Затопляев Иван

Исследовательская работа "Эти удивительные чернила" с описанием опыта изготовления чернил по древнему рецепту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Тракторозаводского района Волгограда

Школьный конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Я исследователь»

Направление: «Окружающий мир»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Эти удивительные чернила

Руководитель: Дубрасова Наталия Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории

Обучающийся: 4 «Г» класса

Затопляев Иван Александрович

Волгоград 2013

Введение …………………………………………………………………….3

  1. История возникновения чернил………………………………………...4

2. Немного о чернильнице…………………………………………………7

  1. Интересные факты о чернилах …………………………………………8
  1. Рецепты чернил………………………………………………………….8

4.1 Чернила из чернильных орешков……………………………….9

4.2. Чернила из каштанов……………………………………………9

4.3. Чернила из бузины………………………………………………9

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов……………………………9

4.5. Чернила из танина……………………………………………....9

4.6. Канцелярские ализариновые чернила…………………………9

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди ……………………….10

4.8. Чернила из анилина……………………………………………10

  1. Эксперимент……………. ……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………...................11

Литература ………………………………………………………………...11

Введение

Однажды, прочитав задание в учебнике по «Литературному чтению» про летописца, который готовил чернила из старых ржавых гвоздей, кваса, меда, кислых щей, чернильных орешков (наросты на дубовых листьях), я заинтересовался, как же на самом деле раньше их делали. Я решил узнать историю чернил, их разновидности и рецепты. У меня появилась гипотеза, что чернила можно сделать самостоятельно в домашних условиях. И я решил попробовать изготовить древние чернила, которыми писал свои стихи А. С. Пушкин, тем более что все составляющие этих чернил можно найти и в наше время.

Цель исследования: изучить историю происхождения, способы изготовления, виды чернил, найти интересные факты о чернилах, проверить свою гипотезу о возможности самостоятельно изготовить чернила.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данной теме с помощью литературы и интернет-ресурсов.
  1. Изготовление чернил в домашних условиях.

Объект исследования: сведения о чернилах.

Предмет исследования: изготовление чернил в домашних условиях.

Методы исследования: сбор и анализ информации, эксперимент.

Инструменты исследования: компьютер, Интернет, печатные издания, материалы и вещества для изготовления чернил.

1. История возникновения чернил

Трудно встретить человека, который не пользовался бы чернилами и не знал, что это такое. Но многие ли из нас знают историю возникновения, химический состав чернил, процесс производства.

Чернила появились тогда, когда у человечества появилась необходимость записывать что-то на бумаге. Тогда люди разных народов изобретали свои чернила, чтобы сохранить свою историю для будущих поколений.

Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

В античные времена люди делали чернила из… каракатиц. У каракатиц и их двоюродных братьев осьминогов есть особый чернильный мешок, из которого животные в минуту опасности выпускают «чернильную бомбу» - для маскировки.

Чернильные мешочки сушат на солнце, толкут, добавляют щелок и нагревают, потом добавляют серную кислоту, опять сушат и прессуют. Получается сепия, которая широко используется художниками до сих пор. Наверное, это самые древние в мире чернила, им 100 миллионов лет!

В Европе чернила появились значительно позже. В ІІІ веке до н.э. в Греции и Риме применялось несколько типов чернил. Красные, «придворные», использовались для государственных документов и строго охранялись стражей. Черные делались из сажи, плодовых косточек, древесного и костяного угля.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин.

В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали... всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля.
А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила были очень дороги, их стерегла специальная стража.

На Руси таких строгостей, связанных с красными чернилами, не было. Их делали из насекомых червецов, которых толкли в порошок. Красные чернила были для наших предков очень нужны. Почему? Потому что в XI-XIII веках монахи переписчики книг не разделяли слова при письме, все писалось сплошным текстом. Читать такое было сложно. Поэтому все разделы в книге отмечали красной буквой, часто нарисованной в виде картинки. Это облегчало чтение. Отсюда и пошло понятие «красная строка» - абзац.

Очень красивы были золотые и серебряные чернила, их чаще всего применяли для оформления религиозных книг. Но применение золота и серебра для изготовления чернил вовсе не было из ряда вон выходящим. Византийские и русские переписчики растирали мед с тонкими золотыми и серебряными листочками, потом мед вымывали, а нарядные золотые и серебряные буквы остались. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". ХV век дал новый рецепт - "вареные чернила" - чернила из отвара коры дубильных растений. Для их изготовления использовали корни ольхи, ореховую или дубовую кору. Из этого варили чернильное сусло и опускали в него куски железа. Для упрочнения чернил добавляли камедь (вишневый клей), а для снижения вязкости - квасцы, имбирь и гвоздику.

В ХVIII веке появился железный купорос, который стали использовать вместо кусков ржавого железа, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. Это наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Из орешков-галлов выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея – получались стойкие чернила с красивым отблеском. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Но у таких чернил был и недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был бесцветным.

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".

В 1885 году саксонский учитель Леонгарди совершил переворот в "чернильном деле". Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые. На бумаге они переходили в глубокий черный цвет. Это достигалась с помощью краппа – продукта особой обработки корней восточного растения марены. Позднее крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент – анилиновые чернила, например, фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель.

Существует великое множество рецептов невидимых (симпатических) чернил. Раньше ими успешно пользовались шпионы. Для такого рода тайнописи существует много способов, и все они используют секретные или "симпатические" чернила - бесцветные или слегка окрашенные жидкости. Написанные ими послания становятся видимыми только после нагревания, обработки специальными реактивами или в ультрафиолетовых либо инфракрасных лучах. Известно немало рецептов подобных чернил. Тайные агенты Ивана Грозного писали свои донесения луковым соком. Буквы становились видимыми при нагревании бумаги. Ленин использовал для тайнописи сок лимона или молоко. Для проявления письма в этих случаях достаточно прогладить бумагу горячим утюгом или подержать ее несколько минут над огнем.

Создают такие чернила и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня – для временных пометок на полях книг.

Чернила из молока, лимона, из насекомых и щей, из каракатиц и ягод, из золота и серебра...Теперь человечество пишет чернилами, сделанными химическим путем. Они качественны и дешевы. Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

2. Немного о чернильнице

Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли "чернила" – обыкновенная сажа, разведенная на масле. Совсем недавно произошла сенсация в Национальном музее Башкирии. Более 30 лет в фондах музея находилась чернильница времен Чингисхана (XIII в.). Этот экспонат принес в музей крестьянин. Он нашел потемневший от времени металлический сосуд, когда пахал землю. 30 лет никто из сотрудников музея не мог этот сосуд атрибутировать. Предполагали, что он имеет религиозное предназначение. И вот совершенно случайно одна из сотрудниц музей увидела раритет на страницах архивного фолианта. Оказалось, что таких чернильниц в мире всего три: одна находится в коллекции Нассера де Халили, другая - в Эрмитаже, третья - в Иране.

Ученые считают, что декор чернильницы схож с рисунком на чаше, созданной в западном Иране, и хранящейся ныне в музее Барджелло во Флоренции. Надпись на одной из похожих на найденную чернильниц оказалась пожеланием: славы и процветания, богатства и счастья, благополучия и достатка, благодати и поддержки.

Такую чернильницу писарь носил на ремешке на шее и записывал приказы хана на шелковом свитке, макая в чернильницу тростниковой палочкой, которая называлась "калам" (ср. с "каламусом" древнего Рима!). Чернилами же служили разведенные в воде минералы.

На медной чернильнице Чингисхана отлит текст, расшифровать который пока не удалось.

3. Интересные факты о чернилах

Среди материалов, которые использовались для приготовления чернил, заметную долю составляли... грибы. На пустырях, на богатой азотом почве, на навозе нередок гриб копринус. Его конические шляпки на тонкой ножке поднимаются на 20-30 сантиметров над поверхностью почвы. Существуют они недолго. Старея, копринусы буквально расплываются, образуя водянистую массу интенсивного черного цвета. Вот ее-то и используют в качестве чернил. Такие чернила использовали во Франции еще 200 лет назад.

В Древнем Риме того, кто осмеливался украсть с императорской канцелярии пузырёк с чернилами, сразу приговаривали к смерти.

Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило написать ими текст и немного подождать, как бумага в тех местах, где были начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф.

Остался загадкой рецепт "чернил драгоценных камней" – рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-буддийцы в Бирме, Таиланде и Шри-Ланке.

Когда читаешь про старые способы получения чернил, то, кажется, что их сочиняли большие лакомки. Чего только в чернила не добавляли! Мед и патоку, чернику и бузину, молоко и яйца, квас и простоквашу, даже кислые щи.

У древних жителей Средней Азии тоже были свои секреты. Как-то в пещерах полуострова Мангишлак были найдены книги и рукописи. Учёные обнаружили, что в состав чернил, которыми они написаны, входят сахар и просо.

Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

4. Рецепты чернил

Применяемые в настоящее время чернила можно разбить на две группы. Самую большую и важную группу образуют черные чернила, содержащие дубильную кислоту. Чернила второй группы не содержат в своем составе дубильных кислот.
Чернила первой группы все еще самые употребительные и притом самые дешевые. Они приготавливаются главным образом из дубильной и галловой кислот или из веществ, содержащих дубильное вещество. Приготовление этих чернил основано на свойстве водной вытяжки дубильных веществ образовывать с солями железа дубильно-кислое железо, которое и является окрашивающим веществом. При помощи гуммиарабика в качестве загустителя, красящее вещество остается в тончайшем распределении жидкости.

4.1. Чернила из чернильных орешков

Для приготовления обыкновенных канцелярских или школьных чернил посредством настаивания или вытяжки на холодной воде берут:
3 части чернильных орешков (галлов),
2 части железного купороса,
2 части гуммиарабика (смола акации),
60 частей воды.
Орешек толкут в порошок и, всыпав в стеклянную бутыль, обливают водой. В другом сосуде растворяют железный купорос и гуммиарабик месте порознь. Настой орешка должен стоять несколько дней, пока вода не извлечет из него все дубильное вещество, между тем как купорос и гуммиарабик вполне растворяются в течение нескольких часов. Оба раствора сливают вместе, хорошо перемешивают и, дав простоять день или два, осторожно сливают, чтобы отделить жидкость от осадка.

4.2. Чернила из каштанов

Варят 200г зеленой кожуры каштанов в 1л воды в течение нескольких часов, отвар процеживают и смешивают с железным купоросом и квасцами.

4.3. Чернила из бузины

100г спелых ягод черной бузины раздавливают и выдавливают сок. В 5г уксуса растворяют 2г квасцов и 5г железного купороса. И прибавляют этот раствор к соку ягод.

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов

100г зеленой кожуры грецких орехов варят в 400г воды, 4г железного купороса и 4г квасцов. Получаются прочные и красивые чернила.

4.5. Чернила из танина

Танина -2,44г, галловой кислоты – 0,77г, железного купороса – 3г, гуммиарабика – 1 г, соляной кислоты – 0,25г, карболовой кислоты -0,1г, воды 100 мл. Растворяют составные части в воде при частом помешивании.

4.6. Канцелярские ализариновые чернила

1-й раствор (чернильные орешки – 600г, кипяченая вода- 2л)

2 –й раствор (индиго в порошке- 40г, серная кислота 50% 200г0

Индиго помещают в глиняный глазированный горшок и поливают серной кислотой, затем дают отстояться в течение суток и осторожно прибавляют понемногу 2л кипяченной воды, 90г чистых, мелко истертых в фарфоровой ступке железных опилок и 60г мела. Полученную жидкость фильтруют и вливают в нее профильтрованный первый раствор. Эти чернила дают на бумаге зеленое окрашивание, по высыхании переходящее в интенсивный сине-черный цвет.

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди

3.5 г истолченных в крупные зерна чернильных орешков и 250 г крапового корня оставляют стоять в течение нескольких дней с 10 л теплой воды; фильтруют, пополняют испарившуюся воду новой и прибавляют при взбалтывании 100 г раствора индиго, 433 г железного купороса и 166 г раствора уксусно-железной соли. Жидкость оставляют в течение 8-10 дней спокойно стоять и затем сливают о осадка.
Раствор уксусно-железной соли приготовляют посредством обработки 2 вес. ч. железной проволоки, токарных или др. стружек или опилок, 20 вес. ч. древесного уксуса.

4.8. Чернила из анилина

1,3г паратоллуидина растворяют в 7,7 г анилина, после чего к раствору прибавляют 15г разведенной соляной кислоты и 15г гуммиарабика. Полученный состав тщательно перемешивают и в отдельной посуде растворяют в 20г нагретой дистиллированной воды, 2,6г двухлористой меди, 2 г поваренной соли, 1,3г хлористого аммония и 1,3г бертоллетовой соли, после чего к этому раствору примешивают 11г гуммиарабика. Перед употреблением смешивают равные части обоих растворов.

5. Эксперимент

Меня очень заинтересовала возможность самому сделать древние чернила, и я решил провести эксперимент по их созданию. Из выше приведенного списка рецептов чернил наиболее интересным мне показался рецепт из чернильных орешков.

Мы собрали в лесу чернильные орешки, набрали вишневой смолы которой решили заменить гуммиарабик, купили железный купорос. Измельчили чернильные орешки, сложили в стеклянную банку, залили холодной водой и настаивали несколько дней. В другой посуде развели железный купорос и растворили вишневую смолу. Затем все растворы смешали и у нас получились замечательные чернила, которыми можно писать. Эксперимент удался!

Так что, если, вдруг, мы попадем на необитаемый остров, на котором растут дубы и под рукой окажется кусок ржавого железа и клочок бумаги, мы всегда сможем послать с помощью бутылочной почты, своим маме с папой и самым лучшим друзьям весточку.

Заключение

Проведя исследование, я узнал много новой и интересной для себя информации о чернилах, о различных видах и способах их получения. Кроме того, я подтвердил свою гипотезу о том, что настоящие чернила можно приготовить самостоятельно в домашних условиях. В будущем мне хотелось бы провести работу с симпатическими (невидимыми) чернилами.

Я надеюсь, что после моего доклада вы сможете сами изготовить чернила и будете относиться к ним с большим уважением, потому что чернила имеют длинную историю и играют огромную роль в нашей повседневной жизни.

  • Когда и как появились чернила? http://vse-znaykin.ru/chernila.php
  • Как говорит Википедия, чернила - это жидкий краситель, предназначенный для создания изображений при помощи различных инструментов. Придумали использовать чернила для письма уже очень давно, правда они существенно отличались от современных, созданных по продвинутым технологиям.

    Что только не использовали люди для письма: уголь, графит, и наконец, чернила, благодаря которым мы имеем возможность прочесть древние рукописи. К сожалению, узнать точно, по каким рецептам изготавливались старинные чернила, сейчас невозможно. Понятно только, что основа их была растительной.

    Старинные чернила, начиная с 15 века разделяют на вареные и железные. И одни, и вторые изготавливали из богатых дубильными веществами растений. Сырьём служили кора ольхи и дуба, ягоды черники, чернильные орешки. Наверняка все видели эти самые чернильные орешки (галлы), но мало кто знает, что они так называются. Это шаровидные выросты на дубовых листьях. Чтобы приготовить железные чернила галлы или дубовая кора настаивалась в кислом растворе, в тёплом месте. Добавлялись в раствор железные опилки. Процесс настаивания был длительным, до 30 дней. Для густоты в чернила добавлялась камедь (вишнёвая смола).

    А варёные чернила и в самом деле варились. Путём кипячения из коры получали экстракт, который смешивался с ягодным соком крушины. Эти чернила уступали железным, они были менее стойкими и не такими яркими, тогда как железные не боялись влаги и мало выцветали. Иногда эти чернила смешивались.

    Кроме таки чернил, применяли для письма ещё и грибные чернила. Гриб копринус растёт на пустыря, на навозе, на почве, богатой азотом. Старея, этот гриб не усыхает, как все остальные грибы, а расплывается водянистой массой насыщенного чёрного цвета. Эту массу и использовали как чернила. Ещё 200 лет назад во Франции ими пользовались.

    Современные чернила сложны по своему составу и включают в себя от 4 до 16 компонентов в зависимости от вида чернил. Невозможно современный мир представить без шариковой ручки и без принтера. Можно разделить чернила для моего струйного принтера на два основных вида: водные чернила, а также пигментные чернила. От того, насколько качественны чернила, применяемые в печати, зависит не только чёткость и цветность фотографий или документов, но и долговечность самого печатающего устройства.

    С древнейших времён люди пытались сохранить знания‚ передававшиеся из поколения в поколение. Первые древние учёные создавали своеобразные системы символов и знаков с целью передать потомкам многовековую мудрость их предков. При придумывании этих символов и знаков перед учёными вставал один и тот же неизбежный вопрос. А куда и чем их наносить‚ чтобы они со временем не стёрлись и‚ исчезая‚ не похоронили с собой историю и знания целого народа‚ не оставив при этом ничего следующим поколениям?

    В «добумажный» период человечество в качестве «писчего» материала‚ способного на протяжении многих веков сохранять информацию‚ использовало практически всё‚ что попадало под руку и хоть как-нибудь подвергалось обработке: камень‚ глину‚ папирус‚ медные и свинцовые листы‚ пальмовые листья‚ хлопчатобумажную и шёлковую ткани‚ дерево‚ кость‚ бамбук‚ панцири черепах‚ пергамент‚ воск‚ бересту. И‚ в конце концов‚ самый совершенный способ передачи и хранения информации изобрели китайцы‚ создавшие бумагу.

    Для письма использовались всевозможные инструменты: металлические орудия‚ деревянные палочки‚ кость‚ кисточки‚ гусиные и вороньи перья‚ шариковые и перьевые ручки‚ свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специально для этого предназначенной палочкой - стилем.

    В качестве «краски» применяли: чернила‚ красную глину‚ тушь‚ лак‚ серебряную и золотую краски. Не гнушались использовать и кровь: истории известны случаи‚ когда книги были написаны кровью.

    Каждый из вышеперечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи‚ имеющий свою оригинальную историю возникновения и использования.

    История возникновения чернил.

    До наших дней рецепт самых древних чернил не сохранился. Современной науке известно только‚ что египтяне писали свои папирусы смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и китайцы.

    В Европу чернила пришли гораздо позже‚ приблизительно где-то в 111 до н.э. их стали употреблять в Древнем Риме и Греции.

    Из пурпура и киновари (минерал красного цвета) в Древнем Риме изготавливали красные «придворные» чернила‚ которыми могли писаться только государственные документы. Был даже издан императорский указ‚ запрещавший пользоваться красными чернилами вне стен императорского дворца под страхом смертной казни. Пурпурные чернила охранялись специальной стражей. Впрочем‚ это и не удивительно‚ ведь процесс добывания пурпура был дорогостоящим и трудоёмким. На первом этапе получения «королевской» краски собирали сотни тысяч‚ миллионы раковин. Свидетельством этого крупного уничтожения беспозвоночных может служить «ракушечная гора» в Южной Италии‚ целиком состоящая из раковин моллюска брандариса. Следующим этапом являлось извлечение из раковин тел моллюсков. Затем тела беспозвоночных помещали в солёную воду. На третьем этапе их четыре дня валяли на солнце‚ а потом варили. В результате получали из каждых десяти зверски замученных моллюсков всего лишь один грамм краски! О способе приготовления «придворных» чернил стало известно в XIX веке благодаря немецкому химику П. Фридке‚ который воспроизвёл древний пурпур. Дотошный немецкий учёный переработал 12 тыс. моллюсков‚ собрав из них 1‚2 гр. драгоценной краски. По приблизительному подсчёту в те далёкие времена 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Так что писать такими чернилами могли позволить себе только люди высокого полёта‚ при этом тщательно экономя каждый миллиграмм драгоценного пурпура.

    Такими же дорогими были чернила‚ изготовленные с применением золота и серебра. Серебряными чернилами на красном пергаменте была написана «серебряная библия‚ созданная более полутора тысяч лет назад и хранящаяся в наши дни в Упсальском университете в Швеции.

    Из-за сложной технологии получения и дороговизны‚ которая обуславливалась в первую очередь высоким качеством краски (окрашенные пурпуром ткани могли не выцветать на протяжении 200 лет) «придворные» чернила не получили широкого распространения. Стал популярным в использовании совершенно другой вид чернил. Сначала это была чёрная краска‚ применявшаяся и для письма и в живописи. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек‚ мягкой древесины‚ виноградной лозы‚ древесного и костного угля. Да и в наши дни лучшей чёрной краской считается краска‚ приготовляемая из сажи‚ полученной при сжигании виноградных косточек.

    Спустя несколько столетий на смену чёрной краски пришли чернила из отвара коры дубильных растений. В Древней Руси «писчую» краску приготовляли из сажи с камедью (вишнёвый клей)‚ разведённых в воде. Называлась она «копчёные» чернила. В XV веке появился новый способ получения краски‚ широко применяемый древнерусскими летописцами - «вареные» чернила. В железный или глиняный сосуд клали дубовую‚ ясеневую‚ ольховую кору и варили‚ затем оставшуюся после варки воду переливали в другую посуду и опять подвергали нагреву‚ попутно подкладывая ещё коры. В получившуюся смесь добавляли железо‚ завёрнутое в ткань‚ и слегка помешивали. На третий день «варёные» чернила были готовы для письма. В XVI веке на Руси стали делать «железные» чернила‚ использующиеся до сих пор. Для «железных» чернил галлы (шаровидные выросты‚ часто встречающиеся на дубовых листьях) или кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (квас‚ уксус‚ кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс приготовления длился долго‚ доходя порой до месяца. Чтобы чернила сталиболее густыми и лучше ложилисьна бумагу‚ к ним добавляливишневый клей - камедь. В отличие от «вареных» «железные» чернила не так сильно выцветали и были влагоустойчивыми. Иногда оба этих вида смешивали между собой. Приблизительно в это же время трудолюбивые русичи освоили ещё один рецепт: чернила из кедровых орешков. Так назывались болезненные наросты на листьях дуба. К намоченным наростам прибавлялся вишнёвый клей‚ затём мёд и варево из хмеля.

    В XVIII веке на месте «железин» появился железный купорос‚ резко повысивший скорость приготовления чернил‚ которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

    В качестве материала для приготовления краски использовали и …. грибы. Во Франции 200 лет назад из грибка под названием копринус делали чернила. Вошёл в чернильный состав этот грибок благодаря своим свойствам: старея‚ копринус буквально расплывается‚ превращаясь в водянистую массу интенсивного чёрного цвета.

    В 1847 году профессор Рунге решил приготовить чернила из экстракта сандалового (кампешевого) дерева‚ произрастающего в тропических лесах. В соке этого дерева содержится химическое вещество гематоксилин‚ при окислении превращающееся в пигмент фиолетово-чёрного цвета. Этот вариант чернил получил широкое распространение‚ особенно в школьной среде. Самым лучшим сортом кампешевых чернил считалась глубоко-чёрная краска «Пегас».

    До наших дней сохранилось и несколько экзотических рецептов чернил: каштановые - из отвара кожуры зелёных каштанов‚ бузиновые - из спелых ягод бузины‚ даже грецкие и черничные - из кожуры грецких орехов и из сочных ягод черники.

    В 1938 году венгерский художник‚ скульптор и журналист Л. Биро и его брат получили патент на изобретение шариковой ручки‚ в которой чернила подавались к пишущему шарику при помощи давления поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила на чернильную пасту. Главная особенность которой‚ в отличие от её предшественницы‚ заключается в том‚ что она быстро высыхает при взаимодействии с воздухом. Так появилась первая шариковая ручка и закончилась история бесконечных способов приготовления чернил‚ уступивших место более удобной в применении «писчей» принадлежности.


    Рецепт самых древних чернил не сохранился, но известно, что египтяне свои папирусы писали смесью сажи и масла. Аналогичным составом пользовались древние китайцы.

    В Европе чернила появились значительно позже, когда - точно неизвестно, но в 111веке до н. э. чернила уже употреблялись в Греции и Риме.

    Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные "придворные чернила", которыми писались только государственные документы. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила стерегла специальная стража. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин. В Южной Италии сохранилась "ракушечная гора", состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три - четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали... всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

    Не менее дорогими были чернила, изготовленные с применением золота и серебра. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится "серебряная библия", которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

    Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древисины, сажи, древестного и костного угля. Интересно, что и до настоящего времени лучшая черная краска приготовляется из сажи, полученной при сжигании виноградных косточек.

    Столетиями позже стали пользоваться чернилами из отвара коры дубильных растений. Самый древний русский рецепт чернил - сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые "копченные чернила". Хv век дал новый рецепт -"вареные чернила". Их рецепт такой: "часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши".

    В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

    "Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило".

    В ХVI веке россияне знали еще один рецепт - на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

    В ХVIII веке вместо "железин" появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть "чернила добрыя".

    В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила "Пегас".

    Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые - из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. "Указ о черниле черничном" сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

    Здесь уместно вспомнить строки из романа Д. Дефо "Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка": "... Я взял с корабля перья, чернила и бумагу. Я экономил их до последней возможности и, пока у меня были чернила, аккуратно записывал все, что случилось со мной; но когда они вышли, мне пришлось прекратить мои записи, так как я не умел делать чернил и не мог придумать, чем их заменить". Робинзон, таким образом, был в полнейшем неведении в "чернильном вопросе". Иначе он мог бы воспользоваться одним из нехитрых способов изготовления этого нужного вещества, а уж трудолюбия и находчивости Робинзону было не занимать.

    Еще сравнительно недавно потребность в чернилах была огромна. К примеру, в Советском Союзе в середине 80-х годов только Московский завод художественных красок выпускал в год 1млн. флаконов чернил для авторучек, а всего в стране было 80 таких заводов!

    В 1938 году венгерский художник, скульптор и журналист Л.Биро и его брат (по специальности химик) получили патент на конструкцию ручки, в которой чернила подавались к пишущему шарику давлением поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила их модификацией - чернильной пастой, которая при соприкосновении с воздухом быстро высыхает. Так появилась шариковая ручка и закончилась бессменная вахта величайшего и простейшего изобретения человечества - жидких чернил.

    Владимир Георгиевич Васильев,
    доцент кафедры Автоматизации технологических процессов ТГТУ.