May 18th, 2016

Многие из вас наверняка видели стрельбы реактивных систем залпового огня. С десяток реактивных снарядов серией выстрелов один за другим устремляются к цели. Можете ли вы вообразить себе, что нечто подобное возможно, скажем, с использованием межконтинентальных баллистических ракет? В конце лета 1991 года была проведена едва ли не самая уникальная военно-морская операция в мире - залповая стрельба межконтинентальными баллистическим ракетами с борта подводной лодки.

Операцию, проведенную 6 августа 1991 года, в советском военно-морском ведомстве окрестили "Бегемот-2". Почему именно такое наименование получил этот уникальный эксперимент — ракетная стрельба стратегической атомной подводной лодки полным боекомплектом — сегодня можно только гадать.

Говорят, военные моряки высшего ранга просто-напросто, как бы сейчас сказали, прикололись. Есть и еще версия: такая колоритная кличка была у одного из конструкторов советской баллистической ракеты. Так или иначе, не будем гадать о происхождении названия операции. Лучше вспомним, как это было.


Автор этих строк, служивший тогда на атомной подлодке в заполярном Гаджиево, очень хорошо помнит то время. Вот что он говорит: военные моряки высоких рангов между собой шепотом называли операцию "Бегемот-2" генеральной репетицией Апокалипсиса. Эти ракетные стрельбы действительно достойны книги мировых военных рекордов, если бы таковая существовала. Суммарная мощность всех зарядов, которые могли нести 16 выпущенных ракет, равнялись мощности всех боеприпасов, использованных во время Второй мировой войны!

Личному составу Северного флота стало известно об успешном проведении операции "Бегемот-2" лишь в дни ГКЧП. Есть версия, как тогдашнее командование флота "разгласило" секретную информацию и допустило, чтобы об уникальной операции узнал весь личный состав.

Тогдашние флотоводцы долго решали, какую сторону занять. Из Москвы приходили какие-то противоречивые указания, было понятно, что в столице царит полнейший бардак. Ну и из Североморска в Москву неслись доклады, напоминающие полный бред. Моряки мудро тянули время: чья возьмет? В эти дни как раз и прозвучали открытым текстом доклады об операции "Бегемот". Тайна перестала быть тайной.

Так или иначе, за две недели до ГКЧП и за четыре месяца до полного распада Советского Союза наши вооруженные силы продемонстрировали такую свою мощь и такие возможности, что наши потенциальные противники ужаснулись.

Сразу скажу: не предвидение грядущего краха сверхдержавы и не желание моряков и конструкторов проверить хотя бы единожды возможности своего детища, стратегической субмарины, стали причиной проведения столь масштабного эксперимента.

В дело вмешалась большая политика. Люди постарше помнят, что во второй половине 1980-х годов шли интенсивные "горбачевские" советско-американские переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений. Камнем преткновения стал вопрос о том, какие именно средства из ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты на подводных лодках) сокращать и в каких количествах.

Так же, как и в Америке, в нашей стране каждый из родов войск, коих это касалось, отстаивал свои интересы и стремился доказать, что именно его вооружение должно остаться в неприкосновенности. То есть выясняли, кто круче.

Советский ВМФ никогда еще не стрелял из-под воды полным боекомплектом. Подобный "трюк" мог убедить руководство страны сделать ставку именно на флот. До этого самым большим достижением подводного флота был пуск осенью 1969 года восьми ракет с борта подводного ракетоносца. Первым залповую стрельбу из подводного положения выполнил экипаж советской АПЛ К-140, командование которой осуществлял капитан 2 ранга Юрий Бекетов. Однако тут стоит сразу оговориться.

Хотя речь действительно идет о залповой стрельбе баллистическими ракетами Р-27, определенные ограничения при запуске все же остались - залп состоял из двух коротких серий по четыре ракеты в каждом. Между первой и второй серией стрельб был определенный интервал - за время короткой передышки экипаж и операторы вооружения должны были проверить работу систем, убедиться в отсутствии неисправностей и еще раз проверить готовность ракет к выходу из шахт.


Ракета Р-27 индекс УРАВ ВМФ — 4К10 код СНВ — РСМ-25 код МО США и НАТО — SS-N-6 Mod 1, Serb

В эпоху перестройки многие в советском военном ведомстве полагали, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну в лучшем случае три ракеты. А если это так, то надо сокращать как раз подводный флот.

В такой обстановке и родилась идея проведения операции с кодовым наименованием "Бегемот". Впервые осуществить задуманное попытались в 1989 году, но попытка закончилась неудачей. Во время старта одной из ракет произошла авария, и дальнейшие пуски были тут же отменены. К счастью, обошлось без жертв, но имеются сведения, что экосистема северных морей понесла серьезный урон. Подробности тех событий так и остаются пока засекреченными. Но я помню, как десятками, сотнями и тысячами летом 1989 года в Белом и Баренцевом морях выбрасывались на сушу морские звезды, а медуз было столько, что берег напоминал огромный студень.

Конечно, госкомиссия расследовала причины неудачи "Бегемота". Но главная из них, по-моему, так и не опубликована до сих пор. Я очень хорошо был знаком с членами экипажа той лодки (сейчас, кстати, она называется "Екатеринбург"). По их мнению, к неудаче привели не столько технический фактор, сколько человеческий. На борту лодки во время "Бегемота" находилось более полусотни высших флотских чинов. Флотские начальники вышли в море, как принято говорить, за орденами и звездами.

Если бы лодке удалось выстрелить 16-ю ракетами, они могли бы рассчитывать на награды — все-таки как бы участвовали. Морально-психологическая обстановка на борту была невыносимая: большие начальники, которым делать было только нечего, болтались по отсекам, проверяли все подряд. Это чрезвычайно нервировало подводников.

Представьте себе: матрос-турбинист стоит на вахте, по пояс голый, уставший и потный, за паром следит, а тут флагманский доктор в белой рубашечке к нему докапывается — почему не знаешь, как массаж сердца делать? В общем, по мнению моряков, в неудаче первого "Бегемота" виновато именно невероятное количество начальства на борту.

К "Бегемоту-2" готовились два года. Изнурительные тренировки экипажа продолжались много месяцев. Командир гонял подчиненных до седьмого пота, добиваясь полного автоматизма в выполнении операций. Иначе было нельзя: на карту были поставлены не только карьера офицеров, но и перспективы вообще всего флота, сами понимаете.


Подготовка Р-27 к погрузке на подводную лодку

В штабах ядерных держав всегда прорабатывались планы по уничтожению любого вероятного противника. Каждый из сценариев глобальной ядерной войны предполагал (и скорее всего, предполагает до сих пор) массированное применение ядерного оружия. Как известно, ядерная триада, которой до недавнего времени обладали лишь Россия и США, помимо наземных шахтных пусковых установок и других комплексов, авиационных боеприпасов с ядерной боевой частью также включает в себя размещение ядерного оружия на подводных лодках.

Специалисты отмечают, что оснащенная ракетами со «специальной», т.е ядерной, боевой частью подводная лодка, еще со времен холодной войны считается самым страшным и самым труднозасекаемым носителем межконтинентальных баллистических ракет. Ракетным подводным крейсерам стратегического назначения всегда отводилась особая роль в обмене ядерными ударами - огромные субмарины, скрывающиеся от противника в толще воды, в определенный момент должны были производить полный отстрел всего перевозимого боекомплекта.

Сама идея запуска тяжелых ядерных ракет из-под воды, тем более в режиме залпа, казалась невыполнимой. Требования к пуску в нужный момент всех имеющихся ракет вроде бы существовали, однако, реализация подобного приема и воплощение «судного дня из-под воды» требовала не только умений, но и особой подготовки.

Заранее стоит отметить, что генеральную репетицию Армагеддона, наверное, так никогда и не осуществили бы в том виде, в каком ее запомнили, если бы не одно любопытное обстоятельство. Под конец 80-х и начало 90-х годов подводники все чаще начали слышать в свой адрес самые разные упреки - мол, технологии позволяют обойтись без дорогостоящих крейсеров, а экипажи подводных лодок и вовсе обычные «операторы».

Однако запускать МБР из шахты, которую с высокой вероятностью уже накрыл «колпаком» спутник - слишком рискованно, а для того, чтобы доказать новому руководству жизнеспособность АПЛ как боевой единицы, способной стереть с лица планеты несколько стран, пришлось продумать и устроить «полноракетный» пуск с борта атомного подводного крейсера стратегического назначения.

Первая попытка осуществить такой пуск чуть не закончилась трагедией из-за повреждения ракеты, и упреков в адрес подводников и спроектированных подводных лодок прибавилось. АПЛ К-407 «Новомосковск» проекта 667БДРМ «Дельфин» была одной из самых новых в составе флота - ракетный подводный крейсер стратегического назначения спустили на воду лишь в 1990 году. Подготовка экипажа, отнимавшая, помимо времени и сил, много нервов, продолжалась несколько месяцев - командир корабля капитан 2 ранга Сергей Егоров, по воспоминаниям офицеров Северного флота, гонял экипаж до седьмого пота.

«Доставалось им тогда. Но иначе нельзя было. Эти стрельбы должны были стать не просто решающими в судьбе какого-то отдельного взятого командира. Вся судьба подводного флота в то время висела, что называется, на волоске», - вспоминает капитан 3 ранга в отставке Виктор Кулинич.

Поддержать экипаж и доказать надежность конструкции подводного крейсера, помимо флотского начальства, прибыли лишь два человека. Но каких! Вместе с подводниками осуществлять уникальную операцию отправили генерального конструктора подводной лодки и его заместителя, отвечавший за исправную работу ракетного вооружения. И вот кульминационный момент - загруженный 16 межконтинентальными ракетами подводный крейсер К-407 начинает стрельбу.

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.

Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.


"Новомосковск" и "Верхотурье", Гаджиево, 01.01-08.08.2015 (фото от b345 c forums.airbase.ru)

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Военно-морской флот СССР - это вообще кузница уникальных кадров, способных в непростой ситуации принять единственное верное решение», - объясняет капитан третьего ранга в отставке Виктор Кулинич.

За операцию «Бегемот-2» командира подводной лодки повысили в звании, а погоны теперь уже командиру 1 ранга Сергею Егорову контр-адмирал флота Леонид Сальников в торжественной обстановке вручил прямо на центральном посту подводной лодки.

Несмотря на то, что страна, которой подводники служили верой и правдой, вскоре начала переживать один из самых тяжелых периодов в своей истории, важно вспомнить и о том, какие выводы были сделаны командованием флота и зарубежными специалистами. За последних, пожалуй, лучше всех высказался военный историк, специалист по изучению проблем военно-морского флота Рэй Ривера. Американский историк пояснил, что эффект, который произвели эти стрельбы на американских военных, был ошеломителен.

«Через шесть месяцев или чуть больше, в Пентагоне было созвано специальное совещание, на которое приглашались лучшие специалисты по противоракетной обороне, наиболее успешные инженеры по радиолокации и электронным системам.

Им всем был с разной формулировкой задан один и тот же вопрос - если стрельбу шестнадцатью ракетами осуществить на минимальном расстоянии от Соединенных Штатов, сможет ли американская СПРН (система предупреждения о ракетном нападении) вовремя среагировать, а войска вовремя обнаружить и сбить такие ракеты. На этот вопрос ответа так и не получили», - отмечает Ривера.

Уникальный во всех отношениях рекорд советских подводников так и остался непобитым - по сей день ни одному государству не удалось повторить пуск такого количества ракет за один залп с минимальным интервалом. «Очередь» из баллистических ракет «Синева», выпущенная с борта подлодки «Новомосковск» навсегда сняла вопросы об эффективности подводного флота в случае глобального противостояния и подтвердила, что межконтинентальные ракеты при необходимости могут быть доставлены прямо «под нос» противнику.

Однако дурное предчувствие на работу систем вооружения не повлияло - все 16 межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева» покинули пусковые контейнеры в корпусе субмарины. С интервалом не более 20 секунд весь боезапас сорокатонных баллистических ракет был выпущен. Очевидцы рассказывают, что еще никогда в мировой истории и жизни десятков специалистов ВМФ не удавалось увидеть, запечатлеть и проследить залповую стрельбу таким количеством ракет.

«Для большинства тех, кто подводные лодки видит только в фильмах, да на картинках, такая стрельба - это фантастика. А для подводников это, скажем так, хоть и необычная задача, но невыполнимой ее назвать тоже нельзя. Все члены экипажа подводной лодки с таким количеством ракет на борту, да и вообще экипаж подводной лодки, - это огромного масштаба профессионалы. Управление десятком систем одновременно, контроль данных и синхронизация действий - это все следствие боевой выучки и отменных навыков. Именно благодаря этому гипотетический массированный ракетный удар вообще состоялся.

В 1998 году "Новомосковск" стал первым в мире боевым кораблем, с борта которого стартовала ракета-носитель "Штиль", выведшая на околоземную орбиту два искусственных спутника Земли — Tubsat-N и Tubsat-N1. Причем пуск носителя был осуществлен из-под воды. На следующий год был осуществлен первый пуск баллистической ракеты из географической точки Северного полюса.
Читайте больше на

10 сентября 1960 года – впервые в СССР подлодка Северного флота произвела пуск баллистической ракеты из подводного положения. Стрельбу выполнила подводная лодка Б-67 ПВ-611проекта, командовал которой капитан второго ранга Вадим Константинович Коробов.

В СССР работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) с подводным стартом начинались не на пустом месте - проработка вопросов, связанных с тематикой подводного старта ракеты, была задана ещё в 1955 году. 3 февраля 1955 года вышло постановление Правительства о начале исследований по подводному старту ракеты Р-11ФМ. Работы по ракете были поручены ОКБ-10 НИИ-88 под руководством главного инженера Е. В. Чарнко. Разработка бортовой, стендовой и корабельной систем управления была поручена СКБ-626, главный конструктор Н. А. Семихатов. Работы по исследованию физики явлений, имеющих место при подводном старте, были разбиты на три этапа. На первом этапе производились бросковые пуски макетов, имитирующих ракету Р-11ФМ, из неподвижной погруженной шахты. На втором этапе производились пуски макетов с движущейся переоборудованной подводной лодки. На третьем, заключительном этапе, производились прицельные стрельбы на полную дальность с борта подводной лодки. Для бросковых испытаний были созданы два типа макетов — с твердотопливным и жидкостным ракетными двигателями, соответственно. 23 января 1958 года вышло постановление правительства о переоборудовании лодки Б-67 по проекту ПВ-611 для запуска опытных баллистических ракет с подводным стартом. К июлю 1958 года ракета Р-11ФМ была доработана для подводного старта и получила индекс С4.7. Первый пуск ракеты С4.7 с борта Б-67 состоялся в августе 1959 года на Белом море. Пуск закончился неудачей. За пусками велось наблюдение с помощью судна «Аэронавт». С лодки на поверхность шёл кабель-трос к плотику с антенной. С помощью неё и осуществлялась связь в диапазоне УКВ с наблюдательным судном. Был дал сигнал на старт. Аппаратура лодки просигнализировала, что ракета ушла. Однако с борта «Аэронавта» старта не наблюдали. Лодка всплыла, открыли шахту, и стоявшая в ней ракета самопроизвольно стартовала. Следующая попытка была осуществлена (снова неудачно) 14 августа 1960 года - в процессе заполнения шахты водой из-за заводского дефекта в системе ракету сбросило со стартового стола и была утеряна головная часть. Первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты С4.7 состоялся 10 сентября 1960 года, через 40 дней после первого подводного пуска американской ракеты Polaris A-1 20 июля 1960 года.

Воспоминания Коробова Вадима Константиновича (15.02.1927 год— 12.04.1998 год) — советского подводника, адмирала, ГерояСоветского Союза.:-

<<Во всех справочниках и книгах по истории советского ВМФ указывается, что первый подводный старт баллистической ракеты в Советском Союзе состоялся осенью 1958 г., хотя на самом деле все произошло два года спустя. Испытания проходили в обстановке глубокой секретности. Результаты доводились до узкого круга ученых и военных. Да и потом многие данные не попали в открытую печать. Каковы причины этого? Трудно объяснить. Отчасти, думаю, причина и в том, что здесь Советский Союз отстал от американцев. Мы первыми провели пуск баллистической ракеты с подводной лодки. Но это в надводном положении. Старт из-под воды долго не получался. Но объективные исследования на эту тему в СССР все же были. Есть такой секретный двухтомник «История военного кораблестроения», изданный примерно в середине 80-х годов для штабов и НИИ. Во втором томе описаны наши испытания. Тираж, конечно, ограничен. А по нынешним временам никаких секретов нет в этих книгах.

Уже в середине 50-х годов стало ясно, что пуск баллистических ракет из надводного положения резко снижал скрытность и боевую устойчивость подводных лодок. Моряки говорили об этом еще тогда, когда вынашивалась идея использования ракетного оружия на флоте. Характерно, что постановление Совмина об отработке подводного способа старта баллистических ракет подписано Н. А. Булганиным 3 февраля 1955 г., то есть еще до морских испытаний Р-11ФМ.

Я был старшим помощником у Федора Ивановича Козлова, когда состоялся первый пуск Р-11ФМ, а потом - у нового командира Ивана Ивановича Гуляева. О каких-либо научных разработках, естественно, не знал. Не положено было знать. Но помню один эпизод. Как-то я в сердцах спросил у Королева, почему он держит одного инженера-выпивоху (тот, запив, мог по три дня не появляться на работе), а Сергей Павлович честно признался, что этот инженер очень талантлив, поэтому с его грехами приходится мириться. И, видимо, для убедительности сообщил, что инженер ведет тему по работе ракетного двигателя под водой. Уже освоена глубина в 3-4 метра. «И все ниже он опускается», - печально добавил Королев.

Королев вскоре передал разработку ракетного оружия для подводных лодок конструкторскому бюро, которым руководил Виктор Петрович Макеев. А подводным стартом вплотную занялось ОКБ-19 НИИ-88 (главный конструктор Евгений Владимирович Чарнко). Чарнко взял за основу Р-11ФМ, чтобы определить возможность запуска двигателя ракеты в заполненной водой шахте. Так и появилась ракета С-4.7.

Оказался неудачным подводный старт с Б-67 в августе 1959 г. Мне рассказали об этом очевидцы. Все шло, как обычно. Лодка погрузилась на стартовую глубину. Находящиеся на опытовом корабле «Аэронавт» представители флота и промышленности ждали пуска. Связь осуществлялась таким образом: с Б-67 «шел» на поверхность кабельтрос и тащил плотик с антенной. Время «Ч» прошло, по УКВ с «Аэронавта» запрашивают лодку, почему не выполнен старт? Ответ: «Старт состоялся!» Адмиралы развели руками. Следует команда на всплытие. «Аэронавт» подходит к лодке, швартуется. Открывают шахту, а там стоит… ракета, которая должна была улететь около часа назад. Председатель комиссии командир Северодвинской бригады строящихся кораблей капитан 1 ранга Александр Наумович Кирток приказывает всем собраться на «Аэронавте», чтобы выработать решение. Перебрасывается сходня на лодку… И в это время запускается ракетный двигатель! Паника! А ракета срывает крепление по-походному и стартует. «Аэронавт» дал ход, оборвал швартовы. Люди, которые находились на мостике Б-67, бросились к рубочному люку, а там застряли. Командир группы штурманской боевой части Болотов рассказывал мне, что упал на спину и вот таким образом наблюдал полет С-4.7. Хорошо еще, что обошлось без жертв. Говорят, что после доклада Н. С. Хрущеву о неудаче «наш верховный» распорядился отложить испытания. Главком ВМФ С. Г. Горшков перевел Янкина командиром дивизиона ремонтирующих кораблей. Вот так я вернулся на Б-67. Ракета улетела и при падении на землю полностью разрушилась. Поэтому причину аварийного старта установить не удалось.

Тогда конструкторы нашли «топорное» решение. Внутри шахты на уровне бака-окислителя поставили нечто вроде ножа. Тут же приделали железный «палец», а наверху поставили… чугунную чушку. Если старт срывается, то командир после всплытия бросается на мостик и опускает эту самую чушку. Та ударяется о «палец», нож разворачивается и вспарывает бак-окислитель. Кислота выливается, ракета остается на месте.

14 августа 1960 г. выходим на вторую стрельбу. Для меня стрельба из-под воды, естественно, первая. Погружение. Я в боевой рубке, Кирток - в центральном посту. Командует: «Заполнить шахту!» Пошли доклады из четвертого отсека, что запопнены нижний уровень, потом - средний и верхний уровни. Стоп насос! И тут - удар, лодку встряхнуло. Оказалось, ракету сбросило со «стола», схема стрельбы обесточилась. Когда ракета в шахте ставится на «стол», то нужно открыть механический клапан подачи воздуха в шаровой баллон ракеты. Но получилось по-иному: ракету сбросило со «стола», а баллон надут, это 200 атмосфер.

Подвсплываем под крышку рубки. Пытаемся автоматикой открыть крышку. Но крышку заклинило. Несколько попыток - бесполезно. Удалось только вручную открыть. Всплываем, выбегаю на мостик. Ракета в шахте, работают гироприборы. Но… «голова» ракеты раздавлена с четырех сторон. Что делать? Бросать чушку? Но если азотная кислота из вскрытого ножом бака-окислителя выльется, то клапаны шахты выйдут из строя. Придется становиться в завод, а испытания отложить на несколько месяцев. Но можно через нижний лаз забраться в шахту под двигатель, открыть механический клапан и стравить воздух из шарового баллона. Тогда ракета будет в безопасности. Обратиться за помощью к конструкторам, которые вышли на стрельбу. Те недоуменно посмотрели на меня: «Под сопло? Вадим Константинович, мы же не дураки…» Пришлось построить личный состав ракетной боевой части. Тут желающие выполнить рискованную операцию нашлись. Полез старшина 1-й статьи из старослужащих. Другой моряк ему помогал. К сожалению, забыл их фамилии. Может, прочитав об этом, они откликнутся. Будем честны: парни совершили подвиг. Более того, сохранив ракету, мы узнали причину аварии, а это, как выяснилось, элементарное нарушение технологии. По крышке шахты проходит труба, через которую воздух выходит в цистерну при заполнении шахты водой. Труба оказалась выше крышки. Обычный заводской брак! Когда крышку закрывали, то трубу просто передавило, а значит, изменились проходное сечение и давление воды при заполнении верхнего уровня шахты. Вода и раздавила «голову» ракеты.

Состоялась третья стрельба, когда устранили неисправность. Прошел месяц. 10 сентября 1960 г. состоялся первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты. С глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла. Из начальства у меня на борту находился лишь председатель комиссии капитан 1 ранга Кирток. Многие уже не верили в успех. В производство ракета не пошла из-за малой дальности полета, но она дала толчок дальнейшим разработкам. В Северодвинске уже серийно строились дизельные лодки 629-го проекта, которые впоследствии были модернизированы под ракеты Р-21, стартующие из-под воды и имеющие дальность до 1400 км.

ПЛ Б-67 вошла в историю как корабль-первопроходец в освоении ракетного оружия. После летно-конструкторских испытаний С-4.7 лодку собирались еще раз модернизировать. На 402-й завод уже пришли необходимые чертежи. Планировалось на борту установить большой контейнер с баллистической ракетой, который лодка выбрасывает в определенном районе. Контейнер устанавливается на грунте, от него отделяется якорь, получается нечто вроде поплавка. Лодка тем временем уходит, а в нужное время дает акустический сигнал - и сразу система срабатывает на запуск ракеты. Но потом переоборудование отменили, хотя сам я видел чертежи. Видимо, проект «якорной ракеты» в конце концов признали нецелесообразным, так как в это время уже завершалась подготовка к испытаниям совершенно нового по тем временам комплекса подводного старта Д-4 с ракетой Р-21, о которой я уже упоминал. А я ушел учиться в академию. Мы первыми осуществили пуск баллистической ракеты с подводной лодки. А американцы, поначалу проигрывая это соревнование, быстро вышли вперед. В ноябре 1960 г. первое боевое патрулирование в Норвежском море, неподалеку от границ СССР, начала ПЛАРБ «Дж. Вашингтон». А это 16 ракет «Поларис А-1» с дальностью 2 200 км. Почему же произошло отставание? Мнение у меня совершенно определенное. Как в Советском Союзе подошли к разработкам? Лодку взяли уже спроектированную. 611-го проекта, к которому относилась и Б-67, уже было несколько кораблей. Потом начали думать, как на них установить баллистические ракеты, принятые на вооружение в Сухопутных войсках. Упрощение, наоборот, все усложнило. А как поступили американцы? Поняв, что использование баллистических ракет с подводных лодок - это очень перспективный путь вооруженной борьбы, они собрали комплексную группу. Проектанты, оружейники, ядерщики, корпусники и т. д. США создали совершенно новый корабль. Работали по схеме: сначала ракета, затем - под ракеты корпус. А потом, на завершающем этапе, спроектировали атомную ПЛ. Здесь все работали в комплексе. Отсюда и результат. Отставание наше длилось 10-15 лет. После академии я попросился на атомоход. Командовал К-33, лодкой 658-го проекта. Это новый, по тем временам, корабль, но по оружию и конструкции во многом повторял дизельную лодку 629-го проекта. Те же три шахты непосредственно за боевой рубкой, тот же комплекс Д-4. Только с созданием специального проекта стратегической ПЛА, получившего шифр 667, мы вплотную приблизились к американцам. Не случайно эти корабли стали называться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН). >>

В последнее время мы читаем лишь об авариях и катастрофах, сопровождавших развитие советской военной техники. Достижения же, ставшие итогом этого развития, у нас упрямо замалчиваются. Между тем, эти достижения были поистине великими, а многие из них никто не смог превзойти до сих пор.

Одним из таких достижений стал запуск полного боекомплекта, состоящего из 16 межконтинентальных баллистических ракет с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» в рамках учений «Бегемот-2».

Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период холодной войны, предусматривали массированное применение баллистических ракет морского базирования. В этом вопросе американские и советские военные стратеги мыслили одинаково. Предполагалось, что атомные подводные лодки, до поры до времени скрывающиеся в глубинах мирового океана, произведут залповый пуск всего своего боекомплекта. Но одно дело планировать такие действия и совершенно другое реализовать их на практике. С момента появления первых подводных ракетоносцев в конце 1950-х годов и до начала 1990-х годов ни одна из сверхдержав не проверяла возможность ракетного залпа с их бортов. До описываемого нами момента максимальное количество ракет, выпущенных с лодки, составляло восемь штук: 20 декабря 1969 года с борта советской атомной подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» под командованием капитана 2-го ранга Юрия Бекетова был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом.

Однако при Горбачёве возобладало мнение, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну, в лучшем случае, три ракеты. А если это так, то и надо в первую очередь сокращать именно подводный флот, тем более, что он требовал больше всего денег на свое содержание. Чтобы опровергнуть это мнение, подводники и решили провести операцию «Бегемот». Операция была осуществлена в 1989 году лодкой К-84 «Екатеринбург», но закончилась неудачей: за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления в шахте была вырвана крышка шахты и произошёл частичный выброс ракеты. Одной из причин нештатной ситуации стала общая нервозность экипажа на субмарине из-за наличия огромного количества флотского начальства.

К проведению операции «Бегемот-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький по тем временам ракетный крейсер К-407 проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин», по классификации НАТО - Delta IV). Его спустили на воду 28 февраля 1990 года, а 29 декабря того же года он вошел в состав Северного флота. Позднее, 19 июля 1997 корабль получил собственное имя «Новомосковск».

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.
Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.

Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.
К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в Санкт-Петербурге музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.

Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось, да и сейчас сопровождается, градом государственных наград. Ушли документы и в тот раз. Но вскоре советские награды ушли в историю и, в результате, моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах. И хотя подводники заслужили большего, чем получили, в конце концов, главное это след в истории, а не ордена и медали.

Достижение, которое смогли установить в августе 1991 года моряки К-407 по праву является мировым рекордом. Ни до них, ни после, никто не смог сделать подобного. А теперь в обозримом будущем и не сделает.

Сама идея вооружить подводные лодки, или, как их раньше называли, «потаенные суда», ракетами возникла еще в XIX веке. Принадлежит она Карлу Андреевичу Шильдеру. Именно по его проекту в марте 1834 года была начата и в мае того же года закончена постройка «ракетной» подлодки. Корпус изготовили на Александровском литейном заводе (сегодня это «Пролетарский завод»), предметы вооружения и оборудования — в мастерских лейб-гвардии Саперного батальона, а ракеты — в Петербургском ракетном заведении.

Субмарина стала первым в России судном с цельнометаллическим корпусом. Ее вооружение составили подводная мина специальной конструкции и несколько пороховых ракет, размещенных в шести горизонтальных железных трубах (пакет на три трубы с каждого борта). Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания необходимого при стрельбе угла возвышения в 10—12°. Электрозапал ракет производился изнутри лодки, а при пуске пробки, закрывавшие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами.

Впрочем, на вооружение Российского Императорского флота эту подлодку принимать не стали, и впоследствии изобретатель сам разобрал ее на металлолом. Идея же скрытной доставки ракет нашла свое продолжение в работах других инженеров и военных.

Подводное оружие возмездия

В очередной раз идею ракетной подводной лодки на практике попытались реализовать в III рейхе. По инициативе капитана люфтваффе Эрнста Штейнхофа из управления известного центра в Пенемюнде летом 1942 года одна из лодок кригсмарине, U-511, была переоборудована для особых целей.

Для определения возможности и эффективности ракетной стрельбы с ПЛ в подводном положении сотрудниками центра были доработаны два типа ракет, созданных в интересах вермахта: фугасные мины калибров 280 миллиметров образца 1940 года и 210 миллиметров образца 1942-го. Для пуска использовалась установка ферменного типа, перезарядка — только в надводном положении.

На испытаниях ракетные стрельбы выполнялись с глубины от 9 до 15 метров на максимальную дальность около 4 километров. В общей сложности израсходовали 24 ракеты обоих калибров. Результаты оказались выше ожидаемых, поэтому в отчете за подписью начальника ракетного полигона генерал-майора Вальтера Дорнбергера и Вернера фон Брауна указывалось, что немецкие ПЛ, оснащенные такими системами, смогут скрытно достигать американского побережья и беспрепятственно наносить удары по расположенным на берегу объектам. Но командование кригсмарине отнеслось к «уникальности» проекта скептически и отказалось от него.

К идее вооружения «стальных акул Деница» ракетным оружием вернулись после разработки «Фау-2». Для нее во второй половине 1943 года был создан так называемый «испытательный стенд XII». Огромные размеры «оружия возмездия» не позволяли поместить ракету внутри корпуса подлодки, вот и пришлось создавать плавучую стартовую платформу в виде управляемого по проводам транспортно-пускового контейнера (ТПК), который и должна была буксировать эта «условно-ракетная» ПЛ.

Работы по проекту (названному в честь спонсора — главы автомобильного концерна «Фольксваген» Бодо Лафференца) шли быстро, и уже к середине 1944 года была подготовлена вся необходимая техническая документация для изготовления самого контейнера и проведения его испытаний. В декабре 1944 года на верфи в Штеттине и в январе 1945 года на верфи в Эльбинге были размещены заказы на три контейнера, а на субмаринах U-518, U-546, U-805, U-880 и U-1235 стартовали работы по их переоборудованию под новые задачи.

Различные технические недостатки комплекса проявились еще на стадии проектирования, да и вообще его живучесть оказывалась очень низкой: субмарина с одним или несколькими контейнерами (планировалось, что подлодка XXI серии будет буксировать до трех ТПК) «на хвосте» представляла собой просто идеальную мишень для вражеской авиации и противолодочных кораблей. А стоимость проекта перекрывала все мыслимые пределы и ложилась уже непомерным бременем на переживавший не лучшие времена III рейх. В конечном итоге практическая реализация проекта инженера Дикмана, так же как и его другого «детища», ракетной ПЛ с контейнером на борту (перед пуском субмарина всплывала в надводное положение, производила пуск ракеты, сбрасывала ТПК и вновь уходила под воду), потерпела фиаско. И первый в мире пуск баллистической ракеты с подводной лодки произвели у нас, в Советском Союзе.

А — БРПЛ Р-11ФМ комплекса Д-1. СССР. Одноступенчатая. Состояла на вооружении с 1959 по 1967 год
Б — БРПЛ Р-21 комплекса Д-4. СССР. Одноступенчатая. Находилась на вооружении с 1963 до конца 1980-х годов
В — БРПЛ Р-29 комплекса Д-9. СССР. Двухступенчатая, жидкостная. Снята с вооружения. Носитель — атомоходы проекта 667Б/БД
Г — БРПЛ Р-29РМ комплекса Д-9РМ. СССР. Трехступенчатая, жидкостная. Находится на вооружении. Носитель — РПЛСН проекта 667БДРМ

Проект «волна»

Процесс создания баллистической ракеты для базирования на подводной лодке (БРПЛ) многогранен и на порядок сложнее, чем создание «сухопутной» БР. Здесь надо одновременно решать проблемы, связанные и с ракетной техникой, и с подводным кораблестроением, и с подводным стартом ракеты, и с управлением последней в полете.

Американцы, вывезшие из поверженной Германии тонны технической документации, ракеты «Фау-2» и их конструктора, попытались сразу же создать ракетную подлодку. В феврале 1947 года с ПЛ «Каск» ВМС США произвели испытание американского варианта «Фау-1», а через полгода с палубы авианосца «Мидуэй» запустили ракету «Фау-2». Затем американцы попытались создать морской ракетный комплекс с БР «Юпитер» и вооружить им свои субмарины. Не тут-то было — первый блин вышел комом.

Советскому Союзу досталось несравнимо меньше немецких научных трофеев, хотя в их числе оказались три ТПК для лодочной «Фау-2». Возникло вполне естественное желание перенести идеи Дикмана на нашу почву. Амбициозная программа, или, как у нас было принято говорить, «тема», получила неприметный шифр «Волна».

А уже в октябре 1947 года сотрудник НИИ-88 инженер В.А. Ганин получает авторское свидетельство за № 7797 на изобретение «способа запуска управляемых реактивных снарядов с воды и из-под воды». По мнению автора, пуски ракет можно было производить с подлодки из любого положения «ракетного аппарата» (пускового контейнера): горизонтального, вертикального или наклонного.

Основой же для первой в мире БРПЛ стала «королевская» оперативно-тактическая Р-11, ведущим конструктором которой был В.П. Макеев — будущий руководитель миасского КБ, давшего советскому флоту практически все типы БРПЛ. Создание «лодочной» ракеты становилось возможным вследствие особенностей Р-11: способности находиться длительное время в заправленном состоянии, малых габаритов и применения в качестве окислителя высококипящего компонента на основе азотной кислоты, что существенно упрощало эксплуатацию ракеты на подлодке.

Новому ракетному комплексу присвоили шифр Д-1 (ракета Р-11ФМ, «флотская модель»). Пуск производился из надводного положения. Для этого полностью заправленную ракету надо было поднять на верхний срез шахты и удерживать там до старта. Испытательные пуски новой ракеты Сергей Королев проводил вначале с неподвижного стенда (имитировал внешние обводы субмарины), затем с качающегося стенда (имитация качки и рыскания ПЛ-носителя по курсу) и, наконец, с самой ПЛ.

16 сентября 1955 года впервые в мире с борта дизель-электрической подводной лодки проекта В-611 был произведен успешный пуск баллистической ракеты Р-11ФМ (на дальность 250 километров). Теперь можно было твердо говорить о рождении в СССР морских стратегических ядерных сил. Дальнейшие работы по ракете передали из ОКБ-1 в специальное КБ №385 в уральском Миассе, начальником которого с 11 марта 1955 года стал В.П. Макеев. Комплекс Д-1 был принят на вооружение ВМФ СССР в 1959 году, после чего первый этап темы «Волна» был завершен.

Р-11ФМ представляла собой морскую одноступенчатую баллистическую ракету с неотделяемой головной частью и с двигателем на долгохранимом жидком топливе (компоненты — керосин Т-1 и азотная кислота АК-20, воспламеняемые специальным пусковым горючим). Важнейшей составной частью комплекса Д-1 стал стартовый стол, размещенный в ракетной шахте и при помощи специального подъемника поднимавшийся на ее верхний срез для погрузки БР на подлодку и выполнения ракетной стрельбы. При необходимости он мог разворачиваться по азимуту вокруг продольной оси шахты. Пуск первой ракеты можно было произвести уже через 5 минут после всплытия ПЛ.

Вторым этапом программы «Волна» стало создание более совершенного морского стратегического ракетного оружия — комплекса Д-2 с ракетой Р-13 и ДЭПЛ проекта 629 (КБ «Малахит»). Дальность стрельбы должна была составить уже 400—600 километров. Тактико-технические задания на РК и носитель были выданы в январе 1956 года.

Первый разработчик пусковой установки не справился с задачей — она получалась огромной и никак не удовлетворяла требованиям С.П. Королева. В результате проектированием ПУ занялись специалисты миасского КБ, создававшие ракету: вес установки уменьшился в десять раз и почти весь объем РШ стал использоваться для повышения дальности полета ракеты и величины забрасываемой массы. Специалисты КБ раз и навсегда отказались от применения специального пускового контейнера, использовавшегося в «сухопутных» комплексах, считая, что сама ракетная шахта ПЛ и есть лучший контейнер.

У ракеты Р-13 боевая часть уже была отделяемой и для обеспечения стабилизации в полете имела на задней конической «юбке» пластинчатые «перья». В октябре 1961 года во время учения со звучным именем «Радуга» ракетоносец проекта 629 отправил на Новую Землю ракету с реальной ядерной БЧ. Такая вот получилась радиоактивная «радуга».

Однако надводный способ старта существенно снижал оперативность выполнения приказа на ракетную атаку и понижал скрытность действий. Фактически во время предстартовой подготовки подводный ракетоносец — гроза глубин — превращался в беззащитную мишень. Морякам как воздух был нужен комплекс с подводным стартом.

И такой появился у СССР в начале 1960-х годов. Им стал Д-9 с одноступенчатой жидкостной ракетой Р-21. Старт ракеты, так называемый «мокрый» старт, осуществлялся из затопленной шахты. После того как в результате поддува баков ракеты в них достигалось давление определенной величины, автоматически подавалась команда на заполнение шахты водой, давление воды в шахте выравнивалось с давлением за бортом, отдраивались кремальеры и открывалась крышка РШ. Непосредственно перед стартом происходил переход на бортовое питание ракеты, и через короткий промежуток времени выполнялся ее пуск. Применение такой техники было возможно с глубин 40—50 метров. Р-21 стала последней БРПЛ первого поколения.

БРПЛ Р-27У комплекса Д-5У. СССР. Одноступенчатая, жидкостная. Стартовая масса — 14,2 т. Масса головной части — 650 кг. Тип ГЧ — моноблочная или кассетная. Максимальная дальность — 3 000 км. Длина ракеты — 8,9 м. Диаметр — 1,5 м. Снята с вооружения. Носитель — атомоходы проекта 667АУ

«Убийцы городов»

В то время когда в СССР полным ходом шли работы над разработкой второго ракетного комплекса с БРПЛ, за океаном все никак не могли раскачаться. Только в 1955 году по указанию президента Эйзенхауэра был сформирован соответствующий комитет для разработки программы создания стратегической ракетной системы морского базирования. Зато, в отличие от СССР, американцы изначально ставили задачу стирать с лица планеты не военные объекты, а крупные города, административные и экономические центры Страны Советов. Так что западная печать быстро окрестила их «убийцами городов».

Первым ответом на советские ракеты стали система «Поларис» в составе твердотопливной БР, атомной подводной лодки (ПЛАРБ), пусковые системы для запуска БР с ПЛ в подводном положении, система управления ракетной стрельбой, навигационная система, система дальней связи для поддержания связи с погруженными субмаринами, а также с соответствующей береговой инфраструктурой и даже с транспортами-ракетовозами.

В качестве важной особенности ракеты этого комплекса следует отметить то, что она уже изначально создавалась с подводным типом старта. Это придавало ПЛ-носителю большую скрытность и повышало боевую устойчивость всей системы в целом.

Американцы остановили свой выбор на ракетном двигателе на твердом топливе. РДТТ конструктивно более просты, чем жидкостные двигатели, имеют меньшую массу и менее дороги в производстве. К тому же такие БРПЛ готовы практически к немедленному боевому применению, менее сложны в обслуживании и отличаются более высокой степенью безопасности по сравнению с жидкостными ракетами.

Было создано несколько модификаций стратегической системы «Поларис» с дальностью полета от 2 200 до 4 920 километров. Пуск «Полариса» производился из подводного положения, с глубины 25—35 метров. Сжатым воздухом высокого давления ракета просто «выбрасывалась» из шахты, причем первая могла стартовать уже через 15 минут после получения приказа на атаку. Полет на максимальную дальность занимал 15 минут 12 секунд.

В ракете комплекса «Поларис А-2» впервые применили средства преодоления противоракетной обороны, создававшейся к тому времени в СССР. Они были примитивными и вряд ли спасли бы ракету, но все же это было сделано впервые в мире (у нас — чуть позже). В головной части БРПЛ разместили ловушки и активные средства преодоления ПРО, о которых американцы тогда особо не распространялись, затем эта информация стала никому не нужной. Кстати, недавно Пентагон и Министерство энергетики США (отвечает за стратегические ракеты) приняли решение вновь засекретить все сведения, касающиеся истории создания БР морского и наземного базирования, чтобы избежать их попадания в руки конструкторов из так называемых «стран-изгоев».

В отличие от американских ПЛАРБ первого поколения (типа «Джордж Вашингтон») носители комплекса «Поларис А-2», ПЛАРБ типа «Этен Аллен» изначально проектировались под стратегический ракетный комплекс морского базирования. Хотя их архитектура по большому счету не сильно отличалась от предшественниц. Основные изменения были связаны главным образом с совершенствованием корабельной системы управления ракетной стрельбой. Кардинально улучшились и условия обитаемости: на комплексах имелись библиотека, фотолаборатория, прачечная со стиральной и сушильной машинами, помещение бытового обслуживания с гладильной и швейной машинами, а также ванная — роскошь, немыслимая на кораблях аналогичного класса советского ВМФ. Что уж говорить о наличии на борту американских атомоходов гимнастических залов с велотренажерами, тренажерами для гребли и электротренажерами для тренировки различных групп мышц. Стоимость одной ПЛАРБ составляла 80 миллионов долларов, а стоимость одной БРПЛ — около 1 миллиона долларов. При этом не надо забывать, что «те» доллары были намного весомее долларов «нынешних».

Впервые в систему морского ракетного оружия стратегического назначения американцы включили и специальные суда снабжения. Первый из «ракетовозов», «Ханли», спустили на воду в 1961 году. На нем были предусмотрены помещения для хранения БРПЛ, торпед, запчастей — около 8 000 наименований, а также размещались 52 ремонтные мастерские. Имевшееся на судне оборудование позволяло заменять и производить ремонт различных механических, электрических, электронных и оптических систем подводных ракетоносцев и их БРПЛ.

Из подводных ракетоносцев типа «Этен Аллен» самым интересным образом «прославился» «Патрик Генри», на который в апреле 1961 года упала выпущенная перед этим своя же баллистическая ракета.

С развитием БРПЛ изменялось и их предназначение. Они уже переставали быть простыми «убийцами городов». Например, с принятием на вооружение ракетного комплекса «Посейдон» на подводные ракетоносцы стали возлагаться задачи поражения стартующих МБР противника и одиночных военных объектов, не имеющих высокой степени защиты. А вот появление у американцев высокоточных БРПЛ комплекса «Трайдент I» дало Пентагону возможность осуществлять планирование ударов по большинству объектов советских РВСН. Ракеты же комплекса «Трайдент II» обладали еще более высокой точностью и могли успешно поражать высокопрочные цели: шахтные ПУ МБР, командные пункты и подземные хранилища.

А — ПЛАРБ типа «Огайо». США. Водоизмещение надводное/подводное — 16764/18750 т, длина наибольшая — 170,7 м, глубина погружения рабочая/предельная — 305/550 м, 1 ядерный реактор, скорость подводная — 25 уз., автономность — 70 сут., экипаж — 163 чел. Основное вооружение — 24 ракеты комплекса «Трайдент II» D5
Б — БРПЛ «Трайдент-II». США. Трехступенчатая, твердотопливная. Стартовая масса — 57,0 т. Забрасываемая масса — 2 700 кг. Находится на вооружении с 1990 г. Носитель — ПЛАРБ типа «Огайо»
1. Сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13
2. Носовые (рубочные) горизонтальные рули
3. Центральный пост управления кораблем
4. Торпедный отсек; торпедные аппараты типа MK68
5. Ракетный отсек
6. Реакторный отсек (реактор типа S8G)
7. Турбинный отсек
8. Элементы кормового оперения

Прыжок между континентами

Массовый выход в Мировой океан советских ракетоносцев не остался без внимания руководства США и НАТО — они приступили к стремительному наращиванию сил и средств противолодочной обороны, приступили к созданию в Северной Атлантике мощных рубежей ПЛО, сильно насыщенных большим числом стационарных, корабельных и авиационных средств обнаружения и уничтожения. Проникнуть через этот «забор» незамеченными советским подводникам становилось все труднее. Оставался один выход — создать лодочную ракету межконтинентальной дальности.

Решение о разработке такого комплекса, получившего шифр Д-9 (с БРПЛ Р-29), было принято в сентябре 1964 года. В ленинградском ЦКБ «Рубин» приступили к проектированию для него принципиально нового «стратега» — проекта 667Б.

Р-29 стала первой в мире «морской» межконтинентальной БР. Двигатели первой и второй ступеней размещались непосредственно в топливных баках ракеты. Эта так называемая «утопленная» схема ЖРД была реализована еще на предыдущих ракетах семейства «Р-27». Скорые на хохмы советские ракетчики стали именовать жидкостные двигатели новой схемы «утопленниками».

Ракета вообще отличалась высокой степенью новизны конструкции и «начинки». Так, например, впервые в мире применили систему азимутальной астрокоррекции полета, что даже при значительных ошибках навигационного комплекса все равно обеспечивало высокую точность стрельбы на большие дальности. Новинкой была и система документирования процессов ракетной стрельбы, благодаря которой затем можно было «проиграть» ситуацию заново и выяснить причину неудачи. Новейшая же система управления комплекса позволяла за 8 минут осуществить ракетный залп полным боекомплектом (12 ракет), с темпом пуска 10 секунд. В отличие от американских ПЛАРБ, наши ракетоносцы с новыми комплексами могли производить ракетную стрельбу как из подводного, так и надводного положения. Теперь «достать» Америку можно было прямо от пирса, не выходя в далекое студеное море.

За Р-29 пришла ракета Р-29Р. К новому «детищу» советских ракетчиков слово «впервые» можно было применять бесконечно. Впервые на БРПЛ поставлена разделяющаяся ГЧ с боеголовками индивидуального наведения (РГЧ ИН), которые к тому же были совершенно нового типа — высокоскоростные и малогабаритные, с малой величиной рассеивания на атмосферном участке. Впервые имелась возможность оснащения ракет различными комплектациями головных частей — одна, три или семь боеголовок. Впервые реализован принцип полной астрокоррекции, значительно повысивший точность стрельбы.

«Царь-ракета» и смертельная «синева»

Обычно «Царь-ракетой» нарекают созданную в рамках советской лунной программы ракету-носитель Н-1. Однако есть своя «Царь-ракета» и у подводников. А как иначе назвать твердотопливный гигант стартовой массой 90 тонн и длиной 16 метров, который способен забросить на другой континент две с половиной тонны ядерных боеголовок?

Для новой ракеты, получившей шифр Р-39 (комплекс Д-19), разработали принципиально новую стартовую систему с размещением элементов пусковой установки на самой ракете. АРСС, или амортизационная ракетно-стартовая система, обеспечивает герметизацию полости шахты, амортизацию ракеты, ее безопасное хранение на носителе и позволяет выполнять погружение ракетоносца с открытой крышкой ракетной шахты на максимальную глубину старта!

Фактически все силовые элементы ракеты, необходимые при ее эксплуатации на наземных средствах и на корабле, были размещены непосредственно на АРСС и корпусе хвостового отсека, сбрасываемого на начальном участке полета после выхода БРПЛ из воды. По внешнему виду АРСС напоминает «гриб», опирающийся своей «шляпкой» на резинометаллическое кольцо, уложенное на комингс ракетной шахты ракетоносца. В нижней части БРПЛ не имеет каких-либо опор — это так называемая «висячая» схема.

Ракета Р-39 оказалась настолько уникальной, что для нее пришлось создать опять-таки уникальный подводный ракетоносец — проект 941 «Акула», или, как его часто называют, «Тайфун». Особенность «стратега» в том, что конструктивно в едином наружном легком корпусе размещен не один, а пять прочных корпусов. Кроме того, ракетные шахты располагаются здесь перед рубкой, да еще и вне прочного корпуса субмарины — между двумя основными прочными корпусами. Фактически каждая ракетная шахта — это миниатюрный прочный корпус, который не имеет эксплуатационно-технологических люков и полностью автономен. В случае аварии из строя выходит только одна шахта, а не весь ракетный отсек.

Но самой уникальной стала ракета Р-29РМ, последняя версия которой носит красивое имя «Синева». Это уже была чудо-ракета: использование коррекции по сигналам навигационных спутников, способность летать по «гибким» и отличающимся друг от друга траекториям (на минимальную, промежуточную и максимальную дальность), способность произвольно разводить боеголовки, а также расширенные условия боевого применения за счет возможности использования высоких широт Арктики. То есть стрелять можно даже с «вершины мира» — Северного полюса, что и проделал ракетоносец «Екатеринбург» в сентябре 2006 года.

Кстати, впервые в мире ракетную стрельбу из района полюса выполнил экипаж атомохода К-92 проекта 667БД под командованием капитана 2-го ранга В.В. Патрушева. Это грандиозное событие произошло летом 1982 года. Причем для того, чтобы всплыть в приполюсном районе, для проделывания полыньи в паковом арктическом льду применили боевые торпеды.

Арктические походы подлодок — это тема отдельного разговора, здесь же стоит еще упомянуть уникальную операцию «Бегемот-2»: 6 августа 1991 года стратегический ракетоносец «Новомосковск» типа «Дельфин» впервые в мире выполнил стрельбу из подводного положения полным боекомплектом из шестнадцати ракет. Что называется, знай наших! А еще наши подводники прославились тем, что — также впервые в мире — стали выполнять групповую ракетную стрельбу БРПЛ. От такого «пулеметного» ядерного удара уж точно не спасешься.

Ракетный «ледокол»

Мало кто помнит, что в свое время активно изучалась возможность размещения БР и на переоборудованных транспортных судах. Причем такие «ракетовозы» внешне не должны были отличаться от своих гражданских «собратьев». Попробуй тогда найди среди тысяч сухогрузов носителя смертоносных ракет.

Американцы предлагали странам НАТО создать целую флотилию таких «судов с сюрпризом» на базе транспортов типа «Маринер». В СССР же программа была начата в августе 1964 года — ракетный корабль, проектировавшийся на базе судна ледового плавания проекта 550 «Агуэма», получил рабочее название «Скорпион» (проект 909). На его борту должны были находиться восемь ПУ ракет Р-29, а внешний вид отличался только наличием дополнительных антенн. Согласно проведенным расчетам, патрулируя арктические воды Советского Союза, такое судно могло поразить своими ракетами объекты практически на всей территории США. Кроме того, ЦКБ-17, уже в инициативном порядке, спроектировало еще и ракетовоз, замаскированный под гидрографическое судно (проект 1111, «четыре кола»). Первые в серии суда этих проектов в ценах 1964 года обошлись бы госбюджету соответственно в 18,9 и 15,5 миллиона рублей.

Работы по данной теме были прекращены во второй половине 1965 года — сначала в США, а затем и в СССР. Хотя в последующем идея трансформировалась в проекты, предусматривающие использование конверсионных БРПЛ в составе морских космических стартовых комплексов «Прибой» и «Селена».

Из-под воды — в космос

Слово «конверсия» прочно вошло в наш лексикон. Не остались в стороне от нее и лодочные БР. На их основе спроектировали ракеты-носители «Зыбь», «Волна», «Штиль», «Прибой», «Рикша», «Селена» и «Уренгой».

Проигрывая «Союзу» и «Протону», морские ракеты оказывались весьма выгодны для вывода космических аппаратов на низкие орбиты. Наибольшую известность получили комплексы «Штиль» и «Волна» на базе ракет Р29РМ и Р-29Р, а первой «сняла погоны» БРПЛ Р-27, на основе которой создали РН «Зыбь»: в 1991—1993 годах моряки-подводники выполнили три пуска таких ракет по суборбитальным траекториям.

Через два года настала очередь «Волны»: 7 июня 1995 года в рамках программы ТКМ конверсионная Р-29Р с комплексом научной аппаратуры Центра прикладных космических технологий и изучения микрогравитации Бременского университета была запущена из надводного положения в Баренцевом море экипажем российского атомохода «Рязань». Преодолев за 20 минут около 9 000 километров, спасательная капсула благополучно приземлилась на Камчатке. Интересно, кстати, что кроме научной аппаратуры на борту находилась еще и почтовая корреспонденция, благодаря чему этот пуск попал в Книгу рекордов Гиннесса как «самая быстрая почта в истории».

7 июля 1998 года уже другой атомоход — «Новомосковск» — выполнил первый в нашей истории коммерческий подводный пуск БР: в космос отправился немецкий искусственный спутник.

Активное участие российские герои-подводники приняли и в известной программе «Солнечный парус». Подводные ракетоносцы «Борисоглебск» и «Рязань» (оба проекта 667БДР, РН «Волна») три раза выполняли в ее рамках ракетные пуски. К сожалению, «Солнечный парус» так и не сумел выйти на орбиту: то ракета подводила, то сам аппарат давал сбои. Но разработчики не отчаиваются и уже начали работать над его новой модификацией.

Иллюстрации Михаила Дмитриева


В последнее время мы читаем лишь об авариях и катастрофах, сопровождавших развитие советской военной техники. Достижения же, ставшие итогом этого развития, у нас упрямо замалчиваются. Между тем, эти достижения были поистине великими, а многие из них никто не смог превзойти до сих пор.

Одним из таких достижений стал запуск полного боекомплекта, состоящего из 16 с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» в рамках учений «Бегемот-2».

Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период холодной войны, предусматривали массированное применение баллистических ракет морского базирования. В этом вопросе американские и советские военные стратеги мыслили одинаково. Предполагалось, что атомные подводные лодки, до поры до времени скрывающиеся в глубинах мирового океана, произведут залповый пуск всего своего боекомплекта. Но одно дело планировать такие действия и совершенно другое реализовать их на практике. С момента появления первых подводных ракетоносцев в конце 1950-х годов и до начала 1990-х годов ни одна из не проверяла возможность ракетного залпа с их бортов. До описываемого нами момента максимальное количество ракет, выпущенных с лодки, составляло восемь штук: 20 декабря 1969 года с борта советской атомной подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» под командованием капитана 2-го ранга Юрия Бекетова был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом.

Однако при Горбачёве возобладало мнение, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну, в лучшем случае, три ракеты. А если это так, то и надо в первую очередь сокращать именно подводный флот, тем более, что он требовал больше всего денег на свое содержание. Чтобы опровергнуть это мнение, подводники и решили провести операцию «Бегемот». Операция была осуществлена в 1989 году лодкой К-84 «Екатеринбург», но закончилась неудачей: за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления в шахте была вырвана крышка шахты и произошёл частичный выброс ракеты. Одной из причин нештатной ситуации стала общая нервозность экипажа на субмарине из-за наличия огромного количества флотского начальства.

К проведению операции «Бегемот-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький по тем временам ракетный крейсер К-407 проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин», по классификации НАТО – Delta IV). Его спустили на воду 28 февраля 1990 года, а 29 декабря того же года он вошел в состав . Позднее, 19 июля 1997 корабль получил собственное имя «Новомосковск».

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.

Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.
Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.

К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.
Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось, да и сейчас сопровождается, градом государственных наград. Ушли документы и в тот раз. Но вскоре советские награды ушли в историю и, в результате, моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах. И хотя подводники заслужили большего, чем получили, в конце концов, главное это след в истории, а не ордена и медали.

Достижение, которое смогли установить в августе 1991 года моряки К-407 по праву является . Ни до них, ни после, никто не смог сделать подобного. А теперь в обозримом будущем и не сделает.