«Новогодняя проповедь» - на экране монитора видеоролик с участием знакомого мне пастора небольшой харизматической общины. Название интригует, личность проповедника знакома, решение напрашивается само собой - «плэй»…

Последний раз я был на служении этой общины около трех лет назад. С тех пор во внешнем убранстве молитвенного дома почти ничего не изменилось: та же кафедра, микрофоны, стулья, музыкальные инструменты, проектор - все осталось на прежних местах. Появилось много новых лиц среди прихожан: новичков в кадре даже больше, чем знакомых харизматов. Тем не менее, ощущения серьезного количественного роста общины не возникает, что наводит на мысль о постоянной «текучке» состава. На сцене синтезатор извлекает привычные мелодии, звучат традиционные харизматические молитвословия, и даже провозглашение 2011 года годом «сверхъестественного приумножения» навевает воспоминание о схожем названии одного прошедшего - «года финансового преуспевания». Небольшие изменения коснулись группы прославления: они облеклась в малинорозовые кофты и рубашки. Пастор же вместо листочка бумаги с текстом проповеди использует ноутбук, а вместо Библии - наладонник.

Выйдя за кафедру, он под мелодичное сопровождение музыкальных инструментов, от лица всей общины произносит молитву, самым частым словом в которой является местоимение мы:

…мы верим, что эта нация возрождается…мы верим, что Ты разрушаешь проклятья, которые висели над этой страной веками…мы благословляем нашу страну в этом новом году…мы благословляем, Отец Бог, христианские церкви в нашей стране, мы молимся, чтобы они росли, поднимались и преуспевали…мы верим, что сила преображения коснется каждого человека...

После молитвы пастор поздравляет прихожан с наступившим новым годом и призывает заключить друг друга в объятья или обменяться рукопожатиями. В зале возникает радостное оживление, прихожане начинают обниматься и жать друг другу руки: в молитвенном доме воцаряется атмосфера единства и умиротворения. Объятия прекратились, рукопожатия закончились, все расселись по своим местам - пастор обращается к залу со следующей жизнеутверждающей речью:

Вы знаете церковь. Не знаю, я просто переживал хорошее какое-то прямо состояние, когда просто понимаешь, что люди по разному начинают новый год: кто-то отсыпается, кто-то таким помутненным взглядом смотрит в телевизор, пытаясь понять что же там показывают. Мы здесь, в собрании. Мы славим Бога, мы поклоняемся. Мы знаем, что будущее этой страны в руках Господа Иисуса Христа… Вы знаете, мы сегодня делаем что-то, что обеспечит наше будущее. Аминь?

После поздравления зал исполняется единодушием, пастор приступает к проповеди… В теле проповеди отчетливо выделяются две части: вступительная и основная.

Вступительная часть

И часто говорится о том, что человек должен просто поверить. Поверь во что-нибудь. Поверь в то, что ты исцелился. Поверь в то, что у тебя будет много денег. Поверь в то, что у тебя будет яхта. Просто поверь. Самое главное - поверить. И знаете, так можно говорить, если не понимать сам принцип веры.

Те, кто говорят о таком, просто поверь, они обычно представляют даже не Бога, скорее всего силу вселенскую, некий психологический механизм, который действует универсально для всех абсолютно. Любой человек просто, если он просто поверит, он может это получить. Типа просто ты веришь, просто доверяешь, тупо веришь там, говоришь это постоянно, визуализируешь...

Во вступительной части пастор утверждает, будто он получил некоторое откровение от Бога и уверяет слушателей в том, что оно чрезвычайно важно, побуждает записывать проповедь в блокноты. Суть откровения состоит в критике идей так называемой самовнушаемой веры. Пастор очень жестко критикует мнение, которое он как будто увидел в какой-то передаче. Создается впечатление, что увиденное им являлось только лишь глупой частной точкой зрения, которую сам пастор никогда не поддерживал, будто таковое учение никакого отношения к его общине не имело. Но так ли это?

«Апостол» и глава крупнейшей в России харизматической ветви (название которой носит и община цитируемого пастора) Ульф Экман пишет о вере следующим образом:

«...о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Иоан. 16:23-24)

В противовес нашим рассуждениям, Иисус не ставит ограничений тому, чего мы можем достичь через молитву веры или хождение в вере. Он говорит: «все возможно верующему» (Марк 9:23). И под словом «все» Он подразумевает именно ВСЕ. Слово «все» включает в себя абсолютно все, и в нем нет никаких ограничений…

Ты должен верить, что уже получил все, что просил. Когда ты должен верить в это? Тогда ли, когда увидишь ответ на молитву? Или когда почувствуешь себя хорошо? Или когда дела пойдут на лад? Нет! Ты должен поверить тогда, когда молишься...

Ты должен верить Богу не по принципу: испытал - не испытал, но на основании того, что Бог говорит в Своем Слове, видишь ты исполнение сказанного или нет. Бог таков, каков Он есть, и Он делает и будет делать то, что Он сказал, видишь ли ты исполнение сказанного или нет, Ты должен опираться на Его Слово: Он сдержит его и сделает то, что обещал. Не допускай, чтобы твой или чужой отрицательный опыт отнял у тебя обещанное Богом в Слове» .

Вот как пишет об устном исповедании пастор крупнейшей харизматической ячеечной сети Йонги Чо:

«Нейрохирурги говорят, что речевой центр нашего мозга контролирует весь мозг, таким образом, все, что вы говорите, управляет всем вашим телом. Если говорите что-то отрицательное, тогда эти отрицательные исповедания управляют всем вашим телом. Если вы постоянно говорите о своих болезнях, болезни будут распространяться по всему вашему телу. Если вы будете говорить о вашей нищете, тогда бедность одолеет всю вашу жизнь и определит ваше назначение. Поэтому вам необходимо бодрствовать над своим языком. Вы никогда не должны отдавать свой язык в распоряжение сатане, и никогда вам не следует говорить о чем-то негативном. Не говорите о болезни, о нищете, о неудачах или о тех вещах, которые могут овладеть всем вашим телом, потому что именно таковым может оказаться все ваше будущее…

Новое откровение осенило его сердце: "Врачи говорят, что я обреченный на смерть человек, но вот Библия говорит, что ранами Его мы исцелились. Следует ли мне верить врачам, или же мне следует верить Библии? Конечно, мне следует поверить Слову Божиему!" Начиная с того времени, он решил говорить так, как говорит Библия. Поэтому верой он начал говорить: "Ранами Его мы исцелились!" Слово Божие начало управлять его телом - и он вполне исцелился от поразившего его рака печени» .

Долгое время в России пользовался широким успехом скандально известный «апостол» С. Аделаджа. Своей харизмой он пленил многих, в том числе и прихожан цитируемого пастора: некоторые знакомые мне харизматы из данной общины уезжали на обучение в Киев, в библейскую школу «Посольства Божьего». «Апостол» Сандей в одной их своих книг утверждает:

«Вы нездоровы, - говорите, что здоровы; бедны, - призывайте материальное благополучие. Так говорит Бог, значит, и вы должны так говорить. И все, чего вам не хватает, и чего только дух ваш пожелает, назовите в молитве, призовите, и да будет вам.

Бог всем нам, детям Своим, дает это право. Если ваш сын неверующий, призовите веру в нем, говорите, что провозглашаете его спасенным, провозглашаете его праведником. Если у вас рак, - говорите:

- Я не признаю рак и призываю себе здоровье.

Если же у вас пустота в жизни, то говорите:

- Нет, я не признаю пустоту, я, как Бог, называю несуществующее, как существующее, - я призываю изобилие» .

Необходимо процитировать и К. Коупленда, книги и идеи которого не обошли стороной представленную в ролике общину:

«Говоря современным языком, произошло вот что: "Иисус проговорил к смоковнице, и она засохла от корней". Объясняя случившееся, Иисус сказал: "Именно так вы должны действовать в вере Божьей. Не сомневаясь в своем сердце, вы говорите то, что хотели бы получить. Другими словами, вы верите, что ваши слова имеют силу и что произойдет то, что вы скажете. В результате вы сможете иметь все, что ни скажете, если будете верить"» .

Книги К. Хейгина основателя «движения веры» всегда пользовались огромным авторитетом у общин принявших его учение, в том числе и у представленной в видеоролике:

«Изучая Библию, прочитайте Новый Завет, в первую очередь послания, написанные Церкви и подчеркните красным карандашом все стихи, в которых есть фразы «в Нём», «во Христе» и «в Ком». Как только вы найдёте их, начинайте говорить: «вот кто я и что я имею». Если вы будете это делать, гарантирую вам, что очень скоро ваша жизнь изменится…

Мы искуплены от проклятия закона. В Новом Завете, под «законом» неизменно подразумеваются первые пять книг Библии. Проклятие или наказание, за нарушение закона Божия, имеет три аспекта: бедность, болезнь и вторая смерть. Но Христос искупил нас от проклятия бедности, он искупил нас от проклятия болезни, и он же искупил нас от проклятия духовной смерти…

В Новом Завете, в 3-м Послании Иоанна, 2 глава, говорится, что Бог желает нашего материального, финансового, физического и духовного благосостояния: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя». Когда я обнаружил это, я настолько обрадовался, что не смог заснуть! Мне вспомнились другие места из Писания, и Дух Святой сказал мне: «Разве не включил Бог сюда всё? Разве не говорится в псалмах, что земля и всё, что в ней — Божии? Разве не говорится в Библии, что Господни золото и серебро, и скот на тысяче холмов? Для кого Бог всё это сотворил?» .

Ну и, наконец, стоит процитировать общепризнанного в харизматических кругах «целителя» Т.Л. Осборна:

«Все обетования Божьи в Нем «да» и в Нем «аминь», — славу Божью, через нас. Иными словами, Павел говорит: «Все Божьи обетования, за которые заплатил Христос Своей смертью — да, и поэтому придите и воспользуйтесь ими! Они ваши (2 Коринфянам 1:20). Найдите нужное вам обетование, поверьте в него и начните проповедовать. Оно принадлежит вам…

Знайте свои права, и тогда вы будете иметь веру. Но вы можете узнать о своих правах, только если читаете и слушаете Слово.

Не трудно верить в пятьдесят долларов, если вы знаете, что эта сумма лежит в вашем кармане. Не задумываясь, вы действуете в вере, когда идете и покупаете то, что вам необходимо в пределах этой суммы.

Вы выписываете чек, совершенно не осознавая, что тем самым вы используете веру в вашу чековую книжку, в вашего банкира, в ваш банк.

Вы знаете, что чек будет действителен, потому что согласно декларации вы знаете, какую сумму вы имеете на счету в банке» .

Процитированные выше проповедники являются ярчайшими представителями харизматического течения «движения веры», именно в них выпущена стрела укоризны: «И знаете так можно говорить, если не понимать сам принцип веры». Пастор небольшой провинциальной общины, объем которой измеряется десятком домашних групп, восстаёт на «апостолов веры», утверждает их безграмотность в том, о чем они больше всего учили.

«Новогодняя проповедь» утверждает:

Те, кто говорят о таком просто поверь, они обычно представляют даже не Бога, скорее всего силу вселенскую, некий психологический механизм, который действует универсально для всех абсолютно. Любой человек просто, если он просто поверит, он может это получить.

Приведенные цитаты выявляют ошибочность такого обвинения. Процитированные «апостолы» брали на вооружение обещания-обетования Бога, записанные в Писании, начинали провозглашать их в своей жизни. Это типичная харизматическая практика, и вряд ли найдется много харизматов «со стажем», которые не попытались бы взять эту идею на вооружение: «Бог обещал в Своем Слове, что я буду богат, здоров и успешен. Я должен поверить Его слову и тогда получу обещанное от Него». Но как поверить? - Через регулярное исповедание и провозглашение обетований. Таким образом, обвинение пастора, состоящее в том, что верующие «обычно представляют даже не Бога, скорее всего силу вселенскую, некий психологический механизм» - бьет мимо цели.

Тем не менее, своим единоличным откровением пастор не боится противостоять сонму харизматических «апостолов» и «пророков». Откуда у пастора такая уверенность?

Вернемся к началу проповеди:

Обратим внимание на подчеркнутые участки цитирования. Если извлечь суть из абзаца, то получим следующую емкую мысль: «Одна вещь, которая пришла мне от Бога делает нас здравыми, сильными, адекватными людьми». Таким образом, пастор, по крайней мере, в данном конкретном случае представляется субъектом, через которого Бог благословляет всю общину, претворяя каждого в «здравого, сильного, адекватного человека».

Почему пастор восстает против «традиционного» харизматического вероучения? Быть может, оно мешает введению нового, как будто полученного им от Бога? Может быть, практика постоянного провозглашения собственного здоровья и финансового благополучия окончательно дискредитировала себя в силу своей бесполезности? Из года в год верующий харизмат воюет в духовном мире, а победы нет?..

Оставим риторические вопросы без ответов и вернемся к «Новогодней проповеди».

Основная часть

Я хотел бы сегодня поговорить о родителях веры. Вера рождается из трех источников. Один источник - это ты сам. Это твоя собственная плотская убежденность. Люди начинают накручивать себя, они накручивают себя, они говорят у меня это будет: «я исповедую, я говорю это». Они ставят картинки, они рисуют, они просто вбивают себе это в голову, занимаются аутотренингами, они пытаются себе это доказать.

Послушайте: работает ли это? Ты знаешь? Я увидел путь этих людей, я наблюдал за людьми которые двигаются в подобных вещах. Часто путь этих людей полон разочарования. Понимаете? Полагающийся на плоть проклят - говорит священное Писание. Всякий раз, когда ты сам пытаешься создать внутри себя веру. Пытаешься себя накрутить, каким то образом мобилизировать и засунуть в какое-то состояние, тогда ты часто приходишь в состояние разочарования или обмана. Но иногда это как бы срабатывает.

Основную часть своей проповеди пастор начинает с рассказа о родителях веры. Этот отрезок проповеди является продолжением вступительной части. В нем пастор вновь разбивает идеи отцов-основателей харизматического учения «движения веры» и раскрывает пагубность их духовных практик. Остается лишь удивится: почему только сейчас всплывает этот вопрос? Ведь таким образом учили не одно десятилетие. Почему не озвучиваются имена ересиархов Хейгина, Экмана, Бенни Хинна, других? Имена тех, кто утверждал это учение?

Парадокс состоит в том, что каждый из выше приведенных «апостолов» претендовал на богооткровенность собственных идей. Книга Хейгина «Власть верующего», например, несколько лет назад лично была вручена пастором каждому выпускнику очередной местной «библейской школы». В своей книге «апостол» Кеннет продвигает те самые идеи, от которых ныне отрекается представленный в видеоролике пастор. Свои идеи Хейгин сдабривает многоразличными откровениями, историями, в которых ему как будто являлись Христос, ангелы и бесы. Заверения «апостола» в чудесности и богооткровенности своего учения не позволяют обвинить его в том, что он придумал себе ложное учение собственной плотью. Если только не предположить, что он лгал или имел ложные духовные проявления. Но предположим, что сам Хейгин был честен и верил в свое учение, собственным откровениям, кто тогда стал родителем его ложных духовных проявлений?

Пастор отвечает на этот вопрос так:

Второй источник, ну этого состояния. Понимаете, когда я говорю вера, я говорю о состоянии убежденности. Это бывает от диавола. Бывают духи обольщения. Я знаю людей, которые занимаются колдовством, оккультизмом. Они верят. Вы знаете, они говорят: «я просто уверен, что это могу». Некоторые экстрасенсы, колдуны говорят: «я просто знаю». И ты видишь, что в нем есть эта убежденность. Но часто эта убежденность оправдана, но, к сожалению, сфера деятельности этой веры и убежденности часто ограничена царствами диавола…

К сожалению люди, которые имеют эту сверхъестественную убежденность в своем сердце, у которых часто получается, но не от Бога. Ты видишь в жизни этих людей проклятье. Так или иначе, косвенно, возможно, они поклоняются диаволу. Они верят в какие-то всевозможные заговоры, амулеты, странные заклинания и так далее.

Вторым родителем веры пастор называет диавола и его бесов. Носителями подобной веры пастор именует лишь колдунов, экстрасенсов и тех, кто верует во «всевозможные заговоры, амулеты, странные заклинания и так далее» . То есть кого угодно, только не себя и свою паству. Это утверждение очень показательно и в очередной раз подтверждает банальную мысль: харизматы не верят в то, что полученные ими откровения, вИдения и видЕния могут быть не от Бога, но от диавола. У харизматов полностью отсутствует техника религиозной безопасности: каждое свое духовное переживание они готовы приписать Богу.

Но как же быть с Хейгином и его видЕниями? От кого они были? Слова пастора побуждают сделать элементарный вывод: «не от Бога». Но от кого?..

Есть ли уверенность в том, что те откровения, которые сегодня получает пастор от Бога? В чем преимущество пастора маленькой харизматической общины перед «апостолом» веры?

«Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13-15)

Очень хочется спросить у любящих читать Писание харизматов: для кого ещё сатана может принимать вид Ангела света, как не для верующих христиан? Неужели харизматы до того самоуверенны, что не верят Писанию и отрицают способность диавола лгать им, подсовывая ложные откровения? Может быть, они попались на искуснейшую ложь? Верят в то, что им не могут солгать?

Тем не менее, Писание безапелляционно утверждает, что диавол лжец и принимает вид Ангела света. А раз принимает, то появляются обольщенные им, особенно даровитые из которых становятся «лжеапостолами». И вместо того, чтобы указать на эту величайшую для человеческой души опасность, пастор успокаивает свою общину тем, что подобного обольщения никогда с ними не произойдет, если только они не начнут верить в амулеты, заклинания и заговоры. Таким образом, пастор указывает лишь на один источник, из которого харизмат может получить неправильную веру - человеческая плоть.

К чему может привести подобное умозаключение? Отдельный рядовой верующий, возможно, ещё будет сомневаться в своей собственной вере: «Не плотская ли она?». Но когда с кафедры звучат чужие откровения, чужое вИдение - все сомнения улетучиваются, так как возвещающий их обычно добавляет, что очередные откровения и вИдения получены им не из плоти, но от Бога.

Вернемся к проповеди пастора.

Что же является настоящей верой? Это вера или состояние рожденное Богом. Вы знаете? Бог Сам может родить внутри тебя уверенность или убежденность. Сегодня, когда Наташа рассказывала о женщине, про зарплату, Вы знаете, я потом покрылся: «Не дай Бог все начнут это делать!». Вы знаете, почему я говорю «не дай Бог»? Потому что часто люди просто подражают, эмитируют. Это не рождено Богом в человеке. Понимаете? Я делал какие-то вещи в своей жизни, которые были внутри меня рождены Богом, я смело двигался в этих вещах, я видел, как это происходит.

Пастор дает определение настоящей вере: «Это вера или состояние рожденное Богом». Но за туманным словом «состояние» кроется банальное харизматическое утверждение: «Бог Сам может родить внутри тебя уверенность или убежденность». И это все? Только лишь убежденность? Как же стоит понимать следующее утверждение Апостола Павла?

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». (Гал.5:6)

Как может действовать состояние уверенности и убежденности? Совершенно ясно, что под верой в подобных местах Писания нельзя понимать лишь «умную веру», о чем хорошо писал св. Феофан Затворник. Для православного христианина вера - это не только уверенность, но образ жизни, состояние человеческой души, освященной благодатью Бога, укорененной в Его воле.

Пастор упоминает некое чудесное свидетельство и призывает паству воздержаться от подражания чужому «чуду»: «Это не рождено Богом в человеке. Понимаете?» . И в качестве примера правильного поведения приводит собственную персону: «Я делал какие-то вещи в своей жизни, которые были внутри меня рождены Богом, я смело двигался в этих вещах…» . «Новогодняя проповедь» в очередной раз подчеркивает прочную пасторскую связь с Богом, проверенную годами смелого движения в рожденных откровениях.

С верой будь осторожен, но будь смелее: такое противоречие. Почему? Потому что если это от Бога в тебе, если Бог, Его слово произвело в тебе это, тогда будь смелее и дерзновенней. Именно в этом плане диавол искушал Иисуса Христа…Вы знаете, в чем была разница между тем, что предлагал диавол и тем, что понимал Иисус. Иисус понимал то, что Бог говорит Ему прямо сейчас... Люди так же берут Библию, вырывают из контекста Библии какие-то вещи. Даже не то, что из контекста, это хорошее слово, даже оно не из контекста вырвано, понимаете? Но для каждого слова есть время. Аминь? Бывает Бог начинает говорить тебе какие-то вещи: «Послушай: дерзай сейчас». Ты поднимаешься, начинаешь двигаться и понимаешь, что горы сворачиваются.

В этом отрывке проповеди вырисовывается интересная для харизмата мысль: не все написанное в Библии имеет непосредственное отношение к читающему, определенные обетования обретают силу только после непосредственного Божьего внушения.

Но как это утверждение не похоже на веру «традиционных» харизматов:

«Ты должен опираться на Его Слово: Он сдержит его и сделает то, что обещал. Не допускай, чтобы твой или чужой отрицательный опыт отнял у тебя обещанное Богом в Слове» .

Зачем нужны ещё какие-либо отдельные подтверждения-откровения, когда обетования-обещания харизмат уже лицезреет в Писании - Слове Бога?

«Апостол» Ульф утверждает: «Не допускай, чтобы твой или чужой отрицательный опыт отнял у тебя обещанное Богом в Слове» . «Новогодняя проповедь» заверяет: «Но для каждого слова есть время. Аминь? Бывает Бог начинает говорить тебе какие-то вещи» . Со слов пастора вырисовывается следующая картина: пока человек имеет отрицательный опыт в смысле отсутствия призыва исповедовать некое обетование - он обязан бездействовать. Против такового положение вещей восстает совокупное мнение «апостолов веры», выразителем которого является цитируемый Ульф Экман.

Итак, мы видим ощутимые перемены в вероучении представленной в видеоролике общины. Да и сама «Новогодняя проповедь» вещает о грядущих переменах следующим образом:

Очень емкая мысль заключена в этом небольшом отрывке проповеди: необходимы перемены, а «перемены приходят с отождествлением». Здесь мне хочется задать лишь один вопрос - только так приходят перемены? Без силы отождествления они не могут придти? С чем же должен отождествить себя прихожанин, чтобы в его жизни произошли перемены?

Ответ на этот вопрос прозвучит позже, после нескольких библейских иллюстраций и примеров из личной жизни пастора на тему «сила отождествления».

…Просто ты отождествил себя, просто ты ассоциировал себя с чем-то или с кем-то и тоже самое осталось, когда мы вошли в вИдение «двенадцать». Потому что это то, к чему я хотел подвести.

Пастор подводит слушателей к следующему выводу: перемены произойдут после отождествления себя с вИдением Г-12.

Вы знаете, долгое время у меня не было какой-то уверенности в сердце, то есть я слышал о вИдении «двенадцати». Мне казалось это каким-то сложным, непонятным. Мне казалось оно непростым очень сильно. И часто знаете, когда люди слышат издалека об этом вИдении, они говорят: «Ой, как там все сложно, двенадцать, все непонятно». Но в действительности, я помню, имея предубеждение однажды я столкнулся, соприкоснулся с этим вИдением побывав на энкаунтере. Меня это зажгло, меня это перевернуло…Я сказал - хорошо, мы входим в это. Я помню, встретился с парнями с нашей церкви: «Братья, ну что входим в это, берем это видение?». «Давай пастор - это то, что нам надо». Я помню, мы просто ассоциировались, мы просто вошли, мы отождествили себя с этим вИдением, мы сказали: «мы теперь в этом». И тут рвануло на самом деле. Знаете, такое ощущение, что тебя посадили просто в скоростную машину. И уже скорость задали. Понимаешь, ты только управляешь, ого, вот это скорость…

Необходимо сделать отступление и ответить на вопрос: «Что же такое вИдение Г-12»? Автор этого вИдения колумбийский пастор С. Кастеланос дает следующее определение:

«Модель Г-12 поможет осуществить попечительство непосредственно о каждой душе, а это происходит через ячеечную систему» .

Но ячеечная система уже давно функционирует в данной общине. В чем же особенное отличие Г-12 от привычных «домашних групп»?

«Модель Двенадцати уже была в сердце Бога. Число двенадцать - это символ управления. В Библии каждое число имеет свое значение. Число три символизирует Триединство, число четыре символизирует мудрость и опыт, число семь символизирует совершенство и т.д. А число двенадцать символизирует управление, которое приходит от Бога»

«Мы должны выбирать тех людей, на которых указал Дух Святой, подтвердив, что они верные. Иисус взял их в Свои руки и начал лепить, как гончар лепит глину.Три с половиной года Он работал над характерами учеников. Его учение очистило их от всякой нечистоты…

Двенадцать, которые пошли за Иисусом, стали «столпами» Христианской веры. Господь действовал через двенадцать, потому что это наиболее эффективная форма пасторства. Господь завоевал Своих двенадцать в молитве. Он объединил и укрепил их, научил и затем послал с великой миссией» .

Направлена она на одно никогда не умирающее слово - счастье. С Новым годом, с новым счастьем! К каждому из нас счастье это обращено по-своему, лично. Но сама вера в то, что оно может быть, что его можно ждать, на него надеяться, - это вера общая. Когда же бывает по-настоящему счастлив человек?

Теперь, после столетий опыта, после всего того, что узнали мы о человеке, уже нельзя счастье это отождествлять с чем-то одним, внешним: деньгами, здоровьем, успехом, о чем мы знаем, что не совпадает оно с этим всегда таинственным, всегда неуловимым понятием - счастье.

Да, ясно, что физическое довольство - счастье. Но не полное. Что деньги - счастье, но и мучение. Что успех - счастье, но и страх. И поразительно то, что чем больше это внешнее счастье, тем более хрупко оно, тем сильнее страх потерять его, не сохранить, упустить. Может быть, потому и говорим мы в новогоднюю полночь о новом счастье, что «старое» никогда по-настоящему не удается, что всегда чего-то недостает ему. И уже опять вперед, с мольбой, мечтой и надеждой взираем мы…

Боже мой, как давно сказаны евангельские слова о человеке, который разбогател и построил новые амбары для своего урожая и решил, что все у него есть, все гарантии счастья. И успокоился. А ему в ту же ночь было сказано: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

И, конечно, здесь, в этом подспудном знании, что все равно ничего не удержать, что впереди все равно распад и конец, - та отрава, что отравляет наше маленькое и ограниченное счастье.

Наверное, потому и возник обычай - под Новый год, как начинают бить часы в полночь, шуметь, кричать, наполнять мир грохотом и шумом. Это от страха - услышать в тишине и одиночестве бой часов, этот неумолимый голос судьбы. Один удар, второй, третий, и так неумолимо, ровно, страшно - до конца. И ничего не переменить, ничего не остановить.

Так вот эти два подлинно глубокие, неистребимые полюса человеческого сознания: страх и счастье, ужас и мечта. То новое счастье, о котором мы мечтаем под Новый год, это - счастье, которое до конца усмирило бы, растворило и победило страх.

Счастье, в котором не было бы этого ужаса, гнездящегося где-то на глубине сознания и от которого мы все время ограждаем себя - вином, заботами, шумом,- но чья тишина побеждает всякий шум.

«Безумец!» Да, по существу, безумна неумирающая мечта о счастье в страхом и смертию пораженном мире. И на вершине своей культуры человек это знает. Какой горестной правдивостью и печалью звучат слова великого жизнелюбца Пушкина: «На свете счастья нет»! Какой высокой печалью пронизано всякое подлинное искусство! Только там, внизу, шумит и горланит толпа и думает, что от шума и мутного веселья придет счастье.

Нет, оно приходит только тогда, когда правдиво, мужественно и глубоко вглядывается человек в жизнь, когда снимает с нее покровы лжи и самообмана, когда смотрит в лицо страху, когда, наконец, узнает, что счастье, подлинное, прочное, неумирающее счастье, - во встрече с Истиной, Любовью, с тем бесконечно высоким и чистым, что называл и называет человек Богом.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И в жизни этой - свет, и тьме его не объять». И это значит: не поглотить страхом и ужасом, не растворить в печали и отчаянии.

О, если бы люди в своей суетливой жажде мгновенного счастья нашли в себе силу остановиться, задуматься, вглядеться в глубину жизни! Если бы услышали они, какие слова, какой голос вечно обращены к ним на этой глубине. Если бы знали они, что такое - подлинное счастье!

«И радости вашей никто не отнимет от вас!..» Но разве не о такой радости, которой уже нельзя отнять, мечтаем мы, когда бьют часы?.. Но вот - как редко доходим мы до этой глубины. Как почему-то боимся мы ее и все откладываем: не сегодня, а завтра, послезавтра я займусь главным и вечным! Не сегодня. Есть еще время. Но времени так мало! Еще немного - и подойдет стрелка к роковой черте. Зачем же откладывать?

Ведь вот тут, рядом стоит Кто-то: «Се стою у двери и стучу». И если бы не боялись мы взглянуть на Него, мы увидели бы такой свет, такую радость, такую полноту, что, наверное, поняли бы, что значит это неуловимое, таинственное слово счастье.

Печатается по изданию: Протопресвитер Александр Шмеман. Проповеди на Новый год. Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2009 г.

На пороге Нового года, в канун Рождества, мы не просто вспоминаем событие, которое свершилось 2 тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…

Самое главное то, что с пришествием Христа каждому человеку дана была возможность познать Бога — познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и которое надо как-то задобрить или умолить… и не как Господина, которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были выполнены. Нет, не такого.

Как ни странно, но то, что для христиан совершенно очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажен грехом, настолько лишен любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.

Бог приходит в мир как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.

Иногда мы можем его не понимать, как не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни и с нами случится что-то непоправимое. Если мы с этим живем — мы самые счастливые на земле люди. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья…

Христос является в мир в образе беспомощного младенца, повитого пеленами. Это образ Божественной любви по отношению к человеку, любви, которая ограничивает даже свободу самого Бога ради того, чтобы человек был свободен. Он с самого начала ограничивает Свое действие ради нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже если мы восстаем против Него. Он даровал этому миру изначальную свободу и любовь к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь ограничивает даже Свои действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого мира для того, чтобы нам показать, что напор зла не побеждается какими-то внешними физическими мерами. Он показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его.

И Он победил. Своей любовью. Своим смирением. Своим Евангелием, и дал нам образы победы над миром. Этот мир, который кажется нам в своем безумии таким могущественным, побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через свободу быть Ему верными, быть Ему родными, любить Его.

Сын Божий, бесконечный, невидимый, непостижимый, становится человеком, несущим на себе все тяготы и скорби этого мира, чтобы человечеству — а это значит — каждому из нас, — даровать две замечательные вещи, которые во все времена жаждал иметь человек. Он приходит для того, чтобы дать человеку Власть и Богатство.

Но только Господь дает и власть, и богатство совсем не такими, какими их мечтает иметь, скажем, Ирод, вся цель жизни которого была в их достижении. Богатство, которое приносит Христос, — это удивительное богатство Веры, которое человеку дает возможность ходить по волнам и двигать горами. Господь принес нам богатство любви, потому что Он сам есть Любовь. Это та Любовь, которая идет на Крест, которая распинается, принося себя в жертву. Это любовь, которая готова и способна победить всё, что есть в этом мире.

Господь дает нам потрясающее богатство смирения, потому что кроткие наследуют землю. И вместе с этим каждому человеческому сердцу, открытому для принятия этого дара, Он дает богатство удивительного мира, который может так наполнить человека, что тысячи вокруг него спасутся, по слову преподобного Серафима Саровского.

Господь принес нам богатство Своего милосердия. Если мы готовы его принять, оно вливается в наши сердца и делает нас способными прощать своих обидчиков, любить своих врагов.

И еще Господь дарует нам истинную власть. Он говорит: «Именем Моим будете бесов изгонять, языками возглаголите новыми, будете брать змей, и, если что смертоносное выпьете, не повредит вам, на недужные руки возложите, и здравы будут…»

Всем истинно верующим в него Христос дал власть быть совершенно на него похожими: мы можем поступать в этом мире так, как сам Христос в этом мире поступал, жить Его жизнью, говорить Его словами, смотреть на мир Его глазами, принимать мир через Его чувства и Его сердце.

Но вот что интересно: при таком удивительном богатстве и при такой власти необыкновенной мы просим у Бога всегда какой-то ерунды… ищем у Бога какой-то мелочи, что на самом деле включает искание власти и богатства, но маленьких таких, земных богатства и власти: земного благополучия, земного успеха… Нам кажется, что это и есть сама жизнь, что в этом и состоит ее смысл: прожить спокойно, удобно, выгодно и благочестиво. Может быть, благочестиво получится, а по-христиански — нет, потому что нам очень страшно ходить по водам. Мы не верим в то, что можем бесов изгонять, смерть побеждать. Мы читаем Евангелие, и эти строчки к нам как бы не относятся, потому что нам совсем не этого нужно от Бога, и наша жизнь совсем не похожа на тот дар, что принес нам Христос.

Давайте же постараемся сегодня и навсегда забыть о тех мелочах, которыми мы нашу жизнь наполняем, и будем по-настоящему глубоко искать истинной Христовой власти и истинного Христова богатства, которые открываются для нас в Его пресветлом и радостном Рождестве.

ои руки, как апостол Павел скажем от сердца — Авва людям. ся очень тРождество — это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано христианам, мы можем распространять по миру, возвещать всем людям, что у них есть Отец, что они не одиноки…

Как мы были бы счастливы, если бы смогли с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасет, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки; как апостол Павел, скажем от сердца: «Авва Отче!» — и будем с Ним.

Главный раввин России Адольф ШАЕВИЧ : «Только любовь к ближнему поможет нам выжить»

Сердечно поздравляю Вас с наступающим Новым, 2013 годом и хочу пожелать всем в будущем году здоровья, благополучия и мира.

Мы стоим на пороге нового витка времени. По обыкновению, мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее. В еврейской традиции, когда наступает Новый год (он отмечается осенью), то это не только новая точка отсчета, это еще и чрезвычайно важный и ответственный период. Это время подведения итогов, осознания своих проступков и грехов, раскаяния и искупления. Все наши дела, поступки и мысли в прошлом и настоящем рассматриваются и взвешиваются на точных весах Небесного Правосудия.

Заповеди, которые дал нам Всевышний, требуют от нас проявлять милосердие и внимание друг к другу. Именно они составляют основу религиозной нравственности. Это те столпы, на которые мы должны опираться в своей повседневной жизни. Каноны духовности и добродетели, которые и сегодня являются основой не только для иудеев, но и для людей других культур и религий, уже много столетий учат нас жить в полной гармонии с замыслом Творца.

Мы живем в очень непростое время. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что в нашем обществе еще очень остро стоят проблемы национализма и ксенофобии. Порой жестокость, особенно среди подрастающего поколения, выходит за любые мыслимые пределы человеческого сознания. Еще многое нужно сделать в сфере социальной защиты людей, особенно детей и стариков. Им порой не хватает самой малости. Толика душевного тепла зачастую имеет гораздо большее значение, чем материальная поддержка.

Ответственность за все, что происходит сегодня в нашей жизни, лежит на нас всех. Каждый из нас должен стремиться улучшить этот мир, сделать что-то полезное, доброе, чтобы мы могли передать нашим потомкам. Каждый человек сегодня, вне зависимости от национальности и вероисповедания, должен задуматься об истинных ценностях: о любви к ближнему, о доброте и взаимопонимании. Оценить свои поступки в контексте с жизнью людей, живущих рядом. Кому-то наверняка не мешало бы переосмыслить свою жизнь, освободиться от недопонимания и нетерпимости.

Мы живем в единой семье разных народов, религий и традиций. И религия во многом является фундаментальным фактором в построении межнациональных отношений в гражданском обществе. И одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед нами, представителями религиозных конфессий, является поиск оптимальной модели взаимодействия культур с целью достижения толерантности и взаимоуважения между народами. В преддверии Нового года хочу еще раз призвать всех к согласию и взаимоуважению, ибо только стремление к единству и любовь к ближнему помогут человечеству выжить и достичь гармонии и взаимопонимания. Давайте беречь и приумножать добрые многовековые традиции, наше богатое духовное и историческое наследие и своими деяниями доносить до миллионов сердец и умов идею нашей общности.

От всего сердца поздравляю всех россиян с наступающим 2013-м Новым годом и желаю здоровья и долголетия. Пусть наступающий год принесет всем людям радость и благоденствие. Пусть все хорошее непременно останется с нами в наступающем году, и пусть в каждом доме царят мир и согласие.

Архиепископ Павел ПЕЦЦИ : «Вера — источник радости»

Совсем скоро начнется празднование Рождества Христова. Так сложилось исторически, что мы, христиане разных конфессий и обрядов, празднуем Рождество в разное время, однако это различие не должно заслонять от нас главного ― того, что все мы едины в праздновании этой великой и радостной Тайны: Иисус Христос, родившийся двадцать столетий назад, и сегодня рождается в сердцах верующих в Него.

Рождественская ночь― Святая ночь, как мы ее называем, ― возвещает нам нечто сверхъестественное, немыслимое и в то же время глубоко желанное, долгожданное. Эта ночь возвещает о рождении Бога на Земле. Эта ночь исполнена великой радости: Бог, сотворивший мир и человека, не оставил нас в наших бедах и нуждах, но пришел, чтобы быть с нами, чтобы стать одним из нас!

Мы верим, что Бог, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. И хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, чтобы в Нем он обрел полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Но, увы, слишком часто мы живем, целиком погрузившись в свои тревоги и проблемы, которые не приближают нас к Богу, но, напротив, ― отдаляют от Него. И тогда сам Бог идет нам навстречу. Бог всегда делает первый шаг, чтобы помочь нам приблизиться к Нему.

Великий Данте в XXIV песне Рая своей «Божественной комедии» вкладывает в уста Святого Петра вопрос: «Эту радость, всех дороже, рождающую все добрые дела, ― где ты обрел?» Под драгоценной радостью Данте подразумевает веру. И это напоминает нам, что вера на самом деле не порабощает, но освобождает нас, раскрывает нашу душу, насыщает ее. Вера не есть что-то мертвое и скучное. Вера ― это источник радости, возможность увидеть, познать и понять то, что, будучи жизненно важным, тем не менее без веры осталось бы навсегда недоступным человеку. Вера ― это открытие истинной радости в нашей жизни и открытие того, откуда эта радость к нам приходит.

Откуда приходит эта радость? Эта радость рождается от близости Бога, ставшего одним из нас. Бог пришел, чтобы дать ответ, чтобы Самому стать ответом на вечный вопрос человека. С момента Рождества ― Боговоплощения, когда Слово стало плотью, ― устранена непреодолимая дистанция между конечным и бесконечным: вечный Бог оставил небеса и вошел во временное пространство, погрузился в человеческую конечность. И воскресший Христос скажет Своим ученикам: «Я с вами до скончания века» (Евангелие от Матфея: 28,20).

Настоящая радость рождается не из чего-то, что делаем мы сами. Конечно, то, что мы делаем, может принести нам более или менее продолжительное удовлетворение. Однако подлинная радость происходит лишь из опыта дара, бескорыстной самоотдачи. Чего мы больше всего желаем в жизни? Знать, что мы желанны, что мы любимы. Вот что значит сегодняшняя радость: это уверенность в том, что мы не брошены, что мы не одни, что Бог на самом деле с нами, что наша жизнь желанна, любима Богом.

Нам часто хочется увидеть какой-то знак от Бога, увидеть Его руку, которая привела бы все в порядок, сделала бы все за нас, избавив нас от нашей ответственности. Но тот знак от Бога, который мы видим в Тайне Рождества, призывает нас прежде всего верить и любить.

Власть Бога ― это не насилие, а доброта и любовь. И если мы будем учиться у этого смиренного Бога, у этого Младенца, пользоваться лишь орудиями истины и любви, то обретем ту ни с чем не сравнимую радость, которая дарует счастье в этой жизни и вечное блаженство в жизни будущей: «О, человек! Сказано тебе, чтó добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»(Книга пророка Михея: 6,8).

Призвание христиан ― нести в мир эту Радостную весть через свидетельство взаимной любви, через смиренное свидетельство своей жизни, которая целиком принадлежит Христу, Богу, ставшему человеком. Наш опыт, который мы хотим разделить друг с другом и со всеми людьми, ― это опыт жизни человека, исцеленного и преображенного Богом. И главное качество такого человека ― это именно радость в сердце: «Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Псалом: 125,3) .

Пусть радость Рождества, радость о Боге, близком человеку, сопровождает каждого из вас на вашем жизненном пути. Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды.

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец да дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас. Христос рождается! Славьте Его!

Имам Камиль СУЛТАНАХМЕДОВ: «Мы должны вместе противостоять злу»

Каждый, чье сердце не ослеплено ненавистью, знает, что ислам защищает ценности, которых сегодня во многом не хватает народам. Стоит напомнить о них сегодня, на пороге Нового года.

В каждой книге по фикху или хадисам есть отдельная глава, посвященная этикету и нравственности. Речь идет о благодеянии, терпении, прощении, правдивости, примирении людей, взаимопомощи, предпочтении других себе, щедрости и добром слове. Пороки, которые ислам не приемлет, — высокомерие, зависть, злоба, ложь, хула, злословие, унижение других. Первые мусульмане были общиной, служившей примером для других в своих моральных устоях. Их нравственность была одной из главных причин того, что люди начали входить в религию Всевышнего толпами.

Это религия, которая призывает к правдивости, справедливости в отношениях между людьми, милосердии, щедрости, великодушии, альтруизме, стыдливости, оберегании языка от запретных речей, поддержании родственных связей, помощи друг другу в благих делах, верности обещания. И запрещает пороки и дурные нравственные качества: прелюбодеяние и разврат, притеснения, обман, хулу и сплетни. А также воровство и взятки, ложь и клевету, непристойные слова, злобу, зависть, ненависть. При этом ислам, требуя от человека благонравия и отдаляя его от пороков, учитывает природу человека и его слабость и не ждет от него непорочности ангелов. Ислам признает слабость человека, его стремление к наслаждениям и склонность идти на поводу у своих прихотей. Как следствие — ислам объявляет лучшими из людей тех, кто быстро замечает свой проступок, сожалеет о нем и раскаивается.

Сказал Пророк (мир ему и благословение) : «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшие из ошибающихся — кающиеся». И если верующий умеет наслаждаться теми минутами, когда он раскаивается и выражает свое сожаление перед своим Создателем, Который знает все сокрытое и самое тайное, и Он один прощает и покрывает Своих рабов, они становятся самыми прекрасными мгновениями в его жизни. Таким минутам сопутствуют плач и чувство страха, и смирения перед Богом. Эти моральные устои опираются на сильную веру и твердое вероубеждение (акыду). Поистине, цивилизация, в которой один народ не возвышается над другим, равно как и обладатели кожи одного цвета не превозносятся над обладателями кожи другого цвета, — это цивилизация, которую создает разумный и благородный человек, и под ее сенью живет счастливо сознательное и благородное человечество. А цивилизация, в которой один народ угнетает другой и обладатели кожи разных цветов не знают равенства, — это цивилизация варварства и невежества, которая отбрасывает человечество на много веков назад и делает его слепым, высокомерным, невежественным и глупым. Это описание варварской цивилизации, с которой ислам боролся во всех жизненных сферах. Он выметал ее из мечети и из учебных заведений, искоренял из душ правителей и предводителей, запрещал ее как по отношению к друзьям, так и по отношению к врагам. Человечество страдало от такой жизни долгие века и продолжает страдать и по сей день, лишь в последние 50 лет гнет расизма ослаб.

Ислам, отвергнув все виды расовой дискриминации и фанатизма, не проявляет нетерпимости по отношению к своим предшественникам. Терпимость была непреложным законом исламской цивилизации с тех пор, как Мухаммад заложил ее основание. Религиозная терпимость в исламе основана на следующих принципах: все небесные религии имеют один источник; пророки — братья, и нет превосходства между ними в том, что касается посланий, которые они несли, и мусульмане должны верить во всех пророков; человека нельзя принудить к принятию религии, он должен делать это добровольно, по своему убеждению и желанию; места поклонения всех божественных религий (храмы, синагоги) следует уважать и охранять так же, как и мусульманские мечети. И, может быть, главное: религиозные разногласия не должны доводить людей до убийства и вражды, но всем людям следует помогать друг другу в совершении благих дел и противостоянии злу.

Эта религия проявляет терпимость не только к живым! Но даже к мертвым! Передают от Ибн Абу Лейли, что Кайс Ибн Сад и Сахль Ибн Ханиф были в Аль-Кадисийе (это сподвижники Пророка) и мимо них пронесли покойника. Они оба встали, и (люди) им сказали: «Этот покойник местный (т.е. христианин)». Но они оба ответили: «Поистине, мимо Посланника Аллаха проследовали похороны, и он встал. Когда ему сказали, что это иудей, он ответил: «Разве это не душа тоже?»

Также Пророк, в прощальной проповеди обращаясь к людям, ко всему человечеству, говорит: «О люди! Поистине, ваш Господь один! И поистине ваш Отец один! И нет превосходства араба над неарабом! И нет превосходства неараба над арабом. И нет превосходства белого над черным, кроме как… в богатстве? Силе? Охране? Или же во власти? Нет, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кроме как в богобоязненности!»

Дорогие Братья и Сестры! В этот Новогодний молебен я хочу обратиться к вам и попытаться разъяснить несколько моментов, касающихся празднования Нового года.

Существует мнение, что Новый год - это языческий праздник, и что нам, христианам, не стоит его отмечать. В церковной среде можно услышать укоры в адрес того, кто все же отмечает его.

Дорогие мои, хочу сказать, что Господь не против обычных человеческих установлений, если они не нарушают благочестие. Новый год может быть языческим праздником только для того, кто его празднует по-язычески. Нам же, дорогие братья и сестры, уместно было бы наполнить его христианским смыслом. И в этот вечер, в эту новогоднюю ночь с благодарением обратиться к Богу, поразмыслив над своей судьбой и над прожитым годом. Если мы будем смотреть на свою судьбу, страну, людей, окружающих нас, с точки зрения Промысла Божьего, с точки зрения нашей христианской жизни, будем осмысливать все по-христиански, то очень много поучительного можно будет для себя извлечь и понять. Это прежде всего то, что целью христианской жизни является соединение со Христом.

Но давайте задумаемся, как мы прожили год? Много ли мы сделали для того, чтобы приблизиться ко Христу? Часто ли Христос и Его Дух приходили в наши души? Мы выполняли свои обязанности по дому, часто ходили в храм, участвовали в церковных таинствах, но стали ли мы ближе ко Христу, а Христос к нам? Я думаю, на эти вопросы каждый сам должен для себя ответить, ведь это один их критериев христианской жизни.

Нужно также вспомнить и то, что Бог по своему замыслу каждого из нас призвал из небытия к бытию и, оказав нам величайшее доверие, создав этот мир, время и нас, Он вручил это тварное время в наше распоряжение. Кстати, категория времени весьма таинственна. Сложно до конца понять, что это такое, что это за миг между прошлым и будущим, откуда он течет и куда уходит. Время вручено нам, но как мы им распоряжаемся? Время нам дано, чтобы мы сами, своим произволением служили делу своего возрождения, осознали себя существами падшими. Используя это время, познавая себя, мы должны прийти к Врачу- Христу. Вот для чего нам дано это время. Но как часто мы расходуем его попусту, а ведь нужно понять, что время ограничено.

Был такой момент в истории мира, когда времени не было, но потом Бог его создал. Как важно понять христианскому сознанию и каждому из нас, что время конечно, а соответственно жизнь наша тоже конечна. Понимание этого, кстати, является критерием зрелости нашего ума. Христианское сознание становится зрелым только тогда, когда человек ясно осознал, что время конечно, и нельзя им так распоряжаться, как распоряжаемся мы, беспечно тратя его, кто на что, а главное, если не на что-то, то просто впустую.

И, может быть, в этот самый момент, в эту новогоднюю ночь как раз стоит поразмышлять о потраченном времени. Прошел целый год, и мы еще ближе приблизились к тому моменту, когда для нас времени уже не будет.

Вечность отличается от Времени тем, что только здесь, на земле, мы живем неразрывно с телом, душой и сознанием, распоряжаемся своим временем, как нам того хочется. Самое страшное для нас то, что, перейдя порог Вечности, мы оставляем на этой земле свое тело и уже не можем ничем распоряжаться. Как важно это понять сейчас, и именно это понимание Времени должно быть присуще христианскому сознанию, сознанию каждого человека.

В Вечности, где все статично, мы не сможем изменить себя и свою судьбу, не сможем на нее повлиять, потому что уже не будем располагать временем, ведь тело оставлено здесь, на земле. Туда переходят только сознание и душа до того момента, когда Господь вновь соединит наши души и тела при своем последнем Втором Приходе. А до того часа, как тяжело будет осознавать себя бессильным что-либо сделать, изменить!

Подобное состояние можно почувствовать уже здесь, на земле. Например, какая-нибудь болезнь вдруг делает человека неподвижным. Он все понимает, но помочь себе ничем не может: он не может двигать руками или ногами, не может пойти туда, куда хочет. Случается еще и такое поражение, когда человек даже ни сказать, ни обслужить сам себя не может - страшное состояние! Оно подобно тому, что ждет нас в Вечности.

Как важно нам понять, что Господь находится в Вечности, создав и нас для Вечности. Нужно благодарить Бога за Его величайшее долготерпение. Ведь сколько времени в году мы проводим беспечно, тратя его неблагоразумно, а Господь терпит и ждет нашего обращения, нашего осознания и зрелости. Терпит и смотрит на нас.

Наше отношение к этому величайшему дару детское. Давайте посмотрим, как живет ребенок: утром встал, его покормили, дальше он занялся игрушками, машинками, куклами, потом поспал, затем опять поиграл… Складывается впечатление, что для него время бесконечно. Но это ребенок, это свойственно его детскому сознанию. Большинство же современных людей, как ни странно, живет в подобном детском сознании. Они живут здесь так, будто будут существовать на земле вечно. Эти великовозрастные дети заняты чем угодно только не тем, чтобы подумать о главном. Вот такое ослепленное сознание современного человека! А ведь Время - это величайший дар, отпущенный Господом. Надо помнить, что оно течет потоком и имеет такое свойство - заканчиваться в одно мгновение.

Бог вручил человеку Время, а он убивает его всей этой бесчисленной пошлой, низкопробной индустрией развлечений. Информационная среда, пресса убаюкивают сознание, призывая увлечься жизнью, выжать из нее все, решать жизненные проблемы, заниматься множеством разных дел, но только не своей собственной судьбой. Это как раз говорит о детскости сознания. Но вы понимаете, что свойственно детскому сознанию, то и прилично образу ребенка. Только как же выглядит это великовозрастное дитя, которое, увлекшись жизнью, созидает и творит все что угодно, кроме своей собственной судьбы. Нужно подумать о том, чтобы Господь избавил нас от этой жуткой слепоты, уродующей образ взрослого человека.

Главное, чтобы в эту новогоднюю ночь грохочущие повсюду салюты и фейерверки не затмили свет той Рождественской Вифлиемской звезды, которая указывала путь ко Христу волхвам, и которая должна в последующие дни воссиять и над нами. В настоящее время этой звездой является наша святая, основанная Господом, православная церковь. Вифлиемская звезда светила с неба на землю, указывая дорогу. Луч света новой Звезды Христовой, которую Он стяжал своей кровью и любовью, направлен с земли на небо, указывая нам с вами путь в Царство Господа.

Как важно, чтобы в эту новогоднюю ночь чувство предрождественской радости не покинуло нас. Удивительно, ведь эти два праздника находятся совсем близко друг от друга, но с рождением Спасителя начинается новая эра, новая эпоха. Господь пришел, чтобы изменить мир, возродить нас, сделав сопричастниками радостной божественной жизни. Как можно праздновать новый год без Него?! Без того, кто пришел нас осчастливить, сделав для этого все: воплотился в человека, явив миру Свою любовь, оставив все спасительные повеления для нас?! Он и сейчас продолжает стучаться в наши сердца. Так, может быть, в эту новогоднюю ночь, стоит открыть стучащемуся Христу наши души и сердца, а не просто в очередной раз с размахом отметить новый год?

Церковь ведь не против торжества, она против слепоты и бессмыслицы. Люди неверующие поздравляют друг друга с Новым годом, и как принято говорить, с новым счастьем. А на самом деле, с чем они поздравляют?! С тем, что стали на 365 дней ближе к своему небытию?.. Вот почему празднование в кругах неверующих порой бессмысленно и глупо. Воистину это так. Но в осмыслении христианском оно имеет смысл. Мы благодарим Господа за то, что этот год Он терпел нас, и своим терпением дает нам еще время. Он ждет, что, может быть, в этом наступающем году мы сделаем что-то, что приблизит нас к Нему, к нашему спасению.

Поэтому возблагодарим Его за все и еще раз попросим, чтобы сделались трепетными наши сердца, чтобы мы распоряжались Временем, которое Он дал нам в руки, так, как того требуют наша совесть и христианский ум. Чтобы в нас был ум, просвещенный Богом, и чтобы это Время не просто прожить бесплодно, прожечь или убить его…

Хотелось бы, чтобы в эту ночь мы по-христиански провели это время, возблагодарив Бога за все. И давайте постараемся, чтобы в наступающий праздник Рождества мы пришли к Богомладенцу, ощутив Его заботу о нас сейчас здесь, на земле. Ведь сколько Он для нас делает, и как важно нам это увидеть и понять! Дай Бог, чтобы наше сознание было по-христиански зрелым, чтобы мы с искренней благодарностью отнеслись к Его терпению и благодеяниям, ведь неизвестно, что после Нового года нас ожидает. Для кого-то этот праздник может стать последним, и он услышит уже трубы Ангелов, а не бой курантов. Мы должны это ясно осознавать. И в этом христианском понимании поблагодарить Господа за все, попросив Его спасти нас, пробудить, если мы пребываем в лености. Попросить, чтобы новый наступающий год послужил духовным пробуждением к нашему спасению и спасению наших близких и Отечества. Спаси всех, Господь!

Слово на Новый год

Преподобный Варсонофий Оптинский

П риветствую вас всех, здесь собравшихся, с Новолетием. Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей.

Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: «Жена, егда раждает, скорбь имат, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» (Ин.16:21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода - ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую.

Апостол Павел произнес грозное слово на тех, которые не терпят от Бога никакого наказания: если вы останетесь без наказания, вы - незаконные дети. Не надо унывать, пусть унывают те, которые не веруют в Бога; для тех, конечно, скорбь тяжела, так как, кроме земных удовольствий, они ничего не имеют. Но людям верующим не должно унывать: скорбями они получают, право на сыновство, без которого нельзя войти в Царство Небесное.

«Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но, посреде пламене стояще, пояху; отцев Боже, благословен еси» . (Ирмос Рождества Христова, глас 1, песнь 7.)

Скорби и есть огненное прещение, или испытание, но не надо их бояться, а, как преподобные отроки, воспевать Бога в скорбях, веруя, что они посылаются Богом для нашего спасения.

Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света! Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

К огда-то наша Церковь установила: считать началом нового Церковного года первое сентября старого церковного стиля. Но впоследствии это было изменено, и Новый год начали считать с первого января. Так или иначе, но время разделяется обычно в жизни по годам, и мы с вами как раз, именно по нашему церковному, не по гражданскому, а по церковному стилю стоим пред дверями раскрывающегося пред нами новолетия.

Как его встречают люди? Когда-то святитель Феофан Затворник с негодованием произнес проповедь как раз вот в этот день. Он обращался к тем, кто Новый год встречает во всяких ресторанах, кабаках и так далее. И говорил он: вот вы вместо того, чтобы молитвою к Богу освятить начало новолетия вертитесь с вашими стаканами и друг друга поздравляете “с Новым годом, с новым счастьем”. «С новым-то годом, еще конечно, по смыслу, - можно сказать, а вот кто вам, - говорил святитель Феофан, - может поручиться, что у вас будет какое-то “новое счастье”? И откуда оно может быть у вас? Счастье - есть удовлетворение души человеческой, и только от Бога оно может придти. А ваши эти выкрики - просто, - говорил святитель Феофан, - шутовские выкрики, которые ничего не стоят, как и ваши пожелания друг другу». Когда человек молитвой встречает новый год и просит, чтоб Господь это новолетие благословил, тогда - это встреча христианская.

А ведь мы с вами знаем, что в храмах наших в этот день - совсем не так много народу. И на всенощной, и на литургии… А в местах злачных, в местах увеселений - сколько хотите. И наших православных там очень много. И они еще с аппетитом иногда говорят, что, вот, по новому стилю отпраздновали, - по старому празднуем теперь. А в календаре бывало еще - и китайский Новый год. Так, что можно подумать, что все теперь будет сплошное новогоднее праздничное верчение какое-то. Когда христианин поздравляет, [христиане поздравляют], друг друга с Новым годом, тогда они, христиане, имеют ввиду именно надежду на милость Господню, что Господь, Который долготерпелив и многомилостив, не по беззакониям нашим воздает нам и не по грехам нашим дает нам, что Он может быть в этом году пошлет нам милость, и мы сумеем год провести, это новолетие - по-христиански, и вот с этим-то и поздравляют верующие христиане друг друга.

А всякое иное поздравление, конечно, именно, как говорил святитель Феофан, просто “пустолетие”, которое ничего дать человеку не может, а только ему голову затуманивает. Так что будем, возлюбленные, это помнить.

Многие из тех, кто встречал вместе с нами прошлое новолетие, уже ушли из жизни. Господь положил конец житию. Когда он положит конец нашей жизни - не знаем, но, несомненно то, что из нас многие до следующего Нового года не доживут. А поэтому всегда, когда это надо бывает, нужно молиться Господу, чтобы Господь милостиво воззрел на остающееся нам время. Как святитель , этот великий святитель, однако, смиренно просил у Господа, чтобы Господь послал ему хоть вечер добрый его жизни «… и милостиво воззрел на остаток дней моих» , как говорил Григорий Богослов. Так и нам нужно молиться: чтобы Господь Своей милостью покрыл нас в те дни жизни нашей, которые Он нам еще дает для доброй христианской жизни и исправления нашего. Аминь.