Узнайте, почему многие люди в поисках своего призвания делают одну и ту же ошибку. Если вы об этом знаете, то избежите массу ненужных хлопот и не потратите впустую уйму времени и сил.

Как найти свое призвание? Мега-популярная нынче тема. Многие пытаются его найти, да не у всех получается. В чем же проблема? Давайте разберемся.

Первое, что нужно усвоить: большинство книг и семинаров по поиску призвания - чисто мотивационные продукты . Они созданы специально для вдохновения и используют соответствующие приемы и фишки. Иначе эти книги и семинары были бы никому не интересны.

У тех, кто читает подобные книги, создается впечатление, что призвание должно быть ого-го каким крутым и мега вдохновляющим. Как минимум - делом всей жизни, а в некоторых, особых случаях - задачей чуть ли не мирового масштаба. Не даром синонимами призвания служат такие пафосные слова как: предназначение или даже миссия .

Но призвание может быть и совсем маленьким, тихим и неприметным. А может и вовсе его не быть.

Например, если в данной инкарнации человек пришел на землю просто отдохнуть (привет, хиппи и растаманы!). Хотя… подобный стиль жизни тоже можно назвать своеобразным призванием. Призванием «нифига-не-делать-и-просто-жить». Ну, а почему бы и нет?

У человека может и не быть призвания! Вернее, его призвание - просто жить. И это нормально.

Причины затруднений в поиске призвания

Первая и главная причина - изначально неверная постановка вопроса . Неправильно пытаться найти свою конкретную роль в социуме (профессия, специальность, должность и т.п.), а правильно ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?».

То есть, в приоритете поиск своих истинных желаний . А найти их трудно потому, что нас этому никогда не учили.

Прежде, чем искать свое призвание, следует ответить на вопрос: «Что я хочу от этой жизни?»

Вторая причина - неверная расстановка приоритетов . Многие думают, что станут счастливы, когда найдут свое призвание. Все в действительности в точности наоборот: человек сначала становится счастливым, а уже на этой волне он находит свое призвание. Без вариантов!

«Призвание – это следствие успеха!»

То есть, вы сначала добиваетесь в чем-то успеха, этот успех вас вдохновляет и радует. И вот это вдохновение и радость и есть ваше призвание в данный момент времени (о важности текущего момента читайте ниже). Вы получаете удовольствие, вы счастливы и вы чувствуете, что это Ваше.

Третья причина - шаблоны . Типичный шаблон современного человека, ищущего свое призвание: желание свободы и независимости (в том числе финансовой, желательно безразмерной), желание жить интересной и полной жизнью (смутно представляя себе, что это такое на самом деле), желание путешествовать и познавать мир (всеобщее заблуждение, ибо абстракция 100%).

При этом подразумевается наличие беспроблемной и несложной работки часа на 2 – 4 в день, лучше в интернете, чтобы не быть привязанным к месту, а также куча свободного времени на всякие развлечения (опять же полная абстракция, ибо нет подобного опыта в наличии).

Звучит, конечно, красиво и заманчиво. Но все это из той же самой оперы, что и абсолютно абстрактные желания иметь виллу, роллс-ройс, яхту, самолет, жену-красавицу и кругленькую сумму в швейцарском банке.

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф!

Проблема в том, что многие люди просто не понимают, что в действительности означает быть «свободным и независимым».

Отсутствие финансовых затруднений вовсе не делает человека свободным и независимым автоматически. Это миф! И умные люди это понимают или хотя бы чувствуют. Если бы это было так, то все миллионеры, по-умолчанию, были бы свободными и независимыми. Все, как один! Но это далеко не так.

Четвертая причина - большинство людей вырастает с отсутствием интереса к чему-либо вообще! Этот интерес, априори заложенный в каждого карапуза, последовательно уничтожается детским садом, школой, университетом и т.п.

Образование во всем мире не стремится из каждого ребенка вырастить уникума, но выдает «на гора» усредненного человека, способного выполнять какую-либо работу.

Пятая причина - нехватка энергии . Это не позволяет правильно обозначить свои истинные желания, а если вы их даже определите, то не имеете вдохновения, сил и желания им следовать, так как у вас низкий уровень собственной энергии.

Как восполнить свою энергию, читайте .

Заблуждения о единственности призвания

Главная предпосылка успешности поиска своего призвания - определение своих истинных желаний (см. первую причину выше).

Из главной предпосылки следует простой вывод:

Призвание не может быть одно единственное и на всю оставшуюся жизнь!

Во-первых , у человека, как правило, имеется не одно единственное желание. Их сотни и тысячи, и они постоянно меняются, появляются новые, исчезают старые, став неактуальными со временем. Мы все время меняемся сами, становимся мудрее, меняются наши приоритеты, наши взгляды на жизнь и пр.

Во-вторых , истинные желания вовсе не обязательно должны быть глобальными. Если у меня вдруг зачесалась пятка, то мое текущее истинное желание - почесать ее хорошенько. В данную минуту это и есть мое призвание, как бы глупо это не звучало

А почему, собственно, глупо? Может быть, я при этом получаю определенный кайф? Более того, я вдруг обнаруживаю, что почесал какую-то активную точку на своей пятке, и это неожиданно дало мне прилив энергии. Круто! Я могу повторить этот опыт и еще раз получить кайф. А потом научить этому других людей и заработать на этом денег! Ну, чем не призвание? :)

И таких призваний у каждого человека может быть сотни и тысячи в каждый момент времени. Недаром среди практически всех гуру, пишущих книги и проводящих семинары на тему поиска призвания фигурирует одна и та же концепция: быть «здесь и сейчас» .

Потому что именно осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным, и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

Еще раз: осознание себя в текущем моменте позволяет понять, что любое твое желание в этом состоянии является истинным , и следование ему и есть твое призвание в данный момент времени.

В-третьих , призвание не может быть одним делом «на всю оставшуюся жизнь».

Мы живем в другие времена. Это еще пару веков назад человек рождался практически сразу с «призванием», которое ему определяла его семья, статус и социальное происхождение. Родился в семье пекарей - быть тебе пекарем, родился в семье военных - быть тебе военным, родился царем - иди давай, царствуй на здоровье.

Сейчас таких ограничений у многих попросту нет. Будь, кем захочешь, если сможешь.

К тому же мир меняется очень быстро. Возникают новые профессии и интересы, уходят в небытие старые. Человек попросту не сможет заниматься одним делом последующие 30 – 40 лет, если только не поселится в деревне и не станет лепить горшки из глины. Ну, вы поняли.

Как видите, проблем с поиском своего призвания хватает. А иначе мы все давно уже были бы в шоколаде.

Как решить все эти проблемы читайте в последующих статьях. Уверен, вы найдете для себя много полезного, а не просто зажигательные фразы, которых хватает не более чем на пару-тройку дней.

В школьной программе есть различные задания и требования. «Проблема выбора профессии», сочинение (ЕГЭ), может стать необходимой к выполнению работой для детей разного возраста. Задачей родителей является подсказать своему сыну или дочери, как правильно и в какой очередности излагать свои мысли для получения высокой оценки и похвалы от преподавателя.

Как составить план сочинения

«Проблема выбора профессии» (сочинение, ЕГЭ) может быть написано по следующему плану:

  • Вступительная часть. В ней следует кратко описать суть сочинения и рассказать, о чем будет идти речь в задании.
  • В основной части детально описать причину проблемы выбора своего призвания и изложить мысли о том, по каким параметрам выбирать свою будущую профессию.
  • Завершением сочинения должны быть выводы, в которых будет поведано о том, как не ошибиться с выбором должности, чтобы не пожалеть потом.

Подобный план поможет раскрыть такую тему, как «Проблема выбора профессии» (сочинение, ЕГЭ). Придерживаясь правильной очередности написания, учащийся не упустит важных моментов и в полной мере выскажет свои мысли.

«Проблема выбора профессии» - сочинение (ЕГЭ), краткий вариант

Не обязательно излагать свои соображения в длительных изречениях. Можно кратко описать мысли, не упуская основной идеи сочинения. Когда учитель, преподающий русский, сочинение «Проблема выбора профессии» задает написать домой (в качестве домашнего задания, а не сочинения на ЕГЭ), оно может быть следующим:

"На сегодняшний день нередко можно услышать, насколько сложно правильно выбрать должность для полноценного будущего. Я считаю, что основной проблемой является влияние третьих лиц на выбор. Родители выбирают чаще всего факультеты, которые престижны и пользуются спросом. При этом не всегда учитывается мнение самого поступающего.

Чтобы выбрать ту профессию, которая действительно принесет удовольствие, нужно понять самого себя. В первую очередь нужно учесть, какой должности хотелось бы посвятить свою жизнь. Работа, как известно, должна радовать и дарить вдохновение. Именно поэтому следует учесть, к чему лежит сердце. Ни одна профессия не принесет желаемого, если обязанности выполняются через силу, без рвения и энтузиазма.

Лично я, когда буду выбирать свою профессию, планирую с родителями обсудить свои интересы. Уверен, что мама и папа с удовольствием примут мою сторону и поддержат мое желание".

Такое сочинение, несмотря на его сжатость, передает основную мысль, которую необходимо изложить в рассказе. Подобная работа может быть написана не только как домашнее задание, но и как сочинение для экзамена.

Развернутое сочинение-рассуждение «Проблема выбора профессии» для школьников

Есть ученики, которые предпочитают излагать свои мысли в деталях. Для них «Проблема выбора профессии» (сочинение, ЕГЭ) может быть следующим:

"Очень важно выбрать для себя верное призвание. Порой человек не может определиться, какому делу хочется посвятить свою жизнь. Именно непонимание себя является основной причиной проблемы выбора профессии среди жителей земного шара.

У меня есть живой пример, когда из-за неверного выбора должности человек впустую потратил значительный период своей жизни. Наш сосед всю жизнь, начиная со школьной парты, очень любил рисовать. Талант был заметен еще в раннем возрасте. Почему-то, когда пришло время поступать в институт, родители подобрали для него факультет экономики. Чтобы найти приличную работу, сосед решил стать бухгалтером. Цифры, расчеты, отчеты - все это тяжелым грузом ложилось на плечи мужчины. Он не видел себя в этой сфере, поэтому нередко сталкивался с проблемами в процессе деятельности. По вечерам он продолжал рисовать.

Однажды произошел случай, который перевернул его жизнь. В компании, где он работал бухгалтером, объявили конкурс талантов. Не задумываясь, мужчина принес свои лучшие работы. Все до единого сотрудники были шокированы великолепными творениями. У одного из коллег друг работал в багетной мастерской и как раз искал хорошего художника для раскрутки и проведения выставок по всему миру. Именно тогда и настал звездный час нашего соседа по квартире. Мужчина изменился. Он все время улыбается, в его глазах видно вдохновение и рвение к достижению целей. Не удивительно, ведь человек должен заниматься любимым делом, только тогда он добьется вершин.

Вдохновившись его историей, я поняла, что не нужно идти на поводу у родителей, бабушек и дедушек. Они, конечно же, хотят лучшего для нас. Тем не менее наше мнение должно быть решающим. Если есть таланты и увлечения, то, отталкиваясь от них, нужно выбирать будущую профессию. Ставка на престижные факультеты не приведет ни к чему хорошему, если человек не любит делать то, чего требует профессия".

Такое сочинение подойдет для детей школьного возраста. Развернутое, с живыми примерами, оно позволит получить хорошую оценку и в полной мере высказать свои мысли.


В предложенном для анализа тексте В.В. Шахиджанян поднимает проблему поиска призвания. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социального характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему, размышляя о том, что каждому человеку необходимо выбрать не просто профессию, а призвание, которое будет его вдохновлять делать работу с душой, то есть человек будет увлечен своим делом, а не будет жаловаться остальным, как тяжело ему справляться со своими служебными обязанностями и как он ненавидит свою работу: "Главное - любить, знать своё дело и с увлечением к нему относиться. Тогда к призванию приходит признание. Три условия хорошей работы: любить, знать и увлекаться делом".

А также писатель рассуждает о том, что не так-то просто найти дело своей жизни и получить в нем признание: для этого нужно стараться, совершать усилия, достигать цели, ведь далеко не всё получается с первого раза, поэтому надо пробовать делать попытки, даже если они принесут ошибки: "Далеко не всё и не у всех получается сразу.

Известный клоун Леонид Енгибаров искал себя более десяти лет. Пробы и ошибки, ошибки и пробы. Добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя".

Авторская позиция ясна: В.В. Шахиджанян приходит к мысли, что если каждый человек найдет свое призвание, то решатся многие проблемы современного общества, улучшится жизнь людей. Также Шахиджанян считает, что лучше тратить свое время на поиски своего дела, совершение ошибок и их исправление, помочь другим искать свое призвание, чем до конца старости оставаться недовольным от нелюбимой работы.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что время, потраченное на поиски себя, никогда не станет потраченным впустую временем, оно обязательно окупится, напротив, время, которое тратится на нелюбимую, но хорошо оплачиваемую работу, нелюбимое дело, сокращает жизнь человека, ничего не приносит, кроме недовольства.

Одним из примеров является высказывание Максима Горького, с которым невозможно не согласиться: "Нужно любить то, что делаешь. Тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества". Если правильно выбрать свою профессию, найти призвание, то работа не будет в тягость, не станет тяжким бременем, а будет приносить воодушевление и радость.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Другим примером может служить роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". До встречи с Воландом на Патриарших прудах Иван Бездомный был членом МАССОЛИТа и поэтом, пишущим стихи на заданные темы. Оказавшись в психиатрической клинике доктора Стравинского, он встречает Мастера и понимает свою бездарность, понимает, что его стихи ужасны. Иван Бездомный отказывается от сочинения стихов. Далее он становится Иваном Николаевичем Поныревым - сотрудником Института истории и философии, профессором.

Таким образом можно сделать следующий вывод: нелегко найти свое призвание, поэтому нужно искать то дело, которое тебе по душе.

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Призвание определяется следующими составляющими:

  • Талант и способности - это то, к чему у человека есть природная предрасположенность. Чем больше у вас было возможностей для всестороннего развития в детстве, тем с большей вероятностью вы выявили свои основные таланты. Система устроена так, что с возрастом у нас все меньше возможностей для развития: нам отводится фиксированный срок на поиск себя, а затем мы движемся в круговороте учебы и работы. Если вы не успели выявить свои таланты ранее, придется тратить на это силы и время сейчас. У каждого человека есть набор способностей, однако проблема состоит в том, что не каждый знает о своих талантах и не все таланты можно превратить в любимое дело.
  • Интересы и увлечения - это то, чем человеку нравится заниматься больше всего. Как правило, наши увлечения тесно связаны с талантами и способностями: мы любим делать именно то, что у нас получается, а получается все лучше именно из-за того, что мы все больше тренируемся в интересном для нас деле. Постепенно мы становимся в интересном деле заметно лучше других и любим заниматься им все больше. Но бывает и по-другому: мы занимаемся чем-то, к чему нет природной предрасположенности, но тренируемся так много, что развиваем свои способности и компетенции в этой сфере.
  • Навыки, знания и умения - это образование, опыт работы, личностные характеристики человека - одним словом, все, что можно использовать в работе в соответствующей сфере для достижения результата. Если вы пошли в вуз на первую попавшуюся специальность и работаете на нелюбимой работе, ваши знания, умения и навыки не имеют отношения к призванию. В то же время вы можете знать и уметь достаточно много в интересных для вас сферах, и там стоит искать призвание.
  • Что востребовано рынком - это актуальные на текущий момент темы, специальности и сферы деятельности. Если вы следовали советам родителей, то, скорее всего, выбрали популярную востребованную специальность, однако, если она вам не близка, вы вряд ли добились в ней успеха. Бывают и исключения: люди добиваются успеха в неинтересных им сферах, однако чувствуют себя несчастными. Как правило, практически в каждой сфере существуют пути монетизации талантов, стоит лишь задаться такой целью.

Пересечение двух или трех окружностей не способно дать результат, достаточный для нахождения призвания, и лишь сфера пересечения всех четырех окружностей - соединение природных способностей, интереса, знаний и навыков, а также возможности коммерческой реализации вашей деятельности - обеспечит успех. Необязательно становиться лучшим как специалист в своей сфере: Вы можете сами создать уникальный рынок, на котором у вас пока нет конкурентов, и добиться на нем успеха.

Как найти призвание?

Поскольку успех лежит на пересечении четырех составляющих призвания, развитие в рамках каждой из них является залогом достижения результата.

1. Выявить таланты и способности

Чтобы найти свое призвание, в первую очередь необходимо определить, какими талантами и способностями вы обладаете. Что для этого можно предпринять?

  • Вспомнить, чем Вам больше всего нравилось заниматься в детстве, за что вас хвалили и в какой области вы чувствовали себя наиболее уверенным в себе;
  • Подумать, как вы предпочитали проводить свободное время в студенчестве;
  • Узнать у друзей и знакомых, почему они с вами общаются и в чем, с их точки зрения, ваши основные преимущества.

Внимательно относитесь ко всему, о чем вспоминаете и чем говорят ваши близкие: возможно, именно в мелочах кроется ключ к вашему призванию. Проанализируйте полученную информацию и определите ваши сильные стороны с точки зрения природных талантов. Если у вас возникают проблемы на данном этапе, возможно, у вас не было достаточно возможностей для их выявления в детстве, и вам необходимо начинать развиваться сейчас.

2. Определить круг интересов

Таланты и интересы зачастую пересекаются, ведь людям нравится делать именно то, что у них хорошо получается. Однако бывает и по-другому: у человека нет выдающихся способностей к чему-либо, однако благодаря тому, что он увлеченно развивается в какой-то сфере, его способности растут. Как определить круг интересов? Ответьте на следующие вопросы.

  • Каким занятиям вы предпочитаете уделять свободное время?
  • Литературу на какие темы вы предпочитаете читать?
  • Если бы ваши финансовые вопросы были решены, как бы вы проводили свободное время после того, как первая эйфория безделья и праздности пройдет?
  • Что вы любите покупать и готовы выбирать в магазинах часами?
  • О чем вы мечтаете?
  • Без каких 10 достигнутых целей ваша жизнь прошла бы зря?

Запишите полученные результаты и постарайтесь соотнести с талантами и способностями, которые зафиксировали на предыдущем этапе. Пробуйте самые неожиданные и разные сочетания. Вы всегда отличались врожденным вкусом и любите детей? - Подумайте над открытием магазина детской одежды. У Вас хорошо получались школьные сочинения, Вы любите художественную литературу и не можете ни дня без строчки? - Задумайтесь над написанием собственной книги и т.д.

3. Получить навыки, знания и умения

Отлично, если вы учились в вузе на той же специальности, по которой работаете, и чувствуете, что это ваше призвание. Но это бывает не так часто. Если вы выявили свой основной талант и определили интерес, но не обладаете достаточно глубокими знаниями и навыками, вы вряд ли добьетесь успеха. Определите, какое образование и опыт работы нужен в интересной вам сфере и составьте план, который позволит вам стать настоящим профессионалом в своей области.

4. Определить потребности рынка

В современном мире уже нет четкого разделения на профессии и специальности, как это было когда-то. У каждой профессии очень много граней, и для обретения призвания вам необходимо соответствовать потребностям рынка, иначе ваша работа, пусть даже талантливая, не будет востребована. В рамках выявленных способностей и интересов, имея необходимые знания и навыки, определите, в чем вы можете удовлетворить потребности рынка.

Если вы найдете баланс между всеми четырьмя элементами - талант, интересы, знания и рынок - вы сможете найти свое призвание и стать значительно счастливее.

Всякий вид труда складывается из особых комбинаций присущих ему реакций. Если одна профессия чем и отличается от другой, то не общим характером своего психологического состава, но качеством и последовательностью отдельных входящих в нее реакций. Поэтому чрезвычайно легко разложить всякий профессиональный труд на некоторые первоначальные составляющие элементы, т.е. свести всю трудовую деятельность к ряду реакций известных типов и к их соединению.

Чрезвычайно важно установить пригодность того или другого лица к соответствующей профессии. Это требуется в интересах не только дела, но и правильного развития личности; с обеих точек зрения и стали подходить к разрешению этого вопроса. Первоначально психотехника возникла из интересов правильной организации предприятия и выдвинула перед собой практические задачи так называемого отрицательного отбора.

Ее задача заключалась в том, чтобы путем психологического испытания отобрать из всех кандидатов на работу безусловно непригодных, таких, которые не смогут справиться с ней и будут только тормозить предприятие. В зависимости от этого все внимание психотехники было направлено первое время на выработку таких минимальных требований, несоблюдение которых было бы равносильно непригодности данного субъекта к данной работе. Потом круг интересов этой научной области расширился: стали заниматься не только отрицательным, но и положительным подбором, т.е. такими психологическими испытаниями, которые позволяли судить не только о негодности, но и о положительной степени одаренности и призвания к профессии. В зависимости от этого вместо выработки минимума необходимых и достаточных требований психология должна была заняться составлением подробной психограммы каждого вида работы, т.е. всесторонним психологическим анализом составных частей данного вида труда. В основу такого психологического анализа самых различных видов профессионального /284/ труда может быть положена общая типическая гамма трудовых процессов, т.е. установление некоторых основных типов, под которые можно подвести все разнообразие различных профессий.

В гамме трудовых реакций, согласно схеме Корнилова, различаются несколько типов трудовых процессов.

На первом плане стоит натуральный тип трудовых процессов, который отвечает таким профессиям, которые не требуют ни усиленной физической работы, ни интенсивного умственного труда. Таковы профессии домашней прислуги, технических служителей, швейцаров, сторожей, уборщиков и т.п. Во всех этих профессиях трудовые реакции складываются из ряда движений, более или менее привычных каждому из нас в повседневной нашей жизни. Условия работы таковы, что вся она протекает более или менее трафаретно и автоматически, не требуя усиленного внимания. Наконец, самое важное - профессиональная работа протекает почти всегда в более или менее непринужденном и естественном состоянии, не требуя от рабочего никакого особого напряжения сил и никакой особенной скорости. К таким натуральным типам трудовых процессов, естественно, легче всего произвести психотехнический подбор, так как хотя каждый из рабочих обнаруживает определенную природную склонность к тому или иному типу реакций, однако легко может справиться с задачами работы.

Сложнее труд второго типа, так называемых мускульно-трудовых процессов, который требует сосредоточенного внимания не на объекте работы, но по преимуществу на собственных движениях. Эта работа требует от исполнителей огромного мускульного напряжения и значительной "периферической затраты энергии. Такова, например, профессия каменоломов, кузнецов, шахтеров, молотобойщиков, дровосеков и т.п.

Уже здесь психотехнические требования совершенно точно и ясно указывают на такие темпераменты, которые способствовали бы проявлению мускульного и энергичного типа реакции. Иначе говоря, флегматики и сангвиники - люди, привыкшие к слабой реакции, т.е. к незначительному высвобождению энергии при своих поступках, окажутся не на месте в роли подобных рабочих, а что еще важнее - в серьезнейшем конфликте с основными склонностями своего же организма, если по условиям жизни им придется все же такую работу выполнять.

Наиболее подходящим из двух остающихся типов придется признать меланхолический склад поведения и темперамента, так как медленность его восприятий гарантирует известную точность, неутомляемость, спокойствие и упор в работе. А громадная сила каждого движения гарантирует нужный эффект. Напротив того, холерики, которые погасают так же быстро, как и воспламеняются, работают в этом отношении менее упорно и сдержанно.

Третий тип трудовых процессов может быть условно обозначен как сенсорный и охарактеризован противоположными чертами, чем предыдущий. Здесь внимание концентрируется по преимуществу на /285/ объекте работы, причем от реакции требуется как непременное условие минимальное наружное высвобождение энергии, но чрезвычайно медленное и сложное восприятие внешних раздражений. Такие профессии охватывают работу часовых дел мастеров, механиков, токарей, портных и т.п.

Опять очевидно, что наиболее подходящим для такого вида работы явится тот тип темперамента, который характеризуется как раз этими чертами, т.е. реакцией медленной и слабой. Флегматики могут быть хорошими часовыми мастерами и недурными портными с гораздо большим правом на успех, чем все прочие.

Для данного вида профессии, как установлено задолго до психотехники простым наблюдением, оказываются особенно гибельными люди неподходящего склада реакции. Так, есть люди, до того привыкшие к энергичному, сильному движению, что при общем совершенно достаточном интеллектуальном развитии они не способны в течение ряда лет овладеть, например, искусством починки часов: они непременно перегнут или недогнут пружину, никак не сумеют умерить свое движение и придать ему ту изящную и тонкую слабость, при которой оно делается единственно полезным и эффективным в работе. В этом смысле обычное наблюдение совпадает с психотехническими данными. Есть люди, которым нельзя поручить вымыть стакан, потому что они, вообще, не умеют держать в своих руках ничего хрупкого и ломкого.

Четвертым типом трудовых процессов следует назвать такие, которые требуют уже реакции сложного типа, так называемой реакции различения. Таков труд наборщика в типографии: прежде, чем совершить рабочее движение, он должен произвести точное различение ряда раздражителей на листе набора и в кассе шрифта и реагировать не раньше, чем это различение будет произведено точно и достоверно. Очевидно, что пригодность к такому типу трудовых процессов не может быть однозначно определена одним только признаком темпераментного склада, как мы это делали выше для всех профессий более простого рода.

Реакция усложняется здесь за счет центрального процесса настолько, что для учета эффекта работы гораздо большую роль, чем элементарные свойства реакции, обнаруживаемые в темпераменте, играет протекание таких сложных центральных процессов, как мышление, внимание и т.п. В зависимости от разнообразия людей и различной их пригодности по отношению к этим профессиям они должны быть охарактеризованы гораздо более сложной схемой, чем та темпераментная четырех-хвостка, с помощью которой производится самый грубый психотехнический отбор. Здесь мы вступаем в область действия таких сложных механизмов, работа которых относится скорее к сфере характера, нежели темперамента, т.е. воспитанных и приобретенных реакций, нежели наследственных.

Поэтому как общее правило, равно относящееся ко всем последующим типам, может быть принято положение: лица всех темпераментов /286/ способны оказаться в одинаковой мере годными к такого рода профессиям в зависимости от работы более сложных механизмов, входящих в состав характера.

Однако и здесь можно указать наибольшую вероятность профессиональной пригодности при прочих равных условиях для тех лиц, реакция которых протекает медленно и ослабленно, так как сенсорный момент, несомненно, подвергается значительному усилению при таких профессиях, а моторный относительно безразличен для конечного эффекта работы. Все же обычно реакция при слабом протекании теснее связывается с усиленной мыслью и направленным вниманием, чем в обратном случае.

Кстати, это правило, вообще, выражает тенденцию человеческого труда, который все более и более от форм громадного и расточительного высвобождения психической энергии переходит к.слабым, но сложным и умным реакциям. Поэтому общее педагогическое правило гласит: если вы хотите научить ребенка должным реакциям для высших форм труда, учите его слабым движениям, потому что слабые движения самые «умные», это остается справедливым и для данного случая.

На пятом месте стоят трудовые процессы типа выбора, которые требуют различения раздражений в процессе не только восприятия, но и ответного движения. В работе такого типа прежде, чем совершить какое-нибудь действие, надо произвести точный учет и различение двух моментов: раздражения и ответа.

К таким профессиям относится труд шофера, машиниста, вагоновожатого, переписчицы на пишущей машинке, пилота и т.п. Вагоновожатому необходимо точно воспринять находящиеся перед ним объекты на пути движения вагона, но еще важнее сделать правильный безошибочный выбор между поворотом ручки мотора направо и налево между тормозящим и усиливающим движением. Здесь получается как бы двойное различение, или реакция выбора в ее самой чистой форме.

При этом существенное значение приобретает момент быстроты реагирования, так как далеко не безразлично, с какой скоростью произойдет торможение или растормаживание при виде опасности, с какой скоростью будет поспевать машинистка за диктуемым ей текстом, во сколько мгновений будет реагировать пилот поворотом руля на легчайшее накренение аппарата.

При анализе элементарных темпераментных свойств мы не получим достаточно ясного ответа на вопрос о пригодности того или иного лица, но опять должны отложить это решение до более точного анализа сложных реакций поведения. Однако здесь намечается тот общий путь, идя по которому мы должны прийти к правильному решению вопроса. Этот путь заключается в экспериментальном исследовании того типа реакций, какой требуется для данной профессии. Иначе говоря, если мы имеем дело с реакцией вагоновожатого или пилота, суть работы которых заключается в реакции выбора, мы должны всякий раз испытать, как протекает, с какой быстротой /287/ и интенсивностью, реакция выбора у данного субъекта. И совершенно ясно, что, если перед нами два лица, равных во всех прочих отношениях, но одно из них реакцию выбора производит быстро, т.е. отвечает нужным и верным движением на правильно понятое раздражение в 0,12-0,13 с, а другое - в 0,16-0,18 с, первое более пригодно для данной работы.

На шестом месте стоят трудовые процессы типа узнавания, которые требуют в качестве предварительного условия реакции узнавания того или иного раздражения, заранее неизвестного рабочему. Отличие этого типа от простого различения состоит только в том, что различение предполагает всю группу возможных раздражителей заранее известной, между тем как узнавание имеет дело с неопределенным и громадным количеством заранее не могущих быть учтенными раздражителей. Таков, например, труд корректора, которому приходится делать движение не раньше, чем он заметит и узнает ту или иную погрешность в печатном тексте. При этом ясно, что данный труд от труда наборщика будет отличаться тем только, что наборщик имеет дело с заранее определенным количеством буквенных элементов, корректор никогда не может предвидеть, какую именно ошибку он встретит.

Наконец, на последнем месте следует поставить самые сложные трудовые процессы типа ассоциаций, к которым ближе всего подходят профессии интеллектуальные, где требуются от рабочего самые разнообразные операции над заданным материалом при помощи протекания свободных или ограниченных ассоциаций или когда приходится производить работу умственного отбора в направлении однажды принятого задания. Эти типы процессов принадлежат к самым сложным и, естественно, нуждаются для определения пригодности к ним в самой сложной методике психотехнического исследования.

Общий результат таких психотехнических исследований может быть сведен к одному правилу, которое формулируется Корниловым приблизительно так: всякий переход от периферической затраты энергии к центральной происходит с большим трудом, нежели обратный процесс. Или иначе, переход от умственного труда к физической работе происходит всегда значительно легче, нежели обратный процесс - переход от физической работы к умственному труду.

Педагогическое значение психотехники не исчерпывается, конечно, элементарным анализом, приведенным выше; однако его совершенно достаточно, чтобы получить общее представление о психотехнической проблеме в педагогике и об основных способах ее решения.

Надо иметь в виду, что содержание этой проблемы не исчерпывается только определением профессиональной пригодности, но играет гораздо более существенную роль в процессе обучения и воспитания. Этот подход позволяет следить за тем, насколько успешно развиваются и воспитываются реакции наших учащихся в том /288/ направлении, какое мы избрали целью воздействий. Таким образом, в психотехнике мы имеем предварительного советчика и авторитетного судью в начале и конце воспитательного процесса, которые позволяют ответить не только на вопрос, стоит ли учить данного ученика данной профессии, но и на вопрос, выучился ли данный ученик данной профессии.

Помимо этого, психотехника - постоянный спутник и руководитель в нашем воспитательном процессе, которые всякий день могут показать с объективной точностью, в каком положении находятся воспитуемые нами реакции, что уже достигнуто и что должно быть достигнуто, какие стороны этих реакций, в какой последовательности должны служить предметом нашей заботы и нашего воспитательного попечения.

Необходимо отметить, что в обычном понимании психотехническая проблема приобретает довольно узкий и ограниченный смысл, потому что, говорят, жизнь далеко не исчерпывается выбором профессии. Воспитание имеет более широкие задачи, чем выработка профессионала. В конце концов часто оказывается безразличным, какую профессию изберет данное лицо, лишь бы оно представляло из себя развитую и законченную личность.

Такой взгляд, поскольку он исходит из невысокой оценки выбора труда, - вреднейшее наследие старой школы, которая направляла основные цели воспитания «куда-то вдаль», к неосуществимым нигде на земле идеалам гармонически развитой и совершенной личности, била мимо труда и в зависимости от этого самым безобразным и бездарным образом организовывала жизнь здесь, вблизи.

Этим заранее предопределялась и санкционировалась коренная жизненная неудача каждого воспитанника, которого готовили не к той жизни, какой он жил на самом деле, и для него действительная жизнь объявлялась безразличной, а никакая другая оказывалась невозможной и недоступной. Эта коренная жизненная неудача принимала обычно форму жизненной драмы, неудовлетворения своей собственной работой, потери смысла жизни и всех тех особенностей, которые характеризовали психический склад русского интеллигента недалекого прошлого, типичного выученика такой школы.

Пустота и бессодержательность далеких и отвлеченных идеалов вязались при этом с позором и ограниченностью мещанского существования, и труд, определяющий собой важнейшие стороны личного существования, обрекался на самые унизительные, нечеловеческие и рабские формы. Поэтому с точки зрения трудового воспитания приходится совершенно иначе расценивать вопрос о профессиональной пригодности. Из побочного и второстепенного вопроса чисто практического характера приходится сделать первостепенной важности общий теоретический вопрос о тех индивидуальных конкретных целях, которые могут быть поставлены при воспитании каждого отдельного ученика.

Когда от общих педагогических рассуждений и взглядов мы переходим к мысли именно о данном ученике, к заботе о единичной /289/ личности, мы непременно от чисто педагогических переходим к психотехническим проблемам. Таким образом, проблема психотехники покрывает собой почти полностью проблему индивидуальной педагогики, но о ней придется говорить особо в главе об исследовании одаренности и учете индивидуальных особенностей каждого из учеников.