Принципы организации и деятельности механизма государства - те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть. Принципы - это только такие положения, идеи, которые нашли отражение в законодательстве, которые реализуются в практике, в деятельности государства. В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются насоциально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;



4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

31. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – организация высшей государственной власти и территориальная организация государства, содержание которой определяется сущностью и политическим режимом данного государства

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные;

2) исторические, национальные и религиозные традиции;

3) природные и климатические условия;

4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

32. Форма правления – юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а также распределение полномочий между ними

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.

33. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим

34. По форме правления государства подразделяются на монархии (единоличные, наследственные) и республики (коллегиальные, выборные). Монархия (с греч.- единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:

Существование единоличного главы государства (король, император, эмир и т. д.), пользующегося своей властью бессрочно (пожизненно);

Передача власти, как правило, осуществляется по принципу наследования;

Монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа (чаще всего при обосновании данного положение подчеркивается божественное происхождение монарха);

Монарх является юридически безответственным лицом и не несет ответственности за принимаемые от собственного имени решения.

Представленные признаки наиболее полно выражены в неограниченных (абсолютных) монархиях. Данная форма правления являлась характерной для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия и т. д.); России XVII-XIX вв.; Франции до революции 1789 г. В настоящий период абсолютные монархии сохранились в аравийских государствах - Омане, Бахрейне, Кувейте и др.

В ограниченных монархиях власть монарха ограничена выборным органом - парламентом либо особым правовым актом - конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха - конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следую­щими основными признаками:

Правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

Лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

Власть монарха является символической - он «царствует», но не правит;

Правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

Конституционными (парламентарными) монархиями в настоящее время являются большинство монархических государств: Великобритания, Испания, Дания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Япония, Таиланд и др. Однако и по конституциям и тем более на практике формы правления в указанных странах различны. Например, монархи в Японии, Швеции, Норвегии и некоторых других странах лишены каких-либо самостоятельных полномочий, оставаясь в большинстве случаев лишь символом единства нации. Некоторые из них даже формально не совершают акта назначения правительства: оно избирается парламентом. В других же странах монарх не только формально удостоверяет факт назначения правительства, но и играет определенную самостоятельную роль, назначая форматора правительства (обычно это будущий премьер-министр). При этом в случае, если попытка форматора сформировать правительство окажется неудачной, монарх может заменить его другой кандидатурой. «Усиленный» статус монарха является характерным для тех стран, где в парламенте представлены несколько партий, ни одна из которых не имеет абсолютного большинства, либо партии не могут образовать коалицию большинства. В таких условиях монарх может создать кратковременное правительство меньшинства, целью которого является лишь организация выборов нового состава парламента.

35. Президентские республики (США, Франция, Филиппины) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у главы государства - Президента. Признаки президентской республики:

Президент избирается путем проведения всенародных выборов;

Президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;

Правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;

Президент обладает единоличным правом отставки правительства;

Отношения между президентом и представительным органом законодательной власти (парламентом) строятся на основании принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. В частности, законодательную власть в РФ осуществляет двухпалатное Федеральное Собрание (Государственная Дума разрабатывает и принимает законы, Совет Федерации их одобряет). Однако закон не может вступить в силу без подписи Президента. В случае не подписания закона (наложения вето), документ возвращается в Государственную Думу (система сдержек). Вместе с тем, в случае если при повторном голосовании в поддержку отклонение го закона проголосует квалифицированное большинство (2/3) представителей обеих палат Федерального собрания, вето считается преодоленным, и в этом случае Президент обязан подписать закон и передать его на опубликование в СМИ (система противовесов).

36. Парламентские республики (Италия, ФРГ) характеризуются сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента. Признаки парламентской республики:

Президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;

Правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;

Правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;

В случае объявления «недоверия правительству» со стороны парламента, президент обязан принять решение об отставке правительства.

37. Форма государственного устройства – территориально-политическая организация, которая охватывает принципы и механизм взаимоотношения государства как единого целого и образующих его территорий

В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

3) смешанные;

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) союзное государство;

3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) национально-государственная;

2) административно-территориальная;

3) смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) договорные;

2) конституционные.

Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной влас

38. Унитарные (простые) государства (Великобритания, Япония, Финляндия) - это единые государства, в которых государственная власть носит централизованный неделимый характер. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) смешанные;

4) региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

В децентрализованных унитарных государствах органы местного самоуправления выбираются жителями соответствующей территории. В централизованных государствах главы местных администраций назначаются «сверху» актами государственной власти.

Наряду с административно-территориальными единицами унитарные го­сударства могут включать автономные образования, создание которых связа­но с учетом особенностей культуры, истории, традиций, быта проживающего в них населения (Корсика во Франции, Иракский Курдистан и т. д.).

39. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных гос. образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п.; В союзном государстве верховная и законодательная и судебная и исполнительная власть принадлежит федеральным госорганам; Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией; Субъекты федерации обладают правом принятия собственной Конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы; В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц; При федеральном гос. устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации (В РФ – Совет Федерации, в который входят по 2 представителя от каждого субъекта, по одному от исполнительной и законодательной власти); Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в Федерациях осуществляют союзные госорганы. Они официально представляют Федерацию в межгосударственных отношениях (например, США, Бразилия)

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос. устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос. суверенитета субъектов федерации.

Национальные Федерации - более сложное государственное устройство. Они имеют ряд существенных особенностей, кот. обусловлены многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих Федерацию.

Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим госорганам членов федерации. НФ ограничивается суверенитетом нац. гос. образований.

Союзное государство является федерацией, основанной на договорной территориальной основе, а союз государств – это федеральное объединение национальных государств, которое обладает как государственным, так и национальным суверенитетом. В РФ сочетаются признаки и территориальной и нац. федерации. В соответсттвие с которыми, РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Федеративное устройство РФ основано на её гос. целостности, единстве системы гос. власти разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов, равноправие и самоопределение народов.

40. – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая система имеет следующую структуру :

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Функции политической системы : 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

41 Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа;

Является единственным носителем суверенитета;

Обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом;

Обладает силовыми структурами (вооруженными силами, милицией (полицией), службой безопасности и т.п.);

Обладает, как правило, монополией на правотворчество;

Обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта);

Определяет главные направления развития общества;

Выполняет общесоциальные функции и т.п.

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:

Может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.

Регистрирует их соответствующими органами и привлекает к участию в общественных и государственных делах.

Может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.

42. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей).

Независимо от организационно-правовой формы и вида общественного объединения, все они образуются и действуют на основе одних и тех же принципов:

* Добровольность,

* Равноправие,

* Самоуправление,

* Законность.

Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские и иные организации). Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти. Особенно это характерно для политических партий, которые, выражая интересы определённых групп населения, ставят своей целью получение государственной власти или иное воздействие на неё. Политическая партия, участвуя в парламентских, президентских и иных выборах, получает тот или иной объём государственной власти. Таким образом, через механизм государственной власти она получает возможность в пределах своей компетенции реализовать свою предвыборную программу, то есть способствует удовлетворению потребностей и интересов представляемых ею социальных групп. Активное взаимодействие государства и политических организаций способствует вовлечению населения в решение общественных задач, делает государственную политику более эффективной. Подавление государством политических организаций может привести к утрате связи верховной власти с народом, бюрократизации государственного аппарата, снижению эффективности государственной власти. Политическая система общества - это целостная, упорядочен­ная совокупность политических организаций, принципов, норм, средств, методов, обеспечивающих функционирование политической власти. Политическая партия Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. Общественно-политические движения отличаются от политических партий тем, что социальная база движений более широка, аморфна; общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической задачи.

Взаимодействие государства и общественных объединений выражается в том, что государство обеспечивает реализацию права граждан на объединение, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, поддерживает и, с другой стороны, контролирует их деятельность.

43. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

Функции политических партий:

1. Теоретическая функция:

· анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;

· выявление интересов разных социальных групп общества;

· разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;

2. Идеологическая функция:

· распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;

· пропаганда своих целей и политики;

· привлечение граждан на сторону и в ряды партии;

3. Политическая функция:

· борьба за власть;

· участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);

· выполнение предвыборных программ

4. Организаторская функция:

· реализация программных установок и решений;

· проведение избирательных кампаний;

· подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Классификация политических партий:

1) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные (ориентированные на защиту своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);

2) по социальной направленности программы и деятельности: социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические, классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные, государственно-патриотические, народные и т. п.;

3) по методам выполнения программы: революционные (направленные на радикальное качественное преобразование общества) и реформаторские (стремящиеся улучшить качество общественной жизни без структурных принципиальных изменений);

4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;

5) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

6) по представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (которые в силу своего юридического статуса могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные);

7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами – демократические и антидемократические;

8) по характеру членства: кадровые (характеризуются немногочисленностью, свободным членством, организационной нестабильностью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, укрепить связи, упрочить структуру);

9) по организационной структуре: парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (действующие на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) и т. п.;

10) по интересам отдельных классов и социальных групп (рабочие, крестьянские, буржуазные, интеллигенции).

Между политическими партиями и государством существуют тесные связи и разнообразные формы взаимодействия. Так, и государство, и политические партии - политические организации. Они непосредственно связаны с понятием государственной власти: только государство непосредственно осуществляет государственную власть, а партии ставят целью приход к государственной власти. Вместе с тем они сохраняют по отношению друг к другу большую автономию. Но при тоталитарном режиме нередко происходит слияние государственного аппарата и партийного и одна партия является не только правящей, но и государственной.

Формы взаимодействия государства и партий заключаются в следующем .

1. Участие в формировании выборных представительных органов государственной власти.

2. Участие в формировании политического курса государства определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики

3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнительных органов и правоприменительной деятельности государственных органов.

4. Контроль за государственными органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в том числе и общественное мнение.

44. Правовое государство – такая форма организации и деятельности государственной власти, которая основана на правовом законе и строится во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе правовых норм.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются :

1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Признаки правового государства :

Ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

Верховенство права во всех сферах общественной жизни;

Конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие развитого гражданского общества;

Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

Верховенство закона в системе права;

Соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности .

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип разделения властей (ст. 10)

4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав

Принципы организации и деятельности механизма современного демократического государства

Принципы организации и деятельности механизма государства - это те руководящие идеи, которые выражают социально-политическую сущность и предназначение указанного механизма и лежат в основе его формирования и функционирования. Будучи закреплены в Конституции и других источниках права, указанные принципы приобретают юридическое значение и выступают в качестве важнейших правовых требований, которым должна соответствовать организация и деятельность механизма государства.

Нужно иметь в виду, что принципы организации и деятельности государственного механизма существенно отличаются у разных государств в зависимости от их исторического типа, особенностей политического режима, специфики формы государственного устройства и тому подобных факторов. Так, например, свои принципы организации и деятельности присущи механизму демократического и тоталитарного, феодального и буржуазного, унитарного и федеративного государства. Поэтому в данной главе речь пойдет только о принципах организации и деятельности механизма государства в современном демократическом обществе.

Традиционно указанные принципы подразделяют на общие (т. е. те, которые характерны для государственного аппарата в целом) и частные (являющиеся специфичными для отдельных видов органов государства).

Среди общих принципов, в свою очередь, следует выделять те, которые выражают социально-политическую сущность механизма государства в демократическом обществе и особенности его государственного устройства (демократизм, законность, гуманизм, профессионализм, разделение властей, федерализм), и те, которые имеют преимущественно организационное значение, характерны для любого государства, ибо выражают, так сказать, технологию организации и деятельности госаппарата (субординация и координация, сочетание коллегиальности и единоначалия и некоторые другие).

В числе ведущих принципов организации и деятельности механизма современного демократического государства можно выделить: демократизм, законность, гуманизм, разделение властей, профессионализм, федерализм (учитывая специфику Российского государства), а также сочетание коллегиальных и единоличных начал, субординация и координация и некоторые другие.

1. Демократизм . В самом широком значении, демократия обозначает особый режим социально-политической жизни, который характеризуется широким привлечением всех граждан государства, всего народа, к управлению государством. В демократическом обществе источником государственной власти, сувереном, признается народ. Поэтому данный принцип можно еще назвать народовластием. Все граждане признаются полноправными субъектами политических отношений и могут как непосредственно, так и через своих представителей участвовать в формировании органов государственной власти, определять их структуру, задачи, функции и т. д. В качестве принципа организации и деятельности механизма государства демократизм требует, во-первых, чтобы названный механизм, прежде всего высшие органы государственной власти, формировался непосредственно гражданами или их представителями; во-вторых, чтобы его деятельность выражала волю и интересы всех граждан государства, или, по крайней мере, их большинства; в-третьих, чтобы она осуществлялась открыто и гласно, была подконтрольна обществу (народу).

В Российской Федерации принцип демократизма закреплен в качестве основополагающего конституционного положения в ряде статей. В частности, в ст. 1 Конституции провозглашается, что Россия есть демократическое государство. В ст. 3 закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Законность - это требование строгого и неуклонного соблюдения законов всеми субъектами права. В деятельности механизма государства принцип законности имеет особое значение, поскольку указанный механизм является гарантом соблюдения юридических норм всеми субъектами права, на него возлагается задача укрепления законности и правопорядка в обществе, обеспечения прав и свобод личности. Применительно к деятельности механизма государства законность выступает не только одной из руководящих идей, но и важнейшим методом государственного управления обществом, который отражает особое место права, юридических средств в механизме осуществления политической власти.

Законность прежде всего требует, чтобы порядок формирования, структура и полномочия государственных органов строго отвечали Конституции и иным законам. С позиций законности недопустимо создание органов, не предусмотренных законом и наделение их какими-либо особыми, чрезвычайными властными полномочиями. «Разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом», таково требование к деятельности механизма государства в правовом, демократическом обществе. Это положение существенно ограничивает возможности произвола со стороны властных структур, ставит их в подчиненное положение к праву.

Принцип законности лежит в основе правотворческой и правоприменительной деятельности государства. В первом случае речь идет о том, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с установленной процедурой и в рамках предоставленных субъекту правомочий (формальный аспект), а принимаемые нормативные акты должны соответствовать Конституции и иным основополагающим законам государства, нормам международного права, правам и свободам личности (содержательный аспект). В сфере правоприменения органы и должностные лица государства обязаны соблюдать действующие юридические нормы и следить за тем, чтобы и другие субъекты общественных отношений действовали в соответствии с их предписаниями.

Принцип законности закреплен в Конституции РФ (ст. 15) и других нормативно-правовых актах.

3. Гуманизм - это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни. В качестве оформившегося идейного движения гуманизм сложился в эпоху Возрождения (15 - 16 в.в.) и оказал огромное влияние на становление таких ценностей как свобода, равенство, признание самоценности каждой личности и т. д. С точки зрения указанного принципа, вся государственная политика, деятельность всех звеньев механизма государства, должна быть направлена на обеспечение прав и свобод личности, безопасности человека, создание условий, обеспечивающих достойное существование людей. Основная идея гуманизма звучит так: человек есть цель, а не средство. Следовательно, никакая антигуманная политика не может оправдываться, например, потребностями строительства коммунизма, издержками рыночной экономики и т. д. Любое социально значимое решение государственной власти должно оцениваться с точки зрения его соответствия интересам личности, тем основополагающим правам и свободам человека, которые закреплены в Конституции и признаны международным правом. В современных условиях развития российской государственности, когда важнейшие гуманистические ценности нашли свое конституционное признание (ст. 2 Конституции РФ), наиболее остро стоит проблема их практической реализации.



4. Разделение властей - исторически идея разделения властей выросла из опыта абсолютистских форм правления и была направлена, прежде всего, на ограничение произвола и злоупотреблений со стороны политической власти. Обосновывая своеобразное разделение управленческого труда она, кроме того, стала теоретической основой для формирования более эффективных форм государственного правления в изменившихся социально-экономических, политических и духовных условиях. Данный принцип означает, что различным органам государства поручается выполнять разные функции по управлению государством: парламенту - принимать законы, правительству - обеспечивать их исполнение на всей территории государства, судам - осуществлять контроль за соблюдением законов и привлекать нарушителей к ответственности. В соответствии с данным принципом (Конституция РФ ст. 10) каждая ветвь государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) наделяется строго определенным кругом полномочий и не вправе произвольно вмешиваться в сферу ведения других властей. При этом полномочия разграничены таким образом, что позволяют взаимно контролировать и сдерживать органам государства друг друга. То есть создается так называемая система сдержек и противовесов. Так, например, в соответствии с принципом разделения властей, президент не может принимать законы, но вправе наложить отлагательное вето на законы, принятые парламентом. Парламент, со своей стороны, может преодолеть вето президента, но для этого требуется квалифицированное большинство голосов, то есть процедура принятия усложняется. Законодательные возможности парламента также не являются безграничными. Они существенно ограничены самой Конституцией, которая определяет компетенцию парламента, а также нормами и принципами международного права. Кроме того, в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законами, Конституционный Суд может признать принятый парламентом закон неконституционным и лишить его юридической силы, что также оказывает значительное сдерживающее воздействие на законотворческий орган.

5. Профессионализм - включает два основных аспекта: во-первых, он означает, что члены общества, занятые в сфере государственного управления, работают в государственных органах на постоянной основе, то есть указанная деятельность является их основной профессией; во-вторых, что по своим морально-психологическим и деловым качествам, по своему опыту и знаниям они могут выполнять возложенные на них функции в государственном аппарате. В демократическом обществе всем гражданам предоставляется равный доступ к государственной службе, а основными критериями отбора выступают их деловые и морально-психологические качества, образование, опыт и т. д., а не социальное происхождение, связи, имущественное положение и т. п.

Оба аспекта имеют важное значение и, как правило, находят свое юридическое закрепление в соответствующих нормативных актах. В частности, Конституция РФ (ст. 97 п. 3), закрепляю положение о том, что депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, запрещает им находиться на государственной службе или совмещать свою деятельность с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Что касается деловых качеств лиц, занятых на государственной службе, их квалификации и т. д., то и здесь законодатель устанавливает определенный минимум требований, которым должен соответствовать претендент на занятие государственной должности. Например, судьей может быть лишь такой гражданин, который, в частности, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Подобные требования являются необходимыми юридическими предпосылками, которые в комплексе с иными факторами обеспечивают реализацию принципа профессионализма в организации и деятельности механизма государства.

6. Федерализм - данный принцип является специфичным для государств с федеративной формой устройства. По своей сути указанный принцип означает, что единая государственная власть разделяется на два уровня - федеральный и местный (субъектов федерации), при ведущей роли федерального центра. Характер взаимоотношений между указанными властями, а также сфера их ведения и полномочий определяются Конституцией, иными законами и договорами.

7. Субординация и координация - выражают системную целостность данного аппарата и являются необходимыми предпосылками его эффективного функционирования. Принцип субординации предполагает соподчиненность нижестоящих органов и должностных лиц государства вышестоящим, их обязанность выполнять распоряжения последних и нести перед ними ответственность за качество и своевременность их исполнения. Координация является необходимым организационным условием согласованного функционирования различных звеньев государственного аппарата, обеспечивая их взаимодействие при решении единых общегосударственных задач. Например, эффективное осуществление государством экономических реформ, или мероприятий по охране окружающей среды, защите прав личности от преступных посягательств и т. д., требуют, как правило, согласованного, совместного участия всех органов государственной власти - и законодательной, и исполнительной, и судебной.

8. Сочетание коллегиальных и единоличных начал . Такое сочетание имеет место как в органах, действующих по преимуществу на началах коллегиальности, так и в органах, характеризующихся единоначалием. Например, Правительство РФ действует как коллегиальный орган, но, вместе с тем, ряд вопросов решаются председателем Правительства единолично. С другой стороны, скажем, Прокуратура РФ представляет собой пример государственного органа, деятельность которого строится на началах единоначалия. Однако и здесь есть элементы коллегиальности. Так, в частности, в органах прокуратуры действуют коллегии, которые являются совещательными органами и на основании их решений соответствующие прокуроры издают свои приказы. Сочетание указанных начал в деятельности госаппарата повышает ее эффективность.

Совершенствование правовых основ организации и деятельности механизма государства - одна из актуальных задач современной России.

Принципы, о,которых здесь идет речь, - это законодательные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распро­страняется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предус­мотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными за­конами принцип осуществления судопроизводства на основе состяза­тельности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном за­коне «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, неза­висимо от федеральных органов государственной власти, органов влас­ти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных

объединений. Обращает на себя внимание то положение, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. i ЬК первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федераль­ных конституционных законах «О судебной системе Российской Фе­дерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», Феде­ральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая ре­дакция) и др.

а "Перваягруппа охватывает констуционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. /Принцип народовластия проявляется в демократической органи­ зации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Фе­ дерации занимает механизм государства в лице объединяемых им ор­ ганов,

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно - соци­альное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благо­состояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в основах конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это кон­ституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему. Данное положе­ние знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях граж­данина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одночасье, но важно, что Конституция гарантирует новый магистраль­ный путь.развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-

подшительную и судебную, предусматривает самостоятельность орга­нов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допус­тить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип федерализма в формировании и деятельности государст­венного механизма определяется тем, что Российская Федерация со­стоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная1 область, автономные округа.

Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п."З) Конституции России, разграничение пред­ метов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъек­ тов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в преде- ;лах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, федеральные органы испол­ нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федера­ ции образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности заключается во всеобщности требования со­блюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и, деятельности механизма Россий­скою государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно за­крепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответ-, ственность органов государства и государственных служащих за обес­печение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснован-i нрго привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений закона, от

кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер­шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие принципы организации и деятельности ме­ ханизма государства, выраженные в Кнституции РФ, получают свое прдкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци­ пов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в феде­ ральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Фе­ деральном законе «Q6 основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом норматив­ но-правовом акте сформулированы или конкретизированы следующие принципы:

верховенство Конституции Российской Федерации и федераль­ных законов над иными нормативно-правовыми актами, долж- костными инструкциями при исполнении государственными, служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредст-

венное действие; обязанность государственных служащих при-

знавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-",. " данина;

равный доступ граждан к государственной службе в соответст-V, вии со способностями и профессиональной подготовкой;

обязательность для государственных служащих решений, приня-

тых вышестоящими государственными органами и руководите: ; | лями в пределах их полномочий и на основе законодательства

российской Федерации; ; профессионализм и компетентность госслужащих;

гласность в осуществлении государственной службы;

ответственность служащих за принимаемые решения, неиспол­нение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обя-; :, занностей; "

внепартийность государственной службы; отделение религиоз- ных объединений от государства;

и некоторые другие. "

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы. Выполнение последнего принципа особенно актуально в со­ временных условиях существования чрезмерно разросшегося, дорого­ стоящего управленческого аппарата.

1 Перечисленные выше принципы формирования и деятельности го­сударственного механизма как системы государственных органов,

сматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целе­направленность, единство и целостность.

Еще по теме 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА:

  1. Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
  2. 9.2. Организационно-правовой механизм деятельности международных организаций
  3. принципы государственного управления, их место и роль в совершенствовании механизма его организации и осуществления
  4. § 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  5. § 4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  6. 36. Принципы организации деятельности государственного аппарата
  7. 6.2. Принципы организации системы защиты договорной деятельности клиентов
  8. 17.1. Функции и принципы деятельности государства по регулированию экономики
  9. Механизм государства и механизм функционирования государственной власти
  10. 2.2 ПРИНЦИП ГАРМОНИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА ОБ ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ
  11. 9.2. Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
  12. Государственный аппарат (принципиальные проблемы организации и деятельности; значение принципа народовластия]
  13. 4.1. Принципы и модель взаимодействий организаций при производственной и финансовой деятельности корпорации
  14. Аудиторская проверка организации системы бухгалтерского учета и отчетности и соблюдения принципа непрерывности деятельности
  15. 8.1.5. Понятие финансового результата деятельности ком мерческой организации. Показатели рентабельности (доходности) деятельности коммерческой организации
  16. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, КАСАЮЩИХСЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  17. 1.1. Управление: основные понятия, система управления, ее признаки, принципы организации деятельности

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

В первых государствах государственные органы не дифференцировались по составу и компетенции. Ядро механизма государства составляли силовые структуры, а также ведомства финансов и иностранных дел. Механизм современного государства представляет собой гораздо более сложную систему, в которую входят многие крупные подсистемы. Например, подсистема высших органов государства, подсистема органов правопорядка, суда, прокуратуры и т. д.

Помимо государственных органов существуют государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями. Их значение сводится к выполнению общесоциальных функций в той или иной сфере (экономики, здравоохранения, науки, образования, культуры, социального обеспечения).

Структура государственного механизма изменчива и разнообразна. Она чутко реагирует на изменения, происходящие в социальной жизни, модернизируясь в соответствии с требованиями времени. Но во всех случаях главное содержание деятельности механизма государства составляет управленческая работа, призванная обеспечивать эффективное регулирование всех сфер социальной жизни.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе ряда принципов, имеющих объективный характер. К таковым относятся:

1. Гуманизм - признание ценности человека, утверждение приоритета его интересов для деятельности государства.

2. Демократизм в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры и т. д.

3. Гласность и открытость деятельности государственного аппарата.

4. Законность - определяющее значение правовых начал в деятельности всех элементов механизма государства, в их взаимоотношении с населением страны и между собой, а также с негосударственными структурами.

5. Профессионализм и компетентность государственных органов, научный подход к управленческой деятельности.

6. Сочетание единоначалия и коллегиальности как способов принятия управленческих решений.

Разделение властей - распределение государственной власти между различными ветвями власти, взаимный контроль за их деятельностью, поддержание системы их взаимных сдержек и противовесов. Цель разделения властей - не допустить опасной концентрации властных полномочий в руках одного государственного органа. Теория разделения властей восходит к древнегреческому мыслителю Полибию; в современной форме она разрабатывалась Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье (XVII-XVIII вв.). Классический вариант системы разделения властей предусматривает выделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

1.2. Принципы организации и деятельности механизма государства

Принципы организации и деятельности механизма государства подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и на частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации» и иных федеральных законах.

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по различным каналам, в том числе и непосредственно (выбор президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти, их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти, установления диктатуры.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы.

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной, и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы.

Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Обязанность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;

Профессионализм и компетентность госслужащих;

Гласность в осуществлении государственной службы;

Ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

И некоторые другие.


2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА

2.1. Понятие и принципы построения органов государственной власти

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственной власти - важнейшая часть этого механизма, выравнивающие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства. Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности.

Орган государственной власти для реализации задач и функций государственной власти Российской Федерации наделяется государством определенными правовыми и материально-финансовыми средствами.

Конституционно-правовой статус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт, которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений, которые могут входить в механизм государственной власти, но органами государственной власти не являются. Прежде всего, орган государственной власти устанавливается только государством и в особом порядке. Он создается в соответствии с нормами Конституции, законами или другими нормативными правовыми актами. Это означает, что вне установленного порядка образования органа государственной власти, он не может быть создан и функционировать. Конституция РФ прямо гарантирует этот принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4), что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция определяет способ и порядок образования органов государственной власти. На федеральном уровне государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент РФ и Государственная Дума, например, избираются непосредственно гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а судьи Конституционного Суда, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная Дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.

Органы государственной власти могут быть созданы, преобразованы или ликвидированы не только законами, но и подзаконными актами, например, указами Президента РФ или главы исполнительной власти субъекта РФ. Это касается, прежде всего, структуры и полномочий органов исполнительной власти.
Для органа государственной власти характерно то, что он создается для осуществления задач государственной власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.
Признаком органа государственной власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носят общеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношения между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

Государственный орган имеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.

Для органа государственной власти характерен особый, как правило, установленный Конституцией порядок его деятельности. Он более детально регламентирован в отношении Государственной Думы, Совета Федерации и судебных органов, причем последние действуют в рамках уголовного и гражданского судопроизводства, и менее четко - в отношении Президента, Правительства и других органов исполнительной власти, порядок деятельности которых устанавливается специальными конституционными законами.

Характерным признаком органа государственной власти является установленная в правовых формах его структура, внутренняя организация данного органа, обычно закрепляемая Конституциями, уставами, законами, другими нормативными правовыми актами. Внутренняя структура органа государственной власти зависит от модификаций, объема компетенции, правового статуса. Она может быть очень простоя (прокурор субъекта Федерации) или сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания РФ).

Органы государственной власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

В зависимости от порядка принятия властных решений органы государственной власти могут основываться на принципах единоначалия (Президент, министерство) или на принципах коллегиальности (Правительство РФ). Наряду с органами государственной власти, Конституция закрепляет создание и функционирование органов местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией не входят в систему органов государственной власти. Эти органы обладают особым правовым статусом, но для них также характерны основные признаки органа государственной власти - установленный законом порядок создания, структуры и функционирования этих органов, их властные полномочия.

Местное самоуправление - это не государственная власть, но оно не может функционировать без соответствующих органов, наделенных своей компетенцией, объемом ответственности, правом прибегать к принуждению для обеспечения реализации своих властных полномочий и т.д. Особенностью органов местного самоуправления является то, что они формируются населением определенной территориальной единицы, прямо не подчинены органам государственной власти РФ или ее субъектов и занимаются, в основном, делами, имеющими местное значение.

Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции. Прежде всего, органы государственной власти действуют на принципе суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене. Суверенитет государственной власти основывается на принципе суверенитета народа и осуществляется в форме прямой (непосредственной) и представительной демократии.

Другим важнейшим принципом системы органов государственной власти является принцип единства системы государственных органов. Это означает, что вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства. При этом Президент как глава государства координирует функциональную деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Но не все органы государственной власти субъектов РФ образуют единую построенную на иерархической основе структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает в определенных пределах установление такой системы для судебных и исполнительных органов государственной власти. Но такая система, построенная на иерархической основе, совершенно исключена для органов законодательной власти, которые действуют на основе полной самостоятельности, и решения которых не могут быть отменены или изменены соответствующим общефедеральным органом законодательной власти РФ. А такие органы государственной власти, например, как прокуратура, не могут в смысле полной самостоятельности быть разделены на органы общефедеральные и субъектов Федерации, имея в виду полную самостоятельность последних, так как система прокуратуры строится на основе строгой централизации и подчиненности нижестоящего прокурора вышестоящему, а всей системы прокуратуры - Генеральному прокурору РФ.

Важнейшим принципом системы государственных органов Российской Федерации является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Как уже отмечалось, Конституция РФ определяет компетенцию самой Федерации и совместную компетенцию Федерации и ее субъектов. Так называемые "остаточные" полномочия входят в предмет ведения исключительно субъектов Федерации и в данном случае субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Однако, в вопросах распределения компетенции между самой Федерацией и ее субъектами остается много нерешенных проблем. В частности, нет четкого распределения полномочий в системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, распределения полномочий в других областях государственной жизни.

Важнейший принцип системы органов государственной власти - принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов Российской Федерации и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации. С принципом выборности ряда органов государственной власти тесно связан и принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти. Граждане участвуют, прежде всего, в выборах представительных органов государственной власти и в выборах органов местного самоуправления. Кроме того, законодательством субъектов Федерации может быть установлено формирование и других государственных органов. Следует отметить, что деятельность граждан в органах государственной власти оформляется как государственная служба со всеми присущими ей обязанностями, требованиями и привилегиями. Работать в органах государственной власти могут только граждане РФ. Ни министры, ни лица без гражданства не могут принимать участие в государственной службе, которая, помимо прочего, строится на принципах профессионализма.

Принципом деятельности системы государственных органов является право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти. Это конституционное право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц нацелено на усиление правомерности и эффективности деятельности органов государственной власти, защиты конституционных прав граждан и охраны конституционного строя РФ.

Еще один принцип системы органов государственной власти - принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов. Этот принцип предполагает широкое освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации, периодическую информацию широких слоев населения о работе этих органов, проблемах, стоящих перед ними. Принцип гласности предполагает более тесное взаимодействие органов государственной власти с населением, контроль общественности за порядком формирования и деятельности органов государственной власти. И наконец, важно выделить принцип разделения властей, на котором строится система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). Эти органы образуют основу конституционной системы органов российского государства. При этом предполагается, что три ветви власти должны взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы "сдержек и противовесов", отработанной мировым конституционным опытом. Принцип разделения властей предполагает и влияние на каждую из них со стороны прокуратуры, которая должна принимать меры к устранению нарушения законов, от какого бы органа государственной власти, его структурного подразделения или должностного лица они ни исходили. Важнейшая роль в деле защиты конституционных прав и свобод российских граждан от возможного произвола со стороны органов государственной власти должна принадлежать Уполномоченному по правам человека РФ.

Единая система государственных органов должна быть четко и повсеместно скоординирована.

Прежде всего, эту сложную работу по координации деятельности органов государственной власти осуществляет Президент РФ как глава государства.

Конституция Российской Федерации, провозглашая принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, выводит Президента РФ за рамки этих отраслей власти, не относя его ни к одной из вышеперечисленных отраслей, хотя по тексту Конституции он провозглашается в качестве самостоятельного субъекта осуществления государственной власти. Это дало основание некоторым российским конституционалистам утверждать, что в России формируется отдельная самостоятельная Президентская отрасль власти или даже сверхпрезидентская. Видимо, такая точка зрения имеет право на существование, поскольку в установленной ныне форме принцип разделения властей в Российской Федерации носит довольно ограниченный характер, в то время, как в чисто президентской республике (например, США) президент является главой исполнительной отрасли власти и несет ответственность за результаты работы кабинета министров, а в России Президент активно воздействует на законодательную отрасль власти, контролирует и фактически руководит действиями Правительства, а сам выведен из-под влияния этой системы, в том числе и из-под влияния какой-либо формы контроля со стороны органов государственной власти.

За исключением института отрешения президента от должности по обвинению в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (процедуры очень усложненной и практически неосуществимой) у Федерального Собрания и судебной власти, равно как и у избирательного корпуса, нет реальных рычагов воздействия на деятельность президента или установление ответственности за последствия этой деятельности.

Видимо, такая конституционная модель института Президентства была установлена в силу особенностей переходного периода, переживаемого Россией, и во многом была приспособлена под Президента Ельцина. Не исключено, что в дальнейшем по мере стабилизации конституционного строя в России, принцип разделения властей будет приближаться к его классической форме при установлении чисто Президентской республики.


Разгона антифашистских демонстраций и митингов, запрещения любого органа печати”. Таким образом, в Германии была установлена однопартийность и уничтожена оппозиция. Таким образом, в фашистской Германии был создан огромный государственный аппарат, произведена централизация органов управления на местах, все государственные органы формировались на партийной основе, что исключало попадание к власти...

Как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. 6. Структура государственного аппарата Российской Федерации. Тесная взаимосвязь функций и механизма государства обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению структуры государственного механизма. ...

Обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы, Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого и отдельности или вместе с другими...

Охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие.); 3). Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, ...