Корреспонденты из "Алау-Казахстан" Филипп Прокудин и Руслан Пряников побывали в самой горячей точке Центральной Азии – Афганистане – и увидели жизнь местных казахов.

Эти встречи состоялись благодаря искренней и бескорыстной помощи наших соотечественников, живущих и работающих в Афганистане.

Казахстанцы помогли корреспондентам "Алау" не только отыскать афганских казахов, но и приглашали нас к себе домой, помогали с переводом.

Первым нашим собеседником стал Саттар, уехавший из родного Кундуза на заработки в Кабул. Его соплеменники, живущие преимущественно на севере Афганистана, нечасто забираются так далеко на юг, в пуштунскую часть страны.

Из лаконичных фраз Саттара складывалось представление о жизни простых людей, которые, оторвавшись от родной земли, долго жили в далекой, воюющей стране.

Позже, в Мазари-Шарифе мы познакомились со старейшинами казахской диаспоры, разбросанной по разным провинциям Афганистана.

Ровные отношения

Саттар на любой вопрос отвечает односложно и даже немного настороженно. На его лице не блуждает привычная для местных жителей и обязательная в беседе улыбка. Я даже расстроился: знакомые рекомендовали мне общительного парня, а разговор совсем не клеится! Саттар буквально цедит слова, излагая историю своей семьи.

Когда моя семья уехала из Казахстана? В 80-х годах. Нет, не в 80-х. 80 лет назад, так правильно, даже 85 лет назад. Да, ровно 85 лет назад переехали сюда

Когда моя семья уехала из Казахстана? В 80-х годах. Нет, не в 80-х. 80 лет назад, так правильно, даже 85 лет назад. Да, ровно 85 лет назад переехали сюда, - вспомнив это, Саттар надолго замолкает.

А почему ваша семья покинула родину?

Война была, - короткий ответ.

Война?! Я, переводчик и фотокорреспондент, прикидываем и так и эдак, гадаем, какая же война стряслась в степях Казахстана в 30-е годы XX века? Может, предки Саттара пострадали от коллективизации, от какого-то другого бедствия, сравнимого с войной?

Может, - соглашается Саттар и добавляет: – Соғыс болды. Мне так рассказывали. Это давно было, отец уже здесь родился в Афганистане. В Казахстане где жили – не знаю… Знаю, что деду переправа через Амударью запомнилась – трудно было.

Про современность наш собеседник говорит куда охотнее: "Казахов много жило - в Багдане, Кундузе, Герате, а как возможность появилась, сразу многие снялись и уехали в Казахстан. Я и сам, наверное, уеду", - Саттар начал говорить распространенными предложениями.

– С местными отношения, сколько я помню, были ровные, и отец так же говорил. Даже когда война шла, наши автоматы в руки не брали, так что казахов это все – то одни приходят с оружием, то другие – не особо коснулось.

Естественно, нас интересовал и языковой вопрос. Точнее, в Афганистане его в каком-то смысле правильнее назвать "ответом" – афганцы владеют обычно двумя-тремя, а то и несколькими языками. Изучение соседских языков облегчает то, что у значительной их части общий иранский корень, но полиязычие жителей этой страны все равно вызывает уважение.

С местными отношения, сколько я помню, были ровные, и отец так же говорил. Даже когда война шла, наши автоматы в руки не брали, так что казахов это все – то одни приходят с оружием, то другие – не особо коснулось

Саттар обыденно сообщил нам, что владеет дари, пушту, хиндустани, казахским, узбекским, немного русским. На вопрос, какие языки учил в школе и преподавался ли там казахский, отвечает: в школе все предметы преподавались на дари. Не было ни казахских школ, ни казахских классов. Он, по крайней мере, ни о чем таком не слышал.

По словам Саттара, хотя его соплеменники и сохранили все умения скотоводов, сейчас казахи кормятся в основном земледелием и торговлей.

Юрты? Да, юрты есть, пастухи их используют. И на праздники, конечно, ставили юрты – на тои, на Наурыз, - пояснил Саттар. – Традиционные ремесла сейчас, наверное, устазы и зергеры среди стариков только остались.

Отъезд множества казахов на родину поставил перед немногочисленной диаспорой проблему, для традиционного общества очень существенную – где искать женихов и невест для молодых.

Аксакалы думают, - в своей лаконичной мере информировал собеседник. – Никто не против сосватать невесту в Казахстане, но кто же сюда поедет или дочь отпустит? И жених сюда вряд ли приедет…

Жизнь другая пошла

Аксакалы, в отличие от Саттара, улыбались часто, отвечали на вопросы живо и обстоятельно. Да и сами с большим любопытством расспрашивали нас о жизни в Казахстане и вообще, производили впечатление людей жизнерадостных и уверенных в себе.

Ходжи Мамур Абду Дисалиль имел "арамисовскую" бородку, Садыка-ата был безбород и, если бы не чалма, напоминал бы обычного алматинского пенсионера – из тех, что ходят в костюме практически в любую погоду и регулярно покупают газеты в киоске.

А так как выглядим мы, по тактичному замечанию Ходжи Мамура, несколько непривычно для местных жителей, то мы просто обязаны почтить своим присутствием казахские дома в соседнем городе

Первым делом аксакалы извинились, что не могут принять нас у себя дома – в Кундузе сейчас небезопасно. А так как выглядим мы, по тактичному замечанию Ходжи Мамура, несколько непривычно для местных жителей, то мы просто обязаны почтить своим присутствием казахские дома в соседнем городе. Но только в следующий раз.

Затем старейшины (видимо, по привычке) взяли инициативу в свои руки, церемонно поинтересовавшись счастьем-здоровьем наших близких, труден был ли путь, и другими важными вещами.

То ли в доказательство своего гостеприимства, то ли солидности ради Ходжи Мамур достал увесистую стопку визиток, вытащил из нее одну карточку и предъявил – на них значилась фамилия нашего коллеги. "Но это было давно, - утешил он нас. – Тут все очень быстро меняется. Сейчас другая жизнь пошла".

Со зверями можно договориться

Наскоро отдав дань вежливости – за расспросами мы распили только один чайник чая, – аксакалы приготовились отвечать на наши вопросы.

Ходжи Мамур и Садык историю своих семей знали превосходно. Откочевав в начале прошлого века с Мангышлака, их предки, побывав в землях Кокандского ханства и Бухарского эмира, оказались в Афганистане.

"Из-за колонизации бежали, - кратко пояснил переводчик, - какие-то роды возвышались, кому-то пришлось откочевывать".

– Когда они шли здесь через джангали (кустарник), им навстречу выходили хищники - волки и барсы. К зверям подходили старики и говорили: "Вы и мы - твари божьи, нас и вас гонят люди, мы так же, как и вы, скитаемся пока без пристанища…" Звери уходили, и за все время пути к новому месту ни один хищник не напал ни на скот, ни на людей. Это звучит мистически, но Ходжи Мамуру так рассказали его предки, - обратился к нам переводчик, выслушав несколько фраз от старейшины. - А вот Амударья многих не пощадила. Тогда ведь ни мостов, ни паромов не было – на переправе потеряли многих, и скота много потеряли…

Ставшие оседлыми казахи быстро ужились с соседями. Хотя поначалу местные власти, дав чужакам необжитые земли, вскоре согнали их с обработанных полей.

Были конфликты, но вражды между народами точно не было. Из-за земли, из-за воды ссорились, но ведь даже родственники из-за имущества готовы повздорить, - рассказывал Садык-ата.

– Тот же кокпар здесь называется бузкаши – это национальный спорт, все – и казахи, и таджики, и узбеки - играют. Команды всегда смешанные.

С невестами и женихами проблема есть, признали старейшины, но, иншалла, будут создаваться семьи в уменьшающейся диаспоре – аксакалы найдут и жен, и мужей для своих. Ходжми Мамур привел пример, наглядно иллюстрирующий, как опасно пускать на самотек вопрос выбора брачного партнера в маленькой общине.

Хорошо, если дети в обычную, афганскую школу ходят. И не только потому, что накладно. Талибы часто нападают на школы

Один из наших взял невесту у соседей, из другого народа, женился. Получается как: муж на заработках, с детьми жена, она и воспитывает детей. В результате в той семье дочки ни обычаев, ни традиций казахских не знают. Дочки замуж, скорее всего, за наших не пойдут. А невест и так мало…

Вопрос о казахских школах или хотя бы классах, где дети могли бы обучаться на родном языке, вызвал у аксакалов усмешку. "Хорошо, если дети в обычную, афганскую школу ходят. И не только потому, что накладно. Талибы часто нападают на школы. Здесь, на севере, это не очень чувствуется, а чем дальше на юг, тем проблем больше. Боятся родители.

Два берега у одной реки

Обсудив с нами житейские вопросы, Ходжи Мамур и Садык-ата отправились на жума-намаз, чтобы вернуться к обеду. За обедом старейшины с одобрением наблюдали, как мы во главе с хозяином дома раскладываем плов по тарелкам.

Вы же были в Казахстане, - спрашиваю, - там другая жизнь, иные обычаи. - Как вы к этому относитесь?

С пониманием отношусь. Здесь исламская страна, она так и называется Исламская Республика Афганистан. Здесь законы шариата. А Казахстан - страна светская, там свои законы, там люди живут по-другому. Главное – хорошо живут, мне нравится. А как одеваются, куда ходят – кому какое дело? – рассудительно ответил Ходжми Мамур. – И традиции в Казахстане помнят, а что живут по-новому – в этом ничего плохого нет.

Как выяснилось, старейшины с большим интересом знакомятся как с современной культурой Казахстана, как и с тем, что создавалось в советскую эпоху, когда переселенцы были оторваны от родины:

Фильмы мы смотрели: "Ангел в тюбетейке", "Меня зовут Кожа", "Наш милый доктор", "Конец атамана"… Хорошие фильмы, душевные, добрые, о простых людях – это всем интересно. Книг много интересных было написано, как нам сказали. Тоже почитали бы с удовольствием. Это нам близко. В разных странах жизнь, конечно, разная, но люди-то везде одинаковые…

На прощание аксакалы наказали нам передать привет Казахстану.

Приеду – проверю, - задержав мою ладонь при рукопожатии, серьезно начал Садык-ата, потом рассмеялся. – Как только границу пересеку, спрошу – такие-то привет мой передали, или нет? Ак жол!

7. Казахи Афганистана

Казахи в Афганистане появились в конце 40-х годов XIX века. Первую группу казахов составили сторонники хана Кенесары. После поражения восстания Кенесары Касым-улы часть казахских воинов, опасаясь преследования карательных войск, откочевала в Афганистан. Позднее к ним стали присоединяться и другие группы повстанцев, недовольных колониальной политикой царского правительства. В начале XX века примерная численность казахов Афганистана составила около 2 тысяч человек.

Таким образом, в новое время на территории сопредельных государств проживало значительное количество казахов. Часть из них проживала издавна. Некоторая часть была вынуждена мигрировать туда вследствие социально-экономических и политических катаклизмов.

1. Назовите основные причины миграции казахов за пределы исторической родины. 2. Расскажите об особенностях формирования казахских общин в России. 3. Как шел процесс формирования казахского населения в Китае? 4. Расскажите о появлении казахов в Монголии, Афганистане, Узбекистане и Туркмении. 5. Подготовьте рассказ о численности и расселении казахов в зарубежных странах применительно к настоящему времени.

Диаспора — этническая группа, живущая в новом районе своего расселения на положении национально-культурного меньшинства.

Катаклизм — резкий перелом, разрушительный переворот, катастрофа. Миграция — перемещение, переселение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую).

Тайпины — участники крестьянского восстания 1850—1864 годов в Китае.

Исин Амре (1867-1931) - видный общественный деятель Казахстана, участвовал вместе с А. Бокейхановым в экспедиции Ф. Щербины по исследованию степных уездов Казахстана. В 1906 году по своей инициативе в одной из половин своего дома открыл первую казахскую школу в Омском уезде Акмолинской области.

Сеитов Асылбек (1894-1937) - видный общественный деятель Казахстана, участник движения «Алаш», выпускник медицинского факультета Томского университета, секретарь съезда партии «Алаш» (декабрь, 1917 г.).

«1788 год, 15 июля. Именной приказ, данный генерал-поручику Огареву — «О переселении киргиз-кайсаков из дальних степей во внутренности России»:

«Видев из рапортов, присланных от Вас к нашему Действительному Тайному Советнику князю Вяземскому, что некоторые из салтанов и старшин киргиз-кайсаков Средней Орды при всегдашнем наблюдении ими доброго поведения, исполнении безоговорочно приказов линейных начальников и ненарушимом сохранении верности и усердия к нам, изъявляют желание к переселению из дальних степей во внутреннюю российскую сторону, и приемля за благо представления Ваши, по сему случаю предписываем Вам: прошениям, объявленных киргизских старшин, удовлетворить, наблюдая только, что сии переведенцы селены были не в весьма близком один от другого расстоянии».

Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XXII, с. 1068.

1. О чем идет речь в данном документе? 2. Какая часть казахских султанов и старшин получила разрешение перейти во внутреннюю часть пограничной линии? 3. Какое указание было дано генерал-поручику Огареву при пропуске казахов на территорию внутренних российских губерний?

Зияволхак Абдул Джалил – этнический казах из Афганистана, студент Казахского национального аграрного университета в Алматы. В интервью Азаттыку он рассказывает о жизни и быте казахов Афганистана.

Азаттык: Сколько казахских семей насчитывается в Афганистане?

Зияволхак Абдул Джалил: В Афганистане насчитывается около 25 казахских семей. В основном казахские семьи проживают в городах Мазари-Шариф, Кундыз, Баглан и Кабул. Они собираются во время семейных праздников. Как бы то ни было, они живут в другой стране, поэтому казахи придерживаются и местных традиций. Но это не означает, что у них афганский уклад жизни. Казахские традиции себя не изжили. К примеру, казахи по-прежнему не выдают своих девушек замуж за афганцев, роднятся только друг с другом. Казахи Афганистана являются потомками разных родов из Младшего жуза. Между ними нет кровного родства.

Азаттык: Каким образом казахи Афганистана удается сохранить свой национальный менталитет, родной язык?

Зияволхак Абдул Джалил: Сейчас казахи Афганистана, выезжая куда-то, говорят на других языках, потому что нет других казахов, чтобы говорить с ними на родном языке. Однако дома между собой все говорят только на казахском языке. Во всех семьях должны говорить по-казахски. Это обязательно. По этой причине все казахи Афганистана очень хорошо говорят на родном языке. Все еще не забыли его. К примеру, в нашей семье 14 человек. Мы, все 12 детей, между собой говорим только на казахском языке.

Азаттык: Вы – казах и получаете образование в Казахстане при поддержке правительства Афганистана. Как вы добились такой возможности?

Зияволхак Абдул Джалил: Согласно афганским законам, студенты, успешно сдавшие вступительные экзамены, направляются на учебу за границу. Я не единственный казах, приехавший на учебу в Казахстан. Со мной учится и моя родная сестра. Сейчас мы учимся на третьем курсе Казахского национального аграрного университета по специальности «Водные ресурсы».

Азаттык: У вас есть возможность остаться в Казахстане после завершения обучения?

Рассказ Зияволхака Абдула Джалила. Видео:

Зияволхак Абдул Джалил: Мы учимся за счет правительства, поэтому после окончания университета должны вернуться в Афганистан и поработать. Будем работать. Потом только появится возможность для переезда в Казахстан. Однако смогу ли я здесь устроиться на работу по своей специальности? Возможно, не получится. В Афганистане я смогу устроиться на государственную службу. Во-вторых, многие казахи Афганистана после получения Казахстаном независимости переехали сюда. Но есть и те, кто остался там. У них хорошее социальное положение – и это одна из причин, по которой они не переезжают. Казахи, проживающие в городах, занимаются торговлей. Сельские казахи занимаются земледелием и животноводством.

Азаттык: Казахи в Афганистане живут и в сельской местности?

Зияволхак Абдул Джалил: Вблизи городов. К примеру, мои родители живут в местности Бескепе близ города Кундыз. У нас есть свои земли, скотина. В городе у нас есть магазины. Землей и скотиной занимаются отдельные люди. Мы также содержим лошадей для кокпара. В Афганистане кокпар существует издавна. Мы садимся на лошадей и участвуем в кокпаре. Мои старшие братья тоже любят кокпар.

Азаттык: «Бескепе» - это казахское название местности или оно существует издавна?

Зияволхак Абдул Джалил: Я конкретно не знаю, откуда такое название. Мои предки были уроженцами местности Сагыз, что в Актюбинской области. Некоторое время после переезда из Казахстана они жили в Таджикистане, в местности Курган Тепе. Потом переехали в Афганистан. Возможно, местности тогда и дали такое наименование. Местность, где казахи впервые пересекли границу, называют «Казахской переправой».

Азаттык: Спасибо за интервью.

http://rus.azattyq.org/a/afganistan-kazakhi/28133025.html

6769 25-12-2014, 11:09

ENG RUS KZ


35 лет назад, в 1979 году, на территорию Афганистана был введен «ограниченный контингент советских войск». Репортеру Азаттыка удалось поговорить с некоторыми казахами Афганистана, воевавшими на стороне Советской армии.

«ТАНКИСТ И КОМАНДИР»
Абдулсаттар Асанбек шесть лет назад переехал в Казахстан из Афганистана. Сейчас он проживает в городе Каскелене - административном центре Карасайского района Алматинской области. По его словам, на протяжении восьми лет он, житель Афганистана, воевал против душманов в рядах Советской армии.
- В те времена правительство Афганистана набирало солдат в армию не строго, достаточно было того, чтобы у новобранца были целы руки-ноги и ему исполнилось восемнадцать лет. Нас увезли в Термез, где мы шесть месяцев учились на курсах танкистов. Продолжили обучение в Кабуле, учились девять месяцев. Затем нас выпустили на поле сражения, - говорит Абдулсаттар.
Нас постоянно обеспечивали продуктами питания и деньгами, поэтому мы поддерживали Советскую армию, говорит он.
- На протяжении восьми лет мы сражались вместе с советскими войсками. Нам ежемесячно выделяли пшеницу, обеспечивали всем, начиная от муки до бритв. Во-вторых, зарплату платили вовремя, через каждые шесть месяцев предоставляли пятнадцатидневный отпуск. Поэтому я хорошо относился к ним, - говорит он.
После вывода советских войск из Афганистана Абдулсаттар Ахмед остался танкистом в рядах армии президента Афганистана Наджибуллы.
Второй герой нашего репортажа, представившийся «командиром Уали», говорит, что в правительственные войска попал случайно.
- Когда советские войска вошли в Афганистан, мои родители были напуганы и уехали в Иран. Мне было 13 лет. Когда мне исполнилось 18 лет, я и мой друг Баракат оформили документы, чтобы уехать в Турцию. Однако наши документы оказались поддельными. Нас задержали на иранско-турецкой границе, отвезли к иранско-афганской границе и выпустили на территорию Афганистана. Около трех лет мы сражались вместе с русскими войсками, - рассказывает он.
После вывода советских войск Уали, по его словам, был командиром отделения в рядах армии Наджибуллы.
«МНОГИЕ КАЗАХИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В БЕЖЕНЦЕВ»
Участник советской войны в Афганистане, депутат парламента Бакытбек Смагул говорит, что, действительно, некоторые казахи Афганистана сражались на стороне Советской армии.
- В Мазари-Шарифе, Кундызе, даже в Кабуле в рядах афганской армии служили местные казахи, - говорит Бакытбек Смагул.
Казахстанец Орынбасар Тазабеков рассказывает, что служил в рядах отдельного десантного батальона Советской армии и видел среди мирных жителей Афганистана и казахов.
- В Афганистане казахов было очень мало, большинство из них пасли скот, занимались торговлей, вели мирную жизнь. Однако в целом афганцы к советским войскам относились плохо, - говорит он.
Орынбасар Тазабеков вспоминает, как однажды поступил приказ бомбить ночью один из кишлаков. «В том кишлаке проживало семь-восемь казахских семей. Ребята из нашей службы разведки предупредили их о предстоящей бомбежке и дали им возможность уйти оттуда»,- рассказывает Орынбасар Тазабеков.
Уроженец Ирана, ныне преподаватель университета в Алматы Ислам Жеменей рассказывает, что многие казахи Афганистана старались держаться от советских войск подальше и покинули тогда свои родные места.
- Мне было 26 лет. У меня было достаточно возможностей для поездок. В 1979 году я как раз был в Афганистане, навещал проживающих там родственников-казахов. Как только советские войска перешли границу, народ в массовом порядке начал бежать. Несмотря на отсутствие образования, народ не мог принять идеи коммунистической партии. Поэтому вместе с местным населением казахи уезжали в Иран, Турцию и Пакистан, - говорит он.
Советские войска были введены в Афганистан в декабре 1979 года и оставались там до февраля 1989 года. По некоторым данным, в результате последовавшей войны погибли около 600 тысяч жителей Афганистана. Потери Советской армии составили около 14 тысяч человек. Многие страницы истории этой войны остаются еще нераскрытыми.