Организация Американских государств

§ 1304. Организация американских государств (ОАГ) является старейшей региональной международной организацией в мире. В 1826 году после освобождения половины Южной Америки Боливар созвал в Панама-Сити конференцию американских республик. Хотя конференция, учрежденная Панамским конгрессом, так и не стала реальностью, основная идея продолжала жить.

В 1890 году Первая международная конференция американских государств, состоявшаяся в Вашингтоне, провозгласила создание Международного союза американских республик и в качестве его центрального органа Коммерческое бюро. В 1910 году это бюро было переименовано в Панамериканский союз, в результате чего его деятельность расширилась. В 1948 году девятая международная конференция американских государств, проходившая в Боготе, приняла устав, который придал межамериканской системе ее нынешнюю юридическую форму и структуру. Вместо Союза американских республик она стала называться Организацией американских государств, а Панамериканский союз стал ее генеральным секретариатом. Эта конференция также приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.

В феврале 1967 года в Буэнос-Айресе состоялась Третья специальная межамериканская конференция, принявшая новый Устав ОАГ.

§ 1305. Статья I Устава ОАГ гласит: "В рамках Организации Объединенных Наций Организация американских государств является региональной организацией", хотя ОАГ функционирует совершенно независимо. Членами Организации состоят 22 независимых и суверенных государства западного полушария * . Нынешнее правительство Кубы было исключено из межамериканской системы ввиду того, что ее форма правления не совместима с принципами и целями межамериканской системы ** .

* (ОАГ в течение всего периода своей деятельности находилась и в значительной мере продолжает находиться под сильным военным, политическим, идеологическим и экономическим влиянием США и американских монополий.

В прямое нарушение Устава ООН. ст. 25 и 26 Устава ОАГ запрещают государствам - членам ОАГ обращаться в Совет Безопасности ООН. Это признают Вуд и Серре, указывая, что "Организация функционирует совершенно независимо" (от ООН.- Прим. ред).

Следует также заметить, что территориальная сфера действия ОАГ выходит далеко за рамки американского региона и в нарушение ст. 52 Устава ООН охватывает даже Гренландию, Канаду и обширную зону Мирового океана, так называемую "зону безопасности", произвольно установленную его создателями.)

** (В 1962 году под давлением США, ссылавшихся на доктрину идеологической "несовместимости", революционная Куба была незаконно исключена из ОАГ на VIII консультативном совещании этой организации в Пунтадель-Эсте (Уругвай). Для такого исключения Кубы ОАГ не имела никаких международно-правовых оснований. )

§ 1306. Цели ОАГ состоят в укреплении мира и безопасности на континенте * ; обеспечение мирного разрешения всех споров, которые могут возникнуть между государствами-членами; организации совместных действий в случае агрессии; поиске разрешения политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между ними; содействии путем совместных действий их экономическому, социальному и культурному прогрессу (ст. IV Устава).

* (Вопреки своим официальным целям на практике ОАГ часто являлась инструментом сил реакции в борьбе с демократическими, национально-освободительными движениями латиноамериканских народов в период революционных подъемов и восстаний в Гватемале, Колумбии, Доминиканской Республике, на. Кубе и других странах пробуждающегося Латиноамериканского континента. )

Расходы ОАГ распределяются между всеми государствами-членами через систему квот, определяемых для каждого правительства в той же пропорции, в какой они делают свои взносы в Организацию Объединенных Наций.

§ 1307. Главные органы ОАГ:

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции;

VI Специализированные учреждения.

§ 1308. Высший орган ОАГ- Межамериканская конференция. Она созывается через каждые пять лет на территории одного из государств-членов, каждое из которых имеет только один голос. При возникновении особых обстоятельств в период между очередными сессиями могут созываться специальные сессии Межамериканской конференции. Конференция определяет общую деятельность и политику ОАГ, структуру и функции ее органов и полномочна рассматривать любой вопрос, касающийся дружественных отношений между американскими государствами.

§ 1309. Консультативное совещание министров иностранных дел ОАГ рассматривает проблемы, носящие срочный характер и представляющие общий интерес, а также выполняет функции консультативного органа в случае вооруженного нападения и возникновения угрозы миру.

§ 1310. Совет ОАГ - постоянный орган, выполняющий многочисленные обязанности. В его состав входит по одному представителю от каждого государства-члена в ранге посла, специально назначаемого соответствующим правительством.

Председатель и вице-председатель Совета избираются ежегодно. Как правило, Совет собирается на заседание раз в две недели и часто проводит специальные сессии. Многочисленные функции и обязанности Совета осуществляются через различные комитеты, заседающие ежедневно.

§ 1311. Совет ОАГ имеет следующие три органа:

I Межамериканский экономический и социальный совет;

II Межамериканский совет юристов;

III Межамериканский совет по культуре.

Эти три органа практически автономны в своих сферах деятельности. В их состав входят представители государств-членов.

Органы Совета ОАГ оказывают технические услуги правительствам, консультируют Совет по вопросам, входящим в их компетенцию, и ведут разнообразную деятельность в своих областях. Межамериканский экономический и социальный совет осуществляет, кроме того, важную программу, называемую Союзом ради прогресса.

§ 1312. Панамериканский союз представляет собой центральный и постоянный орган ОАГ, а также ее генеральный секретариат. Генеральный секретарь и помощник генерального секретаря избираются на 10 лет. Первый руководит генеральным секретариатом и является его юридическим представителем, а второй исполняет также функции секретаря совета организации.

Панамериканский союз оказывает через свои технические и информационные службы технические услуги и услуги по предоставлению информации, содействует развитию экономических, социальных, юридических и культурных отношений между всеми государствами-членами.

§ 1313. Специализированные учреждения созданы многосторонними соглашениями и выполняют конкретные функции в отношении технических вопросов, представляющих общий интерес для государств-членов. В настоящее время существует шесть специализированных учреждений:

I Панамериканская организация здравоохранения;

II Панамериканский институт географии и истории;

III Межамериканский институт сельскохозяйственных наук;

IV Межамериканский детский институт;

V Межамериканская женская комиссия;

VI Межамериканский институт по делам индейцев.

§ 1314. Кроме того, существует ряд специальных агентств и комиссий, преследующих конкретные цели в пределах установленных областей, представляющих общий интерес. К ним относятся:

I Межамериканский совет обороны;

II Межамериканский статистический институт;

III Межамериканская.комиссия по правам человека;

IV Межамериканский комитет мира;

V Межамериканская комиссия по ядерной энергии;

VI Специальный консультативный комитет по вопросам безопасности.

§ 1315. Специализированные конференции созываются для обсуждения технических вопросов или разработки конкретных аспектов межамериканского сотрудничества.

§ 1316. В 1967 году во изменение Устава ОАГ был принят протокол, который вступит в силу после ратификации его двумя третями подписавших его государств. Когда это произойдет, то межамериканские конференции, в частности, будут заменены генеральной ассамблеей, которая будет собираться ежегодно * . Совет ОАГ превратится в постоянный совет, а межамериканский экономический и социальный совет и межамериканский совет по культуре получат новый статус в рамках ОАГ, причем последний будет переименован в межамериканский совет по вопросам просвещения, науки и культуры. Межамериканский совет юристов будет заменен межамериканским юридическим комитетом и будет наделен аналогичными функциями.

* (В феврале 1970 г. новый Устав ОАГ вступил в силу. Он отражает две тенденции: с одной стороны, стремление США придать этой организации еще более замкнутый характер, усилить влияние американских монополий и Пентагона, а с другой -стремление демократических и патриотических сил латиноамериканских стран привлечь большее внимание ОАГ к социальным и экономическим проблемам этих стран.

Новый Устав ОАГ значительно расширил полномочия исполнительных и административных ее органов в ущерб более представительным общим собраниям ОАГ. Под влиянием растущего национально-освободительного движения в странах Латинской Америки, в частности в Перу и Аргентине, ОАГ переживает серьезный кризис. В повестке дня стоит вопрос о новом пересмотре Устава ОАГ.)

Привилегии и иммунитеты

§ 1317. В статьях 102-108 Устава ОАГ, подписанного в Боготе, приводятся в общих чертах привилегии и иммунитеты, которыми ОАГ, представители государств-членов и генеральный секретариат данной организации в лице Панамериканского союза пользуются на территории государств-членов.

§ 1318. Совет ОАГ одобрил многостороннюю конвенцию о привилегиях и иммунитетах Организации, представителей и секретариата, а также двустороннее соглашение между Организацией и американским правительством. Конвенция была открыта для подписания 15 мая 1949 года, а двусторонее соглашение было подписано в Вашингтоне 22 июля 1952 года.

§ 1319. Многосторонняя конвенция, как и двустороннее соглашение, были намеренно составлены в тех же выражениях, как и аналогичные документы, принятые ООН, с тем чтобы привилегии и иммунитеты, предоставляемые государствами - членами ОАГ самой Организации, а также представителям государств-членов и секретариату, практически были идентичными привилегиям и иммунитетам, признаваемым за ООН, членами постоянных представительств при ООН и за ее секретариатом. Мы не останавливаемся подробно на этих привилегиях и иммунитетах в данной работе, поскольку читатель может ознакомиться с этими правилами и практикой в § 1186-1208.

В практическом плане эти правила следует дополнить конкретными соглашениями в порядке уточнения некоторых деталей, которые были бы приняты в каждом государстве-члене.

§ 1320. Мы не имеем возможности подробно остановиться на многочисленных конвенциях об иммунитетах и привилегиях органов, упомянутых в § 1311, 1313, 1314, или их учреждений, размещенных на территории какого-нибудь определенного государства. Основу всех их составляют следующие положения: признание юридического лица; беспрепятственное распоряжение имуществом и фондами; свобода действий и сношений, а также личные иммунитеты, необходимые для свободного передвижения и осуществления деятельности представителей правительств-членов, экспертов и персонала каждой организации. Предусматривается, что эти привилегии предоставляются только для осуществления обычной деятельности и в интересах справедливости могут быть аннулированы.

Старшинство

§ 1321. Внутреннее старшинство ОАГ. В статье 32 Устава Организации устанавливается следующая иерархия ее органов:

I Межамериканская конференция;

II Консультативное совещание министров иностранных дел;

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции:

а) Межамериканский экономический и социальный совет, взаимодействующий с:

1 Межамериканским комитетом по делам Союза ради прогресса;

2 Организацией американских государств (ОАГ);

Межамериканским советом обороны (МСО); Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА); и Координационным комитетом (КК);

3 группой экспертов;

б) Межамериканский совет юристов;

в) Межамериканский совет по культуре;

VI Специализированные учреждения, перечисленные в § 1313;

VII Специализированные агентства и комиссии, перечисленные в § 1314.

Сессии Совета ОАГ

I. Сессии Межамериканской конференции. Старшинство делегатов на этих сессиях устанавливается же ребьевкой; путем жребия определяется старшинство стран. Выпавшее по жеребьевке старшинство сохраняется в течение всей сессии.

Наблюдатели имеют старшинство перед специальными гостями.

II. На очередных сессиях, созываемых, как правило, дважды в месяц, применяется система ротации. Представитель каждой страны передвигается на одно место от того, которое он занимал на предыдущей сессии.

III. Протокольные сессии проводятся, когда принимается глава государства или министр или когда отмечается важное событие. Эти сессии, на которых произносится речь, но не принимаются какие-либо законодательные акты, можно назвать церемониальными. Старшинство делегатов на таких сессиях определяется по дате их назначения.

Организация Американских Государств (ОАГ)- международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе -- Устав ОАГ. Там же была принята Американская декларация о правах человека. В Боготе был подписан Пакт о мирном разрешении споров, который, хотя и не был ратифицирован ни одним из участников, сохранил политическую весомость и сегодня. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 12.

Созданием организации латиноамериканские государства стремились зафиксировать юридическое равенство, опираясь на принцип “одна страна -- один голос”. Первоначально взаимоотношения внутри Организации строились по принципу “США + 20 других стран”. На сегодняшний день положение изменилось: все субъекты ОАГ имеют равные права и обязанности.

Другим мотивом создания организации был расчет на то, что союзнические отношения с США облегчат латиноамериканским государствам выход в большую политику, создадут благоприятные условия для экономического роста. Об этом свидетельствовали настойчивые усилия латиноамериканских государств зафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. ОАГ должна быть представлена в Совете Безопасности на правах постоянного члена, а ее Генеральный секретарь -- принимать участие в сессиях ООН в качестве представителя межамериканской системы. ОАГ должна была на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 16.

С тех пор основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений. В свою очередь провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

Одним из основных факторов сотрудничества в рамках единой организации остается вопрос коллективной безопасности. В настоящее время несмотря на снижение доли военных расходов, суммарный оборонный бюджет латиноамериканских стран увеличивается.

Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея (36-я сессия состоялась в г.Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в июне 2006 г.). Главный орган - Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. Административный орган - Генеральный секретариат. В 2005 г. Генсекретарем ОАГ избран Хосе Мигель Инсульса, в прошлом мининдел и министр внутренних дел Чили.

С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в т.ч. Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения. Маслов А.Л. Организация Американских Государств. http://www.mid.ru/organizations/oas 14.04.2007 г.

В современных условиях страны-члены ОАГ стремятся найти новые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям. Продвижению к этим целям способствовало, в частности, проведение межамериканских саммитов в Майами (США, 1994 г.), Сантьяго (Чили, 1998 г.), Квебеке (Канада, 2001 г.), в г.Мар-дель-Плата (Аргентина, ноябрь 2005 г.), внеочередного саммита в Монтеррее (Мексика, 2004 г.), а также межамериканской встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.).

Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-экономической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ).

Важное направление деятельности ОАГ - укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере - резолюция ГА ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие “демократическая статья”, предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии ГА ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения “демократической статьи”. ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.

Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой - стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формирования новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).

Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном направлении.

В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио. Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведены две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г., Сальвадор, 1998 г.).

Среди основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвенции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сессии ГА ОАГ (2002 г.) принята межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом. Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД).

На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Организации в 2007-2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постсовету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компромисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн. долл. важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.

В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о статусе Межамериканского совета обороны (МСО), а также его правовых и институциональных взаимоотношениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постсовета ОАГ, а также консультативных встреч мининдел. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна-участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.

Сегодня дозволительно причислить ОАГ. Объединение, именуемое Организацией американских государств, имеет четкие цели и принципы своей деятельности, официально утвержденный Устав, разветвленную структуру и внушительный ряд государств-членов. Нашей задачей будет подробно познакомиться с вышеперечисленным.

Что такое ОАГ

Организацией американских государств (англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, исп. Organización de los estados americanos, порт. Organização dos Estados Americanos) , ОАГ (OAS) именуется международное объединение государств, образованное в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в колумбийском городе Боготе. Его базой стал Панамериканский Союз (1889 г.) - консультативное объединение ряда американских республик.

В составе ОАГ 35 (33 в настоящее время) стран-членов. Рабочих языка четыре - английский, португальский, испанский и французский. Управляющий орган организации - это Генеральная Ассамблея. Штаб-офис объединения расположился в США - Вашингтоне.

Образование организации американских государств. ОАГ: история

ОАГ в форме Панамериканского союза начала свою работу в 1889 году - с Первой американской международной конференции, проходившей в Вашингтоне. Именно тогда была подготовлена база для ее учреждений и положений, а также было одобрено основание этого объединения. Годом создания Организации американских государств считается 1948 - год подписания ее Устава. В силу он вступил в 1951 г.

Для большинства стран-членов была характерна практика вступления в ОАГ сразу же после получения или отвоевания независимости. Исключением стали Канада (1990 г.) и Гайана (1991 г.) Вторая стала последней страной, принятой на сегодня в этот американский союз.

До 1962 г. Куба считалась полноправным членом ОАГ, однако после выбора ею пути социализма Генеральная Ассамблея в целях обеспечения безопасности своих членов решила исключить это государство из числа своих участников. Организация американских стран также обязала своих членов разорвать все дипломатические отношения с Кубой, хоть некоторые из них и голосовали против этого. Только 3 июля 2009 г. приостановка участия этой страны в ОАГ была отменена, однако кубинское правительство не поспешило принять решение вернуться в союз.

В 1971 г. было решено ввести институт наблюдателей ОАГ. В 2015 г. этим статусом обладают уже 70 государств, в число которых входит и Российская Федерация. В настоящее время авторитет и позиции Организации американских государств существенно ослабили сугубо латиноамериканские объединения без участия Соединенных Штатов - UNASUR (Союз южноамериканских наций), CELAC (Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна).

В апреле 2017 г. Николас Мадуро отправил в Генеральный секретариат ОАГ послание, в котором сообщил, что его государство немедленно покидает союз.

Страны-участники объединения

Итак, кто входит в Организацию американских государств:

  • Доминика;
  • Перу;
  • Уругвай;
  • Барбадос;
  • Гондурас;
  • Антигуа и Барбуда;
  • Мексика;
  • Сальвадор;
  • Парагвай;
  • Гайана;
  • Тринидад, Тобаго;
  • Сент-Люсия;
  • Колумбия;
  • Никарагуа;
  • Боливия;
  • Суринам;
  • Панама;
  • Чили;
  • Сент-Винсент, Гренадины;
  • Коста-Рика;
  • Доминиканская республика;
  • Гватемала;
  • Сент-Китс, Невис;
  • Багамские о-ва;
  • Аргентина;
  • Белиз;
  • Канада;
  • Эквадор;
  • Гренада;
  • Мексика;
  • Бразилия;
  • Ямайка.

Ранее в составе союза также числилась Куба и Венесуэла.

Цели ОАГ

Цели Организации американских государств, исходя из Устава, следующие:

  • и безопасности на двух американских континентах.
  • Первоочередное соблюдение принципа невмешательства, укрепление в странах-участниках представительной демократической власти.
  • Способствовать мирному решению споров между странами-членами, а также предупреждать возможное назревание конфликтов.
  • Объединять свои силы в случае внешней агрессии.
  • Способствовать решению ряда проблем стран-участников - экономических, социальных, юридических.
  • Способствовать общему социальному, культурному и экономическому развитию.
  • Сделать направлением своего развития ограничение числа вооружения, пустив все ресурсы на социальное и экономическое развитие.

Основные принципы деятельности союза

Создание Организации американских государств подразумевало неукоснительное соблюдение ее участниками ряда принципов:

  • Нормой взаимодействия участников служит международное право.
  • Отношения стран-участников выстраиваются на уважении прав суверенитета государств и личностей их граждан, а также на основе неукоснительного соблюдения предписанных международными договорами обязательств.
  • Отношения между участниками ОАГ складываются на принципах доброй воли и взаимодоверия.
  • Каждое государство-участник своей главной целью должно выбрать устройство эффективной представительной демократии.
  • Сотрудничество стран ОАГ строится на принципах невмешательства в политику друг друга, независимости государственных систем.
  • Страны-участники выступают против агрессивных войн.
  • Агрессия против одного государства-члена расценивается как агрессия против всей ОАГ.
  • Все споры между участниками должны решаться только мирным путем.
  • Экономическое сотрудничество должно приводить к общему благосостоянию граждан стран-членов.
  • Основой мира выступает социальная безопасность и справедливость.
  • Личные права всех граждан равны - вне зависимости от их пола, расы и возраста.
  • Духовное единство стран ОАГ строится на взаимоуважении национальных культур друг друга, стремлении к высоким идеалам общечеловеческой культуры.
  • Работа образовательных учреждений государств ОАГ должна строиться на пропаганде всеобщего мира, свободы и равенства.

Структура ОАГ

Организация американских государств (ОАГ) осуществляет свои цели следующей иерархией органов:

  • Генеральная Ассамблея;
  • консультативный совещательный орган министров иностранных дел государств-участников;
  • Советы;
  • Межамериканский комитет по юридическим вопросам;
  • специальная Межамериканская комиссия по правам человека;
  • Генеральный секретариат;
  • специализированные учреждения и конференции.

Возможно дополнительное создание по конкретным вопросам вспомогательных учреждений и органов.

Устав Организации американских государств

Устав ОАГ был принят 30.04.1948 г. в Боготе (Колумбия). Он состоит из 3 частей, 23 глав и 151 статьи. Его структура такова:

  • Часть 1:
    • Природа документа, перечисление основных целей организации.
    • Принципы ОАГ.
    • Положения, касаемые членов организации.
    • Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках данного союза государств.
  • Часть 2:
    • Структура организации.
    • Положения о Генеральной Ассамблее.
    • Принципы работы Консультативного Совещания министров внутренних дел.
    • Советы организации: общие положения; статьи, разбирающие работу Постоянного совета.
    • Межамериканский социальный и экономический совет.
    • Совет по образованию, науке и культуре.
    • Юридический комитет Организации американских государств.
    • Комиссия по правам человека.
    • Генеральный секретариат.
    • Статьи о специализированных конференциях.
    • Пункты о специализированных учреждениях.
  • Часть 3:
    • Различные положения документа.
    • Ратификация и время действия.
    • Перечисление временных положений.

О Генеральной Ассамблее

Высшим управляющим органом Организации американских государств признана Генеральная Ассамблея. Она выполняет внутри структуры ряд важных функций:

  • Определяет общие векторы деятельности и политики всей системы.
  • Рассматривает все вопросы, касающиеся взаимоотношений между членами.
  • Координирует деятельность всех нижестоящих органов и учреждений.
  • Укрепляет и развивает сотрудничество с ООН.
  • Активно содействуют сотрудничеству с другими международными организациями в социальной, экономической и культурной сфере, отдавая предпочтение союзам со схожими целями.
  • Одобряет бюджетную программу Организации американских государств, устанавливает размер квот участников.
  • Заслушивает все годовые доклады и отчеты подконтрольных органов и учреждений.
  • Принимает общие нормы, на которых работает Генеральный секретариат.
  • Принимает полностью свой регламент и 2/3 повестки дня.

Абсолютно все страны ОАГ представлены в Генеральной Ассамблее; каждая имеет право только на один голос. Данный высший совет собирается ежегодно в городе, который выбирается по принципу чередования. Все резолюции одобряются большим числом голосов. Исключение - проекты, прописанные в Уставе, для принятия которых необходимо 2/3 "за".

О членах ОАГ

Приведем наиболее значимые положения о членах Организации американских государств:

  • Вход в объединение открыт для любой американской страны или союза государств, согласных принять все обязательства Устава и ратифицировать его.
  • Решение о принятии нового члена определяется голосованием всех участников - для положительного вердикта необходимо 2/3 голосов.
  • Все входящие в ОАГ государства обладают равными правами и обязанностями.
  • Каждый из участников не должен быть ограничен в самобытном пути развития своей политической, экономической и социальной жизни.
  • Никто из членов не имеет права даже косвенно вмешиваться во внутренние государственные дела другого.
  • Территория каждого из государств-членов неприкосновенна.
  • Все споры решаются только мирным путем - это арбитраж, примирение, прямые переговоры, судебная процедура и т. д.
  • Если неприкосновенность и целостность одного или нескольких государств-участников будет нарушена, то другие члены ОАГ должны встать на защиту его/их суверенитета.

Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках ОАГ

Всестороннее развитие участников Организации американских государств (ОАГ), оговоренное в его Уставе, означает следующее:

  • Постоянное увеличение ВВП, справедливое распределение национального дохода, адекватные налоговые системы, модернизация сельского хозяйства, стабильный уровень цен, справедливые з/п, внедрение современных достижений в медицину, создание достойного уровня жизни для населения и т. д.
  • Предоставление доступа на мировые рынки своим регионам, создание благоприятных условий для заключения международных бизнес-соглашений, расширение возможностей для экспорта и т. д.
  • Уважение личных прав своих граждан, предоставление им экономической стабильности, социальной защищенности, свободы духовного развития; создание юридической системы, защищающей права каждого без исключения гражданина; создание профсоюзов; обеспечение всеобщего начального и среднего образования и свободный доступ к получению высшего и т. д.

ОАГ является одним из старейших американских международных объединений. Организация объединяет на сегодня 33 страны, имеет разветвленную структуру, собственный Устав с четко обозначенными целями и принципами деятельности.

Организация американских государств отражает традицию сотрудничества стран и народов Северной, Центральной и Южной Америки и является главным региональным координационным центром по вопросам межгосударственных отношений.

ОАГ создана в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в качестве преемника Международного союза американских республик, существовавшего с 1890 г. Устав ОАГ был дополнен Буэнос-айресским протоколом (подписан в 1967 г, вступил в силу в 1979 г.), Картахенским протоколом (подписан в 1985 г., вступил в силу в 1988 г), Вашингтонским протоколом и протоколом Манагуа (приняты Генеральной ассамблеей ОАГ в 1992 и 1993 гг. соответственно). Цели ОАГ:

Укрепление мира и безопасности на континенте;

Поощрение и укрепление представительной демократии, соблюдение принципа невмешательства;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров между государствами-членами;

Проведение совместных акций в случае агрессии против членов Организации;

Совместный поиск решения политических, правовых и экономических проблем;

Содействие сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах.

Члены ОАГ (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба (в 1962 г. временно исключена), Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Сальвадор, Ямайка.

Статус постоянного наблюдателя имеют Европейский Союз, Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Испания, Италия, Кипр, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Тунис, Финляндия, Франция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Япония.

Высший орган ОАГ- Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств-членов. Делегации возглавляют, как правило, министры иностранных дел. Ассамблея принимает реше-ния о проведении акций и вырабатывает общую политическую линию, изучает проблемы мирного сосуществования, принимает бюджет, разрабатывает инструменты координации деятельности отдельных органов как между собой, так и с другими инсти-тутами межамериканской системы, а также принимает регламент генерального секретариата. Ассамблея заседает раз в год, по решению двух третей государств-членов могут быть созваны чрезвычайные сессии.



Консультативные совещания министров иностранных дел созываются для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-чпенов. Каждое государство может потребовать созыва консультативного совещания министров иностранных дел.

Консультивный комитет по вопросам обороны в составе высших военных чинов американских государств изучает вопросы военного сотрудничества в рамках договоров о коллективной безопасности.

Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, состоящие из представителей государств-членов, подчиняются Генеральной ассамблее.

Постоянный совет, члены которого имеют ранг посла, ориентирован на поддержку постоянных дружественных отношений между государствами-членами и способствует мирному решению спорных вопросов. Он функционирует, с одной стороны, в качестве временного консультативного органа, предусмотренного Договором Рио-де-Жанейро (1947 г.), с другой - в качестве комитета по подготовке сессий Генеральной ассамблеи. Ему подчиняется Межамериканский комитет по мирному урегулированию. Совет заседает в штаб-квартире ОАГ, как правило, дважды в месяц.

Межамериканский экономический и социальный совет содействует сотрудничеству в интересах ускорения экономического и социального прогресса (разработка программ, координация, сотрудничество с ООН, другими националыными и международными организациями).

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре разрабатывает программы региональной интеграции и развития в сфере своей компетенции.

Межамериканский правовой комитет в Рио-де-Жанейро консультирует Генеральную ассамблею, содействует разработке и кодификации международного права и изучает правовые проблемы, возникающие в процессе интеграции американских государств. Он собирается, как правило, дважды в год.

Межамериканская комиссия по правам человека, основанная в 1959 г. в Вашингтоне, состоит из семи членов, избираемых Гене-ральной ассамблеей. Она консультирует Генеральную ассамблею и содействует уважению и защите прав человека на континенте.

Генеральный секретариат, центральный постоянный орган ОАГ, возглавляет генеральный секретарь (пятилетний мандат с возможностью однократного переизбрания), который является законным представителем ОАГ и с совещательным голосом принимает участие во всех ее заседаниях. Он может предлагать на рассмотрение Генеральной ассамблеи или Постоянного совета вопросы, которые, по его мнению, могут оказать влияние на сохранение мира и безопасности на континенте или на развитие государств-членов. Заместитель генерального секретаря является секретарем Постоянного совета. Генеральный секретариат разделен на четыре исполнительных совета (экономика и соци-альные вопросы; образование, наука и культура; правовые воп-росы; администрация). В государствах - членах ОАГ действуют бюро генерального секретариата.

ОАГ регулярно проводит конференции по различным аспек-там межамериканского сотрудничества (сельского хозяйства, труда, международного частного права, экономики, образования, телекоммуникаций, сырья, прав человека, науки и технологии, туризма и путешествий, статистики, детства, коренного населения, портов).

ОАГ на основе многосторонних договоров создала шесть автономных специализированных организаций:

Панамериканская организация здравоохранения (ПОЗ), Вашингтон;

Межамериканский детский институт (МАДИ), Монтевидео;

Межамериканская комиссия женщин (МАКЖ), Вашикгтон;

Панамериканский институт географии и истории (ПАМИГИ), Мехико;

Межамериканский институт по вопросам индейского населения (МИИН), Мехико;

Межамериканский институт сельскохозяйственных наук (МИСН), Сан-Хосе.

Межамериканский суд по правам чеповека в Сан-Хосе, основанный согласно Американской конвенции по правам человека, состоит из семи избираемых Генеральной ассамблеей судей. Он трактует Конвенцию и следит за ёе применением.

Основанный в 1946 г. Межамериканский совет обороны планирует мероприятия по коллективной обороне континента, развивает сотрудничество. Военные кадры готовятся в Межамериканском военном колледже.

Межамериканский комитет по борьбе против наркотиков, состоящий из 24 членов, координирует и реализует принятый в Рио-де-Жанейро Межамериканский план действий против употребления, производства и запрещенной торговли наркотиками и психотропными веществами.

Межамериканский банк развития в Вашингтоне, основанный ОАГ, работает в тесном сотрудничестве с ней на правах автономного института.

Рабочие языки ОАГ-английский, испанский, португальский и французский. Местопребывание штаб-квартиры - Вашингтон.

Международная организация - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация - объединение государств , учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Признаки международных межправительственных организаций.

  1. Членство не менее трех государств.
  2. Постоянные органы и штаб-квартира.
  3. Наличие учредительного договора .
  4. Уважение суверенитета членов-государств.
  5. Невмешательство во внутренние дела.
  6. Установленный порядок принятия решений.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц . Международные неправительственные организации бывают:

а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные ;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:

  1. принятие учредительных документов организации;
  2. создание ее материальной структуры;
  3. созыв главных органов - начало функционирования.

Структуру международной организации составляют органы международной организации - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

  • межправительственные;
  • межпарламентские (характерно для Европейского союза , состоят из делегатов парламентов , выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны , когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Структура и содержание Устава ООН : цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории ; региональные соглашения; международная система опеки .

Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН , обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории , численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.

Компетенция Генеральной Ассамблеи .

  • Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
  • Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
  • Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
  • Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
  • Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
  • Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
  • Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
  • По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
  • Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда .

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Компетенция Совета Безопасности .

  • Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
  • Подготовка планов регулирования вооружений.
  • Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
  • Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Компетенция Экономического и социального совета .

  • Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики , социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
  • Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
  • Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
  • Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.

Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН

Организация Североатлантического договора (НАТО) . Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН . НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования , группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

Организация американских государств . В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США .

Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:

  1. Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
  2. Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
  3. Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.

Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека .

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета .

Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.

Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.

Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.

При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека .

ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств , а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.