Викторина «Мы против коррупции!»

(8-11 кл.)

ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

ОТВЕТ : Является.

ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и...

ОТВЕТ : Лихоимство.

ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

ОТВЕТ : Увольнение

ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

ОТВЕТ : Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

ОТВЕТ : Николай I

ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель?

ОТВЕТ : Взятки

ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

ОТВЕТ : Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
«Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и... Кто, кроме Николая I, не ворует?

ОТВЕТ : Наследник

ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

ОТВЕТ : Причины

ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

ОТВЕТ : Прокуратура

ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

ОТВЕТ : Павел Иванович Ягужинский

ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

ОТВЕТ : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

ОТВЕТ : Мзда

Правовая игра для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети».

Цели проведения: разъяснение сущности, причин и последствий коррупции; антикор­рупционная пропаганда; формирование активной гражданской позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий правовой игры для подростков « ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»

по вопросам антикоррупционного поведения

(в рамках проведения межведомственной акции «Полиция и дети»)

Цели:

Разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду;

Формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры

Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру “Человек и закон”, посвященную такому опасному социальному явлению, как “Коррупция”. (Слайд 1)

Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2):

«С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон)

«Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус)

«Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость)

«Где говорят деньги, там молчит совесть»

К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной.

В России коррупция – словно яма.

С ней тщетно, как с бездорожьем, борются.

И чем настойчивей под неё копают,

Тем только больше она становится.

Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой.

Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции _____________________________.

Я предлагаю у частникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Д ля вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник.

Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании – «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка – 5 баллов.

Выполняется задание.

А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: п ословицы и поговорки о коррупции

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Дай грош - будешь хорош.

Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло.

Когда золото всплывает, то правда тонет.

И умный берет, когда глупый дает.

Суд крив, коли судья лжив.

Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве.

А сейчас настало время подвести итоги первого задания.

Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов.

Ведущий . Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды)

«Коррупция» произошло от лат. corruptio - порча, упадок.

Коррупция – это з лоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Основные ее формы - п одкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Запомните главные признаки проявления коррупции:

1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом.

2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц.

3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию?

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка – 2 балла.

ОТВЕТЫ:

низкая заработная плата государственных служащих;

незнание законов;

желание легкой наживы;

частая сменяемость лиц на различных должностях;

нестабильное экономическое положение в стране;

коррупция как привычка;

низкий уровень жизни населения;

безработица;

неразвитость институтов гражданского общества.

Ведущий . Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ . Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями :

1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды - отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса.

Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки - по-старому это называется мздоимством.

2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение.

Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка – 5 баллов.

ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления.

Слайды.

  1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка).

2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство).

3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).

4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита)

5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство)

6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег)

7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп)

8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата)

Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание.

Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ.

НАКАЗАНИЕ.

Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

4. Вышеуказанные деяния, если они совершены:

а) группой лиц;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей)

Наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Вывод : Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Ситуация № 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

Ситуация № 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.

В России коррупция – словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится.

Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош - будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд Пословицы и поговорки

«Коррупция» от лат. corruptio - порча, упадок. Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников.

Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов дол­ларов. Самая коррумпированная страна - Сомали и Мьянма, а самые благополучные - Финляндия, Новая Зеландия и Дания.

Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей.

Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту, Мудрость чувства, Стойкость в бурях жизни, Мужество во всем и до конца, Верность другу, Преданность Отчизне, Имя гражданина и борца.


(выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

Итак, исходя из выше сказанного

Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

Основные задачи:

● информировать обучающихся о явлении коррупции;

● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

● формировать навыки уверенного поведения;

● корректировать отношение обучающихся к проблемам

коррупции.

Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

Критерии реализации задач.

В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

3. Уровень творческой активности детей

3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

Проведение классных часов;

Оформление стендов по данной тематике;

Информирование родительской общественности о деятельности школы;

Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

Преимущества ролевой игры :

Помогает ученику выразить скрытые чувства.

Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

Изменяет установки.

Учит контролировать чувства и эмоции.

Недостатки ролевой игры

Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

Упрощения могут вводить в заблуждение.

На игру уходит много времени.

Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный

Анализ результатов.

Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

А вот примеры нескольких тренингов:

Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

другой - «отказывающегося».

Упражнение «5 шагов отказа».

Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

● Сразу твердо сказать «нет»;

● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

«Я согласен с Вами, но…»;

● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

Игра «Марионетки».

Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

● Приведите примеры.

Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.

Интеллектуальная игра: Молодежь- против коррупции .

Открытое районное мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции. Участники: Команды городских школ.

Оборудование: Презентация(слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

Цель : разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

Задачи: Выяснить основные виды юридической ответствен­ности, показать, в каких случаях она может наступить; научить ха­рактеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не­правомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

Ход игры.

1.1. Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре : Молодежь - против коррупции» Цель нашей игры - привлечь внимание к актуальной, злободневной проблеме - коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия коррупции В игре принимают команды 8 школ. Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..

За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

Мотивация.

(показ записи видеоблока Президента России –).

2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Д. А. вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!


1.Блок групповой работы. Работа над понятием «коррупция».
Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
Задание 1 .Объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий.
2.Объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода.
(Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка " относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего Россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления , выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
2.Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.) Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

1. 2.Блок групповой работы.
Задание 3.
Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту.
С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

2.1. Блок для работы в группах и конкурс капитанов.

Задание для команд - Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например:

Коррупция

Неизбежная непобедимая

Поглощает разрушает искушает

Вечная спутница любого дела

Спрут

2.2 .Конкурс капитанов 2 Пока команды составляют синквейн, Капианы отвечают на тесты. (Презентация).

2.4. Блок групповой работы.
Задание.
Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
Оптимальные причины коррупции ?( 1.Значительный объем государственных расходов .
2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти.
Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства, Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
(учебник))
Учитель
:
Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус . Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе .
1.5. Блок групповой работы. Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.


1.6. Блок групповой работы.
Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются :
1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
3) органы местного самоуправления ;
4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
5) средства массовой информации .
Виды коррупционных правонарушений:
1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями , за которые установлена дисциплинарная ответственность ;
2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность ;
3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Заключение (пока идет подсчет баллов)

Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней.

XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили , ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
С 1918г . – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
С 1922г . – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т. к коррупция считалась редким явлением.

Цитаты о коррупции
Результаты игры.

Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!

Деловая игра «Город без коррупции».

Оборудование: раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции" (в электронном виде), мишень, кружки красного и зелёного цвета, разноцветные домики из бумаги, видео отрывки фильма "Ты мне я тебе" (режиссёр Александр Серый)

  1. Этап. Организационный момент .

Добрый день уважаемые воспитатели. Я предлагаю вам сегодня сыграть в деловую (интеллектуальной) игру. У вас на столах фигуры разного цвета я предлагаю вам выбрать понравившийся цвет и мы делимся на две команды.

Правила игры в команде: название команды

Выбрать капитана;

В обсуждении принимают участие все;

Высказать своё мнение и выступить перед всеми должен каждый участник команды;

Уметь выслушать каждого;

уважать мнение других.

2 Этап. Мотивация.

Приём - «Проблемная ситуация».

Мероприятие начинается с просмотра видео отрывков фильма «Ты мне я тебе».

Отв.: Как вы думаете, какой теме посвящено наша игра?

Не случайно был выбран данный отрывок для обсуждения с участниками, так рассматриваемый случай связан с явлением коррупции.

В ходе дискуссии, обсуждая отрывок, каждый участник высказывает своё мнение и участниками формулируется тема занятия.

Ответственный вывешивает надпись : Город без коррупции

3 Этап. Определение цели.

Ответственный предлагает участникам прочитать цитату Томаса Гоббса

"Коррупция "есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам".
Томас Гоббс

и на основании рассмотренного отрывка из фильма и цитаты обсудить в группах и сформулировать цель занятия.

Вопросы:

В чем заключается важность данной темы? В чем заключается важность данной темы для вас лично? Какой результат вы должны получить в конце работы?

Цель:

1.Сформировать представление о том, что такое коррупция, ознакомиться с причинами возникновения коррупции. Как молодежь может помочь в борьбе с коррупцией. Формирование собственного мнения и позиции по отношению к этому вопросу.

2.Развить способности высказывать свое мнение и аргументировать его.

3. Воспитать чувство ответственности перед своим государством. Основная задача - сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.

4 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра (этап вызова).

Вступительное слово: Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции. Сегодня работа организована в группах в форме игры «Город без коррупции».

Учитель: Чтобы создать город без коррупции, мы должны понимать смысл понятия «коррупция».

Предлагаем вам игру

  1. «Снежный ком» Приём "Мозговой штурм"

Слепим «снежный ком» о понятии «коррупция».

Каждой команде даются листы бумаги, для написания слов.

Задание каждой команде: Какие ассоциации возникают у вас со словом «коррупция»

(взятка, подкуп, обман, мошенничество и т.д.)

Учащиеся пишут слова на отдельных листах бумаги.

Затем зачитывают слова, делают из них большой ком и символично выбрасывают.

Ответственный:

Согласно Российскому законодательству, коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Игра «Найди определение»

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения.

Мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Дача взятки - это процесс передачи материальных ценностей в личное распоряжение должностному лицу особой, заинтересованной в его определенных действиях или в бездействии.

Получение взятки - преступление против интересов государственной (муниципальной) службы, заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо выгод имущественного характера за действия...

Шанта́ж — угроза компрометирующих или клеветнических разоблачений с целью вымогательства чужого имущества или разного рода уступок.

Вымогательство — требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.

Злоупотребление служебным положением - это какое-либо умышленное использование должностным лицом своих прав и возможностей, связанных с должностью, вопреки интересам службы.

Коммерческий подкуп - экономическое преступление направлено против интересов службы в коммерческой или иной организации и состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему в ней управленческие функции (а равно в незаконном получении таким лицом), денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

О чем гласит народная мудрость… Приём "Домино"

Командам предлагают четыре незаконченные пословицы и поговорки. Их окончания написаны на других листах. Учащимся необходимо подобрать правильное окончание к этим фразам. Объясните смысл пословиц и поговорок?

Не подмажешь, не поедешь - вымогательство, взяточничество.

Рука руку моет - групповая запланированная деятельность в подкупе.

Загребать жар чужими руками - несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.

Видит око, да зуб не мед - безрезультативность действий борьбы с коррупцией

Ответственный: Историческая справка.

Коррупция - сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. Здесь перечислено 40 способов хищения казенного имущества и делается вывод о том, что легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников.

Игра Перевертыши.
Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
Фразы:
Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.

Физкультминутка

Приём "Эстафета".

Ученики по цепочке встают и садятся в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Затем поднимают руки. Делают вращательные движения руками.

  1. Кластер.

Приём "Кластер".

Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции (Слайд 6)

Задание: В течение 3-х минут учащиеся пишут на цветных кружочках, которые получили в начале занятия причины коррупции и размещают их на доске в форме виноградной грозди вокруг фразы «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ». Чья команда напишет больше причин, та команда зарабатывает большее количество баллов.

Причины коррупции (кластер):

Примерная схема-кластер

(Слайд 7)

Низкая заработная плата государственных служащих

Незнание законов

Желание легкой наживы

Частая сменяемость лиц на различных должностях

Нестабильность в стране

Коррупция как привычка

Низкий уровень жизни населения

Слабая развитость государственных институтов

Безработица

6. Ситуации.

Приём "Поединок"

Каждой команде в электронном варианте предлагается ФЗ «О противодействии коррупции» (электронное приложение).

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

В каждой команде назначают дуэлянтов, остальные ученики выполняют роль секундантов. Соперники от каждой команды сходятся по очереди в интеллектуальном поединке. Один ученик высказывает свою точку зрени, а его соперник, произносит контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность.

Ситуации:

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Петрова А. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Ответственный: Давайте рассмотрим виды коррупции

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников . В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи ( этой категории также относится кумовство - непотизм ).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса . Например , в случае хозяйственного спора , стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу .

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах . Она касается стоящих у власти групп , недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей .

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому , что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые , и начальники . Оценка потенциальной выгоды и рисков , связанных с коррупцией , в упрощённой форме описывается следующей моделью : Начальник - Подчинённый

Ситуации:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго".

Я живу в Дагестане в маленьком городке. У нас все друг друга знают, многие дальние или ближние родственники, поэтому учителя помогают сдавать ЕГЭ. Зато я поступил в престижный Университет и когда закончу - подберут хорошее место работы.

Я без очереди положил свою мать в больницу на операцию, дав взятку. Для меня ее здоровье важнее.

Я нарушил скоростной режим и мог лишиться водительских прав, поэтому сам предложил инспектору договориться.

Ответственный: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.

Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

5 Этап. Заключение.

Подведение итогов и награждение команд.

Ответственный : Выскажите своё мнение «Что могу сделать я?»

На доске написана фраза «Город без коррупции».

На фоне музыкального произведения - Моцарт. Концерт для скрипки и оркестра № 7 D- dur, учащиеся пишут на листочках (в форме домиков) высказывания, читают их и крепят на доске, создавая город (приём "Активный концерт" - информацию, которую надо усвоить, читают в слух в сопровождении экспрессивной музыки).

Примерные высказывания:

  • не давать и не брать взятки;
  • стараться добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности;
  • предавать гласности случаи коррупции.

Мы также можем:

  • изменить существующую систему и создать законы, которые бы защищали активных граждан, выступающих против коррупции;
  • писать об известных случаях коррупции в местную газету;
  • принимать участие в проводимых во всем мире многочисленных кампаниях, акциях по борьбе с коррупцией;
  • изучать данное явление;
  • Знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами борьбы с коррупцией.

Ответственный: Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Рефлексия. Приём "Интеллектуальный тир".

Учащиеся в соответствующем поле мишени прикрепляют цветной магнит.

Активно участвовал (а) Было интересно

Заключение: По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе нашим детям получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост - начни с себя!