Упражнение на развитие слуховой памяти.

(Детям предлагается послушать стихотворение про осень М. Ходякова).

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

(Детей просят рассказать, как про осень сказал поэт).

    «Назови лишний признак» (поздней осени).

Улетели птицы; зеленеет травка; голые деревья; низкие тучи.

    «Простые аналогии».

Слева в колонке приведены два слова, между которыми имеется смысловая связь. Дети должны выбрать из этих четырех слов одно так, чтобы отношение между верхним и нижним словами было аналогично отношению двух слов слева.

Лето Осень

платье сарафан, куртка, шорты, пуховик.

Зимой Осенью

снегопад листопад

    Игра «Осенние листья» (на развитие зрительной памяти).

    Изотерапия «Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).

Показать детям заготовку дерева настроения (рисунок должен быть черно-белыми - бесцветным, без настроения) и спрашивает: какое это дерево-грустное, веселое? А почему? Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит на дерево, и дерево станет или грустным или веселым и т.д. (Можно прикрепить пиктограмму с соответствующим настроением рядом с деревом). Каждый ребенок рисует свой листок (он может быть уже вырезан или просто нарисован на бумаге, лучше, если дети его нарисуют сами: и форму и размер, и цвет). В конце занятия листочек приклеивается на дерево и дерево дети берут с собой в группу, где несколько дней висит в группе.

    Игра «Дождь в лесу» (релаксация, развитие чувства эмпатии).

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят своими ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Конспект занятия психолога по теме «Осень»
(для обучающихся классов «Особый ребенок»)
Автор:
педагог-психолог
Боброва Елена
Александровна
г.Оса
Осень
Признаки осени. Осенние явления, деревья осенью.
Цель:
Формирование представлений об изменениях, которые происходят в природе осенью. Содействие развитию психических процессов.
Задачи:
Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Осень».
Развивать общую и мелкую моторику.
Формировать навыки взаимопонимания, содружества, доброжелательности, сплочённости группы.
Оборудование: 3 осенние картинки (сентябрь, октябрь, ноябрь); д/и «С какого дерева листок», лужи (из цветной бумаги); рабочий лист, цветные карандаши по количеству детей.Ход НОД:
Организационный момент
По очереди пальчиками правой руки нужно поздороваться с пальцами левой руки:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живём в одном краю,
Я приветствую всех Вас!
Введению в тему
- Дети, давайте отгадаем загадку:
Птицы к югу полетели,
В парках листья пожелтели
Дождь холодный стучит в окно…
Какое время к нам пришло? (осень)
Объявление темы
- Молодцы ребята! Наверное, вы догадались, что сегодня мы с вами будем разговаривать об осени.
Обобщающая беседа Осенний период
Обзорная беседа «Осень». Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь.
Раннюю осень называют «золотой».
-Как вы думаете, почему? Золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.
Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки.
Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются. В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.
Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.
Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.
Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.
Игра «Назови лишнюю картинку, лишний признак»
- зеленеет травка, улетели птицы, низкие тучи, голые деревья;
- холодные дожди, листопад, бегут ручейки, снег с дождём;
- одна картинка с изображением лета и три картинки с осенним изображением.
Коммуникативная игра
«Сапожки»
Дети встают друг за другом, держатся за талию своего впереди стоящего товарища. Ведущий дает команду, по которой дети идут по дорожке. Главной задачей играющих – сохранить единую цепь (не разорвать, не наступить в «осенние лужи», которые находятся рядом с тропинкой (вырезанные из бумаги).Нарядили мы ножки в новые, красивые сапожки,
Вы шагайте, сапожки, прямо по дорожке,
Вы топайте, шагайте, по лужам не шлёпайте,
В грязь не наступите, сапожки не порвите.
Д/игра «С какого дерева листок?»
Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья »
Ветер по лесу летает,
Ветер листики считает (разжимание и сжимание пальцев)
Вот кленовый
Вот дубовый, (поочередное загибание пальцев на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Задание на рабочем листе.
Дорисуй и раскрась: дубовый лист – зеленым цветом, кленовый – желтым, рябиновый – красным, осиновый – оранжевым.Итог занятия. Дети вспоминают о чем сегодня говорили, какое задание понравилось больше всего.
Прощание: Дети берут друг друга за руки и говорят: «Мы молодцы! »

«Коррекционно – развивающее занятие педагога ­ психолога»
по теме: « ДАРЫ ОСЕНИ»

Цель: Развитие восприятия, операций логического мышления и
мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
­ Закрепить знания обучающихся по теме «Осень».
Коррекционно – развивающие:
­ Развитие внимания, мыслительных операций (сравнения, анализа,
синтеза, классификации);
­ Развитие тактильного и слухового восприятия, расширение объема,
развитие точности и полноты зрительного восприятия;
­ Коррекция эмоционально – волевой сферы;
­Развитие двигательной активности и мелкой моторики рук,
подражательности
Воспитательные:
­ Воспитывать интерес к занятиям;
­ Воспитывать дисциплинированность и аккуратность;
­Воспитывать умение согласовывать свои действия с товарищами,
умение работать в группе.
Оборудование и материалы:

­ноутбук, проектор, презентация по теме мероприятия;
­раздаточный материал(шаблоны яблок, карточки с овощами и
фруктами, карточки с изображением солнышка и облачка,
пластилин);
­ корзинки и карточки на классификацию (овощи, фрукты, цветы);
­ корзина с настоящими дарами осени;
­волшебный мешочек с овощами и фруктами;
­дидактическая игра: « Отгадай и собери»;
­ нарисованные солнышко, яблонь;
­ тарелка с кусочками овощей и фруктов;
­ тема занятия и плакат с изображением осени;
­ мяч –еж по количеству детей.
Ход занятия:
I.

Организационный момент.
I.1.Приветствие педагога
­ Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
I.2.Создание хорошего настроения

­ Все с улыбочкой вздохнем и занятие начнем.
II.

Введение в тему занятия.
­ А теперь, мои друзья,
Все внимание на меня
Загадаю вам загадку:
­ Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели,
Дождь поливает,­
Когда это бывает?
(осенью)
­ Верно, ребята, эта загадка про осень.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет про осень.
­ Ребята, я вас попрошу смотреть внимательно и постараться угадать
о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии.
­Молодцы! Верно! Мы будем говорить о том, что принесла нам осень.
Давайте вместе прочитаем тему занятия.
Тема занятия: « Дары осени».
­Ребята, на улице наступила осень, дни стали короче, солнышко мы
видим все реже и реже, и поэтому само солнышко решило прийти к
нам в гости, но не просто так, а принесло нам задания, с которыми мы
должны сегодня обязательно справиться.

­Итак начнем выполнять задания, которые нам приготовило
солнышко.
III.

Основная часть.
1.Игра на развитие внимания и восприятия:
«Какой формы овощи и фрукты»
­Цель игры: развитие восприятия формы предметов, закрепление

бывают круглыми, а затем назвать овощи и фрукты овальной формы).

2. Игра на развитие внимания и восприятия:
«Какого цвета овощи и фрукты»
­Цель игры: развитие восприятия цвета предметов, закрепление
названий овощей и фруктов, обогащение активного словаря.
(детям предлагается сначала перечислить овощи и фрукты, которые
бывают зеленого, желтого, красного, оранжевого, синего цвета).
Устные ответы детей подкрепляются картинкой из презентации.
3. Самостоятельная работа детей.
­Индивидуальная работа: Игра: «Что лежит в корзинке?»

Цель: Развитие внимания, восприятия, закрепление названий овощей
и фруктов, развитие операций обобщения и классификации.
Ребенку предлагается разобрать корзину с дарами природы.
Перечислить, что в ней лежит, назвать содержимое одним
(обобщающим) словом, определить, что в ней лишнее и почему.
Предлагается корзина с овощами, лишний – фрукт, яблоко.
­ Интерактивная работа
Первая микрогруппа – игра: « Собираем фрукты».
Цель: восприятия, внимания, развитие операций анализа, синтеза,
классификации.
Детям предлагается нарисованная корзина и карточки с
изображением овощей и фруктов, дается задание заполнить корзину
фруктами.
Вторая микрогруппа – игра: « Сортировка урожая»
Цель: развитие восприятия, внимания, классификации.
Детям предлагаются карточки с изображением овощей, фруктов,
цветов и три корзинки с названием (фрукты, цветы, овощи), задача
детей правильно распределить урожай.
4. Игра: « Волшебный мешочек».
Цель: формирование интереса к занятию, развитие тактильного
восприятия.

Детям предлагается мешок с овощами и фруктами. Каждый ребенок
по очереди должен с закрытыми глазами взять предмет, определить
его на ощупь и назвать.
5. Игра: « Определи на вкус».
Цель: развитие обоняния, вкусовых рецепторов, умения по
характерным вкусовым особенностям определять объект.
Детям предлагаются кусочки овощей и фруктов, которые они должны
попробовать на вкус. Дегустация происходит с закрытыми глазами.
Дети должны назвать какой вкус, и что они пробовали.
6. Ф И З М И Н У Т К А
Пальчиковая гимнастика « Будем мы варить компот»
­ Будем мы варить компот (левая ладошка ковшиком, указательным
пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много (руки в стороны)
Вот: (загибают по очереди пальчики правой и левой руки и
показывают, что получилось)
Будем яблоки крошить (стучим ребром правой руки по левой ладони),
Груши будем мы рубить (стучим ребром левой руки по правой
ладони),
Отожмем лимонный сок (сжимают руки в кулачки),
И положим мы песок (собирают пальцы в щепотку),
Варим, варим мы компот(левая ладошка ковшиком, указательным
пальцем правой руки «мешают»),

Угостим честной народ (руки в стороны).
7. Дидактическая игра: « Отгадай и собери»
Цель: развитие операций логического мышления(анализ, синтез),
целостности восприятия.
Детям предлагается отгадать загадки про овощи, а ответы в виде
картинок разместить в определенной последовательности. Если
задание выполняется верно, то перевернув отгадки, дети соберут
картину.
Загадки:
1. Картошка:
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели и хвалили?
2. Лук:
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
3. Помидор:
Как на нашей грядке

Цель:

- закладывать у детей основы нравственности через ознакомление их с содержанием сказки.

- способствовать объединению детей в коллектив и созданию позитивной атмосферы в группе (упр. «Сердечко-солнышко» и «Деревья»).

Формировать у детей умение выражать собственное мнение.

Развивать воображение, слуховое внимание и память, связную речь, элементы логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать творческое воображение во время рисования.

Оборудование: четыре куклы в костюмах, которые отражают разные времена года, музыкальное сопровождение, бумагу, краски.

Ход занятия психолога в старшей группе:

: Дети, давайте возьмемся за руки и станем в круг.

Упражнение «Сердечко-солнышко»

А теперь, давайте поздороваемся своими ладошками. Вы чувствуете ладошками тепло своих товарищей, поэтому передайте им все свое тепло, которое есть в вашем сердце. От ваших сердец сейчас идут лучики, а это значит, что в вашей душе есть солнце. Лучи вашей любви, улыбки идут от вашего сердца. Вот сейчас прижмите «Сердечко-солнышко» к своему сердцу крепко, чтобы оно впитало все лучшие ваши чувства, всю любовь, тепло и передайте их друг другу.

(Звучит нежная мелодия, дети по очереди передают друг другу «сердце-солнышко», прижимая каждый к своей груди).

: Вот и подарили мы солнечное тепло наших сердец. А еще нас каждый день согревает солнце, которое светит на небе.

Дети, а в какое время года солнышко сильнее всего согревает нас, землю? А в какое время меньше всего? Какие времена года вы еще знаете? Правильно, год имеет четыре времени года:

Первой идет зима

Новый год ведет она.

Второй идет весна

Цветами украшена.

Третьим лето идет в наш край,

Созревает урожай.

А четвертая - идет осень

Каравай она приносит.

Сказкотерапия с детьми

Сегодня я вам прочитаю сказку об этих четырех временах года. Называется она «Сказка о четырех дочерях года».

Итак, садитесь все уютно,

Руки - ноги держите свободно.

И слушайте, внимательно,

Сказку замечательную.

Чтение «Сказки о четырех дочерях года»

Скачать сказку .

Беседа психолога по содержанию сказки

Психолог: Дети, кто из сестер вам больше всего понравился? Почему?

Есть кто-то в ​​сказке, кто вам не нравится? Почему?

Какие самые лучшие подарки дарят нам Зима, Весна, Лето, Осень?

Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

(Открывается ширма и появляются четыре куклы, одетые в наряды, соответствующее временам года - зиме, весне, лету, осени).

Психолог: Дети, вы узнали, кто пришел к нам? Да, это дочери Года - Зима, Весна, Лето и Осень. А сейчас внимательно послушайте загадки и угадайте, о каком времени года в них рассказывается:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? Зима

Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю,

Движения полна,

зовут меня... Весна

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться... Лето

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? Осень

(Дети отгадывают загадки, выбирают куклу, наряд которой подходит к данной поре года, рассматривают ее и закрепляют признаки этого времени года).

Рисование с детьми на тему «Времена года»

Психолог: А теперь, дети, садитесь за столы и попробуйте нарисовать зиму, весну, лето и осень. Нарисуйте то время года, которое вам больше всего нравится, изобразите то, что вам больше всего запомнилось и мы из ваших рисунков оформим календарик в виде книжечки.

(Дети рисуют. Рассказывают о своих рисунках)

Психолог: Дети, мы уже с вами знаем, как меняется природа в разные времена года. Так давайте поиграем в игру «Деревья». Станьте в круг, поднимите руки и представьте, что мы - деревья.

Психогимнастика «Деревья»

(Психолог включает музыку и говорит)

Вот стоит лес. В лесу все деревья молодые, красивые. Здесь есть разные деревья: березки, дубки, тополя. В лесу зима. Идет снег, дует ветер. Деревьям холодно. (Дети показывают, как колеблются от ветра дерева, как им холодно, грустно) Но вот ветер стихает. Перестал идти снег. Выглянуло солнышко. Это пришла весна. (Дети расправляют «ручки-веточки», показывают, как набухают почки (кистями рук) и радуются солнышку). Солнышко греет все теплее. Вот уже распустились почки и весь лес зазеленел. Все деревья радуются, что пришло лето. (Дети показывают). Но вот на небе появилась облачко, подул сильный ветер, упали первые капельки дождя. Дождик пошел все больше и больше. Деревья радуются дождю. Но постепенно дождь стал холодным... Подул холодный ветер. Это пришла осень. Деревья становятся грустными, облетают с них листочки. Деревья засыпают.

(Все это дети показывают так, как они представляют или повторяя за психологом. Приседают, закрывают лицо руками. Психолог хвалит детей за то, что они вели себя, как настоящие деревья).

Итог занятия

Психолог: Вот и закончилась наша встреча со сказкой. А теперь еще раз внимательно рассмотрим рисунки и оформим из них книжечку - календарик.

Занятие 12

Ход занятия

1. Оргмомент

2. Вводная беседа

Ребята, как вы думаете, почему осень грустит и все время плачет? Наверное, дело в том, что скоро зима. Ей пора уходить. Может быть, она не хочет расставаться с нами? Давайте постараемся ее ободрить, Что мы скажем ей?

Не грусти, осень. Мы вновь увидимся через год! Мы будем ждать тебя. Спасибо тебе за красоту золотых лесов и полей, за урожай овощей и фруктов!
Осень уходит, Мы говорим ей «До свидания». Она уйдет с нашего двора, с наших улиц, из садов и парков, с полей и огородов.

3. Обобщающяя беседа Осенний период

Обзорная беседа «Осень».
Осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря¬ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки королю-го «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко¬роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел¬тые, багряные и лиловые листья, которые устилают эемлю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте¬пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают¬ся.
В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез¬дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь¬ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы.

Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние - более пу¬шистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зи¬мовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, при¬готовить кормушки.

Составление рассказа о времени года с опорой на план.

1. Осенние месяцы.
2. Приметы ранней и поздней осени.
3. Животный мир (подготовка к зиме).
4. Осенние работы людей.

Игра «Четвертый лиший»

Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.
* сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
* картофель, яблоко, свекла, морковь;
* подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
* грач, стриж, ласточка, воробей:
* лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);
* белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

Задание «Найди закономерность»

Найди закономерность и обведи нужные изображения. Раскрась листья дуба зеленым цветом, клена - крас¬ным, березы - желтым.

Чтение стихотворения об осени (на выбор).

4. Подведение итогов