ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

процесс создания крупного машинного произв. во всех отраслях нар. х-ва и прежде всего в пром., путем стр. новых и реконструкции старых пром. предприяий на базе новейшей техники, обеспечивающей механизацию и наиб. высокую производительность труда. Первый (ранний) этап И. Россия осуществила в результате пром. переворота в конце XIX - нач. XX в., когда модернизации подверглась гл. отрасль нар. х-ва -- металлургия, а также машиностроение, химия, ж/д транспорт. В период с 1863 по 1900 вкл. было построено 18 мет. з-дов, в т. ч. в 1880-90-е - 16. Среди них выделялись Чусовской и Надеждинский. Построенный в 1883 Камским акционерным об-вом Чусовской з-д стал предприятием полного мет. цикла и в 1900 произв. 923 тыс. пуд. чугуна и 2 млн пуд. стали. Надеждинский з-д Богословского акционерного об-ва, построенный в 1896 на Сев. У., вып. в 1900г. 2587 тыс. пуд. чугуна, 3170 тыс. пуд. стали, прокатав из нее 2803 тыс. пуд. рельсов и двухтавровых балок. Он стал осн. поставщиком рельсов на строившуюся Великую Сибирскую магистраль. В процессе И. осуществлялась реконструкция ур. металлургии: внедрялось горячее дутье в доменном произв., пудлинговое и кричное произв. заменялось мартеновским, сварочный металл заменялся литьем, на смену водяным колесам и турбинам пришли паровые машины и молоты. В общей сумме мощн. двигателей паровые машины заняли в 1900 50%, а вместе с водяными турбинами - 85%. В итоге пром. переворота выплавка чугуна на У. увеличилась в 3,7 раза, стали - в 7,1 раза. З-дское произв. по своей техн. вооруженности интенсивно переходило от старого мануфактурного в стадию индустриального предприятия с соответствующим его уровню развитием капиталистических отношений, возрастала концентрация и специализация произв. На нач. этапе И. особенно интенсивно развернулось ж/д стр. К нач. XX в. на У. было построено 2817 верст ж.д., грузооборот к-рых достиг 200 млн пуд. в г.

После экономического кризиса и депрессии в нач. XX в. И. продолжалась в период промышленного подъема 1910-13. Гл. внимание уделялось реконструкции произв.: строились новые мартеновские и медеплавильные печи, обновлялось паросиловое и перестраивалось доменное х-во. Наиб. развитие получили казенные з-ды по произв. оружия, паровозов и вагонов в Перми, Златоусте, Воткинске, Нижней Туре. За счет реконструкции металлургии увеличилось произв. чугуна, стали, железа, добыча угля. Накануне первой мир. войны У. давал 21,6% чугуна, 20,9% стали, занимал первое место в стране по произв. кровельного железа, меди и др. продукции.

Второй этап - сов. И. - начался в конце 20-х после восстановления нар. х-ва, разрушенного в ходе гражд. войны, и в осн. завершился к нач. ВОВ.

Ведущее место в И. принадлежало У., где в гг. первых пятилеток создавалась вторая осн. угольно-мет. база страны. Ярко выраженное индустриальное направление развития характеризовалось крупными капиталовложениями. Если в целом в нар. х-во У. за годы первых двух пятилеток вложено ок. 11,7 млрд руб., то на развитие пром. региона было израсходовано 7,7 млрд руб. По СССР капиталовложения в пром. составили ок. пол., а на У. св. 2/3 всех средств, направленных в нар. х-во. Характерной чертой И. региона явл. развитие произв. средств произв.: если по стране удельный вес капиталовложений в тяжелую пром. равнялся 83%, то на У. ок. 90%. По вложениям в тяжелую индустрию регион стоял на втором месте в СССР, после Украины, получив их ок. 20%. Характерной чертой И. региона являлось также развитие всех ведущих отраслей тяжелой пром.: металлургии, машинострения, электроэнергетики, химии, лесообработки. Капиталовложения в черную металлургию Урало-Кузбасса составили 40% (столько, сколько получила Украина для развития первой угольно-мет. базы), в ур. машиностроение - 14% вложений по СССР. У. также занимал первое место в стране по освоению капиталовложений в лесном х-ве и лесобумажной пром. И. характеризовалась огромным размахом стр. работ, в результате к-рых в 30-е было построено на У. св. 250 крупных пром. объектов. Наряду с этим, было реконструировано большинство предприятий базовых отраслей пром. В итоге осн. произв. фонды ур. индустрии увеличились в 10 раз, а произв. продукции - в 7,7 раза по сравнению с 1927-28. Наиб. высокими темпами развивалось произв. в машиностр., химической, а также мет. отраслях. В период И. получила развитие легкая индустрия, произв. продукции на ее предприятиях возросло примерно в 3 раза, однако темпы ее роста, особенно произв. мощн., значительно отставали от потребностей региона. По своей пром. специализации и отраслевой структуре У. стал крупным индустриальным ц. произв. средств произв., регионом с наиб. высоким удельным весом тяжелой индустрии. Если по СССР уд. вес произв. средств произв. с 42,9% в 1913 поднялся до 57,8% накануне войны, то на У. соответственно с 65,5 до 74,2%.

Совершенствуя исконную специализацию как горномет. ц., У. в ходе И. превратился в многоотраслевой пром. комплекс не только сырьевых, но и перерабатывающих отраслей. Наряду с металлургией, на передний план выдвинулись машиностр., химия, электроэнергетика. Удельный вес сырьевых отраслей в итоге И. (несмотря на общий абсолютный рост) снизился с 45,4 до 27,4%, а удельный вес перерабатывающих отраслей (машиностр., химия, электроэнергетика) поднялся с 13,3 до 43,2%. В корне изменила структуру, специализацию машиностр. и металлообрабатывающая пром. Вместо неск. военных з-дов и десятков предприятий, большей ч. еще не отпочковавшихся от мет. з-дов, обслуживающих в осн. рынок крест. и бытового потребления, на У. было создано совр. по тому времени машиностр. с отраслями: тяжелое машиностр., электромашиностр., вагоностр., тракторостр., станкостр., моторостр., военное машиностр. При этом пять осн. машиностр. предприятий: Уралмашзавод, Ур. з-д электромашин, Ур. вагоностр., Челяб. тракторный, Перм. моторостр., будучи ведущими в отраслях, стали надежной базой реконструкции пром., техн. перевооружения транспорта, механизации с.х., укрепления обороноспособности гос-ва.

В период И. была модернизирована, техн. перевооружена осн. отрасль горноз-дского У. - черная и цветная металлургия. Построены Магнитогорский и Новотагильский мет. комб-ты, Синарский и Первоуральский трубные з-ды, реконструированы Верх-Исетский, Златоустовский, Лысьвенский, Чусовской и др. предприятия, изменившие коренным образом лицо черной металлургии. В результате выплавка чугуна выросла более чем в 2 раза, стали - в 3,5 раза, а произв. качественного металла увеличилось почти в 20 раз. Высокие темпы развития получила цветная металлургия. Были построены Красноуральский медеплавильный, Челяб. цинковый, Уфалейский никелевый, Ур. алюминиевый, реконструированы Карабашский, Калатинский и др. медеплавильные з-ды, что позволило увеличить выплавку меди в 5,5 раза, выплавлять на У. алюминий, никель, цинк и др. цв. и благородные металлы. У. стал произв. 180-190 тыс. т меди, или 3/4 выплавляемой в СССР.

Регион стал располагать мощной химической пром., по существу воссозданной заново. Построены Березниковский химический и Соликамский калийный комб-ты, реконструированы и расширены старые химические предприятия. У. стал крупным поставщиком сильвинита, произв. к-рого выросло в 6 раз и составило 1,5 млн т в г., суперфосфата - в 3,5 раза (200 тыс. т), кальцинированной соды - в 2,5 раза (св. 100 тыс. т). Значительное развитие получила коксохимия и лесохимия. В регионе быстрыми темпами развивался теплоэнергетический комплекс. Вошли в строй Челяб., Среднеур. ГРЭС, тепловые ст. Магнитки, УЗТМ и др. з-дов, реконструированы и расширены старые электрост. В итоге произв. электроэнергии за гг. И. возросло с 281 млн кВт.ч. в 1928 до 3704 млн кВт.ч. в 1937, или увеличилось в 13 раз. Было создано единое Ур. энергокольцо. Перевооружение топливной пром. позволило увеличить добычу каменного угля и торфа в 2,5 раза, развернулась на У. в предвоенные гг. добыча нефти. Регион стал крупным производителем бумаги, асбеста, стройматериалов, получили развитие ж/д транспорт, легкая, пищевая и др. отрасли нар. х-ва. В результате И. У. по произв. мощн. и вып. пром. продукции занял 4-е место в стране после Моск., Ленингр., Укр. регионов, стал надежной базой техн. реконструкции нар. х-ва на В. и мощным арсеналом в период ВОВ.

И. СССР осуществлялась в условиях сформировавшегося в стране тоталитарного режима во главе со Сталиным, поэтому получила развитие монопольно-гос. экономика с планированием и сверхцентрализованным управлением, что предопределило ее особенности. С конца 20-х в практику рук. экономикой вошло планирование нар. х-ва по пятилеткам. Наличие режима личной власти, командно-приказных методов рук. предопределило сверхвысокие темпы И. и систематические изменения плановых заданий и показателей. При медленном росте нац. дохода, отсутствии капиталов извне, необдуманное планирование привело к разбалансировке нар. х-ва и срыву плановых заданий. В этих условиях рук. партии и страны пошло на снижение жизненного уровня нас., выкачивание средств из колхозной дер., шир. использование принудительного труда раб. и служащих, рабского труда спецпереселенцев, заключенных и депортированных, сосредоточение финансовых средств и мат. ресурсов на решающих участках пром. стр. С помощью командно-приказных методов рук., усиления единоначалия, репрессий тоталитарной власти удалось добиться сравнительно высоких темпов развития пром.

В период И. при огосударствлении собственности, отчуждении работников от средств произв. последовало закономерное снижение трудовой и соц. активности раб. и служащих. Чтобы сдержать это опасное явление, сталинское рук. в централизованном порядке шло на повышение зарплаты на ведущих стройках, в базовых отраслях экономики, в т. ч. на У. в машиностр., металлургии и др. Не менее важным фактором повышения соц. активности являлась идеологическая обработка масс, поддержание высокого тонуса сов. патриотизма, развитие разл. форм соревнования (ударничество, изотовское и стахановское движение и др.), политизация трудового процесса. Для обеспечения сверхиндустриализации при недостатке средств широко использовался труд спецпереселенцев и заключенных. В пром. У., гл. обр. в стр., горнодобывающих отраслях и лесозаготовках в 1932 насчитывалось ок. 172 тыс. спецпереселенцев, 170 тыс. заключенных, число последних в 1938 удвоилось. На 80 тыс. коллектива строителей Магнитки в 1932 приходилось ок. 18 тыс. спецпереселенцев и 35 тыс. заключенных, св. 33 тыс. этой категории раб. строили Новотагильский мет. и Уралвагонз-д.

Сверхиндустриализация, волевое и необоснованное планирование и приказные методы рук. приводили не только к срыву пятилетних заданий, но и к нарушению сбалансированности нар. х-ва, однобокому развитию тяжелой индустрии, остаточному принципу финансирования легкой пром. и инфраструктуры, нарушению специализации и кооперирования. Несмотря на огромный рост ур. машиностр. в конце 30-х две трети оборудования для предприятий завозилось из ц. р-нов страны, при мощн. развитии черной и цветной металлургии регион в больших масштабах завозил листовой прокат, балки, швеллеры, рельсы и прокатные изделия из цветных металлов. При наличии крупного химического произв. У. вывозил большое кол-во нетранспортабельного сырья, полуфабрикатов и завозил мн. готовых химических продуктов. Все это было экономически невыгодно, вело к огромным нерациональным расходам. Сов. И. при всем ее ист. значении легла тяжелым бременем на плечи народа.

Лит.: История Урала в период капитализма. М., 1990; Бакунин А.В. Борьба большевиков за индустриализацию Урала во второй пятилетке. Cвердловск, 1968; Он же. Советский тоталитаризм: генезис, эволюция, крушение. Екатеринбург, 1993; Зуйков В.Н. Cоздание тяжелой индустрии на Урале. М., 1971; Клименко К.И. Уральский промышленный район. М., 1975.

Бакунин А.В. . Институт истории и археологии УрО РАН , 1998-2004 .

Каким Алексей Навальный видит будущее России, как нашей стране стать современной и справедливой, и почему именно Навальный сможет реализовать план развития для России.

Предвыборная программа кандидата в президенты.

Сайт кандидата — 2018.navalny.com.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ ВСЕХ, а не БОГАТСТВО ДЛЯ 0,1%

Россия - богатая страна, но подавляющее большинство граждан бедны. 88% национального богатства принадлежит 0,1% населения, олигархам и высшим чиновникам. Неравенство и несправедливость стали основой строя в России.

  • Олигархи, чьё состояние нажито на перепродаже сырья и господрядах, а также участники залоговых аукционов должны заплатить крупный единоразовый налог, который компенсирует несправедливость приватизации и последних лет жизни страны. (Подобный налог был успешно применен в Великобритании в 1997 году).
  • Благосостояние для всех поднимет только экономический рост, а он невозможен без радикального сокращения бюрократии, уничтожающей бизнес в России.
  • Индивидуальные предприниматели с небольшим доходом должны быть полностью освобождены от налогов, регулирования и отчётности.
  • В России должен быть установлен минимальный размер оплаты труда - 25 тысяч рублей в месяц. Минимальная пенсия должна быть выше прожиточного минимума.
  • Радикальная дебюрократизация жилищного строительства снизит цены на жильё. Субсидирование ипотечных ставок обеспечит любой семье с двумя работающими взрослыми возможность получить ипотеку под 3% годовых.

Алексей Навальный не связан с олигархами, получившими огромные состояния в результате залоговых аукционов. Он сможет вести экономическую политику в интересах граждан России, а не чиновников, олигархов или силовиков.

Навальный с командой ведущих экономистов разработал программу активных мер по сглаживанию огромного социального неравенства в России. Он предлагает создать равные условия и возможности для всех, кто готов честно работать и зарабатывать. В числе этих мер - высокий налог на сверхдоходы, повышение прозрачности работы госкорпораций, снижение налоговой нагрузки на малый бизнес и самозанятых россиян.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ, а не МИРИТЬСЯ С ВОРОВСТВОМ

Коррупция, повальное воровство чиновников, является главной проблемой современной России. Коррупцию побеждали во многих странах, ее можно победить и в России.

  • Борьба с незаконным обогащением. Если чиновник ведёт роскошный образ жизни, его расходы явно больше его легальных доходов, и он не может объяснить происхождение денег - против него должно возбуждаться уголовное дело
  • Антикоррупционные процессы должны вестись публично и гласно. Никто не должен уходить от ответственности, как это было с Сердюковым и Васильевой
  • Прозрачность в госкомпаниях. Алексеем Навальным и ФБК разработан пакет законопроектов, благодаря которым госкомпании перестанут быть кормушками для родственников и друзей высших государственных чиновников
  • Если СМИ публикует факты о коррупции чиновника, он обязан их опровергнуть или уйти в отставку, и подвергнуться уголовному преследованию
  • Принятие законопроекта ФБК о борьбе с коррупцией в госзаказе, где сейчас ежегодно расхищается по официальным данным Счетной Палаты свыше 1.5 трлн рублей.
  • 100% раскрытие конечных собственников всех компаний, поставляющих услуги и товары государству и госкомпаниям

Алексея Навального даже его недоброжелатели признают лучшим антикоррупционным экспертом в России. Благодаря работе Навального и его Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), были вскрыты многочисленные факты воровства чиновников. Многолетний опыт ФБК позволил Алексею Навальному разработать программу решительных и эффективных мер для победы над коррупцией. Эта программа сформулирована в виде конкретных, проработанных законопроектов.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: БОЛЬНИЦЫ И ДОРОГИ, а не ДВОРЦЫ ЧИНОВНИКОВ

Главное богатство России - ее люди. Нефтедоллары должны работать на создание современной инфраструктуры - больниц, школ, дорог - а не на строительство роскошных дворцов для чиновников. Недопустимо, что в России XXI века миллионы людей все еще живут без доступной медицины, без нормальных дорог, без качественных услуг ЖКХ.

  • Расходы на здравоохранение должны вырасти в два раза, чтобы обеспечить современный уровень медицинских услуг
  • Европа и США всё больше переходят на бесплатное образование. В России мы движемся к платному. Это абсурд. Наоборот, нам выгодно учить людей и тратить на это любые деньги
  • Учителя должны учить детей, а не тратить 80% своего времени на бессмысленные бумажные отчёты
  • Первоочередные бюджетные инвестиции должны быть направлены на приведение застрявших в прошлом авто- и железнодорожной сети России в состояние, отвечающее XXI веку

Алексей Навальный считает, что первым делом надо обеспечить базовый стандарт качества жизни людей. Потому что стыдно вскладчину собирать деньги на лечение детей, в то время, как чиновники открыто покупают себе яхты и дворцы. Стыдно, что слово «пенсионер» в России фактически приравнено к слову «нищий».

Возможности бюджета всегда ограничены, поэтому важно правильно расставлять приоритеты. Современные больницы, качественные школы, безопасные дороги - самое лучшее вложение в будущее страны.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: ДОВЕРЯТЬ ЛЮДЯМ, а не РЕШАТЬ ВСЕ В МОСКВЕ

Сейчас даже самый мелкий вопрос решается в Москве. Качество и скорость принятия решений на местах падает. Если деньги будут в местных бюджетах, и полномочия по управлению ими - ближе к людям, то и качество жизни вырастет. Развиваться должна не только Москва, но и вся Россия.

  • Больше налогов должно оставаться на местах, а не уходить в Москву
  • Органы местного самоуправления должны получить больше прав и ресурсов для решения проблем людей «на земле»
  • 95% вопросов повседневной жизни людей относятся к вопросам местного значения. У местных властей должны быть деньги и полномочия для их решения.

Алексей Навальный уверен: люди в России умные и хорошие, они могут сами решить вопросы организации своей жизни, не надо пытаться всё решать за них. Федеральная власть должна сохранять границы и поддерживать порядок, строить дороги и больницы - но вот определять, что у них будет во дворе люди должны сами.

А еще Алексей Навальный и его команда экономистов знают: малый бизнес надо по максимуму освободить от налогов, бессмысленных проверок и отчетности; тогда предприниматели смогут расти, развиваться, создавать рабочие места, обеспечивать заработком и себя, и своих сотрудников.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, а не ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

В современном мире выгоднее дружить и торговать, чем воевать. России надо использовать свое уникальное положение между Европой и Азией, чтобы стать уважаемым партнером для всех. В современном мире уважают ту страну, граждане которой живут свободно и в достатке.

  • Те сотни миллиардов, которые сейчас выкидывает Россия на войны на территории Сирии и Украины, на помощь дальним странам, лучше потратить на улучшение жизни у себя дома
  • Нашей стране выгодно политическое и экономическое сближение с благополучными европейскими странами
  • России нужен визовый режим со Средней Азией и странами Закавказья. Трудовые мигранты должны приезжать по рабочим визам, а не бесконтрольно как сейчас.
  • Россия должна быть лидирующей страной Европы и Азии. Страна должна расширять свое влияние через экономическую мощь и культурную экспансию, в том числе поддержку русского языка во всём мире

Алексей Навальный на протяжении многих лет выступает за визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья, и за равноправное сотрудничество с Евросоюзом. Гастарбайтеры должны приезжать только по рабочим визам, к конкретному работодателю на конкретное рабочее место, туда, где без них действительно нельзя обойтись. Для всего мира Россия должна стать экономически привлекательной страной, с которой все хотят сотрудничать и которую все уважают, потому что ее граждане живут достойно и богато.

ПОРА ВЫБИРАТЬ: СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ВСЕХ, а не ПРОИЗВОЛ СИЛОВИКОВ

Без независимого и справедливого суда не может быть ни успешного бизнеса, ни честных выборов, ни просто нормальной жизни. Пока силовые структуры работают по принципу «рука руку моет», граждане не могут чувствовать себя дома в своей собственной стране.

  • Судебная реформа - это главный приоритет. Без неё не будет ни одной другой реформы и ничего не будет работать. Мы сделаем судей уважаемыми и действительно независимыми
  • Полиция должна снова стать органом, которому люди будут доверять, а не бояться; служба в полиции должна быть престижной и хорошо оплачиваемой.
  • Низовые подразделения полиции имеют ключевое значение, они должны быть хорошо профинансированы и освобождены от большей части бесполезной отчетности
  • Силовики должны быть лишены излишних полномочий, которые сейчас позволяют им облагать поборами предпринимателей. Силовики будут получать достойную зарплату за ту работу, которой и должны заниматься

Алексей Навальный - юрист, и хорошо знает, что принципы верховенства права и равенства всех перед законом являются основополагающими. Вместе с командой Навальный разработал проект судебной реформы, который позволит искоренить «телефонное право» в судах, даст судьям возможность работать, опираясь на закон, а не на мнение начальства. Благодаря судебной реформе Навального, в суды вернется справедливость. Суд будет вставать не на сторону сильного, а на сторону того, за кем правда.

Восстановление справедливости в стране должно начинаться с честных судов и полицейских.

Алексей Навальный предлагает освободить малый бизнес от налогов, ликвидировать Пенсионный фонд, создать спецслужбу по борьбе с коррупцией и отменить призыв. Опрошенные РБК эксперты оценили основные положения программы политика.

Основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный спустя год после объявления о своих намерениях баллотироваться в президенты обнародовал программу, с которой он планирует пойти на выборы, если его зарегистрируют кандидатом. Глава ЦИК Элла Памфилова ранее предупреждала, что политик сможет зарегистрироваться только после снятия судимости.

Экономика

Навальный предложил ликвидировать Пенсионный фонд России и на его основе создать «крупнейший в мире фонд-инвестор» по аналогии с норвежским суверенным фондом Government Pension Fund Global. Последний инвестирует нефтегазовые доходы норвежского правительства в активы по всему миру. «Звучит как популизм, но не более того», - считает замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. «Ликвидирует Алексей Навальный Пенсионный фонд, а как пенсии выплачивать сегодняшним пенсионерам? Кто будет заниматься этой функцией?» - рассуждает эксперт.

Оппозиционер предлагает передать в новый пенсионный фонд средства ФНБ, акции торгуемых на бирже госкомпаний и их дивиденды, а также доходы от приватизации. «Вдруг случится, что в следующем году доходы «Роснефти» или «Газпрома», о которых говорит Навальный, не позволят выплатить дивиденды в силу каких-то причин. Как сделать это стационарным?» - говорит Горлин. По его словам, идея направлять часть дополнительных доходов госкомпаний в резерв пенсионной системы для обеспечения большего роста пенсий и сглаживаний колебаний доходов пенсионной системы многократно воспроизводилась, «но это должно быть системно на основе дивидендной политики или через увеличение налога на прибыль или других налогов, но не ломая действующую страховую систему».

Превращение ПФР в аналог норвежского фонда не приведет к хорошему результату, согласен директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Роль норвежского фонда в России был призван выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ), напоминает экономист, но ФНБ в этом статусе не состоялся. «То есть опыт централизованных инвестиций на пенсионные цели в России​, по сути, провалился», - отмечает Буклемишев.

Увеличение МРОТ до 25 тыс. руб. - еще одна идея Навального - «превышает возможности бизнеса и государства», считает Буклемишев. Чтобы увеличить зарплаты работникам в несколько раз, предпринимателям придется либо соблюсти закон и уволить значительную их часть, либо перевести на теневую форму занятости, к которой «есть серьезные тяготения», говорит экономист.

Распределение доходов поровну между федеральным центром и регионами, как предлагает Навальный, требует серьезных корректирующих мер, считает Буклемишев: «Напомню, 50 на 50 - это соотношение времен президента Ельцина. Сейчас оно, конечно, смещено в пользу центра, но представьте себе, что мы изменим ее за счет каких-то налогов, и получится, что наиболее богатые регионы получат дополнительные деньги, а наиболее бедные станут еще относительно беднее».

Увеличение минимальной зарплаты, пенсионная реформа и перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и регионами - это «абсолютно разумные экономические идеи», считает директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. «Думаю, что эти же вопросы будет поднимать будущее правительство, и в принципе это вовсе не экстремистские предложения», - рассуждает Остапкович. Но вот идея передать туда средства ФНБ «выглядит популистской», а сравнивать российские и норвежские экономические реалии «некорректно».​ По словам Остапковича, достичь минимальной зарплаты 25 тыс. руб. «абсолютно реально», к подобным цифрам через несколько лет придет и правительство. «Если позволить безработице увеличиться до 8–9%, тогда можно повышать минимальную зарплату до 25 тыс. Такой рост зарплаты выведет с рынка людей. Ничего страшного я в этом не вижу», - размышляет экономист, оговариваясь, что «у нас социально ориентированное государство и люди должны получать хоть какую-нибудь зарплату, но не быть безработными».

Борьба с коррупцией

Для эффективной борьбы с коррупцией оппозиционер предлагает учредить специальную независимую структуру, которая не будет входить в систему правоохранительных органов. Также Навальный настаивает на ратификации Конвенции ООН против коррупции и предлагает перевести госкомпании вместе с другими госактивами под контроль специального фонда при структуре, которая заменит ПФР​, а также сократить присутствие государства в экономике, ввести и ужесточить законы о раскрытии конфликта интересов и лоббизме.

«В части о конфликте интересов он абсолютно прав. Контроль за аффилированными лицами и введение норм, которые более жестко это контролировали бы, - это действительно необходимо. Сюда же примыкают лоббизм и увеличение срока давности [по коррупционным преступлениям с 10 до 20 лет]», - заявила в беседе с РБК заведующая проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ Высшей школы экономики Елена Панфилова.

Панфилова отметила, что в программе не хватает части, связанной с системой защиты заявителя о коррупции. Эта часть ратифицирована Россией, однако выполняется «не очень хорошо». «У заявителя бывают проблемы, потому что чаще всего заявляющие предприниматели становятся жертвами «обратки» - ст. 159 УК (мошенничество)», - пояснила Панфилова.

Комментируя предлагаемое Навальным учреждение независимой структуры по борьбе с коррупцией, Панфилова отметила, что Россия нуждается в структуре, которая «в первую очередь занималась бы координацией». «Следствие останется у следствия, прокурорские функции останутся у прокуроров, но надо сделать так, чтобы они занимались этим по некой единой программе и единым строем - это было бы неплохо», - пояснила эксперт.

Внешняя политика

В части ведения внешней политики оппозиционер предлагает помириться с остальным миром, прекратить «агрессию в отношении Украины» и таким образом добиться снятия санкций. Для проблемы Крыма политик предлагает найти «легитимное решение в пользу местного населения». Также Навальный выступает за введение визового режима для стран Средней Азии.

«Он [Навальный] не хочет связывать себя с присоединением Крыма и в то же время не хочет выступать против. Если провести любой референдум, то большинство выскажется за сохранение в составе России. Для российской власти референдум неприемлем из соображений престижа, но для Навального здесь проблемы нет, так как он не присоединял», - сказал РБК политолог Алексей Макаркин.

По словам Макаркина, программа рождает много вопросов о механизмах, но она устроит его аудиторию. Она [аудитория] хочет, чтобы мы и с европейцами договорились, и Крым оставили за собой», - пояснил политолог.

В предложении Навального ввести визовый режим со странами Средней Азии эксперт увидел противоречия. «Его предложение о визовом режиме полностью противоречит предложению об интеграции на постсоветском пространстве. Он, с одной стороны, за интеграцию на постсоветском пространстве, с другой - за визовый режим. В этом есть противоречие, но для его избирателя его нет. В данном случае Навальный идет за своим избирателем, который хочет и того и другого», - отметил Макаркин.

Другие инициативы

В своей программе Навальный также предлагает сократить госаппарат, минимизировать контроль власти над бизнесом, дать больше полномочий регионам, гарантировать независимость судебной системе, смягчить наказания по ряду составов преступлений, вернуться к четырехлетнему президентскому сроку, отменить призыв и ряд других инициатив.

Президент Международного института политической экспертизы Евгений Минченко в разговоре с РБК назвал программу Навального «типичным социальным популизмом, рассчитанным на очень невзыскательную публику».

«Из плюсов программы можно назвать то, что нет крючков, за которые можно зацепиться, например, вопросы Крыма, отношения с Западом - все завязано именно на социальную проблематику. Социальный популизм в стиле раннего Жириновского, но без национального вопроса», - сказал Минченко.

Он отметил, что Навальный не объясняет свои инициативы. «В два раза (увеличить расходы) на образование, в два раза - на здравоохранение. Почему именно в два раза? Не объясняется. 25 тыс. руб. - минимальная заработная плата. Почему не 20 тыс. или 30 тыс. руб? Нет даже попыток [объяснения]. Будет лучше - будет больше денег», - пояснил эксперт.

Тем не менее в предвыборной программе Навального «гораздо меньше популизма и радикальных мер, чем ожидалось», считает ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета Кирилл Титаев. В программе отсутствуют решения некоторых важных проблем, к примеру, перезагрузка судебной системы, но ключевые идеи говорят о том, что работа была проведена достаточно серьезная, уверен Титаев.

«Сомнительной и утопичной идеей», по мнению Титаева, является предложение о выборах судей. «В России это нереалистичная мера, учитывая маленькую явку на выборах. Эта мера скорее вредна, поскольку создаст псевдолегитимность заранее согласованным кандидатам», - пояснил эксперт. Предложение Навального о «тотальном пересмотре законодательства» говорит о «не очень правильном понимании того, как работают правоохранительные органы», заключил Титаев.

Навальный выбрал неудачное время для публикации своей программы, сказал РБК руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников. Сейчас, говорит эксперт, «все сходят с ума» по поводу завтрашней пресс-конференции Путина. «Если он [Алексей Навальный] хотел в информационном пространстве ее перебить, то это явно не получится, и эффект от ее [программы] появления смазанный», - сказал РБК Колесников.

Алексей Навальный, пожалуй, один из самых скандальных кандидатов на пост президента Российской Федерации. Несмотря на 16 громких криминальных дел и проевропейскую позицию, он вполне может стать лидером №1 на голосовании 2018 года. Чтобы понять, каковы шансы Навального на выборах, нужно рассмотреть более детально не только личностные качества политика, но и предвыборную программу, преимущества над соперниками, общественные и кремлевские настроения.

Краткая биография: общественная деятельность

Алексей Анатольевич получил всероссийскую известность в 2008 году, после публикации на своем блоге доказательств о фактах крупных хищений государственными корпорациями «Роснефть», «Газпромнефть», «Транснефть» и «Газпром». Образование юриста позволило ему создать организацию по защите простых акционеров и ведению судебных процессов с целью добиться подотчетности и прозрачности этих компаний.

2010 год Основание независимого антикоррупционного проекта «Роспил» по выявлению мошенничества при госзакупках и тендерах. Благодаря судебным разбирательствам в бюджет возвращено около 80 млрд. рублей.
2011 год Создание Фонда борьбы с коррупцией депутатов и чиновников.
2012 год Госдумой принят законопроект Навального о запрете покупки автомобилей для чиновников дороже 1,5 млн. руб.
2013 год Участие в выборах мэра Москвы с результатом 27% голосов избирателей (II место).
2014 год Разработка законопроекта против незаконного обогащения чиновников и членов их семей.
2015 – 2016 Создание ряда документальных фильмов о коррупционной деятельности высших чинов, включая Ю.Чайку, И.Шувалова и Д.Медведева.

С 2013 года, антикоррупционные проекты Навального получили «ответ» от властей в виде уголовных преследований. Самое резонансное «дело Кировлеса» было отменено ЕСПЧ и Верховным судом России. Сам Алексей не намерен отказываться от участия в президентских выборах, несмотря на постоянное давление.

Программа Навального в президенты

Официальный сайт 2018.navalny.com содержит раздел со списком базовых пунктов предвыборной кампании кандидата. Будущая реализация планов выглядит следующим образом:

Достойная жизнь для каждого гражданина РФ

  1. Взымание с алигархов единоразового налога, компенсирующего незаконную приватизацию на протяжении всей независимости страны.
  2. Сокращение бюрократии.
  3. Освобождение от налогов и отчетности частных предпринимателей с малым доходом.
  4. Минимальная зарплата – 25 тыс. руб. Минимальная пенсия больше прожиточного минимума.
  5. Снижение стоимости жилья. Ипотечные ставки не больше 3% годовых.

Борьба с коррупцией

  1. Возбуждение уголовных дел против чиновников, расходы которых не соответствуют доходам.
  2. Публичность и гласность всех антикоррупционных процессов.
  3. Запрет чиновникам устраивать на государственные должности своих родственников, друзей и пр.
  4. Антикоррупционная реформа в госзаказах, включая раскрытие всех конечных собственников, предоставляющих товары/услуги государству.

Образование, здравоохранение, инфраструктура

  1. Выделение в 2 раза больше средств из бюджета на здравоохранение.
  2. Бесплатное образование.
  3. Освобождение учителей от бессмысленной отчетности.
  4. Направление инвестиций на строительство безопасных авто- и ж/д-дорог, новых школ и больниц, отвечающим современным стандартам.

Децентрализация

  1. Основная часть налогов должна оставаться на местах.
  2. Расширение прав и ресурсов органов местного самоуправления для эффективного решения вопросов местного значения.

Развитие государства

  1. Прекращение финансирование войн и помощи в дальних странах. Эти деньги должны идти на благосостояние россиян.
  2. Сближение политических и экономических связей с Евросоюзом.
  3. Введение визового режима со странами Средней Азии и Закавказья для легализации трудовых мигрантов.
  4. Расширение влияния России через экономическую и культурную мощь.

Судьи и силовики

  1. Судебная реформа. Независимые, хорошо оплачиваемые судьи и прокуроры.
  2. Реформа полиции. Престижная профессия, высокая зарплата. Финансирование низовых подразделений, освобождение от лишней отчетности и полномочий, позволяющих устраивать поборы.

Так выглядит предварительная программа Навального в президенты. В данный момент, официальный сайт Алексея собирает в избирком 300 тыс. подписей, чтобы получить право на участие в голосовании 2018 года.

Шансы Навального на выборах

В большей мере, успех Алексея зависит от того, какие кандидаты примут участие в гонке за президентское кресло. Недавно, по «утечке» информации со встреч Кириенко с кремлевскими политологами стало известно, что В. В. Путин намерен баллотироваться на 4 срок. Поэтому дальнейший исход выборов вполне прогнозируемый.

Многие СМИ заявили, что администрация президента ищет для Путина серьезного «спарринг-партнера» (кандидата №2), способного оттеснить традиционных конкурентов, сделать голосование интересным для повышения явки и скрыто отработать на победу Владимира Владимировича.

В конце 2016 года, в средствах массовой информации был задействован усиленный пиар нынешнего спикера Госдумы В.Володина. По мнению агенства «Блумберг», выход политика в публичное пространство – это не что иное, как выдвижение «приемника» Путина (кандидата №2) на выборы.

Но Кремль осознал, что за год нереально «раскрутить» нового политика и решил ввести в игру А.Навального. Он идеально подходит для соперничества по следующим критериям:

  • Громкие уголовные дела позволяют в любой момент их возобновить и «убрать» Алексея из большой политики.
  • Кандидат нанесет удар по «протестным» оппонентам Жириновскому и Зюганову.
  • Проукраинская позиция, поддержка Майдана и связи с антироссийскими персонажами, в очередной раз напомнят избирателям об угрозе со стороны Запада, подняв имидж Путина и исключив возможность второго тура.
  • Навальный может перетянуть на себя либеральный электорат, отобрав существенную часть голосов у парламентских партий.

Участники встреч с Кириенко проболтались СМИ о планах кремлевской администрации. Явка избирателей должна составить около 75%, благодаря интриге с Навальным. В.В.Путин должен победить в 1 туре с явным опережением – более 70% голосов. Для «страховки» от возможного перебора голосов другими оппонентами, на выборы выставят «серых кардиналов» — представителей различных социальных интересов: И.Стрелков, А.Залдостанов, В.Милонов и пр.

Начало «раскрутки» кандидата №2

Кремль запустил пиар Навального еще в конце 2016 года. Широкое обсуждение «дела Кировлеса» приобрело другую окраску. Алексей отказывается принимать участие в новых судебных разбирательствах без решения ЕСПЧ. Главная тема СМИ – «форсирование» власти. Якобы она испугалась и старается любыми путями вставить «палки в колеса» оппозиционеру. Факт того, что кандидат представляет опасность для власти, прибавляет ему политический вес и известность.

После долгой тишины, информационные источники начинают публиковать новые обвинения Навального олигархов Абрамова и Абрамовича в неуплате налогов, пренебрежении интересами страны и пр. Антикоррупционная деятельность уходит на второй план и начинается борьба за справедливость – самая актуальная тема для большинства граждан. Этот «маневр» используется для расширения социальной базы избирателей.

Документальный фильм Навального: расследование о бизнесе и криминальных связях сыновей генпрокурора России Артема и Игоря Чаек.