В системе международных отношений межгосударственные отношения играют основную роль, так как государство это единственный субъект, который обладает суверенитетом, но, как это уже указывалось выше, в современном мире обозначилась тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами становятся международные организации.

История создания же международных организаций берет свое начало в Древней Греции, где в 6 в. до н.э. были созданы такие первые постоянные международные объединения, как Лакедемонская и Делосская симмакии (союзы городов и общин). Уже на данном этапе симмакии и амфиктионии имели достаточно четкую внутреннюю структуру. Высшим органом в них было общее собрание, которое собиралось в первой - один раз в год, во второй - два раза в год. Решения общего собрания были обязательны для всех членов союза и принимались простым большинством голосов.

С развитием международных экономических связей начал формироваться механизм международных союзов по координации деятельности государств в специальных областях. Первым таким союзом (в эпоху средневековья), объединившим северо-немецкие города, был Ганзейский торговый союз.

Дальнейшее развитие международных отношений обусловило расширение и усложнение международного общения государств. Потребности экономического развития диктовали необходимость международного регулирования ряда новых областей межгосударственных отношений. Такой новой формой становятся всеобщие административные союзы или, как их называли, унии. Изначально такие союзы на базе постоянной организации стали складываться в области таможенных отношений. Это были объединения независимых государств на основе заключенного между ними договора по созданию совместных органов таможенного регулирования на таможенных территориях стран-участниц.

Международное сотрудничество государств на базе постоянных организаций в дальнейшем нашло свое продолжение и развитие в сфере транспорта. Началом послужило сотрудничество в сфере судоходства по международным рекам в рамках создаваемых для этих целей международных комиссий. Например, регламентом Рейнского судоходства (1831г.) и заменившим его актом Рейнского судоходства (1868г.) была создана такая первая комиссия, каждое из прибрежных государств назначало по одному представителю, которые образовывали Центральную Комиссию.

С 60-х гг. XIX века начинают возникать международные межправительственные организации: Международный союз для измерения земли (1864г.), Всемирный телеграфный союз (1865г.), Всемирный почтовый союз (1874г.), Международное бюро мер и весов (1875г.), Международный союз охраны промышленной собственности (1883г.), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886г.), Международный противоневольнический союз (1890г.), Международный союз для публикации таможенных тарифов (1890г.), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890г.). Характерным для всех этих союзов было то, что они обладали (и обладают) постоянными органами. Руководящими органами их были, как правило, конференции (конгрессы), а исполнительными постоянными органами были бюро или комиссии.

Вторая половина XIX века ознаменовалась интенсификацией международных экономических, научных, технических связей государств. Это и ознаменовало собой новый этап в развитии и усложнении таких форм международных организационных связей как международные конференции и конгрессы. Вообще, такая форма межгосударственного общения известна еще с древности. Средневековая история дает много примеров съездов государей в той же Германии и других странах Западной Европы, в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.

Когда на рубеже XIX и XX века угроза войны стала очевидной, начали создаваться военно-политические коалиции между крупнейшими государствами Европы. Постепенно число государств-участников таких коалиций росло - крупные государства втягивали в их число небольшие государства в качестве своих сторонников. Такая система военно-политических блоков явно прослеживается в двух, сложившихся к 1914г. блоках: Россия, Франция, Великобритания, с одной стороны, Австрия и Оттоманская империя - с другой. К этому периоду относится попытка создания международной организации безопасности путем созыва Гаагских мирных конференций в 1899 и в 1907гг. Итогом созыва этих конференций стало учреждение в Гааге Третейского суда. Однако арбитраж был не в состоянии предотвратить то, к чему был обращен ход развития Европы и всего мира последние 100 лет.

Первой исторически новой формой организации международных отношений явилась Лига Наций, которая возникла после первой мировой войны. Это была попытка создания международной межправительственной организации политического характера на постоянной основе.

С 1915г. стали выдвигаться проекты создания международных организаций мира и безопасности: проект «Соединенных Штатов Европы» или «общества наций». Лозунгами этих проектов, учитывая военную обстановку, были: 1) прекращение войны; 2) упорядочение условий труда и порядка разрешения конфликтов между трудом и капиталом в международном масштабе; 3) устранение неравного положения колониальных народов. Указанные проекты в большей или меньшей степени легли в основу Статута Лиги Наций.

Создание Лиги - первая попытка учредить универсальную международную организацию по поддержанию мира и безопасности, а также первая попытка создания для этого универсального механизма. Лига Наций провозгласила своей целью обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств. Но, кроме этого, она была наделена еще и другими функциями. На нее, например, был возложен контроль за колониальными мандатами, защита национальных меньшинств, регистрация международных договоров.

Первыми членами Лиги Наций были 26 государств суверенных и 4 доминиона, участвовавшие в первой мировой. Вторую группу стран составили 13 «приглашенных» государств, которые не участвовали в войне. Не смотря на то, что Лига Наций была создана практически на основе американского проекта, США не принимали участие в работе этой организации, так как американский сенат не ратифицировал Версальский договор, а тем самым и Статут Лиги.

Основными органами Лиги являлись Собрание всех представителей членов Лиги (Ассамблея), Совет и Постоянный секретариат.

В 1926г. после заключения договора в Локарно, в Лигу Наций вступила Германия. Этот факт породил внутри организации массу разногласий, которые закончились в 1933г. заявлением о выходе из нее двух государств - Японии и Германии. Советский Союз вступил в Лигу 15.09.1934г. по инициативе французской дипломатии, эту инициативу поддержали 30 государств-членов Лиги Наций. Однако, вступая СССР, отмежевался от ряда принятых ранее Лигой Наций решений, например, Советское правительство заявило об отрицательном отношении к системе колониальных мандатов, и подчеркнуло, что считает серьезным пробелом отсутствие признания равноправия всех рас и наций.

Лига Наций юридически была ликвидирована лишь 18.04.1946г., а фактически она прекратила свою деятельность еще в сентябре 1939г.

В соответствии с Версальским договором 1919г. те из бывших германских колоний, которые после первой мировой войны не попали непосредственно в руки держав-победительниц, поступали в распоряжение Лиги Наций, в ее распоряжение перешли также арабские земли бывшей Турецкой империи - Сирия, Палестина, Транс Иордания, Ирак. Все эти территории были переданы Лигой наций в управление отдельным государствам-победителям в соответствии с особыми договорами - мандатами за неимением первой возможностей и инструментария управлять данными колониями. Контроль за осуществлением мандатов со стороны организации был чисто формальным и фактически, колонии Германии и Турции были просто разделены между победителями, как и те, которые были непосредственно завоеваны в ходе войны.

И в целом, если говорить о деятельности Лиги Наций, то она с самого начала была скорее общеевропейской, нежели по-настоящему международной организацией. Она не смогла справиться со своей уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию и Испанию, Германии - на Австрию и Чехословакию.

Однако, не смотря на все недостатки, Статут Лиги был замечательным документом для своего времени. Его статьи об ограничении вооружений, урегулировании споров в судебном порядке или путем обращения в Постоянную палату международного правосудия, о взаимной гарантии территориальной целостности, о мерах в целях поддержания мира, о санкциях в отношении государства, прибегнувшего к войне в нарушение обязательств по Статуту Лиги Наций, об обеспечении соблюдения международных договоров и норм международного права, об обязательности сотрудничества государств-членов были в то время новшеством. Эти положения были впоследствии заимствованы и развиты в Уставе ООН. Как положительный, так и отрицательный опыт не прошел бесследно, из него были извлечены соответствующие уроки при создании ООН, самым главным из которых было понимание необходимости более тесного сотрудничества даже самых разных государств в рамках международной организации.

2. Совокупность естественных морфо-функциональных свойств в каждый момент жизни человека определяет его…
а) телесность
б)физическое образование
в)физическое состояние
г)физическое развитие

3. Упражнения «на координацию» целесообразно выполнять в…
а) подготовительной части урока
б)начале основной части занятия
в)середине основной части
г)конце основной части занятия

5. Снижению веса тела способствуют комплексы упражнений характеризующиеся…
а) большим объёмом и умеренной интенсивностью
б)локальным воздействием на группы мышц в местах жировых отложений
в) небольшим отягощением и большим количеством повторений
г) большим количеством подходов и ограниченным количеством повторений
Отметьте все позиции.

6.Значение правильной осанки заключается в том, что она…
а) создаёт оптимальные условия для функционирования всех вегетативных органов: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов пищеварения, выделения и др.
б) выполняет рессорную функцию
в)в определенной мере способствует предупреждению полноты
г)выполняет, кроме всего прочего, немаловажную эстетическую функцию

Отметьте все позиции

Завершите определение, вписав соответствующее слово
23. 10 сентября 2013 г. в Буэнос Айресе новым президентом Международного Олимпийского Комитета был избран...

Задания, связанные с перечислением
24. Перечислите разделы учебной программы, рекомендуемые в качестве средств физического воспитания...

25. Перечислите характеристики уровня физического развития, которые вы используете для контроля собственного состояния...

1. Факел олимпийского огня современных игр зажигается… А) в Афинах Б) у горы Олимп В) в Олимпии Г) в Спарте 2.

Российский олимпийский комитет был создан в…

3. Летние олимпийские игры 2012 г. Состоятся в…

Б) Лондон

4. Евгений Дементьев, Лариса Лазутина, Юлия Чепалова-чемпионы

олимпийских игр в…

А) Фигурное катание

Б) Плавание

В) биатлон

Г) лыжные гонки

5. Зимние олимпийские игры 2014 г. Состоятся в…

А) Мюнхен

Б) Лондон

6. Здоровье человека прежде всего зависит от…

А) состояние окружающей среды

Б) наследственности

В) образа жизни

Г) деятельности учреждений здравоохранения

7. Первая помощь при ушибах заключается в том, что ушибленное место следует…

А) охлаждать

Б) нагревать

В) покрыть йодной сеткой

Г) потереть, массировать

8. Олимпийский символ состоит из …

А) олимпийского флага

Б) олимпийского девиза

В) олимпийской эмблемы

Г) олимпийских колец

9. Человек призванный следит за тем, чтобы соревнования проводились в соответствии с правилами вида спорта и имеющий для этого все полномочия, является …

10. Линия вдоль коротких сторон футбольного поля называются…

11.Боевая единица низшей ценности в шахматной игре…

12. Металлический снаряд для развития мышц рук и плечевого пояса называется ….

13. Страны, где раньше других возник парусный спорт

А) Норвегия, Швеция

Б) Англия, Голландия

В) Германия, Польша

Г) Румыния, Болгария

14. С какого года парусный спорт является олимпийским видом спорта

Б) Англия

В) Франция

Г) Россия

16. В баскетболе за попадание мяча в кольцо со штрафного броска дают…

17. В баскетболе отрезки игры принято называть…

Б) период

В) четверть

18.В волейболе при организации атаки игрокам одной команды разрешается не более… касаний мяча подряд

Срочно! Помогите пожалуйста с викториной!! За ранее спасибо!!!:) Отвечаю взаимностью:) 1.Назовите дату, когда была сформирована

Северная флотилия, кто был назначен командующим? 2.Через сколько морей и океанов прошли подводные лодки Тихоокеанского флота, переданные в состав СФ, в Заполярье и когда? 3.Какие ордена и медали в честь флотоводцев были учреждены в годы ВОВ? Кто из наших земляков награждён орденами? 4.Когда вышел первый номер газеты «Красный Северный флот»? (5/Назовите североморцев дважды Героев Советского Союза? 6.Когда произошло преобразование Северной флотилии в Северный флот? (У Укажите место гибели Б.Ф. Сафонова? Координаты гибели. 8. В центральном военно-морском музее Санкт - Петербурга, выставлен боевой самолет. Кто летал на нем? 9. Сколько боевых вылетов совершил Б.Ф. Сафонов, сколько сбил самолетов противника? 10.3а какой подвиг и. какой награды был удостоен Г.Д. Курбатов? 11 .Корабли Северного флота во время Великой Отечественной войны осуществляли конвой для обеспечения безопасного пребывания судов и кораблей союзников в Мурманск и Архангельск. Известный советский писатель, воспитанник школы юнг, проходивший службу на Северном флоте, посвятил свой роман этим событиям? 12.Какой корабль и почему называют «северным «Варягом»? 13.Сколько флотов входит в состав военно-морского флота Российской Федерации?

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

История создания:

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности».

Международная организация труда также была создана в соответствии с Версальским договором в качестве ассоциированного с Лигой учреждения. Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 года, к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. Двадцать четвертое октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке «Думбартон-Оукс». На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности».

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан-Франциско собрались делегаты стран, представляющие свыше 80% населения земного шара. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3 500. Кроме того, было более 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в «Думбартон-Оуксе», на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:

    Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос). 193 государства-члена.

    Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон. 5 постоянных (Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные и Франция) и 10 непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок. Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом. За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.

    Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА. 54 члена. 4 государства - члена Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 - государствам Азии, 6 - государствам Восточной Европы, 10 - государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 - государствам Западной Европы и другим государствам.

    Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам. 15 судей

    Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

ООН - лауреат Нобелевской премии мира. В 2001 г. премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Функции:

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

    Миротворческая миссия. В самом Уставе ООН проведение миротворческих операций не предусмотрено. Однако они могут быть обусловлены целями и принципами ООН, поэтому Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о необходимости той или иной миротворческой миссии.

Осуществление миротворческой операции ООН может выражаться в:

    Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

    Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

    Содействии поддержанию законности и правопорядка;

    Предоставлении гуманитарной помощи;

    Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте в 1948 году. Также известны проведение миротворческих миссий на Кипре (в 1964 году - для прекращения военных действий и восстановления порядка), вГрузии (в 1993 году - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистане (1994 году - для урегулирования религиозного конфликта), а также миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали.

Международный валютный фонд (МВФ) - специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США.

МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции - которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам - значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики.

Рост количества членов МВФ, 1945 - 2003 годы
(number of countries)

Цели Международного валютного фонда следующие:

  • Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем.
  • Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики.
  • Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере.
  • Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли.
  • Обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике.
  • В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.

Роль Международного валютного фонда

МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи трех основных функций - предоставление займов, техническая помощь и наблюдение.

Предоставление займов. МВФ обеспечивает финансовую помощь странам с низким доходом, испытывающим проблемы платежного баланса по программам Средства для сокращения бедности и стимулирования роста (PRGF) и, для временных потребностей, появляющихся в результате внешних воздействий, по программе Exogenous Shocks Facility (ESF). Процентная ставка по PRGF и ESF концессионная (только 0.5 процента), и займы возмещаются в течение 10 лет.

Другие функции МВФ:

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. - резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны - члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года - до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости - до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени - раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны - заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной - получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны - заемщицы.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

Структура органов управления

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

Уставный капитал составляет около 217 млрд СДР (на январь 2008 года, 1 СДР равнялся примерно 1,5 доллар США). Формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % - в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ.

Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде - Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.

Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,08 %(16,407% - 2011); Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %(6,46% - 2011); Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Китай - 2,94 % (6,394% - 2011); Россия - 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС - 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.

Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ».

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bank Development Committee).

Совет управляющих (1999)Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board), то есть директорату, который несёт ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на март 2009 г. - около 2478 человек из 143 стран). Как правило он представляет одну из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011) - Кристин Лагард (Франция), её первый заместитель - Джон Липски (США). Глава постоянного представительства МВФ в России - Одд Пер Брекк.

1.1 История создания международных организаций

Интересно отметить, что «знание» о международных организациях появилось задолго до их внедрения в международные отношения.

Мечты о такой форме организации человеческого общества можно обнаружить в трудах многих ученых и политиков прошлого. За пятьсот лет (1300-1800) было составлено до 30 проектов международных организаций, направленных на обеспечение международной безопасности, а в начале двадцатого столетия появилось более 80 таких проектов. Среди первых, кто предложил создать международную организацию под названием «Союз человечества», был римский писатель, государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106 – 43 годы до нашей эры). По его мнению, основной целью данного союза явилась бы борьба за мир и предотвращение войны.

В Древней Греции в VI веке до нашей эры появились первые постоянные международные объединения. Они создавались в виде союзов городов и общин (например, Лакедиминская и Делосская Симмахии), а также как религиозно – политические союзы между племенами и городами (например, Дельфийско – Фермопильская амфиктиония). Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Ф.Ф.Мартенс в своей работе «Современное международное право цивилизационных народов» писал, что «хотя эти союзы и были вызваны специально религиозными целями, но оказывали свое действие вообще на сношения между греческими государствами: подобно другим социальным факторам, они сближали народы и смягчали их замкнутость».

Среди русских просветителей широкую известность приобрел в 1803 году Василий Федорович Малиновский (1765 -1814 годы) благодаря своей работе «Рассуждения о мире и войне». В данной работе он выдвигал идею организации всемирного союза народов, который разрешал бы международные споры «по установленному порядку», что позволило бы избегать войн. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Научно-технический прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения этих двух противоположных тенденций – желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами – и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционировали к дистанционированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Она учреждалась особыми статьями Заключительного генерального акта Венского конгресса, который был подписан 9 июля 1815 года. Данные статьи предписывали установление международных правил судоходства и сбора пошлин по рекам Рейн, Мозель, Маас и Шельда, которые служили границей государств или же протекали через владения нескольких государств. Специалисты в области международных отношений выделяют три этапа развития международных организаций. Первый – вторая половина XIX века - начало XX века. Это было время бурного развития науки и техники, которое вызвало появление таких международных организаций, как Международный союз для измерения земли (1864 год), Всемирный телеграфный союз (1865 год), Всемирный почтовый союз (1874 год), Международное бюро мер и весов (1875 год), Международный союз для защиты литературной и художественной собственности (1886 год), Международный союз железнодорожных товарных сообщений (1890 год). Все указанные организации имели свои постоянные органы, неизменных членов, а также штаб – квартиры. Их полномочия ограничивались лишь обсуждением специализированных проблем.

С середины XIX века и до начала Первой мировой войны увеличилось число международных организаций, основную регистрацию которых ведет Союз международных ассоциаций, учрежденный в Брюсселе в 1909 году. Он координировал деятельность международных организаций и собирал информацию по общим вопросам их деятельности.

Второй период развития международных организаций – 20-е годы XX века – начало Второй мировой войны. Первая мировая война задержала развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации стимулировало появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций, созданной в 1919 году. Основными органами Лиги Наций были Собрание всех представителей членов данной организации, Совет и постоянный секретариат.

Главной ее задачей являлось поддержание мира и предотвращение новых войн. Лига Наций признавала, что всякая война «интересует Лигу в целом» и она должна принять все меры для сохранения стабильности в мировом сообществе. Совет Лиги Наций мог созываться по немедленному требованию любого из ее членов. При возникновении конфликта между членами Лиги Наций спор разрешался либо в третейском суде, либо в Совете. Если кто – либо из членов Лиги начинал войну вопреки принятым на себя обязательствам, то остальные участники должны были немедленно прекратить с ним всякие финансовые и торговые отношения. Совет, в свою очередь, предлагал различным заинтересованным правительствам предоставить войска для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

Учредительным актом, на основании которого действовала Лига Наций, являлся устав. Именно он предусматривал необходимость ограничения национальных вооруженных конфликтов и сведение их до минимума, необходимого для обеспечения национальной безопасности.

Но, по мнению специалистов, а именно И.И Лукашука, Лига Наций не смогла справиться с основной ее задачей: сохранение мира и мирное урегулирование международных конфликтов. Те разногласия, которые возникли между членами Лиги, повлекли за собой невыполнение взятых обязательств. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии – на Эфиопию, Германии – на Австрию и Чехословакию, Италии – на Испанию. 18 апреля 1946 года Лига Наций была ликвидирована, так как она не выполнила своих функций и на этом историческом этапе прекратила свое существование. Третий этап относится к периоду после окончания Второй мировой войны, когда в 1945 году появилась первая универсальная международная организация – Организация Объединенных Наций (далее ООН).

В целом за период от Первой до Второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами, однако можно было наблюдать тенденцию к расширению роли международных организаций в развитии международного права. С.Б. Крылов писал, что « в то время как функционирование международного права основывалось ранее в основном на действиях государств, то на современном этапе оно в значительной мере опирается на организации, такие как ООН и специализированные учреждения, которые группируются вокруг ООН».Вторая мировая война в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. Необходимость в создании организации международной безопасности появилась уже с первых дней войны, поскольку одновременно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, государства – члены антигитлеровской коалиции также занимались разработкой принципов и планов будущей всемирной организации. От ранее существовавших организаций ООН отличали ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкая компетенция во всех сферах межгосударственного сотрудничества. После принятия Устава ООН наступила новая эпоха в развитии международных организаций. Огромное значение ООН как гаранта международного мира и безопасности, подчеркивают в своих работах как отечественных, так и зарубежные юристы – международники.

Выступая на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что «структура и функции ООН формировались в преимущественно иной международной обстановке, время только подтвердило их всеобщую значимость. А инструменты ООН сегодня не только востребованы, они как показывает сама жизнь, в ключевых случаях просто незаменимы». Нынешний этап развития международных отношений характеризуется заметным повышением активности международных организаций. Так, например, за последние два столетия их общее число выросло более чем вдвое. Всего согласно данным союза международных ассоциаций в 2005 году в мире насчитывалось более 6300 международных организаций. По мнению ученых, если учитывать все без исключения структуры, связанные с международной деятельностью (благотворительные фонды, конференции), то их общее число достигнет около 50 тысяч. Современные международные организации отражают единство сотрудничества многих народов и наций. Для них характерны дальнейшее развитие компетенции и усложнение своих структур. Наличие большого числа организаций, а также специфика каждой из них позволяют сделать вывод, что сформировалось система международных организаций, центром которой является ООН.

О концессии и соглашениями о разделе продукции, нефтяные компании приобретают право собственности на часть добытой продукции соответственно в устье скважины и месте назначения продукции. Глава 2. Международно-правовой механизм эксплуатации углеводородных месторождений: проблемы и пути решения 2.1 Правовое обоснование платности при эксплуатации углеводородных месторождений На...

Точки, географические координаты которых утверждаются Правительством Российской Федерации. Иная ширина территориальных вод устанавливается международными договорами Российской Федерации. Воздушное пространство Российской Федерации составляет воздушное пространство над сухопутной территорией и над территориальными водами Российской Федерации. Сама воздушная граница представляет собой вертикальную...