Наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.

Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и меньшей (от 150 до 500 км.) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 км). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 км. В 1987 г. была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х гг. в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР . Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторов, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР - «ОТР-22 «Темп-С» » и ОТР-23 «Ока» («СС-12» и «СС-23»);
    • США - «Першинг-1А ».

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне ) уже делал президент РФ Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .

Лидеры :

  • Иосиф Сталин
  • Георгий Маленков
  • Никита Хрущёв
  • Леонид Брежнев
  • Юрий Андропов
  • Константин Черненко
  • Михаил Горбачёв
  • Гарри Трумэн
  • Дуайт Эйзенхауэр

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД) подписан 8 декабря 1987 года (вступил в силу 1 июня 1988 года). После распада СССР практическое выполнение договора, помимо России и США, осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

В соответствии с договором, стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров.

К 1991 году ликвидации подлежали советские баллистические ракеты средней дальности (БРСД) типа "Пионер", Р-12, Р-14 (по классификации США и НАТО соответственно SS-20, SS-4 и SS-5), крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) РК-55 (SSC-Х-4 Slingshot), а также баллистические ракеты меньшей дальности — ОТР-22 (SS-12M Scaleboord) и ОТР-23 "Ока" (S-23 Spider).

В США предусматривалось ликвидировать БРСД "Першинг-2" (Pershing-2), КРНБ BGM-109G, а также ракеты меньшей дальности (РМД) "Першинг-1А" (Pershing-1A).

В мае 1991 договор был выполнен полностью . Советская сторона ликвидировала 1846 ракетных комплексов, американская 846. https://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/vim031008.htm Ликвидация советских ракет осуществлялась методом подрыва (полное уничтожение ракет-носителей), при этом 72 БРСД "Пионер" были ликвидированы методом пуска с полевых позиций. Ликвидация американских ракет "Першинг" проводилась методом прожига с сохранением отсеков системы управления, которые были использованы при производстве ракет-мишеней средней дальности.

Были для производства ракет, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 — американских).

В целях контроля за выполнением Договора до 30 мая 2001 года сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству — Воткинского машиностроительного завода (Удмуртия) и завода "Геркулес" в городе Магна (штат Юта, США).

Вопросы выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности Договора рассматривались в Специальной контрольной комиссии (СКК). К октябрю 2003 года состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время не созывалась, поскольку к тому времени Россия и США завершили выполнение мероприятий, требовавших наблюдения по Договору.

12 октября 2007 года на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Владимир Путин выдвинул идею о придании обязательствам по Договору о РСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено совместное российско-американское заявление по Договору о РСМД. В нем, в частности, содержится призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по ДРСМД путем отказа от баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 года глава МИД РФ Сергей Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей ее продвижения. Он также внес на экспертное обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого международного присоединения. Несмотря на усилия России, дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

С 2013-2014 годов США стали обвинять Россию в нарушении ДРСМД. Вашингтон утверждает, что в 2008-2011 годах на полигоне Капустин Яр испытывалась крылатая ракета (КР) наземного базирования на дальность более 500 км, что запрещено Договором. С 2017 года в США начали утверждать, что запрещенная по ДРСМД ракета якобы была развернута. Дополнительно конкретизировать свои претензии американцы отказываются.

Представители администрации заявляют, что в связи с российскими нарушениями прорабатывают "ответные меры" дипломатического, экономического и военного характера.

Американские претензии неоднократно обсуждались на различных уровнях в двустороннем формате. По инициативе США для обсуждения этого вопроса 15-16 ноября 2016 года была созвана сессия СКК, не собиравшейся до этого уже 13 лет.

Является бессрочным, однако каждая из сторон вправе его расторгнуть, представив убедительные доказательства о необходимости своего выхода.

В конгрессе США неоднократно звучали призывы разработать законопроект, который прямо обвинит Россию в нарушении договора и подготовит почву для выхода США из него по той же схеме, по которой Вашингтон вышел из договора по ПРО. При этом Пентагон, госдепартамент и Совет национальной безопасности Белого дома продолжают заявлять, что договор о РСМД отвечает интересам США. Официальных попыток выйти из договора США не предпринимали.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В США вновь обвиняют Россию в развертывании новых вооружений, якобы нарушающем Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Договор запрещает крылатые ракеты наземного базирования с дальностью более 500 км. В России вновь повторяют, что развертывание ПРО США в Европе может похоронить существующую систему безопасности на континенте. Беспокойство Москвы вызывают и планы по разработке беспилотников с ядерным оружием, существующие в США. Кто на самом деле торпедирует Договор о РСМД и с какой целью?

Возможности есть, доказательств нет

По данным из анонимных источников, на которые ссылается газета The New York Times, Россия в нарушение Договора о РСМД развернула новые крылатые ракеты большой дальности наземного базирования. В России развернуты два полноценных батальона [речь идет, вероятно, о дивизионах, в NYT допущена терминологическая ошибка - прим. ЕЭ], включающие по четыре самоходные пусковые установки (сходные с «Искандерами») для применения новой крылатой ракеты большой дальности (КРБД) 9М729 . Один – якобы на полигоне «Капустин Яр», расположение второго неизвестно. Кроме того, создан запас крылатых ракет.

Госдепартамент США также в очередной раз выразил обеспокоенность , однако традиционно не представил конкретной информации о сути «продолжающихся нарушений договора».

Пусковые установки ОТРК 9К720 «Искандер-М».

В настоящее время с российской стороны отсутствует какая-либо официальная информация относительно развертывания этой системы (за исключением отрицания американских обвинений на уровне МИД России и Администрации Президента), а также официальных характеристик ракеты 9M729.

Тем не менее, учитывая уровень российских ракетных и смежных технологий, технических препятствий для получения заявленных характеристик нет (по различным оценкам, дальность полета составляет от 2 000 до 5 000 км, длина ракеты со стартовым ускорителем около 8 метров, масса боевой части 400-500 кг).

При этом в 2016 г. была запланирована закупка 8 шасси для производства 4 самоходных пусковых установок и 4 транспортно-заряжающих машин, предположительно, предназначенных для испытаний и опытной эксплуатации модифицированного комплекса «Искандер-М» с улучшенными характеристиками.

Мотивы России

С военно-технической точки зрения обосновывать развертывание без подтверждения этого факта весьма сложно, поэтому попробуем рассмотреть вопрос под другим углом.

Принимая во внимание, что возможное развертывание нарушало бы Договор о РСМД, есть гораздо более реальный способ достижения аналогичных военных результатов без нарушений: малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян-М», знаменитые «калиброносцы»), которые способны перемещаться по внутренним водным путям.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631.

Политическим аргументом в пользу развертывания КРБД наземного базирования (либо угрозы такого развертывания) может быть наличие встречных обвинений в адрес США, и, соответственно, желание вернуть Вашингтон за стол переговоров.

Сложно утверждать наверняка, но такая логика выглядит соответствующей российским подходам в области обороны и безопасности: «озвучить проблему – поднять ставки в случае неготовности контрагента к диалогу по существу – повторить процедуру».

Проблема не только в ПРО США

Российские официальные лица и эксперты регулярно высказывают два главных аргумента, которые ставят под вопрос будущее ДРСМД:

1. Нарушения со стороны США, которые тесно переплетены с вопросами противоракетной обороны, одной из острейших проблем в российско-американских отношениях, а именно:

Универсальные пусковые установки Mk41системы ПРО Aegis Ashore, развернутые в Румынии и планируемые к размещению в Польше. По официальным данным , в них загружены противоракеты SM-3, однако в них технически возможно и размещение ударных средств, например, из семейства крылатых ракет BGM-109 «Томагавк». Следует отметить, что именно американская сухопутная версия BGM-109G «Грифон» была ликвидирована в рамках ДРСМД.


Церемония начала строительства объекта ПРО в Польше.

Мишени-имитаторы баллистических ракет, используемые для тестирования систем ПРО – фактически, баллистические ракеты средней и меньшей дальности, детальная информация по которым недоступна российской стороне;

- «Тяжелые» беспилотные летательные аппараты (БПЛА),возможно, должны попадать под ограничения ДРСМД (они уже учтены в Режиме контроля за ракетными технологиями). Ситуация усугубляется все более активными призывами к созданию в США БПЛА – носителей ядерного оружия. В частности, такое предложение содержится в официально неопубликованном докладе Научного совета при Пентагоне.

2. Значительное количество ракет средней и меньшей дальности, развернутых по всей Евразии (Китай, Пакистан, Иран, Индия, КНДР и др.). Российские МБР и оперативно-тактические ракетные комплексы (а также иные силы и средства) в настоящее время обеспечивают необходимый уровень сдерживания, но в перспективе этого может быть недостаточно.

Варианты развития событий

Есть ли выход из сложившейся ситуации? В части двусторонних отношений между Россией и США, обе страны извлекают выгоду из Договора о РСМД. С одной стороны, отведена угроза стремительного обезглавливающего удара по Кремлю крылатыми и баллистическими ракетами – с минимальным подлетным временем. С другой стороны, американские базы в Евразии не находятся под постоянным прицелом, тем более, что российские ракеты значительно превосходят аналоги так называемых «стран-изгоев», в том числе в части возможностей по прорыву ПРО.

Один из путей разрядки кризиса – создать порядок подтверждения реальных целей сторон, организовав совместные инспекционные визиты на объекты ПРО США и в районы базирования «Искандеров».

Правда, препятствием в этом деле могут стать сложные отношения на постсоветском пространстве, особенно между Россией и Украиной, являющейся одной из сторон договора, наравне с партнерами по ОДКБ – Беларусью и Казахстаном.

Хорошим сигналом можно считать проведение тридцатой сессии Специальной контрольной комиссии по ДРСМД осенью 2016 г. Впрочем, никаких подробностей дискуссии раскрыто не было. Любопытный факт: официальные заявления всех сторон были абсолютно идентичны (с поправкой на язык) и ограничены упоминанием самого факта обсуждения вопросов выполнения Договора.

Вместе с тем, не исключена и дальнейшая эскалация. В США уже подготовлен законопроект , отменяющий ограничения ДРСМД. В России также звучат подобные инициативы.

А что соседи по континенту?

Если быть точным, то название американского законопроекта звучит как «Акт о сохранении Договора РСМД», что позволяет надеяться на приоритет поддержания статус-кво для американских политиков. В рамках законопроекта помимо призывов к разработке соответствующих систем вооружений содержится и указание на целесообразность их последующей передачи союзникам, и здесь мы переходим к следующему комплексу проблем.

Перспективы сохранения ДРСМД в том числе лежат в плоскости третьих стран, особенно с учетом возможного кризиса между , в том числе в военной сфере.

Призывы к пересмотру обязательств по ДРСМД на тихоокеанском театре военных действий встречаются даже в работах Комиссии по вопросам американо-китайских отношений в области экономики и безопасности.

Любопытно, что озабоченность в связи с возможным нарушением ДРСМД со стороны России высказала Франция. Здесь также следует отметить два фактора: с одной стороны, предыдущий президент Франции Н. Саркози высказывался в пользу универсализации ДРСМД, а с другой, еще в ходе переговоров, предварявших заключение Договора по РСМД между Россией и США, Французская Республика всячески противилась распространению ограничений на собственные ядерные силы и средства.

В настоящее время сложно представить, каким образом можно убедить Китай, Францию и другие государства присоединиться к Договору о РСМД.

Однако начать дискуссию по данному вопросу было бы очень полезно, тем более, реализовать какие-то меры безопасности представляется вполне возможным: например, начав с уведомлений об учениях, а затем и о предполагаемых типах поражаемых целей.

Официальная позиция Москвы была озвучена президентом России в октябре 2016 г. на площадке «Валдайского клуба»:

  • ДРСМД необходимо соблюдать;
  • ДРСМД стал бы значительно более ценным, если бы к нему присоединились третьи страны.

Также нельзя не обратить внимание на «своевременность» обострения вопроса соблюдения ДРСМД американской стороной, в первую очередь, американскими СМИ. В сочетании с акцентированной проблемой принадлежности Крымского полуострова, дискуссией вокруг антироссийских санкций и увольнением Майкла Флинна складывается ощущение, что теперь у Дональда Трампа значительно ограничено пространство для маневра на российском направлении.

Дмитрий Стефанович, независимый военный эксперт

Следует отметить, что еще один предполагаемый объект обвинений в нарушении ДРСМД – это «легкая» МБР РС-26 «Рубеж» , предположительно обладающая возможностями баллистической ракеты «средней» дальности.

Кстати, еще на этапе предварительных переговоров, завершившихся заключением ДРСМД, наша сторона делала попытки увязки этой проблематики с вопросами Стратегической оборонной инициативы Р. Рейгана.

При этом даже примитивные ракеты йеменских хуситов и их союзников успешно поражают цели на территории Саудовской Аравии, обладающей американскими противоракетными системами PAC-3.

Intermediate-Range Forces Treaty Preservation Act.

Недавно американские эксперты с опорой на имеющиеся исследования и спутниковые снимки сделали попытку определить, куда и как планируют попадать китайские ракетчики. Главный вывод – целятся они в американские военно-морские и авиационные базы, и у них есть необходимые носители и «полезная нагрузка» для нанесения максимального ущерба.

Вся горбачёвская разрядка – коту под хвост. Зря мы, выходит, так усердно уничтожали свои СС-20, «Темп-С» и «Оку», державшие в страхе всю Западную Европу. Конгресс США готовит денонсацию советско-американского договора 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

Того и гляди, вдоль российских границ – в Прибалтике, на Украине и в Грузии – появятся американские «Першинги» с ядерными боеголовками, ничтожное подлётное время которых – от двух минут! – может свести на нет всю российскую противоракетную оборону. Обложили Россию со всех сторон. Впрочем, у нас тоже найдётся чем ответить.

А началось всё с того, что на похоронах генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева присутствовавший там госсекретарь США Джордж Шульц поймал за рукав члена политбюро Михаила Горбачёва: «Вот он, шанс изменить историю!». Шанс этот, впрочем, представился американцам лишь три года спустя, когда Горбачёв стал генсеком. Уже летом 85-го он в одностороннем порядке ввёл мораторий на развёртывание советских ракет в ГДР и Чехословакии. А затем Москва предложила Вашингтону программу «поэтапной ликвидации» ракет средней и меньшей дальности, размещённых вдоль границ стран Варшавского договора. Взамен на зеркальные действия американцев, божившихся, что ни в Германии, ни в Англии их «Першингов» никогда более не будет. Историкам ещё предстоит оценить роль Горбачёва в подписании этого договора. Но, так или иначе, под занавес 1987 года советско-американский договор о ликвидации ракет средней (до 5 тыс. километров) и меньшей (от 500 километров) дальности был подписан. А чтобы продемонстрировать, как тогда писали газеты, «свою добрую волю», Горбачёв распорядился пустить под нож едва принятые на вооружение ракеты «Ока» дальностью до 480 километров. Они не подпадали под действие договора, не относясь по техническим характеристикам к ракетам меньшей дальности, зато крайне пугали США (а ещё больше их партнёров по НАТО). И согласие Горбачёва уничтожить эти ракеты Джордж Шульц назвал «настоящим подарком судьбы». К июню 1991 года – аккурат к распаду СССР подгадали, надо же какое «совпадение»! – СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов. Американцы – 846 комплексов. Ну и что же, достигли разрядки в Европе? Сегодня выясняется, что не достигли. Всё стало намного хуже. Значительно хуже, чем в 80-е.

«Забытые навыки холодной войны»

В те времена у Советского Союза имелся надёжный «пояс безопасности» в виде стран Восточной Европы, входивших с СССР в военный альянс. У России нынче ничего подобного нет. Польша, Чехословакия и ГДР теперь в НАТО, как и бывшая советская Прибалтика. Американские ядерные боеголовки с ничтожным подлётным временем вот-вот могут появиться в Грузии, Азербайджане и на Украине. И, может быть, в Молдавии. Кроме того, разместить ракеты средней и меньшей дальности готовы Германия с Англией. Тридцать лет назад тамошние левые изо всех сил противились подобным планам – и прогнули-таки свою линию! Сегодня ничего подобного нет и в помине.

А почему бы и нет, ведь русским нечем ответить! Да и военных союзников не то что в Западной, но и в Восточной Европе у России – ни одного!

В начале августа войска НАТО в Европе – 25 тыс. штыков – в ходе учений Saber Guardian отрабатывали, как написали в The New York Times, «забытые навыки холодной войны», с тем лишь отличием, что противник не Советский Союз, а Россия. Танковые, военно-воздушные, пехотные, инженерные и «специальные» подразделения учились эффективно атаковать. Не сдерживать Российскую армию, перешедшую чужую границу, – атаковать! Ничего похожего в постсоветской истории ещё не было. Даже бронетехнику закамуфлировали по-новому, с учётом особенностей российского пейзажа. Примечательно, что по сценарию учений вторжению сил альянса в Россию предшествовали ракетные удары. Таким образом конгрессмены озаботились денонсацией вашингтонского договора 30-летней давности, что называется, «за пять минут до вовремя». Ну а что же Москва? Америка со дня на день может расторгнуть былые договорённости и напичкает Старый Свет ракетами, против которых беспомощны все наши С-400. Бывшие советские республики наперебой предлагают Вашингтону себя в качестве плацдарма для ядерного удара – Украина, Молдавия, Латвия, Литва, Грузия, а теперь ещё и Азербайджан. А нам – хоть бы хны?

Оказалось, мы первыми начали

Не исключено, что денонсация договора о РСМД – довольно-таки неуклюжая попытка Вашингтона снова втянуть Россию в затратную гонку вооружений. Нападать на РФ никто не собирается, а вот истощить наш карман было бы совсем неплохо. Впрочем, вполне возможно, что главная цель американцев на сей раз не мы, а Китай. В первую очередь «обложить» собираются Поднебесную, заставляя Пекин тратить на оборону баснословные деньги, которые при прочих раскладах можно было бы израсходовать на развитие экономики. Что же до России, то денонсация американцами договора о РСМД даже может сыграть нам на руку. Вряд ли вы это помните, но ещё осенью 2003 года тогдашний министр обороны России Сергей Иванов обсуждал со своим американским коллегой Дональдом Рамсфелдом – не свернуть ли Америке и России былые договорённости? Повод был очевидный: ракетами средней и меньшей дальности обзавелись Индия, Пакистан, Корея, Иран и Израиль. «Эти страны расположены недалеко от наших границ, – разъяснял Сергей Иванов, – и не учитывать этого мы не можем. Только две страны не имеют права обладать этими ракетами – Россия и США. Но вечно так продолжаться не может».

Американцев на тот момент больше волновали Ирак и Афганистан. А Европа ещё не стала для них настолько своей в доску, чтобы размещать там свои «Першинги», не опасаясь за последствия. Германией правил «друг Москвы» Герхард Шрёдер, а не согласная на всё Ангела Меркель. Францией – Жак Ширак, воспротивившийся военной операции НАТО в Ираке. Грузия и Украина всё ещё оставались в российской орбите влияния, хотя до «оранжевой революции» и «революции роз», принципиально изменивших политический расклад у российских границ в пользу США, оставались считаные месяцы. Латвия, Литва и Эстония ещё не вступили в НАТО, и многим в Москве подобная перспектива казалась оторванной от реальности. В общем, денонсация договора о РСМД энтузиазма у Вашингтона не вызвала.

Но за три последующих года ситуация у российских границ принципиально изменилась. Грузия и Украина отвернулись от Москвы. Вступили в Североатлантический альянс бывшие советские республики Прибалтики. Вашингтон объявил о планах сосредоточить систему противоракетной обороны в странах Восточной Европы. И в феврале 2007-го тогдашний глава Генштаба ВС России Юрий Балуевский объявил о готовности Москвы «пересмотреть договорно-правовую систему ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии». В том числе и о выходе в одностороннем порядке из договора о РСМД. А глава РВСН Николай Соловцов объявил о готовности «восстановить производство баллистических ракет средней дальности»: «Как класс БРСД были уничтожены, но вся документация осталась, технология тоже. Если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено в кратчайшие сроки (позже генерал Соловцов называл и необходимые сроки – год-полтора. – Ред.). С новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления и с новыми возможностями». Пару дней назад глава Центра исследований внешнеполитического механизма США ИСК РАН Сергей Самуйлов вновь подтвердил: «Если американцы выйдут из договора, то мы просто возобновим производство – соответствующая технология у нас есть». Вот только где мы сможем разместить эти наши ракеты? Нет больше Варшавского договора, и нет больше союзных республик. Хотя кое-что всё-таки есть.

Венесуэла – российский ядерный плацдарм

Во-первых, у России появились военные базы в Сирии. А ещё российские ракеты не прочь разместить египтяне. Сталин и Брежнев о подобных возможностях даже мечтать не могли. Говорите, у нас нечем пальнуть, ведь все свои РСМД мы, кажется, уничтожили ещё в 91-м? А вот американцы знают наверняка – есть. Два года назад, когда корабли Каспийской флотилии отстрелялись «Калибрами» по территории Сирии, за океаном случилась истерика – русские нарушают договорённости Горбачёва и Рейгана! Хотя в договоре указано: размещение ракет дальностью свыше 500 километров на флотских, а не наземных носителях не противоречит соглашению о РСМД. При этом заокеанские эксперты припомнили – на подобных условиях в своё время настояли не русские, а американцы.

Во-вторых, Европа неплохо простреливается из Крыма и Калининграда, а подлётное время у наших РМД – те же 2 минуты, что и у американцев. К тому же в Вашингтоне недавно усомнились в заявленной дальности наших Р-500 наземного комплекса «Искандер-М» – 500 километров. В них, как сообщил интернет-портал «Военное обозрение», американцы «увидели более широкие возможности, сопоставимые с комплексом «Калибр». «Мы знаем, что Россия нарушает договор о РСМД, – ещё три года назад констатировал тогдашний помощник госсекретаря США Фрэнк Роуз. – И русские это тоже знают».

А в-третьих, кто вообще сказал, что российский ответ на американские «Першинги» в Европе непременно должен быть симметричным? Можно применить принципиально иной подход, основанный, в общем, на той же логике. Американцы подтягивают свои «Першинги» к нашим границам? А что нам мешает подтянуть свои ракеты к американским границам? Сколько там от Нью-Йорка до Венесуэлы, 3,5 тыс. километров? Раз на Кубе размещать наши ракеты как бы не с руки (хотя кто или что нам мешает пересмотреть договорённости времён Карибского кризиса?), то Венесуэла для этого подойдёт в самый раз. Президент Мадуро укрепляет свою власть, разогнав бранчливый парламент и создав взамен подконтрольную национальную ассамблею. «Роснефть» инвестирует в тамошнюю нефтянку 6 млрд (и ещё почти 2,5 млрд дают китайцы). А кто ещё может гарантировать безопасность таких инвестиций лучше, чем силы РВСН РФ? Соглашение о размещении российских баллистических ракет малой дальности было достигнуто ещё при Уго Чавесе, в 2009 году, так что Вашингтону есть о чём задуматься. Мадуро, к слову, неоднократно заявлял о готовности к подобному шагу, так что, по сути, весь вопрос – в политической воле Москвы.

Грузины и молдаване готовы умереть за Америку

Но есть и плохие новости, о которых, впрочем, уже говорилось выше. «Есть предпосылки к серьёзным изменениям на Южном Кавказе, – полагает глава Центра грузинских исследований Виталий Арьков, – вплоть до размещения военных баз США. Азербайджан активно «обрабатывают», а в Грузии военная база НАТО и вовсе существует де-факто с 2015 года в Крцаниси под видом совместного с Минобороны Грузии учебного центра». И добро бы американские планы превращения региона в антироссийский военный плацдарм поддерживало бы одно только грузинское руководство – беда в том, что, как уверяет эксперт, «в грузинском обществе всё больше людей начинают склоняться к мысли о желательности размещения в стране военной базы США. А раньше такого настроя не было». И если американцы решат разместить в регионе свои РСМД, то, по словам эксперта Василия Папавы, «они встретят массовую поддержку среди населения».

Вот и в Молдавии ситуация складывается неоднозначно. Да, президент там стоит на пророссийских позициях. Однако министр обороны – проамериканский. «США наращивают военное влияние в Молдавии», – сообщает агентство Regnum, и недалёк тот день, когда «Першинги», направленные в сторону РФ, могут появиться на молдавской военной базе в Бульбоаке, в нескольких километрах от границы с Приднестровьем. Для удара по Крыму место не сыскать лучше. Вот, кстати: юридически Молдавия – нейтральная страна. И, казалось бы, никаких американских «Першингов» там не может быть по определению. Но тем не менее появление «Першингов» в Бульбоаке – вопрос уже практически решённый (если, конечно, своего веского слова не скажет молдавский народ). Вот такие они, особенности государственного нейтралитета.

«В общем, решение Вашингтона денонсировать договор о РСМД может быть чревато последствиями, которых американцы никак не ожидают, – полагает конгрессмен-республиканец Дана Рорабакер, – мало того что оно «носит бессмысленный характер и наносит ущерб национальным интересам США». Конгрессмен отмечает, что американцам ещё предстоит заново наладить производство РСМД, в то время как у России они уже есть, – в частности, Рорабакер упомянул о МБР РС-26 («Ярс-М»), которые можно классифицировать и как межконтинентальные баллистические ракеты, и как РСД. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что и у американцев есть кое-какие припасы «двойного назначения» – речь в первую очередь о развёрнутой в Румынии системе ПРО Aegis Ashore. Так что, по сути, мы квиты.

Константин СИВКОВ, военный эксперт:

– Не стоит недооценивать последствий решения конгресса касательно денонсации договора о РСМД. Это очень, очень серьёзная угроза для нашей страны. Речь идёт о высокоточных американских ракетах, способных нанести сокрушительный и, полагаю, неотразимый удар по российской системе командных пунктов и управления ядерными силами. Включая установки межконтинентальных баллистических ракет. Но нам действительно есть чем ответить. Прежде всего восстановить систему, известную как «мёртвая рука». Гарантирующую, что даже в случае полного уничтожения системы управления РВСН России по США будет нанесён удар возмездия. Начать боевое развёртывание ракетных комплексов морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122. А ещё у нас есть «P-500» – крылатые ракеты средней дальности. Ну и не забываем об Х-102, радиус поражения которых как у СС-20, которых так боялись американцы, – 5500 километров. Полагаю, что нам эти комплексы следует развернуть на территории Сибири, разместив их на грузовиках или железнодорожных платформах (которые, как считают эксперты, практически неуязвимы для обезглавливающего удара). Ну и есть у нас самоходная суперторпеда «Статус-6», оснащаемая боеголовками большого калибра, до 120 мегатонн. Как уверяют разработчики, её применение инициирует разрушительные геофизические процессы на территории США – такой себе «рукотворный Йеллоустоун» с плохо предсказуемыми последствиями.

Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развёртывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.

Следует, однако, отметить, что окончательно эта классификация была введена только договором 1987 года. До его подписания в США баллистические ракеты делились на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 5000 до 500 км) и меньшей (от 150 до 500 км.) дальности. В СССР до середины 1980-х выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 км). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели дальность полета от 1 до 150 км. В 1987 г. была окончательно установлена новая классификация. Поэтому применительно к периоду до середины 1980-х гг. в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

В соответствии с договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР . Это был первый в истории случай договорённости о реальном сокращении имевшихся вооружений. Договор также предусматривал процедуры проверки инспекторов, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР - «РСД-10», «Р-12», «Р-14» (по классификации НАТО, «СС-20», «СС-4» и «СС-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР - «ОТР-22» и «ОТР-23» («СС-12» и «СС-23»);
    • США - «Першинг-1А ».

Предыстория

В середине 1970-х гг. сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели(по разным оценкам - до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения нового типа ядерного удара - обезглавливающего или ослепляющего, который позволял бы уничтожить элиту противоположной стороны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара. Это возродило представления о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» на базе выигрыша в подлётном времени. В 17 августа г. министр обороны США Джеймс Шлезингер (J. Schlesinger) объявил концепцию обезглавливающего (иначе - контрэлитного) удара новой основой ядерной политики США. С этой целью предполагалось достижение выигрыша в подлётном времени. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В г. этот подход был закреплён в ключевых документах по ядерной стратегии США.

В целях реализации доктрины США начали модифицировать расположенную в Западной Европе систему передового базирования (Forwad Based System). В рамках этого проекта повысилось американо-британское взаимодействие по модификации баллистических ракет на подводных лодках и ракет средней дальности. В г. Британия и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. В СССР эти действия были восприняты как отказ Франции от концепции "независимой обороны" и частичный пересмотр политики голлизма.

Эти действия вызвали тревогу в СССР. В г. министром обороны СССР стал Д. Ф. Устинов , который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжелых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие!евростратегического" направления. В 1977 году СССР под предлогом модификации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях, это давало Варшавскому договору полное военное превосходство на Европейском ТВД

Перспективы

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне ) уже делал президент РФ Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .

В феврале 2007 командующий РВСН России генерал-полковник