1961
Борис Аркадьевич Ройтер родился 22 января 1961 года в Киеве, на Печерске. Отец - Аркадий Александрович, начальник отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» в Киеве. Мать - Ната Борисовна является Членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка». В годы войны родители были в эвакуации в Казахстане и Перми. Его родственники жившие в Могилеве-Польском спаслись, дед погиб в Бабьем Яру после оккупации Киева.
1978
Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко, после чего поступил на театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного Художественного института. Учитель - театральный художник - Даниил Лидер, народный художник УССР, лауреат Государственный премии СССР.
К окончанию института в активе Бориса Ройтера было уже 18 спектаклей.
1980
Работа над первым спектаклем - «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. Спектакль имел успех и шёл в течение 5 сезонов.
После выхода «Ромео и Джульетты» сначала взял псевдоним, а затем официально сменил фамилию, так как еврейская, по его словам, «портила афиши антисемитской Украины».
1985
Первый совместный спектакль с легендарным режиссёром Государственного академического русского драматического театра им. Л.Украинки Б.Эриным - пьеса В.Розова «Вечно живые» (сцена института КИТИС).
Поступление в Театр им. Леси Украинки на должность исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам.
Работа над пьесой А. Дударева «Рядовые» (режиссёр - Б.Эрин, художник-постановщик - Народный художник СССР, И.Сумбаташвили).
1987
Получение Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко за оформление спектакля «Так победим» М.Шатрова в театре юного зрителя Запорожья.
1987-1989
Двухгодичная стажировка в Московском театре им. Ленинского комсомола по направлению Министерства культуры Украины.
Обучение во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры СССР на факультете художников драматических театров и ТЮЗов.
Борис Краснов становится главным художником в созданном Московском театрально-концертном объединении «Ленком» под руководством Александра Абдулова.
1989-1993
Оформление Московского Международного кинофестиваля. Оформление первой церемонии вручения призов Российской киноакадемии «Ника». Оформление конкурса «Миссис Америка» в МХАТе, стенда «Русская музыка» для музыкального семинара в Нью-Йорке и показа мод Валентина Юдашкина. Начало сотрудничества с Аллой Пугачевой (Рождественские встречи).
1992
Создание компании «Краснов дизайн», ведущей сценографической компании в России.
1996-2004
Оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве. Оформление Церемонии Открытия 6-го Чемпионата Мира по легкой атлетике на Центральном стадионе «Коломармарос» (Афины).
С 2000 года Борис Краснов - художник-постановщик Государственного Кремлевского Дворца.
В 2004 году Борис Краснов становится художественным руководителем созданного в Москве Зала Торжеств «ФОРУМ ХОЛЛ», значимого концертно-презентационного комплекса.
2007
Российская академия художеств на основании своего Устава решением Президиума от 14.06.2007 избрала Бориса Краснова Почетным членом Академии.
2010
Борис Краснов - художественный руководитель, автор концепции и основной идеи оформления павильона России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», получившего серебряный приз за полное раскрытие темы ЭКСПО: «Лучше город - лучше жизнь». По результатам Международного форума выставочных дизайнеров в г. Шэньчжэнь (14.05.2010), Борис Краснов вошел в список шести лучших выставочных дизайнеров мира.
2011
Борис Краснов становится деканом факультета дизайна Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
9 сентября 2011 года Борис Краснов и его предполагаемые сообщники были задержаны правоохранительными органами по подозрению в вымогательстве, так как, по версии следствия, требовали переписать на себя уставной капитал компании «Инконнект» под угрозой распространения порочащих владельца сведений. Спустя несколько часов художника-декоратора отпустили под залог в 5 миллионов рублей. Четверо его предполагаемых сообщников были арестованы.
Достижения
За время своей творческой деятельности Борис Краснов осуществил более 3500 проектов - концерты, телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и прочее.
Борис Краснов сотрудничает практически со всеми ведущими артистами российской эстрады: Аллой Пугачевой, Валерием Леонтьевым, Филиппом Киркоровым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Ириной Аллегровой, Александром Малининым, Ириной Шведовой, Игорем Демариным, Валерием Меладзе, Александром Розенбаумом и многими другими.
Среди зарубежных звезд-партнеров - такие популярные исполнители, как: Элтон Джон (Elton John), Эрос Рамаццотти (Eros Ramazzotti), Сара Брайтман (Sara Brightman), Крис Норман (Chris Norman), группы «Gipsy King» и «Deep Purple», «Modern Talking», «Abba», «Albano» и т. д.
Борис Краснов занимался оформлением спектаклей ведущих театров России, в их числе: МХАТ им. А. П. Чехова, Академический театр «Московская оперетта», театр кабаре «Летучая мышь», «Новая опера», театр Сатиры, театр «Школа современной пьесы» и др.
Некоторые проекты
- 167 спектаклей в ведущих театрах бывшего СССР (1980 - первый спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве).
- «Рождественские встречи Аллы Пугачевой» (1991, 1992, 1993, 1997, 2001, 2009).
- Концерт Майи Плисецкой и «звезд» русского балета «Прямо из Большого», Сити центр. США, Нью-Йорк, 1996.
- Церемония открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике. Греция, Афины, 1997.
- «Живая легенда Рэй Чарльз в Москве», юбилейный концерт в честь 70-летия. Россия, Москва, 2000.
- Мюзикл «42nd street», 2002.
- 1-й Международный форум памяти Освенцима «Let my people live» в Кракове (2005) и 2-ой Международный форум памяти Babi Iar в Киеве (2006).
- 10-й Петербургский Международный Экономический Форум, 2006.
- Презентация проекта «Сочи - 2014» в рамках 11-го Петербургского Международного Экономического Форума. Санкт-Петербург, Лондон, Гватемала (2007).
- Международное спортивное шоу «Сочи - Время побед», 2007.
- 8-ой Международный музыкальный фестиваль «9 миллиардов тонн нефти». Россия, Ханты-Мансийск, 2008.
- Торжественные мероприятия, посвященные 450-летию Астрахани. Россия, 2008.
- «День города Астаны». Казахстан, 2009.
- Юбилейное шоу Аллы Пугачевой «Сны о любви». Россия, 2009.
- Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию Владивостока. Россия, 2010.
- Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Российская национальная выставка в Париже. Франция, 2010.
- Стенд КСК на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. ГРАН-ПРИ. Франция, 2011.
- Торжественный вечер, посвященный 70-летию трагедии Бабьего Яра. Украина, Киев, 2011.
- Супер-шоу Филиппа Киркорова «ДруGoy» в Кремлевском дворце. Россия, 2011.
- Юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Сбербанка России. Россия, Москва, 2011.
- Торжественный вечер в честь 20-летия Федерации Футбола Украины. Украина, Киев, 2011.
Премии и награды
- Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. Франция, 2011.
- Обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Обладатель гран-при фестиваля телевизионных фильмов «Золотая астролябия» за работу над фильмом «Московские мелодии» (г. Монтре, Швейцария, 1989).
- Восьмикратный лауреат Российской национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки в номинациях: («Лучший художник-постановщик»; «Лучшее шоу на концертных площадках страны»; «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» (за художественное оформление Первого Всемирного Фестиваля циркового искусства «Золотой медведь»); «Лучший режиссер-сценограф»).
- Многократный лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года» (1995, 1997, 2000 гг).
- Победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Культура» (1998).
- Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей «Али-Баба и сорок разбойников» в Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова.
- Лауреат премии «Деловые люди» в номинации «Шоу и бизнес» (2004).
- Лауреат Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS 2005».
- Обладатель специального приза «SHOWTEX 2006».
Членство в профессиональных сообществах
- Член Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки.
- Лауреат международного конкурса «Пилар» (2006).
- Почетный член Российской Академии Художеств (2007).
- Член Союза театральных деятелей России (1979).
- Член Международного союза деятелей эстрады.
- Член Ассоциации театральных художников.
- Член Союза дизайнеров России.
В гостях у Пугачёвой у знаменитого сценографа просыпается зверский аппетит
В гостях у Пугачевой у знаменитого сценографа просыпается зверский аппетит
С Борисом КРАСНОВЫМ я знакома c середины 90-х. Как и многие его друзья, была в шоке, когда три с половиной года назад известнейшего художника-постановщика неожиданно задержали, предъявив серьезные обвинения. Якобы он входил в группу лиц, вымогавших 100 процентов долей уставного капитала у компании «Инконнект», занимавшейся организацией выставок. Краснову грозил срок до 15 лет лишения свободы. На время следствия он был освобожден судом под залог в 5 млн. руб. Но буквально через две недели его сразил тяжелейший инсульт. С тех пор сведения о нем были крайне скупы и обрывочны. Мол, лежал в коме, потом его перевезли за границу...
Когда год назад мне удалось до него дозвониться, Борис сообщил, что уже вернулся в Москву, продолжает лечение и, как только врачи разрешат, первой даст интервью мне. К чести Бориса, слово свое он сдержал.
И вот я захожу в его рабочий кабинет в созданном им детище - зале торжеств «Форум-холл». Краснов
, встречая меня, бодрится, делает несколько шагов, опираясь на трость. Его страхует помощник Сергей.
- Конечно, читателей прежде всего интересует ваше здоровье!
- Спасибо, восстанавливаюсь потихоньку. Хожу, правда, с трудом. Левая рука пока не в рабочем состоянии. У меня же был правосторонний инсульт, поэтому больше всего проблем с левыми рукой и ногой. К слову, если бы был левосторонний, мы бы сейчас не разговаривали. К счастью, и память не задело. Я тут развлекаюсь - прошу помощника назвать мне любую футбольную команду из чемпионов СССР по футболу и с легкостью называю всех игроков, включая запасных.
Ну, при вашем ритме жизни вы еще легко отделались. Я же помню, как вы работали. Практически без выходных. Вы в санатории-то были хотя бы раз в жизни?
- Какой санаторий! Вскакивал в шесть утра - и вперед! Меня и родные, и друзья, все просили: «Сбавь обороты!» Михаил Танич
, царствие ему небесное, на каждый мой день рождения эпиграммы писал: «Краснов - это штука по скорости где-то между скоростью звука и скоростью света». Или вот еще: «Два раза не было заказа, и Боря дома был два раза. / А как проверить пасквиль сей? А по количеству детей!» Я здоровьем практически не занимался. Выкуривал в день по две пачки. Пил по 35 чашек кофе...
- Знаю, что в трудную минуту большую моральную поддержку вам оказала Пугачева. У вас же особые отношения с Аллой Борисовной?
- Да, у нас, как говорится, творческий роман. Всякое между нами случалось. Бывало, и микрофоном мои декорации ломала. То ей все нравится, а через пару минут кричит - все переделывайте. Мне кажется, что иногда Алла сама для себя непредсказуема.
Мы и сейчас часто перезваниваемся с ней. Месяц назад обедали вместе - у нее дома, с Максимом, в их замке. Знаете, удивительное дело - у Аллы, где бы она ни жила, такая атмосфера в доме, что очень хорошо кушается, прямо жор какой-то одолевает! Что бы она ни готовила - я всегда проглатывал в момент! Вкусно очень! Ел ее стряпню не только, кстати, у нее, но и у себя тоже. Заметил, что в плане готовки Алла не всегда серьезна. Помню, давно как-то заехали они ко мне с Сергеем Челобановым
спонтанно. Алла взяла все, что есть в холодильнике, высыпала в кастрюлю, сверху забросала сыром, а когда тот расплавился, прошу к столу - готово блюдо. И посвятила его мне и Челобанову...
Кстати, месяц назад я впервые и детей их с Максом увидел. Они просто замечательные! Это фантастика какая-то - такого сходства я никогда не видел: Гарик - просто копия Макса. Выражение лица, глаза, губы, нос - один в один. Серьезный такой мальчик. А Лиза - просто куколка, такая блондиночка с розовым бантиком и кучерявыми длинными волосами.
- Что-то подарили детям?
- Конечно, а как же. Гарику - машинку-велосипед. Кнопку нажимаешь, и она тебя везет. А Лизе - штуку большую такую: нажимаешь - и там что-то играет, бибикает, кукарекает, по-английски говорит. Но больше всего она обрадовалась кукле, которая сама чистит зубы.
Вы знаете, наблюдая, как Алла с огромной нежностью смотрит на своих двух ангелочков - Гарика и Лизу, я подумал, что, наверное, только сейчас она, пожалуй, впервые по-настоящему почувствовала, каково это - быть матерью. В свое время, когда росла Кристина, у нее же был чудовищный гастрольный график, она постоянно моталась с концертами. Внукам тоже не могла уделять много времени. И лишь сейчас проводит с малышами столько, сколько необходимо, и получает колоссальное удовольствие.
Недавно я устроил для гостей розыгрыш. Гостям на своем дне рождения (22 января Краснову исполнилось 54 года. - Л. К.
) сообщил, что во время болезни беспрестанно смотрел новости за границей. И одна новость меня так поразила, что голова развернулась и я, дескать, начал заниматься несвойственным мне делом - писать песни. И одну из них посвятил Алле с Максом. Тут выходит Натали
и поет: «О боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына. И дочку!» Все со смеха попадали.
Ой, вспомнила! Боря Моисеев мне рассказывал: когда у него случился инсульт, ему очень помогли котлеты, которые для него лично жарила и приносила в палату Алла Борисовна!
- Это правда. И мне тоже многие помогали. Хотя, конечно, первое время после инсульта я плохо помню - слишком долго, практически три месяца, был в коме. Боря же, насколько я знаю, в коме не был. Еще и потому, наверное, так долго сейчас восстанавливаюсь. Ангелом-хранителем для меня стала супруга - она не отходила от кровати ни на минуту. И, без сомнения, мой лучший друг и партнер - Константин Петров
, за что я ему очень благодарен.
Когда врачей спрашивали, сколько в процентах шансов, что я останусь жить, они разводили руками: ни одного. Особая благодарность прежде всего российским докторам. В частности заведующему нейрореанимации клиники, где я лежал, - Павлу Хяркeнeну .
После того как я вышел из комы, решено было продолжить лечение за границей. Сначала это была клиника в Германии - там я провел полгода. Прогнозы немецких врачей были неутешительными. Они говорили, что я не только никогда не смогу ходить, но даже и сидеть в кресле. Но я все равно не пал духом - продолжал верить в чудо.
Еще через полгода нам посоветовали сменить клинику. В швейцарский Монтре меня привезли на носилках. Каждый день по многу часов занимался с физиотерапевтами - они там, кстати, все португальцы, очень хорошие специалисты, которые буквально насильно заставляют пациента вставать. У меня же ничего не шевелилось, даже ступни ног.
Когда начал двигать ногой, плечами - это была первая победа. Потом научился сам вставать с кровати и пересаживаться в инвалидное кресло. Боли были жутчайшие, будто тебя всего перемалывает надвое. Зато через несколько месяцев я сделал первый шаг.
Почти три года лечиться в западных клиниках без страховки было бы немыслимо без финансовой поддержки друзей, а кроме этого, к примеру, Иосиф Кобзон
и Алла Пугачева
помогали найти хороших специалистов. В швейцарской клинике меня навещали Валера Сюткин
, Игорь Крутой
, Саша Файфман
. Также частенько наведывались мои любимые мама и папа, создавая мне поистине домашнюю обстановку.
Следствие закончено, забудьте!
Думаю и эти ужасные обвинения в вымогательстве контрольного пакета акций у фирмы «Инконнект», о чем тогда писали все газеты, тоже могли повлиять на ваше здоровье...
- Скорее, это стало как бы завершающей точкой. Ведь до этого у нас был невероятно тяжелейший проект - готовили Русский павильон для Всемирного «ЭКСПО-2010» в Шанхае. Среди пятисот экспозиций по посещаемости наш павильон занял первое место и второе - за лучшее раскрытие темы «Лучше город - лучше жизнь». Это все равно что на «Оскаре» получить «Гран-при». Но, несмотря на такой фееричный успех, постоянно происходили какие-то беспочвенные нападки некоторых СМИ, которые доводили меня до исступления - так они были несправедливы и нечестны. А эта история с якобы моим участием в вымогательстве... Конечно, было ужасно обидно, что меня - человека, который за 35 лет столько сделал для СССР и России, организовывал многие ее знаковые проекты, пятьдесят процентов которых правительственного уровня, обвинили в том, чего я не делал.
Впервые в своей жизни я оказался в несвойственной мне роли подозреваемого! Естественно, я был накручен внутренне на всю эту несправедливость, пережить такие обвинения никому не пожелаю. Инсульт же в переводе с латыни - это «обида». Как я знаю со слов опять же моего помощника, у меня это произошло днем, прямо в офисе. Упал, потерял сознание...
Когда я заболел, уголовное дело было выделено в отдельное производство и приостановлено. По нему не велось никаких следственных действий. Но следствие всегда уведомлялось, где нахожусь, на какой стадии проходит мое лечение.После выписки из больницы следствие было возобновлено.
В результате объективного расследования в декабре 2014 года принято решение об отсутствии в моих действиях состава преступления.
Конечно, в том, что все закончится именно так, я не сомневался ни секунды. Впрочем, как и все мои друзья. Лолита
, к примеру, когда ее расспрашивали, все время повторяла: «Что вы?! Это человек, который может только дать - забрать он ничего не может!»
- Что вам хочется больше всего на свете в эту секунду?
- Выпить и закурить! Но делать этого категорически нельзя. После инсульта я не выпил ни одной рюмки и не выкурил ни одной сигареты. И - не буду. Я хочу жить. И в будущее смотрю с оптимизмом. Ведь для чего-то меня же оставили на этом свете - наверное, для чего-то хорошего. По сути, я живу сейчас вторую жизнь. И в самом деле, сигнал был дан слишком серьезный. Для того чтобы наступила переоценка ценностей. И она, безусловно, произошла.
С дочерью Дариной.
Известный сценограф Борис Краснов созвал друзей на роскошный банкет в честь своего юбилея. Во дворце торжеств «Сафиса», где проходят наиболее значимые светские мероприятия, собрался весь московский бомонд. Среди приглашенных на вечере присутствовали видные политики и бизнесмены, а также многие звезды российской эстрады, которых с Борисом связывают не только общие проекты, но и крепкая многолетняя дружба. Так, поздравить Краснова пришли Алла Пугачева и Максим Галкин, Андрей Малахов, Валентин и Галина Юдашкины, Андрей Григорьев-Апполонов, Дмитрий и Полина Дибровы, Валерий и Виола Сюткины и многие другие артисты. Весь вечер рядом с отцом была его любимая дочь Дарина.
55-летние легендарного художника и продюсера отмечали с большим размахом. Чего стоило одно только огненное шоу шеф-поваров, которое привело гостей в восторг. Столы ломились от изысканных блюд и оригинальных закусок, а напитки элитных марок лились рекой. Среди артистов, которые вышли в этот вечер на сцену, была знаменитая певица Тамара Гвердцители. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Напомним, осенью 2011 года Краснова сразил инсульт. После двух лет интенсивного лечения в Германии Борис вернулся в Россию, где продолжает восстанавливаться по сей день. «Левая часть тела у Бориса так и не работает – ни нога, ни рука. Поэтому, когда друзья с разрешения врачей забирают его из больницы, чтобы посидеть с ним вместе в ресторанчике на Баррикадной, Краснову приходится садиться в инвалидную коляску. Сам он передвигаться не может, – поделился друг сценографа Олег со «СтарХитом». – А вот речь почти полностью восстановилась. Врачи говорят, что это чудо, ведь он около полугода находился в коме!»
С Мариной Юдашкиной
Борис Краснов с женой Евгенией и Виолой Сюткиной
Среди гостей вечера были Алла Пугачева, Максим Галкин, Андрей Малахов
- Серебряный приз за павильон России на Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае (КНР, 2010)
- Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах (Франция, 2011)
- Национальная премия «Овация» (1994-1996)
- Премия Москвы в области литературы и искусства (1996)
Бори́с Арка́дьевич Красно́в (фамилия при рождении - Ро́йтер ; род. 22 января , Киев , Украинская ССР) - российский художник-сценограф, дизайнер, продюсер. Почетный член Российской Академии Художеств, обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке MIPIM-2011, обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», лауреат премии Москвы в области литературы и искусства (1996), восьмикратный лауреат Национальной премии «Овация» (1994-1996), обладатель Гран-при «Золотая астролябия» фестиваля телевизионных фильмов (1989), член Союза театральных деятелей России и др.
Биография
Борис Аркадьевич Ройтер родился 22 января 1961 года в Киеве, на Печерске. Отец - Аркадий Александрович, начальник отдела капитального строительства предприятия «Электронмаш» в Киеве. Мать - Ната Борисовна является Членом Союза художников, работала главным художником-модельером на трикотажной фабрике «Киянка». В годы войны родители были в эвакуации в Казахстане и Перми . Его родственники жившие в Могилёве-Подольском спаслись, дед погиб в Бабьем Яру во время оккупации Киева . Супруга - Евгения Краснова, дочь Дарина и сын Даниил Красновы.
1978
Окончил Республиканскую художественную среднюю школу им. Тараса Шевченко, после чего поступил на театрально-декорационное отделение живописного факультета Киевского Государственного Художественного института. Учитель - театральный художник - Даниил Лидер , народный художник УССР, лауреат Государственный премии СССР.
К окончанию института в активе Бориса Ройтера было уже 18 спектаклей.
1980
Работа над первым спектаклем - «Ромео и Джульетта» в Киевском театре пантомимы. Спектакль имел успех и шёл в течение 5 сезонов.
После выхода «Ромео и Джульетты» сначала взял псевдоним, а затем официально сменил фамилию.
1985
Первый совместный спектакль с легендарным режиссёром Государственного академического русского драматического театра им. Л. Украинки Б. Эриным - пьеса В. Розова «Вечно живые» (сцена института КИТИС).
Поступление в Театр им. Леси Украинки на должность исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам.
Работа над пьесой А. Дударева «Рядовые» (режиссёр - Б. Эрин, художник-постановщик - Народный художник СССР, И. Сумбаташвили).
1987
Получение Государственной премии Украины имени Т. Г. Шевченко за оформление спектакля «Так победим» М. Шатрова в театре юного зрителя Запорожья.
1987-1989
Двухгодичная стажировка в Московском театре им. Ленинского комсомола по направлению Министерства культуры Украины.
Обучение во Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры СССР на факультете художников драматических театров и ТЮЗов.
Борис Краснов становится главным художником в созданном Московском театрально-концертном объединении «Ленком » под руководством Александра Абдулова.
1989-1993
Оформление Московского Международного кинофестиваля. Оформление первой церемонии вручения призов Российской киноакадемии «Ника». Оформление конкурса «Миссис Америка» в МХАТе, стенда «Русская музыка» для музыкального семинара в Нью-Йорке и показа мод Валентина Юдашкина. Начало сотрудничества с Аллой Пугачёвой (Рождественские встречи).
1992
Создание компании «Краснов дизайн», ведущей сценографической компании в России.
1996-2004
Оформление Первого всемирного фестиваля-конкурса циркового искусства «Золотой медведь» на Красной площади в Москве. Оформление Церемонии Открытия 6-го Чемпионата Мира по лёгкой атлетике на Центральном стадионе «Коломармарос» (Афины).
С 2000 года Борис Краснов - художник-постановщик Государственного Кремлёвского дворца.
В 2004 году Борис Краснов становится художественным руководителем созданного в Москве Зала Торжеств «ФОРУМ ХОЛЛ», значимого концертно-презентационного комплекса.
2007
Российская академия художеств на основании своего Устава решением Президиума от 14.06.2007 избрала Бориса Краснова Почетным членом Академии.
2010
Борис Краснов - художественный руководитель, автор концепции и основной идеи оформления павильона России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010», получившего серебряный приз за полное раскрытие темы ЭКСПО: «Лучше город - лучше жизнь». По результатам Международного форума выставочных дизайнеров в г. Шэньчжэнь (14.05.2010), Борис Краснов вошёл в список шести лучших выставочных дизайнеров мира.
Достижения
За время своей творческой деятельности Борис Краснов осуществил более 3500 проектов - концерты, телевизионные программы, престижные конкурсы, фестивали, презентации, торжественные церемонии и прочее.
Борис Краснов сотрудничает практически со всеми ведущими артистами российской эстрады: Людмилой Гурченко, Аллой Пугачёвой, Валерием Леонтьевым, Филиппом Киркоровым, Иосифом Кобзоном, Львом Лещенко, Лаймой Вайкуле, Ларисой Долиной, Ириной Аллегровой, Александром Малининым, Ириной Шведовой , Игорем Демариным, Валерием Меладзе, Александром Розенбаумом и многими другими.
Среди зарубежных звёзд-партнёров - такие популярные исполнители, как: Элтон Джон (Elton John), Эрос Рамаццотти (Eros Ramazzotti), Сара Брайтман (Sara Brightman), Крис Норман (Chris Norman), группы «Gipsy King» и «Deep Purple», «Modern Talking», «Abba», «Albano» и т. д.
Борис Краснов занимался оформлением спектаклей ведущих театров России, в их числе: МХАТ им. А. П. Чехова, Академический театр «Московская оперетта», театр кабаре «Летучая мышь», «Новая опера», театр Сатиры, театр «Школа современной пьесы» и др.
Некоторые проекты
- 167 спектаклей в ведущих театрах бывшего СССР (1980 - первый спектакль «Ромео и Джульетта» в Киеве).
- Фильм-концерт Людмилы Гурченко "Люблю"
- «Рождественские встречи Аллы Пугачёвой» (1991, 1992, 1993, 1997, 2001, 2009).
- Музыкальный фестиваль «Юрмала 92»
- Концерт Майи Плисецкой и «звёзд» русского балета «Прямо из Большого», Сити центр. США, Нью-Йорк, 1996.
- Супер-шоу Валерия Леонтьева «По дороге в Голливуд». Москва, ГЦКЗ «Россия», март 1996 г.
- Церемония открытия 6-го чемпионата мира по лёгкой атлетике. Греция, Афины, 1997.
- «Живая легенда Рэй Чарльз в Москве», юбилейный концерт в честь 70-летия. Россия, Москва, 2000.
- Шоу Валерия Леонтьева «Безымянная планета». Москва, ГЦКЗ «Россия», апрель 2001 г.
- Мюзикл «42nd street», 2002.
- 1-й Международный форум памяти Освенцима «Let my people live» в Кракове (2005) и 2-й Международный форум памяти Babi Iar в Киеве (2006).
- 10-й Петербургский Международный Экономический Форум, 2006.
- Презентация проекта «Сочи - 2014» в рамках 11-го Петербургского Международного Экономического Форума. Санкт-Петербург, Лондон, Гватемала (2007).
- Международное спортивное шоу «Сочи - Время побед», 2007.
- 8-й Международный музыкальный фестиваль «9 миллиардов тонн нефти». Россия, Ханты-Мансийск, 2008.
- Торжественные мероприятия, посвященные 450-летию Астрахани. Россия, 2008.
- «День города Астаны». Казахстан, 2009.
- Юбилейное шоу Аллы Пугачёвой «Сны о любви». Россия, 2009.
- Торжественные мероприятия, посвященные 150-летию Владивостока. Россия, 2010.
- Всемирная универсальная выставка «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Российская национальная выставка в Париже. Франция, 2010.
- Стенд КСК на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. ГРАН-ПРИ. Франция, 2011.
- Торжественный вечер, посвящённый 70-летию трагедии Бабьего Яра. Украина, Киев, 2011.
- Супер-шоу Филиппа Киркорова «ДруGoy» в Кремлёвском дворце . Россия, 2011.
- Юбилейные мероприятия, посвященные 170-летию Сбербанка России. Россия, Москва, 2011.
- Торжественный вечер в честь 20-летия Федерации Футбола Украины. Украина, Киев, 2011.
Премии и награды
- Обладатель Гран-При на международной инвестиционной выставке «MIPIM-2011» в Каннах. Франция, 2011.
- Обладатель серебряного приза за павильон России на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае. КНР, 2010.
- Обладатель гран-при фестиваля телевизионных фильмов «Золотая астролябия» за работу над фильмом «Московские мелодии» (г. Монтре, Швейцария, 1989).
- Восьмикратный лауреат Российской национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки в номинациях: («Лучший художник-постановщик»; «Лучшее шоу на концертных площадках страны»; «Лучшая сценографическая фирма года»; «Лучший художник-постановщик» (за художественное оформление Первого Всемирного Фестиваля циркового искусства «Золотой медведь»); «Лучший режиссёр-сценограф»).
- Многократный лауреат премии «Лица года» в номинации «Дизайнер года» (1995, 1997, 2000 гг).
- Победитель российского конкурса «Менеджер года» в номинации «Культура» (1998).
- Лауреат премии Москвы в области литературы и искусства за оформление спектакля для детей «Али-Баба и сорок разбойников» в Государственном Академическом театре им. Е. Вахтангова.
- Лауреат премии «Деловые люди» в номинации «Шоу и бизнес» (2004).
- Лауреат Национальной профессиональной премии в области шоу-технологий «SHOWTEX AWARDS 2005».
- Обладатель специального приза «SHOWTEX 2006».
Членство в профессиональных сообществах
- Член Высшей Академической Комиссии Национальной премии «Овация» в области зрелищ и популярной музыки.
- Лауреат международного конкурса «Пилар» (2006).
- Почетный член Российской Академии Художеств (2007).
- Член Союза театральных деятелей России (1979).
- Член Международного союза деятелей эстрады.
- Член Ассоциации театральных художников.
- Член Союза дизайнеров России.
Напишите отзыв о статье "Краснов, Борис Аркадьевич"
Примечания
Литература
- И. Тимохова / «Борис Краснов». - М.: - Изд. «Краснов дизайн», 2002-280 с., 168 стр. с илл.
- Борис Краснов / «Тот самый Краснов». - М.: - АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2007. - 159 с., 32 стр. с. илл.
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Краснов, Борис Аркадьевич
«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.
– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему то заставлял смеяться.
– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.
– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна… Говорят принц… без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.
Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.
– Это миллионерка невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.
– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой. .И ваш то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой нибудь. А всё таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, всё лучше всех наша Марья то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот то, толстый, в очках, фармазон всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою то его рядом поставьте: то то шут гороховый!
Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого то.
Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.
Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.
– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.
– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. [От него теперь зависит дождливая или хорошая погода. (Франц. пословица, имеющая значение, что он имеет успех.)] И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.
Вдруг всё зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас…» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.
Всё расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».
Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.
Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что то говорившую ей про свое зеленое платье.
Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из за всё убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.
Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.
Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.
Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.
– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegee [любимица], Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.
– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.
– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.
– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.
«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.
Однако сам Борис Краснов считает большим достижением то, что смог не только вставать с инвалидного кресла, но и самостоятельно передвигаться при помощи трости. "Хожу, правда, с трудом. Левая рука пока в нерабочем состоянии . У меня же был правосторонний инсульт, поэтому больше всего проблем с левыми рукой и ногой. К слову, если бы был левосторонний, мы бы сейчас не разговаривали. К счастью, и память не задело. Я тут развлекаюсь: прошу помощника назвать мне любую футбольную команду из чемпионов СССР по футболу и с легкостью называю всех игроков, включая запасных", – поведал он.
ПО ТЕМЕ
По словам сценографа, первое время после инсульта он помнит плохо – практически три месяца пробыл в коме. "Еще и потому, наверное, так долго сейчас восстанавливаюсь. Ангелом-хранителем для меня стала супруга – она не отходила от кровати ни на минуту . И, без сомнения, мой лучший друг и партнер Константин Петров, за что я ему очень благодарен. Когда врачей спрашивали, сколько в процентах шансов, что я останусь жить, они разводили руками: ни одного. После того как я вышел из комы, решено было продолжить лечение за границей. Сначала это была клиника в Германии – там я провел полгода. Прогнозы немецких врачей были неутешительными. Они говорили, что я не только никогда не смогу ходить, но даже и сидеть в кресле. Но я все равно не пал духом – продолжал верить в чудо", – цитирует Краснова "Экспресс газета".
Еще через полгода ему посоветовали сменить клинику. "В швейцарский Монтре меня привезли на носилках. Каждый день много часов занимался с физиотерапевтами – они там, кстати, все португальцы, очень хорошие специалисты, которые буквально насильно заставляют пациента вставать. У меня же ничего не шевелилось, даже ступни ног. Когда начал двигать ногой, плечами – это была первая победа. Потом научился сам вставать с кровати и пересаживаться в инвалидное кресло. Боли были жутчайшие, будто тебя всего перемалывает надвое. Зато через несколько месяцев я сделал первый шаг. Почти три года лечиться в западных клиниках без страховки было бы немыслимо без финансовой поддержки друзей. Кроме того, к примеру, Иосиф Кобзон и Алла Пугачева помогали найти хороших специалистов. В швейцарской клинике меня навещали Валера Сюткин, Игорь Крутой, Саша Файфман", – поведал Краснов.
Сценограф настроен только на выздоровление, хотя признался, что мечтает выпить и закурить. "Но делать этого категорически нельзя. После инсульта я не выпил ни одной рюмки и не выкурил ни одной сигареты. И не буду. Я хочу жить и в будущее смотрю с оптимизмом . Ведь для чего-то меня же оставили на этом свете – наверное, для чего-то хорошего. По сути, я живу сейчас вторую жизнь. И в самом деле, сигнал был дан слишком серьезный, для того чтобы наступила переоценка ценностей. И она, безусловно, произошла", – заключил Борис Краснов.
В сентябре 2011 года репутация декоратора оказалась сильно подмоченной из-за попыток вымогательства. По данным следствия, Краснов с несколькими подельниками угрожал московскому предпринимателю с целью завладеть его фирмой стоимостью пять миллионов рублей. В итоге сумма залога за художника-постановщика составила те же пять миллионов рублей. Вскоре декоратора сразил инсульт, из-за которого он не предстал перед судом . После операции, которую ему сделали из-за обнаружения отека мозга, художник впал в кому, а когда вышел из нее и начал приходить в себя, врачи специально вводили Краснова в состояние комы, чтобы он не тратил силы.
О скоропалительном отъезде художника-декоратора на лечение за границу сообщил его адвокат Александр Добровинский. "У Бориса не было подписки о невыезде, он находится под залогом, поэтому его передвижения могли спокойно происходить по всему миру", – заявил юрист, добавив, что состояние Краснова заметно улучшилось, но ему требуется долгий курс реабилитации из-за серьезных последствий инсульта. Художника-декоратора заново учили ходить и говорить. Тем временем появилась информация о том, что Борис Краснов мог улететь из страны, чтобы уйти от правосудия . В результате расследования в декабре 2014 года в действиях Краснова не нашли состава преступления.