Цель:

1. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Развивать кругозор учащихся на примерах художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель:

Вспомните, как мы отвечали на вопрос: “Что нас окружает?” на уроках окружающего мира. (Нас окружают деревья, воздух, вода, почва, солнце, облака – это природа. Книжка, здание, парта, машины – сделаны человеком, и к природе не относятся.)

Всё, что нас окружает, называется окружающая среда.

3. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде. Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

Учитель:

Послушайте стихотворение И. Мазнина:

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?...

Учитель:

На уроке окружающего мира мы говорили о бережном отношении к природе. Составили вместе правила поведения на природе. Вспомните их.

Правила поведения на природе.

1. Любить природу – значит беречь её. Оберегать деревья, кустарники, травы, которые растут в твоём дворе.
2. Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением.
3. Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки, насыпай корм.
4. В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.
5. Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.
6. Участвуй в посадках деревьев, береги посадки.

Учитель:

Окружающая среда – это не только природа. Это и люди, и то, что сделано руками человека. Об отношениях между людьми, о бережном отношении к вещам мы уже говорили на прошлых занятиях. Вспомним коротко, о чём говорили.

Отношение к людям и к самому себе. Надо уважительно относиться к старшим, помогать пожилым людям, заботиться о близких. Также надо любить и уважать себя: умываться, расчёсываться, следить за опрятностью в одежде, смотреть за вещами, следить за своей речью.

Отношение к тому, что сделано руками человека. Нужно беречь школьные вещи, школьную мебель, то есть общественное имущество. Оно будет служит другим школьникам после Вас. Нужно беречь и домашние вещи, мебель, так как в них вложен труд Ваших родителей, деньги ими заработанные.

Учитель:

Есть наука экология. По словарю С. И. Ожегова, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и к окружающей их среде. Люди, которые занимаются экологией, называются экологами. Они изучают связи в природе, влияние человека на природу. Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать”.

Кто знает примеры экологических проблем?

Учитель:

Например, Швеции угрожают “кислотные дожди”. Кто из вас знает, что это за “кислотные дожди”? Швеция маленькая страна – родина Астрид Линдгрен – автора книги про Карлсона. Эта страна сосновых и еловых лесов, и потому там почти всегда чистый воздух. Но однажды люди заметили, что в лесах стали сохнуть деревья, гибнуть рыбы в озерах. В чем дело? Ученые провели анализ воздуха, почв и воды. Оказалось, что над лесами скопилось много воздуха с едкой, опасной серной кислотой. А ведь в Швеции нет заводов. Как могла попасть туда серная кислота?

Этот воздух переместился из других стран, где много заводов, которые выбрасывают ядовитую серную кислоту. Ведь на всей Земле у нас один воздух, и если люди портят его в одном месте, то природа станет гибнуть и в другом месте, все в природе взаимосвязано.

Вот такая беда случилась в Швеции. Это всенародная проблема. Когда опасность угрожает природе – животным, растениям, и здоровью и жизни людей, то говорят – это “экологическая катастрофа”.

А какие еще проблемы называют “экологическими катастрофами”? (Рассуждения детей) .

Учитель:

Например, В море шел корабль, в трюмах он вез нефть, чтобы целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль затрещал от удара, наскочив на подводные скалы. Матросы спаслись в шлюпках. От моря пахло не солью, водорослями или рыбой, а нефтью, она растекалась пленкой на большом участке. Первыми стали гибнуть птицы и рыбы. Птицы не могли взлететь с воды, потому что нефть склеивала их перья. Оттого, что нефть, как пеленой, покрыла море, воздух (кислород) не проникал в глубины, и морские живот рыбы задыхались Люди, жившие в прибрежной полосе, лишились чистого воздуха. Это “экологическая катастрофа”.

Но все люди встали на спасение жизни моря; вышли корабли-очистители, спасатели животных. Эта катастрофа заставила людей задуматься: как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

Учитель:

(Показывает иллюстрацию) .

Что нарисовано на картинке?

Дымят заводы и фабрики. Из-за них в воздухе накапливается всё больше и больше углекислого газа. А углекислый газ образует как бы шубу Земли. Это называется парниковый эффект. Земля становится всё жарче – меняется климат. Дело может обернуться экологической катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики, Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны, из-за чего многим странам грозит опасность оказаться под водой. А кое-где возникнут пустыни.

Как могут дети помогать бороться за чистоту окружающей среды? (Не мусорить, не кидать мусор в водоёмы, не жечь траву, убирать мусор около рабочего места, в своей комнате, в подъезде, около дома, в котором живёшь.)

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.

Творческое задание “Мы – экологи”.

Учитель разбивает детей на пять команд – бригад. Даёт каждой бригаде экологов карточку с задание. Дети должны вспомнить, из курса “Окружающий мир” 1 класс, почему может случиться данная экологическая проблема, как её решить.

1 бригада.

Погибает рыба! Помогите! Почему рыба может погибнуть? Как её спасти?

2 бригада.

Кругом мусор! Помогите! Почему появляется мусор? Как с ним бороться?

3 бригада.

Трудно дышать в городе! Помогите! Почему в городе бывает трудно дышать? Как сохранить чистый воздух?

4 бригада.

На лугу исчезли бабочки! Помогите! Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?

5 бригада.

В лесу пропали птицы и звери! Помогите! Почему в лесу могут пропасть птицы и звери? Как их сберечь?

Учитель:

Событие.

В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?

(С. Михалков)

1. Почему елочку нарядили?
2. Что произошло, если бы эту елочку спилили?

Учитель:

Величава, богата, могущественна, красива природа нашей Родины.
- Послушайте стихотворение Д. Всеславина “Зимняя сказка”.

Зимняя сказка.

Снег мерцает в свете,
Нежный пух снежинок,
Скрип березок белых
В тишине лесной,
И мороз некрепкий –
Все кругом спокойно,
Словно в дивной сказке,
Зимним, ясным днем.

Стройный и безмолвный
Лес в наряде чистом,
В белоснежной шали –
Снега-кружева,
И в лучах – как жемчуг
Искорки-снежинки –
Серебристой россыпью
Зимняя краса.

Гордые вязы,
Сосны деревья:
Ясени и великаны,
Солнышко на небе
В облаках пушистых –
Чудный миг, прекрасный,
Зимний лик лесной.

(Д. Всеславин)

Учитель:

Разве не нужно беречь такую красоту природы?

4. Итог занятия.

Учитель:

Итак, как мы должны относиться к окружающей среде?

5. Домашнее задание.

Учитель:

Подготовьте рассказ о вашем домашнем животном по плану:

1. Название животного, порода.
2. Кличка.
3. Внешний вид (особенности окраски) .
4. Особенности характера.
5. Твоё отношение к животному.

Сегодня — тысячи, завтра - миллионы!

Открытое письмо в редакцию журнала «Вокруг света»

В Астраханской области родилось новое молодежное движение - «За ленинские отношение к природе». В основе его лежат идеи Владимира Ильича Ленина о воспитании нового, коммунистического отношения человека к природе.

Наше время, когда развитие техники позволяет человеку изменять облик больших территорий, а прогресс естественных наук открывает перспективы использования новых, ранее неизвестных сил природы, заставляет особенно бережно относиться к богатствам, которые дает человеку земля. Сейчас уже нельзя только эксплуатировать природу - необходимо помогать ей, заботиться о ней.

Мы все представляем коммунизм как эпоху всеобщего изобилия, как время сочетания могучей промышленности и процветающего сельского хозяйства с прекрасной и щедрой природой. Поэтому восстановление и расширение воспроизводства природных ресурсов необходимо рассматривать как одну из важнейших экономических проблем.

За короткий срок движение астраханской молодежи достигло заметного успеха. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с решением народнохозяйственных задач.

Движение «За ленинское отношение к природе» должно стать всесоюзным. Еще прекраснее, еще богаче будет наша Родина, если вся молодежь примет активное участие в большой работе по озеленению городов и сел, сохранению лесов, очистке рек и озер, увеличению плодородия почв.

В канун девяностолетней годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина ученые-естественники, члены Московского общества испытателей природы, призывают молодежь нашей страны последовать примеру своих астраханских товарищей и включиться в движение «За ленинское отношение к природе». Нет сомнения в том, что почин астраханских комсомольцев будет подхвачен миллионами!

Сукачев В.Н., академик;
Варсанофьева В.А., член-корреспондент
Академии педагогических наук;
Зенкевич Л.А., член-корреспондент Академии наук СССР;
Яншин А.Л., академик;
Эфрон К.М., ученый секретарь Московского общества испытателей природы;
Гиллер А.Г., ученый секретарь секции охраны природы

Ленин.
Самое дорогое для нас имя.
С каждым годом все ярче открывается всему миру многогранный ленинский гений, все полнее проявляются сила ленинской революционной мысли, его мудрая прозорливость. На всех континентах люди всех рас и наций с чувством глубокого уважения произносят: Ленин.

Время способно сделать многое. Оно неузнаваемо меняет лик нашей планеты. Но никогда не исчезнет из людских сердец чувство благодарности основателю первого в мире социалистического государства, показавшего человечеству путь к светлому будущему.

«У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь». Так писал Ленин в 1918 году.

Мечты Ленина осуществились. Народ, руководимый Коммунистической партией, создал могучее государство рабочих и крестьян.

Мы движемся по указанному великим Лениным пути вперед - к коммунизму. Идеи Ленина, как и прежде, ведут нас к желанной цели. Они живут в делах Коммунистической партии, которую народ с гордостью называет ленинской.

Нет такого участка созидательной работы советских людей, где не отразились бы указания Владимира Ильича о построении нового общества. Выдающимися успехами электрификации, славными победами тружеников сельского хозяйства, подвигом вторжения в космос, как и многими другими свершениями, мы обязаны Ильичу.

Вот почему то, что связано с деятельностью Владимира Ильича, его заветами, то, что является - на каждом этапе нашего строительства - наиболее совершенным выражением коммунистических идей, носит имя великого вождя. В стройках, которыми отметили советские люди свои первые шаги к социализму, и в тех великолепных по замыслу и выполнению технических сооружениях, которые как бы открывают дверь в коммунистическое завтра, в светлых и нарядных улицах наших городов и в названиях коллективных хозяйств, созданных по разработанному Ильичем кооперативному плану, запечатлено дорогое для каждого имя: Ленин.

С именем Ленина связано и замечательное движение бригад коммунистического труда.

Имя вождя носит и славный комсомол - верный помощник партии. Молодые строители коммунизма стремятся жить и работать так, как учил Ленин.

Задачи, поставленные перед страной великим семилетним планом, требуют исключительного внимания к вопросам правильного использования природных ресурсов. Вовлечение богатств природы в орбиту народного хозяйства должно покоиться на всесторонней продуманной научной основе. Для осуществления этого требования особенно важно обратиться к ленинским принципам рационального использования природы, тщательно претворять в жизнь указания Владимира Ильича, развивая их применительно к нуждам сегодняшнего дня.

Классики марксизма всегда связывали построение коммунизма с научной организацией использования природных ресурсов. В.И. Ленин, создавая Советское государство, сразу же уделил этому огромное внимание. Летом 1918 года был организован подчиненный Главнауке Государственный комитет по охране природы. В его обязанности входило контролировать соблюдение общегосударственных интересов всеми организациями и лицами, действующими в природе. При личном участии Владимира Ильича разрабатывалась система законов о рациональном использовании природных ресурсов, была заложена сеть государственных заповедников, специальных научных учреждений, предназначенных только для выполнения задач, связанных с общими вопросами изучения и использования природы. Они занимались, в частности, исследованием взаимосвязей, существующих в природе, а также изучением методов охраны природы и разработкой зональной системы заповедников.

Насколько большое внимание В. И. Ленин уделял этим проблемам, видно и из того, что даже в исключительно тяжелом для страны 1919 году он указывал представителю Астраханского губисполкома Н.Н. Подъяпольскому на необходимость неотложного создания заповедника в дельте Волги. Владимир Ильич говорил, что выполнение таких задач имеет большое значение для республики.

В условиях топливного голода В.И. Ленин считал недопустимым разрешение затруднений за счет непродуманного увеличения рубки леса, он подчеркивал безусловную необходимость правильного лесопользования, причем обращал первоочередное внимание на сохранение и восстановление леса. При этом он указывал, что леса, как природное богатство, представляют общенародный фонд, который должен использоваться лишь в интересах государства в целом и не подлежит распределению ни между отдельными ведомствами, ни между административно-территориальными единицами. В мае 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, в котором обязанность заботиться о лесах возлагалась на органы советской власти и на общественность.

Узнав, что хищнический лов в низовьях Дона угрожает начавшемуся восстановлению запасов рыбы, В.И. Ленин написал в РКИ гневное письмо, в котором отмечал, что простое отстранение виновного от должности - мера в таких случаях совершенно недостаточная, и потребовал его строгого наказания.

Поддерживая инициативу ученых, 14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет о создании на Южном Урале Ильменского минералогического заповедника - одного из богатейших по разнообразию полезных ископаемых уголков земли. А спустя некоторое время, в 1921 году, Владимиром Ипьичем был подписан декрет об охране памятников природы. Этими двумя ленинскими декретами были заложены основы системы государственных заповедников и сформулированы важнейшие принципы охраны природы в научных и народнохозяйственных целях.

Особенное внимание В.И. Ленин уделял постоянной заботе об обеспечении научно правильного и комплексного подхода к природе и ее ресурсам.

Дальнейшее развитие нашей страны не только целиком подтвердило правильность ленинских принципов плановой организации использования природы, но и поставило перед Советским государством задачу еще более широкого их осуществления.

Чем дальше мы идем по пути строительства коммунизма, тем больше возникает новых важных вопросов природопользования. Старые формы пользования природой отмирают, рождаются новые. Этот процесс затрагивает земледелие, животноводство, лесное и охотничье хозяйство и т. д., а также соответствующие отрасли науки. Среди многих других задач, поставленных развитием нашей экономики, следует выделить, как одну из важнейших, задачу по определению наиболее правильных в местных условиях направлений и систем использования осваиваемых вновь земель.

Например, в одних климатических условиях участки, наиболее плодородные для земледелия, будут худшими для лесоводства, и, наоборот, в других условиях этой противоположности нет. Земли, непригодные для зерновых культур, часто бывают лучшими для некоторых форм плодоводства. Другие условия наилучшим образом обеспечивают получение не растительной продукции, а мяса, молока и пушнины. В иных случаях наиболее целесообразно использовать земли для промышленности или для научных изысканий (заповедники). Иногда рентабельно комплексное использование угодий для многих отраслей хозяйства, иногда - только для одной.

Правильное использование угодий определяют не только свойствами самих угодий, но и экономической обстановкой. Например, вырубка леса в верховьях рек иногда может показаться очень разумной: с точки зрения чисто местных интересов, но может вызвать нарушение водного режима в отстоящих на тысячи километров: низовьях. Большое значение приобрела сейчас проблема сохранения некоторых видов растений и животных. Как бы ни казались бесполезными или даже вредными в данный момент какие-либо животные или растения, они могут понадобиться нам в будущем. Вредный сорняк пырей послужил для выведения пшенично-пырейных гибридов. Змеиный яд, яд жалящих насекомых, жир суслика исцеляют ряд болезней. Многие сотни видов животных и растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения и должны быть сохранены и изучены в заповедниках с точки зрения нужд промышленности, сельского» хозяйства, медицины.

Наряду с этим борьба с животными - вредителями сельского хозяйства и разносчиками заболеваний поглощает во многих районах страны огромные средства. Зачастую эти средства можно сберечь и, кроме того, получить дополнительный хозяйственный выигрыш. Снизить численность вредных животных настолько, что они уже не смогут практически приносить вреда, во многих случаях можно путем организации согласованного и правильного использования земель, лесов, принадлежащих разным организациям и ведомствам.

Для выполнения всех этих больших задач надо начать широкую кампанию по распространению практических знаний по природоведению среди населения и прежде всего усилить внимание к этим вопросам в системе народного образования.

К охране природы нужно подходить с ленинских позиций, всегда помня о том глубоком понимании ее задач, которое было присуще В.И. Ленину. Владимир Ильич требовал рационального использования природы и сохранения неприкосновенности отдельных участков природы в научно-исследовательских и хозяйственных целях. В то же время он предлагал вести работу так, чтобы воздействовать на культурное развитие эксплуатируемой природы и техническое развитие социалистического хозяйства. Охрана природы в этом смысле должна рассматриваться как часть нашего коммунистического строительства.

Ф.Н. Петров, профессор, член КПСС с 1896 года

  • Уносите весь свой мусор с собой!
  • Не уродуйте природу надписями и ленточками!
  • Не рубите живые деревья!
  • Место, где вы были, должно выглядеть точно так, как выглядело до вас!

До выезда на природу

Чтобы избежать проблем, связанных с утилизацией мусора, позаботьтесь об этом ещё дома:

  • Распаковываем всё новенькое снаряжение, выкидываем обёртки и этикетки, инструкцию по применению внимательно читаем и оставляем дома. Не спешите смеяться, я постоянно нахожу на стоянках мусор такого рода!
  • Очень важно подготовить провизию – основной источник мусора на природе. Ни в коем случае не берём стекло, переливаем содержимое из стеклянных тар в пластик. Так как во-первых, вам же будет легче всё это нести, а во-вторых, стекло на природе фактически невозможно утилизировать - только нести с собой назад. Постарайтесь избавиться от любой лишней упаковки, даже если вы не намерены разбрасывать мусор, какая-нибудь этикетка или пластиковая коробка всё равно улетит от ветра, закатится под куст, и вы этого не заметите.
  • Не берите одноразовую посуду! Мало того что она разлетается по всей окрестности от любого ветерка, так она ещё и непрактична: есть из неё неудобно, а вилки и ложки ломаются даже от самого нежного шашлыка. Купите в туристическом магазине дешёвые алюминиевые тарелки: они лёгкие, довольно-таки прочные и на них можно подогревать пищу. Продвинутые туристы могут приобрести навороченные складные тарелки, ложки и даже кастрюли, благо этого добра сейчас навалом!
  • Берите больше пакетов для мусора. Они помогут избежать неудобств со сбором мусора, и всегда могут пригодиться в качестве защиты ваших вещей от влаги и загрязнений.

Приготовление пищи на природе

Друзья, на дворе двадцать первый век, пора уже начать пользоваться техническим прогрессом и применять для приготовления пищи на природе газовые горелки вместо первобытного костра!

Применение горелок не только сохраняет лес и природу, но и облегчит, и повысит комфорт ваших выездов.

Плюсы использования горелок вместо костра:

  • Тратим меньше времени на приготовление.
  • Тратим меньше сил на приготовление: нам не надо искать и рубить дрова, разжигать и поддерживать костёр.
  • Мы не зависим от погоды: даже в самый сильный ливень, в промокшем насквозь лесу, достаточно небольшого укрытия чтобы приготовить вкусный обед.
  • Не нужно отмывать котлы от сажи и придумывать как нести их во время похода. Сажа от костра отмывается очень тяжело и, если не положить котелок в плотный мешок, то он перепачкает всё ваше снаряжение.
  • Меньше веса несем на себе при небольшой длительности выезда. Вы скажите, что нужно нести горелку и топливо, но даже самая тяжёлая складная горелка будет легче, чем самый лёгкий хороший топор.
  • Автономность. Вы не привязаны к местам с наличием дров, а значит, можете ставить палатку в любом месте и строить маршрут так, как вам удобно, а не как диктует флора местности. К тому же в заповедниках и на трекинговых маршрутах часто запрещено разводить костры, а вот горелкой пользоваться можно везде.
  • Запах костра не пропитает всю вашу одежду и снаряжение. Это важно если после похода вы не можете сразу сменить всю одежду, например, при дальних поездках. Так уж получается, что таксисты, соседи по плацкарту или купе, администраторы гостиниц и другие люди, которых вы встретите после похода, будут с недовольством фыркать на вас, почуяв этот самый аромат жжёного дерева.

Конечно, у костра есть один весомый аргумент: костёр - это романтика похода, похрустывание дров, танец языков пламени и аромат, пропитывающий походную еду. Поэтому никто не говорит, что его совсем не стоит разводить, просто надо делать это аккуратно и только там, где уже есть костровища, впрочем, давайте поговорим подробнее.

Костры на природе

Если всё же есть необходимость разведения костра, то мы придерживаемся нескольких правил :

  • Разводим костёр на прежнем костровище. Не стоит плодить такие места, их и так достаточно. Если в костровище много мусора, то сделайте доброе дело - сожгите его до того как разместитесь на стоянке или соберите в пакет и сделайте это перед выходом. Если случилась экстренная остановка и приходится развести костёр в новом месте, то постарайтесь снять верхний слой почвы вместе с травой, а по уходу заложите кусок дёрна обратно. Это не только даст шанс вырасти траве на этом месте заново, но и убережёт от того, что кто-то вновь остановится здесь.
  • Собираем дрова правильно. Как ни странно, но лучше всего для разведения костра и приготовления на нём пищи подходят мелкие опавшие естественным путём ветки – хворост и «топляк» (сухие деревяшки, которые легко можно найти на берегах водоёмов). И те и другие при горении выделяют очень много тепла, запросто разжигаются, и их легко собирать. Гораздо проще уйти дальше в лес и принести охапку хвороста, чем валить сушняк поблизости, который ещё надо будет напилить и нарубить. Кроме того, настоящий «сушняк» найти не так-то просто: дерево, кажущееся сухим, может быть полностью влажным внутри, наличие даже одного зелёного листа на стволе, говорит о том, что дерево погибло не так давно и валить его не стоит. Если вы уверены в том, что дерево сухое, рубите его максимально близко к земле, - подумайте о том, чтобы никто не напоролся на оставшийся пенёк. Влажное же дерево доставит вам немало хлопот, поэтому повторюсь: куда проще и эффективнее принести несколько охапок хвороста, пусть даже издалека, чем мучиться с сырыми толстыми дровами. И пожалуйста, не сдирайте бересту для розжига с живых деревьев, береста собранная с гнилого валежника, горит также хорошо как со свежего дерева!
  • Тушим костёр после себя! Вы наверняка встречали таблички, предостерегающие вас от неосторожного обращения с огнём? И не зря. Непотушенные костры очень часто становятся причиной страшных лесных пожаров! И не только костры, одна незатушенная сигарета, может сжечь целый регион! Да что там сигарета, кусок стекла лежащего в сухой траве может начать разрушительный пожар. И это уже касается не только защиты природы: такие пожары могут уничтожить целые деревни и небольшие города, помните об этом и следите за тем, что вы оставляете после себя на природе.

Что делать с мусором в походе

Если бы мы жили в идеальном мире, то абсолютно весь мусор мы вывозили с собой в город, там сортировано выбрасывали, а специальные заводы перерабатывали бы его и использовали повторно. Но вернёмся в реальность, наши города пока не готовы к этому и весь мусор лежит на свалках. Безусловно, инициативные группы, работающие над этой проблемой, уже есть, и мы их полностью поддерживаем, однако, пока поговорим о том, как мы можем минимизировать вред, наносимый туристами окружающей среде.

  • Сжигаем то, что можно сжечь. Если бумагу можно жечь не задумываясь, то по поводу пластика есть разногласия. Дело в том, что при горении пластика выделяются вредные вещества. Это большая и спорная тема, о которой можно почитать в интернете (), но суть в том, что пока нет единственно верного решения. Если есть возможность, вывозите пластик с собой, в других случаях всё-таки лучше его сжечь, чем оставить лежать на десятки, ато и сотни лет. Только не надо жечь старые покрышки, дырявые резиновые лодки и огромные куски полиэтилена; не можете ничего с ними сделать - оставьте тем, кто сможет или дотащите до ближайших признаков цивилизации (лесная изба, ж/д станция и т. д.).
  • Консервные банки тоже лучше увезти, но если это проблематично, то, по крайней мере, тщательно обожгите их в костре. Таким образом, вы сожжёте верхний слой, защищающий жестяную банку от коррозии. После обжига, банку нужно спрессовать и закопать, либо положить под большой камень, где его никто не увидит. Обожжённая консервная банка разлагается в течение одного-двух сезонов.
  • Мы с Анютой стараемся подбирать мусор, лежащий вдоль тропы, в длительных походах сжигая его на стоянках, а в коротких - унося в цивилизацию. Чего и вам советуем, плюс к карме гарантирован, к тому же значительно увеличиваются шансы хорошей погоды, - проверено!

Мытьё посуды, туалет и прочая гигиена в походе

Туалет на природе - щекотливая тема, но тут нет ничего страшного, достаточно запомнить несколько правил:

  • Если есть организованный туалет, то пользуйтесь им. Понимаю, иногда они выглядят словно кошмарный сон, но такие туалеты ставят в местах, где вся округа начинает превращаться в кошмар. Будьте благоразумны, пусть гадко будет только в этих туалетах, а не по всей округе! К тому же, не всё так страшно: на платных стоянках за этим стараются следить, а если нет, то вы имеете полное право потребовать убраться тех, кто собирает с вас деньги.
  • Если туалета нет, ваша задача сделать так, чтобы никто не увидел и не попался в ваши ловушки. Способов много, достаточно проявить немного изобретательности: например, представьте себя Архимедом и, найдя точку опоры, сдвиньте большой камень с помощью рычага, а после своей тайной операции верните его на место, так, чтобы все бумажки тоже остались под камнем. Или можно срезать слой дёрна с помощью острой ветки, а затем заложить его обратно. Думаю, вы и сами сможете придумать интересный манёвр, представьте себя Беаром Грилсом наедине с природой, используете подручные средства, и никто не узнает о ваших приключениях. Кроме того, существует специальный инструмент для маскировки грязного дела -
  • Туалетная бумага хоть и не так быстро, но всё же разлагается, а вот некоторые средства гигиены, могут пролежать целую вечность. Это касается девушек и влюблённых пар, все и так прекрасно понимают о чём я, и именно потому, что все всё знают, вы не должны стесняться подойти к костру, где сидят ваши товарищи и сжечь то, что не гниёт. В крайнем случае заверните свой мусор в салфетку, попросите всех отвернуться, выбросьте в костёр и положите сверху дровишки. Куда зазорнее загрязнять лес, чем оказаться в слегка неловкой ситуации у костра!

Мыть посуду на природе тоже стоит с заботой о природе. Старайтесь не использовать моющие средства, тяжёлые загрязнения можно отмывать с помощью песка, мха, травы и других подручных средств. Некоторые туристы для мытья посуды используют обыкновенный горчичный порошок. Но если вы все же не можете обойтись без химии, купите в туристическом магазине специальное экологичное (eco-friendly) средство.

В продаже также бывают экологичные шампуни для волос, мыло для рук и средства для стирки одежды. Всё это, безусловно, работает хуже, чем злые химикаты, но зато не загрязняет водоёмы, из которых вы же пьёте воду!

Анюта давно придумала способ не мыть посуду в водоёмах: она всегда берёт с собой бумажные салфетки, после трапезы ими очень легко протирать тарелки и приборы, к тому же жир салфетками убирается лучше, чем при полоскании в воде. А использованную бумажку тут же можно сжечь.

В заключение

Я думаю, общий принцип бережного отношения к природе со стороны туристов вам и так хорошо понятен. Главное, оставить природу в том виде, в котором она существовала без нас. Для чего всё это надо – вопрос риторический, мы же не задаёмся вопросом зачем нужно здоровье человеку. Так вот забота об экологии – это забота о здоровье планеты, если мы дадим ей заболеть, то заболеем и мы с вами.

Напоследок, народная мудрость: если вы думаете, что ваши желания исполнятся после того, как в красивом месте вы оставите свой мусор (будь то завязанная лента, оставленный ботинок, шапка, кусок палатки и т. д.), то вы сильно ошибаетесь, - природа только разгневается на вас. Есть истинная примета: унесите с собой часть чужого мусора со священного места и все ваши желания будут исполнены. Примета работает, нами проверено неоднократно!

Путешествуйте друзья и любите природу, ведь она вас по-настоящему любит!

Приложение 1.

Классный час по экологии на тему:

«Бережное отношение людей к природе»

Цель: Формировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развивать позитивное эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.

Задачи: -формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал, цветные карандаши, раскраски о природе, презентация, раздаточный материал, клей, бумага, магнитная доска и магниты.

Ход занятия.

    Психологический настрой. (слайд №3)

Чудес не бывает! Чудес не бывает!

Но в форточки утро как лебедь влетает!

И белым крылом разгоняет туманы!

И небо из белого стало румяным!

2.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сели все правильно. Угадайте, о чем пойдет речь у нас на занятии!

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)

3.К нам на занятие сегодня в гости пришел… А кто это вы узнаете отгадав загадку:

Летом ходит без дороги (слайд № 4)
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Сегодня к нам на занятие пришел мишка. Он просит нас объяснить ему- что такое природа и как ее надо беречь? Расскажем ему?

Послушай мишка стихотворение.

Мы любим лес в любое время года, (слайд № 5, 6)
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ученик2.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик3.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Ученик 4.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Ребята все, что нас окружает-называется природой.

    Игровой момент: «Голодный медведь » (слайд № 7)

Цель : развивает внимание, сосредоточенность на выполнении задания, произвольность; закрепляет знания о пищевых связях между животными и растениями на примере медведя; расширяет кругозор о видовом разнообразии растений и животных.

Так, например, животные и растения связаны между собой через питание. Одни питаются другими, а следовательно, не могут существовать друг без друга. Давайте посмотрим, чем питается такой могучий зверь, как медведь.

Весной, голодный после спячки, он ест разных животных: косуль, рыбу и даже муравьев, а летом и осенью любит полакомиться желудями, разными корнеплодами и другими растениями».

Выбирается «медведь» и разводящий. Остальные игроки придумывают себе названия животных и растений из того, что ест медведь. «Медведь» это не слышит. Когда роли определены, все, кроме медведя, приседают и делают вид, что спят.

В это время к разводящему подходит «медведь» и говорит «Стук, стук!» Разводящий просыпается и спрашивает:

Кто здесь?

Медведь.

Зачем пришел?

Есть хочу.

Что именно?

Медведь называет, чем он хочет полакомиться, например, «желудями».

Если требуемая пища имеется, разводящий говорит: «Есть такая пища, бери ее!»

Игрок с названием требуемой еды убегает, а «медведь» его ловит. Пойманный игрок становится «медведем». Непойманный игрок остается в прежней роли, изменив название.

Примечание :

    Игрок должен убегать в заранее оговоренное место, например, в круг или за черту.

    Пойманным считается тот игрок, до которого «медведь» дотронулся рукой, пока тот не добежал до установленного места.

    Творческая работа. Из предложенных деталей ребенок собирает аппликацию «Природа»

    Природа бывает «живая» и «неживая» .(Показываю все на аппликации.)

(слайд № 8)

Что относится к живой природе? (Всё, что растёт, дышит, питается, размножается: человек, растения, животные.)

Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, земля, камни, природные явления.)

5.Давайте поиграем: Я называю слово, а вы показываете картинку и говорите: к «живой» природе это относится или к «неживой». (Гроза, дождь, снег, дерево, животное, насекомое, солнце, раба)

6. Пальчиковая гимнастика: «Дождь»- постучали пальчиками по столу -как дождь. (слайд №9)

7. Артикуляционная гимнастика: Скороговорка «У ежа – ежата, у ужа- ужата» (слайд № 10, 11)

8. Изучение нового материала. Каждый знает, как должна выглядеть убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддерживания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты- экологи. «Экос» по-гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология– это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины ХХ века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, новая экологическая беда.

Проблемный вопрос:

Что же надо делать, чтобы беды не случилось? (Ответы детей) (слайд № 12)

Чтобы не случилась беда, природу надо беречь.

9.Физминутка «Рыбки» (слайд № 13)

Рыбки плавали, плескались в чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся- то зароются в песке.

Послушайте стихотворенье. Правильно ли ведут себя ребята, отдыхая на природе? (слайд № 14)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там -пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли,конечно,мимо…

Эй, ребята! - крикнул Дима -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

А как бы вы поступили, ребята?

Правила поведения на природе.

Нельзя рвать цветы, разорять гнезда птиц, топтать грибы, шуметь в лесу.

Исчезающие виды животных, птиц и растений занесены в Красную книгу! (слайд № 15)

На доске аппликация «Природа», прикрепляем к ней груды мусора – сравниваем,

«чистую» природу и «грязную». Как лучше?

Ученица:Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

10.Итог занятия. Расскажите, мишке, что такое природа и как ее надо беречь! (слайд 16)

10. Релаксация.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите!...

Молодцы! (слайд № 17)

Наше отношение к миру

Ответы к стр. 16 — 17

Задания

1. Рассмотрите рисунки. Подумайте и расскажите, каким может быть отношение человека: к себе, к другим людям и их мнению, к природе, к рукотворному миру.

Человек должен относиться к себе бережно: следить за собой, за своим здоровьем, быть чистым, правильно питаться, одеваться в соответствии со временем года, следить за своими вещами. К окружающим людям надо относиться с уважением, помогать пожилым людям, не обижать младших, заботиться о близких. К тому, что сделано людьми, надо относиться аккуратно и бережно. После использования продуктов питания и других нужных предметов остаётся много мусора. Давайте не будем бросать мусор где попало. Будем выбрасывать его в урну, мусорное ведро или контейнер. Чтобы зимой помочь птицам, нужно сделать для них кормушки и подкармливать птиц подходящим кормом.

2. Что вы можете сказать о своём отношении к окружающему миру?

В этом году мы всем классом посадили рябины, за которыми продолжали ухаживать всё лето. А рябины, как известно, природная столовая птиц. Мы учились беречь природу и ухаживать за ней.

3. Какому отношению к природе учит наука экология, о которой мы узнали в 1 классе?

Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о доме. Для человечества домом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля. Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.
Экология нас учит бережно относиться к окружающему миру, к родной планете Земля.

Вопросы.

1. Что такое природа?

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Солнце, воздух, вода, растения, животные — всё это объекты природы.

2. Как принято называть то, что создано людьми?

То, что создано людьми, принято называть рукотворным миром. Разнообразные вещи, автомобили, дома — это объекты рукотворного мира.

3. Какое отношение к окружающему миру можно назвать хорошим, а какое — плохим?

Хорошее отношение: беречь планету, заботиться о животных, кормить и ухаживать за ними, поливать растения, делать кормушки для птиц, не оставлять после себя мусор, строить очистные сооружения.

Николай Старшинов

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб её
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях — осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях — тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте
Наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.