Активное развитие международной торговли во второй половине прошлого века способствовало возникновению такого явления, как экономические союзы. Всем им присуще такое понятие, как территориальная целостность, так как в особо тесных взаимоотношениях находятся государства, которые расположены, что называется граница к границе. На начало третьего тысячелетия таких зон насчитывалось около сотни. Через экономические союзы мира проходит пятьдесят процентов международных сделок. Членство в них дает следующие преимущества:

  • снижение или отмена таможенных сборов;
  • передвижение не только капитала, но и рабочей силы;
  • выгодные договоренности о форме платы.

Евразийский экономический союз

Евразийский экономический союз является довольно молодым сообществом. Образовался союз относительно недавно - всего три года назад. Но образованию такой организации, как Евразийский экономический союз предшествовал Таможенный союз. Даже за небольшой срок существования он доказал всему миру эффективность работы.

Основная миссия организации - это устранение препятствий на пути перемещения товаров, услуг, капитала и человеческих ресурсов между странами-участниками, а также скоординированная политическая деятельность во всех областях экономики.

Члены евразийского экономического союза - это страны с одинаковым уровнем развития. Образуют данный союз Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Изначально договор об основании организации подписали первые три участника. Армения и Киргизия присоединились через год после образования - в 2015. Кандидатом на вступление в ЕАЭС на данный момент является Таджикистан.

Основные направления деятельности

Цели экономического союза следующие:

  • повышение способности к конкурированию товаров стран-участников на внешних рынках;
  • развитие национальных экономик стран-участников сообщества;
  • улучшение качества жизни граждан;
  • всесторонняя поддержка и взаимопомощь;
  • образование единого рынка товаров и услуг.

Организацией предусмотрена как процедура выхода, так и входа. ЕАЭС открыта для других стран и в своих рядах потенциально видит любое государство, которое настроено на совместную работу над национальной экономикой.

Создание экономического союза предусматривало, что все финансовые операции в рамках ЕАЭС будут проводиться в российских рублях. Источником общего бюджета является взносы каждого члена союза.

Последним достижением организации стал таможенный кодекс евразийского экономического союза 2016, но документ вступит в силу только через год. Новый кодекс предусматривает собой уменьшение таможенных сборов на товары из иностранных интернет-магазинов, а также устанавливает наивысший предел таможенных сборов, при этом у каждой страны сохраняется право на установление этого показателя в минимальных размерах. Новый таможенный кодекс евразийского экономического союза пришел на смену аналогичному акту, принятому еще в 2009 году.

Органы управления

Евразийский экономический совет - это тот наивысший орган управления, которому подчиняются все члены Евразийского экономического союза. Он представляет собой комиссию, в которую входят представители каждого государства. Именно эта комиссия рассматривает все вопросы, определяет деятельность организации, анализирует обстановку, просчитывает возможные перспективы. Все решения, которые Высший Евразийский экономический совет выносит, должны реализовываться всеми странами-участниками союза на практике.

Основное собрание высшего органа управления проводится один раз в год. В случае каких-либо неотложных вопросов или по просьбе одного из государств может созываться внеочередное заседание.

Контролирует исполнение всех условий договора Межправительственный совет, который состоит из лидеров представительств от каждого государства-члена. По плану, заседания этого органа проводятся два раза в год, но при возникновении необходимости комитет можно созвать и чаще.

Постоянно действующий орган управления - это Евразийская экономическая комиссия, которая расположена в столице Российской Федерации. Основные функции комиссии - это организация работы сообщества, разработка новых направлений, рассматривание перспективных предложений.

ЕАЭС также обладает судебным органом контроля, задача которого заключается в наблюдении за правильностью применения Договора о Евроазиатском союзе и других международных соглашений, но лишь в пределах организации.

В каждом из вышеперечисленных органов управления есть председатель. В течение одного года все руководящие должности занимают представители только из одного государства-участника. По истечении этого срока главенство переходит к другой стране.

Североамериканская зона свободной торговли

Экономические союзы часто дублируют цели и принципы друг друга. Так на основе Европейского Союза и была создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Изначальной идеей было инвестирование Соединенных Штатов Америки в наиболее перспективные сектора экономики Канады и Мексики. Затем возникла идея создания объединения. Организация экономического союза длилась около десяти лет. Страны долго не могли договориться, но объединение европейских государств послужило толчком для принятия соответствующего решения. Договор об образовании зоны свободной торговли был подписан в девяносто четвертом году прошлого века. Также причинами создания именно такого объединения послужил ряд факторов:

  • региональность, то есть выгодное взаимное географическое расположение;
  • рост количества предприятий-партнеров;
  • расширение сети транснациональных корпораций в соседних странах;
  • усиление влияние европейских и азиатских государств на мировую экономику.

Эта организация экономического сотрудничества является наиболее крупной в мире. Но в отличие от Европейского Союза, НАФТА не имеет межгосударственных администраций и нормативно-правовых актов, которые бы регулировали её деятельность. Особенностью НАФТА является и то, что она объединяет индустриально развитые государства (США и Канада) и развивающуюся страну (Мексика).

Цели НАФТА

Основные задачи североамериканской зоны свободной торговли заключаются в следующих пунктах:

  • достижение соглашений в таких сферах, как торговля, услуги, инвестиции;
  • снятие ограничений на торговлю;
  • стимулирование роста товародвижения;
  • поддержание уровня здоровой конкуренции;
  • привлечение инвесторов;
  • создание процедуры по защите авторских прав и интеллектуальной собственности;
  • создание механизма решения спорных моментов;
  • улучшение Договора о сотрудничестве.

БРИКС

Экономические союзы России не ограничиваются только евразийским союзом. Еще одной интересной организацией является БРИКС. Расшифровывается название союза очень просто - по первым буквам стран-участников. Членами этой организации являются пять государств: Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка.

Организация, основанная в 2006 году, включала в себя лишь четыре страны и носила название БРИК. Настоящий состав и наименование союз получил в 2011 году. Объединяет всех участников организации развивающаяся экономика.

БРИКС не имеет официальной основы, но от этого значимость союза не становится меньше. Члены данной структуры обмениваются опытом, помогают друг другу финансово, создают совместные проекты.

Взаимоотношения стран-участников строится на взаимовыгодных условиях. Каждое государство богато чем-то своим и не прочь обменять свои излишки на что-либо недостающее. Например, в России - это полезные ископаемые, в Бразилии - продукты сельского хозяйства, в Китае - квалифицированные кадры.

Благодаря программам, разработанным БРИКСом, заметно повысился экономический уровень государств. В основном на это повлияло сотрудничество в энергетическом секторе. Страны работают над улучшением экспортно-импортных путей. Главная цель организации - это преодоление глобального финансово-экономического кризиса. Перспективными направлениями в развитии союза являются: создание валютного фонда, организация научных проектов, запуск своей информационной паутины.

Европейский Союз

Эта организация объединяет страны Европы, которые борются за демократию, мир и процветание. Основными целями ЕС являются:

  • свободная торговля между членами организации;
  • определение единых таможенных пошлин со странами третьего мира;
  • устранение препятствий для передвижения людей, услуг и капитала;
  • организация валютного фонда;
  • образование единой налоговой системы;
  • выпуск единой валюты;
  • аналогичное законодательство;
  • усиление позиций Европы в мировом сообществе;
  • улучшение уровня жизни.

Прорывом организации стал единый рынок европейского союза, главной задачей которого является повышение конкурентоспособности товаров, выпущенных странами-участницами Европейского Союза. Единый рынок должен обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, людей и капитала, а также ликвидацию таможенных сборов. Проблемой является только разница в национальных налоговых системах. Как бы её ни пытались сделать аналогичной во всех странах ЕС, отличия все равно есть и они создают определенные помехи.

Единый рынок услуг отличается жесткостью к информационной сфере и телекоммуникациям. Развитие именно этого сектора происходит медленнее всего. Особенно это утверждение относится к рынку транспортных услуг.

Не все экономические союзы стран предусматривают свободное перемещение рабочей силы. Европейский союз устраняет трудности на пути передвижения своих граждан.

Отдельной программой проходит формирование единого рынка капиталов, который позволяет упростить операции, связанные с ценными бумагами, банковскими счетами, открытием новых компаний. Основные трудности составляют различия в административных процедурах и антимонопольном законодательстве.

Преимущества создания единого рынка налицо - ежегодный прирост внутреннего валового продукта, конкурентоспособность продукции европейских производителей на мировом рынке, привлекательность для инвесторов, снижение стоимости на товары и услуги, повышение процента занятого населения.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

На появление данного форума повлияло образование подобных организаций в других частях света, предотвращение доминирования Японии, организация новых рынков для сбыта сельскохозяйственных товаров. В основном экономические союзы состоят из стран, имеющих единую общую границу. Это сообщество отличается тем, что его членами являются двадцать одно совершенно разное государство.

Деятельность АТЭС направлена на стабилизацию экономики стран-участников для повышения образованности и улучшения качества жизни населения. Одной из важнейших задач организации является поиск новых направлений для реализации природных ископаемых.

Ежегодно на саммите собираются лидеры государств, обсуждают проблемы. Место сбора каждый раз меняется.

Деятельность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества строится на основе Богорских целей. Они пропагандируют создание зоны свободной торговли, открытость стран к притоку товаров и инвестиций. Для достижения этих целей работа форума идет одновременно по нескольким направлениям. Это устранение препятствий на пути товародвижения, поддержка бизнеса, экономическое и техническое партнерство.

Шанхайская организация сотрудничества

Многие экономические союзы занимаются не только финансовыми проблемами, свободным рынком и таможенными пошлинами. Параллельно с этим участники обсуждают взаимосвязи в других сферах - политической, военной, научной.

Такой организацией является ШОС. В эту организацию входят Китай, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Первоначальной целью союза является обеспечение внутренней безопасности государств-членов. Но Шанхайская организация развивается и в экономическом направлении, обеспечивая создание благоприятной почвы для инвестирования и торговли. Сейчас деятельность ШОС распространяется на несколько сфер - это энергетика, транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации. Отношения между странами в пределах этой организации строятся на открытости, непредвзятости, уважении и доверии, что подчеркивает «шанхайский дух».

ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, которые экспортируют нефть. Необходимость создания организации обусловлена установлением определенного диапазона цены на сырье, регулирование объемов продаж.

Основная цель союза - это стабилизация нефтяной промышленности, обеспечение гарантированных поставок покупателям, постоянной прибыли производителям.

Основным органом управления является Конференция, которая проводится два раза в год. Работа Конференции заключается в приеме новых членов, подведении итогов, а также утверждении бюджета. Союз принимает в свои ряды любые страны, которые являются продавцами на рынке черного золота и поддерживают его идеи. Сейчас в составе ОПЕКа двенадцать государств. Эти страны владеют восьмьюдесятью процентами от всей экспортируемой нефти в мире.

Россия не является членом данной организации, но представители РФ присутствуют на каждой Конференции ОПЕК.

Также этот союз имеет благотворительный фонд, бюджет которого состоит из вносов государств-участников. Средства из этого фонда идут на поддержку каких-либо проектов, связанных с добычей нефти.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность большинства международных организаций направлена на достижение какой-либо формы экономической интеграции государств, будь это зона свободной торговли или общий рынок. Страны-участники экономических союзов стремятся к экспортно-импортным отношениям на взаимовыгодных условиях, обмене опытом, технологиями, улучшению качества жизни своих граждан.

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.
3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
6. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-т’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
9. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.
В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как «торговое отклонение». Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом «сравнительных преимуществ». Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах «торговых отклонений» может быть весьма существенным.
Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.
Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля» или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые «торговые войны» (например, тресковые, виноградные, масляные «войны» между странами-членами ЕС).
К концу 90-х годов происходит переход от «торговых войн» к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.
Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат — угроза их «отторжения» либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится «кредитный удар», перекачка национального дохода, и др.
На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения — открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный — МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.
Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.
Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.
Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.
При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.
В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).
Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.
МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.
Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество — межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации — гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана — межправительственное учреждение, основная цель которого — содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.
Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием «Южнотихоокеанский форум», а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.
В «Декларации Куско» указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.
Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона — Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.
ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.
Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.
Основная цель Южно — азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

* сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;
* наука и технологии;
* культура;
* здравоохранение и контроль за рождаемостью;
* противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была «продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)».
В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Наиболее активные региональные блоки

Региональные блоки 1 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран-участниц 1
Европейский союз 3,977,487 460,124,266 11,723,816 25,48 25
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
ECOWAS 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
GCC 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
SAARC 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ЕврАзЭС 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 12+2 3
Справочно блоки и страны 2 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран (субъектов)
ООН 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Канада 9,984,670 32,507,874 1,077,000 34,273 13
Китай 4 9,596,960 1,306,847,624 8,182,000

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

  1. Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.
  2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.
  3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
  4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
  5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.
  6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.
  7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т"Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.
  8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.
  9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию.

В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как "торговое отклонение". Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом "сравнительных преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах "торговых отклонений" может быть весьма существенным.

Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-то еще.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые "торговые войны" (например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами ЕС).

К концу 90-х годов происходит переход от "торговых войн" к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.

Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат - угроза их "отторжения" либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится "кредитный удар", перекачка национального дохода, и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.

Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.

Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.

При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).

Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество - межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу.

Основные цели организации - гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана - межправительственное учреждение, основная цель которого - содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием "Южнотихоокеанский форум", а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.

В "Декларации Куско" указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.

Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона - Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.

ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.

Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно - азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.

Основная цель Южно - азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

  • сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;
  • наука и технологии;
  • культура;
  • здравоохранение и контроль за рождаемостью;
  • противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была "продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)".

В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Наиболее активные региональные блоки

Региональные блоки 1 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран-участниц 1
Европейский союз 3,977,487 460,124,266 11,723,816 25,48 25
КАРИКОМ 462,344 14,565,083 64,219 4,409 14+1 3
ECOWAS 5,112,903 251,646,263 342,519 1,361 15
CEMAC 3,020,142 34,970,529 85,136 2,435 6
EAC 1,763,777 97,865,428 104,239 1,065 3
CSN 17,339,153 370,158,470 2,868,430 7,749 10
GCC 2,285,844 35,869,438 536,223 14,949 6
SACU 2,693,418 51,055,878 541,433 10,605 5
COMESA 3,779,427 118,950,321 141,962 1,193 5
НАФТА 21,588,638 430,495,039 12,889,900 29,942 3
АСЕАН 4,400,000 553,900,000 2,172,000 4,044 10
SAARC 5,136,740 1,467,255,669 4,074,031 2,777 8
Agadir 1,703,910 126,066,286 513,674 4,075 4
ЕврАзЭС 20,789,100 208,067,618 1,689,137 8,118 6
CACM 422,614 37,816,598 159,536 4,219 5
PARTA 528,151 7,810,905 23,074 2,954 12+2 3
Справочно блоки и страны 2 Площадь (км2) Население ВВП ($US млн) ВВП на душу населения Кол-во стран (субъектов)
ООН 133,178,011 6,411,682,270 55,167,630 8,604 192
Канада 9,984,670 32,507,874 1,077,000 34,273 13
Китай 4 9,596,960 1,306,847,624 8,182,000 6,3 33
Индия 3,287,590 1,102,600,000 3,433,000 3,1 35
Россия 17,075,200 143,782,338 1,282,000 8,9 89
США 9,631,418 296,900,571 11,190,000 39,1 50
1 - Включая данные только по активным участникам
2 - Первые два государства в мире по площади, населению и объему ВВП
3 - Включая автономные области и субъекты в государствах
4 - Данные по Китайской Народной Республике не включают Гон-Конг, Макау и Тайвань.

Международная интеграция - это объединения на уровне стран, связанных узами экономического сотрудничества. Результатом интеграционных процессов является проведение общей экономической политики по отношению к третьим странам, создание общих хозяйственных объектов.

Интеграция - мощный инструмент ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Наибольшее распространение получила региональная интеграция; на повестке дня XXI в. стоит вопрос о глобальной интеграции - слиянии региональных объединений.

Для того чтобы интеграционное объединение успешно работало, необходимо сочетание нескольких объективных и субъективных факторов. В первую очередь, это экономические факторы: страны, в нее входящие, должны иметь одинаково высокий уровень социально-экономического развития и высокие темпы прироста ВВП (опыт показывает, что интеграция по типу «и встретились два бедных…» обречена на неудачу). Такие политические факторы, как желание руководства стран и их готовность создавать необходимые для функционирования интеграционного объединения наднациональные структуры, а также географическая близость и культурно-историческая общность стран, также имеют большое значение.

Стадии экономической интеграции. Виды межгосударственных объединений различаются степенью интеграции национальных рынков, уровнем интенсивности хозяйственных связей, степенью согласованности экономической политики в отношении третьих стран. Старт развитию любому интеграционному объединению дают межгосударственные торговые соглашения, число которых в последние десятилетия стремительно растет.

Широко распространены преференциальные соглашения. Их заключают страны, договариваясь о взаимном снижении или отмене таможенных пошлин на ввозимые товары. При этом торговые отношения и пошлины в отношении с третьими остаются прежними. Например, в такую зону входили все члены Содружества (Британского) наций.

По степени усиления взаимозависимости выделяются следующие виды интеграционных межгосударственных объединений.

1. Зона свободной торговли предполагает устранение тарифных и количественных ограничений на товарооборот между странами (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканская зона свободной торговли - НАФТА, Латиноамериканская интеграция), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АРЕС - Asia - Pacific Economic Cooperation).

2. Таможенный союз , кроме мероприятий зоны свободной торговли (отмену пошлин и количественных ограничений на взаимную торговлю), предусматривает унификацию тарифов в торговле с третьими странами. Для функционирования таможенного союза создается межгосударственный совет на уровне министров и секретариат.

3. Общий рынок. Его создание предполагает все преимущества таможенного союза плюс свободное передвижение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг. Регулярно проводятся встречи глав государств, руководителей министерств, работает постоянно действующий секретариат.

4. Экономический союз. Страны, подписавшие соглашение об экономической союзе, соглашаются на согласованную социальную, региональную, бюджетную политику, общую торговую политику. Работает межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования.

5. Полная (экономическая и политическая) интеграция становится возможной, когда к экономическим мерам добавляются меры политические - создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ. Эффективно работают надгосударственные органы управления - выбранный парламент, органы управления экономикой, создается конституция.

Практически каждая страна мира принимает участие в той или иной интеграционной экономической группировке. Названия интеграционных объединений, как правило, не отражают реальную стадию интегрированности экономик, а указывают на те цели интеграции, которые были поставлены при создании. Часто бывает, что группировка, называющая себя экономическим союзом, на практике занимается ликвидацией таможенных тарифов (т. е. находится на первой стадии интеграции) или существует только в подписанных документах о его организации.

Среди множества существующих на сегодняшний день международных интеграционных объединений к созданию реального экономического и политического союза непосредственно подошло лишь Европейское Сообщество (ЕС) - союз наиболее развитых стран Западной Европы.

Экономическая интеграция в Европе после Второй мировой войны была вызвана необходимостью развития европейской экономики от американского рынка, без таможенной защиты от которого не могли успешно развиваться пионерные отрасли того времени - автомобилестроение и авиационная промышленность. Европейская интеграция началась с 1950-х гг., когда было подписано соглашение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), контролирующего каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембург.

В 1957 г. страны ЕОУС подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома). В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество . Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский союз.

В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

Экономическим результатом интеграции стало снижение издержек производства в среднем на 7%, в банковском деле, страховании и транспорте - на 15-20%.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица использовалась для взаиморасчетов между 13 странами членами ЕС Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

Страны, вступившие в ЕС в течение почти 10 лет, участвовали в программе по подготовке к вступлению в Союз, поскольку резко отстают от среднего по ЕС уровня ВВП на душу населения.

Совокупный ВВП десяти стран Центральной и Восточной Европы составляет только 13% от уровня ЕС, уровень жизни в них менее 50% от среднего по ЕС, что ниже, чем в самых отсталых районах Испании, Португалии и Греции.

Членство в ЕС дает вновь вступившим странам дополнительные возможности развития экономики: финансовые инвестиции, помощь отсталым районам, обеспечивает доступ национальной продукции на рынки ЕС. Кандидатами на вступление в ЕС остаются 3 страны - Хорватия, Македония и Турция.

Сегодня ЕС - один из ведущих центров современного мира, крупнейший мировой экспортер и импортер капитала. К началу XXI в. в 27 странах - членах ЕС проживало 490 млн. человек, доля ЕС в мировом ВВП составляла 20%, в мировом экспорте - 42%.

Экономическая интеграция в Америке. В Северной и Латинской Америке существует несколько десятков интеграционных объединений. Самой влиятельной считается НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли.

Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA-North American Free Trade Area ) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу с 1 января 1994 г. Соглашение предполагало поэтапное снятие тарифных ограничений на торговлю товарами легкой промышленности машинами и запасными частями, а также на всю номенклатуру продукции аграрного сектора. Это способствовало росту объемов взаимной торговли.

Подписание соглашения закрепило существующие тенденции торговых отношений между этими странами: за 1990-2005 гг. торговый оборот между США и Канадой увеличился в 3 раза, а между США и Мексикой - в 4,5 раза.

Ожидается, что создание зоны свободной торговли будет способствовать движению факторов производства: капиталы из более развитых стран-частниц соглашения (США и Канады) будут мигрировать в Мексику, особенно в трудоемкие отрасли (текстильную промышленность и производство игрушек). Это должно привести к росту занятости в Мексике (и, соответственно, предотвращению нелегальной миграции из стран Латинской Америки через Мексику в США). Считается, что экономика Мексики в наибольшей степени выиграет от участия в НАФТА за счет роста поступлений иностранного капитала. Приняты общие для НАФТА законы по окружающей среде и охране труда. Однако до сих пор мексиканцам не разрешается осуществлять грузоперевозки по территории США и Канады, США борется мексиканской иммиграцией.

Зона приграничного сотрудничества США-Мексика создавалась для сдерживания нелегальных трудовых мигрантов из Латинской Америки в США. Предприятия, принадлежащие преимущественно американскому капиталу и использующие дешевую рабочую силу, созданы в мексиканских городах Тихуана, Мехикали, Сьюдад-Хуарес, в которых «оседают» трудовые мигранты из центральных районов страны. В начале XXI в. в этой узкой приграничной полосе производилось почти 2/3 стоимости продукции обрабатывающей промышленности Мексики.

С другой стороны, рост экспорта из США на открытые рынки Канады и Мексики потребует создания новых рабочих мест высокотехнологических отраслях, в банковском деле и сфере услуг.

Зона свободной торговли между Мексикой и ЕС была создана конце 1999 г. Таким образом, ЕС получает новый «прямой маршрут» на рынок США, доступ на который закрыт протекционистскими пошлинами. Соглашение о снятии торговых барьеров предполагает снижение на 82% сборов на импорт промышленной продукции из Мексики в ЕС, и на 45% - из ЕС в Мексику, с 20 до 3% снизятся пошлины на европейские автомобили.

Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР) - крупнейший и наиболее динамично развивающийся союз Латинской Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (270 млн. человек, 2/3 ВВП Латинской Америки, почти 1/3 внешнеторгового оборота). Договор (1991 г.) предусматривает отмену торговых и иных пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле, единый таможенный тариф, координацию промышленной, сельскохозяйственной и финансовой политики. В 1994 г. принята программа создания таможенного союза: 85% взаимного торгового оборота будет освобождено от тарифных барьеров. Созданы наднациональные органы управления.

НАФТА и МЕРКОСУР могут положить начало всеамериканской зоне свободной торговли от Аляски до Огненной Земли.

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Решение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято в 1991 г., В него вошли 12 республик бывшего СССР, за исключением стран Балтии. Сложности интеграции связаны с рядом факторов - нежеланием политического руководства стран возврата к эпохи СССР их стремлением к самостоятельности, сложным социально-экономическим положением стран.

В 1990-е гг. была создана система органов управления Содружеством, заключены соглашения между странами-членами по развитию внутрирегионального сотрудничества. Однако значительная часть принятых решений осталась невыполненной.

Неудачи интеграции СНГ заставили государства обратиться к региональной интеграции. В конце ХХ в. на постсоветстком пространстве были созданы следующие интеграционные объединения:

ГУАМ образована в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (Узбекистан был в составе организации в 1999-2005 гг.). Создавалась с целью создания зоны свободной торговли и совместного использования транзитного коридора Туркменистан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Черное море - Румыния и Болгария и строительства трансевразийского нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (Турция).

ЕврАзЭС (Евразийские экономическое сообщество) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана) создано в 2000 г. с перспективой создания таможенного союза к 2011 г.

Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был ратифицирован в 2000 г. Были созданы наднациональные органы управления - Высший Государственный Совет (высший орган Союзного государства), Парламент (представительный и законодательный орган), Совет Министров (исполнительный орган), Постоянный Комитет (координирующий орган), Суд, Счетная палата, отраслевые и функциональные органы. Однако реальная интеграция сдерживается разногласиями по поводу цен на поставки энергоресурсов и политическими факторами.

ЦАЭС (Центрально-Азиатское экономическое сообщество) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана образовано в 2002 г.; в 2004 г. к ЦАЭС присоединилась РФ. Одной из важнейших целей организации является создание общего рынка.

Интеграция в развивающихся регионах , как правило, не выходит за рамки создания зон свободной торговли.

Здесь наибольшее распространение получили торговые и товарные организации (Азиатское кокосовое сообщество, Международная организация по кофе, Азиатский фонд торговли рисом, ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти), контролирующие мировые цены и квоты производства на определенный вид продукции; организации по совместному освоению или эксплуатации месторождений полезных ископаемых или территорий (Организация по развитию нижнего течения реки Меконг, Организация по развитию реки Сенегал и т. д.). Функционирование общеэкономических организаций, таких, как, например, Арабский общий рынок, АСЕАН, ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), в соответствии с поставленными задачами часто затрудняется однотипностью хозяйственных структур, низким общим хозяйственным уровнем развития и политической нестабильностью и военными конфликтами между странами - членами интеграции.



6. Межгосударственные торговые союзы и организации

Международная торговля является определяющим фактором в международных отношениях, так как оказывает определенное влияние на уровень благосостояния наций. Успешное функционирование и само существование международных организаций в наибольшей степени зависят от того, каково отношение к ним государства. Ведь государство – это универсальная форма политической организации человеческих общностей, в которую объединено практически все человечество. Для того, чтобы стать членом ООН и в результате стать субъектом международного права, в государстве должны существовать независимое правительство, своя территория и население.

В настоящее время функционируют следующие организации-участницы международных отношений :

1) межправительственные организации (МПО);

2) неправительственные организации (НПО);

3) транснациональные корпорации (ТНК).

Такие организации представляют собой относительно новое, не до конца изученное явление в международных отношениях. Их роль и влияние начали возрастать в основном в послевоенное время. Специалисты выделяют следующие основные черты, характеризующие международные организации:

1) политическую воля к сотрудничеству, отраженную в учредительных документах;

2) наличие постоянного аппарата, опосредующего преемственность в развитии;

3) автономность компетенции и решений.

В основном перечисленные признаки свойственны международным межправительственным организациям (МПО). Такие организации представляют собой стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией. Говоря о них подробнее, можно упомянуть Организацию Объединенных Наций, которая является гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов как в политической, так и в экономической и социальной областях.

Однако вместе с ней существуют и другие международные межрегиональные и региональные организации, имеющие своей целью расширение сотрудничества государств в самых различных областях, в том числе и в мировой торговле. Например, Организация экономического сотрудничества и развития, включающая более 20 развитых стран, Совет Европы (основанный в 1949 г.), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, основана в 1960 г.) и т. д.

Успешное функционирование рассматриваемых организаций построено на периодическом созыве конференций представителей стран-членов организации. Функция подготовки этих конференций и организации выполнения их решений возложена на специально создаваемые административные структуры. Многие специалисты отмечают увеличение количества МПО и численности их постоянных работников в последнее время. Это говорит о все возрастающей взаимозависимости государств и их многогранном сотрудничестве во всех сферах, в том числе и в области мировой торговли.

Кроме того, в последние годы возрастает также роль так называемых международных неправительственных организаций (НПО).

От рассмотренных межправительственных организаций НПО отличаются по ряду признаков: во-первых, НПО – нетерриториальные образования, так как их члены не относятся к суверенным государствам, а во-вторых, они имеют такие характерные признаки, как международный характер состава и целей, частный характер учредительства и добровольный характер деятельности.

Выделяют узкую и расширительную классификацию НПО. В узком смысле к ним не относят общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК) и организации, основанные и функционирующие под эгидой государств.

С другой стороны, некоторые специалисты считают, что в состав НПО входят так называемые частные транснациональные организации и ассоциации государств-производителей. К первым относятся как транснациональные предприятия, так и транснациональный синдикализм. Ассоциации государств-производителей – это организации, обладающие межправительственной структурой и составом, но являющиеся транснациональными по характеру деятельности. Они нацелены на утверждение своего экономического влияния в международном обществе. Такими организациями являются: Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Организация стран-экспортеров железа, Организация стран-экспортеров нефти и т. п. То есть здесь можно говорить обо всех негосударственных участниках международных торговых отношений.

Транснациональные корпорации (ТНК) оказывают большое влияние на суть и направление изменений международных отношений. Такое влияние обусловлено тем, что ТНК «давят» на национальный суверенитет государств в сфере экономики. Здесь имеются в виду предприятия, учреждения и организации, которые в отличие, например от НПО, имеют основной целью получение прибыли. ТНК работают в своих филиалах одновременно в нескольких государствах, тогда как центр управления каждой ТНК находится только в одном из них.

Наиболее крупные ТНК имеют в распоряжении огромные экономические ресурсы, которые дают им преимущества в этой области как перед малыми государствами, так и перед средними и крупными странами.

ТНК достаточно противоречивы. С одной стороны, они способствуют развитию стран базирования, совершенствованию их народного хозяйства, а также распространению ценностей и традиций экономической свободы. С другой – ТНК часто способствуют возникновению социальных потрясений под влиянием структурной перестройки, интенсификации труда и производства, а также возникновения новых форм господства и зависимости (экономической, технологической или политической).

Однако, несмотря на все противоречия, в настоящее время в мире функционируют около семи тысяч ТНК, работающих более чем в двадцати тысячах филиалов, находящихся в разных странах. Причем основными центрами развития экспортно-импортной и инвестиционной деятельности ТНК являются США, ЕЭС и Япония. За пределами этих зон ТНК активны еще в десятках развивающихся стран. Такое расположение ТНК обусловлено развитостью инфраструктур образовательной, исследовательской и информационной сфер, наличием высококвалифицированной рабочей силы, распространением передовых технологий и сходством в образе и уровне жизни и потребления трех названных экономических зон.

В последние годы экономические процессы, подконтрольные ТНК, занимают основную часть мировой торговли, финансовых обменов и обменов передовыми технологиями. Например, торговые отношения между США и мировым сообществом на

80-85 % функционируют через ТНК. Кроме того, рассмотренные процессы способствовали ускорению темпов экономической интеграции в Европе, Америке и Азии, а также увеличению конкуренции и зависимости между главными экономическими регионами нынешнего мирового сообщества.

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Торговые марки Переоценить значение торговой марки и фирменного названия невозможно. Торговая марка не только помогает отнести товары или услуги к той или иной категории, но и создает вокруг них ореол высокого качества и надежности. Только представьте себе, чего стоят

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое региональные торгово-экономические союзы? Если три или более государств хотят торговать друг с другом на более благоприятных условиях, чем с прочим внешним миром, они могут сформировать региональный торгово-экономический союз.Чтобы создать такой блок,

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

10. Банковские союзы, холдинги и ассоциации Банковская группа– это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения,

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Торговые возможности Теперь, когда связь объяснена, есть два способа ее использовать. Посмотрев на рис. 9.12, 9.13 и 9.14, вы можете увидеть, что в целом цены биржевых товаров являются опережающими индикаторами для валютных курсов. Это особенно очевидно во взаимосвязи

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

106. Межгосударственные кредиты Различаются следующие формы долгосрочных (сроком 10–15 и более лет) межгосударственных кредитов за счет ассигнований из госбюджета.1. Двухсторонние правительственные. В широких масштабах межгосударственный долгосрочный кредит зародился

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 52 Валютные союзы Ответ Валютным союзом именуется объединение нескольких стран для использования одной валюты. Валютный союз отличается от экономического союза тем, что в рамках последнего координируется экономическая политика стран-членов.К ныне существующим

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Торговые марки С появлением рыночных отношений на помещениях торговцев и ремесленников появились вывески, отражающие специфику их деятельности словами или символами. Позднее на вывесках стали фигурировать имена владельцев предприятий, а затем и эмблемы (по аналогии с

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

6. Межгосударственные структуры в валютно-финансовой сфере Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений состоит из множества международных организаций. Некоторые из них располагают достаточно большими полномочиями, а также

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

9. Предпринимательские ассоциации и союзы В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на основании договора создавать объединения в форме ассоциаций (корпораций), консорциумов, синдикатов

Из книги "СВОБОДА" И "НАЦИЯ" автора Городников Сергей

1. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВАЛЮТЫ УЖЕ БЫЛИ Накануне нового, 2002-го года шумиха вокруг единой валюты Европы достигла апогея. Тон задавали те политики и бюрократы Франции и ФРГ, которые объявляли о появлении евро, как уникальном событии, призванным изменить ход мировой

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Торговые выставки Торговые выставки предоставляют продавцам возможность продвинуть новейшие товары и услуги по направлению к потребителям и дистрибьюторам. Они позволяют собрать значительные объемы информации не только о новых товарах, но и о том, насколько

Из книги От DELL без посредников. Стратегии, которые совершили революцию в компьютерной индустрии автора Делл Майкл

12 Заключайте крепкие союзы Как вы уже должны были понять из предыдущих глав, Dell представляет собой компанию, построенную на тесных взаимоотношениях со служащими и клиентами. Но не только. Готовность компании к сотрудничеству ради достижения общих целей в наиболее чистой

Из книги Бизнес путь: Amazon.com автора Саундерс Ребекка

Торговые синдикаты С момента своего запуска Amazon вступал в торговые соглашения с независимыми сайтами. Через линии связи эти сайты направляют посетителей в Amazon, где они могут приобрести книги или другие товары. От самых маленьких сайтов до самых больших, поток

Из книги Бизнес путь: Nokia. Секреты успеха самой быстроразвивающейся компании в мире автора Мерриден Тревор

Союзы: на заметку В нижеследующих разделах показаны некоторые из международных союзов и кооперативных проектов, в которых участвует Nokia.Основные фактыBLUETOOTH SPECIAL INTEREST GROUP (1998)Nokia, Ericsson, IBM, Intel и Toshiba вместе представили дешевую коротковолновую радиотехнологию. Приспосабливая

Из книги Предпринимательство: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок автора Мур Джеффри

Торговые партнерства Термин торговые партнерства фактически не признан в индустрии хай-тек, однако это ключевая тактика в преодолении пропасти. Идея заключается в том, чтобы воспользоваться преимуществами OEM-канала (их налаженными отношениями с прагматиками