Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

См. Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10 . Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

См. ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", ГОСТ 30773-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения", введенные в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.
См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, государственной экспертизы проектной документации указанных объектов.

См. Методические рекомендации по подготовке представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 августа 2007 г. N 596а

3. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11 . Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

См. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703

Внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 12 . Требования к объектам размещения отходов

1. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 13 . Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований

1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 3 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 13.1

Статья 13.1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению

1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов , утвержденному органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

3. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 13.1 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 14 . Требования к обращению с опасными отходами

1. Утратил силу.
См. текст пункта 1

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

3. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

См. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. N 570

4. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I-IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I-IV класса опасности.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности

1. Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I-IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами см. приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16. Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности

1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов I-IV класса опасности;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Статья 17 . Трансграничное перемещение отходов

1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.

2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.

3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

ФЗ №89 об отходах производства и потребления: Глава 3 Общие требования к обращению с отходами статья 11 Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Технологический регламент при обращении с отходами:

Статья 60. Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления

1. Складирование, уничтожение и захоронение отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов власти по согласованию с уполномоченным органом в области ООС и иными исполнительными органами, осуществляющими функции охраны окружающей среды: 1.1. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОС, размещение отходов производства и потребления без разрешения уполномоченного органа в области ООС запрещаются.

2. Ввоз для переработки, захоронения или хранения отходов в РФ может осуществляться только по специальному разрешению Правительства РФ; 3. Запрещается импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования; 4. Экологические требования при обращении с отходами, наряду с настоящим Законом, определяются законодательством об отходах и иными нормативными правовыми актами; 5. Образование и использование производственных и коммунально-бытовых отходов подлежат государственному учету.

Закон дополнен статьей 60-1. Паспорт отходов:

Физическими и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, должен составляться паспорт отходов, типовая форма которого определяется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Закон дополнен статьей 60-2. Требования к объектам размещения отходов: 1. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований при наличии положительного заключения государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.

2. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду физические и юридические лица обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Физические и юридические лица после окончания эксплуатации объектов размещения отходов обязаны осуществлять контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.

4. Запрещается захоронение отходов на территории населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях возникновения угрозы загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Закон дополнен статьей 60-3. Требования при обращении с опасными отходами

1. Физические и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

2. Деятельность физических и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть:

1) ограничена при отсутствии обеспечения безопасного для здоровья человека и окружающей среды обращения с отходами;

2) запрещена в случае неоднократных (более двух раз) нарушений экологических требований при обращении с отходами, повлекших причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Закон дополнен статьей 60-4. Международные перевозки отходов

Международные перевозки отходов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Контроль за ввозом (вывозом) отходов в РФ обеспечивается государственными органами, осуществляющими пограничный, транспортный и таможенный контроль, а также уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и государственными органами санитарно-эпидемиологической службы.

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Статьей 9 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако и это не главный критерий.

Согласно пункта 4.6. ГОСТР51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. №251-СТ) «лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.»).

Поэтому деятельность, в процессе которой образуются отходы и отсутствуют признаки предпринимательской деятельности от сбора, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, не подлежит лицензированию в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Реализация отходов, образованных в процессе деятельности предприятия, не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

Судебная практика также подтверждает, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также реализация отходов, при которой признаки предпринимательской деятельности с указанными отходами как основным видом деятельности отсутствуют, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2006 года №524 не является лицензионной (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2007 года по делу №А57-14005/2006).

Если сбор опасных отходов не является основным видом деятельности вашего общества, и общество не занимается сбором отходов как предпринимательской деятельностью, то такая деятельность не подлежит лицензированию.

Однако это не означает, что в такой ситуации не надо утверждать нормативы образования отходов. Обращаем внимание, что не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.
Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» было установлено что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Плата взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.
Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Как следует из вышеизложенного, плата осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Согласно статьи 1 Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Более того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если вы являетесь лицом, производящим отходы и складирующим его в мусорные контейнеры для последующего вывоза на объекты размещения, то вы не всегда считаетесь лицом, производящим его размещение.
Изложенное подтверждается в Письмах Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169, от 27 апреля 2007 года№04-09/455, от 25 июля 2007 года №04-09/1001, а такжеарбитражной практикой, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 года №А56-41969/04. В указанном судебном акте сделан вывод, что негативное воздействие на окружающую среду имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде. А отсутствие лимитов (разрешения) на размещение отходов не является нарушением действующего законодательства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 года №Ф08-4677/2004-1770А указано, что плательщиками платы за размещение отходов являются предприятия, которые непосредственно занимаются размещением и переработкой отходов, а не общество, которое производит накопление и хранение отходов на территории общества временно. Накопленные отходы собственного производства вывозились на объекты размещения и переработки отходов - городскую свалку, предприятия по переработке отходов. Следовательно, вывод суда о том, что в части размещения указанных отходов общество не является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, является обоснованным.

При расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду следующее:
1. Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» установлено, что «…для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.
Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае, если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).
Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов».

  1. Письмом Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что «…вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.
Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся.
При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет».
  1. Письмом Ростехнадзора от 25 июля 2007 года N№04-09/1001 «О расчете платы за размещение отходов» установлено, что «…передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов».
Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов установлена статьями 11 и 18 Федерального Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ. Расходы организации по оплате услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 06 мая 2006 года №03-03-04/2/133).

Но не каждое общество занимается размещением своих отходов в случае, например, передачи на них права собственности специализированному обществу (не путать с договором на вывоз мусора, по которому не переходит право собственности, если это не оговорено специально в договоре). Арбитражный Суд Московской области своим решением от 08 октября 2004 года по делу №А41-К2-5988/04 установил, что не требуется утверждать нормативы образования и лимитов размещения отходов, т.к. общество продавало свои отходы, а, следовательно, не размещало.

Если же общество размещает свои отходы, то этот вид деятельности не всегда является для этого общества предпринимательским. Поэтому отказ Ростехнадзора в принятии решения об установлении нормативов образования и лимитов размещения отходов в связи с неисполнением требования пункт 7 вышеуказанного Постановления Правительства от 16 июня 2000 года №461 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов вместе с заявлением является незаконным.

Арбитражная практика подтверждает эту позицию. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2008 года №Ф09-11447/07-С1 по делу №А60-11636/07 установлено, что поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, то судами сделан обоснованный вывод о том, что общество не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности отказа управления в продлении лимита на размещение отходов является правильным.

Установление обязанности иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для любого вида хозяйственной деятельности признается неправомерным, и ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, возможна только в том случае, если доказано, что физическое или юридическое лицо ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, Так, общество осуществляло только деятельность по аренде склада для складирования товара и суд посчитал, что такая деятельность не является производственной, отходов не образует и не требует утверждения проекта нормативов образования отходов (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 года №КА-А40/437-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 года №КА-А40/1006-04).

Отсутствие у организации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если общество их размещает самостоятельно, не только увеличивает размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, но и является нарушением экологических требований, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А это квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Поэтому на юридическое лицо может быть наложен штраф на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • 1. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
  • 2. Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 3. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов:
  • 3.1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:
    • -иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.
  • 4. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов:
  • 4.1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
    • -соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
    • -разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
    • -внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
    • -проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
    • -проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
    • -предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
    • -соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
  • 5. Требования к объектам размещения отходов:
  • 5.1. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  • 5.2. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
  • 5.3. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 5.4. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
  • 5.5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
  • 6. Требования к обращению с опасными отходами:
  • 6.1. Опасные отходы подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
  • 6.2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
  • 6.3. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
  • 7. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами:
  • 7.1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
  • 7.2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
  • 8. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:
    • -наличие паспорта опасных отходов;
    • -наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
    • -соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;
    • -наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
  • 9. Трансграничное перемещение отходов:
  • 9.1. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания запрещается.
  • 9.2. Ввоз отходов на территорию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном порядке.
  • 9.3. Порядок трансграничного перемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.