«Book- симпатия» «Библиотека – открытый мир идей» «Библиотека – территория без границ» «Библиотека и время: новые реалии» «Библиотека и социум» «Библиотека под зонтиком» «Библиотекарь предлагает» (выставка-совет) «Библиотеке - с любовью» (кн. выставка подаренных читателями книг и т.п.) «Библиотеки – сердце информационного общества» «Библиотечная симфония» «В мечтах, стихах – как наяву…» «Ведут беседу двое – я и книга» «Великий поэт великого народа» «Весь мир в одной книге» «Волшебных слов чудесный мир» «Время, книга, я» «Вселенная в жанре романа» «Выбор читателя: лучшие книги месяца» «Где просвещение – там добро…»
    («Где есть поветрие на чтение
    В чести там грамота, перо,
    Где грамота – там просвещение,
    Где просвещенье – там добро»
    П.В. Вяземский) «Давайте знакомые книжки откроем» «Давайте Пушкина читать» «Дарованные небесами строки» «Делу книжному верны» «Детектив идет по следу» (выставка детективной литературы) «Добрый мир любимых книг» «Другие по живому следу пройдут твой путь за пядью пядь» (Пастернак) «Женские лица российской прозы» «Звезда Рубцова» «Здесь Пушкиным все дышит и живет» «Золотая россыпь стихов» «Золотые страницы классики» «И продолжает жить в потомках вечный Пушкин» «И снова голос библиотечных фолиантов» «Как прекрасен книжный мир» «Капели звонкие стихов» «Книга – к мудрости ступенька» «Книга – к мудрости ступенька» «Книга из рук в руки» «Книга шагает по планете» «Книга. Общество. Читатель: Современные аспекты» «Книги и люди: век XXI» «Книги и люди» «Книжная радуга» «Книжная рапсодия» «Книжные паруса» «Книжный гольфстрим» «Книжный экспресс» «Куда зовут нас «Алые паруса»?» «Куда ни глянь: Россия, Русь – звенит рубцовскою строкою» «Летние настроения с книгой» «Литературная палитра» «Литературное зазеркалье» «Малоизвестные страницы русской классики» «Марина. Заповедная страна» (О М. Цветаевой) «Мир книг и мир в книгах» «Мое литературное открытие» «Мы пришли к поэту в гости» «Мы служим книге, чтобы книга служила людям» «Наша пресса - на все интересы» «Непропущенное чтение» «Новое имя в литературе» «Новости-пресс» «Новые книги нового века» «Общество. Культура. Библиотека» «Очарование забытых книг» «Под белым парусом пера» «Под знаком Пушкина» «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу!» «Пресса от недуга и стресса» «Пусть книги друзьями заходят в ваш дом» «Путешествие в страну непрочитанных книг» «Пушкин. Жизнь и судьба» «Раскроем бережно страницы» «Репертуар для модного чтения» «Русская поэзия в музыке и красках» «С книгой по жизни» «С книжкой на скамейке» (посиделки) «С новой книгой – в новый год» «Свет дневной есть слово книжное» «Свидание с талантом» «Свидание со звездами серебряного века» «Стиха рукотворенье» «Стихи растут как звезды и как розы» «Струна, звучащая стихами» «Счастье быть читателем» «Тайны, загадки, сенсации» «Твое величество – Библиотека!» «Узнай. Прочти. Выиграй» (викторина) «Уральские сказы мастера» (о П. Бажове) «Хорошая книга – мой спутник, мой друг» «Храм мудрости: завтра и всегда» «Чарующая классика» «Читаем. Думаем. Творим» «Читайте и удивляйтесь» «Читайте лучше – только лучшее!» «Читатели – книжек почитатели» «Читательские рекорды» «Читающая Россия в XXI веке» «Читающее королевство» «Чтение без принуждения» «Чтение для хорошего настроения» «Чтение как стратегия жизни» «Чудесный лекарь наших душ» «Шелест книжных страниц нам сопутствует в жизни повсюду» «Электронная библиотека, или Библиотека без границ» «Эта книга лучше всех - у нее большой успех!» «Эти книги – гордость библиотеки» «Я вдохновенно Пушкина читал…» «Я ищу свою душу в стихах»

27 марта традиционно отмечается Всемирный день театра. Библиотеки Новочебоксарска не остались в стороне от этого события, и один из дней Марафона детской книги "Весеннее ПроЧтение"посвятили ТЕАТРУ.

В библиотеке им. П. Хузангая создали и подарили юным читателям удивительныймир театра - представили детям спектакль-сказку "Теремок", в создании которого приняли участие: Ольга Миронова – (Сказочница), Яковлева Настя – Мышка (ученица 3А класса МБОУ СОШ №11), Подмазо Даша – Заяц (ученица 3А класса МБОУ СОШ №11), Обухова Катя – Лиса (ученица 5Б класса МБОУ СОШ №11), Филиппова Наташа – Лягушка (ученица 1А класса МБОУ СОШ №11), Большакова Аня – Петушок (гостья из г. Сергиев Посад), Валентина Павловна Вавина – Медведь (педагог – организатор ЦРДТиЮ г. Новочебоксарск). Несмотря на волнение юные артисты выступили достойно. Посмотреть представление пришли дети Ивановского микрорайона и воспитанники старшей группы МБДОУ "Детский сад №3"Березка" и их родители. Перед театрализованным представлением сказочница предложила детям разгадать загадки, с помощью которых присутствующие смогли познакомиться с героями сказки. Спектакль понравился не только детям, но и их родителям. Ребята очень эмоционально реагировали на всё происходящее: переживали за героев, радовались, смеялись.В конце представления герои сказки пригласили зрителей на веселый хоровод – исполнили песни "Улыбка", "Песня Карлсона", "День рождения", "Дружба" и "Доброта" из репертуара группы "Барбарики".

В библиотеке семейного чтения имени С. Я. Маршака День театра открылся рассказом ведущей (Галины Сорокиной) о театре, истории возникновения. Ребятам был показан кукольный спектакль по сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про Воронушку - черную головушку и желтую птичку Канарейку". Юным читателям очень понравились герои сказки, особенно Канарейка, ведь она очень трогательная, беззащитная, и, конечно, Ворона, вопреки общему мнению, совсем не вредная, но завистливая. Затем дети с увлечением отвечали на вопросы электронной викторины по полюбившейся сказке. В заключение школьникам было предложено нарисовать особо понравившихся героев из этого произведения.

В библиотеке им. Полоруссова-Шелеби прошла игра-фантазия "Поиграем в сказку", посвящённая Международному дню театра. Отметить этот знаменательный день пришли ребята, проживающие в микрорайоне библиотеки. Сначала им были заданы загадки о театре, о профессиях, смежных с театром. Дети с успехом справились с ними и догадались, о чём пойдёт речь далее. Путешествие в мир театрального искусства началось с показа афиши, анонсирующей представление и билета, который предъявляется при входе в театр. Слушателям было рассказано о праздновании этого международного дня. Был сделан экскурс в историю первого упоминания о театре в древней Греции и на Руси. Библиотекарь поведала о вехах в развитии театра в нашей стране, о выдающихся деятелях этого вида искусства, ознакомила с книгами тематической полки "Его величество - театр". Посмотрев презентацию о театре, вспомнили профессии людей, задействованных в рождении чуда под названием "Театральная постановка" и правила поведения в храме Мельпомены. В заключении дети и сами приняли участие в самодеятельном театрализованном действии: они разыграли сказку "Репка", почувствовав себя настоящими артистами. Участники остались довольны игрой-фантазией "Поиграем в сказку" и поблагодарили работников библиотеки.

В библиотеке семейного чтения им. В. И. Давыдова – Анатри состоялось театрализованное представление "Театр, где играем мы". Гостями библиотеки были воспитанники МБДОУ №50, группы "Весёлые нотки" и "Гномики". Ведущая представления, Фируза Паникарова, познакомила ребят со слайд-презентацией "Волшебный мир театра". Дети узнали, что это такое – театр, и каким разным может быть театральное представление. Ребята узнали, что актёрами театра могут быть не только люди, но и куклы и даже звери. Особенно заинтересовал детей "Уголок дедушки Дурова" - московский театр зверей. И действительно - это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между человеком и природой. Здесь живут рядом быль и сказка. После знакомства с этим замечательным театром дети сказали, что нужно всегда относиться к братьям нашим меньшим так же, как относился Владимир Леонидович Дуров - с добротой и любовью. Очень большой интерес у юных зрителей вызвал, конечно же, театр кукол. Дети узнали, что куклы могут быть из самого разного материала: глины, ткани, картона и даже из простой бумаги. Ведущая сказала, что в библиотеке есть небольшой бумажный кукольный театр и предложила сами выступить в роли кукловодов. Ребята охотно приняли участие в постановке спектакля "Три поросёнка", и с удовольствием вживались в роли грозного волка и весёлых поросят. Во время весёлого антракта все зрители воплотились в забавных лягушат и с дружно танцевали зажигательный танец.

Весело и интересно прошел День театра и игры в библиотеке им. Н. Носова. Библиотекарь Ольга Николаева пригласила ребят из группы "Почемучки" МДОУ №43 посетить волшебную и добрую страну "Театр на ладошке". Малыши отгадывали сказочные загадки, с детской непосредственностью и любопытством заглянули в "Мешок сказок", с интересом послушали и обсудили сказку В. Сутеева "Под грибом". Заметив яркие сходства, ребята сопоставили сказку с русскими народными сказками "Теремок" и "Рукавичка". Но больше всего детям понравилось самим участвовать в театрализованном представление сказки "Под грибом ". Малыши, изображая тот или иной персонаж, хоть и смущались немного, но передавали ярко и образно характер героев, вызывая бесконечные улыбки и восхищение. В творческом процессе были задействованы не только дети-артисты, но и дети-зрители, которые помогали изображать дождик и солнышко. Ребята все до одного играли замечательно. За свое выступление юные артисты были награждены дружными аплодисментами.

Сотрудник библиотеки семейного чтения им. А. Николаева Татьяна Назарова провела для своих читателей День игры и театра. Дети через презентацию ознакомились с историей возникновения театра, а также узнали каких видов бывают театры. Более подробно остановились на театре теней, его специфике и особенностях. Дети просмотрели фильм о театре теней в Китае: об истории создания кукол и музыкальном сопровождении. Затем дети с помощью фильма заглянули за кулисы театра и посмотрели, как работают актеры с куклами. В заключении ребята просмотрели небольшой отрывок из тетра теней. По окончании мероприятия каждый желающий мог попробовать свои силы в данном виде искусства.

В центральной библиотеке им. Ю. Гагарина День театра начался с видеоэкскурсии "Театр, театр, театр!", на которую отправились воспитанники подготовительной группы "Непоседы" МДОУ №18 . Ведущая познакомила ребят с историей возникновения театра, рассказав об основных типах театров для детей. "Побывали" дошкольники на балетном представлении в Большом театре Москвы, на кукольном спектакле и в Театре теней при помощи видеороликов. Попробовали себя и в роли персонажей русской народной сказки "Репка", с удовольствием изображая Дедку, Репку, Бабку, Внучку и их домашних питомцев. В заключение встречи поиграли с пальчиковыми куклами, которые не оставили равнодушным ни одного человека.


(к 76-летию победы в Сталинградском сражении)

Историко-краеведческий альманах
«Страницы Сталинградской летописи»:
Знаем. Помним. Чтим…»
(к 76-летию победы в Сталинградской битве)

II Всероссийская акция «200 минут чтения: Сталинграду посвящается»




Мероприятия 2016 года



Мероприятия 2015 года


1) Библиотечная акция «Только с этого дня начинается в мире весна!»: 8 Марта – Международный женский день»,
2) «Весенняя мозаика» «Драгоценная моя женщина»: (8 Марта посвящается)
3) Час краеведческой информации «Литературное лицо Михайловки»
4) Час доброго слова «Словом можно убить, словом можно спасти…»: Культура речи. Детям о слове»
5) Час книжного юбилея «Любимые с детства книги – юбиляры 2015 года»
б) Литературная беседа-обсуждение «Детские писатели – юбиляры 2015 года»
7) Нравственно-профилактическая встреча «В шаге от беды» - в рамках Всероссийской антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей»
8) Час экологического познания и просвещения «Живая капля воды» (ко Дню водных ресурсов)
9) 40-е заседание Салона «Перекресток духовности»
Художественно-православный альманах «Мир художественной православной литературы: Представители и их творчество». Книжно-читательская акция «Вспомни о Победе – прочти книгу о Сталинградской битве!»
Литературно-юбилейная акция «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей…»: Борису Пастернаку – 125 лет!»
Урок доброты и милосердия «Спешите делать добрые дела!»
Час добротолюбия «Впустите в сердце добро!»
Литературный лингвовечер в защиту русского языка «Я голову пред ним склоняю снова - Его Величество, родное наше слово!» (к Международному дню родного языка)
Патриотический альманах «История Армии – история страны» (ко Дню защитника Отечества)
Нравственно-профилактическая встреча «В шаге от беды» (в рамках Всероссийской антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей»)
39-е заседание Салона «Перекрёсток духовности» . Литературно-музыкальная гостиная под названием «Душа моя, поэзия…»: Русская поэзия в музыке и красках»



Мероприятия 2014 года


Октябрь, ноябрь


Октябрь


Сентябрь 2014 года


Апрель 2014 года


Март 2014 года

«Очаг культуры негасимый…»:

Один год из жизни библиотеки №4»

25 февраля 2011 г. в читальном зале библиотеки №4 прошло необычное мероприятиетворческий отчет перед населением «Очаг культуры негасимый…»: Один год из жизни библиотеки №4». Прошло чуть больше года, как библиотека №4 (бывшая библиотека Профкома Себряковского цементного завода) перешла в городскую централизованную систему г. Михайловки.

Празднично украшенная библиотека радушно встречала гостей новым большим баннером «Добро пожаловать в библиотеку №4! Мы рады Вам!», где была размещена краткая информация о библиотеке, её эмблема, гимн, фотографии с наиболее интересных массовых мероприятий. Творческий отчет начался с беседы-информации «О нашей библиотеке – в новом веке»: Библиотека №4 в 2010 году », где были озвучены основные цели и задачи работы библиотеки в 2010 г., контрольные показатели, достижения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться библиотеке, а также проведен экспресс-обзор выставки-отчета «Знакомьтесь, мы работаем для Вас! ». Здесь были представлены планы и отчеты библиотеки, альбомы массовых мероприятий, красочный альбом-отчет о работе по патриотическому воспитанию, папка-досье «Поставить всех в известность о себе!»: библиотека №4 по материалам прессы и Интернета в 2010 году »; библиографическая продукция библиотеки (более 20 названий), сценарии и разработки (библиотечных уроков, деловых игр, литературных вечеров и т.п.).

В заключительной части отчета вниманию гостей был предложен литературно-рекомендательный альманах «Встреча с новой литературой» , в котором прозвучали:

1) обзор-анонс «Откройте новую книгу! Давайте скорее читать!» (представлены издания, полученные централизованно из ЦГБ и самостоятельно заказанные из Интернета);

2) «краеведческое ревю» «С любовью к земле Волгоградской»: Новые краеведческие издания» , полученные в дар от Волгоградской областной библиотеки;

3) пресс-обозрение «Сколько книг ни прочитал, нет новее, чем журнал!»: Новинки периодики» (внимание было уделено тем изданиям, которые выписывает только библиотека №4: газета «Пенсионерская правда», журналы «Братишка», «Дальний Восток», «Планета женщин», «Читаем вместе»: Навигатор в мире книг», «Губернские вести» и др.) .
Закончился отчет яркими выступлениями гостей, как представителей администрации, так и тех организаций, с которыми библиотека сотрудничает.

С теплыми словами поддержки и оценки работы коллектива библиотеки №4 за 2010 год выступили: начальник отдела культуры городского округа г.Михайловка Людмила Викторовна Новикова, методист ЦБС Г. Н. Бандуркина, зав. детским сектором ГДК В.Г. Кузнецова, бывший сотрудник библиотеки М.С. Камышева, читатели Л.И. Иванникова, А.И. Ермилова, Н.И. Рожнова и др.
Очень тепло и эмоционально говорили о своей библиотеке, о переменах, произошедших в ней, читатели-старожилы (читательский стаж более 30 лет). Всеобщий вывод – сотрудники библиотеки востребованы временем и обществом, библиотека за прошедший год стала информационно-коммуникативным центром , включающим в свою орбиту как молодежь, детей, так и людей пожилого возраста.

На творческом отчете присутствовали: начальник отдела культуры городского округа г.Михайловка Л.В. Новикова, администрация ЦБС в лице директора Р.Н. Бывальцевой, зав. методико-инновационным отделом Г.Н. Бандуркиной, гл. библиографа ЦБС М.М. Саввиной, директора Городского Дворца культуры А.И. Шевченко, (в помещении которого находится библиотека №4); заведующие библиотеками городской ЦБС, представители тех организаций, с которыми библиотека №4 тесно сотрудничала в течение 2010 г., а также читатели и жители города.

НЕДЕЛЯ КОСМОНАВТИКИ

"Звездный шаг человечества"

2011 год в России указом Президента РФ объявлен Годом космонавтики. Это не случайно: в 2011 году мы отмечаем 50-летие первого полета человека в космос – Юрия Гагарина. 12 апреля в этом году признан международным праздником.

В связи с этими событиями всероссийского и международного значения в библиотеке №4 ЦБС г. Михайловки была проведена Неделя космоса и космонавтики «Звездный шаг человечества» (5 – 12 апреля). В рамках этой Недели были проведены следующие мероприятия:

6 апреля – совместно с Детским сектором Городского Дворца культуры в рамках кинофестиваля, посвященного космонавтике, в большом зале для учащихся 5 – 6 кл. школы №4 была подготовлена специальная программа. Сотрудник библиотеки №4 А.И. Михеева провела для собравшихся Час познания истории России «Предвестники первого полета человека в космос - биокосмонавты», в котором прозвучала рассекреченная информация об опытах над животными и их полетах в космос. Учащиеся просмотрели современный мультфильм «Белка и Стрелка». На мероприятии присутствовало 126 человек.

7 апреля – была подготовлена информационная листовка «Ю.В. Малышев: Наш земляк на космической орбите» (серия «Наши знаменитые земляки»). В ней представлены биографические сведения о летчике-космонавте, а также даны литературные и электронные источники информации о нем.

8 апреля – совместно с Детским сектором ГДК библиотека №4 приняла участие в «Школе космонавтики», на которую собрались учащиеся 4-х классов школы №4. Ребята прослушали беседу-информацию «Первопроходцы космоса» (о собаках-испытателях, Юрии Гагарине, А. Леонове и др.). А затем дети приняли участие к конкурсно-развлекательной программе, подготовленной зав. детским сектором В.Г. Кузнецовой. На мероприятии присутствовало 43 человека.

11-12 апреля – непосредственно в самой библиотеке №4 прошла АКЦИЯ «День космонавтики – наша радость и гордость». В течение всей Акции библиотекари носили на груди бэйджи «С Днем космонавтики!», что привлекало внимание к самому празднику; периодически звучал аудиоконцерт «Песни о космосе и космонавтах » (на абонементе).

Одним из основных моментов Акции стал блиц-опрос читателей и жителей города «Сегодня День космонавтики. Для меня это - …» , в котором принял участие 21 человек (от учащихся младших классов до людей пожилого возраста). Свои мнения о Дне космонавтики высказывали в прозе и стихах, размышляли и иронизировали, гордились и радовались. Это были люди разных профессий, социального положения (от технички до корреспондента газеты «Призыв»). Но, в основном, все отзывы объединило чувство гордости и патриотизм за подвиги наших космонавтов. Вот какой еще один праздник, помимо 9 Мая, который объединяет россиян в одну общность.

Приводим примеры некоторых отзывов:

1) От студентки из ближнего зарубежья : «Для меня большая честь жить в России, т.к. именно российский человек был «первым в космосе». День космонавтики – это день памяти; день напоминания о трудах многих людей; это незабываемый день. Ю. Гагарин – это человек с большой буквы».

2) От работника ГДК: «Для меня День космонавтики - воспоминание детства; радость и восторг взрослых и наше детское непонимание. А сейчас – всё же величие русского народа и гордость за нас».

3) От учащегося 8 класса школы №4: «Ура! Мы первые в космосе. Это значит много! Звучит гордо!»

4) От пожилого читателя с большим читательским стажем в библиотеке №4: «В детстве мечтал быть космонавтом, имею отношение к космонавтике – учился в Саратове, был на месте приземления Ю. Гагарина. После окончания института распределился в г. Калугу – был в музее Циолковского. Горжусь страной и собой».

5) От ироничного читателя (работника СЦЗ): «С 1961 г. человечество «поехало» в космос, пусть едет дальше».

6) Учащаяся 4-го кл. школы №4 процитировала такое стихотворение:
В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поёт об этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель!

Благодаря блиц-опросу , многие читатели задумывались, начинали вспоминать, говорить об этом празднике. Разговор плавно переходил на впечатления о просмотренных документальных фильмах с новыми рассекреченными материалами, прошедших накануне праздника по центральным телеканалам, а затем и на издания, посвященные этой теме и представленные на выставке. Привлекли внимание читателей материалы из периодической печати, новые издания о Ю. Гагарине, К. Циолковском (серия «Наша история. 100 великих имен»)

Ещё в программу Акции была включена космическая викторина «Проверь свои знания в области космонавтики», которая очень понравилась читателям, всем без исключения, потому что здесь за правильные ответы давали сладкие призы – конфеты с космическим названием «Андромеда», «Космос», «Полярное сияние».

Студентам, пришедшим в дни Акции в библиотеку делать рефераты, предлагали посмотреть компьютерные презентации «Дорога во Вселенную», «Утро космической эры» , в которых нашли отражение краткие, и в то же время интересные сведения о космосе и космонавтике.

В дни проведения Акции «День космонавтики – наша радость и гордость!» состоялась презентация информ-листовки «Ю.В. Малышев: Наш земляк на космической орбите». Читатели, особенно пожилого возраста, тут же знакомились с её содержанием, делились своими впечатлениями от прочитанного. По одному экземпляру информ-листовки были подарены детскому сектору ГДК, близлежащим учебным заведениям.

В целом, подводя итоги Недели космоса и космонавтики «Звездный шаг человечества» в библиотеке №4, можно сделать следующие выводы, показать эффективность мероприятий:

1) День космонавтики – 12 апреля – такой же объединяющий людей праздник, как и День Победы – 9 Мая . Почти все без исключения читатели испытывают чувство гордости, радости, патриотизма за свою страну, ученых и космонавтов. Праздник 12 апреля вызывает только положительные эмоции.

2) На мероприятияхв рамках Недели космоса и космонавтики присутствовало 169 человек, просмотрено 59 источников. В Акции «День космонавтики – наша радость и гордость!» приняли участие 56 человек, из них в блиц-опросе – 21 человек.

«Вспомним всех поименно…»

Военно-исторический альманах

13 мая 2011 г. библиотека № 4 (бывшая цемзаводская) совместно с библиотекой медицинского колледжа № 6 провела для студентов 1-го курса (группа 12 «СД») военно-исторический альманах «Вспомним всех поимённо… Это нужно – живым!» Цель его проведения – напомнить о мужестве и героизме молодых воинов, отдавших свои жизни за Победу. Альманах состоял из трёх страниц. 1-ая страница «1418 огненных дней и ночей Великой Отечественной войны» началась со знаменитого выступления Левитана, объявившего по радио о фашистской агрессии и начале Великой Отечественной войны. Здесь прозвучали интересные цифровые данные, стихи известных авторов в исполнении студентов. Среди слушателей был проведен блиц-опрос , который касался темы героизма молодежи во время войны. Вызвал волнения и эмоции среди студентов вопрос: «Если бы сегодня была Великая Отечественная война, вы бы пошли на фронт?» Блиц-опрос в отдельные моменты переходил в дискуссию и помог студентам настроиться на более глубокое восприятие предлагаемой им информации.
Привлекли повышенное внимание студентов реликвии военного времени – ксерокопии двух извещений-похоронок, фотография у стен рейхстага и благодарственная грамота 1945 г., подписанная Маршалом Советского Союза Коневым, солдатское письмо-треугольник, а также рассказ библиотекаря А.И. Михеевой о своих родственниках, воевавших на фронтах войны и дошедших до Берлина.
В рамках этой страницы альманаха прозвучало эмоциональное описание подвига 16-летнего Вани Федорова, Саши Филиппова и др. Закончилась 1-ая страница альманаха демонстрацией двух отрывков из документальных фильмов «Сталинград без пропаганды» (о подвиге молодых девушек-водолазов на Волге) и «Героями не рождаются» (о подвиге Героя Советского Союза, единственной женщине-танкисте Марии Октябрьской).
Вторая страница альманаха - «Подвиг милосердия» - была посвящена девушкам-санитаркам, чьи имена навечно вписаны в книгу Памяти Великой Отечественной войны. Здесь прозвучал интересный рассказ о русских медсестрах, которые совершали свои ежедневные подвиги на всех фронтах, в том числе и во время войны с Японией в 1945 г. Большинство из названных были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Основная мысль этой страницы альманаха: «Герои не умирают» - герои живут до тех пор, пока мы их помним, пока жива память о них. Время не властно предать их забвению».
Студентам была продемонстрирована компьютерная презентация «Герои Великой Отечественной войны», в которой рассказывалось о подвигах Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, Николая Бочарова, Владимира Матвеева. Также в презентации были представлены книги известных писателей-фронтовиков – В. Некрасова, Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Быкова, В. Кондратьева и др., современных авторов, пишущих о войне сегодня – В. Першанина, Р. Кожухарова, Г. Свиридова и др.
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!

Закончилась вторая страница альманаха Минутой молчания.
Третья страница прошла в форме военно-исторической викторины , посвященной Великой Отечественной войне.
Завершился весь альманах песней Стаса Михайлова «Герои России моей» . После окончания мероприятия ряд студентов остался, чтобы заполнить читательский квилт «Мы помним…Мы знаем…Мы чтим…»: Из ХХI века – с благодарностью», в котором нашли отражение все поздравления и пожелания ветеранам, труженикам тыла, жителям г. Михайловки в связи со знаменательной датой - Днем Победы.
Ведущие альманаха выступали в пилотках военного образца и с георгиевскими ленточками. Подготовили и провели альманах Л.Б. Лоневская, А.И. Михеева, Е.Г. Рыжова. К мероприятию была оформлена выставка-просмотр «В огнях победного салюта»: Великой Победе – 66 лет!» , на которой было представлено 20 изданий.

Видео "С Днем Победы!"

Название мероприятия
«Аз - свет миру»
«Азбука - не бука, забава и наука»
«Бабушкины сказки»
«Бал времён прабабушек»
«Безумие»
«Библиодартс»
«Библиотека - доминанта души»
«Библиотека и молодёжь: с книгой в будущее».
«Библиотека и читатель: лицом к лицу»
«Библиотеки за мир, культуру и процветание России
«Библиотечный велосипед»
«Библиотечных дел мастер»
«Блаженный мир любви, добра и красоты»
«Близкий как дедушка, мудрый как сказка; добрый, как песня; седой как Урал»
«Большой мир древней Руси»
«Будем читать - сб. творческих работ детей о книге и чтении
«Будущее рождается сегодня»
«Былое и дамы»
«В бой идут одни молодые»
«В мастерской Деда Мороза»
«Ведь в любое время года
«вершина мудрости»
«Верю в Родины тайную силу»
«Весёлый волшебник»
«Взгляните в мамины глаза»
«Владеешь информацией - владеешь ситуацией»
«Возраст осени прекрасный»
«Возраст тревог и ошибок»
«Возрождение начинается с книги»
«Возьми мои стихи-это и есть моя жизнь»
«Волшебник слова»
«Ворота ста печалей»
«Восьмое чудо света» - о книге
«Вот и лето состарилось»
«Вот и осень к нам пришла»
«Вперёд к информационному обществу без границ
«Время читать»
«Всех, кто хочет твёрдо знать,
«Вспышка сознания в беспамятстве будней»
«Выдержит ли наша планета»
«Вырос с карандашом и кистью в руках»
«Галерея исторических личностей
«Галерея новинок»
«Давайте будем к тому стремиться,
«Далеко - не значит недоступно»
«Дамский мир»
«Детская книга в нашем городе
«Детские чтения
«Для нас победная весна»
«Другое время- другая литература. Другая»
«Его перо любовью дышит!» о Пушкине
«Если б был я поэтом…».
«Если бы я был папой»
«Есть имена как солнце!» о Пушкине
«Ждёт помощников природа!
«Женских рук прекрасное уменье»
«Женщина на русском троне»
«Жить в согласии с природой»
«Жить-значит иметь проблемы. Решать их - значит расти интеллектуально
«Забавное, весёлое, смешное»
«Загадки из бабушкина сундука»
«Запасной планеты у нас нет»
«Защитим красоту жизни»
«Звёзды смотрят на нас»
«Звени, звени, златая Русь»
«Звонкая удаль стиха»
«Здоровье без лекарств»
«Здоровье, самочувствие и вредные привычки»
«Зелёные карусели природы»
«Земли Российской сыновья!»
«Земля - слезинка на щеке Вселенной»
«Земля на которой живу»
«Земля, которую теряем»
«Знать, чтобы уберечь себя»
«Золотой возраст»
«И доверяли повсюду нам
«И словом, и кистью, и звуком!
«И это всё о нём - о папе моём!
«Игла - жестокая игра»
«Идеи. Гипотезы. Открытия»
«Из жизни зелёного мира»
«Из чего же сделаны наши мальчишки»
«Или идут в ногу со временем или со временем сходят с пути»
«Империя бестселлеров»
«К нам новая книга пришла»
«Каждому человеку, путь открыт в библиотеку»
«Каждый читатель желает знать
«Как в лесу себя вести, Как природу охранять,Как самым верным своим друзьям! «
«Как воспитать прекрасную даму»
«Как дружат растения и животные»
«Как лечить природу»
«Клумба - цветочный калейдоскоп»
«Книг, желанные страницы»
«Книга на орбите закона»
«Книга. Предназначение. Вечность»
«Книги детства»
«Книги из страны детства»
«Книжка здоровья
«Книжная вселенная»
«Книжная радуга»
«Книжное меню»
«Книжные острова»
«Книжный сад для малышей»
«Книжный теремок»
«Костюмы в калейдоскопе эпох»
«Краеведческий калейдоскоп»
«Крылатая радуга»
«Кто работает отдельно, суммирует кто работает вместе - умножает»
«Кудрявый гений русской поэзии»
«Курс библиотек 21 века: от информатизации к знаниям!
«Леса - зелёный каркас планеты»
«Летнее чтение с увлечением»
«Летние дни детской литературы
«Листая страницы Красной книги»
«Литературная дуэль»
«Литературные пристрастия»
«Литературный вернисаж»
«Литературный дилижанс»
«Лишних знаний не бывает»
«Лукошко рецептов»
«Лучше папы друга нет»
«Любимица мальчишек и девчонок»
«Люблю когда утро»
«Любовь - это сердце всего» Маяковский В.
«Любовь как настроение, любовь как наваждение»
«Маленькая хозяюшка»
«Маленькие чудеса большой природы»
«Меридианы фантастики»
«Методический огонёк»
«Мечта любви, незнающей конца»
«Миллион приключений»
«Мир вокруг большой и разный»
«Мир девочки и книга»
«Мир природы в литературе»
«Мой край в военную годину»
«Мой отчий край ни в чем не
«Мой отчий край ни в чём не повторим!»
«Молодёжь в зоне риска»
«Мордочка, хвост и четыре ноги
«Моряк в седле»
«Москву мы славим как столицу, А Лангепас как дом родной! «
«Мудрец из страны детства»
«Мы знаем, что надо делать. Мы знаем, как это сделать. И мы делаем вместе с вами!
«Мы лучше города не знаем, мы чувствуем его душой! «
«Мы не одни в этом мире живём»
«На всех парусах в лето»
«Набат войны нам вновь стучит в сердца»
«Наваждение века»
«Нам и нашим потомкам»
«Нам слов порою не хватает, как любим мы наш край родной! «
«Наркомания - битва продолжается!»
«Наркомания - лицо беды»
«Наш дом земля»
«Наш край в стихах и прозе»
«Наши следы в природе»
«Не дай себя запугать»
«Не растерять профессионализма»
«Неисчерпаемый родник вдохновения»
«Нескучная библиотечная полка»
«Неумолкающее эхо цветов»
«Ни одного дня без доброго дела» Баден-Поуэлт Р.
«Новинки из книжной корзинки»
«Новинки на книжной полке»
«Новогодняя ночь - время мечтать и озорничать»
«Новости зелёного мира»
«О муза плача, прекраснейшая из муз»
«Об этой книге сегодня спорят»
«Обелиски памяти»
«Образ, бережно хранимый»
«Обрати своё сердце к книгам»
«Окрыленное музыкой слово»
«Он пел и славил Русь святую!»
«Опалённое детство»
«орден твоего деда»
«Осенняя симфония»
«Осторожно: дурные привычки»
«От древней Руси, до новой России»
«От земли до Луны, всё ребята знать должны!»
«Открыл изумрудный город»
«Охранять природу - значит охранять Родину
«Очарованная Русь Лескова»
«Память пылающих лет»
«Пассажиры зелёной карусели»
«Певец Парижа и страстей»
«Певец пиров и грусти томной»- Пушкин о Баратынском
«Песни моей бабушки»
«Писатель равен читателю, как, впрочем и наоборот» Бродский И.
«Планета загадок»
«По дороге мудрости»
«По следам великого мужества»
«Повелитель фантазии»
«Пожилым - забота, внимание и льгота
«Поздравляем с Рождеством - настоящим волшебством!»
«Пока в душе не высушен родник»
«Полезная информация и приятный досуг»
«Поляна здоровья»
«Потеснитесь немного, Торжественный час настает. Своей интересной, чудесной дорогой К нам новая книга идет!»
«Потеха делу не помеха»
«Поэтическое крылечко»
«Праздник библиотечных удовольствий
«Праздники наших бабушек»
«Прекрасный мир удивительного человека»
«Преодолеть себя. С чего начать?»
«Преступление против человечества»
«Приключения Книговичка в детской библиотеке»
«Прикоснись к прошлому»
«Природа не прощает ошибок»
«Природы милые напевы»
«Профессия вечная-библиотечная»
«Прошу слова - название стенда
«Пусть всегда будет мама!»
«Путешествие в мир Детской книги»
«Путешествие за смехом»
«Путешествия книжного паровозика»
«Путешествия по книжному лабиринту»
«Рады мы всегда друзьям! Приглашаем в гости к нам! «
«Развесёлые частушки любят дети и старушки»
«Растения Здоровья»
«Родные напевы»
«Рождество в литературе»
«Роковой шаг»
«Свет идущий от мудрости»
«Сегодня об этом спорят»
«Седая юность»
«Семейный портрет на фоне библиотеки»
«Семейный ЧИTАЙмер».
«Серебряное пёрышко» -конкурс юных литераторов
«Сертификат признательности»
«Сибирские мотивы»
«Символ года - герой книг»
«Скажи жизни «ДА»
«Сказки русского леса»
«Слово о полку Игореве - Величайший памятник культуры"
«Слышу голос природы»
«Смеемся вместе с классиками»
«Смех да и только»
«Смех для всех»
«Смеяться право не грешно»
«Смыкаются как воды, времена»
«Собиратель народных сказок»
«Солнце поэзии, слава России!» о Пушкине
«Соседи по планете»
«Сохраним для потомков»
«Сохраним себя для жизни»
«Сохраняя традиции- искать новое»
«специалист знает всё о немногом и ничего обо всём»
«Сражался с пороками словом»
«Старина стародавняя»
«Страницы добра и радости»
«Странник с русской душой»
«Строка поэта в душе ребёнка»
«Ступени победы»
«Табачный туман обмана"
«Тайна Афродиты»
«Такая разная улыбка» (фотопортреты)
«Творческий остров
«Тот не хорош, кто не стремиться быть лучше»
«Тревоги родного края»
«Ты не раскаешься, что ты меня любил»
«Удивительный возраст осени»
«Умейте в жизни улыбаться»
«Учимся строить тело и дух"
«Ф.А. Васильев - русская сказка!»
«Фантазии синьора Родари»
«Хоть давно отгремела война»
«Чародей слова»
«Человек + природа = 21 век»
«Человек. Поэт. Актёр»
«ЧИTАЙмер запущен: начинается Год чтения в Юношеской»
«Чистая река - чистая совесть»
«Читательская улыбка летом, или книга на каникулах»
«Читающие дети - грамотная Россия»
«Читающий Лангепасец»
«Читая Пушкина сегодня»
«Чтение как условие развитие нации»
«Что пела бабушка за прялкой»
«Что читают библиотекари, что читают читатели»
«Чтобы жила Земля»
«Чтобы не умереть молодым»
«Чудо на подоконнике»
«Школа увлекательного чтения
«Экологический кодекс города»
«Экологическое досье города»
«Это сказочное Рождество»
«Этот разный, разный Высоцкий»
«Юным читателям на удивление»
«Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое» Е.И.Замятин
«Я выбираю жизнь»
«Я ненавижу сплетни в виде версий»
«Я с книгой открываю мир!»
«Яд шагает по планете»

Встреча с успешным человеком (поэтессрой) "Мелодии её души",

"В ритме сердца",

Нравственные диалоги "Доброта зажигает звезды",

Литературные классики "Каждый пятый здесь писатель, каждый третий здесь - поэт".

"Земли моей минувшая судьба", "Родной Земли душа и память!" -название краеведческих стендов; "Мой край не обошла война" -название тематической выставки

Re: Формы и названия м/мероприятий

к Дню Библиотек
«Библиотеки мира». Фотовыставка

«Акулы чтения». Библиошоу
«Книга как предмет искусства».
«От глиняной таблички к печатной страничке» Литературный вечер

«Мудрых книг хранитель вечный».
Мультимедиапрезентация

«Читай, живи и побеждай». Парад семейного чтения (акция «Встретимся в библиотеке»)
«Есть люди с пламенной душою, есть люди с жаждою добра!».

«Читательские шалости». День молодежного читательского самоуправления.
«Электронная эпоха библиотек. Перспективы развития».

«Язык. Культура. Чтение». День информации

Специалисты, анализирующие деятельность библиотек, отмечают негативную тенденцию использования в них одних и тех же форм работы. В настоящее время редко разрабатываются увлекательные программы для читателей. Как правило, перестраивается организация давно известных мероприятий без внесения в них каких-то новых элементов. Это существенно снижает интерес к посещению учреждений. В результате библиотеки постепенно начинают превращаться в архивы. Между тем одной из приоритетных задач культурно-просветительской сферы выступает развитие любви и уважения к книгам. Рассмотрим далее некоторые виды и формы библиотечных мероприятий.

День информации

В ходе него могут использоваться различные формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых. Организация дня информации предполагает разработку увлекательной программы. Ее основной целью выступает донесение до читателей сведений о новых поступлениях. Периодичность проведения будет зависеть от объема поступающей литературы. Если он небольшой, то организовывать день информации целесообразно раз в месяц. Учреждение извещает читателей о дате с помощью плакатов, рекламы, в местной печати или специальными письмами. В сообщениях приводятся конкретные названия и формы библиотечных мероприятий, которые будут осуществляться в рамках дня информации. В программу может входить ознакомление с художественными изданиями, критическими заметками. В ходе дня информации могут выступать сами авторы, презентуя свои произведения. У такой формы проведения библиотечных мероприятий есть немало достоинств. В первую очередь, читатели знакомятся с произведениями одними из первых. Если на презентации присутствуют сами авторы, можно взять у них автограф, задать интересующие вопросы.

День специалиста

Он выступает в качестве особой формы библиотечных методических мероприятий. Организация дня специалиста также предполагает составление комплексной программы. В нее включается непосредственная демонстрация первичной и вторичной документации, ознакомление с передовыми научными достижениями в культурно-просветительской сфере. По своему характеру день специалиста выступает в качестве промежуточной формы работы. Библиотечных мероприятий может предусматриваться много. Однако день специалиста имеет особое практическое значение среди них. В ходе него сами сотрудники учреждения получают методическую информацию, пояснения к тем или иным инструкциям. В рамках дня специалиста целесообразно устраивать семинары, дискуссии. На них могут обсуждаться инновационные формы библиотечных мероприятий.

Обзор

У этой формы библиотечных мероприятий есть ряд особенностей. Обзор предполагает ознакомление с документами, изложение их краткого содержания. Он может быть тематическим. Например, формы библиотечных мероприятий по экологии предполагают ознакомление читателей с последними научными статьями по вопросам защиты природы, наглядную демонстрацию изданий, посвященных естественной среде обитания. В рамках обзорного дня могут выступать специалисты и эксперты. Они дают комментарии к статьям, заметкам, объясняют значение тех или иных открытий. Такие формы библиотечных мероприятий по экологии прививают тягу к познанию, понимание важности затрагиваемой темы и роли каждого человека в деле по защите природы.

Обсуждение книги

В рамках этой формы библиотечных мероприятий для детей и взрослых рассматриваются разные точки зрения относительно конкретного издания. Обсуждаются его содержательные и художественные достоинства и недостатки. В беседе внимание акцентируется на актуальности затронутых в книге проблем, тематике, способе подачи материала и так далее. Для этой формы библиотечных мероприятий характерна поэтапная организация. На первой стадии осуществляется подготовка. В частности, выбирается произведение и тема обсуждения в соответствии с интересами аудитории. После этого собирается и обрабатывается информация - мнения критиков, литературоведов, читательские оценки. После этого подготавливаются тезисы и составляется план обсуждения: введение в проблему, постановка вопросов. В ходе беседы важно организовать диалог, обмен мнениями и выводами, резюмировать все сказанное и оценить результат. На обсуждение может выноситься любое художественное произведение, в том числе и изучаемое в школе. Весьма познавательными будут такие формы библиотечных мероприятий по Лермонтову, Толстому, Пушкину и прочим классикам.

Читательский бенефис

В рамках этой формы библиотечных мероприятий для молодежи осуществляется знакомство с лучшими посетителями учреждения. Бенефис призван укрепить авторитет читателей, повысить их социальный статус. В ходе его проведения остальные посетители знакомятся с биографией человека, некоторыми сторонами его жизни. Лучшие читатели, в свою очередь, могут показать самые любимые свои книги, познакомить с их содержанием и своим мнением о них. В рамках бенефиса могут также прослушиваться и музыкальные композиции. Основной задачей этой формы библиотечных мероприятий выступает иллюстрация роли книги в становлении личности человека, его судьбе, овладении знаниями.

Буккроссинг и флешбук

В последнее время на практике стали использоваться совершенно новые формы библиотечных мероприятий. Список их на сегодня еще невелик, однако среди них можно отметить те, которые уже стали популярными. В первую очередь стоит сказать о буккроссинге. Он представляет собой, проще говоря, процесс освобождения различных книг. Человек, прочитав какое-то произведение, оставляет его в общественном месте. Это может быть станция метро, кафе, парк и так далее. Другой человек может эту книгу взять и, прочитав, также оставляет ее в каком-нибудь месте. При этом издание получает свой уникальный номер, по которому его можно отследить на специальных сайтах.

В качестве второй популярной сегодня формы библиотечных мероприятий выступает флешбук. Этим термином называют книжный флешмоб в сети Интернет. Желающие участвовать в акции создают страницу в соцсетях ("Одноклассниках", "ВКонтакте", "Фейсбуке" и пр.) на имя произведения. После этого инициаторы начинают приглашать в свое сообщество пользователей. На странице можно выкладывать яркие цитаты из произведения, иллюстрации, биографические сведения, выдержку из переписки автора и пр. Современные формы библиотечных мероприятий требуют, как правило, наличия ПК и интернета. При этом зачастую люди, состоящие в той или иной группе, встречаются и в реальной жизни.

Литературное караоке

Новые формы библиотечных мероприятий должны быть в первую очередь увлекательными. Важно обеспечить такую атмосферу, в которой читатели смогли бы без стеснения выражать свое мнение, демонстрировать свои способности и таланты. Новые формы библиотечных мероприятий включают в себя разные конкурсы и акции. Очень увлекательным может стать, например, литературное караоке. Оно представляет собой конкурс чтецов под музыку. Мелодия подбирается под ритм, размер или настроение стихотворения. Читающий не знает, какое именно ему произведение достанется. Задача состоит в том, чтобы уловить ритм музыки и стиха и соединить их.

Литературный вернисаж

Многие поэты, писатели в рамках своего творчества посвящают произведения выдающимся деятелям искусства, культуры. Литературный вернисаж - игра, в которой участвуют две команды. Первая представляет такие "портреты". Например, дается небольшая аннотация к биографии, читаются стихи или проза. Задача второй команды - угадать человека, о котором речь.

Шок-урок

Такая форма мероприятий подготавливается по определенной актуальной теме. Например, шок-урок может быть посвящен наркомании, табакокурению, СПИДу. В качестве основы могут выступать письма людей, попавших в зависимость или имеющих заболевания, их откровения. При этом исходный материал не редактируется, а представляется в первоначальном виде с сохранением лексики и содержания. В рамках таких занятий целесообразно показать видеозаписи. В ходе урока представляются статистические данные.

Вечер-дивертисмент

Он представляет собой небольшой концерт. В рамках вечера читаются стихи и проза, звучит музыка, вживую в том числе. Программа может включать в себя произведения совершенно разных жанров. Это могут быть популярные песни, классические мелодии, комические сценки, серьезные монологи. В такой непринужденной атмосфере происходит общение.

Вечер вопросов-ответов

В ходе мероприятия читатели вовлекаются в активизируется заинтересованность в отраслевой и художественной литературе. Вопросы могут быть посвящены какой-то конкретной теме или нескольким предметам. Выбор будет зависеть от интересов читателей. Предварительно читатели составляют перечни вопросов, из которых отбирается определенное их количество. Вечер можно, например, провести по теме краеведения. В учреждение приглашаются специалисты, историки, музейные работники. В рамках формы библиотечных мероприятий по краеведению читатели узнают много интересных фактов о своем регионе из уст экспертов.

Игры

Эти формы библиотечных мероприятий стали очень популярны в последнее время. Для приобщения читателей к культуре, истории региона, традициям организуются игры-путешествия. Мероприятия проводятся в воображаемых условиях. Все участники получают определенные роли. Они могут писать письма, дневники с места событий. Такие мероприятия активизируют воображение. Перед игрой участники готовятся, собирают и изучают сведения по теме, карты, справочники и прочее.

"Печа-куча"

Название этого мероприятия происходит от японского слова, в переводе означающего "болтовня". "Печа-куча" предполагает представление коротких докладов, ограниченных по содержанию и форме. Как правило, такая форма мероприятий используется на неформальных конференциях. Выступающий делает доклад-презентацию, состоящий из, например, 20 слайдов. Каждый из них показывается 20 секунд. После последнего кадра автоматически запускается доклад следующего участника. Количество таких презентаций может варьироваться от 8 до 12.

"5 минут с искусством"

Это мероприятие представляет собой гибкую и легкую форму приобщения к прекрасному. В нем реализуется принцип "небольшой дозировки". Такие мероприятия рассчитаны на людей, которые не приучены к художественному мышлению. В этой связи общение с искусством малообъемно и непродолжительно. На протяжении нескольких минут происходит восприятие одного или нескольких произведений. При этом не производится никакого анализа и оценивания. Суть мероприятия заключается в высказывании собственного впечатления о показанном произведении. В этом случае не должно быть навязывания чьего-либо мнения.

Организация и проведение такого мероприятия предполагают тщательную подготовку. В данном случае учитываются разные аспекты. Внимание обращается на расстановку стульев, интерьер, демонстрационное место. Обязательным должно быть короткое вступление. Оно обеспечит необходимый психологический настрой. Важен и заключительный момент, касающийся непосредственного общения участников.

Специалисты рекомендуют периодически проводить такие мероприятия. Например, можно сделать цикл показов произведений какого-либо автора, приурочив его к юбилею. Очень эффективно использовать двойной художественный ряд. Могут демонстрироваться произведения различных видов, при этом одно будет выступать в качестве фона. К примеру, при показе картины включается музыка Вивальди. В таком случае будут активизироваться два психологических канала: аудиальный и визуальный. Одни впечатления будут усиливать другие.

С особым внимание следует отнестись к содержанию материала. Оно должно быть доступным для понимания и познавательным. Положительные эмоции, вызванные такими пятиминутками, способствуют пробуждению интереса к искусству.

Библиотерапия

Дословно она означает "лечение книгами". Официальное определение библиотерапии дала Ассоциация больничных библиотек. Такое лечение предполагает использование специально отобранных произведений в качестве терапевтических средств в психиатрии и общей медицине. С помощью направленного чтения решаются разные личные проблемы. Изначально терапевтом называли мудреца, мыслителя, безупречного подвижника-аскета, посвятившего жизнь изучению духовной стороны мира. В современном понимании им можно считать "информационного работника, лечащего словом".

Суть терапии

Научно установлено, что чтение книг может оказывать благотворное влияние на человека. Определенные произведения способствуют выздоровлению, поддержанию психологического баланса. Искусство умного, прекрасного, доброго слова может вызвать переворот в сознании, изменить взгляды человека на те или иные явления. Сила художественных произведений очень велика.

Зарождение книготерапии

Впервые лечение произведениями стали использовать в монастырях. Как правило, это были церковные издания. Пастырь читал молитвы перед людьми, разъяснял Закон Божий. В настоящее время библиотерапия используется при лечении людей, страдающих неврозами. При этом воздействие осуществляется не только словом, но и музыкой. Последняя выступает как фон, оттеняя тональность читающего. Истину о том, что слово обладает лечебными свойствами, знали в глубокой древности. Наряду с музыкой оно благотворно влияло на все живое, на настроение и чувства людей. Всем известный Гиппократ специально прописывал пациентам курсы такого лечения. Пифагор в свое время говорил о том, что музыка может избавлять людей от безумства. В период болезни художественное восприятие человека изменяется. Так, некоторых начинают привлекать произведения, наполненные отчаянием и пессимизмом. В таких книгах человек пытается провести параллели со своей жизнью. Бывает и по-другому. Человека, наоборот, привлекают произведения, полные оптимизма и заканчивающиеся хорошо.

Методика

Библиотерапию можно проводить разными способами. Наиболее эффективным считается цикл "лечебных" часов. В рамках каждого из них представляется литературно-музыкальная композиция с определенным психологическим настроем. Специально подбираются стихотворения, проза, мелодия. Литературно-музыкальные композиции должны пробуждать в слушателях добрые, светлые чувства, способствовать обретению ими уверенности, точки опоры в стрессовой ситуации. Книготерапия направлена на коррекцию психологического восприятия окружающего мира.

Принципиальное отличие библиотерапевтических часов от традиционных мероприятий заключается в том, что для воздействия используются исключительно музыка и слово. В таких случаях отсутствует привычная пропаганда книги - элементы беседы, обзора и пр. Ключевая задача библиотекаря - выступить в качестве искусного исполнителя, чтеца. Немаловажное значение имеет и соответствие содержания книги подобранной мелодии. Композицию можно начать с медленной, спокойной музыки, переводя ее постепенно в более оживленную. Завершить мероприятие можно мелодией, передающей звуки природы. Темы часов могут быть самыми разными. Например, читаются произведения о счастье, семье, любви, дружбе, общении с природой, искусством.

Дополнительная информация

Стоит сказать, что сегодня ведутся споры о пользе и вреде тех или других литературных произведений. Терапевтический эффект, несомненно, оказывает книга, написанная духовно здоровым автором. Механизм терапии заключается в узнавании человеком себя в герое произведения, примеривании на себя уроков, которые он извлекает из описываемых событий. Известно, что быстрее выздоравливают оптимистично настроенные люди. Как утверждают представители восточной медицины, лечение не принесет никаких результатов, если человек подавлен и опустошен. Соответственно, не стоит давать пациенту, переживающему разлад в семье, "Анну Каренину". Как показывают наблюдения, чтение Бродского, Шекспира, Бунина способствует избавлению от мрачных мыслей, угнетающих человека. Произведения Достоевского отличаются таинственностью. Они пробуждают в некоторых читателей неизвестные ранее переживания и ощущения. Некоторых утомляют произведения Толстого. Книги Гоголя и Чехова отличаются своей необычностью, многообразием настроений. Есть среди них и веселые, и глубоко философские произведения.

Заключение

В последнее время активность читателей в библиотеках существенно снизилась. Это связано, безусловно, с внедрением в жизнь компьютерных технологий. Все больше людей отдают предпочтение электронным, а не бумажным книгам. Тем не менее библиотеки продолжают работать и привлекать людей, проводить различные мероприятия, направленные на привитие любви к литературе, активизацию познавательного интереса. Для повышения посещаемости необходимо разрабатывать увлекательные программы. При этом основываться нужно на интересах читателей.

Основными посетителями библиотек являются дети. Довольно сложно бывает добиться от ребенка усидчивости и проявления интереса к книге. Для привлечения детей к чтению используются игровые формы библиотечных мероприятий. Изучение литературы, как классической, так и написанной в последние годы, позволяет расширить кругозор, узнать много неизвестных ранее фактов из жизни людей.