуса. Музыкальные инструменты, ноты и папка с рисунками подчеркивают ее изысканный вкус. Характерно, что с обнаженной грудью мадам Помпадур не изображали никогда – она слишком уважала себя.

Текст: Софья Багдасарова

Философ-просветитель Бернар Ле Бовье де Фонтенель говорил, что никто и никогда не сможет в полной мере оценить то, что для Франции сделали женщины. Действительно, самые известные фаворитки французских королей имели не только статус официальных возлюбленных, но еще и кардинальным образом влияли на ход истории, активно участвуя в политической и культурной жизни страны.

Прообразом официальной королевской фаворитки считается Аньес Сорель , любовница Карла VII, которой первой в истории Франции удалось получить такой статус. Она происходила из дворянской семьи и в 1431 году была фрейлиной Изабеллы Лотарингской, герцогини Анжуйской. Аньес сразила короля своей безупречной красотой и в итоге родила королю трех дочерей. Именно Сорель первой во французском дворе начала носить бриллианты (до нее эту привилегию имели только коронованные особы), стала изобретательницей длинного шлейфа и весьма открытых нарядов. Сорель окружила короля заслуженными лицами и боролась с недостойными его любимцами.

Знаменитой фавориткой Франциска I стала Анна де Пислё , которая выиграла в борьбе за сердце короля у другой фаворитки, Франсуазы де Шатобриан. Франциск выдал Анну замуж за Жана де Бросса, которому спешно даровал титул герцога Этампа и Шаврёза, чтобы укрепить положение своей фаворитки при дворе. Анна влияла на короля до самой его смерти, особенно преуспела в политических делах. Так, благодаря ей был смещен самый видный политик той эпохи, коннетабль Монморанси. Герцогиня Анна д"Этамп заняла главное положение при дворе, а законная королева Элеонора Австрийская оказалась в полном пренебрежении.

При Генрихе II знаменитой фавориткой стала . В 13 лет она была выдана замуж за графа де Мольврье, а в 31 год осталась вдовой. Диана до конца своих дней носила траур по мужу, а когда стала фавориткой короля, то носила только черный или белый. Диана была старше Генриха на 20 лет, но современники вспоминали, что ее красота только расцветала с годами, а не увядала. Диана повстречала Генриха, когда тому было 6 лет и он оправлялся в заложники вместо своего отца, а когда он вернулся через 10 лет, воспылал страстью к Диане. Вскоре Генрих стал герцогом Орлеанским, а его возлюбленная Диана разделила власть при дворе с Анной д"Этамп. Когда Генрих стал королем, фактической королевой стала не Екатерина Медичи, а Диана . Даже на коронации Генриха Диана сидела на почетном публичном месте, а Екатерина довольствовалась удаленной трибуной. Диана смогла достичь того, чего еще не удавалось до этого ни одной фаворитке: она вела не только внутреннюю политику, но и внешнюю, переписывалась с послами и Папой римским, по ее наставлению король завершил Итальянские войны, закрепил границы Франции, а по одной из версий она внушила королю ненависть к протестантам. Как бы там ни было, Генрих II до конца своих дней был рыцарем Дианы, носил ее цвета (черный и белый), а свои наряды и перстни украшал буквами «DH».

Самый любвеобильный король из династии Бурбонов, Генрих IV, имел более 50 любовниц. Первой официальной и самой известной фавориткой стала Габриэль д"Эстре . Она повсюду сопровождала короля, несмотря на наличие королевы. Генрих брал Габриэль с собой даже в военные походы, когда она была беременна. Эта женщина родила королю четырех детей, которые были признаны законными. Габриэль была католичкой и повлияла на то, что Генрих принял католицизм и подписал Нантский эдикт, который завершил Религиозные войны.

Среди известных фавориток Людовика XIV стоит выделить скромную Луизу де Лавальер , в честью любви к которой король начал перестраивать Версальский дворец. Луиза родила королю четверых детей, двое из которых выжили и стали законными детьми монарха. Тщеславная родила королю семерых детей, а ее правление при дворе считается самым славным периодом в годы правления короля. А со своей следующей фавориткой Франсуазой де Ментенон Людовик даже обвенчался. При Франсуазе эпоха балов сменилась духовной скромностью и даже была создана «полиция нравов».

В эпоху Людовика XV фаворитки умело влияли на политику, культуру, науку и искусство во Франции. Символом этой эпохи стала знаменитая маркиза де Помпадур , Жанна-Антуанетта Пуассон, которая настолько подчинила короля, что не только заменяла его на приемах, совещаниях и заседаниях, но и самостоятельно подбирала Людовику юных любовниц, опасаясь потерять свое положение.