Понятие, классификация и этапы развития МНО

Интеграция мирохозяйственных связей, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.

Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определенных целей. Международные организации делятся на международные межправительственные (межгосударственные) организации и международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации.

Общепринятая классификация международных организаций по ряду критериев (признаков) приведена в таблице:

Международные межправительственные организации (ММПО) создаются на базе межгосударственных договоров, их членами являются государства (в лице высших государственных чиновников). Они имеют постоянно действующие органы и обладают международной правосубъектностью.

Международные неправительственные организации создаются без межправительственного соглашения. Членство в них открыто для любого лица, согласного с целями и задачами организации. Такие организации являются некоммерческими и часто имеют консультативный статус при ММПО. Примером может служить Международная ассоциация рекламы (отраслевая), расположенная в Нью-Йорке, или Международная ассоциация переводчиков (профессиональная), расположенная в Женеве. Международная торговая палата является межотраслевой международной организацией.

Этапы развития международных организаций

Развитие международных организаций определяется сложившимся в мире балансом сил и имеет внутреннюю логику. Условно можно выделить такие этапы развития международных организаций.

Послевоенные 1940-1950-е гг . Безусловное доминирование США в . Желание закрепить и стабилизировать сложившееся соотношение сил приводит к созданию , ОЭСР, ГАТТ. Эти организации возникают по инициативе или под эгидой США и осуществляют регулирование международных экономических и финансовых отношений по либеральным рецептам, в основном в интересах наиболее .

В 1960-е гг . завершается восстановление разрушенной Западной Европы , происходит экономическое чудо в Японии, нарастают национально-освободительные движения в бывших колониях. Мир становится многополярным. На этом фоне расширяется состав . Созданы и ЮНИДО, призванные защищать интересы прежде всего , освободившихся от политической зависимости стран. Получают развитие общественные независимые неправительственные организации.

1970-1980-е гг . характеризуются энергетическим и общим экономическим кризисом развитых стран . В 1975 г. образована « » как попытка урегулирования острых проблем международных экономических отношений силами наиболее развитых доминирующих в мире стран. На фоне нарастания трансграничного движения капитала, в том числе в развивающиеся страны, идет развитие структур Всемирного Банка. Расширяется кредитная деятельность . Международные организации стараются преодолеть кризис неплатежей.

В 1990-е гг . идет активная интеграция бывших стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и в мирохозяйственные связи посредством их включения в те или иные финансово-экономические международные организации, стимулирующие необратимость рыночных (либеральных) преобразований на постсоветском пространстве.

В начале XIX в. идет поиск направлений совершенствования созданного механизма регулирования , который явно не справляется с поставленными целями и рождает новые противоречия.

Направления совершенствования регулирования мирохозяйственных связей

Основные приоритеты в сфере совершенствования международного управления были сформулированы в 2002 г. в Йоханнесбурге:

Для международных институтов:

  • модернизация системы учреждений и программ ООН;
  • тесное сотрудничество между , ВБ, ;
  • большая прозрачность, обеспечение информацией и доступа на переговоры для наблюдателей и участников неправительственных международных организаций.

Для правительств:

  • подготовить и принять национальные и локальные варианты «Повестки дня на XXI в.»;
  • выполнять принятые в Рио-де-Жанейро обязательства по свободе экологической информации, участию общественности и доступу к правосудию;
  • ратифицировать и проводить в жизнь договоры по вопросам экологии;
  • соблюдать финансовые обязательства, принятые в Рио-де-Жанейро.

Для неправительственных организаций:

  • следить за соблюдением правительством и корпорациями международных норм и принципов;
  • укреплять транснациональную сеть НПО и их сотрудничество;
  • добиваться партнерских отношений с деловыми кругами, правительствами и международными институтами;
  • выступать в защиту сильной экологической политики и прозрачности управления на глобальном, национальном и местном уровнях.

Для бизнеса:

  • участвовать в Глобальном договоре ООН и других корпоративных кодексах поведения, иметь независимый мониторинг их выполнения;
  • уважать положения международных договоров в сфере охраны окружающей среды, прав человека, трудовых договоров и стандартов;
  • добиваться партнерских отношений с НПО, правительствами и международными институтами.

international organisations) - 1) объединения государств или объединения национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов для консультаций, координации деятельности, выработки и достижения общих целей в различных областях международной жизни (политической, экономической, научно-технической, социальной, культурной, военной и т.д.); 2) одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества государств между собой.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

фр. organisation, от лат. organizo - придаю стройный вид, устраиваю) - одна из основных организационно-правовых форм международного сотрудничества в современном мире; добровольные организации, деятельность которых охватывает самые разные аспекты международных отношений: экономические, политические, культурные. Число международных организаций неуклонно растет - если в начале XX в. существовало около 40 межправительственных и 180 неправительственных организаций, то в настоящее время их насчитывается около 300 и 5000 соответственно. Первой международной организацией был Всемирный почтовый союз, созданный в 1875 г. К современным международным организациям относят: 1) региональные организации: Совет Европы, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Лигу арабских государств (ЛАГ), Организацию Исламская Конференция (ОИК), Организацию Африканского Единства (ОАЕ), Организацию американских государств (ОАГ); 2) организации экономического характера: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и др.; 3) профессиональные организации: Международную организацию журналистов (МОЖ), Международную Ассоциацию политических наук (МАПН), Международную организацию криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ); 4) демографические организации: Международную демократическую федерацию женщин (МДФЖ), Всемирную Ассоциацию молодежи (ВАМ); 5) организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский комитет (МОК); 6) военно-политические организации: Организацию Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС) и пр.; 7) профсоюзные организации: Международную конференцию свободных профсоюзов (МКСП), Всемирную конфедерацию труда (ВКТ) и пр.; 8) различные организации в поддержку мира и международной солидарности: Всемирный совет мира (ВСМ), Международный институт мира в Вене и др.; 9) организации в защиту жертв войн, катастроф и стихийных бедствий: Международный Красный Крест (МКК); 10) экологические организации: Гринпис и др. Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), учрежденная в 1945 г. в целях поддержания мировой системы безопасности. В Уставе ООН закреплены такие принципы международного сотрудничества, как суверенное равенство всех ее членов, разрешение международных споров мирными средствами, отказ от применения силы, невмешательство во внутренние дела государств. Структуру ООН составляют: 1) Секретариат ООН (во главе с Генеральным секретарем); 2) Совет Безопасности (15 стран, из них - 5 постоянных членов, имеющих право вето - Россия, США, Великобритания, Франция, КНР); 3) Генеральная ассамблея (все страны-члены организации); 4) целый ряд организаций - структурных единиц ООН, среди которых: ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры), МВФ (Международный валютный фонд), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНИСЕФ (Международный детский фонд), Международный суд.

Основные международные организации и их роль в системе международных отношений.

Для понимания сущности международных политических отношений необходимо определение основных субъектов мировой политики. В политологической литературе чаще всего выделяют четыре основных субъекта, которые играют су­щественную роль в системе международных отношений: нацио­нальные государства, межгосударственные объединения, между­народные правительственные организации и внегосударственные (неправительственные) организации и движения. Кратко остановимся на их характеристике.

Национальные (суверенные) государства выступают в системе международных отношений в качестве главных субъектов внешнеполитической деятельности. На международной арене они входят в различные отношения между собой, определяют формы конкретных взаимосвязей и взаимодействий в рамках мирового сообщества, на региональном уровне, а также на двусторонней основе. Нередко те или иные аспекты международной политики даже персонифицируются с конкретными политическими руководителями отдельных стран: наполеоновские войны, доктрина Монро, план Маршалла для послевоенной Европы и т.д.

Межгосударственные объединения представляют собой коалиции государств, военно-политические блоки (например, НАТО), интеграционные организации (ЕС), политические ассоциации (Лига арабских стран, Движение неприсоединения). Это объединения на межгосударственной основе, играющие в современной политике весьма важную роль.

Международные правительственные организации – особый тип объединений, куда входят представители большинства стран мира, нередко имеющие несовпадающие политические ориентации и интересы. Такие организации создаются для обсуждения проблем, имеющих всеобщее значение, и для координации деятельности мирового сообщества (ООН, ЮНЕСКО и др.).

В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств-членов.

Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.

Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.

Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.

Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.

Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т.е. обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами-членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеназванными признаками, считается международной межправительственной организацией.

Например, Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949 г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, содействие их экономическому и социальному прогрессу.

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на таких проблемах, как правовое обеспечение прав человека, содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности, поиск совместных решений социальных проблем, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы и др.

Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств-членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств-членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле.

Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные организации. Роль и тех и других значительна, и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни.

Международной неправительственной организацией считается любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли они в начале 19 в., а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами. К примеру, комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.



Негосударственные (неправительственные) международные организации и движениятакже являются активными субъектами политики. В их число входят международные объединения по­литических партий (например, христианских, коммунистических, социалистических – Социнтерн), профессиональных союзов (Всемирная федерация профсоюзов, Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.), молодежи, студентов, пацифистские движения и т.д.

Особую роль в последнее время начинают играть нефор­мальные международные движения и организации, такие, как «народная дипломатия», «зеленые» и др. К негосударственным международным организациям в современной литературе относят также многонациональные корпорации, церковно-религиозные объединения и ряд других, которые, не являясь организациями политического характера, тем не менее, оказывают существенное воздействие на международные политические процессы.

Следует обратить особое внимание на те субъекты междуна­родной политики, которые играют деструктивную роль и могут создавать угрозу нормальному развитию международных отно­шений, подрывать как международную, так и национальную безопасность. Таковыми, во-первых, являются государства, про­возглашающие претензии на мировое господство, а также строящие свою внешнюю политику на базе захватнических и реваншистских устремлений. Во-вторых, деструктивными субъектами между­народной политики являются международные террори­стические группы и организации, транснациональные объединения наркобизнеса, интернациональные мафиозные структуры, масонские организации, некоторые международные религиозные объединения. Отношения между субъектами политики на международной арене строятся и развиваются на различной основе. Это могут быть отношения сотрудничества и борьбы, взаимной поддержки и конкуренции. Особое значение в мирном разрешении между­народных конфликтов имеет политика разумных компромиссов, учитывающих обоюдные интересы государств.

Как правило международные организации разделяют на две основные группы:

1. Межгосударственные (межправительственные). Они учреждаются группой государств на основе международного договора. В рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран членов этих организаций.

Цель – привести к некоторому общему знаменателю внешнюю политику участников по вопросам их деятельности.

2. Международные неправительственные. Возникают путем объединения физических и юридических лиц, деятельность которых вне рамок официальной внешней политике государств.

Еще одна классификация:

v По кругу, составу участников

§ Универсальные

§ Региональные

v По функциональному назначению

§ Специальной компетенции

v По порядку вступления новых членов

§ Открытые

§ Закрытые

v По характеру полномочий

§ Наднациональные

§ Созданные, чтобы привести к общему знаменателю политику нескольких государств по какому-л. вопросу.

#1 – ООН: межгосударственная, универсальная, общая, открытая, наднациональная.

#2 – green pieces: неправительственная, универсальная, специальной компетенции, открытая, наднациональная.

Межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие, потому как главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Однако число международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, и на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа (в 1998 году около 6 тыс. таких организаций), что является следствием глобализации мировой системы.

Масштабы, характер и степень воздействия межгосударственных организаций на международно-политическую жизнь различны. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений, в их числе ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, Совет Европы, СНГ и др.

Деятельность основных организаций:

ООН - создана в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В настоящее время ООН объединяет 192 государства (кроме Ватикана). ООН занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии:

· ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

· Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений, по которому сверяют другие международные договоры и соглашения.

· Под покровительством ООН существует большое число других межправительственных организаций.

· ООН наделена исключительно важной компетенцией - решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов.

Генеральная Ассамблея: собирается ежегодно на регулярные сессии (а также на специальные и чрезвычайные сессии); решения принимаются простым большинством голосов (каждое государство имеет 1 голос), не являются обязательными для стран-участников, но имеют для мирового сообщества значительный авторитет.

Совет Безопасности состоит из 15 членов, 5 из которых (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) постоянные и обладают правом «veto». Остальные избираются Генеральной Ассамблеей на два года. Решения принимаются большинством голосов (9 из 15). Совет Безопасности обладает исключительно широкими правами, включая право вводить экономические санкции и принимать решение о применении вооруженных сил при возникновении угрозы миру и безопасности.

Экономический и Социальный Совет занимается экономическими и социальными вопросами в рамках ООН (организует обсуждение, проводит исследования, конференции, готовит доклады, вырабатывает рекомендации по проблеме). В его состав (ежегодно обновляемый на одну треть) входят 54 государства, избираемые Генеральной Ассамблеей.

Совет по опеке был создан для того, чтобы содействовать установлению независимости и самоуправлению 11 подопечных территорий, существовавших к моменту образования ООН. Функционирование этого органа было фактически приостановлено, когда в 1994 г. последняя из них обрела независимость.

Секретариат выполняет административные функции (число сотрудников более 15 тыс. человек из разных стран), его возглавляет Генеральный Секретарь ООН, который играет важную политическую роль в деятельности организации и назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Международный Суд размещается в Гааге (Нидерланды), состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девятилетний срок по критериям компетенции, которые рассматривают спорные вопросы только между государствами и только при их обоюдном согласии, решения Суда обязательны к исполнению. За время существования Суда на его рассмотрение было передано свыше 70 споров между государствами и запрошено свыше 20 консультативных заключений.

В ООН входят также 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера (например, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Некоторые из них возникли задолго до создания ООН (Международная организация труда, Почтовый Союз). Самыми влиятельными из этих 14 учреждений и вообще очень влиятельными в мире являются 3 организации:

· МБРФ (банк реконструкции и развития)

· МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергии – контроль за распространением ядерной энергии)

К числу этих 14 можно добавить еще 4, которые официально не имеют статуса специализированных учреждений, но действуют под эгидой ООН на основе спец. соглашений. # ЮНЕП – программа ООН по окружающей среде, ПРООН – программа развития ООН.

Вывод: ООН в настоящее время потерял былую власть и влияние. Последний генеральный секретарь Пан Ги Мун подписал соглашение, и теперь по сути ООН является подчиненной структурой НАТО в военном плане. Теперь есть три варианта:

· Полностью отказаться от ООН, реформировать, создать принципиально другую структуру.

· Оставить все как есть, время само все расставит.

· Провести модернизацию ООН. Усилить обязательность для государств – членов.

Организация Североатлантического договора НАТО – военно-политический союз, создан на основе Североатлантического договора (был подписан в 1949 г. в Вашингтоне двенадцатью государствами – США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Канада, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия.

Его суть – оказание участниками помощи друг другу в случае вооруженного нападения на одного из них). В настоящее время НАТО включает 26 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе. Высшей политической инстанцией Союза является Североатлантический совет, который определяет направления деятельности НАТО. Сессии проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры. Основная часть вооруженных сил стран-участников находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление.

ЕС - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе.

Уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

Включает Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту.

Основные цели Союза: 1. введение европейского гражданства; 2. обеспечение свободы, безопасности и законности; 3. содействие экономическому и социальному прогрессу; 4. укрепление роли Европы в мире. Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности. Основные направления политики ЕС определяется на проводимых дважды в год встречах глав государств и правительств (сессии Европейского совета). Совет принимает решения на основе «диалога» с Комиссией - главным исполнительным органом ЕС.

Особенностью ЕС является существование Европейского парламента, депутаты которого (626 человек) избираются прямым голосованием. По объему полномочий Европейский парламент нельзя считать аналогом национальных законодательных органов, однако роль его в разработке интеграционной политики растет.

Суд ЕС играет важную роль в формировании специфического «права сообщества».

Каждый сотрудник любой структуры ЕС обязан руководствоваться только интересами сообщества в целом (а не интересами страны, которую он представляет в. Сам факт существования Европейского союза, с одной стороны, оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами, с другой стороны, ЕС становится все более заметной единицей в системе глобальных международных отношений, позволяющая государствам-членам «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями.

В 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, предусматривающее, в частности, и развитие политического диалога между сторонами. Еще одна проблема, стоящая на повестке дня ЕС, - активизация военно-политической интеграции. Реализация этой линии планируется через Западноевропейский союз (ЗЕС), который должен стать своего рода «военной рукой» Европейского союза, а со временем превратиться в его составную часть.

Таким образом, происходит расширение как круга участников интеграционного объединения, так и его функциональной сферы. Общая тенденция представляется достаточно очевидной - ЕС превращается в важнейший структурный элемент политической и экономической организации континента.

Содружество независимых государств. СНГ - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. В 1993 году принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

Пост председателя СНГ переходит по очереди от одного главы государства к другому. Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия). Межпарламентская ассамблея СНГ - занимается принятием законодательных актов, а также приведением законодательств СНГ под мировые стандарты.СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку.

В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса станоления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения - все еще дело будущего.

Ольга Нагорнюк

Зачем нужны международные организации?

Современный мир находится на этапе постиндустриального развития. Его отличительными чертами являются глобализация экономики, информатизация всех сфер жизни и создание межгосударственных объединений — международных организаций. Зачем страны объединяются в такие союзы и какую роль они играют в жизни общества? Об этом мы порассуждаем в нашей статье.

Цель существования международных организаций

Человечество пришло к осознанию того, что проблемы, будь то политический или экономический кризис, эпидемия СПИДа или свиного гриппа, всемирное потепление или дефицит энергоресурсов, следует решать сообща. Так родилась идея создания межгосударственных объединений, которые получили название «международные организации».

Первые попытки создать межгосударственные союзы относятся к античности. Первая торговая международная организация Ганзейский торговый союз появилась во времена средневековья, а попытка создать межнациональное политическое объединение, которое помогало бы мирному урегулированию острых конфликтов, пришлась на начало XX века, когда в 1919 году была основана Лига наций.

Отличительные черты международных организаций:

1. Статус международных получают лишь объединения, в которых состоят 3 и более государств. Меньшее количество членов дает право называться союзом.

2. Все международные организации обязаны уважать государственный суверенитет и не имеют права вмешиваться во внутренние дела стран-членов организации. Другими словами, они не должны диктовать правительствам стран, с кем и чем торговать, какую конституцию принимать и с какими государствами сотрудничать.

3. Международные организации создаются по подобию предприятий: у них есть свой устав и органы управления.

4. Международные организации имеют определенную специализацию. Например, ОБСЕ занимается решением политических конфликтов, в ведении Всемирной организации здравоохранения находятся вопросы медицины, Международный валютный фонд занимается выдачей кредитов и финансовой помощи.

Международные организации подразделяются на две группы:

  • межправительственные, созданные путем объединения нескольких государств. Примером таких объединений могут служить ООН, НАТО, МАГАТЭ, ОПЕК;
  • неправительственные, называемые еще общественными, в образовании которых государство не принимает участие. К ним относятся Greenpeace, Международный комитет Красного Креста, Международная автомобильная федерация.

Цель международных организаций — найти оптимальные пути решения проблем, возникающих в сфере их деятельности. Совместными усилиями нескольких государств с этой задачей справиться легче, чем каждой стране в отдельности.

Самые известные международные организации

Сегодня в мире насчитывается порядка 50 крупных межгосударственных объединений, каждое из которых распространяет свое влияние на определенную сферу деятельности общества.

ООН

Наиболее известным и авторитетным международным альянсом является Организация Объединенных Наций. Она была создана в 1945 году с целью предупреждения возникновения Третьей мировой войны , защиты прав и свобод человека, проведения миротворческих миссий и предоставления гуманитарной помощи.

Сегодня членами ООН являются 192 страны, в том числе Россия, Украина и США.

НАТО

Организация Североатлантического договора, называемая еще Североатлантическим Альянсом, — это международная военная организация, основанная в 1949 году по инициативе США с целью «защитить Европу от советского влияния». Тогда членство в НАТО получили 12 стран, сегодня их число выросло до 28. Помимо Соединенных Штатов, в НАТО входят Великобритания, Франция, Норвегия, Италия, Германия, Греция, Турция и др.

Интерпол

Международная организация уголовной полиции, объявившая своей целью борьбу с преступностью, была создана в 1923 г., и сегодня насчитывает в своем составе 190 государств, занимая по численности стран-членов второе место в мире после ООН. Штаб-квартира Интерпола расположена во Франции, в Лионе. Это объединение уникально, поскольку не имеет больше аналогов.

ВТО

Всемирная торговая организация была учреждена в 1995 году в качестве единого межгосударственного органа, контролирующего разработку и внедрение новых торговых отношений, в том числе снижения таможенных пошлин и упрощения правил внешней торговли. Сейчас в ее рядах насчитывается 161 государство, среди них — почти все страны постсоветского пространства.

МВФ

Международный валютный фонд, по сути, является не отдельной организацией, а одним из подразделений ООН, отвечающим за предоставление нуждающимся странам кредитов на развитие экономики. Средства выделяются исключительно на условиях выполнения страной-получателем кредита всех рекомендаций, выработанных специалистами фонда.

Практика показывает: заключения финансистов МВФ не всегда отражают реалии жизни, примером тому служит кризис в Греции и сложная экономическая ситуация в Украине.

ЮНЕСКО

Еще одно подразделение Организации Объединенных Наций, занимающееся вопросами науки, образования и культуры. Задача этого объединения — расширение сотрудничества между странами в сфере культуры и искусства, а также обеспечение свобод и прав человека. Представители ЮНЕСКО борются с безграмотностью, стимулируют развитие науки, решают вопросы равенства полов.

ОБСЕ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе считается крупнейшей в мире международной организацией, отвечающей за безопасность.

Ее представители присутствуют в зонах военных конфликтов в качестве наблюдателей, контролирующих соблюдение сторонами условий подписанных соглашений и договоренностей. Инициатива по созданию этого союза, который сегодня объединяет 57 стран, принадлежала СССР.

ОПЕК

Организация стран-экспортеров нефти говорит сама за себя: в ее состав вошли 12 государств, торгующих «жидким золотом» и контролирующих 2/3 всего мирового запаса нефти. Сегодня ОПЕК диктует цены на нефть всему миру, и не мудрено, ведь на долю стран-членов организации приходится почти половина экспорта этого энергоресурса.

ВОЗ

Основанная в 1948 году в Швейцарии Всемирная организация здравоохранения входит в состав ООН. Среди ее самых весомых достижений называют полное уничтожение вируса оспы. ВОЗ разрабатывает и внедряет единые стандарты медицинского обслуживания, предоставляет помощь в разработке и реализации государственных программ здравоохранения, выступает с инициативами, пропагандирующими здоровый образ жизни.

Международные организации — признак глобализации мира . Формально они не вмешиваются во внутреннюю жизнь государств, однако на самом деле имеют эффективные рычаги давления на страны, входящие в состав этих объединений.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще