Елена Шугалей

Что побуждает людей к действию (стратегии мотивации)?

Уважаемые читатели, тема мотивации и стимула к действиям интересна и захватывает воображение, даже лежа на диване.
Проще всего разобраться со своими стратегиями мотивации. Их набор ограничен, в НЛП известны, изучены, но они как-то слабо индивидуально усваиваются. И набросаны у нас, по выражению классика, «в картинном беспорядке».
Дотошные американские ученые вычислили, что человек, как правило, использует тот же набор внутренних стратегий и при выборе меню в ресторане, и при выборе спутника жизни или сферы деятельности. И если уж тебе надо того, «чего в меню нет», — здесь уже другие стратегии получения желаемого, но мотивация на лицо.
Хорошо бы себя изучить…

1 стратегия. Считается неправомерно простейшей — ИЗБЕГАНИЕ дискомфортного положения. Есть люди, которые с комфортом засыпают в ящиках от бананов, а есть и те, на которых эта стратегия действует безотказно. Она очень сильная! Есть что-то, чего ты по-настоящему, от всей души не хочешь! И «никогда не будешь заниматься таким трудом за деньги». А за какие будешь?: -) Я шучу… Стратегия действительно работающая и заключается в магическом клюве жареного петуха, «стимуле» в его первообразной этимологии, во многом непереводимом на сознательный язык. Тот же Мартин Идеен (и тот же Джек Лондон) — ребята крепкие. Из ярких примеров известных людей мне нравится постановка вопроса мальчиком из бедного немецкого еврейского гетто — небезызвестным Ротшильдом: «Никогда, никогда ни я, ни мои близкие, ни дети моих детей — не будут бедными мальчиками из гетто!» Сказал — сделал, это я понимаю… Если очень сильно подпекает раскаленная плита — стимул появляется как-то естественно.
Ограничения стратегии. На ограничениях я буду останавливаться особо, поскольку они коварная материя… Очень велика опасность, особенно развитого, недюжинного человека, человека-лидера, подсознательно ставить себя и собственную фирму (там это особо проявляется), карьеру, семью именно в невыносимые условия — как бы создавать объективные предпосылки для качественных скачков. Адреналина иначе взять негде. Хорошо проявляется в длительных жизненных циклах. Требует мужества. Но, как говорится, «только неуверенный в себе человек рассчитывает на удачу и успех».

2 стратегия. Считается неправомерно идеальной для знакомых с техниками НЛП.
Четко поставленная цель, задачи ясны — за работу, товарищи! И Морковка четко обозначена! Все цели расписаны во всех известных сенсорных очевидностях, таймменеджмент на высоте вместе с управлением проектами… Да простят меня обожаемые НЛП-еры и Достигатели, в нездоровой доле скептицизма в связи с такой вкусной стратегией. Ограничение этой стратегии - в ограничении круга доступных обозрению разумом возможностей, в «шорах». Вот же оно, рядом лежит! Не стоит запланированные пять лет тратить на доступное… Нет, необходимо упрямым единорогом с упорной последовательностью достигать именно того, что может устареть еще до момента приобретения. И крыжовник может оказаться кислым, а малина сладкой… Как говорят: «Алкоголик — это человек, который точно знает, чего он хочет.»
Здесь есть еще опасность, о которой необходимо предупредить именно с точки зрения нейрофизиологии: мы искусственно закладываем гормональные и прочие фильтры, не пропускающие крайне важную информацию. И получается, как у моего знакомого теннисиста высокого класса: и состояние То, напрогрозированное, и шум трибун, и табло светит тем светом почти тот счет, но тут… тут, откуда ни возьмись, появляются на поле бабочки… Без билетов, косяком — и внимание, нацеленное на строгую последовательность реакций, реагирует неадекватно… Или Центр там какой-то ну не совсем такой получился у кого-то, или прибыль-то пошла, но вяло и иначе, а статью, вообще-то, можно было написать и лучше, и время как-то пролетело незаметно, а воз и ныне там, а соболя теперь вообще не модны… Всякое бывает в этой стохастической вселенной, где Его Величество Случай, в виде той же зловредной синергетической бабочки, - тут как тут.
Но мечтать полезно! Главное — с избытком! С бабочками! Куда они денутся с подводной лодки?

3 стратегия. Внешняя референтность (наличие примера)… Очень важно, очень важно иметь Модель. Действующую, живую. Даже дети-маугли после 5 лет не научаются толком прямохождению и говорению — модели не было. Если может кто-то — могу и я! У меня на курсе скорочтения есть хорошая статья о спортсмене Баннистере, впервые пробежавшем милю за 4 минуты, через год — уже десятки людей, затем тысячи… А диссертации были защищены — человеческий организм не может справиться с такими нагрузками, с обоснованиями и исследованиями. Наши предки испытывали другие, более наглядные средства доказательства, — выпускали вслед за бегунами голодных львов. Бегунам не помогало даже тигриное молоко, львам помогали виды мотивации 1 и 2.
Любое обучение (а в восточных школах почти исключительно) строится на этой мотивации. Не было бы птиц — не было бы самолетов… Очень вдохновляющая стратегия!
Ограничения стратегии. Инновации. Творчество. То, чего еще не делал никто. Баннистер. Майя Плисецкая в 80 лет… Космический корабль в мечтах Циолковского. «Тайная вечеря». Компьютер… продолжение следует…

4 стратегия. Принцип. Чтоб Было! Многие люди действуют из принципа, как это ни покажется вздорным многим счастливым необладателям данной стратегии. Было интересно на одном бизнес-семинаре, как один важный бизнесмен стучал кулаком на другого важного и успешного бизнесмена: «Ты никогда не убедишь меня в том, что сделал это только потому, что какой-то час времени душа горела: как это, сказали, что ЭТО невозможно!» Тот в ответ так же горячо доказывал, что именно поэтому бросил уже устоявшийся бизнес и пошел в «пионеры» — и вот! Смог! «Александр Македонский — тоже великий полководец, но зачем же стулья ломать?» Здесь нам трудно понять друг друга — как и всюду, затрагиваются более глубинные ценности. Но очень часто (пример того же Форда) что-то делалось «из принципа». Даже не стоит вдаваться в глобальные материи — модно заниматься физическим развитием в дорого оборудованных залах, а не в лесу, — будут. «Как все! Все так делают! Никто так не делает!» «Такого не носят!» Или наоборот: «А я вот по-своему! А я не буду как все!» Огромную кучу ограничивающих убеждений, которую мы несем с детства, даже трогать не стоит… Революционеров всегда было достаточно, как и тех, что потом вздыхают на развалинах: «И кому оно мешало?!» И всегда были Люди, делающие что-то именно из благородного принципа. Например, многое делается и сейчас в силу принципа Развития, принципа Экологии. Это как любовь, которая ничего не стоит, не продается…
Ограничения стратегии очевидны. Кто-то берется на «слабо», кто-то доказывает, что действительно «все равно не сможет» или «все решают деньги»… А кто-то, как элитное меньшинство: спокойно, не спеша исследует виды мотивации: -).
И тут мы плавно переходим к захватывающему…

5 стратегия. Состояние. Состояние — нейрофизиологический кирпичик. И не новый дом нам часто нужен — а Состояние, не новая работа, не деньги — Состояние. Что нужно было князю Андрею Болконскому до Аустерлица? «Слава и любовь людская»… Что нужно было Гогену в туземных джунглях? А клерку — в каменных? А интеллигенту — в интеллектуальных? Интересно эта стратегия соприкасается с первой: состояние творческого неудовлетворения — просто бальзам для активности человека 1-й стратегии. Состояние Компетентности («Я крут!» «Я сделал это!», «Ай-да, Пушкин, ай-да сукин сын!» и т. д.) — приятно… Состояние Комфорта и Безопасности, Состоятельности (получается тавтология), причем независимо от контекста: вилла на островах, счета в банках, яхты, девочки или их отсутствие, книги с собственной фамилией на полке или полки с бутылками в виде книг, твоя любимая, ТОБОЙ сотворенная картина — и она даже ТЕБЕ нравится… Песня, которую ты спел, а все продолжают молчать — спел для Бога… Аптечка в холодильнике (я не то имела в виду! Наркоманов просят побеспокоиться позже) и внимание детей к твоему здоровью…
Ограничения стратегии. Кстати о наркоманах и любых химзависимостях (психологические можно отнести сюда же в силу их обусловленности прдпочитаемыми гормональными матрицами). Это вот к этой стратегии. И если тебе нравится драйв, ночная езда по автобану на пределе, экстрим — или полное астеническое затишье, обломовщина… Видимо, это как-то мотивирует, стимулирует всю нашу личность исподволь. Интересно, что наиболее «трудной» зависимостью является увлечение изучением языков, была искренно удивлена факту, что эти люди просто не могут иначе жить! А взять ученых, писателей, компьютерщиков, интернетщиков? Графоманов? Бизнесменов? И это не секрет, что ломки, которые выдерживают теле- и радиоведущие, отстраненные от прямого эфира, — настоящие! В свое время трагедия закрытия нашего 6-го канала это показала. А актер, умирающий на сцене, а не играющий смерть? Состояние — это серьезно и малоизучено.

6 стратегия. Мотивация Будущим. Маниловщина в самых крайних шкалах выражения, причем и в самых позитивных… Делать что-то (или не делать, что чаще), пока не… Очень красивая мечтательная стратегия. Ей мы обязаны и тем же воздухоплаванием, ведь не Чехов же первый процитировал: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и многими, многими достижениями… Одно то, что я набираю этот текст в самом «глючном» городе на Неве (ну появился у Петра Великого такой глюк, ему все в один голос умные люди: и болота, мол, и враги, и ресурсы… а он… «стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел»). Достоевский называл Петербург «самым умышленным городом». Точно. Стивен Хокинг вот сейчас призывает общественность к подготовке к миграции на другие планеты… А как радовались первым полетевшим в космос Белке и Стрелке… В жизни не всегда происходит удачная состыковка стратегий мотивации, планирования и достижения. И иногда все заканчивается чеховским кислым крыжовником… Но не всегда — Питер ведь вот стоит:-). Оказывается, 100 лет назад не было более половины новых прекрасных садовых цветов. И есть много повисших столетиями в воздухе мечт: город-сад, Корбюзье, вот сейчас общая мечта — экология… Хорошо иметь цель жизни, уходящую далеко за ее пределы…
Ограничения стратегии . Опасность остаться в машине времени собственного производства. Опасность недооценить красоту «здесь и сейчас» звучащих мгновений: как в живой музыке симфонического оркестра каждый такт и изгиб мелодии, прощаясь с нами, создает живую Симфонию… которая еще не окончена, и это дарит дополнительное наслаждение.

Обратите внимание на свои желания и на стимулы, благодаря которым вы принимаете решение: делать что-то или сохранить принцип «ду-вэй», недеяния. Как правило, есть 1−3 ведущих стратегий, одна из которых является критической и автоматом «включает» остальные. Какие и в какой последовательности?
Мне, например, важно для поднятия утром с теплого ложа представить себе картинку, как я, радостная и облагодетельствованная или нет в ходе деловых переговоров, возвращаюсь домой с чувством выполненного долга и полученной информации. «Видеть тело свое на улице»… Стимулируюсь состоянием «Мисс-Воля». Попутно возникают стимульчики в виде представления кофе в любимой точке, запахе хризантем от цветочного пассажа, комфортное состояние одиночества в толпе, попутное обдумывание всяких творческих вещей. В конце включаю «тяжелую артиллерию» — 1-ю стратегию, опять же базирующуюся на состоянии (т.е.5) — невыносимость чувства вины, если все же не пойду. Вот если бы рядом сидел на постели приятный, умудренный опытом НЛП-ер и последовательно, мягко разворачивал бы передо мной такую панораму… Я давно доходила бы до многих встреч, ранее проигнорированных .

Следующий пункт. Есть ли у вас сложности с восприятием какой-либо из перечисленных стратегий мотивации? Т. е. вы ею воспользуетесь только в самой критической ситуации? В какой? А еще лучше, если вы вообще в нее не верите, ну, например, в город-сад. Вот тут и зарыт ресурс! Если простимулировать себя по всем стратегиям последовательно и качественно, дело пойдет. Куда — это второй вопрос.
Будьте внимательны к собственным формулировкам. Например, если 4 стратегия «Из Принципа» вызывает в вас жесткое неприятие и вам не верится в ее существование у других людей — исследуйте: вдруг это у вас такой Принцип?
Просто проделайте эксперимент — по-настоящему, развернуто себя замотивируйте на ценностную для вас деятельность. Опыт не только вдохновляет, но становится осознанной стратегией самоуправления.

И, наконец, как это «применять на людях». Ответ: виртуозно. Теперь о том, как этого достичь. Практика, как говорили классики. Мало исследовать своих близких и дальних. Вы и так спонтанно знаете, что если к мужу в разгар его переговоров в ЧАТе подкрасться сзади и задать вопрос о перспективах улучшения вашей жилплощади даже с точки зрения развертывания перед ним всех 6 стратегий мотивации… (это из практикума пресуппозиций: «Смысл коммуникации — в реакции, которую мы получаем»). И для ярко выраженных стратегов вы тоже сами знаете, как и что нужно сказать: «А вот Петр Петрович…», или процитировать записные книжки Чехова (они не в списке бестселлеров): «Твою птичку укачало…», или … Магия обыденности поддается тренировке. Приготовьте обоснованный по всем 6 пунктам, ценностноориентированный на слушателя спич не более чем на 5−7 минут (не считая пауз для внимательного выслушивания собеседника). Лучшая форма для тренировки — «рассуждение вслух с более опытным индивидуумом». Согласитесь, ведь даже ребенок сам более опытен в собственных предпочтениях трат сумм из вашего кошелька или времени. Главное, чтобы все краски, запахи, звуки, кумиры (ну и что, что нам лично не нравится Алсу? Не о нас же речь?), цели, состояния, эмоции, ценности — были «из материала заказчика» — и чтобы они ему нравились, родные! Да и негативных персонажей тоже нужно искать там же — ну какого подростка вы сейчас испугаете старомодным: «Не будешь учиться, улицы пойдешь подметать»?
Такой же эксперимент-тренировку стоит провести со своим начальником (партнером, конкурентом, супругом, целой группой) при обсуждении важного для вас вопроса. Подготовка обязательна в письменном виде, мы знаем о людях больше, чем сами догадываемся, а психика — инструмент прогнозирования. Вот заодно можно проверить себя и в этом качестве. В любом случае, как та маловерная старушка, что молила гору перейти с места, открыв глаза, можно будет сказать: «Ну вот так я и знала!»

И на десерт. Будем по всем 6 позициям придерживаться седьмой: помнить о разумном, добром, вечном — это мотивирует на 100%.

Максим Власов

Страх побуждает к действию

Чувство страха и беспокойства, являются отличной движущей силой, настолько мощной, что способны сдвинуть любого человека. Страх берет свое начало из нашего основного природного инстинкта, инстинкта выживания, того инстинкта, который заложен в каждую живую тварь на планете, выжить и продолжить свой род. Это настолько очевидно, что мы даже не замечаем этого, думая и гадая о природе человека и ища причину некоторых его действий. Но слепы не все, есть достаточно грамотных людей, прекрасно владеющих знаниями по психологии, которым удается организовать бессознательные группы людей и побудить их к действиям нужным именно этим людям. Движущим фактором является страх и беспокойство, в результате которых человек просто не может расслабиться. Расслабленный и спокойный человек, не испытывает необходимости что-то делать, а его природная тяга к познанию, не обладает достаточной силой, чтобы преодолевать трудности, которые неизбежно возникают в жизни каждого.

И только страх, превращает человека в сверхчеловека, который через не могу, делает невозможное. Даже легкое чувство тревоги, уже заставляет искать ответы на возникающие вопросы, и чем сильнее эта тревога, тем активнее действия человека. Разве не страх остаться голодным вынуждает человек делать хоть какую-то работу, физическую или умственную, но работу? Весь мир и порядок в нем держаться на страхе, чувстве, которое как оказывается очень даже полезно для человека, если он им научится управлять. А управлять своим страхом можно только самому вызывая его у себя, и соответственно посредством страха собственного производства, делать то, что нужно тебе, а не другим. Возможно некоторые из вас скажут – что не надо ничего бояться, надо быть смелым и тогда сможешь победить. И те кто так думает, на самом деле правы, только вот чем является смелость человека, как не подконтрольным ему страхом, которым он может управлять. Ничего не боятся только дураки, которые как правило и не выигрывают. Да ты хоть десять раз улыбнись перед смертью, боишься ты ее или нет, если ты мертв, то ничего уже не можешь изменить, и это не смелость а глупость идти сознательно на смерть.

Иной раз, когда нет другого выбора, людям конечно приходится жертвовать собой, и для этого им приходится подчинять себе свой страх, но никак не отказываться от него, что идет в противовес с природой. Потому страх должен быть, если лишить искусственно человека этого чувства, то он уже не человек, нормальный человек как и все живое должен цепляться за жизнь, не боясь при этом смерти, а не находить в себе смелость умирать. Поэтому только подконтрольный человеку страх, когда он четко осознает, чего он боится и почему, и зачем вообще ему это, позволяет ему действовать согласно своим интересам, обдуманно и спокойно, не выдавая свой страх окружающим. А вот бесконтрольный и бессознательный страх, который мы можем наблюдать во время паники, или когда люди боятся и бездействуют, что бессмысленно, это уже идет во вред, и губительно для человека. Я вообще как психолог, всегда приветствую гибкость, изворотливость, хитрость и двуликость, то есть все, что позволяет манипулировать другими людьми. И как бы это все не воспринималось в нашем обществе, которое на самом деле все воспринимает в негативном свете, что делает человека сильнее, такое поведение естественно для человека.

Если ты физически слаб, то должен быть хитрым или умным, если ты силен, то должен пользоваться своим преимуществом перед слабыми. В общем человек должен быть хамелеоном, знать свои сильные и слабые стороны и скрывая недостатки, умело пользоваться своими достоинствами. А что заставляет человека проделывать все это – правильно, это страх, а следовательно необходимость выживать, любым путем. Я никогда не приветствовал самурайский подход к жизни, который многие исповедуют и поныне. Для них сохранить лицо – это тупо убить себя, то есть повлиять на мнение других, до которого нормальному человеку в принципе и дела нет. А вот оставшись в живых, всегда можно повлиять на события и переиграть ситуацию, так что гордость и упорство в данном случае не оправдывают себя. Живой человек может менять в этом мире все, что его не устраивало, может призвать к ответу всех, кто когда-то унизил его, мертвый этого сделать не может, умирая, человек снимает с себя ответственность за жизнь.

За каждым из нас смерть придет в свое время, умереть мы все умрем, потому не следует торопить неизбежное, равно как и бояться его, нужно думать о жизни. Вот почему все эти героические смерти, которыми так хвастаются смертники, принося себя в жертву, ради великой как им кажется идеи, смелостью-то не назовешь, это скорее безысходность, и как я уже сказал, мертвый человек победить не может, а у живого всегда есть шанс. Это я все к тому, что страх побуждает человека как на обдуманные, так и на необдуманные поступки, страх перед смертью, так же как и его отсутствие, не являются основой для рационального мышления. С одной стороны, страх перед неизбежным, отводит от решения по настоящему важных проблем, сделать в этой жизни что-то, чтобы не прожить ее напрасно. А с другой стороны, расставание с жизнью, ради того, чтобы о тебе подумали как о герое, просто тупо, каким бы ты не сохранил свое лицо, о тебе все равно забудут, и ты ничего уже не изменишь. Страх должен использоваться, как средство изменить мир, а сделать это может только живой и здоровый человек.

Мир в котором вы лично хотите жить и какой хотите оставить своим потомкам, это ваших рук дело, и только чувство страха перед тем, что если этого не сделаешь ты, это сделает кто-то другой, вынуждает человека действовать. Сами себя пугайте, тем, что вас могут испугать другие, потому вы не должны бояться, ведь страх перед страхом, вот что является лекарством от него. Страх является великолепным средством манипуляции людьми, так или иначе, но запугать можно каждого. Каждый человек чего-то, но боится, если он нормальный человек, а не идиот, от которых все равно толку мало. А раз человек боится, значит будет что-то делать, пытаясь утолить голод своего страха, так почему бы эти действия, не направить в нужное вам русло? Выступить спасителем избавителем от страха или дать хороший рецепт, этим многие любят заниматься, у кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо.

Но как в глобальном, так и в локальном масштабе, человек умело навязывающий свои страхи другим и помогающий им затем от них избавиться, находит своих поклонников, которые сбиваются в стадо безмозглых баранов вокруг него. Что же, получается страх действительно необходим для управления людьми, этот мир подразумевает наличие как ведомого, так и ведомых, и как говорится орел летает в одиночестве, а бараны пасутся стадом. Поэтому выбирая себе жизненный путь, определитесь с тем, как вы будете использовать свой страх, без контроля над которым, чувствовать себя свободным не получится, ведь либо вы контролируете свой страх и управляете им, либо он контролирует и управляет вами.

Условны, подвижны, носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей в том, что каждая из них содержит и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий реализации, возраста, окружающей среды биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной, т.е. трансформируется. В параллелограмме потребностей (биологическая потребность-материальная-социальная — духовная) главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни человека, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т.е. та, которая лучше мотивирована.

Переход от потребности к деятельности есть процесс изменения направления потребности изнутри к внешней среде. В основе любой деятельности лежит мотив, побуждающий к ней человека, однако не всякая деятельность может удовлетворить мотив. Механизм этого перехода включает: I) выбор и мотивацию предмета потребности (мотивация — обоснование предмета для удовлетворения потребности); 2) при переходе от потребности к деятельности потребность трансформируется в цель и интерес (осознанную потребность).

Таким образом, потребность и мотивация тесно связаны: потребность стимулирует человека к деятельности, а компонентом деятельности всегда является мотив.

Мотив человека и личности

Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Мотив есть отражение потребности, которая действует как объективная закономерность, объективная необходимость.

Например, в качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нес в знак протеста.

В качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие психические образования. Однако для осуществления деятельности недостаточно внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить побуждения с целями, которые индивид желает достичь в результате деятельности. В мотивационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная обусловленность деятельности.

Под [[Мотивационно-потребностная сфера личности|потребностно-мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека. В целом эта сфера динамична, но некоторые мотивы относительно устойчивы и, подчиняя себе остальные мотивы, образуют как бы стержень всей сферы. В этих мотивах проявляется направленность личности.

Мотивация человека и личности

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Понятие «мотивация» более широкое, чем понятие «мотив». Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Понятие «мотивация» имеет двойной смысл: во-пер- вых, это система факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.), во-вторых, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В мотивационной сфере выделяются:

  • мотивационная система личности — общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;
  • мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;
  • мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Достойные цели, перспективные планы, хорошая организация будут малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например недостатки в планировании, но слабую мотивацию практически невозможно чем-то компенсировать.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в своей деятельности. Мотивация — это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности.

Было бы неверно рассматривать мотивационную сферу личности только как отражение совокупности ее собственных индивидуальных потребностей. Потребности индивида связаны с потребностями общества, формируются и развиваются в контексте их развития. Некоторые потребности индивида можно рассматривать как индивидуализированные общественные потребности. В могивационной сфере личности так или иначе отражаются и ее индивидуальные, и общественные потребности. Форма отражения зависит от того, какое положение занимает индивид в системе общественных отношений.

Мотивирование

Мотивирование - это процесс влияния на человека с целью побуждения его к определенным действиям посредством активизации определенных мотивов.

Выделяют два основных типа мотивирования:

  • внешнее воздействие на человека с целью побуждения его производить определенные действия, приводящие к желательному результату. Этот тип напоминает торговую сделку: «Я вам даю, что вы желаете, а вы удовлетворяете мое желание»;
  • формирование определенной мотивационной структуры человека как тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер. Его осуществление требует больших усилий, знаний, способностей, но и результаты превосходят результаты первого типа мотивирования.

Основные мотивы человека

Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, становятся внутренними побудителями деятельности, или мотивами. Мотив (от лат. movero — приводить в движение, толкать) — это то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию. Будучи непременным «запалом» любых действий и их «горючим материалом», мотив всегда выступал на уровне житейской мудрости в различных представлениях о чувствах (удовольствие или неудовольствие и др.) — побуждениях, влечениях, стремлениях, желаниях, страстях, силе воли и т.д.

Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. Так, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы: самореализация, познавательный интерес, самоутверждение, материальные стимулы (денежное вознаграждение), социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу).

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, — высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотив не может быть объяснен сам по себе. Он может быть понят в системе тех факторов — образов, отношений, действий личности, которые составляют общий строй психической жизни. Его роль заключается в том, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели.

Побуждающие факторы можно распределить на два относительно самостоятельных класса:

  • потребности и инстинкты как источники активности;
  • мотивы как причины, которые определяют направленность поведения или деятельности.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна задать деятельности четкого направления. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет пытаться сочинить стихотворение или написать картину.

Чем различаются понятия ? При анализе вопроса, почему индивид вообще приходит в состояние активности, проявления потребностей рассматривают как источники активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то в первую очередь исследуются проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Таким образом, потребность побуждает к активности, а мотив — к направленной деятельности. Можно сказать, что мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Изучение мотивов учебной деятельности у школьников выявило систему разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными, побочными, они не имеют самостоятельного значения и всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать авторитет в классе, у другого — желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям.

Как возникают и развиваются новые потребности? Как правило, каждая потребность опредмечивается (и конкретизируется) на одном или нескольких предметах, которые способны удовлетворить эту потребность, например эстетическая потребность может опредметиться на музыке, а в процессе своего развития может опредметиться и на поэзии, т.е. уже больше предметов могут ее удовлетворить. Следовательно, потребность развивается в направлении увеличения числа предметов, которые способны ее удовлетворить; изменение и развитие потребностей происходит путем изменения и развития предметов, которые им отвечают и в которых они опредмечиваются и конкретизируются.

Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек по меньшей мере должен: быть знаком с успехом (успех — это реализация цели); иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде, ощущать свою значимость.

Но смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности, например проявление физической и интеллектуальной активности. Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации. В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий — это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Для понимания сущности мотивационной сферы (се состава, строения, имеющего многомерный и многоуровневый характер, динамики) необходимо прежде всего рассмотреть связи и отношения человека с другими людьми, учитывая, что эта сфера формируется и под влиянием жизни общества — его норм, правил, идеологии, политики и др.

Один из важнейших факторов, определяющих мотивационную сферу личности, — принадлежность человека к какой-либо группе. Например, подростки, которые интересуются спортом, отличаются от своих сверстников, увлекающихся музыкой. Поскольку любой человек входит в ряд групп и в процессе его развития число таких групп растет, естественно, изменяется и его мотивационная сфера. Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы индивида, а как явление, связанное с развитием его отношений с другими людьми. Иначе говоря, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом.

Мотивы личности

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности. Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

  • органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;
  • функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;
  • материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;
  • социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;
  • духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;
  • инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Виды мотивов личности

К сознательно обоснованным мотивам следует отнести ценности, убеждения, намерения.

Ценность

Ценность — это понятие, используемое в философии для указания на личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации составляют основу сознания и деятельности личности. Ценность — личностно окрашенное отношение к миру, возникающее на основе не только знания и информации, но и собственного жизненного опыта. Ценности придают смысл человеческой жизни. Непреходящее значение в мире ценностных ориентаций человека имеют вера, воля, сомнение, идеал. Ценности — часть культуры, получаемая от родителей, семьи, религии, организаций, школы и окружающей среды. Культурные ценности — это широко поддерживаемые убеждения, определяющие, что желательно и что верно. Ценности могут быть:

  • самоориентированными, которые касаются индивида, отражают его цели и общий подход к жизни;
  • ориентированными другими, которые отражают желания общества, касающиеся взаимоотношений между индивидом и группами;
  • ориентированными окружающей средой, которые воплощают представления общества о желательных взаимоотношениях индивида с его экономической и природной средой.

Убеждения

Убеждения - это мотивы практической и теоретической деятельности, обоснованные теоретическими знаниями и всем мировоззрением человека. Например, человек становится учителем не только потому, что ему интересно передавать знания детям, не только потому, что он любит работать с детьми, но и потому, что хорошо знает, как многое в создании общества зависит от воспитания сознательности. Это значит, что он выбрал свою профессию не только из интереса и по склонности к ней, но и по своим убеждениям. Глубоко обоснованные убеждения сохраняются на протяжении всей жизни человека. Убеждения — наиболее обобщенные мотивы. Однако если обобщенность и устойчивость — характерные признаки свойств личности, то убеждения уже нельзя назвать мотивами в принятом смысле слова. Чем более обобщенным становится мотив, тем ближе он к свойству личности.

Намерение

Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с четким представлением средств и способов действия. Здесь объединяются побуждение к действию и планирование. Намерение организует поведение человека.

Рассмотренные типы мотивов охватывают лишь основные проявления мотивационной сферы. В реальности существует столько различных мотивов, сколько возможно отношений человек-среда.

Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно, развитием общества. Одни из них объясняли развитие общества влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких соображений делались выводы о характере политической власти, законы, торговлю и т.

Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором: "Идеи правят миром". Некоторые из них считали, что эти идеи критически мыслящих личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Другой взгляд состоял в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ Гегель.

Еще одна точка зрения на развитие общества заключается в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилье, а значит, создавать все это. Изменения в производстве, согласно Марксу вызывают изменения и в других сферах жизни. Деятельность людей определяется в конце концов их материальными, экономическими интересами.

Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под влиянием того и другого. Однако многие ученые и сегодня думают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором считали технику и технологию.

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждают его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально: побудительная причина, повод к какому-либо действия. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В качестве мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживая и осознаваемая человеком необходимость в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность конечно направлена на какой-нибудь предмет. Например, голод - это потребность в пище, предметом потребности е пища. Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности: потребности в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Другими словами, это те же цели, что и у животных. Немецкий писатель Г. Белль (1917-1985) так писал об одной из этих потребностей: «Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека, и животное".

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена потребность личности, например, в различных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности «для себя» (потребность настаивать на своих правах) и "для других" (потребность выполнять свои обязанности).

3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его подробностях, осознавать свое место в нем, смысл и назначение своего существования. Потребность в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию».

У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кому-то кино, кому-то танцы, а кому-то болеть за любимую футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны развитые идеальные потребности.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. Действительно, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляя жажду, и заботится, чтобы посуда, из которого она пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью "удовлетворение которой имеет множество социальных граней имеют и кулинарные тонкости, и условия, и сервировки стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное сообщество, разделяет с ней трапезу.

У большинства людей социальные нужды господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже). Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхание, одежде, жилье, физических

движениях, отдыха и тому подобное; экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально: существование):

в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,

в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и тому подобное; социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о

другого и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими; престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха

и высокой оценки, служебном роста; духовные: в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого следующего уровня становятся существенными, когда удовлетворены предыдущие. Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности является социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть склонен к созданию семьи, ее сохранения или, наоборот, не настроен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означает буквально: иметь значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек относится к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп, интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т.д.). Она также относится к какой-либо этнической группы и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Получается, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют различные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Гегель писал: "Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль" ч

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, представления о высшей справедливости и лучший общественный строй.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, то есть характеризует сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, происходит без участия сознания.

Австрийский психолог 3. Фрейд (1856-1939), изучавший бессознательное, придавал ему большое значение: «Многое в" Я ", безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать" ядром "Я". Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не может разобраться.

В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное - это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) считал, что бессознательное - источник творческой фантазии духа.

На деятельность человека могут оказать большое влияние ее поезда, то есть психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни поезда побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие оказываются в агрессивных, разрушительных действиях.

Для человека, испытывающего состояние влечения, не понятно, что притягивает ее к объекту, какова цель ее действия. Вспомним слова князя с "Русалки" А.С. Пушкина: "Невольно к этим печальным берегам меня притягивает неведомая сила". Герой драмы не осознает, какая сила заставила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка.

Многие ученые считают, что поезд - это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Сначала неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональная, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерациональная действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональная дел характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Но смысл заключается не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид придерживается своих понятий о долге, достоинстве, красоте, религиозные каноны, благочестия. Такое действие подчинена принципам, заповедям, требованиям. Она основана на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально: душевное волнение; психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание - ярость, ужас, отчаяние и т.п.). Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и тому подобное.

Традиционная действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране в советское время нехватки какого-либо нужного продукта вызвало у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта).

М. Вебер отмечал, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Как правило, разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, содержание их деятельности.

Основные понятия

Деятельность. Поведение. Действия. Дела. Нужды. Интересы.

Объект. Субъект. Цель. Средства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется ее отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем заключается различие между ними?

1. Подумайте о словах французского философа Дидро (1713-1784): "Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна". Может ли человек что-либо делать без цели?

2. В архитектора цель выступает в образе задуманной постройки. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца? Ответ аргументируйте.

3. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях: крестьянская реформа 1861 г.. В Российской империи. Английская революция XVII в., Первое кругосветное путешествие, освободительная война украинского народа 1648-1657 гг.

4. Немецкий поэт и мыслитель И. Гете (1749-1832) писал: "Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, из-за чего со всей деятельности ничего не получается или получается обратное тому, к чему они стремятся".

Как вы думаете, для большевиков диктатура была целью или средством?

5. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать со следующего высказывания римского писателя и историка Светония (и -11 в.). "Тех, кто добивался малых выгод ценой больших опасностей, он сравнивал с рыбаком, удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок - и никакой улов не возместит потери"?

6. И.В. Гете писал: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо". Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры разного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях оказывается личность?

7. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899-1961) говорил: "Каждый человек рождается для какого-то дела".

Как вы думаете, под словом "дело" здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.