Стало основным компонентом всего международного, поскольку без государства нет и международных отношений. Вестфальская модель мира и ее последующие модификации являлись государственно-центристскими: государство признавалось единственным актором международных отношений, которые собственно и понимались как межгосударственные; принцип государственного суверенитета являлся основополагающим. Создание государства - достаточно редкое событие. Нужно уникальное соединение условий и факторов объединения общественных групп в государство. Это подчеркнул еще Аристотель, определивший государство как союз свободных людей ради общего блага. Действительно, не часто можно встретить власть, действующую ради блага своих граждан и использующую свою мощь для их защиты, а не угнетения. От степени легитимности государственной власти напрямую зависела продолжительность ее существования. Гораздо чаще происходит создание не государств, а культурно-географических общностей - стран. Страны часто оказываются жертвой более мощных субъектов - государств. Тогда возникает печальный пример разделенных народов и даже наций. Так, на протяжении всего XIX в. Польша была сформировавшейся страной, но поделенной между несколькими европейскими государствами.

Возможны следующие варианты соотношения государств и стран:

  • 1) государство включает одну страну и несколько культурно-географических общностей (этнических территорий), еще не ставших странами или вообще не имеющих таких перспектив;
  • 2) государство включает в себя несколько стран. Как правило, существует лидирующая страна, объединяющая иные страны и добивающаяся от них лояльности . Пример: Речь Посполитая, образовавшаяся из союза польских и литовских территорий. Правда, как показал XX в., лояльность литовских территорий оказалась разрушенной;
  • 3) государство включает фрагменты разных стран и не привязана ни к одной из них. Некоторые мыслители полагают, что государство вообще не должно быть связано факторами «крови» и «почвы», т.е. естественной общности страны, и может быть составлено из граждан разной этнической и культурной принадлежности и даже мигрантов. Их лояльность обеспечивается высокими стандартами защиты прав человека, которые они не смогут найти на своих исторических территориях .

Нужно отметить следующие характеристики государства, позволяющие признать его главным действующим субъектом международных отношений:

  • - обладает способностью и ресурсом гражданского доверия использовать инструменты принуждения, в том числе военные средства;
  • - может мобилизовать экономические и людские ресурсы своих обществ для решения внешнеполитических задач;
  • - поддерживает и укрепляет лояльность граждан;
  • - имеет возможность не только реагировать на складывающиеся ситуации в международных отношениях, но и обладает достаточным запасом внутренней устойчивости, чтобы иметь осознанные, долгосрочные интересы и добиваться общественного консенсуса для их реализации. Для современных обществ это выражается в принятии официальных внешнеполитических доктрин, как правило, на межпартийной основе;
  • - имеет статус надежного и привлекательного партнера в международных отношениях, позволяющий участвовать в альянсах (блоках) участников международных отношений, т.е. поддерживать функционирование системы международных отношений.

Теоретические представления о ведущей роли государства в сфере международных отношений (государственном центризме) являются достоянием политического реализма и воспроизводят его основные положения. Основные тезисы государственно-центристской модели субъектов:

  • 1) главным действующим лицом международных отношений является государство, располагающее широким спектром воздействия на остальных участников;
  • 2) государственная политика базируется на соответствии внутренней и внешней политики при значительной автономии последней. Еще Д. Локк наряду с традиционными законодательной, исполнительной и судебной властью выделял «федеративную власть», ведающую внешней политикой. Механизм федеративной власти обладает существенной спецификой: гибкой конвенциональностыо международного права, слабой правовой связанностью законами собственного государства, действиями государственных агентов но усмотрению и в обстановке слабой информированности общественности, широким применением средств, сомнительных с точки зрения морали и даже законодательства;
  • 3) основа всех внешнеполитических действий государства - национальный интерес, составными элементами которого являются национальная и международная безопасность, гарантирующие его выживание и суверенитет;
  • 4) потребность в отстаивании национального интереса вызывает необходимость в мощном военном потенциале, который зависит от сложного сочетания природных, экономических и иных ресурсов государства, обычно называемых «источником государственной мощи». Государство всегда стремится за пределы «разумной оборонной достаточности» и «непровоцирующей обороны», как их определяют его соседи, полагающие себя потенциальной жертвой этого усиления. Поэтому международные отношения - это военно-силовое взаимодействие государств, баланс сил, в котором преимущества с точки зрения национальных интересов имеют наиболее мощные державы, уравновешивающие друг друга либо попарно, либо в составе коалиций. Для оценки государства важно охарактеризовать его мощь. Обычное определение государственной мощи таково: «Высокая степень вероятности того, что государство Л осуществит успешное воздействие на поведение государства Б в любой ситуации, достаточное для реализации целей А».

Выделяют следующие типы мощи: soft power, hard power, smart power.

В свою очередь, hard power подразделяется:

  • - на power to defeat - способность нанести поражение государству или ликвидировать его;
  • - power to hurt - способность нанести неприемлемый для противника ущерб его источникам мощи.

Для оценки потенциала государства важно знать источники мощи (табл. 4.1). Они подразделяются на актуальные и потенциированные. Например, экономический и научный потенциал Германии и Японии много больше, чем международное влияние и статус этих государств.

Таблица 4.1

Источники мощи государств

Источник мощи

Составляющие

Территория

  • Географическое положение
  • Климат
  • Природные ресурсы
  • Выход к океану
  • Топография

Население

  • Этнический состав
  • Половозрастной состав
  • Мобилизационные возможности
  • Продолжительность жизни
  • Уровень образования

Хозяйство

  • Технологии
  • Капитализация
  • Управление

И нфраструктура

  • Транспорт
  • Информационные технологии
  • Гражданская оборона

Военно-промышленный

комплекс

  • Уровень вооружений и их массовость
  • Интегрируемость вооружений в системы
  • Военное управление
  • Наличие оружия массового поражения

Источники мощи могут быть также подразделены на группы по такому признаку, как присутствие в них овеществленного труда, человеческого капитала. В этом случае можно выделить:

  • 1) базовые источники мощи (basic) - источники естественного происхождения, «дары природы»;
  • 2) high-tech - продукты индустрии;
  • 3) high-hume - человеческий капитал.

Эти группы источников присутствуют в неодинаковом наборе и объеме у разных государств. Кроме того, они образуют иерархию: наличие источников мощи более высокого уровня может компенсировать недостатки источников базового уровня.

На современном этапе к числу типичных международных акторов относят государства и межправительственные организации, международные неправительственные организации и движения (национально- освободительные, сепаратистские, экологические, правозащитные), транснациональные корпорации, региональные и местные органы власти, террористические организации и мафиозные группировки, глобальные средства массовой информации (СМИ) и даже отдельных политических или религиозных лидеров. Оценка значимости различных акторов в международных отношениях остается предметом дискуссий различных школ в теории международных отношений, в центре которых стоит вопрос о том, следует ли при анализе современных международных отношений отдавать предпочтение какому-либо типу акторов. Американские исследователи Д. Най-мл. и Р. Кохэн предложили наряду с «международными отношениями» признавать наличие «транснациональных отношений», в которых один из участников - негосударственный субъект .

Государства как акторы международных отношений классифицируются по юридическим и политическим признакам. В основе юридической классификации лежит объем доступного государству суверенитета. Выделяются следующие государства-акторы:

  • - империя;
  • - государство-нация;
  • - ассоциированное государство;
  • - самопровозглашенное (международно-непризнанное) государство;
  • - протекторат;
  • - оккупированное государство.

Политическая классификация государств ориентирована на доступный им объем мощи:

Держава (Power)

Возможность воздействовать на международные отношения в целом.

Глобальный масштаб интересов. Способность легитимировть / делегитимировать политические режимы других государс тв

Субдержава (региональный лидер)

Обладает региональными интересами, признаваемыми мировыми державами и государствами региона. Территория последних рассматривается как «жизненно важная» для нее, что исключает конкуренцию других государств с региональным лидером

Национальное государство:

  • - государство с активной внешней политикой;
  • - нейтральное государство;
  • - автаркическое;
  • - failed state

Суверенитет государства распространяется только на его территорию

Таблица 4.2

Крупнейшим субъектом международных отношений всегда были державы (империи). Империи как тип международного субъекта представлены в табл. 4.2 1 .

Типы империй как субъекты международных отношений

1 См.: От миропорядка империй к имперскому миропорядку. М: НОФМО, 2005. С. 9.

Тип империи

Колониальный

Континентальный

«Сверхдержава» или неформальная империя

Средства

доминирования

Прямое управление. Делегирование прав колабо- рационистам. Военное подавление

Прямое управление. Покупка лояльности. Культурная ассимиляция.

Хозяйственное

освоение.

Военное подавление

Косвенное управление. «Мягкая сила». Технологическое и экономическое лидерство. Покупка лояльности. Поддержка лояльных режимов.

Военное подавление в виде гуманитарных интервенций

Идеология

Цивилизаторская миссия («бремя белого человека»)

Наднациональная имперская идея

У н и версал истс кая имперская идея

Долгосрочные цели имперской политики

Перераспределение ресурсов. Укрепление безопасности. Укрепление национальной экономики

Укрепление безопасности. Защита «естественных границ». Подчинение национальной экономики военно-стратегическим целям («мобилизационное хозяйство»)

Перераспределение

ресурсов.

Укрепление безопасности.

Укрепление национальной экономики. Распространение образа жизни и ценностей

Выстраиваемый тип международного порядка

Равновесие сил (многополярный мир)

Однополярный мир

Последние десятилетия заставили говорить о том, что государственноцентристская модель вызывает обоснованные возражения. Это связывают с развитием глобализации, а также ростом количества и влияния негосударственных акторов. Государство становится все более ограниченным во всех сферах своей деятельности, оно вынуждено делегировать другим акторам часть своих функций и полномочий (или те сами их присваивают). Это происходит даже в традиционно «этатистских» сферах жизни: в обеспечении национальной безопасности стремительно увеличивается значимость частных военных компаний, привлекаемых для решения интернационализированных внутренних конфликтов, где участие государства создает для него большие внешне- и внутриполитические риски. Например, негосударственные акторы привлекаются при урегулировании внутриполитических конфликтов, решении экологических проблем. В результате происходит то, что иногда называется размыванием (эрозией) государственного суверенитета. Часть авторов считают, что глобализация вообще открыла эпоху отмирания национальных государств и создания глобального надгосударственного управления. Однако другие исследователи, напротив, полагают, что государственно-центристская модель сохраняет свои объясняющие возможности, а размышления об «отмирании государства» нс более чем идеологический продукт, оправдывающий диктат сверхдержавы в условиях «плюралистической однополярности», или пропагандистское оправдание беззастенчивой деятельности «новых кочевников» - транснациональных корпораций (ТНК), в лучшем случае - представление желаемого состояния международных отношений в качестве реального.

Государство не исчезнет в ближайшей и даже отдаленной перспективе, поскольку его ресурс легитимности и, следовательно, возможности мобилизации потенциала общества для внешней политики пока еще никем не может быть заменен (хотя и может быть восполнен). Однако было бы неправильным сводить все международные процессы только к деятельности государства. Государство, сохраняя за собой ведущий политический ресурс, вступает в сложное взаимодействие с негосударственными акторами. Агрессивная конкуренция международных неправительственных организаций и неправительственных организаций с государством может только помешать этому процессу. Печальным примером такой конкуренции явилась конфронтация Green Peace с правительством Франции, превратившаяся в шпионский конфликт, завершившийся операцией французских спецслужб в Новой Зеландии в начале 1980-х гг.

Негосударственные участники международных отношений подразделяются на две группы: межправительственные организации и неправительственные акторы.

Межправительственные организации (МПО ) создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Через МПО государства стремятся воздействовать на международные процессы, реализовать свои цели посредством soft power. Однако МПО играют и самостоятельную роль: они все активнее вмешиваются в такие внутриполитические вопросы, как урегулирование внутригосударственных конфликтов, соблюдение прав человека и др.

Межправительственные организации могут быть универсальными (т.е. занимающимися всеми международными отношения в целом). Они реализуют значительный набор целей: политические, экономические, социальные, военные и др. Таковой является ООН. Существуют функциональные МПО, например Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) или Всемирная торговая организация (ВТО). По составу участников МПО делятся на глобальные и региональные. Примером первых являлась Лига Наций, а теперь - ООН. В ее состав может вступить - при определенных условиях - любое государство планеты. Членство в других ограничено тем или иным параметром, чаще всего географическим (Африканский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), религиозными

(Организация Исламского сотрудничества), этническими (Лига арабских государств). Своеобразным вариантом МПО выступает Британское Содружество наций, объединившее доминионы и бывшие опекаемые территории по признаку официального (государственного) языка и исторической общности.

Неправительственные акторы разнородны по своим целям и интересам. Их подразделяют на международные неправительственные организации, транснациональные корпорации (далее - ТНК), внутригосударственные регионы.

Международные неправительственные организации исключительно разнообразны. Это гуманитарные (Международный Красный Крест), религиозные (Всемирный совет церквей), профессиональные (Международная организация журналистов), спортивные (Международный Олимпийский комитет) и другие организации. МИПО способны оказывать существенное влияние на общественное мнение и могут выступать как значимая политическая сила (как Международный Олимпийский комитет в 1980 г.).

Транснациональные корпорации , в отличие от других негосударственных акторов, имеют главной целью извлечение прибыли и поэтому их деятельность на международной арене особенно противоречива. С одной стороны, она ведет к развитию мировой торговли и экономики развивающихся стран, что объективно способствует распространению коммуникативных процессов, уменьшению разрыва между Севером и Югом. ТНК заинтересованы в стабильности и бесконфликтности международных отношений, поддерживают внедрение процедур мирного разрешения конфликтных ситуаций.

С другой стороны, стремясь к гарантированно стабильной и возрастающей прибыли, они заинтересованы в сохранении дешевой рабочей силы в развивающихся странах, а значит - в сдерживании социально- экономического развития Юга, замораживании отставания его от Севера. Ради собственных интересов ТНК готовы поддерживать деспотические и авторитарные режимы и дестабилизировать демократические. Хорошо известна роль ТНК в свержении чилийского президента С. Альенде (1973). В обобщенном виде направительственные акторы отражены на рис. 4.1.

Новый растущий субъект международных отношений - регионы и мегаполисы. Их международно-правовая институционализация находится на начальном уровне. Нелояльные регионы создавали (Ирландия, катарский, а затем гугенотский юг Франции, Баскония) и создают (Курдистан, Каталония, Квебек, Тайвань, Шотландия) не только внутренние, но и международные проблемы для «своих» государств. Все мегаполисы вызывают раздражение патриотически настроенных граждан, которые видят в них источники порока, негативного общественного влияния «заграницы» и места скопления международной преступности. «Растленным» мегаполисам (еще со времен Древней Греции) противопоставлялась морально здоровая провинция, честная, хотя и интеллектуально неподвижная. Ныо- Йорк, Москва, Париж часто включены в международное общение больше, чем во внутригосударственные связи. Эти космополитические города действуют как финансовые, информационные и инновационные центры, услуги которых просто не могут быть востребованы близлежащими территориями. Межгосударственные регионы характерны для Европейского союза (далее - ЕС). Они активно проявляют себя в экономической сфере, связанной с трансграничным региональным сотрудничеством, и тем самым вовлекаются в глобальную политику. Самостоятельность способствует их развитию, но в то же время создает опасность ослабления государственного единства, возникновения конфликтных ситуаций. Особенно чревата негативными для государства последствиями ситуация, когда связи пограничных регионов с соседней страной становятся более тесными, чем внутрирегиональные . Это может привести к «ползучей аннексии» и межгосударственным конфликтам.

Рис. 4.1.

Упорядочивание контактов государства с МНПО является сложной и трудно решаемой проблемой. Центральный офис МИПО, находящийся на территории другого государства, не подлежит юрисдикции страны пребывания, и правовое положение национальных отделений существенно различается, особенно в части получения или оказания иностранной помощи. У МНПО не всегда находится достаточно такта, чтобы учитывать разнообразие законодательств государств, иногда нет и желания.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите объективные факторы, которые делают государство приоритетным субъектом международных отношений, независимо от условий места и времени действия на мировой арене.
  • 2. Выделите основные тезисы государственно-центричной концепции международных отношений.
  • 3. Проследите изменения категории «мощь государства» на протяжении всей истории развития международных отношений.
  • 4. Перечислите источники государственной мощи.
  • 5. Как классифицируются государства по объему своего суверенитета?
  • 6. Сравните между собой различные классификации государств, характерные для истории, социологии, политологии, международных исследований. Выявите сходство и различие используемых критериев.
  • 7. О существовании каких типов империй вам известно из истории международных отношений? Какие критерии державное™ предлагает современная наука международных отношений?
  • 8. Назовите базовые аргументы критиков государственно-цснтричной модели международных отношений. С какими из них вы согласны?
  • 9. Каких акторов современной системы международных отношений объединяет понятие «негосударственные участники» международных отношений?
  • 10. Назовите известные вам классификации международных неправительственных организаций.
  • Государство - легитимный, суверенный, территориальный, политический союз индивидов, обладающий публичной властью.
  • Государство может находиться в сложных отношениях с системообразующей страной.Император Николай I в разговоре со славянофилом Ю. Ф. Самариным гак аргументировалотказ от русификации Прибалтики: «Вы думаете о России, а я думаю о государстве». По прошествии времени следует, наверное, признать, что в этом споре прав был император, обеспечивший лояльность немецких баронов. Во время Первой мировой войны не было зафиксировано ни одного случая перехода немецких офицеров на сторону своей исторической родины.
  • См.: Хабермас /О. Вовлечение другого: очерки политической теории. СПб. : Наука,2001. С. 243.
  • Для более тщательного анализа иногда целесообразно разграничивать субъектыи акторы международных отношений. Различие между ними - в степени активности / реактивности внешнеполитического курса. Субъект реализует собственные цели, определяетмеждународную «повестку дня» или способен влиять на нее. Акторы подчиняются чужимвнешнеполитическим стратегиям и целям либо в силу внутренней дезинтегрированности(failed states), либо в силу военной и географической уязвимости (например, государства-лимитрофы, «приграничные» государства, расположенные в опасной близости от более мощных государственных объединений).
  • См.: Най-мл. Д. С., Кохэн Р. О. Транснациональные отношения и мировая политика //Теория международных отношений: хрестоматия / сост., науч. ред. и коммеит. П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. С. 152.
  • Международные неправительственные организации (МНПО) по характеру присоединения делятся на открытые и закрытые. В нервом случае достаточно заявить о согласии с уставом организации. Большинство МНПО носят закрытый характер. Это означает,что для приема новых членов требуется согласие действующих участников организации.В отдельных случаях прием в члены возможен только в случае приглашения в ее состав(такова Организация Североатлантического договора - НАТО).
  • См.: Конфигурация нового мирового порядка: проекты и реальность: монография / под ред. О. И. Ивониной. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 175.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Международные отношения

Содержание

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия..........2

2. Основные теории международной политики....................................7

3. Современные тенденции развития международных отношений............9

4. Россия в системе международных отношений.................................14

5. Литература.............................................................................17

1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

Региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

Организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

Организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

Политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

Профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

Демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

Организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

Военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

Профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

Различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

Религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

Экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие

военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война - всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель считал, что война - двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

2. Основные теории международной политики

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.

Заметное место среди теорий международной политики занимает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработанная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем, изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрение международных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии с закономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций, исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.

Считая эпоху после 1917 г. переходной от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, об антиимпериалистической борьбе.

Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализма является мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, иной принцип дележа, кроме силы.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в международной политике - преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.

Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, - подчеркивает Г. Моргентау, - есть борьба за силу. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, сила всегда является непосредственной целью».

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Г. АЛЛИСОН.И Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики.

Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики.

Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимной зависимости.

Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.

В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала.

По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма.

Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, - в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

Таковы основные теории внешней политики, лежащие в основе политической науки о международных отношениях и внешней политике. Многие из них в той или иной степени берутся на вооружение политическими деятелями, оказывают влияние на формирование внешнеполитического курса государств нашей планеты. Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.

3. Современные тенденции развития международные отношений

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав - СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной - двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых международных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений - рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства - так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе - земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов - политических, экономических, гуманитарных, - а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в середине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшественников. Она способствовала резкому повышению производительности труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, так называемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же время взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.

Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, - появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически связана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного развития: увеличением численности населения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельность людей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и не признающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединить усилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими - с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Другая трудность вызвана технологическим несовершенством производства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слаборазвитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на национальном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют планетарного объединения интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 тысяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции - спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, - стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, - как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников.

4. Россия в системе международных отношений

В конце XX века для РОССИИ возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

После роспуска Варшавского договора соотношение сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

Обширность географического пространства и неравномерное распределение природных богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, - все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

В результате непродуманных реформ экономический и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается.

Когда-то действительно великой стране, мировой державе сегодня приходится искать более или менее удобное место и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

Стремление вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно и, может, даже губительно.

В поисках своего места в международной политике, которое бы соответствовало ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

Сегодня Россия имеет значительные возможности для ведения активной внешней политики. Она сохраняет за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

Следует отметить своеобразное геополитическое положение России. Наша страна занимает центральную позицию на карте мира. Этот регион иногда называют сердцевиной Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.

Однако следует подчеркнуть, что выработка национальных приоритетов в современной России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

Но уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона - закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

Внешнеполитической стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.

Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.

Однако самыми важными условиями обретения достойного статуса в международных отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи - превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. - М., 1998. - С. 228-315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. - М., 1998.

3. Мурадян А. А. Самая благородная наука (Об основных понятиях международно-политической теории).-М., 1990

4. Цыганков П. А. Международные отношения. - М., 1996.

Описание предмета: «Международные отношения»

Международные отношения - конструктивная наука. В отличие от истории, эта отрасль знания может никогда не иметь дела с одним элементом системы; теория международных отношений вынуждена описывать жизнь одного государства на фоне других, с которыми оно взаимодействует. Совершенно верно и то, что существуют исследования одиночных наций. Иногда работу ученого из государства Х о государстве Y рассматривают как относящуюся к теории международных отношений. Способствовать развитию политологии и политической социологии можно даже просто изучая и описывая довольно далекие от них вещи. Когда международная система или какая-нибудь ее подсистема рассматривается как таковая, появляется предмет теории международных отношений. Таким образом, можно сказать, что соотношение между политологией и международными отношениями такое же, как между психологией и социологией, это переход от тщательного изучения одного элемента в определенные отрезки времени к исследованию структуры взаимодействия между элементами, которое характеризует отношение данных пар наук друг к другу.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

      Государственные субъекты (участники) международных отношений.

      Негосударственные субъекты (участники) международных отношений.

2. Цели, интересы и средства участников международных отношений.

1. Общая характеристика и типы участников международных отношений

В начале изучения темы следует обратить внимание, что многовековой монополизм государства в международных отношениях обусловил тот факт, что международные отношения, дипломатия, внешняя политика, война и мир – все это было и есть отношения между государствами. Но три основные тенденции 20 века, особенно второй его половины и в настоящее время сломали эту самоочевидную гармонию, систему участников международных отношений. Среди таких тенденций следует назвать:

    высокая и возрастающая степень интернационализации всех сфер современной жизни. Ранее основными объектами внешней политики государства, участия его в международных отношениях были дипломатия, военная политика и разведка. В нынешних условиях, в условиях растущей интернационализации общественных отношений, государство вынужденно заниматься экономической, финансовой, научно-технической, миграционной, экологической и т.д. внешней политикой;

    распространение демократии как внутри государства, так и во всем мире. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, с точки зрения права от имени государства могут выступать только его законные органы и (или) назначенные им представители; с другой стороны, – в демократической стране многопартийная система оппозиции имеет отличные от правительства интересы, оценки, цели. В связи с этим оппозиция фактически влияет в немалой степени на отношения демократии с другими участниками международных отношений;

    в условиях глобализации, интернационализации формируются негосударственные институты и роль их в государствах, на международной арене постоянно возрастает.

Юридически суверенитет и власть государства внутри государства (как принципы) остаются неизменными. Но на практике возможности государства ограничиваются значительно, благодаря растущему числу сфер (объектов) международных отношений.

Так или иначе, с учетом этих тенденций в настоящее время структура (состав) субъектов (участников, акторов) международных отношений значительно расширяется. Исходя из этого целесообразно всех участниковмеждународных отношений по определенным критериям разделить на 2 основные категории. Одним из таких основных критериев является отношение их к государственности. С этой точки зрения различаются: а) государственные субъекты и б) негосударственные субъекты.

    1. Государственные субъекты (участники) международных отношений.

Необходимо понимать, что главным субъектом международных отношений в настоящее время является государство, которое представляет собой политическое устройство, организацию общества.

Развитие государства, как субъекта международных отношений,имеет длительную историю. Происхождение государства связано с:

а) переходом человечества к оседлости;

б) разделением (специализацией) труда;

в) обособлением управленческих функций, сосредоточением его в руках особого социального слоя;

г) установлением политической власти над населением в пределах определенной территории.

В настоящее время, государство,как субъект международных отношений,должно обладать следующими признаками:

    национально-государственный суверенитет;

    функционирование независимого правительства;

    наличие определенной, принадлежащей ему территории;

    проживание определенной общности, которую объединяет язык, культура, обычаи и т.д.

Сущность, роль, место государства в системе международных отношений проявляется в его функциях, среди которых выделяются основные:

    поддержание порядка и безопасности в рамках определенной границами территории;

    создание условий для социального и экономического развития; рационального распределения благ и услуг; поддержания занятости; удовлетворения основных потребностей населения;

    внешнеполитические функции.

Особенности внешней политики в значительной степени зависят от организационных форм государств, или от государственного устройства.

В истории развития государства с точки зрения его организационных форм выделяется ряд этапов, на каждом из которых существовала своя форма, а именно:

      мировые империи;

      античные полисы (города-государства);

      европейские монархии;

      национальные государства.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитет. В 18 векеначинае формироватьсятакая форма государственности, как национальное государство. Начиная с 19 века такая форма государственного устройства распространяется на весь европейский регион, а затем (с крушением колониальных империй) – на весь мир.

Таким образом, важно усвоить, что развитие и существование современной формы государственности самым тесным образом связано с формированием и развитием нации, как особого вида социальной общности.

Национальные государства – это независимые, самостоятельные образования, главным общим признаком которых является суверенитет. Но они имеют существенные отличия, различия, а именно: по своей территории, по населению, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооруженным силам, по своей истории (возрасту).

С учетом этих различий существует определенная классификация (или стратификация) стран мирового сообщества. Классификация осуществляется по различным критериям, в т.ч. по уровню социально-экономическоймощи (развитые страны, среднеразвитые,развивающиеся, сверхдержава). Исходя из этого, каждое государство в отдельности играет неодинаковую роль в системе международных отношений. А поэтому, далее, несмотря на национальный, государственный суверенитет, формируется система зависимости, что значительно усложняет систему международных отношений и способствует возникновению негосударственных участников международных отношений.

Международные отношения и внешняя политика

Вопросы:

    Внешняя политика государства

Понятие и субъекты международных отношений

Международные отношения – это совокупность политических, экономических, научно-технических, военных, правовых, культурных и других связей между субъектами мирового сообщества.

К субъектам международных отношений можно отнести:

    Независимое государство

    Международные организации

    Транснациональные корпорации (ТНК)

Независимое ( суверенитета) государство. Государство, как субъект международных отношений, обладает суверенитетом, т.е. не признает по отношению к себе никакой другой власти, кроме собственной, и никаких других обязательств, кроме тех, которые им взяты добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. Государство может участвовать в санкциях, объединять силу в решении угроз глобальных и т.д.

Все государства равноправны, как субъекты международных отношений, но реальная их роль и влияние в мире различна (объясняется ресурсами государства, его авторитетом, возможность влиять на субъекты).

Особое значение занимают «великие державы» или Большая 7. Среди них особенно заметна роль США (имеет супер-державы). Большое значение имеют государства-гиганты (быстро развивающиеся страны: Бразилия, Россия, Индия, Китай). Среди них возрастает очень быстро роль Китая. Региональные державы – Бразилия, Россия, Индия, Китай + претендует Турция (из-за своего расположения), а также Польша. Страны «изгои» или проблемные государства – Ирак, Иран, Куба, Ливия, Афганистан, Северная Корея. А сегодня к этому относят Иран и Северная Корея, а другие перестали быть «изгоями» так как были приняты меры военного воздействия со стороны других государств и НАТО. Непризнанные республики – Абхазия, Южная Осетия, Косово, Приднестровье (в результате распада СССР).

Международные организации делятся на 2 группы:

    Правительственные (межправительственные)

    Неправительственные

Характерно наличие правовой базы, органа правительства. Их возникновение начиналось в Европе в 19 веке. Сфера коммуникации и экономики. Результат развития капиталистических отношений. Которые требуют дополнительные ресурсы. В начале 20 века появляются организации политического характера – Лига Наций. Сейчас быстрый рост выделяется в развитиии таких организаций как Нафтан, Евро лига наций.

К неправительственным относятся организации в области экологии, глобальный экологических фон, международные организации женской направленности и т.д.

Роль этих организаций состоит в том, что они обращают внимание на конкретные проблемы.

Транснациональные корпорации – это бизнес структуры, которые представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из материнской компании (головной) и зарубежных филиалов.

Обладая огромными ресурсами, являясь инвесторами, распространителями современных технологий, они превратились в субъектов политики, поскольку в состоянии оказывать влияние на политику различных государств.

Деятельность ТНК в начале 20 века привела к возникновению «банановой республики», т.е. проводили курс, которые навязывали ТНК.

Основные ТНК расположены в США, Японии, России.

Международные отношения постоянно усложняются, приобретают все более противоречивый характер, увеличивается количество их субъектов.

Ядром международных отношений являются политические отношения, которые составляют суть мировой политики. Мировая политика отражает решение вопросов войны и мира, деятельности по обеспечению всеобщей безопасности, охраны окружающей среды, преодоление нищеты и отсталости развивающихся стран.

Таким образом мировая политика предполагает решение проблем выживаемости человечества.

Особенности и виды международных отношений

Международные отношения имеют свои особенности:

    Отсутствие единого центра принятия решений и единого центра принуждения

    Политическим регулятором системы международных отношений является баланс сил между государствами, при его нарушении или его отсутствии появляется возможность наиболее крупным субъектам международных отношений произвольно, с учетом собственных интересов трактовать нормы международного права и их нарушать

    Сфера международных отношений – это система нестабильная и поэтому не вполне предсказуемая, поэтому не одно государство не в состоянии длительное время поддерживать одни и те же отношения друг с другом. Эти отношения могут характеризоваться либо сотрудничеством, либо противоречием.

Важнейшими видами международных отношений выступают:

    Политические, которые играют основополагающее значение для развития других видов отношений (экономических, научно-технических…). Среди политических отношений особая роль принадлежит дипломатическим, т.е. признанием одного государства другим. Прекращение их означает осложнение отношений между странами, кризис между ними.

    Экономические

    Научно-технические

Они (экономические и научно-технические) способствуют формированию мирового рынка, международному разделению труда и зависят от уровня развития в государстве, наличие природных ресурсов. И если вы чувствуете, что пришел момент для обновления материнской платы или покупки новой, помните, что плата являет собой, если вдуматься, очень важную деталь в сфере мирового рынка.

    Идеологические выступают как составная часть политических ресурсов, и их роль определяется местом идеологии в государстве. Особое значение приобретает в условие тоталитарного режима.

    Международно-правовые предполагают регулирование связей между субъектами правовыми нормами, которые создаются государствами в соответствии с их согласованной волей. Основой является устав ООН, международные конвенции и т.д.

Сущность и последствия глобализации

С конца 20 века ведущим направлением развития международных отношений стала глобализация.

Глобализация – это процесс всемирной (глобальной), экономической, политической и культурной интеграции, которая отражает возрастание взаимосвязанностей и взаимозависимостей стран, усиления влияния внешнего мира на внутреннюю жизнь государства.

Глобализация отражает превращение мира в единое целое, проявляется в усилении трансграничного расширения потоков товаров, технологий, финансов, миграционных потоков. В ее условиях мир становится все более стандартизированным. Особенно ярко это проявляется в экономике, правовой сфере.

Глобализация – это объективный процесс, который развивается помимо воли людей и охватывает все сферы общественной жизни.

В экономической области глобализация привела к тому, что производство имеет международный характер, когда в создании конечного продукта принимают участие производители различных стран. Поэтому большую часть мировой торговли составляют полуфабрикаты и промежуточные товары.

Глобализация экономики приводит к тому, что происходит перемещение товаров – инвестиция.

Политическая глобализация проявляется в усилении взаимодействия и взаимозависимости национальных элит. Поэтому очень велика роль встреч и саммитов на уровне глав правительств и министров международных конференций и форумов. Особое значение приобретают финансовые структуры международного уровня (валютный фонд, всемирный банк).

В бытовой сфере глобализация проявляется в распространении системы быстрого питания, национальных кухонь, увеличивается влияние универсальных (т.е. всеобщих) тенденций в развитии , отдыха, досуга в целом.

Глобализация распространяется в культурной сфере также. Она находит выражение в развитии образования (когда приобретает универсальный характер – Болонский процесс), т.д.

Движущей силой глобализации являются ТНК и инвестиционные банки, деятельность которых позволяет объединять производство в единую глобальную систему.

Последствия глобализации оцениваются по-разному. Положительной ее стороной является движение к миру без границ, появление понятия прозрачность границ, к единой мировой экономики. Она стимулирует развитие науки, технологий и их быстрое распространение, что позволяет увеличивать производительность труда более эффективно использовать ресурсы. Но от глобализации, прежде всего выигрывают развитые страны и те, которые сумели обеспечить ускоренное развитие в последнее десятилетие.