18 февраля 2017

Судья шоу «Минута славы» на Первом канале рассказал о несбывшейся мечте стать музыкантом, любви к цирку и маленьком правнуке.

— Владимир Владимирович, сейчас, по ощущениям, вы - самый . Особенно в отношении юных участников - почти всегда голосуете против того, чтобы они шли дальше. Это ваша принципиальная позиция?

— Может быть, это жизненный опыт или еще что-то. Но я пришел к убеждению, что с детьми надо обращаться очень деликатно. Они более ранимы. Психика у них менее устойчива. Они переживают поражения гораздо сильнее и эмоциональнее, чем взрослые. Я уже говорил во время программы, что иногда встречаются вундеркинды. Но это совсем другое дело! Это особые, уникальные люди - как Моцарт или Менухин. При этом, например, тот же Рихтер и другие великие пианисты созревали позже. Хотя играли в детстве очень хорошо.

Так вот, выпускать на большую сцену маленького ребенка, внушив ему, что он должен победить, по-моему, неправильно. Это в основном побуждение родителей. Чаще матери, а не отца. И неспособность понимать, что, возможно, ребенку наносится настоящая травма. Поэтому я против этого. Другое дело, например, спортивные соревнования, где дети конкурируют между собой и это происходит не на сцене. Мы все играли в разные игры. Но когда ты выступаешь перед большой публикой, в «Минуте славы», достоинство твое должно быть не в том, что ты маленький, не в том, что у тебя очки и косички, а в том, как ты показываешь себя в искусстве. Вот сегодня была девочка. Она такая милая, такая хорошая. Но петь песню Земфиры она не может. В тексте переживания взрослого человека, испытавшего многое. Трудная песня. Очень! При внешней простоте. Нравится она девочке? Слава богу, пусть поет. Но выпускать ее с этим на сцену – ну, это просто, по-моему, бессердечно. Я сам чуть не ревел. Ребенка так жалко!

— Вы ведь впервые сидите в жюри «Минуте славы». Вот как вас вдруг занесло?

— Когда меня стали уговаривать, сказали: «Вот смотрите, будет ». Я очень высоко ее ценю – ее талант, совершеннейшую оригинальность, непохожесть. «Будет Сергей Юрский» – ну, это один из моих любимых актеров, и вообще человек, которого я очень уважаю. И я подумал: «Совсем другое жюри какое-то!». Но сразу сказал: «Имейте в виду, если соглашусь, не буду разводить сюсю-масю, всем «пятерки» ставить, хвалить: «Какие вы гениальные!». Так не будет». «Нет, — сказали мне. – И не надо». Тогда я подумал: «Ну, может быть, это будет забавно?». И в итоге согласился.


Фото: Евгения Гусева

— Программы отборочного тура сняли. Какие у вас впечатления?

— Есть несколько совершенно выдающихся артистов. Запомнился парень, который делает номер «Я другое дерево». И сегодняшние два армянина ских человека с ножом – это вообще! Я такого не видел никогда. Еще был блестящий фокусник. И пара гимнастов-чемпионов. В общем, есть четыре — максимум пять номеров, которые действительно на меня очень сильно подействовали.

— Когда вы оцениваете выступления, много рассказываете о цирке. Создается впечатление, что вы часто туда ходите, разбираетесь в жанрах.

— Я дружил с циркачами. Когда работал в Агентстве печати «Новости», там была целая группа молодых ребят, сложилась компания. Я занимался внешнеполитической пропагандой, работал в журнале, который выходил на США. Но были ребята, которые работали на советскую аудиторию, интервьюировали разных людей. И через них я познакомился в Енгибаровым. А это величайший клоун! И кстати, когда я еще в детстве жил в Америке, очень интересовался цирком. Часто бывал в цирке «Barnum & Bailey» — это цирк, где три сразу арены. И там одновременно происходят разные действия. Я всегда ходил туда, где акробаты, эквилибристы. Меня потрясают эти люди! А вот цирк с животными ненавижу. Мне их жалко. А вообще, циркачи - это особая публика, это братство, товарищество. Совершенно ни на кого не похожие, замечательные люди.

Мой папа так и не научился играть на фортепиано. Из-за Дмитрия Шостаковича

— Еще, судя по вашим замечаниям, вы хорошо разбираетесь в музыке.

— Я рос с музыкой. Потом, когда женился, долго был в музыкальной семье. Моя дочь закончила консерваторию. И сам я очень люблю музыку. Не стал музыкантом совершенно случайно. Если бы мама не настаивала на том, чтобы я играл на скрипке, может быть, все сложилось бы иначе.

— И на чем вы хотели играть?

— На гитаре. Но мама решила: «Нет. Гитара – потом. Давай сначала – скрипка». А мне было семь лет. И я ненавидел эту скрипку лютой ненавистью. В конце концов, случайно нашел карикатуру. Был такой замечательный американский карикатурист Чарльз Адамс. Именно он придумал знаменитую «Семейку Адамс». В общем, была у него карикатура-комикс. Значит, идет пухленький мальчик, в коротких штанишках, в бейсболке, и с футляром из-под скрипки – первый рисунок. Второй: он дошел до какого-то дома, звонит в дверь. Третий: дверь открывает такой носатый, патлатый преподаватель-скрипач. Четвертый: ребенок вошел и положил на рояль футляр. Пятый: он достает из футляра автомат и расстреливает профессора. Я это вырезал и повесил над кроватью. И мама сказала: «Ну, ладно». На этом мои уроки закончились. К сожалению, я не стал музыкантом. Но я очень люблю музыку и разбираюсь в ней.


Члены жюри шоу «Минута славы» актеры Сергей Юрский, Сергей Светлаков, Рената Литвинова и телеведущий Владимир Познер (слева направо) на съемках передачи на Первом канале. Фото: Михаил Фролов

— Значит, вы и дочери свою любовь передали, раз она отучилась в консерватории?

— Нет. Она просто родилась в музыкальной семье. Ее бабушка по маме Зара Левина была довольно известным композитором в Советском Союзе. И понимаете, когда ребенок в два года напевает вам симфонию, то все становится понятно. Это не значит, что его надо выпускать на сцену. Но с Катей было сразу ясно, что она точно станет музыкантом. Она закончила Московскую консерваторию и как пианист, и как композитор. У нее два красных диплома. И потом ее сын, Коля, мой внук — он тоже музыкант.

Вообще, это вещи, которые очень рано проявляются. Слух — есть или нет. Видно, потянет ребенок учебу или не справится. Когда человек учится в консерватории или даже в музыкальной школе при ней – это ведь работа. Минимум четыре часа в день за инструментом. А бывает, и 8 часов. Это сойти с ума! Но иначе пальцы не бегают. Это колоссальный труд. Вот мой папа не научился играть на фортепиано из-за Шостаковича.


— Почему?

— Они оба жили в Петрограде, еще до революции. Папе было 8 лет, а Шостаковичу, или Мите, как он его называл, было девять. Папа приходил на урок первым. И учительница его ругала, говорила: «Вот сейчас ты увидишь, как надо заниматься». И заходил Митя — вихрастый такой, в очках уже. И показывал тако-о-ое! Папа его возненавидел. Но куда там тягаться? Это действительно вундеркинд.

— Сейчас вы сами отец, дедушка…

— …прадед даже!

— Внучка Маша стала мамой? Вы ждали так этого.

— Уже почти три года назад. У нее родился мальчик, зовут его Валентин.

— Они за границей живут?

— В Берлине. Он и родился там. Его папа француз. При этом Маша говорит с сыном только по-русски. И он ходит в немецкий детский сад. Самое смешное, Валентину кажется, что это все один язык. Он пока не понимает, что русский, немецкий, французский — это три языка. Но знает точно, с кем как надо говорить. Необыкновенно интересно, как его мозг работает. Поразительная вещь!

— С вами он говорит по-русски?

— Со мной — да. И когда я недавно вдруг перешел на французский, он совершенно обалдел, прямо рот раскрыл. По-французски-то с ним только папа говорит, а тут вдруг Вова. Меня и внуки, и правнук так называют – Вова.


— Насколько вы строги к детям, к внукам, и теперь уже – правнуку?

— Знаете, я обожаю моих детей и моих внуков. Мы очень близкие люди. Мне страшно повезло в жизни с этим – что мы так откровенны друг с другом. Я строг… Но как вам сказать?

— Требователен?

— Да. Я абсолютно твердо уверен в том, что самое главное воспитание – это твой пример. Нельзя говорить детям «Не кури», если ты сам куришь. «Не груби!», если ты сам грубишь. «Не жуй еду с открытым ртом», если ты так жуешь. И так далее. Я их очень сильно люблю, и они это чувствуют всегда. Я могу их тискать, держать на руках. Обычно женщины это делают. Но и мне это нравится. И детям это важно – вот это тактильное чувство. Меня мало родители обнимали, хотя очень любили.

— Это не принято было?

— Моя мама — строгая француженка. А папа и вовсе не обнимал. Я очень скучал по их прикосновениям. И поэтому по отношению к своим детям и внукам веду себя иначе. Я строг, но я их уважаю. Ведь и пятилетний ребенок — уже человек. И он может быть намного умнее 50-летнего. Сила взрослого – это не то, что убеждает ребенка. Хотя когда я был молодым, конечно, навалял дурака в этом смысле. Но все-таки довольно быстро это понял.

— В чем это выражалось?

— Моя дочь так плохо ела, что могла сидеть часами с полным ртом. И как-то раз я потерял терпение и дал ей пощечину.

— Стыдно?

— Да. И у нее кровь пошла из носа. Когда вспоминаю об этом, прямо мне плохо. Я перед ней много раз потом извинялся и просил прощения. Она забыла, а я никогда этого не забуду. Для меня это был урок — больше никогда так не делать. Просто исключено! Знаете, мой отец был очень строг со мной, потому что его родители были очень строги с ним. Мы переносим это из поколения в поколение. И вот тогда я понял, что играю роль моего отца по отношению к дочери. Когда осознал это, мне стало легко, я перестал так делать раз и навсегда.


Будущий мэтр телевидения (в центре) родился в семье эмигрировавшего из России Владимира Познера и француженки Жеральдин Люттен.Фото: Личный архив

— Люди, мечтаю об известности. Но у нее есть и отрицательные стороны. Но когда-нибудь испытывали это на себе?

— Слава, известность пришла ко мне в 52 года, поэтому я совсем по-другому к этому отношусь. Когда ты молод, это, конечно, очень сильно на тебя действует. Помните, в сказке: огонь, вода и медные трубы. Огонь и воду пережить просто, а вот медные трубы — очень тяжело. Но я их легко прошел. Потому что понимал: телевизионная слава мимолетна. Сегодня ты на экране, завтра нет - и все, тебя забыли. Ты ничего не создал. Книги не написал, музыки не сочинил, картины не нарисовал. Ты сиюминутный. Конечно, я благодарен людям, которые узнают меня, улыбаются, подходят. И вроде тепло относятся. Но я к этой славе отношусь очень скептически!

« »
По субботам/19.10, Первый

Мария Лобанова училась на журфаке МГУ и профессиональных курсах Communication, Advertising and Marketing в London Guilhall University. Писала для журналов Домовой, Vogue, L’Officiel, Harper’s Bazaar, Forbes Style.В 2007 году написала концепцию, а затем и запустила в качестве главреда журнал для тридцатилетних, карьерно-ориентированных женщин под названием Sex and the City, близкий по духу известному американскому сериалу. Журнал, активно развивающийся в сторону интеллектуального чтения и называемый «Esquire для женщин», в 2011 году был переименован в SNC. В 2012 году Мария покинула журнал (передав бразды правления Ксении Собчак) и возобновила работу своей пиар-консультации, основанной в 2005 году. Как журналист Мария пишет колонки о моде, красоте и путешествиях. Является увлеченным сторонником здорового образа жизни.

Псевдоним

Город, в котором я живу

День рождения

Где родилась

В Лондоне

У кого родилась

Профессорская внучка - мой дед, Владимир Георгиевич Черкасов, говорил на семи языках и имел награды разных правительств. Мой отец, Владимир Яковлевич Лобанов, получил три высших образования, говорит на трех языках, объездил в качестве внешнеторгового представителя весь мир, а сейчас увлеченный дачник

Где и чему училась

как все - училась понемного чему-нибудь и как-нибудь

Где и как работала

Начинала карьеру как репортер ТВ6 - еще у Сагалаева, затем начала писать для глянца, причем моим первым редактором, вводившим меня в профессию, был нынешний главред «Сноба» Сергей Николаевич, оаботавший тогда в «Домовом». В качестве пиар-специалиста участвовала в запуске российского GQ, потом работала в ИД «Индепендент Медиа» в журнале Harper’s Bazaar. Оттуда меня переманили в российское представительство ювелирной марки Carrera&Carrera и я на несколько лет увлеклась продвижением люкса. Предложение создать новый журнал пришло неожиданно, но оказалась и по зубам, и по амбициям: очень хотелось делать что-то полезное для общества, а не только в гламуре прозябать. Сейчас как пиар-консультант занимаюсь продвижением современного искусства и авторского кино, но продолжаю мечтать о журналистской карьере.

Ученые степени и звания

Пока не заслужила

Что такого сделала

Научилась не жалеть о прошлом

Достижения

Сумела создать команду единомышленников и добиться их уважения, не имея ни малейшего опыта в редакторско-издательской работе

Дела общественные

Когда жила и училась в Великобритании, организовывала благотворительные мероприятия и стала одним из инициаторов создания британского общества Friends of the Bolshoi. Организовала благотворительную премьеру фильма Марты Файнс "Онегин" с Ральфом Файнсом и Лив Тайлер в главных ролях - декорации к вечеринке делал Никки Хэслем, семейство Файнс пришло в полном составе, в общем, было весело

Впервые создала и придумала

Придумала и запустила новый журнал для женщин, которым интересно не типичное глянцевое чтиво, а издание, которое заставляет думать. Журнал SNС является одним из уникальных российских изданий, не имеющих аналогов в мире.

Лобанова Мария – начинающая юная актриса российского кино. Мария любит танцевать и петь. Занимается конным спортом и отлично знает все правила для наездников. Обожает лепить из кинетического песка, который помогает развивать творческие способности и мелкую моторику пальцев рук. Юной актрисе очень нравится проводить время в играх со своей родной сестрой Ярославой. Также катается на сноуборде и коньках.

Кроме общеобразовательной школы девочка посещает занятия актёрской детской школы «Талантино» в городе Москва.

Основателем Медиахолдинга «Талантино» является Анна Яшина (актриса), которая также считается агентом Марии. Анна занимается организацией кастингов, интервью для девочки и всеми процессами, связанными со съёмками.

В «Талантино» Мария учится актёрскому мастерству , сценическому движению и речи, основам грима, умению работать на камеру, озвучиванию и многому другому.

Мария профессионально занимается пением. Имеет много побед на разных вокальных конкурсах и фестивалях : первое место в городе Сочи на международном фестивале «Кинотаврик»(2015г.), три раза (2015, 2016, 2017) завоевала гран-при «Звезда Талисмана», два раза лауреата городского конкурса «Московский соловей».

Профессиональная деятельность

У Марии уже достаточно большой опыт в съёмочном процессе. Начала девочка свою творческую деятельность в 2015 году с озвучивания треков к мультфильмам для телеканала Карусель:

  • «Томас и его друзья»;
  • «Марин и его друзья»;
  • «Дуда и Дада»;
  • «Врумиз» и другие.

В этом же году принимала участие в съёмках заставок для каналов Дождь и Карусель. В 2016 году Маша приняла участие в социальном ролике , где играла главную роль вместе с Полиной Гагариной, посвящённого Всемирному дню борьбы с диабетом.

Дебютировала в кино девочка в десять лет (2016 год) в детективном мини-сериале режиссёра Юрия Поповича «Дилетант». В фильме Маша сыграла дочь главной героини Киры – Агату.

В 2017 году снялась в мелодраме «Держи меня за руку» (другое название фильма «Три сестры»), где сыграла роль Снежаны.

В апреле 2018 года на экраны выйдет первая полнометражная работа режиссёра , который снял спортивную драму «Тренер». В фильме Мария снялась в роли Даши. В этом же году находится в производстве комедия «Папа, сдохни» режиссёра Кирилла Соколова, в котором юная актриса сыграла эпизодическую роль девочки Оли.

Несмотря на юный возраст, фильмография Марии насчитывает более четырёх работ в кино. Начиная с первого фильма, юную актрису постоянно приглашают режиссёры принять участие в своих кинокартинах.

Сейчас девочка снимается в новом фильме, в котором ради роли она обрезала свои длинные волосы и сделала короткую стрижку. Название нового фильма пока держится в секрете.

БЕРЛИНСКИЙ РОМАН

Из Нью-Йорка я уехал (речь идет о переезде из США в Берлин в начале 50-х годов - отец Познера, чиновник «Совэкспортфильма», получил назначение в ГДР. - Ред.)... неопытным тинейджером: я ни разу ни с кем не целовался, не говоря о чем-то более серьезном. Так что к семнадцати годам я уже был готов к «совращению». Этим занялась жена одного из сотрудников «Сов-экспортфильма»... В свои тридцать с небольшим она была очень хорошенькой, кокетливой, муж ее целыми днями пропадал на работе, и она скучала. А тут под боком оказался привлекательный молодой человек, смотревший на нее влюбленными телячьими глазами.

Во время каких-то каникул я каждый день заходил к ней домой, поскольку она договорилась с моим отцом, что будет учить меня русскому языку. В то утро она приняла меня в зеленом шелковом пеньюаре, плотно облегавшем ее соблазнительную фигуру.

А знаешь ли ты, какой сегодня праздник? - спросила она, как только мы прошли в гостиную. Я сказал, что не знаю. - Сегодня Пасха, - пояснила она, выразительно посмотрев мне в глаза... - А ты знаешь, что в России положено делать на Пасху? - продолжала она. Я отрицательно покачал головой. - Положено сказать человеку «Христос воскрес», а он ответит «Воистину воскрес», и после этого друг друга целуют...
Я подошел к ней и пробормотал «Христос воскрес», на что она ответила «Воистину воскрес», и я робко поцеловал ее в щеку.


У нашего дома в Карлхорсте. Берлин, 1952 г

- Да не так! - сказала она, - а вот так... - И, обвив мою шею горячими голыми руками, поцеловала меня в рот, тут же проникнув туда языком. Что происходило дальше, я плохо помню. Словно Колумб, я оказался на вожделенном и незнакомом материке, где делал все новые не совсем географические открытия.



Мама (слева) с Антониной Михайловной, женщиной,
с которой у меня случился первый роман. 1950 г.

Роман наш был столь же бурным, сколь кратким. Два или три раза мы встречались на квартире ее подруги, но не прошло и месяца, как моя пассия вызвала меня, чтобы сообщить о своей беременности. Когда я, горя любовью, предложил ей развестись с мужем и выйти за меня, она рассмеялась недобрым смехом и сказала:

Пошел вон.

На этом закончились наши отношения.


ПЕРВЫЙ БРАК

Имя этой девушки, ставшей моей первой женой, - Валентина Николаевна Чемберджи.
Прожив довольно долгую жизнь, я пришел к выводу, что человек должен разобраться, что для него хорошо, прежде чем жениться или выйти замуж. Словом, мы поженились в 1958 году, когда оба учились на пятом курсе МГУ, я - на биофаке, Валентина - на филологическом, а расстались в 1967-м. У меня случился роман, который, конечно, нанес Валентине острую боль, я ушел из дома, чуть не покончил с собой, потом, попросив разрешения, вернулся, но трещина не срослась.



Я уже женат. Слева направо Нелли Тиллиб, по совету отца которой я вступил в КПСС, Зара Александровна Левина, Валентина Чемберджи, я, Нина Павловна Гордон

Помню наш последний вечер... Меня пригласили на закрытый показ картины Стенли Креймера «Корабль дураков»... Главная мысль его заключается в том, что мы, люди, не желаем смотреть правде в глаза - самообманываемся - и это кончается катастрофой. После фильма мы пришли домой и, как всегда, сели на кухне пить чай. В какой-то момент я и высказал Валентине свое понимание фильма. Она посмотрела на меня большими умными карими глазами и каким-то особенным голосом произнесла:

Да, Володя, ты прав, мы живем в самообмане.

И я понял, что это она о нас, что все кончено.

Прошло много лет. Валентина вышла замуж за замечательного человека, выдающегося математика. Живут они ныне под Барселоной... К счастью, мы остались друзьями, что благо, в частности, для нашей дочери Кати... Валентина Чемберджи - штучный товар... Я ее очень люблю.



Две экс-супруги Владимира Владимировича: Валентина Чемберджи (справа) и Екатерина Орлова.


ИЗМЕНА ОТЦА




1969

Если не считать 1957 года, не было более тяжелого для меня времени в Советском Союзе, чем 1977 год. Потому что я потерял надежду. Я сдался. Начал пить. Я порой не помнил, что говорил и делал накануне. Я стал открыто говорить о намерении эмигрировать, о своей ненависти ко всему советскому, о том, что я здесь - чужой.

Мне кажется, что отчасти происходившее со мной связано со смертью моего отца в 1975 году. Наши отношения стали совсем тяжелыми в 1957 году, когда в ответ на мои слова о том, что я хотел бы вернуться в Америку, он пригрозил сообщить об этом в КГБ и добиться моего ареста. Это явилось причиной того, что в начале шестидесятых годов я внутренне отказался от отца - хотя ни он, ни мама не имели об этом представления.



Папа. Париж, 1936 г.

...Мой отец был необыкновенно обаятельным и привлекательным мужчиной. Женщины были от него без ума, а он от предложений не очень-то отказывался. Словом, в начале 1961 года до меня стали доходить слухи о том, что у отца роман с женщиной вдвое моложе его. Это была дочь известнейшего советского кинорежиссера, особа с лисьими повадками, несомненно, умная. Слухи эти довольно больно задели меня
Вскоре отец позвонил мне и попросил зайти поговорить. Мне эту встречу не забыть.

Никогда.

Люди обожают трепать языком, и ты, как я понял, такой же, как все, - начал он, - но ты мне объясни, как ты можешь обсуждать поступки твоего отца, как ты можешь усомниться в его порядочности? Как смеешь ты сомневаться в моей любви к твоей матери? Как же ты можешь?!


Мама. Нью-Йорк. 1946 г.

И в самом деле, как я посмел? Я попросил прощения, я был отвратителен себе...
В это время я переписывался с американкой... и вот через неделю после разговора с отцом я зашел на почту, чтобы проверить, нет ли мне письма. Я подошел к окошку и протянул девушке свой паспорт. Она стала перебирать письма на букву «П», вынула конверт, положила его в паспорт и сунула мне. Взяв паспорт с письмом, я отошел, потом посмотрел на конверт. Он был адресован Познеру В. А., а не В. В. В строке обратного адреса указывался черноморский курорт, где, как мне было известно, отдыхала та самая дама, о которой шли слухи... я вскрыл и прочитал письмо...

Отец солгал мне. У него с этой женщиной был роман. Окажись он в тот момент рядом, я убил бы его. Не за то, что он спал с этой женщиной - я был достаточно взрослым, чтобы понимать: это случается, более того, это скорее правило, а не исключение. Но то, что он соврал, то, что заставил меня чувствовать себя мерзавцем, сыном, предавшим отца, - этого я не мог ему простить. Я возненавидел его... Я поклялся, что наступит день, когда я предъявлю ему оба эти письма и спрошу: «Ну, что ты теперь скажешь?»



Семья
(второй ряд слева направо: брат Павлик, Владимир, папа, мама курит)

Но я так и не исполнил этого. [В 1963 году] вместе с писателем Константином Симоновым и режиссером Григорием Чухраем отец разработал предложение по созданию новой независимой Экспериментальной творческой киностудии (ЭТК). Отец был назначен исполняющим обязанности директора... Студию закрыли в начале 1968 года. 24 октября 1968 года, в день своего шестидесятилетия, он написал заявление о выходе на пенсию. Через полгода его свалил тяжелейший инфаркт. Было поздно предъявлять ему эти два письма. К тому же благодаря усилиям Кати (второй жены Познера Екатерины Орловой. - Ред.) мы с отцом сблизились и стали друзьями.


С женой Надей
Третий раз Владимир Владимирович женился после 70-ти на продюсере Надежде Соловьевой. «Мне был 71 год, и я не думал, что такое может произойти»


КОНЧАЛОВСКИЙ И МИХАЛКОВ

Весной 1987 года я оказался в Голливуде, куда американские кинодеятели пригласили небольшую группу советских коллег (меня включили в делегацию по настоянию тогдашнего первого секретаря Союза кинематографистов СССР Элема Климова, считавшего, что мое знание Америки и моя известность среди американцев могут пригодиться).



На вручении медали «За лучший мир». Слева направо Фил Донахью, Марло Томас, я, Тед Тернер. 1987 г.

Нас приняли исключительно радушно, в нашу честь устраивали банкеты, и я хорошо помню, как на одном таком банкете Климов подчеркнуто и публично отказался от общения с Андроном Сергеевичем Кончаловским, который за несколько лет до этого уехал работать в Соединенные Штаты. Потом я спросил Климова, почему он так поступил, и он ответил: «Понимаешь, Андрон пошел по пути наименьшего сопротивления. Пока мы воевали, пытались делать честные картины и получали по башке от бюрократов, а многие из нас и голодали, потому что эти сволочи лишали нас права на работу, он женился на француженке и удрал. И не вернулся. Он струсил, а теперь, когда времена изменились, он хочет пристроиться к тем, кто дрался за эти перемены. И я ему в этом деле не помощник!»



Один из телемостов 1983-1984 гг. между СССР и США. Крайний слева - Юрий Щекочихин

Отец Кончаловского - Сергей Михалков, писатель средненький, но выдающийся оппортунист, человек, презираемый всеми мне знакомыми представителями советской интеллигенции, человек, щедро награжденный властью за полное отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципиального прислуживания властям предержащим. Он имел в брежневские годы значительное влияние и «выход» на кого угодно, и нет сомнений, что он прикрыл Андрона. Хотя я не удивился бы, узнав, что он при этом больше исходил из соображений собственной безопасности, нежели из нежных отцовских чувств, ведь, если бы в историю влип его сын, его призвали бы к ответу.
Я хорошо помню рассказ Маршака о том, что где-то в 1935 году к нему пришел мало кому известный Михалков со стихотворением, в котором все издевались над несуразно высоким дядей Степой. Маршак - с его слов - переписал стихотворение и вернул его Михалкову в том виде, в каком его все знают. Правда? Теперь не разобраться. Может, Маршак как детский писатель завидовал Михалкову? Тоже вероятно. Факт, что Маршак не любил Михалкова, называл его «севрюжьей мордой» и «гимнюком».


Владимир Познер Фото Марк Штейнбок


«Я - НЕ РУССКИЙ»



Моя дочь Катя Чемберджи. Берлин, 2002 г.

В последние годы я много думаю о том, каков он, русский народ. От многих я слышал, будто русские имеют немало общего с американцами, что совершенно не так. Да и откуда у них может быть что-то общее, когда их исторический опыт столь различен? Назовите мне хоть один европейский народ, который в большинстве своем оставался в рабстве до второй половины девятнадцатого века. Покажите мне народ, который почти три века находился под гнетом гораздо более отсталого завоевателя. Если уж сравнивать, то, пожалуй, наиболее похожи друг на друга русские и ирландцы - и по настроению, и по любви к алкоголю и дракам, и по литературному таланту. Но есть принципиальное различие: ирландцы любят себя, вы не услышите от них высказывания вроде «как хорошо, что здесь почти нет ирландцев!».


Моя внучка Маша Лобанова. Берлин, 2001 г.

Два или три года назад мне повезло попасть на выставку «Святая Русь». Поразили меня новгородские иконы, писанные до татарского нашествия: я вдруг отчетливо понял, что они, эти иконы, эта живопись, ни в чем не уступают великому Джотто, что Россия тогда была «беременна» Возрождением, но роды прервали татаро-монголы. Кто-нибудь попытался представить себе, какой была бы Россия, не случись этого нашествия и двухсот пятидесяти лет ига?



Я с внуком Колей. Берлин, 1999 г.

Если бы Русь, развивавшаяся в ногу с Европой, выдававшая своих княжон замуж за французских королей, не была отрезана на три долгих века от европейской цивилизации? Что было бы, если бы Москва Ивана III проиграла новгородскому вече? Что было бы, если бы Русь приняла не православие, а католицизм? Что было бы, если бы русское государство не заковало собственный народ в кандалы крепостничества? Что было бы, если бы всего лишь через пятьдесят с небольшим лет после отмены крепостного рабства не установилось рабство советское? Вопросы, на которые нет ответов...


Внук Коля. Берлин. 2009

Я отдаю себе отчет в том, что не принадлежу русскому народу. Да, временами я мечтал о дне, когда смогу с гордостью сказать: «Я - русский!» Это было в Америке, когда Красная Армия громила Гитлера, это было потом, когда мы приехали в Берлин, это было, когда я получил настоящий советский паспорт, при заполнении которого мне следовало указать национальность - по маме (француз) или по папе (русский), и я, ни секунды не сомневаясь, выбрал «русский», это было и тогда, когда исполнилось мое заветное желание и мы наконец-то приехали в Москву. Но постепенно, с годами, я стал понимать, что заблуждался. И дело не в том, что многие и многие намекали - мол, с фамилией Познер русским быть нельзя. Просто я ощущал, что по сути своей я - не русский. А что это значит конкретно?




В одной из моих телепередач Никита Михалков сказал, что русским может быть только тот, у кого чего-то нет, но нет не так, чтобы оно обязательно было, а так, что и хрен с ним. Допускаю... Но этот характер, склонный к взлетам восторга и депрессивным падениям, эта сентиментальность в сочетании с жестокостью, это терпение, граничащее с безразличием, стремление разрушать и созидать в масштабах совершенно немыслимых, эта любовь гулять, будто в последний раз в жизни, но и жить столь скучно и серо, словно жизнь не закончится никогда, чинопочитание и одновременно высокомерие по отношению к нижестоящим, этот комплекс неполноценности и убежденность в своем превосходстве, - все это не мое.
Нет, при всей моей любви к Пушкину и Гоголю, при всем моем восхищении Достоевским и Толстым, при том, что Ахматова, Цветаева, Блок и Булгаков давно стали частью моей жизни, я осознаю: я - не русский.


Будучи 18-летним молодым человеком, он впервые попал в Советский Союз, а до этого большую часть своей юношеской жизни провел в США. Ему посчастливилось работать литературным секретарем у С. Я. Маршака и вести новые для советского зрителя по техническим возможностям передачи - телемосты. Он прекрасно владеет 3 языками и имеет столько же гражданств. В свои 82 года этот мужчина продолжает восхищать своим внешним видом. Все перечисленное - это факты, которые включает в себя биография Познера Владимира Владимировича.

Париж, детство, родители

Француженка Жеральдин (Люттен) из семьи, относившейся к баронскому титулу, и русский парень из с еврейскими корнями Владимир познакомились в тридцатых годах прошлого столетия. Сблизила пару общая профессия, связанная с кинопроизводством. В результате сложившихся отношений в 1934 году в Париже появился на свет будущий борец за «свободу слова» Владимир Познер. Биография и телеведущего начала свой опус с даты 1 апреля - дня рождения Жеральдин, матери Владимира.

Окрестили ребенка в католической вере Владимиром Жеральдом Дмитрием Познером. Все имена дали в честь родных и близких людей - отца, матери и друга отца по баскетболу.

Когда младенцу было три месяца, мама переехала с ребенком в США, оставив отца наслаждаться беспроблемной молодостью. На тот момент в Америке жили бабушка и тетя Владимира. Так, в США продолжилась биография Познера В. В.

Воссоединение семьи и переезды

Перебравшись жить в Америку, мама Владимира устроилась работать в известную киностудию в качестве режиссера монтажа. Пять лет она воспитывала сына одна, пытаясь прокормить не только их двоих, но еще и больную мать. В 1939 году в США приехал отец мальчика, и они с Жеральдин официально расписались.

Полноценная семья весной 1939-го перебралась жить во Францию, а уже осенью правительство этой страны объявило войну Германии. Познер-старший пошел добровольцем во французскую армию, а когда северная часть страны была оккупирована немцами, биографией отца заинтересовались в гестапо. Семья перебралась в Свободную зону Франции, откуда вернулась в Америку.

Учеба

Владимир Познер, биография которого с самого детства отмечена несколькими странами, получил начальное образование в США. С 1941 по 1946 год он обучался в частной школе, где пребывали дети обеспеченных родителей. «Сити энд Кантри» - так называлось это учебное заведение. Владимир Владимирович описывал в своей книге годы, проведенные в этой школе, как самые счастливые, а способ передачи знаний детям - гармоничным. Парень, опережавший в развитии своих одноклассников, был не прочь решать споры кулаками. Этот вопрос дипломатично урегулировала директор школы Она перевела Владимира из восьмого класса в десятый, где ребята учились физически крупнее. После этого агрессивность мальчишки поуменьшилась.

Средняя школа Стайвесант стала следующим учреждением, где обучался Владимир Познер. Биография, в эти годы у юноши были наполнены событиями. В 1945-м родился брат Павел. Отец, работая в кинокорпорации, получал в год 25 тыс. долларов, что позволило семье жить в роскошном доме. У Владимира была своя спальня, комната для игр и даже личный санузел. А когда парню исполнилось четырнадцать, его настигло первое чувство любви.

Нью-Йорк: первая любовь и первая работа

Биография Познера на момент его проживания в Нью-Йорке отражает те великие чувства, которые человек запоминает на всю жизнь. у Владимира случилась с женщиной намного старше его самого: ему четырнадцать, ей далеко за тридцать. Звали ее Мэри, и была она американкой ирландского происхождения. Их отношения развивались на полноценно взрослом уровне: они вместе посещали кино, рестораны, встречались у нее дома. Нежными чувствами и воспоминаниями остались в памяти Владимира эти встречи.

Разносчик газет - первая работа, за которую получал карманные деньги Владимир Познер. Биография, личная жизнь юноши в городе контрастов носила независимый характер. Вообще, в Америке родители не дают просто так деньги на собственные нужды своим детям. Их надо заработать. Владимир получал от отца еженедельно по 5 центов за чистку ботинок всей семьи по субботам и за сервировку стола с последующей уборкой после трапезы. Но аппетит растет во время еды, поэтому юноша устроился разносчиком газет для пополнения личного бюджета.

Отъезд из США

Когда в Америке началась политика маккартизма (обострение антикоммунистических настроений), Познера-старшего вызвал к себе начальник и предложил ему отказаться от советского гражданства, а в качестве награды пообещал разово выдать годовой оклад. Но Владимир Александрович с коммунистическим мировоззрением отказался от этой сделки. Он стал меньше зарабатывать, а потом и вовсе остался без работы. В 1948 году семья покинула Америку, уехав жить в занятую советскими войсками Германию.

Там Владимир восстановился в немецко-русскую школу. В 1951 году перешел в вечернюю советскую школу для сержантов и офицеров с целью получить аттестат зрелости. Он был билетом в СССР - страну, которой так бредил Познер-старший.

Владимир Познер, биография которого отмечена постоянными переездами, в конце 1952 года впервые попал в Советский Союз. Из-за заграничного прошлого и еврейских корней семье поначалу пришлось не сладко: родители не работали, жили они в гостинице за сбережения отца, которые стремительно таяли. После смерти Сталина Владимиру Александровичу удалось устроиться на «Мосфильм», а позже семье дали квартиру.

Всю весну и лето 1952 года биография Познера-младшего отмечена постоянными зубрежками. Владимир готовился в МГУ на биолого-почвенный факультет. Больше всего парень переживал из-за отсутствия совершенных знаний в русском языке. Во время вступительных экзаменов, после набора им 24 баллов из 25, ему первоначально отказали в зачислении в ряды студентов. Конфиденциально объяснив, что еврейская фамилия «Познер», биография, семья юноши не соответствуют скрытым требованиям к абитуриентам МГУ. Но отец, узнав о такой несправедливости, прямиком последовал в ЦК КПСС. В результате, Владимира зачислили в университет.

Окончив МГУ, молодой человек начал зарабатывать на жизнь научными и художественными переводами. Талантливую работу заметил С. Я. Маршак и пригласил юношу работать к себе литературным секретарем.

Тележурналист и ведущий

Работе на телевидении предшествовала редакторская деятельность в журнале, распространявшемся в США. В 1970 году Владимир занимал должность комментатора в Комитете радиовещания СССР. Пятнадцать лет его программы вещались в Англии и Америке. В это же время он летал на съемки американского ток-шоу с где оправдывал действия Советской власти.

Популярность у зрителей СССР Владимир Владимирович получил после выхода на голубые экраны телемостов, которые он вел. Это были онлайн-встречи с американскими ведущими, где обсуждались политические вопросы. Успешный дебют в групповом виде телекоммуникаций привел В. В. Познера на Центральное телевидение в должности политического обозревателя. Потом снова Америка и телевизионная работа за рубежом. В 1997 году - возвращение в Москву и должность телеведущего в ток-шоу «Времена». С 2008-го Владимир Владимирович на Первом канале ведет авторскую программу. По сегодняшний день он снимает туристическо-познавательные фильмы. Последняя из таких работ - «Еврейское счастье».

Познер: биография, жена

Первой супругой Владимира Владимировича была российский филолог Валентина Чемберджи. Брак продлился 10 лет, и в ходе семейных отношений родилась дочь Екатерина. Сейчас она живет в Берлине. По этой линии у В. В. Познера двое внуков: Мария и Николай.

Второй женой (с 1969 по 2005 год) была директор Школы телевизионного мастерства, которую основал мэтр телевидения Познер, Екатерина Орлова. В совместной жизни пара воспитывала сына Екатерины Петра. По этой линии у Владимира Владимировича имеется некровный внук Георгий.

С 2008 года Познер состоит в официальных отношениях с Надеждой Соловьевой, которая является основателем известной компании Sav Entertainment.

В. В. Познер (биография, фото представлены в нашей статье) - автор книги «Прощание с иллюзиями», в которую включены интересные жизненные истории творческой личности. Первоначально она была написана на английском языке (в 1990 году), а в 2012-м Владимир Владимирович представил ее русскому читателю.