Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало полити­ческие и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитив­ную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принад­лежности, систему ценностей запад­ной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея едине­ния под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм твор­ческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-поли­тические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Герма­нии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).

Литератур­ные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);


реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

Светский харак­тер искусства;

Повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

Появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);

Внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

Приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

Уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светс­кий вид музыки - опера. В Германии, Ав­стрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвеще­ния является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о че­ловеке как о венце Вселенной в опере Мо­царта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них констру­ировался мир, альтернативный существу­ющему. Мир, который отвечал представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личнос­ти. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благород­ной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картин­ные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом , культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

Существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

Исторический прогресс одноли­неен;

Даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Комплекс идей, связанных с послед­ним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он являет­ся порождением европейской («запад­ной») цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Европоцент­ризм есть апологетика западной куль­туры, западных ценностей, западного образа жизни. Идеолог европоцентризма, не­мецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865-1923: только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру и познавший «святые истины христианства», способен понять един­ство человеческого рода и его истори­ческий путь.

Однако уже в XIX веке изу­чение культур различных народов по­рождает сомнения относительно воз­можности выстроить их в одну шерен­гу «по росту» их уровня развития. Исторические и этнографические дан­ные свидетельствуют о том, что даже в примитивных культурах отсталых на­родов имеются достижения, усвоение которых способно обогатить европейс­кую культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренеб­режительное отношение к «нецивили­зованным» народам встречает осужде­ние со стороны гуманистически настро­енной интеллигенции.

Искусство XIX века.

Отсутствие единой эстетической доминанты- родовой, видовой, жан­ровой. Асинхронность и многостилье, борьба противополож­ных направлений в развитии искусства. Последние попытки преодолеть разорванность искусства предпринимают в начале века роман­тизм («динамический синтез искусств»), а в конце - неоромантизм, или модерн. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действитель­ности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену: в романтизме – музыка и по­эзия, в реализме – социальный роман, и т. д.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В мир искусства наряду с про­фессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художе­ственная промышленность. В XIX в. зарождаются «индустрия словес­ности», «индустрия зрелищ» и т. д. - эти слагаемые «мас­совой культуры».

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

Третье направление – уход в собственный внутренний мир, в свое «Я» (сказки Гофмана, Гауфа, ро­мантический портрет).

Присущее культуре Нового времени признание высо­кого ценностного ранга личности выливается в романтиз­ме в идею ее уникальности и неповторимости. В романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, появляется идея «синтеза искусств».

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

3) Декаданс (от фр. - «упа­док») - в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в худо­жественной культуре. Он обозначает кризисные явления в духовной культуре кон­ца XIX-начала XX в., отмеченных настроениями безна­дежности, пессимизма, упадничества.

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

Понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

Развитие науки лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Человек предстает как носитель подсознательного либидо, разновид­ность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной» и т.д.

Опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом , культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.

Век Просвещения - одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, характеризующаяся развитием общественной, философской и научной мысли. В основе этого мощного идейного движения лежали свободомыслие и рационализм, а деятели просвещения видели в знаниях мощный двигатель прогресса всего человечества.

Годы века Просвещения

Просвещение - это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители - это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви - важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Ответной реакцией царской России на просветительские идеи стало создание в 1802 году Министерства народного просвещения. Основной его задачей было проведение реформ в образовательной системе, обновление всех этапов учебного процесса.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения - доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм - доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения - Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье - оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Самой популярной комедией 18 столетия стало произведение Бомарше «Женитьба Фигаро». В этой пьесе нашли отражения все настроения общества, которое крайне негативно относилось в абсолютной монархии.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты Жаворонкова Александра Сергеевна

19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА

XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России.

Родоначальники просветительских идей - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк.

Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества.

Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий.

Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс.

Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия).

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют:

Материалистическая мировоззренческая ориентация;

Идеалистическая мировоззренческая ориентация;

Атеистические взгляды;

Деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями:

- деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.;

- теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как:

Блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

Защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

Один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

Развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов - передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

Из книги Последние и первые люди: История близлежащего и далекого будущего автора Степлдон Олаф

3. Культ юности Жители Патагонии прошли через все духовные фазы, которые были известны и древним расам, но своим особым способом. У них была своя примитивная племенная религия, унаследованная из далекого прошлого и основанная на страхе перед силами природы. У них было и

Из книги Мир дураков автора Бурьяк Александр Владимирович

1. Культ эфемерности Пятые Люди не были одарены тем потенциальным бессмертием, которым обладали сами их создатели. И из того факта, что они были смертны и, тем не менее, долговечны, их культура в основном и черпала свой блеск и остроту. Существа, для которых естественный

Из книги Мир Софии автора Гордер Юстейн

20. Культ разума Особое почтение уму в нынешней массовой культуре – неоправданное, извращенное: интеллект не более заслуживает почтения, чем желудок, почки или бицепсы. Он – вовсе не главное качество личности, а лишь необязательный придаток к куску живого мяса.

Из книги Судьба цивилизации. Путь Разума автора Моисеев Никита Николаевич

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ …от способа вдевать нитку в иголку до способа заряжать пушку… Хильда начала читать главу про Возрождение, когда внизу хлопнула входная дверь, - это пришла с работы мама. Девочка посмотрела на часы. Было уже четыре часа.Взлетев по лестнице, мама

Из книги Рабочий. Господство и гештальт автора Юнгер Эрнст

Глава шестая. ЭПОХА НООСФЕРЫ 1. Эпоха ноосферы и проблема коэволюции В 20-х годах Леруа впервые употребил термин “ноосфера” - сфера Разума, который затем широко использовал Тейяр де Шарден. Именно благодаря ему этот термин получил широкое распространение. Тейяр де Шарден

Из книги Индийская философия (Том 1) автора Радхакришнан Сарвепалли

ЭПОХА ТРЕТЬЕГО СОСЛОВИЯ КАК ЭПОХА МНИМОГО ГОСПОДСТВА 1 Господство третьего сословия так и не смогло затронуть в Германии то внутреннее ядро, которое определяет богатство, власть и полноту жизни. Оглядываясь на более чем столетний период немецкой истории, мы вправе с

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

VI. КУЛЬТ ДУРГИ Культ Дурги упоминается в Махабхарате в начале Бхишмапарвы. Кришна советует Арджуне выразить уважение Дурге перед началом битвы и помолиться за успех . На первой стадии Дурга является лишь богиней-девственницей, почитаемой дикими племенами района

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

3. Культ Движение обеих сторон, в котором форма божества, движущаяся в чистой ощущающей стихии самосознания, и форма божества, покоящаяся в стихии вещности, взаимно отказываются от своих разных определений, а единство, которое есть понятие их сущности, достигает

Из книги На пути к сверхобществу автора Зиновьев Александр Александрович

Эпоха Нового времени – эпоха культа разума Эпоха Нового времени – это период в истории мировой цивилизации, когда все общество словно встряхнулось от длительной спячки в кошмарной среде и увидело мир новыми глазами (равно как и самих себя). Начался новый период

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ При критике сталинизма обычно наряду с репрессиями, коллективизацией сельского хозяйства, гонениями на церковь, преследованиями некоторых отраслей науки и деятелей культуры в числе его грехов называют культ личности Сталина. При этом причины культа

Из книги Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму автора Субетто Александр Иванович

Часть II Новая физика, необходимая для понимания разума В поисках невычислительной физики

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

18.2. Переломная эпоха начала XXI века как Эпоха Великого Эволюционного Перелома Первое. Это есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома , потому что на рубеже 1980-х – 1990-х годов человечество со своим рыночно-капиталистическим мирохозяйствованием на Земле вступило в

Из книги Критика чистого разума автора Кант Иммануил

18.3. Переломная эпоха начала XXI века как Эпоха Глобального Краха Капитализма Второе. Это есть Эпоха Глобального Краха Капитализма в его империалистической форме. С одной стороны, глобальный империализм мировой финансовой капиталократии породил не только первую фазу

Из книги автора

18.4. Переломная эпоха начала XXI века как эпоха ренессанса Великой Русской Социалистической Революции и торжества Дела Ленина и ленинизма Третье. Это есть Эпоха ренессанса Великой Русской Социалистической Революции и краха либерально-капиталистической контрреволюции в

Из книги автора

Из книги автора

Антиномии чистого разума раздел третий Об интересе разума в этом его противоречии Мы видели здесь всю диалектическую игру космологических идей, которые не допускают, чтобы им был дан соответствующий предмет в каком-нибудь возможном опыте; более того, они даже не

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Астрахани

Кафедра ___________________________

___________________________

Мамедова Нурана Князевна

«Культура эпохи Просвещения»

Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

студентки 1 курса заочной формы обучения, группа ФК(5.5)-1

специальность «Финансы и кредит»

Астрахань 2009

Введение

Культурология – сравнительно молодая гуманитарная дисциплина. Как самостоятельная наука она сформировалась в начале XX века.

В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. Борьба между умирающей и зарождающейся новой культурой сопровождалась адекватной сменой эстетических принципов и устоев общества.

В ХVII веке в Англии зародилась идеология Просвещения, получившая в дальнейшем широкое распространение во Франции, Германии, несколько позже в Северной Америке, странах Восточной и Юго-Восточной Европы, а также в России.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Целевая установка данной контрольной работы состоит в том, чтобы на основе ретроспективного анализа политических, культурных, научных, идеологических концепций периода Просвещения раскрыть истоки, пути становления и эволюции эстетики данной эпохи.

Глава 1. Главные ценности эпохи Просвещения

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства как перед Богом, так и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:

«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им».

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя:про-мышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совер-шили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Глава 2. Особенности Просвещения в странах Европы

Отвечая духу времени, эпоха Просвещения (XVIII в. – до Великой Французской буржуазной революции) начинает вести активную борьбу за утверждение веротерпимости и свободомыслия в духовной культуре, а также либерализ-ма в политике. Сполна исчерпав достижения научной революции XVIII в., Просвещение постепенно поворачивает мир к стабильности, а европейское самосознание – к уверенности и оптимизму.

Различными средствами просветители старались достичь едва ли не главной для эпохи цели – осуждения феодального прошлого (как «неразумного» и «противоестественного») и утверждения будущего; просветители искренне верили, что их усилиями, путём воспитания, убеждения, путём непрерывных реформ можно создать, наконец, «царство разума».

Культура становится многослойной и разнообразной, зарождается и постепенно утверждается принципиально важное качество европейской культуры – плюрализм, который в наше время стал уже способом её бытия. История европейского плюрализма началась с борьбы за веротерпимость.

2.1. Просвещение в Англии

Движение Просвещения получило своё начало в Англии. Здесь после буржуазной революции зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего века Просвещения. Джон Локк (1632-1704 гг.) – один из первых мыслителей английского просвещения, говорил о своей убежденности в доброй и разумной основе человеческой природы, и считал целью всякого общества сохранность и защиту личной свободы. В работах Локка формулируются естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека.

Из Англии идеи Локка попали во Францию, где встретили восторженный приём, потому что открывали дорогу к формированию таких черт культуры, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.

Особенности Просвещения в Украине.

Григорий Сковорода - философ-просветитель.

1.Философия Просвещения:

Основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

Духовными наследниками гуманистов эпохи Возрождения стали просветители XVIII века. Предавая острейшей критике и гневному осмеянию феодальные порядки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощения человеческого разума и гармоничного развития личности.

Просвещение - это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждение капиталистических отношений. Термин “просвещение” был введен в культурный оборот Вольтером и Гердером. Немецкий философ И. Кант определил Просвещение какнеобходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Выдающиеся деятели Просвещения

Английское Просвещение

Локк Джон (1632-1704) - философ материалист, из первых высказал многие идеи Просвещения, автор теории общественного договора и естественного права.

Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Шефтсбери эстетизирует мир, утверждая эстетический характер нравственного совершенства, рисуя величественную картину вечно творимого и творящего космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного.

Толанд Джон (1617-1722) - философ-материалист, близок к диалектической трактовке сущности мира (догадка о самодвижении материи); в книге “Христианство без тайн” выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Главное философское сочинение - “Письма к Серене”.

Коллинз Уильям Уилки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные порядки, но и зарождающиеся буржуазные нравы.

Французское Просвещение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. В основном сочинении “О духе законов” обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, изучающих влияние естественных природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) - философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. В “Философских письмах”, “Трактате о метафизике”; “Философском словаре” выступал как деист, в то же время высказывал идею о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. Оказал большое влияние на французских материалистов XVIII века.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. Считал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразования общества в уменьшении имущественного неравенства посредством пресечения роскоши и ограничения потребностей (аскетический коммунизм); признавая народ носителем верховной власти. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке французской революции.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог Великой Французской революции. Изданная в 1762 году работа Руссо “Эмиль, или О воспитании” за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а автор на 5 лет иммигрировал в Англию. Во взглядах на правду Руссо - деист. Социально-политическим идеалом Руссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение такое власти. В работах “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”, “Рассуждение о происхождении и обоснованиях неравенства между людьми” прозорливо описал многие противоречия социального и научно-технического прогресса.

Кондильяк Этьен Бонно де (1715-1780) - философ, логик, член Французской академии; в своем главном философском сочинении “Трактате об ощущениях” развивал сенсуалистическую теорию познания Локка. В работе “Язык исчислений” дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

Немецкое Просвещение

Вольф Христиан (1679-1754) - философ-рационалист, идеолог раннего Просвещения, стремился к построению всеобъемлющей системы философского знания; его учебные руководства стали основой университетского образования Германии. В этике принципы естественной морали считает объективными нормами вытекающими из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политическом учении Вольф - сторонник теории естественного права и выразитель идей просвещенного абсолютизма.

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781) - философ, эстетик, писатель, критик. Преодолевает ограниченность вольфианского рационализма; в тезисах “Воспитание человеческого рода” подходит к идее органического развития и поступательного движения человечества к совершенству; в эстетике обосновал принципы реалистического художественного образа, дал известную классификацию искусства.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - философ, теоретик культуры, общественный деятель, главный вдохновитель движения “Буря и Натиск” - просветительского литературного движения, порвавшего с нормативной эстетикой классицизма, с преувеличенным культом разума и развивавшего эстетику демократичного самобытного искусства с изображением ярких и сильных страстей. В работе “Идеи философии истории человечества” проводит идею становления и развитию мира как органического целого, завершает очерком истории человеческой культуры. Оказал большое влияние на творчество Гете.

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - поэт, ученый, философ, стремился к универсализму знания и мировоззрения; его поэзия и занятия наукой (остеология, минералогия, ботаника, физика, учения о цвете) дополняли друг друга. В основе его философии - диалектическая картина мира, где мир рисуется как совокупность живых форм, как сплошной метаморфоз форм. В “Фаусте”, уникальном по построению художественном произведении, над которым Гете работал всю жизнь, в поэтической форме отражены научные, исторические, философские, нравственные проблемы.

Русское Просвещение

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - выдающийся ученый естествоиспытатель и мыслитель-материалист, поэт; развивая идеи науки Нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию; (разрабатывал “корпускулярную” философию) как исходную концепцию для объяснения физических и химических явлений. Общественный прогресс Ломоносов связывал с развитием образования, просвещения и ремесел; в духе Просвещения разработал проекты экономического и социального развития страны. Основная тема поэзии Ломоносова - Вселенная, природа и человек. По инициативе Ломоносова в 1755 году был создан Московский университет, ставший центром русской науке и культуры.

Козельский Яков Павлович (около 1728 - около 1794) - русский просветитель, философ-материалист, развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества и религиозной морали.

Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788) - философ-деист, профессор Московского университета; его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм и все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

Новиков Николай Иванович (1744-1818) - просветитель, писатель, журналист, издатель, организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России; выступал против крепостного права, по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Развивая идеи французских просветителей, дал революционную интерпретацию теории естественного права, осуждал самодержавие как - наипротивнейшее человеческому естеству состояние. За сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. В ссылке написал философский трактат “О человеке, его смерти и бессмертии”, где развивал материалистическое мировоззрение.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - философ-идеалист, публицист. В “Философских письмах” философ уповает на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевавшего эгоизм и индивидуализм как несообразные с всеобщим назначением человека быть двигателем Вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. После опубликования “Философских писем” Чаадаев “Высочайшим повелением” был объявлен сумасшедшим. Позже мыслитель написал ”Апологию сумасшедшего”, где в ответ на обвинения в недостатке патриотизма говорил об особенной исторической судьбе России.

Из всего многообразия взглядов просветителей, различных теорий и их интерпретаций выделим центральные идеи идеологии и философии Просвещения.

1. Антисхоластическая, антирелигиозная направленность идей Просвещения. Цель Просвещения как широко идейного движения состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против невежества и мистики, за свободу исследования против ее подавления авторитетом, за критику против апологетики. В рамках Просвещения развивалась как атеистическое мировоззрение, так и деизм, представители которого допускали Бога - духовную силу как первотолчка, первопричины мира, а “естественную религию” в качестве социального регулятора исторического процесса.

2. Всепроникающий разум. Главный лозунг Просвещения - “Наука и прогресс!”. Разум у просветителей является главным средством преобразования общества. человек должен соответствовать разумной гармонии естественного мира, а поэтому его надо просветить, образовать. Задачу широкого распространения науки, образования просветители ставили не только теоретически и не для будущих поколений, но сами много сделали для ее практического осуществления. Многие просветители свои надежды возлагают не на революции, а на постепенное, эволюционное преобразование общества на принципах разума и справедливости путем морально-политического и эстетического воспитания граждан. Отсюда же и идея “просвещенной монархии”, согласно которой правитель - “философ на троне”, восприняв принципы просвещения, может путем “хорошего законодательства” установить справедливые общественные порядки.

3. Исторический оптимизм просветителей основан на идее “естественного человека”, согласно которой человек по природе своей добр, а причина зла в нем - ущемление цивилизацией его природного, естественного начала. Запросы, желания, устремления и цели такого человека объявлялись разумными. Просветители верили в человека, его разум и светлое будущее, считали его творцом истории. На этих идеях основаны теории “Естественного права” и “Общественного договора”. В противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченные сторонники теории “Общественного договора” на основе доктрины естественного права и идеи о народном суверенитете. Согласно которой источником и конечным обладателем всякой власти является народ, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов (общественный договор), обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых (естественных прав - права на жизнь, свободу и частную собственность). Руссо в книге “Об общественном договоре” утверждал, что поскольку государство возникает на основе договора, граждане вправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью.

Идеология и философия Просвещения оказали большое влияние на все сферы жизни общества; идеи просвещения живы и поныне в стремлении человечества к общечеловеческим гуманистическим ценностям; а лидеры Просвещения остаются примером самоотверженной борьбы за новые идеалы. Дух Просвещения и просветитель образно выражен в следующей характеристике, которую М. Горький дал Вольтеру: “... Вольтер, человек с лицом дьявола, всю жизнь, как титан, боролся с пошлостью. Крепок был яд его мудрого смеха! Даже попы, которые сожрали тысячи книг, не портя своего желудка, отправлялись на смерть одной страницей Вольтера, даже королей, защитников лжи, он заставлял уважать правду” .

Для того чтобы Вы почувствовали своеобразие духа и стиля философии просвещения, прочтите небольшие фрагменты текстов и сравните постановку и решение философско-мировоззренческих проблем разными философами.

Вариант 1.

Прочитав два фрагмента текста, ответьте на вопросы:

какие философские проблемы здесь поставлены?

в чем сходство и различие в их трактовке различными представителями философии Просвещения.

(1). Готхольд Лессинг

“Ведь упражнять рассудок при таком своекорыстии человеческого сердца только на том, что связано с нашими физическими потребностями, означало бы не обострить, а притупить его. Для того, чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет в нас способность любить добродетель ради ее самой, он должен упражняться в постижении духовных предметов...

Нет, оно придет, оно обязательно придет, в это время совершенства, когда человеку, по мере того как его рассудок будет все увереннее в лучшем... будущем... он будет творить добро ради самого добра, а не ради того воздаяния, которое уготовано чьим-то произволом...”.

Лессинг Г. Э. Воспитание человеческого рода // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.385).

“Мефистофель”

“... Я о планетах говорить стесняюсь,

Я расскажу, как люди бьются, маясь.

Божок вселенной, человек таков,

Каким и был он испокон веков.

Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

Его ты божьей искрой изнутри.

Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет.

Прошу простить, но по своим приемам

Он кажется каким-то насекомым.

Полулетя, полускача,

Он свиристит как саранча.

О, если б он сидел в траве покоса

И во все дрязги не совал бы носа!”

(Гете И.В. Фауст // Избранные произведения в 2-х томах – М.: Правда, 1985. – Т. II. – С.135).

Вариант 2.

Сравните постановку и решение философских проблем просветителями XVIII века по предложенным фрагментам текста.

(1). Жан Жак Руссо

“Как и тело, дух имеет свои потребности. Телесные потребности являются основой общества, а духовные его украшают. В то время как правительство и законы охраняют общественную безопасность и благосостояние сограждан, науки, литературы и искусства - менее деспотичные, но, быть может более могущественные - обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественные чувства свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы. Необходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили. Сильные мира сего, любите таланты и покровительствуйте их обладателям”.

(Руссо Ж. Ж. Рассуждения об науках и искусствах... // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.152)

(2) Иоганн Готфрид Гердер

“Нет сомнения, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершится в будущем; ибо неувядаемые права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы... Божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы. После того как оно сотворило землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему: “Будь моим подобием, богом на земле! Владей и господствуй! Произведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы; я не могу помочь тебе чудесами, потому что я вложил в твою человеческую судьбу в твои человеческие руки; но тебе будут помогать все священные, вечные законы природы”.

Гердер И. Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // избр. Соч. - М., Л., 1959. - С.273

Вариант 3.

Прочитав два фрагмента текста ответьте на вопросы:

ü какая концепция здесь излагается?

ü кем из философов нового времени она была впервые сформулирована?

ü в чем сходство и различие трактовок этой проблемы в представленных текстах?

(1) Шарль Монтескье

“Как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами, как существо, одаренное умом, он беспрепятственно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил. Он должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное, как всякое смертное разумное существо, он становится жертвой неведения и заблуждения и нередко утрачивает и те слабые познания, которые ему уже удалось приобрести, а как существо чувствующее, он находится во власти тысячи страстей. Такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя - и бог напоминает о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себя - и философы направляют его законами морали; созданный для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних - и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредством политических и гражданских законов”.

Монтескье Ш. - Л. О духе законов // Антология мировой философии. - К., 1991. - Т.1 - Ч.2. - С.111

(2) Жан Жак Руссо

“Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма заметную перемену, заменяя в его действиях инстинкт правосудием и сообщая его действиям нравственное начало, которое им прежде не доставало... Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладал в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большее преимущества: его способности упражняться и развиваться, мысль его расширяется, чувство его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, ... превративший его из тупого ограниченного животного в существо мыслящее - в человека”.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.160-161.

Еще раз обратитесь к раздумьям философов - просветителей в поисках ответа на вопрос: какие добродетели почитались в эту эпоху? И вновь возвратимся к нашей таблице «Добродетели в истории культуры» и заполним последний столбец: культура эпохи модерна. Таблица заполнена. Проведите сравнительный анализ эпох. Менялось ли существенно представление о нравственном идеале человека? Какие выводы следуют из ответа на этот вопрос.

В философии просвещения была четко поставлена проблема нравственной природы человека. Одни философы утверждали, что человек по природе своей добр, а цивилизация делает его злым, алчным, завистливым. Другие же доказывали, что человек изначально односторонен и несовершенен и лишь правильное воспитание в обществе может сделать его Человеком. К какой позиции присоединяетесь Вы? Почему? Какие жизненные выводы следуют из Вашей позиции?


Похожая информация.