Исходной предпосылкой структурирования сознания как предмета исследования должно быть представление о нем не только как о предельной абстракции, но и как о вполне определенном культурно-историческом образовании. В науке существуют представления о сознании и как о эпифеномене, и как о сущности, редуцированной к подсознанию, - они формировались соответствующими типами культурного развития общества. Согласно Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву, развитое сознание человека характеризуется психологической многомерностью, при этом имеет смысловое строение. Смыслы укоренены в бытии, существенными аспектами которого являются человеческая деятельность и общение, они опредмечиваются в действиях и языке. Говоря о структуре сознания, Л.С. Выготский, отталкиваясь от идеи Л. Фейербаха, выделял в нем две составляющих: сознание для бытия и сознание для сознания, образующих два слоя - бытийный и рефлексивный. Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Бытийный слой сознания представлен миром реальных представлений, воображения, культурных символов и знаков, производственной, предметно-практической деятельности. Бытийный слой является истоком рефлексивного слоя, ибо значения и смыслы рождаются в бытийном слое, и наоборот - испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, т.к. смысловая оценка присутствует в чувственной ткани образа и биодинамической ткани действия.

А.Н. Леонтьев выделил в структуре сознания три составляющих. Ими являются:

Чувственная ткань образа.

Значение.

Личностный смысл.

Чувственная ткань - это обобщенное наименование для различных перцептивных образов. В чистом виде эта «ткань» субъекту не открывается. Она состоит или из актуально воспринимаемых, или всплывающих в памяти, или воображаемых образов, которые различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и прочим характеристикам. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его, объективно, как объект деятельности индивида.



Природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессе деятельности, связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные впечатления служат толчком, приводящим в действие познавательные процессы и способности человека, «добывающие» дополнительные, скрытые от непосредственной перцепции, сведения о действитель­ности. У человека чувственные образы приобретают новое качество - собственную означенность.

Значения - следующий важнейший компонент человеческого сознания. Значения - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Они преломляют мир в сознании человека. Носителем значений является язык. Он фиксирует в идеальной форме предметы и явления материального мира, их свойства и отношения, общественно выработанные действия, нормы жизни и поведения, традиции, культуру. Значения классифицируют как:

Операциональные (связанные с биодинамической тканью);

Предметные (связанные с чувственной тканью);

Вербальные (связанные со смыслом).

Значения существуют объективно вне индивидуального сознания человека. В процессе интериоризации происходит присвоение предметных значений, знаковых систем. Интериоризация укорачивает путь постижения значений (ничего не изобретается вновь). Это явление позволяет присваивать человеческий опыт в свернутом обобщенном виде. Первоначально овладение значениями происходит во внешней деятельности ребенка с реальными предметами, где он усваивает непосредственно предметно отнесенные значения. Позднее он усваивает логические операции, помогающие интериоризировать предметные значения, превратить их в отвлеченные, используемые в идеальном (умственном) плане. Итак, интериоризуясь, значения становятся достоянием индивидуального сознания, превращаясь в личностный смысл.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Характерной особенностью значений на уровне личностного смысла является их пристрастность, их особая субъективность. Важно.отметить, что -значения при этом не утрачивают своей объективности и общественно-исторической природы (разумеется, речь идет о сохранном сознании). Понятие смысла в. равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не является безличным знанием, оно всегда принадлежит живому субъекту, включенному в систему деятельностей, и потому всегда связано с отношением. Таким образом, можно считать, что понятие значения выражает подключенность индивидуального сознания к общественному, а понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека. Значения и смыслы взаимно трансформируемы: в сознании человека постоянно случаются, означения смыслов и осмысление значений (В.П. Зинченко). При подобных взаимопереходах возможны элементы недопонимания, вызванные недосказанностью или сложностью постигаемых значений. При этом подобное непонимание не следует расценивать только негативно, оно может стать и позитивным моментом в развитии уровня познания человека, в его творчестве.

В.П. Зинченко, развивая традицию отечественной психологии, дополнил структуру сознания. Им введено понятие биодинамической ткани движения и действия. В его видении сознание образовано двумя слоями: бытийным, состоящим из чувственной ткани образа и биоди­намической ткани живого движения и действия, и рефлексивным - куда входят значение и смысл.

Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, это материал, из которого строятся целесообразные произвольные движения и действия. По мере их построения и формирования более сложным становится и их внутреннее содержание, заполняясь когнитивными, эмоционально-оценочными образованиями. Произвольность и целесообразность движениям и действиям задает слово, придающее им внутреннюю форму. В чистом виде, без внутренней формы биодинамическую ткань можно наблюдать в хаотических движениях новорожденных, в импульсивных действиях взрослых.

Чувственная ткань представляет собой строительный материал образа. И динамическая, и чувственная ткань обладают свойствами реактивности, чувствительности, пластичности, управляемости. Кроме того, они обладают свойствами обратимости и трансформируются одна в другую. Так, движение, развернутое во времени, способно обратиться во вневременной образ пространства. «Остановка может рассмат­риваться как накопленное движение» (И. Мандельштам). И пространст­венный образ может развернуться в динамичный.

Рефлексивный (оценочный) слой сознания представлен значениями и смыслами. Содержанием рефлексивных актов становится сопоставление ситуации с промежуточными результатами действий и возможностью их продолжения. Между бытийным и рефлексивным слоями существует живая связь и взаимопереходы: рефлексивный слой присутствует в процессе реализации бытийного, а бытийный - является условием включения рефлексивного.

В обобщенном виде сказанное может звучать следующим образом: идеи, понятия, житейские и научные знания соотносятся со значением как компонентом рефлективного слоя сознания; человеческие ценности, переживания, эмоции, аффекты соотносятся со смыслом, также входящим в рефлективный слой; производительная, предметно-практическая деятельность соотносима с биодинамической тканью движения и действия как компонентом бытийного слоя; представления, воображение, культурные символы и знаки соотносимы с чувственной тканью, входящей в бытийный слой сознания.

В подобной структуре сознания все компоненты могут развиваться гармонично, или какой-либо компонент может взять на себя доминирующую роль. При вовлечении в деятельность сознания всех компонентов оно приобретает бытийный и рефлексивный опыт и соответствующие ему черты.

Разумеется, выделение слоев сознания и его образующих весьма условно с точки зрения его действительной работы. Каждый акт сознания, по словам Г.Г. Шпета, характеризует интенсивное разнообразие, значит, в такой акт могут быть вовлечены все слои и их образующие. Они находятся в постоянном взаимодействии, как по горизонтали, так и по вертикали. Напряжения, возникающие между ними, - одна из движущих сил развития и саморазвития человека. (В.П. Зинченко).

Самосознание

Формирование личности осуществляется по трем основным направлениям: деятельность, общение, самосознание.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовер­шенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием, многочис­ленных социальных влияний и включает 4 компонента (по B.C. Мерлину):

сознание отличия себя от остального мира;

Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

Сознание своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;

Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое
формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

По мнению Л.Д. Столяренко, в современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка целостное представление о своем физическом геле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения (С.Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание - высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Несознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино и взаимообусловленно. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко).

Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания - левым полушарием.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2) осознание своей активности - «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это
может быть и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего
внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непре­рывность таких переживаний и дает человеку возможность интег­рировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я»
(«Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я»
и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя:

Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г. Юнгом и основана на противо­поставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов челове­ческой психики. Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я» - субъекта и «Я» - объекта, все же необходимо их различать - принято называть первую сторону личности «Я», а вторую - «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать - и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью.

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенап­равленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

Непосредственно-чувственный уровень - самоощущение,
самопереживание психосоматических процессов в организме и
собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате
достигается простейшая самоидентификация личности;

Целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как
деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоакгуализация, отрицательная и положительная идентификация и
поддержание аутоидентичности своего «Я»;

Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень -
осознание личностью содержания собственных мыслительных
процессов личности, в результате возможно самонаблюдение,
самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

Целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный синтез
трех рассмотренных уровней, в результате выполняются рёгулятивно-
поведенческие и мотивационные функции через многочисленные
формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации,
самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики,
самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).

Осознание отношения к другим людям бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне
помогают, то - хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он - хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность,
уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с
другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

4) эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому
человеку»).

1. Понятие сознания и его функции

2. Сознание по И.Канту

3. Структура сознания

4. Понятие сознания и бессознательного

1. Понятие сознания и его функции

Сознание – сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в целена­правленном, осмысленном и обобщенном отражении действи­тельности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека и его взаимоотношений с природой и социальной средой. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а так же анализировать собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

    «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

    «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

    Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

    Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);

    Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний – это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде – есть мое сознание»);

    Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей – воля человека выступает как компонент сознания);

    Творчески – креативная, порождающая функция;

    Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

2. Сознание по и.Канту

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, - считал И.Кант, - начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления ». Обеспечить это единство в сфере нашего опыта способно только мышление. И.Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т.е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно – конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема – это временной ряд пространства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая признаки отображающихся в ней предметов и явлений, позволяющая отличать эти предметы и явления от других. Но во всяком понятии скрыт всегда не только различительный признак, но и признак определенного тождества. Тождество (идентичность) и различие всегда и нерасторжимо вместе.

Кант считает способность суждения промежуточным звеном между рассудком и разумом. «Способность суждения есть отличительная черта так называемой смекалки, и отсутствие ее нельзя восполнить никакой школой, т.к. школа может дать даже ограниченному рассудку, как бы вдолбить в него, сколько угодно правил, заимствованных у других, но способность правильно пользоваться ими должна быть присуща даже ученику, и если нет этого единственного дара, то никакие правила, которые были бы предписаны ему с этой целью, не гарантируют ошибочного применения… Отсутствие способности суждения есть глупость ».

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одно м из них не находит ничего безусловного.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум.

Разум – это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде.

Сущность – это условие все условий, т.е. то, что мы бы назвали безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного – это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего – то нового – это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычное незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т.е. творчество). Поэтому задача разума – вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов.

Развитие разума происходит как в глубь, так и вширь, т.е. путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обуславливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям.

Умозаключение – это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка, и выводится новое суждение. Условием правильности таких суждений является не только истинность или ложность оснований, но и «способность поступать согласно представлению о законах, т.е. согласно принципам».

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, разум также порождает свои понятия – идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т.е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека его внутренней модели, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Сознание любого индивида уникально, непроизвольно и зависит в первую очередь от внешних независимых от него самого факторов, прежде всего, от социума, его особенностей, форм межличностных отношений, уровня развития общества в целом.

Сознание обладает следующими эмпирическими характеристиками :

1) пространственной характеристикой, подразумевающей осознанный анализ доступной для сознания части окружающей действительности;

2) временной характеристикой – с одной стороны, сознание ограничено сроком существования физической оболочки человека, с другой – находится вне времени, поскольку имеет возможность и способность воспринимать и транслировать опыт предыдущих поколений и свой собственный опыт;

3) информационной характеристикой, отражающей способность сознания воспринимать, анализировать, обрабатывать и использовать поток информации;

4) энергетической характеристикой, предполагающей способность сознания продуцировать, концентрировать и трансформировать энергию человека в активное освоение окружающей среды и самосовершенствование.

Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания, тесно связанная с волей человека. Воображение (представление несуществующей или отсутствующей в данный момент действительности) также есть одна из важнейших психологических характеристик сознания.

Сознание характеризуется специфическими свойствами :

1) осмысленностью представляемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность смыслом;

2) отражение основных, главных характеристик предметов, способность познавать общее и частное в действительности;

3) способность к коммуникации, передаче информации другим людям, обмен мнениями;

4) социальным характером и направленностью сознания;

5) наличием интеллектуальных схем, определенной умственной структуры, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе, при этом сознание существует в образной форме;

6) подотчетностью, регуляцией, контролем;

7) способностью к рефлексии и внутреннему диалогу.

В качестве основополагающих выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание, что поясняет непосредственное включение мышления и эмоций в процессы сознания. В структурах сознания синтезируются формы и виды отношений, определяющих как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры как организующий человеческое сознание.

В. П. Зинченко определяет наличие двух слоев сознания .

А. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Б. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Средством диалога и взаимопонимания выступают процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

На бытийном слое сознания решаются задачи высокой степени сложности – для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действий должен вписываться в образ мира. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ, операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением, относящимся к рефлективному слою сознания. Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» или самосознания (см. ниже).

Осознание внешнего мира предшествует осознанию внутреннего мира, т.е. самосознание проявляется позже сознания. Так, в онтогенезе сознание проявляется к концу первого года жизни, а самосознание – к трем годам.

Таким образом, в сознании человека выделяются две области: сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя – самосознание.

Важные функций сознания заключаются в формировании целей деятельности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека; в определенном отношении к окружающей среде и другим людям.

Функции сознания: 1) отражательная , 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная , 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризующая сущность сознания.

Выделяются 3 пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Характеристики сознания:

1) активность;

2) интенциональность или предметность (сознания всегда является сознанием чего-либо);

3) способность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания);

4) мотивационно-ценностный характер анализа действительности;

5) различная степень ясности самого сознания.

Содержание сознания представлено в виде его чувственной ткани, значений и смыслов , образующих его структуру. Сознание наполня­ется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, составляют чувственную ткань сознания: то есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур (образов). Понятия, особенно конкретные, а не абстрактные, также имеют определенный вид: чувственная ткань сознания наполняет его конкретными образами, делая представление о мире богатым, красочным, разнообразным. У людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих и т. д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Современные исследования выявили эти отличия в чувственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рождения людьми, получившими зрение после операции. Вначале они с трудом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые рисунки предметов существенно отличались от реальности.

Еще более сознание отличается у людей с глобальными нарушениями восприятия, например, у слепо-глухо-немых детей в связи с отсутствием основных путей постижения мира сознание может вообще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы мозга, кора больших полушарий сохранны.

Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, так, все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Знания вырабатываются постепенно, имеют культурно-исторический характер, изменяются во времени и в разных культурах, т.к. в них кристаллизован опыт взаимодействия с окружающим множества людей. Ребенок получает значения в готовом виде при обучении, при контактах с взрослыми.

Значения зафиксированы в словах, в орудиях труда, в памятниках культуры. При овладении значениями у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, то есть принадлежащего к этой культуре, человека. Как отмечалось, в разных культурах некоторые значения не совпадают, однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отличаясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тождественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди разных культур любуются одними и теми же картинами, статуями, храмами. В то же время предназначение некоторых предметов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принадлежности к разным культурам, но и к разным социальным и профессиональным группам (например, физические или математические формулы и законы, непонятные всем, кроме профессионалов).

Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому в отличие от значений смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, есть результат его опыта. Только в процессе взаимодействия с другими (предметами и людьми) возможно оценить их значимость, понять – нравятся они или нет, приносят пользу или вред. В результате вырабатывается определенное эмоциональное отношение к этим объектом, а их значение для конкретного человека начинает отличаться от их значения для других людей – так они начинают приобретать личностный смысл.

По сравнению со смыслами, значений в сознании больше, т. к. индивидуальный опыт ничтожно мал по сравнению с общечеловеческим, и не все объекты, с которыми происходит взаимодействие, вызывают определен­ное эмоциональное отношение. Однако при общении люди склонны оперировать не только понятными для всех значениями, но и смыслами, не всегда осознавая это, что может послужить причиной конфликта (личностного, конфликта между разными поколениями или социальными группами). Умение осознавать, что сообщение смысловое, непонятное для окружающих, может предотвратить недоразумения и конфликты.

Кроме значений и смыслов, в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий, его содержание формируется оперативной памятью.

В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.

Структура сознания по А. В. Петровскому.

    Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире, следовательно, в его структуру входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.

    Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ, способный к самопознанию, т.е. способен обращать свою психическую деятельность на себя самого.

    Обеспечение целеполагающей деятельности. Так, в ходе деятельности получается результат, который в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму данного природой; в данном природой он осуществляет и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер действий человека, подчиняя его волю. Таким образом, при формировании целей деятельности учитываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

    Отношения или мир чувств.

В качестве обязательного условия формирования и проявления всех указанных специфических качеств сознания является язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, умение управлять собственными психическими и поведенческими ресурсами, контролировать собственные эмоциональные состояния, управлять ими, воспринимать и анализировать окружающую действительность и на основе данного мировосприятия формировать и совершенствовать собственную личность. Кроме того, сознание способно творчески анализировать окружающую действительность, изменять мир, приспособливая его к человеческим потребностям.

Как сознающее существо человек обладает способностью к самосовершенствованию, следовательно, имеются возможности для дальнейшего развития сознания.

"

Структура сознания (психологические характеристики по А. В. Петровским, 1966):

1. Совокупность знаний об окружающем мире.

2. Закрепленное в сознании различение субъекта (Я) и объекта (не-Я).

3. Обеспечение целенаправленной мыслительной деятельности человека.

4. Наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Для формирования и проявления всех этих специфических качеств необходимым феноменом выступает язык. Усвоена конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием.

Понятие "сознание" употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, что соответствует представленным выше его основным характеристикам.

Как важные свойства сознания Г. Конечный и М. Боухал (1983) различают: а) бодрствования (вигілантність) сознания. Оно обусловливается способностью воспринять все явления в окружающей среде, понимать их значение (включать их в адекватные связи) и реагировать на дальнейшие раздражители; б) ясность (луцидність) сознания, что характеризует более грубые отклонения, чем вигілантність; в) среди многих свойств сознания не последнюю роль играет ее ориентирующая качество, необходимое для правильного отражения внешнего мира и целесообразного деяния на него (познавательная и активно-творческая стороны сознания).

Сознание, с учетом ее структуры и свойств, может быть представлена в следующей классификации (С. Ю. Головин, 1997).

1. С точки зрения процесса сознание делится на два больших класса:

Процессы непроизвольные, те что происходят вроде бы сами собой;

Произвольные процессы, те, что организуются и направляются самим субъектом.

2. С точки зрения сознания как состояния выделяют:

Сон, рассматриваемый как период отдыха;

Бодрствования, или активное состояние.

3. Сознание ежедневная - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат. От сознания в широком смысле она отличается тем, что ее основу составляют научные знания, а скорее народная мудрость, которая дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни.

4. Сознание политическая - отношение человека к общественным институтам (прежде всего институтов власти). Политическое сознание может быть тоталитарным, авторитарным, демократическим и тому подобное.

5. Сознание религиозное - мистическое отражение людьми господствующих над ними природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых с действием сверхъестественных сил.

6. Сознание екстравертована (поверхностная) - в нем осознание внешнего и внутреннего мира изменяются в течение дня.

Же. Годфруа (1992) подробнее раскрывает содержание последнего разновидности сознания, в частности он отмечает, что в критических ситуациях человек существует как бы на двух взаємовиключаючих уровнях. С одной стороны, она должна быть частью объективного мира, в котором ее "Я" вынуждено приспосабливаться к внешней реальности. Это уровень екстравертованої сознания, перцептивных функций и принятия решений. С другой стороны, она погружается в объективный мир измененных состояний сознания, из которого исключена всякая связь с внешней действительностью и временем и где укореняется глубинное "Свое", в котором, по мнению некоторых, реализуется состояние "океанической единства со вселенной".

Безусловно, структура сознания не свидетельствует о какой-то ее раздел. Сознание - это целостное отражение мира, однако уровень ее развития в норме определяется прежде всего устоями общества.

Часто возникает вопрос: вся психическая деятельность человека в каждый определенный момент является вполне осознаваемой? Не всегда. Различают осознанные и неосознанные формы психической деятельности, осознанную и неосознанную мотивацию поступков. Степень и уровни ясности сознания зависят не только от патологических изменений, которые происходят иногда в организме человека, но и от состояния активности человека.

Большое значение в деятельности сознания играет ее поле.

Поле сознания - это область информации, которая осознается в определенном промежутке времени. Такс поле неоднородно, в нем выделяется фокус, периферия и безграничная область, которая переходит в бессознательное. Часть самых сложных наших действий, требующих постоянного контроля, находится в фокусе сознания. Более простые или более отработанные относятся к периферии нашего сознания. Наиболее простые или наиболее усвоенные действия уходят за границу нашего сознания в уровень бессознательного.

Сознание можно правильно понять и адекватно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат развития деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но они нетождественны. Здесь существует определенное единство и взаимозависимость. Единство сознания и деятельности заключается в том, что И) сознание возникает и проявляется в процессе трудовой деятельности, а деятельность формирует сознание; 2) деятельность является формой активности сознания.

Сознание имеет общественную природу, поскольку она возникает и развивается (как в филогенезе, так и в онтогенезе) только в человеческом обществе.

Выделяют несколько уровней общественного сознания, начиная от обыденного, массового и кончая высшими формами теоретического мышления.

Общественное сознание проявляется через язык, науку, искусство, мораль, философию, право независимо от воли и разума отдельных людей. Усвоена конкретным человеком общественное сознание в определенной степени становится ее собственным сознанием. В процессе жития человек пользуется теми богатствами мысли, которые выработало человечество до появления конкретного человека на свет и которые передались ей с помощью языка. Поэтому сознание отдельного человека лишь относительно независима от общественного сознания.

И. М. Сеченов считал, что сознание возникло сразу в двух формах: сознания предметной и самосознания. Если результатом первой является знание о мире, то вторая - самосознание - отражает знания человека о самом себе и свои реальные и потенциальные возможности. Таким образом, индивидуальное сознание, направлено наружу, на тот или иной объект, вместе с тем направлена и на внутренний мир самого себя, свой духовный мир. Это, конечно, условное разделение. Однако такие показатели самосознания, как самопознание, самоконтроль и самосовершенствование, является вершиной развития человеческой психики. Следовательно, развитие сознания, как общественного, так и индивидуального, указывает на уровень совершенствования как личности, так и общества в целом. Но чтобы лучше понять понятие "сознание", следует рассмотреть подсознательные явления.

В процессе жизнедеятельности человека мы видим нс лишь проявления осознанных явлений. Бывают такие явления, которых человек не осознает. В само понятие подсознательное обычно включают совокупность актуально неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. К ним относятся реакции на раздражители, которые ясно не ощущаются, в частности, автоматизированные действия; сновидения; оговорки, ошибки при написании или слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий, связанных с неприятными переживаниями; защитные механизмы (проекция, замещение, вытеснение).

Сознание является высшей функцией психики , которая присуща только человеку.

С его помощью индивид планирует свою жизнь, оценивает окружающую действительность, получает знания. Сознание имеет определенную структуру и .

Определение понятия

Психологи и философы выделяют два аспекта психики, которые делают человека человеком.

Это сознание и самосознание. Под сознанием понимают высшую степень отражения действительности и управления жизнедеятельностью.

При помощи сознания человек контролирует свои психические функции, формирует модель внешнего мира, познает и оценивает все, происходящее с ним и вокруг него.

Важнейшим элементом сознания является самосознание . Под ним подразумевается понимание индивидом самого себя как объекта мира, формирование образа своего «Я», представлений о себе.

Наиболее быстро и бурно развитие сознания и самосознания проходит в подростковом возрасте , когда человек активно ищет себя, свой стиль, определяет свое место в жизни. В этот же период формируются и нравственные принципы.

Таким образом, в сознании выделяют следующие формы:

  • самосознание;
  • разумность — соотношение себя и своих понятий с миром;
  • рассудок — мыслящее сознание;
  • духовность — высшая степень сознания.

Существует множество теорий о сознании . Например, Фрейд считал, что каждое событие и переживание человека определяется сознательным и бессознательным.

В области бессознательного находится сексуальная и агрессивная стороны личности, а также те события, которые индивид намеренно вытеснил из своей памяти и разума. Когда бессознательное пытается «прорваться» в сознание, у человека возникает .

С точки зрения идеализма, сознание всегда первично. Мир не может существовать вне его восприятия человеком.

Материализм считает сознание свойством высокоорганизованной материи. Оно не просто отражает существующую действительность, но и управляет ей.

Функционализм определяет сознание как функцию, то есть человек, пребывая в сознательном состоянии, выполняет определенные функции. На этом построен искусственный интеллект .

Структура

Что входит в структуру сознания? В психологии выделяют важные структурные компоненты сознания:

  • бытие;
  • рефлексия;
  • самосознание.

Оно выполняет следующие функции :

  1. Отражение . Сюда относятся способность индивида познавать, воспринимать, запоминать и хранить информацию.
  2. Рефлексия . Это возможность осознавать себя как объекта мира, понимать свое «Я».
  3. Преобразование . Человек способен ставить перед собой цели и достигать их.
  4. Креатив . При помощи разума личность проявляет воображение и творческий потенциал.
  5. Оценка . Сюда относятся .
  6. Коммуникация . Личность передает свои знания при помощи определенных знаков. То есть сознание не может существовать без общения.
  7. Времяобразование . Это целостная картина мира, содержащая в себе воспоминания о прошлом, понимание настоящего и будущего.

    Именно это свойство является главным .

Согласно современной психологии, в структуре сознания содержатся следующие компоненты:

С точки зрения масштаба, сознание бывает личным и общественным. В личное входят все описанные выше структурные компоненты.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы общественного :

  • религиозная;
  • морально-этическая;
  • правовая;
  • политическая;
  • экономическая.

Таким образом, на общественное сознание оказывают влияние религия, законы, экономика, политический строй и нормы морали, принятые конкретным обществом.

Стадии и функции самосознания

Самосознание — это восприятие личностью себя, понимание своего отличия от других, осознание своих потребностей, эмоций, чувств, переживаний.

Самосознание выполняет следующие функции:

В своем развитии самосознание проходит следующие ступени :

  1. Природная . Ребенок учится различать и воспринимать ощущения и воздействия на него внешних факторов при помощи сенсомоторного интеллекта.
  2. Социальная . Человек воспринимает себя, оценивает и сравнивает с другими.

    На этой ступени появляется самоуважение и воля.

  3. Личностная . Индивид понимает причины своих поступков, оценивает возможности дальнейшего развития.

Таким образом, психологическая структура самосознания состоит из следующих компонентов :

  • самопознания;
  • самоконтроля и саморегулирования;
  • самооценки;
  • самопринятия;
  • самоуважения.

Стадии развития :

Теория Фрейда кратко

Зигмунд Фрейд стал основоположником теории о . Согласно его утверждению, сознательна лишь очень маленькая часть психики человека, остальная остается за пределами сознания .

К бессознательному относится сексуальная сфера, агрессивная сторона личности, чувство голода. На них человек никак не может повлиять.

Хотя грань между осознанным и бессознательным весьма условна. Некоторые моменты могут уходить в бессознательное и возвращаться при определенных обстоятельствах.

Бессознательное формируется в подкорковом слое, а осознанное — это результат деятельности коры головного мозга. Бессознательное также способно воспринимать и перерабатывать информацию , но человек не осознает этих процессов.

Таким образом снимается нагрузка с интеллекта, индивид имеет возможности для занятия творческой и умственной деятельностью.

В сферу бессознательного попадают переживания, психотравмирующие события, запретные желания, постыдные поступки, то есть все то, от чего человек пытается избавиться.

Но «спрятанные» моменты все же влияют на поступки, эмоции, переживания индивида.

Они могут под воздействием внешних факторов прорываться обратно в сознание , образуя чувство тревоги.

По утверждению Фрейда, человеком движет его сексуальный инстинкт. Социальные нормы и общественная мораль формируют «сверх Я» человека.

С их помощью запретные желания преобразуются в те поступки, которые допустимы в данном обществе. Однако, в человеке всегда будет происходить борьба сознательного и бессознательного.

В неофрейдизме понятие бессознательного углубляется, появляется термин «коллективное бессознательное».

В отличие от личностного, коллективное присуще для всех людей, относящихся к определенному обществу. Оно формируется опытом, накопленным поколениями.

Личностное выходит из коллективного, обеспечивая полноценное существование психики человека.

Концепция Леонтьева

Теорию структуры человеческого сознания представил советский психолог А.Н. Леонтьев.

Он создал теорию деятельности , работал над вопросами эволюционного развития памяти, внимания, мышления.

По Леонтьеву, сначала сознание представляет собой психический образ, который открывает перед человеком мир вокруг него. Затем в предмет сознания включается и деятельность индивида.

Он осознает действия окружающих, а через них и свои собственные. Люди взаимодействуют с помощью слов, жестов. После этого человек способен формировать образы в уме .

Таким образом сознание начинает существовать отдельно от чувств и управлять ими.

По теории Леонтьева сознание состоит из:

  1. Чувственной ткани. У личности создается конкретный образ реальности. Она может быть воображаемой или всплывающей в памяти. Эти образы становятся означимыми, что свойственно только человеку.
  2. Значения . Это те способы, при помощи которых человек познает мир. Значение может быть объективным и субъективным, то есть принимающим личностный смысл.
  3. Личностного смысла. Это то, что конкретный предмет или явления значат для самого индивида. Таким образом смысл делает сознание пристрастным.

Сознание — эта форма, отражающая действительность на высшем уровне, а не на уровне инстинктов. Оно свойственно только человеку и помогает ему оценивать окружающую действительность, формировать поведение, нравственные нормы и принципы.

О структуре сознания в этом видео: